РУБРИКИ |
Приемы обучения непроверяемым написанием на уроках русского языка - (диплом) |
РЕКЛАМА |
|
Приемы обучения непроверяемым написанием на уроках русского языка - (диплом)p>Основные этапы создания обучающей программы определил Коршу нов С. :1. Дидактический анализ содержания обучения и выбор структу ры обучающей программы. 2. Психолого-педагогический анализ познавательных возможнос тей учащихся и выбор структуры учебных процедур по отношению к каждому понятию. В. П. Беспалько говорит "о необходимости разделения терминов "программирование содержания обучения" и "программирование усвое ния". Учебное программирование должно быть основано на программи ровании содержания обучения и процесса его усвоения. При програм мировании содержания обучения учитывается состояние данной науки, соответствующего учебного предмета, состояние возрастных и позна вательных возможностей учащихся. При программировании процесса усвоения необходимо опираться на психологические теории формиро вания ума человека. Усвоение - психолого-педагогическое понятие, обозначающее познавательный процесс, возникающий в ходе учебной деятельности и представляющий собой сознательное овладение учащихся опытом пред шествующих поколений людей. Как познавательный процесс усвоение складывается из ряда психологических процессов. К ним относятся: восприятие и внимание, память и мышление, речь и воображение. Усвоение возникает лишь при выполнении следующих условий: 1) учащийся осуществляет некоторую активную деятельность по отношению к объектам усвоения, адекватную заключающейся в них ин формации; 2) учащийся при этом включен в процесс общения с другими людьми. Это первая характерная особенность процесса усвоения. Вто рая - информационность процесса усвоения, т. к. в ходе него осу ществляется переработка информации. Таким образом, усвоение - такое осознанное восприятие, пони мание и запоминание познавательной деятельности, которое ведет к обобщению знаний и правильному их применению в различных услови ях. Шаговая учебная процедура - методическое понятие, которое означает, что учебный материал состоит из отдельных, самостоя тельных, но взаимосвязанных учебных заданий (правил перехода), способствующих эффективному усвоению знаний и умений. Шаг - совокупность доз информации для прямой и обратной свя зи и правил перехода к последующей деятельности. В состав шага входит 3 взаимосвязанных звена (кадра): На этапе получения информации учащимся сообщаются основные сведения о том или ином явлении или закономерности. Итогом этого этапа является накопление некоторых сведений в непосредственной памяти человека и создание соответствующей ориентировочной основы дальнейшей познавательной деятельности. Этап "операция с обратной связью" дает возможность организо вать целеустремленную обработку информации учеником для выявления ее основных свойств и приобретения необходимых интеллектуальных или физических навыков. На этом этапе учащиеся могут контролиро вать каждый шаг своего учебного труда и достигать усвоения знаний и умений, т. к. этот этап связан с приемом установления немедлен ной обратной связи. Этап контроля дает возможность педагогу проверить результа тивность применения программы и успешность работы ученика (внеш няя обратная связь). Разделение учебного материала на шаги - не просто разделение сложного на элементарные частные вопросы, смысловые группы, пор ции информации и познавательные задачи, но и организация опреде ленных действий, ряд учебных процедур, обеспечивающих наиболее сознательное и прочное усвоение материала. В основу классификации по В. П. Беспалько положено представле ние о программированном обучении как о выборе пути в обучении, которое осуществляется по способу направления учащихся к цели обучения: 1. Последовательная программа раскрывает содержание обучения в виде одинаковой последовательности шагов для всех учащихся. 2. Последовательная программа с приложениями - это такая программа, в которой некоторые иллюстрации, описания или деталь ные объяснения вынесены в приложения, а в основном текст програм мы состоит из специальных указательных кадров, в которых сообща ется о том, как пользоваться приложениями. 3. Разветвленная программа - как и последовательная, излагает учебный материал систематически, взаимосвязанными шагами. Но тех ника расположения материала существенно отличается от расположе ния материала в последовательной программе. В разветвленной прог рамме после каждого операционного кадра содержится один операци онный или контрольный кадры. 4. Дифференцированная разветвленная программа. С помощью нее можно достичь наиболее полного учета индивидуальных познаватель ных возможностей учащихся. 5. Комбинированная программа - использует в своих частях принципы построения программ предыдущих 4-х типов. В такой прог рамме можно наиболее полно и гибко учитывать и приспосабливать учебный материал к индивидуальным возможностям отдельных учащих ся. 1. Управляющие и диагностирующие программы - ориентированны на управление процессом обучения на уроке, а также в условиях до полнительной индивидуальной или групповой работы. Они позволяют последовательно задавать учащимся вопросы, анализировать ответы, определять уровень усвоения материала, выявлять ошибки и вносить коррективы в процесс обучения. 2. Демонстрационные программы - дают возможность получить на экране дисплея красочные иллюстрации к излагаемому учителем мате риалу. 3. Генерирующие программы - вырабатывают набор задач опреде ленного типа по заданной теме, позволяют провести контрольную или самостоятельную работу в классе, обеспечив каждого учащегося от дельным заданием. 4. Операционные программы - позволяют учащимся самостоятельно ставить и решать задачи с помощью компьютера. 5. Контролирующие программы - рассчитаны на проведение теку щего или контрольного опроса учащихся; помогают установить обрат ную связь в процессе обучения, дают возможность соотнести резуль таты обучения с трудностью предлагаемых заданий. Для создания обучающей программы необходимо последовательно осуществить 8 операций: 1 стр. Указывается название понятий, которые подробно раск рываются в информационных кадрах программы. 2 стр. Анализ группы шагов и придание наибольшей благоприят ности системе подачи учебного материала. 3 стр. Намечается уровень обучения, которого должен достичь учащийся в итоге. 4 стр. Анализ преемственности в системе умений, которые построены в упражнениях в развитии и образуют обобщенные умения. 5 стр. Намечаются упражнения. 6 стр. Намечаются ориентиры, по которым учащиеся могут су дить об успешности своего обучения. 7 стр. Контрольные задания, выявляющие умение учащихся ис пользовать знания, умения и навыки в различных ситуациях. 8 стр. Учет особенностей методики подачи учебного материала. 6. Создание программы обучения учащимися по данному предме ту. 7. Разработка вводных и итоговых бесед и методических указа ний преподавателю. 8. Проверка (с ограниченной группой учащихся) и совершенс твование программы. Итак, обучающая программа представляет собой изложение учеб ного материала с учетом принципов управления познавательной дея Программы, используемые для программированного обучения должны отличаться: 1) общепонятостью, которая достигается подробным изложением в программе необходимых для обучения понятий и фактов учебного предмета; дроблением учебного материала на взаимосвязанные и по сильные для усвоения учащимися порции информации; 2) определенностью, которая объясняется своей алгоритмичес кой структурой; 3) результативностью, которая достигается реализацией научно обоснованных закономерностей формирования ума человека; точным учетом индивидуальных особенностей познания у учащихся. Таким образом, обучающая программа - это совокупность шаго вых учебных процедур, структурно состоящих из учебной информации, изложенной в определенной системе, специальных заданий по выпол нению учащимися определенных умственных и физических действий, необходимых для усвоения приемов интеллектуального или материаль ного труда, и указаний для правильного выполнения этих заданий (обратная связь). Алгоритмы нельзя смешивать с программированными пособиями, которые подают материал мелкими порциями и обеспечивают самоконт роль учащихся в процессе работы. Программированное обучение нуждается не только в разрешающих алгоритмах и алгоритмах поиска, предписывающих определенные сис темы действий для ученика, но в алгоритмах для учителя. Это алго ритмы, концентрирующие в себе оптимальные приемы, способы, после довательность работы по обучению различным сторонам предмета. Без таких алгоритмов трудно составить полноценный программированный Каждый конкретный урок или этап обучения требует своего типа программных средств. Так, на уроке освоения нового материала нуж на демонстрационная программа, которая позволяет в доступной, наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. На уроках закрепления хорошо использовать программы-тренажеры - для закрепления теоретических знаний, развития навыков. Практика показала, что формирование элементарных навыков об щения с ЭВМ, изучение школьных дисциплин с использованием компь ютера вполне по силам младшим школьникам и успешно осваивается ими. В школе компьютер выполняет функции тренажера и контролера, способствует индивидуализации обучения. У ребенка, впервые севшего за компьютер, очень ярко выражен мотив первоначального интереса, новизны, игры. Но эффект новиз ны, интереса- явление кратковременное. Не подкрепленное вовремя педагогически, оно может дать противоположный эффект, что отчет ливо проявляется в падении у детей интереса к компьютеру, "привы кании" к нему. Если шестилетних детей привлекает внешняя сторона обучения с использованием компьютера, то учащиеся постарше начи нают задумываться о том, что же им дает работа на компьютере. Они понимают, что включение компьютера в урок повышает интенсивность обучения: отпадает необходимость в операции письма, появляется возможность увеличить объем необходимой тренировки, внимание сос редотачивается на самой сути выполнения задания. Так, в 3 классе норма слов на урок, с которыми непосредс твенно идет работа, без компьютера - 50, а с ним - более 80. Хо рошо выполняются на компьютере задания, предусматривающие различ ные виды грамматического разбора и орфографической проверки. Нельзя подменять сознательное выполнение заданий механичес кой тренировкой. Порой учащиеся отмечают, что в случае затрудне ний в работе, учитель лишний раз объяснит, покажет, как надо де лать, компьютер же только проверяет и оценивает выполнение зада ния. Значит, необходима разработка компьютерных программ, позво ляющих определить, за счет чего учащийся совершил ошибку, какое действие в структуре задания не освоил, что требует дополнитель ной отработки. Включение компьютера в урок позволяет усилить индивидуализа цию учебного процесса. В ряде компьютерных программ предусматри вается разделение заданий по уровням трудности и предоставление учащимся заданий того уровня, который им доступен. Главная проб лема - логика включения компьютера в урок. Если грамматический разбор, редактирование текста могут быть относительно независимы ми компонентами урока, то орфографическая работа на компьютере находится в тесной взаимосвязи с непосредственным письмом в тет ради. Орфографическая работа на компьютере играет свою положитель ную роль: вставляя пропущенные буквы в слова, учащиеся определяют тип орфограммы, вспоминают соответствующее правило, подбирают проверочные слова. Но эта работа не может заменить обычного дик танта или самостоятельного, творческого письма, когда дети должны сами увидеть орфограмму в слове, умело распределить внимание меж ду содержанием и формой записываемого. Продуманность организации и содержания компьютерного урока, четкость в переходе от одного вида работы к другому повышает ин тенсивность урока. Различные формы компьютерного контроля (кар тинка - приз, оценка - "тебе присваивается звание профессора", самоконтроль и т. д. ) обеспечивают объективность и своевременность в подведении итогов работы. Алгоритмы и программированное обучение помогают развивать у учащихся навыки логического мышления, формировать умение правиль но действовать в случаях, когда возникают затруднения, умение проверять себя. 2ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ 2В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С целью подготовки к обучающему эксперименту были разработа ны конспекты уроков по орфографическим темам, изучаемым в 3 клас се (программа 1-3). В ходе эксперимента мы пытались выяснить, насколько эффективно и целесообразно применение алгоритмических предписаний в начальных классах. На разных этапах формирования орфографического навыка используются различные виды устного рас суждения по алгоритму. Приведем конспект урока объяснения и первичного закрепления материала. - На сегодняшнем уроке мы узнаем, когда в словах пишется ъ. - Посмотрите на доску. Здесь записаны пары слов: обе дать-объедать, сел-съел. В первых из них ъ нет, во вторых - есть. Между какими частями слова он стоит? (между приставкой и корнем) - На какой звук оканчивается приставка - согласный или гласный? (на согласный). - А теперь приведите несколько примеров слов с разделитель ным ъ. (учитель записывает примеры на доске, выделяя приставку, подчеркивая согласную в ней и гласную в корне). - Во всех этих словах есть приставки, которые оканчиваются на согласный, и корень, который начинается с гласной "е", "е", "ю", "я". А теперь скажите, когда же в словах пишется ъ? - Разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами "е", "е", "ю", "я". - Правильно. Это и есть наше правило. Прочитайте его на 116 странице. Кто может его повторить? (2-3 человека по желанию). - А теперь давайте наметим порядок применения нового прави ла, чтобы на письме ничего не упустить, т. е. составим алгоритм. Главное для нас знать, есть ли в слове приставка. Это будет наш первый шаг. (Учитель пишет: 1. Есть приставка? ) - Правильно. Это наш второй шаг (на доске: Да. 2. Оканчивает ся на согласную? ) - Если она оканчиваются не на согласную, то будем ли мы писать ъ ? - А если в слове есть приставка и она оканчивается на согласный, какое еще условие должно выполняться, чтобы мы смогли написать ъ ? - Правильно. Это наш третий шаг. ( на доске: Да. 3. После приставки - "е", "е", "ю", "я"? ) - Попробуйте по этому алгоритму повторить правило и разобрать несколько слов (слова на доске). - Чтобы вам было удобнее, я раздам карточки с записью нашего алгоритма. - Обозначим ее. Следующий шаг: оканчивается ли она на согласный? - Последний шаг: есть ли после приставки "е", "е", "ю", "я"? - Да, буква "е". - А теперь попробуйте по алгоритму рассказать, как мы будем писать следующее слово - "объявление". - Теперь выполним упражнение 317. Вставим пропущенные буквы, пользуясь алгоритмом. При этом выделяем приставку, подчеркиваем согласную в ней одной чертой и гласную в корне двумя чертами. - Следуюшее упражнение 318. Выполните его, не пользуясь кар точкой. Но если забудете, можете подсмотреть. ( Учитель проверяет правильность и осознанность выполнения ). (Узнать, стоит ли после приставки одна из букв "е", "е", "ю", "я". ) В ходе экспериментальной работы были определены следующие ступени свертывания алгоритма: 2) определение порядка решения задачи в общем виде, его модель; Первый пункт не подлежит свертыванию в начальных классах. Эту ступень можно сократить только в формулировках. От ученика достаточно требовать лишь одного слова или письменного сокращения (разделительный ъ), а не полного названия правила. Второй пункт подлежит наибольшему сокращению. Он может сов меститься с проверкой. Приведем фрагмент урока, в котором происходит частичное сжатие алгоритма: - На сегодняшнем уроке мы попробуем определять орфограмму "Разделительный ъ " более быстрее, чем раньше. Для этого упростим рассуждение по алгоритму. Рассуждаем так: "ОБ. ЯВЛЕНИЕ"; раздели тельный ъ или ь ? - "ОБъ-" - приставка на согласную, перед "я", следовательно, пишем ъ : ОБъЯВЛЕНИЕ. - Для закрепления выполним упражнение. Орфограмму выделим графически: обозначим приставку, согласную в ней подчеркнем одной чертой, гласную в корне двумя. Если навык применения данного правила возможно отработать до автоматизма, то можно переходить к стадии максимального сжатия (3-я ступень). Это возможно, если стадия частичного сжатия учащи мися усвоена полностью. Приведем фрагмент урока, где рассуждение по алгоритму достигает стадии максимального сжатия: - На сегодняшнем уроке мы еще больше облегчим себе работу по алгоритму орфограммы "Разделительный ъ ". Рассуждаем так: "ОБъЯВЛЕНИЕ", приставка "ОБ-", "Б", дальше "Я", значит, ъ. Пишем: ОБъЯВЛЕНИЕ. - Разберем слово "СъЕХАЛ" по-новому (2-3 ученика рассуждают вслух). Таким образом, при помощи максимального сжатия алгоритма навык пользования правилом доводится до автоматизма. из 22 учащихся с контрольным словарным диктантом, содержащим 20 слов на правило правописания разделительного ъ, справились 20 учеников, что составляет 95%. Качество знаний- 75%; "отлично" получили 30% (6 учеников), "хорошо"- 45% (9 учеников), "удовлетворительно"- 20% (5 учеников), "неудовлетворительно"- 5% (2 ученика). Работа с алгоритмами способствовала развитию логичности высказываний учащихся; сознательному усвоению правила, помогала слабым ученикам успешно пользоваться правилом. целесообразно обучать детей с помощью алгоритма. Рассмотрим несколько таких тем (программа 1-3). В начальных классах дается формулировка правила: "Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными е, е, и, ю, я, когда слышится звук [j]. " Первое условие применения этого правила- умение слышать звук [j] в словах. Обучение такому слышанью происходит лучше всего на основе контраста слов с [j] и без него: "солью-солю". Такие упражнения выполняются детьми на первом этапе, еще до знакомства с правилом. Учащиеся решают познавательную задачу: слова "полет" и "польет" звучат по-разному и значения имеют разные; как же отразить эту разницу на письме? Ответ: "Когда гласный не сливается с согласным (звучит звук [j]: "по-йй-от"), после согласного перед гласными буквами е, е, и, ю, я пишется ь. 3 шаг. Пиши после согласного ь, после него- одну из указанных букв. Слово "черная", здесь перед "я" слышится звук [j]: "чооо-рр-ннайй-ааа", но согласного нет, следовательно, ь не пишется. Слово "лисья", здесь после согласного [с'] слышится звук [j], далее- буква я: "л'л'иии-с'с'с'-ййй-ааа", "лисья". Причина этого явления- в одной из тенденций произношения: сложные сочетания согласных в речевой практике сокращаются: "здравствуйте" - "здраствуйте" - "драсте". Постоянный пропуск согласного звука в сочетании шумных согласных создает возможность ошибки в правописании сочетаний "стн", "здн", "стл", "рдц", "вств", "лнц". Опознавательный признак орфограммы "непроизносимые согласные" в слове- сочетание [сн] или [зн]. Что касается других сочетаний, то они лучше усваиваются запоминанием: "солнце", "чувство", "сердце" и др. Следует уделить внимание "ложным сочетаниям", в которых при подборе проверочных однокоренных слов ожидаемый согласный не обнаруживается: "чудесный" [ч'уд'эсный] ("чудо", "чудеса"). Порядок изучения темы: а)наблюдение над словами, в которых есть непроизносимые согласные; е)тренировка-проверка вариантов написания, связанных с изученным правилом; з)составление предложений и текста с использованием слов с изучаемой орфограммой. "звезды", "звездочка", значит, в слове "звездный" между буквами "з" и "н" пишем букву "д": "звездный". _3. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА В _НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ. В изучении рассматриваемой орфографической темы выделяются следующие ступени. Во-первых, учащиеся должны сориентироваться в необходимости самой проверки. Ударные окончания проверке не подлежат. Правило применимо только к тем случаям, когда личное окончание безударное. Во-вторых, школьник должен понимать, какое правило нужно использовать для проверки данного глагола. Правилами I и II спряжений можно проверять только безударные окончания настоящего и будущего времени. В-третьих, необходимо составить таблицы спряжения глаголов в настоящем и будущем времени, а затем- таблицу окончаний по лицам, с разграничением I и II спряжений глаголов. Спрягая глаголы письменно под контролем учителя, т. е. составляя таблицы, учащиеся выделяют личные окончания глаголов, сопоставляя ударные и безударные варианты, запоминают их. Следующий этап - тренировка в определении времени, лица, числа глагола, встретившегося в тексте, а также образование неопределенной формы глагола. Когда достигнут уровень высокой точности умения определять форму глагола, вводится правило проверки орфограммы. Оно не может быть выведено эмпирическим путем, его дает учитель в готовом виде, и оно усваивается в процессе его применения. Сообщаются также и исключения: 4 глагола, оканчивающиеся в неопределенной форме на "-ать", и 7 глаголов на "-еть", принадлежащие ко II спряжению. На следующем этапе составляется алгоритм. Он достаточно сложен. "С своей волчихою голодной выходит на дорогу волк. " (А. С. Пушкин) В этом предложении глагол "выходит", он стоит в настоящем времени, в 3-ем лице ед. ч. , его окончание безударное - "ит/ет", нужно проверить. Чтобы узнать спряжение, ставим в неопределенную форму: "что делать? " - "выходить"; неопределенная форма оканчивается на "-ить", значит, глагол II спр. , в окончании должен быть звук [и], пишем окончание "-ит": "выходит". Свой вариант составления алгоритма на это правило предлагает В. Ф. Гутенев. Работа ведется дедуктивным методом. Сразу вырабатывается алгоритм действия: 1. В окончаниях глаголов I спр. пишутся гласные е, е; в окончаниях глаголов II спр. - гласная и. 2. Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями мо жет определяться по инфинитиву: если глагол в инфинитиве оканчи вается на "-ить", то это глагол II спр. , и, следовательно, в его личных окончаниях надо писать гласную "и". В остальных случаях, кроме исключений, в глаголах I спр. в окончаниях пишем гласную "е" (гласная "е" всегда ударная). 3. Исключение: 4 глагола на "-ать" (гнать, держать, слышать, дышать) и 7 глаголов на "-еть" (смотреть, видеть, ненавидеть, тарпеть, вертеть, обидеть, зависеть) относятся ко II спр. Следует заметить, что в данном случае используется другая классификация алгоритмов обучения, чем в нашей работе. Согласно этой классификации, алгоритмы обучения орфографии делятся на ал горитмы правила и алгоритмы действия. Алгоритмы правила составля ются на основе последовательного раскрытия пунктов правила, тогда как алгоритм действия есть практическое предписание для выполне ния реальных действий, направленных на получение конкретного ре зультата. Алгоритмы обоих типов мы можем рассмотреть на примере темы "Мягкий знак после шипящих", описание работы над которой также дано В. Ф. Гутеневым. Общий алгоритм правила составляется на основе частных выводов и имеет следующий вид: И. п инф. 2л. повел. | | И. п Р. п краткие ед. ч | ед. ч накл. | | ед. ч мн. ч тушь беречь | режь наотмашь лишь нож луж хорош рожь | (-те) настежь | луч туч горяч дочь идешь (-ся) навзничь | Нарпимер: ь после шипящих пишется в глаголах 2 лица ед. ч. : ИДЕШЬ. Если алгоритм правила читать снизу вверх, получается алгоритм действия, который работает в 2-3 шага. Однако, исходя из данного примера, нельзя делать вывод, что алгоритм действия и алгоритм правила выводятся друг из друга именно таким образом. Этопроисходит разными путями. В накоторых случаях бывает достаточно только алгоритма правила или алгоритма действия. Таким образом, мы показали ряд примеров, раскрывающих пути применения алгоритмов обучения орфографии в практике начальной школы. При составлении алгоритма необходимо учитывать подготовлен ность детей, уровень знаний, полученных ими по данной теме в предшествующих классах, теоретическую основу, на которой выводит ся данное правило на данном этапе изучения. Необходим подготови тельный период достаточной продолжительности, на котором дети вы полняют различные типы упражнений, способствующих актуализации тех знаний, которые необходимы для изучения данного правила и составления алгоритма. Составление алгоритма производится в клас се в процессе изучения и усвоения правила. Важную роль также играет умение правильно рассуждать по ал горитму. Дети должны запоминать образец рассуждения, постигая его смысл, т. е. осознанно, чтобы потом суметь вычленить главное в нем и сократить рассуждение частично, а затем и полностью. щи компьютерных программ нами был проведен лабораторный экспери мент по темам: 2. "Употребление ь после шипящих на конце имен существитель ных". Для эксперимента были подобраны дети 8-9 лет, обучающиеся в 3 классе по программе 1-3, в НСШ N6 г. Ельца. К первой теме нами был разработан сценарий игры "Помоги утенку дойти до озера". Детям дается задание: помочь утенку доб раться до озера, вставляя пропущенные буквы в данные слова. Уга дывая каждое написание слова, учащийся помогает продвинуться утенку на один шаг. По окончании работы на экране появляется сло весная оценка: Эта работа помогает выявить уровень знаний учащихся, так как выполняют ее они самостоятельно, на этапе свертывания алгоритма до автоматизма. К теме N2 нами был разработан сценарий игры "Автомобилист". Дети должны определить, пишется ли ь в предлагаемых им словах. При угадывании каждого написания слова, учащийся помогает проехать автомобилю на несколько метров. Если написание слова неверно, то автомобиль стоит на месте. По окончании работы на экране появляется словесная оценка, типа: "Вы отличный водитель" или "Вы неважный водитель. Ваша машина сломалась. Позовите ко го-нибудь на помощь и выучите правило. " Использовать эту программу следует при первичном закреплении правила, когда порядок действий еще не полностью усвоен. не было, ребятам помогали студенты факультета ПиМНО ЕГПИ. В ходе эксперимента со студентами была проведена беседа, вывод из которой будет приведен ниже. Перед началом работы с компьютерной программой в течении 3 минут был проведен инструктаж, во время которого дети познакоми лись с принципами работы на компьютере и общим содержанием своего задания. Экспериментаторами и их помощниками был создан положительный эмоциональный фон, который помог детям освоиться в необычных условиях эксперимента, познакомиться с клавиатурой машины и особенностями работы с программой. Результаты, полученные нами в ходе эксперимента, приведены в таблицах. -----------------T-------------------------------------------¬ ¦ Фамилии, имена ¦ Непроизносимые согласные в корне слова ¦ ¦ учащихся ¦ Игра"Помоги утенку дойти до озера" ¦ +----------------+-------------------T-----------------------+ ¦ ¦ время оценка ¦ время оценка ¦ ¦ 1. Аброськина И. ¦ 5мин. 5 ¦ 4мин. 5 ¦ ¦ 2. Боев Р. ¦ 15мин. 2 ¦ 12мин. 3 ¦ ¦ 3. Макаренко М. ¦ 11мин. 3 ¦ 10мин. 3 ¦ ¦ 4. Моськин М. ¦ 10мин. 3 ¦ 7мин. 3 ¦ ¦ 5. Нестерова К. ¦ 7мин. 5 ¦ 5мин. 5 ¦ ¦ 6. Нестерова Н. ¦ 10мин. 4 ¦ 7мин. 4 ¦ ¦ 7. Панин С. ¦ 12мин. 2 ¦ 10мин. 3 ¦ ¦ 8. Рябцев С. ¦ 11мин. 3 ¦ 8мин. 3 ¦ ¦ 9. Смыкова Ю. ¦ 13мин. 3 ¦ 10мин. 4 ¦ ¦ 10. Цуцкин М. ¦ 10мин. 3 ¦ 9мин. 3 ¦ ¦ 11. Шишкова Л. ¦ 12мин. 3 ¦ 7мин. 4 ¦ L----------------+-------------------+----------------------- ш2 Из таблицы 1 видно, что среднее время, затраченное в игре "Помоги утенку дойти до озера", в первый раз примерно 10-11 мин. , а во второй - 8-9 мин. , что находится в пределах допустимой нормы работы с электронно-вычислительной машиной с точки зрения психологии, физиологии и гигиены ребенка данного возраста. Кроме того, сыграли роль и положительная эмоциональная установка, заинтересованность самих детей, помощь и поддержка старших. Результаты работы детей по второй теме приведены в таблице N2. -----------------T--------------------------------------------¬ ¦ Фамилии, имена ¦ Употребление ь после шипящих на конце имен¦ ¦ учащихся ¦ существительных. "Автомобилист" ¦ +----------------+----------------------T---------------------+ ¦ ¦ время оценка ¦ время оценка ¦ ¦ 1. Аброськина И. ¦ 5мин. 5 ¦ 5мин. 5 ¦ ¦ 2. Боев Р. ¦ 9мин. 2 ¦ 8мин. 2 ¦ ¦ 3. Макаренко М. ¦ 7мин. 3 ¦ 7мин. 5 ¦ ¦ 4. Нестерова К. ¦ 5мин. 5 ¦ 5мин. 5 ¦ ¦ 5. Нестерова Н. ¦ 5мин. 5 ¦ 5мин. 5 ¦ ¦ 6. Панин С. ¦ 8мин. 3 ¦ 7мин. 4 ¦ ¦ 7. Рябцев С. ¦ 9мин. 2 ¦ 8мин. 3 ¦ ¦ 8. Смыкова Ю. ¦ 7мин. 4 ¦ 6мин. 4 ¦ ¦ 9. Цуцкин М. ¦ 7мин 4 ¦ 6мин. 5 ¦ ¦ 10. Моськин М. ¦ 9мин. 4 ¦ 8мин. 4 ¦ ¦ 11. Шишкова Л. ¦ 6мин. 4 ¦ 5мин. 5 ¦ L----------------+----------------------+--------------------- ш2 Среднее время - примерно 6-7мин. , что находится в пределах допустимой нормы. Сравнивая результаты таблиц N1 и N2, можно увидеть, что ра бота над темой "Непроизносимые согласные в корне слова" заняла больший объем времени, так как многие слова были трудными и неко торые дети не могли понять, от какого слова они образованы. Это такие слова, как чудесный, прекрасный, лестница, опасный, искус ный. Работа с алгоритмом не вызвала особых затруднений, так как ребята очень хорошо усвоили алгоритм данного правила и слова, используемые нами в сценарии, были знакомы детям. В ходе эксперимента была проведена беседа со студентами, по могающими детям в работе с компьютерной программой. Они были еди нодушны во мнении, что подобные занятия необходимы на уроках русского языка. Это расширяет кругозор детей, активизирует их познавательную деятельность. Ощущался переизбыток эмоций. Таким образом, лабораторный эксперимент, проведенный нами, показал значимость и необходимость привлечения элементов работы с компьютером в начальной школе при обучении орфографии на уроках русского языка. Работа по учебной компьютерной программе предусматривает постоянный контроль со стороны учителя, который должен направлять мысли учащихся, объяснять трудные места программы и контролировать порядок и правильность выполнения заданий. Успешность выполнения заданий зависит также от того, нас колько учащийся владеет знаниями, умениями и навыками, необходи мыми для изучения данной орфограммы. Этому может способствовать система компьютерных программ, которая позволит изучать материал последовательно, с учетом инди видуальных особенностей каждого ученика. Данная система позволит устранить негативные моменты, присутствовавшие в эксперименте, где компьютерная программа была дана как единичный случай: устра нит переизбыток эмоций, снизит время, отводимое на чтение заданий и работу с клавиатурой машины до минимума, так как у детей выра батывается навык чтения с экрана дисплея и усовершенствуется уме ние пользоваться компьютером; устранит пробелы в знаниях, умениях и навыках, необходимых для усвоения правила, так как следующая программа будет введена лишь после полного усвоения ребенком программ предыдущих тем. Примечание: распечатка компьютерных программ дана в приложе нии. 420 COLOR 15, 4: PRESET (220, 170): PRINT #1, "Ж е л а е т е 430 PRESET (220, 180): PRINT #1, "Нажми 'Д', если да; 'Н' - нет" 440 E$=INKEY$ 520 LINE (0, 31)-(22, 96), 2, BF: LINE (23, 31)-(489, 96), 1, BF |
|
© 2007 |
|