РУБРИКИ |
Методика преподования темы: "Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов" в 10 классе - (диплом) |
РЕКЛАМА |
|
Методика преподования темы: "Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов" в 10 классе - (диплом)p>•EGA (Enhanced Graphics Adapter) усовершенствованный графический адаптер; •VGA (Video Graphics Array) видеографическая матрица;•SVGA (Super VGA) супервидеографическая матрица. Все видеосистемы могут работать в двух режимах текстовом и графическом. Любое изображение формируется из точек (пиксел) определенного цвета. Тип видеоадаптера определяет качество изображения. Лучшим на сегодняшний день признан SVGA, который пока не является точно определенным стандартом. Мониторы выпускаются таких же типов, как и видеоадаптеры. Они характеризуются тремя параметрами: величина пиксела, размер экрана по диагонали и поддерживаемые частоты развертки изображения. Периферийные устройства. Для современных компьютеров разработано огромное число периферийных устройств. Условно можно разделить их на базовый набор (мышь, принтер, модем и сетевые адаптеры) и дополнительное оборудование. Базовый набор всем известен и не требует особых пояснений, но именно от него во многом зависят возможности компьютера. Любая работа, связанная с получением "твердой копии" (распечатки), требует принтера. Возможности современных принтеров: •Матричный (9 или 24 иголки). Плотность печати меньше 200 точек на дюйм, обычно 144. Число цветов обычно два (черный и белый) Качество печати удовлетворительное. При работе высокий уровень шума. •Лазерный или струйный принтер, плотность печати достигает 600 800 точек на дюйм. В зависимости от типа принтера (цветной или черно-белый) либо 256 градаций яркости, либо 256 и более цветов. Отличительные особенности полиграфическое качество, малый уровень шума и высокая скорость печати. Одновременно с этим стоит заметить, что современные средства связи и коммуникации предусматривают возможность сетевых устройств печати, к которым могут иметь доступ одновременно много пользователей. Таким образом, наличие в комплекте с каждой ЭВМ не очень качественного матричного принтера больше не является необходимостью, можно ограничиться меньшим количеством качественных сетевых печатающих устройств. К дополнительному оборудованию можно отнести в первую очередь системы обработки и ввода/вывода графической и текстовой информации на бумаге. К ним мы относим графопостроители, позволяющие выводить на бумагу, в том числе и на стандартный ватманский лист, высококачественные многоцветные чертежи, удовлетворяющие требованиям ЕСПД. Графопостроители (плоттеры) классифицируются по принципу работы (планшетный или рулонный) разрешающей способности, количеству цветов и размеру рабочего поля. Следующими важными устройствами периферии являются сканеры устройства для ввода (считывания) в компьютер текста или изображения с бумаги. Изображение считывается с достаточно хорошим качеством (400 800) точек на дюйм. Полутоновый сканер обычно поддерживает до 256 градаций серого, а цветной 256 и более цветов. При наличии соответствующего программного обеспечения и аппаратной поддержки сканер позволяет не только считать с бумаги "картинку", но и преобразовать ее в текст, что существенно сокращает занимаемый объем памяти. Таким образом, можно очень легко и быстро вводить в машину информацию из книги или журнала. По принципу работы сканеры делятся на ручные и планшетные. Скорость ввода во многом определяется быстродействием используемого компьютера. Следующее устройство сходного назначения диджитайзер. С его помощью в машину вводятся в реальных размерах координаты точек какого-либо рисунка или чертежа. Если при работе со сканером вводится весь рисунок, то при работе с диджитайзером вводятся, например, только координаты каких-то ключевых точек рисунка. В ряде случаев, например, при выполнении чертежей, такой подход имеет свои преимущества. В какой-то мере к диджитайзерам примыкают перья, которыми можно писать либо прямо на экране дисплея (световое), либо на специальном планшете. В обучающих системах такое перо обеспечивает более удобный и естественный ввод информации, нежели клавиатура. Обычно перо используется в графическом режиме, то есть текст интерпретируемая как рисунок, но почти всегда можно использовать оптическую распознающую систему для перевода информации из графического изображения в текст. В ряду периферийных устройств особое место занимают так называемые саундбластеры (SOUND BLUSTER). Это устройство, предназначенное для воспроизведения с помощью вашего компьютера высококачественного стереофонического звука. Качество звука сопоставимо с качеством цифровой записи на оптическом диске. Существует достаточно много программ для генерации человеческой речи с использованием саундбластера. Их можно использовать в компьютерных системах безопасности и оповещения, в процессе общения с компьютером на естественном языке, в процессе обучения людей с дефектами зрения. В учебном процессе и научной работе саундбластер можно использовать для генерации программируемых во времени напряжений и сигналов. Кроме того, саундбластер способен оцифровывать (переводить в цифровой вид) внешние звуковые сигналы, например, голос или музыку. В настоящее время это широко применяется в системах безопасности для идентификации личности, при изучении иностранных языков и в программах диктовки текста. Существует достаточно большой рынок таких программ, лучшие из них имеют словарный запас до ста тысяч слов и возможность обучения (настройки на голос конкретного человека). Процент распознавания естественной человеческой речи для таких программ весьма высок (> 95 %). Дополнительно к саундбластеру выпускается довольно много разнообразных добавочных устройств, в основном ориентированных на подготовку или нужды профессиональных музыкантов. С использованием этой техники компьютер превращается в полноценную студию звукозаписи с неограниченными возможностями. Существует сходное по назначению устройство, но оно работает не со звуковым, а с видеосигналом видеобластер. С его помощью можно считать в компьютер подвижное видеоизображение с телевизора или телекамеры, отредактировать его, дополнить компьютерными фрагментами и снова перевести в форму телевизионного видеосигнала. Качество получаемого изображения очень сильно зависит от возможностей компьютера, и в хорошем случае (PENTIUM) не уступает возможностям оптического диска. Без использования видеобластера в настоящее время невозможно создание качественного рекламного телевизионного продукта, приложений мультимедиа, актуальных и современных обучающих систем, программных продуктов из серии "искусственная реальность". Есть несколько огромных достоинств видеобластера: в настоящее время проще и удобней тиражировать и хранить не компьютерное, а видеоизображение; видеобластер дает возможность выводить качественное изображение на большие телевизионные видеопанели или проекционную аппаратуру. Размер видеопанели может достигать 10 ( 10 метров, что делает такую технику незаменимой при организации массовых видеодемонстраций и телеконференций. Примерно такие же видеопанели используются в различных тренажерах наподобие систем "искусственная реальность" (вождение автомобиля, пилотирование самолета, изучение микроэлектронных схем и т. д. ). Очень большую область сверхсовременных периферийных устройств составляет оснащение систем "искусственной реальности". С развитием компьютерной техники стало возможным создать для человека среды ощущений, включая стереоскопическое видеоизображение, стереозвук и тактильные ощущения. Человек попадает в полностью искусственную среду и может взаимодействовать как с объектами этой среды, так и с другими людьми (партнерами или противниками) или объектами, также погруженными в мир "искусственной реальности". Направление искусственной реальности получило мощный импульс развития применительно к видеопрограммам, но в последнее время за рубежом очень интенсивно ведутся работы по созданию обучающих систем типа "искусственная реальность" в области медицины, космических исследований, социологии и выживания человека или группы людей в экстремальных условиях. Непосредственное приобретение реального опыта в этих сферах деятельности может быть затруднено или невозможно (медицина: полная имитация условий реальной операции для студента-хирурга). К сожалению, в данной предметной области еще не сформировалась терминология для обозначения данных устройств. Типовое оборудование включает в себя систему наподобие саундбластера, систему видеоизображения, систему пространственной ориентации и систему тактильных ощущений. Видеосистема может строиться как на базе проекционных экранов и поляризующих очков для создания эффекта стереоскопического зрения, так и на базе видеошлема, который с помощью отдельных электронно-лучевых трубок формирует отдельные изображения для левого и правого глаза. Система пространственной ориентации включает в себя инфракрасные или механические датчики перемещения в пространстве как всего человека в целом, так и отдельных частей его тела головы, рук и других. Такая система необходима, так как все наши ощущения взаимосвязанны, и при повороте головы надо соответственно изменить картинку "окружающего мира", выдаваемого видеосистемой. Тактильные перчатки служат для иллюзии осязания и определения положения в пространстве пальцев рук. Таким образом, взяв в мире "искусственной реальности" в руки какой-либо предмет, человек увидит его электронный образ с помощью видеосистемы. Достаточно часто тактильная система работает в обе стороны, то есть. она не просто передает движения рук человека в ЭВМ, но и может по командам машины имитировать мышечные усилия, нагрев или охлаждение поверхности кожи. По мере надобности такие системы могут усложняться вплоть до образов биопотенциалов мозга с одной стороны и, например, управления искусственной беговой дорожкой для мышечной нагрузки с другой стороны. Все зависит от уровня используемой техники и требуемой достоверности ощущений. Существует еще одна очень большая группа периферийных устройств ЭВМ, применяемая в учебном процессе и научной работе. В настоящее время выпускаются десятки тысяч всевозможных цифроаналоговых преобразователей, анализаторов и интерфейсов ЭВМ измерительная техника. Эту периферию можно использовать для регистрации с помощью ЭВМ различных измерений в ходе учебного процесса и научного эксперимента. Но, к сожалению, номенклатура этих изделий настолько велика и разнообразна, что в кратком обзоре невозможно даже частично описать функции и назначение этих устройств. Можно сказать только то, что существующая периферия подобного рода позволяет собрать как из кубиков любую измерительную систему. В заключение отметим, что практически вся ныне выпускаемая периферия работает по принципу "Plug-'n'-play" (включи и играй), то есть она обеспечивает полную совместимость с современным компьютером, легкую замену при модернизации и простоту установочных и настроечных операций. Итак, какой компьютер нужен сегодня в вузе для реализации современных технологий обучения? Безусловно тот, который позволил бы реализовывать и эксплуатировать современные обучающие системы. Этот компьютер должен быть следующей конфигурации: процессор i486DX2 (лучше PENTIUM), шина не хуже EISA + V ESA/PCI, монитор SVGA, ОЗУ не менее 8 Мб, жесткий диск не менее 0, 5 Гб. Компьютер должен обладать весьма развитой периферией CD-ROM, сканеры, диджитайзеры, видео-, звуковые бластеры, преобразователи информации и прочее. Безусловно, такой компьютер стоит дороже, но, если мы хотим иметь современный уровень так называемых технологий обучения, нужно придерживаться тривиального тезиса "лучше меньше, да лучше". Если сегодня приобретать технику с "облегченным" процессором и "отсутствующей" периферией, то завтра можно оказаться у разбитого корыта. В настоящее время существует достаточно много компьютерных программ, разработанных для совершенствования учебного процесса. Все учебные программы могут быть классифицированы по назначению следующим образом: •Автоматизированные системы обучения (или компьютерные учебники) АСО (или АОС); Автоматизированная система обучения программный пакет, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника, лабораторного практикума и эксперта усвоенной информации. При этом АСО обладает следующими преимуществами по сравнению с указанными видами учебных пособий: •обеспечивает оптимальную для каждого конкретного пользователя последовательность, •возможность самостоятельной организации чередования изучения теории, •разбора примеров, методов решения типовых задач, •обеспечивает возможность самоконтроля качества приобретенных знаний и навыков; прививает навыки аналитической и исследовательской деятельности; •экономит время обучаемого, необходимое для изучения курса. Предметно-ориентированная среда это учебный пакет программ, позволяющих оперировать с объектами определенного класса. Среда реализует отношения между объектами, операции над объектами и отношениями, соответствующие их определению, а также обеспечивает наглядное представление объектов и их свойств. Студент оперирует объектами среды, руководствуясь методическими указаниями, в целях достижения поставленной дидактической задачи, либо производит исследование, цели и задачи которого поставлены студентам самостоятельно. Лабораторный практикум. Программы этого типа служат для проведения наблюдений, для их численного и графического представления и для исследования различных объектов использования этих объектов на практике. В программе обычно определяются цели эксперимента, описываются средства и методики проведения эксперимента, методы обработки данных, формы отчета. Тренажеры служат для отработки и закрепления технических навыков при решении задач. Они обеспечивают получение информации по теории и приемам решения задач, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль. Как правило, тренажеры включают следующие режимы: изучение теории, демонстрация примеров, работа с репетитором, самостоятельная работа, самоконтроль, контроль. Контролирующие программы программные средства, предназначенные для проверки (оценки) качества знаний. КП должна предоставлять обучаемому возможность ввода ответа в форме, максимально приближенной к общепринятой, обеспечивать фиксацию результатов контроля, сбор, распечатку и статистический анализ. КП должна анализировать ответ на правильность и выдавать адекватную оценку независимо от формы и синтаксической грамотности ответа. Справочные системы. Программы этого класса предназначены для хранения и предъявления обучаемому разнообразной учебной информации справочного содержания. Для них характерны иерархическая организация материала и быстрый поиск информации по различным признакам (гипертексты). Гипертекст состоит из некоторого числа страниц, одни из которых содержат ссылки на другие. У каждого гипертекста есть головная страница. Она появляется на экране в начале работы и содержит название гипертекста и заголовки разделов. Можно выбирать любой раздел и переходить от одного к другому последовательно. Таким образом СС обеспечивают возможность получения контекстной справки, возможность сохранения и вывода в твердой копии полученной справки. Компьютерные игры. Очень многих пугает распространившаяся по всему миру эпидемия компьютерных игр. Между тем захватывающий эффект игр можно превратить в полезный импульс. Игру можно определить как некоторую модель действительности, воспроизводящую ту или иную жизненную ситуацию. Игры можно разделить на два широких класса. Первый это игры, движущей силой которых является желание подражать какой-либо жизненной ситуации ("подражательные"). "Подражательные" игры это осознанная или неосознанная подготовка к некоторой новой деятельности (например, деловые игры). Второй класс это игры, стержнем которых является желание выиграть, назовем их "выигрышными". Анализируя процесс обучения в ходе компьютерной игры, можно выделить два этапа: ориентирующий и исполнительный. В ориентирующей фазе происходит знакомство с предметом игры, перечисляются его свойства, описываются связи с другими предметами, демонстрируется поведение изучаемой системы в разнообразных условиях. Следующая за ней исполнительная фаза предназначена для получения навыка по использованию знаний, воспринятых в ориентирующей фазе. Исполнительная фаза состоит из многократного повторения различных упражнений, выполнения необходимых действий. Компьютерные обучающие игры существенно обогащают учебный процесс и позволяют реализовывать новые подходы к обучению. При этом сам процесс становится куда более продуктивным и менее утомительным. Обучающие программы можно классифицировать и по уровню развития, и по степени использования современной периферии. В этом случае выделяются три уровня. При работе с программами первого уровня обучаемый долго читает огромные тексты, возникающие на экране далеко не безвредного монитора. Изредка тексты прерываются контрольными вопросами, на которые нужно ответить, выбрав правильный ответ из предложенных нескольких (в 60 70-е годы подобное было весьма модным в электромеханических "игрушках"). Учебные программы второго уровня предполагают возможность использования двухмерной графики, простого звукового ряда, логического анализа ответа обучаемого( В этом случае формы представления информации на экране текстовая и графическая. При использовании только этих форм за пределами возможностей компьютера остается представление информации в человеческо-ориентированной форме (аудио и видеоинформация в моно- и стереопредставлении, анимация, высококачественные статические изображения), а также интерактивность, то есть возможность активно вмешиваться в процесс обучения (задавать вопросы, осуществлять самоконтроль, получать более детальные пояснения по непонятным местам учебного материала). Учебные программы третьего поколения, как правило, используют все эти формы (мультимедиа). Сам термин "мультимедиа" обозначает одновременное использование различных средств представления информации при решении задач. Здесь имеется в виду трехмерная компьютерная графика, звуковой и видеоряд. Последний "писк" в мультимедийных разработках интерфейсы искусственной (виртуальной) реальности, позволяющие достичь в моделирующих и обучающих программах предельной наглядности. Первый опыт применения мультимедиа в образовании относится к 1986 году. На сегодняшний день накоплен огромный опыт использования продукции мультимедиа в западной системе образования. Использование мультимедиа в образовании выявило главные преимущества этой системы, которые развиваются по мере совершенствования аппаратной и программной продукции. Прежде всего эти преимущества состоят в наличии точек разветвления в программе, что позволяет обучаемым регулировать процесс восприятия информации и либо вернуться назад для повторения материала, либо перейти к любой другой точке разветвления. Чем больше таких точек, тем выше интерактивность программы и ее гибкость в процессе обучения. Другим важнейшим преимуществом является аудиосопровождение (стерео- и квадро) учебной информации, резко повышающее эффективность восприятия комментариев к изучаемым объектам, которые параллельно демонстрируются на экране ПК. Еще более эффективным является сочетание аудиокомментариев с видеоинформацией или анимацией, так как появляется возможность постепенно, шаг за шагом разъяснять самые сложные процессы в развитии. Важным достоинством является возможность практически на любом этапе работы с программой предоставить обучающемуся возможность осуществить выбор из нескольких альтернатив с последующей оценкой правильности каждого шага. Такой постоянный самоконтроль особенно важен в процессе самообразования. Нельзя сбрасывать со счетов занимательность образования. Построение процесса обучения в виде развивающих интерактивных игр резко повышает внимание и интерес к учебному материалу. Значительно повышает качество восприятия информации музыкальное сопровождение учебного процесса. Благодаря всем этим преимуществам за рубежом формируется развитая сеть мультимедийного компьютерного образования, которая включает общее образование, систему повышения квалификации. При этом делается упор на индивидуализацию процесса обучения. По мнению ведущих экспертов в этой области, системы обучения на мультимедиа уже стали весьма распространенным явлением. Повышенный спрос порождает соответствующее предложение. Сейчас многие производители персональных компьютеров включают в конфигурацию как стандартную периферию голосовые синтезаторы, всевозможные адаптеры, CD-ROM и прочее Дистантные системы обучения. Мы рассмотрели ситуацию, когда обучаемый расположен в непосредственной близости от компьютера как источника знаний. В этом случае говорят о системах обучения, работающих в автономном режиме. Практически все развитые страны сейчас широко разрабатывают автоматизированные заочные (дистантные) компьютерные технологии обучения Дистантное обучение дистанционная, удаленная форма, позволяющая проходить обучение за сравнительно небольшую плату в престижных вузах. Изучение наук реализуется посредством общения не только с компьютером, но и с преподавателем (опять же заочно, через компьютерную сеть), диспетчирующим учебный процесс. Здесь успех в значительной степени зависит от модератора (преподавателя, курирующего учебный процесс), который обеспечивает успешное начало, обучение и помощь на начальной стадии, поддержку в разработке, развитии и завершении темы. Перемены в обществе требуют новых подходов. Это в полной мере относится к образованию вообще и высшему в частности. Не секрет, что в вузе использование ЭВМ студентами (да и не только студентами) сводится к изучению и эксплуатации одного из языков программирования (например, БЕИСИКа). Сравнительно недавно был сделан "большой" шаг в этом направлении мы перешли с БЕИСИКа на ПАСКАЛЬ. Между тем, в цивилизованных обществах давно уже отказались от изучения языков программирования и для развития логики мышления используют изучение основ аппаратного, системного и прикладного программного обеспечения. За рубежом пользователи ЭВМ давно уже не программируют свои задачи, а используют существующие заготовки, разработанные профессионалами высокого класса. Сегодня и в России на рынке программного обеспечения представлены сотни тысяч пакетов (лицензионные и пиратские) на все вкусы и потребности. Остается только научить будущих пользователей ориентироваться в этом море. В сегодняшнем мире ЭВМ интенсивно используется не как средство для решения своих задач посредством их программирования, а как источник знаний, который представляет информацию весьма увлекательно и доходчиво. К сожаления, в вузах для подавляющего большинства студентов использование ЭВМ заканчивается на языках программирования. И это при том, что парк ЭВМ в вузах достаточно современный. Полученный опыт практически никак не используется в дальнейшей учебе. Использование систем обучения носит случайный характер и, конечно, это системы не третьего и часто даже не второго поколения. Безусловно, при обучении и контроле компьютер хуже человека, но ЭВМ в учебном процессе эффективный и надежный помощник. Нужно нащупать в каждом конкретном случае те участки учебного процесса, где применение ЭВМ дает новое качество. К сожалению, эта проблема в вузах России систематически пока не решается. Требования пакета Microsoft Office к аппаратному и программному обеспечению Последнее замечание данной главы касается требований Microsoft Office к аппаратному и программному обеспечению. В спецификациях к пакету в качестве требований к аппаратуре указаны следующие значения: В минимальной конфигурации продукты пакета удается установить и запустить, но реально работать можно только с отдельными продуктами Microsoft Office, совместная же работа различных продуктов практически невозможна. Нужно рассматривать рекомендуемые фирмой Microsoft значения как реально минимальные требования, хотя можно порекомендую прежде всего удвоить значение, указанное в строке "Память". Другими словами, для того чтобы комфортно работать со всеми продуктами Microsoft Office, в том числе совместно, рекомендуется использовать процессор 486 DX с тактово частотой 33 Мгц или более мощный, 16 Мб оперативной памяти (дальнейшее наращивание памяти не приведет к существенному ускорению работы Microsoft Office) и обязательно мышь или эквивалентное ей манипулирующее устройство. Microsoft Office успешно работает под всеми версиями Windows, начиная с версии 3. 1. "Противопоказаний" для использования самой новейшей доступной версии не имеется. 3. 3. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам. Проблема санитарно-гигиенических норм и правил режима работы в кабинетах вычислительной техники давно волнует работников системы общего среднего образования. В настоящее время большим коллективом специалистов разработан новый документ “Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы. Санитарные правила и нормы СанПиН 2. 2. 2. 542—96”, который утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации от 14 июля 1996 г. № 14. Данный документ введен взамен “Временных санитарных норм и правил для работников вычислительных центров”, утвержденных бывшим Минздравом СССР от 02. 03. 88 № 4559—88; “Временных санитарно-гигиенических норм и правил устройства, оборудования, содержания и режима работы на персональных электронно-вычислительных машинах и видеодисплейных терминалах в кабинетах вычислительной техники и дисплейных классах всех типов средних учебных заведений”, утвержденных бывшим Минздравом СССР от 20. 10. 89 № 5146—89; “Методических указаний по профилактике переутомления студентов вузов при работе с видеотерминалами”, утвержденных бывшим Минздравом СССР от 05. 03. 88 № 4563—88. Настоящие санитарные правила и нормы предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы с персональными компьютерами. Руководителям общеобразовательных учреждений следует организовывать новые рабочие места дня учащихся и учителей, а также привести уже имеющиеся рабочие места в соответствие с этими нормами. При организации учебных и внешкольных занятий с учащимися следует также руководствоваться настоящими нормами и правилами. Документ подготовлен к печати и официально издан Информационно-издательским центром Госкомсанэпиднадзора России (125167, Москва, проезд Аэропорта, II). С разрешения Госкомсанэпиднадзора России предлагаются отдельные выдержки изданного документа, касающиеся организации занятий в компьютерном классе общеобразовательных учреждений. 3. 3. 2. Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ и ПЭВМ 1. Естественное освещение должно осуществляться через светопроемы, ориентированные преимущественно на север и северо-восток, и обеспечивать коэффициент естественной освещенности (КЕО) не ниже 1, 2% в зонах с устойчивым снежным покровом и не ниже 1, 5% на остальной территории. Указанные значения КЕО нормируются для зданий, расположенных в III световом климатическом поясе. Расчет КЕО для других поясов светового климата проводится по общепринятой методике согласно СНиП “Естественное и искусственное освещение”. 2. Расположение рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ для взрослых пользователей в подвальных помещениях не допускается. Размещение рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ во всех учебных заведениях и дошкольных учреждениях не допускается в цокольных и подвальных помещениях. В случаях производственной необходимости эксплуатация ВДТ и ПЭВМ в помещениях без естественного освещения может проводиться только по согласованию с органами и учреждениями Государственного санитарно-эпидемиологического надзора. 3. Площадь на одно рабочее место с ВДТ или ПЭВМ во всех учебных и дошкольных учреждениях должна быть не менее 6, 0 кв. м, а объем— не менее 24, 0 куб. м. 4. При строительстве новых и реконструкции действующих средних, средних специальных и высших учебных заведений помещения для ВДТ и ПЭВМ следует проектировать высотой (от пола до потолка) не менее 4, 0м. 5. При входе в учебное помещение с ВДТ и ПЭВМ в средних и высших учебных заведениях следует предусмотреть встроенные или пристроенные шкафы (полки) для хранения портфелей, сумок учащихся и студентов. 6. Учебные кабинеты вычислительной техники или дисплейные аудитории (классы) должны иметь смежное помещение— лаборантскую, площадью не менее 18, 0 кв. м, с двумя входами: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию. 7. В детских дошкольных учреждениях смежно с помещением, где установлены ПЭВМ или ВДТ, должен располагаться игровой зал площадью не менее 24 кв. м. 8. Для внутренней отделки интерьера помещений с ВДТ и ПЭВМ должны использоваться диффузно-отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка — 0, 7—0, 8, для стен — 0, 5—0, 6, для пола — 0, 3— 0, 5. 9. В дошкольных и всех учебных учреждениях, включая вузы, запрещается для отделки внутреннего интерьера помещений с ВДТ и ПЭВМ применять полимерные материалы (древесностружечные плиты, слоистый бумажный пластик, синтетические ковровые покрытия и др. ), выделяющие в воздух вредные химические вещества. 10. Поверхность пола в помещениях эксплуатации ВДТ и ПЭВМ должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами. 3. 3. 3. Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе помещений эксплуатации ВДТ и ПЭВМ 1. Для повышения влажности воздуха в помещениях с ВДТ и ПЭВМ следует применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированной или прокипяченной питьевой водой. 2. Помещения с ВДТ и ПЭВМ перед началом и после каждого академического часа учебных занятий, до и после каждого занятия в дошкольном учреждении должны быть проветрены, что обеспечивает улучшение качественного состава воздуха, в том числе и аэроионный режим. 3. Содержание вредных химических веществ в воздухе помещений использования ВДТ и ПЭВМ в дошкольных и всех учебных заведениях, включая вузы, не должно превышать среднесуточных концентраций для атмосферного воздуха. 4. Запрещается проводить ремонт ВДТ и ПЭВМ непосредственно в рабочих, учебных и дошкольных помещениях. 1. При выполнении основной работы на ВДТ и ПЭВМ (диспетчерские, операторские, расчетные кабины и посты управления, залы вычислительной техники и др. ) во всех учебных и дошкольных помещениях с ВДТ и ПЭВМ уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 дБА. 2. Снизить уровень шума в помещениях с ВДТ и ПЭВМ можно использованием звукопоглощающих материалов с максимальными коэффициентами звукопоглощения в области частот 63—8000 Гц для отделки помещений (разрешенных органами и учреждениями Госсанэпиднадзора России), подтвержденных специальными акустическими расчетами. Дополнительным звукопоглощением служат однотонные занавеси из плотной ткани, гармонирующие с окраской стен и подвешенные в складку на расстоянии 15—20 см от ограждения. Ширина занавеси должна быть в 2 раза больше ширины окна. 3. 3. 5. Требования к освещению помещений и рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ 1. Искусственное освещение в помещениях эксплуатации ВДТ и ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В производственных и административно-общественных помещениях, в случаях преимущественной работы с документами, допускается применение системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов). 2. Показатель ослепленности для источников общего искусственного освещения в производственных помещениях должен быть не более 20, показатель дискомфорта в административно-общественных помещениях не более 40, в дошкольных и учебных помещениях не более 25. 3. Следует ограничивать неравномерность распределения яркости в поле зрения пользователя ВДТ и ПЭВМ, при этом соотношение яркости между рабочими поверхностями не должно превышать 3: 1—5: 1, а между рабочими поверхностями стен и оборудования —10: 1. 4. В качестве источников света при искусственном освещении должны применяться преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ. При устройстве отраженного освещения в производственных и административно-общественных помещениях допускается применение металлогалогенных ламп мощностью до 250 Вт. Допускается применение ламп накаливания в светильниках местного освещения. 5. Общее освещение следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении ВДТ и ПЭВМ. При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализовано над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращенному к оператору. 6. Для освещения помещений с ВДТ и ПЭВМ следует применять светильники серии ЛП036 с зеркализованными решетками, укомплектованные высококачественными пускорегулирующими аппаратами (ВЧ ПРА). Допускается применять светильники серии ЛП036 без ВЧ ПРА только в модификации “Кососвет”, а также светильники прямого света— П, преимущественно прямого света— Н, преимущественно отраженного света —В. Применение светильников без рассеивателей и экранирующих решеток не допускается. 7. Яркость светильников общего освещения в зоне углов излучения от 50 до 90 градусов с вертикалью в продольной и поперечной плоскостях должна составлять не более 200 кд/кв. м, защитный угол светильников должен быть не менее 40 градусов. 8. Светильники местного освещения должны иметь непроовечивающий отражатель с защитным углом не менее 40 градусов. 9. Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп. 3. 3. 6. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ 1. Рабочие места с ВДТ и ПЭВ по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. 2. Схемы размещения рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ должны учитывать расстояния между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), которое должно быть не менее 2, 0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов— не менее 1, 2 м. 3. Оконные проемы в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей внешних козырьков и др. 4. Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, следует изолировать друг от друга перегородками высотой 1, 5—2, 0 м. 5. Шкафы, сейфы, стеллажи для хранения дисков, дискет, комплектующих деталей, запасных блоков ВДТ и ПЭВМ, инструментов следует располагать в подсобных помещениях, для учебных заведений — в лаборантских. При отсутствии подсобных помещений или лаборантских допускается размещение шкафов, сейфов и стеллажей в помещениях непосредственного использования ВДТ и ПЭВМ при соблюдении требований к площади помещения и требований, изложенных в настоящем разделе. 6. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей (размер ВДТ и ПЭВМ, клавиатуры, пюпитра и др. ), характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. 7. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ВДТ и ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) должен выбираться в зависимости от характера продолжительности работы с ВДТ и ПЭВМ с учетом роста пользователя. 8. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. 9. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, неэлектризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнения. 10. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600—700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. 11. В помещениях с ВДТ и ПЭВМ ежедневно должна проводиться влажная уборка. 12. Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями. 3. 3. 7. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ для учащихся средних и высших учебных заведений 1. Помещения для занятий с использованием ВДТ и ПЭВМ в средних и высших учебных заведениях должны быть оборудованы одноместными столами, предназначенными для работы на ПЭВМ и ВДТ. 2. Стол преподавателя о ВДТ или ПЭВМ и двумя тумбами-приставками для размещения графопроектора и принтера должны устанавливаться на подиуме. 3. Цветной демонстрационный телевизор (экран по диагонали —61 см) следует располагать в учебных помещениях слева от экрана кодоскопа или компьютерной классной доски и монтировать на кронштейне на высоте 1, 5 м от пола, при этом расстояние от экрана до рабочих мест учащихся должно быть не менее 3, 0 м. 4. Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ и ВДТ должна предусматривать: две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ и ВДТ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520—760 мм и вторая — для клавиатуры о плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12—15 градусов), что способствует поддержанию правильной рабочей позы учащимися и студентами, без резкого наклона головы вперед, ширину поверхности для ПЭВМ, ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинакова) и глубину не менее 550 мм, опору поверхности для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находится провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног, — отсутствие ящиков, — увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером. 5. Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ и ВДТ, и высота пространства для него должны соответствовать росту учащихся или студентов в обуви. 6. При наличии высокого стола и стула, не соответствующего росту учащихся или студентов, необходимо обязательно пользоваться регулируемой по высоте подставкой для ног. 7. Уровень глаз при вертикально расположенном экране ВДТ должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Линия взора перпендикулярна центру экрана, и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать ±5 градусов, допустимое ±10 градусов, 8. Рабочее место с ПЭВМ и ВДТ должно оборудоваться стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту учащихся или студентов в обуви. 3. 3. 8. Требования к организации режима учебных и внеучебных занятий с ВДТ и ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста 1. Для учащихся X—XI классов по основам информатики и вычислительной техники должно быть не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов — 1 урока в неделю с использованием ВДТ и ПЭВМ. 2. Непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ и ПЭВМ не должна превышать: для учащихся II—V классов — 15 минут; — для учащихся VI—VII классов — 20 минут; для учащихся VIII—IX классов — 25 минут; для учащихся X—XI на первом часу учебных занятий — 30 минут, на втором — 20 минут. 3. Работа с ВДТ и ПЭВМ должна проводиться в индивидуальном ритме и темпе. 4. После установленной длительности работы на ВДТ и ПЭВМ должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах— физические упражнения для профилактики общего утомления. 5. Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут, во время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета). 6. При производственном обучении учащихся старших классов с использованием ПЭВМ и ВДТ в учебно-производственном комбинате или других учреждениях 50% времени следует отводить на теоретические занятия и 50% времени— на практические. 7. Время производственной практики учащихся старших классов во внеучебное время с использованием ПЭВМ и ВДТ должно быть ограничено для учащихся старше 16 лет 3 часами, а для учащихся моложе 16 лет— 2 часами, с обязательным соблюдением режима работы и проведением профилактических мероприятий: гимнастики для глаз через 20—25 минут и физических упражнений через 45 минут во время перерыва. 8. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны организовываться не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи. 9. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: Недопустимо отводить время всего занятия для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается их проводить в конце занятия длительностью до 10 минут для учащихся II—V классов и 15 минут для более старших учащихся. 10. Условия и режим дня в школах юных программистов, организуемых в период школьных каникул в течение 2—4 недель, должны соответствовать санитарным нормам и правилам “Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей”. 11. Занятия с ПЭВМ и ВДТ в школах юных программистов не должны быть более 6 дней в неделю, седьмой день недели отводится для отдыха, без работы на ПЭВМ и ВДТ 9. 4. 12. Общая продолжительность занятий с ПЭВМ или ВДТ в школах юных программистов должна быть в течение дня ограничена: —для учащихся 8—20 лет одним занятием в первую половину дня продолжительностью не более 45 минут, — для учащихся 11—13лет двумя занятиями по 45 минут: одно — в первой половине дня и другое — во второй половине дня, для учащихся 14^-16 лет тремя занятия -ми по 45 минут каждое: два — в первой половине дня и одно — во второй половине дня. 12. Через 20 минут работы на ПЭВМ или ВДТ следует проводить гимнастику для глаз. Между двумя занятиями следует устраивать перерыв в течение 15 минут, во время которого организовывать подвижные игры или физические упражнения с проведением комплекса упражнений для снятия локального и общего утомления. 13. В школах юных программистов компьютерные игры с навязанным ритмом допускается проводить не более одного раза в день продолжительностью: до 10 минут для детей младшего школьного возраста, до 15 минут для детей среднего и старшего школьного возраста. Запрещается проводить компьютерные игры перед сном. 14. В дошкольных учреждениях продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет — 10 минут. 15. Компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, среду и четверг. После занятый следует проводить гимнастику для глаз. 16. Че допускается проводить занятия с ПЭВМ и ВДТ в дошкольных учреждениях за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий. 17. Занятия дошкольников с использованием ПЭВМ или ВДТ должны проводиться методистом или в его присутствии. 18. Занятиям с ПЭВМ или ВДТ должны предшествовать спокойные игры, проводимые в зале, расположенном смежно с помещением, где установлены компьютеры. 19. Запрещается использование одного ВДТ или ПЭВМ для двух или более детей независимо от их возраста. Допустимые значения параметров неионизирующих электромагнитных излучений Наименование параметров до 01. 01. 07 Напряженность электромагнитного поля по электрической составляющей на расстоянии 50 см от видеомонитора Напряженность электромагнитного поля по магнитной составляющей на расстоянии 50 см от поверхности видеомонитора 0, 3 А/м Напряженность электростатического поля не должна превышать: —для взрослых пользователей —для детей дошкольных учреждений и учащихся средних специальных и высших учебных заведений Напряженность электромагнитного поля на расстоянии 50 см вокруг ВДТ по электрической составляющей должна быть не более: — в диапазоне частот 5 Гц—? кГц — в диапазоне частот 2—400 кГц 25 В/м 2, 5 В/м Плотность магнитного потоа дожна быть не более: — в диапазоне частот 5 Гц—2кГц — в диапазоне частот 2—400 кГц 250 нТл 25нТл Поверхностный электростатический потенциал не должен превышать 500В Оптимальные и допустимые параметры температуры и относительной влажности воздуха в помещениях с ВДТ и ПЭВМ во всех учебных и дошкольных учреждениях Уровни ионизации воздуха помещений при работе на ВДТ и ПЭВМ Уровни Уровни звука, эквивалентные уровни звука и уровни звукового давления в отавных полосах частот Допустимые нормы вибрации на всех рабочих местах с ВДТ и ПЭВМ, включая учащихся и детей дошкольного возраста Примечание: Ширина и глубина пространства для ног определяются конструкцией стола Размеры стула для детей дошкольного возраста для занятий с ПЭВМ или ВДТ Параметры стула Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз, 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—-5 раз. 2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1—4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз. 3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3—4 раза. 4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз... Вариант 2. 1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз. 2. Посмотреть на кончик носа на счет 1—4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз. 3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх—вправо—вниз—влево и в обратную сторону: вверх—влево—вниз—вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4—-5 раз. 4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1—4 вверх, на счет 1—6 прямо; после чего аналогичным образом вниз—прямо, вправо—прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1—6. Повторить 3—4 раза. 1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10—15. 2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1—4, затем налево на счет 1—4 и прямо на счет 1—6. Поднять глаза вверх на счет 1—4, опустить вниз на счет 1—4 и перевести взгляд прямо на счет 1—6. Повторить 4—5 раз. 3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25—30 см, на счет 1—4, потом перевести взор вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз. 4. В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза. Физкультминутка (ФМ) способствует снятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости. Физкультминутка общего воздействия. Может применяться, когда физкультпаузу по каким-либо причинам выполнить нет возможности. ФМ 1. 1. Исходное положение (И. п. ) — о. с. 1—2 — встать на носки, руки вверх—наружу, потянуться вверх за руками. 3—4 —дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6—8 раз. Темп быстрый. 2. И. п. — стойка ноги врозь, руки вперед. 1 —поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 и. п. 3—4 —то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6—8 раз. Темп быстрый. 3. И. п. 1—согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2— приставить ногу, руки вверх—наружу. 3—4 — то же другой ногой. Повторить 6—8 раз. Темп средний. ФМ II. 1. И. п. —о. с. 1—2 — дугами внутрь два круга руками в лицевой плоскости. 3—4—то же, но круги наружу. Повторить 4—6 раз. Темп средний. 2. И. п. — стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1—3 — круг правой рукой вниз боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 —заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4—6 раз. Темп средний. 3. И. п. —о. с. 1—с шагом вправо руки в стороны. 2 — два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс. 4-й. п. 1—4 — то же влево. Повторить 4—6 раз в каждую сторону. Темп средний. ФМ III. 1. И. п. — стойка ноги врозь. 1 — руки назад. 2—3 — руки в стороны и вверх, встать на носки. 4—расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4—6 раз. Темп медленный, 2. И. п. — стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 — с поворотом туловища налево “удар” правой рукой вперед, 2-й. п. 3—4 —то же в другую сторону. Повторить 6—8 раз. Дыхание не задерживать. ФМ1У. 1. И. п. —руки в стороны, 1—4—восьмеркообразные движения руками. 5—8— то же, но в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 4—6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное. 2. И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе. 1—3 — три пружинящих движения тазом вправо, сохраняя и. п. плечевого пояса. 4—и. п. Повторить 4—6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание не задерживать. 3. И. п. —о. с. 1— руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. 2 — руки вверх. 3 — руки за голову. 4—и. п. Повторить 4—6 раз в каждую сторону. Темп медленный. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения. Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облетает умственную деятельность. ФМ 1. 1, И. п. —о. с. 1— руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад. 2 — локти вперед. 3—4 — руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4—6 раз. Темп медленный. 2. И. п. — стойка ноги врозь, кисти в кулаках. 1—мах левой рукой назад, правой вверх — назад. 2 —встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6—-8 раз. Темп средний. 3. И. п. — сидя на стуле. 1—2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3—4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4—6 раз. Темп медленный. ФМ II. 1. И. п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1—2 — круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3—4 — то же левой рукой. Повторить 4—6 раз. Темп медленный. 2. И. п. — стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 — : обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2—и. п. То же налево. ' Повторить 4—6 раз. Темп быстрый. • 3. И. п. — сидя на стуле, руки на пояс. 1 — повернуть голову направо. 2—и, п. То же налево. Повторить 6—в раз. Темп медленный. ФМ III. 1. И. п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2—и. п. 3—4 — то же правой рукой. Повторить 4—-6 раз. Темп медленный. 2. И. п. —о. с. Хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад возможно выше. 2—движение рук через стороны хлопок в ладоши вперед на уровне головы. Повторить 4—6 раз. Темп быстрый. 3. И. п. — сидя на стуле. 1—голову наклонить вправо. 2 и. п. З— голову наклонить влево. 4—и. п. Повторить 4—6 раз. Темп средний. ФМ IV. 1. И. п. — стоя или сидя. 1 — руки к плечам, кисти в кулаки, голову наклонить назад. 2 — повернуть руки локтями кверху, голову наклонить вперед. Повторить 4—6 раз. Темп средний. 2. И. п. — стоя или сидя, руки в стороны. 1—3 —три рывка согнутыми руками внутрь: правой перед телом, левой за телом, 4-й. п. 5—8 —то же в другую сторону. Повторить 4—•6 раз. Темп быстрый. 3. И. п. — сидя. 1 — голову наклонить вправо. 2—и. п. З— голову наклонить влево. 4—и. п. 5— голову повернуть направо. 6— и. п. 7— голову повернуть налево. 8—и. п. Повторить 4—6 раз. Темп медленный. Физкульминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук. Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук, улучшают кровоснабжение, снижают напряжение. ФМ 1. 1. И, п. —о. с. 1— поднять плечи. 2 — опустить плечи. Повторить 6—8 раз, затем пауза 2—3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный. 2. И. п. — руки согнуты перед грудью. 1—2—два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3—4 — то же прямыми руками. Повторить 4--6 раз. Темп средний. 3. И. п. — стойка ноги врозь. 1—4 — четыре последовательных круга руками назад. 5—8 — то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4—6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний. ФМ II. 1. И. п. —о. с. — кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4—6 раз. Темп средний. 2. И. п. —о. с. 1—4 —дугами в стороны руки вверх, одновременно делая ими небольшие воронкообразные движения. 5—8— дугами в стороны руки расслабленно вниз и потрясти кистями. Повторить 4—6 раз. Темп средний. 3. И. п. — тыльной стороной кисти на пояс. 1—2 — свести вперед, голову наклонить вперед. 3—4—локти назад, прогнуться. Повторить 6—8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. ФМ III. 1. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони кверху. 1 —дугой кверху расслабленно правую руку влево с хлопками в ладони, одновременно туловище повернуть налево. 2—и. п. 3—4 —то же в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 6—8 раз, Темп средний. 2. И. п. —о. с. 1— руки вперед, ладони книзу. 2—4 — зигзагообразными движениями руки в стороны. 5—6 — руки вперед. 7—8 — руки расслабленно вниз. Повторить 4—6 раз. Темп средний. 3. И. п. —о. с. 1— руки свободным махом в стороны, слегка прогнуться. 2 — расслабляя мышцы плечевого пояса, “уронить” руки и приподнять их скрестно перед грудью. Повторить 6—8 раз. Темп средний. ФМ IV. Ч. И. п. —о. с. 1— дугами внутрь, руки вверх — в стороны, прогнуться, голову назад. 2 — руки за голову, голову наклонить вперед. 3 — “уронить” руки. 4—и. п. Повторить 4—6 раз. Темп средний. 2. И. п. — руки к плечам, кисти в кулаках. 1—2 — напряженно повернуть руки предплечьями и выпрямить их в стороны, кисти тыльной стороной вперед. 3 — руки расслабленно вниз. 4—и. п. Повторить 6—8 раз, затем расслабленно вниз и встряхнуть кистями. ^ Темп средний. ^ 3. И. п. —о. с. 1— правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положение рук. Повторить 3—4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений крово— и лимфообращения, отечности в нижних конечностях. ФМ 1. 1. И. П. —О. С. 1— шаг влево, руки к плечам, прогнуться. 2—и. п. 3—4 — то же в другую сторону. Повторить 6—-8 раз. Темп медленный. 2. И. п. — стойка ноги врозь. 1 — упор присев. 2—и. п. З— наклон вперед, руки впереди, 4-й. п. Повторить 6—8 раз. Темп средний. 3. И. п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1—3 — круговые движения тазом в одну сторону. 4--6 —то же в другую сторону. 7—8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4—6 раз. Темп средний. ФМ II. 1. И. п. —о. с. 1— выпад влево, руки дугами внутрь, вверх в стороны. 2 — толчком левой приставить ногу, дугами внутрь руки вниз. 3—4 —то же в другую сторону. Повторить 6—8 раз. Темп средний. 2. И. п. —о. с. 1—2 — присед на носках, колени врозь, руки вперед — в стороны. 3 — встать на правую, мах левой назад, руки вверх. 4 — приставить левую, руки свободно вниз и встряхнуть руками. 5—-8—то же с махом правой ногой назад. Повторить 4—6 раз. Темп средний. 3. И. п. — стойка ноги врозь. 1—2 —наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3—4 — и. п. 5—-8 —то же в другую сторону. Повторить 6—8 раз. Темп средний. ФМ III. 1. И. п. — руки скрестно перед грудью. 1 — взмах правой ногой в сторону, руки дугами книзу, в стороны. 2—и. п. 3—4 —то же в другую сторону. Повторить 6—8 раз. Темп средний. 2. И. п. — стойка ноги врозь пошире, руки вверх — в стороны. 1 — полуприсед на правой, левую ногу повернуть коленом внутрь, руки на пояс. 2-й. п. 3—4— то же в другую сторону. Повторить 6—в раз. Темп средний. 3. И. п. — выпад левой вперед. 1 — мах руками направо с поворотом туловища направо. 2 — мах руками налево с поворотом туловища налево. Упражнения выполнять размашисто, расслабленными руками. То же с выпадом правой. Повторить 6—8 раз. Темп средний. ФМ IV. 1. И. п. —стойка ноги врозь, руки направо. 1 —полуприседая и наклоняясь, руки махом вниз. разгибая правую ногу, выпрямляя туловище и передавая тяжесть тела на левую ногу, мах руками влево. 2—то же в другую сторону. Упражнения выполнять слитно. Повторить 4—6 раз. Темп средний. 2. И. п. — руки в стороны. 1—2 — присед, колени вместе, руки за спину. 3 — выпрямляя ноги, наклон вперед, руками коснуться пола. 4—и. п. Повторить 6—8 раз. 3. И. п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 —резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставлять неподвижным. Повторить 6—8 раз. Темп средний. 2. 3. Примерный календарный план занятий по "Технологии" раздела "Информационные технологии" в 10 классе по теме дипломной работы № п/п Дать основные понятия об электронных таблицах; освоить основные приемы заполнения и редактирования электронных таблиц; научиться сохранять и загружать электронные таблицы Краткий экскурс в историю и современное состояния использование вычислительной техники и программных средств для решения деловых задач. Вкратце рассказать о разновидностях электронных таблиц (Lotus 1-2-3, SuperCalc и др. ) Рассказать о достоинствах пакета Microsoft Office (особенно компонента MC Excel). Рабочее поле, рабочий лист, книга, ввод текста, чисел, формул, редактирование содержимого ячейки, операции со строками, столбцами, блоками, перемещение, копирование, заполнение, удаление, очистка, сохранение рабочей книги. Плакат “Рабочее поле Microsoft Excel 5. 0. ” Компьютер на базе процессора 386 с 4 Мб оперативной памятью, VGA, мышь, принтер. Запуск программы Excel, Изменение вида экрана программы Excel, Ввод и редактирование текста, использование мастера функций, сохранение электронной таблицы, выход из программы Excel Закрепить навыки заполнения и редактирования таблиц; познакомиться со способами адресации; освоить некоторые приемы оформления таблиц. Абсолютная, относительная и смешанная адресация ячеек и блоков; Шрифтовое оформление текста Компьютер на базе процессора 386 с 4 Мб оперативной памятью, VGA, мышь, принтер. Познакомиться с использованием функций в Excel; познакомиться с форматами чисел; научиться защищать информацию в таблице; научиться распечатывать таблицу. Компьютер на базе процессора 386 с 4 Мб оперативной памятью, VGA, мышь, принтер. Уважаемые члены комиссии, уважаемые присутствующие. Вашему вниманию предлагается дипломная работа по методике преподавания темы: “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов” в 10 классе. Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью разрешения объективно существующего противоречия в практике работы школы между наличием социального заказа, с учетом потребностей научно-технического прогресса и внедрения в производство новых прогрессивных информационных технологий; и отсутствием методической литературы по теме исследования, что отрицательно сказывается на качестве подготовки учащихся в школе. На разрешение этих противоречий и направлена данная дипломная работа. Необходимость привития молодежи новым информационным технологиям в настоящее время признается во всем мире. В связи с этим в базисный учебный план (в инвариантную часть) общеобразовательных учебных заведений России, утвержденный Министерством образования Российской Федерации в 1993г. , включена новая образовательная область “Технология”. Большое внимание в это области уделяется разделу “Информационные технологии”, который предполагает ознакомление учащихся с возможностями использования персональных ЭВМ (ПЭВМ) для решения практических задач, а также формирования определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств на уровне пользователя. При этом ПЭВМ используется как рабочий инструмент, а вопросы алгоритмизации и программирования могут быть изучены в курсе “Информатика”. Существует большое множество программ генерации электронных таблиц, но мы выбрали Microsoft Excel 5. 0 и я сейчас объясню почему. Microsoft Excel 5. 0 входит в популярный пакет офисного программного обеспечения Microsoft Office. Выпуск этого пакета ждали давно и сама фирма Microsoft настолько торопилась, что выпустила этот пакет без обновленной версии продукта Microsoft Excel 5. 0, с обещаниями его последующей заменой. Долгожданный пакет сразу завоевал чрезвычайную популярность и установил новый уровень стандартов на коммерческое программное обеспечение. После выхода в свет русской версии пакета ситуация на рынке повторилась. Этот продукт самым продаваемым (а в современных условиях это значит— самым используемым) программным продуктом в России. В связи с этим мы и выбрали продукт генерации электронных таблиц Microsoft Excel 5. 0, входящий в пакет Microsoft Office. Работа состоит из трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В 1 Главе нашего исследования раскрыта роль компьютерных технологий в системе образования и необходимость внедрения в школу в качестве одного из основных инструментов для работы с самой разнообразной информацией–компьютера. Нами так же проведен анализ учебных планов и программ курса “Технология” с позиций темы исследования. Проведенный анализ учебников и учебных пособий позволил сделать вывод, что имеющаяся литература носит популярный характер, но она не адаптирована к современной школе, а именно в них отсутствуют календарное и тематическое планирование, отсутствуют планы конспекты к занятиям. В связи с этим 2 Глава нашего исследования посвящена методике преподавания темы: “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов” в к которой мы рассмотрели особенности подготовки учащихся к самостоятельной деятельности как одного из элементов средств обучения. Нами так же представлен примерный тематический план, разработан календарный план занятий. А так же план-конспект занятия: “Основные понятия об электронных таблицах”. В частности к этому занятию мы подготовили наглядные пособия плакаты: “Интерфейс электронной таблицы Excel 5. 0”, Инструкционную карту по теме: “Основные понятия об электронной таблице Excel 5. 0” В третьей главе с учетом материально-технического обеспечения компьютерного класса и гигиенический требований к видеодисплейным терминалам нами разработана технологическая последовательность деятельности учащихся, направленная на приобретение и закрепление навыков работы в электронной таблице Excel, что подтверждено практикой ее использования в Чебоксарском институте экономики и менеджмента Санкт-Петербургского государственного технического университета. Цель этих работ —на конкретных практических примерах познакомить учащихся с определенным классом задач, которые успешно решаются с помощью электронных таблиц и дать навыки практической работы с Excel. Что позволит заложить фундамент для дальнейшего самостоятельного изучения возможностей Excel и успешно использовать пакет в учебной и профессиональной деятельности. Первые 2 работы содержат большое количество теоретического материала, новые понятия и термины. Каждое вводимое новое понятие подкрепляется практическим заданием. Все задания должны выполнятся последовательно, что позволит приобрести и закрепить навыки работы в Excel. На этапе начального знакомства с Excel подробно описывается способ выполнения каждого задания, учащиеся должны выполнять многие задания самостоятельно опираясь на ранее приобретенные знания. Рекомендуется выполнять работы в том порядке в котором они следуют. В работах, содержащих теоретический материал в конце имеются вопросы для самоконтроля знаний учащихся. Каждая работа заканчивается списком того что должно быть предъявлено учителю по окончанию работы. ОТЗЫВ научного руководителя, доцента Николаева Александра Николаевича о дипломной работе студента V курса технолого-экономического факультета Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева Соловьева Евгения Анатольевича на тему: Методика изучения темы: “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов” Актуальность исследования Соловьева Е. А, обусловлена необходимостью разрешения объективно существующего противоречия в практике работы школы между наличием социального заказа по теме дипломной работы и отсутствием методической литературы по теме исследования, что отрицательно сказывается на качестве подготовки учащихся в школе. На разрешение этих противоречий и направлена данная дипломная работа. Автор работы исходит из основного положения о том, что "всестороннее развитие человека нашей эпохи не может совершаться вне формирования познавательных интересов" и актуальности проблемы преподавания новых информационных технологий в современной общеобразовательной школе. В работе содержательно представлены теоретическая часть, в которой излагаются методологические и психолого-педагогические основы рассматриваемых понятий. Автор показал в своей работе основательную теоретическую подготовку по курсам педагогики, психологии и методики преподавания; умение самостоятельно работать и творчески решать педагогические задачи. В первой главе исследования: “Компьютерные технологии в системе образования” Соловьев Е. А. довольно убедительно поднимает вопрос о необходимости введения в школу в качестве одного из основных инструментов для работы с самой разнообразной информацией компьютера–это веление времени и диктуется оно поступательным движением развития общества. Также проведен анализ учебно-методической литературы по теме исследования, грамотно проанализирован учебный план и раздел “Информационные технологии” программы “Технология” Во второй главе: Методика изучения темы: “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов” отображены педагогические особенности подготовки учащихся к самостоятельной деятельности, которые позволяют на деле реализовать деятельностный подход в обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения. Также представлены: примерный тематический план изучения темы: “Элементы машинного делопроизводства и бухгалтерского учета” в 10 классе; примерный календарный план занятий раздела “Информационные технологии” программы “Технология”; план-конспект занятия: “Понятие об электронных таблицах” В третьей главе огромный интерес представляет разработанная Соловьевым Е. А. алгоритмическая последовательность деятельности учащихся, с учетом материально-технического обеспечения компьютерного класса и гигиенических требований к видеодисплейным терминалам, направленная на приобретение и закрепление навыков работы в электронной таблицеExcel 5. 0. Проведенный по теме дипломной работы педагогический эксперимент в Чебоксарском институте экономики и менеджмента Санкт-Петербургского Государственного технического университета соответствовал поставленной цели. Его результаты позволили автору разработать оптимальную методику преподавания темы: “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов”. Выполненная Соловьевым Е. А. дипломная работа, в частности разработанная теоретическая часть и план-конспект урока представляет значительный практический интерес для учителей и мастеров производственного обучения школ, соответствует требованиям к дипломным работам по педагогике с методикой преподавания учебных предметов, может быть представлена к защите и заслуживает оценки “отлично”. На дипломную работу студента Vкурса технолого-экономического факультета Чувашского государственного педагогического института имени И. Я. Яковлева Соловьева Евгения Анатольевича на тему: Методика изучения темы: “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов” Выполненная дипломником работа Чебоксарского государственного педагогического института им. И. Я. Яковлева Соловьевым Е. А. посвящена разработке методики изучения темы: “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов” в средней общеобразовательной школе. Важнейшая задача рассматриваемой дипломником темы, с учетом потребностей научно-технического прогресса и внедрение в производство прогрессивных информационных технологий, состоит в обучении выпускников школ основным навыкам работы с электронными таблицами. В дипломной работе разработаны вопросы необходимости внедрения компьютерных технологий в систему народного образования и сферы их применения в школе, проведен анализ методической литературы по теме: “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов”, проведен анализ учебного плана и программы предмета “Технология”, где четко выражена актуальность исследования, а также социальный заказ на тему дипломной работы. Во второй главе работы грамотно представлена методика изучения темы: “Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов”, примерное календарное планирование данной темы и педагогические особенности подготовки учащихся к самостоятельной деятельности. Рассмотрен также примерный тематический план изучения темы: “Элементы машинного делопроизводства и бухгалтерского учета” в 10 классе. В предлагаемой дипломной работе автор показал высокую теоретическую подготовку при разработке плана-конспекта занятия: “Понятия об электронных таблицах” В третьей главе составлена технологическая последовательность деятельности учащихся, направленная на приобретение и закреплении навыков работы в электронной таблицеMicrosoft Excel 5. 0, входящей в популярный и широко используемый пакет Microsoft Office. Данная технологическая последовательность обучает, развивает и закрепляет знания учащихся, что подтверждено практикой ее использования в Чебоксарском институте экономики и менеджмента Санкт-Петербургского Государственного технического университета. Выполненная Соловьевым Е. А. дипломная работа на тему “Методика изучения темы: Использование электронных таблиц для финансовых и других расчетов” отвечает всем требованиям, предъявленным к дипломным работам и заслуживает оценку “отлично”. Романова Нина Ивановна, старший преподаватель Основ информатики и вычислительной техники Чебоксарского института экономики и менеджмента Санкт-Петербургского Государственного технического университета. |
|
© 2007 |
|