РУБРИКИ |
Ребенок от года до 3-х лет |
РЕКЛАМА |
|
Ребенок от года до 3-х летРебенок от года до 3-х летНЕМНОГО О ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ Прошел только год после того, как человечек появился на свет, но какие огромные изменения произошли за это короткое время. Недавно еще совершенно беспомощное дитя стало на ноги, сначала робко, а затем все более уверенно делает свои первые шаги в открывающийся перед ним беспредельный мир. Теперь ваш ребенок непосредственно соприкасается с более широким кругом предметов. Он начинает многое понимать, учится думать, говорить. Вместе с тем физическое и нервно-психическое состояние малыша еще неустойчиво и непрочно. Организм его недостаточно окреп и нуждается в тщательном уходе. Он еще очень восприимчив к различным заболеваниям. На втором и третьем году жизни темпы роста ребенка по сравнению с первым несколько замедляются: за второй год он вырастает примерно на 10 см, а за третий — на 8 см; масса тела увеличивается ежегодно на 2,5—2 кг. От 2 до 3 лет костная система ребенка еще не полностью развита: скелет в основном состоит из хрящевой ткани и поэтому позвоночник легко поддается различным искривлениям из-за неправильно подобранной одежды обуви и т. д. В результате у малыша могут рано появиться нарушения осанки. До 3 лет у детей интенсивно развивается мускулатур; и связочно-суставной аппарат. По сравнению со взрослым у них более подвижны суставы, что зависит от больше эластичности мышц, сухожилий, связок. Мышечная система ребенка раннего возраста развита еще недостаточно, общая масса мышц у него составляет всего 25 % от массы тела, а у взрослого — не менее 40—43 %. Имеет свои особенности и система кровообращения. В первые годы она претерпевает большие изменения. Частота пульса у 2-летнего составляет 110—115 ударов в минуту, у 3-летнего — 95—110. Верхние дыхательные пути у детей раннего возраста относительно узки, слизистая оболочка, выстилающая их, богата лимфатическими и кровеносными сосудами, при любых воспалительных явлениях легко набухает и затрудняет дыхание. За второй и третий год жизни значительно совершенствуется система пищеварения. Увеличивается объем желудка: его емкость у годовалого ребенка равна 250 мл, у трехлетнего — 400 мл. Формируется жевательный аппарат, что позволяет хорошо справляться с плотной пищей. Практически диета трехлетнего малыша приближается к диете взрослого. Очень большие изменения происходят в центральной нервной системе. Если в первые месяцы нервные клетки головного мозга еще не представляют собой сформировавшихся центров (таких, как двигательный, зрительный и др.) то к трем годам их строение уже достаточно совершенно. А это обеспечивает способность сознательно реагировать на окружающую обстановку, совершенствовать движения, развивать речь. В этом возрасте малыш приобретает много полезных навыков и умений, у него сильно развиты эмоции. Выносливость нервной системы значительно увеличивается, повышается и работоспособность. Он может уже больше бодрствовать и меньше спать. Поэтому с 1,5 лет ему достаточно спать днем только 1 раз. Но в то же время особенности высшей нервной деятельности детей данного возраста таковы, что они не способны на длительное торможение (не могут долго находиться в одной и той же позе) и на длительное ожидание, быстро утомляются от однообразных действий, например, от ходьбы в одном направлении. Особенно интенсивно развивается речь ребенка. В годовалом возрасте при нормальном развитии малыш обычно произносит сознательно 8—10 слов, в 2 года его словарный запас составляет уже 300 слов, а к концу третьего года до 1300 слов. К этому времени он уже говорит предложения, используя вводные слова, придаточные предложения, задает массу вопросов, в которых ярко проявляется его пытливый, любознательный ум. Что надо знать о законах развития ребенка? Прежде всего, особенности его развития в разные возрастные периоды. Это позволит предъявить малышу такие требования, которые соответствовали бы его возможностям. В противном случае ваши воспитательные приемы не будут эффективны, а могут даже повредить. В возрасте от 1 года до 3 лет можно выделить 3 периода, из которых каждый имеет свои закономерности: 1. от 1 года до 1,5 лет — малыш уже может самостоятельно ходить, начинает овладевать речью, приобретает некоторые навыки; 2. от 1,5 до 2 лет — закрепляются достигнутые в более раннем возрасте умения; 3. от 2 до 3 лет — возраст бурного развития речи и умственного развития. ОТ 12 ДО 18 МЕСЯЦЕВ Наиболее значительным событием следующих 6 мес.. является то, что ребенок начинает ходить не сразу, но обязательно в этот период, раньше или позже. Примерно 6 мес.. отделяют малыша, цепляющегося за перекладины манежа, чтобы встать на ноги, от ребенка, научившегося ходить, не держась за руку отца. Шесть месяцев ежедневных усилий со своими взлетами и падениями: в иные дни он движется вперед семимильными шагами, в менее удачные — может едва удерживаться в вертикальном положении. Обучение ходьбе потребует от ребенка столько сил, что на успехи в других областях их почти не остается. В годовалом возрасте ребенок произнес первое слово, и, казалось, он вот- вот заговорит, но между 12-м и 18-м месяцем он топчется на мес.те. Например, некоторые дети, уже умевшие выговаривать если не все слова, то один из слогов, теперь не произносят его. Родители полагают, что ребенок забыл это слово, на самом же деле его сейчас занимает! совсем другое — ходьба. К тому он очень хорошо спал Л теперь же, когда он начинает ходить, у него бывают бессонные ночи. Сказанное относится ко всем периодам развития: успехи ребенка в какой-то одной области могут сопровождаться замедлением в других областях. Когда к 18 мес.. ребенок научится ходить самостоятельно, возможно, покажется, что его развитие несколько приостановилось; в действительности же ребенок все подмечает и накапливает знания, что проявится позднее, на следующем витке. Так, в возрасте 2—21/2 лет произойдет новый рывок — важные успехи в развитии речи. Таким образом, в возрасте 12—18 мес.. подавляющее большинство детей начинают самостоятельно ходить; данный период некоторые специалисты называют «периодом ощутимых сдвигов». Но мы не настаиваем на этом определении, поскольку этапы развития не имеют четких границ. Добавим только, что умение самостоятельно ходить не связано с успехами в умственном развитии в отличие от предыдущих этапов (хватательные движения рук). Периоды ощутимых сдвигов (впервые названы так М. Montessori) отмечаются неоднократно на притяжении детства; имеются в виду этапы, когда ребенок особенно легко осваивает что-то качественно новое. Такие периоды существуют для каждого достижения, будь то ходьба, умение говорить, различать цвета или (несколько позже) чтение и умение считать. Это особенно верно в отношении развития речи, ведь ребенок практически без усилий овладевает родным языком. Взрослому требуются годы немалого труда для обучения иностранному языку, на котором, впрочем, он редко говорит столь же хорошо, как на родном. И, как показывает опыт, не следует пропускать такие периоды жизни ребенка, не стараясь помочь ему, не поощряя его к обучению; в противном случае позднее приобретение навыков и знаний потребует от него большего труда. Мешать ребенку в процессе обучения столь же нежелательно, сколь бесполезно подгонять и понукать. Ребенок лучше воспринимает новое, когда он учится с желанием и интересом. Обучение ходьбе подразумевает, прежде всего, умение сохранять равновесие, а уж затем продвижение вперед, и оно не обходится без определенных трудностей. Не спешите поднимать .ребенка всякий раз, как только он упадет, ведь усилия, которые он делает, чтобы встать, способствуют укреплению его мускулов. Он падает, приподнимается, опираясь на руки, встает, снова падает. Это нелегкая наука, но совершенно необходимая. Прежде чем ребенок научится говорить, он будет бесконечно повторять одни и те же слоги, точно так же, как раньше умение пользоваться руками потребовало от него многих недель Упражнений. Поэтому ваше одобрение его усилий и понимание его потребностей облегчает ребенку процесс обучения. Умение ходить преображает ребенка. Если раньше он полностью зависел от окружающих, то теперь ему незачем кого-то просить, он может пойти посмотреть вблизи то, что его интересует, возбуждает его любопытство, и, следовательно, каждый день делать множество открытий, приобретать опыт. Он становится подвижным, невероятно занятым и неутомимым. Умение ходить влечет за собой и другие последствия, ее заметные. Благодаря ему, ребенок действительно ощущает свое тело, ибо теперь он падает, ушибается, снова падает, натыкается на мебель, прищемляет дверью пальцы, о причиняет ему боль. Ушибы, синяки и шишки дают ему тем больший опыт, чем чаще они повторяются в течение дня, чем большую боль он при этом испытывает. В результате уже в 18 мес.. малыш избегает столкновений с мебелью, обходит ее, зная, что это может причинить боль. Таким образом, эмпирическим путем открыв свое тело, ребенок теперь проявляет к нему пристальный интерес: например, заметив на руке прыщик, он часами разглядывает его; отсюда магическая для него сила повязки, «удерживающей» отдельные части. Когда прыщик подсыхает и корочка отторгается, малыш плачет, воспринимая это как потерю частички своего тела. Царапина, капля крови тоже вызывает у него беспокойство, особенно если окружающие преувеличивают значение таких небольших инцидентов. Развлечения и игры К 1 —1/2 годам ребенка начинают интересовать животные — куры, коровы, собаки, кошки, лошади; никого из них он не боится. Он любит играть с песком и водой, возиться с пластилином, пачкая все кругом, вначале от неловкости, позже по той причине, что он не видит разницы между чистым и грязным (только взрослые видят, что это грязь). В этом возрасте ребенка привлекают любые игры с водой (разливать, заполнять, переливать, выливать). Вода действует на него успокаивающе; игры с воронками, бутылками позволяют разрядить напряжение и без всяких усилий мобилизуют его внимание. Понаблюдайте за ребенком, когда он возится с водой, вы увидите, какое огромное удовольствие он при этом получает. Для таких игр требуется совсем немного: 3—4 стакана воды в маленьком тазике, губки, воронки. Хотя ребенок и способен на удивительное упорство (например, при вкладывании одного кубика в другой), он склонен к частой смене игр; если игрушек у него достаточно, он может играть подолгу. Он любит строить башни, но не меньше — их ломать; впрочем, в этом возрасте он начинает крушить и рвать. Будьте внимательны: он начинает лазить по перекладинам своей кровати; в этом возрасте он «акробат и носильщик». Положите на пол ковер, чтобы смягчить удар при падении. Советы по обучению ходьбе Хороший способ облегчить ребенку обучение ходьбе -это предоставить ему толкать перед собой коляску на прогулке в парке и стул дома; а когда он научится ходить, держите его за руку (попеременно справа и слева, чтобы рука не уставала). К сведению: 12—18 мес.. — возраст развития двигательных функций у всех детей. Если ваш ребенок в 18 мес.. еще не начал ходить, проконсультируйтесь с врачом. Даже если вы полагаете, что ребенок просто ленится, «не спешит Жить», нежелание ходить в этом возрасте не может считаться нормальным. ОТ 18 ДО 24 МЕС.ЯЦЕВ Теперь, когда ребенок научился ходить, остановился ли он на достигнутом, завоеванном ценой стольких падений, синяков и шишек? Полагать так — значит, плохо знать его исключительную жизнеспособность, неуемное стремление все увидеть, испытать, изучить. До настоящего времени он мог исследовать лишь те предметы, которые были в пределах его досягаемости, теперь же, когда он способен добраться до любой вещи, он этой новой возможности не упустит, наоборот, будет вовсю ею пользоваться. Слева, справа, наверху, внизу — все можно взять, потрогать, ни с чем не сравнимое удовольствие! Поставьте себя на его мес.то. Все потрогать! Ничто не останавливает ребенка в этом возрасте: он влезает на стулья, диван, кресла, сотни раз рискуя упасть. Он залезает под кровать, чтобы достать укатившийся мячик, взбирается по лестницам, пытается по ним спуститься, но пока это ему не удается. Он отворяет двери, зажигает свет, вытряхивает содержимое ящиков; подражая взрослым, тянет в рот сигареты, открывает флаконы с одеколоном, тюбик с губной помадой (или упаковку со снотворным). Завладевает коробком спичек, чиркает, чтобы ярко вспыхнуло. Пытается из любопытства всунуть шпильку в электрическую розетку, вырывает страницы из книги, лежащей на столе, оставляет каракули на ее обложке, выкидывает за окно бутерброд, подставляет к комоду стул, чтобы достать с блюда красное яблоко; блюдо падает, яблоки рассыпаются по полу, ребенок обрушивается на них; ничего страшного, он встает. Он тянет свой поезд за веревочку, таскает за волосы куклу. Все это производит невообразимый шум и беспорядок, что нисколько не смущает ребенка, он их даже не замечает. За день он пробегает километры; кажется, он никогда не устанет. Потом вдруг воцаряется полная тишина, которая кажется более опасной, чем предшествовавший шум. Родители бросаются к ребенку. Он заснул на полу, сраженный усталостью. Однако ненадолго, он лишь собирается с силами, чтобы отправиться на новые завоевания. Квартира, предоставленная в распоряжение ребенка, умеющего ходить и довольно непоседливого, уже через некоторое время напоминает поле сражения. Конечно, не все дети ведут себя как завоеватели, встречаются и более спокойные, особенно девочки, но все же в этом возрасте ребенок поистине вездесущ. И не радоваться надо, а тревожиться, если 2-летний ребенок исключительно спокоен, тихонько сидит в своем уголке («его никогда и не слышно!»); это должно скорее беспокоить, нежели радовать. Молчаливость не присуща данному возрасту. Необходимо, однако, уточнить, что ребенок этого возраста является невольным «разрушителем», он ломает и разбивает лишь вследствие своей неловкости. Он не бросает предметы с силой, а роняет их, поскольку еще недостаточно хорошо владеет руками и не может крепко держать. Что следует делать, если ребенок все хватает, всюду лезет, будь то дома, у няни или в яслях? Все запрещать или все позволять? Ни то, ни другое. В первом случае искажается основная тенденция развития. Лазить, открывать, исследовать, изучать, бегать — все это необходимо для развития чувств, мускулов и ума. Ребенок, подставляющий стул, чтобы достать яблоко, лежащее на столе, демонстрирует свою сообразительность и одновременно развивает мускулы. В пустой комнате, где нет ни мебели, ни других предметов, ребенок ничего не испортит, но его разум дремлет, а мускулы бездействуют. Однако все позволить было бы опасно. Оптимальным вариантом является создание атмосферы «умеренной свободы». В яслях это просто, поскольку там все приспособлено для детей, игры и мебель соответствуют их росту и потребностям. Дома сложнее. Уберечь ребенка от опасности позволят барьеры на лестницах и заграждения на окнах; надо также маскировать электрические розетки с помощью специальных приспособлений, убрать в безопасное мес.то все хрупкие предметы, спрятать любимые безделушки и ядовитые вещества в шкафы; ребенку необходимо предоставить для игр достаточное пространство. Впрочем, обычно так и делают в семьях, где есть маленькие дети; там сразу замечаешь, что все вещи убраны повыше, находятся вне пределов досягаемости — комнатные растения, пластинки, светильники, книги, украшения и др. Теперь ваш ребенок удобно устроен, устранены, насколько возможно, подстерегающие его опасности; и все же прислушивайтесь время от времени, чтобы быть в курсе происходящего, но не контролируйте его непрерывно, ежеминутно предупреждая: «Осторожно, ты ушибешься!» Ему необходима определенная свобода. Пусть ищет приключений, так он почувствует, что ему доверяют. Приключение в его возрасте — это самостоятельно влезть на маленький стул, самому открыть коробку. Одним словом, он должен знать, что кто-то из взрослых рядом, его можно позвать, но вместе с тем не стоит над ним, наблюдая за каждым его шагом. Впрочем, время от времени малыш сам придет проверить, на мес.те ли вы, и, удостоверившись, спокойно вернется к своим занятиям. Потом он позовет вас, чтобы поделиться последним своим открытием или попросить помощи. В последние несколько месяцев, как уже отмечалось (и еще долгое время потом), в ребенке уживаются жажда приключений и потребность в безопасности, олицетворяемой вами. Но вспомните, любопытство ребенка безгранично, оно доминирует над страхом, его воображение беспредельно, порой безудержно, у него еще отсутствует чувство опасности, странный вкус и неприятные запахи не настораживают его, не вызывают отвращения. Надо терпеливо и постепенно объяснять ребенку, что можно, чего нельзя, чего следует опасаться. С каждым днем он понимает все больше, но еще не способен разобраться, что ему позволительно или запрещено. Как может он догадаться, что открыть коробку, чтобы увидеть ее содержимое,— вполне нормально, а вскрыть будильник и посмотреть, что в нем тикает,— ни в коем случае нельзя? С вашей помощью он уяснит себе это, однако не следует требовать от него слишком многого. Если вам действительно нужно, чтобы ребенок не входил в какую-то комнату, исключите для него такую возможность, загородив чем-нибудь вход, и объясните ему, почему нельзя туда ходить. Ребенок очень быстро научится уважать неприкосновенность мира взрослых. Если однажды он совершит глупость, не слишком ругайте его; ваш гнев вызовет у него беспокойство и страх. Если ребенка этого возраста часто ругают, громко крича на него, в конце концов у него возникает постоянное чувство вины. Впрочем, в этом возрасте родители склонны считать его поступки нормальным поведением, проявлением развивающегося ума, эквивалентным для него очередному открытию. Когда ребенок сдвигает, допустим, тумбочку, чтобы найти закатившийся под нее мячик, это вовсе не глупость, а проявление изобретательности. И если вы ругаете ребенка, не забывайте, что стоимость разбитой им вещи не должна определять интенсивность изливаемого на него гнева; ребенок не видит разницы между севрским фарфором и дешевой фаянсовой кружкой. Некоторые взрослые автоматически квалифицируют злонамеренным и скверным поведение ребенка, который все трогает, достает, берет в руки, забывая о том, что для него это способ познания. Бранить ребенка за подобные действия так же нелепо, как упрекать голодного в том, что он съел поставленную перед ним пищу. Взрослые и сами любят потрогать то, что видят впервые, доказательством чему служат таблички во всех музеях мира «Руками не трогать». А в магазинах, посмотрите, как женщины, оценивая качество товара, вертят его так и сяк, щупают, мнут. Так при правильно направляемом родителями развитии ребенок за 6 мес.. значительно прогрессирует. В 2 года он свободно владеет руками, становится ловким, может объяснить, что он хочет, становится общительнее. Это наблюдается во всех случаях. К 2 годам стираются существовавшие различия в развитии, упущенное наверстывается. До этого возраста наряду с классическим случаем (в 6 мес.. — первый зуб, в 12 мес. — первые шаги, в 18 — первая фраза) встречался и маленький вундеркинд, который пошел в 9 мес.., и самый медлительный ребенок, сделавший первые шаги только в 18 мес.., и маленькая девочка, еще не улыбавшаяся в 4 мес., и другая маленькая, уже в 2 мес. узнававшая окружающих, и др. Всех их можно считать нормальными, просто их конституциональные особенности, темперамент, окружение были различными, а поэтому и успехи в развитии достигались не в одном и том же возрасте. Точно так же и зубы появились у них в разное время. Теперь же черепаха догнала зайца: в 2 года все дети умеют делать одно и то же; отмечается только одно различие, оно касается речи: один ребенок знает 20 слов, другой — 50, третий — 100. Однако и здесь у них есть общее — пристрастие к глаголам. И вполне нормально, что ребенок в этом возрасте, став таким деятельным, активным, предпочитает пользоваться глаголами, обозначающими действие. Вначале он употребляет их в инфинитиве (например: мальчик гулять, папа п(р)ийти и др.). Личные формы, времена — это придет позже. А пока его фраза обычно состоит из одного или двух существительных и глагола (например: папа отк(р)ыть тик-так). На предыдущем этапе одно слово представляло целую фразу. Этот детский сленг сохраняется обычно до полутора -двух лет, иногда и дольше, если родители подхватывают его якобы для того, чтобы малыш лучше их понял. Ребенок произносит «пуп», так как не может сказать «суп», но он очень хорошо понимает, что речь идет о жидкости, которую ему дают за обедом. Постепенно, если все вокруг говорят «суп», он тоже научится, поскольку овладение языком основывается прежде всего на подражании. Но когда взрослые коверкают слова, ребенок до бесконечности будет повторять «пуп», «бибика», «тпру-а» и т. п., что весьма печально, ибо в этом возрасте он начинает интересоваться названиями окружающих предметов. Ребенок приходит в восторг, когда слышит новые слова. Некоторые из них буквально завораживают его. Например, когда в возрасте 22 мес. Фед плакал, достаточно было сказать ему «салатница», чтобы он успокоился. Речь идет вовсе не о том, что с ребенком надо говорить академически правильным языком, но не следует упрощать все слова под тем предлогом, что ему понятнее «бибика» вместо «машина» или «гав-гав» вместо «собака». Для ребенка здесь нет предпочтений. Однако если ребенок говорит «пуп» вместо «суп», поскольку ему еще трудно произносить «с», не копируйте его (вы потом не отвяжетесь от этого словечка, к тому же это бесполезно; кроме того, вы рискуете обескуражить ребенка или же он начнет спотыкаться на этом слове); продолжайте говорить «суп», и однажды он спонтанно произнесет это слово правильно. Что любит ребенок в 18—24 месяца - Ему нравится есть самостоятельно, как «большой», но и шалить при этом — шлепать ложкой по супу, разбрызгивая его из тарелки, наливать воду в компот и класть шпинат в стакан с кефиром. - Он любит засовывать различные предметы в щели паркета или в замочную скважину, выбрасывать за окно самые разные вещи (необходимо предпринять меры предосторожности, поскольку возможны несчастные случаи), говорить «нет» из чувства противоречия, но также из желания поиграть. Чтобы добиться послушания от ребенка этого возраста, можно его отвлечь. Например: если он не хочет раздеваться, подойдите к окну и скажите: «О, какая красивая голубая машина, какой толстый серый голубь или какая маленькая рыжая собачка» и т. п. Ребенок подбегает, смотрит в окно, а вы тем временем снимаете с него рубашку... Желая подразнить вас, он часто делает все наоборот. Если нужно, чтобы он подошел, скажите ему «до свидания», сделав вид, что уходите. Кроме того, он любит приставать к матери с нежностями, целовать ее, но только не тогда, когда она об этом просит, корчить рожицы, дабы рассмешить тех, кто на него смотрит. Одним словом, любит дразнить, ласкаться, кривляться. Ему нравится, когда сразу понимают, чего он хочет. Это не всегда легко, так как желания у него вполне определенные, а словарный запас еще весьма ограничен. Внимание: оснований для беспокойства по поводу плохой артикуляции, неправильного произношения некоторых букв или слогов в этом возрасте нет. До 4 лет никакие языковые трудности, дефекты речи еще не имеют особого значения. Однако проконсультироваться у логопеда можно. На данном этапе развития двигательная активность очень велика, вследствие чего у некоторых детей может отмечаться повышенная нервная возбудимость, поэтому необходимо следить за тем, чтобы ребенок достаточно спал и соблюдал режим. ОТ 2 ДО 2,5 ЛЕТ Возраст 2—2,5 года — это период спокойствия и равновесия, переход от вездесущего и непоседливого ребенка к капризному (в 21/2 — 3 года), о чем мы расскажем далее. В данном возрасте ребенок становится более общительным, его теперь легче понять, поскольку он лучше объясняется. Действительно, если на предыдущем этапе он не переставал все трогать, брать в руки, то теперь он прежде всего стремится говорить. Обнаружив существование других людей и различных предметов, он хочет к каждому из них приклеить этикетку; чтобы узнать название предметов, он, указывая на них пальцем, спрашивает: «А это?... а то?...» Услышав ответ, он, как эхо, тут же повторяет название. Это повторение необходимо для него, чтобы пополнить свой словарный запас. Он называет имена окружающих, перечисляет свои игрушки, игрушки сестер и братьев, различные предметы вместе с именем их владельца («туфли мама... книжка папа...»). Верный своей детской логике, он не любит, когда предметы меняют владельца. Эмманюэль, 2 1/2 года, удивлен, увидев, что бабушка надевает туфли мамы. Как кладовщик, составляющий опись товаров. Он перечисляет блюда, съеденные им за обедом, за ужином, вчера и все остальные, которые может вспомнить. Его интересует, где находится его отец, сестра или приятель, который часто приходит к нему поиграть. Все его вопросы продиктованы настоятельным желанием ориентироваться в окружающем мире, найти в нем свое место, обрести себя. Оставаясь один, он повторяет запомнившиеся слова и комментирует каждое свое действие. Это начало Длинного монолога, который будет продолжаться годы, вплоть до 6—7-летнего возраста. Часами разговаривая таким образом то с одними, то другими или со своей куклой, ребенок делает грандиозные успехи в языке. Он не только усваивает новые слова, но и свободнее выражает свои мысли, постепенно уходя от детского сленга. Сначала он научится выражать принадлежность предметов (бесконечные расспросы и перечисления проходят без пользы). Теперь он уже говорит <<машина Лёни», «папина ложка» и т. д. Потом в его речи появятся наречия, затем местоимения. Так, день ото дня словарный запас обогащается, однако глаголы продолжают в нем доминировать; и насчитывают до 90, иногда до 100. В это число входят и искаженные слова, их довольно много, поскольку ребенок еще не может произносить некоторые буквы или плохо умеет воспроизводить услышанное. Тем не менее он правильно строит фразы, ставя каждое слово на свое место. Какой прогресс за полгода! Этот возрастной период особенно важен для развития речи. Однако следует подчеркнуть то, что мы уже не раз отмечали: ни в одной области не наблюдается столь значительных различии между детьми, как в области развития речи. Один ребенок знает 70 слов в 2 года и 300 - в 2*/2, другой - 50 слов в 2 года и 100 — в 2}/2. В обоих случаях речь идёт о нормально развитых детях. И подобные различия могут сохраняться в течение всей жизни: основной словарный запас так называемого среднего взрослого включает 1500 слов, культурного и образованного взрослого — 3000, эрудита - 5000. Чем обусловлены такие различия? Прежде всего важны индивидуальные возможности и способности, позволяющие одним детям очень рано начать говорить> как другим допустим, раньше научиться ходить (причем нередко ребенок, опережающий других в развитии речи? отстает в умении ходить). Это особенно заметно у детей из одной семьи, имеющих одинаковое воспитание; например: старшая сестра знала 5 слов в 1 год, а ее младший брат говорит 2 слова в возрасте 11/2 года. Но не все объясняется только способностями ребенка, основную роль играетсреда, окружение. Для того чтобы ребенок научился нормально разговаривать, ему необходимы атмосфера любви и понимания, участие взрослых. Ребенок должен постоянно слышать, как говорят старшие; кроме того, с ним надо часто разговаривать, отвечать на его вопросы, поощрять его старания, не забывая при этом о доброжелательном тоне и не коверкая слов. Совершенно очевидно, что малышка, которой ласков говорят: «Пойди вымой руки, а потом поможешь маме накрыть стол... Очень хорошо. Садись скорей. Я налью тебе супа... Осторожней, не обожгись!... Молодец! Ты ешь уже совсем как большая»,— быстрее продвинется в развитии речи, чем девочка, оставленная на попечение равнодушного взрослого, которая слышит целый день только фразы такого типа: *<Ешь суп... Сделай пипи... Пошевеливайся... Как тебе не Стыдно! Руки мыть, живо!.. У-у, противная! Опять пятно!.. Не двигайся, я его сниму... Испачкала салфетку — не получишь сладкого!» и т. д. Когда вы почувствуете, что ребенок достиг определенного уровня 1 развитии речи (заметить это нетрудно: по многочисленным вопросам и интересу к ответам на них), старайтесь говорить с ним как можно чаще и яснее, терпеливо отвечая на его вопросы, что, правда, не всегда легко. Когда же ребенок усвоит самые распространенные слова, которые он слышит ежедневно, вы расширите его словарь, употребляя в разговоре с ним новые слова. Приходит время, когда ум для своего развития нуждается в словах, как тело в пище. Сравнение не преувеличено. Вы узнаете дальше, как это происходит. Ребенок без устали задает вопросы, пока самые общие; как мы уже говорили, его любопытство безгранично. Теперь он желает знать названия предметов, тогда как раньше ему достаточно было лишь видеть их, а позднее - потрогать. детское любопытство вполне обосновано, оно отсутствует только у детей с задержкой развития или у умственно отсталых. Когда ребенок спрашивает, указывая на предмет: «А это... а вот это? Ты видишь?» — надо не только назвать его, но и объяснить: «Это пылесос, он служит для уборки пыли». После таких разъяснений, даже если для ребенка ничего специально не демонстрируют, он увидит, как втыкают вилку в розетку, нажимают кнопку, ходят с пылесосом из одной комнаты в другую. И очень скоро «пылесос» станет для ребенка не только новым словом, но названием белого или зеленого предмета, производящего шум, который катят по квартире, чтобы с его помощью произвести уборку; пока он работает, открывают окно и т. д. Таким образом, ребенок пополняет свой словарь новым словом, а память регистрирует в то же время все, что с ним связано, действия, жесты, картины, обстоятельства. Ежедневно возникают новые вопросы, и каждый раз тот же сценарий, та же схема: любопытство, подталкивающее ребенка задать вопрос; понимание, позволяющее ему усвоить данное объяснение; память, регистрирующая словом все, что с ним связано, обстоятельства, обстановку и т. д. Благодаря такой ежедневной гимнастике ум становится более гибким, механизм срабатывает все быстрее, поскольку любопытство возрастает (с возрастом ребенок задает все больше вопросов), понимание также растет (чем больше он знает слов, тем лучше понимает объяснения), а память улучшается (чем больше ее тренировка, тем она лучше — хорошо известное свойство памяти). Так с каждым днем ребенок прибавляет к своему словарю одно или несколько слов, расширяя свой кругозор. В 2,5 года ребенок, как привило, знает около 300 слов; это немало, если учесть, что для получения степени бакалавра достаточно обладать лексическим запасом в 1000 слов. Располагая таким багажом, интеллект выигрывает в широте диапазона. Ребенок начинает интересоваться все более сложными вещами, буквально набрасывается на новое, на непонятные слова, пробует себя в непривычных ситуациях, сравнивает их с уже известными, делает выводы. Например: Юра хочет уложить с собой в кровать новую игрушку. Мать отказывает ему, забирает игрушку и кладет на комод. Юра не спорит; он ждет, когда она уйдет из комнаты, а его сестры заснут, потом встает, берет игрушку и кладет на подушку, где мать обнаруживает ее на следующее утро. Следовательно, Юра заметил, что после того как мама пожелает спокойной ночи, она в комнату больше не возвращается, а уснувшие сестры не могут его слышать. Отсюда он заключил: чтобы реализовать желаемое, достаточно подождать. Решение он нашел, подумав. Это принципиально новое в его поведении, раньше он прибегал только к помощи рук. Эмпирический опыт уступает мес.то логическому мышлению; его интеллект развивается очень быстро. В 1 год, видя предмет, лежащий на комоде, ребенок не находил способа достать его. В 18 мес. он подставлял стул, забирался на него и доставал предмет или вооружался палкой, чтобы сбросить его. Но когда ему не позволяли это сделать, ему не приходило в голову подождать с осуществлением своего намерения. Теперь же он ждет наступления ночи, чтобы заполучить желанный предмет. Таким образом, ребенок не идет на ощупь к решению проблемы. Он достиг этого благодаря развитию речи, что мы и хотим вам показать. Когда в распоряжении ребенка имеется такое оружие, язык, его ум быстро развивается. Роль языка в умственном развитии очень велика; у детей, неспособных говорить (например, у глухонемых), отмечается отставание на 2 года в умственном развитии по сравнению с остальными, а при длительной госпитализации дети, с которыми разговаривают недостаточно, могут иметь к 2 годам словарный запас, состоящий лишь из 5 слов вместо 100, и коэффициент развития, равный 60 вместо 90. Толчок дан. Интеллект обнаруживает некоторые из своих возможностей. Умение последовательно мыслить (см. приведенный выше пример с Юрой). - Способность регистрировать два приказа одновременно. Например: когда Эмме, 27 мес., говорят «пойди пожелай папе доброй ночи и ложись спать» или «сними фартук и выйди из-за стола», она отлично понимает, что надо сначала сделать одно, а затем другое, т. е. она имеет представление о счете и последовательности событий. Или еще: Зина протягивает одну руку, чтобы ее вымыли, и сразу же тянет другую, говоря: «А д(р)угую». - Способность рассуждать. Например: после укола Оля получила конфету, так как она не плакала. Через два дня девочка обратилась к матери: «Еще укол, еще конфета». Начиная с момента, когда между умственным развитием и развитием речи устанавливается столь тесная взаимосвязь, нельзя говорить об одном, не затрагивая другого. Наблюдаются их взаимодействие и взаимосвязь. Это особенно заметно в данный период, когда ребенок ежедневно прогрессирует в языке. Чтобы у вас сложилось более полное впечатление, перечислим некоторые из его достижений за последние 6 мес.: - фраза становится точнее, употребляются глаголы в прошедшем времени, а также отрицательные конструкции, правда, часто неправильно выстроенные (например -«мама не мыть Катя»); - увеличивается количество наречий («слишком», «немного», «достаточно» и др.); уже давно он говорит «еще», это одно из его первых слов. Все фразы, произносимые ребенком с явным удовольствием, показывают, что его интересуют не столько названия предметов, сколько их предназначение; он так часто говорит «почему», что сам привыкает постоянно употреблять «потому что». Мы говорим только об отставании; если глухонемота не сопровожу ется умственной отсталостью, ее к 10 годам можно преодолеть. В 3 года начнется бум прилагательных. «Это невообразимо, как он изменился» — такая оценка успехов ребенка верна более всего для данного возраста, особенно в сравнении с его развитием, отмечавшимся 6 или 9 мес. назад. Умение говорить полностью изменяет жизнь ребенка, его кругозор. Благодаря языку он проникает в мир взрослых. Если раньше его могли понять Т0лько родители или близкие, уже привыкшие к его лепету, то теперь, обладая более обширной лексикой, более понятной окружающим, он может общаться даже с посторонними (например, в магазине он уже способен ответить или спросить). Новая возможность спрашивать, выражать свои мысли, понимать, отвечать позволяет ребенку 2!/2 лет обрести уверенность в себе и некоторую свободу. У него даже возникает ощущение определенной власти; ему кажется, что «это свершилось», недавно завоеванный мир принадлежит ему, он даже сердится, когда не все идет так быстро, как ему хотелось бы. Однако не будем забегать вперед. Сейчас он весел, очень доволен обретенной им независимостью, как в то время, когда он научился ходить. Умение ходить и говорить сделали его полноправным членом общества. Отметим, что в развитии речи девочки опережают мальчиков того же возраста. И такое опережение сохраняется в течение нескольких лет. ОТ 2,5 ДО 3 ЛЕТ В этом возрасте происходит коренной перелом. До него последовательно сменялись этапы, одни характеризовались большими изменениями в психике, другие — в физическом развитии, иногда отмечались спады и подъемы, однако все шло своим чередом. В этот период происходит событие, которое меняет не только жизнь вашего ребенка, но и вашу собственную. Первым его открытием была мать, потом он обнаружил, что рядом существует другой человек, играющий важную роль,— отец. Теперь же ему предстоит открыть третье действующее лицо — себя самого. Конечно, это произойдет не в один день, успехи всегда достигаются постепенно. Но именно между двумя с половиной и тремя годами ребенок осознает себя таким же полноправным человеком, как все, кто его окружает. Таким образом, можно утверждать, что в 3 года ребенок знает многое: мальчик он или девочка; что мальчики отличаются от девочек; что вы, а не кто-то другой являетесь его родителями; что у него светлые волосы и карие глаза (он узнает себя в зеркале и умеет различать цвета). В этом возрасте он осознает свои физические возможности; он часто говорит: «Я сильный, я большой». Он знает свое имя и повторяет его, понимает, что отличается от матери, от отца. Его достаточно характеризуют два слова, которыми он чаще всего пользуется: «я» и «нет». «Я» — это его роль, оно указывает на личность: я, говорящий с вами, отличаюсь от вас, слушающих меня. «Нет» символизирует противопоставление себя кому-то. Оба они окончательно определяют место, которое ребенок занимает в мире взрослых, мес.то, имеющее тенденцию к увеличению вплоть до того момента, пока не потеснит вас. Всего около 3 лет назад он был сосунком, еще не сознававшим своего существования, не отличавшим себя от вас, не понимавшим что рука которую он разглядывает, принадлежит ему кусавшим собственную ногу, как если бы она была посторонним предметом, а когда кто-нибудь произносил eго имя он не мог и понятия иметь, что речь идет о нем. Потребовалось около 30 мес., чтобы ребенок осознал свое существование, ощутил полнее собственное тело и научился им владеть, обнаружил, что благодаря своему разуму он способен рассуждать, вспоминать и хотеть. Такого рода открытия, осознание составляют одну из самых длинных и интересных, но и наиболее трудных глав психологии. Происходящие процессы достаточно сложны и тонки, а достигнутые успехи иногда малозаметны. Ведь вначале ребенка почти невозможно понять, поскольку он не говорит ни слова. Но до той поры, когда он научится произносить слова, его жест, мимика, реакция, взгляд с первых же дней позволяют определить достигнутый им уровень сознания, помогают выяснить его ощущения и чувства. Определить, осознает ли ребенок существование собственного тела, помогают два особенно полезных наблюдения: 1) за поведением ребенка перед зеркалом; 2) за тем, как он рассматривает (или хватает) свои руки или ноги. Узнать, понимает ли он, что существуют другие люди, и отличает ли себя от них, лучше всего позволит язык, в частности употребление местоимений. Давайте проследим вместе изменения, происходящие в этой области с рождения до 3 лет. 3 ГОДА Каждый этап развития приносит ребенку свой дар. В 3 года — это воображение, оно венчает все здание. Предыдущие этапы подарили улыбку, сердечную привязанность, интеллект, язык. Однако без воображения не может быть человека. Появившись, оно сразу же подчиняет себе. Чтобы питать его, ребенок требует сказок, они нужны ему все время и помногу. Иногда ребенок удовлетворяется любыми сказками, в другой раз у него возникают вполне определенные желания и особые требования. Саша сразу намечал основные темы, он просил: «Расскажи мне сказку «про льва, крокодила и мартышку» или «Про белого кролика, потерявшегося в лесу». Женя был более чутким к атмосфере, тональности, его интересовали «грустные, но правдивые истории». Кате хотелось страшных историй, она сама просила об «этом. Федя неделями каждый вечер требовал «Золушку», она никогда не надоедала ему. Дима оставался верен Мики Маусу. Самое подходящее время для сказок — вечер. Папа или мама усаживается возле кроватки, берет ребенка за Руку и тихим голосом начинает рассказывать. Действительно, сказка — лучший способ уложить ребенка спать. Поражает умение ребенка удерживать возле себя мать, отца или старшую сестру. В ход пускается все — хитрость, дарование, изобретательность. Сначала он ловко обыгрывает «и тогда?..», чтобы показать, с каким интересом он слушает, и поторопить действие. Потом с проникновенным видом, когда рассказчик слабеет, он принимается уточнять Детали: «Где? Когда? Как?» В конце концов, когда вы уже решительно собираетесь уйти, у него остается лишь одно действенное средство — попросить еще сказку: «Только одну, последнюю, я тебе обещаю, я клянусь!» С того момента как ребенок начинает интересоваться сказками, «жили-были» становится магической формулой. Если повествование мешает ребенку сделать то, о чем вы его попросили, не продолжайте, пока он не выполнит требуемого. Чтобы не повторять одни и те же сюжеты, придумывайте сами, любая известная ситуация может послужить началом истории, останется только придумать ее продолжение и конец. Это нетрудно; дети — благодарная аудитория, они слушают открыв рот. Они готовы всему поверить, все оценить и принять, если история будит их воображение, а рассказчик соблюдает определенные правила. Ребенок любит слушать разные истории, но ему не меньше нравится придумывать самому. Персонажей искать не приходится, они перед глазами — и мишка, и кукла. Ребенок одевает их, моет, кормит, укладывает, рассказывает им сказки, наказывает; например, Катя говорит Соне, своей любимой кукле: «Ты пойдешь со мной гулять. Я сейчас надену на тебя чудесное розовое платье. Не испачкай его! А теперь я причешу тебя. Какая ты красивая!» Ребенок разговаривает не только со своим мишкой или лошадкой, он обращается и к окружающим его предметам. Наткнувшись на стол, он в обиде говорит: «Противный стол! Сделал мне больно! Я тебя накажу!» Ведь ребенок воспринимает любые предметы как живые существа -и камешки, и деревья, и облака. Дети рассуждают о «папе звезды» и «кроватке солнышка»; последнее, впрочем, понятно, поскольку им говорят, что оно ложится спать. Любопытна, например, реакция одного 3-летнего карапуза; он мал ростом для своего возраста и часто об этом слышит. В солнечный день он шагает по дорожке. Заметив вдруг свою длинную тень, он торжествующе восклицает: «Посмотрите, дорога-то думает, что я высокий!» Другой готовый персонаж, который может стать героем самых разных историй,— это он сам. Ребенок рассказывает о своих невероятных приключениях, выдуманных от начала до конца («я убил его выстрелом из своего пистолета»)> он расписывает происшествие в деталях, сочиняя и Страницы: 1, 2 |
|
© 2007 |
|