РУБРИКИ

Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) - (реферат)

p>- плотничьи Плотничьи работы производились топором, являвшимся работы. универсальным орудием. Топор мог быть как лесорубным, так и плотничным.

    Пила и долото в деревенском зодчестве не использова
    лись.
    Широкое применение в обработке дерева находило тесло
    - нечто вроде мотыги. При помощи тесла можно было дол
    бить колоду, лодку, корыто.
    Для плотничных и  1древодельных 0 работ широко применя
    лись гвозди. Гвозди всегда четырехгранные с отогнутым
    верхом. Применялись и гвозди-шипы.

- обработка ко- Мягкая кожаная обувь типа украинских "постолей" из жи и меха. вестна по ряду курганов. Овчинные тулупы и меховые шапки изготавливались дома.

    На городищах находят железные струги для соскаблива
    ния мездры со шкуры. Химическая сторона обработки кожи и
    меха была известна еще со времен неолита.

- изготовление Для изготовления тканей использовались лен, конопля, тканей. овечья шерсть.

    Пряжа прялась из кудели при помощи веретена. На ве
    ретено, для ускорения его вращения, надевали глиняное
    или каменное колечко - "пряслень".
    На шиферных пряслицах очень часты значки и надписи,
    подтверждающие принадлежность его определенной женщине.
    С процессом обработки льна и получением пряжи связа
    но много разлиных поверий, обычаев и песен, имевших в
    свое время обрядовый характер. Предположительно связыва
    ют с прядением имя богини Мокош.
    Пряжу ткали на ткацком станке. Ткани делались не
    только простые, но и узорные. Узор бывал одноцветным и
    многоцветным. Часто, кроме такого узора, ткани украшали
    цветной вышивкой или набойкой.
    Ткацкий стан был самым сложным механизмом в деревне
    и в то же время самым необходимым. Станы были, вероятно,
    в каждой избе.
     21. 2. Городское ремесло.
    а)  _Ювелирное

 _дело.  . В городе широко применялись изделия из кованной ме - обработка ди. Котлы, чаши, миски из тонких листов меди, специально меди. выполняли по определенному профилю.

    Кровли зданий крыли, наряду со свинцом, листами ко
    ванной меди.
    Из меди лили колокола, паникадила, кресты, складни,
    подсвечники, гири весовые, боевые гири, пистолеры, пе
    рекрестья для мечей, а в более ранние времена - идолов,
    подвески к ожерелью, пряжки, штампы для тиснения сереб
    ра, бубенчики, фибулы, зеркала, битни для игры в бабки и
    т. д.
    Часть предметов отливалась в каменных литейных фор
    мах, большая же часть отливалась с восковых моделей. Об
    разцом плоского литья по восковой модели может служить
    известная бронзовая арка XII в. из города Визижа на Дес
    не.
    Литейщикам часто приходилось решать задачу создания
    объемных вещей, которые нельзя было вынуть из формы, не
    разломав ее. Для этого использовался так называемый спо
    соб "потерянной формы", когда изготовив восковую модель,
    обмазывали ее глиной со всех сторон, обжигали, вытапли
    вали воск, наливали металл и для получения вещи разламы
    вали глиняную форму. Именно этим приемом создан ряд
    бронзовых и серебряных фибул со звериными мордами, брон
    зовые подсвечники с такими же мордами по бокам и ряд
    других предметов.
    Материалом для форм служили песчаник, известняк, жи
    ровик, розовый шифер.
    Известны формы для котлов, для крестов, для поясных
    бляшек, для широких запястий6 для бубенчиков, пуговиц,
    перстней и т. д.
    Для литья олова применялись специальные бронзовые
    литейные формы. Многие литейные формы имитируют дорогие
    изделия с зернью, сканью, заменяя эти сложные приемы
    литьем.
    - ковка и че

канка. В большинстве случаев из меди и серебра выковывалась различная посуда - судки, вазы, братины, чары, блюда и

    т. д.
    Златокузнец отливал из серебра (или меди) плоскую
    лепешку, а затем начинал ковать ее на наковальне от се
    редины к краям. Благодаря этому приему вещь постепенно
    принимала полусферическую форму.
    Усиливая удары в определенных зонах и оставляя неко
    торые места менее прокованными, мастер достигал желаемо
    го контура.
    Образцом кованной серебряной посуды может служить
    чара черниговского князя Владимира Давидовича, найденная
    в столице Золотой Орды - Сарае.
    С ковкой серебра и меди связана чеканка этих метал
    лов. Простейший вид чеканки представляет нанесение ри
    сунка на внешнюю поверхность вещи различными пуансона
    ми. Орнаментируемую пластину клали на жесткую подкладку
    и наносили узор, уплотняя металл в месте удара. Узоры
    наносились пуансонами различной формы: одни имели вид
    маленького долотца, другие давали отпечаток в виде коль
    ца, круга, треугольника. Встречаются профильные пуансоны
    для фигурной чеканки. Таким способом украшены оковки
    турьих рогов в курганах Х в. Большей частью рисунок этих
    оковок геометричен, поражает своим фантастическим орна
    ментом из фигур людей и причудливых драконов и птиц.
    Эта техника господствует до XII-XII вв. , когда появ
    ляется техника выпуклой чеканки, при которой сначала ор
    наментированную серебряную пластинку чеканят с обратной
    стороны, выдавливая рисунок резким выпуклым рельефом на
    ружу. После этого лицевая сторона подвергается более де
    тальной обработке: разделывают одежды, лицо, волосы,
    подправляют общий рельеф.
    Для того, чтобы не порвать тонкий металл при такой
    глубокой выпуклой чеканке, работу производили на специ
    альной упругой подушке из вара, воска или смолы. Точно
    так же и при обработке лицевой стороны обратную сторону
    заливают подобной же упругой смесью? чтобы не нарушить
    полученного рельефа ударом пуансона.
    - волочение

проволоки. Потребность в проволоке была большая и требовалось ее для различных нужд очень много. Медная, серебряная,

    золотая проволока шла на самые различные изделия. Прово
    лока крупного калибра шла на изготовление гривен и брас
    летов, более тонкого - на височные кольца, цепочки, а
    наитончайшие проволочные нити украшали поверхности раз
    личных предметов сложным и причудливым узором филиграни.
    Филигрань, русская скань представляют собой скручен
    ные проволоки, образующие какой-либо узор. Скань может
    быть ажурной, когда сами проволоки образуют каркас вещи,
    но может быть и накладной на пластинке. И в том, и в
    другом случае для скрепления нитей между собой или с
    пластиной требуется паяние.
    Вся работа производится так: сначала скручивается
    проволока, затем, при помощи миниатюрных щипцов, сканные
    нити изгибаются по задуманному рисунку и складываются
    друг с другом или кладутся на пластину. После этого на
    пластину насыпается припой в виде порошка легкоплавкого
    металла, и пластина с уложенными на нее сканными нитями
    ставится в жаровню. Припой расплавляется и соединяет
    скань с пластиной. Если работа должна быть ажурной, то
    нити собирали на какой-нибудь плитке, присыпали припоем
    лишь для того, чтобы они скрепились друг с другом, но не
    с основой.
    - зернь.
    На пластину напаивали мельчайшие зерна металла. Зер
    на серебра и золота заготавливали заранее из мельчайших
    капель металла, а затем укладывали при помощи маленького
    пинцета на орнаментируемую пластинку. Далее ее посыпали
    припоем и ставили в жаровню.
    В раннее время зернью особенно усердно украшали се
    ребряные лунницы, на которые напаяно по 2250 мельчайших
    серебряных зерен, каждое из которых меньше в 5-6 раз бу
    лавочной головки. На 1 кв. см 324 зерна. На зерненых ки
    евских колтах количество зерен доходило до 5000.
    Иногда применялась перегородчатая зернь. На пластину
    напаивалась тонкая гладкая проволока, создававшая каркас
    рисунка. Пространство между проволоками густо засыпалось
    зернью, наплавлялась вся сразу.
    Скань применялась в самых различных случаях: для
    подвесок к ожерелью, для рукоятей мечей, для обрамления
    крупных эмалевых медальонов.

- инкрустация Инкрустация производилась по раскаленному металлу. золотом и сереб- сначала на орнаментируемую поверхность наносился рису ром по железу и нок, затем этот рисунок прорезался резцом несколько на меди искосок. После этого предмет нагревали и накладывали на углубление серебряную или золотую проволоку. Маленьким

    долотцом и легкими ударами молотка ее вгоняли в углубле
    ние, расплющивали и заравнивали рваные края бороздки.
    Инкрустированную золотом медь обычно покрывали чернью.
    В тех случаях, когда нужно было получить сплошное
    золотое пятно, мастер проводил несколько параллельных
    бороздок, укладывал на них проволоку и затем на огне
    расплющивал проволоку так, чтобы отдельные нити слились
    в сплошную золотую поверхность: здесь инкрустация прев
    ращается в золочение.
    - чернь и эмаль.
    Чернь применялась для серебряных изделий, где черный
    фон резко контрастировал с выступающим светлым серебря
    ным узором.
    В состав черни входят серебро, свинец, красная медь,
    сера, поташ, бура, соль. Серебряная пластинка под чернь
    должна быть изготовлена чеканкой или тиснением таким об
    разом, чтобы фон был углублен по сравнению с рисунком.
    Фон еще дополнительно процарапывали резцом, для лучшего
    сцепления черни с серебром. После этого порошок разводи
    ли и полученную кашицу размазывали по углублениям плас
    тинки. Затем пластину ставили в жаровню, и чернь очень
    прочно соединялась с серебром. Получив черный фон, мас
    тер подправлял края его резцом и им же добавлял выступа
    ющие части узора.
    Эмалью украшались главным образом золотые вещи, так
    как только золото обладает такой степенью ковкости и
    легкоплавкости, которые требовались для создания основы
    под эмаль.
    На поверхности металла делаются замкнутые узоры из
    каких-либо перегородок, которые заполняются стекловидной
    массой эмали определенного цвета. Массы бывают прозрач
    ные и непрозрачные.
    Для эмалевых вещей применялось золото с примесью
    20-30% серебра. Изготавливалась тонкая золотая пластин
    ка, на которой выдавливался вглубь общий контур рисунка,
    а затем на дне получившегося углубления ювелир намечал
    места, где должны быть припаяны перегородки. Перегородки
    делались из тончайших полосок золота в 0, 5-2 мм высотой.
    Полоски изгибали по рисунку и напаивали на ребро на
    пластинку. Для каждой цветной точки приходилось делать
    отдельную золотую ячейку.
    После окончания работы по золоту в каждую ячейку на
    сыпали эмалевый порошок разных цветов, и вся пластинка
    ставилась в жаровню. Эмаль плавлением прочно соединялась
    с золотом. Нужно было вынуть вещь тогда, когда эмаль
    расплавлена, но еще не потеряла желаемого цвета от пе
    регрева. Остудив вещь, мастер осторожно проковывал выс
    тупающие края золотых перегородок и шлифовал поверхность
    эмали.
    - обработка кожи.
    Обувь, шапки, оружейные ремни, пояса, сбрую, седла,
    колчаны, щиты, переметные сумы, рукавицы, плети, переп
    леты книг и пергамент - все это требовало разнообразной
    выделки кож и различных способов их подшивки.
    Сырьем для кожевенника служили воловьи, козлиные и
    конские шкуры. Сначала шкуры очищали от волос в огромном
    чане, который был сделан в виде ящика из колотых плах,
    вставленного в пазы врытых в землю столбов.
    Следующая стадия - дубление кожи, для которого упот
    реблялись специальные экстракты, например, "квас усни
    ян". Квашение кож сопровождалось механическим размягче
    нием их - кожи мяли руками.
    Выделанную кожу кроили и сшивали. Шили и мягкую
    обувь, и обувь с твердой подошвой. Хотя обувь дошла в
    очень небольшом количестве, но это различие сапог (твер
    дой обуви) и чревни (мягкой обуви) можно проследить хотя
    бы по стременам, которые делились на два типа: первый с
    плоским основанием (для сапог с подошвой) и второй, ок
    руглый, для мягкой обуви.
    К особым кожевенным работам надо отнести изготовле
    ние красного и зеленого сафьяна - хоза, из которого де
    лались богатые сапоги, и изготовление пергамента, кото
    рый делался из телячьей кожи, специально обработанной и
    разглаженной.
    - обработка камня
    Работы по камню делятся на два раздела: работы, свя
    занные со строительным делом, т. е. обработка больших
    блоков и плит, и мелкая ювелирная работа над огранкой и
    отшлифовкой мелких самоцветов.

* строитель- К первому разделу нужно отнести постройку зданий ное дело. (дворцы, стены, башни, бани, церкви), выделку каменных гробов, крестов, половых плит, крупных скульптурных про

    изведений и изготовление жерновов. Материалом служили:
    песчаник, известняк, мрамор, шифер, аспид и другие поро
    ды.
    Древнейшим памятником каменотесного дела является
    известный Збручский идол, Х в. , найденный в Галичине.
    Это высокий четырехгранный столб с рельефным изображени
    ем на гранях. Для его обработки были применены шпунт,

 1скарчень 0, молоток. Масштабными были и мукомольные жерно ва для ручного размола зерна в 40-50 см в диаметре и

    толщиной 5-8 см. Нижний жернов обычно возвышен к краям,
    а верхний вогнут.
    Необычайного расцвета русское каменотесное дело дос
    тигло в Суздальской Руси в XII-XIII вв. при Андрее Бого
    любском, Всеволоде "Большое гнездо" и Святославе Всево
    лодовиче.
    Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси этого
    периода в украшениях дворцов, соборов стала примечатель
    ной чертой соборов вообще.
    Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В ис
    кусстве резчиков с наибольшей полнотой проявились русс
    кие народные традиции, представления русичей о прекрас
    ном и изящном. Знаменитый художественный критик второй
    половины XIX - начала XX в. Стасов писал: "Есть еще про
    пасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным
    только в музееях, в картинах и статуях, в громадных со
    борах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что
    касается до остального, то можно расправляться как ни
    попало - дескать, дело пустое и вздорное.... Нет, настоя
    щее, цельное, здоровое, в самом деле искусство существу
    ет лишь там, где потребность в изящных формах, в посто
    янной художественной внешности простерлась уже на сотни
    тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь". Древние
    русичи, окружая свою жизнь постоянной, скромной красо
    той, давно поттвердили справедливость этих слов.

* изготовление Вторым разделом в обработке камня было изготовление мелких пред- мелких предметов, требовавших тонкой и тщательной рабо метов. ты. Сюда можно отнести изготовление каменных бус, крес тиков, иконок, литейных форм, шлифовку камней для укра

    шения различных золотых медальонов и цат.
    Материалом служили шифер, жировик, плотные сорта из
    вестняка и ряд драгоценных и полудрагоценных камней вро
    де сердолика, хрусталя, аметиста, сапфира, яхонта, аль
    мандина, яшмы, янтаря.
    Бусы сверлились с двух сторон, так ка трудно было
    сделать длинное сверло. Затем бусы гранились или обтачи
    вались. Последним этапом была шлифовка камня. Также де
    лались камни для оправы в золото.
    - стекло.
    Долгое время все стеклянные вещи, находимые на горо
    дищах и в курганах X-XII вв. , считали привозными из Ви
    зантии или даже из Сирии. Но раскопки В. В. Хвойка в Киеве
    доказали существование там стеклоделательной мастерской.
    В этой мастерской было найдено большое количество стек
    лянных браслетов и перстней целых, разбитых и сплавлен
    ных вместе. Здесь же были найдены куски эмали и инстру
    менты для изготовления колтов с эмалью, Стеклянные брас
    леты, наряду с шиферными пряслицами, являлись распрост
    раненнейшей находкой в древнерусских городищах. Стеклян
    ные перстни были распространены значительно меньше, они
    встречаются в Киеве, Вышгороде и других близких к Киеву
    городах, а также на севере - во Владимире на Клязьме.
    Браслеты изготовлялись из стеклянных жгутов, сложен
    ных кольцом в горячем состоянии и сваренных в месте
    скрепления концов.
    При раскопках городов (особенно южных) находят в
    слоях XI-XIII вв. стеклянные сосуды в виде флаконов и
    кубков. Они сделаны из толстого стекла и обычно украшены
    орнаментом из налепных стеклянных валиков и жгутов.
    Техника изготовления стеклянных бус была не сложнее,
    чем изготовление браслетов или перстней.
    Производство стекла надо считать исключительно го
    родским ремеслом, и притом таким, которое могло быть да
    леко не в каждом городе. В малые городки и в деревни
    стеклянные вещи (браслеты и бусы) попадали с теми же ко
    робейниками, которые несли туда и шиферные пряслица, и
    дешевые бронзовые крестики с одноцветной простенькой
    эмалью, и тонко пропиленные костяные гребни.
     22. Быт народа.
    Культура народа неразрывно связана с его бытом, пов
    седневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем
    развития хозяйства страны, тесно связан с культурными
    процессами. Народ Древней Руси как в больших для своего
    времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек,
    так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, в
    которых группировалось по два-три двора.
     22. 1 Жилище.

а)  _Изба ... Сам термин "изба" связывается с различным по конс трукции жильем - как срубным, так и полуземляночным;

    этот термин обозначает вообще жилье с печью, теплое
    жилье.

- отопление. Отопление рядовых жилищ - изб, истобок, - происходило по-черному. Печь не имела дымохода, в ее верхнем своде

    было отверстие, через которое дым выходил в помещение, а
    из него через окна и дверь наружу. В целях скорейшего
    выхода дыма из помещения печь ставилась ближе к двери,
    выходившей в сени. Топка по-черному была одной из глав
    ных причин частых пожаров в селениях.
    В богатых жилищах отопление было, вероятно, более
    усовершенствовано. На это может указывать одно место из
    Стословца Геннадия (Изборник Святослава, 1076), в кото
    ром противопоставляется положение обитателей полуземля
    ночных хижин владельцам "теплых храмин": "подумает о
    бедных, как сгибаются они, скорчившись над малым огнем,
    имея большую беду глазам от дыма, согревая лишь руки;
    когда плечи и все тело замерзает". В этом же памятнике
    подчеркнута утлость легкой кровли бедного жилища так же
    в противопоставление богатой "храмине": "Лежащю ти в
    твердо покровней храмине", прислушиваясь к стуку дождя о
    крышу, "по мысли об убогых, како лежать ныне, дождевыми
    каплями, яко стрелами пронжаеми", не имея возможности
    уснуть "седяща, водою подъяты". Такова была бытовая обс
    тановка бедного, полуземляночного жилья, морозного зимой
    и сырого летом.

- освещение. Не менее остро стоял вопрос с освещением жилищ. Окна древнерусских домов были, что вообще характерно для

    средневековья, очень малы.
    Как правило, в деревянных зданиях окно было "волоко
    ватым": в двух смежных бревнах прорубалось узкое продол
    говатое отверстие, задвигавшееся доской.
    В богатых домах были большие окна, возможно, даже
    стеклянные. Слюда в письменных источниках не упоминает
    ся, но ее куски довольно часты в древнерусских городи
    щах.
    Оконное стекло, изобретение римлян I века, стало в
    Европе предметом роскоши, но никогда не исчезало. Поэто
    му не приходится удивляться, что оконные стекла круглой
    формы были встречены в развалинах дворцов X-XI вв. в Ки
    еве, в Белгороде и в других центрах древней Руси.

- трехчленный В X-XIII вв. вырабатывается более сложный тип жилья, тип жилья. представляющий сочетание нескольких срубов.

    В Белгороде раскопками были открыты срубные жилища.
    Хотя источники говорят о них главным образом в связи с
    описанием быта господствующего класса, князей, бояр,
    дружинников, представляется несомненным, что этот тип
    жилья сложился не в среде феодалов, а в народной среде,
    получив широчайшее распространение и дожив вплоть до на
    ших дней в виде русского крестьянского жилья с его теп
    лой "губой", холодной "клетью" и соединяющими их "сеня
    ми".
    Губа-истобка была теплым зимним жильем. Холодная
    клеть, отделенная сенями, служила летней спальней и кла
    довой для имущества.
    Сени представляли собой соединительное звено - пере
    ход между губой и клетью - и получили особое значение в
    жилищах феодалов, которые лишь с большей пышностью и в
    больших масштабах повторяли эту трех членную схему русс
    кого жилого дома.
    б)  _княжеские дворцы
     _и жилища феодаль
     _ной знати гридницы
    Во дворцах, боярских хоромах шла своя жизнь - здесь
    располагались дружинники, слуги, толпилась бесчисленная
    челядь. Отсюда шло управление княжествами, городами, се
    лами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и пода
    ти. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили
    пиры, где рекой текло заморское вино и свой родной
    "мед", слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью.
    Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Женщины
    вообще принимали активное участие в управлении, хозяйс
    тве, других делах. Известно немало женщин - деятельниц
    такого рода: княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, мать
    Даниила Галицкого, жена Андрея Боголюбского и др. Гусля
    ры услаждали слух именитых гостей, пели им "славу",
    большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно
    происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяина
    неимущим. На всю Русь славились такие пиры и такие раз
    дачи во времена Владимира I.

- Гридница. Гридницей назывался большой зал, где собиралась дру жина и где вообще могло поместиться много народа. Грид

    ница была парадным залом, где принимали гостей.
    Судя по письменным источникам, гридница представляет
    своего рода обширный "тронный зал", расположенный на
    уровне земли или приподнятый на несколько ступеней.
    Гридница была, видимо, отдельно стоящей постройкой,
    не связанной с собственно жилым дворцом. Самый характер
    гридницы и ее назначение - быть залом многолюдных думных
    собраний с дружиной и пиров с многочисленными "нарочиты
    ми мужами" древнего Киева.
    С изменением характера княжеской власти в конце XI
    в. отпала необходимость в больших парадных залах, симво
    лизировавших теснейшую связь князя с его дружиной и вер
    хами городской старшины.
    Древнейшие функции гридницы постоянно отмирают. Они
    начинают использоваться как тюрьмы - старые "поруба" и
    "погреба" были недостаточны.

- Сени. Для княжеских совещаний с боярами и пиров уже с ог раниченным кругом приближенных стали служить "сени"

    важнейшая часть княжеского двора. "Сени" заменяют в но
    вых условиях гридницу и часто, по аналогии с гридницей,
    называются "сенницей".
    Жилой комплекс двора крупного феодала носил собира
    тельное название "хоромы". Хоромы княжеского двора имели
    в основе своей планировки трехчленную систему - теплая
    изба, сени, клеть, - но разработанную широко и богато.
    Сени княжеского двора и вообще сени богатого дома
    представляли собой крытую галерею второго этажа, куда
    снаружи шла лестница; эта галерея опиралась на столбы и
    была довольно просторной.
    Площадь сеней была довольно значительной; во время
    восстания 1068 г. в Киеве на сенях княжеского двора по
    мещался князь с небольшой дружиной, князь Борис в 1150
    г. мог устроить на сенях белгородского дворца пир для
    духовенства и дружины.

- Терем. С сенями же связан вопрос о тереме. Это была та часть жилища, которая определяла его архитектурный об

    лик.
    Теремом или теремцом называли шатровую гранную или
    округлую коническую сень, поставленную над чем-либо; те
    ремом называли также лестничную башню для входа на хоры
    черниговского Спасского собора и владимирского Успенско
    го собора.
    По всей вероятности, сени увенчивались особой вышкой
    с шатровым верхом, выделявшими центральную часть дворцо
    вого ансамбля.

- клеть и теп- Рядом с сенями находилась жилая половина - теплая лая "изба". "изба", по другую сторону - клеть, служившая не только летней спальней и кладовой, но и приемным парадным поме

    щением; закопченная от черной топки "истба" была для
    этой цели непригодна.
    Судя по позднейшим поучениям, в углу клети помеща
    лась "божница" - иконы.
    Подобно сеням, и клеть часто приобретала надстройку
    в виде второго этажа и, получая характер четырехугольной
    башни, называлась "повалушей" и имела внутри изобрази
    тельную или орнаментальную роспись.
    По соседству с хоромами на дворе феодала помещалась
    церковь. Дворцовые постройки не ограничивались одними
    парадными комнатами собственно дворца - хором. Двор фео
    дала был в то же время хозяйственным центром и на его
    территории имелся ряд служебных жилых и хозяйственных
    построек. Источника называют погреба, скотницы, бани.
    в) _ Внутренняя
     _обстановка

 _жилища.  . О древнерусской мебели и внутренних принадлежностях - мебель. жилища мы знаем очень мало. В письменных источниках до вольно часто упоминается только ковер. Полы княжеских

    домов были обычно устланы коврами; эти интересные произ
    ведения прикладного искусства до нас не дошли. Столы и
    спальни упомянуты рассказе о землетрясении в Киеве. Сто
    лом назывался и княжеский трон, - на киевских монетах,
    где князь изображен в кресле, надпись гласит: "Владимир
    на столе, а я его сребро".
    Кровать упоминается в "Слове о полку Игореве": Свя
    тослав киевский лежит "на кровати тисове" (здесь имеется
    ввиду тисс, напоминающий красное дерево). Кровать назы
    вается также "одром", "ложем", "постелью".
    Одеяла у богатых людей нарядно украшались. Сама пос
    тель в богатом доме устраивалась роскошно.

- освещение. Освещение древнерусских домов при слабом естествен ном свете сквозь волоковые окна имело особое значение.

    Бедные дома освещались лучинами; хотя упоминаний об этом
    нет, но при раскопках русских городов встречаются желез
    ные светцы - подставки для лучин. Богатые дома освеща
    лись свечами. Свечи упоминаются в источниках чаще, но
    только церковные. Несомненно, что восковые свечи приме
    нялись и в быту: свечи оставались лучшим средством осве
    щения в богатых домах всех стран до XIX века.
    Особые глиняные подставки, встречающиеся при раскоп
    ках, считают подсвечниками. В Киеве находят в очень
    большом количестве и глиняные светильники, в которых на
    ходилось масло.
     22. 2 0  2Одежда.
    а)  _Народная одежда

( мужская одежда) Красочность и своеобразие древнерусских одежд угады вается по очень отрывочным данным. Древних рисунков и

    описаний одежд в источниках очень мало. Сами же одежды в
    целом виде до нас не дошли. Дошедшие до нас металличес
    кие детали костюмов позволяют все же наметить их облик,
    а металлические украшения дают возможность представить
    общий живописный характер одежды.

- одежда бедняков. Сохранилось древнейшее русское изображение смерда. На нем короткая подпоясанная рубаха, резко отличная от

    торжественных длинных одеяний, которые мы увидели на
    княжеских портретах. Можно даже определить, что это ру
    баха-косоворотка: линия разреза идет вниз от ворота с
    левой стороны. Штаны заправлены в высокие сапоги.
    В источниках часты упоминания ветхой простой нищенс
    кой одежды "руб", "рубищ".

- материал. В курганах встречаются куски шерстяных тканей, при чем иногда можно определить, что шерсть была окрашена,

    например, в красный цвет. Встречаются также льняные тка
    ни и шелковые тесемки, шитые мишурным золотом и состав
    ляющие украшение более богатых женских одежд.

- пояса. Пояса были кожаные и очень узкие (1, 5-2 см), с мед ными пряжкой и наконечником. Для древнерусских пряжек

    характерна форма, напоминающая лиру. Пояса в более бога
    тых мужских погребениях украшены рельефными бляшками,
    медными или серебряными, в виде пальметок или розеток, с
    таким же наконечником. Рубаха подпоясывалась значительно
    выше уровня таза. Остатки поясов встречаются почти иск
    лючительно в мужских погребениях, женская одежда не под
    поясывалась.

- пуговицы. Иногда в курганах встречаются пуговицы от рубах медные сферические, а также костяные, но, повидимому,

    особенно много было деревянных пуговиц, до нас не дошед
    ших. В женской одежде пуговицами иногда служили бусы,
    например, сердоликовые или хрустальные, или бубенчики.

- зимняя одежда. Зимние одежды простого народа делались из недорогих мехов. Например, медвежьи шубы считались в Древней Руси

    простонародными, причем возникали даже сомнения, прилич
    но ли их носить священникам. Овчинные шубы были наиболее
    распространенными.
    О головных уборах древнерусских крестьян мы ничего
    не знаем.

- обувь. Крестьянская обувь делалась обычно из кожи. С древ нейших времен известно и название "лапоть". Тем не менее

    кожаная обувь была уже довольно распространена. Не толь
    ко в городах почти все население было уже обуто в кожу,
    но и в деревне кожаная обувь не была редкостью - она
    часто встречается в крестьянских курганах.
    Обычно это кожаные туфли-поршни - обувь, шитая из
    целого куска мягкой кожи. Источники называют еще нес
    колько видов обуви: "пресницы" - обувь типа сандалий, у
    которых отмечаются "высокие пяты" и "калиги".
    Однако в раскопках встречаются и высокие "русские"
    сапоги с жесткой подметкой и железными подковами. На
    обуваемую ногу наматывались льняные онучи или надевали
    шерстяной чулок.

- одежда крестья- В общем одежду русского крестьянина можно предста нина. вить так. Русская холщевая рубаха-косоворотка с металли ческими, костяными или деревянными пуговицами, подпоя

    санная узким ремнем. Штаны, заправленные в высокие сапо
    ги или замотанные онучами при носке лаптей или поршней.
    Поверх рубахи надевалась весной и осенью грубошерстная
    теплая одежда, заменяемая в зимнее время меховой, обычно
    овчинной шубой. К поясу крестьянин привешивал различные
    мелкие бытовые вещи: ключ от клети, небольшой ножик, ог
    ниво с кремнем и т. д.

( женская одежда) Женская одежда по материалам раскопок курганов вос становлена еще хуже, чем мужская, зато от нее сохранилось

    много украшений.

- украшения. Характерным украшением славянских женщин были височ ные кольца, изготовленные деревенскими мастерами. Сереб

    ряные или медные височные кольца вплетались женщинам в
    волосы, прикреплялись при этом к головным уборам, кото
    рые были также разнообразны. На юге, в бассейне Псла,
    широко бытовал женский головной убор, состоящий из венца
    из тонкой серебряной пластины или обруча из перекручен
    ной граненой серебряной проволоки с прикрепляемой к нему
    посередине (на лбу) серебряной пластиной, согнутой в ци
    линдр. К этой основе подвешивались спиральные кольца,
    бубенчики, раковины и т. п.
    Наряду с височными кольцами большое распространение
    в уборе древнерусской женщины имели серьги разнообразной
    формы. Излюбленными в Киевской Руси были так называемые
    трехбусинные серьги.
    Кроме широко распространенных ожерелий из стеклянных
    бус, встречаются металлические цепи с подвесками различ
    ных форм: лунниц, круглых бляшек, бубенчиков, звериных
    "чудских" фигурок, маленькой ложечки-"уховертки".

- одежда горожан. Одежда рядовых горожан, ремесленников, мелких тор говцев, по-видимому, отличалась не только от одежды фео

    далов, но и от крестьянской. Об этом мы можем судить
    лишь по одной детали. Самой частой находкой во всех
    древнерусских городах являются обломки стеклянных брас
    летов XI-XIII вв. Крестьяне же носили браслеты почти
    исключительно из меди. Цвет стеклянных браслетов разно
    образен: есть синие, зеленые, желтые, фиолетовые и дру
    гие; они блестящи и ярки. Гораздо реже встречаются стек
    лянные перстни. Устойчивость этой детали женского наряда
    позволяет предполагать, что и одежда горожан была сво
    еобразна. По-видимому, горожане были оригиналам для тех
    изображений людей в коротких рубахах, которые встречают
    ся в народных сценках, вплетенных в заглавные буквы
    позднейших русских летописей. Материалом одежд горожан
    служил, в частности, домотканный холст.
    б)  _Одежда знати.

( мужская одежда) Наиболее характерным признаком княжеской, боярской и - плащ. дружинной одежды является плащ, названный на Руси "корз но".

    В дружинных курганах этого века обычной находкой яв
    ляются фибулы, застежки плащей.
    В тех случаях, когда в погребении находятся две фи
    булы, они, обычно, соединены цепочкой.
    Плащ-корзно был общ славянами восточными и западны
    ми. Корзна знати делалась из дорогого материала и предс
    тавляла значительную ценность.

- обычная одежда. Под корзном надевалась хорошо облегающая тело основ ная одежда. Она имела разрез во всю длину и застегива

    лась выше пояса характерными для русской одежды петлями.
    Круглый или квадратный глубокий вырез ворота обшивался
    золотом и драгоценными камнями, образовывавшими по краю
    широкую кайму получившую название "Оплечья" или "оже
    релья".
    Полы одежды также обшивались богато украшенной золо
    том и камнями каймой. Рукава оканчивались широким, также
    вышитым обшлагом. Пояс, обычно богато украшенный набора
    ми и золотым шитьем, перехватывал одежду в талии, его
    концы спускались свободно вниз.
    Штаны не имели, видимо, специального названия.

- обувь и го- Княжеской обувью были высокие сапоги из мягкой цвет ловной убор. ной кожи, синего, желтого и красного сафьяна. Носили их, конечно, не только князья.

    Княжеская мягкая сферическая шапка с меховым околы
    шем являлась обязательным атрибутом русских князей в ми
    ниатюрах, на иконах и фресках с XI по XVI вв. Эта шапка
    очень простой формы имеет аналогии среди головных уборов
    всех народов Европы и Азии. Но нигде шапки не имели ни
    особого значения, ни особого раскроя. Неизвестно, были
    ли эти уборы так обязательны для князей в жизни, но в
    условном феодальном искусстве они являются важными кня
    жескими регалиями, притом чисто русскими.

- одежда кня- Корзно и другие одежды мы видим на княжеских портре зей (изобра- тах XI-XII вв. К 1073 г. относится рисунок Святослава жения на фрес- Изборника, где изображен Святослав Ярославич, его жена и ках, иконах, пять сыновей. На голове Святослава русская княжеская миниатюрах). шапка; основное платье синее с красной каймой и золотыми поручами; поверх надето синее с золотой каймой корзно,

    застегнутое на правом плече красной застежкой с золотыми
    лопастями; на ногах - синие сапоги. Сыновья Святослава
    изображены в малиновых одеждах с красными каймами, золо
    тыми воротниками, поясами и тремя поперечными петлицами.
    Такие одежды и позднее, в течение ряда веков, бытовали
    на Руси, в частности, характерны петлицы. От пояса вниз
    по бокам спадают по два конца, что обычно прослеживается
    и в курганных погребениях. Шапки княжичей меховые, высо
    кие.

- зимняя одежда. Зимние одежды русской знати делались из дорогих ме хов. Еще Ибн-Фадлан видел соболью шапку у мертвого руса.

    "Собольи одеяла" упоминает Даниил Заточник; тем более из
    соболя должны были делаться шубы, упоминаемые в былинах.
    В "Слове о полку Игореве" упоминается бобровая шуба.
    Также характерны были для одежды знати куньи меха.
    В источниках упоминается "кожух"; не исключено, что
    это одежда из дубленых мехов.
    В источниках упоминаются рукавицы.

( женская одежда) Женские одежды знати известны хуже, чем мужские; представление о них дают фрески Софии и миниатюры из Из

- одежда княжны. борника Святослава. На миниатюре из Изборника одежда княжны состоит из двух подпоясанных золотым поясом

    платьев - короткого верхнего и длинного нижнего. Рукава
    верхнего широки, что характерно для русской одежды и
    позднее, рукава нижнего платья - узкие с золотым поруча
    ми. На шее - широкое ожерелье с драгоценными камнями.
    Башмаки золотые. На голове платок, конец которого спада
    ет на плечи. Головное покрывало было обязательным для
    замужних женщин; вообще оно называлось "повоем".

- украшения. Названия женских украшений известны плохо. Слово "ряса", означавшее впоследствии основное украшение голо

    вы, упомянуто в рассматриваемую эпоху, но и то в пара
    доксальном применении к свинье.
    Жены дружинников уже в начале Х века носили золотые
    и серебряные ожерелья и гривны. Русские летописцы обра
    щали внимание на драгоценные гривны в составе головного
    убора богатых жен.
    Среди браслетов - наиболее интересны широкие сереб
    ряные изогнутые пластины, соединенные шарниром и укра
    шенные различными изображениями. Золотые и серебряные
    украшения знатных женщин хорошо известны по кладам. В
    них богато представлены все виды средневековой ювелирной
    техники: эмаль, скань, зернь, чернь. Много в кладах
    браслетов, диадем и гривен; интересны нагрудные цепи из
    крупных золотых медальонов с эмалевыми разноцветными
    изображениями птиц и крестов.
    Но доминирующее положение в женском наряде занимали
    колты. Это большие полые внутри золотые или серебряные
    подвески, носившиеся в волосах. Золотой колт украшался
    перегородчатой эмалью, что придавало особую изысканность
    наряду. Серебряный колт иногда имел звездчатую форму и
    покрывался сложным деревянным узором.
     2IV. НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
     21. Письменность, грамотность, образование.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.