РУБРИКИ

Наука в истории культуры - (лекции)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Наука в истории культуры - (лекции)

p>описание и внешняя классификация. Причем вследствие черезвычайно умеренного религи

озного климата шумеро-вавилонская наука была крайне слабо связана с культом, в от

личие, например, от Индии, Палестины и многих других стран и определялась, главным

образом, задачами школьного преподавания и некоторыми практическими проблемами. Цент

ром этой науки была светская школа "э-дуба", которая готовила, в основном писцов для

царских и храмовых канцелярий. Характерной особенностью культуры Междуречья было

двуязычие и одним из основных элементов образования писца являлось обучение переводу

с шумерского на аккадский. Приведем требования, предъявляемые к закончившему обуче

ние: "Оканчивающий учение писец должен был уметь устно и письменно переводить с шу

мерского на аккадский и наоборот, знать наизусть шумерские писцовые и грамматические

термины и шумерское словоизменение (спряжение и склонение), знать шумерское произно

шение, шумерские эквиваленты любых аккадских слов, различные виды каллиграфии и тай

нописи, технический язык различных жреческих и других профессий, категории культовых

песнопений, должен был уметь руководить хором и пользоваться музыкальными иструмен

тами, уметь составить, завернуть глиняный конверт и опечатать юридический или хо

зяйственный документ любого рода, знать математику, включая землемерную практику,

уметь подсчитать и распределить рационы для работников, знать различные нормы рас

ходования материалов и продуктов, уметь вычислить объем землекопных работ и т. д. За

время курса молодые писцы должны были прочесть довольно много дидактических и лите

ратурно-религиозных текстов и даже выучить их канонический список. " ("Очерки истории

естественно-научных знаний в древности"). Основным методом обучения в шумеро-вави

лонской школе было заучивание, мыслить логически не учили. Конечно, для решения ма

тематических задач требовалась некоторая логика, однако и здесь главным аргументом

была освященная древностью схема, от которой практически не допускалось отклонений.

Вопрос, почему надо решать именно так, а не как-нибудь иначе, не возникал. Задачи

никогда не решались в общем виде, при небольшой вариации условий задача становилась

неразрешимой. Неумение абстрагировать понятия, столь характерная для мифопоэтическо

го мышления, стремление максимальной конкретности выражалось в математической терми

нологии. Так при образовании прямоугольника на сторонах a и b говорилось, что a и b

"съели" друг друга, вместо "какова длина тростника? " спрашивалось "каков тростник? ".

Выражение "один локоть подъема К пищи съедает" означало, что котангенс угла равен К.

Площадь называлась "полем", емкость могла называться "водой", "маслом", "зерном" и

т. д. (Сосуд серебряный такого-то веса, вода его - одна мера). Несмотря на все вышесказанное, некоторых существенных результатов вавилонская ма

тематика все-таки достигла. Одним из наиболее крупных достижений было создание вави

лонянами позиционной шестидесятеричной системы счисления, которая была гораздо более

удобной, чем многие более поздние, например, римская. Для записи цифр вавилоняне ис

пользовали всего два знака: - для единиц и - для десятков. Так, напрмер, за пись соответствовала числу 23, - числу 16. Важной особенностью вавилон ской системы счисления было то, что в ней изначально отсутствовал ноль, т. е. число

60 записывалось также как и 1. Это приводило к тому, что одна и та же запись могла

означать числа, различающиеся в 60, 60 * 60 - и т. д. раз. Отсюда вытекала очевидная

неоднозначность результата, однако в каждом конкретном случае вычисляющий знал, что

он имеет в виду, а вычисления в общем виде, как мы уже сказали, вавилонян не интере

    совали.

Интересен вопрос о происхождении шестидесятеричной системы. Предполагается, что

в Вавилонии единицы обозначались при помощи суставов среднего, безымянного пальцев и

мизинца левой руки. Таким образом, максимальное число, которое можно было отложить

на левой руке, равнялось 59. Если аналогичным образом считать, что суставы трех пос

ледних пальцев правой руки соответствуют шестидесяткам, а суставы большого и средне

го пальцев - десяткам шестидесяток, то максимальное число, которое можно изобразить

на двух руках - 3559. Следующее за ним число 3660 считалось сначала самым большим и

изображалось кругом - символом бесконечности, однако позднее вавилоняне распростра

    нили эту систему и дальше.

Если говорить о конкретных результатах вавилонян в области математики, то они умели решать уравнения с одним неизвестным вида

a * x = b, x * x = a, x * x +/- a * x = b, x * x * x = a, x * x (x+1) = a , системы уравнений с двумя неизвестными вида

    x +/- y = a x +/- y = a
    x * y = b x * x + y * y = b
    Также им были известны формулы

(a + b)(a + b) = a * a + 2 * a * b + b * b ; (a + b)(a - b) = a * a -b * b 1 * 1 + 2 * 2 + 3 * 3 + .... n * n = (1/3 + 2/3 * n)(1 + 2 + .... + n) и формула членов суммы арифметическрй прогрессии. Некоторые из формул могли быть по

лучены геометрически. Также они знали теорему Пифагора, площади треугольника и тра

пеции, для площади круга пользовались формулой 3*r*3*r, для длины окружности 6*r.

Вавилонянами использовался следующий способ вычисления корня из 2: если первое приб

лижение а очень мало, то 2/а будет велико, тогда лучшим приближением окажется сред

нее арифметическое 1/2*(а+2/а). Если положить а = 1. 5, то 2/а = 1. 333 и более точным

приближением будет 1 5/12. Это приближение часто встречается в вавилонских текстах.

Из других наук отметим лишь астрономию, которая развивалась вне связи с астроло

гией или астральными культами и занимались, в основном, технической проблемой созда

ния лунно-солнечного календаря. Открытый вавилонскими астрономами 19-летний цикл был

заимствован потом народами, попавшими в зависимость от Вавилона, в частности, евреями.

    ОРИЕНТИРЫ:

1. В чем принципиальное отличие летоисчисления по эпонимам или по годам царствования

    царей от современной системы летоисчисления?
    _ ЛЕКЦИЯ 5: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Со времени экспедиции Наполеона в Египет в 1798 г. древнеегипетская культура ста

новится не только предметом исследования узкого круга специалистов, но и популярной

темой для обсуждения в салонах Западной Европы и России. Внутренняя мощь и устойчи

вость этой культуры, запечатленная "весомо, грубо и зримо" в величественных пирами

дах, ее поразительное долголетие, ее загадочное и еще не осознанное до конца влияние

на христианство придали ей в глазах европейской интеллигенции статус учительства,

аналогичный статусу "восточной мудрости" для античной культуры. "Великий интерес к

Египту проистек у меня из удивления к такому подъему в нем жизненной энергии, сочных,

ярких сил, какого, я твердо знал не существовало ни в Греции, ни в Риме, ни у евреев.

Меня все время занимал вопрос откуда проистекала эта энергия, не опадавшая на протя

жении времени, равного протекшему от начала Троянской войны (XII в до Р. Х. ) до наших

дней. Греки гениально творили на протяжении каких-нибудь трехсот лет, римляне на

протяжении четырех столетий, но Египет, не уставая, весело, с улыбкой творил начиная

уже с 4-й своей династии, по крайней мере за три тысячи лет до Р. Х. и до этого само

го Р. Х, когда александрийские художники славились изяществом и вкусом своих работ, а

знаменитая библиотека, основанная Птолемеем-Филадельфом, видела в стенах своих первых

ученых тогдашнего мира. И все это без усталости, без того утомления, которое после

1500 лет самобытной европейской истории так явно легло на все народы Западной Европы,

французов, отчасти немцев и англичан, на полувыродившихся итальянцев, испанцев, пор

тугальцев, не говоря уже о жалком отребье оставшемся от "эллинов", - писал о своем

восприятии египетской культуры В. В. Розанов, писал с присущей только ему, чисто "ро

зановской" парадоксальностью, но при этом точно передавая общий тон "удивления перед

    чудом"

Т. к. египетская культура была в основе своей культурой культа, то феномен египет

ской культуры - это, во-многом, феномен египетской религии. Главной же особенностью

религии Древнего Египта является соединением и взаимопроникновение трех разнородных

пластов: наличия древнего пантеона местных (номовых) божеств; связанного с объедине

нием Египта стремления к жесткой централизации и даже единобожию, и комплекса предс

тавлений, группирующихся вокруг понятий "КА" и "ИМЯ". Охарактеризуем последователь

    но каждый из этих пластов.

Так же как и Месопотамия, Египет изначально представлял из себя объединение доста

точно независимых областей (номов), каждая из которых имела своего бога-покровителя,

защищающего ном от безудержной стихии и нападения соседей. Роль бога-покровителя в

пантеоне определялась степенью могущества его нома и изменялась с течением времени.

Интересно, что многие боги-покровители не имели антропоморфного облика: так бог Гор

изображался обычно с головой сокола, так же как и Манту, древний бог воспетых Гоме

ром Фив, вытесненный потом Амоном; богиня Сохмет жена бога Мемфиса Пта, имела льви

ную голову; в Фаюме (известном вам, наверное, по знаменитому фаюмскому портрету) и

Шедите (который греки называли Крокодилополисом) поклонялись богу Себеку, имеющему

облик крокодила. С ростом централизации Египта отношения между богами отдельных но

мов как-то упорядочились, при этом появились и общеегипетские божества, почитаемые

по всей стране. Таким божеством был бог солнца Ра плывущий в своей барке днем по не

бесному Нилу и освещающий Землю, ночью по подземному Нилу, где он непрерывно боролся

с силами мрака, побеждал их и на рассвете снова появлялся на горизонте; таким божес

твом был бог Амон, слившийся в религии Нового царства с Ра, и ставший царем богов,

богом-творцом, породившим все сущее; таким божеством был бог Луны и одновременно бог

мудрости Тот, научивший людей письменности и счету, уже упоминавшийся бог Мемфиса

Птах, покровитель ремесел и искусств, бог истины и справедливости; Осирис, царь заг

робного мира, бог производительных сил природы, его жена Исида, богиня плодородия,

заботливая жена и мать, почитаемая в Греции и Риме и их сын Гор, бог света. С Осири

сом, Гором и Сетхом, богом пустыни, связан один миф, проходящий практически через

все культуры как миф об умирающей и воскресающей природе. Осирис был царем Египта,

он научил людей сеять хлеб, сажать виноградники, добывать руду, он научил людей вра

чебному искусству и строительству городов. Мудрый царь, он был коварно убит своим

братом Сетом, завидовавшим его славе (по одной версии, заколочен в гроб и брошен в

воду, по другой - разрублен на 14 частей). Жена Осириса Исида нашла его останки,

погребла их и чудесным образом зачла от мертвого мужа, родив ему сына по имени Гор.

Младенец вырос, победил Сета и воскресил отца, дав ему проглотить свое волшебное око,

    таящее магическую силу.

Наряду с этими божествами повсеместным почитанием пользовался бог Нила Хапи. В египетском пантеоне существовали также боги, играющие огромную роль в космогоничес

ких мифах, но не имевшие ни локальных, ни общеегипетских культов: бог земли Геб (об

ратите внимание, в отличие от Греции и Вавилонии, в Египте - бог Земли, а не богиня

Земли), богиня неба Ну, бог света Шу, бог познания Сиа, богиня справедливости Маат и

т. д. Итак, египетские божества появлялись двумя способами: либо это были боги горо

дов, в процессе развития приобретавшие некоторые отличительные характеристики (бог

солнца, бог плодородия) и иногда становящиеся объектом общегосударственного культа,

или боги, появившиеся значительно позже как действующие лица космогонических мифов.

Перейдем теперь к египетским космогониям, т. е. моделям происхождения мира и чело

века, одновременно определяющим иерархические отношения между богами. Здесь также не

было порядка: новые модели причудливым образом соединялись со старыми и полный спектр

космогонических представлений древних египтян можно пояснить в виде листа бумаги, на

который последовательно наносятся различные тексты - разобраться в таком хаосе очень

    сложно.

Наиболее древняя из космогоний создана в городе Гелиополе (древнегреческое назва

ние, буквально означающее "город бога Солнца"). Сначала существовал первобытный вод

ный хаос - океан Нун. Из него появился создавший сам себя бог Атум или первобытный

холм. Атум породил (буквально "выплюнул", "отрыгнул") первую божественную пару: Шу

(свет, воздух) и Тефнут (влажность). Эти боги произвели на свет бога земли Геба и

богиню неба Нут, а те, в свою очередь, - Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Интересна

в гелиопольской космологии история происхождения людей. Люди (в египетском языке, не

имеющим гласных, обозначаются как РМТ) в этой модели называются слезами (тоже РМТ)

бога Солнца: случайное для современного человека фонетическое сходство несет сущнос

тный смысл, совпадение имен определяет совпадение сущностей. Следующей космогонической моделью является космогония Гермополя. Согласно этой модели, изначально существовало четыре пары богов, олицетворяющих элементы первобыт

ного хаоса: Нун (океан) и Нунет (его женское соответсвие), Ху и Хахухет (пара, оли

цетворяющая бесконечность пространства), Кук и Каукет (пара, олицетворяющая мрак) и

Амон и Амонет (олицетворение невидимости). Боги этой восьмерки изображались в образе

лягушек, богини - змей. Потом из хаоса первобытных вод выступила суша в виде холма,

на которой возник бог со странным именем Атум ("Атум" по-египетски означает "все" и

одновременно "ничего"). Этот бог дал названия различным частям своего тела, которые

стали после этого отдельными богами. В этой модели еще раз проявляется особая сак

ральная роль имени: называние богом предмета равносильно его порождению. Но особенно явственно эта творящая сила слова проявляется в космогонии, созданной

жрецами Мемфиса, одной из самых поздних по времени создания. Согласно этой космого

нии, бог Мемфиса Птах создает восемь первых богов "языком и сердцем", замыслив их в

сердце и потом воплотив свою мысль в речь. Здесь сразу вспоминается начало Библии:

"И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. " - или первые строки Евангелия от Иоанна:

"Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.

Все через него начало быть .... В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. " Можно недоумевать, как столь разнообразные модели могут сосуществовать вместе. Естественным желанием нашего современника является выбрать какую-то одну из моделей

за истинную и отбросить остальные, навести элементарный порядок в этом космогоничес

ком хаосе. Однако у древнего египтянина все они прекрасно соединялись своеобразным,

еще, конечно, очень примитивным и вряд ли осознаваемым "принципом дополнительности",

который играет столь важную роль в современной квантовой физике. Этот принцип был

сформулирован Бором в тридцатые годы и утверждает дополнительность двух противореча

щих друг другу моделей объекта, если его поведение подчиняется в одних случаях пер

вой модели, а в других - второй. Объект является просто чем-то большим, чем каждая

из двух моделей по отдельности. Так для египетского ученого существовало несколько

ответов на вопросы, каким образом небо удерживается над землей: его поддерживают

столбы, или оно - корова, или - богиня, чьи руки и ноги касаются земли или оно поко

ится на стенах. А истина - в объединении всех этих возможностей. Если теперь обратить внимание на процедуру культа, то должна броситься в глаза большая абстрактность египетских богов по сравнению с богами Междуречья. Боги Между

речья ближе к греческим, которые обладали всеми слабостями и пороками людей, только

были бессмертными, египетские боги ближе к абстрактному, бесконечно далекому от лю

дей богу Ветхого Завета. Однако в египетском и месопотамском культах много общего.

Так же как и Месопотамии, в Древнем Египте жрецы "кормили" богов, в торжественные

праздники статуя бога отправлялась к сыну или жене, а в особых случаях - в другие

города. Так всенародный праздник Амона Опет, на котором Амон в роскошной ладье пере

мещался из Карнака в Луксор и обратно, продолжался почти целый месяц, и весь этот

месяц народ пил, ел и веселился. Однако если с месопотамским богом обращались как с

обычным человеком и основной культовой процедурой было там его кормление, то культо

вые обязанности египетских жрецов были гораздо насыщеннее. Ночь и день, например,

были разбиты на двенадцать часов, связанных с прохождением Солнца по двенадцати об

ластям подземного и небесного мира. Каждый час имел свое название. Так первый час

дня назывался "блистающим", шестой - "часом подъема", двенадцатый - "Ра сливается с

жизнью". Первый час ночи назывался часом "поражения врагов Ра", двенадцатый часом,

который "видит красоту Ра". Определенная категория жрецов должна была сменять друг

друга каждый час и непрерывно служить богам. Такая служба как бы поддерживала и

    страховала путь бога Ра, бога Солнца.

Переходя теперь ко второму пласту, связанному с централизацией и уже затронотому

нами при изложении мемфисской космогонии, обратим внимание на роль и значение фарао

на в цивилизации Древнего Египта. Как дистанция между богами и смертными в Египте

больше чем в Месопотамии, точно так же больше дистанция между царем и его подданными.

Если в большинстве стран Междуречья царь был лишь "первым среди равных", то фараон

почитался как живой бог и дистанция между ним и его слугами была бесконечно велика:

к фараону нельзя было даже обращаться, можно было лишь говорить "в его присутствии".

Отсюда вместо прямого обращения использовались обходные пути - говорили "да услышит

твое величество" вместо "услышь" и "было приказано" вместо "он приказал". Тем более

советнику невозможно было дать прямой совет фараону - это казалось грубейшим наруше

нием этикета. Сначала необходимо было восславить мудрость фараона, чьи мысли, посе

тившие его ночью, с рассветом воплощаются в жизнь, а потом рассказать фараону о том,

    какие же мысли посетили его ночью.

Фараон считался богом, точнее, он имел богочеловеческую природу. Он был сыном земной матери и бога Солнца - Ра (считалось, что в момент зачатия Ра принимал облик

правящего царя). Фараон был важнейшим символом единства Египта. Жители верхнего и

нижнего Египта с трудом понимали друг друга, говоря на разных диалектах, фараон как

бы олицетворял целостность страны. Это отчетливо выражено, например, в наличии такой

    божественной пары: фараон - сын Ра, Египет - дочь Ра.

Другим ярким проявлением стремления к централизации и единобожию является религи

озная реформа Эхнатона (Ахменотепа IV), фараона-фанатика, заменившего все традицион

ные культы культом бога Атона, бога, не имевшего ни антропоморфного, ни зооморфного

изображения, и обычно изображавшегося в виде солнечного диска, "лучи которого окан

чиваются кистями человеческих рук, держащих символ власти и жизни". И хотя столь

жестко введенный, порывающий со всеми традициями монотеизм просуществовал недолго,

реформа Эхнатона оказала большое влияние на египетскую религию, усилив в ней моно

    теистическую струю.

Перейдем теперь к третьему пласту религиозного сознания египтян, обусловленному

понятиями "Ка" и "Имя". Недавно была предложена очень интересная идей интерпретации

этих терминов. Для всех нас привычно и не вызывает удивления свойство человеческого

сознания вспоминать - иногда до фотографичности отчетливо - образ давно не встечае

мых или уже умерших людей. Древний египтянин, не проводивший разделения между субъек

тивным и объективным, постулировал, исходя из этого, существование "Ка" двойника,

точной копии человека, не умирающего с его смертью, а ведущего потом загробную жизнь.

Для появления этого двойника существует два способа: это либо создание изображения

человека, напоминающее о нем, вызывающее его "Ка" из глубин памяти, как вызывают ду

хов, либо произнесение его имени. "Имя" в этом контексте является таким же двойником

человека, как и "Ка", только порождаемым не зрительным, а звуковым способом. Отсюда,

видимо, и происходят все идеи о животворящей силе имени: достаточно произнести имя

    человека и образ его возникает в нашем сознании.

Понятие "Ка" объясняет многие особенности заупокойного культа древних египтян, в

частности, наличие огромного числа изображений в гробницах, являющихся как бы "две

рями для Ка". Каждая гробница представляла из себя маленький загробный мир, в кото

ром ее владелец был обеспечен всем необходимым для жизни, и этот мир существовал

обособленно от миров других гробниц. Можно сказать, что в сознании египтянина времен

Старого царства загробный мир представлял из себя множество локальных, не связанных

между собой мирков; представление о едином загробном мире и Осирисе как судье в

    Царстве мертвых - плод более поздних эпох.

Те, кто был не в состоянии построить себе гробницу, пытались всеми правдами и не

правдами проникнуть в гробницы других, подписывая свои имена под изображениями необ

ходимых в хозяйстве чиновников и даже чернорабочих. Желание остаться в мире-двойнике

другого человека пересиливало в этом случае даже воспитанную этикетом брезгливость.

Интересным соединением идеи "Ка" с более архаичным культовыми напластованиями яв

ляется практика бальзамирования тел, которой египтяне уделяли очень много внимания.

На бальзамирование тела "по первому классу" уходило порядка трех месяцев и при этом

использовалось пятнадцать различных веществ: пчелиный воск, корица, хна, ягоды мож

жевельника, пальмовое вино, вар, гудрон и т. д. Условиями спокойной загробной жизни

покойного считались молитвы и жертвы, приносимые за него его детьми и родственниками,

причем считалось, что иногда усопший недовольный уходом, может мстить за себя, насы

лая на нерадивых родственников беды. Иногда это приводило к выяснениям отношений

между живыми и покойным, напоминая выяснение отношений между смертным и его личным

богом в месопотамской культуре. Так одному добродетельному мужу постоянно не везло с

тех пор, как он схоронил свою жену. Тогда он написал ей дошедшее до нас письмо, в

котором, напоминая все, что сделал для нее до и после смерти, возмущался: "Какое зло

я содеял, чтобы попасть в положение, в котором я нахожусь ? Что я содеял против те

бя чтобы ты подняла на меня руку, хотя я не сделал тебе ничего плохого ? Я взываю к

богам Запада словами из моих уст, и пусть они рассудят тебя с тем, что написано. "

Скажем, в заключение, несколько слов о быте древних египтян. Они были очень чис

топлотными и использовали множество косметических средств. Правилом хорошего тона

было умывание по несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Были особые

мази, избавляющие от запаха пота, мази для складок на теле, мази, молодящие и очи

щающие кожу, мази от пятен и прыщей на лице. Мясо даже вельможи употребляли лишь по

праздникам, и не потому. что его было мало, а потому, что негде было его хранить.

Зато они знали 15 видов хлеба, из фруктов ели виноград, фиги, финики, из овощей

лук, редис, чеснок, огурцы, бобы, салат. Национальным напитком египтян было пиво и

    они любили пировать, слушая песни арфиста:
    Боги, бывшие некогда,
    Покоятся в своих пирамидах.
    Благородные и славные люди
    Тоже погребены в своих пирамидах.
    Они строили дома
    Не сохранилось даже место, где они стояли,
    Смотри, что случилось с ними.
    Я слышал слова Имхотепа и Джеджефхора,
    Слова, которые все повторяют.
    А что с их гробницами ?
    Стены обрушились,
    Не сохранилось даже место, где они стояли,
    Словно никогда их и не было.
    Никто еще не приходил оттуда,
    Чтоб рассказать, что там,
    Чтоб поведать, чего им нужно,
    И наши сердца успокоить,
    Пока мы сами не достигнем места,
    Куда они удалились.
    А потому утешь свое сердце,
    Пусть твое сердце забудет
    О приготовленьях к твоему просветленью.
    Следуй желаниям сердца,
    Пока ты существуешь.
    Умасти себя чудеснейшими благовоньями
    Из жертв богов.
    Умножай свое богатство.
    Не давай обессилеть сердцу.
    Следуй своим желаньям и себе на благо.
    Свершай свои дела на земле
    По велению своего сердца,
    Пока к тебе не придет тот день оплакиванья.
    Утомленный сердцем не слышит их криков и воплей,
    Причитания никого не спасают от могилы.
    А потому празднуй прекрасный день
    И не изнуряй себя.
    Видишь, никто не взял с собой своего достоянья.
    Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.
    _ ЛЕКЦИЯ 6: НАУКА В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

По установившейся традиции начнем разговор о египетской науке с анализа категорий

пространства и времени. Неоднородность пространственно-временного восприятия являет

ся, по видимому, общим местом для культур древности, и египетская культура здесь не

исключение. Остановимся сначала на неоднородности и неизотропности пространства. Мы

уже писали раньше о днях как "сгустках бытия", точно также можно сказать и о местах

как "сгустках бытия", т. е. местах, где жизнь наиболее интенсивна, наиболее значитель

на и напряжена. Одним из таких мест, обладавшим онтологическим значением был перво

бытный холм, центр созидательных сил, начало разумной упорядоченной жизни. Лучшего

места для перехода в царство мертвых не существовало, поэтому гробницы фараонов соз

давались в форме пирамид, являющихся стилизацией первобытного холма. Пирамида как бы

превращалась в первобытный холм по фундаментальным законам мифопоэтического мышления.

День и ночь связывали восток и запад с понятием жизни и смерти - и сразу нарушалась

изотропность пространства. Другим фактором, задающим ценностную шкалу ориентаций,

было выделение направления, в котором тек Нил - источник жизни Египта, его надежда и

спасение. Истинной, "нормальной" ориентацией была ориентация на юг, к истокам Нила,

что очень отчетливо отразилось в языке. Название юга совпадает с названием лица,

слово для обозначения севера близко слову "затылок", одни и те же слова обозначают

"восток" и "лево", "запад" и "право". Когда египтянин впервые увидел Ефрат, текущий

    на юг, он назвал его "перевернутая река".

Время египтян так же неоднородно как и пространство. Все дни египетского года разделялись на три категории: счастливые, опасные и несчастливые, - связано это было

с событиями божественной драмы, развертывающейся последовательно из года в год. Так

дни в конце третьего месяца половодья, когда Гор и Сет прервали свою ужасную борьбу

и земле был дарован мир, считались счастливыми днями. Также счастливым был день, ко

гда Ра могучими руками поднял небесный свод. А день, на который приходилось великое

сражение Гора и Сета, был поистине несчастным. Оба бога приняли человеческий облик и

стали ломать друг другу ребра, потом превратились в гиппопотамов и так сражались три

дня и три ночи, пока богиня Исида не образумила их, угрожая гарпуном. День рождения

Сета считался особенно несчастливым. Фараон в этот день не вел никаких дел и даже не

    занимался собой.

Простой египтянин тоже жил, сообразуясь с типом дня. В несчастливые дни он старал

ся не выходить из дома. В такие дни нельзя было купаться, плавать на лодках, отправ

ляться в дорогу, есть рыбу убивать козу или быка. Были дни, когда в доме запрещалось

зажигать огонь, петь веселые песни, произносить имя жестокого и коварного Сета. Были

дни, в которые мужчине запрещалось приближаться к женщине. Вселенская драма превра

щала хронотроп в величественное цветовое полотно, в котором присутствовал весь спектр

    цветов и оттенков.

Если говорить о временном архитипе древних египтян, таким архитипом для них, в отличие от жителей Междуречья, является циклическое время. Два основных цикла пов

торяемый из года в год разлив Нила и повторяемый из дня в день восход солнца опре

деляли временное мышление жителей древнего Египта. Как Осирис, погибая из года в год

от руки своего брата Сета, снова возрождается к жизни своим сыном Гором, так же бог

солнца Ра, сражаясь каждую ночь в подземном мире с силами зла, выходит из этой битвы

победителем и утро снова появляется над горизонтом. Этот процесс вечен и неизменен.

Обратимся теперь к хронологии древнего Египта. В отличие от Месопотамии, где су

ществовало несколько эквивалентных хронологических моделей, египтяне использовали

лишь один подход: счет лет велся по годам царствования фараона и возобновлялся с

каждым новым правлением. Египтяне использовали солнечный календарь, год в котором

состоял из 365 дней; три периода по четыре тридцатидневных месяца, связанные с раз

ливом Нила, и пять доплнительных дней в конце, посвященных Осирису, Сету, Исиде, Го

ру и Нефтиде, составляли его. Новый год начинался в Египте 19 июля по юлианскому ка

лендарю: в этот день обычно начинался разлив Нила в окрестностях Мемфиса и звезда

    Сириус появлялась на утреннем небе.

Прежде чем говорить о египетской науке, мы остановимся на египетской иероглифи

ческой системе письма, оказавшей, как считают, непосредственное влияние на создание

алфавита. Иероглифическая система письма, сохранившаяся сейчас, например, в китайс

ком и японском языках, требует совсем иного типа мышления, обладает совсем иной об

разностью, чем традиционная для нас алфавитная. Идеограмма (иероглиф или совокуп

ность иероглифов) появилась из пиктограммы, первобытной картинки, пытающейся выразить

мысль с помощью рисунка. После превращения рисунка в схему мы из пиктограммы получа

ем идеограмму. Несмотря на схематичность, иероглиф обладает гораздо большей степенью

выразительности, чем обычное слово, что открывает простор новым художественным воз

можностям. Так иероглиф, обозначающий звезду , напоминает нам о звезде, слово же

"звезда" лишь этикетка, никак не связанная с обозначаемым ею предметом. Интересно

отражается в иероглифах противопоставление долины Нила другим землям. Египет изоб

ражался как плоская лепешка плодородной черной почвы, - для "чужой страны", "горной

страны", и "пустыни" использовался один и тот же иероглиф, напоминающий о безжиз

ненной череде сморщенных песчанных гряд. Очень похожим знаком обозначалась гора ,

    т. к. горы окружающие Нил, тоже были чужими и пустынными.

Знаки египетского иероглифического письма делятся на три части: идеограммы, фоно

граммы и детерминативы. Идеограмма - знак, обозначающий определенный предмет. Напри

мер, - солнце, - дом. Примеры идеограмм мы приводили и выше. Фонограмма знак, обозначающий звук или сочетание звуков. Детерменатив указывает на смысловую

категорию, к которой относится слово и ставится обычно прямо за словом для того,

чтобы избавиться от омонимов. Так рука с зажатой в кулак палкой говорит о том, что

обозначаемое слово связано с понятием силы, детерминатив ставится после глаголов

движения. Причем необходимо отметить, что различные иероглифические знаки могли вы

полнять как функцию идеограммы, так и функции детерминатива и фонограммы. Так знак

, обозначающий дом (фонетически pr), мог служить также фонограммой в словах, в которых встречается сочетание pr, словах, никакого отношения к слову "дом" не имею

щих. Здесь полная аналогия с нашим ребусом, только если в современной культуре ребус

является искусственно придуманным развлечением, то у египтян он составлял саму ткань

языка. Одновременно этот же знак использовался как детерминатив в словах, обозначаю

щих какое-либо здание или помещение: "комната", "интерьер", "канцелярия" и др. Иероглиф, обозначающий сидящего мужчину, мог быть как идеограммой, обозначающей мес

тоимение первого лица единственного числа "я", "мой", так и детерминативом после

слов, обозначающих какого-либо человека: "сын", "делающий", "придворный"и т. д. Важной особенностью египетского письма является его безгласность. Эта особенность

отличает также древние семитские системы письма (финикийское, древнееврейское, ара

мейское), что связано с особой ролью согласных в них. Выразителем понятия в этих

системах является только согласный корень, гласные звуки характеризуют лишь грамма

тическую форму. Рассмотрим следующий пример. Арабский корень fsm является носителем

понятия "отделять": fasema - "он отделил", yefasm - "отдели", "пусть он отделит";

fasemo - "отделение". Как видно, носителем понятия являются только три согласные,

гласные же несут грамматическую нагрузку. В египетском языке наблюдается аналогичная

ситуация, а т. к. каждая идеограмма выражает вполне определенное понятие, в гласных

    звуках не возникает необходимости.

Обратимся теперь непосредственно к египетской науке. Пожалуй, наибольших достиже

ний в ней добилась медицина, которая пользовалась широким признанием в ойкумене. При

дворе владыки той или иной соседней с Египтом страны часто можно встретить египетс

кого медика. По словам Геродота, персидский царь Кир просил у фараона Амасиса "луч

шего в целом Египте" глазного врача. К V в. до н. э. в египетской медицине уже при

сутствует строгая специализация: каждый врач лечит только одну болезнь. Египетская

медицина соединила практический опыт многих поколений врачей с детально разработан

ной магической практикой. Считалось, что причиной болезни являются злые демоны, про

никающие в сердце человека. Для того, чтобы избавиться от них, использовались лекар

ства и заклинания. Основными медицинскими текстами Древнего Египта были большой ме

дицинский папирус Эберса и хирургический папирус Эдвина Смита (папирусы названы име

нами ученых, которые первыми начали их изучать). Папирус Эберса, датируемый XVI в.

до н. э. , имеет 20. 5 м. в длину и составлен из 108 листов, склеенных вместе. Трактат

включает в себя выдержки более чем из 40 медицинских текстов. Наряду со средствами

лечения самых разнообразных болезней папирус содержит советы, как спастись от укусов

насекомых и крупных животных, в нем имеется косметический раздел, в котором излага

ются способы избавиться от морщин, изменить цвет кожи, удалить родинки, окрасить во

лосы, усилить их рост и т. д. Там приводятся также рецепты различных лекарств, делаю

щихся обычно в виде настоев на молоке, меде, пиве. В некоторые лекарства входят до

37 различных частей. Иногда их состав вызывает сильное недоумение и даже омерзение:

1/32 часть хвоста мыши с медом, человеческий мозг с медом, протухшее мясо, испорчен

ный жир, выделения из свиных ушей и т. д. Смысл использования таких лекарств объяс

нялся магией. Считалось, что зловонные вещества должны были удалить поселившегося в

теле человека демона болезни. Не случайно в одном из медицинских папирусов есть та

кая строка: "Ступай прочь из моего тела, или я заставлю тебя есть экскременты".

Сладкие же и пахучие вещества должны были привлекать добрых духов в тело больного.

Одним из наивысших достижений египетской медицины было приведенное в конце папируса

Эберса учение о кровеносных сосудах, пульсе и сердце. В тексте указывалось, с чем

связан каждый из 22 сосудов, отходящих от сердца, и какова его роль в различных бо

    лезнях.

Египетская система счисления более примитивна, чем у вавилонян, и напоминает рим

скую. Это чисто десятичная система. Приведем несколько примеров:

Сложение таких чисел не представляет трудности, так же как и удвоение, являющееся

частным случаем сложения. Но умножение натуральных чисел производится по достаточно

любопытной схеме: множитель представляется в виде совокупности последовательных уд

воений, проделанных нужное число раз. В одном из папирусов приводится следующая про

цедура умножения 12 на 12: сначала 12*2=24, потом 24*2=48 (т. е. 12*4=48), потом

48*2=96 (12*8=96), а потом 12*12=94+48=144, т. е. 12*12=12*2*2+12*2*2*2. Такой способ

умножения стал основой всего египетского счета и даже в греческих школах эллинисти

ческого времени назывался "египетским счетом". Деление египтяне рассматривали как

умножение в обратном направлении. Так, например, требование разделить 1120 на 80

звучало так: умножай 80, пока не получишь 1120. Вообще, египетская математика оказа

лась, видимо, менее развитой, чем вавилонская и ее, так же как и вавилонскую, нельзя

назвать наукой в строгом смысле слова: это, скорее, была система практических навы

ков, приводящая к правильным результатам. Египетский писец действовал по освященной

веками схеме и именно этот освященный древностью опыт, а не рациональные критерии,

    придавали ей статус истинности.

Египетская астрономия, в отличие от вавилонской, была тесно связанной с культом.

Путешествие бога Ра в подземном царстве длилось двенадцать часов и каждый час харак

теризовался положением звездного неба, которые были высшими достижениями египетской

    астрономии.
    ОРИЕНТИРЫ:
    1. Умножьте 10 на 6 в египетской системе счета.

2. С течением времени путем отпадения неустойчивых форм в египетском языке выдели

лись так называемые "алфавитные иероглифы", в которых одному иероглифу соответст

вовал только один звук. Почему же египтяне не оставили только их, отбросив все остальное, почему египтяне, стоя на порогое открытия алфавита, не переступили этот порог ?

    _ ЛЕКЦИЯ 7: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Обращаясь в этой лекции к изучению китайской культуры, мы волей-неволей сталки

ваемся с важнейшим для двадцатого века противопоставлением "Восток-Запад", противо

поставлением западной и восточной моделей мира, западного и восточного понимания че

ловека. В уже рассмотренных нами культурах Месопотамии и Египта практически нет мест,

вызывающих сущностное непонимание, для погружения в культуру древнего Китая необхо

дим кардинальный отказ от некоторых характерных для европейской мысли установок. Не

случайно, что потеряв веру в основные постулаты своей культуры, испуганная неумоли

мой логикой развития событий в тревожном двадцатом веке, европейская интеллигенция

начала "паломничество в страну Востоке ! (Г. Гессе)", надеясь отыскать у Будды и

    Лао-Цзы решение мучающих ее "экзистенциальных" проблем.

Н. Бердяев как-то сказал, что созерцание не менее важно, чем действие. Так вот ес

ли попытаться выделить доминанту этого противопоставления "Восток-Запад", то можно

сказать, что восточная культура - культура созерцания, западная культура культура

действия. Для восточной культуры идея сходства гораздо важнее идеи различия, космос

для нее представляет из себя единое, черезвычайно чувствительное и хрупкое тело, ма

лейшая деформация в одном месте которого приводит к нарушению гармонии целого, для

восточной культуры крайне важна идея взаимосвязи всех вещей, символического единства

микро- и макрокосма, приводящая к наделению вселенной этическими категориями и про

никновению космического круговорота в жизнь социума. Если западная культура уже на

чиная с античности, начиная с Платона и Аристотеля, стремится к предельно четкому,

объективному определению контуров каждой вещи, каждого понятия (вспомним, что именно

этому посвящены все ранние диалоги Платона), китайская мысль чуждается строгих дефе

ниций и слово в китайской культуре - это река, которая то разливается, захватывая

новые территории, то возвращается обратно, а то и просто меняет русло. Так объем по

нятия "человек", имеющий отчетливые границы во всех европейских языках, изменяется в

китайской культуре достаточно широко. Хань Юй, например, распространяет это понятие

на птий и зверей, а Мэн-цзы и Сюнь-цзы причисляют к птицам и зверям людей, не обла

дающих таким качеством, как гуманность. Формальной логики, науки, сыгравшей громад

ную роль в развитии европейской мысли, в древнем и средневековом Китае не существо

    вало.

Другой важной особенностью китайской культуры, отличающей ее, например, от куль

туры античной, является ее отношение к природе. Человек античной культуры был, как

известно, прежде всего гражданином, жителем социума и космос тоже мыслился им как

социум, в античной литературе почти нет пейзажей, это литература страсти и натиска;

китайская культура обладает гораздо большей степенью отрешенности и тема "человек

природа", противопоставляющая единение человека с космосом диктату межчеловеческого

общения, уравновешивает в ней тему "человек-человек". Более подробно мы будем гово

    рить об этом позднее.

При первом знакомстве с китайской культурой сразу бросается в глаза почти полное

отсутствие в ней мифологии и представлений о потустороннем мире. Свойственные архаи

ческому сознанию политеистические представления были достаточно быстро вытеснены в

официальной идеологии предельно абстрактным культом Неба, который можно сопоставить

с культом бога Атона, введенным Эхнатоном. Космогонические представления древних ки

тайцев достаточно сложны и напоминают математико-философские построения пифагорейцев.

Приведем в качестве примера космогонической модели японский комментарий к тексту од

ного из основных даосских трактатов "Дао де цзин": "Дао порождает единое ци, единое

ци, разделившись, порождает инь-ци и ян-ци; инь-ци и ян-ци взаимодействуют и порож

дают гармоничное ци. Это гармоничное ци становится ядром жизни, производит все вещи".

Изложение всей космогонии занимает три строчки. Но эта краткость - не от примитив

ности, а от предельной насыщенности слов, каждое из которых несет глубокий сущност

ный смысл. Остановимся на основных терминах этого текста более подробно. Первый из

них, один из важнейших для всей китайской культуры, - дао. Для того, чтобы облегчить

его понимание, обратимся к личному опыту. Все мы достаточно свободно говорим о вещах,

которые нас почти не задевают, но чем важнее, значительнее то, что мы хотим сказать,

тем мучительнее мы подбираем слова, тем сильнее страдаем от собственного косноязычая;

в наиболее же напряженные моменты, в моменты прозрения и просветления нам часто не

нужно слов - достаточно бывает одного взгляда, чтобы постичь то, о чем раньше можно

было бесполезно говорить часами. Так это молчание, порождающее слово и неуловимое

для слов, выскальзывающее, как Протей, из любой словесной оболочки, пустота, из ко

торой как цветок из семени произрастает бытие, бездействие, лежащее в основе всякого

деяния и определяющее собой это деяние, покой, из которого начинается любое движение

- это и есть дао. Животворящая пустота, снимающая все противоположности, нечто не

постигаемое, невыразимое, тихая радость, пронизывающая собой бытие, радость солнеч

ного весеннего утра, радость прозрачного октябрьского леса. И по-другому говорить о

дао нельзя - это противоречило бы духу китайской культуры, объединяющей математичес

кие термины с поэтическими образами, а этические понятия с онтологическими категори

ями и за счет этого добивающейся их удивительной глубины и емкости. Следующей фундаментальной категорией древнекитайской культуры является "ци". "Первоначально иероглиф "ци" означал воздух, дыхание, темп; позже "ци" стали пони

мать как дух, структуру, жизненную силу, пневму. По описанию Чжу Си .... "Вначале

между небом и землей было лишь ци, состоящее из мягкого инь и твердого ян. Трение

частиц ци при его движении привело к ускорению этого движения и образованию уплотне

ний, сжатий и сгущений, в которых земля оказалась в середине. Чистые и тонкие час

тицы ци превратились в небо, образовали солнце, луну, а также звезды. " На первый

взгляд, модель близка к моделям античных досократиков, Анаксагора и Демокрита, одна

ко, согласно Демокриту, для атомов необходима пустота, подчеркивающая их индивидуаль

ность и бытийственную полноту, а ци - это не одно из двух (атом и пустота), ци - это,

скорее, первоматерия Платона, лик дао, энергетийное выражение сущности. Однако наря

ду с отмеченными онтологическим значением ци несет и огромный этический заряд, опре

деляя ту предельно напряженную взаимосвязь всех элементов бытия, о которой мы уже

говорили. "Бывает ци любви, ци ненависти, благодаря циркуляции ци один сезон сменя

ется другим. Характер ци определяет время года, лицо человека и лицо общества, т. е.

ци бывает индивидуальным и социальным и они взаимообусловлены. Ци характеризует гос

подствующий в данное время тип настроения. Считалось, например, что в междуцарствие

династий Цинь и Хань свирепствовали холода из-за "царившего тогда духа (ци) взаимно

го убийства" .... Каждое движение океана мирового ци отзывается на человеке и на

всем сущем на земле. " Когда небесное ци меняется наверху, - говорил Ван Чун, люди

    и вещи внизу откликаются. "

В анализируемом нами тексте есть еще один очень важный момент. Сначала дао порож

дает единое ци, потом это ци разделяется на инь-ци и ян-ци, и лишь они, взаимодейст

вуя между собой, творят гармоничное ци, которой потом производит все вещи. В этом

раздвоении вещи на противоположности, которые взаимодействуют между собой, "узнают"

друг друга, говоря гегелевским языком, "светятся" друг в друге - из основополагающих

идей всей западноевропейской философии, начиная с платоновского "Парменида" и кончая

"Наукой логики" Гегеля. Действительно, любая вещь имеет границы, отделяющие ее от

того, что есть не она, граница как бы "вырывает" вещь из отрицающего ее фона, если

фона нет, контуры вещи размываются и она перестает быть вещью, перестает существо

вать. То же можно сказать и про любое понятие. Предел бессмысленен без беспредельно

го, конец без начала, знание без незнания. Противоположности - как братья-близнецы,

существующие в зеркальных мирах; смотрят друг на друга, они осознают себя и в этом

напряженном единстве противостояния дают возможность увидеть сокровенную глубину це

лого. Поэтому мир, чтобы состояться, чтобы выйти из поры детства и "созреть", обяза

тельно должен осознать себя через противоположность. Таким предельно насыщенным вы

ражением идеи противоположности являются категории инь и ян. "Что такое ян ? Перво

начально ян - это светлая, а инь - темная сторона горы. В мировозренческом плане ян

- все, что относится к твердому, горячему, вместе с тем - к движению, к светлому,

мужскому началу. Инь - все противоположное, все что относится к мягкому, холодному,

покою к темному, женскому началу. Здесь объединены сущностные и функциональные приз

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.