РУБРИКИ

Борьба с наркобизнесом в Кыргызстане

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Борьба с наркобизнесом в Кыргызстане

3. Оригиналом или копией является представленная на исследование

видеофонограмма? Если копией, то какой - первой, второй и т.д.?

4. Являются ли представленная видеофонограмма 1 полностью или частично

копией видеофонограммы 2?

5. Являются ли представленные видеофонограммы 1 и 2 дубликатами,

изготовленными путем копирования с одной и той же видеофонограммы 3?

6. Является ли представленная видеофонограмма копией, изготовленной

путем записи с лазерного диска на представленный на экспертизу

видеомагнитофон?

7. Имеются ли на представленной видеофонограмме признаки остановки

видеомагнитофона (видеокамеры) во время записи?

8. Имеются ли на представленной видеофонограмме признаки наруше-

ния непрерывности записи, монтажа, а также иных изменений, привнесенных в

процесс записи или после ее окончания?

9. Одновременно ли производилась запись звука и изображения на

представленной видеофонограмме?

На заключительном этапе расследования следователь, оценив получен ные

доказательства с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и

достаточности, принимает решение об окончании предварительного следствия и

направлении уголовного дела в суд. Как правило, на этом этапе

принимаются решения о выделении в отдельное производство материалов

дела в отношении не установленных лиц, совершивших преступные действия

с наркотиками. Систематизированные материалы уголовного дела предъяв-

ляются обвиняемому и его защитнику для ознакомления. В ходе ознакомле-

ния им воспроизводятся звуко-, видеозаписи, произведенные по делу, о чем

делается отметка в протоколе. Ознакомив обвиняемого и защитника с мате

-риалами уголовного дела и приняв решение по заявленным ходатайствам,

следователь приступает к составлению обвинительного заключения.

Глава 3. Предупреждение преступлений, связанных с незаконным

оборотом наркотических средств.

3.1 Наркоситуация в Кыргызстане.

Исторические аспекты проблемы наркотизма в Кыргызстане.

В Кыргызстане с давних времен были известны особые свойства

многих, в том числе и наркотикосодержащих растений ( в основном опийного

мака и конопли). Однако, сведения о каких-либо значимых объемах их

потребления отсутствуют, хотя отдельные факты общеизвестны. Особенно это

касается гашишизма, наиболее распространенного в других регионах Средней

Азии. Потребление же опия происходило в быту практически только в

медицинских целях – для снятия болей и т.п. Для этих целей высевался

опийный мак.

Однако, после присоединения Кыргызстана к России, царское

правительство наложило заперт на выращивание опийного мака, который был

снят в 1916 году вследствие прекращения поступления из Турции опия, а из

Германии морфия в связи с началом первой мировой войны. Одновременно

была введена государственная монополия на его закупку. В 1916 году в

Семиречье было заготовлено 26 тонн опия-сырца.

После 1917 года посевы опийного мака и заготовка опия-сырца были

сосредоточены на территории Кыргызстана, входившего в Семиречинскую

область. Посевы опийного мака в других местах Туркестана и на Дальнем

Востоке были прекращены.

В 20 гг. площади под посевы опия увеличиваются, идет возрастание

объемов заготовленного опия-сырца, вследствие чего сокращается, а затем

полностью прекращается его импорт из-за границы. В 1926 году количество

заготовленного опия-сырца полностью удовлетворяло потребности СССР.

Для ограничения его незаконного оборота Декретом ЦИК и СНК СССР от

27 августа 1926 года была объявлена государственная монополия на опий.

В 1930 году половина опиерабоческих хозяйств была объединена в

колхозы, производство опия-сырца длительное время являлось важной

народнохозяйственной отраслью многих коллективных хозяйств республики.

Так, например, до 1973 года ( последний год производства опийного мака )

более 85% всех посевов этого ценнейшего лекарственного сырья в СССР

приходилось на Киргизию.

На ее долю падало более 90% валового оборота опия и 16% его

мирового производства. До 1965 года Киргизская ССР была также основным

поставщиком индийской и южночуйской конопли, которая шла на изготовление

высокосортной пеньки. Часть урожая наркотикосодержащих растений

различными путями попадала в руки преступных элементов, сбывавших его

затем по различным каналам наркоманам.

В 1974 году в связи с принятием Указа ПВС ССР «Об усилении борьбы

с наркоманией», в Киргизии примышленное производство было прекращено на

основании Постановления Совета Министров СССР от 2 апреля 1974 года «О

мерах по дальнейшему усилению борьбы с распространением наркомании».

Однако, это не решило всех проблем. Произошла переориентация на

другие виды наркотиков – в основном на каннабис ( конопля, марихуана,

анаша, гашиш ). Расширялась гашишная наркомания.

Так, например, уже в 1974 году количество изъятого из незаконного

оборота опия-сырца сократилось до 75 килограммов ( в 1973г.- 215

килограммов), при этом одновременно увеличилось количество изъятого

гашиша и марихуаны с 43 килограммов в 1973 году до 88 килограммов в 1974

году.

Следует отметить, что произрастающая на территории республики

конопля частично является переродившимся подвидом культивируемой с 1993

года конопли, завезенной из России как сырье для изготовления канатов,

мешковины и прочее. Ее государственные посевы, как ранее отмечалось,

прекращены в 1965 году, однако ее дикорастущие виды захватывают все

новые площади. Так, если в 1977 году дикорастущая конопля была выявлена

на территории 2,5 тыс .га, то через 10 лет (1987г.) – на площади 4 тыс.

га.

С 1983 года в незаконном обороте появился новый вид НС –

стимуляторы амфетаминового ряда. На первом этапе они ( как правило

эфедрон) синтезировались из лекарственных препаратов, содержащих

эфедрин. С 1991 года отмечены случаи изготовления НС из растения «эфедра

хвощевая», обильно произрастающей в республике. Причем технология

изготовления является хотя и примитивной, но обеспечивает выход НС

достаточно высокой степени чистоты. Для более полной характеристики

возможных объемов производства наркотиков из эфедры можно отметить, что

только объединение «Лекраспром» республики ее ежегодно заготавливает

более 500 тонн.1

Состояние борьбы с наркотиками в Кыргызстане.

Сложившийся в мире демократический имидж Кыргызстана во многом

определился благодаря его четко выраженной антинаркотиковой позиции.

Борьба с наркотизмом возведена в ранг наиболее приоритетных задач,

республика выработала свою антинаркотиковую стратегию. Ее основой

явилась организация следующих институтов и мероприятий:1

- в апреле 1991 года в системе Министерства внутренних дел создана

самостоятельная служба по борьбе с наркобизнесом ( ныне Управление по

борьбе с наркобизнесом ) – первая в бывшем СССР, организационно

объединившая оперативных работников, следователей, экспертов и кинологов

для одной цели – пресечение незаконных операций с наркотиками. Она

стала прототипом создания аналогичных структур и в других правозащитных

ведомствах республики. Ныне в Государственной таможенной инспекции

действует Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в

Министерстве национальной безопасности – самостоятельный отдел, а в

погранвойсках России, дислоцированных на территории Кыргызстана, начал

функционировать специальный отдел по пресечению контрабанды наркотиков;

- осенью 1991 года Президент Кыргызстана объявил мировому

сообществу, что, несмотря на крайне сложное экономическое положение

республики, Кыргызстан ни при каких обстоятельствах не возобновит

культивирование опийного мака – какой бы панацеей для решения проблем

экономики республики это не стало;

- в апреле 1993 года создана Государственная комиссия при

Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков. Она является

органом государственного управления и призвана, наряду с координацией

усилий всех министерств и ведомств республики по борьбе с наркотизмом,

определять и проводить в жизнь государственную политику Кыргызстана в

сфере как законного, так и незаконного оборота наркотиков;

- в июле 1993 года Кыргызстаном была принята Национальная

Программа по борьбе с наркотизмом в республике на 1993-1995 годы. Этим

документом ( первым в СНГ), борьба с наркотизмом в республике возведена

в ранг одной из важнейших государственных задач. В ее дальнейшее

развитие в марте 1996 года Правительство республики утвердило новую

Государственную Программу на 1996-1997годы. А 22 мая 1998 года, как уже

было указано выше, был принят Закон Кыргызской Республики « О

наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» – он

является основным нормативным актом регулирующим общественные отношения

в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и

прекурсоров на территории нашей республики. В июле 1998 года была

принята следующая Государственная Программа КР в области контроля

наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 1998-2000

годы. Кроме Госпрограммы имеется также одобренная Правительством КР

Концепция развития государственной политики КР в области контроля

наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 1998-2000

годы.

- в апреле 1994 года Кыргызстан присоединился к трем основным

антинаркотиковым Конвенциям Организации Объединенных Наций 1961, 1971,

1988 годов.

Это дало Кыргызстану возможность интегрироваться в международный

процесс противодействия наркотизму и, вкупе с созданием специального

национального органа – Госкомиссии по контролю наркотиков, побудило ООН

начать оказывать Кыргызстану помощь в разрешении проблем борьбы с

наркотизмом.

Несмотря на предпринимаемые меры, после распада Советского Союза

в Кыргызстан стали поступать наркотики из Афганистана через Горно-

Бадахшанскую автономную область Таджикистана. Их интенсивность, объемы

и масштаб привели, по заключению международных экспертов, к появлению

нового «заоблачного» пути наркотрафика опия и героина в государства СНГ

и далее – в страны Балтии и Европы. По заключению Международной

Программы ООН по контролю над наркотиками – ЮНДКП, ныне Кыргызстан

превращается в один из мировых центров наркотранзита.

Прослеживается устойчивая связь между незаконным оборотом наркотиков

и связанными с ним различными формами организованной преступности.

В постсоветское время, когда прозрачность и проницаемость границ

стала фактом, наркобизнесс начал постепенно расцветать, разветвляться,

и модернизироваться.

Этому способствовало несколько факторов :

наличие на территории республики обширной сырьевой базы наркотизма в

виде зарослей дикорастущей конопли, эфедры и незаконных посевов опийного

мака

а также, близость к крупнейшим мировым нелегальным производителям

наркотиков - Афганистану и Пакистану

Наркобизнес стал весьма прибыльным делом, принося многократные

барыши и привлекая в свои ряды представителей практически всех слоев

населения от многодетных матерей до государственных чиновников.

Все это говорит о том, что Кыргызстан превращается в один из

крупнейших мировых транзитных путей перевозки наркотиков.

Основной путь берет свое начало в Афганистане и Пакистане и

пролегает через южные рубежи республики, по трассе Ош - Хорог, а также

пешими тропами в обход пограничных, таможенных и милицейских постов.

В южном регионе стали возникать хорошо законспирированные преступные

сообщества, специализирующиеся на перевозке и сбыте опия. Их курьеров

наши коллеги из России, Узбекистана, Казахстана и других стран СНГ

неоднократно задерживали и привлекали к ответственности.

Однако, основные виновники, практически всегда оказывались «за

кадром» происходящих событий.

Следует сказать и о том влиянии, которое оказывает наркобизнес на

демократические процессы, происходящие в республике.

Демократия, как истинное народовластие, не может развиваться в

условиях господства мафии в силу желания последней господствовать

безраздельно и беззаконно.

Но это далеко не последний аспект проблемы. Наркобизнес направляет

усилия многих людей по «черному» пути, не давая развиваться нормальной

экономике; порожденная им коррупция как ржавчина разъедает

государственный аппарат и внушает народу недоверие к власти в целом.

Подстегиваемая им наркомания калечит большое количество людей, делая их

неспособными к нормальной жизни, апатичными, желающими только одного -

наркотиков, и подчиняющихся только тем, кто сможет им их дать.

Как следует из обзора Управления по борьбе с незаконным оборотом

наркотиков МВД России, за 6 месяцев 1997 г. доля Кыргызстана в общем

объеме изъятых в России наркотиков составила 325,2 кг (17,6%). По видам

наркотиков, изъятых в России, доля Кыргызстана составила: по опию –

17,9%; по опию экстракционному и ацетиллированному – 2,6%; по героину

–2,8%; по марихуане – 9,7%; по гашишу – 10,6%.

В настоящее время в Кыргызстане происходят серьезные изменения как

в обществе, так и в структуре преступности, в частности – наркотической.

На фоне тенденции к снижению уровня общей преступности в республике,

количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков

продолжает расти.

Ныне в Кыргызстане угроза наркотиков исходит, в основном, от

следующего:

- наличия собственной обширной сырьевой базы наркомании –

дикоросов конопли и эфедры ( по различным данным, дикоросами конопли

поражено от 6 до 60 тысяч гектаров сельхозугодий республики);

- роста незаконных посевов контрабандного транзита и поступления в

республику НС, психотропных и сильнодействующих веществ – опия, героина,

готовых лекарственных форм из Афганистана и Индии;

- реструктуризации рынка наркотиков – вытеснения традиционных их

видов (гашиш, марихуана, продукты мака) более «тяжелыми» – опием и его

различными настойками, а также синтетическими и полусинтетическими –

героином, амфетаминами, различными стимуляторами и т.п.

Все эти факторы в совокупности оказывают негативное влияние на

состояние и развитие наркоситуации в Кыргызстане. Кроме того, достаточно

сложное состояние экономики республики ведет к постоянному сокращению

сил и средств, задействованных в борьбе с наркотизмом.

Тем не менее, несмотря на перечисленные выше сложности,

противодействие наркотизму является одним из важнейших приоритетов в

деятельности руководства Кыргызстана и различных государственных

институтов, которые вопросам борьбы с наркотизмом уделяют постоянное

внимание. Серьезность отношения руководства республики к проблемам

борьбы с наркотизмом инициировала ООН на оказание помощи республике в

создании государственных механизмов контроля над наркотиками.

В соотвествии с проектом ЮНДКП в Бишкекской высшей школе МВД

развернута учебная телестудия: в Управлении по борьбе с наркобизнесом

создана и оснащена современным компьютерным оборудованием Служба

информации и анализа, а его региональным подразделениям передано 6

автомашин, 4 эксперта-химика МВД и Минюста прошли учебную стажировку в

Словацкой Республике; на базе Республиканской научно-исследовательской

лабаратории судебных экспертиз Минюста был создан и оснащен современным

лабараторным оборудованием Центр исследования наркотиков и многое

другое.

Одновременно, осознавая, что действие наркоэкспансии возможно

только совместными усилиями всех государств как региона, так и мира,

Кыргызстан активно стремится развивать международное сотрудничество в

этой сфере. Во многом этой возможности для широкой интеграции в

международный процесс борьбы с наркотизмом способствовало, как уже было

указано, присоединение республики к антинаркотиковым Конвенциям ООН

(апрель 1994г.).

В настоящий момент Кыргызстаном заключено трехстороннее

межправительственное Соглашение с Казахстаном и Узбекистаном о

сотрудничестве с незаконным оборотом наркотиков; двухсторонние

межправительственные Соглашения о сотрудничестве в области контроля

наркотиков с Пакистаном и Казахстаном; а также и с другими

государствами. В мае 1996 г. Кыргызстаном совместно с другими

государствами центрально-азиатского региона подписан Меморандум «О

взаимопонимании и сотрудничестве в области контроля за незаконным

производством, оборотом, злоупотреблением наркотических средств,

психотропных веществ и прекурсоров», который является политической и

правовой основой сотрудничества в области контроля наркотиков.

Аналогичные соглашения заключены и другими странами: Индией,

Таджикистаном, Россией, Китаем и др.

Активная позиция и успехи Кыргызстана в разработке новых методов и

подходов в противодействии наркотизму не остались незамеченными

международным сообществом. Так, в 1996 г. в республике под эгидой

Международной Программы ООН по контролю над наркотиками – юндкп, а также

Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе – ОБСЕ, было

проведено три крупных субрегиональных международных семинара.

Одновременно специально для государств Центральной Азии ЮНДКП

подготовлен пакет из пяти новых Проектов по оказанию помощи в борьбе с

наркотизмом. Два из них – общей стоимостью около 3 млн. долларов,

предусматривали размещение своих головных представительств в

Кыргызстане.

В то же время, несмотря на сложное экономическое положение

республики, происходит постепенное наращивание усилий правоохранительных

структур республики в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Ежегодно

заслушиваются отчеты глав государственных структур, глав

госадминистраций и глав соответствующих структур силовых и других

правозащитных ведомств республики о наркоситуации в республике. В Иссык-

Кульской, Жалал-Абадской, Ошской, Чуйской областях также, в рамках

выполнения Госпрограммы по усилению борьбы с наркотизмом, на заседаниях

областных комиссий регулярно заслушиваются отчеты руководителей

областных структур, глав райгосадминистраций и айыл окмоту.

Реформирование МВД республики в 1996 г. операции «Мак» позволило

усилить взаимодействие между различными службами и подразделениями

органов внутренних дел, а также разграничить результаты повседневной

работы подразделений ОВД и операции «Мак». Ежегодно органами внутренних

дел совместно с местными государственными администрациями проводятся

оперативно-профилактические мероприятия типа «Кара-Куурай», «Транзит»,

«Допинг», «Притон», «Переброс» в рамках операции «Мак».

В 1998 г. Международной Программой ООН по контролю над

наркотиками в республике были проведены обследования в целях определения

территории, пораженной наркотикосодержащими растениями. Установлено, что

дикорастущая конопля произрастает на 5835 гектарах, а эфедра – на 7618

гектарах.

Как показала практика, одной из действенных мер в борьбе с

наркотизмом стало использование специализированных бригад по уничтожению

сырьевой базы наркомании – дикоросов конопли, созданных по линии

оплачиваемых общественных работ. Для уничтожения дикорастущей конопли

местными госадминистрациями совметсно с представителями

правоохранительных органов и служб занятости создаются

специализированные бригады из числа временно неработающих граждан. За

период с 1996 по 1998 гг. в республике было создано 335

специализированных бригад с численностью 3036 безработных, силами

которых более 4800 гектаров очищены от дикорастущей конопли в Иссык-

Кульской, Чуйской, Ошской и Жалал-Абадской областях.

Участие 930 безработных граждан в специализированных бригадах по

уничтожению дикорастущей конопли предусмотрено в Программе оплачиваемых

общественных работ на 1999 г. во всех областях республики и г.Бишкек.

В средствах массовой информации организовано регулярное освещение

хода выполнения Госпрограммы по борьбе с наркотизмом и систематическое

информирование населения о вреде наркомании и уголовной ответственности

за незаконный оборот наркотиков.

Заметно активизировали работу по борьбе с контрабандой и

незаконным оборотом наркотиков подразделения Гостаможни и Министерства

национальной безопасности. Укрепилось их взаимодействие с

территориальными структурами органов внутренних дел, а также

подразделениями Группы погранвойск ФПС России в Кыргызстане, чаще и

результативнее стали совместные операции по перекрытию каналов

наркотрафика.

Для лучшей координации и обеспечения и единого подхода к

диагностике, лечению, реабилитации и профилактики наркоманий, в 1997 г.

был создан Центр наркологии Министерства здравоохранения республики.

Центр призван оказывать специализированную помощь не только населению

Бишкека и Чуйской области, но и всем жителям Кыргызстана.

Наркологическая помощь населению оказывается на добровольной основе и

потребность в ней неуклонно возрастает.

Крайнюю озабоченность вызывает развитие наркоситуации в молодежной

среде. Среди несовершеннолетних стремительными темпами развиваются,

наряду с потреблением ими обычных «социальных наркотиков» - алкоголя и

табака, также все увеличивающаяся тенденция потребления более опасных их

видов – марихуаны, гашиша, эфедрона, опия и т.д. Для достоверности

можно показать возрастной состав задержанных за наркопреступления: свыше

50 лет – 24%; 30-49 лет – 35%; 18-29 лет – 41%.

Именно по этой причине, с 1996 г. начата работа по первичной

профилактике наркомании среди несовершеннолетних, которую осуществляет

Министерство образования, науки и культуры совместно с Республиканским

подростковым Центром Министерства зравоохранения. Для апробации новых

педагогических методик внедряются программы первичной профилактики

отклоняющегося поведения среди детей на базе подготовительной группы

детского сада № 109.

В ряде средних школ Бишкека – 9, 18, 19, 28, 31 и 57, а также в

школе №3 Сокулукского района, с начала 1996-1997 учебного года начато

внедрение специально разработанной превентивной программы по основам

здорового образа жизни. Так, районо Араванского района Ошской области в

целях профилактики наркомании среди учащихся, самостоятельно ввело в

школах специальные занятия по основам правовых знаний и санитарной

гигиене. Для формирования у будущих педагогов республики заранее целевой

установки на обучение учеников здоровому образу жизни, в Кыргызском

Государственном институте физкультуры и спорта внедрен спецкурс

«Профилактика аддиктивного поведения и работа с «группой риска» учителя

физкультуры», аналогичная работа начата в Бишкекском гуманитарном

университете[2].

По инициативе Госкомисси по контролю наркотиков в 1996 г. в

республике впервые была проведена республиканская научно-практическая

конференция «Актуальные проблемы борьбы с наркотизмом в Кыргызстане».

Далее такие конференции стали проводиться чаще. К примеру, 16-17 января

1998 г. в Бишкеке была проведена научно-практическая конференция УБН

«Наркобизнес - новая реальность». Совсем недавно, а именно 14 мая

совещание в Совете безопасности КР на тему «О наркотизации и

организационно-практических мерах по усилению борьбы с наркоманией и

незаконным оборотом наркотиков в Кыргызсокй Республике», в который

принимали участие главы и сотрудники УБН, ГККН, МВД, МНБ, ГТК и

другие[3].

С момента создания Указом Президента Кыргызстана Госкомиссии по

контролю наркотиков, руководством республики был принят ряд важнейших

документов, регламентирующих борьбу с незаконным оборотом НС, о которых

указывалось выше. Одновременно областными и районными государственными

администрациями изданы собственные нормативно-правовые акты, дополняющие

и развивающие центральные с учетом местных условий и реалий.

Вместе с тем, усилия, предпринимаемые государственными структурами

по борьбе с наркотизмом, в настоящее время явно недостаточны и не

адекватны растущей наркоугрозе. В деятельности по противодействию

наркотизму продолжают иметь место серьезные недостатки и упущения. По

данным международных экспертов ООН и Интерпола , 1 доллар, вложенный в

наркобизнес, приносит 12.240 долларов прибыли. Именно высокая

прибыльность наркобизнеса влечет за собой еще одну весьма сложную

проблему – угрозу коррумпированности государственных служащих и

сотрудников правоохранных структур и их объединение с представителями

криминального мира.

3.2 Характеристика причин и условий, способствующих распространению

наркотизма.

С наркотиками человечество знакомо с древнейших времен.

Употребление их первоначально было обусловлено бытовыми или религиозными

обычаями в местах, где произрастали наркотикосодержащие растения. Именно

эти регионы и были первыми очагами потребления НС – это Юго-Восточная

Азия ( опийный мак), Южная Америка ( кока), Ближний Восток, Средняя

Азия, Южная и Северная Америка, Северная Африка, Иран, Пакистан,

Афганистан, Индия (конопля).

Если в начале века наркотики были распространены в основном в

среде представителей уголовного мира, то в настоящее время в нездоровом

обществе его потребляют практически все социальные слои и, что следует

отметить особо, следствием падения социальных нравов явилось то, что

подавляющее большинство наркоманов очень молоды – не старше 30 лет,

приживают они в основном в крупных городах, но их все больше становится

и в селах. Растут и случаи приобщения к наркомании детей в возрасте 10-

12 лет и даже моложе.

Обычно у человека уже после нескольких приемов НС, а иногда даже

после разового, развивается сильное, непреодолимое влечение к наркотику

– психическая зависимость. Она еще больше усугубляется наступлением

физической зависимости, которая заключается в том, что наркотики по мере

их употребления проникают в состав тканей организма, в связи с чем

становятся необходимым условием для существования организма. Теперь уже

наркотик становится для наркомана важнее пищи, только на нем

концентрируются все его мысли. Его единственное стремление – любой ценой

раздобыть наркотик.

Потребление наркотиков помимо психической и физической зависимости

всегда приводит к необратимому грубому нарушению жизнедеятельности

организма и социальной деградации наркомана. Именно эти последствия

составляют наибольшую опасность как для здоровья, так и для жизни

человека.

Во-первых, хроническое отравление организма наркотиком вызывает

необратимые изменения в нервной системе, ведет к распаду личности,

утрачивая жизненно полезные цели и стремления, человек лишается

родственных чувств, привязанности к семье, теряет работу, учебу.

Во-вторых, с развитием болезни требуется все более частый прием

наркотиков во все более увеличивающихся дозах. Необходимость постоянного

их добывания толкает наркоманов на путь совершения преступления.

Следует согласиться с мнением, что причин для употребления

наркотиков много. Но первая проба НС, как правило, происходит под

влиянием окружающих – по их предложению, уговору, настоянию и т.д.

Одного наркомана, как правило, окружают 10-15 потенциальных наркоманов.

Способствует этому и психологическая установка «ну, раз-то можно».

Поведением человека, которому предлагают попробовать наркотики,

также определяется наличием или отсутствием у него знаний об опасности

таких средств.

Но все же главной причиной употребления наркотиков на сегодняшний

день является нестабильная социальная обстановка, неуверенность в

завтрашнем дне, неумение особо уязвимых групп населения новым более

суровым требованиям нашего времени.

В настоящее время проводится очень много мероприятий для

предупреждения таких преступлений: в средствах массовой информации

содержится немало статей о зле наркотиков, о последствиях их

потребления, в школах и ВУЗах проводятся различные семинары и

конференции, также дающие много интересной информации о зле наркотиков

и т.д. Однако несмотря даже на такие многочисленные мероприятия по

предупреждению и борьбе с наркоманией рост больных наркоманией и

незаконный оборот НС растет с огромной скоростью, так как употребление

наркотиков кажется многим наиболее легким способом ухода от разрешения

своих трудностей, достижением хотя бы временного, иллюзорного

благополучия.

Но вот роковой шаг сделан. Причин, как указано было выше, много,

непосредственные же мотивы могут быть тоже достаточно разнообразными:

желание изведать новые ощущения, любопытство, стремление не отстать от

приятелей, опасение показаться трусом, бывает даже «просто так» и т.д.

Что же способствует следующему шагу на этом роковом пути. Прежние

факторы сохраняют силу. Но к ним добавляются новые, дополнительные, это

прежде всего специфика наркомании, затягивающей человека в свой омут,

вследствие тяги к испробованному наркотику. Кроме того, на человека,

начинающего потреблять наркотики, оказывает давление наркотическая

группа, куда он непременно вскоре попадает. Наркотическая группа «

помогает» новичку быстрее преодолеть начальную защитную реакцию

организма на прием наркотика, уговаривает его «потерпеть», объясняя, что

неприятные ощущения скоро прекратятся, дальше же будет только «кайф»,

дают взаймы деньги на приобретение наркотиков, обмениваются информацией

– где, что и у кого можно достать, учат, как соблюдать конспирацию.

Когда заканчиваются деньги на приобретение наркотиков, наркоман когда у

него начинаются «ломки», стремится любыми способами достать НС и здесь

как раз таки и проявляется наглядная связь наркомании и преступности. А

дальше все идет как по сценарию: наркоман один раз достанет деньги,

второй раз, а потом это уже превратится в постоянный источник доходов,

от которого он уже не в состоянии будет отказаться. И все это

способствует как распространению болезни наркомании, так и все

увеличивающемуся незаконному обороту НС.

Новички, особенно дети из обеспеченных семей, могущие достать у

родителей деньги, такой компанией активно вовлекаются в употребление

наркотиков как прямым принуждением, так и вследствие влияния на них

самого психологического климата в компании.

Привлекательность группы для подростка заключается в том, что она

дает ему все, чего не могут порой дать ни семья, ни школа: эмоциональную

поддержку, одобрение, ощущение безопасности и признания его как

личности. Для подростка, лишенного этих ценностей, очень важных для

каждого из нас, не имеет значения, - социально положительны или

отрицательны цели и деятельность группы, существенно лишь то, может ли

группа удовлетворить потребности своих членов, пусть даже способами

противоправными.

Как известно, многие из нас сталкиваются лицом к лицу с

наркоманами ( во дворе, по месту жительства, работы, учебы, в местах

отдыха и т.д.), подвергаются их активному противоправному влиянию, но

поддается ему и становится наркоманами не все. Здесь, немаловажную роль

играют определенные специфические черты человека. Речь идет о таких из

них, как нервозность, эмоциональная ущербность, отсутствие контроля за

своим поведением, неумение разумно удовлетворять свои потребности,

ложное понимание ценностей и т.п. Молодые люди – носители подобных черт

обычно выдвигают завышенные требования к обществу, государству, ожидая

немедленного их удовлетворения. Они стремятся к максимализации условий

своей жизни и успехов, их отличает расхождение между целями, амбициями и

желаниями, с одной стороны, и возможностями их достижения и

удовлетворения – с другой.1

3.3 Предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом

наркотических средств.

Борьба с наркоманией должна рассматриваться в настоящее время

как задача большой политической важности. При это следует подчеркнуть,

что эффективность такой борьбы во многом определяется знанием причин

этого социального зла, пониманием опасных последствий его, активным

участием в борьбе с наркоманией не только правоохранительных органов, но

и в первую очередь семьи, школы, других учебных заведений, а также

общественных и государственных органов – всего общества в целом.1

Практика правоохранительных органов свидетельствует о том, что

сегодня мир наркоманов уже структурно организован. Имеются различные

группировки , которые контактируют на квартирах, дискотеках, барах,

рынках и в других местах, и численность их продолжает возрастать.

Заметное усиление распространения наркомании среди молодежи и даже

детей можно объяснить ретретизмом, то есть уходом части молодежи от

действительности. Это явление у нас очень распространено в последнее

время Значительная часть нашей общественности оказалась вырванной из

социально-полезных контактов.2 Атмосфера в семьях, в которых

несовершеннолетние приобщаются к потреблению наркотиков, как показывают

наблюдения типичны: нестабильность семей, недостойное поведение

родителей, грубость, цинизм во взаимоотношениях, материальные

затруднения, полное отсутствие внимания к детям.

Все это, естественно, мешает воспитанию несовершеннолетних,

обрекает их на отставание в плане умственного и социального становления,

что способствует развитию у них комплекса неполноценности, которая в

свою очередь, как правило, компенсируется повышенной агрессивностью,

склонностью к правонарушениям, потреблению наркотических средств.

Криминальный характер подростка, потребляющего наркотики, особо

опасен. Негативные психологические сдвиги усугубляются его возрастными

особенностями, слабостью характера, повышенной возбудимостью,

отсутствием нравственного самоконтроля. Таким образом, подросток в

состоянии эйфории склонен к правонарушениям гораздо больше, чем

взрослый, находящийся в таком же состоянии. Вследствие социально-

нравственной ориентации подростков совершаемые ими в состоянии

наркотической эйфории или абстиненции правонарушения и преступления

зачастую носят характер безмотивности, бессмысленности, вандализма,

иногда отличаются особой жестокостью.

Говоря о страшных последствиях наркомании, нельзя забывать о том,

что наркомания прежде всего убивает в человеке человеческое, превращая

его в существо без разума, в айтматовского манкурта, который не знал,

кто он, откуда, какого рода-племени, не ведал своего имени, не помнил

отца и матери – одним словом, не сознавал себя человеческим существом.1

Практика показывает, что приобщение людей к наркомании зачастую

происходит под влиянием жизненных невзгод, временных трудностей,

однако сами по себе они не являются непосредственной причиной

наркомании. Они могут привести к морально-психологической

неудовлетворенности, неуравновешенности и тем самым создать определенные

предпосылки к негативным отклонениям от социальных норм поведения, в

том числе и потреблению НС. Реализуются эти предпосылки или нет,

зависит, от совокупного влияния многих факторов воздействия на

человека, в частности, от уровня воспитательной, культурно-

просветительной работы в том месте, где живет и работает человек, от

особенностей микросреды, в которой проходит его повседневная жизнь.

Антинаркотиковая пропаганда, специальные меры профилактики

наркомании и токсикомании в коллективах и учебных заведениях в основном

проводятся бессистемно, а по месту жительства такая работа вообще не

проводится.

Наиболее слабым местом в организации профилактики наркомании по

прежнему является недостаточная координация этой деятельности как со

стороны Госкомиссии по контролю наркотиков, так и ряда республиканских

органов – здравоохранения; образования, науки и культуры; внутренних

дел; военных комиссариатов. Самое главное – сегодня явно недостаточна

роль городских и районных координационных Советов по борьбе с

наркоманией, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетни по

объединению усилий всех государственных органов и общественных

организаций в области профилактики распространения наркомании среди

населения.

Суды не в полной используют силу закона, слабо используют

материалы судебных процессов для профилактики борьбы с наркоманией. На

судебных заседаниях не выявляются причины и условия, способствующие

распространению незаконного оборота наркотиков. Сотрудники органов

внутренних дел и прокуратуры выявляют и привлекают к ответственности, в

основном, лишь потребителей и мелких торговцев наркотиками, при этом

практически отсутствуют уголовные дела о раскрытии по-настоящему крупной

подпольной сети распространителей наркозелья, выявлении лидеров

группировок, вовлекающих все новые жертвы в потребление наркотических

веществ.2

Наблюдается, как уже указывалось, устойчивая тенденция роста

преступлений связанных с незаконным оборотом НС на фоне снижения

преступлений общеуголовного характера. Так, в 1993 г. раскрыто

наркопреступлений - 2145, в 1994 г. – 2554, в 1995г. - 2623, в 1996

г. – 2922, в 1997 г. – 3103, в 1998 г. – 3295 и в 1 квартале 1999 г. –

879.1

Данные обстоятельства обоснованно вызывают тревогу и серьезную

озабоченность руководства Кыргызстана. Это обусловлено теми

разрушительными последствиями, которые растущая наркотизация может

принести в КР, Имеется в виду, что наряду с угрозой для здоровья

населения республики, существует также угроза коррумпированности

государственных служащих и сотрудников правоохранительных структур; их

возможное объединение с представителями криминального мира; угроза

потери государственности; угроза дестабилизации обстановки и появления

различного рода конфликтов внутри республики и т.п.

Практически невозможно сегодня, при существующей ныне ситуации,

совсем уйти от все увеличивающейся проблемы наркотиков. Чтобы вообще

исключить возможность контрабанды наркотиков, республика не может

закрыть на «замок» свои границы. Но правоохранительные органы могут

более эффективно использовать имеющиеся средства для обеспечения

законности, избирательно и разумно применять все формы и виды контроля.

Основным подходом в реализации задач, стоящих перед нами в борьбе

с наркотизмом, должно быть четкое понимание роли каждого министерства

ведомства при осуществлении этой деятельности. Для достижения

положительных результатов при осуществлении такой работы, требуется

нанесение систематических ударов по всем линиям незаконной деятельности.

Самое главное, для этого имеются значительные возможности, мощные

специальные подразделения в системе МВД, МНБ и ГТК. Необходимо только

умело использовать их и шире практиковать на долговременной и

постоянной основе проведение совместных широкомасштабных мероприятий по

перекрытию каналов и источников поступления в Кыргызстан наркотиков.

И еще одной важной проблемой на этом пути является

финансирование таких антинаркотиковых мероприятий. Учитывая социально-

экономическое положение республики и ее чрезвычайно удобное

геополитическое расположение на пути международного наркотрафика, ГККН

неоднократно обращалась в вышестоящие инстанции с просьбой приступить

к целевому выделению финансовых средств для борьбы с незаконным оборотом

НС – в рамках республиканских антинаркотиковых программ, так как бюджеты

министерств и ведомств просто не в состоянии обеспечить достаточное

финансирование не только правоохранных мероприятий в этой области, но и

обеспечить лечение больных наркоманией.

Одним из факторов, который невольно оказал негативное влияние на

состояние наркоситуации в республике, послужило следующее

обстоятельство. В соответствии с Указом Президента и соответствующим

постановлением Правительства Кыргызстана, произошло сокращение штатной

численности органов внутренних дел республики на 10%. Сокращение

коснулось и подразделений по борьбе с наркобизнесом, в которых работают

сотрудники, специально подготовленные для пресечения незаконных операций

с наркотиками.1

Перечисленные выше факторы оказывают свое негативное влияние на

борьбу с незаконным оборотом НС и, в основном, приводят к тому, что

прилагаемые министерствами и ведомствами республики усилия зачастую не

дают положительного результата.

А теперь немного о мерах борьбы и профилактики с незаконным

оборотом наркотиков, и органах их осуществляющих.

Национальный межминистерский координационный орган

Органом, осуществляющим в Кыргызстане разработку и организацию

государственной политики в сфере контроля наркотических средств,

психотропных веществ и прекурсоров, является Государственная комиссия

при Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков.

Госкомиссия при осуществлении своей деятельности сосредотачивает

свои усилия на следующих направлениях:

16. разработка основных критериев борьбы с наркотизмом;

17. активное участие республики в межгосударственных и межрегиональных

программах в области противодействия наркотизму;

18. совершенствование порядка регулирования законного оборота НС, ПВ и

прекурсоров и борьба с их незаконным оборотом;

19. предупреждение и профилактика наркомании, лечение и социальная

реабилитация больных наркоманией;

20. гармонизация законодательной и нормативно-правовой базы в

соответствии с международным опытом и требованиями;

21. развитие и расширение международного сотрудничества в области

контроля над наркотиками.2

Совершенствование порядка регулирования законного оборота НС

С учетом складывающейся в Кыргызстане ситуации и в целях

предупреждения распространения немедицинского применения наркотиков и

технологий их изготовления, первостепенное значение приобретает

безусловное соблюдение законодательных и контрольно-технологических

требований, регламентирующих производство, хранение, транспортировку,

ввоз, вывоз и рациональное использование НС, а также их применение в

научно-исследовательских целях.

Для этого необходимо:

22. на регулярной основе обновлять и вносить коррективы в Национальные

списки НС, ПВ и прекурсоров в соответствии с требованиями МККН;

23. совершенствовать государственный контроль за культивированием,

производством, изготовлением, распределением, международной торговлей

и использованием растений, веществ и препаратов, перечисленных в

списках и таблицах международных конвенций;

24. осуществлять государственный контроль за ввозом, вывозом,

производством и продажей специальных химикатов и реализации

наркотиков, находящихся под национальным и международным контролем.

Борьба с незаконным оборотом наркотиков

Борьба с незаконным оборотом наркотиков, с их незаконным транзитом

через территорию республики, является важным фактором сдерживания их

распространения и незаконного потребления.

Деятельность в этом направлении предусматривает проведение

правоохранными ведомствами КР таможенных, уголовно-правовых,

административно-правовых и иных мероприятий, в том числе:

25. выявление и пресечение преступной деятельности лиц и организаций,

занимающихся контрабандой и незаконными операциями с наркотиками,

легализацией преступных доходов, а также пресечение срастания

представителей органов государственной власти и управления со

структурами наркобизнеса;

26. материально-техническое и кадровое укрепление подразделений

правоохраниетльных органов, непосредственно занятых борьбой с

незаконным оборотом наркотиков;

27. осуществление мероприятий по обнаружению и ликвидации дикоросов

наркотикосодержащих растений и их незаконных посевов;

28. сотрудничество в этой области с зарубежными и международными

правоохранительными органами и организациями;

29. обеспечение реализации субрегиональных проектов Международной

Программы ООН по контролю над наркотиками.

Профилактические и медико-социальные аспекты борьбы с наркотизмом

Важнейшим направлением в политике государства по контролю над

наркотиками является предупреждение их незаконного потребления. При этом

следует отдать предпочтение методам опосредованного воздествия на

потенциальных потребителей наркотиков, добиваться постепенного изменения

социально-культурных стереотипов, проводить мероприятия, направленные на

сохранение физического и психического здоровья граждан Кыргызстана.

В этих целях необходимо:

30. образовать на базе службы информации и анализа управления по борьбе

с наркобизнесом Министерства внутренних дел республики Национальный

информационно-аналитический центр и поручить ему обеспечение

оперативного сбора, обработки и анализа как информации правоохранных

структур, так и информации о состоянии профилактических и

предупредительных мер по борьбе с наркотизмом;

31. на основе изучения и обощения зарубежного опыта дошкольного,

школьного и семейного антинаркотического воспитания разработать во

взаимодействии с МККН соответствующие национальные программы;

32. разработать и последовательно осуществлять мероприятия по

организационному и финансовому содействию психопрофилактической работе

с населением, поддержке общественных объединений, занимающихся

пропагандой здорового образа жизни;

33. лечение и социальная реабилитация больных наркоманией,

профилактическая работа с лицами, злоупотребляющими наркотиками;

34. совершенствование организации наркологической службы республики,

улучшить ее оснащенность в местах лишения свободы;

35. создать специальный профилактический наркологический центр по

работе с молодежью и подростками;

36. повысить информированность населения о состоянии наркоситуации и

предпринимаемых мерах по ее сдерживанию.

Законодательное обеспечение

Средством проведения госполитики в области контроля наркотиков

является законодательство, закрепляющее порядок их законного оборота,

устанавливающее ответственность за правонарушения, связанные с их

незаконным оборотом, регламентирующее полномочия госорганов по эти

вопросам, а также лечение больных наркоманией и социальную реабилитацию

наркоманов.

В этих целях необходимо:

37. разработать действенные механизмы реализации Закона Кыргызской

Республики «О наркотических средствах, психотропных веществах и

прекурсорах» в соответствии с Уголовным кодексом КР;

38. в разрабатываемых комментариях к УК предусмотреть четкую

дифференциацию ответственности лиц, виновных в преступлениях,

связанных с незаконным оборотом НС;

39. внести коррективы в количественные и качественные критерии

определения размеров наркотиков, незаконное обращение с которыми

влечет применение различных мер ответственности.

Международное сотрудничество

Важнейшим элементом реализации государственной политики в области

контроля наркотиков является участие Кыргызской Республики в

международном сотрудничестве. При этом исключительное значение отводится

развитию и совершенствованию международных связей и сотрудничества как

Госкомиссии, так и других министерств и ведомств Кыргызстана в рамках

ООН, Европейского Союза, Организации Экономического Сотрудничества,

зарубежными странами и международными организациями.

Госкомиссия будет и в дальнейшем развивать и расширять

международные связи КР в области контроля наркотиков и борьбы с их

незаконным оборотом, в том числе совершенствовать взаимодействие с

госструктурами иностранных государств, выполняющими аналогичные функции.

Организационное обеспечение

Государственная политика по контролю над наркотиками призвана

обеспечить комплекс скоординированных мер, направленных на

предупреждение развития наркотизма в Кыргызстане, пресечение незаконного

предложения наркотиков и уменьшение спроса на них.

Предполагается осуществить ее в Кыргызской Республике по следующим

основным направлениям:

40. координации деятельности, взаимодействию и контролю за деятельностью

органов государственного управления, министерств, ведомств,

общественных формирований по выполнению Государственной программы по

борьбе с наркотизмом на 1998-2000 гг., а также других, в том числе

межгосударственных и международных субрегиональных программ в этой

сфере;

41. анализу данных, сведений и другой информации о состоянии

наркоситуации, их обобщении и представлении в Администрацию Президента

КР, Аппарат Премьер-министра КР, а также в соответствии с

международными обязательствами – в международные структуры, институты

и организации;

42. распределению целевых бюджетных средств, выделяемых на организацию

борьбы с наркотизмом, а также субсидий, внешних грандов и т.д.

Реализация данных приоритетных мер государственной политики в

области контроля над наркотиками и их незаконного оборота будет

способствовать защите всего общества от негативных социальных явлений,

которые могут причинить злоупотребление наркотиками и их

неконтролируемый оборот.1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С обретением суверенитета и расширением международных связей

Кыргызстан начал испытывать влияние ряда негативных факторов. Одним из

них является растущая наркотизация и тесно связанная с этим явлением

криминализация общества.

Происходит ухудшение наркологической ситуации. Географическое

положение, природные условия, социально экономическая и политическая

ситуация ставят Кыргызстан в положение мощного региона наркотизма

Наркотизм – чрезвычайно сложное и общественно опасное явление в

современном мире. Причиняемый им вред огромен и практически не поддается

исчислению. Это и деградация личности наркоманов, и импульс к совершению

разнообразных преступлений, и снижение материально-технического и

интеллектуального потенциала общества, и ухудшение его генофонда, и

искажение вследствие «отмывания наркоденег» законного распределения

материальных благ, и проникновение преступников в государственные

властные структуры, и влияние на формирование политики государств в

преступных интересах и многое другое.

Наркотизм, к сожалению, с каждым днем все глубже и глубже

проникает в жизнь общества. Изыскиваемые методы преодоления,

разрабатываемые законодательные и иные направленные против него меры,

противодействующие ему достижения науки отстают от его распространения и

изобретаемых преступниками способов извлечения в результате наркобизнеса

максимальной прибыли, обхода законодательства, коррупции, проникновения

во властные структуры.

Особую тревогу вызывает появление в незаконном обороте наиболее

опасных по своим последствиям для здоровья населения синтезированных НС

из растительного сырья, изготовляемых в подпольных лабораториях с

использованием химических реагентов, таких как героин, эфедрон и других.

Новая социально-экономическая и политическая ситуация привела к

чрезвычайным острым социальным конфликтам, неуверенности в завтрашнем

дне. В обществе определились особо уязвимые группы населения, которые не

в состоянии противостоять новым более суровым требованиям времени.

Неумение противостоять окружающим нас острым социальным проблемам

приводит к употреблению наркотиков, что является временным способом

ухода от решения жизненных проблем, достижения хотя бы иллюзорного

благополучия.

Из года в год возрастает число лиц, употребляющих наркотики как

постоянно, так и эпизодически. Такой интенсивный рост заболеваемости

наркоманией свидетельствует о чрезвычайности, напряженности

наркологической ситуации в регионе и в последнее время приобретает

масштабы национального бедствия.

Все это свидетельствует об усилении спроса на наркотики, росте

заболеваемости наркоманией и конечно же о прогрессирующем росте

незаконного оборота НС.

Проблема незаконного оборота НС как ярко выраженный медицинский

аспект, но корни ее носят социальный характер и последствия его очень

плачевны и многогранны.

Что же касается взаимосвязи наркомании и преступности, то можно с

полной уверенностью согласиться с утверждением, что «наркомания – одно

из общепризнанных явлений сопутствующих преступности»1

Взаимосвязь преступности и наркомании выражается:

- в противоправных действиях, связанных с производством,

распространением наркотиков и т.д.;

- в совершении наркоманами противоправных действий с целью

завладения наркотиками или средствами для приобретения;

- в преступлениях совершаемых под непосредственным воздействием

наркотиков на психическое состояние их потребителей.

В конце работы, подводя итоги, немного об особенностях

наркоситуации последних лет, а именно 1998 начала 1999 годов.2

Наркоситуация указанного периода претерпела существенные

изменения. Этому способствовали процессы, происходящие как в республике,

так и в ближайшем ее окружении.

Анализом оперативной обстановки установлено, что она определяется

следующими основными факторами:

43. реструктуризацией рынка наркотиков в направлении развития спроса на

полусинтетические депрессанты и стимуляторы (героин, эфедрон);

44. смещением контрабандных путей поступления наркотиков в южных

регионах республики;

45. продолжающимся ростом объемов незаконных операций с наркотиками на

территории Иссык-Кульской области, где произрастает дикорастущая

конопля;

46. Чуйская область и город Бишкек превращаются в крупные транзитные и

распределительные узлы, через которые проходят значительные количества

наркотиков, направляемых в страны СНГ.

На фоне общего снижения преступности в истекшем году (в 1998 г.)

по республике раскрыто 3277 преступлений, связанных с незаконным

оборотом наркотиков, что на 174 больше, чем за 1997 год (+174 факта, +

5,6%).

Их удельный вес от линии уголовного розыска возрос с 8,6% до 9,9%,

то есть практически каждое 10-е умышленное преступление приходится одно

преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков.

Во всех без исключения регионах республики наркопреступлений

выявлено больше.

Наркотических средств всех видов органами внутренних дел за 1998

год изъято 1 тонна 765 килограмм 97 грамм (в 1997 году: 1 тонна 336

килограмм 387 грамм), в том числе героина 24 килограмма 732 грамма (

1997 год – 1 килограмм 785 грамм).

Таким образом, наркотических средств всех видов изъято больше на

428 килограмм 710 грамм.

В связи с реструктуризацией наркорынка героина изъято на 22

килограмма 947 грамм больше.

В истекшем 1998 году за наркопреступления задержано 2993 лица

(1997 год 2707 (+286) лиц).

В том числе жителей республики 2895 (96,7%); иностранцев 80 (

2,7%), среди которых граждан Канады 1, Ирака 1, Таджикистана 16,

Узбекистана 27, России 14, Казахстана 19, Туркменистана 1, Азербайджана

1.

Широкая распространенность наркотизма, отражаясь на здоровье

населения, на экономике страны, приводит к значительным потерям в

производительных силах. Рост операций, связанных с незаконным оборотом

НС непосредственно способствует увеличению преступности, что существенно

подрывает существующий правопорядок.

Именно поэтому наши правоохранительные органы должны стараться

более эффективно и оперативно работать в этом направлении: разрабатывать

новые методы борьбы и использовать их вкупе с уже имеющимися на

практике; подготавливать способных, умных, могущих сориентироваться в

любой ситуации сотрудников и конечно же активно взаимодействовать с

правоохранительными и силовыми ведомствами других стран для успешного

решения таких проблем.

Но также нельзя забывать и о своевременном и постоянном

информировании различных слоев населения республики, чтобы общество

также задумывалось об общественной опасности наркомании и всеми

возможными методами предостерегалось от нее.

Для эффективной борьбы с наркотизмом необходимы огромные

материальные ресурсы, которыми подавляющее большинство государств не

располагает. Наибольшие средства для этого выделяются в США, где оборот

наркотиков, наркобизнес считается сердцевиной, ядром организованной

преступности. В этой стране значительная часть органов, осуществляющих

борьбу с организованной преступностью, специализируется на подавлении

наркобизнеса. Создать и содержать такую же разветвленную и

многочисленную службу, состоящую из хорошо оплачиваемых

высококвалифицированных сотрудников, ведущих борьбу с наркобизнесом,

могут лишь единичные государства.

Другие вынуждены обеспечивать борьбу с незаконным оборотом

наркотиков «не числом, а уменьем», то есть путем изыскания, отбора,

разработки и использования максимально рациональных, экономных и в то же

время эффективных методов воздействия лишь на наиболее уязвимые места

наркотической преступности. Поэтому крайне важно постоянно

совершенствовать научную основу преодоления незаконного оборота

наркотических средств, где новые методы действовали бы максимально

эффективно при минимальных материальных затратах государств. Хотя, может

быть, это также трудно, как найти средство против рака.

Многолетний отечественный и зарубежный опыт показывает, что

успешное противодействие незаконному обороту наркотиков и

злоупотреблению ими возможно – при планомерном системном подходе.

Ежегодно увеличивающиеся затраты на противодействие незаконного

оборота наркотических средств без ощутимой компенсации потребовали

разработки и внедрения новых подходов. Это – практика лишения

организованных преступников, занятых в сфере незаконного оборота

наркотиков, доходов, полученных от торговли наркотиками; ликвидация

каналов и источников незаконного оборота наркотиков; умелая

дезорганизация деятельности преступных сообществ; продуманные и строго

контролируемые материально-технические затраты на борьбу с незаконным

оборотом наркотических средств.

Представляется, что в Кыргызстане систему государственной силовой

политики следовало бы строить на базе принципов конкуренции,

контрактивности и разумной достаточности.

1.Принцин конкуренции между финансовым потенциалом государства и

незаконно нажитыми организованной преступностью капиталами от торговли

наркотиками.

По выводам экспертов ООН и МОУП/ИНТЕРПОЛ преступные

транснациональные наркосообщества ежегодно отмывают криминальные доходы

в суммах от 300 до 500 млрд. долларов США. Эти деньги изымаются

организованными преступниками у населения разных стран мира в обмен на

наркотики, что наносит колоссальный финансовый ущерб легальной

экономике. Наркоденьги разрушают жизнь любого общества. Тем самым между

государством и организованной наркопреступностью нарастают социальные

противоречия. Разрешить их в пользу общества и государства возможно при

реализации принцип конкуренции, где, выражаясь упрощенно, побеждает

сильнейший. То есть тот, кому удастся опередить соперника в подрыве его

финансовой мощи.

Реализация принципа конкуренции потребует от государства помимо

всего прочего, во-первых, внедрения в юридический оборот понятия

наркобизнес ( индустрия наркобизнеса), во-вторых, экономического

признания правоохранительных органов структурами, занятыми

производительным трудом в сфере материального производства, в-третьих,

обеспечения достоверной статистической отчетности об экономических

успехах в борьбе с наркобизнесом.

В специальной литературе употребление понятия наркобизнес

становится обычным. В содержание индустрии наркобизнеса в отличие от

незаконного оборота наркотиков международные эксперты включили в

основном экономические характеристики: крупный источник доходов

большинства преступных организаций; транснациональный характер

незаконной деятельности; отмывание денег; прямая связь с другими видами

незаконной торговли, особенно оружием; использование вырученных денежных

средств для подкупа чиновников.

В Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических

средств и психотропных веществ 1988 г., которая ратифицирована и

Кыргызстаном оговаривается возможность распоряжения конфискованными

доходами или собственностью в соотвествии со своим национальным

законодательством и административными процедурами, передачи таких

доходов или собственности структурам, причастным к антинаркотической

деятельности. Это важное положение Конвенции в законодательную практику

Кыргызстана так и не внедрено. Проволочка с законодательной поддержкой

принципа конкуренции оборачивается тем, что финансовое противостояние в

Кыргызстане между социумом и наркобизнесом – не в пользу

государственного бюджета. Эксперты оценивают доходную часть кыргызского

наркобизнеса в миллионы долларов США. Усредненные материальные затраты,

которые ведомственный бюджет МВД КР отпускает для оперативно-розыскного

изобличения членов наркобизнеса тоже составляют немалые суммы. Крупные

долговременные оперативные мероприятия измеряются сотнями тысяч долларов

США. Кроме этого есть еще и расходы на предварительное следствие,

содержание подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного и т.д.

Все это вполне можно назвать инвестиционной деятельностью

государства в пользу индустрии наркобизнеса. Выявленная нелепость во

многом объясняется либеральной антинаркотической политикой, похоже, не

заинтересованной в лишении наркобизнеса финансовой мощи. Срочно

требуется нормативное закрепление практики перечисления конфискованного

у наркопреступников на расчетные счета тех правоохранительных органов и

спецслужб, которые принимали участие в пресечении наркобизнеса. И

Конвенция ООН 1988 г. настоятельно рекомендует включение в национальное

законодательство поощрительных мер борьбы с незаконным оборотом

наркотиков.

Принцип контрактивности наркобизнесу.

Сущность этого принципа – адекватные и даже более жесткие меры

противодействия индустрии наркобизнеса со стороны правоохранительных

органов и спецслужб. И положения Конвенции ООН 1988 г. и статьи УК КР

допускают принятие самых решительных мер по отношению к дельцам

транснационального наркобизнеса.

Принцип разумной достаточности.

Говоря об этом принципе, имеется в виду необходимость контроля над

целесообразностью проведения дорогостоящих правоохранительных

мероприятий. Безусловно, нужно заметно сокращать сроки предварительного

следствия по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом

наркотиков, малозначительного характера, сводить их, в конечном счете, к

протокольной форме расследования наркопреступлений. Это освободит

значительные людские и материальные ресурсы, позволив перебросить их на

предупреждение и пресечение разрушительной деятельности центров

индустрии наркобизнеса.

Представляется, что неплохо было бы создать специальный аппарат

профессионалов, специализирующийся на протокольной форме расследования

наркопреступлений. Стоит подумать также и о создании подразделения

финансовой разведки, специализирующейся на выяснении материального

благосостояния обоснованно подозреваемых лиц.

Возможно, реализация этих принципов придаст действенные стимулы

оперативно-служебной деятельности, увеличит бюджетные поступления,

повысит заинтересованность оперативных работников, следователей, судей,

всех участников борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

Список использованной литературы.

Нормативная литература:

1.Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с

поправками, внесенными Протоколом 1972 года;

2.Конвенция о психотропных веществах 1971 года;

3.Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических

средств и психотропных веществ 1988 года;

4.Закон КР «О наркотических средствах, психотропных веществ и

прекурсорах» от 22мая 1998 г.

5. Закон КР « Об опреативно-розыскной деятельности» от 16 октября

1998 г.

6. Положение о Государственной комисии при Правительстве

Кыргызской Республики по контролю наркотиков утвержденное постановлением

Правительства КР от 9 июля 1998 г. № 456.

7. Концепция развития государственной политики Кыргызской

Республики в облатси контроля наркотических средств, психотропных

веществ и прекурсоров на 1998-2000 гг.

8.Положение о порядке изъятия, хранения и уничтожения

наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденное

постановлением Правительства КР от 25 сентября 1997 г. № 555.

9.Постановление Правительства КР « О мерах по усилению борьбы с

наркотизмом» от 10 декабря 1997г.

10. Постановление Правительства КР «О создании специализированных

бригад по уничтожению дикорастущей конопли по КР»……….

11.Нормативные акты Киргизской ССР по борьбе с наркоманией. –

Фрунзе, 1987г.

12. Сборник нормативных документов и материалов Государственной

комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков:

Бюллетень №1.- Бишкек, 1996 г.

13.Соглашение «О сотрудничестве между министерствами внутренних

дел независимых государств в борьбе с незаконным оботоротом

наркотических средств и психотропных веществ», Киев, 21 октября 1992 г.

14. Информационный бюллетень УБН МВД Кыргызской Республики –

Бишкек, 1999 г.

15. Информационный бюллетень Государственной комиссии при

Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков. –

Бишкек, 1998-99гг.

16.Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 18 сентября 1997 г.

17. Международная программа ООН по контролю над наркотиками:

Справочный документ службы юридической помощи., том 2. – Вена, 1992 г.

18.Доклад председателя Государственной комисии при Правительстве

Кыргызской Республики по котролю наркотиков генерал-майора Мамеева

А.М. «О состоянии борьбы с наркотизмом в Кыргызской Республике» на

Совете безопасности Кыргызской Республики 13 сентября 1996 г.

19. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за

1996 год. – Нью-Йорк, 1997 г.

20. Постановленние от 10 июня 1993 года N 254 Бишкек, дом

Правительства (В редакции Постановления Правительства КР от 13 июня 1996

года N 266, 29 ноябpя 1996 года N 557): Вопросы Государственной комисии КР

по контролю наркотиков.

21. Государственная Программа по укреплению общественного порядка и

усилению борьбы с преступностью в Кыргызской Республики на 1997-2000 годы.

Специальная литература

1. Анисимов Л.Н. Наркотики: правовой режим. – Л.,1974 г.

2. Гасанов Э.Г. Наркотизм: тенденции и меры преодоления. – М., 1997

г.

3. Гаухман Л.Д. Объект преступления: Лекция. – М., 1992 г.

4. Гаухман Л.Д. Субъективная сторона преступления ( Сравнительно-

правовой аспект): Лекция. – М.,1992 г.

5. Драган, Калачев. Наркомания и наркобизнес: выявление и

пресечение незаконного оборота наркотических средств и

психотропных веществ.- М., 1998 г.

6. Белкин Р.Ф. Курс криминалистики. В 3 т. – М., 1997 г.

7. Мирошниченко Н.А., Музыка А.А. Уголовно-правовая борьба с

наркоманией. – Одесса ,1988 г.

8. Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании

преступлений. – М., 1998 г.

9. Михлин В.М., Дюбин Е.А. Осторожно: белая смерть. – Кишинев, 1989

г.

10. Возгрин И.А. Криминалистическая методика расследования

преступлений . – Минск , 1983 г.

11. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. – М.,1990

г.

12. Гуськов В. Наркомания. - Воронеж, 1988 г.

13. Икрамова М.Г. Уголовно-правовая борьба с наркоманией. – Ташкент,

1982 г.

14. Кадыров М.М., Омигов В.И. Наркомания: панацея или социальное

зло? – Ташкент, 1990 г.

15. Курманов К.Ш. Наркомания: уголовно-правовые и криминологические

проблемы. – Фрунзе, 1989 г.

16. Кожевников И.Н. Расследование преступлений: руководство для

следователей. – М., 1997 г.

17. Зеличенко А. Наркоэкспансия. – Бишкек, 1997 г.

18. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. –

М.,1996 г.

19. Наумов А.В. Уголовное право: общая часть. – Кишинев, 1989 г.

20. Популярная медицинская энциклопедия. – М., 1987 г.

21. Справка к заседанию Правительства КР по вопросу: Об усилении

борьбы с наркотизмом.

22. Романова Л.И. Наркомания и преступность./ Укрепление

правопорядка и борьба с преступностью,1998 г.

23. Рексед Б., Эдмондсон К., Хан И., Р. Дж. Самсом. Руководство по

контролю над наркотическими средствами и психотропными

веществами. – Женева, 1987 г.

24. Шаталов А. « Сущность и содержание криминалистическиой

характеристики преступлений» - /Следователь №1 – 1999г., М./

25. Национальный отчет КР по человеческому развитию за 1996 год,

Бишкек, 1996 г.

26. Побегайло Э.Ф. «Тенденции современной преступности и

совершенствование уголовно-правовой борьбы с нею» - М., Академия

МВД СССР, 1990 г.

27. Мацкевич И.М. «Корыстно-насильственная преступность в

вооруженных силах» /Государство и право. 1997 г., №4 /

28. Долгова А.И., Дьяков С.В. «Организованная преступность» – М.,

1993г.

29. Уголовное право. Под ред. Журавлева М.П.,Рарога А.И. – М.,

1996г.

30. Уголовное право России .Т.1 .Общая часть. Под ред. Игнатова

А.И., Красикова Ю.А. – М., 1998г.

31. Криминалистика. Под ред. Образцова В.А. – М., 1997 г.

32. Соловьев А.В. «Криминалистическая характеристика преступлений,

связанных с незаконным оборотом наркотических средств»

/Следователь, №5 , 1998 г./

33. Советский энциклопедический словарь. – 1987 г.

34. Судебная психиатрия. – М., 1967 г.

35. Анисимов Л.Н. «Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании

среди молодежи» – М., 1988 г.

…………….

-----------------------

[1] См.: Михлин В.М., Дюбин Е.А. Осторожно: белая смерть.-Кишинев,

1989.С.23

1См.: Национальный отчет КР по человеческому развитию за 1996 год,

Бишкек,1996 год, С.52

1См.: Зеличенко А. «Опиумная война: мы в центре» / «Слово Кыргызстана»,

24,25 октября, 1997 год /

2См.: Национальный отчет КР по человеческому развитию за 1996 год, Бишкек,

1996 год, С.33

3См.: Информационный бюллетень ГККН КР - Б., 1999. С.14

1См.: Там же. С.14.

1 См.: Романова Л.И. «Наркомания и преступность» - /Укрепление

правопорядка и борьба с преступностью.-М., 1998, с.179/

1См.: Информационный бюллетень УБН МВД КР - №1/1, январь, 1999.

1 Информационный бюллетень УБН МВД КР - №1/1, январь, 1999.

1См.: Романова Л.И. «Наркомания и преступность» /Укрепление правопорядка

и борьба с преступностью. М.,1998, с.178/

1 Организационные и тактические вопросы профилактики наркотизма

(методические рекомендации). – М.: ГУУР МВД СССР, 1988.

1См.: Наркотизм: тенденции и меры преодоления. Гасанов Э.Г., М., 1997.С.23.

2См.: Побегайло Э.Ф. Тенденции современной преступности и

совершенствование уголовно-правовой борьбы с нею. – М.: Академия МВД

СССР, 1990 год. С.14.

1 Мацкевич И.М. Корыстно-насильственная преступность в вооруженных силах

(Криминологический аспект)// Государство и право. 1997 год. №4.С.57.

1См.: Организованная преступность - / Под ред. А.И. Долговой,

С.В.Дьякова.М.,1993 год. С. 79; Лунев В.В. Организованная преступность в

России: Осознание, истоки, тенденции // Государство и право. 1996 год.

№4. С.105-107.

2См.: Романова Л.И. «Наркомания и преступность» /Укрепление правопорядка

и борьба с преступностью. М.,1998, с.178/

1См.: Уголовное право. Под ред. Журавлева М.П., Рарога А.И.- М.,1996,

С.36.

1См.: Уголовное право России. Т.1. Общая часть. Под ред. Игнатова А.И.,

Красикова Ю.А. - М.1998., С. 105.

2См.: Гасанов Э.Г. Наркотизм: тенденции и меры преодоления. –

М.,1997.С.125.

1См.: Закон КР « О наркотических средствах, психотропных веществах и

прекурсорах» от 22 мая 1998 г.

1См.: Популярная медицинская энциклопедия.- М.,1987.С.388.

1См.: Приложение

2См.: Постановление Пленума Верховного суда РФ №2 от 27 апреля 1993г.

1См.: Уголовное право России. Под ред. Игнатова А.Н., Красикова Ю.А.

–М.,1998, С. 131.

2См.: Определения деяний, составляющих объективную сторону данных

преступлений даны в следующем разделе.

1См.: Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Уголовная ответственность за преступления

в сфере экономики - М., 1996. С.64.

1См.: Курманов К.Ш. Наркомания: уголовно-правовые и криминологические

проблемы. – Фрунзе. 1989. С. 111

2См.: Постановление Пленума Верховного суда РФ №2 от 27 апреля 1993.

1 См.: Сборник нормативных документов и материалов: ГККН: бюллетень №1 –

Б.,1996.

2 См.: Наумов А.В. Уголовное право. Общая часть. – М.,1996. С.90.

1 См.: Уголовное право России. Под ред. А.Н.Игнатова, Ю.А.Красикова.-

М.1998.С.164.

1 См.: Гаухман Л.Д. Субъективная сторона преступления (сравнительно-

правовой аспект): Лекция.- М.,1992.С.5.

1См.: Криминалистика. Под ред. Образцова В.А. – М., 1997, С.492.

1См.: Соловьев А.В. «Криминалистическая характеристика преступлений,

связанных с незаконным оборотом наркотических средств» / Следователь,

№5, 1998, С.40.

1См.: БСЭ. 3-е изд. Т.18.С.252.

1См.: Судебная психиатрия. - М., 1967.С.304.

2См.: Закон КР «О наркотических средствах, психотропных веществах и

прекурсорах» от 22 мая 1998г. Ст.1.

3См.:Приложение

1См.: Закон КР «Об ОРД»

1См.: Сборник нормативных материалов и документов ГККН: Бюллетень №1 –

Б.,1996.С. 5-6.

1См.: Сборник нормативных материалов и документов ГККН: бюллетень №1 – Б.,

1996. С. 7- 8

[2] См.: Справка к заседанию Правительства КР по вопросу: Об усилении

борьбы с наркотизмом

[3] См.: Сборник нормативных документов и материалов ГККН. – 1999.С.7

1 См.: Курманов К.Ш. Наркомания: уголовно-правовые и криминологические

проблемы. Фрунзе.1989.С.190.

1См.: Курманов К.Ш. Наркомания: уголовно-правовые и криминологические

проблемы. -Б.,1989. С.200.

2См.:Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди

молодежи.- М.,1988.

1 1См.: Курманов К.Ш. Наркомания: уголовно-правовые и криминологические

проблемы. -Б.,1989. С.202.

2См.: Справка к заседанию Правительства КР по вопросу: Об усилении

борьбы с наркотизмом

1См.: Сборник нормативных актов и материалов ГККН. – 1999.С.9.

1См.: Справка к заседанию Правительства КР по вопросу: Об усилении борьбы с

наркотизмом

2См.: Положение о Государственной комиссии КР по контролю наркотиков от 9

июля 1998 года № 456.

1См.: «Концепция развития государственной политики КР в области контроля

наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 1998-2000

годы»

1См.: Анисимов Л.Н. Наркотики: правовой режим. Л., 1974. С.6.

2См.: Информационный бюллетень УБН МВД КР / №1/1, январь, 1999.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Использовании материалов
запрещено.