РУБРИКИ

Методика преподования темы: "Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов" в 10 классе - (диплом)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Методика преподования темы: "Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов" в 10 классе - (диплом)

Методика преподования темы: "Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов" в 10 классе - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

Чувашский государственный педагогический институт им. И. Я. Яковлева Технолого-экономический факультет

    Кафедра ОТД и ТО
    Утверждаю
    Зав. кафедрой __________________
    “_____” _______________________1998г.
    ЗАДАНИЕ
    на дипломную работу студента 5 курса ТЭФ
    Соловьева Евгения Анатольевича

Методика изучения темы: “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов” в 10 классе

Срок сдачи законченной работы “______” ___________________1998 год

    Содержание:
    Раздел I Компьютерные технологии в системе образования
    Роль компьютерных технологий в системе образования
    Сферы применения компьютера в школе

Анализ учебной и методической литературы по теме исследования Анализ учебного плана раздела “Информационные технологии”

Раздел II Методика изучения темы “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов”

Педагогические особенности подготовки учащихся к самостоятельной деятельности Примерный тематический план по теме исследования

    Примерный календарный план по теме исследования
    План-конспект по теме исследования

Раздел III Составление технологической последовательности деятельности учащихся при работе с электронной таблицей Excel

Алгоритмическая последовательность деятельности учащихся, направленная на приобретение и закрепление навыков работы в электронной таблице Excel 5. 0 Материально-техническое обеспечение компьютерного класса. Требование пакета Microsoft Office к программному и аппаратному обеспечению

Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы

    Комплексы упражнений для снятия усталости
    Задание выдано “_______” _________________199___г.
    Руководитель: ______________ Студент: _________________
    Содержание
    Введение 1
    Глава I Компьютерные технологии в системе образования 5
    Роль компьютерных технологий в системе образования 5
    Сферы применения компьютера в школе 11

Анализ учебной и методической литературы по теме: “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов” 14

Анализ учебного плана и программы предмета “Технология” (раздел “Информационные технологии” 18

Глава II Методика изучения темы “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов” 21

Педагогические особенности подготовки учащихся к самостоятельной деятельности 21 Примерный тематический план изучения темы: “Элементы машинного делопроизводства и бухгалтерского учета в 10 классе” 25 Примерный календарный план занятий по “Технологии” раздела “Информационные технологии” в 10 классе по теме дипломной работы 26

    План-конспект занятия: “Понятие об электронных таблицах” 29

Глава III Составление технологической последовательности деятельности учащихся при работе с электронной таблицей Excel 40

Алгоритмическая последовательность деятельности учащихся, направленная на приобретение и закрепление навыков работы в электронной таблице Excel 5. 0 40 Алгоритмическая последовательность №1 на тему: “Основные понятия” 42 Алгоритмическая последовательность №2 на тему: “Решение задач табулирования функции” 49 Алгоритмическая последовательность №3 на тему: “Использование функций” 53 Алгоритмическая последовательность №4 на тему: “Составление штатного расписания хозрасчетной таблицы” 58

Материально техническое обеспечение компьютерного класса. Требование пакета Microsoft Office к программному и аппаратному обеспечению 60 Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персонально электронно-вычислительным машинам. 72

    Санитарные правила и нормы СанПиН 2. 2. 2. 542-96 72
    Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ и ПЭВМ 72

Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе помещений эксплуатации ВДТ и ПЭВМ 73

    Требования к шуму и вибрации 74

Требования к освещению помещений и рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ 74 Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ 75 Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ для учащихся средних и высших учебных заведений 76

Требования к организации режима учебных и внеучебных занятий с ВДТ и ПЭВМ детей школьного возраст и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста 77

    Комплексы упражнений для глаз 82
    Комплексы упражнений физкультурных минуток 84
    Заключение 88
    Список используемой литературы 89
    Приложение к алгоритмической последовательности №1
    Приложение к алгоритмической последовательности №2
    Приложение к алгоритмической последовательности №3
    Приложение к алгоритмической последовательности №4
    ВВЕДЕНИЕ

Среднее образование из привилегии превратилось в право, а затем в обязанность. Теперь в условиях широкого развития средств массовой информации, доступности печатной продукции монопольная роль школы в распространении знаний утрачена. Первый процесс революционного преобразования в технологии обучения отмечен после изобретения книгопечатания, второй мы переживаем сейчас, с широким внедрением в жизнь средств вычислительной техники.

Ускорение научно - технического прогресса во всех сферах деятельности человека неразрывно связано с индустрией информатики.

Широкое применение современных ЭВМ, которые характеризуются разносторонностью и простотой обращения, позволяет использовать их возможности для решения самого широкого круга информационных задач во всех областях человеческой деятельности. Это делает их доступными практически любому человеку, даже незнакомому с процессами программирования.

Поскольку любая деятельность человека начинается с обучения, то и в эту сферу с полным правом широко вторгается компьютер. А обучение начинается в школе. Основная задача школы —воспитание гармонически развитой личности, способной плодотворно трудиться в самых различных сферах деятельности при непрерывном и нарастающем ускорении научно - технического прогресса.

Так как современный мир пронизан массой информационных потоков и связей, решение этого важнейшего вопроса неразрывно связано с проблемой как научить школьников работать с различными категориями информации, возникающими во многих объектах общенаучных исследований. Работникам практически всех специальностей приходится извлекать заданную в разнообразных формах информацию из всевозможных информационных потоков, перерабатывать эту информацию, преобразовывать ее из одного вида в другой, принимать на основе полученной информации необходимые решения и проводить их в жизнь, постоянно учитывая при этом вновь поступающие сведения. Без такой деятельности невозможно эффективное и целенаправленное осуществление задач, стоящих перед нашим обществом в целом и его работниками в частности.

Нарастание потока информации, приводящее к ее удвоению каждые несколько лет, делает в ряде случаев невозможным решение различных задач без широкого использования вычислительной техники. Поэтому следует признать глубоко обоснованной одну из задач совершенствования образования, состоящую в том, чтобы вооружить учащихся знаниями и навыками использования современной вычислительной техники. При этом необходимо дать всем учащимся к окончанию школы не просто утилитарные знания об использовании современной вычислительной техники и перспективах ее развития, а умение грамотного ее применения для эффективного решения самых разнообразных задач. Над компьютеризацией надстраивается значительно более глубокий процесс - информационный, охватывающий все стороны общественной жизни. Это связано с непосредственным внедрением современных компьютеров практически во все сферы науки, техники, экономики.

По своему социальному значению информатизация общества сопоставима с индустриализацией. Если последняя освободила человека от рутинного труда во многих областях, не затрагивая практически интеллектуальной сферы, то информатизация призвана освободить человека от рутинного умственного труда. Поэтому в программу средней школы совершенно обоснованно был введен новый предмет, который первоначально получил название “Основы информатики и вычислительной техники”.

Научно - технический прогресс вводит нас в информационную сферу. Практически следующее поколение будет жить и трудиться в информационном обществе, что означает связь многих профессий с производством и обработкой информации, а это потребует значительных изменений не только в условиях и методах труда, но и в образе жизни.

Одним из первичных информационных учреждений является школа, в которой по традиции изучают основы наук, необходимых человеку для дальнейшей деятельности на благо общества.

Введение в программу школы нового предмета, непосредственно базирующегося на использовании компьютерной техники, совершенно не обязательно должно сопровождаться лишь установкой в школе компьютерного класса и поголовным обучением программированию всех учащихся. К сожалению, именно такую форму обучения информатике еще настойчиво предлагают. Введение в процесс обучения такой современной техники, как компьютер, требует изменения технологии обучения практически по всем предметам школьной программы. Требуется по - новому организовать учебный процесс, что, в свою очередь, ставит очень важный вопрос: какова должна быть программа обучения; какими в этих условиях должны быть учебники и учителя.

Из сказанного вытекает необходимость переработки программ школьного обучения практически по всем предметам, создания учебников, соответствующих требованиям этих программ, которые не загружали бы память учащихся мертвым грузом ненужности. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы предусматривает поднять обучение на качественно новую ступень. Школьная программа, подобно энциклопедическому словарю, должна иметь постоянный объем и идти в ногу со временем. Для этого необходимо вовремя включать в нее необходимые новые сведения взамен тех, которые потеряли свою актуальность. Тенденция пополнять школьную программу новыми предметами приводит к увеличению общего объема изучаемого материала. При этом либо увеличивается срок обучения и тем самым отодвигается включение в производственную сферу нового поколения, либо снижается качество обучения. Если первое крайне нежелательно, то второе просто недопустимо.

В свете сказанного выше и следует рассматривать вопрос о введенном в программу обучения общеобразовательной и профессиональной школы новом предмете “Технология”, который включает в себя раздел “Информационные технологии”. В силу возрастания значения информатики в жизни нашего общества этот предмет призван стать одним из фундаментальных среди всех дисциплин всеобщего среднего образования и способствовать устранению ряда возникших в школе негативных явлений.

Итак, нет никаких сомнений в том, что введение в школе в качестве одного из основных инструментов для работы с самой разнообразной информацией компьютера это веление времени и диктуется оно поступательным движением развития общества.

Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире. ЮНЕСКО разработана программа “2000+” (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех).

В связи с этим в базисный учебный план (в инвариантную часть) общеобразовательных учебных заведений России, утвержденный Министерством образования Российской Федерации в 1993 г. , . включена новая образовательная область “Технология”. Большое внимание в программе уделяется информационным технологиям. На их изучение с использованием персональных ЭВМ как инструмента при решении практических задач выделяются учебные четверти во 2, 8, 10, 11 классах, а также 6 ч в 5 классе. Эти занятия должны проводиться в дисплейном классе. ' В V классе овладение информационными технологиями и ПЭВМ осуществляется в начале учебного года либо в течение всего года. С помощью ПЭВМ целесообразно проводить изучение разделов “Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения”, “Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов”, а также профориентационное тестирование учащихся, деловые игры по экономике, моделировать экологические ситуации. В содержании предмета “Технология” можно выделить 10 основных разделов в том числе и “Информационные технологии”, который и будет описываться в данной Дипломной работе по теме: “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов”.

Первые разработки Электронных таблиц можно отнести к 70-ым годам, хотя промышленная система появилась уже на персональных компьютерах—ею стала система 1-2-3 фирмы Lotus. Но все же самой популярной интеграцией электронных таблиц во всем мире да и в нашей стране в частности считается программа Excel разработанная фирмой Microsoft, входящая в пакет Microsoft Office. Вышел этот пакет в свет сравнительно недавно, объединив в себе целое семейство продуктов фирмы Microsoft. Этого пакета ждали давно, и сама фирма настолько торопилась начать поставки пакета на рынок, что не дождалась выпуска новой, пятой версии самого сложного продукта—Microsoft Excel. В результате первое время пакет продавался с четвертой версией и обещанием замены на пятую, когда она выйдет. Долгожданный пакет сразу завоевал чрезвычайную популярность и установил новый уровень стандартов на коммерческое программное обеспечение для офисных решений. И весь прошлый год прошел для рынка программных средств под знаком Microsoft Office. Другие фирмы также поспешили создать и представить на рынке свои офисные пакеты, но превзойти по объемам продаж Microsoft Office не удалось ни кому. Относительно недавно, на выставке WinExpo в сентябре 1994 года в Москве фирма Microsoft представила русскую версию Microsoft Office и ситуация повторилась. Этот продукт стал на сегодня самым продаваемым (а в современных условиях это значит— и самым используемым) программным продуктом в России. В связи с выше упомянутым мы остановил свой выбор на продукте Microsoft Excel 5. 0 - русскоязычной версии как самой популярной программой генерации электронных таблиц.

Из всего сказанного выше вытекает объективно существующие противоречие между наличием социального заказа по теме дипломной работы и отсутствием книг, брошюр, статей и другой литературы по теме исследования, что отрицательно сказывается на качестве подготовки учащихся в школе.

На разрешение этого противоречия и направлена данная дипломная работа по Методике изучения темы: “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов”.

    ГЛАВА I
    Компьютерные технологии в системе образования
    1. 1. Роль компьютерных технологий в системе образования

В настоящее время средняя школа столкнулась с весьма серьезной проблемой - за сравнительно короткий срок среднее образование из привилегии превратилось в право, а затем и в обязанность, причем, несмотря на глубокое изменение мотивации обучения, практически все школьные порядки сохранились в неприкосновенности.

В недавнем (с исторической точки зрения) прошлом лишь в стенах школы можно было получить знания, необходимые для дальнейшей работы и образования. Поэтому любознательные учащиеся были вынуждены терпеть несовершенство технологии обучения. В настоящее время в условиях широкого развития средств массовой информации (радиовещание, телевидение, периодическая печать), широкой доступности научно-популярных книг и журналов, всеобщей грамотности монопольная роль школы в распространении знаний утрачена. Чтобы школа могла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для обучаемых, необходимо коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учащимися в ходе творчески направленной и мотивированной деятельности.

Переживаемый в настоящее время школой этап можно сравнить с эпохой, последовавшей за возникновением книгопечатания. Как известно, это привело к отказу от системы, при которой преподаватель в буквальном смысле читал свои лекции, а слушатели их дословно записывали, а затем заучивали наизусть. Созданная чешским педагогом - гуманистом Яном Амосом Коменским классно урочная система и стала ответом на новую ситуацию. При этой системе учащиеся получают экземпляры учебников, по которым они могут заниматься в классе и дома. Точно так же теперь революционное изменение в сложившейся технологии обучения в школе призвана выполнить вычислительная техника. Компьютеры неизбежно должны привести к изменению сложившейся технологии обучения в школах, техникумах и вузах, введение компьютеров во все сферы деятельности человека - к переоценке роли тех или иных знаний. Основное назначение компьютеров в обучении - это решение ряда задач информатики, связанных непосредственно с информацией (накопление, поиск, переработка.... ). Многие сведения, знание которых считается сейчас необходимым для профессионально подготовленного человека, можно при необходимости получить на экране монитора.

При всей важности владения навыками программирования для представителей многих специальностей вряд ли верен курс, направленный на подмену обучения информатике как одной из фундаментальных наук, обучению некоторым основам программирования (программирование при всем желании невозможно отнести ни к одному из объектов научных исследований) и навыкам оператора ЭВМ. Необходимо иметь в виду, что основная масса выпускников средней школы если и будет иметь дело с компьютером, то лишь в качестве непрофессиональных пользователей (аналогично кассирам авиационных и железнодорожных касс и им подобные). Поэтому обучение всех учеников средней школы умению программировать столь же необоснованно, как, например, обучение их технике редакторской работы или книгопечатанию лишь на той основе, что в последующем они будут не только читать книги, но и работать с ними. При этом также следует иметь в виду и тенденции развития компьютерной техники, в особенности персональных (бытовых) компьютеров, ведущие к облегчению пользования ими, а это неизбежно обесценит многие навыки, которыми сейчас должны овладеть школьники.

Одним из компонентов культуры является информационная культура, призванная помогать человеку разбираться в различных информационных технологиях и работать с ними. Проводником этой культуры стала информатика - наука о структуре и общих свойствах информации. Информатика не начинается, а заканчивается компьютером, который является наиболее современным и действенным средством решения ряда важнейших задач информатики. Поэтому в школе необходимо обучать цели, а не только одному, даже самому современному средству ее достижения. Как уже отмечалось выше, первоначальные знания по целому ряду наук человек в настоящее время получает в процессе школьного обучения. Следовательно, там он приобретает и изначальные понятия общей культуры. Все это возможно лишь при условии, что школа будет рождать у ученика только положительные эмоции в соответствии со всеми правилами педагогической науки. Только таким образом у учащихся формируется и постоянно развивается интерес к учебе, от которого зависит усвояемость, а следовательно, и успеваемость, т. е. качество обучения. Понятие “грамотность” всегда ассоциируется с понятием “учеба”. Учеба необходима человеку не только для того, чтобы овладеть научными достижениями в той или иной области, она нужна и для того, чтобы стать культурным человеком. Лишь культура определяет особенности поведения, сознания и деятельности людей в различных сферах общественной жизни. Действительно, трудно представить себе культурного человека, который в своей деятельности оперирует раз и навсегда заученными формами. Поэтому задача информатики как школьного предмета не только дать всем школьникам основные базовые понятия современной науки “информация алгоритм - ЭВМ” и привить навыки работы на компьютере в качестве непрофессионального пользователя, но и научить грамотно работать с различными носителями информации в различных сферах ее возникновения и обработки. Поэтому существенной проблемой, не подвергаемой пока что достаточному изучению, является анализ взаимосвязей курса информатики с другими предметами школьной программы. Если для примера взять математику и физику, то эта взаимосвязь не может ограничиваться лишь составлением программ для решения отдельных задач или циклов задач с помощью компьютера. Целесообразно считать, что для осуществления реальной взаимосвязи необходима глубокая перестройка программ всех курсов школьных предметов. Следует направить перестройку не только на использование ЭВМ в преподавании предметов, но и на то, чтобы на каждом предмете готовить учащихся к усвоению курса “Информатика”. При этом необходимо провести глубокий анализ, по результатам которого можно будет оценить общеобразовательную и научную значимость некоторых разделов, сохраняемых и культивируемых в силу устарелых традиций.

Для примера: в настоящее время из курса математики начальных классов практически полностью исключено использование уравнений для решения задач, значительно уменьшен геометрический материал. Аналогично преобразован и курс математики IV-V классов. Все это сделано ради развития так называемых вычислительных навыков. Подчеркиваем, что именно навыков, а не знания и умения. Весь опыт школы говорит, что даже в те времена, когда обучались далеко не все дети школьного возраста, достичь высоких вычислительных навыков зачастую не удавалось. Не только великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, но и виднейшим математикам Анри Пуанкаре, Николаю Николаевичу Лузину, Борису Николаевичу Делано и другим не давалась эта премудрость. Необходимо ли такое внимание уделять выработке вычислительных навыков в условиях, когда вскоре у каждого школьника окажется свой персональный компьютер?

Возможно, и существуют некоторые мыслительные способности и навыки, которые развиваются в ходе вычислений (например, способность точно выполнить заданный алгоритм), но вычисления отнюдь не являются оптимальным средством для этого. Также сомнительна и общеобразовательная ценность заучивания сложных тригонометрических формул. Вполне достаточно обучить школьников умению отыскать эти формулы по справочнику и затем грамотно их использовать. Вообще, весьма актуальным является вопрос о составлении и издании универсального справочника, содержащего необходимые для школьника формулы по математике, физике, химии, а также и ряд сведений по другим предметам. Причем в обязательном порядке следует предусмотреть право учащихся использовать такой справочник на всевозможных контрольных работах и экзаменах (включая приемные экзамены в вузы). В настоящее время, к сожалению, зачастую экзамены превращаются в элементарную проверку памяти, а не умения мыслить. Использование ЭВМ позволит ввести в школе математические эксперименты, способствующие формированию некоторых отвлеченных понятий, например понятий предела, непрерывности, производной и интеграла. В настоящее время вычисление интегральной суммы занимает настолько много времени, что за урок практически выполнено быть не может. Математические эксперименты, проводимые с помощью компьютера, дадут также возможность ввести в школу элементы теории вероятностей и статистики, что совершенно необходимо, поскольку теоретико-вероятностные методы сейчас играют важнейшую роль в приложениях математики, что весьма важно для всех видов деятельности человека.

Введение в школу компьютера позволяет совершенно по-новому строить преподавание ряда предметов. Например, при изучении и закреплении такой сложной грамматической темы, как правописание причастных и деепричастных оборотов, совершенно нет необходимости проводить диктанты или выполнять другие традиционные упражнения. И то и другое требует очень много рутинной умственной работы как от учителя, так и от ученика. Вполне достаточно воспользоваться контрольно - корректирующей программой “ Обороты “, и как показала практика, учащийся гораздо быстрее в творческо-игровом режиме достигает поставленной цели. Аналогично, работает и ряд других программ по различным предметам школьного обучения.

Более того, грамотно составленная программа позволяет выявить и динамику того или иного эксперимента, а, пользуясь свойством дискретности алгоритма, при необходимости можно остановить эксперимент в нужном месте.

Перспективным направлением применения современных информационных технологий в образовании являются компьютерные коммуникации Их использование позволяет производить обмен педагогическим опытом, организовывать дистанционное обучение, использовать полученную информацию в учебных и научных целях, анализировать и изучать отечественный и зарубежный опыт. С точки зрения организации самостоятельной работы интерес представляют возможности компьютерных сетей в области обмена учебной информацией в виде текста, статической и анимированной графики, речи. Преподаватель и обучаемый могут обмениваться информацией в интерактивном режиме, причем как в реальном масштабе времени, так и асинхронно. Восприятие учебного материала может происходить либо визуально с экрана, либо с распечатки набумаге. Работа в компьютерной сети предоставляет возможность так называемого массового индивидуализированного заочного обучения, где обучаемый может работать в удобном для него месте, в удобное время, в удобном темпе. Немаловажными являются возможности обращаться за справками в базу данных, проводить автоматизированный самоконтроль степени усвоения учебного материала участвовать в электронных семинарах и практических занятиях, получать консультации. Изучении тем, связанных с использование средств телекоммуникаций, включает, во-первых, ознакомление с их основным направлениями применения (производить обмен разнообразной информацией между пользователями или между пользователем и банком данных; производить обмен передовыми педагогическими технологиями; организовывать дистанционное обучение; использовать полученную информацию в учебных и научных целях; анализировать, изучать отечественный и зарубежный опыт), во-вторых, изучение аппаратных и программных компонентов информационной сети, в-третьих, практическую работу абонента сети. При изучении этих вопросов, рассматриваются такие понятие как локальные сети, глобальные сети и передача информации по сети, модем, электронные доски объявлений, электронная почта и телеконференции и другие. Для того чтобы изучить все технические и организационные вопросы построения и функционирования компьютерных сетей требуется специальное техническое образование, однако учителям, студентам педвузов и другим работникам сферы образования необходимо знать те возможности, которые необходимы для целесообразного использования телекоммуникаций в в организации учебно-воспитательного процесса. Рассмотрим например возможности использования сети Internet в учреждениях среднего образования. Компьютер, подключенный к сети Internet, представляет следующие возможности: организовывать совместную учебно-исследовательскую деятельность с учащимися и учителями (возможно всего мира) посредством электронной почты (в настоящее время таким образом реализуется "метод проектов"); получать языковую практику в результате общения в режиме on-line, участвуя в электронных конференциях; учится на заочных курсах, организованных по интересам, проводимых различными учебными заведениями; - присоединяться к мировым библиотекам, базам данных. Учителя при использовании телекоммуникаций получают следующие возможности: использовать в своей деятельности более широкий спектр учебных и методических материалов;

повышать свою квалификацию путем обучения в высших учебных заведениях, предлагающих сетевые программы заочного обучения; поддерживать профессиональные контакты с коллегами, с учреждениями сферы образования и т. д. Использование компьютеров в обучении открывает возможности, недостижимые для других традиционных средств. Но при всем этом компьютер есть и всегда останется лишь базой данных, и чтобы извлечь из него знания, как из любой другой базы, необходим учитель. И роль учителя будет в основном направлена на то, чтобы дать обучаемым необходимые опорные знания, с помощью которых на уровне своей реальной подготовленности ученик сможет развивать их с использованием компьютера.

Таким образом, подготовка учителя, соответствующая современному состоянию научно-технического прогресса и педагогики, психологии, информатики, требует корректировки подготовки специалиста, в том числе обновления требований, к знаниям, умениям и навыкам учителя любой специальности. И нет никаких сомнений в том, что введение в школе в качестве одного из основных инструментов для работы с самой разнообразной информацией компьютера–это веление времени и диктуется оно поступательным движением развития общества.

В связи с вышеупомянутым 14 ноября 1997 года в “Медиа-центре” Центрального дома журналистов состоялась церемония открытия бесплатных курсов компьютерного обучения школьных учителей. Эта благотворительная акция фирм "Вист" и Samsung Electronics прошла в рамках программы поддержки российского образований.

В ходе реализации этой программы в декабре 1996 года был образован “Компьютерный медиа-центр” в Центральном дому журналистов, а осенью 1997 го года начала работу Московская компьютерная детская информационная сеть. А в декабре 1997 года фирмы “Вист” и Samsung подарили школе - гимназии № 1400 г. Москвы Компьютерный класс из 11 машин VIST 1000 с мониторами Samsung SyncMaster 700М. Теперь же любой российский учитель, позвонив по телефону 291-2903 может записаться на курсы компьютерного обучении. В течение ближайших месяцев планируется ознакомить тысячу школьных учителей со специально разработанным курсом по основам компьютерной грамотности. Невозможно воспитать технически грамотных людей —даже предоставив ученикам средних школ самое современное компьютерное оборудование, — не обеспечив должного уровня преподавания. Не секрет, что многие старшеклассники, особенно живущие в крупных городах, являются опытными пользователями, в то время как их учителя не обладают даже начальными знаниями в компьютерной области. Новые курсы призваны ликвидировать подобные пробелы в знаниях российских учителей. На них привлекаются, естественно, не преподаватели информатики, но биологии, истории, географии и подобных дисциплин. Обучаемые делятся на три группы: те, кто ни раду но сталкивался с компьютерами, тех, кто имеет некоторые навыки работы в DOS: и тех, кто имеет опыт общения с Windows. Программа курсов, разработанная методистами "Медиа-центра", включает в себя основы работы в Windows 95 и использования приложений MS Offiсе, начальные сведения о работе в локальных сетях и стратегий поиска информации в Internet. Однако основная часть курса будет посвящена ознакомлению с возможностями применения в работе педагога средств визуализации учебных материалом с помощью пакета программ Microsoft Office. Естественно, что 10-часовые курсы не могут научить полностью неподготовленного человека работать на PC. По словам руководства “Медиа-центра”. Главной задачей курсов является попытка заинтересовать преподавателей современными технологиями. побудить им к дальнейшему самообразованию. 1. 2. Сферы применения компьютера в школе.

Следовало бы ограничить необходимым минимумом изучение в школе вычислительных навыков, равно как и навыков формальных алгебраических и тригонометрических преобразований. Высвободившееся таким образом время можно потратить на изучение путей использования математики для решения прикладных задач с широким применением различных классов ЭВМ (в зависимости от сложности решаемой задачи), что, несомненно, принесет большую практическую пользу. Для этого целесообразно было бы сдвинуть на более ранний срок начало обучения курсу "Информатики" Существенным изменениям необходимо подвергнуть и изучение геометрии, которое, во-первых, должно получить большую прикладную направленность (в действующих учебниках эта сторона сведена к минимуму), а во-вторых, позволит широко использовать графические возможности ЭВМ для построения чертежей, моделей пространственных фигур и т. д.

Использование ЭВМ позволит ввести в школе математические эксперименты, способствующие формированию некоторых отвлеченных понятий, например понятий предела, непрерывности, производной и интеграла. В настоящее время вычисление интегральной суммы занимает настолько много времени, что за урок практически выполнено быть не может. Математические эксперименты, проводимые с помощью компьютера, дадут также возможность ввести в школу элементы теории вероятностей и статистики, что совершенно необходимо, поскольку теоретико-вероятностные методы сейчас играют важнейшую роль в приложениях математики, что весьма важно для всех видов деятельности человека.

Введение в школу компьютера позволяет совершенно по-новому строить преподавание ряда предметов. Например, при изучении и закреплении такой сложной грамматической темы, как правописание причастных и деепричастных оборотов, совершенно нет необходимости проводить диктанты или выполнять другие традиционные упражнения. И то и другое требует очень много рутинной умственной работы как от учителя, так и от ученика. Вполне достаточно воспользоваться контрольно - корректирующей программой "Обороты" , и как показала практика, учащийся гораздо быстрее в творческо - игровом режиме достигает поставленной цели. Аналогично, работает и ряд других программ по различным предметам школьного обучения, вот только некоторые из них:

Институт Новых Технологий образования —один из лидеров в области новых технологий образования, который, в основном, занимается разработкой обучающих и развивающих программ для Российской школы недавно выставил такие продукты:

"Живая Физика" —высокоинтерактивная проектная среда для изучения основных разделов школьной физики. Учитель и ученики могут сами ставить задачи, эксперименты, демонстрации, наблюдать за взаимодействиями созданных объектов, отображать состояния моделируемой системы графиками и векторами. Так же включена вспомогательная библиотека физических задач и моделей.

"Живая Геометрия" —экспериментальный альбом для геометрических построений и экспериментов. Наиболее успешный пример программно - педагогического продукта адаптированного к российской программе и поддерживающего основные школьные учебники. Эффективен для работы с учащимися всех уровней знаний и способностей. Специальная премия журнала "Макинтош".

Программа разработанная В. В. Сизовым заведующим учебно - методическим кабинетом информатики Московского Государственного Университета имени Ломоносова "Физика в вопросах и ответах. Законы Ньютона"

Программа "Фраза" —обучающий тренажер на правила русского языка, разработанная научно производственным центром "Unicum".

Совершенно уникальная программа "Math Rescue" — решение задач по математике в игровом стиле. Программа "Учимся говорить по английски", разработанная центром "БенСмит" г. Минск, которая учит не только грамматическим особенностям английского языка, но правильному произношению.

Думаю нет смысла перечислять все обучающие программы тем более, что их преимущество очевидно.

Более того, грамотно составленная программа позволяет выявить и динамику того или иного эксперимента, а пользуясь свойством дискретности алгоритма, при необходимости можно остановить эксперимент в нужном месте.

При организации и проведении занятий и контроля в настоящее время, при подготовке к уроку учитель затрачивает массу дефицитного времени на поиск и систематизацию материала, который позволяет сделать урок современным и интересным как с содержательной, так и познавательной стороны для всех учащихся. При возможности использования компьютера как базы данных сама база должна непрерывно пополняться и обновляться, этот трудоемкий, а зачастую и просто рутинный процесс значительно сокращается. Наличие проблемно-ориентированных пакетов учебных программ по целым курсам позволит учителю совершенно по-новому организовать передачу, переработку и воспроизведение информации в системе “учитель - ученики”. А без наличия таких программ вообще нельзя говорить об эффективном использовании компьютера в процессе обучения.

Но чтобы это стало реальностью, учитель должен приобрести необходимые знания и умения по самой технологии компьютерного обучения. Речь идет абсолютно обо всех учителях. Причем подготовка их должна быть дифференцирована, поскольку применение в процессе обучения компьютеров будет иметь весьма существенное различие для учителей различных предметов: истории и математики, физики и литературы, трудового обучения, черчения, технологии и предпринимательства.... Компьютер необходимо использовать на всех стадиях: подготовки занятия, всех этапах его проведения, закрепления и контроля знаний.

Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Поскольку при использовании компьютера учитель избавляется от необходимости контролировать каждый шаг учащихся (а в настоящее время он вынужден это производить выборочно), он больше внимания сможет уделять индивидуальной и воспитательной работе с учениками, учитывая их способности и уровень подготовки.

Нет нужды особо останавливаться на роли компьютера в самообразовании, так как и в этом случае человек экономит самое ценное - время, вследствие того что тратит минимум его на поиск и восприятие необходимой информации. И самообразование идет в ногу с требованием времени.

Нет необходимости останавливаться и на вопросе использования компьютеров во внеклассной и внешкольной работе, поскольку имеется много довольно серьезных рекомендаций именно по этой проблеме. Вся работа в этом случае, как правило, сосредоточивается вокруг вопросов, связанных с углублением подготовки школьников в области программирования.

Так же как любое новое техническое средство, внедряемое в производство, непременно требует и соответствующего изменения технологии, так я введение в школы компьютерной техники требует изменения технологии школьного обучения на всех этапах, что, в свою очередь, связано с изменением форм и методов управления и руководства образованием.

Правильное построение школьного курса информатики позволит избежать и ряда выявившихся негативных явлений, в первую очередь фетишизации компьютера, что несет за собой компьютерный формализм. Возможно и понижение общей культуры, что имело место в ряде стран, где широкое внедрение компьютерной техники в школе не сопровождалось достаточно глубоким педагогическим анализом возможных последствий.

Правильное построение школьного курса информатики позволит добиться того, чтобы каждый ученик к окончанию школы знал, где и как он может с наилучшей отдачей использовать на благо общества свой интеллектуальный потенциал, помноженный на возможности современной вычислительной техники. Тем самым будет успешно решена одна из важнейших проблем - профессиональная ориентация учащихся. Использование компьютеров в обучении открывает возможности, недостижимые для других традиционных средств. Но при всем этом компьютер есть и всегда останется лишь базой данных, и чтобы извлечь из него знания, как из любой другой базы, необходим учитель. И роль учителя будет в основном направлена на то, чтобы дать обучаемым необходимые опорные знания, с помощью которых на уровне своей реальной подготовленности ученик сможет развивать их с использованием компьютера.

Таким образом, сохраняя коллективную подачу основ знаний (опорных сигналов), мы усиливаем индивидуализацию обучения, что ведет к резкому возрастанию качества знаний обучаемых.

1. 3. Анализ учебной и методической литературы по теме: “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов”.

Знание учителя должны быть более обширными и глубокими, чем это требуется от учащихся.

Учитель должен быть готов к ответам на вопросы учащихся, выходящие за рамки учебной программы. Ему необходимо также прочно владеть соответствующими профессиональными навыками. Поэтому источниками для личной подготовки учителя служат книги.

Большое значение для подготовки учителя к уроку имеет ознакомление с методической литературой в которой обобщен опыт лучших школ. В методической литературе даются рекомендации по построению учебного процесса, выбору объектов работы и по всем другим вопросам, связанным с выполнением учебных задач на уроках Информатики. В соответствии с содержанием раздела программы издательство Уральского университета в 1989 году издало пробное учебное пособие по курсу “Основы информатики и вычислительной техники” для учащихся средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ, средней общеобразовательной школы, студентов пединститутов и университетов. В главе 9 “Информатика - отрасль производства” в§31 “Электронные таблицы” описывается доступным языком принцип работы элементарной Электронной таблицы, ее назначение. Предусмотрена лабораторная работа основная цель которой научить учащихся всего лишь основным принципам работы с Электронными таблицами. Еще один недостаток этого пособия состоит в том что в ней описывается довольно таки устаревшая версия программы, которая не может конкурировать по всем параметрам с наиболее распространенной версией программы Excel 5. 0, которая и будет описываться в данной дипломной работе. Для общего представления о компьютерах (учитель “Технологии” просто обязан это знать) издательство Финансы и статистика, НПО “Информатика и компьютеры” в 1993 году выпустило очередное свое четвертое издание “IBM PC для пользователя” под редакцией Фигурнова В. Э. Эта книга ориентирована на пользователей персональных компьютеров. Читатель этой книги может быть не программистом, а человеком, применяющим компьютер для решения прикладных задач. В ней нет сведений об архитектуре IBM PC, системе команд процессора, вызовах DOS из программ и другой информации нужной для написания программ. Автор попытался систематически и последовательно изложить материал, необходимый всем без исключения пользователям для практической работы с IBM PC: команды DOS и редактирование текстов, использование полезных вспомогательных программ и методы борьбы с компьютерными вирусами, архивацию файлов и конфигурирование системы, обслуживание жесткого диска и т. д. Автор старался обеспечить понятность книги даже для “самых начинающих”—тех, кто никогда не работал с компьютером и не писал ни одной программы. Следуют, однако, заметить, что эта книга (как и любая другая) не содержит и не может содержать всех сведений, необходимых для овладения IBM PC. Для использования пакетов программ, интегрированных систем, баз данных, электронных таблицах, издательских систем и других программных продуктах для IBM PC требуется изучение их документации и овладения навыками работы с ними. Этот материал, разумеется выходит за рамки этой книги. Однако данная книга (прежде всего первые две ее части) будет полезна начинающему пользователю, чтобы после ее прочтения он смог самостоятельно изучать пользовательскую документацию на программные продукты для IBM PC и овладевать навыками работы с нужными ему прикладными программами.

Следующее пособие, которое должен использовать учитель в своей работе это пособие Комягина В. Б. “Программирование в Excel 5. 0 и Excel 7. 0 на языке Visual Basic”— М. : Радио и связь, 1996. —320 с. : ил. , в которой описывается очень простой язык программирования Visual Basic, встроенный в электронную таблицу Excel. Содержит подробное введение в программирование и множество примеров, которые отражают практически все основные возможности языка. Пособие предназначено для широкого круга читателей и поэтому оно не является базовым для учителя. Пособие не рассчитано для учителей, следовательно его можно использовать только для развития общего кругозора учителя “Технологии”.

Одной из книг, которую учитель должен изучить и проанализировать при подготовке к занятиям является “Microsoft Office 4” (Серия “Без проблем! ”): Пер. с англ. — М. : БИНОМ; —352 с. : ил. , 1996 г. В книге дается описание популярного продукта Microsoft Office, включающую в себя текстовой редактор Word, систему управления электронными таблицами Excel и программу подготовки презентаций Power Point. Книга рассчитана на широкий круг пользователей персональных компьютеров. Книга написано очень доступным языком (в стиле Дейла Карнеги), для ее чтения не нужно иметь ученную степень в области вычислительной техники. Если читатель в состоянии понять различие между левой и правой кнопками мыши, значит, он уже обладает всей необходимой технической подготовкой. Книга состоит из 5 частей: Общее ознакомление.

    Работа с программой Word.
    Работа с программой Excel.
    Работа с программой PowerPoint.
    Кое - что сверх основ.

В соответствии с темой дипломной работы меня интересует 3 часть книги - Работа с программой Excel. В этой главе описывается:

    Чем отличается рабочий лист от рабочей книги.
    Элементы интерфейса на экране.
    Как произвести вычисления.
    Как перемещаться по рабочему листу.
    Как сохранить результаты своей работы.
    Что такое интервал и зачем он нужен.
    Редактирование содержимого ячейки.
    Как переносить данные, и многое другое.

Повторяю, что книга издана не для учителей и она также как и предыдущее пособие не разбита на сетку часов преподавания. Следовательно ее можно использовать лишь для выполнение планов конспектов, календарных планов и других общепознавательных работ.

В книге Олафа Коха “MC Excel 4. 0” Торгового-издательского бюро BHV, 1994, описываются достаточно полное введение в систему Excel 4. 0, являющуюся одной из наиболее популярных программ калькуляции электронных таблиц. В ней подробно описана техника работы с Excel 4. 0, методы заполнения и оформления таблиц. Отдельная глава посвящена подготовке таблиц к печати и распечатке их. Приложение содержит справочную информацию об используемых в системе форматах, операторах, назначении клавиш и сообщениях об ошибках.

Книга начинается с вводной части (часть 1), включающей главы с первой по четвертую. В ней автор обращается к истории Excel, очень кратко касается новинок последней версии программы, приводит некоторые указания по инсталляции и уделяет внимание вопросу взаимодействия Excel и Windows.

Во второй части (главы 5.... 11) автором описана работа с Excel. На основе примеров, связанных с актуальной темой защиты окружающей среды, продемонстрированы важнейшие возможности Excel. Приятное построение книги позволяет использовать ее как минимум двумя способами. Тем, кто хочет самостоятельно ознакомится с основами Excel, предоставлена возможность легко и непринужденно пройти курс самообучения. Второй способ состоит в использовании ее как пособия на различных курсах переподготовки специалистов. Пошаговое, структурированное, поясняемое на примерах введение в предмет, приведенное в этой книге, вполне соответствует принципу порционности обучения. В приложении (часть 4-я) автор сосредоточил все важные с его точки зрения таблицы, а также краткое описание функций Excel, что позволит заинтересованному читателю получить о системе более подробную справочную информацию. Но несмотря на все выше указанные положительные черты этой книги она обладает двумя основными, на мой взгляд, недостатками. Во первых в ней описывается англоязычная версия, во вторых версия Excel 4. 0 устарела по сравнению с Excel 5. 0. В связи с этим издательство ЭКОМ в 1995 году переводит с немецкого языка книгу “Электронные таблицы Excel 5. 0” под редакцией Николь Наташи и Альбрехта Ральфа. Предлагаемая книга посвящена новейшей на сегодняшний день версии 5. 0 популярного пакета среды Windows. Основным отличием от предыдущей версии стала большая простота и доступность функций программы.

В книге подробно изложены вопросы вводы и обработки данных, автоматизации расчетов, создания наглядных графиков и диаграмм. Уделено внимание обмену информацией с другими программами с помощью технологии OLE 2. 0. В книге описана русскоязычная версия с приведением аналогов команд и названий меню, взятых из англоязычной версии.

Следующее издание: Стивен Коупстейк. Microsoft Office 97 (серия “Шаг за шагом”). Пер. с англ. — М. : “Бином”, 1997. — 224 с. : ил. Тираж 10500 экз. Издание посвящено четырем основным компонентам Office: текстовому редактору Word, табличному процессору Excel, средству для подготовки презентаций Power Point и информационному менеджеру Outlook. В начале книги описываются общие свойства программ, входящих в Office 97, правила обращения с панелью Office, а также приводятсянеобходимые сведения о справочной системе.

Рассмотрена работа с документами, находящимися в Интернете, способы публикации отредактированных документов в Сети, а также использование электронной почты. Все изложение ведется на примере русифицированной версии пакета. Книга написана лаконичным языком, довольно хорошо систематизирована В ней можно найти краткие ответы почти на все вопросы, которые могут возникнуть у пользователя. Книгу можно порекомендовать в качестве краткого справочника по Microsoft Office 97, всегда находящегося под рукой.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.