РУБРИКИ

Развитие отношений Россиской Федерации с Международным Валютным Фондом

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Развитие отношений Россиской Федерации с Международным Валютным Фондом

Золотой запас МВФ сформировался в результате того, что до Ямайского

соглашения государства – члены осуществляли 25% своих взносов в золоте. По

состоянию на 30 апреля 2000 года на хранении в уполномоченных учреждениях –

депозитариях находилось 3217341 килограммов (103, 4 млн. чистых унций)

принадлежащего МВФ золота, которое оценивалось в 3,6 млрд. СДР из расчета

35 СДР за чистую унцию.

Находясь на балансе МВФ в качестве актива, золото не считается

свободно используемым ресурсом, и не применяется в операциях и сделках

Фонда. Это объясняется тем, что любая реализация золота из запасов Фонда

странам-членам или частным покупателям, требует большинства в 85% от общего

количества голосов Фонда. Но даже после продажи золота, использование

полученной выручки регламентируется определенными положениями Статей

соглашения МВФ, что приводит к снижению степени ликвидности принадлежащего

Фонду золота.

В 1969 году была введена счетная валютная единица СДР (Special Drawing

Rights), с которой было связано первое изменение Устава МВФ. СДР – это

международный резервный актив. Приносящий процентный доход. СДР призваны

служить дополнением к существующим резервным активам, и распределяются

Фондом среди государств – членов, являющихся участниками Департамента СДР,

пропорционально их квотам в фонде (статья XV, раздел 1). Ценность СДР как

резервного актива определяется, прежде всего, обязательствами участников

держать и принимать СДР, а также выполнять различные обязанности, связанные

с надлежащим функционированием СДР в качестве резервного актива. Авуары

участников в СДР составляют неотъемлемую часть их международных резервов,

наряду с авуарами в золоте, иностранной валюте и позициями по резервной

доле в Фонде. СДР приносят своим держателям доход по рыночной процентной

ставке, которая с августа 1983 года устанавливается еженедельно. СДР

являются чисто официальным активом, поскольку правом держать СДР и

использовать их обладают лишь государства – участники, сам Фонд и

уполномоченные официальные организации. Коммерческие банки создают и

выпускают в обращение выраженные в СДР финансовые инструменты, которые, в

отличие от СДР как таковых, нередко называются «частными СДР». На счетах в

рамках Департамента СДР отражаются все сделки и операции с использованием

СДР.

СДР выделяются каждому участнику по единой ставке, которая составляет

определенный процент от его квоты на момент, непосредственно предшествующий

распределению. Аннулирование СДР производится на основе чистого

кумулятивного объема распределений.

СДР являются резервным активом, представляющим собой кредитовые

проводки по счетам Департамента СДР. Курс СДР определяется в директивном

порядке. В 1981 году совет управляющих МВФ постановил определять стоимость

СДР на основе корзины из пяти основных валют, которые также являются пятью

«свободно используемыми» валютами в международных финансовых сделках, а

именно: доллар США, немецкая марка, японская иена, французский франк и фунт

стерлингов (в связи с введением ЕВРО корзина валют несколько изменится).

Состав валют, определяющих курс единицы СДР, и доля каждой их этих валют в

корзине пересматриваются через каждые пять лет.

В конце каждого финансового года (30 апреля) каждый участник

выплачивает Фонду обязательные отчисления (пропорционально чистой

кумулятивной сумме СДР, распределенных соответствующим участникам) для

покрытия операционных расходов Департамента СДР.

СДР распределяются только среди тех государств – членов, которые

приняли решение стать участниками Департамента СДР (Участники) и выполнять

обязанности таких участников. СДР могут также находиться на счете общих

ресурсов и у уполномоченных держателей, но не выделяются им при

распределении. На счет общих ресурсов Фонда СДР поступают при выплате

государствами – членами части взносов по квотам, при оплате сборов за

использование ресурсов Фонда и при выкупе национальной валюты. Кроме того,

СДР могут приобретаться у других участников.

МВФ имеет также право предоставлять полномочия держателей СДР странам,

не являющимся членами Фонда, государствам – членам, не являющимся

участниками Департамента СДР, учреждениям, выполняющим функции центрального

банка для нескольких государств – членов и иным официальным организациям.

Эти организации могут приобретать и использовать СДР в сделках по

договоренности и в операциях с участниками и другими держателями на

условиях, предписанных Фондом. Они не могут, однако, получать СДР в порядке

распределения или использовать СДР в так называемых «сделках по

назначению». Механизм назначения участников сделок с СДР действует на

основе ежеквартальных планов назначения. В этих планах, утверждаемых

Исполнительным советом, содержится список участников Департамента СДР,

подлежащих назначению, и устанавливаются максимально допустимые лимиты на

сумму СДР, которая может быть предписана к получению тем или иным

участником в данном квартале. Участники и уполномоченные держатели могут

использовать СДР в самых различных операциях по переводу средств.

Кроме того, СДР играют важную роль в качестве расчетной единицы МВФ.

Целый ряд международных и региональных организаций применяют в качестве

расчетной единицы исключительно СДР или используют СДР как основу для своих

расчетных единиц. СДР как расчетная единица используется также в ряде

международных конвенций, в особенности выражения лимитов ответственности

при международной перевозке товаров и оказании услуг.

Заемные ресурсы.

В соответствии со статьей VII Статей соглашения, Фонд уполномочен

заимствовать валютные средства при условии, что определенные масштабы,

продолжительность или распределение диспропорций платежного баланса

государств – членов требуют значительного временного расширения кредитов

Фонда. Фонд придерживается точки зрения. Что такое расширение более

целесообразно финансировать за счет заимствования средств, а не за счет

постоянного увеличения размеров собственных средств Фонда. Заимствование

средств, таким образом, периодически служит важным временным дополнением к

свободно используемым ресурсам, складывающимся из квот государств – членов.

МВФ уполномочен определять источники, выбор времени, масштабы,

условия, сроки погашения и методы заимствования средств. Фонд имеет право

заимствовать валютные средства из любого источника, в том числе у стран, не

входящих в МВФ, и из частных источников, при условии согласия со стороны

государства – члена, являющегося эмитентом заимствуемой валюты. В то же

время Фонд не имеет права держать средства в валюте стран, не являющихся

его членами, и поэтому не может получать займы в таких валютах. Потребность

в заимствовании средств может возникать, когда ликвидность МВФ (то есть

величина его авуаров в СДР и свободно используемых валютах) невысока по

сравнению со спросом на его ресурсы.

Хотя по своему происхождению, а также по суммам, срокам погашения и

процентным ставкам различные механизмы заимствования МВФ отличаются друг от

друга, они имеют и некоторые общие характеристики, а именно:

добровольность, официальный статус кредиторов и поддержание стоимости

обязательств перед кредиторами в пересчете на СДР.

Начиная с 70-хх годов заимствования МВФ, равно как и его иные

операции, выражаются в СДР. Срок погашения полученных займов в большинстве

случаев составляет от четырех до семи лет (в среднем – около пяти), что

имеет целью обеспечить как можно более близкое соответствие сроков

погашения кредитов, выданных Фондом государствами – членам за счет заемных

ресурсов, со сроком погашения кредитов, взятых Фондом. Остальные

заимствования производятся на более короткие сроки (от одного года до трех

лет).

Важная особенность большинства заимствований МВФ состоит в том. Что

кредиторы (за исключением Банка Международных Расчетов (БМР)) имеют право

на досрочное погашение своих ссуд (путем инкассации или перевода

задолженности третьей стороне на условиях, согласованных между исходным

ссудодателем и новым кредитором) в случае возникновения у них каких-либо

проблем в области платежного баланса. Этот аспект является особенно

привлекательным для стран – кредиторов, входящих в МВФ, с учетом

вероятности непредвиденного ухудшения состояния платежного баланса и

резервных позиций этих стран в течение срока действия их ссуд Фонду. Данный

аспект придает ссудам, предоставленным Фонду, чрезвычайно ликвидный

характер, в силу чего эти активы рассматриваются как часть международных

резервов кредиторов.

2.3. Структура формируемых Фондом ресурсов.

Финансовая структура МВФ представлена следующим образом. Все

финансовые сделки и операции МВФ проводятся через Департамент общих счетов,

Департамент СДР и через прочие счета, управляемые МВФ.

Большая часть операций МВФ проводится через Департамент общих счетов

(ДОС). В соответствии со Статьями соглашения, Департамент общих счетов МВФ

состоит из счета общих ресурсов (СОР), счета специальных выплат (ССВ) и

инвестиционного счета (являющегося на данный момент неактивным).

Департамент общих счетов включает также промежуточные счета заемных

ресурсов. Эти счета[7] были созданы по решению Исполнительного совета в мае

1981 года, но с 1991 года они являются неактивными.

Большинство сделок между странами – членами и Фондом осуществляется

через СОР. Через этот счет проводится, в частности, получение взносов в

счет квот, покупка и выкуп средств, получение возмещение сборов, выплата

вознаграждения по компенсируемым позициям государств – членов в рамках

резервной доли в Фонде, а также погашение основной суммы долга кредиторам

фонда. Активы, хранящиеся на СОР, состоят из валют стран – членов Фонда,

собственных авуаров Фонда в СДР и авуаров Фонда в золоте.

ССВ начал использоваться в июне 1981 года для получения средств,

перечисляемых из Трастового фонда (Трастовый фонд, созданный в мае 1976

года, был ликвидирован в декабре 1980 года с переводом средств на ССВ).

Часть ресурсов, полученных таким образом на ССВ, была перечислена на

управляемый Фондом счет субсидий механизма дополнительного

финансирования.[8]

В рамках Департамента общих счетов Фонд уполномочен создать

инвестиционный фонд. До сих пор, однако, решения об этом принято не было

(управление средствами на СОР осуществляется на основе принципа

рентабельности и имеет целью сокращение компенсируемых позиций по резервной

доле (для снижения расходов фонда)), либо увеличение авуаров Фонда в СДР

(для повышения доходов Фонда). Для обеспечения большей прибыльности

ресурсов на инвестиционном счете их следовало бы инвестировать по ставке,

превышающей процентную ставку по активам в СДР с учетом любого валютного

риска. Активы на инвестиционном счете должны храниться отдельно от средств

на счете общих ресурсов, и на них не должны распространяться требования о

поддержании стоимости. Согласно Статьям соглашения, активы на

инвестиционном счете могут образовываться за счет прибыли от продажи

золотого запаса Фонда, за счет перевода валютных средств, хранящихся на

СОР, или за счет доходов или поступлений от инвестирования средств данного

счета. За исключением доходов от инвестирования средств инвестиционного

счета, общая сумма, переводимая на этот счет, не может превышать суммы

ресурсов, хранящихся в общем и особом резервах Фонда. Объектом инвестиций

могут быть только приносящие доход и обращающиеся на рынке обязательства

международных финансовых организаций или государств – членов, валюта

которых используется для такого инвестирования. Полученные доходы могут

реинвестироваться или использоваться для покрытия расходов на веление дел

Фонда, включая как операционные, так и административные расходы. На счетах

в рамках Департамента СДР отражаются все сделки и операции с использованием

СДР.

Счета, управляемые МВФ, включают в себя: Счета пенсионного

обеспечения персонала МВФ, Трастовый фонд Механизма расширенного

финансирования (ЕСАФ (Enhanced Structural Adjustment Facility ESAF)),

трастовый фонд, счет субсидий механизма дополнительного финансирования

(СФФ(Structural Fund Facility - SFF)), другие счета, находящиеся под

управлением МВФ. Эти счета созданы на основании полномочий МВФ по оказанию

финансовых услуг, соответствующих его целям. На настоящий момент основным

счетом, управляемым МВФ, является Трастовый фонд ЕСАФ, который был создан в

декабре 1987 года для предоставления на льготных условиях кредитов

соответствующим государствам – членам с целью поддержки программ

структурной перестройки. Трастовый фонд ЕСАФ функционирует на основе

входящих в его состав счета ссуд, счета резервов и счета субсидий. Ресурсы

инвестируются МВФ в долговые обязательства, выраженные в СДР. Помимо этого

имеется также ряд других управляемых МВФ счетов, которые служат различным

целям, а в апреле 1995 года был создан управляемый МВФ базовый счет для

предоставления ресурсов в целях финансирования деятельности по линии

технической помощи.

Для ведения дел с МВФ каждое государство - член обязано назначить

фискальное агентство и депозитарий. Функцию фискального агентства может

выполнять казначейство (министерство финансов), центральный банк,

государственное денежно-кредитное агентство, стабилизационный фонд или иная

аналогичная организация государства – члена. МВФ может вести дела только с

назначенным таким образом фискальным агентством, которое наделено

соответствующими полномочиями осуществлять от имени страны – члена все

операции и сделки, разрешенные по статьям соглашения. Кроме того, каждое

государств - член обязано назначить свой центральный банк в качестве

депозитария для всех авуаров МВФ в валюте данной страны. При отсутствии

центрального банка государство-член может назначить другое приемлемое для

фонда учреждение, например, даже коммерческий банк.

Каждый депозитарий ведет счета МВФ № 1 и № 2 (некоторые ведет даже

счет ценных бумаг МВФ), для авуаров Фонда в валюте соответствующей страны.

Эти валютные авуары образуются в первую очередь за счет выплаты Фонду

взносов государств – членов по своим квотам. Депозитарий обязан по первому

требованию и незамедлительно производить выплаты по авуарам Фонда в валюте

соответствующего государства – члена любому указанному Фондом получателю на

территории данного государства, а также обеспечивать для фонда

ответственное хранение ценных бумаг в тех случаях, когда взамен части

авуаров в своей валюте государство-член выпускает необращающихся

беспроцентные векселя или аналогичные долговые обязательства.

Счет № 1 используется для проведения сделок с МВФ, включая выплату

взносов по подписке, покупку и выкуп средств, погашении займов, а также

продажу валюты соответствующего государства – члена. При условии

поддержания определенного минимума средств на счете № 1 все указанные

операции могут проводиться по счету ценных бумаг МВФ.

Счет ценных бумаг МВФ может открываться ввиду того, что государства –

члены имею право выплачивать любую часть взноса по подписке в национальной

валюте путем депонирования необращающихся беспроцентных векселей или

аналогичных обязательств, которые подлежат оплате Фонду по первому

требованию, за исключением случаев, когда денежные средства в

соответствующей национальной валюте необходимы для операций и сделок МВФ.

Указанные векселя находятся на хранении у депозитария, который выступает в

качестве представителя Фонда при проведении инкассации векселей с целью

постоянного поддержания минимального остатка средств на счете № 1. Если в

результате какого-либо платежа со стороны МВФ остаток средств на счете № 1

уменьшается ниже минимума, составляющего 0,25% квоты государства – члена,

то к следующему операционному дню этот остаток должен быть восстановлен до

данного минимального уровня посредством инкассации векселей на достаточную

сумму.

Счет № 2 используется для отражения административных расходов и

поступлений МВФ (например, поступления от продажи публикаций Фонда в валюте

соответствующего государства- члена в пределах его территории. Небольшие

расходы, оплачиваемые за наличный расчет (например, плата за телеграфные и

почтовые услуги), могут относиться на дебет данного счета ежеквартально.

Глава 3. Финансовые сделки и операции Фонда. Политика и механизмы

финансирования.

3.1.Общие условия предоставления финансовой помощи.

Сделки, совершаемые Фондом, представляют собой обмен одних денежных

активов на другие денежные активы, а операции Фонда – это другие виды

использования или получения им денежных активов. Все операции и сделки

фонда проводятся через счет общих ресурсов (СОР), Департамент СДР и прочие

счета, управляемые МВФ.

МВФ оказывает финансовую помощь тому или иному государству – члену,

продавая СДР или валюту других государств – членов в обмен на собственную

валюту данного государства – члена. При совершении «покупки» член МВФ

предоставляет эквивалентную сумму в своей валюте, которую он обязан

«выкупить» через определенный период времени. По этой причине в статьях

Соглашения МВФ вместо терминов «кредиты» и «погашение кредитов»

употребляются выражения «покупка валюты» и «выкуп валюты».

Помощь Фонда государствам – членам не приводит к уменьшению совокупной

величины авуаров Фонда в СДР и различных валютах, а только изменяет их

структуру.

МВФ поддерживает значительный фонд ресурсов, предназначенный для

оказания помощи государствам – членам в финансировании временных

диспропорций в их платежных балансах. Эти ресурсы носят возобновляемый

характер и складываются. Главным образом, из валюты, вносимой государствами

– членами в качестве взносов в счет своей квоты. МВФ может также пополнять

эти ресурсы путем заимствования.

Для использования ресурсов Фонда государство-член должно предоставить

Фонду сведения о том, что потребность в этих ресурсах обусловлена

состоянием платежного баланса, резервной позицией или изменениями в

резервах данной страны. Использование ресурсов Фонда осуществляется на

основе равенства и отсутствия дискриминации государств – членов, а также с

учетом их внутренних социально-политических целей. Политика Фонда

направлена на то, чтобы государства – члены обращались к использованию его

механизмов финансирования уже на ранней стадии возникновения проблем в

области платежного баланса. Финансовая помощь, предоставляемая Фондом,

позволяет государствам-членам исправлять диспропорции платежного баланса

без необходимости применения торговых и платежных ограничений. Фонд

выступает в качестве финансового посредника, поскольку он обеспечивает

перераспределение средств из тех стран, где имеется их избыток, в страны,

где существует их дефицит.

Использование ресурсов МВФ, как правило, осуществляется в рамках так

называемой «договоренности» Фонда, то есть принимаемого Фондом решения о

том, что Фонд гарантирует тому или иному государству-члену свою готовность

предоставлять ему иностранную валюту по условиям соответствующего решения и

в пределах установленного срока. Договоренность Фонда (не являющаяся

правовым договором) утверждается Исполнительным советом в целях поддержки

экономической программы, в рамках которой государство-член предпринимает

комплекс мер политики по сокращению внешне и внутриэкономических

диспропорций.

Распределение кредитов МВФ (%).

|Страны |1947-1976 |1977-1991 |

|Промышленно развитые |60,6 |7,9 |

|Развивающиеся |39,4 |92,1 |

В Статьях Соглашения четко указано, что сделки государства-члена с

Фондом в рамках СОР осуществляются исключительно «по инициативе государства-

члена», а не самого Фонда (Статья V, раздел 2а). Поэтому государства-члены

не обязаны обращаться к МВФ с запросом об использовании ресурсов Фонда лишь

в какой-либо определенный момент времени. Разумеется, данное положение

служит признанием суверенных прерогатив стран-членов в отношении их

внешнеэкономической политики. Вместе с тем, это ограничение не означает,

что Фонд не может приступить с тем или иным государством-членом к

обсуждению желательности запроса о возможном использовании ресурса Фонда.

С течением лет было признано, что эффективность сочетания политики,

стабилизации и финансирования в значительной мере зависит от

заблаговременного принятия странами-членами коррективных мер.

После того, как Фонд установит наличие потребности в финансировании

платежного баланса того или иного государства-члена, а также его право

использовать ресурсы Фонда в рамках одного или нескольких механизмов

финансирования, Фонд должен убедиться в том, что данная страна сможет

выполнить перед ним свои обязательства [9] по погашению задолженности.

Поэтому Фонд предоставляет финансовые ресурсы государствам-членам на

определенных условиях, которые имеют целью способствовать проведению

необходимой перестройки экономики и обеспечить временный характер

использования кредитов МВФ. Эти условия призваны привести к сокращению

дефицита платежного баланса государства-члена до поддающегося управлению

уровня при одновременном стимулировании экономического роста, занятости и

финансовой стабильности, а также устранении ограничений в области

международной торговли и расчетов.

В соответствии с периодически пересматриваемыми установками МВФ в

отношении предъявляемых условий, при разработке программ стабилизации Фонд

должен надлежащим образом учитывать внутренние социально-политические

задачи стран-членов, а также их экономические приоритеты и специфику.

В зависимости от разных программ могут предъявляться и разные условия,

так как они не являются жестким и неизменным набором рабочих правил. В

соответствии с установками в отношении условий, предъявляемых МВФ,

«критерии реализации» должны ограничиваться только теми экономическими

переменными, которые необходимы для достижения целей программ,

поддерживаемых Фондом. В число «критериев реализации», как правило, входят

определенные макроэкономические переменные, а также критерии, необходимые

для выполнения конкретных положений Статей соглашения МВФ или политики,

принятой в соответствии с ними. В исключительных случаях «критерии

реализации» могут охватывать другие микроэкономические переменные, если

влияние последних на макроэкономическое положение сказывается на

результативности программ стабилизации государств-членов.

Общей целью политики стабилизации платежного баланса, лежащей в основе

поддерживаемых МВФ программ, является достижение такой позиции по счету

текущих операций, которую можно поддерживать за счет нормальных потоков

капитала, не прибегая к ограничениям в области торговли и расчетов или к

неплатежам.

В течение всего срока действия договоренностей с МВФ о

финансировании, ресурсы МВФ предоставляются по частям (поэтапно – обычно

ежеквартально) в зависимости от соблюдения «критериев реализации», от

проведения анализа хода реализации программы совместно с Фондом, либо с

учетом обоих этих факторов. Подобно «критериям реализации», поэтапность

покупок призвана обеспечивать эффективность условий, предъявляемых Фондом,

и оба эти фактора не только гарантируют надлежащее использование ресурсов

Фонда, но и дают государству-члену возможность продемонстрировать другим

кредиторам, что дальнейшая поддержка с их стороны оправдана, так как страна

реально проводит программу стабилизации.

Если МВФ заимствует средства для пополнения свободно используемых

обыкновенных ресурсов, и такие заемные средства привлекаются для

финансирования стран-членов. То Фонд проводит различие между покупками за

счет заемных средств и покупками за счет обыкновенных ресурсов. Данное

обстоятельство получило название «политика совмещения ресурсов»

Проводимая МВФ политика «совмещения» ресурсов имеет отношение к

пропорции. В которой заемные ресурсы добавляются к обыкновенным ресурсам

для финансирования покупок в рамках кредитных долей или механизмов

расширенного кредитования. В периоды использования заемных ресурсов,

Исполнительный совет периодически пересматривает соответствующую структуру

ресурсов с учетом разнообразных факторов, включая уровень имеющихся у фонда

ресурсов и предполагаемый спрос на эти ресурсы.

Продолжительность использования общих ресурсов МВФ определяется

задачами сохранения возобновляемого характера ресурсов Фонда и обеспечения

его ликвидности. Сроки выкупа валюты государства-члена и количество

выкупов, производимых в течение каждого года, различаются в зависимости от

соответствующей политики и механизма финансирования.

При покупке валюты у МВФ, устанавливается график с указанием

фиксированных максимально допустимых сроков выкупа. Вместе с тем, Статьями

соглашения предусмотрен порядок, согласно которому в случае улучшения

состояния платежного баланса и резервной позиции того или иного государства-

члена использование ресурсов Фонда данным государством должно быть

прекращено, как правило. До установления сроков погашения. Фонд обладает

правом и полномочиями принимать решение большинством поданных голосов о

продлении срока выкупа национальной валюты, при условии. Что такая отсрочка

не приводит к превышению максимального срока выкупа. Возможность продления

срока выкупа сверх установленного максимума рассматривается лишь в том

случае, если фонд определит, что выкуп в установленный срок приведет к

исключительным трудностям соответствующего государства-члена, а также, если

более длительный срок выкупа не противоречит возобновляемому характеру

использования ресурсов Фонда.

Таким образом. Страна-член может сократить авуары Фонда в своей

валюте, соответствующие ранее произведенным покупкам, и тем самым уменьшить

или ликвидировать всоси обязательства по уплате сборов Фонду. По усмотрению

государства-члена. Производящего выкуп национальной валюты, соответствующий

платеж может осуществляться в СДР или в валютах, выбранных фондом согласно

политике и порядку использования и получения валют в рамках квартального

операционного бюджета фонда. Принятые МВФ установки относительно досрочного

выкупа в равной степени относятся ко всем членам Фонда. Эти установки

основаны на положении Статьи V, раздел 7b.

3.2. Политика и механизмы финансирования.

Политика.

Финансовые ресурсы МВФ предоставляются государствам-членам в рамках

разнообразных политик финансирования, зависящих главным образом от

характера проблем платежного баланса, на решение которых они направлены, и

также от специфики и степени жесткости, связанных с ними условий,

предъявляемых МВФ. Размеры предоставляемых ресурсов определяются, прежде

всего, лимитами доступа к финансированию. Которые устанавливаются в

зависимости от квоты государства-члена, степенью эффективности проводимой

государством-членом политики стабилизации, потребностью в финансировании

его платежного баланса, а также его способностью погасить задолженность

перед Фондом.

Резервная доля

Резервная доля государства-члена является частью его собственных

резервов, и, следовательно, покупка ресурсов у МВФ из резервной доли не

представляет собой использование кредита МВФ. Объем покупок средств из

резервной доли не может превышать позиции государства-члена по его

резервной доле в фонде (до принятия Второй поправки к Статьям соглашения,

называвшейся «золотой долей»). Эта позиция равна сумме, на которую квота

государства-члена превышает величину авуаров Фонда в валюте данного

государства – члена, за вычетом авуаров, отражающих использование кредитов

Фонда государством-членом (а также авуаров на счете МВФ № 2), не

превышающих 1/10 процента от соответствующей квоты. Позиции по резервной

доле представляют собой ликвидные обязательства Фонда перед государствами-

членами, которые возникают отчасти в результате выплаты взносов в счет

квоты, вносимых в виде резервных активов, а отчасти – за счет продажи

Фондом валют государств-членов с устойчивым состояние платежного баланса

для удовлетворения спроса на ресурсы Фонда со стороны других государств-

членов, испытывающих потребность в финансировании своего платежного

баланса. Смысл исключения валютных авуаров. Отражающих использование

кредитов Фонда, при вычислении позиций по резервной доле, состоит в том,

чтобы предоставить странам-членам возможность производить покупки в рамках

той или иной политики кредитования, не вынуждая их использовать свои

позиции по резервной доле, которые, являясь не столько источником

кредитования, сколько резервными активами, могут использоваться в любой

момент по усмотрению самого государства-члена.

Покупки в рамках резервной доли могут производиться лишь при наличии

потребности в финансировании платежного баланса. Вместе с тем, Фонд не

имеет права требовать от государства-члена обоснования потребности в

использовании средств своей резервной доли. Более того, на покупку средств

из резервной доли не распространяются условия, предъявляемые МВФ, сборы, а

также ожидания или обязательства по выкупу национальной валюты. Вместе с

тем, уменьшение позиции государства члена по резервной доле в Фонде

приводит к сокращению получаемого от Фонда вознаграждения за свободно

используемые резервные активы, предоставленные данным государством-членом.

Кредитная доля

На начальном этапе развития Фонда (1952 год) было принято решение о

том, что доступ к ресурсам Фонда будет определяться на основе кредитных

долей, каждая из которых составляет 25% квоты государства-члена.

Государство-член может производить покупку средств в рамках четырех

кредитных долей. По определению, покупка средств из первой кредитной доли

не может приводить к увеличению авуаров Фонда в валюте государства-члена,

производящего покупку, в рамках кредитных лелей до уровня, превышающего 25%

квоты данного государства-члена. Три последующие доли, каждая из которых

эквивалентна 25% квоты, назывались верхними кредитными долями. С течением

времени, особенно после принятия в 1981 году решения о проведении политик

расширенного доступа, в рамках кредитных долей стало допускаться

использование ресурсов Фонда в размерах, существенно превышающих 100%

квоты, поэтому термин «верхние кредитные доли» стал в целом применяться по

отношению к любому использованию ресурсов Фонда за пределами первой

кредитной доли.

Разделение на первую и верхние кредитные доли подчеркивает фундаментальное

положение, согласно которому при переходе к каждой последующей доле Фондом

выдвигаются все более жесткие условия кредитования.

Договоренности о кредитах «стенд - бай» (Stand - by) и расширенном

кредитовании (Extended Fund Facility (EFF))

Договоренность Фонда о кредитах «стенд-бай» (Stand by) или о

расширенном кредитовании, представляет собой «решение Фонда, согласно

которому государству-члену предоставляется заверение в том, что оно сможет

в течение определенного периода и в рамках определенной суммы совершать

покупки» с СОР «в соответствии с условиями такого решения» (Статья XXX

(b)). При этом на государство возлагается обязательство произвести в

единовременном порядке оплату сборов ( в данном случае 0,5 % от суммы

сделки0 и выкуп средств (предоставление эквивалента в своей национальной

валюте). Договоренность не является контрактом.

Договоренности Фонда имеют следующие основные характеристики. Как

правило. Срок действия таких договоренностей от 1 года до 2х лет (кредиты

«стенд - бай») или от 3х до 4х лет (расширенное кредитование). Кроме того,

условия этих договоренностей предусматривают такие элементы, как соблюдение

экономических «критериев реализации» и, как возможный вариант, проведение

анализа хода выполнения соответствующих программ. Критерии реализации, как

правило, включают в себя лимиты на бюджетные расходы и объем кредитов,

неприменение ограничений на текущие международные расчеты и трансферты,

лимиты на сумму и сроки погашения новой краткосрочной и среднесрочной

внешней задолженности, а также поддержание минимального уровня чистого

объема валютных резервов. Помимо этого, все договоренности. За исключением

договоренностей в рамках первой кредитной доли, предусматривают возможность

покупки всей суммы средств, оговоренной в соответствующей договоренности,

на поэтапной основе, как правило, поквартально. Несоблюдение критериев

реализации приостанавливает право государства-члена на дальнейшую покупку

средств в рамках соответствующей договоренности.

Типовые договоренности о кредитах «стенд-бай» призваны обеспечить

краткосрочную помощь в финансировании дефицита платежного баланса, имеющего

временный или циклических характер. Однако трудности с финансированием

платежного баланса могут быть обусловлены также структурными перекосами в

производстве и торговле или серьезными искажениями в ценообразовании, для

исправления которых, как правило, требуется более длительный период времени

(например, при необходимости новых инвестиций в те или иные сектора

экономики или изменений организационно-правового характера).

С учетом нужд государств-членов, находящихся в подобных

обстоятельствах, в сентябре 1974 года был создан механизм расширенного

кредитования (ЕФФ – Extended Fund Facility - EFF), предназначенный для

оказания помощи в финансировании дефицита платежного баланса в течение

более длительных сроков и в более крупных размерах по отношению к квотам,

чем это возможно в рамках политики кредитных долей. Срок действия данной

договоренности составляет от 3 до 4х лет. Обязательства государств-членов

по проведению среднесрочной стабилизации, подразумевающиеся в таких

договоренностях о расширенном кредитовании, также побуждают других

кредиторов (как международных, так и частных) к рассмотрению финансовых

договоренностей с более длительным сроком действия, что в свою очередь

позволяет расширить перспективы планирования процесса стабилизации.

Поскольку условия, обеспечивающие целесообразность договоренностей о

расширенном кредитовании, в большей степени применимы к развивающимся

странам, члены Исполнительного совета отметили, что по своим положениям и

правилам применения ЕФФ будет полезен, прежде всего, именно для

развивающихся стран. При этом, однако, данным механизмом, подобно другим

механизмам фонда, могут пользоваться все государства-члены, которые

удовлетворяют соответствующим критериям.

Государства-члены, обращающиеся с просьбой о заключении

договоренностей о расширенном кредитовании, должны представить программу с

изложением своих целей и политики на весь срок действия договоренности, а

также подробное заявление о стратегических и тактических мерах, которые

будут приниматься в течение каждого 12-месячного периода для достижения

целей программы.

Поскольку в рамках таких договоренностей особое внимание уделяется

проведению структурных реформ в течение продолжительного периода времени,

фактическое предоставление средств и проверка соблюдения критериев

реализации могут производиться один раз в полгода, при условии, что будет

обеспечен надлежащий контроль за изменениями в макроэкономической сфере,

который обычно осуществляется в форме проверки выполнения государством-

членом квартальных целевых ориентиров. Выкуп национальной валюты

производится в течение периода от четырех с половиной до десяти лет после

даты каждой покупки средств, за исключением случаев финансирования покупок

за счет заемных ресурсов, когда срок выкупа составляет от 3,5 до 7 лет.

Политика расширенного доступа, действовавшая в период с 1981 года по

ноябрь 1992 года, давала МВФ возможность предоставлять государствам-членам

диспропорции платежного баланса которых имели значительные масштабы по

сравнению с их квотами, дополнительное финансирование за счет заемных

ресурсов в сочетании с обыкновенными ресурсами фонда.[10]

3.3. Специальные механизмы финансирования.

Равновесие платежного баланса может быть временно нарушено в результате

внезапных и непредсказуемых стихийных бедствий (землетрясений, ураганов,

засухи и т.п.), а так же экономических изменений, которые приводят к

серьезным отрицательным последствиям для экономики и платежного баланса

соответствующих стран. Для ликвидации этих последствий в рамках МВФ был

создан ряд специальных механизмов.[11]

1. Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (ССФФ –

Compensatory and Contingency Financing Facility – CCFF). Данный

механизм был введен Фондом в действие в августе 1988 года. Механизм

компенсационного и непредвиденного финансирования состоит из двух

элементов: компенсационного финансирования и чрезвычайного

финансирования. В рамках первого элемента. Государство-член может

получать финансовую помощь для компенсации падения доходов от

экспорта; компенсации увеличения стоимости импорта зерновых;

поддержек и корректировочных программ. В рамках второго элемента

производится компенсация потерь, которые произошли в силу независящих

от страны обстоятельств (стихийные бедствия, падение мировых цен).

2. механизм финансирования буферных запасов (БСФФ – Buffer stock

Financing Facility - BSFF). Механизм финансирования буферных запасов

был учрежден в 1969 году. В рамках данного механизма Фонд

предоставляет свои ресурсы государствам – членам для финансирования

их взносов в международные системы буферных товарных запасов, при

условии, что эти системы удовлетворяют определенным критериям,

включая требования, утвержденные Экономическим и Социальным Советом

ООН (ЭКОСОС). Начиная с января 1984 года данный механизм не

использовался.

3. механизм финансирования системных преобразований (СТФ – Systemic

Transformation Facility - STF). Данный механизм был создан в апреле

1993 года для оказания финансовой помощи странам – членам, которые

испытывали трудности с финансированием платежного баланса в

результате серьезных нарушений в системе их международной торговли и

расчетов, обусловленных переходом от торговли в условиях полного

государственного контроля над ценами к многосторонней торговле на

основе рыночных принципов. Право использовать данный механизм

предоставлялось только тем государствам, у которых наблюдались

следующие нарушения:

. резкое сокращение общей суммы поступлений от экспорта

. существенное и необратимое повышение чистой стоимости импорта, в

особенности энергоносителей

. сочетание первых двух факторов

Первоначально данный механизм долен был действовать до конца 1994

года, но в декабре этого же года Исполнительный совет принял решение о

продлении срока его действия до конца 1995 года. Для получения

финансирования в рамках данного механизма, государство-член должно было

предпринять серьезные шаги в области своей экономической политики, включая

некоторые меры, которые необходимо было выполнить еще до предоставления

финансирования. Как правило, особое внимание в программах, поддерживаемых

за счет средств по линии STF, обращалось на успехи в деле стабилизации

экономики, в противодействии оттоку капитал за границу и в проведении

структурных и организационно-правовых реформ, необходимых для создания

рыночной экономики.

3.4.Доходы и расходы МВФ.

МВФ ставит своей целью каждый финансовый год получать определенный

чистый доход, добавляемый к резервам Фонда после покрытия его операционных

расходов, обеспечивая при этом надлежащую норму прибыли для государств-

членов, имеющих компенсируемые позиции по резервной доле в Фонде, и

сохраняя льготный элемент в ставке сборов, которые взимаются с государств-

членов, пользующихся кредитами Фонда. В начале каждого финансового года

Исполнительный совет анализирует позицию Фонда по доходам, определяя

необходимый размер увеличения страховых резервов и, следовательно, ставку

сборов за использование обыкновенных ресурсов МВФ. Кроме того, в серединке

финансового года Исполнительный совет проводит анализ, с тем, чтобы

определить необходимость внесения каких-либо изменений для достижения

целевого показателя по сумме чистого дохода.

Источником основной части валового операционного дохода Фонда являются

периодические сборы, взимаемые с государств-членов за использование его

ресурсов. Значительно меньшая часть этого дохода поступает в виде процентов

по авуарам Фонда в СДР на СОР и в виде комиссионных сборов по покупке

средств у Фонда. Операционные расходы состоят в основном из вознаграждения

по компенсируемым позициям в рамках резервной доли в Фонде.

Административные расходы Фонда покрываются за счет чистого операционного

дохода (операционных доход за вычетом операционных расходов), а остающаяся

в результате сумма представляет собой чистый доход МВФ.

Чистый доход МВФ определяется сочетанием ряда факторов, в особенности

ставкой процента по активам в СДР, которая в свою очередь определяет ставку

сборов за использование общих ресурсов Фонда, ставку вознаграждения,

выплачиваемого Фондом по компенсируемым позициям в рамках резервной доли,

степень использования общих ресурсов Фонда, а также уровень

административных расходов Фонда. Чистый доход Фонда перечисляется в его

резервы или распределяется среди государств-членов. Если сумма чистого

дохода превышает целевой показатель, установленный в начале года, то Фонд

может понизить ставку сборов или повысить ставку вознаграждения до уровня,

не превышающего ставки процента по активам в СДР, или же прибегнуть к обеим

этим мерам, которые будут иметь обратную силу по отношению к данному году.

Фонд может также полностью или частично перечислить возникшую разницу в

резервы, либо произвести ее распределение среди государств-членов, либо

отнести сумму разницы к условному доходу за следующий финансовый год.

В настоящее время в МВФ установлены следующие ставки сборов за

использование его ресурсов. Во-первых, за каждую покупку ресурсов Фонда в

рамках СОР (за исключением необлагаемых сборами покупок средств из

резервной доли) взимается комиссионный сбор по фиксированной ставке в

размере 5,5%. Этот сбор подлежит единовременной оплате в момент совершения

сделки. За покупку средств из резервной доли комиссионного сбора не

взимается, поскольку такие покупки представляют собой использование

резервных активов государства-члена, находящихся на хранении Фонда.

Во-вторых, установлен сбор в размере 0,5% в год, который подлежит

оплате в начале каждого периода по невыбранной сумме кредита, которая может

быть получена в течение данного периода согласно договоренности о

предоставлении кредита «стенд - бай» или расширенном кредитовании. После

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.