РУБРИКИ

Мировой опыт деятельности торгово-посреднических фирм в организации товародвижения и возможности его использования в сфере торговли

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Мировой опыт деятельности торгово-посреднических фирм в организации товародвижения и возможности его использования в сфере торговли

направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением

сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой

деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза

спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов,

разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами

готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства,

разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями. [ 13 ]

3. Особенности организации товародвижения в деятельности торговых

предприятий Республике Беларусь

3.1 Особенности посреднической деятельности в Республике Беларусь

На современном этапе развития национальной экономики в условиях уже

относительно сложившихся экономических связей и конкурентной среды

становится актуальным не только общее совершенствование существующих

технологий организации посреднической деятельности, но и внедрение новых

для белорусской экономики методик продвижения товара.

Как для производителя так и для любого посредника сейчас важна

современная грамотно спроектированная технология канала продвижения товара

к конечному потребителю, которая снижает издержки, расширяет возможности в

оказании дополнительных услуг и в конечном итоге повышает финансовый

результат, что позволяет выигрывать в конкурентной борьбе.

Торговое посредничество в экономическом смысле - это весьма широкое

понятие. Оно включает круг услуг, в частности по подыскиванию контрагента,

подготовке и совершению сделки, кредитованию сторон и предоставлению

гарантий оплаты товара покупателем, осуществлению транспортно-

экспедиторских операций, страхованию товаров при транспортировке и

хранении, выполнению таможенных и иных формальностей (например, по

сертификации товара), исследованию рынка сбыта и информационному

обслуживанию поставщика, проведению рекламных и других мероприятий по

продвижению товаров на рынки, осуществлению предпродажного сервиса и

технического обслуживания, а также проведению многих других операций. В

Республике Беларусь посредническая деятельность регламентируется Указом

Президента РБ от 7.03.2000г. № 117 “О некоторых мерах по упорядочению

посреднической деятельности при продаже товаров”[ 2 ]

В нем в частности говорится, что торгово-посредническая деятельность

осуществляется:путем заключения договоров купли-продажи (розничной купли-

продажи, поставки, контрактации), в том числе на основании договоров

поручения или комиссии, только при наличии полученного в установленном

законодательством порядке специального разрешения (лицензии) на

осуществление оптовой и (или) розничной торговли или специального

разрешения на осуществление оптовой и (или) розничной торговли отдельными

видами товаров, если посредником осуществляется оптовая и (или) розничная

торговля исключительно указанными видами товаров. При этом в качестве

существенного условия договора должна указываться цель приобретения

товаров.Реализация товаров за пределы Республики Беларусь осуществляется

при условии выполнения в предыдущем отчетном периоде установленных Советом

Министров Республики Беларусь заказов на поставку товаров для

государственных нужд или по квотам. Предполагается, что производитель

товаров в праве осуществлять их продажу посредникам, получившим специальное

разрешение на осуществление оптовой торговли.

. Посредник вправе осуществлять продажу товаров организациям и гражданам,

в том числе индивидуальным предпринимателям, для собственного производства

и потребления; нерезидентам и резидентам Республики Беларусь для вывоза

этих товаров из Республики Беларусь. Регламентируется также

поставка сырья и материалов, страной происхождения которых является

Республика Беларусь, для переработки на давальческих условиях и она может

осуществляться только:

посредником, имеющим специальное разрешение на осуществление оптовой

торговли.

. Поставка иностранных сырья и материалов для переработки на давальческих

условиях может осуществляться организациями и индивидуальными

предпринимателями, импортирующими эти сырье и материалы, без получения

специального разрешения на осуществление оптовой торговли;

.Посредники - импортеры осуществляют оптовую торговлю иностранными

товарами, везенными ими на территорию Республики Беларусь, без получения

специального разрешения (лицензии), если законодательством не установлено

иное.

В Указе существенно оговорены торговые надбавки применяемые в определенных

случаях, так продажа на территории Республики Беларусь организациями

индивидуальными предпринимателями товаров, приобретенных для собственного

производства и потребления, поставки на переработку на давальческих

условиях и не использованных для этих целей, по ценам, не превышающим более

чем на 5 процентов цену приобретения товара.

Продажа организациями и индивидуальными предпринимателями не

использованных для собственного производства товаров, произведенных в

результате переработки сырья и материалов на давальческих условиях,

осуществляется по ценам, не превышающим более чем на 10 процентов цену

производителя товара.

Приобретение резидентами у нерезидентов товаров, произведенных на

территории Республики Беларусь, осуществляется по ценам, не превышающим

более чем на 5 процентов отпускную цену, установленную производителем

соответствующего товара для потребления его на территории Республики

Беларусь на день заключения договора реимпорта. При приобретении товара по

цене выше установленной разница между ценой приобретения и ценой

производителя товара с учетом 5-процентной надбавки относится резидентом

Республики Беларусь на прибыль, остающуюся в его распоряжении.

Данный Указ вступил в силу с 10.03.2000г, за исключением норм,

предусматривающих получение специального разрешения на осуществление

оптовой торговли, , которые вступают в действие с 1 июля 2000г.

Указ N 117 устанавливает, что посредники, осуществляющие розничную

торговлю товарами, вправе осуществлять и оптовую торговлю этими товарами

только при наличии у них специального разрешения (лицензии) на оптовую

торговлю. Таким образом, посредническая деятельность, во-первых,

трактуется как нечто среднее между непосредственно оптовой торговлей,

осуществляемой производителем или продавцом, не являющимся производителем

товаров, и непосредственно производством, во-вторых, она рассматривается

как некий особый вид деятельности, для осуществления которой требуется

второе, помимо торгово-розничного, разрешение.

Как представляется, такой подход противоречит белорусскому

законодательству. Напомним, Временное положение о порядке выдачи субъектам

хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных

видов деятельности, утвержденное Постановлением Совета министров от 16

октября 1991 г. N 386 и действующее в настоящий момент, устанавливает

следующее:

В случаях, когда один вид деятельности предполагает обязательное

осуществление иных лицензируемых работ, неразрывно связанных с ним

технически и организационно, выдается одна лицензия на основной вид".

Указ № 117 ужесточает и так отнюдь не либерального законодательства в целом

о предпринимательстве и в частности о посреднической деятельности.

Между тем он является обязательным для всех субъектов хозяйствования,

зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории РБ.

Кроме того, субъекты хозяйствования, зарегистрированные за пределами РБ, но

осуществляющие свою деятельность полностью или частично на ее территории,

обязаны получать лицензии в порядке, установленном положением.

А так как Указ №117 определил, что посредники - это юридические или

физические лица - резиденты РБ, то получается, что субъекты хозяйствования,

зарегистрированные за пределами РБ, но осуществляющие свою деятельность

полностью или частично на ее территории, пока не должны получать лицензию

на посредническую деятельность (оптовую торговлю).

Таким образом, юридические или физические лица - резиденты РБ оказываются в

гораздо худших условиях существования, чем нерезиденты, что опять же

противоречит основополагающим нормам права, закрепленным, например, в

Гражданском кодексе.

В скором времени количество посреднических предприятий в Беларуси может

значительно сократиться. Существует опасения, что вряд ли получится выгода

от данного нововведения. Очевидно, что цены на товары не снизятся, а вот их

ассортимент в магазинах заметно сократится. Это с одной стороны. С другой

и без того заполненные склады предприятий эта мера тоже не разгрузит. А вот

количество людей, которые не стоят на бирже труда только потому, что нашли

свой бизнес в частных структурах, помогающих белорусским производителям

искать рынки сбыта, наверняка уменьшится. Сегодня в Беларуси главная

проблема не в том, чтобы произвести, а в том, чтобы продать продукцию. Наши

товары неконкурентоспособны не только на Западе, но и в России. Вряд ли

очередное государственное вмешательство имеет шанс что-то улучшить [ 21 ]

Роль же посредников в современном мире переоценить нельзя. Да, мы по-

прежнему говорим о прямых хозяйственных связях, заставляем открывать

фирменные магазины и т.д. Однако некоторые производители не хотят да и не

могут это сделать - слишком много требуется дополнительных затрат,

необходимо обучение кадров и т.д. Вообще, роль посредника сегодня уже не

сводится к одной только купле-продаже (хотя и это тоже весьма важно). На

складах многих предприятий скопились залежи продукции, которую зачастую

практически невозможно реализовать. Думаю, что они будут благодарны любому

посреднику, предложившему свои услуги. Но, повторимся, роль посредников в

современных хозяйственных связях не ограничивается этими функциями. Многие

из них оказывают контрагентам целый комплекс услуг, начиная от изучения

рынка и заканчивая кредитованием (авансированием) производителей. Да,

некоторые наши граждане пострадали от фирм типа МММ. Но опять же это

говорит лишь о необходимости более четкого регулирования отношений. И не

всегда, кстати, под этим следует подразумевать тотальный государственный

контроль. Просто государство должно устанавливать более четкие “правила

игры”, абсолютно понятные всем и не подлежащие произвольному толкованию,

как самими субъектами хозяйствования, так и чиновниками. Если же кто-то

такие правила нарушает, то мер ответственности у нас более чем достаточно.

С другой стороны, обязательным для всех должно стать правило, согласно

которому всякие акты законодательства, в которых имеются неточности или

неясные моменты, должны толковаться в пользу субъектов хозяйствования, а не

государства, которое повинно в неточностях. Кроме того, законом должно

стать правило: известный лозунг “можно все, что не запрещено” применим

только к гражданам и юридическим лицам. А в отношении государства и его

органов должен действовать принцип “можно только то, что разрешено”.

Поэтому, нужно создавать квалифицированные законы. И главное, чтобы они

были стабильными, а само законодательство предсказуемым. При этом,

естественно, должна учитываться специфика деятельности, что сегодня, в

принципе, и делается. Так, мы особо регулируем и особые требования

предъявляем к деятельности отдельных структур, выходящих на большое

количество контрагентов и привлекающих значительные средства, особенно от

населения (банки и небанковские финансовые организации, инвестиционные

фонды и т.д. с начислением налогов с совокупного годового дохода. Важно

понять и еще одну важную истину: если посреднические структуры существуют -

значит, это объективная необходимость. Ведь в условиях рынка могут

существовать только те, кто обеспечивает самоокупаемость. Что же касается

тезиса о том, что именно посредники “накручивают” цену товара, то он верен

лишь отчасти. Ведь посредникам производитель продает товар, как правило, по

оптовым ценам. А если бы он сам продавал его, например, по розничным ценам

с учетом затрат на розничную торговлю, то и цена была бы соответствующей.

Еще раз подчеркнем: если производитель использует услуги посредников,

значит, это ему выгодно. Другое дело, что мы еще пока не умеем

цивилизованно торговать. Например, в той же розничной торговле не

существует понятия оптового покупателя. Попробуйте купить, например, в США

1 и 12 банок пива - и вы сразу поймете, что одна банка при покупке большего

их количества обходится гораздо дешевле. У нас такие скидки не практикуются

прежде всего потому, что слишком дешево ценится труд продавцов: затраты на

зарплату составляют в расходах мизерную сумму. И, наверное, самым важным

фактором в снижении стоимости товаров, уменьшении количества посредников

должна являться конкуренция: наличие большего количества и товаров, и

продавцов. Без надлежащей конкуренции, административными методами уменьшить

стоимость товара, в том числе через ограничение количества посредников и

ужесточение для них налогового, ценового режимов и т.д., мы вряд ли сумеем.

Законы экономики неумолимы: будут придуманы, найдены (и уже находятся)

обходные пути. [ 22 ]

3.2 Организационные структуры, основные направления деятельности и виды

осуществления операций товародвижения в ГТПП “Люблин”.

Розничная торговля представляет собой производственную деятельность

по продаже товаров или услуг конечному потребителю для их личного

некоммерческого использования. За счет большого числа предприятий розничной

торговли происходит удовлетворение потребности конечного покупателя по

месту его жительства или работы. При этом, большие объемы поставок от

поставщика делятся на мелкие порции товара, соответствующие желаниям и

потребностям конечного покупателя. Через розничную торговлю производитель

получает информацию о спросе на товар, являясь наиболее чувствительным

индикатором регулирования объемов производства, освоение новых рынков и

осуществляется продвижение новых товаров.

Государственное торгово-производственное предприятие “Люблин “

включает в себя 2 универсама, 3 продовольственных магазина, магазин-

кулинарию и торговый павильон .

Деятельность подведомственных магазинов строится на основе Устава

предприятия.

Основной формой осуществления полномочий трудового коллектива предприятия

является общее собрание трудового коллектива, которое является высшим

органом предприятия. Непосредственно управление ГТПП

“ Люблин “ осуществляется директором, назначенным на должность и

освобожденным от нее горисполкомом на основе контракта.

Основной деятельностью предприятия является розничная торговля

продуктами питания. Сегодня ГТПП Люблин занимает 8% рынка

розничной торговли продовольствием г . Бреста

Важнейшей задачей предприятия является обеспечение населения

продовольственными товарами высоко качества и в нужном ассортименте,

оперативном реагировании на изменение покупательского спроса.

Основными отделами, занимающимися организацией товаров снабжения, является

торговый отдел и отдел маркетинга , созданный на предприятии 1.01.1998 г.

Организационная структура ГТПП “Люблин”

Директор

заместитель главный

главный начальник

директора бухгалтер

инженер отдела

по комерции

кадров

начальник зам

плановый инженера инспектор

торгового главного

отдел службы отдела

отдела бухгалтера

2 чел. гл.инжен. кадров

2чел

бухгалтерия

5 чел.

админстр.

хозяйств.

торговый отдел

персонала

отдел маркетинга

2 чел.

3 чел. 2 чел.

Торговый отдел включает в себя начальника торгового отдела и трех

товароведов. В отдел маркетинга входят два специалиста – товароведа.

Торговый отдел занимается заключением договоров на поставку товаров

С предприятиями города , области , республики , осуществляет постоянный

контроль за состоянием реализации товаров , изучает структуру товарных

запасов , координирует транспортную деятельность .

С ведением службы маркетинга появилась возможность более полного

изучение спроса на реализуемые продукты питания , своевременного

реагирования на изменение вызванные конъюнктурой рынка и требованием

покупателей о замене ассортимента товаров. Для более широкого привлечения

покупателей в условиях конкуренции , отдел маркетинга проводит организацию

торговой рекламы поступающих продуктов питания , выставки – продажи

продукции собственного производства , занимается анкетированием покупателей

своих магазинов .

Таким образом , основными задачами отдела маркетинга является и

исследования рыночных возможностей , прогноз покупательского спроса ,

планирование ассортимента реализуемой продукции , стимулирование сбыта с

помощью рекламы , выставок , ярмарок .

На анализируемом торговом предприятии различают следующиие основные

стадии : изучение и формирование покупательского спроса ; разработку заявок

и заказов в соответствии с прогнозами спроса; транспортировку товаров ,

складирование и создание оптимальных запасов , доработку товаров ( включая

подсортировку , фасовку . упаковку ) : реализацию товаров через магазины .

Так как товародвижение сопряжено с целым рядом затрат , то важнейшей

задачей предприятия является доведение товара до покупателя с

минимальными совокупными издержками , в удобное для покупателя время ,

необходимом количестве и качестве.

ГТПП “ Люблин “ осуществляет розничную торговлю всеми группами

продовольственных товаров.Основная доля в реализации продуктов питания

приходится на социально - значимые товары : хлеб, молоко, мясо ,колбасные

изделия , масло , сыр , рыба и др. Удельный вес той или иной группы в общем

объеме реализации колеблется и зависит от многих причин : покупательского

спроса , сезонности , района размещения магазинов.

Отдел маркетинга , изучая и прогнозируя покупательский спрос ,

составляет конъюнктурные обзоры и другие материалы, используемые при

формировании заявок и заказов поставщикам.

Специалисты торгового отдела занимаются непосредственно заключением

договоров и контрактов на поставку товаров.

На предприятии нашли широкое применение прямые хозяйственные связи с

производителями продовольствия . При выборе и заключении договоров с такими

поставщиками торговый отдел учитывает многие факторы. Это прежде всего

ассортимент вырабатываемых предприятием продуктов питания ,

территориального размещения предприятия , возможность ритмичной доставки

товара со склада поставщика в магазины по установленному графику и

согласованном ассортименте , экономическая целесообразность прямых

договорных связей с учетом порядка расчетов за товар , с документа оборота

, расходов по перевозке , разгрузке , хранению .

Прямой контакт производителя с потребителем способствует доставки товара

потребителю непосредственно, минуя посредников, что положительно

сказывается на снижении издержек товародвижения.

По средствам одноуровневого канала товародвижения (производитель-магазин-

покупатель ) осуществляется реализация более 80 % продуктов питания

фирмы.

Основные поставщики продуктов в ГТПП “ Люблин “ находятся в г. Бресте и

области. Прямые договорные связи с ними являются экономически эффективными

и способствуют наиболее полному удовлетворению покупательского спроса.

С помощью двух уровневого канала товародвижения (поставщик – оптовая база

– магазин – покупатель) осуществляется продажа 10 – 12 % всего

продовольствия. Среди баз наибольший удельный вес занимают база “ Бакалея”

и “Мясомолторг”. Базы поставляют широкий ассортимент бакалейных товаров,

мясных и молочных консервов, сыров и другие продукты. Оперативно решаются с

оптовыми базами вопросы замены ассортимента, производится поступление

товаров повышенного спроса.

Для обеспечения наличия в торговой сети ассортиментного перечня

необходимых товаров осуществляется закуп из децентрализованных источников

(АО, ООО, ЧП.). Таким образом происходит закуп прежде всего овощей ,

фруктов , мяса .

Одним из важнейших требований к товародвижению является его планомерная

организация по заранее разработанным графикам, в которых предусматривается

наиболее рациональная частота и количество завозимых в магазин товаров.

Ежедневно в начале рабочего дня торговый отдел составляет заявки на все

магазины предприятия и передает по телефону поставщикам: гормолзаводу,

хлебозаводу, мясокомбинату, мясомолторгу. Последние выполняют их согласно

графиков завоза продукции. При разработке графиков завоза товара составляют

перечень магазинов и складов, указывают места их расположения , определяют

периодичность и величину партии товаров . Кроме того , администрация

каждого магазина в целях постоянного пополнения ассортимента товаров

составляет заявку напрямую как основным поставщикам, так и из

децентрализованных источников.

Наиболее экономичное снабжение магазинов достигается при

централизованной доставке товаров с предприятий – поставщиков ,

расположенных в приделах города . Так как основные поставщики ГТПП “

Люблин “ находятся в черте г. Бреста , то существуют широкие возможности

для обеспечения ритмичного товародвижения и сокращения транспортных

расходов предприятия .,

Роль и значение транспорта в товародвижении зависят от уровня тарифов

и средней дальности перевозок. Транспортные расходы предприятия за 1999 г.

составили 14505 тыс.руб или 11,8 % всех издержек .

Основной вид транспорта , используемый на предприятии- автомобильный

Это прежде всего централизованная доставка в магазины от поставщиков –

изготовителей и оптовых баз товаров автомобилями с бортоподъемниками,

контейнерами . Перевозки осуществляются по предварительно разработанным

часовым графикам завода и по наиболее рациональным маршрутам . Товары

поступают в определенное время в согласованных количествах и ассортименте .

При этом значительно снижается время и стоимость доставки товаров , а так

же потребность в транспорте за счет механизации погрузочно-разгрузочных

работ широкого использования малогабаритной тары (контейнеров, поддонов),

сокращения простоев автомашин.

При централизованной доставке товаров их погрузка и выгрузка возвратной

тары производится силами и средствами грузоотправителя, а выгрузка товаров

и погрузка возвратной тары – силами и средствами получателя (магазина).

Предприятие ввиду нехватки собственных транспортных средств прибегает к

услугам транспортных агентств, учитывая при этом дифференциацию тарифов на

перевозки . Чаще всего используют автомобили, предоставляемые ГАП – 5 ,

автобазой облбытуправления , а автобазой олбсельстроя , как показывает

анализ издержек , за первый квартал т.г транспортные услуги составили 10,1

% всех затрат , то есть сократились на 1 % .

Завоз достаточно крупных партий товара со складов поставщиков

производится в 2 основных магазина – универсама ГТПП “ Люблин “ , так как

остальные магазины не имеют условий для складирования и хранения больших

партий товаров . Для складирования в универсамах используются : помещение

для хранения овощей и фруктов , подсобное помещение бакалейных товаров ,

подсобное помещение для кондитерских товаров , помещение для контейнеров ,

напитков , мясная , рыбная , молочная , и хлебная камеры. Путем

оперативного реагирования торгового отдела осуществляется переброска товара

по всем магазинам по разнарядкам .

Исходя из выше изложенного, следует, что организация товародвижения в

ГТПП “ Люблин “ предполагает завоз оптимальных партий товара в

необходимом ассортименте , не требующий отдельных складов .

Специалисты торгового отдела осуществляют постоянный контроль за

состоянием реализации товаров по товарным группам и отдельным

наименованием. При выявлении перебоев в торговле, связанных с отсутствием в

продаже достаточных товаров , принимаются оперативные меры для их завоза в

соответствии с установленным ассортиментным перечнем и в дальнейшем

устранятся причины этих недостатков .

Основным показателем , выражающим информацию о товародвижении на

предприятии , является товарооборот. В настоящее время месячный оборот ГТПП

“ Люблин “ составляет более 200 млн.руб , однодневной – более 7 млн.руб.

Информация о реальном движении товаров отражаются наиболее полно в

натуральных показателях используемых в отчетности фирмы .

Одним из важнейших элементов логистики товародвижения фирмы является

оптимизация товарных запасов.

В целях выявления резервов нормализации товарных запасов, ускорения

товарооборачиваемости на предприятии в 1999 г. изучен состав товарных

запасов, наличие неходовых товаров. Разработаны меры по оптимизации

товарных запасов с учетом полного удовлетворения спроса покупателей при

ускорении времени оборачиваемости товаров .

Так, если в 1997 г. оборачиваемость по фирме составляет 13.5 дней , то за

1998 г. этот показатель – 10.2 дня , а за 1999 г – 9 дней .

Оборачиваемость отдельных магазинов достигает менее 8 дней . При этом

средние товарные запасы составляют менее 30 % товарооборота , в то время

как год назад этот показатель достигал 35-40 %

. Планы товарооборота по фирме и каждому магазину в отдельности

разрабатывает планово-экономический отдел. Торговый отдел путем

обоснованного распределения товарных ресурсов способствует выполнению

доведенных планов. Как показывает анализ, ежемесячный рост товарооборота

ГТПП “ Люблин “ осуществляется не только за счет изменения цен на

реализуемые товары, но и в результате повышения эффективности

товародвижения на предприятии.

Одним из слагаемых товародвижения является доработка товаров

непосредственно на торговом предприятии, включая подсортировку, фасовку ,

упаковку товаров . С учетом увеличения спроса на товары в мелкой расфасовке

торговый отдел требует от поставщиков увеличения поставок расфасованного

товара. Однако приходится часть фасовать самостоятельно, для чего

существуют специальные помещения для фасовки в универсамах. Непосредственно

фасовкой и комплектацией товара на предприятии занято 12 человек. Затраты

на хранение, подработку и упаковку товаров составляют око 3 % всех

издержек. Расходы на потери товаров в приделах норм естественной убыли

составляют на предприятии менее 1 % всех затрат.

Заключительная стадия товародвижения – непосредственно реализация

продуктов покупателя. Своевременно полученный товар необходимо правильно

разместить и обеспечить условия для показов отбора и информации. В целях

сокращения времени покупателей расширяются в магазинах фирмы отделы

самообслуживания. Так, если продажа товаров по самообслуживанию в 1998 г.

составило 42 % , то в настоящее время – более 50 % .

С целью более полного удовлетворения покупательского спроса установлены

гибкие режимы работы магазинов в течение года , открыт ночной отдел в

универсаме производится ремонт ночного отдела в другом подразделении , что

позволяет увеличить товарооборот на 7 – 8 % .

Повышение эффективности товародвижения – одна из ключевых задач

деятельности фирмы на современном этапе развития.

Рационально организованные товародвижения на предприятии непосредственно

влияет на ритмичное выполнения плана товарооборота является важнейшим

условием бесперебойного обеспечения населения товарами , повышает

эффективность работы поставщиков и транспорта , улучшает использование

рабочей силы и складских площадей .

Однако задачи товародвижения весьма противоречивы. Решение одной из них

порой вызывает нежелательные эффекты для другой. Так, с одной стороны,

целесообразно иметь как можно меньшие товарные запасы ( это уменьшает

расходы на складирование и поддержание запасов ), с другой – чем больше

заказанная партия товаров, тем дешевле каждая его единица .

С одной стороны, дешевая тара выгоднее - с другой при этом учащаются

случаи повреждения и утраты товаров. С одной стороны, выгодно

транспортировать груз по дешевым железнодорожным магистралям, с другой- это

увеличивает срок доставки товара , повышает возможность его порчи за время

доставки .

Выход из подобных противоречий – в оптимизации затрат товародвижения с

одновременным обеспечением главного критерия – интересов потребителя.

К таким интересам следует отнести своевременную доставку товара , его

сохранность , быструю реакцию на рекламации постоянное наличие товара в

широком ассортименте .

Сложнейшая задача обеспечение наиболее эффективного товародвижения

должна координироваться во всех ее элементах и осуществляться под единым

управлением.

Одна из главных ролей в этом направлении принадлежит расчетам

оптимальных размеров заказываемых партий товаров. При этом учитываются

нормативы товарных запасов, рассматриваемых групп товаров, затраты на

транспортировку и хранение и оборачиваемость данного товара .

Что касается транспортировки, то этот элемент товародвижения на прямую

связан с количеством перевалок груза и в результате возможной его утратой

или порчей. Поэтому перевалки должны быть сведены к неизбежному минимуму.

Автомобильный транспорт рентабелен для перевозки дорогостоящих и

скоропортящихся товаров на небольшие расстояния. Его главный недостаток –

дороговизна и большая зависимость от состояния дорог .

В прогнозах развития предприятия на следующий год – укрепление

собственной транспортной базы путем приобретения большегрузного автомобиля,

что позволит в несколько раз сократить расходы транспортных агентств.

В течение прошлого года в отдельных магазинах широко использовалась

гибкая система скидок на реализуемые товары. Снижение скидок на 30%

позволяет увеличить товарооборот на 10-15 % . Подобная практика будет

осуществляться и впредь.

Одним из резервов повышения эффективности товародвижения является

широкая организация рекламы следующих видов – информационная и

пропагандистско-разъяснительная, которая служит для углубленного описания

достоинств товара применительно к определенному потребителю.

Заключение

Анализ международного опыта торгово-посреднической деятельности и ее

правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что посредники

играют важную роль в торговом обороте, а их грамотное использование

позволяет экономить средства, время и повышает эффективность

внешнеэкономической деятельности.

Использование инструмента посредничества особенно важно для белорусских

промышленных и коммерческих структур, подавляющая часть которых в силу

специфики своей деятельности и необходимости крупных капиталовложений не

готовы пока к созданию собственной сбытовой сети за рубежом. Особенно

незаменимы торговые посредники для тех отечественных организаций, которые

впервые выходят на внешний рынок или же недавно начали его освоение.

Поэтому результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

. Решая вопрос об использовании посредника весьма важно оптимизировать

их количество, исключив лишние посреднические звенья. Для белорусского

производителя, не имеющего значительного опыта внешнеэкономической

деятельности, вполне разумной могла бы быть опора на независимых

отечественных торговых посредников.

. При отсутствии надежных торговых посредников с собственными

разветвленными каналами сбыта белорусские поставщики вполне могут в

своей сбытовой стратегии ориентироваться на зарубежные посреднические

фирмы. Их поиск, а тем более отбор, целесообразно, как показывает

практика, не передоверять кому-либо (так как возрастает вероятность

ошибки), а вести самостоятельно.

. При подборе иностранного посредника особенно важно убедиться в его

высокой квалификации и надежном финансовом положении. Как показывает

практика, весьма ненадежны как посредники и фирмы организованные за

рубежом бывшими гражданами СССР.

. Обязательно детальное знакомство с деятельностью посредника, в том

числе в стране его нахождения. В данном случае речь идет о получении

на посредническую фирмы развернутых бизнес справок от специальных

кредит-бюро, банков, специализированных информационных компаний (типа

американской "Дан энд Брэдстрит"). Стоимость такой бизнес справки

всегда будет заведомо ниже возможных убытков, понесенных фирмой из-за

недобросовестных действий посредника.

. Взаимодействуя с посредником белорусским поставщикам повышенное

внимание следует обратить на контроль за их деятельностью, особенно в

первые 1-2 года работы. В частности, с чрезвычайно большой

осторожностью следует предоставлять посредникам исключительное право

продажи.

. Учитывая слабую информированность многих белорусских поставщиков о

мировом рынке, в договоры рекомендуется обязательно включать пункт о

периодическом представлении посредником информации о конъюнктуре

рынка, перспективах ее развития, деятельности конкурентов, движении

цен, появлении на рынке новых товаров и т.п.

. Особое внимание следует уделить вопросу о вознаграждении посредника.

Для этого на предварительном этапе переговоров с ним белорусский

поставщик должен собрать и проанализировать всю возможную информацию о

формах и размерах вознаграждения услуг посредника, используя для этого

любые источники. Определяя размер вознаграждения для поставщика

особенно важно правильно рассчитать экспортную цену на поставляемый им

товар. Обсуждая с посредником размеры его вознаграждения, поставщику

всегда следует иметь при себе убедительные расчеты, чтобы

квалифицированно обосновать установленный им уровень экспортной цены,

от которой часто зависит вознаграждение посредника.

. С самого начала работы с посредником белорусский поставщик должен

ориентироваться в отношениях с ним на принцип максимальной

информационной открытости - подробно и честно отвечать на все запросы

посредника, сообщать ему о своих планах развития производства и

экспорта, о всех возникающих в процессе работы проблемах и

затруднениях.

Учитывая некоторые особенности регулирования посреднической

деятельности в Республики, Беларусь исходя из Указа №117 от 7.03.2000 г.

“О некоторых мерах по упорядочиванию посреднической деятельности при

продаже товаров” и с целью активизации эффективности торгово-посреднической

деятельности предлагается:

. В случаях, когда один вид деятельности предполагает обязательное

осуществление иных лицензируемых работ, неразрывно связанных с ним

технически и организационно, выдавать только лицензию на основной

вид.

. Необходимо установить более чёткие “правила игры”, абсолютно понятные

всем и не подлежащие произвольному толкованию, как самим субъектом

хозяйствования, так и чиновниками.

. Акты законодательства, в которых имеются не точности и не ясные

моменты должны толковаться в пользу субъектов хозяйствования, а не

государства повинное в неточности.

. Законом должно стать правило “можно всё то , что не запрещено” и

применять его только к гражданам и юридическим лицам, а в отношении

государства и его органов действовать принцип “можно только то, что

разрешено”

. Только конкуренция должна являться мерой уменьшения количества

посредников и стоимости товара.

. Необходимо наличие большого количества товаров и продавцов.

Важной проблемой предприятий торговли является выбор оптимальной

структуры товародвижения. В результате исследования данной проблемы на

конкретном предприятии устанавливается:

. При выборе и заключении договоров с поставщиками необходимо учитывать

территориальное размещение предприятия, возможность ритмичной доставки

товара со склада поставщика по установленному графику и в

согласованном ассортименте.

. Наиболее экономичное снабжение достигается при централизованной

доставке товаров с предприятия изготовителя.

. Роль и значения транспорта в товародвижении зависит от уровня тарифов

и средне дальности перевозок.

. Организация товародвижения предполагает завоз оптимальной партии

товара в необходимом ассортименте, не требующим отдельных складских

помещений.

. Элементом логистики товародвижения предприятия является оптимизация

товарных запасов.

. Оптимизация товародвижения зависит от степени расфасовки товара.

Опыт использования зарубежных торговых посредников весьма актуален для

белорусских коммерческих структур не только при экспорте ими товаров на

внешние рынки. Наработанные длительной зарубежной практикой нормы, правила

и схемы взаимодействия в этой области могут быть творчески использованы

белорусскими импортерами, осуществляющими сбыт иностранных товаров в РБ. В

первую очередь это относится к принципам построения товаропроводящей сети,

правовых и коммерческих взаимоотношений юридических и частных лиц,

задействованных в реализации импортных товаров.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.Мн.ООО «Амалфея»2000г.

2. Указ Президента РБ от 7.03.2000г.№117 “О некоторых мерах по

упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров”.

3. Бородина Е.И. Финансы предприятий: Учеб. пособие. - М.: Банки и

биржи, ЮНИТИ, 1995.

4. Балабанова Л.В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция. - М.:

Экономика. 1990.

5. Васильев Г.А. Товарные биржи: Практ. пособие. - М.: Высш. шк., 1991.

6. Ворот И. Экономика фирмы. - М.: “Высшая школа”, 1994.

7. Герчикова И. Н. Международное коммерческое дело: Учебник для ВУЗов.

Москва: Юнити. 1996г.

8. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и

практика. - М.: Издательство “Финпресс”, 1998.

9. Дихтль Е.. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. М.:

Высш. шк. 1995.

10. Завьялов П. С. Формула успеха: маркетинг /сто вопросов - сто ответов

о том, как эффективно действовать на внешнем рынке/. - М.: МО. 1991.

11. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. -Спб: “Питер Ком”, 1999.

12. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: “Бизнес-Книга”, ноябрь 1995. -

13. Феоктистова Е.М..Краснюк И.Н Маркетинг: теория и практика, Москва,

Высшая школа, 1993.

14. Синецкий И.И. Основы коммерческой деятельности, М; 1998

15. Турбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность. Мн.: Вышейшая школа,

1997

16. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996.

17. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник.:

Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

18. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. М.: 1996.

19. Булатов А.С. Экономика внешних связей России. М: БЕК, 1995.

20. Экспортно-импортные операции. Рекомендации и документы. Мн; 1994.

21.Белоруская Деловая Газета №26 от 29.10.1998г.

22.Белоруский рынок №14 от.10.04.2000г.

23.Советская Беларусия №59 от 10.03.2000 г.

Приложения 1

Таблица 2.1

Схема движения товара на международный рынок

Склад готового

товара экспортера

(

путь в порт

( на жд. )

станцию

(

пребывание

к порту

( на жд.)

станции

(

путь за рубеж

(

склад товаров

за рубежом

(

доставка товара

импортера

Приложение 2

Таблица 2.2

Каналы продвижения товара.

Канал нулевого уровня

П .

К.П.

Одноуровневый канал

П . Р.Т.

К.П.

Двухуровневый канал

П . О.Т.

Р.Т. К.П.

Трех.уров.канал

П . О.Т. М.О.Т.

Р.Т. К.П.

П – производитель; КП – конечный потребитель ;

РТ – розничный торговец ; ОТ – оптовая торговля ;

М.О.Т.- мелкооптовая торговля .

Приложение 3

Доли элементов товародвижения в процентах в общей сумме затрат на него.

Приложение 4

Организационная структура ГТПП “Люблин”

Директор

заместитель главный

главный начальник

директора бухгалтер

инженер отдела

по комерции

кадров

начальник зам

плановый инженера инспектор

торгового главного

отдел службы отдела

отдела бухгалтера

2 чел. гл.инжен. кадров

2чел

бухгалтерия

5 чел.

админстр.

хозяйств.

торговый отдел

персонала

отдел маркетинга

2 чел.

3 чел. 2 чел.

-----------------------

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.