РУБРИКИ

Методика преподования темы: "Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов" в 10 классе - (диплом)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Методика преподования темы: "Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов" в 10 классе - (диплом)

p>4. 2. Вернитесь в ячейку A1 при помощи” клавиш перемещения курсора. Блок (область)

Блокпредставляет собой прямоугольную область смежных ячеек. Блок может состоять из одной или нескольких ячеек, строк, столбцов.

Адрес блокасостоит из координат противоположных углов, разделенных двоеточием. Например: В13: С19, А12: D27 или D: F.

Блок можно задать при выполнении различных команд или вводе формул посредством указания координат или выделения на экране.

    Рабочие лист, книга

Электронная таблица в Excel имеет трехмерную структуру. Она состоит из листов, как книга (таких листов 16). На экране виден только один лист - верхний. Нижняя часть листа содержит ярлычки других листов. Щелкая кнопкой мыши на ярлычках листов, можно перейти к другому листу.

    4. 3. Сделайте текущим лист 6.
    4. 4. Вернитесь к листу 1.
    Выделение столбцов, строк, блоков, таблицы
    Для выделения с помощью мыши:
    столбца - щелкнуть кнопкой мыши на букве - имени столбца;

нескольких столбцов - не отпуская кнопки после щелчка, протянуть мышь; строки - щелкнуть кнопкой мыши на числе - номере строки;

нескольких строк - не отпуская кнопку после щелчка, протянуть мышь; блока- щелкнуть кнопкой мыши на начальной ячейке блока и, не отпуская кнопку, протянуть мышь на последнюю ячейку;

рабочего листа- щелкнуть кнопкой мыли на пересечении имен столбцов и номеров строк (левый верхний угол таблицы)

Для выделения блока с помощью клавиатурынеобходимо, удерживая нажатой клавишу Shift, нажимать на соответствующие клавиши перемещения курсора, или, нажав клавишу F8, войти в режим выделения и выделить блок при помощи клавиш перемещения курсора. Esc - выход из режим выделения.

    Для выделения нескольких несмежных блоков необходимо:
    1) выделить первую ячейку или блок смежных ячеек;
    2) нажать и удерживать нажатой клавишу Ctrl;
    3) выделить следующую ячейку или блок и т. д. ;
    4) отпустить клавишу Ctrl.

Для отмены выделениядостаточно щелкнуть кнопкой мыши по любому невыделенному участку рабочего листа. Новое выделение снимает предыдущее.

    4. 5. Выделите строку 3.
    4. 6. Отманите выделение.
    4. 7. Выделите столбец D.
    4. 8. Выделите блок А2: Е13 при помощи мыши
    4. 9. Выделите столбцы А, В, С, D.
    4. 10. Отмените выделение.
    4. 11. Выделите блок C4: F10 при помощи клавиатуры.
    4. 12. Выделите рабочий лист.
    4. 13. Отмените выделение.

4. 14. Выделите одновременно следующие блоки: F5: G10, HI5: I15, C18: F20, H20. Задание 5. Познакомьтесь с основные приемами заполнения таблиц. Содержимое ячеек

В Excel существуют три типа данных, вводимых в ячейки таблицы: текст, число и формула.

Для ввода данныхнеобходимо переместится в нужную, ячейку и набрать данные (до 240 символов), а затем нажать Enter или клавишу перемещения курсора.

Excel определяет, являются вводимые данные текстом, числом или формулой по первому символу. Если первый символ - буква или знак “`”, то Excel считает, что вводится текст. Если первый символ цифра иди знак “=“, то Excel считает, что вводится число или формула.

Вводимые данные отображаются в ячейке и строке формул и помещаются в ячейку только при нажатии Enter или клавиша перемещения курсора.

    Ввод текста

Текст- это набор любых символов. Если текст начинается с числа, то начать ввод необходимо с символа “`”.

Если ширина текста больше ширины Ячейки и ячейка справа пуста, то текст на экране займет и ее место. При вводе данных в соседнюю ячейку предыдущий текст на экране будет обрезан (но при этом в памяти он будет сохранен полностью). 5. 1. В ячейку А1 занесите текст “Москва - древний город”

    Обратите внимание, что текст прижат к левому краю.
    Внимание! Не бойтесь ошибок.
    Ввод чисел

Число в ячейку можно вводить со знаком “=“, “+”, “-” или без них. Если ширина введенного числа больше, чем ширина ячейки на экране, то Excel его в экспоненциальной форме или вместо числа ставит символы “######” (при этом число в памяти хранится полностью).

Для ввода дробных чисел используется десятичная запятая или точка (в зависимости от настройки).

5. 2. В ячейку В1 занесите число 1147 (год основания Москвы). 5. 3. В ячейку С1 занесите число - текущий год.

    Ввод формул

В виде формулы может быть записано арифметическое выражение. Оно представляет собой последовательность чисел или ссылок на ячейки, объединенных знаками арифметических операций или функций.

Формула должна начинаться со знака “=”. Она может включать до 240 символов и не должна содержать пробелов.

Для ввода в ячейку формулы C1+F5 ее надо записать как =C1+F5. Это означает, что к содержимому ячейки С1 будет прибавлено содержимое ячейки F5. Результат будет получен в той ячейке, в которую занесена формула.

    5. 4. В ячейку D1 занесите формулу =C1-B1.
    Что за число получилось в ячейке? это возраст Москвы.

Задание 6. Познакомьтесь с основными приемами редактирования таблиц. Изменение ширины столбцов и высоты строк

Эти действия можно выполнить с помощью мыши или через меню. При использовании мышиее указатель необходимо поместить на разделительную линию между именами столбцов или номерами строк. Указатель примет вид двойной черной стрелки. Затем необходимо нажать левую кнопку мыши и растянуть (сжать) столбец или строку. При использовании меню необходимо выделить строки или столбцы и выполнить команды Формат, Строка, или Формат, Столбец. 6. 1. При помощи мыши измените ширину столбца А так, чтобы текст был виден полностью, а ширину столбцов В, С, D сделайте минимальной.

6. 2. При помощи меню измените высоту строки номер 1 и сделайте ее равной 30. 6. 3. Сделайте высоту строки номер 1 первоначальной (12, 75)

    Редактирование содержимого ячейки

Редактирование данных может осуществляться как в процессе ввода в ячейку, так и после ввода.

Если во время ввода данныхв ячейку допущена ошибка, то она может быть исправлена стиранием неверных символов при помощи клавиш Backspace и набором символов заново. Клавишей Esc можно отменить ввод данных в ячейку и записать их заново.

Чтобы отредактировать данные после завершения ввода (после нажатия клавиши Enter), необходимо переместить указатель к нужной ячейке и нажать клавишу F2 для перехода в режим редактирования или щелкнуть кнопкой мыши на данных в строке формул. Далее необходимо отредактировать данные и для завершения редактирования нажать Enter или клавишу перемещения курсора. 6. 4. Определите возраст Москвы в 2000 году.

Замените текущий год в ячейке С1 на 2000. В ячейке D1 появился новый возраст столицы ( в 2000 году).

Внимание! При вводе новых данных пересчет в таблице произошел автоматически. Это важнейшее свойство электронной таблицы.

6. 5. Отредактируйте текст в ячейке А1. Новый текст “Москва - столица России”. Операции со строками, столбцами, блоками

Эти действия могут быть выполнены через меню, при помощи буфера обмена (вырезать, скопировать - вставить), а также с помощью мыши. Перемещение

Перемещая данные, необходимо указать, ЧТО перемещается и КУДА. Для выполнения перемещения требуется выделить ячейку или блок (ЧТО перемещается). Затем поместить указатель мыши на рамку блока или ячейки (он должен принять форму белой стрелки). Далее следует перенести блок или ячейку (вместо, КУДА нужно переместить данные).

6. 6. Выделите блок A1: D1 и переместите его на строку ниже.

    6. 7. Верните блок на прежнее место.
    Копирование

При копировании оригинал (ЧТО) остается на прежнем месте, а в другом месте (КУДА) появляется его копия.

Копирование выполняется аналогично перемещения, но при нажатой клавише Ctrl. 6. 8. Скопируйте блок А1: D1 в строки 3, 5, 7.

    Заполнение

При заполнении исходная ячейка (ЧТО) или блок повторяется несколько раз за одно действие. Заполнение возможно вправо или вниз

Заполнение выполняется так же, как и перемещенное, но при этом курсор должен наводиться на нижнем правом углу ячейки или блока (принимает форму черного плюса и называетсямаркером заполнения).

6. 9. Выделите строку номер 7 и заполните выделенными данными строки по 15-ю включительно.

    6. 10. Скопируйте столбец С в столбцы E, F, G.
    Удаление, очистка

Если надо очистить только данные (числа, текст, формулы), то достаточно нажать клавишу Del на выделенной ячейке или блоке.

    6. 11. Выделите блок A10: G15 и очистите его.

Для очистки ячейки или блока от введенных данных можно установить указатель на ячейку или выделить блок, а затем выполнить командуПравка, Очистить. В подменю необходимо указать, что конкретно требуется очистить: данные, оформление, примечание или все вместе.

6. 12. Очистите содержимое ячейки G9, используя команды меню. Для удаления столбцов, строк, блоков нужно выделить необходимый элемент, а затем воспользоваться командами менюПравка, Удалить. При удалении место строк, столбцов и блоков “схлопывается”. 6. 13. Удалите столбец Е.

    Обратите внимание на смещение столбцов.

Для удаления данных из таблицы с сохранением пустого места (удаление данных без удаления ячеек) необходимо воспользоваться командамиПравка, Очистить. 6. 14. Удалите столбец Е с сохранением пустого места. (Рисунок 2. ) Задание 7. Научитесь использовать функцию Автозаполнения

    7. 1. В ячейку G10 занесите текст “Январь”.
    7. 2. В ячейку H10 занесите текст “Февраль”
    7. 3. Выделите блок G10: Н10.

7. 4. Укажите на маленький квадратик в правом нижнем углу ячейки H10 (экранный курсор превращается в маркер заполнения).

7. 5. Нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, двигайте мышь вправо, пока рамка не охватит ячейки G10: M10.

Заметьте: учитывая, что в первых двух ячейках вы напечатали “Январь” и “Февраль”, Excel вычислит, что вы хотите ввести название последующих месяцев во все выделенные ячейки.

7. 6. Введите в ячейки G11: М11 дни недели, начиная с понедельника. 7. 7. Введите в ячейки G12: M12 года, начиная с 1990-ro.

Excel позволяет вводить некоторые нетиповые последовательности, если в них удается выделить некоторую закономерность.

7. 8. Используя Рисунок 3, внесите следующие данные в таблицу: в ячейки G16: M16 - века; в ячейку G15 - заголовок “Население Москвы (в тыс. чел. )” в ячейки GI7: MI7 - данные о населении Москвы по векам.

Задание 8. Освойте действия с таблицей в целом: Сохранить, Закрыть, Создать, Открыть. Для действий с рабочей книгой в целом используются команды из меню Файл: Сохранить - сохраняет рабочую книгу на диске для последующего использования; Сохранить как.... - аналогична Сохранить, но при этом позволяет поменять имя файла или записать рабочую книгу на другой диск;

    Закрыть - убирает документ с экрана;

Создать - создает новую рабочую книгу (пустую или на основе указанного шаблона); Открыть - возвращает рабочую книгу с диска на экран.

Действия Создать, Открыть, Сохранить закреплены за тремя первыми кнопками панели инструментов Стандартная. 8. 1. Сохраните таблицу на рабочем диске в личном каталоге под именем workl. xls 8. 2. Уберите документ с экрана.

    8. 3. Вернитесь к своему документу work1. хls
    8. 4. Закройте файл.
    Задание 9. Завершите работу с Excel.

Для выхода из Excel можно воспользоваться одним из следующих способов: 1) командой меню Файл, Выход;

    2) из системного меню - команда Закрыть;
    3) с клавиатуры - Alt+F4.

Если вы не сохранили рабочую книгу, то появится предупреждающее сообщение и вам будет предложено сохранить книгу или выйти без сохранения.

    Задание 10. Подведите итоги.

В результате выполнения работы №1 вы должны познакомится с основными понятиями электронных таблиц и приобрести первые навыки работы с Excel. Проверьте:

    знаете ли вы, что такое:

элементы окна Excel; строка; столбец; ячейка; страница; книга; умеете ли вы: работать с меню; вводить текст, числа, формулы; редактировать данные: изменять размер строк и столбцов; перемещать; копировать; заполнять; удалять; сохранять таблицу; закрывать, открывать. Если нет, то еще раз внимательно перечитайте соответствующие разделы работы.

    Предъявить учителю:

краткий конспект; файл work1. xls на экране и на рабочем диске в личном каталоге.

    Алгоритмическая последовательность №2 на тему:
    “Решение задачи табулирования функции”
    Цели работы:
    закрепить навыки заполнения и редактирования таблиц;
    познакомиться со способами адресации;
    освоить некоторые приемы оформления таблиц.

Для дальнейшего знакомства с Excel рассмотрим задачу табулирования функции. Постановка задачи: вычислить значения функции y=kx(x2-l)/(x2+l) для всех x на интервале [-2, 2] с шагом 0, 2 при k=10. Решение должно быть получено в виде таблицы:

    №
    x
    k
    y1=x^2+1
    y2=x^2=1
    y=k*(y1/y2)

Задание 1. Прежде чем перейти к выполнению задачи, познакомьтесь со способами адресации в Excel.

Абсолютная, относительная и смешанная адресации ячеек и блоков При обращении к ячейке можно использовать описанные ранее способы: ВЗ, А1: G9 и т. д. Такая адресация называется относительной. При ее использовании в формулах Excel запоминает расположение относительно текущей ячейки. Так, например, когда вы вводите формулу =В1+В2 в ячейку В4, то Excel интерпретирует формулу как “прибавить содержимое ячейки, расположенной тремя рядами выше, к содержимому ячейки, расположенной двумя рядами выше.

Если вы скопировали формулу =В1+В2 из ячейки В4 в С4, Excel также интерпретирует формулу как “прибавить содержимое ячейки, расположенной тремя рядами выше, к содержимому ячейки двумя рядами выше. Таким образом, формула в ячейке С4 примет вид =С1+С2.

Если при копировании формул вы пожелаете сохранить ссылку на конкретную ячейку или область, то вам необходимо воспользоваться абсолютной адресацией. Для ее задания необходимо перед именем столбца и перед номером строки ввести символ $. Например: $В$4 или $C$2: $F$48 и т. д.

Смешанная адресация. Символ $ ставится только там, где он необходим. Например: В$4 или $С2. Тогда при копировании один параметр адреса изменяется, а другой— нет. Задание 2. Заполните основную и вспомогательную таблицы.

    2. 1. Заполните шапку основной таблицы начиная с ячейки А1:
    в ячейку А1 занесите N;
    в ячейку В1 занесите X;
    в ячейку С1 занесите К и т. д.

установите ширину столбцов такой, чтобы надписи были видны полностью. 2. 2. Заполните вспомогательную таблицу начальными исходными данными начиная с ячейки H1:

    xO
    step
    k
    -2
    0, 2
    10

где xO - начальное значение х, step - шаг изменения х, г - коэффициент (константа).

Данный пункт при решении задачи табулирования функции является не обязательным и введен искусственно — для демонстрации способов адресации. 2. 3. Используя функцию автозаполнения, заполните столбец А числами от 1 до 21, начиная с ячейки А2 и заканчивая ячейкой А22.

    2. 4. Заполните столбец В значениями х:
    в ячейку В2 занесите =$Н$2.

Это означает, что в ячейку В2 заносится значение из ячейки Н2 (начальное значение х), знак $ указывает на абсолютную адресацию;

    в ячейку B3 занесите =В2+$1$2.

Это означает, что начальное значение х будет увеличено на величину шага, которая берется из ячейки 12;

    скопируйте формулу из ячейки ВЗ в ячейки В4: В22.
    Столбец заполнится значениями х от - 2 до 2 с шагом 0, 2.
    2. 5. Заполните столбец С значениями коэффициента k;
    в ячейку С2 занесите =$J$2;
    в ячейку C3 занесите =С2.
    Посмотрите на введенные формулы. Почему они так записаны?
    Скопируйте формулу из ячейки СЗ в ячейки С4: С22.
    Весь столбец заполнился значением 10.
    2. 6. Заполните столбец D значениями функции у1=х^2-1;
    в ячейку D2 занесите =В2*В2-1;
    скопируйте формулу из ячейки D2 в ячейки D3: D22.

Столбец заполнился как положительными, так и отрицательными значениями функции у1. Начальное и конечное значения равны 3.

2. 7. Аналогичным образом заполните столбец E значениями функции у2=х^2+1. Проверьте! Все значения положительные; начальное и конечное значения равны 5. 2. 8. Заполните столбец F значениями функции

    y=k*(x^2-1)/(x^2+1);
    в ячейку F2 занесите =C2*(D2/E2);
    скопируйте формулу из F2 в ячейки F2: F22.

Проверьте! Значения функции как положительные, так и отрицательные; начальное и конечное значения равны 6. Задание 3. Понаблюдайте за изменениями в основной таблице при смене данных во вспомогательной.

3. 1. Измените во вспомогательной таблице начальное значение х: в ячейку Н2 занесите -5.

    3. 2. Измените значение шага: в ячейку 12 занесите 2.

3. 3. Измените значение коэффициента: в ячейку J2 занесите 1. Внимание! При всех изменениях данных во вспомогательной таблице в основной таблице пересчет производится автоматически.

3. 4. Прежде чем продолжить работу, верните прежние начальные значения во вспомогательной таблице: х0=-2, step=0, 2, k=10.

    Задание 4. Оформите основную и вспомогательную таблицы.

4. 1. Вставьте две пустые строки сверху для оформления заголовков; установите курсор на строку номер 1;

    выполните команды меню Вставка, Строки (2 раза).
    4. 2. Введите заголовки;
    в ячейку А1 “Таблицы”;
    в ячейку А2 “основная”;
    в ячейку Н2 “вспомогательная”.

4. 3. Объедините ячейки А1: J1 и разместите заголовок “Таблицы” по центру; выделите блок А1: Л;

используйте кнопку Центрировать по столбцам панели инструментов Форматирование. 4. 4. Аналогичным образом разместите по центру заголовки "основная” и “вспомогательная”. 4. 5. Оформите заголовки определенными шрифтами.

    Шрифтовое оформление текста

Символы любой ячейки или блока можно оформить разными шрифтами. Для этого необходимо выделить ячейку или блок, а затем воспользоваться кнопками из панели форматирование или командой меню формат. Ячейки, Шрифт. При использовании команды появится диалоговое окно вида: (Рисунок 2. 1. ) для заголовка “Таблицы” задайте шрифт Courier New Cyr, размер шрифта 14, полужирный.

    Используйте кнопки панели инструментов Форматирование;

для заголовков “основная” и “вспомогательная” задайте шрифт Courier New Cyr, размер шрифта 12, полужирный.

    Используйте команды меню формат, Ячейки, Шрифт;

для шапок таблиц установите шрифт Courier New Суг, размер шрифта 12, курсив. Любым способом.

4. 6. Подгоните ширину столбцов так, чтобы текст помещался полностью. 4. 7. Произведите выравнивание надписей шапок по центру.

    Выравнивание

Содержимое любой ячейки можно выровнять по левому или правому краю, по центру (по горизонтали и вертикали), а также можно задать необходимую ориентацию текста (снизу вверх, сверху вниз и т. д. ). Для задания необходимой ориентации используются кнопки в панели Форматирование или команда меню Формат, Ячейки, Выравнивание. 4. 8. Задайте рамки для основной и вспомогательной таблиц, используя кнопку панели инструментов Форматирование.

Для задания рамки используется кнопка в панели Форматирование или команда меню Формат, Ячейки, Рамка. 4. 9. Задайте фон заполнения внутри таблиц - желтый, фон заполнения шапок таблиц - малиновый.

    Фон

Содержимое любой ячейки или блока может иметь необходимый фон (тип штриховки, цвет штриховки, цвет фона).

Для задания фона используется кнопка в панели Форматирование или команда меню Формат, Ячейки, Вид. Вид экрана после выполнения работы представлен на Рисунке. 2. 1. 2. Задание 5. Сохраните результаты работы на дискете в личном каталоге в файле work2_1. xls. Задание 6. Завершите работу с Excel.

    Задание 7. Подведите итоги.
    Проверьте:

знаете ли вы, что такое: относительная адресация; абсолютная; смешанная; умеете ли вы: использовать различные способы адресации при обращении к ячейкам; оформлять символы; производить выравнивание; задавать рамку; изменять фон. Если нет, то еще раз внимательно перечитайте соответствующие разделы работы. Предъявите учителю:

    краткий конспект;

файл work2_l. xls на экране и на рабочем диске в личном каталоге.

    Алгоритмическая последовательность №3 на тему:
    “Использование функций”
    Цели работы:
    познакомиться с использованием функций в Excel;
    познакомиться с форматами чисел;
    научиться защищать информацию в таблице;
    научиться распечатывать таблицу.
    Задание 1. Откройте файл work 2_1. xls.

Задание 2. Защитите от изменений информацию, которая не должна меняться (заголовки, основная таблица полностью, шапка вспомогательной таблицы). Защита ячеек

В Excel можно защитить от изменения всю рабочую книгу, лист или некоторые ячейки. Защита делает невозможным изменение информации, до тех пор пока она не отключена. Обычно защищают данные, которые не должны изменяться (расчетные формулы, заголовки, шапки таблиц). Установка защиты выполняется в два действия:

отключают защиту (блокировку) с ячеек, подлежащих последующей корректировке; включают защиту листа или книги.

После этих действий можно корректировать и заполнять только те ячейки, которые ранее были разблокированы.

    Разблокировка (блокировка) ячеек.

Выделите блок. Выполните команду Формат, Ячейки, Защита, а затем в диалоговом окне выключите (включите) параметр Заблокировать. Включение (снятие) защиты с листа или книги.

Выполните команду Сервис, Защита, Защитить лист (книгу) (для отключения: Сервис, Защита, Снять защиту листа (книги)). 2. 1. Выделите блок H4: J4 и снимите блокировку.

Выполните команду Формат, Ячейки, Защита, убрать знак [х] в окне Заблокировать. 2. 2. Защитите лист.

Выполните команду Сервис, Защита, Защитить лист, (Пароль вводить не обязательно) Ок. В результате действий заблокируется вся основная таблица и шапка вспомогательной. 2. 3. Попробуйте изменить значения в ячейках:

    в ячейке А4 с 1 на 10.
    Это невозможно;
    значение шага во вспомогательной таблице с 0, 2 на 0, 5.
    Это возможно. В основной таблице произошел пересчет;
    измените текст “step” в ячейке I3 на текст “шаг”.
    Каков результат? Почему?
    верните начальное значение шаг4а 0, 2.

Задание 3. Сохраните файл под старым именем. Воспользуйтесь кнопкой Сохранить на панели инструментов Стандартная.

Задание 4. Снимите защиту с листа. Выполните команду Сервис, Защита, Снять защиту листа. Задание 5. Познакомьтесь с функциями пакета Excel.

    Функции

Функции предназначены для упрощения расчетов и имеют следующую форму: y=f(x), где у— результат вычисления функции, х — аргумент, f — функция. Пример содержимого ячейки с функцией: =A5+sin(C7), где А5 — адрес ячейки; sin( ) — имя функции, в круглых скобках указывается аргумент; С 7 —аргумент (число, текст и т. д. ), в данном случае ссылка на ячейку, содержащую число.

    Некоторые функции.

SQRT(x) — вычисляет положительный квадратный корень из числа х. Например: sqrt(25)=5. SIN(x) — вычисляет синус угла х, измеренного в радианах. Например: sin(. 883)=0. 772646. МАХ(список) —возвращает максимальное число списка. Например: max(55, 39, 50, 28, 67, 43)=67.

SUM (список) —возвращает сумму чисел указанного списка (блока). Например: SUM(AI: A300) подсчитывает сумму чисел в трехстах ячейках диапазона А1: АЗОО. Имена функций в русифицированных версиях могут задаваться на русском языке. Для часто используемой функции суммирования закреплена кнопка на панели инструментов.

Для вставки функции в формулу можно воспользоваться Мастером функции, вызываемым командой меню Вставка, Функция или кнопкой с изображением fx. Появится диалоговое окно, в котором необходимо выбрать функцию, а затем нажать на кнопку Шаг. (Рисунок 1. )

Второе диалоговое окно (второй шаг Мастера функций) позволяет задать аргументы к выбранной функции. (Рисунок 2. ) 5. 1. Познакомьтесь с видами функций в Excel.

Нажмите кнопку Fx. Выберите категорию Все. Посмотрите, как обозначаются функции S, min, max. 5. 2. Подсчитайте сумму вычисленных значений Y и запишите ее в ячейку F25. Кнопка S панели инструментов Стандартная.

    В ячейку Е25 запишите поясняющий текст “Сумма у=“
    (см. Рисунок 3).

5. 3. Оформите нахождение среднего арифметического вычисленных значений у (по аналогии с нахождением суммы).

Занесите в ячейку Е26 поясняющий текст, а в F26 - среднее значение. 5. 4. Оформите нахождение минимального и максимального значений у, занеся в ячейки Е27 и Е28 поясняющий текст, а в ячейки F27 и F28 - минимальное и максимальное значения. Воспользуйтесь Мастером функций: Вставка. Функция, Все, Макс, Шаг, F4: F24, Закончить. Задание 6. Оформите блок ячеек Е25: F28.

    6. 1. Задайте рамку для блока Е25: F28.

6. 2. Заполните этот блок тем же фоном, что и у шапки таблицы. 6. 3. Поясняющие подписи в ячейках Е25: Е28 оформите шрифтом Arial Суг полужирным с выравниванием вправо. Вид экрана после выполнения данной части работы представлен на Рисунке 3. Задание 7. Сохраните файл под новым именем work2_2. xls.

    Задание 8. Познакомьтесь с форматами чисел в Excel.
    Числа

Число в ячейке можно представить в различных форматах. Например, число 100 будет выглядеть как: 100, 00р. — в денежном формате; 10000% — в процентном выражении; 1. 00Е+2 — в научной форме. Для выполнения оформления можно воспользоваться кнопками из панели Форматирование или командой меню Формат, Ячейки. Для выполнения команды необходимо:

    выделить ячейку или блок, который нужно оформить;
    выбрать команду Формат, Ячейки, Число;

выбрать желаемый формат числа в диалоговом окне (Рисунок 4) При изменении формата числа ячейки изменяется только способ представления данных в ячейке, но не сами данные.

Если ячейка отображается в виде символов ####, это означает, что столбец недостаточно широк для отображения числа целиком в установленном формате.

    8. 1. Установите масштаб 75%.

8. 2. Скопируйте значения Y из столбца F в столбцы К, L, M, N. Для этого воспользуйтесь правой кнопкой мыши. Откроется контекстно-зависимое меню, где нужно выбрать пункт Копировать значения. 8. 3. В столбце К задайте формат, в котором отражаются две значащие цифры после запятой 0, 00.

    8. 4. В столбце L задайте формат Научный .
    8. 5. В столбце М задайте формат Процент.

8. 6. В столбце N установите собственный (Пользовательский) формат - четыре знака после запятой:

    Формат, Ячейки, Число, код: 0, 0000, ОК.

8. 7. Оформите блок К2: N24 в стиле оформления основной и вспомогательной таблиц (заголовок, обрамление, заполнение, шрифт).

Задание 9. Предъявите результат работы учителю. Вид экрана представлен на Рисунке 5. Задание 10. Сохраните файл под старым именем work2_2. xls.

Задание 11. Распечатайте таблицу на принтере, предварительно просмотрев ее вид на экране. Печать таблицы на экране и принтере

Прежде чем распечатать таблицу, неплохо убедиться в том, что она выглядит так, как вы хотите. Excel позволяет сделать это.

Для этого необходимо выполнить команду меню Файл, Просмотр или щелкнуть по кнопке Просмотр панели инструментов Стандартная, функция предварительного просмотра выводит таблицу на экран, но ошибки исправлять не позволяет. Для исправления прийдется вернуться в обычный режим представления на экране, но в режиме просмотра (Рисунок 5. ) можно выполнить очень полезные операции: изменить параметры страницы, установленные поля и разбивку на страницы; начать печать.

Функция предварительного просмотра позволит вам сэкономить время, бумагу и избежать ненужных разочарований.

    11. 1. Задайте режим предварительного просмотра.
    С помощью кнопки Просмотр панели инструментов Стандартная.

11. 2. Щелкните по кнопке Страница и в окне параметров выберите ландшафтную ориентацию. 11. 3. Щелкните по кнопке Поля; на экране будут видны линии, обозначающие поля. Установите указатель мыши на второй квадратик, расположенный слева по вертикали. Нажмите и не отпускайте левую кнопку мыши. Внизу вы увидите цифры 2, 50. Это высота установленного в данный момент верхнего поля.

    Измените высоту верхнего поля на 3, 00.

Этот способ может использоваться для изменения любого поля в режиме предварительного просмотра. Измените ширину левого поля на 1, 00.

Измените ширину полей таблицы таким образом, чтобы все данные в них были видны и таблица полностью помещалась на странице.

11. 4. Убедитесь в том, что принтер подключен к вашему компьютеру и работоспособен. 11. 5. Нажмите на кнопку Печать.

    Задание 12. Завершите работу с Excel.
    Задание 13. Подведите итоги.
    Проверьте:
    знаете ли вы, что такое: функции Excel; форматы чисел;

умеете ли вы: защищать информацию в таблице; использовать функции; Если нет, то еще раз внимательно перечитайте соответствующие разделы работы. Предъявите учителю:

    краткий конспект;

файл work2_2. xls на экране и на рабочем диске в личном каталоге; распечатку таблицы work2_2. xls.

    Алгоритмическая последовательность №4 на тему:
    “Составление штатного расписания хозрасчетной больницы”
    Цели работы:

научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов; закрепить приобретенные навыки по заполнению, форматированию и печати таблиц. Постановка задачи: заведующий хозрасчетной больницей должен составить штатное расписание, т. е. определить, сколько сотрудников, на каких должностях и с каким окладом он должен принять на работу. Общий месячный фонд зарплаты составляет $10 000.

    Построим модель решения этой задачи.

Поясним, что является исходными данными. Казалось бы, ничего не дано, кроме общего фонда заработной платы. Однако заведующему больницей известно больше: он знает, что для нормальной работы больницы нужно 5—7 санитарок, 8—10 медсестер, 10—12 врачей, 1 заведующий аптекой, 3 заведующих отделениями, 1 главный врач, 1 заведующий хозяйством, 1 заведующий больницей. На некоторых должностях число людей может меняться. Например, зная, что найти санитарок трудно, руководитель может принять решение о сокращении числа санитарок, чтобы увеличить оклад каждой из них. Итак, заведующий принимает следующую модель задачи. За основу берется оклад санитарки, а все остальные вычисляются исходя из него: во столько-то раз или на столько-то больше. Говоря математическим языком, каждый оклад является линейной функцией от оклада санитарки: АґС+В, где С — оклад санитарки; А и В—- коэффициенты, которые для каждой должности определяются решением совета трудового коллектива.

    Допустим, совет решил, что

медсестра должна получать в 1, 5 раза больше санитарки (А=1, 5, В=0); врач — в 3 раза больше санитарки (В=0, А=3);

заведующий отделением — на $30 больше, чем врач (А=3, В=30); заведующий аптекой — в 2 раза больше санитарки (А=2, В=0);

заведующий хозяйством —на $40 больше медсестры (А=1. 5, В=40); главный врач — в 4 раза больше санитарки (А=4, В=0);

заведующий больницей — на $20 больше главного врача (А=4, В=20). Задав количество человек на каждой должности, можно составить уравнение: Nlґ(AlґC+BI)+N2ґ(A2ґC+B2)+.... +N8ґ(A8ґC+B8)=10000, где N1 — количество санитарок; N2 — количество медсестер и т. д. В этом уравнении нам известны А1.... А8 и В1.... В8, а неизвестны С и NI.... N8. Ясно, что решить такое уравнение известными методами не удастся, да и единственно верного решения нет. Остается решать уравнение путем подбора. Взяв первоначально какие-либо приемлемые значения неизвестных, подсчитаем сумму. Если эта сумма равна фонду заработной платы, то нам повезло. Если фонд заработной платы превышен, то можно снизить оклад санитарки либо отказаться от услуг какого-либо работника и т. д.

Проделать такую работу вручную трудно. Но вам поможет электронная таблица. Ход работы

1. Отведите для каждой должности одну строку и запишите названия должностей в столбец А (см. Рисунок 1— пример заполнения таблицы).

2. В столбцах В и С укажите соответственно коэффициенты А и В. 3. В ячейку Н5 занесите заработную плату санитарки (в формате с фиксированной точкой и двумя знаками после нее).

4. В столбце D вычислите заработную плату для каждой должности по формуле А*С+В.

Обратите внимание! Этот столбец должен заполняться формулами с использованием абсолютной ссылки на ячейку Н5, в которой указана зарплата санитарки. Изменение содержимого этой ячейки должно приводить к изменению содержимого всего столбца D и пересчету всей таблицы.

5. В столбце Е укажите количество сотрудников на соответствующих должностях в соответствии со штатным расписанием.

6. В столбце F вычислите заработную плату всех рабочих данной должности. Тогда сумма элементов столбца F даст суммарный фонд заработной платы. Данные в столбцах D, F должны быть представлены в формате с фиксированной точкой и двумя знаками после нее.

7. Если расчетный фонд заработной платы не равен заданному, то внесите изменения в зарплату санитарки или меняйте количество сотрудников в пределах штатного расписания, затем осуществляйте перерасчет - до тех пор, пока сумма не будет равна заданному фонду.

8. Сохраните таблицу в личном каталоге под именем work_3. xls. 9. После получения удовлетворительного результата отредактируйте таблицу. См. Рисунок 2 — пример оформления штатного расписания больницы без подобранных числовых значений. 9. 1. Оставьте видимыми столбцы А, D, Е, F.

Столбцы В, С можно скрыть, воспользовавшись пунктом меню Формат. столбец, Скрыть. 9. 2. Дайте заголовок таблице “Штатное расписание хозрасчетной больницы” и подзаголовок “зав. больницей Петров И. С. ”. 9. 3. Оформите таблицу, используя автоформатирование. Для этого: выделите всю таблицу, включая заголовки;

    выберите пункт меню Формат, Автоформат (см. Рисунок 3);
    выберите удовлетворяющий вас формат.

10. Сохраните отредактированную таблицу в личном каталоге под именем hospital. xls.

11. Распечатайте отредактированную таблицу hospital. xls. Воспользуйтесь режимом предварительного просмотра. При просмотре выберите ландшафтное расположение и подберите оптимальную ширину полей. Предъявите учителю:

    файл work_3. xls на экране;
    распечатанный файл hospital. xls.

3. 2 Материально-техническое обеспечение компьютерного класса. Требование пакета Microsoft Office к программному и аппаратному обеспечению

    Материально-техническое обеспечение компьютерного класса

Прежде чем рассматривать возникшее недавно направление компьютерного обучения, определим предмет обсуждения, потому что многие авторы публикаций, посвященных компьютерным технологиям, в основном рассматривают программную часть. Здесь возникает ситуация, похожая на ту, когда возможности характеристик автомобиля оцениваются без учета характеристик двигателя. Уровень образовательной системы определяется в равной степени не только программой, но и аппаратной составляющей. Поэтому уместно ввести понятие обучающей системы как совокупности программных и аппаратных средств.

Под аппаратурой понимается компьютер как совокупность средств, обеспечивающих ранение, ввод/вывод, модификацию текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. Программное обеспечение это управляющая среда, которая, в зависимости от возникающей ситуации, адекватно реагирует на действия обучаемого. Компьютерная программа учебного назначения это любое программное средство, специально разработанное или адаптированное для применения в обучении. Выбирая конкретную модель персонального компьютера ПК для выполнения образовательных задач, необходимо остановиться на варианте, который при минимальных затратах соответствовал бы требованиям, предъявляемым при решении подобных задач.

На возможности компьютеров, призванных решать образовательные задачи, влияют следующие компоненты аппаратуры:

    •тип процессора;
    •кэш-память;
    •тип шины;
    •размер и характеристики оперативной памяти;
    •параметры внешних носителей информации;
    •звуковые адаптеры;
    •видеоадаптеры;
    •периферия.

Наиболее популярными в настоящее время в России являются компьютеры, совместимые с IBM PS, поэтому ниже они будут рассмотрены более подробно. Процессор. В совместимых IBM PS компьютерах используются процессоры фирмы INTEL или им подобные. Каждый тип процессора имеет свое обозначение, которое заканчивается двузначной цифрой 86, 87 и др. Полное обозначение процессора выглядит следующим образом: INTEL8086 (либо i8086). За сравнительно короткий период фирма INTEL выпустила целый ряд процессоров - i8086, i8088, i80186, i80286, i80386, i80486, i80586 (PENTIUM), i80686 (P-6 или PENTIUM PRO). Сегодня на завершающей стадии разработки процессор P-7.

Процессоры в - i8086, i8088, i80186 имеют аналогичную внутреннюю структуру, позволяющую обрабатывать. 16-разрядные слова Принципиальные различия между этими устройствами заключаются в следующем:

    •i8086 работает с 16-разрядными словами данных;

•i8088 по организации идентичен предыдущему: но обмен информацией за пределами процессора осуществляется только байтами, что существенно снижает производительность ПК, но, с другой стороны, упрощает его схему; •i80186 включает в свой состав схемы процессора, идентичного i8086, и математического сопроцессора, обмен данными ведется с 16-разрядными словами. Для совместной работы с i8086 и i8088 используется сопроцессор i8087 (ускоритель при работе со специальной математикой), который увеличивает производительность. Первые ПК типа IBM PC и PC/XT (eXTended version расширенная версия) были укомплектованы процессорами i8086, i8088 и i80186, которые позволяли работать с оперативной памятью объемом до 640 Кб (основной). Частота работы процессора определяет производительность процессора. •Процессор i80286 (или i80286) стал основой для создания компьютера IBM PC/AT (Advanced Technology усовершенствованная технология). Основные особенности данного процессора заключаются в том, что, хотя обмен с памятью ведется 16-разрядными словами, шина адреса теоретически может иметь 24 разряда (возможность адресации к 16 Мб памяти), но практически реализуется двадцатиразрядная адресная шина (1 Мб ОЗУ). Частота работы процессора от 8 до 20 мГц. Для эффективного выполнения математических вычислений предназначен сопроцессор i287.

•Вслед за i286 были выпущены несколько типов процессоров с номером i386 (или i80386), за которыми указывается буквенное обозначение DX или SX. Общим для 386 процессоров является то, что они обрабатывают 32-разрядные слова, а отличие заключается в длине слов, которыми они обмениваются с памятью и внешними устройствами: i386 имеет "широкую" шину, то есть за одно обращение к памяти обрабатывается 32-разрядное слово, а i386SX с узкой шиной ведет обмен 16-разрядными словами. Частота работы этих процессоров составляет от 16 до 40 мГц. При равной частоте i386DX примерно в полтора раза производительней i386SX. Процессор может дополняться математическим сопроцессором i387 (с обозначением DX и SX соответственно. Тридцать два разряда адресной шины позволяют адресовать до 4 Гб памяти.

•Следующий процессор, i486, также имеет несколько типов. Первоначально был выпущен i486DX, в кристалле которого размещаются:

    •процессор i386;
    •сопроцессор i387;
    •схема управления кэш-памятью;
    •дополнительные схемы управления.

Кроме конструктивных особенностей необходимо отметить иную организацию процесса обработки команд по сравнению с предыдущими вариантами.

Процессоры i486 работают на частоте 25, 33 и 50 мГц. Выпускаются также процессоры, работающие на удвоенной частоте, у которых при использовании внутренней кэш-памяти частота процессоров удваивается, а при работе с данными за пределами процессора остается неизменной. Такие процессоры имеют обозначения i486DX2-50 (или 66, 100). Одновременно выпускаются процессоры i486 с упрощенной за счет уменьшения кэш-памяти до 1 Кб и отсутствия сопроцессора схемой. Такие процессоры обозначаются как i486SX .

Под кэш-памятью (cache) понимается очень быстродействующая буферная память, размещенная между процессором и оперативной памятью (ОЗУ), которая используется для сокращения времени обмена информацией между ОЗУ и процессором. Объем памяти типа кэш составляет:

    64 128 Кб для i386;
    128 256 Кб для i486;
    512 Кб для PENTIUM и P6.

Практика показывает, что оптимальным является объем не менее 128 Кб. Следует отметить, что в прошлом году фирмы, занимающиеся выпуском процессоров этой серии прекратили их выпуск ниже i486. Одновременно начат выпуск процессоров i80586 (PENTIUM), который обеспечивает удвоенную производительность по сравнению с i486DX2- 66.

И, наконец, последнее детище фирмы INTEL процессор P6 (i80686 или PENTIUM PRO) с производительностью вдвое большей, чем PENTIUM. Тактовая частота 200, 180, 166, 150 мГц. Уже сейчас он завоевывает рынок. Оценить степень сложности этого процессора можно, если сравнить количество транзисторов в схемах процессоров разных поколений. Если i486 содержал в себе несколько тысяч транзисторов, то P6 имеет на двух кристаллах поистине фантастическое количество 5. 5 млн. Всеобщая болезнь это зацикливание только на IBM PC. Между тем большую работу по созданию обучающих систем ведут программисты для компьютеров Macintosh. Если учесть, что фирма Apple недавно выпустила целую серию русскоязычных обучающих пакетов на CD-ROM, то следует обратить внимание INTEL на этот компьютер. Тем более, что оптические диски распространяются бесплатно. В комплект входят мультимедийные пакеты по естественно-научным, лингвистическим INTEL филологическим дисциплинам.

Оперативная память. В персональных компьютерах выполнена на интегральных схемах и характеризуются двумя параметрами: объемом для хранения информации (в битах, байтах и их производных килобайтах Кб, мегабайтах Мб, гигабайтах Гб) и временем доступа к элементам оперативной памяти. Кроме этого модули памяти, выпущенные разными фирмами, отличаются возможностью контроля и исправления ошибок при хранении информации. Это определяет с одной стороны надежность ОЗУ, а с другой стороны стоимость 1 Мб памяти. Оперативная память разделяется на зоны; основная память (640 Кб), дополнительная память (Expanded Memory Specification EMS) и расширенная память (extended Memory Specification XMS). Время обращения в современных микросхемах составляет 60 80 нанасекунд.

Шина (или магистраль) является связующим компонентом между элементами компьютера по ней передаются адреса ячеек, ОЗУ информация и управляющие инструкции. В персональных компьютерах используются, в зависимости от типа процессора три вида шин:

•XT-bus i8086, i8088 (по этой шине на частоте 4. 77 МГУмГц передается одновременно один байт информации;

•ISA (Industry Standard Architecture) для процессоров i80286, i80386 (по этой шине на частоте 4. 77 мГц передается за один такт два байта); •EISA (Extended Industry Architecture) используется в моделях с процессорами выше i80386 и позволяет при работе с частотой 10 мГц передавать четыре байта. •С повышением тактовой частоты возможности шины EISA перестали удовлетворять пользователей компьютерных систем. В современных машинах стали использовать различные альтернативные локальные шины, такие, как, SCSI, SCSI-2, VESA, PPSI, VL-BUS и прочие. Разрядность таких шин достигла 64 (видеоплаты для приложений MULTIMEDIA) и частота обмена возросла до 500 мГц (локальные шины памяти). •В современных персональных ЭВМ обычно сочетаются несколько типов шин: два три слота (разъема) PPSI или VESA для "быстрых устройств и три четыре слота EISA/ISA для обычных периферийных устройств.

Накопители на дисках. В компьютерах типа IBM PC используются, в основном, два вида накопителей на магнитных дисках: для гибких (FDD) и жестких (HDD) дисков. Образовательные программы могут работать на компьютере с любым набором ей, если, конечно, позволяет информационный объемов.

Гибкие сменные диски, то есть диски, которые могут быть установлены в накопитель тогда, когда записанная на нем информация необходима для работы или когда необходимо сохранить информацию. Гибкие диски бывают двух видов диаметром 5. 25( (133 мм) до 1. 2 Мб и 3. 5( (89 мм) до 2 Мб.

Как правило, жесткие диски постоянно находятся в компьютере и доступны для чтения и записи информации сразу же после включения ПК. В последнее время появились и сменные жесткие диски (диски Бернулли), но они пока не получили широкого распространения. Выпускаемые для ПК жесткие магнитные диски обеспечивают хранение данных о 40 Мб до 3 Гб, причем в настоящее время выпуск дисков емкостью меньше 100 Мб практически прекращен.

Кроме отдельных жестких дисков в ряде случаев используются так называемые избыточные массивы недорогих дисков (RIAD). Фактически, это набор из отдельных жестких дисков, объединенным специальным контроллером. Для пользователя такая матрица дисков кажется одним большим диском, емкость которого может достигать сотен гигабайт, с достаточно малым временем доступа. Емкость матрицы RIAD может легко наращиваться приобретением дополнительных дисков по мере надобности. Известно, что мультимедийные образовательные продукты содержат в той или иной степени текстовую, графическую, звуковую, неподвижную визуальную, анимированную видеоинформацию, которые требую больших объемов памяти. Поэтому в последнее время при создании образовательных систем все чаще используются лазерные диски, имеющие емкость свыше 600 Мб. Они бывают двух типов: для записи/чтения WORM (Write or Read Memory) и с уже осуществленной одноразовой записью (только для чтения) CD-ROM (Compact Disk Read Only Memory).

Видеосистема персонального компьютера. Основным средством для оперативного отображения информации в компьютере является видеосистема, состоящая из видеоадаптера (видеоконтрол-лера), дисплея (монитора) и, возможно, специальной платы видеоускорителя. Видеоадаптер осуществляет непосредственное управление работой дисплея, Наиболее распространенными видеоадаптерами являются следующие:

•MDA (Monochrome Display Adapter) монохромный дисплейный адаптер; •CGA (Color Graphics Adapter) цветной графический адаптер;

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.