РУБРИКИ

Европейская интеграция

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Европейская интеграция

Европейская интеграция

Содержание

1. Вступительная часть.

2. Истоки Европейского Союза:

2.1. От Европейского Сообщества к Европейскому Союзу.

2.2. История вступления: Члены Европейского Союза.

3. Цели, методы, участники:

3.1. Цели.

3.2. Методы.

3.3. Участники.

4. Экономическая интеграция:

4.1. От общего к единому рынку и экономическому и валютному

союзу.

4.2. Основные принципы свободы единого рынка:

Свободное движение товаров

Свободное движение рабочей силы

Свободы истеблишмента

Свобода предоставления услуг

Свободное движение капитала и платежей

4.3. Политика конкуренции.

4.4. Экономический и валютный союз.

5. Заключительная часть.

1. Вступительная часть.

Идея о тесной взаимосвязи между европейскими странами находила свое

политическое выражение еще до создания Европейского Сообщества и его

развития в Европейский Союз. Были попытки навязать объединение через

гегемонию или силой. С другой стороны, также были схемы мирного,

добровольного объединения государств на условиях равноправия, особенно

после печального опыта первой мировой войны. Например, в 1923 году

австрийский лидер и основатель пан-европейского движения, Каунт Кауденхав

Калерги, призвал к созданию Соединенных Штатов Европы, ссылаясь на такие

примеры, как успешное утверждение Швейцарского единства в 1848 году,

расцвет Германской Империи в 1871 и, кроме всего прочего, независимость

Соединенных Штатов Америки в 1776 году. И 5 сентября 1929 года, в известном

обращении к Ассамблее Лиги Наций в Женеве, министр иностранных дел Франции

Аристид Бриан, при поддержке своего германского противника Густава

Штресемана, предложил создать Европейский Союз в рамках Лиги Наций. В этом

случае, несмотря на то, что ближние цели отступали, сохранялся

национальный суверенитет, и государства Европы двигались по пути все более

широкой интеграции.

Несмотря на это, все попытки мирного объединения потерпели поражение

от доминирующих потоков национализма и империализма. Только после того, как

Европа опять была отброшена назад войной, была действительно оценена

губительная тщетность национального вакуума.

Общее “смешение” Европы и разрушение политических и экономических

национальных структур вывело к качественно новому этапу в понимании

современной Европы. Последующие шаги на пути к интеграции исходят из трех

основных положений:

Во-первых, это реализация Европой ее собственных слабостей. Вследствие

конфликтов и войн ее устоявшейся пьедестал “центра мира” был потерян. Это

место было занято двумя новыми сверхдержавами - Соединенными Штатами

Америки и Советским Союзом, каждая куда более мощная в военном,

политическом и экономическом отношении, чем разделенные европейские

государства.

Во-вторых, это признание того, что военный конфликт не должна повториться.

После ужасного опыта двух мировых войн, каждая из которых начиналась как

гражданская война внутри Европы, и в которых Европа была основным полем

битвы и главным участником, это стало лейтмотивом всех политических

действий.

И последнее, это честное стремление создать лучший, более свободный и

более справедливый мир, в котором международные отношения будут вестись на

“более взрослом” уровне.

Если рассматривать все в целом, то послевоенные шаги по пути

объединения Европы представляют собой обескураживающую картину, которая

ставит в тупик всех мировых экспертов. Были созданы различные организации,

с друг другом не связанные, но действующие в одном направлении:

Организация экономического сотрудничества и развития (OECD), Западно-

европейский Союз (WEU), Северо-атлантический Союз (NATO), Совет Европы, и

Европейский Союз, который сам по себе строится на Европейском объединении

по углю и стали, Европейской Комиссии по атомной энергии, и Европейском

экономическом сообществе. Членство в этих организациях варьируется от 10 в

WEU до 25 в Совете Европы.

При рассмотрении их целей с формальной точки зрения, их можно

разделить на 3 основные группы:

. Первая группа состоит из трансатлантических организаций, возникших

благодаря тесным контактам, которые завязались между Западной Европой и США

после войны. Несомненно, именно Америка инициировала создание первой

послевоенной европейской организации в 1948 году. Госсекретарь США Джордж

Маршалл призвал страны Европы объединить свои усилия для экономической

реконструкции и обещал помощь со стороны Америки (что вошло в историю как

план Маршалла). Заданием Европы было создать Организацию Европейского

экономического сотрудничества (OEEC). Позже, в 1960, когда США и Канада

вступили в нее, согласовав с ее членами расширение деятельности, включающее

помощь странам третьего мира, организация была переименована в Организацию

экономического сотрудничества и развития. За основанием OEEC последовало

основание в 1949 году NATO , военного пакта между США, Канадой и

большинством свободных государств Европы. Следующей организацией стал WEU в

1954 году, который был призван укрепить сотрудничество в области

безопасности между странами Европы. Это расширило существующее Брюссельское

Соглашение между Великобританией, Францией, Бельгией, Люксембургом и

Нидерландами. В него также вошли ФРГ и Италия, а впоследствии и Португалия,

Испания и Греция. WEU предлагает своим участникам основу для тесного

сотрудничества о области защиты и безопасности, помогая им объединить

усилия Европы в этом направлении, а также придать больший вес голосу Европы

в Атлантическом Альянсе.

. Характерной чертой второй группы организаций является то, что они

созданы с целью привлечения в свои члены как можно большего количества

стран. Это означает возможность лимитирования их деятельности, которая не

выходит за рамки обычного международного сотрудничества. Одной из таких

организаций является Совет Европы, основанный 5 мая 1949 года чтобы

осуществлять политическое сотрудничество. В его уставе не ставится целью ни

создание федерации или союза, ни изменения или какие-либо попытки покушения

на национальный суверенитет. Принятие решений полностью возложено на

Кабинет Министров, и для любого решения требуется единогласие, а это

означает, что любая страна может наложить вето на решение, как и в Совете

Безопасности в Европе. Ко всему прочему, в организации существует

Парламентская Ассамблея, но ее роль чисто консультативная и у нее нет

законодательных полномочий. Все, что она может - это давать рекомендации

Кабинету Министров. Поэтому любая рекомендация может быть отклонена одним

голосом, так как Кабинет не отвечает перед Ассамблеей. И даже в случае,

если предложение будет принято Кабинетом Министров, оно должно еще быть

ратифицировано национальными парламентами, прежде чем оно будет иметь силу

закона. Из этого можно сделать вывод, что Совет Европы в принципе служит

инструментом межпарламентского сотрудничества. Не смотря на это, его вклад

в случае с объединением Европы не так уж велик. В спектре своих целей по

налаживанию тесных контактов между странами Европы и продвижению их

экономических и социальных достижений, Совет Европы действует очень

успешно. Количество его членов возросло от начальных 10 до 25

(Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия,

Ирландия, Дания, Норвегия и Швеция, Греция, Турция, ФРГ, Австрия, Кипр,

Швейцария, Мальта, Исландия, Португалия, Испания, Лихтенштейн, Финляндия,

Сан-Марино, Венгрия и Польша). Под его покровительством заключается

широкий спектр экономических, культурных, социальных и юридических

конвенций, наиболее важным и известным из которых является Европейская

Конвенция Защиты прав человека и фундаментальных свобод, принятая 4 ноября

1950 года. Эта Конвенция не только закрепляет практические минимальные

стандарты прав человека, которые должны быть применены в присоединившихся

государствах, но и внедряет систему для юридической защиты прав, наделяя

полномочиями инстанции, созданные Конвенцией - Европейскую Комиссию по

правам человека и Европейский суд по правам человека - для пресечения

такого рода посягательств.

. Третья группа организаций включает в себя Европейское объединение по углю

и стали, Европейскую Комиссию по атомной энергии и Европейское

(экономическое) Сообщество. Формально эти три сообщества продолжают

существовать параллельно. С точки зрения политической реальности они могут

рассматриваться как единая система. Создание этих организаций может быть

отмечено как зарождение “Европейского Сообщества”. Главной отличительной

чертой Европейского Сообщества в сравнении с другими международными

образованиями является то, что его члены для создания связующего,

прочного организационного и политического соединения пожертвовали какой-то

частью своего национального суверенитета. Европейское Сообщество явилось

ядром Европейского Союза , основанного 1 ноября 1993 года со вступлением в

силу Маастрихского Соглашения.

1. Истоки Европейского Союза.

1.1. От Европейского Сообщества к Европейскому Союзу.

Первый кирпичик в строительство Европейского Сообщества был заложен

9 мая 1950 года, когда Робер Шуман, Министр иностранных дел Франции,

предложил план, разработанный им и Жаном Моне для Франции и Германии,

который предполагал совместную координацию всей выработки угля и стали в

рамках организации, в которую могла бы войти любая из стран Европы. Это

предложение вызвало двоякую реакцию: с одной стороны, бессмысленно налагать

односторонние ограничения на Германию, но в то же время, полностью

независимая Германия все еще воспринималась как потенциальная угроза миру.

Единственным выходом из создавшегося положения, по мнению Шумана, было

привязать Германию политически и экономически к крепкой группировке

Европейских государств. Этот план явился продолжением мысли, высказанной

Уинстоном Черчиллем в его известной речи в Цюрихе 19 сентября 1946 года,

когда он призвал к созданию Соединенных Штатов Европы, подчеркивая

принципиальную важность Франко-германского сотрудничества. Кроме этого,

Черчилль предвидел, что Великобритания будет скорее играть роль промоутера,

чем активного участника. Несмотря на это, 18 апреля 1951 года Бельгия, ФРГ,

Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды подписали Соглашение, учреждающее

Европейское объединение по углю и стали (ECSC) и 23 июля, когда оно

вступило в силу, план Шумана стал реальностью. “Отцы-основатели” нового

Объединения надеялись, что он станет тем зерном, из которого будет

развиваться Европейская политическая интеграция в дальнейшем. А результатом

этого должно было стать создание Европейской Конституции.

В октябре 1950 года, когда Соглашение по ECSC еще не было подписано,

Франция выступила с инициативой Европейского Сообщества по Безопасности

(EDC), которое более известно как план Плевена. Всплеск военных действий в

Корее и ухудшение отношений между Востоком и Западом привели к

необходимости усиления позиций безопасности Западной Европы, включая

Западную Германию. Но во Франции были еще свежи события Второй мировой

войны, так что идея Немецкой Национальной Армии была в особенности

неприемлема. И опять единственным выходом было привязать Германию к

многонациональному Сообществу - на этот раз военному - для усиления

контроля за разоружением. Тем не менее в августе 1954 года план не был

принят в связи с тем, что Французская Национальная Ассамблея отказалась

ратифицировать Соглашение, тем самым давая выход амбициям национального

суверенитета.

Провал Европейского Сообщества по безопасности поставил под удар все

предпринятые усилия в отношении политической интеграции в Европе, что пока

не давало поводов для оптимизма. Но затем, в июне 1955 года министры

иностранных дел шести стран-основательниц ECSC выступили с инициативой

“создания объединенной Европы”.

На конференции в Мессине они решили вернуться к цели, которой было

большее Европейское единство, но на этот раз с подходом, предложенным ECSC

- то есть прежде всего экономической интеграции. Хотя план EDC имел более

высокую идею, нынешнее предложение звучало скромнее, но более реалистично.

Был сформирован Комитет, во главе с Министром иностранных дел Бельгии,

Полем-Анри Спааком, на который была возложена ответственность продумать

шаги дальнейшей интеграции. В 1956 году Комитет окончил свою работу, и его

отчет лег в основу переговоров, результатом которых явились Соглашения,

учреждающие Европейское Сообщество по атомной энергии (Euratom) и

Европейское экономическое Сообщества (EEC), подписанные странами Шестерки в

марте 1957 года и вступившие в силу 1 января 1958 года.

Воодушевленные достигнутыми успехами, особенно в сфере экономики,

страны Шестерки решили в начале 60-х вернуться к идее, которая никогда до

конца не забывалась - более тесная политическая интеграция.

На встрече на высшем уровне в Бонне в 1961 году лидеры стран Шестерки

поручили Комитету, который возглавлял Кристиан Фуше, посол Франции в Дании,

рассмотреть предложения политической хартии для “союза их наций”. Пытаясь

найти формулу, которая бы подходила всем, Комитет представил два удачных

проекта (более известные как первый и второй планы Фуше). Но существующие

различия между странами-участницами по поводу видения сути союза и его

формы оказались настолько непреодолимыми, что на встрече

17 апреля 1962 года в Париже, министрами иностранных дел было принято

решение о приостановлении переговоров.

В течение нескольких последующих лет практически не было предпринято

шагов к “закладыванию основ самого тесного союза народов Европы” и только к

концу 70-х произошли какие-то сдвиги в этом направлении. Подхватив призыв

к развитию экономического и политического союза, прозвучавший на встрече на

высшем уровне в Гааге в декабре 1969 года, политические лидеры Сообщества

на Парижских Саммитах 1972 и 1974 годов провозгласили своей целью создание

Европейского Союза до окончания этого десятилетия. Премьер-министру Бельгии

Лео Тиндемансу было поручено выработать последовательный план для

Европейского союза на основе идей, выдвинутых Комиссией, Европейским

Парламентом, Верховным Судом и Социально-экономическим Комитетом в более

ранних отчетах. Его план (Отчет Тиндеманса) предопределял завершение

создания союза к 1980 году посредством учреждения экономического и

валютного союза, реформирования институтов Сообщества, осуществления общей

внешней политики, а также региональной и социальной политики. Это явилось

еще одним доказательствам сильной амбициозности поставленной цели для

установленных сроков. Как показывают последние исследования, провал был

следствием непримиримых основополагающих разногласий между странами-

участницами по поводу конституционной структуры и институциональных реформ,

которые требовалось провести.

Несмотря на это, 70-е годы принести ощутимый прогресс, а также целый

ряд новых политических инструментариев для Сообщества, расширяющих спектр

политики координации и национальной политики. Первым из них был Европейское

политическое сотрудничество (EPC), которое было основано в 1970 как

инструмент добровольного регулирования внешней политики, и с тех пор

стабильно расширяется и усовершенствуется. Вторым крупным шагом было

создание Европейской Валютной Системы (EMS) в марте 1979 года, которая

вывела на качественно новый уровень европейское сотрудничество в этой

области. Ее целью было и является создание зоны валютной стабильности в

Европе, по возможности свободной от стихийных колебаний валюты. Сейчас EMS

является одним из краеугольных камней цели Европейского Союза -

экономического и валютного единства.

В начале 80-х г.г. был дан старт интенсивным реформаторским дебатам,

проходивших как “Европа второго поколения”, ‘relance europeene” или

“Европейский Союз”. Наиболее значительные из идей и предложений по реформам

легли в основу “проекта Соглашения, учреждающего Европейский Союз”,

принятого Евпопарламентом 14 февраля 1984 г. Плод ума Альтиеро Спинелли, он

стал качественно новой вехой для Парламента на пути к Европейскому Союзу.

Соглашением предлагалось передать полномочия Союзу в таких сферах как

экономическая и валютная политика (включая социальную сферу и

здравоохранение) и в сфере внешней политики (вопросы безопасности, мира и

разоружения), что должно было иметь некоторую привлекательность в глазах

местных политиков. Законодательство Союза вводилось бы в действие

двухпалатной организацией, что очень похоже на федеральную систему, и имело

целью достичь равновесия между демократически избираемым Европарламентом и

Советом Союза, где заседали бы представители национальных правительств.

Несмотря на то, что проект Соглашения не имел никаких шансов быть

ратифицированным национальными Парламентами и таким образом приобрести

законную силу, он бросил вызов странам-участницам , и явился как бы

проверкой серьезности их намерений по отношению к реальным действиям в

сторону Европейской интеграции, заставив их показать их настоящие

намерения.

Этот вызов был принят. На Европейском Совете в Штутгарте в июне 1983

года они оказались не способными договориться о чем-либо более серьезном,

чем “широкий спектр мер по расширению сотрудничества в Сообществе”. Но на

встречах глав государств в Фонтенбло и Милане в июне 1984 и 1985 г.г. они,

приняв во внимание инициативу Парламента, осмысливающую более ранние

заявления о намерениях путем адаптации решений для практических действий на

двух параллельных фронтах, чтобы придать новый размер Европейской

интеграции. Первая область действий - институциональная реформа. Был

утвержден Комитет ad hoc по иностранным делам, возглавил который

Ирландский сенатор Джеймс Дудж. Так же как Комитет Спаака, который

подготовил отчет, послуживший основой переговоров по учреждению ЕЕС и

EURATOM, Комитет Дуджа был составлен из личных представителей Глав

государств или правительств. Его заданием было выработать предложения для

расширения сотрудничества в Европе и в рамках Сообщества, и в плане

Европейского политического сотрудничества, и предвидеть возможные области

для продвижения к Европейскому Союзу. Вторая концепция заключалась в

выработке шагов по “Европы для людей”, что предполагало повышенное внимание

к нуждам и интересам рядовых граждан. И опять работа по формированию

конкретных предложений была возложена на комитет ad hoc, который приступил

к работе 7 ноября 1984 года под председательством Пьетро Адоннино. Его

полномочия включали спектр направлений для совместной деятельности, таких

как образование, здравоохранение, судебная власть, борьба с наркотиками и

терроризмом, а также нахождение областей продвижения к Европейскому Союзу.

Деятельность этих двух комитетов шла в основу дискуссий между

лидерами государств на встрече в Милане в июне 1985 года, которые наметили

направления на пути к Европейскому Союзу посредством создания экономической

зоны без внутренних границ, укреплению Европейского политического

сотрудничества путем объединения усилий в области безопасности и защиты, и

улучшения механизма принятия решений при помощи расширения прав

Европарламента.

Важным шагом на пути к созданию Европейского Союза стал Единый

Европейский Акт, который вступил в силу 1 июля 1987 года. В его преамбуле

повторилась основная цель — создание Европейского Союза — которую должны

были воплотить Европейское сообщество и Европейское политическое

сотрудничество. Затем был принят ряд законодательно закрепленных мер,

предусматривающих создание единого рыночного пространства к 1992 г., и

более общей политики в области экологии, исследований и технологий.

Формально это было оформлено в качестве дополнений и приложений к

Соглашениям, учреждающим Сообщества. Наконец, третья часть Единого Акта

касалась сотрудничества по внешней политике, под эгидой ЕРС, в которой

учреждалась законодательная сеть, в то время как до этого в этой области

все было на уровне неофициальных образований.

Работа над проектом по созданию единого рыночного пространства дала

большой толчок вперед, и к началу 1990-х начала обретать новое направление

и цель, с перспективой на Европейский Союз. В декабре 1990 года лидеры

стран Сообщества провели две межправительственные конференции, первую

для наработки шагов по учреждению экономического и валютного союза, вторую

- для устранения препятствий к политическому союзу. Результатом этих двух

конференций стало Соглашение по Европейскому Союзу , подписанное странами-

участницами в Маастрихте 7 февраля 1992 года. Но для его окончательной

ратификации и вступления в силу 1 ноября 1993 года существовало несколько

препятствий. На референдуме в Дании 2 июня 1992 г. люди проголосовали

против ратификации Соглашения, и только после того, как для Дании были

выработаны специальные условия и меры, на втором референдуме в мае 1993

года было принято решение о ратификации. Во Франции общественное мнение

также разделилось “за” и “против” Соглашения - и на референдуме в сентябре

1992 года решение о ратификации было принято, но лишь незначительным

большинством. В Великобритании ратификация затягивалась до 2 августа 1993

года оппонентами правящей Консервативной партии. В Германии ратификация

была оспорена в Конституционном суде, с формулировкой, что Соглашение

подрывает конституционную структуру страны. Несмотря на это,

Конституционный суд отклонил иск 12 октября 1993 года, хотя и обратил

внимание на следующие моменты, например, ужесточение мер для политических

маневров в вопросе интеграции. И даже в остальных странах-участницах, где

Соглашение было ратифицировано до 31 декабря 1992 года, присутствовала

изрядная доля критики. В основном дискуссии возникали по поводу того, что

решение о создании Европейского Союза было принято за закрытыми дверями. В

отличие от ситуации, когда создавалось единое рыночное пространство,

межправительственные конференции почти не освещались в прессе, так что

рядовые граждане не имели возможности ни понять цели и мотивы своих лидеров

по созданию Европейского Союза, ни каким-то образом повлиять на процесс,

внести в него свои коррективы. Последствие этого информационного голода

всплыли на первом референдуме в Дании, и только после этого начались

широкие и плодотворные дискуссии по вопросам будущего Европейской

интеграции. Но, несмотря на то, что невозможно было убедить всех в

преимуществах объединения Европы, эти дебаты дали возможность всем понять

одну истину: Европейская интеграция не может возникнуть стихийно, она

должна органически развиваться — по общему согласию народов, собранный в

Союз. Помимо всего прочего, это значит, что к процессам, возникающим в

Европейском Союзе, должен быть более творческий подход, и они должны

контролироваться качественнее.

2.2. История вступления: Члены Европейского Союза.

Несмотря на то, что первое из Европейских объединений — Европейское

объединение по углю и стали (1952 г.) — впервые объединило угольную и

стальную промышленности Франции и Германии, оно никогда не рассматривалось

как чисто Франко-германская схема, а исключительно как явление, доступное

любой европейской демократии. Бельгия, Италия, Люксембург и Нидерланды

воспользовались этим преимуществом, и пошли дальше, став инициаторами

создания ЕЕС и ЕВРАТОМ вместе с Францией и Германией в 1957 году.

Для Германии вовлечение в интеграционные процессы явилось как бы

пропуском в содружество наций. Являясь по существу экспортером, страна

зависела и все еще продолжает зависеть от Европейского рынка. Создав ЕЕС

удалось в какой-то степени обезопасить рынок, которому теперь не грозила

опасность зависимости от внешней торговли. Германия, впрочем как и другие

страны-участницы, оценили все экономические преимущества, которые давало

членство, что соответственно выразилось в цифрах: экспорт Германии в другие

страны Объединения возрос с 27% вначале до 48% на сегодня. Для Франции

экономический союз с Германией был как бы политическим признанием

готовности поддерживать мир в Европе. Более того, членство в Объединении

предлагало прекрасную возможность реализации политики взаимной экспансии.

Доступ к большой торговой зоне Европы также открыл новые возможности для

сельского хозяйства Франции. Бельгия, также как и Германия, в большой

степени зависела от внешней торговли и состояния экспортных рынков,

поэтому идея общего рыночного пространства была очень привлекательной с

экономической точки зрения. Ее интерес к тесным экономическим узам с

другими странами Европы был вызван еще и тем, что в 1950-х годах экономика

Бельгии почти целиком была сконцентрирована на угле и стали. Единое

рыночное пространство в Европе потенциально имело большую важность, частью

потому, что открывало большие возможности для угольной и стальной

промышленности, но в большей степени потому, что открывало перспективы для

создания и развития новых отраслей промышленности. Италия к тому времени

начала активно развивать свою промышленность, и Европейский внутренний

рынок воспринимался ею как уникальная возможность роста. Она также

рассчитывала на определенную финансовую помощь от организаций Объединения

для того, чтобы развивать большее количество направлений и снизить высокий

уровень безработицы в этих сферах. Нидерланды вошли в Объединение по

подобным причинам. Вовлечение в процесс интеграции должно было дать толчок

к развитию промышленности и — в качестве крупнейшего в Европе перевозчика

грузов морем с разветвленной портовой структурой — открыть для себя новые

перспективы. И, наконец, немцы, столкнулись с проблемой защиты и

расширения их сельскохозяйственных рынков. Политика Европейских

правительств нашла широкую поддержку, не достаточную, однако, если

учитывать экономические преимущества, которые предлагались, сохранение мира

и безопасности в Европе, а также упрощение процедуры въезда-выезда из

соседних стран. На протяжении всей истории Люксембург, по причине его

географического положения, всегда оказывался в очаге конфликтов между

большими соседними странами. Европейская интеграция позволила защитить как

политические, так и экономические и социальные интересы страны.

Но еще перед тем, как Соглашения вступили в силу, Правительство

Великобритании спровоцировало ожесточенные споры внутри европейских стран

по поводу лучшего подхода к Европейской экономической интеграции.

Предложение Великобритании заключалось в создании Европейской свободной

торговой зоны, которая бы не требовала никаких уступок со стороны

национального суверенитета. Тарифы между странами-участницами будут

упразднены, но предоставлена свобода действий в этом по отношению к другим

странам. Но эта инициатива не была принята остальными шестью странами-

участницами ECSC, которые настаивали на своем мнении о том, как развивать

схему ЕЕС. Дальнейшие усилия Великобритании по создании свободной торговой

зоне в Европе, которая бы включала в себя страны-участницы Соглашения,

окончательно потерпели неудачу в 1958 году. Консенсусом явилось создание

Европейской Зоны Свободной Торговли в 1959, в которую вошли Великобритания,

Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Португалия, Исландия и Швейцария, и

Финляндия как ассоциированный член.

Правительство Великобритании, вскоре, замечая заметные успехи ЕЕС,

начало проводить активную политику участия в процессах Европейской

интеграции, так как при существующей политике у нее не было достаточно

возможностей, чтобы влиять на общие процессы в Сообществе и проводить свои

решения. EFTA в свою очередь, была не совсем удобным средним, с помощью

которого можно было осуществлять деятельность, но только пока это касалось

экономических аспектов — в отличие от Сообщества, чьи цели были в

определенной степени политическими. Существовало даже мнение, что

Великобритания изолирует себя политически, оставаясь в стороне от

Сообщества. И, наконец, принимая во внимание изменяющуюся реальность

мировой торговли, как и большинство остальных торговых стран,

Великобритания довольно сильно начала ощущать проблемы с защитой уже

освоенных экспортных рынков, и с освоением новых. Быстро расширяющийся

рынок Сообщества дал хорошую возможность оздоровления национальной

экономики в целом, заставив компании мобилизовать имеющиеся средства для

выживания в условиях конкуренции на рынке Сообщества. Поэтому в августе

1961 года Великобритания официально заявила о своем желании вступить в

Сообщество. Остальные страны EFTA — Дания и Норвегия, и Ирландия —

последовали ее примеру. Скандинавские страны членство в Сообществе

привлекало потому, что они могли больше выиграть, вступив в него, чем

потерять. Одним из сильнейших факторов, который повлиял на вступление Дании

в Сообщество, была перспектива свободного доступа на единый рынок. Пищевая

промышленность Дании была в состоянии накормить 15 миллионов людей — в три

раза больше, чем население страны. Поэтому нет ничего удивительного, что

возникла заинтересованность в свободном экспорте своей продукции по

гарантированным ценам. На этот фактор в большой степени повлияла

Великобритания своим заявлением о вступлении в Сообщество, так как она

являлась для Дании крупнейшим рынком экспорта. Другим важным фактором

явились перспективы открытия датских промышленных товаров. Одного года

членства в EFTA для Дании было достаточно, чтобы понять, как можно

использовать те или иные возможности в промышленных целях. Все эти факторы

оказались весомее сомнений и страхов по поводу издержек интеграции и потери

национального контроля над большинством аспектов экономической политики. У

Ирландия традиционно сложились тесные культурные, религиозные и военные

взаимосвязи с континентом, и, может быть, поэтому отношение страны к

процессам интеграции в Европе оказалось довольно открытым. Ирландцы также

увидели в этом возможности для экспорта своей сельскохозяйственной

продукции, так как со времени обретения независимости в 1922 году торговля

сельскохозяйственной продукцией Ирландии в большой степени зависела от

рынка Великобритании. Но сам этот рынок не был достаточно большим для

раскрытия всех возможностей сельского хозяйства Ирландии. О том, какое

значение для Ирландии имеет фермерство, говорит тот факт, что в нем занят

каждый пятый рабочий и на него приходится одна треть всего экспорта страны,

а также то, что на пищевую промышленность приходится четверть всех

промышленных работ. Процесс индустриализации, начатый в середине 1930-х

г.г., повлек за собой сильный рост промышленности, но также потребовал

освоения новых рынков. Полученная таким образом конкурентоспособность

позволила надеяться на увеличения уровня благосостояния и улучшение условий

торговли путем вступления в единое рыночное пространство. Другим важным

фактором, оказавшим влияние на желание Ирландии вступить в Сообщество стало

создание Социального и Регионального фондов, которые могли предложить

вполне конкретные экономические выгоды.

Несмотря на все это, процесс объединения был заблокирован в 1963

году, когда Генерал Де Голль прервал переговоры, не доверяя намерениям

Великобритании. Второе заявление Великобритании о вступлении — опять с

Ирландией, Данией и Норвегией — опять потерпело неудачу по похожим

причинам. И только когда в 1969 году Де Голль ушел в отставку, на Саммите в

Гааге годом позже в этом вопросе наметился прорыв. И в завершение

затянувшихся переговоров 22 января 1972 года были подписаны Соглашения по

объединению. И 1 января 1973 года, после успешного проведения референдумов

в Ирландии и Дании и ратификации соглашений национальными парламентами,

Великобритания, Дания и Ирландия вошли в Сообщества. Норвегия осталась вне

Сообществ после того, как на национальном референдуме “против” вхождения в

Сообщества проголосовало 53,49 %.

Во время переговоров, безусловно возникал вопрос об остальных странах-

членах EFTA (Швеция, Швейцария, Австрия, Португалия, Финляндия и Исландия).

Некоторые из них не хотели входить в Сообщество по причине своего

нейтрального статуса, некоторые не могли быть приняты из-за правящих

антидемократических режимов. Решением проблемы для них стало подписание

Соглашений с Сообществом о свободной торговле, что и было сделано в 1972

году. Норвегия также была включена в эту зону свободной торговли, следуя

решению референдума о неприсоединении.

Греция после возвращения демократического правительства, заявила о

своем желании войти в Сообщество в 1975 году, за ней последовали в 1977

году Португалия и Испания. Греция видела в этом для себя путь стабилизации

вновь установившейся демократии, а также увеличения своего влияния на

международной арене. С экономической точки зрения членство в Сообществе

могло помочь модернизировать сельское хозяйство и промышленность,

следовательно, поставить национальную экономику на ноги. Широко

распространенные возражения о том, что это может затронуть национальный

суверенитет и вызвать иностранную интервенцию отступили перед интересами

экономики и 1 января 1981 года Греция стала 10-м членом Сообщества.

Присоединение Испании и Португалии также вызвало много сложностей, но

все они были разрешены на переговорах, и после подписания в июне 1985 года

соответствующих Соглашений и ратификации их всеми 12-ю национальными

парламентами, Испания и Португалия стали 11-м и 12-м членами Сообщества.

Для Испании это было заключительным аккордом далеко идущих амбиций,

несмотря на то, что изоляция от Европы окончилась со смертью Франко. В

экономическом аспекте Испания надеялась, что средства, которые можно было

получить от Сообщества после присоединения, смогут дать толчок для развития

уже конкурентоспособной сельскохозяйственной промышленности, а также

помогут развить неиспользуемые производственные мощности. Также Испания

надеялась, что результатом участия в региональных программах Сообщества

будет выравнивание уровня жизни во всех регионах. В промышленном секторе

предполагалось, что процесс структурной ломки, хотя и будет болезненным,

будет несомненно полезным, и при поддержке новых партнеров пройдет

значительно легче. Для Португалии членство в Сообществе после потери всех

колоний означало возвращение на обычные для Европы пути. Сообщество

предлагало с одной стороны уход от изоляции в Европе, с другой стороны —

наилучшую возможность для поднятия экономики. Членство в Сообществе вызвало

всплеск инвестиционной активности у крупных компаний, которые в последнее

время затормозили инвестиции, особенно после революции, и этот фактор во

многом повлиял на развитие экономики. Португальцы рассчитывали на

Сообщество как в плане помощи и поддержки (в т.ч. финансовой) в

реструктуризации экономики, в частности в сельском хозяйстве.

Объединение Германии означало, что с 3 октября 1990 года бывшая ГДР

становится неотъемлемой частью Европейского Сообщества. Это было принято 28

апреля 1990 года в Дублине, где Главы государств и правительств решили,

что присоединение ГДР не требует полной процедуры вступления, а только

некоторых поправок в ранее принятых Соглашениях.

Привлеченные в Сообщество выгодами единого рынка и подталкиваемые к

политическому объединению в Европейский Союз, многие европейские страны

почувствовали, что процесс интеграции пришел в движение, и поэтому гораздо

выгоднее принимать активное участие в построении нового порядка в

качестве равноправного партнера, чем на более поздних стадиях

присоединяться к этому процессу. После введения в действие Маастрихтского

Соглашения, новые страны-участницы в любом предпочтут Европейский Союз

Европейскому Сообществу.

Подобное предположение подтвердилось, когда Австрия, Финляндия, Швеция

и Норвегия начали переговоры по присоединению, которые успешно завершились

в 1994 году. Летом и осенью того же года в этих были проведены референдумы,

которые в Австрии, Финляндии и Швеции завершились в пользу присоединения, в

то время как в Норвегии опять проголосовали против членства, как и в 1972

году, большинством в 52,4 %. С присоединением Австрии, Финляндии и Швеции

количество стран-участниц достигло 15. Норвегия со своей стороны, будет

продолжать отстаивать свои интересы в рамках ЕЕА (Европейского

экономического пространства).

Решение Австрии о членстве в Сообществе было сначала продиктовано

экономическими и торговыми интересами. Единое рыночное пространство и

перспективы политического союза были признаны новым витком развития страны

и поэтому к 1987 году отношение к Сообществу изменилось. Сначала это было

желание более тесной экономической интеграции, но не формального

объединения. Когда этот запрос был отклонен, Австрия формально заявила о

своем желании полного членства, при условии сохранение своего нейтралитета.

Отношения между Швецией и Европейским Сообществом всегда были сложными по

причине традиционного нейтралитета и многие годы любые предложения о

членстве Сообществе казались невозможными. Но обострение обстановки в

Восточной Европе в начале 1990-х привело Швецию к выводу, что будучи членом

Европейского Союза, легче сохранять свой нейтралитет. Люди начали понимать,

что уже довольно давно приняли большую часть правил Сообщества, и начали

прислушиваться к действиям Австрии по вступлению в Европейское Сообщество.

Решающим фактором для Швеции стало желание играть активную роль в

установлении новых порядков в Европе, а также иметь возможность как члену

Европейского Союза в будущем влиять на политическое, экономическое и

социальное сотрудничество. Исходя из своего географического положения и

исторического опыта, Финляндия после Второй мировой войны очень осторожно

реагировала на западноевропейскую интеграцию, чтобы не быть втянутой в

какой-либо конфликт между сверхдержавами. И сбалансированные отношения с

Западом и Востоком давались ей очень тяжело. В частности, Финляндия

пробовала установить дружественные отношения с СССР, что выразилось в

Соглашении от 1948 года, которое действовало вплоть до 1992 года, когда

устанавливались формальные отношения между Финляндией и Россией. Как и в

Швеции, изменение географических границ Европы заставило финнов

пересмотреть свои позиции, и 18 марта 1992 года Финляндия официально

заявила о своем желании вступить в Европейское Сообщество. В заявлении

Парламента 27 февраля 1992 года очень подробно были описаны причины, по

которым страна желает вступить в Европейское Сообщество, и эти причины не

были чисто экономическими. Правительство считало само собой разумеющимся

дать доступ своему бизнесу действовать на равных условиях со своими

конкурентами в свободном рыночном пространстве в Европе, а также дать своим

гражданам возможность участвовать в сотрудничестве — и в исследованиях, в

образовании, искусстве и любой другой сфере. Финляндия хотела участвовать

во всех начинаниях Сообщества. В конечном итоге, с присоединением этих

стран был положен конец холодной войне на континенте, и Европейское

Сообщество стало тем образованием, которое оказалось способным подобрать

ключ к экономическому и политическому развитию Европы в целом.

Заявления о членстве сделали также Турция (1987 г.), Кипр и Мальта

(1990 г.) и Швейцария (1992 г.). Более того, демократические и

разделительные процессы в Восточной Европе открыли новые перспективы для

сотрудничества и расширения. Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, Болгария и

Румыния заявили о своем желании наладить более тесные связи и может быть,

получить членство. Но пройдет еще какое-то время, пока эти страны смогут

войти в Европейский Союз, так как их уровень экономического развития должен

быть подведен под европейские стандарты . Для того, чтобы помочь им в этом,

Союзом было подписано серию ассоциативных соглашений с этими странами в

период между 1991 и 1993 годами.

Видя довольно успешную историю Европейского Сообщества по объединению,

трудно предположить, что она претерпела одно отсоединение. Гренландия

принадлежит Дании и стала частью Сообщества в 1973 году. В феврале 1982

года на референдуме абсолютным большинством было проголосовано против

продолжения членства. Несмотря на то, что в Соглашениях ничего не сказано

об отсоединении, в феврале 1984 года Сообщество по согласованию с Датским

парламентом разрешило Гренландии отсоединиться от Европейского Сообщества 1

января1985 года с присвоением статуса ассоциированной иностранной

территории.

3. Цели, методы, участники.

3.1. Цели.

Интенсификация усилий по объединению Европы после Второй мировой войны

происходила из-за того, что в Европе не видели другого способа положить

конец истории военных конфликтов, кровопролития, страданий и разрушений.

Эта идея оставила свой след в Соглашениях, учреждающих Содружество и

Союз, в разделах, посвященных основным целям, таким как сохранение и

укрепление мира, достижение экономической интеграции во благо всех граждан

Союза путем создания единого внутреннего рынка, разработка путей к

политическому Союзу, а также укрепление и всяческое содействие укреплению

социальных программ внутри Союза.

Сохранение мира.

План Шумана по созданию ECSC, который явился предпосылкой франко-

германского примирения, стал отправной точкой по созданию нового порядка в

Европе, при котором любые вооруженные конфликты стали бы не только

неприемлемыми, но и невозможными. И Содружество, и Союз преуспели в том,

что этот идеал стал реальностью. На сегодняшний день просто невозможно себе

представить возникновение вооруженного конфликта между странами Союза.

Но события в бывшей Югославии показали, что мир в Европе не наступит

сам собой. Европейский Союз должен также работать над продвижением идей

мира за пределами его зоны стабильности. И в этом плане во многом может

помочь общая внешняя политика стран Союза.

К сожалению, эта основная цель создания Европейского Союза стала

забываться как в средствах массовой информации, так и в общественном

сознании. В основном, широкие массы воспринимают Европейский Союз с

негативными моментами. Например, бывает непонятно, почему при винных

реках и масляных горах они должны платить за все это очень высокие по их

мнению цены. В прессе вообще пишется в основном то ли о кризисе в

Сообществе, о бесполезных встречах глав государств, то ли национальные

издания перебрасываются обвинительными статьями. Все это, безусловно, не

способствует освещению и решению экономических, политических и социальных

проблем Сообщества. Для большинства людей то, что происходит в Брюсселе, то

есть действия Совета Министров, Комиссии — все это представляется весьма

туманным. Для них это лишь сильно раздутый бюрократический аппарат, который

регулирует никому не нужные аспекты жизни их повседневной жизни, и который

в большинстве случаев скорее усложняет жизнь, чем делает ее проще.

На самом же деле Европейский Союз — это больше чем просто бюрократия,

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.