РУБРИКИ

Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)

p>а) _ До принятия . Основой любой древней культуры является письмен  _Христианства ... ность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время су ществовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с

    христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако
    согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о сущест
    вовании славянской письменности задолго до христианиза
    ции Руси. В 1949г. советский археолог Д. В. Авдусин во
    время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, от
    носящийся к началу Хв. , на котором было написано "горуш
    на" (пряность). Это означало, что уже в это время в вос
    точно-славянской среде бытовало письмо, существовал ал
    фавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского
    дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время
    пребывания в Херсонесе в 60-е годы IХв. он познакомился
    с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальней
    шем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками
    славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части ос
    новывалась на принципах славянского письма, существовав
    шего у восточных, южных и западных славян задолго до их
    христианизации.
    Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византи
    ей, относящиеся к первой половине Хв. , имели "противени"
    - копии, также написанные на славянском языке. К этому
    времени относится существование толмачей-переводчиков и
    писцов, которые записывали речи послов на пергамент.

б)  _После принятия . Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему  _Христианства.  . развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчи

- первые письмен- ки из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в ные произведения. период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, много численные переводы греческих и болгарских книг как цер

    ковного, так и светского содержания. Переводятся, в
    частности, византийские исторические сочинения, жизнео
    писания христианских святых. Эти переводы становились
    достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в
    княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях,
    церквах, где зародилось русское летописание. В XIв. по
    лучают распространение такие популярные переводные сочи
    нения, как "Александрия", содержащее легенды и предания
    о жизни и подвигах Александра Македонского, "Девгениево
    деяние", являющееся переводом византийской эпической по
    эмы о подвигах воина Дигениса.

- обучение гра- Таким образом, грамотный русский человек XIв. знал мотности. многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии.

    Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, пере
    водчиков формировались в школах, которые были открыты
    при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а
    позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широ
    ком развитии грамотности на Руси в XI-XIIвв. Однако она
    была распространена в основном лишь в городской среде,
    особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской вер
    хушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской
    местности, в дальних, глухих местах население было почти
    сплошь неграмотным.
    C XIв. в богатых семьях стали учить грамоте не толь
    ко мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха
    Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала
    в нем школу для обучения девочек.

- распростране- Ярким свидетельством широкого распространения гра ние грамотности. мотности в городах и пригородах являются так называемые берестяные грамоты. В 1951г. во время археологических

    раскопок в Новгороде сотрудница экспедиции Нина Акулова
    извлекла из земли бересту с хорошо сохранившимися на ней
    буквами. "Я двадцать лет ждал этой находки! " - восклик
    нул руководитель экспедиции профессор А. В. Арциховский,
    давно предполагавший, что уровень грамотности Руси того
    времени должен был найти отражение в массовом письме,
    каким могли быть в отсутствии на Руси бумаги письмена
    либо на деревянных дощечках, о чем говорили иностранные
    свидетельства, либо на бересте. С тех пор в научный обо
    рот введены сотни берестяных грамот, говорящих о том,
    что в Новгороде, Пскове, Смоленске, других городах Руси
    люди любили и умели писать друг другу. Среди писем дело
    вые документы, обмен информацией, приглашение в гости и
    даже любовная переписка. Некто Микита написал своей воз
    любленной Ульяне на бересте "От Микиты ко Улианици. Пои
    де за меня.... ".
    Осталось и еще одно любопытное свидетельство о раз
    витии грамотности на Руси: так называемые надписи граф
    фити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить
    свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жа
    лобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще
    молодым человеком, во время церковной службы, затеряв
    шись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене
    Софийского собора в Киеве "Ох тяжко мне" и подписался
    своим христианским именем "Василий".
     22. Литература. Устное народное творчество.
    Общий подъем Руси в XIв. , создание центров письмен
    ности, грамотности, появление целой плеяды образованных
    людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-мо
    настырской среде определили развитие древнерусской лите
    ратуры. Эта литература развивалась, складывалась вместе
    с развитием летописания, ростом общей образованности об
    щества. У людей появилась потребность донести до читате
    лей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и
    общества, роли религии, поделиться своим жизненным опы
    том. Литература вызывалась к жизни также потребностями
    времени: нуждами церкви, заказами княжеской верхушки. На
    этом общем благоприятном культурном фоне появлялись ори
    гинально и независимо мыслящие писатели, средневековые
    публицисты, поэты.
    а)  _Книги ...

- первые книги Бесспорно влияние местного фольклора, древнегречес на Руси (при- кой и древнеболгарской литературы на древнерусскую книж шедшие из дру- ность. Великим сдвигом было уже то, что после принятия гих стран). Русью христианства достоянием отечественной культуры стала книга - на береста, не деревянная дощечка, не сви

    ток, а именно книга.

* начало собира- Из летописи известно, что начало систематическому ния книг на Руси. собиранию книг было положено на Руси князем Владимиром, который, оставляя Корсунь, вывез из греческого города не

    мало фолиантов. Далее эта библиотека пополнялась более
    благородным путем: книги покупали, их дарили в подарок,
    с багажом литературы приезжали направленные в русскую
    митрополию греческие иереи. Основной поток книг шел из
    Византии и Болгарии.

* книги визан- Через полтораста лет после крещения, в начале XIII тийских авторов. в. , Русь обладала довольно большим количеством произве дений византийских авторов. Причем произведения эти были

    разных жанров. Например, была догматическая литература
    "Точное начертание православной веры" Иоанна Дамаскина,
    "Слова" Афанасия Александрийского, "Поучения" Кирилла
    Александрийского; библейско-истолковательная - Афанасия
    Александрийского, Олимпиодора; нравоучительная - "Лест
    вица" Иоанна Лествичкина, произведения Нила Синайского,
    "Ответы" Афанасия Синаита; слова церковные - Григория
    Богослова, Иоанна Златоуста, Феодора Студита, Ефрема Си
    рина.

* греческая ли- В круг чтения русских книжников вошли жизнеописания тература. святых - агиографическая литература.

    Образованные русские люди быстро приобщились к гре
    ческой исторической литературе: имели хождение Палеи
    сборник сокращенных пересказов Ветхого Завета; хроники
    изложения византийской истории - Георгия Амартола, Иоан
    на Малалы.
    На Руси уже до монгольского нашествия знатоки древ
    негреческого языка были не в диковинку. Занимался пере
    водами князь Ярослав с помощью высокообразованных толма
    чей.

* Библия. Особо нужно сказать о Библии - Священном писании христианства. Первые переводы Нового Завета на славянс

    кий язык были сделаны Кириллом и Мефодием. По этому пе
    реводу Русь постигла азы христианства. В XI в. переве
    денные отрывки ветхозаветных текстов были собраны в Из
    борниках (1073 и 1076 гг. ).
    К XII в. отечественные христиане имели почти полный
    славянский перевод Библии.
    Велика заслуга на поприще просвещения князя Ярослава
    Мудрого. "Деятельность Ярослава или сделанное им, состо
    яло в том, что Русь, крещеную Владимиром, он сделал
    книжною и грамотною.... ", - утверждает русский историк XIX
    в. У. У. Голубинский.
    Поэтому очень скоро после крещения к произведениям
    иноземного происхождения прибавились иноземные, поистине
    оригинальные и талантливые.

- Первые русские Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, книги. о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священ

    ник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митропо
    лит Иларион. В начале 40-х годов XIв. он создал свое
    знаменитое "Слово о законе и благодати", в котором в яр
    кой публицистической форме изложил свое понимание места
    Руси в мировой истории. О нем уже шла речь.
    Во второй половине XIв. появляются и другие яркие
    литературно-публицистические произведения: "Память и
    похвала Владимира" монаха Иакова, в котором идеи Иларио
    на получают дальнейшее развитие и применяются к истори
    ческой фигуре Владимира I. В это же время создаются
    "Сказание о первоначальном распространении христианства
    на Руси", "Сказание о Борисе и Глебе", святых покровите
    лях и защитниках Русской земли.
    В последней четверти XIв. начинает работать над сво
    ими сочинениями монах Нестор. Летопись была его заверша
    ющей фундаментальной работой. До этого он создал знаме
    нитое "Чтение о житии Бориса и Глеба". В нем, как и в
    "Слове" Илариона, как позднее в "Повести временных лет",
    звучат идеи единства Руси, воздается должное ее защитни
    кам и радетелям. Уже в ту пору русских авторов беспокоит
    эта нарастающая политическая вражда в русских землях, в
    которой они угадывают предвестие будущей политической
    катастрофы.

- основные про- Литература ХIIв. продолжает традиции русских сочине изведения ний ХIв. Создаются новые церковные и светские произведе XII в. ния, отмеченные яркой формой, богатством мыслей, широки ми обобщениями; возникают новые жанры литературы.

    На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое
    "Поучение детям", ставшее одним из любимых чтений русс
    ких людей раннего средневековья.
    В начале ХIIв. один из сподвижников Мономаха игумен
    Даниил создает свое, не менее знаменитое "Хождение игу
    мена Даниила в святые места".
    Богомольный русский человек отправился к гробу Гос
    подню и проделал длинный и трудный путь - до Константи
    нополя, потом через острова Эгейского моря на остров
    Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима, где в это вре
    мя было основано первое государство крестоносцев во гла
    ве с королем Болдуином. Даниил подробно описал весь свой
    путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского
    короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у
    гроба Господня, поставил там лампаду от всей Русской
    земли: около гроба Христа он отпел пятьдесят литургий
    "За князей русских и за всех христиан".
    И "Поучение", и "Хождение" были первыми в своем роде
    жанрами русской литературы.

- основные про- XII - начало XIIIв. дали немало и других ярких рели изведения к. XII- гиозных и светских сочинений, которые пополнили сокро нач. XIII вв. вищницу русской культуры. Среди них "Слово" и "Моление" Даниила Заточника, который, побывав в заточении, испытав

* Произведения ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о Даниила Заточ- гармоничном человеке, об идеальном правителе. Обращаясь ника. к своему князю в "Молении", Даниил говорит о том, что настоящий человек должен сочетать в себе силу Самсона,

    храбрость Александра Македонского, разум Иосифа, муд
    рость Соломона, хитрость Давида. Обращение к библейским
    сюжетам и древней истории помогает ему донести свои идеи
    до адресата. Человек, по мысли автора, должен укреплять
    сердце красотой и мудростью, помогать ближнему в печали,
    оказывать милость нуждающимся, противостоять злу. Гума
    нистическая линия древней русской литературы и здесь
    прочно утверждает себя.

* Произведения Автор середины XIIв. киевский митрополит Климентий Климентия Смоляти- Смолятич в своем "Послании" священнику Фоме, ссылаясь на ча и Турова Ки- греческих философов Аристотеля, Платона, на творчество рилла. Гомера, также воссоздает образ высоконравственного чело века, чуждого властолюбию, сребролюбию и тщеславию.

    В своей "Притче о человеческой душе" (конец XIIв. )
    епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское
    миропонимание, дает свое толкование смысла человеческого
    бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи души
    и тела. В то же время он ставит в своей "Притче" вполне
    злободневные для русской действительности вопросы, раз
    мышляет о взаимоотношении церковной и светской власти,
    защищает национально-патриотическую идею единства Русс
    кой земли, которая была особенно важна в то время, как
    владимиро-суздальские князья начали осуществлять центра
    лизаторскую политику накануне монголо-татарского нашест
    вия.
    Одновременно с этими сочинениями, где религиозные и
    светские мотивы постоянно переплетались, переписчики в
    монастырях, церквах, в княжеских и боярских домах усерд
    но переписывали церковные служебные книги, молитвы,
    сборники церковных преданий, жизнеописания святых, древ
    нюю богословскую литературу. Все это богатство религиоз
    ной, богословской мысли также составляло неотъемлемую
    часть общей русской культуры.

* "Слово о полку Но, конечно, наиболее ярко синтез русской культуры, Игореве". переплетение в ней языческих и христианских черт, рели гиозных и светских, общечеловеческих и национальных мо

    тивов прозвучало в "Слове о полку Игореве". Это поэма
    эпохи. Это ее поэтическое образное выражение. Это не
    только взволнованный призыв к единству Русской земли, не
    только горделивый рассказ о мужестве "русичей" и не
    только плач по погибшим, но и размышления о месте Руси в
    мировой истории, о связи Руси с окружающими народами.
    Века "Траяна" и Херсонес, венецианцы, немцы, греки - все
    они связаны с судьбой Русской земли, где славен лишь
    тот, кто выражает ее подлинные интересы.
    А ведь эти произведения XIIв. , звучавшие на всю
    Русь, были созданы в период самой большой политической
    раздробленности страны.

б)  _Летописи ... Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории - явля

- важность ются одним из важнеших памятников и письменности, и ли летописей. тературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописей, т. е. погодных изложений событий, брались лишь

    люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не
    просто изложить разные дела год за ггодом, но и дать им
    соответствующее объяснение, оставить потомству видение
    эпохи так, как ее понимали летописцы.
    Летопись была делом государственным, делом княжес
    ким. Поэтому поручение составить летопись давалось не
    просто самому грамотному и толковому человеку, но и то
    му, кто сумел бы провести идеи, близкие той или иной
    княжеской ветви, тому или иному княжескому дому. Тем са
    мым объективность и честностьь летописца вступали в при
    тиворечие с тем, что мы называем "социальным заказом".
    если летописец не удовлетворял вкусам своего заказчика,
    с ним расставались и передавали составление летописи
    другому, более надежному, более послушному автору. Увы,
    работа на потребу власти зарождалась уже на заре пись
    менности и не только на Руси, но и в других странах.

- появление на Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, Руси. появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, была составлена в конце Хв.

    Она была призвана отразить историю Руси со времени появ
    ления там новой династии Рюриковичей и до правления Вла
    димира с его впечатляющими победами, с введением на Руси
    христианства. Уже с этого времени право и обязанность
    вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церк
    вах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо под
    готовленные и обученные люди - священники, монахи. Они
    располагали богатым книжным наследием, переводной лите
    ратурой, русскими записями старииных сказаний, легенд,
    былин, преданий; в их распоряжении были и великокняжес
    кие архивы. Им подручней всего было выполнить эту от
    ветственную и важную работу: создать письменный истори
    ческий памятник эпохи, в которой они жили и работали,
    всязал ее с прошлыми временами, с глубокими исторически
    ми истоками.

- первые лето- Ученые считают, что, прежде чем появились летописи писи. масштабные исторические сочинения, охватывающие несколько веков русской истории, - существовали отдельные записи,

    в том числе церковные, устные рассказы, которые поначалу
    и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Это
    были истории о Кие и основании Киева, о походах русских
    войск против Византии, о рутешествии княгини Ольги в
    Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийс
    тве Бориса и Глеба, а также былины, жития святых, пропо
    веди, предания, песни, разного рода легенды.
    Позднее, уже в пору существования летописей к ним
    присоединялись все новые рассказы, сказания о впечатля
    юих событиях на Руси, вроде знаменитой распри 1097г. и
    ослеплении молодого князя Валилька, или о походе русских
    князей на половцев в 1111г. Летопись включила в свой
    состав и воспоминания Владимира Мономаха о жизни - его
    "Поучение детям".
    Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в
    пору, когда ог объединил Русь, заложил храм Святой Со
    фии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую лето
    пись, другие материалы.

- летописные Уже на первом этапе создания летописей стало очевид своды. ным, что они представляют собой коллективное творчество, являются сводом предшествующих летописных записей, доку

    ментов, разгого рода устных и письменных исторических
    свиделельств. Составитель очередного летописного свода
    выступал не только как автор соответствующих заново на
    писанных частей летописи, но и как составитель и редак
    тор. Вот это-то его уиение направить идею свода в нужную
    сторону высоко ценилось киевскими князьями.
    Очередной летописный Свод был создан знаменитым Ила
    рионом, который писав его, лидимо, под именем монаха Ни
    кона, в 60-70-е годы XIв. , после смерти Ярослвав Мудро
    го. А потом появился Свод уже во времена Святополка в
    90-е годы XIв.

- " Повесть Свод, за который взялся монах Киево-Печерского мо временных лет". настыря Нестор и который вошел в нашу историю под именем "Повести временных лет", оказался, таким образом, по ме

    ношей мере пятым по счету и создавался в первое десяти
    ление XIIв. при дворе князя Святополка. И каждый свод
    обогащался все новыми и навыми материалами, и каждый ав
    тор вносил в него свой талант, свои знания, эрудицию.
    Свод Нестора был в этом смысле вершиной раннего русского
    летописания.
    В первых строках своей летописи Нестор поставил воп
    рос "Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеле начал
    первым княжить и откуда Русская земля стала есть". Таким
    образом, уже в этих первых словах летописи говорится о
    тех масштабных целях, которые поставил перед собой ав
    тор. И действительно, летопись не стала обычной хрони
    кой, каких немало было в ту пору в мире - сухих, бесс
    трастно фиксирующих факты, но взволнованным рассказом
    тогдашнего историка, вносящего в повествование философс
    ко-религиозные обоьюения, свою образную систему, темпе
    рамент, свой стиль. Происхождение Руси, как мы об этом
    уже говорили, Нестор рисует на фоне развития всей миро
    вой истории. Русь - это один из европейских народов.

* источники. Используя предшествующие своды, документальные мате риалы, в том числе, например, договоры Руси с Византией,

    летописец развертывает широкую панараму исторических со
    бытий, которые охватывают как внутреннюю историю Руси
    становление общерусской государственности с центром в
    Киеве, так и международные отношения Руси с окружающим
    миром. Целая галерея исторических деятелей проходит на
    страницах Несторовой летописи - князья, бояре, посадни
    ки, тысяцкие, купцы, церковные деятели. Он рассказывает

* основное со- о военных походах, об организааации монассстырей, зак держание. ладке новых храмов и об открытии школ, о религиозных спорах и реформах внутирусской жизни. Постоянно касается

    Нестор и жизни народа в целои, его настроений, выражений
    недовольства княжеской политикой. На страницах летописи
    мы читаем о восстаниях, убихствах князей и бояр, жесто
    ких общественных схватках. Все это автор описывает вдум
    чиво и спокойно, старается быть объективным, насколько
    вообще может быть объективным глубоко религиозный чело
    век, рукодадствующийся в своих оценках понятиями христи
    анской добродетели и греха. Но, прямо скажем, его рели
    гиозные оценки весьма близки к общечеловеческим оценкам.
    убийство, предательство, обман, клятвопреступление Нес
    тор осуждает бескомпромиссно, но превозносит челстность,
    сиелость, верность, благородство, другие прекрасные че
    ловеческие качества. Вся летописи было проникнута чувс
    твом единства Руси, патриотическим настроением. Все ос
    новные события в ней оценивались не только с точки зре
    ния религиозных понятий, но и с позиций этих общерусских
    государственных идеалов. Этот мотив звучал особенно зна
    чительно в преддверии начавшегося политического распада
    Руси.

* дальнейшая исто- В 1116-1118гг. летопись снова была переписана. Кня рия повести. живший тогда ы Киеве Владимир Мономах и его сын Мстислав были недовольны тем, как Нестор показал роль в русской

    истории Святополка, по заааказу которого в Киева-Печерс
    ком монастыре и писалась "Повесть временных лет". Моно
    мах отнял летописание у печерских монахов и передал его
    в свой родовой Выдубицкий монастырь. Его игумен Силь
    вестр и стал автором нового Свода. положительные оценки
    Святополка были поумерены, а подчеркнуты все деяния Вла
    димира Мономаха, на основной корпус "Повести временных
    лет" остался неизменным. И в дальнейшем Несторов труд
    входил непременной составной частью как в киевское лето
    писание, так и в летописи отдельных русских княжеств,
    являясь одной из связующих нитей для всей русской куль
    туры.

- дробление лето- В дальнейшем по мере политического распада Руси и писания. возвышения отдельных русских центров летописание стало дробиться. Кроме Киева и Новгорода появились свои лето

    писные своды в Смоленске, Пскове, Владимире-на-Клязьме,
    Галиче, Владимире-Волынском, Рязани, Чернигове, Переяс
    лавле-Русском. В каждом из них отражались особенности
    истории своего края, на первый план выносились собствен
    ные князья. Так, Владимиро-Суздальские летописи показы
    вали историю правления Юрия Долгорукого, Андрея Бого
    любского, Всеволода Большое Гнездо; Галицкая летопись
    начала XIIIв. стала по существу биографией знаменитого
    князя-воина Даниила Галицкого; о черниговской ветви Рю
    риковичей повествовала в основном Черниговская летопись.
    И все же и в местном летописании четко просматривались
    общерусские культурные истоки. История каждой земли со
    поставлялась со всей русской историей, "Повесть времен
    ных лет" являлась непременной частью многих местных ле
    тописных сводов. Некоторые из них продолжали традицию
    русского летописания XIв. Так, незадолго до монголо-та
    тарского нашествия, на рубеже XII-XIIIвв. в Киеве был
    создан новый летописный свод, к котором отражались собы
    тия, происходившие в Чернигове, Галиче, Вламимиро-Суз
    дальской Руси, Рязани и других русских городах. Видно,
    что автор свода имел в своем распоряжении летописи раз
    личных русских городах, в том числе в Киеве, в Выдубиц
    ком монастыре, создавались целые библиотеки летописных
    сводов, которые становились источниками для новых исто
    рических сочинений XII-XIIIвв.
    Сохранение общерусской летописной традиции показал
    Владимиро-Суздальский летописный свод начала XIIIв. , ох
    вативший историю страны от легендарного Кия до Всеволода
    Большое Гнездо.

в)  _Фольклор ... Письменные источники свидетельствуют о богатстве и - виды фольк- разнообразии фольклора в Киевской Руси. Значительное лора. место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заго воры, заклинания, обрядовые песни, являвшиеся неотъемле

    мой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал
    в себя также свадебные песни, похоронные плачи-причита
    ния, песни на пирах и тризнах. Распространены были и ми
    фологические сказания, отражавшие языческие представле
    ния древних славян. На протяжении многих столетий цер
    ковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упор
    ную борьбу с "поганскими" обычаями, "бесовскими игрища
    ми" и "кощунами". Тем не менее эти виды фольклора сохра
    нились в народном быту вплоть до XIX-XX вв. , потеряв со
    временем свой изначальный религиозный смысл.
    Существовали также и формы фольклора, не связанные с
    языческим культом, - пословицы, поговорки, загадки, сказ
    ки, трудовые песни. Авторы литературных произведений ши
    роко использовали их в своем творчестве. Сказочные моти
    вы и образы нашли свое отражение в летописи, в житийной
    литературе (например, в "Киево-Печерском патерике").
    Значение исторических жанров фольклора возрастает с
    образованием государства и началом складывания древне
    русской народности. На протяжении многих поколений народ
    создавал и хранил своеобразную "устную летопись" в виде
    прозаических преданий и эпических сказаний о прошлом
    родной земли. "Устная летопись" предшествовала летописи
    письменой и послужила одним из ее основных источников.

- Былины. К X в. относится возникновение нового эпического жанра - героического былинного эпоса, явившегося верши

    ной устного народного творчества. Былины - устные поэти
    ческие произведения о прошлом. В основе их лежат реаль
    ные исторические события, прототипами некоторых былинных
    героев являются реально существовавшие люди. Так, прото
    типом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Свя
    тославича воевода Добрыня, имя которого неоднократно
    упоминается в летописях. Однако былины редко сохраняли
    точность фактических деталей. Но не в точном следовании
    историческим фактам достоинство былин. Главная их цен
    ность в том, что эти произведения созданы народом и от
    ражают его исторические воззрения, его оценку сущности
    исторических событий и понимание социальных отношений,
    сложившихся в Древнерусском государстве, его идеалы.
    Большинство былинных сюжетов связано со временем
    княжения Владимира Святославича - временем единства и
    могущества Руси и успешной борьбы со степными кочевника
    ми. Но истинный герой былинного эпоса не князь Владимир,
    а герои-богатыри, олицетворявшие народ. Любимейшим на
    родным героем стал Илья Муромец, крестьянский сын, му
    жественный воин-патриот, защитник "вдов и сирот". Народ
    воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича.
    В былинах отразилось представление о Руси как едином
    государстве. Главная их тема - борьба народа с иноземны
    ми захватчиками, они проникнуты духом патриотизма.

- устная поэзия. Существовала устная поэзия и в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись князья и их под

    виги. Отзвуки этих песен слышатся, например, в летопис
    ной характеристике князя Ярослава и описании его похо
    дов. В княжеских дружинах были свои "песнотворцы"-про
    фессионалы, слагавшие песни-"славы" в честь князей и их
    воинов. Такими придворными певцами были, вероятно, упо
    минаемый в "Слове о полку Игореве" Боярин и "словутый
    певец Митуса", о котором говорится в Галицко-Волынской
    летописи.
    Устное народное творчество продолжало жить и разви
    ваться и после появления письменной литературы, остава
    ясь важным элементом культуры средневековья. Его влияние
    на литературу сохранялось и в последующие столетия: пи
    сатели, поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсе
    нал ее художественных средств и приемов.
     23. Архитектура.

а)  _Особенности ... Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архи тектура, языческие молельни, крепости, терема, избы стро

    ились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего
    как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выра
    жал свое восприятие строительной красоты, чувство про
    порций, слияние архитектурных сооружений с окружающей
    природой.
    Большинство жилых построек в городах, укреплений,
    дворцов и церквей в то время строилось из дерева. Архео
    логические раскопки показали многообразие деревянного
    зодчества и существование в XI-XIII вв. трехчетырехэтаж
    ных зданий ( "вежи" - донжоны, терема). Многие деревян
    ные формы - башни, двускатное покрытие - повлияли впос
    ледствии на каменное зодчество.

- храмовые по- Квинтэссенцией средневековых архитектурных сооруже стройки(органи- ний и на христианском Западе, и на мусульманском Востоке зация внутрен- были храмовые постройки. Так было и на Руси. Исследова ней и внешней тели образно называют средневековый собор "глубинной формы). книгой" эпохи: зодчий организует архитектурную форму, которая должна вписываться в городской пейзаж, а в своем

    интерьере отвечать задачам богослужения; живописцы рас
    писывают в несколько рядов все стены и своды здания;
    мастера золотых и серебряных дел куют, отливают и чека
    нят паникадила и церковную утварь; художники пишут ико
    ны; вышивальщицы украшают тканые занавесы; писцы и мини
    атюристы готовят библиотеку необходимых книг. Поэтому
    каждый такой церковный комплекс в том или ином городе
    является показателем народной мудрости и мастерства.

- основные рас- Долгое время считалось, что древние зодчие строили счета зодчих. "на глазок", без особых расчетов. Новейшие исследования показали, что архитекторы древней Руси хорошо знали про

    порции ("золотое сечение", отношение типа а: а* 2, где а
    - греческое "пи" и др. ; "пи" им было известно в архиме
    довой форме - 66/21). Для облегчения архитектурных рас
    четов была изобретена система из четырех саженей:
    прямая сажень -152, 7 см;
    косая сажень - диагональ квадрата со стороной
    в прямую сажень - 216 см;
    мерная сажень - 176, 4 см;
    великая сажень - диагональ квадрата со стороной
    в мерную сажень - 250 см.
    В основе каждой постройки была математическая систе
    ма, которая определяла формат кирпичей, толщину стен,
    радиусы арок и общие габариты здания. При постройке все
    должно быть продумано и рассчитано заранее. Иногда в ма
    тематические расчеты здания зодчие вносили интереснейшие
    поправки исходя из зрительного восприятия будущего, еще
    не построенного здания, учитывая и заранее исправляя не
    избежные оптические искажения ( например, церковь Покро
    ва на Нерли под Владимиром, середина XII в. ).

б) _ Православное  . Зодчие стремились выделить церкви среди остальных  _храмостроитель- . городских зданий. В Северных городах, где фоном были се  _ство.  . рые бревенчатые дома, церкви делали белоснежными, а в южных городах, где постройки промазывали глиной и бели

    ли, церкви оставляли в красновато-розовой кирпичной ок
    раске (из-за толстого слоя раствора). Таким образом,
    церковные постройки на перекрестках и площадях станови
    лись заметными.

- основные по- Учителями каменного зодчества были византийцы. В стройки. конце X в. византийские мастера воздвигли в Киеве на месте древнего города Кия величественную пятиглавую Ус

    пенскую (Десятинную) церковь. К середине XI в. русские
    зодчие построили в важнейших политических центрах Руси
    несколько монументальных каменных (кирпичных) храмов:
    Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Софийский собор
    в Киеве, Софийский собор в Полоцке и Софийский собор в
    Новгороде. Наименование этих соборных, главных церквей
    софийскими связано с двумя идеями: во-первых, это повто
    рение имени центрального храма всей Византийской империи
    - Софии Цареградской (ныне мечеть в Стамбуле); во-вто
    рых, храмы посвящались верховному божеству христианского
    пантеона - богу, творцу мира, в самой абстрагированной,
    высшей форме "софии премудрости божьей". Оба аспекта
    связаны с утверждением высшей княжеской власти.

* постройки XI - Большое количество храмов строится в XI и XII вв. в XII вв. разных городах Руси; деревянные церковные постройки это го времени нам неизвестны. Эпоха феодальной раздроблен

    ности была временем расцвета культуры вообще и архитек
    туры в частности. Во второй половине XII - начале XIII
    в. число храмов в стольных городах достигло многих де
    сятков. Русь стала полноправной участницей создания об
    щеевропейского "романовского" стиля, разрабатывая свои
    локальные варианты в каждом княжестве.

* конструктивная Конструктивная схема церковного здания такова. Четы схема. ре массивных столба, расположенных как бы по углам квад рата, соединены попарно арками. На арках стоит "барабан"

    - цилиндрическая "шея" здания, завершающаяся полусфери
    ческим куполом. Вокруг этого центрального каркаса стро
    ятся внешние стены здания, принимающие на себя часть тя
    жести барабана и купола. Наверху они завершаются свода
    ми. В восточной стене делаются выступы для алтаря (апси
    ды), в остальных стенах - порталы для входа.

- внешний об- Схема внешнего облика такова. Здание выглядит как лик храмов. три геометрические фигуры, поставленные одна на другую: куб - основа; на нем цилиндр; сверху - половина шара. Но

* здание. эту сухую схему архитекторы разнообразили волной "зако мар" (торцов сводов) по верху купола, узорчато обрамлен

    ными окнами, пилястрами или полуколоннами, членящими
    каждый фасад по вертикали аркатурными поясами, убывающи
    ми арками портала, а в ряде случаев - и галереями-гуль
    бищами вокруг трех стен церкви на одну треть высоты зда
    ния. Широко применялся всевозможный декор: пол внутри
    церкви вымащивали цветной майоликой или мозаикой, а то и
    медными плитами, производившими впечатление золотых.

* внешняя от- Кровля была или свинцовой, или медной с позолотой. делка. Золотое кружево обрамляло волнистые закомары, медные врата были покрыты золотой наводкой. Стены снаружи укра

    шались майоликой и частично росписью. там, где храмы
    строили не из кирпича, а из белого камня, стены покрыва
    ли скульптурными изображениями и резным орнаментом. На
    рубеже XII-XIII вв. общий стиль храмов меняется. Каждый
    город растет ввысь, появляются трехэтажные и четырехэ
    тажные деревянные постройки и каменная храмовая архитек
    тура старого типа начинает "тонуть" в общем городском
    ансамбле. Потребовалось поднять ее над городом, найти
    новые формы. Появились здания с несколькими рядами сту
    пенчатых арок, возвысивших купол на значительную высоту.

* примеры постро- Примерами могут служить две пятницкие (в честь свя ек. той Параскевы-пятницы) церкви в Новгороде (1207) и в Чернигове, а также храм Михаила в Смоленске. Непревзой

    денной гармоничностью отличается белокаменное зодчество
    Владимиро-Суздальской земли, созданное сыновьями Юрия
    Долгорукова - Андреем Боголюбским и Всеволодом Большое
    гнездо. Это церковь Покрова на реке Нерли, башня дворца
    Андрея в Боголюбове (где он был убит) и два замечатель
    ных собора конца XII в. - Успенский и Дмитровский (оба
    во Владимире), где пропорциональность отдельных частей
    гармонирует с общим замыслом. Щедрая декоративность
    Дмитровского собора не мешает восприятию его красивых и
    стройных общих форм. Недаром этот собор сравнивают со
    "Словом о полку Игореве": и там и здесь орнаментальные
    детали неразрывно связаны с общей идеей, усиливая, а не
    заслоняя ее; и там и здесь поражают монументальность и
    изящество, лаконичность и глубина.
    Татарское нашествие на 60 лет прервало развитие
    русской архитектуры. Лебединой песней белокаменного зод
    чества был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, весь от
    земли до купола покрытый резьбой. Он был достроен в 1236
    г. , но резьба по камню не была еще завершена; на следую
    щий год полчища Батыя прошли через Суздальскую землю,
    оставив собор разрушенным. В конце XV в. любитель книг,
    летописей и старины архитектор и скульптор В. Д. Еромолин
    собрал здание из обломков; благодаря ему оно сохранилось
    до наших дней.
     25. Живопись, скульптура, музыка.

а)  _Общие черты ... Древнерусское искусство - живопись, скульптура, му зыка - с принятием христианства также пережило ощутимые

    перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства,
    но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчи
    ки по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные
    скульптуры языческих богов, духов. Живописцы разрисовы
    вали стены языческих капищ, делали эскизы магических ма
    сок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музы
    канты, играя на струнных и духовых музыкальных инстру
    ментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой
    народ.

- влияние Хри- Христианская церковь внесла в эти виды искусства со стианства. вершенно иное содержание. Церковное искусство подчинено высшей цели - воспеть христианского бога, подвиги апос

    толов, святых, деятелей церкви. Если в языческом искусс
    тве "плоть" торжествовала над "духом" и утверждалось все
    земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство
    воспевало победу "духа" над плотью, утверждало высокие
    подвиги человеческой души ради нравственных принципов
    христианства. В византийском искусстве, считавшемся в те
    времена самым совершенным в мире, это нашло выражение в
    том, что там и живопись, и музыка, и искусство ваяния
    создавались в основном по церковным канонам, где отсека
    лось все, что противоречило высшим христианским принци
    пам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаи
    ка, фреска), возвышенность, "божественность" греческих
    церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся
    местом молитвенного общения людей, - все это было свойс
    твенно византийскому искусству. Если та или иная религи
    озная, богословская тема была в христианстве раз и нав
    сегда строго установлена, то и ее выражение в искусстве,
    по мнению византийцев, должно было выражать эту идею
    лишь раз и навсегда установленным образом; художник ста
    новился лишь послушным исполнителем канонов, которые
    диктовала церковь.

б)  _Фрески, иконы,  . С первых же лет византийское церковное искусство на  _мозаика ... Руси испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических представлений. Уже в XI в. стро

- первый иконо- гая аскетическая манера византийской иконописи превраща писец на Руси. лась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты ус

    ловного иконописного лика. В это время прославился пе
    черский монах-живописец Алимпий, про которого современ
    ники говорили, что он "иконы писать хитер бе [был] зе
    ло". "В княжение благоверного князя киевского Всеволода
    Ярославича, при игумене преподобном Никоне.... прибыли для
    украшения святой Печерской церкви греческие иконописцы;
    этим-то иконописцам и был отдан блаженный Алипий своими
    родителями в обучение живописному искусству" ("Житие
    Алипия Печерского").
    Про Алимпия рассказывали, что иконописание было
    главным средством его существования. Но заработанное он
    тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все,
    что было необходимо для его ремесла, другую отдавал бед
    някам, а третью жертвовал в Печерский монастырь. Работы
    кисти Алипия, к сожалению, не сохранились.

- фресковая живо- Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, пись и мозаика. мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают ма неру письма здешних греческих и русских мастеров, их

    приверженность человеческому теплу, цельности и просто
    те. На стенах собора мы видим и изображения святых, и
    семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморо
    хов, и животных. Прекрасная иконописная, фресковая, мо
    заичная живопись наполняла и другие храмы Киева. извест
    ны своей большой художественной силой мозаики Михайловс
    кого Златоверхого монастыря с их изображением апостолов,
    святых, которые потеряли свою византийскую суровость;
    лики их стали более мягкими, округлыми.

- сложение рус- Все более отходя от византийского наследия и опира ской школы ясь на местные традиции, усилившиеся вместе с процессом живописи. феодального дробления, киевские художники обретали свой собственный стиль. В изображении лиц, одеяний, архитек

    турных кулис проникают местные черты, отражающие русские
    типы, русский костюм (фрески "Музыканты и скоморохи",
    "Охота на медведя", фрески придела Иоакима и Анны Со
    фийского собора в Киеве "Благовещенье у колодца", "Обру
    чение Марии"). Так постепенно закладывались основы для
    формирования русской школы живописи.

* Новгородская Уже в XII - XIII вв. сложилась новгородская школа школа. живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. От XII в. до нас

    дошли замечательные творения новгородских живописцев:
    икона "Ангел Златые власы", где при всей византийской
    условности облика Ангела чувствуется трепетная и краси
    вая человеческая душа, и "Устюжское Благовещенье". Или
    икона "Спас Нерукотворный" (также XII в. ), на которой
    Христос со своим выразительным изломом бровей предстает
    грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В
    иконе "Успение Богородицы" в лицах апостолов запечатлена
    вся скорбь утраты. Достаточно вспомнить, например, зна
    менитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода
    (конец XII в. ).
    Широкое распространение иконописной, фресковой живо
    писи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля,
    позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески,
    изображающие "Страшный суд", украшали Дмитриевский собор.
    Юрьеву великокняжескому монастырю принадлежало одно
    из самых ранних произведений новгородской станковой жи
    вописи - икона святого Георгия (XII в. ). На ней изобра
    жен храбрый воин с копьем в правой руке. На нем богато
    разукрашенное одеяние. От его спокойной, мужественной
    фигуры веет непоколбимой силой.

* Ярославская В начале XIII в. прославилась ярославская школа ико школа. нописи. В монастырях и церквах Ярославля было написано немало превосходных иконописных произведений. Особенно

    известна среди них так называемая "Ярославская Оранта",
    изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное
    изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы
    греческих мастеров, запечатлевших суровую властную жен
    щину, простирающую руки над человечеством. Ярославские
    же искусники сделали облик Богородицы теплее, человеч
    нее. Это прежде всего мать-заступница, несущая людям по
    мощь и сострадание. Византийцы видели Богородицу по-сво
    ему, русские живописцы - по-своему.

в)  _Музыка ... Составной частью искусства Руси явлвлось музыкаль ное, певческое искусство. В "Слове о полку Игореве" упо

    минается легендарный сказитель-певец Боян, который "на
    пускал" свои пальцы на живые струны и они "сами князьям
    славу рокотали" На фресках Софийского собора мы видим
    изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и
    струнных инструментах - лютне и гуслях. Из летописных
    сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В
    некоторых церковных сочинениях, направленных против сла
    вянского языческого искусства, упоминаются уличные ско
    морохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный
    театр. Известно, что при дворе князя Владимира, при дво
    рах других видных русских властелинов во время пиров
    присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители
    на струнных инструментах.
    В свадебных, застольных, похоронных песнях отража
    лись многие черты жизни людей того времени. Так, в древ
    них свадебных песнях говорилось и о том времени, когда
    невест похищали "умыкали" (конечно, с их согласия), в
    более поздних - когда их выкупали, а в песнях уже хрис
    тианского времени речь шла о согласии и невесты, и роди
    телей на брак.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.