РУБРИКИ

Шпора: Национальная экономика

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Национальная экономика

Шпора: Национальная экономика

Билет 1. Предмет и задачи национальной экономики

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны.

Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм

многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном

комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление

материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического

развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное,

государственное и т.д.

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими

признаками:

1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой

денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с

общим воспроизводственным контуром.

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который

выполняет регулирующую и координационную роль.

В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или

государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес.

Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами:

каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует

достижению наибольшего блага для всех.

Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности,

справедливости через обеспечение:

1. Стабильного роста национального объема производства;

2. Высокого и стабильного уровня занятости;

3. Стабильного уровня цен;

4. Поддержание равновесного внешнего баланса.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов

макроэкономического регулирования.

Ими являются:

- фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через

налоговую систему и расходы государства);

- денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением

через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);

- политика регулирования доходов (от свободного установления

заработной платы и цен до декретного контроля);

- внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование

обменного курса).

Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики

являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных

обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных

людских и материальных ресурсов. Показатели приращения национального

богатства - ВОП, НД (национальный доход), ВНП (валовый национальный продукт)

Главной целью всей экономической политики является создание эффек­тивной и

конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой

цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную

среду для хозяйственной деятельности всех субъек­тов экономики независимо от

форм собственности.

Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и др. цели:

1. Стабильные высокие темпы роста национального объема про­изводства. Это

означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без

резких изменений, спадов и кризисов.

2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в тече­ние длительного

времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие

цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же,

наоборот, стимулируют производство, но снижают по­купательную способность

населения. Поэтому достижение стабиль­ности цен в современной рыночной

экономике означает не "замо­раживание" их на длительный период, а плановое

регулируемое из­менение.

3. Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение

относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный

обменный курс национальной ва­люты на валюты других стран. Если в страну

ввозится больше това­ров, чем продается за границу, то возникает

отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем

поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние

торго­вого баланса значительное влияние оказывает курс валюты — ве­личина

денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны.

Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и

вызвать положительное или отрицательное сальдо.

4. Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий

получить работу находит ее. Но это не оз­начает, что полная занятость

охватывает все трудоспособное насе­ление страны. В любой стране в каждый

данный момент времени есть определенное количество людей, временно не

работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того,

всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры

новых рабочих мест, свя­занных с внедрением новых технологий, имеющейся

структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным

требованиям и новым профессиям от спроса на эти про­фессии.

Билет 2. Предпосылки функционирования национальной экономики (+ билет 1)

Национальное хозяйство - совокупность всех отраслей и сфер экономики

различных регионов страны, объединенных разнообразными экономическими

связями.

Показатели функционирования национальной экономики:

1.Экономический рост экономики.

2.Производство ВНП (валовый национальный продукт), ВВП (валовый внутренний

продукт).

3.Производство, распределение и использование национального дохода

(использование и перераспределение).

4.Производительность общественного труда.

5.Занятость населения.

6.Уровень безработицы.

7.Жизненный уровень населения.

8.Доходы, з/плата.

9.Номинальная и реальная з/плата.

10.Денежное обращение.

11.Инфляция.

12Торговый и платежный баланс.

13.Внешнеэкономическая деятельность.

Билет 3. Типы национальных хозяйственных систем

1 тип - рыночная экономика, в которой доминирующей формой взаимодействия

между участниками хозяйственного процесса является обмен. Под обменом, в

соответствии с классическим пониманием, подразумевает "двустороннее движение

товаров между субъектами, ориентированными на прибыль, получающуюся в

результате для каждого от итогов соглашения".

2 тип - редистрибутивные или командно-административная. В

редистрибутивных экономиках преобладает движение благ и услуг к Центру и из

него, независимо от того, осуществляется ли передвижение объектов физически или

меняется только порядок права их присвоения без каких-либо изменений в

действительном размещении ресурса или продукта. Редистрибуция представляет

собой аккумуляцию, собирание, совмещенные с новым, вторичным распределением и

раздачей. Именно через редистрибуцию в этих обществах достигается воссоединение

распределенного, разделенного труда.

Рыночная экономика:

Естественно-историческими предпосылками возникновения рынков как доминирующих

экономических институтов является некоммунальный характер материально-

технологической среды. Объективная возможность ведения хозяйства силами

индивидуальных хозяйствующих субъектов и наличные возможности организации на

территории государства широкой сети товарных обменов формируют

институциональный комплекс, называемый рынком.

Рыночные экономики, как известно, отличаются тем, что в них основным институтом

является частная собственность, задающая характер всей

институциональной экономической среды. Институт частной собственности

определяет, что лица или организации, владеющие своей собственностью, обладают

всей полнотой прав и ответственности по ее использованию и распоряжению.

Деятельность частных собственников регулируется институтом конкуренции,

т.е. они соперничают друг с другом в получении необходимых производственных

ресурсов и продаже результатов своей деятельности.

Воспроизводство рыночных экономик невозможно иначе, чем посредством обменов

(купли-продажи) производимых продуктов и услуг, имеющих характер товаров.

Частная собственность на средства производства и на рабочую силу обуславливают

институт найма труда. Таким образом, трудовые отношения также имеют характер

обмена, или купли-продажи, как писал К. Маркс, рабочей силы.

Общественно признанным критерием эффективности, регулятором, посредством

которого соотносится в масштабах всего общества деятельность обособленных

частных хозяйств, является прибыль, или, более широко - капитал,

который К. Маркс выделил как основное общественное отношение рыночных

(капиталистических) экономик.

Командно-административная или редистрибутивная:

Первым в списке базовых институтов, регулирующих воспроизводство

редистрибутивных экономик, является институт общей собственности.

Институт общей собственности означает, что владельцем основных ресурсов и

средств производства признается - явно или латентно - общество в целом. Это

предполагает возможность использования производимых и потребляемых благ всеми

членами общества по устанавливаемым каждый раз правилам и не подразумевает

границ между ними в правах собственности, как это характерно при господстве

института частной собственности.

Процессы воспроизводства в редистрибутивной экономике регулируются не

отношениями обмена, которые нецелесообразны в рамках общей распределенной

собственности, а осуществляются на основе распределения.

Билет 4. Формирование новой модели экономической системы России

Существуют множество факторов, влияющих на экономический рост страны, но

ключевых всего два. Во-первых, накопление капитала - физического или

человеческого в расчете на одного занятого или душу населения. Во-вторых,

изменения технологического уровня экономики, выражаемые показателем общей

факторной продуктивности (ОФП). Данные изменения отражают темпы технического

прогресса и структурных сдвигов в экономике. Все прочие факторы (политика

государства, предпочтения населения и институты рынка, определяющие

инвестиционный климат в стране, уровень развития инфраструктурных секторов и

т. д.), оказывают позитивное или негативное влияние на темпы экономического

роста через эти два процесса.

Основываясь на том положении, что главными факторами роста являются

накопление капитала и увеличение ОФП, можно оценить вклад инвестиций в

производственный капитал в темпы роста российской экономики. Предположим, что

в ближайшие 10 лет произойдет равномерное возмещение выбытия около 60%

стоимости действующих основных производственных фондов. Тогда при росте

валовых инвестиций на 7% в год их чистый прирост должен составить 2%. Это

достаточно оптимистичный прогноз, превышающий значение прироста физического

объема основных фондов (без учета износа) за 2001 г., составившего согласно

данным Госкомстата всего лишь 1.7% ("Россия в цифрах 2002", с. 59). При

факторной доле труда в ВВП примерно 50% увеличение основного капитала на 2% в

год обеспечит 1% прироста ВВП на одного занятого.

Таким образом, учитывая реальную степень износа основных производственных

фондов в России, составляющую по официальным данным более 40%, мы можем

констатировать, что инвестиции в производственный капитал смогут дать лишь

незначительный прирост ВВП. Отсюда следует, что основное значение в

обеспечении устойчивого роста Российской экономики должно будет играть

повышение ОФП.

Надежды многих сторонников либерализации внешней торговли и вхождения в

России в ВТО связаны с моделью экспортно-ориентированного роста. Это

обусловлено тем, что страны, открытые для мирового рынка демонстрируют

относительно более высокие темпы долговременного роста. Наиболее яркий пример

представляют собой экономики Юго-Восточной Азии (ЮВА), добившиеся несомненных

успехов благодаря переориентации на внешние рынки. Может ли Россия,

скопировав опыт этих стран, добиться ускорения темпов роста, в особенности в

обрабатывающих отраслях? Подобные структурные сдвиги означали бы существенное

изменение специализации нашей страны в системе международных интеграционных

связей и ее приближение к передовым экономикам.

Проблема в том, что модель экспортно-ориентированного роста в варианте стран

ЮВА вряд ли применима в России. С одной стороны, процесс импортозамещения

после кризиса показал, что ряд отраслей вполне способен к международной

конкуренции, хотя и с учетом соотношения цены и качества. Динамика некоторых

сегментов внутреннего рынка породила определенный оптимизм и надежду на

возможное продолжение роста за счет внешней экспансии. Однако эти надежды

вряд ли оправданы, прежде всего, из-за масштабов российской экономики. Пока

есть значительный потенциал собственных рынков, вряд ли имеет смысл

вкладывать средства в продвижение продукции за рубеж, особенно в страны, где

конкурентная борьба намного острее. Произошедшие кое-где сдвиги в уровне

качества также были рассчитаны в основном на стандарты внутреннего рынка.

Иностранные инвестиции, частично их породившие, также были рассчитаны на

потенциал внутреннего рынка. Конечно, со временем возрастающая отдача от

масштабов производства может дать России выигрыш в международной торговле,

однако это возможно лишь в результате развития рынков внутри страны.

Все это убеждает в неприменимости для России стратегии развития, пытающейся

копировать корейскую или китайскую модель. Во-первых, по многим политическим

и экономическим причинам (нестабильность налоговых законов, непрозрачность

условий бизнеса, не очень последовательный либерализм нынешних властей)

наивно рассчитывать на привлекательность России для ТНК. Во-вторых, вряд ли

отечественным политикам и "крепким" хозяйственникам пришлась бы по вкусу идея

реорганизации национальной экономики под контролем мировых корпораций. В-

третьих, масштабы нашей страны достаточно велики для развития внутреннего

рынка, но недостаточны для создания системы регионального производства,

аналогичной восточно-азиатской. По этой причине прямые иностранные инвестиции

в Россию ориентируются на внутренний, а не внешний рынок. В-четвертых,

торговая политика, нацеленная на экспортную экспансию, но основанная на

ограничении импорта, замедлит технологический рост и принесет больше вреда,

чем пользы. В-пятых, экспортно-ориентированный рост сырьевого сектора, в

принципе не способного индуцировать долговременное развитие, запрограммирован

не только существующей специализацией России, но и невнятной стратегией

правительства. Например, реализация планов снабжения госрезервов США

российской нефтью означает увеличение сырьевого экспорта через 5-7 лет в два-

три раза и окончательное закрепление за нашей страной статуса мирового

поставщика энергоносителей.

Ориентированный внутрь рост в нынешних условиях невозможен без значительных

технологических сдвигов, что требует отказа от протекционистских заслонов. С

учетом усиливающейся уязвимости российской экономики к ценовым воздействиям

внешнего рынка государству следует больше внимания уделять использованию

инструментов антициклического воздействия на спрос, сглаживающих колебания

ВВП. При аномально высокой волатильности рынка нефти данные колебания могут

достичь 2-3% ВВП. До кризиса 1998 г. экономика семь лет находилась в

состоянии трансформационного спада, а затем три года росла под воздействием

благоприятных внешних факторов. В дальнейшем же можно ожидать продолжения

роста, но с явно выраженными колебаниями темпов, способными усиливаться

благодаря взаимосвязям спроса и инвестиций. Поэтому в ближайшие годы может

стать актуальным вопрос об активизации политики государственных расходов,

поскольку инструменты монетарной политики пока еще мало предназначены для

решения подобных задач.

Билет 5 Теория переходной экономики, ее содержание

Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции

экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от

одной исторической ступени к другой.

Классификация переходных периодов:

По масштабу различаются локальная (страновая), региональная

(охватывающая определенный регион) и глобальная (изменения во всем мировом

хозяйстве или в рамках цивилизации) переходные экономики. Так, современная

российская переходная экономика есть прежде всего страновый феномен.

По характеру переходных процессов можно выделить несколько их типов,

условно: “естественно-эволюционный”, “реформаторско-эволюционный” и

“смешанный”. Первый тип, характеризующий естественный ход общественной

эволюции, присущ прежде всего глобальным процессам, хотя и локальные

переходные экономики в основе своей имеют результаты, достигнутые в ходе

объективной эволюции. Поэтому этот тип экономики является базовым. Смысл

“реформаторско-эволюционного” типа связан с существенной ролью регулирования ее

процессов в определенном направлении на основе сознательно разработанных

программ реформирования общества. Конечно, и в этом случае определяющей основой

остается объективный ход экономического развития, но особая роль реформаторских

сил состоит в данном варианте в том, что они могут пытаться повернуть развитие

общества в неоправданном, не отвечающем реальным потребностям, направлении.

“Смешанный” тип как бы производен от двух других.

По содержанию переходные экономики дифференцируются в связи с

содержательным различием начального (исходного) состояния перехода и его

конечных рубежей. Использование многих критериев при выделении разных ступеней

общества порождает соответствующее многообразие типологий. Так, можно говорить

о различном содержании перехода от аграрного общества к индустриальному и от

индустриального к постиндустриальному; от традиционной экономики к рыночной и

от рыночной к пострыночной; от феодализма к капитализму и от капитализма к

социализму (по этому критерию современные процессы в России трактуются как

переход от социализма к капитализму) и т.п.

Классификация переходных экономик по их содержанию позволяет зафиксировать

одно важное обстоятельство: нынешние переходные процессы в России и странах

Восточной Европы уникальны. Речь идет о движении от обществ с

централизованным управление, преодолевших, как казалось, господство рыночных

отношений, к обществам, где доминирующим управляющим механизмом призваны

стать именно рыночные отношения.

Закономерности процесса функционирования и развития переходной экономики в

целом: ее неустойчивость, альтернативный характер развития, резко

возрастающая роль субъективного фактора.

Неустойчивый в принципе характер переходной экономики означает, что в

экономических реформах не должно быть крайних мер. Особая сложность

экономической политики в этих условиях (кроме того, что отсутствуют

исторические прецеденты) состоит в том, что приходится находить меру допущения

интенсивности протекания противоположных процессов (ведущих к стабилизации либо

дестабилизации, к сбалансированности или дисбалансу, к определяющей роли

государственного регулирования или полнокровному действию рыночного механизма и

т.п.).

Альтернативный характер развития переходной экономики обусловлен тем, что

сам переходный процесс начинается в связи со сломом (“взрывом”) прежней системы

и что в этом состоянии резко возрастает неопределенность путей выхода из него,

вариантов формирования новой системы.

Возрастающая роль субъективного фактора вытекает из отмеченной

недостаточной определенности вектора развития в условиях переходной экономики,

в силу чего значимость правильного выбора альтернативы и умения этот выбор

реализовать трудно переоценить.

Модели переходной экономики:

1. Модель “рыночного социализма” (например, Россия, Китай). Она

возникла как исторически первый вариант реформирования “социалистического”

строя. Отличительные черты этой модели: доминирование инерционности,

постепенности изменений над “революционными” методами; в области аллокации

ресурсов ведущую роль продолжает играть централизованный бюрократический

контроль государства, доминирующий как над рыночным саморегулированием, так и

над локальным монополистическим контролем и регулированием, собственность

остается преимущественно под государственно-корпоративным контролем при

поддержке прежде всего мелкой частной собственности; социальные ориентиры

сводятся к умеренному консьюмеризму и патерналистической модели социальной

защиты и т.п.

2. “Государственно- корпоративная” модель буржуазной трансформации

характеризуется во многом сходными чертами. При этом, однако, происходит

качественно более радикальное перераспределение экономической власти, контроля

и собственности от центральных государственных структур к отдельным получастным

корпорациям. Для этой модели характерны абсолютное доминирование локального

монополистического контроля и регулирования в области аллокации ресурсов,

корпоративно-капиталистической собственности и предельной степени развития

корпоративной конкуренции ( столкновения кланов, элит и т.п. ). При слабости

институциональной системы и центральной власти эта модель неизбежно будет

двигаться по пути инфляции и стагнации.

3. Модель “бархатной революции” (например, Чехия) отличается тем,

что в странах с доминированием этого сценария качественные и революционные по

содержанию изменения осуществлялись и осуществляются путем постепенных

трансформационных сдвигов. При относительной стабильности

институционально-зполитической системы эта модель характеризуется неглубокой (

по сравнению с Россией, например, но катастрофической по сравнению с

“обычными” кризисами в Западной Европе ) стагфляцией; при неблагоприятных не

экономических факторах она может приводить к такому же обвалу, как и более

жесткие модели.

4. Модель ”шоковой терапии” - наиболее “жесткий” вариант

трансформации. Ее типичными чертами являются : стремление к одномоментому и

административному разрушению прежней системы бюрократического централизованного

планирования и “внедрению” рынка; ускоренная радикальная передача

государственной собственности в руки частных лиц, обладающих достаточными

капиталами и или административной власти; ориентация на достижение “точки

невозврата” как самоцели, за реализацию которой общество неизбежно должно

заплатить высокую экономическую и социальную цену.

Билет 6 Специфика переходного процесса в России

Современная российская экономика находится сейчас в переходном периоде. Это

промежуточное состояние между плановой и рыночной экономикой. Общая

особенность Российской экономики - она как плановая существенно отличается от

западной рыночной экономики; как российская она не имеет аналогов в каких-

либо других, даже бывших соц. странах. Определенное состояние рыночной

системы характеризует экономический кризис, представляющий собой резкое

нарушение равновесия в экономике вследствие несоответствия спроса и

сложившегося предложения. Макроэкономическая проблема, которую необходимо

безотлагательно решать в течение переходного периода - проблему структурно-

инвестиционной перестройки на современной технико-технологической основе для

всех субъектов формирующейся рыночной экономики и прежде всего - государством

и его институтами. Макроэкономическая несбалансированность имеет многообразие

форм. Рассмотрим их в 2х аспектах:_1) неравномерность в развитии от дельных

секторов и отраслей народного хозяйства; 2)неравномерность в технико-

технологической основе различных секторов и отраслей. При 1)

несбалансированность проявляется прежде всего в гипертрофированном развитии

отраслей 1-го подразделения общественного производства, доля которого в

совокупном общ-ом продукте на конец 80х-68% - эти отрасли поглощали львиную

долю инвестиций, сырья, материалов, квалиф. рабочей силы, тем самым еще более

"обездоливая" другие отрасли. На развитие отраслей гр.1 выделялось не более

5% производственных капиталовложений. Создание невиданного по своим масштабам

ВПК, поглощавшего ежегодно не менее 2/3 экономического потенциала страны, на

содержание которого ежегодно тратилось 18-20% нац. дохода. Это и обусловило

отставание отраслей, не работавших в ВПК, что привело к замедлению темпов

экономического роста, к дефициту, к импорту . 2 проблема: в крайне запущенном

состоянии и инфраструктура: транспортное, складское хоз-во, энергетическая,

информационная, коммунальная, социальная. 3 проблема - глубоко

деформированной оказалась структура АПК, отражавшая общую

несбалансированность нац. экономики. Негативные тенденции эк. развития:

· неуклонное снижение темпов эк. развития;

· нарастание инфляционных процессов;

· увеличение скрытой безработицы при внешнем дефиците раб. силы;

· массовый износ осн. произ. фондов.

Все это вынудило правительство прибегнуть, к реформам с 1985г. - перестройка,

что являлось ошибочным курсом реформирования экономики. В начале 90х -

непоследовательность реформ ввиду крайнего сопротивления консервативных сил,

крайне ограниченные иностранные инвестиционные ресурсы. Россия остается

страной высокого инвестиционного риска, занимая 90 место среди 169 стран

мира. Кризис перех. экон. есть кризис как фаза цикла, то и выход из кризисной

ситуации предполагает одновременное решение порожденных этими

обстоятельствами проблем: преобразование форм собственности и становление

рыночных структур, осуществление структурной перестройки в сочетании с

технико-технологическим обновлением всего действующего производства - с

другой. "Вытаскивать" нац. экономику из кризиса придется всем потенциальным

инвесторам, государственным и частным.

Билет 7. Сущность собственности. Основные черты разных форм собственности

Причина возникновения собственности — разделение и кооперация труда,

побуждающая людей обмениваться результатами дея­тельности и вступать в

отношения присвоения и отчуждения собственности. Собственность- это

присвоение, обретение чего-то в свою власть, в свою принадлежность.

Собственность - совокупность отношений отдельных индивидов, групп людей и их

ассоциаций к вещам, как к своим, и отношений между людьми по поводу

принадлежности вещей.

Следует различать понятие собственности в юридическом и экономическом смысле.

Юридическое содержание собственности под­разумевает: 1.Владение.

2.Пользование. 3.Распоряжение.

В экономическом смысле собственность — это отношения между людьми, выражающие

определенную форму присвоения благ. Эк-ое содержание с-ти проявилось в осн.

функциях присвоения: 1)пользование — (это простейшая форма присвоения,

использование полезного эффекта блага.),2) распоряжение (это опред-ие порядка

использ-ия вещи), 3)владение (фактическое обладание вещью, право исключ-го

контроля над ней. Означает наличие у субъектов реальной возможности

использования и распоряжения вещью, включая право передачи ее др. субъектам)

Соб-ть как эк-ая категория предполагает не только присвоение, но и

отчуждение. Это обособление от результатов экономической деятельности.

Процесс присвоения охватывает производство, распределение, обмен и

потребление материальных благ и влияет на все общественные отношения.

Собственность является определяющим фактором во всех общественных отношениях

и в произ­водственных тоже. Отношения собственности берут свое начало в

производстве. Производство - не только процесс создания жиз­ненных благ, это

также процесс их присвоения людьми, в соответствии с их участием в

производстве

В экономическом смысле собственность определяет:

Присвоение факторов производства.

Способ соединения работников со средствами производства (продажа(наём)

рабочей силы).

Хозяйственное использование материальных средств: собственник (сам) сдает в

аренду, лизинг (передает).

Экономический механизм реализации собственности - означает: получение дохода

и его использование.

Собственность как экономическое явление представляет собой совокупность

несуществующих вне связи между собой таких эле­ментов: 1) объекты

собственности; 2) субъекты собственности; 3) отношения собственности.

Объекты - присваиваемые, нахо­дящиеся в распоряжении людей вещи: факторы

производства жизненных благ. Субъекты - это люди, их различные объединения и

ассоциации, присваивающие, владеющие и распоряжающиеся объектами

собственности. Отношения собственности - совокупность отношений между людьми

по поводу принадлежности вещей и других объектов собственности.

Производственное присвоение - это первичное и начало собственности,

дальнейшее движение отношений собственности осущест­вляется в формах

отчуждения и вторичного присвоения на стадиях распределения и обмена.

Отношения собственности являются системобразующим фактором во всей системе

экономических отношений, а потому и основой существующего строя. В связи с

этим они законодательно закрепляются и защищаются государством. В результате

экономические отношения собственности приобре­тают юридическую форму, а их

субъекты наделяются правом собственности.

В западной экономической теории понятие собственности связывается с

организацией ресурсов по сравнению с потребностью в них. Собственность

рассматривается как “пучок” прав по использованию ресурсов. Этот пучок

включает след права:

право владения – исключ-ный контроль над благом

право использования – использ-ия полезных ископаемых свойств блага для себя

управления – принятие решений по использованию эк. благ

на доход – право обладать результатами благ

на потребление блага

В рамках теории собственности выделяют две основных ее формы:

общественная собственность, которая характеризуется совместным

присвоением средств и результатов производства. Та­кая форма собственности

подразумевает согласованность экономических интересов всех участников. Конечно

при этом возни­кают трения, противоречия и конфликты, но именно благодаря

общему владению и распоряжению собственностью их можно в конечном счете

преодолеть. Такое преодоление не означает подавление экономических интересов и

целей отдельных участни­ков или групп, а требует их учета и выработки решения

наиболее полно согласующего все экономические интересы участников.

Частная собственность представляет собой такой вид присвоения средств и

результатов производства, при котором эконо­мические интересы собственника

доминируют над интересами других и общества в целом.

Теорема Коуза раскрыла экономический смысл прав собственности. Четкое их

распределение среди хозяйствующих субъектов ве­дет к тому, что все результаты

деятельности каждого субъекта касаются только его.

Билет 8. Изменение структуры собственности в переходный период. Приватизация

- переход от командно-административной системы к рыночной, т.е. изменение

государственной собственности на частную с помощью процесса приватизации.

Термины "Приватизация и разгосударствление" в начале 90-х превратился в

ключевую экономическую категорию при решении про­блем вывода из кризиса

экономики посттоталитарных стран. Одним из главных путей создания рыночной

экономики явл. разгосу­дарствление и приватизация госсобственности.

Разгосударствление означает переход от преимущественно государственно-

дерективного регулирования производства к его ры­ночному регулированию. Т.е.

представляет собой выведение из сферы гос. адм.-ком. управления не только

основной массы гос­предприятий на основе приватизации, а также

огосударствленных, находящихся в сфере этого управления колхозов и

потребитель­ской кооперации Приватизация — это составная часть

разгосударствления собственности, предполагает передачу в собственность

частным или акционерным компаниям (частным собственникам или трудовым

коллективам) госпредприятий и др. имущества. В постсоциал. странах госсектору

принадлежало около 90% экономики. Рядом с приватизацией идет создание новых

коммерческих пр-ий, структур в том числе с участием иностранного капитала,

фермерс. хоз. Приватизация приводит к господству в экономике ин­дивидуальных

и коллективных форм частной собственности. В результате разгосударствления и

приватизации возникают новые субъекты собственности на средства пр-ва,

экономически самостоят. товаропроизводители.

Приватизацию осуществляет фонд государственного имущества России, субъектов

федерации и органы приватизации адм.-тер. единиц. Основными способами

приватизации явл.: 1. Продажа акций, предварительно преобразованных в

открытые ак­цион. общества госпредприятия. 2. Продажа пр-ий на аукционе или

по коммерческому конкурсу. 3. Продажа пр-ий не по коммерче­скому конкурсу,

т.е. по лучшему из предложенных условий дальнейшей эксплуатации пр-ия. 4.

Выкуп госпредприятия арендатором. 5. Выкуп малых, средних пр-ий обществами

покупателей, создаваемых работниками пр-ий.

Основные источники средств для приватизации: 1. Личные сбережения граждан. 2.

Приватизационные имущественные сер­тификаты. 3. Собственные средства негосуд.

юридических лиц. 4. Заемные ср-ва. 5. Иностранные инвестиции

Независимо от метода приватизация:

- закрепляет производственно-хозяйственные ресурсы за конкретными

собственниками, которые являются субъектами хозяй­ствования.

- экономически соединяют работников со средствами производства с

целью производительного функционирования.

- возбуждает экономический интерес субъектов собственности, их

заинтересованности в высоких результатах производст­венно- хозяйственной

деятельности.

- обеспечивает права и свободы каждой личности, экономическую

самостоятельность всех хозяйствующих субъектов.

По существу в России не зависимо от выбранной модели приватизации по форме

проводилась номенклатурная, демократическая и малая приватизация. При

номенклатурной приватизации в руках гос-ва концентрировалась большая часть

акций, а за конкретными госструктурами (фондами госимущества) закреплялась

возможность почти бесконтрольного использования этих акций для создания

холдингов или продажи их третьи лицом. Все это создавало благоприятные

условия для сращивания номенклатуры на уровне предприятий (а она зачастую

получала существенные привилегии в приобретении акций) с государственной и

финансовой номенк­латурой. Малая приватизация, где основная часть предприятий

должна была продаваться по конкурсу или на аукционе, образуя в основном

товарищества с ограниченной ответственностью или АО закрытого типа. Здесь

капитал госпредприятий не продается, а распределяется искусственным образом

по условным, крайне заниженным ценам. Заниженная цена действительно облегчает

уча­стие в процессе приватизации для тех кто в состоянии скупить акции и паи

пред-ий. Демократическая приватизация (народная). На практике она была

осуществлена в незначительных масштабах и лишь фрагментально она предполагала

приобретение каждым гражданином определенной доли госсобственности при помощи

ваучера, которые создавал равные стартовые возможности в раз­государствлении,

приобретении госсобственности для всех членов общества. Эта модель также

предполагала более широкие воз­можности для приобретения предприятий на

аукционах, поддержку частного бизнеса. Однако в процессе ваучеризации в

России присвоение бывших госсредств производства осуществлялось в основном

теми, у кого на руках были ликвидные ресурсы (ино­странные теневые капиталы,

новые коммерч. структуры, бывшие госструктуры). Итак, перераспределение прав

собственности при­водит к постепенному сосредоточению производства в руках

частного капитала, в значительной степени представленного не неза­висимыми

частными предпринимателями, а банками и другими финансовыми институтами.

Билет 9. Почему необходимо реформирование системы собственности

В условиях административно-командной экономики России существовала

деформированная общегосударственная собственность. В результате произошло

отчуждение непосредственных работников от средств производства, что привело к

низкой производитель­ности труда, экономическому застою. Это поставило на

повестку дня вопрос о возрождении частной, индивидуальной и коллектив­ной

собственности, формирование, возрождение эффективного собственника,

привлечение в производство инвестиций. Основным направлением этого является

приватизация преобладающей части государственной собственности, передача ее в

частную собст­венность граждан и их коллективов.

Первый этап приватизации. Он проходил с 1992 года до 1994 г. — безвозмездное

выделение половины государственной собственности частным лицам в виде

ваучеров. Ваучеры были не именные. Программа приватизации определяла объекты

привати­зации, туда не входили недра, земельные и водные ресурсы, железные

дороги, трубопроводы и автомагистрали, объекты особого национального

достояния. К объектам немедленной приватизации относились : торговля, сфера

услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия,

муниципальный транспорт. Программа предусматривала 4 способа приватизации:

аукцион, коммерческий конкурс, акционирование, аренда с правом выкупа. В

первый этап было вовлечено все население, но отдачу от него получили

немногие. Особенностью было то, что не вовлекалась в приватизацию земля. Для

ускорения процесса приватизации было решено проводить ее при оценке основного

капитала по остаточной стоимости без учета инфляции (за бесценок). Но

ваучерная приватизация не обеспечила решение главной задачи — передача

собственности в руки собственника, обеспечившего повышение эффективности

производства, и обеспечение инвестиций.

Второй, денежный этап приватизации начался с 1994 года, он должен был

обеспечить переход собственности, приобретен­ной во время первого этапа, в

руки реального ответственного собственника через покупку пакетов акций. Этот

этап должен был обеспечить выполнение 3 стратегических задач:

1. сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций,

чтобы повысить их интерес в долгосрочных инве­стициях.

2. Обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами для их

структурной перестройки.

3. Способствовать выполнению фискальных задач (пополнение доходов

государства).

Но тем не менее стратегические задачи не были выполнены. Новые собственники с

одной стороны не имеют такого капитала, чтобы обеспечить инвестирование, с

другой стороны — не хотят, т.к. многие из них конфликтуют с руководителями

предприятий (остав­шихся с прошлых времен), которые не смогли приспособиться

к новым условиям, часть директоров продолжали разворовывать имущество,

прокручивать день на счетах дочерних компаний и т.д. Большинство инвесторов

отказываются вкладывать в предпри­ятия деньги пока не смениться руководство.

В 1997 году в государственной собственности осталось лишь 9,3%, в

муниципальной — 7,3%, в собственности обществен­ных организаций — 5,2%, в

частной —69% всех предприятий. По существу в России были выбраны 3 модели

приватизации (но­менклатурная, демократическая, малая). При первом варианте

предполагали переход к акционерной форме собственности, при которой в руках

гос-ва кон центрировалась большая часть акций, а за конкретными

госструктурами (фондами госимущества) закре­плялась возможность почти

бесконтрольного использования этих акций для создания холдингов или продажи

их третьи лицом. Все это создавало благоприятные условия для сращивания

номенклатуры на уровне предприятий (а она зачастую получала существен­ные

привилегии в приобретении акций) с государственной и финансовой номенклатурой

("номенклатурная приватизация"). В боль­шинстве случаев приватизация

оказалась всего лишь формой для создания акц. обществ, скрывающих

корпоративную систему от­ношений собственности, когда госбюджет, банки и

администрация пр-ий фактически стали безраздельными хозяевами бывшей

гос­собственности. Трудовой коллектив если и получал в свои руки определенную

долю акций, то они либо являлись "безголосыми" либо прикрывали бесправие

трудового коллектива, ибо за формой коллективного владения акциями не

скрывалось реального эко­номического содержания - коллективного присвоения и

распоряжения средствами производства. Малая приватизация, где основная часть

предприятий должна была продаваться по конкурсу или на аукционе, образуя в

основном товарищества с ограниченной от­ветственностью или АО закрытого типа.

Здесь капитал госпредприятий не продается, а распределяется искусственным

образом по условным, крайне заниженным ценам. Заниженная цена действительно

облегчает участие в процессе приватизации для тех кто в состоянии скупить

акции и паи пред-ий. Демократическая приватизация (народная). На практике она

была осуществлена в незначи­тельных масштабах и лишь фрагментально она

предполагала приобретение каждым гражданином определенной доли

госсобствен­ности при помощи ваучера, которые создавал равные стартовые

возможности в разгосударствлении, приобретении госсобственно­сти для всех

членов общества. Эта модель также предполагала более широкие возможности для

приобретения предприятий на аукционах, поддержку частного бизнеса. Однако в

процессе ваучеризации в России присвоение бывших госсредств производства

осуществлялось в основном теми, у кого на руках были ликвидные ресурсы

(иностранные теневые капиталы, новые коммерч. струк­туры, бывшие

госструктуры). Итак, перераспределение прав собственности приводит к

постепенному сосредоточению производства в руках частного капитала, в

значительной степени представленного не независимыми частными

предпринимателями, а банками и другими финансовыми институтами.

В конечном счете приватизация стимулировала трансформацию экономики России.

Достаточно высока степень либерализации и открытости экономики, демонтирована

планово-распределительная система. Активизировалось предпринимательство,

негосудар­ственный сектор занял доминирующее положение в экономике.

Билет 10. Роль и значение макропоказателей и пропорций в регулировании экономики

К главным пропорциям в национальной эко­номике можно отнести:

во-первых, пропорции между I и II подразделениями материального производства.

Они характе­ризуются соотношением объемов производства средств производ­ства

и предметов потребления в ВНП, численностью работающих в каждом из этих

подразделений, сто­имостью их основных производственных фондов.

во-вторых, про­порции между фондами накопления и потребления в национальном

доходе. От этих пропорций зависят темпы расширенного воспроиз­водства,

решение социальных и производственных задач.

Каждая национальная экономика стремится к установлению оптимальных пропорций,

обеспечивающих наиболее полное удов­летворение общественных потребностей при

наименьших затратах живого и овеществленного труда. С точки зрения

воспроизводства оптимальные пропорции означают качественное и количественное

соответствие между структурой общественного производства и структурой

общественных потребностей.

Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в

системе национальных счетов. Система национальных счетов представляет собой

совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих

величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих

оценить состояние национальной экономики. СНС содержит три основных показателя

совокупного выпуска (объема производства): валовый национальный продукт

(ВНП); валовый внутренний продукт (ВВП); чистый национальный продукт

(ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД);

личный доход (ЛД); располагаемый личный доход (РЛД)

Показатели СНС дают количественную оценку совокупного продукта и совокупного

дохода, но они не отражают качество жизни, уровень благосостояния, которые

растут медленнее, чем ВВП и НД, которые не учитывают негативных последствий

научно-технической революции и экономического роста. Для характеристики

уровня благосостояния, как правило, используются такие показатели как а)

величина ВВП на душу населения (GDP per capita), т.е. ВВП / численность

населения страны; или б) величина национального дохода на душу

населения (NI per capita ), т.е. НД / численность населения страны. Для

обеспечения межстрановых сравнений эти показатели рассчитываются в долларах

США.

В целях более точной оценки уровня благосостояния в 1972 году два американских

экономиста – лауреат Нобелевской премии Джеймс Тобин и Уильям Нордхауз (соавтор

лауреата Нобелевской премии Поля Самуэльсона в написании всемирно известного

учебника “Экономикс”) – предложили методику расчета показателя, названного “

Чистое Экономическое Благосостояние” (Net Economic Welfare). Этот показатель

включает в себя стоимостную оценку всего, что улучшает благосостояние, но не

учитывается в ВВП (value of goods) (например: количество свободного времени для

повышения уровня образования, воспитания детей, самосовершенствования; труд на

себя; улучшение уровня и качества медицинского обслуживания, снижение уровня

загрязнения окружающей среды и т.п.). Но при расчете этого показателя из

величины ВВП вычитается стоимость всего того, что ухудшает качество жизни,

снижает уровень благосостояния (value of bads), (например: уровень

заболеваемости и смертности, качество образования, продолжительность жизни,

уровень преступности, степень загрязнения окружающей среды, негативные

последствия урбанизации и т.п.).

Билет 11. Важнейшие макропоказатели

Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе

национальных счетов. Система национальных счетов (ее полное название

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.