РУБРИКИ

Ребенок от года до 3-х лет

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Ребенок от года до 3-х лет

хвастая, хотя действительно переживает свои приключения; он воспроизводит

их в лицах, сейчас он актер.

Ребенок — прирожденный актер, начинается это в 3 года и продлится долго.

Мы сами, впрочем, поощряем его вкус к перевоплощению, даря ему атрибуты

ковбоя или медсестры. И тогда мальчик становится поочередно покорителем

Техаса, космонавтом, гонщиком, а девочка — медсестрой, балериной,

продавщицей.

Позже, играя с приятелями, он начнет распределять роли: «Пусть я буду

генералом, а ты — его враг. Я буду мама, а ты дочка...» Самую лучшую роль

он постарается оставить себе.

Когда ни игрушки, ни другие вещи, ни собственные приключения не занимают

целиком воображения ребенка, он выдумывает себе друга, с которым много

разговаривает, но еще больше говорит о нем. Воображаемый спутник — это либо

тот негодник, который совершает все его проступки (разбил тарелку, запустил

пальцы в варенье и не послушался папу), либо верный друг, разделяющий с ним

горе и радость, развлекающийся вместе с ним.

Некоторые родители с тревожной подозрительностью относятся к появлению

такого воображаемого спутника. Если это только друг, компаньон в игре, с

которым ребенок забавляется, то ничего страшного. Плохо, когда он слишком

занимает ребенка, становится средоточием его жизни, если из-за него ребенок

не обращает внимания на окружающих, забрасывает любимые игрушки. Чтобы

отвлечь ребенка от воображаемого, но безотвязного друга, надо не высмеивать

его, а найти ему взамен реального товарища; это наилучший способ. Впрочем,

выдумывание такого друга наблюдается обычно в том возрасте, когда ребенок

уже близок к поступлению в школу и ему, видимо, не хватает товарищей.

Иногда ребенку бывает необходимо придумать себе друга, чтобы восполнить

нехватку чего-то, преодолеть тревогу или разрешить конфликт.

Но верит ли ребенок до конца в своего придуманного спутника? В большей

или меньшей степени.

Таким образом, ребенок хочет показать, что он не до конца подчиняется

своему воображению, не вполне поддается обману своих выдуманных историй.

Действительно ли это так? Верит он в них или нет? Ответ таков: и да, и нет.

Ведь и у вас так же. В кино вы способны заплакать над несчастьями героини,

а через минуту, выйдя на улицу, замечаете: «Хорошо она играет» или «Она

столько получает за съемки в фильме...» Вы увлеклись, но вас не проведешь.

Аналогично у детей.

Сходство можно проследить и дальше. Вам, например, новее не хочется,

чтобы заметили ваши слезы. Ребенку тоже; допустим, он играет в войну,

сражается, атакует врага, идет на штурм, он целиком захвачен происходящим.

Вы входите- Он резко останавливается и (в зависимости от характера) очень

сердится или смущается, поскольку его застали в разгаре «представления».

Но если ребенок, как и взрослый, способен поверить в придуманную

историю, между ними все же существуют и огромные различия, объясняющие,

почему мир детства остается тайной за семью печатями для стольких взрослых.

Ребенку неизмеримо труднее, чем взрослому, выйти из сказки, в которой он

живет: он играет в ковбоя, и когда вы зовете его обедать, злится за

непрошенное вторжение в его мир. Поэтому лучше предупредить ребенка,

сказав: «Скоро я позову тебя завтракать*). Таким образом, вы дадите ему

время выйти из игры.

Ребенок живет в воображаемом мире гораздо больше, чем взрослый, уже хотя

бы по практическим причинам; вы ведь не можете провести весь день в кино

или за чтением романа, ребенок же целый день играет, это его основное

занятие. Более того, игра в 3-летнем возрасте обычно предполагает

воображаемую обстановку.

Следовательно, ребенок постоянно переходит из воображаемого мира в

реальный, и это будет продолжаться несколько лет.

Действительно, 3-летний возраст — это очаровательный мир детства,

наполненный фантазиями, воображением. Это торжество воображения. Именно оно

придает столько поэзии и юмора языку ребенка: «дым идет из трубы, чтобы

люди знали, что в дом можно зайти погреться».

Во всех семьях бережно сохраняют детские словечки. Их пересказывают

друзьям, повторяют между собой, удивляясь с фальшиво наивным видом: «И как

он только мог такое выдумать!» (Удивляются вслух, но про себя умиляются.) В

3 года начинается золотой век детских слов. Истоком большинства таких слов,

восхищающих взрослых, которые считают их игрой бьющего через край

воображения, часто является особый строй мысли и видения, присущий детям

этого возраста.

Как рождается его мысль? Она заимствует у взрослых свою форму, облекая в

нее собственное содержание. Что отвечают взрослые на вопросы ребенка? Почти

всегда их Кюветы начинаются со слов «это для...» или «это как...».

«Это для» — объяснение предмета с точки зрения его предназначения,

использования. Например: «Папа, а для чего мотор?» — «Для того чтобы машина

могла ездить»; «Мама, для чего электричество?» — «Для того чтобы было

светло».

«Это как» — объяснение незнакомого ребенку предмета путем его сравнения

с уже известным. Например: «Что такое вертолет?» — «Это как самолет, но без

крыльев и с винтом наверху».

Слыша все время объяснения «это для...» и «это как...», ребенок готов

принять оба способа объяснений окружающих его вещей — по их предназначению

и по аналогии. Тем не менее, как мы уже убедились, ребенок по-своему видит

мир. Он подмечает мельчайшие детали. Его завораживают некоторые предметы

или цвета; например: ребенку показывают огромную настурцию ярко-оранжевого

цвета, а он замечает лишь крошечную мошку, сидящую на ее лепестке.

В результате ребенок будет исходить из сопоставления, как делают

взрослые, однако он выберет для этого такие предметы, которые вам никогда в

голову не придет сравнивать: «море — это большой бассейн; камешек — это

очень твердый орех». А один из малышей сказал так: «Мышка -это как слон».

Очевидно, он нашел общий признак у обоих животных — серый цвет.

Но ребенок не ограничивается подражанием взрослому. Он рассуждает по-

своему; его манера близка к логике Декарта (знаменитая детская логика).

Ребенок регистрирует услышанное и делает собственные заключения. Например,

он спрашивает: «Кто у теленка мама?» Ему отвечают: «Корова»; «А кто мама

цыпленка?» — «Курица». После чего он заявляет: «А мама воды — это кран!»

Так 3-летний ребенок упивается словами; его словарь становится все богаче,

особенно прилагательными. С их помощью ребенок все точнее оценивает

окружающее; развивается критический подход к вещам, способность составить

собственное мнение. Кроме того, употребление времен глаголов, а также

наречий подтверждает, что он лучше различает такие понятия, как вчера,

сегодня, завтра. Когда говорят «вчера вечером», он понимает, что имеется в

виду уже свершившийся факт. Когда он слышит «завтра», то знает, что речь

идет о предстоящем; однако он еще не видит различий между «завтра» и «через

неделю».

В 3 года ребенок открывает существование других людей. Конечно, у детей,

посещающих ясли, отмечается более ранняя социализация и открытие мира

«других» проявляется не так наглядно. Но хотя большинство детей до 3 лет

хорошо знают, что существуют другие люди, они практически не обращают на

них внимания, интересуясь только близкими. Теперь же ребенок выходит за

пределы этого круга, он наблюдав? за другими людьми, подмечает выражение их

лиц, пытается им подражать, а главное, он старается определить их положение

и войти с ними в кон такт («чей брат Петя? бабушка — это твоя мама?»).

Он хочет узнать возраст этих людей, чем они занимаются, какие между ними

отношения. Потом ребенок делает еще одно удивительное открытие:

оказывается, что такие близкие существа, как папа и мама, которые чуть ли

ни составляют часть его самого, во многом схожи с совершенно незнакомыми

людьми; рапа — мужчина, а мама — женщина, такие же, каких с>ни каждый день

встречают на улице. У ребенка появляется желание (даже потребность)

понемногу ближе узнавать других, больших и маленьких. Раньше он говорил «я

оделся сам», теперь можно иногда услышать «мы оба, мы вдвоем».

Его стремление к общению видно в том, с какой радостью он садится

завтракать или обедать со взрослыми, оказывает посильные услуги (приносит

папе газету, ставит хлебницу на стол и др.),, старается получить одобрение

окружающих. Он часто спрашивает: «Так правильно?» Он готов выдумывать все

то, чему противился полгода назад.

Хотя ребенок открыл существование других людей, он тем не менее по-

прежнему полагает, что наиболее интересная из всех ему известных личностей

— это он сам. Казалось бы, такая оценка противоречит его зарождающейся

социализации, однако это не так. Если 3-летний ребенок говорит «я хочу,

чтобы кто-нибудь поиграл со мной», то в 6 лет он скажет «я хочу играть с

другими». В 3 года общительность и эгоцентризм прекрасно уживаются.

И точно так же, как он стремится узнать все об окружающих его людях, он

теперь хочет выяснить все о себе. Он спрашивает: «Где я был, когда еще не

родился?» Рождение Детей, появление на свет животных начинают его

интересовать, он задает немало допросов на эту тему. Иногда он замечает

беременную женщину или вдруг спрашивает у матери, кормила ли она его

грудью.

Ребенок уже чувствует себя по другую сторону стены, вместе со взрослыми,

он охотно помогает кормить малышей. Впрочем, открыв мир взрослых, он будет

все меньше и меньше интересоваться ими и все больше тянуться к детям.

Интерес, проявляемой к другим, желание вступать

в контакт с внешним миром свидетельствуют о том, что 3-летний ребенок в

основном готов к детскому саду.

Дождливая погода сменяется солнечной; но именно это служит залогом

хорошего урожая. В 2,5 — 3 года ребенок часто проявлял непослушание,

протест, страдал сам и испытывал окружающих в своем неуемном стремлении к

независимости. Теперь та раздвоенность, которой он терзался,— остаться?

уйти? — как будто забыта. Он спокоен, умиротворен, раскован. Достигнуто

подлинное равновесие, он счастлив и не скрывает этого. Три года — это

поистине очаровательный возраст; такие периоды еще будут в его жизни. Но

будут и трудные этапы, такова диалектика развития. Только таким путем

формируется личность.

Некоторые родители, глядя на своего восхитительного 3-летнего малыша,

восклицают: «Ах, если бы он мог остаться таким!» Но «остаться таким» —

значило бы не расти как физически, так и духовно. Ребенок ведь не может

всегда ползать на четвереньках; чтобы жить, ему надо встать на ноги,

научиться ходить, бегать. Подростком, например, он пройдет период так

называемого трудного возраста, который также потребует определенных усилий

и времени, но этот этап столь же необходим в его развитии. Впрочем, после

преодоления каждого кризиса происходит резкий скачок в развитии, затем

наступает пауза. К 5 годам ребенок переживает еще один «очаровательный

возраст»; 10-летний возраст также рассматривается как благоприятный период.

Возможно, вам покажется слишком категоричным столь жесткое разделение на

периоды (одно произойдет в 2 года, другое — в 3 года, в 5 лет и т. д.) и

вы спросите себя, сможете ли вы заметить эти изменения у ребенка.

Может быть, и не сразу, поскольку вы постоянно находитесь в

непосредственной близости от него. Но другие, например, бабушка и дедушка,

наблюдающие его менее часто и имеющие возможность взглянуть на него с более

отдаленных позиций, как бы со стороны, вероятно, заметят это раньше вас.

Вам, наверное, не раз приходилось слышать от родителей: «Сейчас он

гораздо спокойнее. В прошлом году с ним просто сладу не было». Это

замечание лишний раз подчеркивает необходимость знания этапов развития

ребенка, что очень важно для его воспитания.

С годами вы лучше узнаете своего ребенка и сможете быстрее замечать

переходные периоды в его развитии. Они не всегда наблюдаются в четко

определенные сроки, но обязательно имеют мес.то.

Три года считают очаровательным возрастом не только потому, что ребенок

преодолел кризисный период развития личности; к этому времени накоплен

основной багаж, у ребенка 20 зубов, он ходит, говорит и во всех областях

уже достиг ощутимого равновесия.

В плане физического развития можно отметить исчезновение прежней

неловкости; 3-летний ребенок хорошо владеет своими руками и ногами, он не

только свободен в движениях, он двигается очень ловко и даже с некоторой

грацией; если ему показать, как разрезать дыню или одеваться, он успешно

справляется с задачей.

Что касается умственного развития ребенка, он может хорошо выражать свои

мысли, что облегчает ему отношения с окружающими. Раньше, когда его не

понимали, он очень сердился. Теперь же он обладает почти полным

интеллектуальным набором — памятью, пониманием, логикой, способностью к

оценке, волей, воображением.

В плане эмоциональном он теперь меньше мечется между желанием оставаться

маленьким и стремлением к неизведанному. Он понял, что оба желания вполне

совместимы. Совсем скоро, в детском саду, он получит существенное тому

подтверждение. Впрочем, поступление в детский сад станет третьей

эмоциональной задачей, которую ребенок должен будет решить. Раньше было

отнятие от груди, затем ребенка приучали к чистоте; опрятность уже начинает

входить в привычку. Он теперь менее настойчив в своем стремлении к

ритуалам; чтобы «поладить с кем-либо», он готов отказаться от них; он стал

послушнее, старается сделать приятное. И поскольку основной груз

повинностей уже позади, ребенок способен соблюдать чистоту, умеет есть, как

взрослые, не требует специального приготовления пищи и отдельного

кормления, он становится маленьким товарищем, с которым гуляют, держа его

за руку, обмениваются вопросами и объяснениями, т. е. ведут диалог, уже

похожий на настоящую беседу.

Каждому ребенку — свой режим!

Правильный режим — основа жизни ребенка, главное условие сохранения его

здоровья.

Педагоги, медики и психологи, изучавшие особенности высшей нервной

деятельности детей в различные возрастные периоды и установившие

закономерности их физиологических процессов, разработали режимы для детей

раннего возраста.

Соблюдение правильного, соответствующего возрасту ребенка режима

обеспечивает нормальное функционирование организма, а от этого зависит

своевременное и правильное его физическое и умственное развитие, поведение

и настроение. Малыш, который приучен к режиму, обычно активен во время

бодрствования, редко капризничает, не перевозбуждается, не отказывается от

еды, спокойно и быстро засыпает в положенное время, сон его крепкий и

спокойный, просыпается он в хорошем настроении.

Любые нарушения режима, особенно если сокращается время сна или

нарушается его периодичность, приводят к переутомлению нервной системы и

даже к ее истощению. Малыш становится капризным, легковозбудимым, а иногда,

наоборот, вялым, заторможенным. И то, и другое состояние неблагоприятно

отражается на его состоянии здоровья. У малыша пропадает аппетит,

понижается сопротивляемость к заболеваниям.

Если сон, кормления, прогулки, занятия, купание и др. изо дня в день

проводятся в одно и то же время, то организм приспосабливается к такому

распорядку, устанавливается так называемый стереотип поведения, и малыш

всегда с удовольствием делает то, что положено.

В возрасте от 1 года до 3 лет у ребенка постепенно возрастает

работоспособность нервной системы, поэтому его режим должен меняться.

Первое полугодие второго года жизни малыш еще живет по режиму 9—12-

мес.ячного. Обычно его кормят 4 или 5 раз в сутки, ночью он спит 10—11 ч.

Днем — 2 раза. Промежутки между кормлениями составляют 4—3,5 ч. После

пробуждения от ночного сна и утреннего туалета наступает время завтрака.

Обед малыш получает после первого дневного сна, полдник — после второго, а

ужин — перед ночным сном. Некоторые дети после года спят спокойно до утра.

Однако, если ребенок привык к кормлению ночью, то ему можно дать бутылочку

с молоком или кефиром в обычное для него время (в 24 ч либо в 2 или 3 ч

ночи). Но в дальнейшем это кормление лучше отменить.

С возрастом у малыша усиливается интерес к окружающему и поэтому сразу

после пробуждения ему не хочется кушать и накормить его уже труднее. В этом

случае дайте ему сначала немного поиграть, а потом переключите на еду.

Таким образом покормите его на 30—40 мин позже.

После еды малыш может еще немного поиграть или погулять. В этом возрасте

прогулка — уже не только сон на воздухе... Теперь во время прогулки он

должен быть активным, много двигаться, получать новые впечатления, так

необходимые для его развития.

После первой самой продолжительной прогулки малыша следует уложить спать на

1,5—2 ч, а после второй — на 1 — 1,5 ч. Не старайтесь продлить второй сон,

так как это может отодвинуть ночной на более поздний срок и нарушить режим.

Если же ребенок проспит второй раз днем не более 1,5 ч, то последующий

промежуток бодрствования будет самым длинным — до 4 ч. И малыш, получивший

много впечатлений и уставший, будет лучше засыпать вечером и крепче спать

ночью. Ну а если он все же нуждается в более длительном втором сне, то

уложите его несколько раньше с таким расчетом, чтобы последний отрезок

бодрствования все же был более длительным. Вот как выглядит примерный режим

дня ребенка от 1 года до 1,5 лет.

|Элементы режима |Время, ч |

|Пробуждение и туалет |7.00-7.30 |

|Завтрак |7.30-8.00 |

|Игра, прогулка |8.00-10.00 (10.30) |

|Первый дневной сон |10.00 (10.30)-12.00 |

|Обед |12.00-12.30 |

|Игра, прогулка |12.30-15.30 |

|Второй дневной сон |15.30-16.30(17.00) |

|Полдник |16.30 (17.00) - 17.00 (17.30)|

|Игра, прогулка | |

|Купание |17.00 (17.30) - 19.00 |

|Ужин |19.00-19.30 |

|Спокойная игра |19.30-20.00 |

|Сон |20.00-20.30 |

| |20.30-7.00 |

Но ведь дети все разные, поэтому приведенный режим является

ориентировочным. Дома в зависимости от уклада семьи, сложившихся привычек и

традиций, состояния здоровья и индивидуальных особенностей малыша допустимы

небольшие отклонения (на 20—30 мин) от указанного распорядка. Например,

некоторые встают очень рано, другие долго спят. Естественно ... режим

сдвигается. Однако желательно изо дня в день соблюдать более или менее

точно последовательность отдельных моментов, промежутки между ними,

указанные в приведенном режиме, а самое главное — установленный режим для

малыша.

Учитывайте, что отдельным детям надо больше спать, например ослабленным

или перенесшим какое-либо заболевание. В этих случаях их следует укладывать

днем при первых признаках утомления, а вечером — немного раньше или дать

возможность поспать побольше утром. Установите такой режим, который более

удобен для малыша и для других членов семьи. Но при этом надо твердо

усвоить, что маленький ребенок не терпит резких перемен, его привычки

консервативны. И чем он моложе, слабее, тем ему труднее приспосабливаться к

различным отклонениям от сложившегося ритма жизни.

После 1,5 лет выносливость центральной нервной системы ребенка

повышается. Он уже может бодрствовать значительно дольше. И тогда

переведите малыша на режим с одним дневным сном. Однако здесь часто

допускаются ошибки.

Обычно это происходит так: вы замечаете, что ребенок стал плохо засыпать

днем, чаще во время первого сна. Вы укладываете его по режиму в 10 ч, а он

засыпает не сразу, а где-то к 11 —12 ч, и спит до 13—14 ч. Обед сдвигается

на 14.30—15.00 и весь режим ломается. Второй раз вы укладываете его спать в

17—18 ч, а вечером малыша уже невозможно уложить в положенное время. Если

же второй сон отменить, то получается большой промежуток бодрствования (до

6—7 ч). Поэтому вечером он начинает капризничать или слишком возбуждаться.

Наиболее правильно переводить на один дневной сон так, чтобы уклад жизни

ребенка менялся постепенно и безболезненно.

Например, если после утренней прогулки его покормить обедом в 11.30, а

спать уложить в 12 ч, то он сможет

бодрствовать 5 ч, что вполне приемлемо для малыша.

В этом случае уставший ребенок проспит больше, чем обычно (2,5—3 ч),

встанет хорошо отдохнувшим, пополдничает и будет спокойно играть еще 5 ч.

При переводе на новый режим кормить малыша ужином и укладывать спать

следует примерно на 1 ч раньше. Таким образом переходный режим будет

следующим:

|Элементы режима |Время, |

|Пробуждение и туалет |7.00-7.30 |

|Завтрак |7.30-8.00 |

|Игра, прогулка |8.00-11.30 |

|Обед |11.00 (11.30) - 11.30 (12.00) |

|Дневной сон |11.30 (12.00) - 14.30 (15.00) |

|Полдник |15.00 (15.30) - 15.30 (16.00) |

|Игра, прогулка |15.30 (16.00) - 18.00 |

|Купание |18.00-18.30 |

|Ужин |18.30-19.00 |

|Спокойная игра |19.00-19.30 |

|Сон |19.30 (20.00) -7.00 |

Потом, когда малыш привыкнет к этому режиму, вы сможете легко

перевести его на обычный рекомендуемый двухлетним детям. Для этого надо

только постепенно утром и вечером увеличивать время бодрствования до 5,5 ч.

И тогда режим ребенка от 1,5 до 2 лет станет таким

|Элементы режима |Время, |

|Пробуждение и туалет |7.00-8.00 |

|Завтрак |8.00-8.30 |

|Игра, прогулка |8.30-12.00 |

|Обед |12.00 - 12.30 |

|Дневной сон |12.30 - 15.00 (15:30) |

|Полдник |15.30 - 16.00 |

|Игра, прогулка |16.00 - 19.00 |

|Купание |19.00 - 19.30 |

|Ужин |19.30 - 20.00 |

|Спокойная игра |20.00 - 20.30 |

|Сон |20.30 - 7.00 |

Хотелось бы еще раз напомнить, что предлагаемый режим не является

абсолютной догмой. Он рассчитан на среднего здорового ребенка с

уравновешенной нервной Системой. Одни дети очень возбудимы, другие,

наоборот, инертны. Для каждого ребенка установите индивидуальный режим, где

в первую очередь определите продолжительность сна и бодрствования.

Как же узнать, какой режим сна и бодрствования годится вашему

малышу? Для этого обратите внимание на его поведение.

Если перед сном ребенок становится возбужденным, кричит, беспричинно

смеется, двигательно расторможен, шалит, поступает заведомо недозволенно,

не слушает, что ему говорят, иногда плачет — это означает, что он исчерпал

свои возможности, переутомился. Иногда признаками переутомления бывает

вялое поведение ребенка, легкая раздражительность, плаксивость. В этих

случаях уменьшите время бодрствования и уложите спать (днем или ночью) на

30—40 мин, а иногда и на 1 ч раньше.

Если же малыш хорошо себя чувствует, бодр, спокоен, но долго не

засыпает, то пусть он пободрствует еще 20—30 мин.

Особенно возбудимые дети, а также ослабленные, перенесшие какое-либо

заболевание, нуждаются в ^более частом, хотя и не очень длительном отдыхе.

Тогда не переводите малыша на одноразовый дневной сон сразу же, как только

ему исполнится 1,5 года. Такие дети могут еще долго оставаться на режиме

более младшей возрастной подгруппы.

Каким должен быть режим трехлетнего ребенка? Практически таким же, как и

в 2 года. Единственная разница в том, что у него сокращается ночной сон:

он просыпается раньше и спать его укладывают немного позднее — в 21 ч.

Теперь он бодрствует утром и вечером по 6—6,5 ч.

Купание переносите на более позднее время — непосредственно перед ночным

сном. Это более удобно и в том плане, что перед ужином он может побольше

погулять, а после ужина заняться спокойными играми.

И теперь режим дня выглядит вот так:

|Элементы режима |Время, ч |

|Пробуждение |7.00-7.30 |

|Утренняя гимнастика, водные процедуры |7.30 8.00 |

|Завтрак |8.00-8.30 |

|Игра, прогулка |8.30-12.00 |

|Обед |12.00-12.30 |

|Дневной сон |12.30-15.00 |

|Полдник |15.30-16.00 |

|Игра, прогулка |16.00-19.30 |

|Ужин |19.30-20.00 |

|Спокойная игра |20.00-20.30 |

|Купание, гигиенические процедуры |20.30-21.00 |

|Сон |21.00-7.00 |

В 3 года дети отличаются большей впечатлительностью, подвижностью.

Поэтому многие из них неохотно ложатся спать днем. На это надо обращать

особое внимание, так как систематическое недосыпание может отрицательно

отразиться на их самочувствии и состоянии здоровья. Особенно часто это

бывает летом, когда они, как правило, засыпают на 1 ч позже, а утром

просыпаются раньше обычного. Некоторые родители даже отмечают, что летом

дети становятся более раздражительными, непослушными, их бывает трудно

занять спокойной игрой. Все это признаки переутомления, дефицита сна.

Все-таки постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок достаточно спал. Если

он стал позднее засыпать вечером или раньше просыпаться утром, измените его

режим так, чтобы днем уложить его на 1 —1,5 ч раньше. С этой целью можно

вместо обеда, который по режиму полагается в 12 ч, дать малышу второй

завтрак в 11 ч или даже в 10.30 (особенно, если он утром просыпается рано и

завтрак получает раньше). Обед в этом случае переносится на 15—16 ч. Такое

изменение режима в летнее время рационально еще и потому, что в жаркие дни,

особенно во время полуденной жары, аппетит у детей снижается. Они плохо

справляются с плотным обедом в 12 ч. В то же время отдохнувшие после

дневного сна и проголодавшиеся после легкого второго завтрака ребята

обедают во второй половине дня с большим аппетитом.

РЕЖИМ ПИТАНИЯ ПОСЛЕ ГОДА

Режим питания после года практически не меняется. Надо только постепенно

переводить малыша на 4-разовое кормление. При этом отучайте его от пятого

кормления в поздние вечерние часы.

С другой стороны, если ребенок ослаблен или страдает плохим аппетитом,

ему можно на какое-то время оставить

это кормление.

Запомните: независимо от числа приемов пищи часы кормлений должны быть

постоянными и отклонения от установленного времени не должны превышать

15—30 мин.

Чаще всего в этом возрасте ребенок получает завтрак в 8 ч, обед в 12 ч,

полдник в 16 ч и ужин в 20 ч.

Каким должен быть объем пищи?

Суточный объем пищи для детей от года до 1,5 лет в среднем составляет

1000—1200 мл, от 1,5 до 3 лет -1200—1400 мл. Их превышение

приводит к снижению аппетита, а сокращение — к недоеданию.

Здесь уместно подчеркнуть, что, даже соблюдая эти объемы, необходимо

обращать внимание на качество пищи, ее состав. Не следует давать малышу

слишком большую порцию супа, даже если он ест его с удовольствием (а

родителей это так радует!). Насытившись первым, он отказывается от второго

— более полноценного, богатого белковыми продуктами, овощами.

Объем каждого кормления и отдельных блюд зависит от общего суточного

объема пищи, числа кормлений и возраста ребенка. Обычно наиболее объемны

завтрак и обед. Для ориентировки приведем примерные средние объемы порций

для детей от года до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет (в г или мл).

| |1 – 1,5 года |1 – 3 года |

| ЗАВТРАК | | |

|Молочная каша или овощное пюре |180 |200 |

|Омлет, мясное блюдо, рыбное блюдо |50 |60 |

|Молоко, кофейный напиток |100 |150 |

|ОБЕД | | |

|Салат из сырых овощей |30 |40 |

|Суп, бульон |50 |100 |

|Мясное, рыбное блюдо |50-70 |80-100 |

|Гарнир |80 |100 |

|Фруктовый сок |100 |150 |

|ПОЛДНИК | | |

|Кефир, молоко |150 |200 |

|Печенье (булочка) |15-30 |25-50 |

|Свежие фрукты |100 |150 |

|УЖИН | | |

|Овощное блюдо, запеканка, каша |180 |200 |

|Молоко, кефир |100 |150 |

|Свежие фрукты |50 |70 |

Суточная калорийность питания при таком меню обычно составляет у детей

от года до 1,5 лет 1250—1300 ккал, от 1,5 до 3 лет — 1400—1500 ккал. В

течение дня она распределяется следующим образом: завтрак содержит 30 %,

обед — 35 %, полдник 15 % и ужин — 20 %. Советуем вам придерживаться этой

схемы.

Какие продукты следует использовать?

После года молоко и молочные продукты по-прежнему играют большую роль в

питании малыша. Они должны входить в его рацион ежедневно. Молока требуется

не менее 500—600 мл (как в натуральном виде, так и для приготовления

отдельных блюд.

Запомните: кисломолочные напитки детям старше года также полезны, как и

на первом году.

Целесообразно давать творог и сыр. Это высокобелковые и высокожировые

продукты, которые хорошо перевариваются и усваиваются. Вы не забыли, что в

натуральном виде творог можно давать только полученный из молочной кухни

(цеха детского питания) или приготовленный дома из свежего кефира. Обычный

творог, приобретенный в магазине, используйте для приготовления запеканки,

сырников, вареников. Сыр детям до 1,5 лет лучше потереть. Детям раннего

возраста рекомендуются неострые, мягкие сорта сыра.

Сливки и сметана богаты жиром. Их не следует давать в натуральном виде.

Заправляйте ими супы или готовьте соусы. Сметану, приобретенную в магазине,

обязательно термически обрабатывайте.

Ребенку от 1 года до 3 лет в среднем в сутки следует получить 50 г

творога, 5 г сливок или сметаны и 3 г сыра. Это не значит, что каждый день

надо строго придерживаться этих цифр. Лучше всего давать их 2—4 раза в

неделю, но в большем количестве. Так, например, для приготовления запеканки

или сырников вы возьмете 100 г творога, а для сметанного соуса — 30 г

сметаны. Зато в другой день эти продукты будут отсутствовать в меню

ребенка.

Мясо или рыба также должны входить в ежедневный рацион малыша, как и

молочные продукты. Детям очень полезна говядина или телятина, но вполне

можно давать и нежирную свинину, нежирную баранину, мясо кур,

кролика, субпродукты (печень, мозги, язык), за исключением мяса

водоплавающей птицы (уток, гусей), так как оно содержит

трудноперевариваемые ребенком жиры. Из мясных продуктов дети обычно любят

молочные сосиски, нежирные сорта вареной колбасы (докторская, диетическая,

молочная). Можно рекомендовать специализированные детские мясные консервы.

Ценным продуктом питания является рыба, которая содержит

легкоусваивающиеся белки. Детям раннего возраста можно давать любую

нежирную морскую и все сорта речных рыб. Не очень полезны жирные и

деликатесные сорта рыб, такие, например, как палтус, осетрина, лосось,

семга, угорь (даже, если вам удастся достать их), а также-рыбные консервы и

икра: они плохо перевариваются, да к тому же могут вызвать аллергические

реакции. Исключение составляют специализированные детские консервы,

которых, к сожалению, почти не бывает в продаже.

Ребенку от 1 года до 3 лет в сутки необходимо 85—100 г мяса и 25—30 г

рыбы. Советуем вам в течение недели 4—5 дней давать мясо (по 100—130 г) и

2—3 дня рыбу (по 70—100 г). Если же мясо и рыба дается в один день, то

соответственно их порции уменьшайте.

Яйцо ребенку старше года уже можно давать целиком, а не только один

желток. И все же будьте осторожны: у некоторых детей возникают

аллергические реакции на белок куриного яйца. В этом случае следует

некоторое время оставить только желток.

Перед приготовлением блюд из яиц их надо тщательно промыть в проточной

воде. Яйцо варится вкрутую или дается в виде омлета. Яйца также

используются для приготовления запеканок, сырников и др. Сырые яйца давать

нельзя, так как в них содержится овидин, вредно влияющий на витаминный

обмен. Целесообразно давать малышу 1 яйцо через день. Превышать эту норму

не следует, у ребенка могут развиться аллергические реакции. Иногда это

приводит к запорам, нервному возбуждению.

Всем детям, а раннего возраста особенно, полезно растительное масло

(подсолнечное, кукурузное). Заправляйте им салаты из сырых овощей,

винегреты, добавляйте в овощные блюда (пюре, запеканки, тушеные овощи).

Сливочное масло добавляйте в молочные каши или просто делайте бутерброды.

Любое масло лучше использовать в натуральном виде, так как при термической

обработке его биологическая ценность снижается.

Малышу от 1 года до 3 лет достаточно 12—17 г сливочного масла и 5—6 г

растительного в день. Лучше их давать ежедневно.

Ребята очень любят хлеб и хлебобулочные изделия, особенно сухари,

баранки, бублики. Наиболее полезен все же хлеб из ржаной муки, а также из

пшеничной грубого помола. Он более богат витаминами группы В и

растительными белками. Учтите это. Пусть ваш малыш съедает ежедневно до 30

г ржаного и 50—60 г пшеничного хлеба. Если вы даете ему сухари или баранки,

уменьшите соответственно количество хлеба. Лишние углеводы ему ни к чему.

Крупы очень полезны детям. Они являются источником растительного белка,

ряда витаминов и минеральных солей. Гречневая и овсяная, как и на первом

году, остаются самыми полезными. Но теперь можно давать и другие -ячневую,

перловую, пшеничную, рисовую, реже пшенную. Для приготовления каш ребенку в

возрасте 1 — 3 лет в среднем требуется не более 15—20 г крупы.

Макаронные изделия (макароны, вермишель, лапша) менее богаты витаминами

и минеральными веществами, но легче перевариваются, Дети очень любят

макаронные изделия, но варите их реже, чем крупы, особенно если у ребенка

имеется избыточная масса тела.

Бобовые растения (горох, фасоль, бобы) мало используются в питании

малышей из-за грубой клетчатки.

Сахар обязательно входит в рацион ребенка любого возраста. От 1 года до

3 лет его количество в среднем Должно составлять от 35 до 50 г в сутки.

Избыточное количество сахара снижает аппетит и способствует развитию

ожирения.

Из кондитерских изделий детям раннего возраста рекомендуются мармелад,

пастила, фруктовая карамель, варенье, повидло. Можете давать и мед, если

малыш его переносит. Запомните: кондитерских изделий не более 10—15 г в

сутки! И лучше всего их использовать в качестве приправ к каше, запеканке,

блинчикам, оладьям или давать с кисломолочными напитками. Не приучайте

ребенка есть много сладостей. Это может вызвать к ним нежелательное

пристрастие. Отучите своих родных и знакомых приходить к ребенку с

конфеткой или шоколадкой. Надо сказать, что шоколад и шоколадные конфеты

вообще детям раннего возраста не нужны — они часто вызывают аллергические

реакции и повышают возбудимость нервной системы.

Больше покупайте овощей, фруктов, ягод, зелени. Вот что очень полезно

ребенку. В них так много витаминов, минеральных веществ, в которых

нуждается растущий организм. Кроме того, они содержат органические кислоты,

пектин, клетчатку, способствующие нормальному пищеварению и обмену веществ.

Сколько же овощей надо малышу? Картофеля достаточно 120—150 г в

сутки, других овощей — 180— 200 г. Причем овощи должны быть самые

разнообразные -морковь, капуста, свекла, репа, редька, зеленый горошек,

томаты, кабачки, тыква, цветная капуста, огурцы и др. Очень

полезна огородная и дикорастущая зелень -зеленый лук, салат, шпинат,

сельдерей, укроп, петрушка, щавель, крапива, ревень и др.

Из фруктов в первую очередь рекомендуются яблоки (лучше антоновские — в

них больше витамина С), груши, сливы, вишни, персики, абрикосы, бананы.

Цитрусовые хотя и богаты витаминами, но нередко вызывают аллергические

реакции. Давайте их с осторожностью. То же можно сказать о клубнике и

землянике. Из ягод лучше всего черная смородина, крыжовник, красная

смородина, малина. Хорошо, если вы летом будете давать малышу чернику,

бруснику, дикую малину, ежевику, морошку, голубику. Очень богата витамином

С облепиха. Ее, как и клюкву, можно заморозить, сделав запас на зиму.

Кстати, витамина С много в черноплодной рябине. Правда, малыш вряд ли будет

есть ее в натуральном виде, но вы можете сделать из нее варенье или повидло

(лучше с антоновскими яблоками).

Сколько давать малышу фруктов и ягод? Неплохо, если он ежедневно будет

съедать 100—200 г. Ну а если свежих фруктов нет, то замените их фруктовыми,

ягодными или овощными соками (100—150 мл в день) или плодово-ягодными

консервами (только специальными — для детского питания!). Можете, конечно,

использовать замороженные фрукты и ягоды, а также сухофрукты (чернослив,

урюк, курагу и др.). Готовьте из них компоты и фруктовые пюре, а также

добавляйте в запеканки, розовые каши, салаты. Полезны напитки из клюквы,

лимона, отвар шиповника. А вот кисели (тем более из концентрата) детям не

рекомендуются. Не обладая достаточной пищевой ценностью, они только

перегружают рацион ребенка углеводами.

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ

Прежде всего уголок для ребенка должен быть светлым, теплым, легко

проветриваемым, и лучше всего, если он ориентирован на юг.

Теперь детская кроватка может стоять несколько дальше от окна. Ведь в ней

он не проводит столько времени, как на первом году. Если кроватка с сеткой,

то сделайте так, чтобы ее можно было опускать. Если же боковые стенки

кроватки имеют планки, одну из них надо вынуть, чтобы малыш мог пролезть в

это отверстие. Ему пора уже быть самостоятельным и научиться самому

забираться в кроватку и вылезать из нее.

В самой светлой части комнаты следует расположить детский стол и

стульчик. Стол поставьте так, чтобы свет из окна падал на него с левой

стороны.

Очень важно, чтобы детская мебель соответствовала росту ребенка. От

этого зависит правильная поза малыша во время еды и занятий, что является

одним из главных элементов профилактики нарушений осанки. Поэтому не

покупайте мебель больших размеров, так сказать «на вы рост». Лучше стол и

стул взять по росту, а потом наращивать их ножки.

Ребенок за столом должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку

стула, ноги были согнуты в коленях под прямым углом, а локти спокойно

опирались на крышку стола.

Приобретая детскую мебель, нужно ориентироваться на следующие ее размеры

в зависимости от роста ребенка:

|Рост ребенка, | Высота, см|

|см | |

| |стола |стула |

|До 80 |34 |17 |

|80-90 |38 |20 |

|90-100 |43 |24 |

Если вы купили мебель довольно большого размера а малыш еще не дорос до

нее, сделайте некоторые приспособления, чтобы ему было удобно сидеть. Для

этого под ноги ребенка, под стол надо поставить соответствующих размеров

ящик или доску, а на сиденье стула закрепить плотную плоскую подушечку,

чтобы расстояние между сиденьем и крышкой стола составляло 17—19 см (в

зависимости от роста ребенка).

В детском уголке необходимо поставить также шкафчик или ящик для игрушек,

повесить полку с книгами, на стене — 2—3 картины с доступным для ребенка

содержанием (их периодически следует менять).

Неплохо, если родители сумеют устроить в детской комнате простейшие

физкультурные пособия: бревно (гладко оструганное или обшитое клеенкой),

низенькую скамейку, ящик, горку с лесенкой, шведскую стенку. Однако

последнюю надо прикрывать щитом, чтобы малыш мог пользоваться ею только в

присутствии взрослых.

Желательно выделить мес.то для установки «стадиона на дому», который

представляет собой комплекс физкультурных снарядов, используемых для

всестороннего развития малыша, о чем будет рассказано ниже.

Свежий воздух... как он нужен!

Это обоснованно с физиологических позиций. У ребенка по сравнению со

взрослым более интенсивно протекают процессы обмена веществ. Малыш растет,

его органы и ткани совершенствуются, строение их усложняется. Все это и

определяет повышенную потребность ребенка в кислороде. Кроме того, в

возрасте 1—3 лет дети очень подвижны и тратят массу энергии. Усиленная

деятельность мышц также требует много кислорода. И, наконец, чистый воздух

содержит значительно меньше микроорганизмов, в том числе и болезнетворных,

а малыш еще очень восприимчив к различным заболеваниям. Он может гулять в

любую погоду, за исключением очень ветреных и туманных дней, при условии,

что он тепло и удобно одет и обут; холод и снег — не помеха для прогулки,

ибо ребенку совершенно необходимо расходовать свою энергию. Он должен

непременно набегаться в парке, иначе дома он будет чувствовать себя как лев

в клетке. Кроме того, во время прогулок малыш сталкивается с другими

детьми, и даже если он не играет с ними, их компания ему приятна и полезна.

Начиная с года — полутора прогулка в любом случае становиться любимым

развлечением и дает мышечную разрядку; ребенок свободно бегает, не рискуя

поскользнуться на паркете или натолкнуться на мебель, или играет в

песочнице.

Еще раз напоминаем — гулять с ребенком нужно в любую погоду и не менее 2—3

раз в день. Не следует этого Делать только при больших морозах (для средней

полосы Союза — ниже — 15 °С) и сильной жаре (более 30 °С). Даже после

непродолжительной прогулки малыш лучше ест, покойнее спит, более активно

играет. Не заменяйте прогулку походом по магазинам, гуляйте с малышом в

зеленой зоне вашего района или города.

Уход за зубами

Правильный уход за полостью рта является основой профилактики кариеса

зубов. На втором году малыша следует приучать полоскать рот после еды. С 2

лет купите ему зубную щетку и начинайте учить чистить зубы сначала без

пасты, а потом и с ней. Зубная щетка должна быть небольших размеров.

Храните ее в отдельном стаканчик и никому не разрешайте ею пользоваться.

Зубы надо чистить 2 раза в день — утром после завтрака и вечером перед

ночным сном. Малышу надо также продолжать полоскать рот после еды, особенно

тщательно после лакомства или сладкого блюда.

Физическое воспитание и закаливание

К дошкольному возрасту дети, как правило, хорошо управляют своим телом.

Они постоянно находятся в движении, они — непоседы. Именно эта

непоседливость помогает ребенку познавать окружающий мир. А потому

физическая активность столь же важна для умственного развития, как и любая

игра.

В современной жизни все больше снижается двигательная активность человека

дома и на работе. Гипокинезия , (снижение двигательной активности)

несвойственна ребенку. Но, к сожалению, она наблюдается и у детей. Как

доказано многими специальными исследованиями, это крайне отрицательно

сказывается на развитии растущего организма.

Движение — это естественная потребность ребенка, особенно 2- и 3-летнего.

Если последить за таким малышом, то можно увидеть, что он все время

активен, старается сделать все сам, помочь взрослым. Ему это просто

необходимо — шумные подвижные игры, бег, лазание, подскоки. Правда, еще не

все у него умело получается. Поэтому ваша главная задача — научить малыша

более совершенным движениям, развивать его двигательные умения, учить более

сложным действиям. Это позволяет одновременно формировать такие личностные

качества, как сообразительность, воля, настойчивость, и приучать к

дисциплине. Правильное физическое воспитание, начатое с самого раннего

возраста, вырабатывает у ребенка привычку к ежедневным занятиям физическими

упражнениями, воспитывает любовь к спорту, привычку к здоровому образу

жизни. Но достичь этого можно только тогда, когда девиз «Мама, папа и я —

все вместе» будет основным.

Немного о развитии движений

От 1 года до 3 лет у малыша практически надо развивать все основные

движения. Он как будто все умеет, но действует еще неуверенно и порой

неловко. Прежде всего обратите внимание на ходьбу. Ее необходимо

совершенствовать в течение второго и даже третьего года.

Ребенок 2—3 лет должен уметь бегать. Бег порой может развиваться так же

быстро, как и ходьба, но хорошо бегать он сможет еще не скоро.

Более сложны для малыша лазание и метание, где параллельно развиваются

многие полезные движения, особенно кисти и пальцев, совершенствуются

координация движений, ловкость, глазомер.

Посмотрите на своего малыша — он только недавно встал на ноги и научился

ходить, а уже пытается куда-то залезть, пролезть и проползти, а бросать

игрушки, мячик, толкать и катать его — для него это одно удовольствие. Так

что же — его ничему не надо учить, всеми движениями он овладеет и так? И

да, и нет.

Не думайте, что после того, как ребенок встал на ноги, все пойдет само

собой. У детей в отличие от животных очень мало врожденных двигательных

рефлексов. Подавляющее большинство двигательных навыков возникает у них в

результате обучения. И обучать надо систематически и настойчиво, опираясь

на уже достигнутые успехи и согласуя занятия с возрастными особенностями

ребенка.

При этом важно не упустить время. Помните, что от правильного физического

воспитания в этом возрастном периоде во многом зависит дальнейшее успешное

развитие малыша.

Как вы относитесь к утренней гимнастике?

Конечно же, положительно. Но, к сожалению, далеко не во всех семьях она

прочно вошла в жизнь. Может быть теперь ради здоровья малыша вы ею

займетесь?

Утреннюю гимнастику можно и нужно проводить систематически уже с двух

лет, так как она развивает двигательные навыки, укрепляет мышцы, создает

правильную осанку, тренирует и усиливает деятельность всех органов и

систем.

Утренняя гимнастика подготавливает организм ребенка к той нагрузке,

которую ему предстоит испытать в течение дня. Ну, а если вы ее делаете

вместе с ним, всей семьей, то это имеет большое воспитательное значение, не

говоря уже о пользе для здоровья родителей.

Для 2—3-летнего малыша ее следует проводить в виде игры, в которую

включайте вводную ходьбу, несколько специальных упражнений и заключительный

бег с переходом на ходьбу. При этом обязательно учитывайте следующую

последовательность упражнений.

Сначала делают упражнения для плечевого пояса типа Дыхательных, например

поднимание рук в стороны и опускание их вперед и в стороны или хлопки

ладонями на Уровне груди и за спиной. Это способствует выпрямлению туловища

и формированию правильной осанки. Затем идут Упражнения для. укрепления

мышц спины и живота, развития гибкости позвоночника, например приседание с

легким Уклоном головы вперед или наклоны корпуса вперед. При этом руки

касаются голеней, затем туловище выпрямляется, Руки отводятся за спину. Оба

эти упражнения дают большую нагрузку и они должны следовать за более

легкими (дыхательными). Потом снова упражнение, способствующее расширению

грудной клетки, например поднимание рук в стороны до уровня плеч и их

опускание.

Сколько раз нужно повторять каждое упражнение? Это зависит от

подготовленности малыша. Упражнения с большой нагрузкой (приседание,

наклоны) повторяются не более 2—3 раз, а с меньшей нагрузкой (для плечевого

пояса) — 5 — 6 раз.

Затем необходим кратковременный (10—15 с) бег или подпрыгивания.

Заканчивать утреннюю гимнастику надо ходьбой для того, чтобы привести

организм в обычное спокойное состояние. При ходьбе следите, чтобы малыш

держался прямо, расправив плечи, но опускал голову, свободно двигал руками,

дышал через нос. Ходьбу можно сопровождать музыкой или пением, хлопками,

словами «раз-два, раз-два».

Подберите для гимнастики веселую ритмическую музыку. Больше

подбадривайте ребенка, старайтесь создать у него хорошее настроение.

А главное — занимайтесь с

ним сами.

Поговорим о закаливании

Закаливать ребенка раннего возраста — это выработать у него способность

противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители и даже некоторые

медицинские работники считают, что маленьких детей надо не закаливать, а

всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные

условия не укрепляют здоровье малыша, а, наоборот, ослабляют его.

Детей обязательно надо закаливать и как можно раньше, буквально с первых

дней жизни. Только делать это надо не шаблонно, а с учетом возрастных

особенностей и развития. Многочисленными наблюдениями доказано, что дети,

закаленные с самого раннего возраста, очень редко болеют респираторными

заболеваниями, воспалением легких.

Эффект от закаливания у детей раннего возраста может быть достигнут

только при строгом соблюдении следующих основных правил: индивидуальный

подход к ребенку, постепенность и систематичность закаливания, а также

положительное отношение малыша к закаливающим процедурам.

Что же такое индивидуальный подход к ребенку? Это прежде всего учет его

возраста, характера, физического развития, состояния здоровья и условий

жизни.

Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу же после

выздоровления, когда организм еще не может вырабатывать защитные реакции.

Детям ослабленным, отстающим в развитии закаливающие процедуры проводят

более осторожно.

Детей, которые все время росли в «тепличных» условиях, мало пользовались

свежим воздухом, ходили дома в теплой одежде и обуви, оберегались от

малейшего ветерка, закаливайте постепенно.

Нельзя начинать закаливать ребенка, который только что стал посещать

детское учреждение (а это иногда делается по шаблону). В это время у малыша

происходит резкая смена обстановки, его организм становится более

чувствительным и может дать неправильную реакцию на любую закаливающую

процедуру, если он ее не получал ранее.

По-разному следует подходить к детям с различными тинами высшей нервной

деятельности. Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной

системы обычно хорошо переносят обливание ног или всего тела прохладной

водой, охотно принимают душ, бегают раздетыми. И эффект от закаливания у

них наступает быстрее. Если в поведении ребенка преобладает возбуждение, то

ему полезнее успокаивающие процедуры, а если торможение — то возбуждающие.

Например, один малыш любит подвижные игры, неусидчив, часто отвлекается

(даже во время еды.), возбуждайся перед сном, спит неспокойно и мало, а,

пробуждаясь, сразу активен. Для такого ребенка эффективны успокаивающие

процедуры — перед сном теплая ванна или обтирание.

Другой ребенок любит спокойные игры, не проявляет интереса к подвижным,

много спит, пробуждается медленно, не сразу включается в деятельность. Ему

необходимы бодрящие процедуры — обливание, душ.

Постепенное увеличение силы закаливания особенно важно для детей раннего

возраста.

Каждая закаливающая процедура вызывает определенную реакцию. Например,

при воздействии достаточно холодной воды учащается пульс? увеличивается

глубина и частота дыхания. Если этого эффекта нет, то значит температуру

снизили недостаточно. Если же, кроме учащения дыхания, появились признаки

переохлаждения (дрожь, «гусиная кожа»), посинение губ, то, вероятнее всего,

температуру воды снизили слишком резко или преждевременно. Если сила

воздействия не меняется, то постепенно возникает привыкание. Поэтому через

какое-то время ее надо увеличивать.

Запомните: чем сильнее воздействие, тем оно должно быть короче.

Закаливание должно быть систематическим. Только в этом случае оно будет

действенным. Нельзя закаливать «про запас». Только при постоянном

подкреплении и тренировке, в течение круглого года вы достигнете успеха.

Необходимо, чтобы закаливание прочно вошло в режим дня ребенка. Для этого

используйте прогулки, игры. Приучайте малыша не бояться холодной воды,

ходить босиком. Не пугайтесь, если он голыми руками берет снег и лепит

снежки. Закаливание можно продолжать даже при легких заболеваниях. Только в

этом случае посоветуйтесь с врачом.

Закаливающие процедуры могут быть разными в различные сезоны года. Летом

— душ, общее обливание, воздушная ванна, зимой — обливание ног. Очень

хорошо, если и в зимнее время ваш малыш ходит дома в гольфах или носках.

Закаливание должно приносить радость. Только так и не иначе. Только при

хорошем настроении ребенка. Перед тем как начать закаливание, постарайтесь

вызвать у малыша радостное ожидание: «Смотри какой красивый кувшин!»,

«Попробуй, какая прохладная и чистая водичка!», «Давай сначала обольем

зайчика» и т. д. Если во время первого сеанса закаливания ребенок ведет

себя спокойно, то и в дальнейшем он всегда будет охотно принимать эту

процедуру. Если малыш чем-то расстроен, капризничает, то лучше всего

перенести ее на другое время или совсем не проводить в этот день.

Развитие речи — оченъ важно

Если ребенок хорошо говорит, то он лучше и больше общается с окружающими,

развивается умственно, в последующем более легко и успешно осваивает

школьную программу.

Главное условие развития речи в раннем детском возрасте — достаточное

общение со взрослыми. Поэтому очень важно как можно больше и чаще

обращаться непосредственно к ребенку. Заинтересованно разговаривайте с ним,

рассказывайте, спрашивайте, а самое главное - побуждайте к самостоятельной

речи. Помогите вашему ребенку понять, что любой разговор — это общение.

Часто бывает так, что чрезмерно заботливые родители стараются предупредить

любое желание ребенка, угадать, что ему надо, и поскорее выполнить это.

Таким образом они подавляют стимул к развитию речи. Наберитесь терпения!

Лучше, если ребенок сам попытается выразить словами свое желание. Тогда

малыш скорее начнет активно говорить.

На втором году жизни у ребенка быстро развивается «пассивная» речь. Он

хорошо понимает, о чем вы говорите, но сам почти ничего не говорит. Это

естественно беспокоит родителей. Однако тревожиться не следует. Одни дети

начинают говорить рано и сразу правильно, другие -поздно. С такими детьми

следует больше заниматься, разговаривать, давать поручения, связанные с

необходимостью что-то сказать, и т. п. .

В 2—3 года у детей происходит резкий скачок в развитии речи. Значительно

увеличивается словарный запас, малыш овладевает несложной речью. Слушая

разговор о предметах, которых в данный момент нет перед глазами, он уже

представляет себе их и понимает, о чем вы говорите. Поэтому рассказывайте

малышу небольшие понятные истории, сказки (по картинкам и без них),

вспоминайте виденное на прогулке или что-то происшедшее в недалеком прошлом

учите стихи, песенки.

Нередко малыш и сам стремится «читать» книжку, рассказывать истории по

картинкам. Всячески поощряйте такое стремление.

Заключение

Прежде чем ребенок начнет ходить каждый день в детский сад, отправьтесь с

ним туда вместе. Познакомьтесь с воспитательницей и детьми.

Поступление в детский коллектив всегда для ребенка сложно, и чем моложе

ребенок, тем труднее он привыкает к новой обстановке.

Условия дошкольных учреждений резко отличаются от домашних. Дома малыш,

как правило, находится в центре внимания. В детском саду он сразу попадает

в группу, где на 20 таких же малышей приходится всего 2 взрослых. А если

ребенок совсем не приучен к обществу сверстников, то это довольно большая

нагрузка на его нервную систему.

Но если вы хотите, чтобы первые дни прошли для малыша более или менее

спокойно, подумайте, как будете с этим справляться сами, кто будет

приводить и уводить его.

Примерно за неделю до того, как малыш пойдет в детский сад, скажите ему

об этом. В первые 2—3 дня приходите за ним пораньше. Не опаздывайте, по

крайней мере, в первые недели, забирайте его вовремя. Если все дети

разошлись, а ваш остался один, он обязательно почувствует себя забытым.

Кроме того, ребенок, попавший в необычные для него новые условия, может

испытывать чувство тоски, страха, напряженности. Развивается так называемый

нервно-эмоциональный стресс: он слабеет, у него снижается сопротивляемость

к заболеваниям.

В детском коллективе имеется большая возможность инфицирования ребенка,

чем дома. Любой здоровый малыш может быть носителем микроорганизмов, на

которые он сам не реагирует, так как они для него «свои», а для другого они

могут послужить причиной заболевания. А мамы думают, что ребенка в саду

«простудили».

Каждый ребенок по-своему переносит трудности, связанные с поступлением в

дошкольное учреждение, по-своему адаптируется. Это зависит в основном от

особенностей его нервной системы. Многие дети, которые в общем Довольны

своей жизнью в группе, с трудом переносят момент расставания с мамой.

Воспитательница вечером расскажет вам, как вел себя малыш после того, как

вы ушли: быстро ли высохли слезы, легко ли он включился в игру. Но

понаблюдайте и сами за своим малышом!

Если у него временно нарушился сон, пропал аппетит, он капризничает, но

это все проходит в течение 1 мес., а иногда и раньше (2—3 нед.), то не

беспокойтесь — это признаки легкой адаптации.

Если же все эти явления исчезают медленнее — в течение 30—40 дней — то

налицо признаки адаптации средней тяжести.

Обычно это наблюдается у детей в возрасте до 1,5 лет, когда ребенку

трудно еще объяснить, что он идет в коллектив временно и скоро опять

вернется домой. Не понимая ситуации, малыш очень тяжело переживает отрыв от

семьи, особенно если до этого момента он мало общался со сверстниками и

другими взрослыми. Адаптация средней тяжести может быть и у детей более

старшего возраста, если у них слабое здоровье или неустойчивая нервная

система, а также в тех случаях, если их воспитание в семье грешило грубыми

ошибками.

У некоторых детей могут отмечаться явления тяжелой адаптации: снижается

аппетит, иногда бывает даже рвота при кормлении. Резко нарушается сон:

малыш долго не засыпает, много плачет, иногда просыпается с плачем. Нередко

избегает контактов с другими детьми, стремиться к уединению, проявляет

агрессивное отношение к сверстникам. В течение долгого времени его

эмоциональное состояние остается подавленным: он или все время плачет, или

находится в состоянии безразличия, пассивности. Иногда эти состояния

волнообразно сменяют друг друга.

При этом обычно страдает речевая и двигательная активность ребенка, может

наступить временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации

дети, как правило, заболевают в первые 10 дней после поступления в

учреждение и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания

к коллективу. Поэтому продолжительность тяжелой адаптации различна. Одни

справляются с трудностями в течение 2—3 мес., другие не привыкают и в

течение полугода и больше. И родители не знают, что делать. Наверное, им

придется забрать малыша и держать его дома.

Использованная литература

1. «Здоровый ребенок» И.Н.Усов, Минск, «Беларусь», 1984 год.

2. «Ребенок дошкольного возраста» Минск, БАДППР 1994 год.

3. «Дошкольник» А.Г.Хрипкова, издательсво «Педагогика» 1979 год.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.