РУБРИКИ

Международно-правовой режим мирового океана

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Международно-правовой режим мирового океана

через их территориальное море или территорию спасательных действий других

Участников исключительно для целей поиска и спасания. После вступления SAR

в силу Мировой океан был поделен на 13 регионов. В большинстве из них были

разработаны примерные планы SAR в соответствии с требованиями Конвенции. В

настоящее время, такие планы все еще устанавливаются в Юго-Западном

Атлантическом, Северо-восточном Тихом, Юго-восточном Тихом,

Средиземноморском и Черноморском регионах.

Расследование морских аварий

Ст. 94(7) Конвенции ООН 1982 г. устанавливает, что каждое государство

флага организует расследование морской аварии или навигационного инцидента

в открытом море, с участием плавающего под его флагом судна, приведшего к

гибели граждан другого государства или к нанесению им серьезных увечий, или

серьезному ущербу судам или установкам другого государства, или морской

среде. Государство флага и другие государства обязаны сотрудничать в

расследовании морской аварии или навигационного инцидента.

Ст. 97(1) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что в случае столкновения

или иного навигационного инцидента в открытом море, влекущего уголовную или

дисциплинарную ответственность, никакое уголовное или дисциплинарное

преследование не может быть возбуждено, иначе как перед судебными или

административными властями государства флага или того государства,

гражданином которого является преследуемое лицо. Ст. 58(2) Конвенции ООН

1982 г. распространяет данные положения на ИЭЗ.

Ст. 97(2) устанавливает, что в области дисциплинарной ответственности

только государство, выдавшее диплом судоводителя или свидетельство о

квалификации или разрешение компетентно отобрать эти документы, даже если

их владелец не является гражданином государства, их выдавшего. Это

положение должно учитываться, когда изымаются документы, выданные в

соответствии с STCW.

Обязанность государства флага расследовать любую аварию с ее судном

содержится в Предписании I\21 SOLAS и ст. 23 LL. Эти предписания

устанавливают обязанность расследовать только, если такое расследование

может способствовать определению того, какие изменения было бы желательно

внести в эти правила и соответственно включить требование, которое

участники предоставили ИМОГ с соответствующей информацией. Резолюция А.

637(16) по взаимодействию в расследовании морских аварий разработала вопрос

обязанностей, регулируемых Конвенцией ООН 1982 г. для взаимодействия

государств в расследовании. Эта резолюция, отмечая, что соответствующие

статьи Конвенции отражают установленную международную детерминацию для

достижения большего взаимодействия государств в целях расследования,

рекомендует государствам выполнять предложенные процедуры руководства по

морским расследованиям в области морской безопасности и\или защиты

окружающей среды. В частности, резолюция предписывает процедуры по

консультациям и взаимодействию по руководству расследованием между

государством флага и другими государствами, имеющими интерес в морской

аварии. Проект Свода по расследованию морских аварий и инцидентов будет

предложен для обсуждения и утверждения на 20-ой сессии Ассамблеи. В случае

принятия, он заменит резолюцию А. 637(16).

Долгосрочный План работы ИМО отмечает важность расследования морских

аварий, включая в себя такие темы, как роль человеческого фактора,

статистику аварий и расследований, спасательные операции, последствия и

возмещение по морским авариям.

Незаконные акты

Часть положений Конвенции ООН 1982 г. предусматривают условия для

взаимодействия между государствами с целью подавления таких незаконных

актов, как пиратство или торговля наркотиками.

В статьях 100-107 Конвенции определяется долг и обязанность каждого

государства бороться против пиратства. Определение пиратства и пиратского

судна, захват пиратского судна и ответственность за захват являются

основными элементами этих конвенционных положений, которые могут вызвать

интерес ИМО.

В некоторых районах Мирового океана до сих пор отмечается пугающее

число актов пиратства, представляющих риск для жизни людей, находящихся на

борту судна, судовладельцев, окружающей среды. В соответствии с этим и

отмечая долг государств взаимодействовать в целях пресечения пиратства, как

это отмечается в ст. 100 Конвенции ООН 1982 г., ИМО в числе других

утвердила резолюцию А. 738(18), касающуюся мер предотвращения и подавления

пиратства и вооруженного грабежа судов. Резолюция уполномочивает Комитет по

безопасности на море держать под контролем этот вопрос, включенный в

Долговременный Рабочий План. Как результат. Секретариат ИМО распространяет

ежемесячные статьи о пиратстве и вооруженном грабеже на море, и разработал

пути поддержания давления на все формы проявления незаконных актов на море.

Ст. 108 Конвенции ООН 1982 г. вменяет в обязанность государствам

взаимодействовать в пресечении незаконной торговли наркотиками,

осуществляемой в открытом море и ИЭЗ. Проблема торговли наркотиками

обсуждалась в ИМО вместе с рядом поправок предложенных в 1990 г. к

Конвенции по упрощению формальностей 1965 г. Стандарты и рекомендуемая

практика ФАЛ направлена Договаривающимся правительствам, но применима

только в рамках юрисдикции государства порта. Обсуждение могло проходить с

той точки зрения, что должна ли ИМО вводить вопрос о торговле наркотиками в

сферу юрисдикции не только государства порта, но и других заинтересованных

субъектов, принимая во внимание ст. 108 Конвенции и ст. 17 Конвенции ООН

против незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами 1988 г.

Последняя связана со взаимодействием между участниками под властью

государства флага в области поиска и захвата судов, участвующих в таком

незаконном обороте наркотиков. Далее она устанавливает, что если

доказательство участия в незаконной торговле найдено, то необходимые

действия могут быть осуществлены в отношении судна, людей и груза на борту.

Ст. 108 Конвенции ООН 1982 г.

1. Все государства сотрудничают в пресечении незаконной торговли

наркотиками и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом

море в нарушение международных конвенций.

2. Любое государство, которое имеет разумные основания считать, что судно,

плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотиками или

психотропными веществами, может обратиться к другим государствам с

просьбой о сотрудничестве в пресечении такой незаконной торговли.

ИМО направила Требования Генеральной Ассамблеи ООН содействовать

прогрессивному уничтожению международного терроризма. Конвенция о

Пресечении незаконных актов, направленных против безопасности морского

судоходства 1988 г. и протокол о Пресечении незаконных актов, направленных

против стационарных платформ, находящихся на континентальном шельфе 1988 г.

связаны с незаконными актами вне территориального моря, которые не

подпадают под определение пиратства, как оно дано в статье 101 Конвенции

ООН 1982 г.

Ст. 101 Конвенции ООН 1982 г.

Пиратством является любое из перечисленных ниже действий:

a) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж,

совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо

частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата

и направленный:

i) в открытом море против судна или летательного аппарата или против лиц

или имущества, находящихся на борту;

и) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в

месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;

b) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или

летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу

которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или

летательным аппаратом;

c) Любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием

совершению действия, предусматриваемого в подпункте «а» или «Ъ».

2.2. Предупреждение и контроль за загрязнением морской среды Основные

положения

Ст. 1 Конвенции ООН 1982 г. дает определение загрязнения морской

среды и сбросов. Некоторые другие статьи рассматривают права и обязанности

государств, связанные с защитой и сохранением морской среды и пресечением

загрязнения в открытом море, ИЭЗ и территориальном море. Эти положения

должны рассматриваться вместе с положениями Части XII, которая посвящена

исключительно защите и сохранению морской среды от различных видов

загрязнения. ИМО вправе как компетентная международная организация

утверждать правила и стандарты, относящиеся к загрязнению морской среды с

судов и загрязнению от сбросов.

Часть документов ИМО по безопасности включают положения, которые также

относятся к пресечению и контролю за возможным загрязнением, вызванного

морскими авариями. В этих положениях стандарты, обеспечивающие

безопасность, и стандарты, направленные на предотвращение загрязнения и

сохранение морской среды, связаны между собой.

Другие документы ИМО регулируют исключительно меры, направленные против

загрязнения, независимо от того, является ли сброс загрязняющих веществ

результатом аварии, или результатом процесса разгрузки. В соответствии с

этим следует отметить следующие документы:

- Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973

г., модифицированная Протоколом 1978 г. (MARPOL);

- Международная конвенция по обеспечению готовности на случай

загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г. (OPRC);

- Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в

случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. и

- Протокол о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения

веществами, иными, чем нефть, 1973 г. (Протокол о вмешательстве).

В соответствии с MARPOL, согласие с требованием общего принятия правил

и стандартов против загрязнения, установленными Конвенцией доказывается

тем, что 97 государств, представляющих примерно 93% мирового торгового

флота, являются ее участниками и выполняют требования Приложения I (Правила

предотвращения загрязнения нефтью) и Приложения II (Правила предотвращения

загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом). Приложение

Ш(Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми

морем в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках и автодорожных и

железнодорожных цистернах) и Приложение IV (Правила предотвращения

загрязнения сточными водами с судов) до сих пор не вступили в силу.

Приложения I, II, III, IV и V (Правила предотвращения загрязнения мусором с

судов) являются факультативными. Приложения I, П и V ратифицировали 79, 65

и 82 государства соответственно, представляющие 80%, 42% и 83% мирового

тоннажа.

30 государств, представляющих 38% мирового тоннажа, стали участниками

Конвенции OPRC. 69 государств (66%) являются участниками Конвенции по

вмешательству и 38 государств (45%) являются участниками Протокола.

Предупреждение и контроль над загрязнением от сбросов регулируют два

соглашения:

- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и

других материалов, 1972 г. (LC или Лондонская конвенция) и

- Протокол 1996 г. к Конвенции по предотвращению загрязнения моря

сбросами отходов и других материалов, 1972 г. (Протокол LC 1996).

76 государств являются участниками Лондонской конвенции. Протокол 1996

г. до сих пор не вступил в силу. Меры против загрязнения также являются

предметом нескольких резолюций Ассамблеи ИМО. Договоры ИМО против

загрязнения должны применяться с учетом критериев совместимости,

установленных в ст. 237 Конвенции ООН 1982 г., которая ссылается на

обязанности, установленные другими конвенциями по защите и сохранению

морской среды. Пар. 1 ст. 237 устанавливает, что положения Части XII не

наносят ущерб конкретным обязательствам, принятым по специальным конвенциям

и соглашениям, касающимся защиты и сохранения морской среды, а также

соглашениям, которые могут быть заключены в развитие общих принципов Части

XII Конвенции ООН 1982 г. Пар. 2 ст. 237 устанавливает, что все эти

обязательства должны выполняться в соответствии с общими принципами и

целями Конвенции ООН 1982 г. Применение критерия совместимости особо важно

во взаимодействии с исполнением MARPOL и Лондонской конвенции, двух

наиболее важных договоров, регулирующих предупреждение загрязнения с судов

и от сбросов, которые были приняты ранее Конвенции ООН 1982 г. Ряд статей

Части XII имеет ссылки на общие правила и стандарты, содержащиеся не в

Конвенции ООН 1982 г., а в других международных соглашениях. В некоторых

случаях. Конвенция ООН 1982 г. содержит положения, которые сами по себе

имеют оперативный характер. Например, положения относительно юрисдикции

государства порта и об утверждении специальных императивных мер для

отдельных районов. Такие вопросы регулируются и Конвенцией ООН 1982 г. и

MARPOL. Следовательно, положения обоих договоров дополняют друг друга и в

целях надлежащего исполнения должны применяться совместно.

Загрязнение с судов

Общие положения

Ст. 211(1) Конвенции ООН 1982 г. устанавливает общую обязанность

государств, действующих через компетентную международную организацию (ИМО),

устанавливать международные нормы для предотвращения, сокращения и

сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, а также

периодически их пересматривать. Основным документом ИМО в этой сфере

является MARPOL. Ст. 2(2) дает определение понятия «вредное вещество»

(любое вещество, которое при попадании в море может создать опасность для

здоровья людей, причинить вред живым ресурсам, морской флоре и фауне,

нарушить природную привлекательность моря в качестве места отдыха или

помешать другим видам правомерного использования моря), а ст. 2(3)

определяет понятие «сброс» (любой выброс судна, какими бы причинами он не

вызывался, и включает любую утечку, удаление, разлив, протечку, откачку,

выбрасывание или опорожнение). Оба эти определения могут быть применены в

контексте понятия «загрязнение морской среды». В то время как определение,

данное в Конвенции ООН 1982 г. относится ко всем источникам загрязнения,

MARPOL подразумевает только загрязнение с судов.

MARPOL связан с операционными разгрузками вредных веществ, именно теми

разгрузками, которые относятся к нормальным операциям, производимым судами.

Пять технических приложений регулируют превентивные меры, относительно пяти

основных категорий веществ, а именно - нефти (Приложение I), вредных жидких

веществ, перевозимых наливом (Приложение П), вредных веществ, перевозимых в

упаковке (Приложение III), сточных вод с судов (Приложение IV), мусора с

судов (Приложение V). Конвенция включает Протокол, касающийся сообщений об

инцидентах, повлекших сброс вредных веществ.

Соотношение между юрисдикцией государства флага, государства порта и

прибрежного государства

В области применения документов ИМО, обеспечивающих безопасность,

действующие правила MARPOL обращены к вопросам применения юрисдикции

государством флага, включая вопросы проектирования, конструкции,

оборудования и укомплектованности судов экипажем. MARPOL также включает

правила инспектирования иностранных судов в порту с целью проверки их

соответствия правилам и стандартам, направленным против загрязнения. MARPOL

дает право государству порта учреждать разбирательство против иностранных

судов. При проведении такого разбирательства должны учитываться не только

положения MARPOL, но и положения Конвенции ООН 1982 г. в частности,

положения ст. 228, которая регулирует приостановление и ограничение

возбуждения разбирательства.

Положения Конвенции ООН 1982 г. и MARPOL относительно осуществления

юрисдикции государства порта должны соотноситься с условиями,

установленными Конвенцией ООН 1982 г. относительно юрисдикции прибрежного

государства относительно мер по предотвращению загрязнения. Такие положения

регулируют юрисдикцию в отношении иностранных судов, осуществляющих

судоходство в районах, находящихся под юрисдикцией прибрежного государства

без захода в его порты.

Гарантии и меры по обеспечению разбирательства в отношении иностранных

судов

Раздел 7 Части XII Конвенции ООН 1982 г. устанавливает условия,

регулирующие применение властных полномочий государства порта и прибрежного

государства в сотрудничестве с государством флага при осуществлении

разбирательства относительно иностранных судов.

Ст. 225 Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что при осуществлении в

отношении иностранных судов своих полномочий государства не должны ставить

под угрозу безопасность судоходства, подвергать судно какому-либо риску,

или отводить его в небезопасные порты или на небезопасные якорные стоянки,

или подвергать морскую среду чрезмерному риску.

Инспекции

Ст. 226(1 )(а) Конвенции ООН 1982 г. предоставляет гарантии того, что

государства не будут задерживать иностранные суда дольше, чем требует

расследование, а фактическая инспекция будет ограничиваться проверкой

сертификатов, судовых журналов или других документов, которые судно обязано

иметь в соответствии с общепринятыми международными нормами и стандартами.

Ст. 5 MARPOL содержит условия и специальные правила проведения

инспектирования судов. Ст. 7. MARPOL обязывает принимать все возможные меры

для того, чтобы избегать чрезмерного задержания судна или чрезмерной

отсрочки его отхода. Ст. 6(2) MARPOL предусматривает проведение инспекций

судна, находящегося в порту или у удаленного от берега терминала на предмет

сброса вредных веществ в нарушение положений MARPOL. Эти правила

применяются с учетом ст. 226(2) Конвенции ООН 1982 г., обязывающей

государства сотрудничать в разработке процедур, направленных на то, чтобы

избегать ненужной фактической инспекции судов. Резолюция А. 787(19)

относительно процедур контроля государства порта, принятая Ассамблеей ИМО в

1995 г., содержит основные руководящие положения по инспектированию,

идентификации и задержанию судов.

Учреждение судебного разбирательства

Ст. 231 Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что государство флага и

любое другое заинтересованное государство незамедлительно уведомляется о

любых мерах, принятых против иностранного судна, нарушившего правила

относительно загрязнения. О таких мерах незамедлительно информируются

дипломатические агенты или консульские должностные лица и, когда это

возможно, морские власти государства флага. Подобные положения о

незамедлительном уведомлении дипломатического агента или консульского

представителя государства флага содержаться и в ст. 5(3) MARPOL.

В соответствии со ст. 223 Конвенции ООН 1982 г. «при разбирательстве

... государства принимают все меры к тому, чтобы способствовать допросу

свидетелей и допущению доказательств, представляемых властями другого

государства или компетентной международной организацией, а также

содействуют участию в этом разбирательстве официальных представителей

компетентной международной организации, государства флага и любого

государства, затронутого загрязнением в результате нарушения. Официальные

представители... имеют права и обязанности, предусмотренные национальными

законами и правилами или международным правом».

Соответствующие установления ИМО могут оказаться необходимыми в

качестве процедур и установлении, дающих ИМО право участвовать в таких

разбирательствах, включая критерии для определения того, когда такое

участие признается уместным, а также определения процедур для назначения

«официальных представителей» Организации, как установлено в Конвенции ООН

1982 г.

Приостановление процедуры разбирательства

Конвенция ООН 1982 г. предусматривает процедуру приостановления и

ограничения возбуждения разбирательства. Ст. 228(1) устанавливает, что

разбирательство в связи с нарушением законов, правил или международных норм

и стандартов, касающихся предотвращения, сокращения и сохранения под

контролем загрязнения с судов, совершенное за пределами территориального

моря, приостанавливается, если государство флага возбуждает разбирательство

с целью наказания по соответствующему обвинению в течение б месяцев после

первого возбуждения разбирательства, за исключением случаев причинения

тяжелого ущерба прибрежному государству или неоднократного не выполнения

государством флага своих обязательств. После уплаты расходов, связанных с

таким разбирательством, любой залог или другое финансовое обеспечение,

внесенное в связи с приостановлением разбирательства, возвращается

прибрежным государством.

Санкции

Ст. 230(1, 2) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что за нарушение

национальных законов или применимых международных норм и стандартов по

предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской

среды, совершенных иностранным судном, могут налагаться только денежные

штрафы.

Случаи загрязнения и разлива на поверхность моря

В соответствии со ст. 198 Конвенции ООН 1982 г. государство обязано

незамедлительно уведомлять другие государства об известных ему случаях

причинения ущерба морской среде в результате загрязнения. Государства,

затронутые загрязнением, и компетентные международные организации

сотрудничают в целях ликвидации последствий такого загрязнения и

предотвращения или сведения к минимуму ущерба (ст. 230(2) Конвенции ООН

1982 г.).

Глобальную основу для международного сотрудничества в борьбе с

инцидентами, могущими повлечь загрязнение нефтью, содержит OPRC. В ст.

3(1)(а) этой конвенции установлено, что каждый ее участник должен

обеспечивать, чтобы судно или летательный аппарат под его флагом, имел на

борту План на случай непредвиденного загрязнения. В соответствии со ст. 5(1

)(с) и ст. 3 Участники обеспечивают информированность всех заинтересованных

государств и ИМО в случае инцидента, повлекшего загрязнение. Обязанность

сообщать об инциденте, связанном со сбросом вредных веществ содержится и в

ст. 8 MARPOL, а также в Протоколе I к этой конвенции.

Ст. 7 OPRC развивает основные принципы международного сотрудничества в

предупреждении загрязнения. Пар. 3 ст. 7 предусматривает, что в

соответствии с применимыми международными соглашениями, каждый Участник

должен принимать необходимые законодательные и административные меры,

направленные на облегчение прибытия, использование и депортацию с их

территории судов, летательных аппаратов и транспортных средств других

видов, вовлеченных в ответные действия, связанные с инцидентом, или

перевозящие персонал, грузы, материалы и оборудование, имеющее отношение к

такому инциденту.

Ст. 12 соглашения наделяет ИМО важной координирующей ролью относительно

распространения информации, образования и подготовки персонала,

технического персонала и технических помощников.

Комитет ИМО по защите морской среды в настоящее время объединяет

имеющееся договорное регулирование в сфере действия Конвенции относительно

инцидентов, представляющих опасность загрязнения морской среды, включая и

другие вредные вещества, кроме нефти.

Юрисдикция государства флага

Обязанность государства флага принимать законы и правила, направленные

против загрязнения в соответствии с международными правилами и стандартами,

принятыми ИМО содержится в ст. 211(2) и ст. 217 Конвенции ООН 1982 г.

Основные обязанности

В соответствии со ст. 211(2) государства принимают законы и правила для

предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской

среды с судов, плавающих под их флагом или зарегистрированных в них, причем

такие законы и правила должны быть, по меньшей мере, столь же эффективны,

что и общепринятые международные нормы и стандарты, установленные через

компетентную международную организацию (например, содержащиеся в MARPOL).

В соответствии со ст. 217(1) Конвенции ООН 1982 г. государство флага

обязано обеспечивать соблюдение своими судами применимых международных норм

и стандартов, установленных через компетентную международную организацию

(ИМО), и своих законов и правил, принятых для предотвращения, сокращения и

сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, а также

принимать законы, правила и другие необходимые меры по их осуществлению.

Личный состав

В соответствии со ст. 94(4)(с) Конвенции ООН 1982 г. государство флага

обязано обеспечивать, чтобы капитан, офицеры и экипаж были полностью

ознакомлены с применимыми правилами по вопросам охраны человеческой жизни

на море, предупреждения столкновения, предотвращения, сокращения и

сохранения под контролем загрязнения морской среды и были обязаны соблюдать

такие правила.

STCW’78 включает документы по специальной подготовке капитанов нефтяных

танкеров и капитанов судов, перевозящих химикаты. В 1995 г. к конвенции

были приняты всесторонние поправки, устанавливающие основные обязательства

Участников, направленные на достижение того, чтобы моряки были компетентны,

выполняя свои обязанности в связи с обеспечением безопасности на море, а

также в связи с защитой морской среды. Специальные условия подготовки

личного состава в целях предотвращения загрязнения касаются не только

экипажей танкеров, но и других видов судов, перечисленных в Приложении к

данной Конвенции.

Запрещение плавания

Ст. 217(2) Конвенции ООН 1982 г. обязывает государств флага принимать

надлежащие меры, направленные на запрещение плавания судам, которые не

соответствуют требованиям применимых международных норм и стандартов и

своих законов и правил, обеспечивающих предотвращение, сокращение и

сохранение под контролем загрязнение морской среды с судов. На самом деле

эти положения определяют юрисдикцию государства флага в отношении

конструкции, оборудования и годности судов к плаванию, а также

комплектования, условий труда и обучения экипажа, как это сказано в ст.

94(3). Таким образом, юрисдикция государства флага в этих вопросах

затрагивает не только вопросы обеспечения безопасности в море, как

предусмотрено в ст. 94(3)распространяется, но и вопросы защиты морской

среды, как можно видеть из положений ст. 217(2).

Проверка груза и свидетельства

Ст. 217(3) Конвенции ООН 1982 г. устанавливает, что государство флага

обеспечивает на своих судах наличие свидетельства, требуемого

международными нормами и стандартами, установленным через компетентную

международную организацию (ИМО) и выданного согласно этим нормам и

стандартам. Условия, которым должны отвечать подобные свидетельства и та

информация, которую они должны содержать, определяется положениями MARPOL.

И Конвенция ООН 1982 г. и MARPOL предусматривают проведение периодических

проверок судов с целью выявления соответствия свидетельств фактическому

состоянию судна.

Расследование нарушений

Ст. 217(4) Конвенции ООН 1982 г. обязывает государство флага принимать

меры по безотлагательному расследованию нарушений норм и стандартов,

установленных через компетентную международную организацию (ИМО),

направленных на предотвращение, сокращение и сохранение под контролем

загрязнение морской среды с судов.

Ст. 4 MARPOL обязывает государство флага возбуждать расследование

нарушений, как можно скорее в соответствии со своим законодательством.

В соответствии со ст. 217(5) Конвенции ООН 1982 г. государство флага,

осуществляя расследование, может попросить содействие любого государства,

сотрудничество которого может быть полезным для выяснения обстоятельств

дела. Ст. 217(6) Конвенции обязывает государство флага по письменной

просьбе любого государства расследовать нарушение, якобы совершенное его

судном. Если государство флага убедилось, что имеются достаточные

доказательства для возбуждения разбирательства по данному нарушению, то оно

безотлагательно возбуждает его в соответствии со своими законами. Статьи 4

и 6 MARPOL дают более детально разработанную базу для будущего

сотрудничества между властями государства и других государств. Ст. 217(7)

Конвенции ООН 1982 г. и ст. 4(3) MARPOL предусматривают обязанность

государства флага незамедлительно информировать запрашивающее государство и

компетентную международную организацию (ИМО) о предпринятых действиях и их

результатах. Такая информация должна быть доступна всем государствам. ИМО

может обеспечить публичность соглашений, необходимых для этих целей.

Наказания

Ст. 217(8) Конвенции ООН 1982 г. устанавливает, что наказания,

предусмотренные законами и правилами государств флага, должны быть

«достаточно суровыми» для предупреждения нарушений, независимо от того, где

они совершены. Подобные обязательства в отношении Государств-участников

содержаться также в ст. 4(4) MARPOL.

Уведомление об инциденте

Ст. 211(7) Конвенции ООН 1982 г. обязывает государство флага

незамедлительно информировать запрашивающее государство и компетентную

международную организацию (ИМО) о предпринятых действиях и их результатах.

Положения относительно сообщения об инцидентах, связанных со сбросом

вредных веществ, содержаться в ст. 8 и Протоколе I MARPOL. Ст. 8(1) MARPOL

устанавливает обязанность передавать сообщать об инцидентах без задержки и

в возможно более полном объеме. Ст. 1 Протокола I обязывает капитана судна,

вовлеченного в какой-либо инцидент, или иное лицо, несущее ответственность

за судно, сообщать сведения о таком инциденте без задержки и в возможно

более полном объеме. Ст. V Протокола I предусматривает, что лицо, обязанное

давать сообщение, когда это возможно, дополняет первоначальное сообщение

сведениями о последующих событиях и удовлетворяет просьбы затронутых

государств о представлении дополнительных сведений об инциденте. В

соответствии со ст. 4 OPRC, государство флага без задержки потребовать у

капитана отчет для затронутого прибрежного государства в любом случае,

когда его судно вовлечено в инцидент.

Юрисдикция государства порта

Различные статьи Конвенции ООН 1982 г. содержат положения, определяющие

юрисдикцию государства порта, относительно мер, направленных против

загрязнения. Такие положения должны применяться вместе с положениями

MAROPOL по осуществлению контроля государством порта. Резолюция ИМО А.

787(9) относительно процедур контроля, осуществляемых государством порта

содержит детальный обзор применения уместных правил и стандартов ИМО и

отражает основную концепцию применения юрисдикции государства порта, как

«чистую основу» «инспекций» и «задержания».

Основные обязанности

Ст. 219 Конвенции ООН 1982 г. предусматривает возможность осуществления

государством порта мер по предотвращению загрязнения, касающихся годности

судов для плавания. Положения данной статьи дают возможность принимать

административные меры, направленные на предотвращение выхода в море судна,

нарушающего применимые международные норма и стандарты, касающиеся годности

судов для плавания, и тем самым создающего угрозу морской среде.

Содержание понятие «годность судов для плавания», понимание не только

как проектирование, конструкция, оборудование и комплектование судов

экипажем регулируется в соглашениях ИМО по безопасности, а также в MARPOL.

В соответствии со ст. 5(4) MARPOL государства-участники применяют

требования конвенции к судам государств, не являющихся сторонами MARPOL,

поскольку это необходимо для того, чтобы этим судам не создавались более

благоприятные условия.

В соответствии со ст. 217(3) Конвенции ООН 1982 г. Ст. 217(3) Конвенции

ООН 1982 г. устанавливает, что государство флага обеспечивает на своих

судах наличие свидетельства, требуемого международными нормами и

стандартами, установленным через компетентную международную организацию

(ИМО) и выданного согласно этим нормам и стандартам.

Правила проведения расследования иностранных судов, находящихся в

портах, содержаться в ст. 226 Конвенции ООН 1982 г. Также основные нормы

относительно порядка инспектирования судов содержаться в ст. 5 MARPOL. Пар.

2 данной статьи предусматривает проверку свидетельств, содержание которых

регулируется техническими приложениями к Конвенции.

И ст. 219 Конвенции ООН 1982 г. и ст. 5(2) MARPOL устанавливают

основные принципы задержания иностранного судна в порту. В этой связи

следует отметить положения ст. 226(1 )(с), предоставляющие возможность

отказать в освобождении судна, если оно представляет собой чрезмерную

угрозу нанесения ущерба морской среде. Однако освобождение может быть

осуществлено с условием перехода такого судна на ближайшую подходящую

судоремонтную верфь. Такая мера осуществляется без ущерба в отношении права

государства порта наказывать в соответствии с национальным

законодательством, обеспечивающим выполнение правил и стандартов,

предупреждающих загрязнение, даже если такие нарушения состоят

исключительно в неисполнении предупредительных мер без какого-либо

незаконного сброса.

Нарушения, связанные со сбросом

Конвенция ООН 1982 г. предусматривает меры, которые предпринимаются

государством порта в случае сброса, нарушающего международные правила и

стандарты, в соответствии со ст. 218. Пар. 1 этой статьи предусматривает

полномочия государства порта учреждать расследование в отношении

иностранных судов, добровольно находящихся в порту, по поводу любого сброса

с этого судна за пределами внутренних вод, территориального моря или ИЭЗ в

нарушение применимых международных норм и стандартов, установленных через

компетентную международную организацию.

Параграфы 2, 3 и 4 ст. 218 регулируют разбирательство, возбуждаемое

государством порта, относительно сброса во внутренних водах,

территориальном море или ИЭЗ другого государства по просьбе этого

государства, государства флага или государства, пострадавшего от сброса,

нарушающего применимые международные нормы и стандарты, установленные через

компетентную международную организацию. Разбирательства в отношении судов,

добровольно находящихся в порту и совершивших нарушение законов, правил или

международных норм и стандартов по предотвращению, сокращению и сохранению

под контролем загрязнения в территориальном море или исключительной

экономической зоне, регулируется ст. 220 Конвенции ООН 1982 г. В обоих

случаях государство применяет правила и стандарты MARPOL.

Ст. 6(2) MARPOL предусматривает проведение инспекций в отношении судов

в любом порту государства-участника на предмет проверки сброса вредных

веществ в нарушение положений соглашения. Другие положения этой статьи

регулируют сотрудничество с властями государства флага и других, затронутых

сбросом государств при проведении расследования.

Рамки правомерного задержания

Ст. 226(1 )(а) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что государства

не должны задерживать иностранное судно дольше, чем требуется для целей

расследования. MARPOL в ст. 7(1) устанавливает обязанность государств

предпринимать все необходимые меры для того, чтобы избежать чрезмерной

задержки судна или чрезмерной отсрочки его отхода.

Юрисдикция прибрежного государства

Определение границ прохода

Ст. 211(1) Конвенции ООН 1982 г. предписывает государствам, действуя

через компетентные международные организации или общие дипломатические

конференции, устанавливать международные нормы и стандарты для

предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской

среды с судов и установления системы путей для сведения к минимуму угрозы

аварий, которые могут вызвать загрязнение морской среды, включая побережье.

Как уже отмечалось, ИМО является компетентной международной организацией в

вопросах развития и регулирования системы судоходных трасс, а также

предотвращения загрязнения морской среды. В этом отношении необходимо

упомянуть новую резолюцию SOLAS V\8 (a), (j). В соответствии с пар. 2

система судоходных трасс также устанавливается с учетом необходимости

защиты морской среды. Пар. (j) предусматривает, что система судоходных

трасс устанавливается в соответствии с Конвенцией ООН 1982 г.

В Основное Руководство относительно судоходных трасс (резолюция

А.572(14), принятая Ассамблеей ИМО в 1985 г.) в 1995 г. были внесены

поправки - новые параграфы 3.6 и 3.7, которые имеют отношение к системе

морских трасс в смысле защиты морской среды в особо чувствительных районах.

Пар. 3.6 устанавливает критерии, принимаемые за основу при установлении

системы трасс с учетом требований защиты морской среды. Пар. 3.7

предусматривает ограничения (лимиты) при прокладке морских трасс. В

соответствии с этим параграфом ИМО не должна одобрять такую систему, если

она может чрезмерно сковать судоходство, или затруднит проход судов через

международные проливы.

Территориальное море

В соответствии с положениями ст. 21(l)(f) Конвенции ООН 1982 г.

прибрежное государство в соответствии с положениями Конвенции и другими

нормами международного права может принимать законы и правила, относящиеся

к мирному проходу через территориальное море по вопросам сохранения

окружающей среды прибрежного государства и предотвращения, сокращения и

сохранения под контролем ее загрязнения. В этой связи ст. 211(4) Конвенции

предусматривает, что прибрежное государство в пределах своего

территориального моря может «в порядке осуществления своего суверенитета

принимать законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под

контролем загрязнения моря с иностранных судов, включая суда,

осуществляющие право мирного прохода». Такие законы и правила не должны

препятствовать мирному проходу иностранных судов. Подобные ограничения

властных полномочий прибрежного государства содержатся также в ст. 21(2): в

случае осуществления мер, направленных на предотвращение загрязнения,

прибрежное государство не может принимать законы и правила, регулирующие

проектирование, конструкцию и комплектование экипажем или оборудование

иностранных судов, если только они не вводят в действие общепринятые

международные нормы и стандарты, в этой связи еще раз упомянем MAROPOL.

Ст. 220(2) Конвенции ООН 1982 г. предоставляет прибрежному государству

право осуществлять фактические инспекции и возбуждать разбирательство в

отношении судна, нарушившего в территориальном море национальные законы и

правила прибрежного государства или применимые международные нормы и

стандарты относительно предотвращения, сокращению и сохранению под

контролем загрязнения с судов (нормы и стандарты, принятые ИМО). В

соответствии со ст. 220(5) прибрежное государство имеет право предпринять

фактическую инспекцию судна, совершившее в ИЭЗ или территориальном море

нарушение применимых международных норм и стандартов или вводящих их

национальных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению

под контролем загрязнения с судов, приведшее к большому сбросу, и если

такое судно отказалось предоставить прибрежному государству информацию или

если информация противоречит очевидным фактам. Если есть объективные

доказательства, подтверждающие совершение подобного нарушения, повлекшего

тяжелый ущерб или угрозу тяжелого ущерба побережью, связанным с ним

интересам прибрежного государства или ресурсам ИЭЗ и территориального моря,

прибрежное государство может возбудить разбирательство, включая задержание

судна, в соответствии со своими законами (ст. 220(6) Конвенции ООН 1982

г.).

Исключительная экономическая зона

Ст. 56(1)(b)(iii) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что прибрежное

государство в своей ИЭЗ имеет юрисдикцию в отношении защиты и сохранения

морской среды. В осуществление такой юрисдикции прибрежное государство

принимает законы и правила, относительно предотвращения, сокращению и

сохранению под контролем загрязнения с судов в ИЭЗ. В соответствии со ст.

211(5) Конвенции такие законы и правила должны соответствовать общепринятым

международным нормам и стандартам, установленным через компетентную

международную организацию (ИМО) или общую дипломатическую конференцию.

Различные положения Конвенции ООН 1982 г. регулируют права прибрежного

государства в случае нарушения международных норм и стандартов относительно

предупреждения загрязнения с судов в ИЭЗ:

- если имеются основания считать, что судно нарушило в ИЭЗ применимые

международные нормы и стандарты или вводящие их национальные законы и

правила по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем

загрязнения с судов, прибрежное государство может потребовать информацию,

касающуюся названия судна и его порта приписки, его последнего и очередного

портов захода и другую относящуюся к делу информацию (ст. 220(3) Конвенции

1982 г.);

- прибрежное государство имеет право предпринять фактическую инспекцию

судна, совершившее в ИЭЗ или территориальном море нарушение применимых

международных норм и стандартов или вводящих их национальных законов и

правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения

с судов, приведшее к большому сбросу, и если такое судно отказалось

предоставить прибрежному государству информацию или если информация

противоречит очевидным фактам (ст. 220(5) Конвенции ООН 1982 г.);

- если есть объективные доказательства, подтверждающие совершение нарушения

применимых международных норм и стандартов или вводящих их национальных

законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем

загрязнения с судов, повлекшего тяжелый ущерб или угрозу тяжелого ущерба

побережью, связанным с ним интересам прибрежного государства или ресурсам

ИЭЗ и территориального моря, прибрежное государство может возбудить

разбирательство, включая задержание судна, в соответствии со своими

законами (ст. 220(6) Конвенции ООН 1982 г.).

Вмешательство в случае инцидента за пределами территориального моря,

повлекшего серьезное причинение вреда

Ст. 221(1) Конвенции ООН 1982 г. закрепляет право прибрежного

государства, «в соответствии с международным правом, принимать и

обеспечивать выполнение мер за пределами территориального моря, соразмерных

фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты своего побережья или

связанных с ним интересов, от загрязнения или угрозы загрязнения в

результате морской аварии или действий, связанных с такой аварией, которые

приведут к серьезным и вредным последствиям».

Это положение отражает основные особенности права вмешательства

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.