РУБРИКИ

Ответы на вопросы к экзамену по мировой экономике

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Ответы на вопросы к экзамену по мировой экономике

- Встречные закупки – договор, который предполагает в случае экспорта

продукции в страну закупку ряда товаров этой страны.

- Компенсационное соглашение – соглашение предполагает продажу

произведенного оборудования на условиях предоставления коммерческих

кредитов с последующим погашением долга поставками продукции,

выпущенной на этом оборудовании.

- Клиринг – разница между ценами – система безналичных расчетов,

основанная на зачете взаимных требований и обязательств сторон,

участвующих в расчетах.

- Офсетные сделки – торговля дорогостоящим оборудованием –

строительство АЭС, ГЭС, продажа вооружения, кораблей – сделка,

прекращающая обязательства сторон на фьючерской бирже.

. М/н торги и тендеры – форма предполагает собой объявление конкурса для

продавцов товаров с определенными технико-экономическими

характеристиками. Выделяют 2 вида торгов: открытые (публичные) и

закрытые.

. Товарные биржи – одна из важнейших разновидностей торговли

преимущественно с/х и сырьевых товаров. Основные биржевые товары:

зерновые, сахар, какао, кофе, каучук, хлопок, отдельные виды цветных

металлов, нефтепродукты и химпродукты. Цены на биржевые товары

устанавливаются на основе биржевых котировок. Реализация осуществляется

без предварительного осмотра, по образцам и стандартам, по заранее

установленным размерам минимальной партии.

. М/н аукционы – способ продажи отдельных партий и предметов, которые по

очереди выставляются для осмотра и считаются проданными тому, кто даст

наивысшую цену. Основные аукционные товары: пушнина, немытая шерсть, чай,

пряности, предметы антиквариата.

Операции мировой торговли: экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт

Экспорт – продажа товаров иностранным покупателям с вывозом из страны-

продавца.

Импорт – покупка товара у иностранного продавца с завозом в страну-

покупателя.

Реэкспорт – приобретение товара у иностранного продавца с завозом в страну-

импортера с целью последующей перепродажи его без последующей переработки

иностранному покупателю. Вывоз без переработки товаров, которые ранее были

ввезены на территорию страны для внутреннего потребления, с соблюдением

таможенных формальностей.

Реимпорт – приобретение товара с вывозом из-за границы ранее

экспортированного и не подвергавшегося обработке товара. Ввоз ранее

вывезенных из страны товаров.

Практика МО выявила наиболее часто встречающиеся условия обмена товарами, а

также обязанности, возникающие между участниками МТ. Таким образом,

появились обычаи в МТ. В дальнейшем эти обычаи стали активно применяться

участниками МТ. Так появились базисные условия контракта.

Инкотермс – сборник толкований м/н терминов. Этот сборник определяет

основные права и обязанности сторон контракта при различных базисных

условиях, которые обозначаются начальными буквами, которые определяют

отношение груза к ТС.

Инкотермс - это международные правила толкования торговых терминов, которые

определяют обязанности продавца и покупателя при осуществлении ими

внешнеторговых сделок и тем самым уменьшает риск сторон.

Инкотермс был создан и издается Международной торговой палатой в 1936 году.

34. Интеграционные процессы в Северной Америке (Нафта)

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте

является Североамериканская зона свободной торговли (“North American Free

Trade Area” – НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и

Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире

региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и

совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение

о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс

договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и

инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и

развивающуюся страну.

Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было

обусловлено рядом факторов:

o географической близостью стран-участниц и элементами

взаимодополняемости структур национальных экономик;

o тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным

кооперированием; в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий

американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США ;

o усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом

рынке.

О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе

взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В

США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля

США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США –

9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает

65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных

инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП

Канады и в 19 раз – Мексики.

Соглашение о НАФТА можно считать принципиально новым этапом в процессе

либерализации торговли товарами и услугами, а также инвестиций между США,

Канадой и Мексикой. Впервые государство “третьего мира” добровольно

объединилось с двумя высокоразвитыми странами.

В течении XX в. постепенно размывались границы между США и Канадой путем

относительно свободного движения товаров, капитала, рабочей силы.

Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой

произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне было заключено

американо-канадское соглашение о свободной торговле. Одновременно в 80-е –

начале 90-х годов шел процесс взаимопроникновения экономик США и Мексики. В

1992 г. Мексика подключается к американо-канадскому соглашению о свободной

торговле. Интеграционные процессы в НАФТА, по замыслу его организаторов,

будут идти по типу интеграции в ЕС: создание общего рынка товаров,

капиталов, рабочей силы, технологий США, Канады, Мексики, в конечном итоге

– сращивание процессов воспроизводства экономики государств-членов,

формирование единого хозяйственного организма трех стран.

По численности населения, по объему совокупного валового продукта и ряду

базовых экономических показателей североамериканская интеграционная

группировка сопоставима с Европейским союзом. НАФТА обладает мощным

(особенно благодаря США) экономическим потенциалом.

Структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои

особенности по сравнению с европейской моделью интеграции.

Главное отличие – асимметричность экономической зависимости США, Канады и

Мексики. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском

рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и

технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному

процессу.

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается

в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде

за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим

макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к

США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически

отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно

отстает от этих стран по основным базовым показателям.

Соглашение о создании НАФТА содержит следующие положения, посвященные

различным аспектам предпринимательской деятельности в пределах Северной

Америки: доступ к рынкам; инвестиции; гарантии; услуги, права

интеллектуальной собственности; государственные закупки; меры, связанные с

соблюдением стандартов; временный въезд для бизнесменов; разрешение споров.

Ключевыми моментами соглашения о НАФТА, подробно регламентирующего многие

аспекты экономических отношений между соседними странами, являются:

o - отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между

собой США, Канада и Мексика, к 2010 году;

o - поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в

торговле товарами и услугами;

o - смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

o - либерализация деятельности американских и канадских банков на

финансовом рынке Мексики;

o - защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и

европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем

реэкспорта своих товаров в США через Мексику;

o - создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Таким образом, соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны

участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими

странами, и во взаимной торговле поле переходного периода в 10 лет (в

некоторых случаях – 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное

обращение товаров. Оно распространяется на товары, которые

квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация

соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в

торговле.

В то же время НАФТА содержит некоторые исключения из режима свободных

экономических отношений. Так, сохраняются право Мексики на запрет

иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту

некоторых секторов информации, важных в культурном отношении

(радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на

поддержку внутренних цен и сохранение системы закупки

сельскохозяйственных товаров.

В соглашении все товары разбиты на три большие группы – промышленные (без

текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая

одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд

промышленных товаров было предусмотрено и осуществлено немедленно снятие

пошлин. Пошлины на остальные товары намечено отменить в течении 5, 10 и

15 лет.

Соглашение о создании НАФТА устанавливает 5 основных принципов защиты

иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли:

недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или

инвесторам (эти требования обычно относятся к видам деятельности,

осуществляемым по распоряжению государства или одобренным им, в качестве

условия учреждения или функционирования иностранных предприятий в

конкретной стране); свободное перемещение финансовых средств, имеющих

отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с

международным правом; право обращаться в международный суд в случае

нарушения Соглашения.

Наконец, в рамках НАФТА учреждаются самые высокие в мире нормы защиты

прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты

и товарные знаки.

Отдавая должное важному значению НАФТА для развития регионального

сотрудничества, американские эксперты отмечают, что соглашение приносит

относительно скромные результаты экономикам США и Канады, поскольку между

обеими странами и до соглашения были сравнительно небольшие ограничения в

торговле и в области трансграничных инвестиций.

Однако оно принесет выгоды экономике Мексики. Одной из главных целей

соглашения, с позиций интересов США, является обеспечение дельнейшего

проведения экономических реформ в этой стране. Эти реформы, как

ожидается, создадут более предсказуемый, стабильный предпринимательский

климат для американских и канадских экспортеров и инвесторов. Мексика

надеется, что с созданием благоприятного климата в области торговли и

инвестиций можно ожидать притока капиталов и увеличения занятости. Помимо

этого Мексика заинтересована в ослаблении протекционизма США и расширении

экспорта в США и Канаду, а также в получении доступа к новым технологиям

и природным ресурсам.

Канаде НАФТА может создать возможности для дальнейшего расширения

экспорта, во-первых, гарантируя и усиливая уже достигнутые результаты

соглашения о либерализации торговли, ранее заключенного с США, во вторых,

улучшая доступ к рынку Мексики, и, в-третьих, увеличивая

привлекательность Канады для инвесторов, прежде всего американских.

В целом реализация НАФТА, как считают эксперты, приведет к повышению

темпов роста США и Канады максимум на 0,5 процентного пункта при условии

одновременного выполнения всех его положений. Для Мексики выгода, по

наиболее оптимистичному прогнозу, оценивается в 11% роста ВВП.

ВЫВОД: Таким образом, интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС

отличают доминирующее положение США в североамериканском экономическом

регионе, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики и связанная с

этими процессами асимметричность экономического взаимодействия США,

Канады и Мексики.

35. Научные ресурсы мирового хозяйства.

Научные ресурсы страны позволяют осуществлять у себя научно-

исследовательские и опытно-конструкторские работы – НИОКР.

Основные показатели состояния научных ресурсов страны:

1. доля расходов на НИОКР в ВВП страны. Средняя его величина в развитых

странах – 2,8%. Лидеры: США, Япония, ФРГ. НИС по этому показателю

значительно приблизились к развитым странам. Для РФ – менее 1%, однако

СССР лидировал по этому показателю и составлял более 3%.

2. Общая сумма расходов на НИОКР (за 1999г.):

- США – 247,2 млрд. $

- Япония – 92,5 млрд. $

- ФРГ, Великобритания, Франция

3. число специалистов, занятых в НИОКР:

- США – 1 млн. человек

- Япония – 900 тыс. человек

- Германия, Франция, Великобритания

4. количество м/н премий за научные достижения (91-95гг.):

- Великобритания – 70

- Германия – 59

- Франция – 24

- РФ – 10

5. Количество заявок на получение патентов. Патент – свидетельство,

выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю, который

удостоверяет его монопольное право на использование этого изобретения (срок

действия – 15-20 лет). Особенность патентования: необходимо периодически

выплачивать патентную пошлину. В разных странах 50-500$ в год. Стоимость

регистрации патента за границей 4-7 тыс. $.

Основную роль в НИОКР играет государство. Там, где роль государства в

НИОКР ослабевает, происходит снижение научно-технического потенциала.

Например, РФ

1990г.: 1999г.:

количество заявок на патентование за рубеж 2400,

98

количество действительных патентов

8500, 450

поддержка государства

5 млн. $. 115тыс.$.

6. Доля высокотехнологичной продукции в экспорте страны:

США – 26,7%, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция, Канада, Италия.

К высокотехнологичным товарам относят товары, доля расходов на НИОКР в

стоимости которых превышает 8,5%.

7. Доля страны на мировых рынках технологии и наукоемкой продукции: США,

Швейцария, Великоборитания, Италия, ФРГ, Франция, Япония.

Общий объем мирового рынка продукции наукоемких отраслей оценивается

приблизительно в 2,5-3 трл. $ в год.

В настоящее время около 50 макротехнологий, которые представляют собой

совокупность знания производственных мощностей для выпуска на мировой рынок

конкретных изделий: судов, самолетов, станков, реакторов. (США, Япония,

Западная Европа, Южная Корея и НИС Азии).

8. Структура финансирования НИОКР. Для большинства развитых стран

характерен частный сектор финансирования НИОКР. США: частный – 66%,

государство – 31%, прочие – 4%, а в РФ 90% - государство.

36. Роль и значение МВФ и МБРР.

МВФ: 1944г., в настоящее время членами МВФ являются 184 страны, РФ стала

членом в 1992г., штаб-квартира в Вашингтоне. Основные цели:

- содействие м/н сотрудничеству в валютной сфере, а также в м/н

торговле, занятости.

- Обеспечение функционирования МВС

- Содействие в устранении валютных ограничений

- Предоставление займов и кредитов в иностранной валюте

Уставный капитал МВФ формируется за счет вкладов его членов. На 1997г.

уставный капитал – 198 млрд. $. В 2001г. МВФ занимал 3-е место по объемам

запаса золота и опережает США и Германию.

МВФ – эмитент специализированных прав заимствования (СПЗ).

Высший орган – Совет управляющих.

Основные функции:

. Прием новых членов

. Утверждение измененных паритетов

. Пересмотр квот

. Выбор исполнительных директоров

Сессии совета управляющих проводятся ежегодно. Оперативной деятельностью

руководит исполнительный совет. Одна из функций – выбор директора –

распорядителя. С 1987г.-2000гг. Мишель Камдессю. С 23 марта 2000г. – Ф.

Феллер. Персонал МВФ – 2100 экспертов во главе с директором-распорядителем.

Группа Всемирного банка

Группа Всемирного банка состоит из 5 тесно связанных между собой

институтов:

1. М/н банк реконструкции и развития МБРР – в 1945г., является главным

составляющим Всемирного банка.

2. М/н ассоциация развития МАР – 1960г.

3. М/н финансовая корпорация МФК – 1956г.

4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) – 1988г.

5. М/н центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) – 1966г.

МБРР создан в Бреттонвудсе, место пребывания – Вашингтон, объединяет 184

страны мира, уставный капитал – 150 млрд. $ и формируется за счет взносов

всех членов, в настоящее время основное внимание уделяет развивающимся

странам и странам с переходной экономикой. РФ вступила в 1992г.

Основные цели:

- Содействие развитию территории государств – членов путем поощрения

капиталовложений для производственных целей.

- Поощрение частных иностранных капиталовложений

- Стимулирование роста экономики страны и содействие в поддержании

равновесия платежного баланса путем поощрения м/н инвестиций

Структура МБРР:

o Совет управляющих – высший орган, представлен каждым членом МБРР, сессии

ежегодно.

o Совет директоров – исполнителей – осуществляет текущую работу

o Комитет по развитию – через инвестирование и предоставление льготных

кредитов, борьба с нищетой

o Президент банка – Дж. Вульфенсон

МБРР начисляет проценты своим заемщикам по ставке, которая устанавливается

в размере трех четвертей одного процента сверх суммы, выплаченной по

заемным средствам. Займы должны быть выплачены через 15-20 лет; до начала

погашения основной суммы предоставляется льготный период от трех до пяти

лет.

Менее пяти процентов финансовых средств МБРР составляют суммы взносов

стран, ставших членами Всемирного банка. Еще никогда не было случаев

дефолта по займам МБРР.

Как Всемирный банк, так и МВФ были созданы в 1944 году на конференции

мировых лидеров в Бреттон-Вудс (штат Нью Гемпшир). Цель двух "Бреттон-

вудских институтов", как их иногда называют, заключалась в том, чтобы

поставить международную экономику на прочный фундамент после Второй мировой

войны. Миссии Всемирного банка и МВФ являются взаимодополняющими, но их

индивидуальные роли довольно разные.

1. Всемирный банк представляет собой кредитное учреждение, чья цель

заключается в том, чтобы помочь интегрированию стран в более широкую

мировую экономику и способствовать долгосрочному экономическому росту в

целях снижения уровня бедности в развивающихся странах. МВФ осуществляет

мониторинг мировых валют, содействуя в поддержании организованной платежной

системы между всеми странами и предоставляет займы странам, которые

сталкиваются с серьезными дефицитом платежного баланса.

2. В то время как Всемирный банк предоставляет займы на реформы политики и

проекты, МВФ больше занимается только вопросами политики.

3. МВФ предоставляет займы странам-членам, имеющим краткосрочные проблемы

по удовлетворению потребностей в зарубежных платежах и пытается добиться

полной конвертируемости среди валют своих стран-членов согласно системе

гибких обменных курсов, действующих с 1973 года.

Всемирный банк предоставляет займы только развивающимся странам или странам

с переходной экономикой, в то время, как любые страны-члены (богатые и

бедные) могут привлечь услуги и ресурсы МВФ.

37. США – ведущая экономическая держава мира.

38. Интеграционные процессы в Азии (АСЕАН) и Африке.

Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations

– ASEAN) была основана 8 августа 1967 года в Бангкоке 5 странами:

Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами. В 1984 г. к

организации присоединился Бруней, в 1995 – Вьетнам, в 1997 – Лаос и Мьянма,

в 1999 – Камбоджа. Статус специального наблюдателя имеет Папуа - Новая

Гвинея.

Население стран АСЕАН составляет около 500 миллионов человек, совокупный

размер ВВП – 737 млрд. $, объем торговли – 720 млрд. $.

Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели

экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения

заключались странами-членами именно в области политического сотрудничества

и сотрудничества в сфере безопасности. Они были направлены на поддержание

мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних

сил.

И в настоящее время АСЕАН продолжает держать курс на содействие

региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной

сферах с целью укрепления мира в регионе. В начале 90-х годов она

инициировала переговорный процесс между Россией и Китаем, также АСЕАН

способствовала политическому решению камбоджийской проблемы.

Ежегодно проходят министерские Конференции АСЕАН, служащие форумом по

обмену мнениями по вопросам безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе

между АСЕАН и ее партнерами по диалогу (Австралией, Канадой, Европейским

Союзом, Японией, Новой Зеландией, Южной Кореей и Соединенными Штатами

Америки).

Подписание 8 августа 1967 года Бангкокской декларации о создании Ассоциации

стран Юго-Восточной Азии положило началом сотрудничеству также в области

науки и технологий, окружающей среды, культуры и информации, социального

развития и др. в целях ускорения экономического роста, социального

прогресса и культурного развития в регионе, содействия активному

сотрудничеству и взаимопомощи в перечисленных выше областях, а также в

образовательной, технической и управленческой сферах.

Две первые встречи глав государств АСЕАН на о.Бали (1976 год) и в Куала-

Лумпуре (1977 год) провозгласили принципы существования этой организации, а

именно: дружеские взаимоотношения и сотрудничества с другими нациями на

основе взаимного уважения и выгоды, отстаивание интересов региона на

международной арене, усиление деятельности государственных и

негосударственных организаций в развитии региональной индивидуальности, и

призвали к расширению сотрудничества в развитии человеческих ресурсов, в

устранении бедности, болезней и неграмотности, в обеспечении рабочих мест

для групп людей с низкими доходами, особенно в сельской местности, в

согласованных действиях по злоупотреблению и торговле наркотиками и

наркотическими средствами.

В экономической области страны АСЕАН проводят линию на интеграцию и

либерализацию в регионе ЮВА. Уже в 1977 году были сделаны попытки

сформировать район свободной торговли. В этом году появилось АСЕАНовское

соглашение по льготной торговле ( Preferential Trade Agreement - РТА),

которое явилось первым инструментом по либерализации торговли, по

увеличению внутрирегиональной торговой деятельности.

В рамках создания зоны свободной торговли проводятся мероприятия по

ускорению процессов согласования тарифной номенклатуры, таможенной оценки;

установление системы зеленого прохода, т.е. системы упрощенных таможенных

процедур; согласование товарных стандартов. Работа по стандартизации

продукции нацелена на то, чтобы снизить издержки ее производства путем

выравнивания стандартов стран-членов с международными стандартами,

взаимного признания требований, предъявляемых к проверке продукции и выдачи

соответствующих сертификатов.

Базой для сотрудничества в этой сфере являются соглашения о создании Зоны

свободной торговли АСЕАН (АФТА), Зоны инвестиций АСЕАН (АИА) и Схема

промышленного сотрудничества (АИКО).

Высшим органом АСЕАН является Встреча Глав Государств и Правительств

АСЕАН. Этот саммит проводится каждые три года, а в промежутках между ними

проводятся неформальные встречи. Встречи Министров иностранных дел проходят

ежегодно. Также проводятся встречи министров, отвечающих за другие отрасли:

сельское хозяйство, рыболовство, энергетика, окружающая среда, финансы,

информатизация, инвестиции, труд, юстиция, искоренение бедности, наука и

технологии, социальное обеспечение, международная преступность, транспорт,

туризм и пр. В АСЕАН работает 11 специализированных комитетов. Всего в

рамках организации ежегодно проводится свыше 4 00 мероприятий.

АСЕАН имеет свои вооруженные силы - ВМС; проводятся совместные учения. В

1994 году на 27-й конференции министров иностранных дел стран-членов АСЕАН

был принят флаг АСЕАН.

В ноябре 2002 года в столице Камбоджи прошёл саммит лидеров АСЕАН и их

партнёров по диалогу – руководителей правительств Китая, Республики Корея,

Индии и Южной Африки, главным пунктом которого стала проблема борьбы с

терроризмом. Массовые теракты, имевшие место в странах региона в конце

года, подорвали доверие к туристической отрасли большинства стран АСЕАН,

где туризм всегда оставался значительной статьёй доходов в государственных

бюджетах, а также обеспечивал миллионы жителей этих стран рабочими местами.

Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и

сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г. В настоящее

время АСЕАН разработан механизм возможного присоединения к Договору

внерегиональных держав, включая Россию, которая неизменно заявляет о своем

позитивном отношении к этому документу.

Важное место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимает работа

по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия (соответствующий

договор вступил в силу в 1997 г.).

В 70-е годы зародилась система т.н. диалогов Ассоциации с ведущими

государствами мира, поддерживающими с ней активные политические и

экономические связи. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН

являются Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея,

Россия, США, Япония и ЕС. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу

выступает Пакистан.

Диалоговые отношения России и АСЕАН

Россия участвует в совещательных заседаниях на встречах министров АСЕАН с

1991 года. В 1993 году министр иностранных дел России выразил желание

оформить отношения с АСЕАН. России было предложено стать членом

АСЕАНовского Регионального Форума (АРФ), и, таким образом, была признана ее

роль стратегически важного государства в регионе. В апреле 1995 года в

Москве прошел семинар по принципам безопасности и стабильности в АТР,

который стал вкладом России в обеспечение мира и процветания в регионе.

В июле 1996 г. Россия получила статус полномасштабного партнера по диалогу

с АСЕАН. Это высшая ступень сотрудничества Ассоциации с внерегиональными

странами.

Министр иностранных дел Российской Федерации регулярно принимает участие во

встречах стран АСЕАН с диалоговыми партнерами, проводимых ежегодно в конце

июля по завершении Совещаний министров иностранных дел Ассоциации в рамках

т.н. "Постминистерских конференций" (ПМК).

Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе и

африканские государства. В 1989 г. в северной части африканского континента

был образован Союз Арабского Ма-гриба с участием Алжира, Ливии, Мавритании,

Марокко и Туниса. Договор об этом союзе предусматривает организацию

широкомасштабного экономического сотрудничества на уровне региональной

интеграции. Однако регион Северной Африки представляет собой пять замкнутых

в национальных границах, обособленных друг от друга рынков.

Стремление других африканских стран к экономической интеграции означает

попытку отсталых, практически не имеющих между собой экономических связей

государств создать в отдельных субрегионах Африки подходящие условия для

развития промышленности, ориентированной на удовлетворение основных

потребностей внутреннего рынка. Образовывая экономические и таможенные

союзы, африканские страны планировали на основе скоординированной политики

развивать взаимные экономические связи. В результате предполагалось

создавать в отдельных регионах относительно емкие внутренние рынки как базу

для модернизации экономики. Интеграция рассматривалась как альтернативный

путь развития, во многом как способ достижения прогресса в "опоре на

собственные силы". Концепция "опоры на собственные силы" предполагает, что

структурная перестройка экономики может быть достигнута за счет

использования, прежде всего, местных ресурсов, всемерной мобилизации

внутренних факторов развития. Эта идея присутствует и в планах организации

Африканского единства по созданию к 2025 г. африканского экономического

сообщества.

Практика интеграционных процессов в Африке, реализуемость провозглашаемых

руководителями африканских государств направлений углубленного

сотрудничества, показывают, что, в основном, все эти цели и задачи остаются

лишь благими пожеланиями. Экономическое сотрудничество бедных и отставших

стран, в традиционных его формах, не ведет к выходу из "порочного круга

бедности", не обеспечивает сколько-нибудь ощутимый прогресс. Вместе с тем,

идея африканского общего рынка, несмотря на все неудачи его создания, по-

прежнему популярна на континенте.

Сообщество развития Юга Африки (САДК/SADC - Southern African Development

Community) создано в 1980 г. первоначально как Конференция по координации

развития Юга Африки (САДКК). В настоящее время эта организация объединяет

13 государств (Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, ДРК, Лесото, Маврикий,

Малави, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Танзания, ЮАР). Договор о САДК был

подписан в Виндхуке (Намибия) в августе 1992 г.

САДК является одним из крупнейших и наиболее влиятельных субрегиональных

объединений Африки. Общая численность населения стран-членов САДК

составляет около 200 млн. чел., суммарный ВВП оценивается в 170 млрд. долл.

США (2000 г.).

Исполнительный секретариат САДК находится в Габороне (Ботсвана).

Исполнительным секретарем является в настоящее время представитель Маврикия

Прега Рамсами.

Принята Программа действий САДК, включающая совместные проекты

экономического и социального характера. Предпринимаются шаги по созданию

благоприятного инвестиционного климата внутри САДК, унификации

экономического и юридического пространства. Предусматривается создание Зоны

свободной торговли (ЗСТ).

С 1996 г. существует Орган САДК по вопросам политики, обороны и

безопасности (ОПОБ), главная задача которого - способствовать

предотвращению и урегулированию внутри- и межгосударственных кризисов в

субрегионе.

39. Бреттон-Вудская валютная система.

Бреттон-Вудская ВС 1944-1978гг.

Причины создания:

. Введение золотодевизного стандарта, который был основан на золоте и

девизе – валюта 2-х стран: $ США и фунт стерлингов. В последнее время

фунт стерлингов утратил свои позиции в ВС в пользу доллара США. 35$ =1

тройской унции. Так продолжалось до 1971г.

. Курсовой соотношение валют, их конвертируемость стали осуществляться на

основе фиксированных паритетов, выраженных в долларах США. Все страны

были обязаны поддерживать курс национальной валюты в пределах 1%

колебаний по отношению к паритету.

. Создание м/н валютно-кредитных организаций: МВФ и МВРР

. Доллар США становится единственной резервной валютой.

На конференции ООН в Бреттон-вудсе (США) в июле 1944 года были выдвинуты

следующие принципы мировой ВС:

золото признавалось основой ВС;

основные валюты - американский доллар и английский фунт стерлингов;

устанавливались твердые паритеты всех валют по отношению к доллару, через

него - к золоту и другим валютам, допускались рыночные колебания вокруг

фиксированных курсов +1%;

для регулирования ВС были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и

Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

отменялись системы валютных ограничений, и восстанавливалась

конвертируемость национальных валют.

Эта система характеризовалась тем, что обеспечивала сочетание национальных

интересов с международными требованиями: относительная самостоятельность

государств в проведении внутренней политики обеспечивалась системой

международного кредита.

Исторические заслуги системы:

- К концу 60-х гг. страны мира достигли такого уровня жизни и объема

потребляемых благ, которым наслаждаются и по сей день

- Мировая экономика приобрела опыт м/н регулирования с помощью МВФ и

МВРР.

Причины краха:

o В 1971г. был прекращен обмен долларов США на золото

o Долларовый голод сменился долларовым пресыщением

40. ВТО

см. вопрос №22

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она

является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ),

заключенного в 1947 году.

ВТО - это одновременно и организация, и комплекс правовых документов,

определяющих права и обязанности правительств в сфере международной

торговли товарами и услугами.

Правовую основу ВТО составляют:

1. Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года.

2. Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС).

3. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности

(ТРИПС).

Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее

справедливости и предсказуемости, создание благоприятной среды для

экономического роста и повышения экономического благосостояния людей.

Высшим руководящим органом ВТО является Конференция министров. Она

созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров

торговли или иностранных дел стран-участниц ВТО. Конференция обладает

полномочиями принимать решения по наиболее принципиальным вопросам,

касающимся новых раундов многосторонних переговоров.

Текущее управление деятельностью и наблюдение за действием соглашения и

министерских решений осуществляет Генеральный совет. Он собирается

несколько раз в год в Женеве. В Генеральный совет обычно входят послы и

главы представительств членов ВТО. В функции Генерального совета также

входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и

проведение периодических обзоров их торговой политики.

Генеральный совет контролирует деятельность подчиненных органов:

. - Совета по торговле товарами, который осуществляет наблюдение за

выполнением ГАТТ;

. - Совета по торговле услугами, который осуществляет наблюдение за

выполнением ГАТС;

. - Совета по интеллектуальной собственности, который осуществляет

наблюдение за выполнением ТРИПС.

Кроме вышеперечисленных органов, в составе ВТО действуют рабочие и

экспертные группы и специализированные комитеты. Их функции заключаются в

рассмотрении вопросов выполнения отдельных частей многосторонних

соглашений, а также других вопросов, представляющих интерес для стран

участниц, к примеру, касающихся правил конкуренции, инвестиций, действия

региональных торговых соглашений, торговых аспектов защиты окружающей среды

и приема новых членов.

В настоящее время, 145 стран являются членами ВТО, около 30 -

наблюдателями. Наблюдатели - это в основном страны, которые ведут

переговоры о вступлении в ВТО и намерены вступить в эту организацию в

ближайшие годы.

Всемирная торговая организация имеет следующие характерные черты:

1. ВТО - это, в первую очередь, организация, созданная для обеспечения

более свободной международной торговли. Действия ВТО направлены на

устранение торговых барьеров между странами.

2. ВТО не является каким-либо высшим органом, решения которого обязательны

для выполнения правительствами всех стран-участниц этой организации.

3. Страны-участницы ВТО договариваются между собой по вопросам

международной торговли, но с соблюдением правил ВТО.

4. Членство в ВТО не запрещает устанавливать таможенные пошлины на

определенные виды товаров. Однако обычный размер таких пошлин не превышает

в среднем 5-7%.

5. ВТО - демократичная организация, где решения принимаются на основе

консенсуса и только в исключительных случаях (а такие были только в

практике ГАТТ) - большинством голосов.

6. Все страны-участницы ВТО равны между собой, независимо от их размера и

уровня экономического развития.

7. В соглашениях ВТО содержатся положения, позволяющие правительствам стран-

частниц принимать меры по охране окружающей среды, по защите жизни и

здоровья людей, животных и растений.

Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию зашли

в тупик, и есть опасность того, что они будут отложены на год. На

переговорах в Брюсселе обозначились две проблемы - энерготарифы и

использование российской газотранспортной системы.

Еврокомиссия требует от России в качестве условия для вступления в ВТО

единовременно повысить внутренние тарифы на нефть и газ до уровня

общеевропейских. Вторая проблема заключается в использовании российской

газотранспортной системы.

41. Ямайская валютная система.

Ямайская валютная система 1976г.

Кингстон, Ямайка

Основные принципы создания:

. Отмена официальной цены на золото, прекращен размен доллара США на

золото, золото превращается в обычный товар со свободной ценой на него

. Введен стандарт SDR – специальные права заимствования. Был введен вместо

золотодевизного стандарта с целью сделать SDR основным резервным авуарам

– денежные средства, чеки, векселя, аккредитивы, переводы, средства банка

в иностранной валюте, находящиеся на его счетах в иностранных банках

. Право выбора любого режима валютного курса

2 фактора, которые влияют на колебание валют:

1. Реальная стоимость и покупательная способность валют на национальном

рынке

2. Соотношение спроса и предложения на мировых валютных рынках. МВФ должен

был усилить валютное регулирование.

42. Экономические организации и система ООН: ЭКОСОС, ПРООН, ЮНИДО.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ООН

Ежегодно Ассамблея утверждает бюджет на следующий финансовый год.

Государства-члены покрывают затраты бюджета в соответствии со своей

платежеспособностью. Шкала взносов государств-членов варьируется от 0,04%

для небольших стран, например Исландии, до 30% для США. Однако механизмов

принуждения к уплате взносов нет. Несмотря на частичную выплату долгов в

начале 1990-х, США остаются должны сотни миллионов долларов в счет

регулярных платежей и специальных платежей на миротворческие операции.

Состав Экономического и социального совета (ЭКОСОС – ECOSOS) сначала

ограничивался 18 членами. В 1966 их число увеличилось до 27, а позже

достигло 54. Члены Совета избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три

года. Ежегодно его состав обновляется на треть. ЭКОСОС обычно проводит две

сессии в год. Его решения принимаются простым большинством голосов.

ЭКОСОС призван способствовать:

a) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям

экономического и социального прогресса и развития;

b) разрешению международных проблем в области экономической,

социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному

сотрудничеству в области культуры и образования; и

c) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для

всех, без различия расы, пола, языка и религии.

11 ноября 2003 года Генеральная Ассамблея ООН избрала 18 новых членов

ЭКОСОС на трехлетний срок, начинающийся с 1 января 2004 года. Ими стали

Армения, Бангладеш, Бельгия, Белиз, Индонезия, Италия, Канада, Колумбия,

Намибия, Нигерия, Маврикий, Панама, Польша, Республика Корея, Тунис,

Объединенные Арабские Эмираты, Танзания и США.

ЭКОСОС несет ответственность перед Генеральной Ассамблеей и часто выступает

в качестве комитета Ассамблеи со специальными функциями. Его задача –

изучение путей развития международного сотрудничества в экономической и

социальной сферам. С этой целью он составляет проекты соглашений для

представления Ассамблее и готовит международные конференции. ЭКОСОС также

дает рекомендации Ассамблее по экономическим и социальным программам,

заслуживающим рассмотрения ООН.

Поскольку ЭКОСОС не является оперативным органом, большая часть его работы

заключается в координации деятельности многочисленных комиссий и комитетов,

находящихся под его контролем. Они занимаются вопросами статистики,

народонаселения, социального развития, прав человека и защиты прав

меньшинств, положения женщин и контроля за наркотическими средствами.

Программа развития ООН (ПРООН) была создана в 1965 г. в соответствии с

резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2029 (ХХ) на основе объединения

Специального фонда ООН и Расширенной программы технической помощи. Штаб-

квартира ПРООН находится в Нью-Йорке.

Основная цель Программы заключается в обеспечении устойчивого человеческого

развития, т.е. в искоренении бедности, увеличении занятости и повышении

уровня жизни населения, улучшении системы образования, защите и

восстановлении окружающей среды. ПРООН является основным каналом

предоставления многосторонней технической и прединвестиционной помощи

развивающимся странам. Эта помощь осуществляется в виде направления

консультантов, поставки оборудования, подготовки национальных кадров путем

предоставления стипендий.

Программа действует фактически по всем направлениям социально-

экономического развития, включая земледелие, животноводство, рыболовство,

лесоводство, горное дело, обрабатывающую промышленность, энергетику,

транспорт, связь, жилищное строительство, торговлю, туризм,

здравоохранение, образование и профессиональную подготовку, экономическое

планирование и государственное управление.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) была

учреждена в 1966 году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2152 (ХХI) для

осуществления координации деятельности ООН в области промышленности.

Государствами-членами ЮНИДО являются 169 стран. Штаб-квартира Организации

находится в Вене (Австрия).

ЮНИДО является специализированным учреждением ООН, занимающимся вопросами

промышленного развития в развивающихся странах и странах с переходной

экономикой.

Цель Организации – содействие строительству конкурентоспособных и

экологически безопасных промышленных предприятий и развитию международного

промышленного сотрудничества.

ЮНИДО оказывает помощь странам-участницам во внедрении международных

принципов и норм в области промышленности путем реализации программ

технического сотрудничества.

Генеральная конференция определяет руководящие принципы и политику

Организации, рассматривает доклады Совета по промышленному развитию,

Генерального директора и вспомогательных органов Конференции, одобряет

программу работы и регулярный бюджет.

Совет по промышленному развитию проводит обзор выполнения одобренной

программы работы и регулярного бюджета, докладывает Конференции на каждой

очередной сессии о его деятельности. Совет состоит из 53 стран-членов

Организации, которые избираются Генеральной конференцией: 33 члена – из

числа развивающихся стран, 15 – развитых стран, остальные 5 определяются

Уставом Организации.

Секретариат возглавляется Генеральным директором Организации. Генеральный

директор назначается на четырехлетний период и координирует работу

Секретариата.

43. Европейская валютная система.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА - организационно-экономическая форма отношений

ряда стран Европейского Союза (Бельгия, Ирландия, Испания, Италия,

Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ) в валютной сфере, действующая с марта

1979 г.: направлена на стимулирования интеграционных процессов, уменьшение

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.