РУБРИКИ |
Литература - Социальная медицина (правовые аспекты деятельности врача) |
РЕКЛАМА |
|
Литература - Социальная медицина (правовые аспекты деятельности врача)Литература - Социальная медицина (правовые аспекты деятельности врача)О. В. Леонтьев, С. А. Бойцов, Д. В. Леонтьев ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА ЛЕЧЕБНОГО ПРОФИЛЯ Книга представлена кандидатом медицинских наук О. В. Леонтьевым доктором медицинских наук С. А. Бойцовым, юрисконсультом Д. В. Леонтьевым для студентов и слушателей медицинских учебных заведений. ПРЕДИСЛОВИЕ Надлежащая юридическая подготовка врачей является прочной базой формирования правовой культуры, чувства высокой ответственности перед обществом и государством. При изучении законодательства в этой области необходимо особое внимание уделить положениям о правах, обязанностях и ответственности врачей, законодательному обеспечению гарантий их профессиональной деятельности, вопросам медицинского страхования. Статья 54 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» предусматривает при выдаче сертификата специалиста проверочные испытания комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций не только по теории и практике избранной специальности, но и вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. В этой работе мы обобщили законодательные акты деятельности практического врача. Надеемся, что это поможет ликвидировать правовые пробелы в образовании врача и убережет от правонарушений медицинский персонал. Необходимость знать свои права и обязанности, защищать их от различного рода посягательств — одна из проблем сегодняшней действительности. Данное издание создавалось с учетом практической работы в клинике внутренних болезней с опорой на юридические основы деятельности врача. Книга адресована студентам, слушателям медицинских учебных заведений и практикующим врачам. В работе учтены законодательные акты на 5 января 1997 года. ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗДРАВООХРАНЕНИИ 1.1. Конституция о здравоохранении В статье 25 Всеобщей декларации прав человека говорится, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Основной закон страны, исследуя нормы международного права, включает в обязанность государства охрану здоровья людей. Статья 41 Конституции Российской Федерации определяет, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Таким образом, признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. В статье 25 Всеобщей декларации прав человека говорится, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Основной закон страны, исследуя нормы международного права, включает в обязанность государства охрану здоровья людей. Статья 41 Конституции Российской Федерации определяют, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Таким образом, признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (далее «Основы») под охраной здоровья граждан понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Право людей на охрану здоровья организуется государством и обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта и отдыха граждан, контролем за качеством продуктов питания, организацией медико-социальной помощи. Особо отмечено, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья вне зависимости от национальности, пола, должностного положения и других обстоятельств. Также не допускается дискриминация, обусловленная наличием у граждан каких- либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность. При нахождении за пределами Российской Федерации гражданам гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами. Исходя из текста Конституции РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства также гарантируется право на охрану здоровья. Основными принципами охраны здоровья граждан (статья 2 «Основ») являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; 3) доступность медико-социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. Медико-социальная помощь включает в себя: профилактическую, лечебно- диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, выплату пособий по временной нетрудоспособности. Медицинская помощь оказывается учреждениями системы здравоохранения (статья 20 «Основ»). Различают государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения. К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения РФ, республик в составе РФ, органы управления здравоохранением областей, округов, краев, городов, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ. Кроме этого в государственную систему здравоохранения входят находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники. Все эти предприятия, вне зависимости от ведомственной подчиненности, являются юридическими лицами. В муниципальную систему здравоохранения включены органы управления здравоохранения и находящиеся в муниципальной собственности лечебно- профилактические, научно-исследовательские, аптечные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения. К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические, образовательные, аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, лица, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью. Выделяют первичную медико-санитарную, скорую медицинскую и специализированную медицинскую помощь. Первичная медико-санитарная помощь является основным доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания. Она включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и Других неотложных состояний, проведение санитарно-гигиениче-ских и противоэпидемических мероприятий, санитарно-гигиеническое образование, проведение мер по охране материнства, отцовства, детства. Первичная медико- санитарная помощь обеспечивается, учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санэпидслужбы. Объем этого вида медицинской помощи устанавливается местной администрацией в соответствии с территориальными программами медицинского страхования. При состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, оказывается скорая медицинская помощь. Она осуществляется бесплатно, безотлагательно, вне зависимости от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности медицинских учреждений, только медицинскими работниками. Скорая медицинская помощь оказывается специальной службой. Если при возникшем заболевании требуется выполнение специальных методов диагностики, лечения и использование сложных медицинских технологий, то гражданам оказывается специализированная медицинская помощь. Она может быть осуществлена врачами в лечебно-профилактических учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности. Конституция РФ (часть 1 статьи 41) устанавливает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Граждане имеют право и на дополнительные медицинские услуги в соответствии с законом РСФСР «О меди-цинском страховании граждан в РФ», а также за счет средств предприятий, учреждений, организаций, своих личных средств и иных источников. В части 2 статьи 41 Конституции РФ определено, что в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека. Источником финансирования здравоохранения являются; средства бюджетов всех уровней; средства, направленные на обязательное и добровольное медицинское страхование; средства целевых фондов, предназначенные для охраны здоровья, государственных и муниципальных предприятий, организаций; доходы от ценных бумаг, кредиты, благотворительные взносы, иные законные источники. Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Такие медицинские услуги могут осуществляться медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей («Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», утвержденные постановлением Правительства РФ 27 от 13.01.96 года). Предоставление платных медицинских услуг медицинскими учреждениями оказывается при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности. Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают такой вид медицинских услуг по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранения. 1.2. Правовое положение граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья Законодатель закрепил права граждан при оказании медико-социальной помощи: уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персонала к пациентам; выбор врача с учетом его согласия; выбор лечебно- профилактического учреждения в соответствии с договорами медицинского страхования; соответствующие санитарно-гигиенические требования к условиям обследования и лечения; проведение по его просьбе консилиума и консультации других специалистов; облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством; сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследования и лечении; информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство; отказ от медицинского вмешательства; получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана эта информация. В случаях неблагоприятного прогноза развития болезни информация должна сообщаться в деликатной, доступной форме гражданину, членам семьи или лицу, который был назван больным для передачи информации. Закон позволяет гражданину непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. При необходимости проведения медицинского вмешательства должно быть добровольное согласие граждан. Если состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а проведение медицинского вмешательства неотложно, вопрос решается консилиумом врачей-специалистов, а при невозможности его созвания—лечащим или дежурным врачом с последующим уведомлением должностных лиц лечебного учреждения. Если лицо не достигло 15- летнего возраста или недееспособно, то согласие на медицинское вмешательство дают их законные представители, при их отсутствии—консилиум, а при невозможности его создать—лечащий или дежурный врач с последующим уведомлением должностного лица данного учреждения. Право граждан на отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем и медицинским работником. Однако существует исключение (статья 34 «Основ»), когда оказание медицинской помощи допускается без согласия граждан .или их законных представителей в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, а также лиц, совершивших общественно опасное деяние* Под оказанием медицинской помощи в данном случае понимается медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция. Кроме этого закон допускает оказание медицинской помощи по жизненным показаниям детям до 15 лет без согласия их законных представителей. Проведение медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия может быть решено врачом (консилиумом), а решение об их госпитализации выносится судом. Пациент имеет право на допуск к нему священнослужителей. Еще один аспект, на который необходимо обратить особое внимание,—это проведение экспериментов с участием людей. В статье 21 Конституции Российской Федерации сказано, что никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. В «Основах» говорится о запрещении к применению неразрешенных методов диагностики, лечения и лекарственных средств без добровольного согласия граждан и лиц до пятнадцатилетнего возраста. Однако, если методы диагностики, лечения и лекарственные средства не разрешены к применению, но находятся на рассмотрении в установленном законом порядке, в интересах излечения пациента с его добровольного письменного согласия они могут быть использованы. Биомедицинское исследование проводится только в учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения. Перед проведением исследования необходимо получить данные лабораторного эксперимента. Любое медицинское исследование с привлечением человека в качестве объекта может проводиться только после получения письменного согласия граждан. Принуждение к участию в таких исследованиях не допускается. Гражданин должен быть проинформирован о целях, методах, побочных эффектах, риске, продолжительности и ожидаемых результатах исследования. Испытуемый имеет право отказаться от участия в исследовании на любой стадии. В Российском законодательстве впервые появилось понятие эвтаназии, под которой понимается удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. В литературе существуют следующие точки зрения на данную проблему. Каждому человеку принадлежит право человека на жизнь. Он может подвергать себя опасности, рисковать. В литературе ставится вопрос о праве человека на смерть. Не в силах перенести страдания, некоторые больные согласны на легкую смерть. В некоторых странах уголовно не преследуется ускорение смерти больного со стороны медицинского персонала, а в ряде штатов США даже есть соответствующие законодательные акты. В Уголовном кодексе 1922 года в статье, карающей за умышленное убийство, было ненаказуемо убийство из сострадания по просьбе больного. Но практика показала, что под это понятие маскировали умышленные убийства и проверить это было практически невозможно. Запрет на эвтаназию делает больницу относительно безопасным для больного местом, ведь тогда больной не будет убит независимо ни от чьих желаний, не будет угрозы того, что их желания осуществятся через доступный акт эвтаназии, он будет спокойно осознавать свое желание смерти и бороться с ним, как все живое на свете (Вульф С., 1993). Больной, даже самый тяжелый, пока он в сознании, не стремится умереть даже тогда, когда он кричит о смерти. Узаконенная эвтана-зия снимает уголовный запрет на убийство без предоставления больному безопасности. В случае, когда снята ответственность, становится возможным использование в качестве доноров людей путем воздействия (шантаж) на работников реанимационных служб, банков органов и тканей по сбыту «человеческих запчастей». Описаны случаи, когда из стран, где разрешена эвтаназия (Парагвай, Гватемала и др.), органы и ткани поступали в США (Доув М., 1990). Если добровольная эвтаназия станет законом, то врач во время одного визита будет нести исцеление, а во время другого—смерть. Нет гарантии того, что добровольная эвтаназия не превратится в принудительную (Асадов Э., 1996). . Законом запрещено медицинскому персоналу осуществлять эвтаназию. Подлежит уголовной ответственности лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии или осуществляет ее. В части 3 статьи 41 Конституции РФ устанавливает ответственность должностных лиц за сокрытие ими актов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной информации о различных факторах, воздействующих на организм человека. Законом выделены права отдельных групп населения в области охраны здоровья. Такие гарантии установлены: 1. Семье предусматриваются бесплатные консультации по медицинским показаниям, по вопросам планирования семьи, медико-генетические, медико- патологические, другие консультации и обследования с целью предупреждения возникновения возможных наследственных заболеваний у потомства. В период лечения ребенка в стационаре одному из родителей или иному члену семьи предоставляется право нахождения с ним в течение всего времени пребывания в больничном учреждении независимо от возраста ребенка. Этому лицу должен быть выдан листок нетрудоспособности. При карантине, в случае ухода за ребенком в возрасте до 7 лет.. одному из членов семьи выплачивается пособие за весь период карантина или амбулаторного лечения. Пособие по уходу за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. 2. Беременным женщинам и матерям обеспечивается право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья. В период беременности, во время и после родов каждая женщина обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. В соответствии с законодательством РФ гарантирован оплачиваемый отпуск по беременности и родам. 3. Несовершеннолетним, которые в интересах охраны здоровья имеют право на диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах, предоставляется медико-социальная помощь и питание на льготных условиях, обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов, бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности, получение информации о состоянии здоровья. 4. Военнослужащим, гражданам, подлежащим призыву на военную службу и поступающим на военную службу по контракту, которые имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе, досрочного увольнения на основании заключения военно-врачебной комиссии. 5. Гражданам пожилого возраста по достижении возраста, установленного законодательством РФ для назначения пенсии по старости. Они имеют право на медико-социальную помощь и на лекарственное обеспечение на льготных условиях. 6. Инвалидам, которые имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, средствами передвижения на льготных условиях. Порядок оказания инвалидам медико-социальной помощи определяется законодательством РФ. Кроме этого в «Основах» выделяются права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагоприятных районах. Пострадавшие при чрезвычайной ситуации имеют право на получение бесплатной медицинской помощи, сани-тарно- курортного лечения. Особо выделены права на получение медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения лиц, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Не допускается испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта этого контингента. Документом, регламентирующим обязанности пациента при оказании ему медицинской помощи, являются Правила приема и выписки больных, утвержденные главным врачом лечебно-профилактического учреждения. С этими правилами пациент знакомится при поступлении и расписывается в истории болезни после ознакомления с ними. Пациент обязан соблюдать распорядок дня, чистоту и порядок в помещениях, находиться во время врачебных обходов в палате, не курить, не употреблять алкоголь, не играть в азартные игры, не нарушать общественный порядок, принимать лекарства согласно предписаниям врача и т.д. В случае нарушения предписанных врачом больничного режима и лечебных назначении лечащий врач по согласованию с соответствующими должностными лицами может отказаться от лечения больного. 1.3. Правовой статус медицинских работников Право на занятие медицинской деятельностью имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование, имеющие диплом и специальные звания. Некоторые виды медицинской ‘ деятельности не разрешаются при отсутствии сертификата специалиста и лицензии. В период обучения в учреждениях здравоохранения врачи имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медперсонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медперсонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Врачи, не работающие по своей специальности больше 5 лет, допускаются к практической медицинской деятельности только после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении на основании проверочного испытания, проведенного комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций. Право на занятия частной медицинской практикой вытекает из конституционных положений о многообразии форм собственности. Законодательство определяет, что частная медицинская практика есть оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне государственных и муниципальных учреждений системы здравоохранения за счет личных средств граждан или предприятий, организаций в соответствии с заключенным договором. Оговорены условия, необходимые для занятия частной медицинской практикой. Прежде всего, это наличие у лица диплома о высшем или среднем медицинском образовании, сертификата специалиста и лицензии на избранный вид деятельности. Сертификат выдается на основании послевузовского образования (аспирантуры, ординатуры), специализации или проверочного испытания, которое проводится в комиссиях профессиональных медицинских ассоциаций. Выдача лицензий на определенные виды медицинской деятельности проводится лицензионными комиссиями при органах государственного управления или местной администрации на основании сертификата специалиста. Приказ Минздравмедпрома РФ № 148 от 18.04.96 года «О лицензировании медицинской деятельности» устанавливает положения о лицензионных органах в структуре исполнительной власти и о выдаче лицензии, то есть официального документа, разрешающего осуществление указанного в нем вида медицинской деятельности в течение установленного срока. Для получения лицензии в лицензионный орган подается заявление о выдаче лицензии с указанием наименования организации, юридического адреса, номера расчетных счетов, наименование обслуживающего банка, копии учредительных документов, копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридического лица), паспортные данные (для физического лица), указывается вид медицинской деятельности, срок действия лицензии, документ, подтверждающий оплату рассматриваемого заявления, данные о профильной подготовке специалистов, данные о нормативно-методическом обеспечении, организационных возможностях и оснащении для выполнения соответствующих видов медицинской деятельности. Решение о выдаче или об отказе принимается в течение 30 дней со дня подачи заявления с документами. Основанием для отказа служит наличие в документах недостаточной или искаженной информации, а также экспертное заключение, устанавливающее несоответствие условий, предъявляемых к осуществлению соответствующего вида медицинской деятельности. Лицензия выдается на срок не менее 3 лет. Деятельность на основании лицензии может осуществляться на территории иных субъектов РФ после регистрации органом исполнительной власти. Контроль за соблюдением лицензиатом условий осуществляется лицензионным органом, который может приостанавливать или аннулировать лицензию. Разрешение на занятие частной медицинской практикой выдается местной администрацией по согласованию с профессиональными медицинскими ассоциациями и действует на подведомственной территории. Эти же органы осуществляют контроль за качеством оказания медицинской помощи. Запрещение занятия частной медицинской практикой осуществляется по решению выдавших разрешение органов либо судом. Законодательством закреплено право на занятия народной медициной. Под народной медициной понимаются методы оздоровления, профилактики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством РФ. Для осуществления этой деятельности необходимо гражданство РФ, получение диплома целителя, выданного министерствами здравоохранения республик в составе РФ, органами управления здравоохранения других субъектов РФ. Диплом целителя дает право на занятие народной медициной на территории, подведомственной органу управления здравоохранением, выдавшему диплом. Этот же орган может лишить диплома. Данное действие может быть обжаловано в суде. Запрещается проведение сеансов массового целительства, в том числе и с использованием средств массовой информации. Незаконное занятие целительством влечет административную или уголовную ответственность. Особо законодательством выделено положение о врачебной тайне, которую составляют сведения о дате обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. Нельзя разглашать эту информацию лицам, которым она стала известна при обучении, исполнении профессиональных, служебных обязанностей, кроме следующих случаев: 1. В целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю. 2. При угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений. 3. По запросу органов следствия, прокуратуры, суда в связи с проведением расследования или судебного разбирательства. 4. В случае оказания помощи несовершеннолетнему до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей. 5. При наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. За разглашение врачебной тайны лица несут ответственность согласно законодательству РФ. В статье 63 «Основ» представлены социальная и правовая защита медицинских работников, которые имеют право: на обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда; работу по трудовому договору, в том числе за рубежом; защиту своей профессиональной чести и достоинства; получение квалификационных категорий в соот- ветствии с уровнем теоретической и практической подготовки; совершенствование профессиональных знаний; переподготовку за счет средств бюджетов; страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением профессиональных обязанностей; в условиях, угрожающих жизни и здоровью граждан, бесплатное пользование средствами связи, любым видом транспорта для перевозки гражданина в любое ближайшее лечебное учреждение; первоочередное получение жилых помещений, установку телефона, предоставление их детям мест в дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, иные льготы, предусмотренные законодательством РФ. Врачи, работники со средним медицинским образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие .в сельской местности, члены их семей, проживающие с ними, имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. На выпускников медицинских высших и средних учебных заведений распространяются порядок и условия выдачи единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, установленные для специалистов, окончивших сельскохозяйственные учебные заведения. В случае причинения вреда здоровью медицинских работников при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга им возмещается ущерб в объеме и порядке, установленном законодательством РФ. Обязательное медицинское страхование этой категории составляет 120 месячных должностных окладов. При гибели работников государственной или муниципальной систем здравоохранения при исполнении трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи, а также при проведении научных исследований семьям погибших выплачивается денежное пособие в размере 120 месячных должностных окладов. 1.4. Юридические аспекты медицинской деятельности по трансплантации органов и тканей человека В соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан», законами «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992), «О донорстве крови и ее компонентов» (1993) допускается изъятие органов и (или) тканей человека для трансплантации. Перечень трансплантатов определяется Министерством здравоохранения. В законе указаны трансплантаты: сердце, легкое, почка, печень, костный мозг. Не подпадает под действие закона трансплантация репродуктивных органов, препаратов и пересадочных материалов, для приготовления которых используются тканевые компоненты. Органы и ткани могут быть использованы как от живых, так и от мертвых доноров. Донором может быть только дееспособный гражданин, достигший 18- летнего возраста. Согласие донора должно быть добровольным и дано в письменной форме. Не допускается изъятие органов и тканей у лиц, находящихся в служебной или иной зависимости. Живой донор должен находиться с реципиентом в генетической связи. Перед операцией донор проходит медицинское обследование. Консилиум врачей обязан констатировать, что после трансплантации донору не будет причинен значительный вред. Изымается парный орган, часть органа или ткани, отсутствие которых не влечет за собой необратимого расстройства здоровья. Пересадка органов и тканей осуществляется с письменного согласия реципиента, а при его недееспособности—с согласия законных представителей. В случае невозможности получить согласие реципиента’ (бессознательное состояние) и в угрожающих его жизни условиях пересадка осуществляется без его согласия. Забор и заготовку органов и тканей могут осуществлять только государственные учреждения здравоохранения, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения РФ совместно с РАМН. Оформление трансплантации осуществляется следующими договорами: 1. Договор, который заключается между донором и реципиентом об отчуждении органов и тканей. 2. Договор, фиксирующий отношения между медицинским учреждением и реципиентом, по поводу пересадки ему органов или тканей в целях спасения жизни и восстановления здоровья. Донор вправе требовать от учреждения здравоохранения полной информации о возможных осложнениях в связи с предстоящей операцией по изъятию органов или тканей. Он также может получить бесплатное лечение в связи с проведенной операцией. Донор вправе отказаться от процедуры изъятия у него органов или тканей. В законодательстве определены условия изъятия органов и тканей от лиц, умерших в’ учреждениях здравоохранения. Необходимо констатировать факт смерти консилиумом врачей. Не допускаются к участию в этом консилиуме транс- плантологи, члены бригад, обеспечивающих работу донорской службы и оплачиваемых ею. Кроме этого необходимо разрешение на изъятие органов и тканей главного врача учреждения здравоохранения. Все эти действия могут иметь место только при отсутствии запрета умершего или его близких родственников. Заключение о смерти дается на основании констатации гибели всего головного мозга, установленной в соответствии с процедурой, утвержденной Минздравом РФ. Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» внес существенное дополнение в порядок изъятия органов или тканей человека. Так, статья 5 этого закона определяет следующее: 1. Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти—пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме: — о согласии или несогласии быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию; — о согласии или несогласии на изъятие органов и тканей из его тела; — быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными, ранее умершими; — быть подвергнутым кремации; — о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу. 2. Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно. 3. В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение указанных действий имеют: супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых—иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего. В соответствии с законом «О донорстве крови и ее компонентов» (1993) кровь изымается у живого человека в возрасте от 18 до 60 лет. Необходимо добровольное согласие в устной форме лица на забор у него крови или ее компонентов. Перед изъятием крови донор должен пройти медицинское обследование. При переливании крови необходимо устное согласие реципиента. Категорически запрещается купля-продажа и коммерческие сделки, предметом которых являются органы и ткани человека. Запрещается принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации. За нарушение данных положений виновные несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. 1.5. Контроль за качеством оказания медицинской помощи На сегодняшний день в территориальных фондах обязательного медицинского страхования (ОМС), страховых медицинских организациях завершено формирование подразделений для вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи. Все более насущными становятся вопросы взаимодействия вневедомственной и ведомственной экспертизы качества медицинской помощи. В рамках программы по созданию вневедомственной экспертизы практически во всех территориальных фондах ОМС сформированы отделы по организации экспертизы качества медицинской помощи, составлен реестр штатных и нештатных врачей-экспертов РФ. В 1996 году создан Межрегиональный Экспертный Совет по экспертизе качества медицинской помощи, в обязанность которого входят разработка нормативных документов, обобщение опыта территорий по проведению экспертизы качества медицинской помощи. Приказ Минздрава РФ от 24.10.96 года «О совершенствовании качества медицинской помощи населению РФ» установил положения о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения РФ и о системе вневедомственного контроля качества медицинской помощи, а также определил цели и задачи контроля за качеством оказания медицинской помощи. Целью осуществления ведомственного контроля качества медицинской помощи является обеспечение прав пациента на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально-технических резервов здравоохранения и применения совершенных медицинских технологий. Система ведомственного контроля включает в себя оценку состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов лечебно- профилактических учреждений, экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам, изучение мнений пациентов, регистрацию и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи, выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказывающих негативное действие и повлекших за собой снижение качества эффективности медицинской помощи, подготовку рекомендаций для руководства лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранения, которые направлены на предупреждение врачебных ошибок в работе, повышение качества и эффективности медицинской помощи, организации контроля за реализацией управленческих решений. Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путем должностными лицами ле-чебно-профилактических учреждений, клинико-экспертными комиссиями и главными специалистами всех уровней здравоохранения. В необходимых случаях для проведения экспертиз могут привлекаться сотрудники ВУЗов, НИИ и т. д. В Положении о вневедомственном контроле качества медицинской помощи в РФ под системой вневедомственного контроля понимается оценка качества медицинской помощи субъектами, не входящими в систему здравоохранения, в пределах своей компетенции. Субъектами системы контроля являются: Лицензионно-аккредитационные комиссии (ЛАК), которые осуществляют: контроль за безопасностью медицинских услуг для пациентов и персонала, их соответствие установленным стандартам при проведении лицензирования и аккредитации учреждений здравоохранения; контроль за выполнениями учреждениями здравоохранения и физическими лицами лицензионных условий; выдачу лицензий и сертификатов юридическим лицам и гражданам; участие в формировании вневедомственной экспертизы и регистра экспертов на территории субъектов РФ. Исполнительные органы фондов обязательного медицинского страхования в пределах компетенции осуществляют контроль за правильностью оформления документов, подтверждающих временную нетрудоспособность граждан. Страховые медицинские компании организуют и осуществляют в рамках заключенных договоров обязательного и добровольного медицинского страхования контроль качества, объема и сроков оказания медицинской помощи штатными экспертами; определяют соответствие представленных к оплате счетов за оказание медицинских услуг их истинному объему и качеству; предъявляют претензии и иски лечебно-профилактическим учреждениям по возмещению ущерба, причиненного застрахованным гражданам; информируют органы управления здравоохранения, лицензионно-аккредитационную комиссию о выявленных в ходе экспертной работы недостатках в деятельности лечебно-профилактических учреждений; участвуют в разработке тарифов на медицинские услуги; заключают договоры на выполнение медицинских экспертиз качества с компетентными организациями и специалистами; участвуют в лицензировании и аккредитации лечебно-профилактических учреждений и физических лиц; обращаются в ЛАК с заявлением о приостановлении или прекращении действия лицензии; перезаключают договоры на предоставление лечебно-профилактическими учреждениями медицинских услуг по медицинскому страхованию. Страхователь осуществляет контроль за соблюдением условий договора медицинского страхования; получает необходимую информацию об имеющихся на территории организациях, наделенных правами осуществления экспертизы качества медицинской помощи; получает от страховщика информацию о состоянии медицинской помощи застрахованных и мер по ее совершенствованию; доводит до сведения застрахованных граждан результаты экспертной оценки качества медицинской помощи и мер по ее улучшению; перезаключает договоры медицинского страхования в случаях выявленных нарушений при оказании медицинской помощи. Профессиональные медицинские ассоциации организуют экспертизы качества медицинской помощи, участвуют в разработке стандартов качеств медицинской помощи, программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских кадров; участвуют в формировании реестров экспертов и работе комиссий по аттестации медицинских работников, аккредитации и лицензировании, квалификационных комиссиях. Комитет общества по защите прав потребителей изучает общественное мнение о качестве оказываемой медицинской помощи; информирует субъектов вневедомственного контроля о качестве оказания медицинской помощи и органы управления здравоохранением о дефектах в оказании медицинских услуг, защищает права пациентов путем отстаивания их интересов в административных и судебных органах. Вневедомственный контроль проводится в виде предупредительного, контроля результата, целевого, планового. Осуществляется следующими лицами: Внештатным медицинским экспертом, который должен иметь высшее медицинское образование, подготовку по врачебной специальности и иметь стаж работы по ней не менее 10 лет, высшую квалификационную категорию или ученую степень, пройти специальную подготовку по экспертизе и получить лицензию на право осуществления экспертной деятельности. Экспертом страховой медицинской компании. Данный специалист должен иметь высшее медицинское образование, стаж работы по врачебной специальности 5 лет, специализацию по организации здравоохранения и социальной гигиене, пройти подготовку по экспертизе. Он является штатным сотрудником страховой медицинской компании. Приказ Минздравмедпрома РФ № 5 «О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности» от 13.01.1996 года определяет, что экспертиза качества медицинской помощи является функцией заведующих подразделениями (1 ступень), заместителя руководителя по клинико-экс-пертной помощи (2 ступень), клинико-экспертных комиссий учреждений (3 ступень). Экспертиза проводится по медицинским документам, а также очно. Обязательна в случаях смертельных исходов, внутрибольничных инфицирований и осложнений, первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста, заболеваний с удлиненным или укороченным сроками лечения, при расхождении диагнозов, жалобах пациентов. ГЛАВА 2 МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ 2.1. Общие вопросы организации и финансирования медицинского страхования В этой области существует обширная законодательная база. В 1991 году принят Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»; Постановление Правительства Российской Федерации «Общие положения о страховых медицинских организациях»; Положение о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование (1993); Правила лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование (1994) и др. Целью медицинского страхования, как определено в Законе «О медицинском страховании граждан РФ» с поправками от 1993 года (далее Закон), является гарантия гражданам, при возникновении страхового случая, получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий. Страховой случай— это совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обя- занность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу или третьим лицам. Под страховым случаем понимают заболевание, травмы и т. д. (Закон РФ «О страховании»). Страхователь—это юридическое или дееспособное физическое лицо, |
|
© 2007 |
|