РУБРИКИ |
Курс лекций и семинаров "История России: 1861-1995 гг." - (лекции) |
РЕКЛАМА |
|
Курс лекций и семинаров "История России: 1861-1995 гг." - (лекции)p>исключить из своего состава представителей партий социалистов-революционеров (правых и центра) и меньшевиков, а также предложить всем Советам рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов удалить представителей этих фракций из своей Среды.Декреты Советской власти. Т. 2. С. 430-431. Выводы: 1. Исключение оппозиционных партий не изменило суть советов. 2. Однопартийные советы - это не советы. 3. В дальнейшем, когда советская власть упрочилась, оппозиционные партии были допущены в советы. 9. Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции РСФСР заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти. 12. Верховная власть в РСФСР принадлежит Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами - Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету. 14. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений, РСФСР уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивает их свободное распространение по всей стране. 15. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний РСФСР, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т. д. , предоставляет в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением. 18. РСФСР признаёт труд обязанностью всех граждан республики и провозглашает лозунг: “Не трудящийся да не ест! ” 19. В целях всемерной охраны завоеваний Великой рабоче-крестьянской революции РСФСР признаёт обязанностью всех граждан республики защиту социалистического отечества и устанавливает всеобщую воинскую повинность. Почётное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся, на нетрудовые же элементы возлагается отправление иных военных обязанностей. 23. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социальной революции. 24. Всероссийский съезд Советов является высшей властью РСФСР. 25. Всероссийский съезд Советов составляется из представителей городских советов, по расчёту 1 депутат на 25 000 избирателей, и представителей губернских съездов советов, по расчёту 1 депутат на 125 000 жителей. 32. ВЦИК даёт общее направление деятельности Рабоче-Крестьянского правительства и всех органов Советской власти в стране, объединяет и согласует работы по законодательству и управлению и наблюдает за проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений Всероссийских съездов Советов и центральных органов Советской власти. 33. ВЦИК рассматривает и утверждает проекты декретов и иные положения, вносимые СНК или отдельными ведомствами, а также издаёт собственные декреты и распоряжения. 34. ВЦИК созывает Всероссийский съезд Советов, которому представляет отчёт о своей деятельности и доклады по общей политике и отдельным вопросам. 35. ВЦИК образует СНК для общего управления делами РСФСР и отделы (народные комиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления. 36. Члены ВЦИК работают в отделах (народных комиссариатах) или выполняют особые поручения ВЦИК. 38. В осуществление этой задачи СНК издаёт декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни. 39. О всех своих постановлениях и решениях СНК немедленно сообщает ВЦИК. 40. ВЦИК вправе отменить или приостановить всякое постановление СНК. 41. Все постановления и решения СНК, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на рассмотрение и утверждение ВЦИК. Примечание: Мероприятия, требующие неотложного выполнения, могут быть осуществлены СНК непосредственно. 49. Ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК подлежат все вопросы общегосударственного значения, как-то: б) общее руководство всей внешней и внутренней политикой РСФСР; в) заключение займов, таможенных и торговых договоров, а равно финансовых соглашений; к) установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных его отраслей на территории РСФСР; 54. Съезды созываются не реже двух раз в год по области, одного раза в три месяца по губернии и уездам и одного раза в месяц по волости. 61. Областные, губернские, уездные и волостные органы Советской власти, а также Советы депутатов имеют предметом своей деятельности: а) проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти; б) принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях; в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение; г) объединение всей советской деятельности в пределах данной территории. 62. Съездам советов и их исполнительным комитетам принадлежит право контроля над деятельностью местных Советов (т. е. областным - право контроля над всеми Советами данной области.... ). а) лица, прибегающие к наёмному труду с целью извлечения прибыли; б) лица, живущие на нетрудовые доходы, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления имущества и т. п. ; г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома. 81. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК определяют, какие виды доходов и сборов входят в общегосударственный бюджет и какие поступают в распоряжение местных Советов, а равно устанавливают пределы обложения. 82. Советы устанавливают обложение налогами и сборами исключительно на нужды местного хозяйства. Потребности общегосударственные удовлетворяются за счёт средств, отпускаемых из государственного казначейства. 1. Конституция строилась по принципу: один человек - один голос. 2. Верховная власть принадлежала ВЦИКу. СНК, заслушав доклад председателя Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией о деятельности этой комиссии, находит, что при данной ситуации обеспечение тыла путём террора является прямой необходимостью; что для усиления деятельности Всероссийской чрезвычайной комиссии и внесения в неё большей планомерности необходимо направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей; что необходимо обеспечить Советскую республику от классовых врагов путём изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовывать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры. Инструкция президиума ВЦИК об организации лагерей принудительных работ. 12 мая 1919 г. 1. Организация лагерей принудительных работ возлагается на губернские чрезвычайные комиссии, которым жилищный отдел местного исполнительного комитета представляет соответствующие помещения. Примечание. В зависимости от местных условий лагеря принудительных работ могут быть устраиваемы как в черте города, так и в находящихся вблизи него поместьях, усадьбах и т. п. 2. По организации лагеря таковой передаётся в ведение отдела соответствующего исполнительного комитета с разрешения Отдела принудительных работ Народного комиссариата внутренних дел. 3. Во всех губернских городах в указанные особой инструкцией сроки должны быть открыты лагеря, рассчитанные не менее чем на 300 человек каждый. Ответственность за неисполнение настоящего положения возлагается на губернские чрезвычайные комиссии. Примечание. В уездных городах лагеря могут быть открываемы с особого разрешения Отдела принудительных работ. 4. Общее управление всеми лагерями принудительных работ на территории РСФСР принадлежит отделу НКВД, который носит название Отдела принудительных работ Наркомвнудел. 10. Комендант лагеря, будучи непосредственно подчинён отделу управления местного исполнительного комитета и временно чрезвычайной комиссии, обязан каждые две недели представлять Отделу принудительных работ краткий отчёт о деятельности лагеря.... 17. Число служащих караула определяется в зависимости от количества заключённых, причём в лагерях, в которых число заключённых не превышает 300, на каждые 15 человек заключённых полагается 2 караульных, на каждые 10 человек заключённых свыше 300 полагается один караульный. 25. Заключению в лагеря принудительных работ подвергаются те лица, кои перечислены в статье 2 общего положения о таких лагерях, за исключением: а) лиц, подлежащих по постановлениям Всероссийской чрезвычайной комиссии заключению в особые лагеря на всё время гражданской войны; б) лиц, страдающих хроническими болезнями и органическими недостатками, делающими их совершенно неспособными к труду. Примечание. Нетрудоспособность определяется управлением местных лагерей по заключению врача. 26. Лица женского пола и несовершеннолетние должны содержаться в особых для каждой категории лагерях. Примечание. Расходы по содержанию лагеря в соответствии со статьёй 35 настоящей инструкции распределяются между заключёнными с таким расчётом, чтобы содержание лагеря окупалось трудом заключённых при полном количестве последних. Примечание. Для отдельных лиц с разрешения местных отделов управления может быть допущена замена физического труда умственным. 32. Для заключённых устанавливается 8-ми часовой рабочий день. 37. За побег в первый раз заключённому увеличивается срок заключения до 10-ти кратного размера срока первоначального заключения. За вторичный побег виновные предаются суду революционного трибунала, который имеет право определять наказание вплоть до применения высшей меры наказания. 38. Для предупреждения возможности побега может быть введена круговая порука. Постановление СНК о продаже музейных шедевров за границу. 26 октября 1920 г. 1. Предложить Наркомвнешторгу организовать сбор антикварных вещей, отобранных Петроградской экспертной комиссией, и установить премию за быстрейшую и выгодную продажу их за границей. 2. Вопрос о количестве и норме пайков для экспертной комиссии передать на разрешение Комиссии рабочего снабжения. В случае если не будет достигнуто соглашение с т. Лежавой - внести в СНК. 3. Поручить Наркомвнешторгу спешно рассмотреть вопрос о создании аналогичной комиссии в Москве и в случае признания целесообразным организовать её. Назначить доклад т. Лежавы в СНК через месяц о том, как идёт практически исполнение принятого постановления. 1. Документ отразил безусловно необходимую меру, обусловленную суровой действительностью гражданской войны . 2. Преступное разбазаривание национального достояния не может быть оправдано. Тем более, что не указано, на какие нужды пойдут добытые средства (военные расходы, поддержка марионеточных партий за рубежом, приобретение предметов роскоши для правящей верхушки и т. п. ). О замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом. Декрет ВЦИК. 21 марта 1921 г. 1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, развёрстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом. 2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путём развёрстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты. 3. Налог взымается в виде процентного или долевого отчисления от произведённых в хозяйстве продуктов, исходя из учёта урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нём. 4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяйств и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога. Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйства в целом, получают льготы по выполнению натурального налога. 5. Закон о налоге должен быть составлен таким образом и опубликован в такой срок, чтобы земледельцы ещё до начала весенних полевых работ были возможно более точно осведомлены о размерах падающих на них обязательств. 6. Сдача государству причитающихся по налогу продуктов заканчивается в определённые, точно установленные законом сроки. 7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Для контроля за применением и выполнением налога образуются организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров налога. 8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах. 9. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после выполнения налога излишки пожелают сдать государству, в обмен на эти добровольно сдаваемые излишки должны быть предоставлены предметы широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Для этого создаётся государственный постоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и предметов широкого потребления как из продуктов внутреннего производства, так и из продуктов, закупленных за границей. Для последней цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья. 10. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам. 11. В развитие настоящего закона Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет предлагает Совету Народных Комиссаров не позднее месячного срока издать соответствующее подробное положение. Хрестоматия по истории СССР, 1917-1945: Учеб. пособие. - М. :1991. С. 167-168. 1. Развёрстка стимулировала крестьянские хозяйства увеличивать производство . 2. Размер продналога устанавливался представительными учреждениями рабочих и крестьян. Волошин М. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. -М. :1991. С. 173. 1. В начале ХХ века идеи гуманизма глубоко проникли в сознание россиян. 2. Несколько лет продолжительных войн существенно изменили менталитет россиян. Насилие стало нормой жизни. Выступление В. Ульянова (Ленина) на конференции коммунистов. Май 1921 г. Только к весне 1921 года мы вплотную поставили эту задачу, и это случилось тогда, когда неурожай 1920 года ухудшил положение крестьян до невероятности, когда мы в первый раз до известной степени переживали внутренние политические колебания, связанные не с внешним натиском врагов, а с отношением между рабочим классом и крестьянством. Если бы 1920 год дал нам очень хороший урожай, или по крайней мере только хороший, если бы мы из 420-миллионной развёрстки собрали 400 миллионов пудов, мы могли бы нашу промышленную программу выполнить большей частью, тогда у нас был бы известный фонд для обмена городских промышленных продуктов на земледельческие. У нас получилось обратное. Наша основная задача - восстановление крупной промышленности. А для того, чтобы нам сколько-нибудь серьёзно и систематически перейти к восстановлению этой крупной промышленности, нам нужно восстановление мелкой промышленности. Мы в этом 1921 году и в прошлом году переживали огромный перерыв в нашей работе по восстановлению крупной промышленности. Когда мы говорим: нужно отношение к крестьянству поставить не на почву развёрстки, а на почву налога, —что же является главным экономическим определением этой политики? То, что при развёрстке крестьянские мелкие хозяйства не имеют правильной экономической базы и на многие годы осуждены оставаться мёртвыми, мелкое хозяйство существовать и развиваться не может, ибо у мелкого хозяина пропадает интерес к упрочению и развитию своей деятельности и к увеличению количества продуктов, вследствие чего мы оказываемся без экономической базы. Другой базы у нас нет, другого источника у нас нет, а без сосредоточения в руках государства крупных запасов продовольствия ни о каком воссоздании крупной промышленности не может быть и речи. Поэтому в первую очередь мы эту политику, изменяющую наши продовольственные отношения, и проводим. Задача ставится перед местными работниками так: с одной стороны, полностью провести продовольственный налог и, с другой, в возможно кратчайший срок... .. Взымание налога добровольно не пойдёт, без принуждения мы не обойдёмся, взымание налога ставит ряд стеснений для крестьянского хозяйства. Если эту операцию взымания налога мы протянем дольше, чем следует, крестьянин будет недоволен и будет говорить, что свободы распоряжения излишками он не получает.... Это - одна задача, а другая - состоит в том, чтобы в максимальных пределах осуществить и свободу оборота для крестьянина, и поднятие мелкой промышленности, чтобы дать тому капитализму, который растёт на почве мелкой собственности и мелкой торговли, некоторую свободу, не бояться его, ибо он нам совершенно не страшен. В силу общей экономической и политической конъюнктуры, которая теперь сложилась, когда пролетариат держит в руках все источники крупной промышленности, когда не может быть и речи о какой-либо денационализации, нам его бояться нечего. И, когда мы страдаем больше всего от полнейшего недостатка продуктов, от нашего полнейшего обнищания, смешно бояться того, что капитализм, на основании мелкого промышленного земледелия, составит угрозу. Бояться этого значит совершенно не учитывать соотношение сил нашей экономики, это значит совершенно не понимать того, что крестьянское хозяйство, как мелкое крестьянское хозяйство, без известной свободы оборота и без связанных с этим капиталистических отношений, не может быть устойчиво ни в коей мере. Вот что касается икон, — здесь напоминают, что крестьяне просят иконы, —то я думаю, что в отличие от капиталистических стран, которые пускают в ход такие вещи, как водку и прочий дурман, мы этого недопустим, потому что, как бы они ни были выгодны для торговли, но они поведут нас назад к капитализму, а не вперёд к коммунизму, тогда как помада не угрожает этим. 1. Переход к новой экономической политике обусловлен плохим урожаем 1920 года. 2. Главная цель нэпа — восстановление крупной промышленности. 3. Новая экономическая политика означала замену внеэкономического принуждения экономической заинтересованностью. Вы ссылаетесь на слова Ленина .... против водки. Слова Ленина, конечно, известны Центральному Комитету. Если ЦК партии, тем не менее, согласился на введение водки, то это потому, что он имел на то согласие Ленина, данное в 1922 году. Ленин не считал исключением, что мы сможем при известных жертвах с нашей стороны урегулировать свои расчёты по долгам с буржуазными государствами и получить крупный заём или крупные долгосрочные кредиты. Так думал он в период конференции в Генуе. При такой комбинации нам, конечно, не пришлось бы вводить водку. Но так как эта комбинация не осуществилась, а денег для промышленности у нас не было, между тем как без известного минимума денежных средств мы не могли расчитывать на сколько-нибудь сносное развитие нашей промышленности, от которого зависит судьба всего нашего народного хозяйства, — то мы вместе с Лениным пришли к тому, что придётся ввести водку. Что лучше: кабала заграничного капитала, или введение водки, - так стоял вопрос перед нами. Ясно, что мы остановились на водке, ибо считали и продолжаем считать, что, если нам ради победы пролетариата и крестьянства предстоит чуточку выпачкаться в грязи, - мы пойдём и на это крайнее средство ради интересов нашего дела. Вопрос этот стоял у нас на обсуждении ЦК нашей партии в октябре 1924 года. Некоторые члены ЦК возражали против введения водки, не указывая, однако, никаких источников, откуда бы можно было черпать средства для промышленности. В ответ на это 7 членов ЦК, в том числе и я, внесли в пленум ЦК следующее заявление: “Тов. Ленин летом 1922 г. и осенью того же года (сентябрь) несколько раз заявлял каждому из нас, что, ввиду безнадёжности получения займа за границей (провал Генуи), необходимо будет ввести водочную монополию, что это особенно необходимо для создания минимального фонда для поддержания валюты и поддержания промышленности. Обо всём этом считаем своим долгом заявить ввиду того, что некоторые товарищи ссылаются на ранние заявления Ленина по этому вопросу”. Пленум ЦК нашей партии принял решение о введении водочной монополии. [1В Полном собрании сочинений В. И. Ленина нет никаких высказываний, о которых говорит И. В. Сталин. ] 2. Сталин ставил государственные интересы выше догматов покойного учителя. Секретная директива В. Ульянова (Ленина) о расстреле верующих. 19 марта 1922 г. Строго секретно.... Я думаю, что здесь наш противник делает громадную стратегическую ошибку, пытаясь втянуть нас в решительную борьбу тогда, когда она для него особенно безнадёжна и особенно невыгодна. Наоборот, для нас, именно в данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем ( и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешенной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности, и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности, совершенно немыслимы. Взять в свои руки фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей ( а может быть, и в несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало... .. Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий. Самую кампанию проведения этого плана я представляю себе следующим образом: Официально выступить с какими то ни было мероприятиями должен только тов. Калинин, —никогда и ни в каком случае не должен выступать ни в печати, ни иным образом перед публикой тов. Троцкий. Посланная уже от имени Политбюро телеграмма о временной приостановке изъятий не должна быть отменена. Она нам выгодна, ибо посеет у противника представление, будто мы колеблемся, будто ему удалось нас запугать (об этой секретной телеграмме, именно потому, что она секретная, противник, конечно, скоро узнает). В Шую послать одного из самых энергичных, толковых и распорядительных членов ВЦИК или других представителей центральной власти (лучше одного, чем нескольких), причём дать ему словесную инструкцию через одного из членов Политбюро. Эта инструкция должна сводиться к тому, чтобы он в Шуе арестовал как можно больше, не меньше чем несколько десятков представителей местного духовенства, местного мещанства и местной буржуазии по подозрению в прямом или косвенном участии в деле насильственного сопротивления декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Тотчас по окончании этой работы он должен приехать в Москву и лично сделать доклад на полном собрании Политбюро или перед двумя уполномоченными на это членами Политбюро. На основании этого доклада Политбюро даёт детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведён с максимальной быстротой и закончился не иначе как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев города Шуи, а по возможности, также и не только этого города, а Москвы и нескольких других городов... .. Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190-193. 1. Письмо Ленина написано под впечатлением минуты. Это экспромт. 2. Руководитель государства длительно вынашивал план подобной операции, тщательно её готовил и выбрал “удачный” момент. 3. Без ограбления храмов никакая государственная работа немыслима. 4. В. Ульянов отдавал предпочтение письменным, заверенным РСФСР, УССР, БССР, и ЗСФСР (Грузия, Азербайджан, Армения) заключают настоящий союзный договор об объединении в одно союзное государство “Союз Советских Социалистических Республик” - на следующих основаниях. в)заключение договоров о приёме в состав Союза новых республик; г) объявление войны и заключение мира; з) установление основ общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров; и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела; к) утверждение единого государственного бюджета СССР, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов; м) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза; н) общее союзное законодательство о переселении; о) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное союзное законодательство; с) установление общих мер в области охраны народного здравия; т) установление системы мер и весов; ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев; ц) отмена нарушающих союзный договор постановлений съездов советов, центральных исполнительных комитетов и советов народных комиссаров союзных республик. 2. Верховным органом власти СССР является съезд Советов СССР, а в периоды между съездами - Центральный исполнительный комитет СССР. 3. Съезд Советов составляется из представителей городских советов по расчёту 1 депутат на 25 000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчёту 1 депутат на 125 000 жителей. 4. Делегаты на съезд Советов избираются на губернских съездах Советов. 5. Очередные съезды Советов СССР созываются ЦИК СССР один раз в год. Чрезвычайные съезды .... по требованию не менее двух союзных республик. 6. Съезд Советов СССР избирает ЦИК из представителей союзных республик пропорционально населению каждой, всего в составе 371 члена. 7. Очередные сессии ЦИКа созываются три раза в год. Чрезвычайные сессии .... - по постановлению Президиума ЦИКа СССР, или по требованию 9. ЦИК СССР избирает Президиум, являющийся органом власти Союза в период между сессиями ЦИКа Союза. 10. Президиум ЦИКа СССР избирается в составе 19 членов, из коих ЦИК СССР избирает четырёх представителей Центрального Исполнительного Комитета Союза по числу союзных республик. 11. Исполнительным органом ЦИКа СССР является СНК СССР, избираемый ЦИКом на срок полномочий последнего в составе: 12. В целях утверждения революционной законности на территории СССР и объединения усилий республик в борьбе с контрреволюцией учреждается при ЦИКе Верховный Суд, с функциями верховного судебного контроля, а при СНК Союза - объединённый орган Государственного политического управления, председатель которого входит в СНК Союза с правом совещательного голоса. 13. Декреты и постановления СНК СССР обязательны для всех союзных республик и проводятся в исполнение непосредственно на всей территории Союза. 14. Декреты и постановления ЦИКа и СНК СССР печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюркский). 15. ЦИКи союзных республик опротестовывают декреты и постановления СНК СССР в Президиум ЦИКа СССР, не приостанавливая их исполнения. 16. Постановления и распоряжения СНК СССР могут быть отменены лишь ЦИКом СССР и его Президиумом; распоряжения же отдельных народных комиссаров СССР могут быть отменяемы ЦИКом СССР, его президиумом и СНК СССР. 17. Распоряжения народных комиссаров могут быть приостановлены ЦИКами или президиумами циков союзных республик лишь в исключительных случаях, при явном несоответствии данного распоряжения постановлениям СНК, ЦИК СССР.... Председатель СНК, заместитель председателя, Председатель ВСНХ, Народный комиссар земледелия, Народный комиссар по национальным делам, а также с правом совещательного голоса уполномоченные наркоматов Союза: по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, 19. ВСНХ, народные комиссары продовольствия, финансов, труда и рабоче-крестьянской инспекции союзных республик, непосредственно подчиняясь цикам союзных республик, руководствуются в своей деятельности распоряжениями соответствующих народных комиссариатов СНК СССР. 20. Республики, входящие в состав Союза, имеют свои бюджеты, являющиеся составными частями общесоюзного бюджета, утверждаемого ЦИКом СССР. Бюджеты республик в их доходных частях устанавливаются ЦИКом Союза. Перечень доходов и размеры доходных отчислений, идущих на образование бюджетов союзных республик устанавливаются ЦИКом СССР. 21. Для граждан союзных республик устанавливается единое гражданство. 22. СССР имеет свой флаг, герб и государственную печать. 24. Союзные республики вносят в соответствии с настоящим договором изменения в свои конституции. 25. Утверждение и дополнение союзного договора подлежит исключительному ведению съезда Советов СССР. 26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза. Практикум по истории советского общества. -Минск, 1973. С. 102-107. 1. В момент заключения договора российских войск на территории Украины, Белоруссии и Кавказа не было. 2. Союзное (Московское) правительство имело все права, в то время как республиканские - никаких. 3. Часть министерств союзных республик непосредственно подчинялась СНК СССР (Москве). 4. Общесоюзные министерства (военное, транспортное, почтовое и т. п. ) превращали суверенитет республик в фикцию. 5. Правительство СССР могло начать войну лишь при условии согласия всех республик. 6. Приходная часть бюджета СССР складывалась из взносов союзных республик пропорционально численности населения. 7. Союзная республика могла приостановить действие любого декрета СНК СССР на своей территории. 8. Право выхода республики из союза ничем не гарантировано. Механизм выхода не предусмотрен. Копии: 1) Молотову для членов Политбюро, 2) А. Д. Цюрупе, 3)Рыкову (когда приедет), 4) т. Енукидзе для членов Президиума ВЦИК. С особой просьбой: не размножать, только показывать под расписку, не давать разболтать, не проболтать перед врагами. Деятельность Наркомюста, видимо, совсем ещё не приспособлена к новой экономической политике. Прежде боевыми органами Соввласти были главным образом Наркомвоен и ВЧК. Теперь особенно боевая роль выпадает на долю НКЮста; понимания этого, к сожалению, со стороны руководителей и главных деятелей НКЮста не видно. Усиление репрессии против политических врагов Соввласти и агентов буржуазии (в особенности меньшевиков и эсеров); проведение этой репрессии ревтрибуналами в наиболее быстром и революционно-целесообразном порядке; обязательная постановка ряда образцовых (по быстроте и силе репрессии; по разъяснению народным массам, через суд и через печать, значения их) процессов в Москве, Питере, Харькове и нескольких других важнейших центрах; воздействие на нарсудей и членов ревтрибуналов через партию в смысле улучшения деятельности судов и усиления репрессии.... В газетах шум по поводу злоупотреблений нэпо. Этих злоупотреблений бездна. А где шум по поводу образцовых процессов против мерзавцев, злоупотребляющих новой экономической политикой? Этого шума нет, ибо этих процессов нет.... Ленин. ПСС. Т. 44. С. 3396-397. 1. Переход к новой экономической политике сопровождался либерализацией коммунистического режима. 2. В 1922 г. В. Ульянов (Ленин) настаивал на продолжении репрессий против социал-демократов и социалистов - революционеров. 3. Советские судьи, будучи коммунистами, служили прежде всего партии и её вождю. 1. Россия представляет собой особый мир. Судьбы этого мира в основном и важнейшем протекают отдельно от судьбы стран к западу от неё (Европа), а также к югу и востоку от неё (Азия). 2. Особый мир этот должно называть Евразией. Народы и люди, проживающие в пределах этого мира, способны к достижению такой степени взаимного понимания и таких форм братского сожительства, которые трудно достижимы для них в сравнении народов Европы и Азии. В смысле территориальном нынешний СССР охватывает основное ядро этого мира. 3. Признак своеобразия представляет собою черту, характеризующую историю российско-евразийского мира в её динамическом развёртывании. Формы же своеобразия различны в различные эпохи. Своеобразие это выражалось в укладе всеевразийской державы Чингисхана и его приемников в 12 -14 веках, в строе московского государства 15-17 веков и даже в порядках императорской России 18-20 веков. Несмотря на все стремления её правителей подражать Западу, также императорская Россия представляла собою образование, не имевшее подобий ни в Европе, ни в Азии. 4. Однако отличительное для императорской России стремление её правителей рабски копировать Запад означало, что ими утрачено понимание реальных свойств и особенностей российско-евразийского мира. Такое несоответствие должно было повлечь катастрофу императорской России. Катастрофа эта последовала в революции 1917 г. 5. Евразийцы относятся отрицательно к подражательной и западнопоклоннической линии императорского правительства и социальных верхов императорской России. 7. Это отрицательное отношение усугубляется тем, что современную европейскую культуру во всех её частях, кроме эмпирической науки и техники, евразийцы, признают культурой упадочной. 8. Наряду с отрицательными сторонами революции, евразийцы видят положительную сторону в открываемых ею возможностях освобождения России-Евразии из под гнёта европейской культуры. Одной из задач революции евразийцы считают восстановление своеобразия евразийского мира и установления соответствия между сознанием правящей интеллектуальной верхушки России-Евразии и условиями окружающей обстановки. Положение имеет существеннейшее значение в определении направления, в котором следует развивать и преобразовывать нынешний строй СССР. 1. Политический результат революции выразился в том, что полнота власти в России оказалась в руках коммунистической партии. Компартия есть организованная, сплочённая и строго дисциплинированная группа. Приход к власти организованной подобным образом группы в принципе соответствует положению и условиям России-Евразии. 2. Евразийцы являются сторонниками демократического строя. Однако, власть коммунистической партии они отнюдь не считают демократической властью. Атеизм и антихозяйственность компартии решительным образом противоречат духовным основам народов России-Евразии. 3. Народные массы Росси-Евразии не мыслят жизни вне идеи Бога. 4. Евразийцы отстаивают лично-хозяйственное начало. Однако начало это, в их понимании, отнюдь не идентично капиталистическим порядкам. Капиталистическая система отрицает в существе духовные основы жизни и потому рассматривается евразийцами (в соответствии с основами их мировозрения), как знак угашения духа, угашения , происшедшего на почве упадочной культуры современной Европы. Политика государства в экономической области должна базироваться, по мнению евразийцев, не на предоставлении возможности наибольшего обогащения, но на начале служения каждого своим согражданам и народно-государственному целому. 6. В современной политике правящей компартии евразийцы замечают признаки капиталистического перерождения, что представляется вполне понятным, т. е. капитализм и коммунизм, являясь одинаково системами материалистического мировоззрения, помещены, по существу, в одной плоскости... .. Современный коммунизм неуклонно перерождается в капитал-коммунизм. 7. В отношении равно капитализма и коммунизма евразийство представляет третье решение, выходящее на путь широкой социальности. 9. Принимая советский строй в качестве базы дальнейшего развития, евразийцы стремятся внести в этот строй: 1) начала религиозности, 2)начала хозяйственности в лично-хозяйственном (не капиталистическом) смысле, 3) начала социальности, утраченные в процессе перерождения коммунизма в капитал-коммунизм, 4) сознание евразийского своеобразия в форме понимания Росси-Евразии как особого мира и отвержения господствовавшего доселе западнопоклонничества. Раздел 3. Политический строй. 1. Осуществление этих целей должны взять на себя евразийцы, образовав Евразийскую партию для замены партии коммунистической в её организационно-правовом значении. 2. В области общеполитической евразийцы основывают свой план на анализе основных закономерностей революции. В первой фазе каждая осуществившаяся революция сводится к уничтожению прежнего строя и созданию нового. Во второй фазе революционный процесс выражается в эволюции создавшегося строя. Формы этой эволюции могут и должны быть различны: от выборной борьбы до вооружённого переворота (включительно). Евразийцы сознательно определяют себя как группировку второй фазы революции, ставящую себе задачей преобразовать существующий строй путём устранения коммунистической партии. Раздел 4. Вопросы религии. 2. В области религиозной никакое принуждение недопустимо. Священнослужители, пастыри, иерархи и представители религиозных объединений избираются, в соответствии с установлениями каждой религии, верующим народом из числа лиц, почитаемых им к тому достойными; государство воздерживается от вмешательства в дела религии. 1. В национальном вопросе евразийцы стоят на основе осуществления братства народов в пределах Росси-Евразии. Средством для осуществления такого братства Евразийцев признают нынешний федеративный строй СССР при обязательном устранении коммунистического гнёта, который тяготеет ныне на этом строе, препятствуя полному выявлению национальных своеобразий отдельных народов Росси-Евразии. 5. Однако национальным самоопределением не ограничивается роль русского народа в строительстве Росси-Евразии. Именно русская культура, пополняемая элементами культур других народов Евразии, должна стать базой наднациональной (евразийской) культуры, которая служила бы потребностям всех народов Росси-Евразии, не стесняя их национальных своеобразий. Евразийцы ставят своей задачей положительные мероприятия, содействующие развитию русской культуры в её наднациональных функциях и чуждые в то же время какого бы то ни было оттенка ограничения и стеснения других национальных культур. 1. Советскими экономистами правильно намечены две основные магистрали, следуя по которым можно справиться с бедствием национальной безработицы: 1) интенсификация сельского хозяйства и 2) индустриализация страны. Коммунистическая власть ограничивает, в частности, свободу хозяйственного самоопределения крестьян, создавая тем самым существеннейшее препятствие на пути интенсификации сельского хозяйства. 2. Евразийцы являются сторонниками широкого государственного регулирования и контроля хозяйственной жизни, а также сторонниками принятия на себя государством существенных хозяйственных функций. 1. В определении своего отношения к земельному вопросу, Евразийцы исходят из исконных воззрений народов Росси-Евразии на землю как на объект, конечное распоряжение которым принадлежит всему общественному целому. Интересы же общественного целого, связанные с развитием производительных сил, требуют установления личной собственности на землю (в частности на полевые, луговые и усадебные угодья), в функциональном понимании этой собственности. 2. Евразийцы отстаивают обеспечение свободы хозяйственного самоопределения крестьян (земледельцев). Должны быть проведены без всяких ограничений, внесённых незаконной административной практикой, постановления в этой области земельного кодекса 1922 г. 3. Крестьянские хозяйства, самоопределяющиеся в пользу общинного порядка, остаются при существующем способе землепользования. Евразийцы считают необходимым проведение мероприятий по широкому распространению в их среде перечисленных в предыдущем кооперативно-агрономических улучшений. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Анталогия. -М. :1993. С. 217-229. Письма И. Джугашвили (Сталина) В. Скрябину Молотову). 1930 г. 2) Результаты борьбы с голодом разменной монеты почти ничтожны. 280 тысяч рублей чепуха. Видимо, покусали немного кассиров и успокоились. Дело не только в кассирах. Дело в Пятакове, в Брюханове и их окружении. И Пятаков и Брюханов стояли за ввоз серебра. И пятаков , и Брюханов проповедовали необходимость ввоза серебра и провели соответствующее решение в совещании замов (или СТО), которое мы отвергли на понедельничьем собрании, обругав их “хвостиками” финансовых вредителей. Теперь ясно даже для слепых, что мероприятиями НКФ руководил Юровский (а не Брюханов), а “политикой” Госбанка - вредительские элементы из аппарата Госбанка (а не Пятаков), вдохновляемые “правительством” Кондратьева-Громана. Дело, стало быть, в том, чтобы: а) основательно почистить аппарат НКФ и Госбанка, несмотря на вопли сомнительных коммунистов типа Брюханова - Пятакова, б) обязательно расстрелять десятка два-три вредителей из этих аппаратов, в том числе десяток кассиров всякого рода, в) продолжать по всему СССР операции ОГПУ по изъятию мелкой монеты серебряной. 3). Я думаю, что следствие по делу Кондратьева-Громана-Садырина нужно вести со всей основательностью, не торопясь. Это дело очень важное. Все документы по этому делу нужно раздать членам ЦК и ЦКК. Не сомневаюсь, что вскроется прямая связь (через Сокольникова и Теодоровича) между этими господами и правыми (Бух, Рыков, Томский)… Кондратьева, Громана и пару-другую мерзавцев нужно обязательно расстрелять. |
|
© 2007 |
|