РУБРИКИ

Заявка совместного европейского проекта

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Заявка совместного европейского проекта

Заявка совместного европейского проекта

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ

Directorate-General XXII - Education, Training and Youth

Темпус Тасис

Заявка

Совместного Европейского проекта

По повышению мобильности

Mobility Joint European Project

(MJEP)

|Начало проекта: |1 ноября 1998 |

|Срок отправки заявки: |1 апреля 1998 |

|Язык заявки: |английский |

Приложения к заявке:

. Письма поддержки проекта от каждого университета-участника.

. Программы развития университетов консорциума.

. Документы и материалы, свидетельствующие о результатах предыдущих работ

университетов в этом направлении.

РАЗДЕЛ I: ДЕКЛАРАЦИЯ

Мы, нижеподписавшиеся, удостоверяем, что информация, данная в этом

проектном предложении достоверна, и что проект утверждён соответствующими

лицами, представляющими вузы, которые будут сотрудничать в деятельности,

намеченной в проекте.

Кроме того, участники консорциума согласны с тем, что настоящая заявка

может быть переправлена в другую организацию, предоставляющую гранты, а

также что содержание заявки открыто.

Мы прилагаем документацию, подтверждающую, что другие участники консорциума

поддерживают содержание заявки.

Название координирующего вуза: Университет Гента (Бельгия).

Имя координатора: Ливэ Браке Имя официального представителя: Жак

Виллемс

Должность: Глава международного отдела Должность: ректор

Вуз: Университет Гента Вуз: Университет Гента

Дата: Дата:

Подпись: Подпись

Официальная печать координирующего вуза

РАЗДЕЛ II: ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ПО ПРОЕКТУ

Название:

Создание международной академической сети вузов в области экономического

образования.

Creation of the

Higher

Academic

International

Network for

Economists (CHAIN-E)

Цель настоящего проекта:

Создание системы устойчивых каналов студенческих обменов на базе

интернационализации образовательных программ подготовки специалистов в

области финансового и промышленного менеджмента, банковского дела и

страхования.

Язык для корреспонденций:

Английский Французский Немецкий

Код предметной области: 240 (Экономика)

Координатор проекта (контактная персона координирующего вуза): 1998-

1999г.г.

Звание: Госпожа Имя: Ливэ Фамилия: Браке

Пол: M Ж

Название вуза: Университет Гента

Название факультета или кафедры: Отдел международных отношений

Адрес: Het Pand, Onderbergen 1

Страна: Бельгия Почтовый индекс: 9000 Город: Гент

Телефон: ++32 (9) 264 82 38 Fax: ++32 (9) 264 83 99 E-mail:

Lieve.Bracke@rug.ac.be

Координатор проекта (контактная персона координирующего вуза): 1999 -

2001г.г.

Звание: Проф., д-р Имя: Геннадий Фамилия: Романцев

Пол: M Ж

Название вуза: Уральский государственный профессионально-педагогический

университет

Название факультета или кафедры: Ректорат

Адрес: Машиностроителей, 11

Страна: Россия Почтовый индекс: 620012 Город:

Екатеринбург

Телефон: 007 (3432) 31 04 36 Fax: 007 (3432) 31 94 63 E-mail:

Gennadi.Romantsev@usvpu.ru

Контактная персона вуза-контрактора

Звание: Госпожа Имя: Ливэ Фамилия: Браке

Пол: M Ж

Название вуза: Университет Гента

Название факультета или кафедры: Отдел международных отношений

Адрес: Het Pand, Onderbergen 1

Страна: Бельгия Почтовый индекс: 9000 Город: Гент

Телефон: ++32 (9) 264 82 38 Fax: ++32 (9) 264 83 99 E-mail:

Lieve.Bracke@rug.ac.be

Вузы, вовлеченные в MJEP

Номер участника: 1 – Координирующий вуз (1998-1999) Контактное лицо:

Ливэ Браке

Название вуза: Университет Гента

Номер участника: 2 – Второй вуз (координатор 1999-2001) Контактное лицо:

Геннадий Романцев

Название вуза: Уральский государственный профессионально-педагогический

университет (УГППУ)

Название факультета или кафедры: Институт экономики и права (в составе

УГППУ)

Город: Екатеринбург Код страны: RF

Телефон: 007 (3432) 31 04 36 Fax: 007 (3432) 31 94 63 E-mail:

Gennadi.Romantsev@usvpu.ru

Номер участника: 3 – Третий вуз Контактное лицо: Валентин Камышов

Название вуза: Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ)

Название факультета или кафедры: Финансовый факультет (кафедра Финансов,

кредита и денежного обращения; кафедра Статистики; кафедра Бухучета и

анализа хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве; кафедра Бухучета и

аудита в промышленности); Торгово-экономический факультет (кафедра

Товароведения продовольственных продуктов; кафедра Товароведения

непродовольственных товаров; кафедра Экономики и управления на предприятиях

торговли и общественного питания; кафедра Коммерции и маркетинга);

Экономический факультет; Факультет менеджмента и международных

экономических отношений (кафедра Менеджмента; кафедра Экономики зарубежных

стран и конъюнктуры мировых рынков; кафедра Организации и управления

внешнеэкономической деятельностью)

Город: Екатеринбург Код страны: RF

Телефон: 007 (3432) 22 02 46 Fax: 007 (3432) 22 71 47 E-mail:

Valentin.Kamyshov@usue.ru

Номер участника: 4 – Четвёртый вуз Контактное лицо: Владимир Третьяков

Название вуза: Уральский государственный университет (УрГУ)

Название факультета или кафедры: Экономический факультет (кафедра

Экономической истории и экономики мирового хозяйства; кафедра Теоретической

экономики; кафедра Математического моделирования и информатики; кафедра

Теории и практики менеджмента; кафедра Организационно-экономических систем)

Город: Екатеринбург Код страны: RF

Телефон: 007 (3432) 55 74 20 Fax: 007 (3432) 55 59 64 E-mail:

Vladimir.Tretjakov@usu.ru

Номер участника: 5 – Пятый вуз Контактное лицо: Станислав Набойченко

Название вуза: Уральский государственный технический университет (УГТУ)

Название факультета или кафедры: Факультет экономики и управления (кафедра

Банковское дело; кафедра Анализа систем и принятия решений; кафедра

Внешнеэкономической деятельности)

Город: Екатеринбург Код страны: RF

Телефон: 007 (3432) 74 03 62 Fax: 007 (3432) 74 38 84 E-mail:

postmaster@rcupi.e-burg.su

Номер участника: 6 - Шестой вуз Контактное лицо: Владимир Жаворонков

Название вуза: Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ)

Название факультета или кафедры: Экономический факультет (кафедра

Экономики; кафедра Экономических теорий)

Город: Екатеринбург Код страны: RF

Телефон: 007 (3432) 34 12 59 Fax: 007 (3432) 34 97 71 E-mail:

Elena@sgpi.e-burg.su

Номер участника: 7 - Седьмой вуз Контактное лицо:

Название вуза: "Х" университет Сантадерской группы

Название факультета или кафедры:

Город: Код страны:

Телефон: Fax: E-mail:

Номер участника: 8 - Восьмой вуз Контактное лицо:

Название вуза: "У" университет Сантадерской группы

Название факультета или кафедры:

Город: Код страны:

Телефон: Fax: E-mail:

РАЗДЕЛ III: ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЕКТА

Раздел IV: ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

IV.1. ОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

* Приоритеты Темпус

Реализация проекта будет осуществляться на Урале – одном из важнейших

экономических регионов России, который имеет огромный промышленный,

академический и научный потенциал.

Сегодня одной из главных задач является подготовка кадров для реализации

этого потенциала. Особое значение здесь имеет подготовка квалифицированных

специалистов, способных решать самые сложные задачи по развитию рыночных

отношений в условиях продолжающегося реформирования рыночной экономики.

Настоящий проект должен способствовать решению этой задачи.

Органы государственной власти в Уральском регионе придают большое

значение развитию финансового и промышленного менеджмента, банковского дела

и страхования. Решение данной задачи осложнено нехваткой квалифицированных

специалистов с высшим образованием. Сфера предпринимательства является

новой для Российской Федерации. Поэтому система экономического образования

в стране и, в частности, на Урале нуждается в обогащении зарубежным опытом

подготовки кадров в этих предметных областях.

Таким образом, проблема экономической подготовки в университетах Урала

полностью попадает в поле зрения приоритетов, которые установлены

программой Темпус в России.

На основании этого приоритетной предметной областью выбрана экономика

(код 240).

Данный проект, посвященный, в основном, созданию устойчивых каналов

студенческих обменов, включает также:

. элементы переподготовки преподавателей;

. внедрение новых информационно-технологических методов в учебный

процесс;

. интенсивную языковую подготовку;

. развитие дистантного обучения.

* Предшествующее сотрудничество

На Урале в период 1994/98 годов сформировался и продолжает действовать

консорциум 4х уральских университетов:

. Уральский государственный профессионально-педагогический университет

(УГППУ);

. Уральский государственный университет (УрГУ);

. Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ);

. Уральский государственный технический университет (УГТУ).

Консорциум был создан для решения совместных задач в области

совершенствования университетского управления, учебной деятельности в

предметных областях и научных исследований. Консорциум организационно

работал в рамках двусторонних и многосторонних соглашений с университетом

города Гента (Бельгия) и выполнял проекты:

. URAL-MANAG (Университетское управление)

Заложены основы международной деятельности уральских университетов.

Создан координационный центр управления международной деятельностью в

регионе.

. URAL-NET (Развитие межуниверситетских компьютерных коммуникаций)

В результате взаимодействия данного проекта с другими подобными

проектами вузы консорциума получили возможность использования

глобальной компьютерной сети Интернет.

. URAL-INFO (Информационные технологии в обучении)

Создана материально-техническая база, освоены информационные

технологии, обучен персонал: программисты и преподаватели, которые

способны вести образовательный процесс с применением новых

информационных технологий.

. URAL-LAN (Языковая подготовка)

Создан в УГППУ современный языковой центр, оснащенный передовым

оборудованием. Освоена технология интенсивного обучения иностранным

языкам. Проводится регулярное обучение.

. URAL-ECON (Обучение и исследования в области экономики); URAL-

DISTANCE (Разработка дистантных методов обучения на примере

экономического образования)

Прочитан спецкурс профессора Пасмимилиера. Проведены круглые столы с

участием представителей УрГУ и Гентского университета.

. URAL-ELECTRO (Обучение и исследования в области электроэнергетики)

Освоена технология разработки интернационализованных учебных планов,

процедура их согласования и внедрения в учебный процесс.

. URAL-METAL (Обучение и исследования в области металлургии)

. URAL-LIT (Обучение и исследования в области литературы)

. URAL-LEX (Обучение и исследования в области сравнительной

лексикографии)

Приведенные результаты наглядно свидетельствуют, что они напрямую

связаны с целями и задачами заявляемого проекта и полностью соответствуют

приоритетам Темпус. Можно считать, что заявляемый проект является

продолжением совместных работ Уральского консорциума.

В 1994/98 годах осуществлялись работы по программе Темпус (Тасис)

университетами Гента (Бельгия), Роттердама (Нидерланды), Вальядолида

(Испания) и УГППУ. В ходе выполнения проекта URAL: Повышение регионального

академического уровня (TJEP 10094-95) в УГППУ были созданы 4 структурных

подразделения для осуществления и управления международной деятельностью:

. Региональный отдел международного сотрудничества (RO);

. Компьютерный центр связи (INC);

. Современный языковой центр (LC);

. Региональный центр студенческих обменов (Vagant Centre) (VC).

Деятельность этих подразделений имеет региональный характер и

распространяется на другие университеты консорциума. Региональный отдел

международного сотрудничества оказывал содействие в организации мобильности

преподавателей и студентов. Языковой центр обеспечивал языковую подготовку

стажеров из разных вузов. Региональный центр студенческих обменов

разработал механизмы и процедуры студенческих обменов, способы проведения

взаимозачетов результатов обучения, методику определения трудозатрат и

распределения кредитов, провел обучение ECTS-координаторов, назначенных в

университетах консорциума, освоил и распространил в университетах

технологию изготовления информационных пакетов, осуществляет информационную

и организационную поддержку студенческой мобильности. Компьютерный центр

связи обеспечил подразделения средствами коммуникаций, локальными и

глобальными электронными сетями.

Администраторы и преподаватели всех университетов консорциума прошли

стажировки по линии деятельности названных подразделений в университетах

Гента, Роттердама, Вальядолида и в других европейских университетах.

УГППУ в течение 4-х лет сотрудничает с Техническим университетом Мюнхена

в области совершенствования содержания подготовки специалистов. В декабре

1996 года между Техническим университетом Мюнхена и Институтом экономики и

права УГППУ заключено соглашение в области обмена студентами и

преподавателями. Кроме того, студенты-экономисты УГППУ обучаются в

Университете Виадрина (Франкфурт-на-Одере, Германия).

Присоединяющийся к консорциуму пятый университет Уральский

государственный экономический университет (УрГЭУ) в 1994-98 г.г. установил

партнёрские связи с рядом западноевропейских университетов и институтов.

Процедуры обмена студентами и преподавателями, языковая подготовка,

согласование образовательных программ, создание совместных учебных пособий,

академическое признание результатов обучения, заключение договоров на

оказание образовательных услуг, менеджмент международной кооперации – это

тот ценный опыт, который приобрёл УрГЭУ до участия в заявляемом проекте.

Студенческие обмены проведены с университетами Марбурга, Кёльна, Мюнхена

(Германия), Высшими коммерческими школами г.г. По и Лиона (Франция). Обмены

преподавателями осуществлялись между УрГЭУ и Технологическим университетом

Ройтлингена (Германия), Университетом Утрехта (Нидерланды), Лондонской

школой экономики и Северо-западным колледжем Лондона (Великобритания).

* Связи с другими программами

Описанный выше и выполняемый УГППУ при участии университетов консорциума

Темпус JEP URAL, очевидно, напрямую связан с целями и задачами заявляемого

проекта, который может рассматриваться как его естественное продолжение.

Достигнутые результаты могут быть существенно приумножены в ходе возможного

нового проекта, окажут влияние не только на Уральский регион, но и на

образовательную систему России, что позволит использовать средства Темпус с

максимальной эффективностью.

Положительный опыт работы накоплен не только в рамках JEP URAL, но и при

реализации международного проекта «Дистантное обучение в экономической зоне

Урала» № ww.91.05/01.01/BO41, который выполнен УГППУ и Итальянским

институтом внешней торговли. Проект позволил подготовить дистантным методом

более 300 работников малого бизнеса. Этот опыт также будет использован при

выполнении заявляемого проекта.

Кроме того, УГППУ возглавляет Учебно-методическое объединение (УМО)

вузов и колледжей, включающее более 130 учебных заведений в России. УМО

занимается вопросами разработки образовательных стандартов высшего и

среднего образования, созданием нормативных документов для многоуровневой

образовательной системы. УМО реально может повлиять на систему среднего и

высшего профессионального образования в России, а также, имеет возможность

обеспечить официальное признание механизмов и процедур по присуждению

образовательных степеней. Процессы интернационализации образования,

начавшиеся в УГППУ и других вузах консорциума, имеют реальные шансы

распространиться на вузы Учебно-методического объединения, т.к. УГППУ

определяет образовательную политику в этом объединении.

В УрГУ совместно с Московским государственным университетом ведется

подготовка магистров в области экономической теории. Совместно с Санкт-

Петербургским государственным университетом ведется научно-

исследовательская работа в области международных экономических отношений. С

зарубежными партнерами, например, с Техническим университетом Мюнхена

(Германия) выполняются научно-исследовательские проекты по теме

"Международная экономика фирмы", а с Университетом штата Иллинойс (США)

общая тема исследований "Рынок труда".

В УГТУ на кафедрах Анализа систем и принятия решений и Банковского дела

проводятся исследования в рамках региональной программы, финансируемой

областным бюджетом Свердловской области госбюджетной темы № 2980

"Математическое и компьютерное моделирование экономико-организующих

систем"; грантов Министерства Образования РФ № 2992 "Теория и методология

оценки эффективности инвестиций на базе математических методов теории

управления (раздел экономика) и №97-0-1.9.68 "Теория гарантированного

управления и оценки в задачах финансовой математики", а также

поддерживаются грантом Российского фонда фундаментальных исследований

(PFBR) № 97-01-01003.

УГПУ на протяжении многих лет принимает участие в экономических

программах Свердловской области по формированию экономической культуры в

рыночных условиях. Выполнялся совместный грант с Северо-Восточным

Иллинойским университетом (США) по программе "Экономическая, социальная и

культурная инициатива. Россиско-Американское партнерство" USA № IA-AFJL-

J4190526.

IV.2. ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

2.1. Задачи

В обобщенном виде целью проекта является обновление высшего

экономического образования в части содержания, методов и форм обучения с

помощью международной кооперации в этой области, что будет содействовать

развитию рыночных отношений в России и её интеграции в мировое

экономическое пространство.

Обновление высшего экономического образования должно происходить по

линии адаптации его к европейским образовательным стандартам. В системе

российского экономического образования нет достаточного опыта

функционирования в изменяющейся экономической обстановке, поэтому

выпускаемые специалисты не всегда отвечают требованиям новых рыночных

условий. Решение этой проблемы может быть достигнуто в результате

международной кооперации в области экономического образования. Такая

кооперация неизбежно связана с обменами студентами и преподавателями, с

проблемами разработки совместных профессиональных образовательных программ,

академического признания образовательных степеней и дипломов.

Обозначенные проблемы в области экономического образования позволяют

сформулировать специфическую цель проекта: «Создание системы устойчивых

каналов студенческих обменов на базе интернационализации образовательных

программ подготовки специалистов в области финансового и промышленного

менеджмента, банковского дела и страхования для повышения качества

подготовки специалистов». Такая постоянно действующая сеть позволит не

только накапливать и обобщать опыт обучения студентов, но и создаст

предпосылки для научного обмена. Несомненно, что в ходе студенческих

обменов будет происходить и повышение квалификации персонала, участвующего

в разработке интернационализованных образовательных программ. Для

достижения этой цели необходимо поставить следующие задачи:

. укрепление существующих и создание новых организационных структур,

занимающихся студенческими обменами в университетах консорциума;

. разработка интернационализованных учебных планов и краткосрочных

совместных интернационализованных учебных программ;

. разработка новых и совершенствование существующих процедур признания

результатов обучения за рубежом;

. непосредственное осуществление студенческих обменов;

. анализ, обобщение и распространение полученного опыта;

. принятие специальных мер по обеспечению устойчивости сформировавшейся

сети университетов.

2.2. Результаты, действия и ресурсы

Таблица результатов

Результат: 1

73 студента и аспиранта, принявших участие в программе студенческих обменов

между российскими и европейскими университетами.

Конечный срок: 30 июня 2001 года Вовлеченные вузы (ссылка №): 1 - 8

Описание деятельности:

1.1 Разработка единой процедуры отбора студентов-экономистов во всех

Российских вузах-участниках консорциума. Использование опыта зарубежных

университетов. Отбор проводят филиалы Регионального центра студенческих

обменов.

1.2 Создание и ежегодное обновление информационных пакетов вузов,

принимающих участие в проекте (на английском языке). Размещение их в

Internet.

1.3 Организация доступа к ресурсам принимающего вуза.

1.4 Размещение иностранных студентов в общежитиях вузов-участников проекта.

Разработка мероприятий, связанных с досугом иностранных студентов, а также

с обеспечением их безопасности в период обучения за рубежом.

1.5 Языковая подготовка студентов, готовящихся к обучению в зарубежном

вузе.

1.6 Организационная и информационная поддержка студентов.

1.7 Курирование отправляемых и принимаемых студентов (тьюторинг).

1.8 Применение European Credit Transfer System (ECTS) для признания

результатов обучения.

1.9 Распространение опыта: проведение в Екатеринбурге международного

симпозиума по итогам студенческих обменов.

Целевая группа: Студенты, аспиранты, преподаватели, администраторы.

Ресурсы, предоставляемые Темпус:

1. Финансирование расходов связанных со студенческими обменами (оплата

проезда и пребывания).

50 студентов РФ в EU, 5 месяцев; 10 аспирантов РФ в EU, 10 месяцев

10 студентов EU в РФ, 5 месяцев; 3 аспиранта EU в РФ, 10 месяцев

2. Оплата издания информационных пакетов Российских университетов.

3. Оплата работы преподавателей языкового центра.

4. Финансирование организации международного симпозиума. Оплата проезда и

проживания российских участников.

5. Оплата проезда и пребывания на симпозиуме европейских участников.

6. Оплата издания материалов симпозиума.

7. Техническое оборудование языкового центра.

Ресурсы, предоставляемые не Темпус:

1. Финансирование работы ECTS-координаторов.

2. Финансирование работы преподавателей по проведению занятий с

иностранными студентами.

3. Финансирование разработки информационных пакетов.

4. Оплата издания информационных пакетов западноевропейских университетов.

5. Обеспечение доступа к библиотеке, компьютерным классам и другому

учебному оборудованию.

Продолжительность (в неделях): 156

Общее финансирование Темпус, необходимое для достижения данного результата

(включая соответствующие mobility) на протяжении всего проекта:

ЭКЮ 489970

Таблица результатов

(продолжение)

Результат: 2

75 студентов и аспирантов, принявших участие в программе студенческих

обменов между уральскими вузами-участниками консорциума.

Конечный срок: 30 июня 2001 года Вовлеченные вузы (ссылка N°): 2 - 6

Описание деятельности:

2.1 Разработка единой процедуры отбора студентов-экономистов во всех

Российских вузах-участниках консорциума. Использование опыта зарубежных

университетов. Отбор проводят филиалы Регионального центра студенческих

обменов.

2.2 Создание и ежегодное обновление информационных пакетов вузов,

принимающих участие в проекте (на русском языке). Размещение их в Internet.

2.3 Организация доступа к ресурсам принимающего вуза.

2.4 Курирование отправляемых и принимаемых студентов (тьюторинг).

2.5 Размещение иногородних студентов в общежитиях вузов-участников проекта.

2.6 Организационная и информационная поддержка студентов.

2.7 Применение European Credit Transfer System (ECTS) для признания

результатов обучения.

2.8 Распространение опыта: проведение в Екатеринбурге 3-х ежегодных

конференций по проблемам экономического образования с участием европейских

партнёров – участников проекта.

Целевая группа: Администраторы, преподаватели, студенты, аспиранты.

Ресурсы, предоставляемые Темпус:

1. Финансирование издания информационных пакетов.

2. Финансирование организации 3-х конференций. Оплата проезда и проживания

российских участников.

3. Оплата проезда и проживания европейских участников конференций.

4. Оплата издания материалов конференций.

Ресурсы, предоставляемые не Темпус:

1. Финансирование расходов, связанных со студенческими обменами.

75 студентов из РФ в РФ, 5 месяцев.

2. Финансирование работы ECTS-координаторов.

3. Финансирование сверхплановой работы преподавателей.

4. Обеспечение доступа к библиотеке, компьютерным классам и другому

учебному оборудованию.

Продолжительность (в неделях): 156

Общее финансирование Темпус, необходимое для достижения данного результата

(включая соответствующие mobility) на протяжении всего проекта:

ЭКЮ. 70700

Таблица результатов

(продолжение)

Результат: 3

Интернационализация профессиональных образовательных программ по экономике

в вузах-участниках проекта.

Конечный срок: 31 августа 2001 года Вовлеченные вузы (ссылка N°):

1 - 8

Описание деятельности:

3.1 Сравнительный анализ профессиональных образовательных программ

принимающих и отправляющих университетов.

3.2 Отбор курсов зарубежной образовательной программы, представляющих

интерес для отправляющего вуза.

3.3 Прогнозирование способов преодоления различий в профессиональных

образовательных программах.

3.4 Внедрение системы ECTS.

3.5 Краткосрочные визиты администраторов и преподавателей уральских

университетов в европейские вузы для координации работы, контроля

деятельности и обсуждения проблем студенческой мобильности, таких как

зачёты дисциплин, признание дипломов.

3.6 Стажировки администраторов и преподавателей в университетах Европы по

вопросам совершенствования методики обучения, интенсивные курсы по изучению

способов зачёта дисциплин (перевода кредитов).

3.7 Расширение библиотечного фонда университетов-участников проекта за счет

покупки книг и периодических изданий по экономическим проблемам.

3.8 Обеспечение доступа для участников проекта к компьютерным банкам

данных.

3.9 Создание компьютерной базы данных образовательных программ, учебных

планов дисциплин и методических материалов по экономике.

3.10 Распространение опыта: проведение ежегодных уральских межвузовских

семинаров по проблемам интернационализации высшего экономического

образования.

3.11. Распространение опыта: издание Newsletter по проблемам

интернационализации высшего экономического образования – 3 раза в год.

Целевая группа: администраторы, преподаватели.

Ресурсы, предоставляемые Темпус:

1. Финансирование краткосрочных визитов.

15 администраторов и преподавателей из 5 университетов РФ в ЕС.

2. Финансирование стажировок и интенсивных курсов.

15 администраторов и преподавателей из РФ в ЕС.

3. Финансирование издания Newsletter.

4. Оплата книг и периодических изданий.

5. Оплата доступа к компьютерным банкам данных.

Ресурсы, предоставляемые не Темпус:

1. Оплата работы экспертов по анализу образовательных программ.

2. Оплата работы по внедрению ECTS.

3. Оплата разработки дидактических материалов и методических пособий.

4. Финансирование 3-х семинаров.

5. Оплата языковых курсов для стажеров.

Продолжительность (в неделях): 101

Общее финансирование Темпус, необходимое для достижения данного результата

(включая соответствующие mobility) на протяжении всего проекта:

ЭКЮ 93900

Таблица результатов

(продолжение)

Результат: 4

Сеть филиалов Регионального центра студенческих обменов (РЦСО) уральских

университетов-участников консорциума, а также постоянные контакты центра и

его филиалов с соответствующими структурами европейских вузов, участвующих

в проекте.

Конечный срок: 31 августа 2001 года Вовлеченные вузы (ссылка N°):

2 - 6

Описание деятельности:

4.1 Создание филиалов РЦСО в вузах уральского консорциума и их техническое

оборудование.

4.2 Налаживание сотрудничества между филиалами центра студенческих обменов

уральских университетов на уровне их руководителей.

4.3 Назначение ECTS-координаторов по экономике в каждом вузе-участнике

консорциума.

4.4 Обучение ECTS-координаторов и сотрудников РЦСО и его филиалов в

европейских университетах.

4.5 Проведение встреч, конференций, семинаров по обмену опытом с участием

руководителей и сотрудников филиалов РЦСО, ECTS-координаторов и студентов,

принимающих участие в проекте.

4.6 Установление прямых контактов ECTS-координаторов по экономике вузов

Уральского консорциума и европейских университетов, участие в работе ECTS

ALUMNI Association.

4.7 Распространение опыта: издательская деятельность. (Newsletter, см.

Результат 3, Деятельность 3.11.).

Целевая группа: сотрудники РЦСО и его филиалов, ECTS-координаторы.

Ресурсы, предоставляемые Темпус:

1. Оплата интенсивных курсов сотрудников РЦСО и ECTS-координаторов

уральских вузов в европейских университетах (6 человек).

2. Финансирование издательской деятельности. (Newsletter, см. Результат 3,

Деятельность 3.11.).

3. Техническое оборудование филиалов РЦСО.

4 компьютера; 4 принтера; 4 копировальных машины; 4 переплётных машины.

4. Оплата программного обеспечения.

5. Оплата сервисного обслуживания оборудования

Ресурсы, предоставляемые не Темпус:

1. Помещения, мебель, коммунальные платежи.

2. Персонал (сотрудники РЦСО и филиалов, ECTS-координаторы).

3. Компьютерная сеть, коммуникации.

4. Финансирование конференций, семинаров.

Продолжительность (в неделях): 156

Общее финансирование Темпус, необходимое для достижения данного результата

(включая соответствующие mobility) на протяжении всего проекта:

ЭКЮ 38000

Таблица результатов

(продолжение)

Результат: 5

20 преподавателей прочитают краткие курсы лекций в университетах-участниках

проекта за рубежом.

Конечный срок: 30 июня 2001 года Вовлеченные вузы (ссылка N°): 1 - 8

Описание деятельности:

5.1 Разработка новых учебных курсов и их методическое обеспечение.

5.2 Организация интенсивных языковых курсов для выезжающих преподавателей.

5.3 Организационная и информационная поддержка отправляемых преподавателей.

5.4 Распространение опыта: издательская деятельность. (Newsletter, см.

Результат 3, Деятельность 3.11).

Целевая группа: преподаватели, аспиранты, студенты, администраторы.

Ресурсы, предоставляемые Темпус:

1. Финансирование поездок 15 преподавателей из РФ в ЕС (уже учтено в

Результате 3, см. Ресурсы Темпус п. 2).

2. Финансирование поездок 5 преподавателей из EC в РФ.

3. Издание методических материалов для проведения лекций за рубежом (20

комплектов).

Ресурсы, предоставляемые не Темпус:

1. Оплата разработки авторских курсов.

2. Оплата языковых курсов по подготовке преподавателей.

Продолжительность (в неделях): 77

Общее финансирование Темпус, необходимое для достижения данного результата

(включая соответствующие mobility) на протяжении всего проекта:

ЭКЮ 22800

2.3. Влияние и поддержка

Успешное осуществление проекта окажет влияние на различные аспекты

системы высшего образования в России, связанные с подготовкой

высококвалифицированных специалистов

. На национальном уровне – процесс адаптации российской системы высшего

образования к европейским стандартам; возможность взаимного признания

дипломов специалистов в сфере экономики; создание модели системы быстрого

и надёжного информационного обмена между университетами России и

Европейского Союза;

. На региональном уровне – совершенствование сети уральских университетов,

обеспечивающих высококачественную подготовку специалистов в области

экономки; объединение научно-педагогического потенциала уральских

университетов для решения проблем в сфере студенческих обменов; выработка

единых подходов к содержанию и методам экономического образования;

развитие структур управления процессом студенческих обменов на

региональном уровне; создание надёжных каналов информационного обмена по

проблемам подготовки высококвалифицированных экономистов;

. На университетском уровне – дальнейшее развитие университетских структур,

связанных со студенческими обменами (центры студенческих обменов, отделы

международного сотрудничества); пополнение библиотечных фондов

экономической литературой, приобретённой студентами в период обучения за

границей; создание атмосферы заинтересованности в студенческих обменах

всех структурных подразделений (факультетов, кафедр, отделений)

университета;

. На уровне факультетов – развитие структуры экономического факультета с

учётом осуществления студенческих обменов, в т.ч. с зарубежными

университетами; повышение квалификации преподавателей факультета, включая

подготовку лекций на иностранном языке; повышение у студентов

заинтересованности в качественном обучении и изучении иностранных языков;

. На уровне кафедр – совершенствование учебных планов подготовки

специалистов в сфере экономики; повышение преподавателями уровня владения

иностранными языками; повышение престижа экономической специальности в

глазах абитуриентов.

По окончании финансирования Темпус/Тасис результаты проекта могут быть

поддержаны и развиты структурами, созданными во время реализации проекта

(филиалы Регионального центра студенческих обменов, ECTS-координаторы).

Возможно участие в новых проектах, двусторонних и многосторонних

соглашениях с российскими и зарубежными университетами. Представляется

возможным, что упомянутые структуры, используя наработанные связи, смогут

предложить целый спектр услуг организациям и населению. Это обеспечит

дополнительный источник финансирования.

Консорциум уральских университетов имеет намерение в будущем

предпринимать меры по сохранению и развитию, созданной в ходе проекта CHAIN-

E сети университетов. Для этого намечено предлагать и осуществлять

совместные проекты, финансируемые из крупных источников. Так все

университеты Урала имеют опыт получения грантов из правительственных и

неправительственных фондов: "Фонд развития высшей школы", "Национальный

Фонд подготовки кадров" ( Правительство Российской Федерации и

Международный банк реконструкции и развития), "Фонд Дж. Сороса (Институт

Открытое общество)" и др. В ходе создания университетской сети университеты

предпримут усилия по обеспечению финансирования из этих источников крупного

совместного проекта в сфере экономического образования. В настоящее время

УГППУ и УрГУ уже имеют положительное решение Национального Фонда подготовки

кадров о предоставлении займов на реализацию Инновационного

образовательного проекта Фонда в области экономического образования в этих

университетах.

IV.3. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ

3.1. Структура управления

. Роль и ответственность каждого члена консорциума.

Структура управления проектом приведена на рисунке.

Университетом-контрактором является Гентский университет (RUG). В первый

год выполнения MJEP он же выступает в роли университета-координатора

проекта, но некоторую часть обязанностей в России он передаёт УГППУ. Такая

схема управления уже опробована в 1994-98 г.г. в ходе реализации работ

консорциума 4-х уральских университетов с университетом Гента в рамках

многосторонних соглашений, а также УГППУ с университетами Гента, Роттердама

и Вальядолида по проекту URAL (Темпус/Тасис) T-JEP-10094-95-RF.

Положительный управленческий опыт, накопленный за эти годы, позволяет

рекомендовать использованную схему работы.

Структура управления проектом

Во втором и третьем годах функции университета-координатора проекта

выполняет УГППУ, причём некоторая часть обязанностей по координации работ в

Европе сохраняется за RUG. Передача координирующей роли российскому

университету (УГППУ) продиктована двумя соображениями: во-первых, в России

проводится большая часть работы по проекту; во-вторых, выполнение

руководящих функций позволит закрепить и развить УГППУ те навыки

осуществления международной кооперации, которые были заложены совместной

деятельностью российско-европейского консорциума университетов в 1994-98

г.г.

Вопросы стратегии развития проекта CHAIN-E, Уральско-Фламандских

подпроектов URAL и других проектов, объединяющих университеты Урала и

Европы в сеть, будут решаться Советом Ректоров, в который со стороны

Екатеринбургских вузов входят проф.д-р Г. Романцев (УГППУ), проф.д-р В.

Третьяков (УрГУ), проф.д-р В. Камышов (УрГЭУ), проф.д-р С. Набойченко

(УГТУ), проф.д-р В. Жаворонков (УрГПУ).

Оперативное руководство проектом осуществляется Координационным советом

руководителей работ в университетах. Такими руководителями назначены:

проректор-координатор международных программ УГППУ, проф.д-р И. Колобков –

Председатель Координационного совета; проректор по международным связям

УрГЭУ, проф.д-р А. Мальцев – зам. Председателя Координационного совета;

декан экономического факультета УрГУ, проф.д-р Д. Нестерова; зав. каф.

Анализа систем и принятия решений УГТУ, проф.д-р О. Никонов; проректор по

учебной работе и международным связям УрГПУ, проф.д-р М. Игошев.

Руководители работ в университетах координируют усилия вовлечённых в проект

факультетов и кафедр в соответствии с ежегодно разрабатываемым общим планом

деятельности и утверждаемым в Темпус-Департаменте Европейского

образовательного фонда.

Большую роль в выполнении задач MJEP CHAIN-E играют назначенные в

университетах ECTS-координаторы, которые ответственны за использование ECTS

при осуществлении студенческих обменов. Неукоснительное выполнение

принципов ECTS, за которым пристально следят ECTS-координаторы, является

залогом того, что процедуры академического признания результатов обучения

будут облегчены, а студенты, желающие обучаться за рубежом, не станут

опасаться продления сроков своего обучения из-за нерешенности проблемы

взаимозачётов дисциплин. В 4-х из пяти уральских университетов ECTS-

координаторы уже реально существуют и прошли стажировку за рубежом и на

специальных курсах в УГППУ: проректор УГППУ проф.д-р А. Жученко; начальник

учебного департамента УГТУ проф.д-р В. Шаврин; сотрудник учебного отдела

УрГПУ проф. М. Елисафенко; проф.д-р кафедры Международных отношений УрГУ В.

Кузьмин. Помимо этого, технология ECTS широко известна администраторам и

преподавателям УГППУ, которые могут быть привлечены для управления

процессами внедрения ECTS в других уральских вузах.

Ход работ по проекту еженедельно обсуждается Председателем

Координационного совета с представителями международных отделов

университетов (лайзон-офицерами). Совещания лайзон-офицеров, как элемент

оперативного управления, широко применяются в деятельности консорциума

уральских университетов в 1994-98 г.г. Функции лайзон-офицеров выполняют:

проф. д-р Т. Бегалова (УГТУ), госпожа Е. Токписева (УрПУ), госпожа Р.

Шамсутдинова (УрГУ).

Руководители работ по проекту в университетах действуют в тесном

контакте со службами международного сотрудничества. Эти службы в различных

университетах находятся на разных стадиях развития, однако они в состоянии

обеспечить нужды проекта. Основная работа будет осуществляться через

наиболее развитые подразделения университета-координатора (УГППУ):

Региональный отдел международного сотрудничества, Центр языковой

подготовки, Региональный центр студенческих обменов.

Региональный отдел международного сотрудничества УГППУ в сотрудничестве

с международными отделами других университетов[1] осуществляет следующие

основные функции:

o Регулярно инструктирует руководителей работ в университетах консорциума

и отдельных участников о новых возможностях и новых видах деятельности

по проекту и дает практические советы.

o Распространяет информацию о ходе реализации проекта его участниками и

обеспечивает обратную связь.

o Организует координационные встречи руководителей работ.

o Осуществляет взаимодействие с зарубежными партнерами-участниками

проектов.

o Осуществляет планирование и контроль за ходом реализации проекта.

o Оформляет отчеты (промежуточные и заключительный).

o Представляет результаты выполнения проекта широкой академической

общественности.

o Организует международные и региональные конференции, семинары и встречи.

o Осуществляет формирование и издание информационных бюллетеней

(Newsletter).

o Проводит сбор и систематизацию материалов по результатам зарубежных

командировок и стажировок сотрудников университета.

o Организует отправление и получение официальных приглашений.

o Осуществляет связь с посольствами и консульствами по вопросам визовой

поддержки.

o Организует визовое обеспечение иностранцам в г. Екатеринбурге.

o Помогает в оформлении паспортов, страховки и других, необходимых для

выезда за рубеж документов.

o Помогает в бронировании проездных билетов и гостиниц.

o Организует проживание, питание и досуг иностранных гостей университета.

o Создает информационные и методические базы данных для формирования

социокультурных программ, как для иностранных гостей, так и для

отъезжающих за рубеж сотрудников и студентов университета.

o Организует культурологическое информационное обеспечение о стране

пребывания для отъезжающих за рубеж сотрудников и студентов университета.

o Организует материально-техническое снабжение.

o Осуществляет печатно-оформительские работы отдела.

o Организует перевод текстов.

o Обеспечивает исправное функционирование всех видов связи (телефон, факс,

почта, почта-DHL, электронная почта).

o Осуществляет сбор финансовых документов (счета, накладные, проездные

билеты) и их оформление в соответствии с требованиями проекта.

o Осуществляет планирование и контроль за расходование финансовых средств

проекта.

o Составляет финансовый отчет о расходовании средств грантов.

o Ведет бухгалтерские расчеты и денежные переводы в различных валютах.

o Контролирует и регулирует использование отделом финансовых средств

университета.

Таким образом, международные отделы как уральских, так и европейских

университетов несут ответственность за наиболее общие организационные

аспекты осуществления проекта: оперативно-распорядительскую деятельность,

планирование, контроль и отчетность, распространение результатов работ,

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.