РУБРИКИ

Контрольная: Стилистически окрашенная лексика

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Контрольная: Стилистически окрашенная лексика

2-я женщина: Ну, очень волевой такой взгляд, на самом деле. Да, вот,

может быть, его глаза тоже очень бы подошли.

1-ый мужчина: Это грустные глаза. Я бы считал, что у политического деятеля

должны быть веселенькие и лукавые. Вот это уже лучше.

2-ой мужчина: Нет, это, вы знаете, скорее взгляд не политика, а взгляд

покорителя женских сердец. Но, как говорят, если человек может управлять

женщиной, может управлять государством. Глаза должны быть, во-первых,

незамутненные как алкоголем, так и лишними мыслями. Человек должен четко

видеть перед собой перспективу. О, это уже лучше.

3-я женщина: Очень нежные и добрые глаза — это для спутника жизни. Я думаю, что

это должны быть глаза глубокие, большие глаза, в общем-то с большими

бровями. Что-то в них немножко есть.

Журналист: То есть вот его прямо и возьмем.

3-я женщина: Правда, вот брови не совсем в порядке. Я бы их немножечко

подкорректировала, потому что они, в общем-то, у него не в порядке,

смотрят в разные стороны, сделала бы одной линией, но оставила ту же самую

густоту.

Журналист: Теперь, к этим глазам, какой нос подойдет?

2-ой мужчина: Вы знаете, мне кажется, у политика нос должен быть как у всех. Но

чуть-чуть другой, чуть-чуть лучше. Ну, если хороший человек, то хороший

нос должен быть. Чем больше, тем лучше.

Журналист: Усов не должно быть, да?

3-я женщина: Да, я считаю, что да. Усы, в общем-то, собирают микробы

в большом количестве. Да, вот этот рот мне нравится очень. Конечно.

Прим.Разговорная лексика выделена жирным шрифтом, книжная – курсивом.

Задание 2. Определите признаки разговорных лексических единиц.

В разговорной лексике встречается неоправданно большое количество вводных

слов и слов-паразитов: «ну», «в общем-то». Также часто употребляются

уменшительные формы слов – «веселенький», «немножечко».

Прочитайте текст 11

— Данилов, и вы тут?

Данилов обернулся. Кудасов стоял перед ним.

— Я не за себя, — сказал Данилов.

— Номер-то у вас какой?

— У меня никакого...

— Ну а у того, вместо кого вы? Если не секрет...

— Сейчас посмотрю, — сказал Данилов, — у меня где-то есть бумажка... Двести

семнадцатый, что ли...

— Я чуть впереди, — сказал Кудасов. — Это вы за Клавдию Петровну, наверное?..

— Да...

— Вы номер-то на ладони чернилами напишите.

— Зачем на ладони?

— Ну как же... Для верности... Здесь все так делают... Вот мою ручку

возьмите... Чернила хорошие.

Данилов поневоле вывел на ладони 217, ручку вернул с благодарностью, сказал:

— Давно я не писал номеров на ладони.

— А то как же!.. Здесь ведь такая публика — палец в рот не клади! Я вот на

двух написал — на одной арабскими, на другой — римскими, да и покрупней, чем

вы.

Было душно, и Данилов распахнул пальто.

— Ба, да у вас у самого ручка-то есть, — сказал тут же Кудасов, углядев

известный нам индикатор.

— Она не пишет, — поспешно сказал Данилов.

— Шведская?

— Шведская, — согласился Данилов.

— Кабы заглянуть...

— Да, пожалуйста, — жалобно сказал Данилов.

— Умеют же, — сказал Кудасов, вращая индикатор.

— Умеют, — вздохнул Данилов.

— Но, видно, дешевая она...

— Недорогая...

— А вот умеют...

В. Орлов. Альтист Данилов.

Задание 1. Определите, к какому стилистическому пласту относится по

преимуществу лексика текста.

Лексика текста преимущественно относится к литературно-разговорной речи (что

позволяет отнести участников диалога к представителям интеллигенции), хотя

встречается просторечие («кабы», «углядев»).

Задание 2. Составьте краткую информативного характера заметку, по возможности

сохраняя специфику речи персонажей.

Данилов и Кудасов случайно встретились в очереди. Кудасов высказал удивление,

но Данилов признался, что он стоит не за себя, а за Клавдию Даниловну.

— Вы номер-то на ладони чернилами напишите, - посоветовал Кудасов. – Для

верности. Здесь все так делают... Вот мою ручку возьмите...

Данилов поневоле вывел на ладони 217.

— А то как же!.. Здесь ведь такая публика — палец в рот не клади!

Данилов распахнул пальто, и Кудасов случайно увидел индикатор:

—Ба, да у вас у самого ручка-то есть... Кабы заглянуть.

—Да, пожалуйста, - жалобно сказал Данилов.

— Умеют же, — сказал Кудасов, вращая индикатор.

Прочитайте текст 12

Революционный слом модели социального развития России, на первом этапе

названный “перестройкой”, начался с того, что пресса сбросила намордник

цензуры.

Какова же сегодня схема взаимоотношений прессы и влас­ти в российском

обществе? Называя прессу “четвертой властью”, российские власти вспоминают о

ее проблемах лишь в канун больших государственных кампаний.

Известно, что Авраам Линкольн, отвечая на вопрос, что важнее — свободная

пресса или свободные выборы, заявил: “Свободная пресса. Ибо без нее не может

быть свободных выборов”. Теоретически все согласны с этой формулировкой. А

практически все убеждены, что прессе надо платить, и тогда она будет “петь те

песни, которые ей закажут”.

С одной стороны, это знамение времени, родившего поговорку, что сегодня

только здороваются бесплатно. А с другой стороны, не забыты те времена, когда

власть только отдавала указания журналистам, — и они работали на выборы и

другие кампании. И хотя мы сегодня живем в другом обществе, над многими

политиками и бизнесменами довлеет груз старых представлений.

Только формы давления теперь другие — не идеоло­гизированные, а чисто

экономические. Пресса, аги­ти­ровавшая за вступление в рынок, одной из первых

ощутила на себе негативные последствия нашей переходной экономики. Когда

инфляция за месяц сжирает деньги, рассчитанные на полгода. Надо любой ценой

отстаивать свои права, добиваться экономической независимости, без которой

слова о свободе являются пустым звуком. Потому что в противном случае пресса

станет кривым зеркалом, искажающим представления об общест­­ве, его

ценностях. Это может извратить главное демократическое завоевание — свободу.

Эхо планеты. 1995. Июль.

Задание 1. Выделите книжные стилистически окрашенные слова и фразеологизмы.

Революционный слом модели социального развития России, на первом

этапе названный “перестройкой”, начался с того, что пресса

сбросила намордник цензуры.

Какова же сегодня схема взаимоотношений прессы и власти в

российском обществе? Называя прессучетвертой властью”,

российские власти вспоминают о ее проблемах лишь в канун

больших государственных кампаний.

Известно, что Авраам Линкольн, отвечая на вопрос, что важнее — свободная

пресса или свободные выборы, заявил: “Свободная пресса

. Ибо без нее не может быть свободных выборов”. Теоретически все

согласны с этой формулировкой. А практически все убеждены

, что прессе надо платить, и тогда она будет “петь те песни, которые ей

закажут”.

С одной стороны, это знамение времени, родившего поговорку, что сегодня

только здороваются бесплатно. А с другой стороны, не забыты те времена, когда

власть только отдавала указания журналистам, — и они работали на

выборы и другие кампании. И хотя мы сегодня живем в другом обществе,

над многими политиками и бизнесменами довлеет груз старых

представлений.

Только формы давления теперь другие — не идеологизированные, а чисто

экономические. Пресса, агитировавшая за вступление в

рынок, одной из первых ощутила на себе негативные последствия нашей

переходной экономики. Когда инфляция за месяц сжирает деньги,

рассчитанные на полгода, надо любой ценой отстаивать свои права,

добиваться экономической независимости, без которой слова о свободе

являются пустым звуком. Потому что в противном случае пресса станет

кривым зеркалом, искажающим представления об обществе, его

ценностях. Это может извратить главное демократическое завоевание

свободу.

Задание 2. Найдите и распределите по группам публицистическую, научную и

разговорную речь.

Публицистическая: революционный, слом модели, социальное развитие, на

первом этапе, «перестройка», пресса, цензура, схема взаимоотношений, власти,

«четвертая власть», в канун, кампания, выборы, ибо, убежден, знамение времени,

довлеть, идеологизированный, экономический, агитировать, рынок (в знач.

«рыночная экономика»), негативный, независимость, искажать, ценности,

демократическое завоевание.

Научная: теоретически, формулировка, практически, экономика, инфляция.

Разговорная: чисто (в знач. «только», «полностью»), пустой звук, сжирать.

Прочитайте текст 13

Снова мы блуждали по эфиру, слушали голоса городов и станций... На земле

стояла ночь, и утро, и полдень, и все это было одновременно. И вдруг отлично

отработанный, мягкий мужской голос, долетевший, наверно, из какого-нибудь

концертного зала Парижа или Тулузы, произнес: “Там, внизу, у людей, — говорит

Заратустра, — все слова напрасны...” Шла французская лекция о Ницше. А когда

француз, прямо-таки захлебываясь от восторга, говорит в 1937 году о Ницше —

это, конечно, что-то прямо относящееся к войне.

Немца я бы слушать не стал. Но вот то, что француз — любезнейший,

обаятельнейший, с отлично поставленной дикцией, с голосом гибким и певучим

(как, например, тонко звучали в нем веселый смех, и косая усмешечка, и

печальное светлое раздумье, и скорбное, чуть презрительное всепонимание), —

так вот что этот самый французский оратор, еще, чего доброго, член академии

или писатель-эссеист, не говорит, прямо-таки заливается, закатывая глаза, о

Ницше, что все это, повторяю опять и опять, происходит летом 1937 года — вот

это было по-настоящему любопытно, значительно и даже страшновато. Но сколько

я ни слушал, ничего особенного поймать не мог. Шла обыкновенная болтовня, и

до гитлеровских вывертов, выводов и обобщений было еще очень и очень далеко.

И вдруг я уловил что-то очень мне знакомое — речь шла о мече и огне. Правда,

все это — огонь и меч — было еще и не посылка и не выводы, а попросту

художественный строй речи — эпитеты и сравнения. Но я уже понимал, что к

чему. “Дюрер, — сказал француз, — в одной из своих гравюр изобразил Бога-

Слово на троне. Из уст его исходит огненный меч — вот таким мечом и было

слово Ницше. Он шел по этому миру скверны и немощи, как меч и пламя. Он был

великим дезинфектором, ибо ненавидел все уродливое, страдающее, болезненное и

злое, ибо знал — уродство и есть зло. В этом и заключалась его любовь к

людям”.

И тут сладкозвучный голос в приемничке вдруг поднялся до высшего предела и

зарыдал.

«“Так послушайте же молитву Ницше, — крикнул француз. — Послушайте, и вы

поймете, до какой истеричной любви к людям может дойти человеческое сердце,

посвятившее себя исканию истины. Что может быть для философа дороже разума, а

вот о чем молит Ницше: “Пошлите мне, небеса, безумие! Пошлите мне бред и

судороги! Внезапный свет и внезапную тьму! Такой холод и такой жар, которые

не испытал никто! Пытайте меня страхом и призраками. Пусть я ползаю на брюхе,

как скотина, но дайте мне поверить в свои силы! Но докажите мне, что вы

приблизили меня к себе! Но нет, при чем тут вы? Одно безумье может доказать

мне это!...” Слышите ли? — взвизгнул приемник. — Слышите ли вы, люди, эту

мольбу? Из-за вас мудрец отказывается от своего разума. Вы слышите, как

бьется его живое обнаженное серд­це. Еще секунда и оно разлетится на

части..?»

Снова наступило молчание, и потом голос сказал печально и обыденно: “И Бог

услышал его просьбу — он сошел с ума”.

Ю. Домбровский. Хранитель древностей.

Задание 1. Определите стилистически окрашенную лексику (переносные значения

слов, стилистически окрашенные словообразовательные средства).

Снова мы блуждали по эфиру, слушали голоса городов и станций...

На земле стояла ночь, и утро, и полдень, и все это было одновременно. И вдруг

отлично отработанный, мягкий мужской голос, долетевший,

наверно, из какого-нибудь концертного зала Парижа или Тулузы, произнес: “Там,

внизу, у людей, — говорит Заратустра, — все слова напрасны...” Шла французская

лекция о Ницше. А когда француз, прямо-таки захлебываясь от восторга,

говорит в 1937 году о Ницше — это, конечно, что-то прямо относящееся к войне.

Немца я бы слушать не стал. Но вот то, что француз — любезнейший,

обаятельнейший, с отлично поставленной дикцией, с голосом гибким и

певучим (как, например, тонко звучали в нем веселый смех, и косая

усмешечка, и печальное светлое раздумье, и скорбное, чуть

презрительное всепонимание), — так вот что этот самый французский

оратор, еще, чего доброго, член академии или писатель-эссеист, не говорит,

прямо-таки заливается, закатывая глаза, о Ницше, что все это, повторяю

опять и опять, происходит летом 1937 года — вот это было по-настоящему

любопытно, значительно и даже страшновато. Но сколько я ни слушал, ничего

особенного поймать не мог. Шла обыкновенная болтовня, и до

гитлеровских вывертов, выводов и обобщений было еще очень и очень

далеко. И вдруг я уловил что-то очень мне знакомое — речь шла о мече и

огне. Правда, все это — огонь и меч — было еще и не посылка и не выводы, а

попросту художественный строй речи — эпитеты и сравнения. Но я уже

понимал, что к чему. “Дюрер, — сказал француз, — в одной из своих гравюр

изобразил Бога-Слово на троне. Из уст его исходит огненный меч

— вот таким мечом и было слово Ницше. Он шел по этому миру скверны и

немощи, как меч и пламя. Он был великим дезинфектором, ибо ненавидел

все уродливое, страдающее, болезненное и злое, ибо знал — уродство и есть зло.

В этом и заключалась его любовь к людям”.

И тут сладкозвучный голос в приемничке вдруг поднялся до высшего

предела и зарыдал.

«“Так послушайте же молитву Ницше, — крикнул француз. — Послушайте, и вы

поймете, до какой истеричной любви к людям может дойти человеческое сердце,

посвятившее себя исканию истины. Что может быть для философа дороже

разума, а вот о чем молит Ницше: “Пошлите мне, небеса,

безумие! Пошлите мне бред и судороги! Внезапный свет и внезапную тьму! Такой

холод и такой жар, которые не испытал никто! Пытайте меня страхом и призраками.

Пусть я ползаю на брюхе, как скотина, но дайте мне поверить в

свои силы! Но докажите мне, что вы приблизили меня к себе! Но нет, при

чем тут вы? Одно безумье может доказать мне это!...” Слышите ли? —

взвизгнул приемник. — Слышите ли вы, люди, эту мольбу? Из-за вас

мудрец отказывается от своего разума. Вы слышите, как бьется его

живое обнаженное сердце. Еще секунда и оно разлетится на

части..?»

Снова наступило молчание, и потом голос сказал печально и обыденно: “И

Бог услышал его просьбу — он сошел с ума”.

Задание 2. Найдите синонимические и антонимические лексические единицы в

тексте, дайте их стилистическую характеристику.

Синонимы

Говорить – заливаться (перен.), молить (возвыш.) – просить, поймать, уловить

(перен.) – услышать, небеса (возвыш.) – Бог, скорбный (возвыш.) – печальный.

Антонимы

Безумье (устар., возвыш.) – разум (книжн.), свет – тьма, холод – жар.

Прочитайте текст 14

Преторию, временную резиденцию Понтия Пилата, опоясывали толстые стены,

внутри же крепость была обору­дована с роскошью, подобной царскому дворцу.

Здесь останавливался прокуратор, когда необходимость вынуждала его покидать

Кесарию.

Утром в пятницу Пилату доложили, что Мятежник, который с его согласия был

арестован накануне вечером, доставлен под вооруженной охраной. Пилат вернулся

в преторию, чтобы допросить Арестованного. Результат допроса оказался

неожиданным.

Став на возвышении, Пилат сказал:

— Я не нахожу вины в этом Человеке.

Как многие его соотечественники, Пилат был скептиком. Он решил, что имеет

дело с Проповедником, который едва ли опасен для режима. К тому же прокуратор

вовсе не хотел вмешиваться в религиозные распри и тем более идти на поводу у

иерусалимских интриганов. Довольно он делал уступок этим варварам! Его часто

упрекали в незаконных расправах. Так вот, теперь он будет без­упречен и

заодно покажет, кто подлинный хозяин в Иерусалиме.

Однако архиереи не собирались брать назад свои требования. Снова посыпались

обвинения, приводились новые улики. Пилат пришел к выводу, что духовенство

просто из зависти мстит популярному Проповеднику, согласно же римскому

закону, осудить Его на смерть нет оснований. Архиереи поняли, что их план

близок к крушению. Они стали шумно протестовать. Пилат же, надеясь найти

поддержку в толпе, сказал, что освободит Иисуса хотя бы ради праздника.

Едва на помосте появился Иисус, жестоко избитый, израненный, в кровавом

плаще, как над площадью пронесся крик: “На крест! Распни Его!”.

Уже колеблясь, Пилат сделал слабую попытку еще раз повлиять на чувства толпы:

— Вот Царь ваш!

— Долой, долой! Распни его! — завывала чернь. — Нет у нас царя, кроме Цезаря!

Такое верноподданническое заявление не оставило Пилату выбора. В конце концов

что для него судьба какого-то еврейского Пророка, когда на карту поставлено

его, Пилата, благополучие? Желая показать, что он действует не по Закону, а в

угоду просьбам, прокуратор велел принести воды и, как требовал восточный

обычай, демонстративно умыл руки. Но люди у помоста по-прежнему бушевали,

нисколько не смущаясь жестом судьи. “Кровь Его на нас и на детях наших!” —

кричали они, давая понять, что все совершается по их настоянию.

По Александру Меню. Сын человеческий.

Задание 1. Найдите книжную стилистически окрашенную лексику.

Преторию, временную резиденцию Понтия Пилата, опоясывали

толстые стены, внутри же крепость была оборудована с роскошью,

подобной царскому дворцу. Здесь останавливался прокуратор, когда

необходимость вынуждала его покидать Кесарию.

Утром в пятницу Пилату доложили, что Мятежник, который с его согласия

был арестован накануне вечером, доставлен под вооруженной охраной.

Пилат вернулся в преторию, чтобы допросить Арестованного.

Результат допроса оказался неожиданным.

Став на возвышении, Пилат сказал:

— Я не нахожу вины в этом Человеке.

Как многие его соотечественники, Пилат был скептиком. Он решил,

что имеет дело с Проповедником, который едва ли опасен для режима

. К тому же прокуратор вовсе не хотел вмешиваться в религиозные распри и

тем более идти на поводу у иерусалимских интриганов. Довольно

он делал уступок этим варварам! Его часто упрекали в незаконных

расправах. Так вот, теперь он будет безупречен и заодно покажет, кто

подлинный хозяин в Иерусалиме.

Однако архиереи не собирались брать назад свои требования. Снова

посыпались обвинения, приводились новые улики. Пилат пришел к

выводу, что духовенство просто из зависти мстит популярному

Проповеднику, согласно же римскому закону, осудить Его на

смерть нет оснований. Архиереи поняли, что их план близок к

крушению. Они стали шумно протестовать. Пилат же, надеясь найти

поддержку в толпе, сказал, что освободит Иисуса хотя бы ради праздника.

Едва на помосте появился Иисус, жестоко избитый, израненный, в

кровавом плаще, как над площадью пронесся крик: “На крест! Распни Его!”.

Уже колеблясь, Пилат сделал слабую попытку еще раз повлиять на чувства толпы:

— Вот Царь ваш!

— Долой, долой! Распни его! — завывала чернь. — Нет у нас царя, кроме Цезаря!

Такое верноподданническое заявление не оставило Пилату выбора. В конце

концов что для него судьба какого-то еврейского Пророка, когда на карту

поставлено его, Пилата, благополучие? Желая показать, что он действует не по

Закону, а в угоду просьбам, прокуратор велел принести воды и, как требовал

восточный обычай, демонстративно умыл руки. Но люди у помоста

по-прежнему бушевали, нисколько не смущаясь жестом судьи. “Кровь Его на нас и

на детях наших!” — кричали они, давая понять, что все совершается по их

настоянию.

Задание 2. Перечитайте соответствующую главу из романа М. Булгакова “Мастер и

Маргарита” и сравните стилистические лексические средства.

Процент книжной лексики в обоих текстах приблизительно одинаков, однако в

целом текст А.Меня производит впечатление более официального: в нем

употребляется больше слов относящихся к официально-деловому и

публицистическому стилю, в то время как текст М.Булгакова тяготеет к стилю

художественному, помимо функционально-стилистических средств в нем

используются разнообразные фигуры речи, эпитеты, метафоры. Булгаков передает

скорее эмоциональный настрой, а Мень стремится донести информацию (косвенным

доказательством служит сравнение объема двух этих текстов при одинаковом

уровне информативности).

Прочитайте текст 15

Первый день показался длинным, потому, наверное, что начался в четыре утра.

Он тянулся и никак не мог закончиться. И в этом дне запомнился только дождь,

что большая редкость для Италии в июне месяце.

Советские туристы не могли сделать шагу, чтобы не остолбенеть и не замереть,

как будто они наступили на оголенный провод и через них пошел ток. Романова

застыла перед шубой. От одного конца витрины до другого, как цыганская юбка,

простирался мех норки. Существовала, наверное, особая обработка, после

которой мех становился как шелк. Советский мех — как фанера. Может быть,

фанера практичнее и нашей шубы хватает на дольше. Но, как говорится, “тюрьма

крепка, да черт ей рад”.

Лаша замер перед лампой. Она представляла собой большой хрустальный шар, в

нем переплетались разноцветные светящиеся нити, и он медленно крутился, как

земля, а нити играли зеленым, синим, малиновым.

Лаша понял, что мечта его перешла на новый виток. Теперь он хочет вот такую

лампу, вот такую кровать и вот такую женщину. Как на фоторекламе. И вот такую

страну. Боже, как это далеко от его деревни под Сухуми. Как жаль отца,

который умер и ничего этого не видел. Что видел отец? Деревню. Фронт.

Госпиталь. Деревню. Круг замкнулся.

А Лаша прорвал этот круг, вырвался из него — как далеко. До самой Италии. До

этой витрины. Лампа кружилась. Обещала.

...Жену Большого Плохого художника отнесло к витрине с драгоценностями. Там

на бархате сиял бант из белого золота, усыпанный бриллиантами. Надеть

маленькое черное платьице и приколоть такой вот бантик. И больше ничего не

надо...

Подошел художник-плакатист Юкин.

— Тебе нравится? — спросила Жена, указывая на бант.

— Кич, — ответил Юкин.

Жена не знала, что такое кич, и решила, что это одобрение типа “блеск”.

— Купи, — пошутила Жена.

— Я бы купил, — серьезно отозвался Юкин. — Для тебя.

Жена посмотрела на Юкина. Он был в джинсах, с втянутым животом и всем, чем

надо. Но не Великий. И даже не маленький. Оформлял плакаты типа “Курить —

здоровью вредить”. А его другом считался и был таковым художник Михайлов.

Восходящая звезда.

Пушкин говорил: “Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей”.

Художник Михайлов был дельным человеком, но не думал о красе ногтей, о

чистоте волос и о прочих мелочах, сопутствующих человеку. Он был как алмаз,

требующий шлифовки. В данный момент на итальянской земле он пребывал в

запыленном состоянии, когда алмаз не отличишь от стекляшки.

В. Токарева. Сентиментальное путешествие.

Задание 1. Найдите стилистически окрашенную лексику в тексте, определите ее

стилевую разновидность.

Первый день показался длинным, потому, наверное, что начался в четыре утра.

Он тянулся и никак не мог закончиться. И в этом дне запомнился только дождь,

что большая редкость для Италии в июне месяце.

Советские туристы не могли сделать шагу, чтобы не остолбенеть (худ.) и

не замереть, как будто они наступили на оголенный провод и через них пошел

ток (научн.). Романова застыла перед шубой. От одного конца витрины до

другого, как цыганская юбка, простирался (публ.) мех норки.

Существовала, наверное, особая обработка, после которой мех становился как

шелк. Советский мех — как фанера. Может быть, фанера практичнее и нашей шубы

хватает на дольше (разг.). Но, как говорится, “тюрьма крепка, да черт

ей рад”.

Лаша замер перед лампой. Она представляла собой (научн.) большой

хрустальный шар, в нем переплетались разноцветные светящиеся нити, и он

медленно крутился, как земля, а нити играли зеленым, синим, малиновым.

Лаша понял, что мечта его перешла на новый виток (публ.). Теперь он

хочет вот такую лампу, вот такую кровать и вот такую женщину. Как на

фоторекламе. И вот такую страну. Боже, как это далеко от его деревни под

Сухуми. Как жаль отца, который умер и ничего этого не видел. Что видел отец?

Деревню. Фронт. Госпиталь. Деревню. Круг замкнулся.

А Лаша прорвал (публ.) этот круг, вырвался из него — как далеко. До

самой Италии. До этой витрины. Лампа кружилась. Обещала.

...Жену Большого Плохого художника отнесло к витрине с драгоценностями. Там на

бархате сиял бант из белого золота, усыпанный (худ.) бриллиантами.

Надеть маленькое черное платьице (разг.) и приколоть такой вот

бантик (разг.). И больше ничего не надо...

Подошел художник-плакатист Юкин.

— Тебе нравится? — спросила Жена, указывая на бант.

Кич (публ.), — ответил Юкин.

Жена не знала, что такое кич, и решила, что это одобрение (публ.) типа “блеск”.

— Купи, — пошутила Жена.

— Я бы купил, — серьезно отозвался Юкин. — Для тебя.

Жена посмотрела на Юкина. Он был в джинсах, с втянутым животом и всем, чем надо.

Но не Великий. И даже не маленький. Оформлял плакаты типа “Курить — здоровью

вредить”. А его другом считался и был таковым художник Михайлов. Восходящая

звезда (публ.).

Пушкин говорил: “Быть можно дельным человеком и думать о красе (худ.)

ногтей”. Художник Михайлов был дельным человеком, но не думал о красе

ногтей, о чистоте волос и о прочих мелочах, сопутствующих (публ.)

человеку. Он был как алмаз, требующий шлифовки (научн.). В данный

момент на итальянской земле он пребывал в запыленном состоянии, когда алмаз не

отличишь от стекляшки (разг.).

Задание 2. Определите, к какому стилю речи относится лексика текста по

преимуществу.

Лексика текста относится преимущественно к публицистическому стилю.

Прочитайте текст 16

Норма языка — центральное понятие культуры речи, которая изучает “объективные

языковые нормы (на всех уровнях языка) в их отстоявшихся формах,

противоречиях, возникающих тенденциях и т. п. с целью активного воздействия

на языковую общественную практику” (Линг­вистический словарь). Степень

правильности, точности, ясности, понятности, целесообразности и уместности

речи регулируется языковой и стилистической нормой.

Эволюция языка и его функционирование определяются взаимодействием

экстралингвистических (внеязыковых: общественно-политических, экономических,

культурных) и интерлингвистических факторов, которое и создает языковую

норму. Языковая норма — это наиболее предпочтительное для обслуживания

носителей данного языка в процессе общения и наиболее целесообразная система

выражения на всех лингвистических уровнях — средства произношения,

словоупотребления, слово- и формообразования, синтаксические средства. По

существу, норма отражает существующие в данном обществе тенденции к

совершенствованию речевой культуры.

Как известно, современный русский язык, являющийся высокоорганизованной

системой средств общения русского народа, всех россиян, представлен такими

разновидностями, как литературный, территориально-диалектный,

профессионально-групповой, обиходно-бытовой разговорный и просторечие.

Ведущей формой реализации русского языка является литературная речь, нормы

которой кодифицируются как образцовые (фиксируются в грамматиках, словарях),

распространяются средствами массовой информации.

Литературная норма (т. е. норма литературного языка в отличие от нормы,

присущей диалектам, арго и т. д.) характеризуется таким важнейшим свойством,

как функциональная и стилистическая дифференцированность языковых средств.

Различаются нормы реализованная (или воплощенная) и потенциальная,

реализуемая (или невоплощенная). В свою очередь реализованная норма состоит

из двух частей: 1) актуализированной (современная, продуктивная, активно

действующая) и 2) неактуализированной (архаизмы, устаревающие варианты

нормы). Реализуемая норма также включает две части: 1) становящиеся нормой

неологизмы и 2) индивидуальные, окказиональные новообразования.

М. П. Сенкевич. Культура радио- и телевизионной речи.

Задание 1. Выпишите общенаучную и узкоспециальную лексику.

Общенаучная: норма, объективный, эволюция, функционирование, фактор,

предпочтительный, носитель, данный, процесс, высокоорганизованный,

разновидность, ведущий, реализация, кодифицировать, образцовый, фиксировать,

характеризоваться, функциональный, формообразование, дифференцированность,

реализованный, потенциальный, актуализировать, индивидуальный, новообразование.

Узкоспециальная: языковой, лингвистический, стилистический,

экстралингвистический, внеязыковой, интерлингвистический, произношение,

словоупотребление, формообразование, синтаксический, речевой, литературный,

территориально-диалектный, профессионально-групповой, обиходно-бытовой,

разговорный, просторечие, грамматика, диалект, арго, архаизм, неологизм.

Задание 2. Пользуясь словарем лингвистических терминов, определите значения

терминологической лексики.

Арго тж. жаргон (от фр. jargon) – речь социальной группы, отличная от

общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений.

Архаизм – слово, выражение или синтаксическая конструкция и грамматическиая

форма, вышедшее из активного употребления

Грамматика (греч. grammatike, от gramma буква, написание),

1) строй языка, т. е. система языковых форм, способов словопроизводства,

синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения.

2) Раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы. Грамматика

объединяет словообразование, морфологию и синтаксис.

Диалект (от греч. dialektos) - разновидность общенародного языка,

употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных общностью

территориальной, социальной, профессиональной.

Лингвистика - наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира

как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования

человеческого языка.

Литературный язык - нормализованная наддиалектная форма языка, существующая

в устной и письменной разновидностях и обслуживающая все сферы общественной и

культурной жизни народа.

Неологизм (от греч.neos – новый и logos – слово) – слово вновь образованное,

появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий.

Произношение – характерные особенности воспроизведения звуков речи.

Просторечие - слова, выражения, формы словообразования и словоизменения,

черты произношения, отклоняющиеся от литературной нормы и имеющие оттенок

стилистической сниженности

Профессионально-групповой язык - разновидность общенародного языка,

употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных

профессиональной общностью.

Разговорный язык - одна из двух разновидностей литературного языка,

употребляемая в условиях непринужденного общения и противопоставленная

кодифицированному литературному языку.

Синтаксис (от греч. syntaxis построение, порядок),

1) способы соединения слов (и их форм) в словосочетания и предложения,

соединение предложений в сложные предложения; типы, значения и т. п.

словосочетаний и предложений.

2) Раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.

Словообразование

1) Образование слова в языке по существующим моделям с помощью аффиксации,

чередования звуков, словосложения, стяжения, развития новых значений и др.

средств.

2) Раздел грамматики, изучающий словообразование.

Словоупотребление – законы использования слов и выражений.

Территориально-диалектный язык – разновидность общенародного языка,

употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных

территориальной общностью.

Прочитайте текст 17

Статья 131. Высшими органами государственной власти республик в составе

Российской Федерации являются Съезды народных депутатов, а в тех республиках

в сос­таве Российской Федерации, где Съезды депутатов не создаются, —

Верховные Советы республик в составе Российской Федерации.

Статья 132. Полномочия, структура и порядок деятельности Съездов народных

депутатов и Верховных Советов республик в составе Российской Федерации

определяются Конституциями и законами республик в составе Российской

Федерации.

Статья 1214. При вступлении в должность Президент Российской

Федерации приносит следующую присягу:

“Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации соблюдать

Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать ее

суверенитет, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, права

народов Российской Федерации и добросовестно исполнять возложенные

на меня народом обязанности”.

Статья 12110. Президент Российской Федерации может быть отрешен

от должности в случае нарушения Конс­титуции Российской Федерации, законов

Российской Федерации, а также данной им присяги.

Такое решение принимается Съездом народных депутатов Российской Федерации на

основании заключения Конституционного суда Российской Федерации большинст­вом

в две трети голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации

по инициативе Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного

Совета Российской Федерации или одной из его палат.

Вице-президент Российской Федерации может быть отрешен от должности в

случае нарушения Конституции Российской Федерации в порядке, предусмотренном

настоящей статьей.

Статья 12111. В случае отрешения Президента Российской

Федерации от должности, отставки Президента Российской Федерации, невозможности

дальнейшего осуществления им своих полномочий, а также в случае смерти

Президента Российской Федерации полномочия Президента Российской Федерации

исполняет вице-президент Российской Федерации.

Вопрос о назначении выборов Президента Российской Федерации решается в

соответствии с Законом Российской Федерации о выборах Президента Российской

Федерации.

Из Конституции Российской Федерации

Задание 1. Определите, к какой разновидности официально-деловой лексики

относится лексика текста.

Лексика текста является преимущественно официально-документальной.

Задание 2. Подчеркните стилистически окрашенную лексику (с высокой

эмоционально-оценочной окраской).

Прочитайте текст 18

На Усть-Лугу “наехали”?

Бандиты, видимо, всерьез угрожают хозяевам будущего порта в Усть-Луге. Это

заставило губернатора области Вадима Густова провести вчера экстренное

совещание с первыми руководителями силовых ведомств.

План противостояния “нехорошим дядям” для общественности закрыт, однако вице-

губернатор области А. И. Смирнов откровенно заявил: “Местные авторитеты

считают себя хозяевами земли ленинградской. Но мы прошли ту стадию, когда

бритоголовые повсюду бегали с пистолетами. И считаем, что можем обеспечить

безопасность инвесторов этого порта и безопасность всех его комплексов.

Руководство области и гендиректор АО “Усть-Луга” И. М. Баскин считают, что

тот финансовый ущерб, который прибалты со своими партнерами потерпят в случае

введения в строй нового портового комплекса, заставляет их вкладывать деньги

в... саботаж.

Крупнейшие транснациональные корпорации мира выразили желание работать через

будущий порт, это даст области и всей России миллиарды долларов дохода, и

куски этого “пирога” уже сегодня стали причиной очень серьезного интереса

криминальных элементов. (Один только поток металла, который хлынет через

порт, тянет на многие миллионы “зеленых”.) Поэтому если РУОП, милиция, ФСБ и

другие спецслужбы не установят режим жесткой защиты всех операций и лиц,

связанных с введением в строй будущего порта, то не сегодня-завтра прогремят

первые выстрелы, знаменующие начало беспрецедентной по масштабам бандитской

войны.

Но пока нет реальных денег даже на оборудование постоянного ЛОВД в Усть-Луге.

Владимир Федотов. Невское время.

Задание 1. Определите отношение текста к разновидности публицистического стиля.

Задание 2. Выпишите лексику эмоционально-оценочного характера и дайте ее

толкования и стилистические пометы к ней.

Наезжать (зд.ирон.) – нападать, предъявлять обвинения в агрессивной форме,

создавать угрозу для жизни, здоровья или благосостояния.

Нехорошие дяди (ирон.) – зд. люди, создающие угрозу для жизни, здоровья или

благосостояния.

Авторитет (зд.ирон.) – глава бандитской группировки.

Бритоголовый (презр.) - бандит

Зеленые (зд.ирон.) - доллары

Знаменующий (ритор.) - свидетельствующий о чем-либо.

Прочитайте текст 19

Сколько стоит разговор по телефону?

Недавно “Известия” сообщили о введении с 1 января 1998 года на всей

территории страны учрежденных правительственным постановлением № 1235 от

26.09.97 новых “Правил оказания услуг телефонной связи”, разработанных

Госкомсвязью России.

В этих правилах предусмотрен как вариант переход на “цивилизованный” способ

расчетов за услуги телефонной связи на основании телефонных счетчиков с

поминутной оплатой. Конечно, поминутный учет местных разговоров (далее ПУМР)

— способ европейский, “цивилизованный”. США, где ПУМР практически не

применяется, конечно, до такой “цивилизации” не дотягивает, но это уже их

проблемы...

Автором идеи введения ПУМР в нашей стране еще в 80-х годах стало Министерство

связи СССР. Телефонная связь и для государства, и для населения всегда была

“священной коровой”, почти государством в государстве.

Естественно, будучи единственным хозяином, Минсвязи СССР искало для себя

выгодные новации в целях увеличения доходов.

ПУМР на Западе стали вводить в 70-х годах, когда государства там всерьез

стали ограничивать доходы монополистов. Только в этих условиях ПУМР стал

необходим телефонным компаниям, чтобы выжить! При этом на Западе телефонные

тарифы даже при ПУМР несопоставимы с доходами населения.

То есть, на сегодняшний день, на предоставление льгот АО ПТС не тратит ни

единого рубля. И при этом рвется к введению ПУМР с бешеными тарифами за

минуту!

Газета “Невское время”. 1997.

Задание 1. Найдите лексику, относящуюся к различным стилям речи.

Недавно “Известия” сообщили (публ.) о введении

(офиц.-дел.) с 1 января 1998 года на всей территории страны учрежденных

(офиц.-дел.) правительственным постановлением (офиц.-дел.)

1235 от 26.09.97 новых “Правил оказания (офиц.-дел.) услуг

телефонной связи”, разработанных (публ.) Госкомсвязью

(разг.) России.

В этих правилах предусмотрен (офиц.-дел.) как вариант переход на

“цивилизованный” способ расчетов (офиц.-дел.) за услуги

телефонной связи на основании телефонных счетчиков с поминутной

(офиц.-дел.) оплатой. Конечно, поминутный учет (офиц.-дел.)

местных разговоров (далее ПУМР) — способ европейский, “цивилизованный”. США, где

ПУМР практически не применяется, конечно, до такой “цивилизации” не

дотягивает (разг.), но это уже их проблемы...

Автором идеи введения ПУМР в нашей стране еще в 80-х годах стало

Министерство (офиц.-дел.) связи СССР. Телефонная связь и для

государства, и для населения всегда была “священной (публ.)

коровой”, почти государством в государстве.

Естественно, будучи единственным хозяином, Минсвязи СССР искало для себя

выгодные новации (публ.) в целях (офиц.-дел.)

увеличения (офиц.-дел.) доходов.

ПУМР на Западе стали вводить в 70-х годах, когда государства там всерьез стали

ограничивать доходы монополистов (публ.). Только в этих условиях

ПУМР стал необходим телефонным компаниям, чтобы выжить! При этом на Западе

телефонные тарифы (офиц.-дел.) даже при ПУМР несопоставимы

(публ.) с доходами населения (офиц.-дел.).

То есть, на сегодняшний день, на предоставление (офиц.-дел.)

льгот (офиц.-дел.) АО (офиц.-дел.) ПТС не тратит ни

единого рубля. И при этом рвется (разг.) к введению ПУМР с

бешеными (разг.) тарифами за минуту!

Задание 2. Сократите текст, дав только информацию, избегая эмоционально-

оценочной лексики.

Недавно “Известия” сообщили о введении с 1 января 1998 года на всей

территории страны учрежденных правительственным постановлением № 1235 от

26.09.97 новых “Правил оказания услуг телефонной связи”, разработанных

Госкомсвязью России.

В этих правилах предусмотрен как вариант переход на способ расчетов за услуги

телефонной связи на основании телефонных счетчиков с поминутной оплатой.

Автором идеи введения ПУМР в нашей стране еще в 80-х годах стало Министерство

связи СССР. Естественно, будучи единственным хозяином, Минсвязи СССР искало

для себя выгодные новации в целях увеличения доходов.

ПУМР на Западе стали вводить в 70-х годах, когда государства там всерьез

стали ограничивать доходы монополистов. Только в этих условиях ПУМР стал

необходим телефонным компаниям, чтобы выжить! При этом на Западе телефонные

тарифы даже при ПУМР несопоставимы с доходами населения.

На сегодняшний день, на предоставление льгот АО ПТС не тратит ни единого рубля.

Страницы: 1, 2


© 2007
Использовании материалов
запрещено.