РУБРИКИ

Основы внешнеэкономических связей

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Основы внешнеэкономических связей

которой и колеблется внешнеторговая политика, осуществляется комбинация

двух подходов.

Совокупность конкретных экономических методов и инструментов

государственного регулирования включает: таможенные тарифы; экспортные и

импортные квоты и лицензии; субсидии; валютные курсы; систему установления

цен на экспортно-импортные товары.

Институционно-правовые структуры составляют: различные международные и

национальные акты, договора, соглашения, нормы, правила, обычаи и т.д.,

которые регулируют порядок осуществления международного экономического

сотрудничества.

Эффективность механизма регулирования внешнеэкономических связей может

быть оценена с помощью следующих критериев:

Эффективность использования и распределения имеющихся национальных

экономических ресурсов с точки зрения обеспечения потребления товаров и

услуг населением страны.

Влияние системы регулирования на рост экономического потенциала,

привлечение инвестиций.

Обеспечение занятости населения.

Распределение доходов между субъектами внешнеэкономической деятельности как

на международном, так и на национальном уровне.

Стабильность цен.

Качество жизни в обществе.

Экономическая безопасность страны.

Механизм регулирования международных экономических отношений состоит

из двух взаимосвязанных элементов: национального и международного. Поэтому

механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей

находится под определенным влиянием международных рычагов и инструментов.

Тяжесть этого влияния зависит от степени интеграции национального

воспроизводственного потенциала в мирохозяйственные связи, места и роли

национальной экономики в мировом хозяйстве.

Рассматривая государственное регулирование как определенную систему,

при изучении ее структуры целесообразно выделить четыре основных элемента:

Важнейшим элементом, определяющим эффективность функционирования всей

системы, является выработка и реализация внешнеэкономической политики.

В основе внешнеэкономической политики стран-участниц международного

разделения труда лежит перманентный (постоянный, непрерывный) процесс

сложного приспособления структур национальных экономик (отраслевой,

технологической, организационной и т.д.) к более динамичной по своей

природе структуре мирового хозяйства.

Основной двуединой задачей, на решение которой должна быть направлена

современная внешнеэкономическая политика Украины, является проникновение на

мировые рынки и адаптация национальной экономики в мировую экономику. Для

этого необходимо:

сформировать собственный экспортный потенциал, способный предложить

конкурентоспособные товары, услуги и технологии;

улучшить структуру и пропорции внешнеэкономического обмена за счет импорто-

замещения, увеличения части наукоемких товаров и услуг в экспорте;

переходить к прогрессивным формам международного сотрудничества.

Реализация основной задачи создаст благоприятные условия для развития

экономики Украины, укрепления ее международных позиций.

“Технологическим” элементом системы регулирования внешнеэкономических

связей являются экономические инструменты. В зависимости от способа

действия они могут быть подразделены на инструменты прямого и непрямого

действия.

К инструментам прямого действия относятся: целевые государственные

затраты (например, на создание инфраструктуры в свободной экономической

зоне); непосредственный контроль государства за внешнеэкономическими

процессами (регулирование количественных объемов экспорта-импорта,

установление валютных курсов, регулирование цен на экспорт-импорт и т.д.);

законодательное регулирование.

Инструменты непрямого действия влияют на стоимостные пропорции

народного хозяйства. Например, через величину налогов можно влиять на

объемы производства и платежеспособность населения; рост процентной ставки

в сбербанке стимулирует рост сбережений, ведет к росту объема отложенного

спроса; девальвация национальной валюты создает интерес в экспорте товаров.

В качестве инструментов регулирования государство обычно использует

следующие экономические категории:

Экспортная лицензия - документ, контролирующий вывоз из страны товаров,

услуг и объектов, представляющих стратегическую, историческую или

культурную ценность. Она выдается в форме разрешения, подписанного

специальными правительственными органами;

Экспортная субсидия - дотация производителю или продавцу экспортного

товара, возмещающая часть его издержек производства или обращения и

повышающая конкурентоспособность товара на внешнем рынке. Экспортная

субсидия - одна из форм стимулирования развития экспорта, предоставляется в

различных формах. Среди них наиболее распространены: прямое финансирование

НИОКР при разработке конкурентоспособных экспортных товаров, финансирование

модернизации производства, снижение налогообложения экспортного

производства, включая введение повышенных норм амортизации, финансирование

маркетинговых исследований, предоставление благоприятных кредитов на

развитие экспортного производства, гарантирование экспортных кредитов и

т.д.

- Экспортные премии - экономические рычаги финансового и ценового

характера, используемые государством (а также монополиями, предприятиями,

организациями и фирмами) для поощрения вывоза определенных видов продукции

и предоставления услуг иностранным партнерам. Они используются для

расширения экспорта, овладения внешними рынками, создают благоприятные

ценовые условия для реализации товаров на зарубежных рынках. Обычно

экспортные премии выступают в форме полного или частичного освобождения

фирм-экспортеров от уплаты тех или иных налогов, импортных пошлин, возврата

акцизных сборов или в виде прямого субсидирования экспорта.

- Импортная квота - это нетарифные количественные (стоимостный или

натуральный) способы ограничения ввоза определенных товаров. Они

устанавливаются с целью защиты национального товаропроизводителя или

уменьшения импорта для улучшения платежного баланса страны.

- Добровольное ограничение экспорта - своеобразный аналог импортных

квот, один из методов государственного регулирования внешней торговли. Он

означает обязательство одного из партнеров по внешнеэкономическим связям

ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта. Обязательство

может быть принято в результате официального или неофициального соглашения

об установлении квот на экспорт товаров. Часто добровольное ограничение

экспорта вызывается угрозой страны-контрагента применить санкции или

является уступкой в обмен на экономическую, техническую или военную помощь.

- Антидемпинговая пошлина. Валютный демпинг-экспорт товаров по ценам

ниже мировых, что становится возможным вследствие падения курса

национальной валюты в большей степени, чем уменьшается ее покупательная

способность внутри страны. Экспортеры, приобретая в стране товары по низким

ценам, реализуют их на внешнем рынке за более твердую валюту, которую затем

обменивают по заниженному курсу на национальную валюту, получая вследствие

этого большую прибыль за счет курсовой разницы. Антидемпинговая пошлина -

это дополнительная импортная пошлина, которой облагаются товары,

экспортируемые по ценам ниже “нормальных” цен мирового рынка или внутренних

цен импортирующей страны. В ряде стран, в т.ч. и на Украине,

законодательством установлены предельные отклонения от нормальных цен,

превышение которых признается демпингом.

Инструментом регулирования экспорта-импорта являются также акциз и

налог на добавленную стоимость.

Акциз - одна из разновидностей косвенных налогов, связанных с

движением товаров, а не доходов физических и юридических лиц. Плательщиком

акциза выступает потребитель при покупке облагаемых акцизом товаров (табак,

спиртные напитки, автомобили и др.). Взимание акциза ведет к росту цен на

импортируемые товары и повышает конкурентоспособность аналогичных товаров

отечественного производства. Аналогичный механизм влияния на импорт налога

на добавленную стоимость, который в этом случае представляет собой налог с

части стоимости реализованных внутри страны продукции и услуг, добавленной

в обращении. Добавленная стоимость исчисляется как доход (выручка) от

реализации продукции или услуг за вычетом материальных затрат.

Льготы и привилегии предприятиям с иностранными инвестициями

заключаются в следующем. Имущество иностранных инвесторов, ввозимое в

качестве вклада в уставной фонд этих предприятий, предназначенное для

собственного материального производства и собственных нужд иностранных

работников, не облагается таможенными пошлинами.

Валютная выручка таких предприятий от экспорта продукции собственного

производства остается полностью в их распоряжении.

Гарантирование экспортных кредитов - выдача гарантии государством,

коммерческими банками по обязательствам клиентов перед зарубежными

партнерами. Основная их цель - страхование покупателя от убытков, вызванных

нарушением продавцом своих обязательств. Государство также может выступить

гарантом по возврату кредитов, получаемых отечественными организациями от

иностранных кредитов.

Важнейшим элементом системы государственного регулирования

внешнеэкономических связей являются различные стандарты и технические

нормы.

Международные стандарты - рекомендации международных

специализированных организаций, устанавливающие общие для однородных

товаров, производимых в разных странах, требования к этим товарам или

процессам их производства либо использования.

В отличие от национальных стандартов международные не носят

обязательного характера для их использования, однако применение

международных стандартов повышает конкурентоспособность товаров на мировых

рынках. Международные стандарты разрабатываются и рекомендуются к

применению, в частности, Международной организацией по стандартизации ООН,

а также большим количеством других специализированных организацией.

Международные стандарты увязывают входные и выходные параметры изделий

разных производителей, призванных работать в едином комплексе.

Соответствие продуктов международного обмена определенным стандартам и

техническим требованиям подтверждается посредством сертификата.

Сертификация бывает трех видов: самосертификация (проводимая самим

изготовителем); осуществляемая потребителем; проводимая третьей стороной

(специализированной организацией, независимой от изготовителя и

потребителя). Государство может влиять на потоки экспортно-импортных

товаров, устанавливая соответствующие сертификатные требования.

Валютно-финансовое регулирование внешнеэкономических связей государство

осуществляет через выработку и реализацию валютной политики. Валютная

политика - это комплекс мер экономического, правового и организационного

характера, проводимых государственными органами, центральными финансовыми

учреждениями и национальными (государственными) банками, а также

международными валютно-финансовыми организациями в области валютно-

кредитных отношений. Валютная политика государства является составной

частью его внешнеэкономической политики, важным средством, содействующим

включению экономики страны в мировое хозяйство. Это достигается проведением

различных мер по регулированию расчетных и валютно-кредитных отношений

страны и ее субъектов (валютные ограничения, продажа или скупка валют

центральными банками на валютном рынке, повышение или понижение учетных

ставок, ограничения динамики курса национальной валюты определенными

пределами (установление “коридора”, его повышения или понижения). Изменение

валютного курса влияет на динамику экспорта-импорта страны.

Профессиональный интерес для студентов данной специальности

представляет рассмотрение вопроса о таможенном регулировании

внешнеэкономических связей. В полном объеме это является предметом

специальной учебной дисциплины. В данном случае правомерно ограничиться

уяснением основных понятий.

Основными средствами таможенного регулирования внешнеэкономических

связей являются: участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и

таможенных конвенциях; применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и

таможенных сборов, таможенных формальностей; установление режима

прохождения грузов через границу; система государственных органов

таможенного контроля.

Уточним некоторые понятия.

Таможенный союз - общая таможенная территория двух и более стран с

единым таможенным тарифом в отношении третьих стран и полной отменой пошлин

во взаимных отношениях.

Таможенная конвенция - многостороннее или двустороннее международное

соглашение, регулирующее вопросы таможенного обложения и таможенные

формальности во взаимной торговле стран-участниц. Ее цель - снижение

таможенных пошлин на товары, импортируемые из стран-участниц, и облегчение

прохождения ими таможенных формальностей как в стране-экспортере, так и в

стране-импортере. Участники конвенции берут на себя обязательства

предоставлять друг другу таможенные льготы и содействовать тому, чтобы

таможенные правила не препятствовали развитию взаимной торговли и других

видов внешнеэкономических связей.

Таможенные пошлины - денежный сбор, взимаемый государством через сеть

таможенных учреждений с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими

границы страны. Существуют ввозные, вывозные и транзитные пошлины. Ставки

таможенных пошлин содержатся в таможенных тарифах.

Таможенный тариф - систематизированный перечень таможенных пошлин,

взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную

государственную границу.

Таможенные сборы - дополнительные сборы, взимаемые сверх таможенных

пошлин. К таможенным сборам относятся: статистический сбор, связанный с

учетом внешнеторговых товаров; марочный сбор, взыскаемый при приеме

различных деклараций и выдаче квитанций таможней; сбор за сохранность и

складирование товаров; сбор за право вывоза товара со склада таможни; сбор

за пломбирование, а также штемпелирование почтовых посылок; санитарные

сборы при осуществлении санитарного контроля; лицензионные сборы, взимаемые

при выдаче разрешения на ввоз и вывоз товаров; бандерольный сбор.

Таможенное регулирование оказывает прямое влияние на

воспроизводственный комплекс страны, норму прибыли и , соответственно,

темпы развития в отдельных отраслях, поскольку оно воздействует на уровень

внутренних цен.

Экономический эффект установления таможенных тарифов проявляется в

следующем виде:

производственный эффект - защита отечественного производителя;

потребительский эффект - повышение цен на импортные товары снижает объемы

их потребления;

бюджетный эффект - таможенные доходы являются одной из доходных статей

госбюджета;

эффект перераспределения доходов - снижение конкуренции отечественным

товарам позволяет устанавливать на них более высокие цены и получать

большую прибыль (за счет потребления);

конкурентный эффект - в зависимости от уровня таможенного тарифа

напряженность конкуренции изменяется и может влиять на процесс

воспроизводства как положительно, так и отрицательно;

влияние на платежный баланс страны - меньше платежей в другие страны за

счет снижения объема импорта;

влияние на условиях торговли - снижает конкурентоспособность импортного

товара на рынке страны-импортера, что заставляет экспортера снижать цену

продавца.

В дальнейшей работе над данной темой студенту необходимо изучить

раздел 2 “Регулирование внешнеэкономической деятельности” Закона Украины “О

внешнеэкономической деятельности”, в которой определяются правовые,

экономические, организационные положения процесса регулирования. В Законе

сформулированы основы, цели и средства регулирования, обозначены органы

государственного регулирования и их компетенция, определены принципы и

конкретные формы регулирования отношений при осуществлении

внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, сущность государственного регулирования

внешнеэкономических связей заключается в обеспечении гармонии интересов

субъектов внешнеэкономической деятельности. Механизм включает разнообразные

рычаги, инструменты и средства воздействия на всю систему национальных

экономических интересов, отражающих внешнеэкономические отношения страны.

Контрольные вопросы и задания

Определите понятие “государственное регулирование внешнеэкономических

связей”.

В чем сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей?

Дайте общую характеристику механизма регулирования международных

экономических связей.

Какими критериями оценивается эффективность регулирования

внешнеэкономических связей?

Назовите четыре основных элемента системы государственного регулирования

внешнеэкономических связей.

На решение каких задач должна быть направлена внешнеэкономическая политика

Украины на современном этапе?

Охарактеризуйте основные экономические инструменты регулирования

внешнеэкономических связей.

Как влияет государство на внешнеэкономические связи через международные

стандарты?

Что такое валютно-финансовое регулирование внешнеэкономических связей?

Какое влияние оказывает таможенное регулирование внешнеэкономических связей

на воспроизводственный комплекс страны?

Тема 8. Механизм внешнеэкономической деятельности предприятия

Изучение данной темы предполагает уяснения некоторых общеэкономических

понятий.

Целью производственной деятельности любого субъекта

внешнеэкономических связей является реализация своего экономического

(материального) интереса. При этом стремления к получению максимального

результата безгранично. В то же время экономические ресурсы,

обеспечивающие получение результата (материальные, трудовые и финансовые)

ограничены. Поэтому механизм регулирования производственной деятельности

предприятия, в том числе и внешнеэкономической, призван в оптимальной мере

обеспечивать разрешение этого противоречия. Складывается этот механизм под

влиянием внутренних и внешних факторов. В данной теме основное внимание

необходимо сосредоточить на рассмотрении тех факторов, которые

обуславливают внешнеэкономическую деятельность предприятия.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия (компании, фирмы, банка,

организации и т.д.) означает, что их производственный процесс вышел за

пределы границ национальных воспроизводственных комплексов и они выступают

на мировом рынке (товаров, услуг, рабочей силы, капиталов). Функциональная

роль предприятий на мировом рынке заключается в том, что они:

обеспечивают спрос и предложение;

создают конкуренцию;

устанавливают ценовые параметры;

обеспечивают большую часть международного обмена товарами, услугами и

капиталом для производственного потребления;

создают совместные предприятия;

создают филиалы, дочерние компании в других странах.

Предприятие - это основной субъект внешнеэкономической деятельности.

Только на уровне предприятия соединяются факторы производства (орудия

труда, предметы труда, рабочая сила) и непосредственно создаются товары и

услуги, в обеспечение производства и обмена которыми включаются другие

национальные и интернациональные субъекты внешнеэкономической деятельности.

Деятельность предприятия на международном рынке осуществляется в трех

основных формах:

экспорт (импорт) товаров;

экспорт (импорт) услуг;

заграничные капиталовложения в виде прямых и портфельных инвестиций, т.е.

создание международных производственно-коммерческих систем.

Механизм внешнеэкономической деятельности каждого предприятия

функционирует в данном конкретном для отдельного предприятия институционно-

правовом поле, которое формируется национальным законодательством стран,

международными нормами общими и для различных сфер международных отношений,

уставами международных организаций и объединений и т.д. Поэтому структура

механизма, регулирующего деятельность предприятия на международном уровне,

может рассматриваться как совокупность его внешнеэкономической политики и

системы рычагов (инструментов) воздействия на практическую реализацию этой

политики.

Внешнеэкономическая политика предприятия включает определение сферы и

стратегических задач, организационную структуру и масштабы деятельности.

Стратегические задачи фирмы - это программа установления и выполнения

ключевых целей фирмы по следующим важнейшим функциональным направлениям

деятельности:

маркетинг (выход на одно из первых мест на рынке определенного вида

продукции и услуг);

производство (достижение наивысшего уровня техники и технологии);

инновации (НИР) (лидерские позиции по выпуску новых видов продукции);

финансы (поддержание стабильного финансового состояния);

персонал (обеспечение условий, удовлетворяющих работников фирмы и

обеспечивающих их заинтересованность в работе);

управление (менеджмент).

Названные направления деятельности являются предметом изучения в

отдельных дисциплинах. Сфера деятельности предприятий, изучаемая в данном

курсе, определена - внешнеэкономическая. Поэтому, с точки зрения

формирования внешнеэкономической политики, несколько подробнее необходимо

рассмотреть вопрос о структуре и масштабах предприятий, вступающих в

международные экономические отношения.

В зависимости от масштабов внешнеэкономической деятельности

предприятия условно относятся к одной из трех групп:

“Энтоцентричные” (греч. “энто” - внутренний) - деятельность преимущественно

сориентирована на национальный внутренний рынок.

“Полицентричные” (греч. “поли” - много) - функционируют на рынках

нескольких стран. Внешнеэкономическая деятельнсоть для них является

условием нормального существования.

“Геоцентричные” (греч. “гео” - земля) - деятельность полностью

сориентирована на мировой рынок.

Предметом нашего рассмотрения являются транснациональные предприятия

корпорации (фирмы). Понятие “транснациональный” - выходящий за пределы

одной нации, одного государства, международный.

Транснациональные корпорации (ТНК) - фирмы, имеющие предприятия

(фирмы) в двух и более странах мира и участвующие в их управлении, т.е.

владеющие прямыми инвестициями. Прямые инвестиции являются основой

зарубежного могущества ТНК. К 1997 году в мире накоплено 2,6 трлн. долларов

США прямых инвестиций (для сравнения: весь объем мировой торговли экспорта

- составляет около 4,5 трлн. долларов). 40 тысяч ТНК с их 250 тысячами

филиалов в других странах контролируют 1/3 мирового производства и

торговли. Основу ТНК составляют крупные корпорации. Так, на крупнейшие 100

компаний приходится треть иностранных прямых инвестиций. Сейчас в развитых

странах расположено более 90% штаб-квартир ТНК.

Успешная деятельность фирмы на мировом рынке определяется двумя

основными факторами:

экономические, политические и социокультурные условия, в которых действует

фирма;

организация производственно-коммерческих операций фирмы как определенной

целостной экономическо-организационной структуры.

Первая группа факторов (специфические факторы территории, на которой

действует фирма) включает внешние по отношению к фирме факторы. Вторая

группа - это факторы внутреннего характера, т.е. такие, которые

непосредственно определяются фирмой (объем производственных ресурсов и

соотношения между ними, организационная структура фирмы, принципы ее

производственно-коммерческой деятельности и т.д.). Эти факторы

обуславливают конкурентные преимущества компании перед другими фирмами. Они

включают разработанные фирмой технологии, накопленный опыт организации

производственно-коммерческой деятельности.

Транснациональная фирма, как правило, осуществляет многоотраслевую

деятельность. Эффективность такой деятельности прежде всего зависит от

того, насколько правильно фирма комбинирует распределение производственных

ресурсов через внутренний (в пределах фирмы) или внешний рынки. Операции на

внутреннем рынке сопровождаются меньшими затратами, чем на внешнем. Для

реализации этого преимущества ТНК могут иметь организационно-хозяйственную

структуру трех типов:

Горизонтально интегрированная фирма. Такую структуру имеют, как правило,

компании-производители технологически сложной и наукоемкой продукции. Они

функционируют, прежде всего, в отраслях, где благодаря патентам,

государственным лицензиям имеют определенные монопольные преимущества перед

другими компаниями.

Вертикально интегрированные транснациональные фирмы. Это, как правило,

компании, которые занимаются добычей и переработкой сырьевых ресурсов. В

технологическом плане деятельность такой фирмы охватывает все стадии

производственного процесса: добыча, транспортировка, переработка и

реализация конечного продукта. Это дает возможность установить эффективный

контроль за всеми этапами технологического процесса и таким образом

минимизировать различные виды экономического риска и влияние недостатков

рыночного механизма на производственно-коммерческую деятельность.

Диверсификованные компании. Принцип их функционирования состоит в

проведении операций на разных относительно изолированных национальных

рынках. Это дает возможность минимизировать потери по причине изменения

рыночной конъюнктуры в одной из стран.

Одним из самых важных экономических инструментов, с помощью которого

согласовывается деятельность подразделений фирмы и обеспечивается

преимущество, связанное с производственно-коммерческой деятельностью на

разных национальных рынках, являются трансфертные цены.

Трансфертные цены - это цены, по которым проводятся операции в рамках

ТНК и выполняют роль координатора производственно-коммерческой деятельности

ее филиалов путем экономического принуждения их работать в интересах фирмы

как целостной организационно-экономической структуры, а также являются

инструментом, с помощью которого фирма компенсирует негативное влияние

внешней среды.

В этом плане можно говорить о внутреннем и внешнем аспектах

трансфертного ценообразования.

Внутренний аспект. Внутренний аспект состоит в том, что, установив

определенный ценовой механизм, регулирующий движение товаров и услуг, ТНК

предоставляют каждому филиалу широкие полномочия и возможности для ведения

наиболее прибыльных операций, тогда как транспортные цены должны

экономически принудить филиалы принимать такие решения, которые

соответствовали бы интересам фирмы в целом.

Внешний аспект. В этом качестве трансфертные цены используются для

достижения таких основных целей:

уменьшение суммы поступлений, которые облагаются налогами;

уменьшение сумм выплачиваемых налогов, которые устанавливаются на экспорт и

импорт;

перераспределение прибыли и фондов между материнской компанией и между

филиалами;

реализация определенной конкурентной стратегии.

Транснационализация производства и обращения товаров является общей

экономической основой развития совместного предпринимательства. Совместное

предпринимательство является одной из форм реализации противоречивого

процесса интернационализации и транснационализации производства и

обращения.

Главная функция механизма совместного предпринимательства сводится к

обеспечению оптимального взаимодействия производительных сил и социально-

экономических форм, форм собственности, в которых они развиваются.

Совместные предприятия характеризуются тремя отличительными

признаками: общим имуществом, общим управлением и общим распределением

прибыли и риска. Непосредственные мотивы и факторы, побуждающие к созданию

совместных предприятий, сводятся к следующим:

сокращение объема капитальных затрат и риска при создании совместных

мощностей;

доступ к новейшим технологиям и передовым методам управления;

проникновение на новый географический рынок;

экономия на масштабах производства;

использование сбытовой сети партнера и известных в мире торговых марок;

мобилизация дополнительных финансовых ресурсов;

диверсификация производства, вступление в новую сферу деятельности;

снижение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские

работы;

приобретение производственной базы или источников сырья, расширение

действующих производственных линий, избежание цикличной или сезонной

нестабильности;

использование преимуществ, связанных с привлечением дешевых факторов

производства;

расширение каналов торговли, повышение эффективности существующего

маркетинга.

Процесс создания совместных предприятий включает в себя несколько

стадий. После определения целей СП, определения рынка сбыта, формирования

концепции деятельности предприятия, оценки технологических и финансовых

возможностей принимающей стороны, наступает этап выбора партнера для

будущего соглашения. Следующий этап состоит в разработке партнерами плана

деятельности СП. Затем наступает этап составления протокола о намерениях.

Важным этапом является подготовка технико-экономического обоснования

создания совместного предприятия. Процесс создания СП завершается его

регистрацией в соответствии с законодательством соответствующей страны.

Наряду с ТНК, СП на мировом рынке выступают малые и средние

предприятия. Это важнейший элемент рыночной структуры, наиболее гибкая и

динамическая форма развития предпринимательской деятельности. Создание сети

малых и средних предприятий является необходимым условием формирования

экономической среды, благоприятствующей возникновению конкуренции

товаропроизводителей, развитию рыночных отношений противодействия

монополизму в производстве и других сферах деятельности.

Преимущества этих предприятий на рынке обеспечиваются за счет:

- гибкости и маневренности в выпуске новой продукции;

- высокого качества продукции.

Как известно, эффективность производства в условиях рынка определяется

отношением:

качество

Э = --------------- .

затраты

Чтобы обеспечить конкурентоспособность продукции производитель должен

обеспечить ее высокое качество при минимизации затрат (удешевление

продукции). Векторы интересов производителя и потребителя совпадают и

обеспечивают условия для развития производства и потребления;

самостоятельности в принятии хозяйственных решений и оперативности в

разрешении возникающих проблем (80-100% управленческих решений принимает

собственник фирмы);

восприимчивости к инновациям;

сотрудничества в экспортно-сбытовой деятельности между собой путем создания

ассоциаций, консорпциумов и т.п.

Одной из форм внешнеэкономической деятельности хозяйственно-

предпринимательских организаций является перевод производственных

мощностей, капитальных ресурсов за границу с целью решения проблем

транспортировки сырья, продуктов, приближения к потребителю, улучшения

конъюнктурных условий функционирования.

Развитие разнообразных форм собственности в экономике Украины

открывает путь к созданию современных международных структур, способных

осуществить технический и технологический прорыв, обеспечить качественные

параметры продукции мирового уровня. Для активизации внешнеэкономической

деятельности отечественных производителей товаров и услуг необходимо

проведение системы государственных протекционистских мер. Эта система

должна включать следующие важнейшие элементы:

Финансовая помощь государства в создании экспортного потенциала путем

поддержки наукоемких, способных производить конкурентоспособную продукцию,

производств (судостроение, самолетостроение, космос, сельское хозяйство,

морской транспорт и др.). Основные инструменты: субсидии, кредиты, дотации.

Защита национального товаропроизводителя, импортные ограничения.

Целевая государственная научно-техническая помощь экспортерам.

Совершенствование механизма внешнеэкономической деятельности предприятий

путем демонополизации внешнеэкономических связей, либерализации условий

выхода и функционирования на внешних рынках, демонополизации посреднической

деятельности.

Создание государственной системы информации по внешнеэкономическим

отношениям.

Подготовка и переподготовка кадров для внешнеэкономической деятельности на

различных уровнях.

Создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов.

Таким образом, механизм внешнеэкономической деятельности предприятия

включает в качестве основных элементов определение внешнеэкономической

политики и систему организационных, экономических институционно-правовых

рычагов и инструментов и призван обеспечить реализацию экономических

интересов предприятия на основе национального законодательства,

международных норм, традиций, хорошей практики.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова функциональная роль предприятия на мировом рынке?

2. В каких формах осуществляется деятельность предприятия на мировом

рынке?

3.Охарактеризуйте транснациональные корпорации.

4.Чем определяется организационно-хозяйственная структура

транснациональной фирмы?

5. Что такое трансфертное ценообразование и какова его экономическая

роль?

6. Назовите мотивы и факторы, побуждающие к созданию совместных

предприятий.

7. Назовите основные этапы создания совместного предприятия.

8. За счет чего обеспечиваются преимущества малых и средних

предприятий на мировом рынке?

9. В чем заключается особенность перемещения производственных

мощностей, капитальных ресурсов за границу как формы внешнеэкономической

деятельности?

10. Назовите элементы системы протекционизма государства

внешнеэкономической деятельности предприятий.

Тема 9. Международная координация экономической политики

Методологическую основу для изучения вопросов данной темы составляют

рассмотренные в теме 1 положения о том, что международные экономические

связи представляют собой сложную субординированную систему, сущность

которой формируется противоречивой совокупностью рынков товаров и услуг,

рабочей силы и капиталов. Рынок в значительной мере детерминирует

(предопределяет) развитие процесса саморегулирования всех структур и

элементов мирохозяйственных связей. В то же время количественный рост

мировой экономики, существенные качественные изменения, происходящие в

международных экономических отношениях, требуют активного вмешательства

государств, других субъектов международных хозяйственных связей в процесс

регулирования, коррекции этих отношений с целью их оптимизации, повышения

эффективности международного экономического сотрудничества, гармонизации

экономических интересов различных уровней.

В условиях углубления интернационализации и транснационализации

производства и обращения усиливается регулирующее влияние на

мирохозяйственные связи международных организаций, которые создают

всемирный, общецивилизационный климат, благоприятную среду для углубления и

диверсификации всех форм международных экономических отношений.

Теория и практика регулирования мирохозяйственных связей

свидетельствует о необходимости учитывать и аккумулировать в национальном

законодательстве опыт других стран, положений, зафиксированных в уставах и

решениях международных организаций.

Для повышения эффективности внешнеэкономических связей в рамках

национальных экономик, сохранения мирового экономического равновесия,

усиления планетарного экономического единства необходима международная

координация экономической политики. В настоящей теме рассматриваются

субъекты и формы такой координации.

Важнейшую роль в регулировании современных международных экономических

отношений принадлежит межгосударственным экономическим организациям (МГЭО).

Существуют два вида МГЭО - общеэкономического и отраслевого характера.

Межгосударственные организации общеэкономического характера призваны

содействовать сотрудничеству своих членов в сфере, которая охватывает

широкий спектр международных экономических отношений. Например, Организация

экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Ассоциация стран Юго-

Восточной Азии (АСЕАН) и др.

В отличие от них отраслевые экономические организации основное

внимание уделяют регулированию международного экономического сотрудничества

в конкретной сфере. Например, Международная морская организация (ММО),

Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Организация космической связи

(“Интерспутник”) и др.

Развитие процессов интернационализации хозяйственной жизни и усиление

взаимосвязи участников международных экономических отношений обусловили то,

что ряд организаций общеэкономического и отраслевого характера тесно

сотрудничают между собой, образуя целостные системы, в рамках которых

общеэкономические организации выполняют функции координационного центра для

согласования деятельности отраслевых объединений. Например, Европейский

экономический союз (ЕЭС) координирует деятельность ряда отраслевых

организаций, связанных с ним специальными соглашениями, - Евроатом и ЕОУС.

Правовое положение, основные направления деятельности, функции,

способы и средства регулирующего влияния на международные экономические

отношения межгосударственных экономических организаций определяются

международным договорным механизмом, представляющим собой систему

международных договоров, с помощью которых направляется развитие мировой

экономики в интересах государств-членов этих организаций. Эти договоры

регулируют отношения между МГЭО и государствами-участниками. Центральное

место в договорном механизме МГЭО принадлежит их уставам. Кроме уставов в

договорный механизм входят другие международные соглашения, которые

касаются жизнедеятельности организаций.

Функции МГЭО. Под функциями МГЭО понимают процессы ее деятельности,

направленные на осуществление ее задач. Главная функция состоит в

итеративном (итерация - лат. повторение) выявлении соответствия интересов

государств-членов, а также в достижении их согласия относительно вопроса об

общих заданиях.

Другие или производные от главной функции можно представить двумя

группами:

1. Регулирующие функции состоят в установлении для своих членов

стандартов поведения, которые имеют морально-политическое или юридическое

значение.

2. Оперативные функции сводятся прежде всего к выявлению фактического

состояния дел в сфере, охватываемой данной организацией и его сопоставление

с эталонами, которые зафиксированы в учредительных документах или актах

органов организации.

Для реализации регулирующих функций организация занимается сбором,

обработкой и предоставлением информации (“мягкий” способ международного

контроля). Применяется такой способ контроля на месте, как инспекция. Это

инструмент принуждения стран-участниц к действию, решению поставленных

задач.

Оперативные функции организация осуществляет своими силами (персонал,

материально-технические средства). Оперативная внутренняя деятельность МГЭО

- это управление финансами, персоналом, издание и распространение

документации и т.д. Внешнюю оперативную деятельность составляют

международные расчеты (например, Международный банк реконструкции и

развития), оказание технической помощи, проведение научно-исследовательской

работы (например, МАГАТЭ), эксплуатационно-хозяйственная деятельность

(например, Международная организация морской спутниковой связи - ИНМАРСАТ)

и т.д.

Типовая организационная структура МГЭО предполагает наличие четырех

разновидностей органов:

высший (ассамблея, конференция, совет, сессия), формируется на равноправной

основе из представителей всех государств-членов. Решает вопросы

формирования исполнительных органов, выбора председателя, президиума,

членства в организации, бюджета, определения заданий и т.д.;

исполнительный (совет, директорат, комиссия, комитет) формируется путем

представительства стран-участниц и в соответствии с паем финансового

взноса, обеспечивает работу между сессиями высшего органа, контролирует

реализацию решений высшего органа, подготавливает сессии, разрабатывает

бюджет и т.д.;

административный (секретариат). В состав входят: Генеральный секретарь и

его заместители, специалисты, обслуживающий персонал. Основные функции:

представительство во внешних связях, публикация документов, составление

отчетов и т.д.;

комитеты и комиссии - могут быть специально предусмотрены уставом

организации или создаваться как вспомогательные органы. Они бывают

постоянными или временными, сформированными для разрешения какой-либо

конкретной проблемы.

Сравнительно редким явлением в практике МГЭО является наличие в их

институционной структуре органов парламентского типа (например, Европейский

парламент Европейского Союза). В их состав входят представители

национальных парламентов или парламентарии, которые избираются общим

голосованием населения стран-участниц объединения.

Главное содержание деятельности МГЭО, в которой отражается автономная

воля организации, составляет принятие постановлений, предусмотренных

уставом. Большинство постановлений имеют характер резолюций-рекомендаций.

Они не имеют обязательной силы для тех, к кому адресованы. Их

регламентирующая функция состоит в установлении стандартов желательного

поведения их адресатов.

Другую часть актов МГЭО составляют решения, которые имеют обязывающий

характер для тех, кому адресованы (например, Международная организация

гражданской авиации - IKAD).

Особое место в современной системе международных отношений принадлежит

Организации Объединенных Наций, которая является первым в истории

механизмом всестороннего взаимодействия государств с целью поддержания

международного мира и безопасности, содействия экономическому и социальному

прогрессу всех народов.

Международные экономические и социальные проблемы глобального

межотраслевого характера обсуждаются и разрабатываются Экономическим и

Социальным Советом ООН (ЭКОСОС). Он проводит исследования и готовит доклады

по широкому спектру международных экономических и социальных проблем,

координирует деятельность соответствующих учреждений и институтов ООН.

ЭКОСОС уполномочен созывать международные конференции и разрабатывать

для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам,

которые входят в его компетенцию. Он наделен правом вести переговоры со

специализированными учреждениями, согласовывать их деятельность,

консультироваться с соответствующими неправительственными организациями.

Среди вопросов, которые регулярно обсуждаются ЭКОСОС, такие как обзор

мирового экономического и социального положения, состояние международной

торговли, планирование и мобилизация финансовых ресурсов, регионального

сотрудничества и др.

В рамках ЭКОСОС действуют многочисленные межправительственные комиссии

и комитеты. Среди них Статистическая комиссия, Комиссия по ТНК

(транснациональные компании), Комитет по Науке и Технике и др.

В системе органов ЭКОСОС работают пять региональных экономических

комиссий: Европейская экономическая комиссия, Экономическая комиссия для

Азии и Тихого океана, Экономическая комиссия для Африки, Экономическая

комиссия для Латинской Америки, Экономическая комиссия для Западной Азии.

Например, в Европейскую экономическую комиссию входят 30 стран. В ее

структуре функционируют около 100 различных органов по разным направлениям

деятельности. Для Украины наибольший интерес представляют разработанные ЕЭК

рекомендации по реформированию экономики стран бывшего СССР. В них

определяются первоочередные шаги по переходу к рынку: однозначное

подтверждение и гарантирование прав собственности; осуществление

макроэкономической стабилизации; проведение либерализации цен;

реформирование государственного сектора с помощью его корпоратизации и

коммерциализации; создание системы социальной защиты и эффективного

функционирования рынка труда; формирование коммерческой банковской

инфраструктуры; либерализация торговли и валютных операций.

Для реализации этих рекомендаций требуется длительный период и помощь

стран Европейского Союза и семи международных финансовых организаций,

которые экономически способствуют развитию этого региона.

Генеральная Ассамблея ООН утвердила Международную стратегию развития

на четвертое Десятилетие (1991-2000 г.г.). ООН и система ее организаций и

учреждений играют главную роль в стимулировании технического сотрудничества

с целью развития. Программы технического сотрудничества ООН можно разделить

на три категории:

регулярная программа технического сотрудничества ООН;

деятельность, которая финансируется Программой развития ООН (ПРООН);

внебюджетная деятельность.

В рамках ПРООН в настоящее время сооружается ряд объектов для

обустройства переселенных крымских татар.

В системе международного регулирования экономических отношений

существенную роль играют международные валютно-кредитные организации.

Ведущей из них является Международный валютный фонд (МВФ). В уставе фонда

определены его цели. Это - содействие международному валютному

сотрудничеству через постоянно действующий механизм консультаций и

сотрудничества в решении валютных проблем; облегчение развития и

сбалансированного роста международной торговли и тем самым содействие

поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов; содействие

стабильности курсов валют, обеспечение упорядоченных отношений в валютной

отрасли, недопущение конкурентного обесценивания валют; оказание помощи в

создании многосторонней системы платежей по текущим операциям государств-

членов; устранение валютных ограничений, которые тормозят развитие

международной торговли; предоставление государствам-членам средств в

иностранной валюте для покрытия дефицита платежного баланса.

Участниками МВФ является абсолютное большинство государств (более

170), т.е. он является универсальной организацией. Ресурсы Фонда

формируются путем взносов государств. Каждое государство-член имеет

соответствующим образом рассчитанную квоту, от размера которой зависит

количество голосов страны в Фонде: каждое государство-член получает 250

голосов независимо от размеров ее квоты плюс один голос на каждые 100 тыс.

СДР ее квоты. СДР (англ. Special Drawing Rights - специальные права

заимствования) - международные резервные и платежные средства,

предназначенные для регулирования сальдо платежных балансов стран,

пополнения резервов и расчетов с МВФ. СДР фигурирует лишь в виде

бухгалтерской записи на счетах центральных банков государств-участников

соглашения и на счете МВФ, обращается только в безналичной форме,

используется в сфере международного оборота. СДР дает право центральному

банку страны на получение любой валюты для финансирования платежного

баланса. Курс определяется на основе средневзвешенного курса “корзины

валют” (с 1.01.1981 г. - доллар США, марка ФРГ, японская йена, французский

франк, английский фунт стерлингов).

Одновременно с МВФ был создан Международный банк реконструкции и

развития (МБРР). Банк призван стимулировать экономическое развитие стран-

участниц банка, содействовать развитию международной торговли, представлять

экономическую помощь развивающим странам. Он имеет статус специального

учреждения ООН. Между МВФ, МБРР и ООН подписано соглашение о формах

сотрудничества.

МБРР в 1960 году создан филиал - Международная ассоциация развития

(МАР). Ее задача помочь наименее развитым странам путем предоставления

льготных, беспроцентных кредитов. Выплачиваются только небольшие

комиссионные суммы. Кредиты предоставляются на срок до 50 лет, включая 10

лет льготного периода. МАР имеет общие с МБРР органы управления. МБРР в

совокупности с МАР получил название Мировой банк.

МБРР имеет еще два филиала:

1. Международная финансовая корпорация (МФК) - призвана стимулировать

приватные (частные) инвестиции в развивающихся странах.

2. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) -

основная функция: поощрение притока прямых инвестиций в развивающиеся

страны путем смягчения барьеров на их пути. Для этого предлагает инвесторам

гарантии против некоммерческих рисков, рекомендует правительствам стран,

принимающих иностранные капиталы, соответствующую политику, программы,

процедуры, связанные с иностранными инвестициями.

МБРР вместе со своими филиалами МАР, МФК и МАГИ составляет Группу

мирового банка.

МБРР представляет кредиты при соблюдении сложной процедуры.

Предварительно требуется от получателя кредита предоставление детальной

информации об экономическом и финансовом положении страны заемщика.

Специальные комиссии банка изучают ситуацию в стране и вырабатывают

рекомендации, выполнение которых является обязательным условием

предоставления кредита.

Влиятельной организацией в структуре международных валютных отношений

является Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Открыт в 1991

году. Оперирует только в странах Центральной и восточной Европы. В него

входят постсоциалистические страны, Украина с 1992 г., все другие страны

Европы, а также США, Япония, Канада и Мексика. Капитал банка - 10 млрд.

экю.

Основная цель - развитие частной и предпринимательской инициативы.

Помощь оказывается в виде консультаций, займов, предоставления гарантий

инвесторам. Основное условие - не менее 60 процентов финансирования

направлять предприятиям частного сектора.

Банк международных расчетов основан в 1930 году в г. Базель

(Швейцария). Его основные функции способствовать сотрудничеству между

национальными банками государств с целью создания благоприятных условий для

осуществления международных операций. Банк выполняет функции агента своих

членов касательно международных расчетов.

Особую сферу представляет собой глобальное регулирование международной

торговли. В основе такого регулирования лежит Генеральное соглашение по

тарифам и торговле (ГАТТ). Соглашение вступило в силу в 1948 году. В

настоящее время с правами полного членства в него вступили более 100

государств, ряд стран имеет различный статус с ограниченными правами.

Основное назначение ГАТТ - осуществление контроля за странами-

участницами соглашения, которые взяли на себя определенные обязательства,

организация и проведение многосторонних торговых переговоров по важнейшим

проблемам международной торговли, выяснения спорных проблем.

Наряду с высшим органом (сессией), секретариатом, советом

представителей в структуре ГАТТ имеются специальные комитеты, подкомитеты и

рабочие группы. Среди них Комитет по торговле и развитию, Комитет по

торговле сельскохозяйственными товарами, Комитет по тарифным уступкам,

Комитет по субсидиям и компенсационным таможенным ставкам, Комитет по

таможенной оценке, Комитет по правительственным закупкам, Комитет по

антидемпинговой практике и др. Многочисленные рабочие группы занимаются

подготовкой конкретных вопросов, выполняют контрольные функции со

соблюдению правил и норм соглашения. Работают они на межправительственной

основе. В структуре ГАТТ имеются группы экспертов по различным направлениям

международной торговли.

Определенную роль в управлении процессом международного экономического

сотрудничества играют Международные неправительственные экономические

организации (МНЭО). По определению ООН любая международная организация, не

утвержденная на основе межправительственного соглашения, считается

неправительственной организацией.

МНЭО действуют на основе договоров и уставных документов. Цели их

деятельности разнообразные по содержанию. Общим их признаком является то,

что они не ставят получение прибыли основной целью. Вместе с тем они самым

тесным образом связаны с бизнесом. Членами МНЭО, на взносы которых они

существуют, являются предприниматели, фирмы, корпорации.

Регулирующее воздействие МНЭО на развитие международных экономических

связей они оказывают путем создания благоприятных условий для

сотрудничества путем принятия постановлений по конкретным проблемам,

организации и проведения конгрессов, конференций, семинаров, симпозиумов,

курсов повышения квалификации. В рамках МНЭО проводятся исследования,

подготавливаются доклады, концентрируется и передается информация по

международным экономическим проблемам. Некоторые из них издают бюллетени,

журналы, книги. Осуществляется обоюдовыгодное сотрудничество

межгосударственных и неправительственных экономических организаций. МНЭО

могут получить официальный статус при МГЭО, что дает им право направлять

наблюдателей на заседания МГЭО, выступать, передавать информацию,

реализовывать свой научный потенциал. В то же время МНЭО получают

материальные средства от МГЭО, выполняя заказы последних на научные

исследования и другие виды информационных услуг.

Назовем некоторые МНЭО:

Римский клуб. Объединяет около 100 видных ученых, общественных деятелей,

представителей деловых кругов мира. Занимается социально-экономическими

проблемами мира.

Международная ассоциация экономических наук. Входят национальные ассоциации

экономических наук 55 стран.

Венский институт развития. Основан на индивидуальном членстве видных

экономистов, политологов, социологов.

Трехсторонняя комиссия по координации экономической политики США, Японии и

государств Западной Европы. Объединяет более 300 представителей

политических, деловых и научных сил.

Таким образом, международное регулирование мирохозяйственных связей

осуществляется на межгосударственном и неправительственном уровнях.

Предметом регулирования является широкий спектр разнообразных экономических

отношений. Субъектами регулирования выступают различные международные

экономические организации, выполняющие присущие каждой из них функции.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.