РУБРИКИ

Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности "Профессиональное обучение" - (книга)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности "Профессиональное обучение" - (книга)

Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности "Профессиональное обучение" - (книга)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство образования Российской Федерации
    Брянский государственный университет
    имени академика И. Г. Петровского
    Факультет технологии, экономики и психологии
    Кафедра технологии и предпринимательства
    П. С. Самородский, В. Д. Симоненко
    МЕТОДИКА
    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
    ОБУЧЕНИЯ
    Учебно-методическое пособие
    для преподавателя специальности
    "Профессиональное обучение"
    Под редакцией член-корр. РАО
    В. Д. Симоненко
    Брянск 2001
    ББК 74. 262. 72
    С-17

Самородский П. С. , Симоненко В. Д. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности "Профессиональное обучение" / Под ред. В. Д. Симоненко. - Брянск: Издательство БГУ, 2002. - 90 с.

В пособии изложены вопросы методики профессионального обучения учащихся профессиональных училищ и студентов колледжей. Пособие предназначено для студентов высшей школы по специальности "Профессиональное обучение" и может быть полезно учителям, магистрам и аспирантам.

    Рецензенты:
    Ретивых М. В. - доктор педагогических наук, профессор;
    Ермичев В. А. - доктор технических наук, профессор БГИТА.
    Рекомендовано к печати решением совета факультета ТЭП
    С Издательство БГУ, 2002.
    С Самородский П. С. , Симоненко В. Д. 2002.
    Содержание
    Введение ....

................................................................................................................... 4

1. Системность и характеристика основных компонентов процесса профессионального обучения учащихся ПУ и студентов колледжа ....................................................................................................................................... 7

2. Содержание профессионального образования и обучения; федеральный и региональный компоненты государственных образовательных стандартов подготовки рабочих в отраслях (машиностроение и технологическое оборудование) ......................... 19

3. Сущность, задачи и характеристика общего политехнического и специального образования; общетехническая, общетехнологическая и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования; факторы, определяющие содержание специальной подготовки ................................................................ 28

4. Научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования .......................................................... 34

5. Методы, средства и формы теоретического и практического профессионального обучения: понятия, сущность и характеристика (СУМО, УМК, ТСО и др. ) ................................................................ 39

6. Дидактическая деятельность педагога профессиональной школы: сущность, функции, структура ...................................................43

7. Дидактическое проектирование целей, содержания и технологии профессионального обучения .................................................... 60 8. Целевая ориентация, стимулирование и мотивация учения, формирование новых знаний, умений, навыков; оптимизация форм, методов и средств в ходе реализации педагогических проектов

............................................................................................................................................. 69

9. Методология, методы, критерии и показатели оценки профессиональной подготовки; сущность, задачи и требования к контролю .................................................................................................................................. 75

Рекомендуемая литература ...................................................................... 88 Вопросы к семинарским занятиям и экзамену ......................... 89

    Введение

Методика профессионального обучения рассматривается как методика углубленного обучения студентов колледжей и учащихся профессиональных училищ, как специальная, контекстная подготовка в направлении будущей профессии и специальности.

В современном образовании - это прежде всего подготовка молодежи к культурно- и природосообразной, разумной, рациональной преобразующей материальный мир деятельности.

Содержание специальности составляют предметные циклы дисциплин Государственных образовательных стандартов подготовки преподавателей и рабочих в отрасли (машиностроение и технологическое оборудование), является основой профессиональной подготовки специалистов в различных сферах технико-технологической деятельности человека.

В промышленном производстве необходимы прежде всего профессиональные общетехнические знания и умения, в частности, инженеру-конструктору, инженеру-технологу, инженеру-механику, техникам, технологам, а также рабочим различных профессий и специальностей.

Общетехническая подготовка включает в себя знание конструкционных материалов, основ конструирования изделий, технологий изготовления деталей и сборки изделия, расчетов на прочность элементов конструкций, процедуры испытаний и т. д.

Искусство преподавания каждой дисциплины имеет свои особенности и специфику в соответствии с содержанием, однако, в данном пособии излагается общая методика преподавания всех общетехнических дисциплин.

В связи с изложенным, программа курса может состоять из следующих тем (лекций): 1. Системность и характеристика основных компонентов процесса профессионального обучения учащихся ПУ и студентов колледжа.

2. Содержание профессионального образования и обучения; федеральный и региональный компоненты государственных образовательных стандартов подготовки рабочих в отраслях (машиностроение и технологическое оборудование). 3. Сущность, задачи и характеристика общего политехнического и специального образования; общетехническая, общетехнологическая и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования; факторы, определяющие содержание специальной подготовки.

4. Научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования.

5. Методы, средства и формы теоретического и практического профессионального обучения: понятия, сущность и характеристика (СУМО, УМК, ТСО и др. ). 6. Дидактическая деятельность педагога профессиональной школы: сущность, функции, структура.

7. Дидактическое проектирование целей, содержания и технологии профессионального обучения.

8. Целевая ориентация, стимулирование и мотивация учения, формирование новых знаний, умений, навыков; оптимизация форм, методов и средств в ходе реализации педагогических проектов.

9. Методология, методы, критерии и показатели оценки профессиональной подготовки; сущность, задачи и требования к контролю.

Семинарские занятияпроводятся по указанным темам по перечню проблемных вопросов, поставленных преподавателем, либо по индивидуальному выбору студента с разработкой письменных конспектов учебной литературы в объеме не менее 0, 5 п. л. и выступлением студента в пределах 5 - 7 минут.

Курсовая работапредставляется в форме творческого технического проекта в объеме не менее 1, 0 п. л. с отражением методики профессионального обучения. Выбор творческого технического проекта осуществляется из банка проектов, либо по предложению студента. Проект представляется в письменном виде, оформляется студентом на персональном компьютере в текстовом и графическом редакторах и защищается преподавателю перед академической группой, является составной частью дипломной работы выпускника вуза как будущего преподавателя профессионального обучения. Объем - не менее 0, 5 п. л.

Все проекты сдаются на кафедру и подшиваются в виде сборника вариантов творческих технических проектов студентов.

Лучшие проекты студентов представляются на конкурс студенческих научных работ (НИРС, УИРС).

Экспериментальная авторская программа курса "Методика профессионального обучения" для студентов специальности "Профессиональное обучение" разработана в Брянском госуниверситете на кафедре "Технология и предпринимательство" В. Д. Симоненко и П. С. Самородским. Дневное отделение, 5 курс: 1 семестр: лекций - 16 часов, семинарских занятий - 16 часов, консультации - 3 часа, экзамен - 9 часов, итого 46 часов.

Заочное отделение, 3 курс (сокращенный): 1 семестр: лекций - 6 часов, семинарских занятий - 4 часа. 2 семестр: курсовая работа - 90 часов, экзамен - 10 часов, итого - 110 часов.

1. Системность и характеристика основных компонентов процесса профессионального обучения учащихся ПУ и студентов колледжа

Подготовка будущего преподавателя профессионального обучения в высшей школе требует системного характера ее исследования.

Система - определенный порядок в расположении и связи действий. Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

Закономерности функционирования сложных систем изучает общая теория систем. Системность - объективное свойство всех сложных объектов, с которыми приходится иметь дело в реальной действительности.

Под системой понимается совокупность взаимодействующих компонентов, обладающая интегральными свойствами, которые не присущи каждому из этих элементов в отдельности. Особенности системы следующие: целостность (несводимость к сумме свойств составляющих элементов), структурность (описание системы через установление ее структуры), иерархичность (часть системы выступает как подсистема).

Под педагогической системой понимают социально обусловленную целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленную на формирование и развитие личности. Педагогической системе присуща внешняя и внутренняя информации. Внешняя педагогическая информация включает директивные и нормативные документы, учебные планы и программы, научно-педагогические сведения. Внутренняя педагогическая информация совокупность сведений о состоянии и результатах обучения, развития и воспитания учащихся, о материально-технической базе учебного процесса и т. д. Системность отличается от комплексности целенаправленностью, упорядоченностью, организованностью. Системность шире комплексности, она в одинаковой мере охватывает связи внутри одного уровня и между разными уровнями. Комплексность же охватывает связи одного или смежных уровней иерархической структуры. Система характерна составными частями, а также связями между этими частями. Каждый элемент системы представляет собой самостоятельную часть, имеющую специфическое назначение, которое реализуется в его функции внутри системы в целом.

В основе целостности системы лежат взаимосвязи между ее элементами, порождающие новые (интегративные) качества, не присущие каждому ее элементу. Недооценка важности формирования одной из сторон делает систему неполной, не целостной, не оптимальной, и ее применение не ведет к правильному решению задачи. Система обладает свойством сложных систем - компенсации. Даже существенные пробелы в содержании образования, связанные с отсутствием в ней некоторого компонента, до определенной степени компенсируются системой за счет того, что другие компоненты системы принимают на себя функции утраченного элемента. В. П. Кузьмин считает системой множество взаимосвязанных элементов (компонентов), образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями.

Компоненты системы - обособленные, относительно самостоятельные автономные части социальной или социотехнической системы, определенным образом взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом. Это как раз те структурные единицы, взаимодействие которых обеспечивает существование системы, ее функционирование и развитие. Компоненты системы имеют некоторое множество индивидуальных характеристик и степеней свободы, а также обладают определенной сложностью. По критерию дальнейшей делимости различают компоненты двух типов: подсистемы и элементы.

Подсистемы - это такие компоненты, которые сами состоят из частей, также обладающих относительной самостоятельностью и выполняющих определенные функции, обусловленные их местом и ролью в структуре соответствующих компонентов. Под элементами системы принято понимать компоненты, которые не могут быть разделены на части без потери своей качественной определенности, то есть являются неделимыми структурными единицами в условиях существования данной системы. Под дифференциацией в образовании понимается создание различий между частями образовательной системы с учетом одного или нескольких направлений. Аналогичную дифференциацию мы рассматриваем и в дидактической системе профессиональной, в частности, общетехнической подготовки будущего преподавателя. Довузовская профессиональная подготовка в основном базируется на знаниях предметов школьной программы, освоении программ училищ, колледжей, техникумов и других учебных заведений.

Вузовская инженерная профессиональная подготовка характеризуется целым комплексом учебных факторов, которые условно можно разделить на учебно-методические факторы или компоненты содержания технологического образования (учебные программы, курсы дисциплин “Машиноведение” или “Технология" и другие.

Перечень требуемых компонентов устанавливается образовательным стандартом. Образовательный стандарт - это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников вуза определенной специальности и соответствующие этим требованиям содержание, средства, методы, формы обучения и контроль знаний. Объектами стандартизации в педагогике являются: структура образования, содержание, объем учебной нагрузки, уровень подготовки учащегося.

Средства обучения как компонент дидактической системы выступают как объект между преподавателем и студентом, а также учителем и учеником для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. Они оказывают решающее влияние на качество знаний обучающихся, их умственное развитие и профессиональное становление личности. В подготовке учителя технологии и предпринимательства они проявляются в основном как материальные средства преподавания и учения. Определенность и стабильность некоторых составляющих системы обучения позволяет подходить к ее прогнозированию с детерминированных позиций. К таким составляющим относятся: цели, задачи обучения, роль преподавателей и студентов; основное содержание обучения на основе стандартов образования, программ и учебных планов, включая содержание и методы фундаментального и инструментальных областей науки; общая научная содержательность преподавателей и научной литературы.

В педагогических исследованиях к неопределенным составляющим могут быть относиться: подготовка выпускников к практической деятельности, определение содержания развивающих дисциплин, средств (предвидение нового оборудования), форм и методов обучения и другие.

Для прогностики преподавателя существенным является анализ путей развития педагогической науки и производства.

Содержание образования является одним из основных предметов исследования в системе учебного процесса. Однако в процессе обучения роль и значение содержания оценивается и раскрывается не одним содержанием, а взаимодействием формы и содержания, в частности, и специальной технологической подготовки в вузе будущего преподавателя общетехнических дисциплин.

Принцип детерминизма выражает определенность исходных состояний, четкость и обоснованность всех изменений при построении и развитии теории обучения в высшей школе, устанавливая причинные и закономерные связи составляющих систему компонентов и не поддающихся дальнейшему делению ее составляющих элементов. Детерминантами структуры содержания образования называются факторы, оказывающие влияние на набор структурных компонентов образования и на их взаимосвязи. Составляющие учебного процесса генетически детерминированы общественными отношениями, социальными условиями, состоянием развития науки и техники и другими определяющими условиями и факторами.

Отдельный компонент в системе учебного процесса не имеет достаточных данных для характеристики его значения в обучении и только все составляющие, вместе взятые, наиболее полно несут информацию о состоянии системы обучения. Совершенствование учебного процесса связано с изменением средств обучения, форм, методов и содержания учебных предметов. Цели в обучении (общие и частные) и средства взаимосвязаны и в своей функциональной связи встречают различные противоречия, которые разрешаются на основе оптимального достижения цели. С целью разработки и поиска приемлемой дидактической системы должны быть проанализированы реализованные практически следующие системы обучения: предметно-комплексная (Ю. З. Гильбух), операционно-производственная (Л. Б. Ительсон), зональная (М. И. Ковальский), технологическая (Е. А. Милеран), предметно-технологическая (И. Д. Клочков), процессуальная (А. Е. Шильникова), проблемно-аналитическая (С. Я. Батышев), а также производственного обучения: предметная, операционная, операционно-поточная, операционно-комплексная. Совокупность выявленных и исследованных многими учеными системообразующих факторов, анализ систем обучения и критериев достижения цели позволяют синтезировать основы дидактической системы общетехнической подготовки в вузе будущего преподавателя профессионального обучения (рис. 1). Эта система представляется как основа, не догма, будет совершенствоваться, изменяться. Однако, выделенные детерминанты системы составляют ее костяк, находятся в различных соотношениях и степенях взаимосвязи и взаимозависимости. Ни один из этих факторов нельзя не учитывать, нельзя без ущерба исключить из системы. Эту систему можно упорядочить, совершенствовать в теоретическом отношении, а также по результатам экспериментальных исследований и практического применения.

    Рис. 1. Структурно-функциональная модель дидактической
    системы общетехнической подготовки будущего преподавателя
    профессионального обучения

Форма в учебном процессе (учебный план, программы, расписание занятий, экзамены, зачеты, практика, проекты) - это не только выражение порядка организационной и методической структуры обучения, но и система, обоснованно представляющая содержание.

Учебный процесс в педагогике трактуется как дидактическая система в составе подсистем, компонентов и элементов. Структура в теории обучения обусловлена составом входящих в неё частей, компонентов и элементов, их связью и отношениями, что позволяет производить оценку каждого элемента и определять его самостоятельную функциональную роль. Сложность и многообразие задач теории обучения при такой структуре требует комплексного и многоконцептуального подхода как в определении содержания всех элементов, так и установлении связей и отношений между ними. Структура теорий обучения отражает формальный характер соединений её элементов.

В состав системы входят информационные компоненты, средства обучения, средства организации и управления. Определяющими для системы учебного процесса является состав изучаемых научных дисциплин, их связь и отношения между собой, чёткое выделение того, что является основным, определяющим и что дополнительным, вспомогательным.

На основе правила равновесного соответствия (состояния) всякое изменение в содержании, форме, действии одного ведущего компонента системы учебного процесса вызывает необходимость функционального изменения других ведущих компонентов системы.

Благодаря наличию обратных связей в системе обучения определяются установившиеся и неустановившиеся режимы. Под установившимся понимается такой режим, при котором процесс обучения во внешней системе имеет равномерную характеристику развивающегося действия. Если характеристика обучения отклоняется от заданной, имеет колебания и разрывы, то такой режим является неустановившимся. Например, когда планировался один результат, а получен другой, порой противоположный ожидаемому.

Система может быть прямого и непрямого (косвенного) воздействия. При системе прямого воздействия преподаватель непосредственно руководит обучением, а при системе непрямого воздействия учение проводится при помощи различных обучающих средств. Все отмеченное и проявляется в разработанной нами дидактической системе.

Зависимость между входными и выходными величинами системы при переходных процессах называется ее динамической характеристикой. При этом выделяются системообразующие факторы: - целей и задач - целенаправления (целеполагания);

    - программирования результата;
    - выбора методов достижения оптимального результата.

Представленная дидактическая система построена на основе целей и задач обучения, с предвидением конечного результата обучения - общего и ряда промежуточных результатов. Для системы и каждого ее компонента определяющим является не только результат приобретения студентами знаний, но и в такой же мере метод поиска и получения результатов, например, изменения содержания обучения.

Выбор метода достижения оптимального результата также является основой управления системой с целью достижения программируемого результата и оптимального функционирования всех компонентов системы.

Система учебного процесса характеризуется единством централизации и автономии составляющих ее компонентов. Здесь проявляется закономерность, что функция единой интегративной системы больше, чем система функций ее составляющих. Правила теории систем, выражающие автономию и связь компонентов, следующие: - характеристика каждого компонента в отдельности недостаточна для полного описания системы в целом или этого компонента;

- роли компонентов эквивалентны, каждая из них в решении своих задач обоснована, но для общей характеристики недостаточна;

- каждый компонент характеризует систему функционально, но только со своей стороны;

- система не обособляет, а только соединяет действия компонентов в достижении ее целей и задач.

Координация компонентов проявляется во взаимообусловленности функций различных средств, форм и методов между собой, а также между преподавателями и студентами. Субординация выражается некоторым определенным порядком управления, ведущей ролью системы педагога.

Кибернетическая система способна адаптироваться к окружающей среде, служить моделью-аналогом учебного процесса, с помощью которой можно исследовать режимы обучения и оптимизировать их по выбранной совокупности показателей этого процесса: f (xi) = П max. [6].

    Надежность системы характеризуется принципами:
    - слабого звена;

- нарушения равновесия (принцип Ле-Шателье): смещения равновесия системы в том направлении, в котором внешнее воздействие уменьшается. Равновесие восстанавливается регулированием компонентов и ограничением их деятельности в заданных пределах;

    - недостаточности информации (экспертные оценки);

- достаточного основания (достаточного знания определенных закономерностей развития факторов учебного процесса).

При исследовании динамической модели используется метод "черного ящика", при котором внутренняя структура исследуемой системы недоступна для наблюдения. Сущность этого метода заключается в том, что рассматриваются только входные и выходные параметры, а внутреннее устройство остается неизвестным. В этом случае оказывается возможным делать ряд выводов о поведении системы, наблюдая лишь реакции выходных величин на изменения входных.

Недостатком такого метода является то, что он принципиально не может привести к однозначному выводу о внутренней структуре, ибо поведение ее аналогично поведению изоморфных систем. Таким образом, достигается макроподход к исследованию системы. Статическая система структурно выражает порядок и форму взаимосвязи компонентов.

Динамическая система - функциональная, имеет компоненты входа и выхода, с непрерывным или дискретным протеканием процесса.

Управляемостью обладают только организованные системы, в которых имеются компоненты, выражающие целенаправленные взаимосвязи элементов соответствующих систем.

Элементы системы, к которым приложены входные воздействия, называются входами системы.

    С точки зрения определенности различают:

- детерминированные системы, в которых составные элементы взаимодействуют по заданной программе с предвидением развития и состояния;

- индетерминированные системы (стохастические), в которых не выявлены ни структуры, ни взаимодействие элементов остаются неопределенными с вероятностными исходами;

- адаптивные системы, меняющие свои действия в зависимости от изменений свойств и состояния системы.

В открытой системе совершается не только внутренний обмен информацией, но и обмен с внешней средой и другими системами через входные и выходные каналы. Таким образом, учебный процесс общетехнической подготовки в вузе будущего преподавателя представляет большую, сложную, открытую динамическую систему, выражаемую бесконечным разнообразием состояний, поведения, отношений и связей. Эта система организованная. Её организация определяется целями и задачами подготовки специалистов высшей квалификации, она взаимодействует и определяется окружающей действительностью, состоянием науки, техники, социальных отношений. Особая сложность стоит на пути решения проблемы оценки и контроля дидактического эксперимента. Существующие средства и методы оценки и контроля учебного процесса весьма относительны и субъективны. Это важная проблема принципиального развития всей современной теории обучения. Без объективных и достаточно определенных измерителей результатов обучения становится весьма затруднительным проведение управляемого обучения, научной организации учебного процесса, моделирование, эксперимент, использование ПЭВМ и решение ряда других современных задач теории и практики обучения.

Проблема качественной и количественной оценки показателей учебного процесса требует разработки определенной меры, измерителя, в котором определенное качество принимается за единицу количества.

Сущность системного подхода состоит в установлении всех существенных взаимосвязей между переменными факторами и в выявлении их влияния на поведение всей системы в целом.

Так как сложные динамические системы и ситуации не могут быть изучены обычными методами, то к ним может быть применен метод математического моделирования. Решаемые при этом задачи подразделяются на прямые и обратные. В прямых задачах определяются эффективность операций, качество выбранного решения или опирающегося на него способа действия. В обратных задачах - задачах оптимизации - выбираются такие условия и зависимые факторы, при которых критерий эффективности достигает экстремального значения.

Функции, выражающие оптимизируемые параметры, называются целевыми функциями. Выпускник педагогического вуза должен быть вполне подготовлен к своей будущей практической деятельности на должном уровне и осведомлен о путях ее предстоящего развития. Содержание практической подготовки преподавателя будет оптимальным только тогда, когда он уже в процессе обучения в вузе приобретет некоторый опыт работы с учащимися. Именно тогда на собственной практике он убедится в необходимости соединения и взаимосвязи всего научного и практического содержания, заложенного в его подготовку, как важнейшего условия профессиональной творческой педагогической деятельности.

    Вопросы для самопроверки:

Обоснование системного подхода к инженерной подготовке будущего преподавателя профессионального обучения.

    Определение и структура дидактической системы.
    Компоненты дидактической системы.
    Модель дидактической системы.

Содержание общетехнических дисциплин как компонентов дидактической системы. Критерии и показатели оценки компонентов дидактической системы. Методы исследования дидактической системы.

    Свойства дидактических систем.
    Функционирование дидактической системы.
    Роль обратной связи в дидактической системе.

2. Содержание профессионального образования и обучения; федеральный и региональный компоненты государственных образовательных стандартов подготовки рабочих в отраслях (машиностроение и технологическое оборудование) Как известно, под профессией понимается вид или род трудовой деятельности, требующий от человека определенных общих и специальных знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе общего и специального образования и путем практической работы. В пределах каждой профессии формируются и существуют специальности, которые отличаются более узким характером трудовой деятельности. Так, к педагогической профессии относятся специальности: воспитатель детского сада, учитель начальных классов, учитель определенного предмета в средней общеобразовательной школе, преподаватель среднего учебного заведения, мастер производственного обучения, преподаватель высшего учебного заведения и т. д. В общих требованиях к образованности специалиста, записано, что специалист: - осознает личностную и социальную значимость своей профессии; обладает целостным представлением об образовании как особой сфере социокультурной практики, обеспечивающей передачу культуры от поколения к поколению и выступающей как контекст становления личности;

- обладает научно-гуманистическим мировоззрением, знает основные закономерности развития природы и общества;

- владеет системой знаний и представлений о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности;

- знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, окружающей среде, умеет учитывать их при подготовке социальных проектов;

- владеет системой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса и умеет использовать их в своей профессиональной деятельности; - владеет системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества;

- знает формы и методы научного познания и их эволюцию, владеет различными способами познания и освоения окружающего мира; понимает роль науки в развитии общества;

- владеет профессиональным языком предметной области знания, умеет корректно выражать и аргументированно обосновывать положения предметной области знания; - знает концептуальные основы экологического образования, умеет реализовывать их в профессиональной деятельности;

- владеет современными методами поиска, обработки и использования информации, умеет интерпретировать и адаптировать информацию для адресата; - способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы; - обладает организационно-деятельностными умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации; - умеет строить взаимоотношения с коллегами, находить, принмать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности; - обладает культурой мышления, речи, общения;

- способен к проектной деятельности на основе системного подхода; - владеет системой знаний о взаимосвязи производства, техники, технологии и экономики, их взаимообусловленности и развитии;

- владеет знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности;

- владеет системой знаний о взаимосвязи производства, техники, технологии и экономики, их взаимообусловленности и развитии.

    Требования по дисциплинам общекультурной подготовки:

- владеет системой знаний о современных концепциях естествознания, имеет представление о биологическом многообразии и сохранении устойчивости биосферы, взаимодействии организма и среды, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования, о ноосфере, месте человека в эволюции Земли; - обладает знаниями об информационных процессах в природе и обществе, о компьютерных технологиях, возможностях электронных технологий в сфере культуры и образования;

- владеет современными представлениями о социальных явлениях и процессах, механизмах саморегуляции и саморазвития общества, проблемах взаимодействия общества и природы, общества и культуры, общества и личности. Среди требований по дисциплинам психолого-педагогической подготовки особо выделяются для специальной подготовки учителя следующие требования: - владеет системой знаний о закономерностях психического развития; факторах, способствующих личностному росту; направляет саморазвитие и самовоспитание личности;

- владеет системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умениями педагогического общения;

- соблюдает права и свободы обучающихся; умеет оказывать социальную помощь и поддержку учащимся;

- владеет системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях; владеет технологиями развивающего обучения;

- умеет организовать образовательный процесс в различных социокультурных условиях;

- владеет умениями проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса;

- владеет основами разработки учебно-программной документации и умеет использовать их для формирования содержания обучения;

- знает основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования;

    - умеет организовать внеучебную деятельность учащихся;

- владеет системой знаний и методов технологической подготовки учащихся и организации предпринимательской деятельности.

Требования по дисциплинам предметной подготовки. Специалист: - знает основы естественно-научных и технических дисциплин; - знает основы проектирования, конструирования; владеет графической грамотностью;

- знает структуру и особенности функционирования современного производства; - умеет анализировать состав, структуру, устройство и принцип работы технических объектов;

    - знает основы рыночной экономики и предпринимательства;

- знает закономерности природосообразности развития производственно-технической сферы;

- знает технику и технологию обработки различных материалов; - умеет организовать учебно-материальную базу по обработке материалов, ее эксплуатацию и обслуживание;

- умеет выполнять проектные и конструкторские расчеты для объектов учебного, бытового и производственного назначения;

    (применительно к предпринимательской деятельности)

- знает нормативные документы, регламентирующие предпринимательскую деятельность;

- умеет выполнять необходимые экономические расчеты в своей профессиональной деятельности;

- имеет представление об основах экономики и организации современного производства предприятий с различной формой собственности;

- умеет организовать предпринимательскую деятельность на базе школьных мастерских;

- знает основы метрологии и обладает навыками работы с различной измерительной аппаратурой;

- знает основы инженерно-технического обеспечения безопасного труда учащихся и безопасности своей профессиональной деятельности.

    По дисциплинам общекультурной подготовки:

- знает историю мировых цивилизаций, менталитет человека, его эволюцию, глобализацию цивилизационного процесса.

    По концепциям современного естествознания

- знает естественнонаучную и гуманитарную культуру, историю естествознания, порядок и беспорядок в природе. Биосферу, ноосферу.

    По эстетике:

- знает эстетику, специфику творческого художественного процесса. По экономике:

- знает спрос, потребительский выбор, структуру бизнеса, конкуренцию и т. д. По информатике:

- знает аппаратные и программные средства персональных ЭВМ, предназначенные для обработки информации. Компьютерные технологии и возможности новых электронных технологий в сфере культуры образования.

    По экологии:

- знает экологические проблемы современности: изменение природных процессов, уменьшение биологического разнообразия, загрязнение окружающей среды, демографические проблемы. Экологические основы рационального природопользования. Концептуальные основы и принципы экологического образования.

По педагогической психологии - концепции педагогического процесса и их психологические основания. Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Психология педагогического коллектива. Структура педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Основные понятия психологии воспитания. Психологические механизмы формирования личности. Психологические аспекты воспитательных технологий. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения. Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения.

Требования по дисциплинам специализации устанавливаются учебным заведением. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности.

    Дисциплины:
    Дисциплины предметной подготовки.

Естественно-математические дисциплины (математика, физика, химия). Общетехнические дисциплины (теоретическая механика, ТММ, сопротивление материалов, детали машин, гидравлика, теплотехника, ТКМ, ОВЗ, резание материалов, основы производства, электротехника, радиоэлектроника, ТСО). Технологические дисциплины:

ТКМ (Кристаллическое и аморфное состояние. Чугун, сталь, медь и сплавы. Алюминий и его сплавы. Пластмассы. Древесина. Методы и виды обработки материалов. Основы техники безопасности при обработке материалов); ОВЗ (Технологические способы соединений. Взаимозаменяемость и стандартизация. Допуски и посадки. Шероховатость. Основы технических измерений); Резание материалов, станки и инструменты (Методы обработки резанием. Общие сведения о станках, оснастке, инструментах).

Основы производства (Структура и тенденции развития современного производства. Перспективные технологии. Производство и окружающая среда). Графические дисциплины.

    Творческо-конструкторские дисциплины.

В связи с этим инженер-педагог должен быть подготовлен к проведению занятий с учащимися по ручной обработке древесины, металлов и пластмасс, механической обработке материалов на станках и механизированным инструментом, электротехническим работам и другим прогрессивным видам труда. Материал в программах специальных предметов нередко располагается концентрически и изучается сначала элементарно, в форме общего знакомства, а затем более систематически и углубленно. Например, в специальной технологии для станочников вначале изучаются общие сведения о токарном деле и о технологических процессах механической обработки резанием материалов, устройстве станков, технике безопасности и т. д. как первоначальные знания, позволяющие выполнять практические работы. А далее изучаются более основательно углубленные сведения о станках, инструментах, оснастке и т. д. Специальная общетехническая подготовка преподавателя, подготовка к учебной проектной деятельности с учащимися и конструкторско-технологическая подготовка охватывают одни и те же блоки и модули дисциплин предметной подготовки (рис. 2).

    Рис. 2
    Вопросы для самопроверки:
    Что называется профессией?
    Специальности профессии преподавателя.
    Специальная подготовка преподавателя.
    Методическая подготовка преподавателя.

Общие требования государственного образовательного стандарта к подготовке рабочих в отрасли.

    Требования по дисциплинам общекультурной подготовки.
    Требования по психолого-педагогической подготовке.
    Требования по дисциплинам предметной подготовки.

Блоки и модули общетехнических дисциплин в цикле предметной подготовки образовательного стандарта.

    Концентричность содержания учебного материала.
    3. Сущность, задачи и характеристика общего
    политехнического и специального образования;
    общетехническая, общетехнологическая и

специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования; факторы,

    определяющие содержание специальной подготовки

Академик С. Я. Батышев в системе профессионального образования выделяет как эффективный блочно-модульный принцип обучения. Блочно-модульный подход позволяет выделить конкретный "носитель" содержания обучения, с помощью которого обеспечивается гибкость системы профессионального образования, настраиваемость ее на адаптивность к изменяющимся социально-экономическим условиям. Блоки и модули реализуют одну или несколько целей обучения. Формирование блоков содержания обучения по профессии широкого профиля при отраслевой и межотраслевой интеграции профессий может быть следующим: 1. Общеобразовательная подготовка: гуманитарный блок, естественнонаучный блок. 2. Профессиональная подготовка: общетехнический, общепрофессиональный, профессиональный блоки (профессия, специальности).

3. Специальные блоки подготовки (1, 2, 3-й). В общем виде содержание профессионального образования включает общеобразовательную и профессиональную подготовку.

Содержание блоков профессиональной подготовки: общетехнический блок, отраслевой блок, общепрофессиональный блок (для группы родственных профессий), профессиональный блок (учебный материал освоения соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне).

Специальный блок содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии, с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации в соответствии с типовыми квалификационными характеристиками Минтруда РФ.

Разновидностью специального блока является общепрофессиональный блок. Этот блок выделяется в том случае, если профессия (учитель) включает разветвленную сеть специальностей (технология и предпринимательство), охватывающих широкое технико-технологическое поле, и значительно различающихся по содержанию труда (технология обработки конструкционных материалов и техническое творчество, технология обработки тканей, технология обработки пищевых продуктов, технология сельскохозяйственного производства). Но для нескольких специальностей профессии можно выделить общее содержание обучения, которое оформляется в виде общеспециального блока.

Кроме того выделяются блоки перепрофилирования, которые позволяют на основе имеющейся профессии (специальности) получить новую, часто - с переходом в другую сферу экономики:

    - блок повышенного профессионального образования;

- бизнес-блок для вхождения в рынок (работа по найму и организация самостоятельного дела - экономическая, правовая, финансовая, управленческая, психологическая и маркетинговая подготовка).

- блок опережающей профессиональной подготовки - включает сведения о новейших достижениях современной техники и технологии в рамках данной профессии, подготовку специалистов, способных освоить работу в новейшей технико-технологической среде.

Для нового содержания функциональной грамотности населения и бизнес-подготовки вводятся бизнес-блоки:

- основы компьютерной грамотности, основы рыночной экономики и предпринимательства, основы финансовой грамотности, основы правовой грамотности;

- блок основы санитарно-медицинской грамотности и основы экологической грамотности (жилища, питания, поездок, общения, рабочего места и т. д. ). Специальная подготовка учителя труда слагалась из общенаучной, общетехнической, теоретической и практической подготовки по специальности, связанной с тем разделом труда, по которому учитель обучал школьников.

По В. С. Ледневу процесс обучения непосредственно направлен на усвоение учащимися опыта. Воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Усвоение опыта, воспитание и развитие в реальном процессе образования выступают в единстве как “сквозные” линии, не проявляясь в качестве целостных обособленных единиц, подобных, например, отдельным курсам или дисциплинам. В качестве основных “сквозных” отраслей образования выступают общее и специальное образование, а также область их пересечения - политехническое образование.

Под общим понимается образование, результат которого - способность человека к выполнению его общекультурных, общечеловеческих функций и видов деятельности. В педагогической энциклопедии специальное образование трактуется как профессиональное образование (среднее, высшее). Специальные технические предметы, в отличие от общетехнических дисциплин, (общие основы техники, технологии, экономики и организации производства) содержат сведения об устройстве и применении различного оборудования, станков, транспортных и др. рабочих машин, механизмов, приспособлений, инструментов, и др. характерных для определенных разновидностей производства и выполняемых работ для более углубленной трудовой подготовки. Базируется специальная подготовка на общеобразовательных знаниях и является основой практической подготовки работников по определенной специальности или профессии. Материал в программах специальных предметов нередко располагается концентрически и изучается сначала элементарно, в форме общего знакомства, а затем более систематически и углубленно. Например, в специальной технологии для станочников вначале изучаются общие сведения о токарном деле и о технологических процессах механической обработки резанием материалов, устройстве станков, технике безопасности и т. д. как первоначальные знания, позволяющие выполнять практические работы. А далее изучаются более основательно углубленные сведения о станках, инструментах, оснастке и т. д.

Специальная подготовка учителя исследовалась В. А. Сластениным и изложена в его книге [1 Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. - М. : Просвещение, 1976. - 160 с. ]. Объем и состав специальной подготовки включают:

- знание объекта, предмета, места и связи "своей" науки, с наукой в целом; - владение категориальным строем научных знаний;

    - знание методологии и логики научного исследования;

- понимание теоретико-познавательного и практического значения науки; - знание закономерностей, истории, современного состояния и основных направлений дальнейшего развития науки;

- понимание пропедевтического характера школьного курса основ науки; - углубленное знание одной из областей науки, первоначальные навыки самостоятельного научного исследования;

- умение пользоваться библиографическими справочниками указателями, проспектами, тематическими каталогами для самостоятельного пополнения знаний. В пределах каждой специальности общенаучная подготовка студентов получает дальнейшую конкретизацию и детализацию.

Содержание методическойподготовки студентов модифицируется в зависимости от конкретной специальности. Она может включать в себя владение методикой и техникой общетехнической подготовки всех видов, умение решать теоретические и практические задачи обучения любой трудности, умение оборудовать на современном уровне учебно-производственные мастерские, умение выполнить любую технологическую операцию и изготовить изделие, знание правил безопасности и умение применять и выполнять их в мастерских.

Продвигаясь от основной стадии обучения к специальной, обучающиеся постепенно обогащают свою память новыми знаниями, у них возникает потребность в пополнении своих знаний, а это облегчает им решение конечной цели - овладение профессией. Проводя аналогию специальной профессиональной производственной подготовки, для специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства можно утверждать следующее. На специальной стадии обучения осуществляется дифференцированная специализация студентов с учетом избранной профессии. При этом студенты вооружаются такими знаниями, которые отвечают требованиям развития техники и технологии данной отрасли производства. Однако, разрабатываемые в централизованном порядке учебные программы не могут в одинаковой степени удовлетворять все требования даже одной отрасли. Подготовка студентов по одним и тем же профессиям по различным отраслям промышленности имеет свои особенности.

На специальной стадии технологической подготовки студентов они опираются на те знания, которые они приобрели на основной стадии обучения. Функции преподавателя - помочь студентам усвоить теоретические знания и научить применять эти знания на практике.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.