РУБРИКИ

Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)

Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

     _ 2КУЛЬТУРА ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ ( IX - НАЧАЛО XIII ВВ. )

 2I. КУЛЬТУРА РУСИ ДО МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ ( ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ).  21. Особенности развития русской культуры.

    Культура народа является частью его истории. Ее ста
    новление, последующее развитие тесно связано с теми же
    историческими факторами, которые воздействуют на станов
    ление и развитие хозяйства страны, ее государственности,
    политической и духовной жизни общества. В понятие куль
    туры входит, естественно, все, что создано умом, талан
    том, рукоделием народа, все, что выражает его духовную
    сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на
    человеческие отношения.

а)  _Факторы, по- . Культура Руси складывается в те же века, что и ста  _влиявшие на  . новление русской государственности. Рождение народа шло  _складывание  . одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, поли  _и развитие  . тической, культурной. Русь складывалась и развивалась  _культуры.  . как средоточие огромного для того времени народа, состо ящего поначалу из различных племен; как государства,

    жизнь которого развертывалась на огромной территории. И
    весь оригинальный культурный опыт восточного славянства
    стал достоянием единой русской культуры. Она складыва
    лась как культура всех восточных славян, сохраняя в то
    же время свои региональные черты - одни для Поднепровья,
    другие - для Северо-Восточной Руси и т. д.

- Русь - равнин- На развитие русской культуры влияло также то, что ное государство. Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплемен

    ным международным влияниям. И шло это из глубины веков.
    В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем,
    полян, северян, радимичей, новгородских славян, других
    восточнославянских племен, так и влияние соседних наро
    дов, с которыми Русь обменивалась производственными на
    выками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими
    племенами, балтами, иранскими, другими славянскими наро
    дами и государствами.

- влияние Ви- В пору уже своего государственного становления Русь зантии. испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных го

    сударств мира. Таким образом, культура Руси складывалась
    с самого начала как синтетическая, т. е. находящаяся под
    влиянием различных культурных направлений, стилей, тра
    диций.
    Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие
    влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к
    своим культурным традициям, к своему дошедшему из глуби
    ны веков народному опыту, пониманию окружающего мира,
    своему представлению о прекрасном.

- сохранность Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно стал своих тради- киваемся не только с влияниями извне, но с их порой зна ций. чительной духовной переработкой, их постоянным преломле нием в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных

    культурных традиций было сильнее в городах, которые сами
    по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передо
    вых для своего времени черт, то сельское население было
    в основном хранителем старинных культурных традиций,
    связанных с глубинами исторической памяти народа. В се
    лах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были
    более консервативны, труднее поддавались различным куль
    турным новшествам.

б)  _Принятие Хри-  . Долгие годы русская культура - устное народное твор  _стианства - пе- . чество, искусство, архитектура, живопись, художественное  _реломный момент . ремесло - развивалась под влиянием языческой религии,  _в развитии рус- . языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства  _ской культуры.  . положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей,

    их восприятие всей жизни, а значит и представлений о
    красоте, художественном творчестве, эстетическом влия
    нии.

- двоеверие. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, ар

    хитектуры, искусства, развития грамотности, школьного
    дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим
    образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не
    смогло преодолеть народных истоков русской культуры.
    Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официаль
    ная религия, которая преобладала в городах, и язычество,
    которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отда
    ленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраня
    ло свои позиции в сельской местности. Развитие русской
    культуры отразило эту двойственность в духовной жизни
    общества, в народном быту. Языческие духовные традиции,
    народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие
    на все развитие русской культуры раннего средневековья.
    Под влияние народных традиций, устоев, привычек, под
    влияние народного мировосприятия новым содержанием на
    полнялась и сама церковная культура, религиозная идеоло
    гия. Суровое аскетическое христианство Византии на русс
    кой языческой почве с ее культом природы, поклонением
    солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюби
    ем, глубокой человечностью существенно преобразилось,
    что нашло отражение во всех тех областях культуры, где
    византийское, христианское в своей основе культурное
    влияние было особенно велико. Не случайно во многих цер
    ковных памятниках культуры (например, сочинениях церков
    ных авторов) мы видим совершенно светские, мирские рас
    суждения и отражение чисто мирских страстей. И не слу
    чайно, что вершина духовного достижения Древней Руси
    гениальное "Слово о полку Игореве" все пронизано язычес
    кими мотивами, о чем мы еще скажем ниже.

в)  _Характерные чер- . Открытость и синтетичность древнерусской культуры,  _ты русской куль- . ее мощная опора на народные истоки и народное восприя  _туры.  . тие, выработанные всей многострадальной историей восточ ного славянства, переплетение христианский и народ

    но-языческих влияний привело к тому, что в мировой исто
    рии называют феноменом русской культуры. Ее характерными
    чертами являются стремление к монументальности, масштаб
    ности, образности в летописании; народность, цельность и
    простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое
    начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в
    живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений,
    страсти в литературе. И над всем этим господствовала
    большая слитность творца культурных ценностей с приро
    дой, его ощущение сопричастности всему человечеству, пе
    реживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно
    опять же одним из любимых образов русской церкви и куль
    туры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев,
    непротивленцев, пострадавших за единство страны, приняв
    ших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты
    культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих ос
    новных обличьях они развивались в течение столетий. Но
    потом, уже отлившись в более или менее устоявшиеся фор
    мы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тог
    да, когда единая Русь политически распалась, общие черты
    русской культуры проявлялись в культуре отдельных кня
    жеств. Несмотря на политические трудности, на местные
    особенности, это все равно была единая русская культура
    X - начала XIIв. Монголо-татарское нашествие, последую
    щий окончательный распад русских земель, их подчинение
    соседним государствам надолго прервали это единство.

г)  _Роль церкви в . Наиболее заметная черта древнерусской культуры  _развитии ру . с- господство в ней религии, которая, пронизывая все ее  _ской культуры ... сферы, выступала как интегрирующий ее элемент, придавала ей определенную цельность. Деятельность церкви являлась

    одним из важных факторов, обеспечивавших и поддерживав
    ших господство религиозной идеологии. Степень господства
    религии в культуре во многом определялась силой и влия
    нием церкви во всех сферах общественной жизни, что в
    первую очередь зависело от характера складывавшихся от
    ношений между церковью и государством.
    Однозначного ответа на вопрос о влиянии церкви на
    культурно-исторический процесс, об оценке ее культурной
    деятельности быть не может. С одной стороны, церковь
    стимулировала развитие отдельных сфер культуры (письме
    ность, архитектура, живопись и др. ), используя арсенал
    их средств для пропаганды религиозной идеологии. С дру
    гой, подчинение этих сфер культуры интересам церкви, ус
    тановление строжайшего контроля и регламентации в конеч
    ном счете сковывали развитие. Оценка роли церкви в раз
    витии культуры должна быть конкретно-исторической, она
    не может быть одинаковой и однозначной по отношению к
    разным периодам. Столь значительное место, которое зани
    мала религия в древнерусской культуре, не приводило, од
    нако, к полному и безраздельному господству церкви в
    этой сфере жизни общества.
     2II.  0  2ЯЗЫЧЕСТВО.
     21.  0  2Мифология 0  2славян.

а)  _Важнейшие . Мифология восточных славян выступала важной состав  _представления . ной частью вероучения их религии - язычества. Примени  _славян.  . тельно к истории Древней Руси язычеством называются ре лигиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до

    принятия христианства.
    Мифологическое повествование - основа важнейших ве
    роучительных представлений славянского язычества: о чу
    десном обустройстве мира необыкновенными существами
    богами и первопредками; о божественном присутствии в
    природе, о человеческой судьбе и общественных делах; об
    иерархии богов, которая мыслилась прежде всего как се
    мейное соподчинение младшего поколения богов старшему; о
    постоянном сверхестественном движении форм жизни - в по
    тусторонний мир и обратно, из человеческого состояния в
    зооморфное и т. п. Наконец, в ткань язычества красной
    нитью была вплетена мифологическая идея дуализма - все
    (и природа, и человеческое естество) пронизано борьбой
    светлых, добрых и темных, злых начал.
    Мифологические образы богов составляли пантеон - бо
    жественное сообщество. Славянин-язычник свято верил в
    реальность существования своих богов. Одно старинное
    сказание сохранило слова князя Владимира, обращенные к
    варягу Олаву: "Прошу тебя почитать богов и укрощать себя
    перед ними покорностью; опасаюсь, что они прольют на те
    бя ужас своего бурного гнева и жестокости" ("Сага Олава
    Тригвесона"). Боги, как и предки из своей обители, зорко
    следили за порядком в мире, выступали гарантом соблюде
    ния обычаев древнего общества.
    Из мифологических олицетворений темных сил язычество
    формировало полчища демонов - нечисть.
    Открытые древнему человеку в виде религиозного зна
    ния, мифы воспринимались в культурах прошлого как свя
    щенные повествования. Священный ореол вокруг важнейших
    мифов поддерживался еще и тем, что многие мифы имели
    своим прямым продолжение ритуал, священнодействие, ра
    зыгрывающее сюжет мифа.

б)  _Краткая харак- . Сознание человека было в плену представлений о злых  _теристика . и добрых духов природы, о возможности воздействия на  _обрядов язы- . природу при помощи заклинаний, заговоров, умилостиви  _чества.  . тельных жертв и всего многообразного ритуала магических действий. Изобразительное искусство и фольклор были не

    разрывно связаны с языческими представлениями.

- основные Повсеместно распространялся обычай сожжения покойни обычаи. ков и возведения над погребальными кострами больших зем ляных насыпей - курганов. Вера в загробный мир проявля

    лась в том, что вместе с покойниками клали вещи, оружие,
    пищу, а на могилах ежегодно устраивались поминки в честь
    священных предков. Для защиты от злых сил (упырей, ле
    ших, злыдней) употреблялись амулеты из волчьих и мед
    вежьих зубов, применялись словестные заговоры, вносились
    магические знаки в орнамент. Рождение, свадьба, смерть
    все эти события в жизни человека сопровождались заклина
    тельными обрядами.

- божества. Главными божествами славян являлись: божество все ленной - Род, божество солнца - Даждьбог, богиня земли,

    бог скота - Велес, бог огня - Сварог, бог грозы - Перун.
    Кроме того, существовало множество мелких божеств.
    Священным считался домашний очаг или печь, как символ
    семьи. Огню молились под овином. В деревнях стояли идо
    лы, изображавшие божества, которым "всем миром" приноси
    ли жертвы. Богов угощали специально откормленными бара
    нами и быками, причем те, кто приносил жертвы, сами
    участвовали в съедении жертвенных животных. Почитались
    священными рощи, реки, озера. Кроме того, у каждого пле
    мени существовало общее святилище, куда сходились члены
    племени на особо торжественные праздники и для решения
    важных дел.
     22. Календарные обряды и праздники.

а)  _Колядование.  . Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а зна

    чит, с мифологическими олицетворениями природных сил.
    Рождение Коляды, мифологического существа, родствен
    ного Макоши, совпадало по времени с "рождением" Солнца
    зимним солнцеворотом. Участники обряда колядования рас
    певали песни, прославлявшие Коляду, ходили по домам, же
    лали хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в нас
    тупающем году. По требованию колядующих хозяева вознаг
    раждали их съестными дарами - это была жертва Коляде.
    Разжигали костры, и под веселые песни, сопровождаемые
    танцами ряженых, собранная еда коллективно поедалась.
    Происходило это обычно 24 декабря (по старому стилю).
    Колядованием начинались зимние святки - древний сла
    вянский праздник начала Нового года, длившийся с 25 де
    кабря по 6 января (по старому стилю). В чем его суть?

- значение. Набиравшее силу солнце обещало скорое пробуждение земли, возрождение природы. Древние земледельцы, нераз

    рывно связанные своим трудом с природой, верили, что,
    соединяя усилия многих людей в обрядовом действе, они
    могут помочь плодородию. Ведь люди и природа, согласно
    их мировоззрению, - две части одного целого, а обряд
    средство сообщения между ними.
    Обязательные святочные игры, веселые забавы, обиль
    ная еда и хмельные напитки пробуждали в людях жизнера
    достную энергию, которая, по их убеждению, сливалась с
    возникающей энергией плодородия, удваивая ее.
    Другая сторона святочных ритуалов - гадания. Каждому
    хотелось узнать, каков будет год: урожайным ли, обильным
    ли на недуги, щедрым ли на свадьбы. Считалось, что отк
    рытое по святочному гаданию обязательно сбудется.

б)  _Масленница.  . В конце марта, в период весеннего равноденствия от мечали масленицу. Масленица - праздник проводов зимы и

    встречи весны. Непременным спутником этого весеннего
    праздника были блины, масляные блины. Своей формой они
    символизировали солнце. Тысячу лет назад вид блинов был
    еще ближе к древнейшему схематическому изображению Солн
    ца - их пекли на круглых глиняных сковородках с зубчаты
    ми краями и прочерченным внутри крестом.
    Над веселящейся, ряженой, объевшейся масляными бли
    нами толпой возвышалась сама Масленица - олицетворение
    конца зимы и начала сезона плодоношения. На празднике
    она присутствовала в виде чучела, разодетого в женские
    одежды. Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи
    Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным захороне
    нием Масленицы - чучело сжигали или, разорвав, разбрасы
    вали по полям, закапывали. Ознаменовав приход весны, пе
    редав свою силу полям, Масленица должна была теперь ус
    покоиться до следующего года.

в)  _Весенние  . К весенним обрядам заранее готовились: вышивали по  _праздники.  . лотенца с изображениями богини плодородия Макоша, рожа ниц, лошадей, журавлей и других птиц. Покрывали эти по

    лотенца растительным орнаментом. Не обходились весенние
    обряды и без раскрашенных яиц. Традиция расписывать яйца
    весной - одна из древнейших, среди сохранившихся доныне.
    Расписное яйцо было столь важным атрибутом обрядов, что
    длительное время (примерно с Х века) держался обычай
    пользоваться специально изготовленными керамическими ра
    зукрашенными яйцами - писанками. Считалось, что раскра
    шенное ритуальное яйцо обладает необыкновенными свойс
    твами: им можно исцелить больного или даже потушить по
    жар, случившийся от удара молнии.
    Венчали весеннюю обрядность и начинали летнюю "зеле
    ные святки", или русалии. Они приходились на конец мая
    июнь (в разных местностях назначали свой срок). Для зем
    лепашца это время критическое - все, что мог, он на по
    лях сделал, брошенное зерно дало всходы, теперь все за
    висело от природы, а значит, от прихоти управляющих при
    родными стихиями существ.
    Взор земледельца обращался к водным гладям - к рекам
    и озерам, источнкам благодатной утренней росы. А душа
    к русалкам, властительницам водоемов. И ожидали в это
    время от русалок не только шалостей и козней, но и оро
    шения полей живительной влагой, способствующей колошению
    хлебов.
    Русальные ритуальные хороводы и песни сопровожда
    лись ударами бубна, резкими звуками флейты. Верчением и
    прыжками, пронзительными выкриками участники приводили
    себя в состояние крайнего возбуждения. Такое массовое
    буйство должно было привлечь внмание русалок и выманить
    их из омутов.

г)  _Ярилин день.  . Добрый урожай зависел не только от умеренного ороше ния, но и от солнечного тепла. Поэтому частью "зеленых

    святок" были два "огненных", солнечных праздника - Яри
    лин день (4 июня по старому стилю) и Ивана Купала (24
    июня по старому стилю), дата летнего солнцестояния.
    Ярило был богом восходящего или весеннего солнца,
    богом похоти и любви, богом производителем и покровите
    лем животных, производителем растений, богом силы и
    храбрости.

д)  _День Ивана . Купала - божество славянской мифологии, связанное с  _Купалы.  . культом солнца. Во время праздника оно было яволено кук лой или чучелом (мужского, а иногда и женского пола).

    Украшением и символом праздника были цветы
    иван-да-марья. Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купалу
    распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника
    - "перунов цвет", указывавший место закопанных кладов.
    Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и
    открыть клад считалось делом почти невозможным. Особо
    доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес. Веками
    из уст в уста передавались в народе небылицы о таких
    простаках.
    Вечером на Ивана Купалу магическим обрядом добывания
    "живого огня" начиналось главное действо: от затепливше
    гося огня возжигались священные костры, и самый удалой
    народ пускался прыгать через них. Каждый стремился
    взвиться повыше, потому что волшебным образом от высоты
    прыжка зависела высота хлебов. Вокруг костров водились
    хороводы.
    Следующий виток аграрных календарных праздников и
    обрядов приурочен ко вркмени сбора урожаев и началу его
    переработки. Особенно значительными были: праздник "пер
    вых плодов" (начало августа); чествование Рода и рожа
    ниц, когда хлеба уже ссыпаны в закрома (время "бабьего
    лета", с конца августа до середины сентября); начало
    прядения льна (октябрь).
     23. Святилища.

а)  _Виды святи- . Для отправления обрядов использовались, как правило,  _лищ.  . особые места - святилища, в которых, по поверьям, вре менно или постоянно обитали божества и духи.

    В каждом доме были священные места для отправления
    домашних обрядов. Кроме того, славянское захоронение на
    поминавшее по своему устройству жилую хоромину, почита
    лось как священное место, дом предков.
    Дла отправления совместных священнодействий народ
    собирался на примечательных участках полей или речных
    берегов, у ручьев, но особенно часто - в рощах.
    Существовали и специально обустроенные святилища
    капища. Крупные капища обычно имели форму округлой пло
    щадки, защищенной со всех сторон рвом или валом. Внутри
    в самом центре ставились изваяния языческих богов, а
    чуть поодаль, вероятно, находились строения для общих
    ритуальных пиршеств. Участники обрядов озарялись и "очи
    щались" светом больших священных костров, которые возжи
    гались вокруг святилища.
    К самым впечатляющим капищам такого рода принадлежа
    ло святилище Перуна близ Новгорода. Археологами обнару
    жены многочисленные остатки славянских языческих святи
    лищ - селище "Грудок" в бассейне Среднй Десны, капище на
    вершине Старокиевской горя над Днепром. Характерно, что
    многие крупные капища располагались на возвышениях и по
    читались язачниками как места необыкновенные, священные.
     2III. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.
     21. Ремесло.
    Русские ремесленники X-XIII веков сделали свой боль
    шой вклад в развитие культуры древней Руси. В тысячах
    кузниц по Днепру и по ильменю, по Волге и Оке ковали
    плуги для вспашки полей, сотни оружейников готовили ору
    жие, победившее кочевников-степняков, византийцев, нем
    цев и поляков, а в ювелирных мастерских создавалось тон
    чайшее "узорье" из бронзы, серебра и золота, украшенное
    филигранью, чеканкой и невыцветающей эмалью.
    История древнерусского ремесла рассматривается по
    двум разделам: в первый вошли материалы по деревенскому
    ремеслу, а во второй - по ремеслу городскому. Многие
    технические приемы, известные городу XI-XII вв. , деревне
    известны не были; многие типы вещей бытовали только в
    городе или только в деревне.
     21. 1 Деревенское ремесло.

а)  _Кузнечное . С ростом общественного разделения труда именно куз  _дело.  . нецы стали первыми ремесленниками-специалистами, именно их народ окружил сотнями различных легенд и поверий:

    "кузнец - колдун, хитрец" находился под покровительством
    русского Гефеста - бога Сварога, он мог не только выко
    вать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать
    свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В
    эпических сказаниях именно кузнец является победителем
    дракона - Змея-Горыныча, которого он приковывает за
    язык.

- Материал. В своем деле кузнецы использовали болотную руду, ко торая содержала от 18 до 40 % железа. Железо получали

    небольшими дозами, достаточными лишь для изготовления,
    например, ножей, долот, стрел, серпов и других сравни
    тельно небольших предметов.
    Ко времени формирования славянских племенных союзов
    и началу образования Киевского государства металлурги
    ческое дело насчитывало уже полуторатысячелетний опыт.
    Появились специальные горны, вынесенные за пределы зем
    лянок, а варка и ковка железа стала делом особых масте
    ров.
    Весь процесс изготовления металлических вещей распа
    дался на следующие стадии: 1) добыча руды; 2) предвари
    тельная обработка; 3) плавка руды ("варка железа"); 4)
    проковка крицы; 5) горячая ковка для получения желаемых
    изделий.
    Чаще всего руда залегает на дне болот и озер; ее
    разведывают острым шестом или железным щупом, а добывают
    черпаками с длинной рукоятью с плотов или лодок.
    Полученная руда промывалась, затем приносилась в по
    селок и подвергалась предварительной обработке, заклю
    чавшейся в дроблении ее, в легком обжиге, способствовав
    шем процессу восстановления окислов железа. Самым слож
    ным и ответственным делом являлась выплавка железа из
    руды, осуществлявшаяся при помощи сыродутного процесса.
    Последняя стадия сыродутного процесса - проковка крицы
    подводит нас вплотную к следующему этапу обработки ме
    талла - к кузнечному делу.

- Техника руч- Техника ручной ковки очень мало изменилась со време ной ковки. ни домонгольской Руси (XIX в. ). Подлинных древних кузниц известно много. В тех случаях, когда их обнаруживали,

    они оказывались или у самого вала, на краю городища, или
    даже выносились за пределы вала. Для разогревания железа
    кузнецу необходим был горн с хорошо налаженным дутьем
    мехами.
    Для извлечения раскаленного металла из горна и для
    держания его на наковальне служили клещи (иногда их на
    зывают "изымало" - от глагола "изымать", вытаскивать).
    Клещи делались из двух половинок, скрепленных осью, их
    форма различна: одни из них приспособлены для вытаскива
    ния и держания небольших предметов, другие имеют специ
    альные крючки на концах для держания широких и массивных
    вещей и больший размах захватывающей части клещей. Рас
    каленное добела железо клалось на наковальню и подверга
    лось ковке.
    Ковка производилась молотом ("Млат", "олмат", "ко
    валдо", отсюда "кувалда", "кий", и "киянка" - деревянный
    молоток у современных столяров). В зависимости от назна
    чения, молоты были различного веса и формы - от тяжелых
    и массивных молотов у подручного кузнеца - молотобойца
    до небольших молотков, которыми кузнец орудовал сам, или
    непосредственно ударял по железу, или подставлял свой
    молоток (подбойник, кладива) на место, требующее удара,
    а по молотку бил своим тяжелым молотом подручный.
    Кузнецам удавалось выковать железные лопатки с длин
    ными железными же рукоятками до 1 м длиной; расплющивать
    ковкое железо (при изготовлении сковород) они могли до
    30 см в поперечнике. Различались технические приемы ков
    ки.
    К вещам, наиболее простым по изготовлению, нужно от
    нести нож, обручи и дужки ушатов, гвозди, серпы, косы,
    долота, плужные ножи, шилья, кочерги, медорезки, лопаты и
    сковороды. Все эти плоские предметы не требовали специ
    альных приемов и могли быть изготовлены и без подручного
    кузнеца.
    Ко второй группе надо отнести вещи, требовавшие
    сварки, например: цепи, дверные пробои, железные кольца
    от поясов и от сбруи, удила , кресала (огнива), светцы,
    остроги.

- Применение ру- Следующим техническим приемом было применение рубила била в кузнеч- для разрубания железа. Этот прием мог быть применен ном деле. только при совместной работе обоих кузнецов, так как нужно было, во-первых, держать клещами раскаленный кусок

    железа, что при больших размерах тогдашних наковален бы
    ло нелегко, во-вторых, держать и направлять рубило,
    в-третьих, бить по рубилу молотком. Зубило применялось
    при выработке ушков для ушатов, лемехов для сох, тесел,
    мотыг,  1шиковин 0 (петель) дверей. Наиболее сложным было
    изготовление топоров, копий, молотков и замков.
    Древние русские кузнецы изготовляли иногда и винты,
    но делали их не нарезкой, а путем перекручивания четы
    рехгранного стержня. Получавшиеся винты значительно
    крепче сидели в дереве, чем обычные гвозди. Верхом куз
    нечного искусства являлись замки.
    В деревенских кузницах XI-XIII вв. работало по два
    кузнеца, один в качестве основного мастера, другой
    подручным. Они обслуживали все нужды ближайших поселков.
    Приведенный ассортимент кузнечных изделий исчерпывает
    почти весь крестьянский инвентарь, необходимый для пост
    ройки дома, сельского хозяйства, охоты и даже для оборо
    ны.

б)  _Ювелирное . Наряду с железными изделиями найдено множество брон  _дело.  . зовых, медных и серебряных украшений, следовательно, можно говорить о существовании ремесленников-ювелиров.

    Судя по данным XII-XIII вв. , коваль и ювелир совме
    щались в одном лице. Изготовление украшений, равно как и
    целый ряд других отраслей русского ремесла, к сожалению,
    не имеет разработанной истории для эпохи VII-VIII вв.
    Наиболее благоприятный в этом отношении материал
    женских погребений уничтожен погребальными кострами и
    либо совсем не дошел до нас, либо дошел в виде бесфор
    менных слитков.

- Материалы. Большинство технических приемов древнерусских "куз нецов меди и серебру" уходят своими корнями в первые ве

    ка нашей эры. В X-XIII вв. можно отметить большую тща
    тельность выделки и большое разнообразие форм.
    Материалом для украшений служили медь, серебро и их
    различные сплавы; золота в деревенских курганах нет.
    По внешнему виду русские украшения из сплавов дели
    лись на две группы: подражающие по цвету золоту (с пре
    обладанием в сплаве меди) и имитирующие серебро (бронза
    с большим содержанием олова, или сплав меди с серебром
    "билкон", или сплав серебра с золотом). Ни золота, ни
    серебра, ни меди в пределах тогдашних русских земель не
    было, - все эти металлы ввозились из соседних стран.

- Литье. Среди различных технических приемов древнерусских ювелиров на первое место нужно поставить литье.

    Металл расплавляли в глиняных тиглях при помощи ме
    хов, повышавших температуру горна. Затем расплавленный
    металл черпали из тиглей глиняной ложкой, носившей наз
    вание "льячки", которые с металлом подогревали в пламени
    и затем металл выливали в литейную форму. Когда залитая
    форма остывала, из нее извлекали металлическое изделие,
    в точности повторившее форму.
    Почти все формы односторонни, т. е. такие, которые
    прикрывались сверху гладкой плиткой известняка. Благода
    ря этому лицевая сторона предмета была рельефной, а обо
    ротная - гладкой.
    Для того, чтобы сделать какую-нибудь ажурную подвес
    ку с прорезями посередине, нужно было при изготовлении
    формы оставить в ней нетронутыми те места, где должны
    быть пустоты.
    Тогда эти непрорезанные на форме места будут полно
    соприкасаться с накладной крышкой формы и металл туда не
    проникнет. Литейные формы делали из мягких пород камня
    известняка, песчаника, шифера. Многие вещи производят
    впечатление изготовленных штампом или путем непосредс
    твенной обработки металла резцом.
    Например, семилопастное височное кольцо так называе
    мого вятичского типа. Корпус его, несомненно, литой, но
    орнамент на щитке нанесен таким образом, что образует
    ряд тонких углубленных линий, как бы врезанных в металл
    острым резцом.
    Техника этого литья заключалась в том, что здесь
    применялась глиняная мягкая форма, точнейшим образом пе
    редававшая все детали обработки оригинала, с которого
    делали форму.
    При помощи различных видов литья ювелиры изготовляли
    чрезвычайно много различных предметов украшения.

- Ковка и че- На второе место после литья нужно поставить ковку и канка цвет- чеканку цветных металлов. Принципиальное отличие от ков ных металлов. ки железа заключается в том, что серебро, медь и их сплавы куются значительно легче и поддаются даже холод

    ной ковке.
    В куполах мы видим тонкую кованную серебрянную про
    волоку и тонкие листы серебра. Расплющенное в листы се
    ребро (или медь) шло на различные поделки: очелья (или
    венчики), пластинные браслеты, оковку шкатулок, ушки для
    прикрепления подвесок и т. д.
    Ковкой изготовлялись некоторые виды местных гривен,
    браслеты, наголовники, ромбощитковые височные кольца и
    д. р.
    Чеканка тонких металлических листов применялось край
    не редко только в очень простых формах точечного узора,
    идущего по краю подвески или ввиде нескольких вдавленных
    линий.
    Иногда орнамент наносился резцом, имеющем форму ма
    ленького долото, поварачивая который с одного угла на
    другой мастер получал на поверхности металла зигзагооб
    разную линию, резцом же гравировался и вырезался любой
    произвольный рисунок. Особенно богаты различными видами
    орнамента, на которых мы видим и кружки, и линии, прове
    денные зубчатым колесом и зигзагами, и просто резьбу, и
    глубокий литой орнамент.

- Производство Затем после литья и ковки важным является производс проволоки. тво проволоки.

    В небольших количествах проволока употреблялась не
    только для украшений, но и в быту.
    Проволокой обматывались черенки ножей, из проволоки
    делались кольца, а также браслеты, височные кольца, и
    целый ряд других украшений.
    Для изготовления медной или серебрянной тянутой про
    волоки был необходим так называемый калибр, или "волочи
    ло" - железная доска с рядом просверленных отверстий,
    которые делались коническими; каждое соседние отверстие
    имело диамер меньше, чем предыдущие.
    Для волочения проволоки предварительно выковывали
    серебряный или медный стержень, заостряли его, всовывали
    в самое крупное отверстие волочила. Затем его проволачи
    вали через меньший глазок, и так до тех пор, пока не по
    лучали проволоку требуемого диаметра.
    Медную проволоку диаметром до 2 мм удавалось полу
    чить длиной до 150 см.
    В целом ряде областей правобережья Днепра известны
    бусы из тонкого проволочного каркаса, на который прикр
    еплены крупные зерна металла. Бусы эти носят условное
    название "минских", они часто встречаются в деревенских
    курганах дреговичей, древлян и волынян.

в)  _Гочарное дело.  . Гончарное дело в славянских землях имеет древнюю - технология традицию, уводящюю нас в неолит.

изготовления. На рубеже IX - X вв. оно приобрело новую технику и превратилось в ремесло.

    В раннее время судя по дактилоскопическим отпечат
    кам, изготовление глиняной посуды было женским делом.
    Письменные же памятники Киевской Руси говорят исключи
    тельно о гончарах - мужчинах.
    Для изготовления горшков использовалась глина, кото
    рую называли "скудель", "зьд" или "здень". Глина перед
    лепкой сосуда специально обрабатывалась, смачивалась во
    дой, тщательно зарминалась.
    Лепка сосуда, независимо от способа формовки его (от
    руки или на круге), производилась ленточным, жгутовым
    способом.
    Глина раскатывлась на длинные валики, уплотнялась
    при этом, а затем гончар укладывал эти валики спирально,
    сообразуя с желаемой формой сосуда. После этого валики
    сдавливались, швы между ними затирались и производилась
    окончательная отделка сосуда . Возможно, что плоское
    днище сосуда лепилось иногда отдельно.
    Лепная посуда для Киевской Руси не характерна, так
    как в это время она уже сменилась гончарной. Предшест
    венником гончарного круга была деревянная доска, на ко
    торой лепили горшок и которую можно было поворачивать
    для удобства обработки сосуда.

- гончарные Среди разных деревенских гончарных изделий на 1-ое изделия. место надо поставить горшки, сосуды различных размеров и назначения. Основное назначение горшка - служить для

    варки пищи в печах, форма горшка сохранилась до наших
    дней. Иногда встречаются горшки с несколькими специаль
    ными отверстиями на дне, прим 2е 0нявшиеся, очевидно, для
    откидывания творога: сыворотка стекала через отверстия
    на дне горшка.
    Затем идут "корчаги" - большие сосуды, игравшие,
    главным образом, роль хранилищ зерна, браги и других
    продуктов.
    Существовали и узкогорлые сосуды, носившие название
    "крина", "криницы". В меньшем количестве, чем горшки,
    гончарами изготавливалась плоская посуда (мисы, "плоски"
    - плошки, чаши, блюда).

- клейма на дни- Чрезвычайно интересными были клейма на днищах сосу щах сосудов. дов. На маленьких кружках, подкладывавшихся под сосуд при формовке его на круге, гончары вырезали различные

    значки, которые выпукло отпечатывались на днище сосуда и
    являлились клеймами мастеров.
    Они делались в виде круга, круга со вписанным крес
    том, ключа, звезды, квадрата, треугольника.
    Разбирая клейма сосудов из какой-либо определенной
    курганной группы, часто адавалось установить, что общая
    схема рисунка разных клейм одинакова, но что эта схема
    постепенно усложняется дополнением деталей. Так, напри
    мер, на одном горшке, найденном при раскопках курганного
    могильника, встречено клеймо в форме круга, в одном из
    соседних курганов этого же кладбища встретилось клеймо в
    форме круга с крестом внутри. В третьем кургане клеймо
    круг с крестом внутри и еще с одной линией, в четвертом
    - к трем линиям добавлена еще одна. Таким образом наме
    чается линия непрерывного усложнения. Самым интересным и
    важным в этом усложнении является то, что горшки с наи
    более простыми клеймами являются в то же время и наибо
    лее древними, а каждое усложнение соответствует последо
    вательно более поздним погребениям.
    Все это позволяет предположить, что усложнение клейм
    может свидетельствовать о передаче по наследству гончар
    ного дела. Сын продолжал дело отца, но к его клейму до
    бавлял " 1опятныш 0".

в)  _Домашнее про- . При натуральном хозяйстве многое производилось в  _изводство.  . каждом отдельном хозяйстве, и не в виде ремесла, а в ви де домашнего производства, к которому можно отнести из

    готовление одежды, обуви, утвари, земледельческого ин
    вентаря.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.