РУБРИКИ

Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности "Профессиональное обучение" - (книга)

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности "Профессиональное обучение" - (книга)

p>Среди существующих систем обучения наиболее актуальны инвариантно-модульная и проблемно-аналитическая системы С. Я. Батышева. Основой первой является стадийная теория профессионального обучения. В ней учебный процесс делится на две стадии: основную (стабильную) и специальную (динамичную). Во второй системе весь учебный материал делится на отдельные учебные проблемы, имеющие самостоятельное значение: определяются элементы, из которых складываются в процессе труда по данной проблеме, и функции умственной деятельности обучающихся, необходимые для выполнения работ по регулированию технологических процессов и оборудования. Цели образования в педагогическом процессе воплощены в содержание образования, которое определяет формы, методы и средства обучения.

Основными принципами разработки содержания обучения являются: - отражение в программах современных достижений науки, техники и передовой технологии;

    - отражение политехнического принципа;

- отражение взаимосвязи общего и профессионального технологического образования;

- определение основных идей учебных предметов применительно к учебной деятельности (специфические для каждого предмета, сопоставив с другими предметами);

    - отражение опыта новаторов;

- ориентация на дальнейший рост квалификации; - отражение развития технического мышления;

- отражение в программах Федерального компонента (основного и специального) в содержании обучения.

Блочно-модульный характер обучения предусматривает автономность каждого блока, замены или модернизации, присоединение новых блоков и модулей. Личностно ориентированное содержание образования предоставляет возможность выбора дидактически автономных учебно-профессиональных блоков и комплексов, то есть самостоятельного проектирования содержания своего профессионального образования, ориентируясь на разные варианты моделей учебно-программной документации. Роль педагога при этом трансформируется в роль консультанта, наставника.

    Вопросы для самопроверки:

Сущность блочно-модульного принципа построения содержания академика С. Я. Батышева.

    Виды и содержание блоков.
    Сущность бизнес-блока.

Специальный блок, специальная и контекстная подготовка преподавателя профессионального обучения.

4. Научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования

Внедрение и бурное развитие системы "Интернет" вызвало потребность отбора и использования научного содержания предметных и образовательных областей знаний в различных сферах человеческой деятельности.

Новые экономические отношения делают содержание и результат его освоения в виде образования товаром на рынке труда. Поэтому резко возрастает качественно-количественная характеристика содержания образования, эффективность отбора в соответствии с потребностями и методики овладения содержанием. Содержание образования как правило устанавливается образовательными стандартами и направлено на формирование достаточного минимума знаний, умений и навыков основ наук.

Современные теории обучения, в частности, проектно-созидательная, ориентированы в первую очередь на приобретение умений конструирования целостной мировоззренческой картины бытия. Накопленный багаж знаний в предметно ориентированной системе образования становится зачастую невостребованным в новых рыночных отношениях. Поэтому возникла потребность реформирования сложившейся системы образования.

Содержание образование трактовалось ранее как педагогически обоснованные основы наук, изучаемые в школе [2 Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 36 с. ]. Существовавшие концепции оставляли в стороне такие качества личности как способность к самостоятельному творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям и направлены были на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в открытом обществе. Это с точки зрения мировоззренческой ориентации сциентистское определение, так как абсолютизирует роль науки в системе культуры человеческого общества.

Личностно ориентированное образование с конструктивно-деятельностным подходом ориентирует на всестороннее развитие, проблемное обучение, внимание к философскому, методологическому и теоретическому развитию педагогической науки и практики. Сюда же относится и культурологический подход, концепция которого рассматривается как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре человеческой культуре во всей его структурной полноте. Содержание, помимо готовых знаний и опыта осуществления деятельности по привычному стандарту, по образцу, включает и опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-деятельностных отношений. Таким образом, новое содержание образования и соотнесенные с ним методы обучения (проблемного изложения, эвристический, исследовательский) образуют систему педагогической деятельности, открывающую возможности формирования личности человека, приобщенного к гуманистической культуре. Дидактика различает две стороны обучения: процессуальная (динамика) и содержательная, которая реально может быть реализовано в педагогической деятельности.

Построение содержания образования осуществляется на основании общих целей образования, выраженных в терминах философии и социологии. Затем эти цели конкретизируются в психологических представлениях о тех качествах личности, которыми должен обладать образованный человек. Наконец, цели образования и описание пути их достижения переводятся на язык каждой науки. Таким образом, содержание образования выступает как социально и личностно детерминированное, фиксированное в педагогической науке представление о социальном опыте, подлежащем усвоению подрастающим поколением. Этапы построения модели содержания образования могут быть следующими. 1. Уровень общего теоретического представления, на котором системно отражаются все педагогические цели в виде состава (элементов) и структуры (связях) и функциях передаваемого социального опыта в его педагогической трактовке. В общем виде устанавливается, чему нужно и возможно научить учащихся, выделяется каждый крупный элемент содержания, воплощающий определенную цель (В. В. Краевский).

Содержание, изоморфное социальному опыту, состоит из четырех основных структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний; опыта осуществления известных способов деятельности в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций.

Итак, структура содержания образования - знания, умения действовать по образцу, умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях, личностные ориентации. В ней каждый предшествующий элемент служит предпосылкой к последующему.

На первом уровне устанавливается, какие социального опыта необходимо включить в содержание образования, намечается в общем виде минимум знаний и умений, которыми должен обладать выпускник средней школы согласно образовательному стандарту: основные исторические сведения, чтобы их применять, минимум общих умений, допредметные связи, переходящие в межпредметные на втором уровне. 2. Второй уровень содержания образования - уровень учебного предмета. Конкретно излагается материал, чему нужно учить, то есть те участки социального опыта, которыми должен овладеть учащийся.

При конструировании учебного предмета решающее значение имеет его функция в общем образовании. При формировании учебного предмета учитывается не только логика науки, но и условия протекания, и закономерности процесса обучения, в котором учебный предмет реализуется, доводится до каждого ученика. Знания и умения распределяются по предметам и принимают более конкретную форму.

3. Третий уровень - уровень учебного материала. Реально наполняются элементы состава содержания, которые обозначены на первом уровне, и представлены в форме, специфической для каждого предмета, - на втором. Выделяются конкретные знания, умения и навыки, познавательные задачи, упражнения, которые и составляют содержание учебников, задачников, пособий и других материалов для учащихся и преподавтелей.

Знания и умения включаются в учебник и другие материалы в виде учебных текстов, заданий, упражнений, творческих проектов.

Эти три уровня и составляют проектируемое содержание общего среднего образования как педагогическую модель социального опыта.

Дидактика - научная дисциплина, призванная целостно отображать обучение в единстве всех его сторон, составных частей, в единстве содержания и процесса. Реализуется содержание образования на четвертом и пятом уровнях - на уровне процесса обучения и на уровне структуры личности учащегося или студента. Принципы построения содержания образования:

- соответствие на всех уровнях его конструирования общим целям современного образования - гуманистической и личностной ориентации как отражения опыта творческой деятельности;

- структурное единство на разных уровнях его формирования и определение межпредметных связей;

В соответствии с энциклопедией профессионального образования критериями отбора содержания учебного материала общетехнической подготовки на региональном уровне могут быть:

- компетентность (содержание различных трудовых и технологических операций для формирования профессиональных навыков и умений);

    - разноматериальность;
    - разносложность;
    - профессиоемкость;
    - товарность;
    - технологичность;
    - безопасность.

Критериями отбора учебного материала общетехнической подготовки на федеральном уровне могут быть:

    - типичность (для основных отраслей и видов деятельности);
    - относительная стабильность;

- полное соответствие основным направлениям развития науки и техники; - возможность организации учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний;

- тесная взаимосвязь учебного материала с будущей практической деятельностью; - достаточный объем политехнических знаний.

    Вопросы для самопроверки:

1. Что представляет содержание образования и подготовки в профессиональном обучении?

2. Этапы проектирования содержания профессионального образования. 3. Содержание уровня общего теоретического представления.

    4. Содержание уровня учебного предмета.
    5. Содержание уровня учебного материала.
    6. Принципы отбора содержания учебного материала.

7. Критерии отбора содержания учебного материала профессионального обучения.

5. Методы, средства и формы теоретического и практического профессионального обучения:

    понятия, сущность и характеристика
    (СУМО, УМК, ТСО и др. )

Доминантой профессионального обучения является информационно-предметное обеспечение (ИПО), которое включает средства обучения (СО) и учебное оборудование (УО) и представляет компоненты технологий обучения. Средствами профессионального обучения являются: учебная литература (книги, наглядные пособия, таблицы, плакаты); информационные материалы к индивидуальным средствам обучения (кинофильмы, видеофильмы, диафильмы, пленки с изображениями); программно-методическое обеспечение учебного процесса (компьютерные технологии, обучающие и контролирующие программы, программы для ПЭВМ, задания для графических работ); специальное оборудование (тренажеры, триммеры); дидактические материалы (обучающие программы, сценарии игр, опросники).

Учебное оборудование: ТСО (кинопроектор, магнитофон, кодоскоп, компьютер); лабораторное оборудование (приборы, устройства, микроскопы, измерительные средства, чертежное оборудование); учебная мебель и приспособления (столы, доски, плакатницы).

Таким образом, средства информационно-предметного обеспечения профессиональной подготовки представляют средства информации и учебно-технические средства. Средства учебно-методического обеспечения учебного процесса общетехнической подготовки (СУМО) содержат учебно-методический комплект (УМК) и учебно-материальную базу (УМБ).

УМК содержит программу, учебник, опорный конспект (ОК) и печатный раздаточный материал (ПРМ), аудиовизуальные средства и носители информации, магнитные ленты, объекты изучения и образцы, тесты; методические рекомендации к изучению курса, лабораторный практикум, курсовой проект, атласы конструкций, ГОСТы, справочники, программы ПЭВМ, мультимедиа технологии.

УМБ включает: аудитории, кабинеты, лаборатории, оборудование, технические средства обучения (ТСО); технические средства учебной деятельности (ТСУД), технические устройства обучения (ТУО): приспособления, приборы, машины, стенды, станки; информации контроля, тренажеры.

Компонентами СУМО являются такие носители информации как учебник, опорный конспект, печатный раздаточный материал, методические рекомендации. Опорный конспект - система в виде ключевых слов и фраз, активизирующая познавательную деятельность студентов. При его разработке обычно вначале составляются матрицы связей между дисциплинами и внутри дисциплины, затем строятся графы интегрирования и обобщена логика изучения (гносеология) дисциплины, лист основного содержания и, наконец - опорный конспект. По основному содержанию дисциплины составляется массив кадров, затем производится анализ кадров, кодирование, составляется эскиз опорного конспекта, оригинал. Наконец составляется смысловой блок полноты алгоритма и система связей блоков.

В последнее время практикуется освоение учебного материала, особенно технического характера, на основе видеотерминалов - демонстрации материалов из памяти ПЭВМ.

Программные средства (ПС) могут быть обучающими (приобретение ЗУН) и контролирующими: тренажеры, информационно-поисковые, имитационные, моделирующие, демонстрационные, игровые. Дидактические требования к ним: научность, доступность, адаптивность, систематичность и последовательность, сознательность обучения (самостоятельность и активность), прочность ЗУН, интерактивность диалога (выбор варианта), развитие интеллекта (мышление). Учебно-методический комплект (УМК) на базе новых информационных технологий включает учебно-методическую литературу и средства обучения: обеспечения преподавания - учебно-наглядные пособия, таблицы, раздаточный материал, кинофильмы, диафильмы, транспоранты, программы, модели, приборы, электронные конструкции, электрические схемы и т. д. ; средства развивающего характера система искусственного интеллекта для самообразования; информационные текстовый, музыкальный и графический редакторы, базы данных, электронные таблицы, информационные датчики в объектах.

В модели профессиональной педагогической культуры (ППК) инженерной преподавательской деятельности преподавателя рассматриваются следующие компоненты:

- аксеологический как совокупность ценностей: знания, идеи, концепции, умения, которые и составляют гуманистическую технологию педагогических действий; - технологический как способы и приемы педагогической деятельности, формирующие ценности и культуру педагога;

- личностно-творческий как способность преобразовывать и интерпретировать личностью осваиваемые ценности.

ППК - мера и способ творческой самореализации в различных видах педагогической деятельности по усвоению, передаче и созданию педагогических ценностей и технологий. Формирование ППК - овладение педагогическими технологиями общения, импровизации, приемами и способами учебной, научной, инженерной деятельности студентов, управление собственной деятельностью.

Присущие творческой личности в инженерной деятельности преподавателя черты: риск, независимость суждений, познавательная активность, находчивость, проблеморешаемость, критичность, самобытность, смелость, юмор и т. д. Критерии качества педагогического творчества и культуры:

- ценностные отношения к педагогической реальности (субъект-субъектные отношения);

    - технолого-педагогическая подготовленность (умения);
    - интегративность видов педагогической культуры;

- развитость педагогического мышления (проблемный поисковый характер, гибкость, вариативность, самостоятельность решений);

- самосовершенство (частная педагогическая система, оценка своего опыта и опыта коллег).

Профессиональные и личностные качества преподавателя оцениваются по следующим показателям: логика, доступность и ясность изложения учебного материала, разъяснение сложных мест, выделение главного, активность, интерес аудитории и слежение за ее реакцией, дискуссия, взаимность вопросов и ответов, культура речи, темп, снятие усталости аудитории, профориентация, создание дидактических средств обучения, доброжелательность, терпение, требовательность, объективность, эрудиция, внешний вид и многие другие.

    Вопросы для самопроверки:

Структура информационно-предметного обеспечения (ИПО) учебного процесса профессионального обучения.

Средства преподавания общетехнических дисциплин в профессиональном обучении. Учебное оборудование для профессионального обучения.

    Содержание инженерного учебно-методического комплекта.

Структура и содержание учебно-материальной базы (УМБ) преподавания дисциплин профессиональной подготовки.

    Опорный конспект, его структура, содержание.
    Программные средства профессионального обучения.

Компоненты профессионально-педагогической культуры преподавателя профессионального обучения (аксеологический, технологический, личностно-творческий).

    Критерии качества педагогического творчества и культуры.

Профессиональные и личностные качества преподавателя профессионального обучения.

    6. Дидактическая деятельность педагога
    профессиональной школы:
    сущность, функции, структура, содержание

Цель профессионального обучения рабочих в отрасли обусловлена условиями: требованиями времени, требованиями научно-технического прогресса, социальным заказом общества, Законом РФ об образовании, связью с мировой наукой и мировыми достижениями науки и техники, социально-экономическими, психолого-педагогическими, материально-техническими и культурными отношениями, положением человечества в природе и техносфере.

Функциями деятельности преподавателя профессионального обучения являются: обучающая, развивающая, воспитательная (трудовое, технологической культуры, умственное, физическое, нравственное, экологическое, правовое, эстетическое, моральное, коллективное), диагностическая, управляющая, инженерная, контролирующая, предпринимательская, конструкторско-технологическая, организационная, проектная, изобретательско-рационализаторская, информационная, ориентационная, мобилизационная, исследовательская (гносеологическая) и другие.

Структура преподавательской деятельности: практически-преобразующая, ценностно-ориентационная, познавательная, коммуникативная и другие. Вся деятельность преподавателя реализуется в тех или иных методах обучения. Слово “метод” применяется вместе с выяснением того, что надо делать, требуется установить, как это делать. Под методом подразумевают средства, способы, пути достижения определенных целей, решения определенных задач. Таким образом, методы обучения определяются как способы работы преподавателя и студентов, учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение и развиваются способности. Методы обучения могут быть словесными, наглядности в обучении, демонстрации, наблюдения вещей и их изображений, иллюстративные (изобразительные), работы над книгой и другие.

Методами преподавания и освоения образовательной области “Технология”предусматриваются: догматический, исторический, непосредственного наблюдения, экспериментальный, проектный. Но в любом случае обучающиеся должны овладеть способами приобретения технологических знаний, научиться логически мыслить. Для общетехнической подготовки студентов используются активные методы обучения: решение технических и технологических задач (расчеты режимов обработки, регулировки, разработка управляющих программ, кинематических и динамических характеристик, разработка конструкций изделий, технологических процессов обработки и карт, конструирование и изготовление приспособлений, выбор наиболее рациональной конструкции изделия и технологического процесса изготовления). Методы обучения преобразовательной деятельности могут быть: репродуктивный, проблемный, поисковый, исследовательский, самостоятельной работы, практический, проектный и другие.

Комплексными активными методами инженерной и профессиональной подготовки являются: дизайн-анализ, морфологический анализ, метод проектов, метод мозговой атаки и фокальных объектов, компьютеризации, деловой игры, учебный эксперимент и другие.

Формы учебной деятельности: индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные и другие.

Контролем качества обучения могут быть: наблюдение, проверка знаний и умений, тестирование. Под объективным, диагностичным контролем понимается контроль, который обладает необходимой точностью и воспроизводимостью. Мотивацией профессиональной подготовки преподавателя, на наш взгляд, прежде всего является его призвание работать с учащимися. Мотивацией в общем виде является использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью.

Требования профессии к личности: педагогическое мастерство, умения, навыки; психолого-педагогическая способность (призвание); педагогические компетентность и такт; профессиональное владение методикой трудового обучения (МТО), методикой обучения технологии (МОТ) и воспитания; выявление и развитие потенциальных возможностей учащихся, научное владение оценкой результатов учения и другие. Качества личности преподавателя: гуманизм, интерес и любовь к ученику, профессионально-педагогическая направленность, социальные потребности, моральные и общечеловеческие ценности, ответственность и общественный долг, организаторские способности, педагогическое самообразование и другие. Знания, необходимые учителю: социально-гуманитарные, психолого-педагогические, общетехнические, специальные, экономические, экологические, общей культуры. Традиционные принципы обучения: связь теории с практикой, научность, систематичность и последовательность, доступность, посильность, активность, наглядность и другие дополняются инновационными принципами: проектность, целостность и системность, интегративность и универсальность, природо- и культуросообразность, вариативность, информативность, модульность, ценностная и практическая направленность.

В основу разработок по синтезу модели инженерной деятельности преподавателя положены исследования ведущих дидактов, в частности А. И. Мищенко, В. Д. Симоненко, и ученых по формированию профессиональной готовности педагога к сложной и многогранной деятельности. В синтезе основ и особенностей профессиональной подготовки педагога могут быть использованы аспекты исследования Н. М. Назаровой.

Направлению непрерывного самосовершенствования преподавателя послевузовской системы подготовки посвящены исследования К. М. Левитана и И. Д. Лушникова. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры педагога изложены в исследовании И. Ф. Исаева. Формированию педагогического профессионализма в процессе обучения студентов университета посвящены исследования Т. Рудневой.

Результатом деятельности преподавателя является уровень образования учащихся: знания основ техники, технологии и технологической культуры, освоение проектной деятельности по изготовлению простейших изделий, функциональная грамотность, профессиональная мобильность, умения и навыки выполнения простейших технологических операций, организация самостоятельной работы и другие. Важнейшей составляющей учения, кроме содержания, является и форма (материальная, речевая, умственная), направленная на синергетическое (развивающее) обучение, ориентацию учебного процесса на потенциальные возможности обучающихся и на их реализацию (В. В. Давыдов, А. Дистервег, Л. В. Занков, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский).

Будущему преподавателю профессионального обучения необходимо овладеть теоретическими и практическими знаниями по технике, технологии и методам их приобретения, знать историю развития изучаемых предметов, в совершенстве владеть практическими умениями и навыками по тем видам трудовой деятельности, которым он будет обучать будущих рабочих.

Методика исследует своеобразное содержание и цели предмета и выясняет закономерности процесса обучения, например, труду, технике и технологии. При этом преподавателем применяются методы научного исследования: наблюдение, анкетный опрос, педагогический эксперимент, теоретические и исторические исследования и многие другие.

Общетехническая подготовка позволяет преподавателю свободно ориентироваться в общих закономерностях устройства и применении технических объектов, знать перспективы и пути технического прогресса в различных отраслях производства, рационализировать технику и технологию. Знания по общетехническим дисциплинам являются базой, на которой строится теоретическая и практическая подготовка учителя по специальности. Содержание этой подготовки устанавливается стандартом, а также целями и программными требованиями обучения учащихся. Технологическими знаниями, которые становятся важнейшими в специальной подготовке преподавателя профессионального обучения, являются: знания базовых понятий (технология, технологическая среда и культура, способы преобразовательной деятельности и др. ); знания способов, средств и путей преобразовательной деятельности; представление о техносфере; представление о технике и технологии; знание применяемых и перспективных технологий материальной и духовной сфер жизнедеятельности людей; знание и понимание влияния техники и технологии на человека, природу и общество и необходимости оптимального развития техносферы, правил безопасной преобразовательной деятельности как условий существования цивилизации.

Технологическими умениями как способами преобразовательной деятельности на основе приобретенных знаний становятся: умение планировать свою деятельность, прогнозировать и предвидеть ее результаты; сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности с учетом последствий для природы и общества; быстро осваивать технологические операции и технологии; выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их; выполнять графические изображения, разрабатывать дизайн-спецификацию и осуществлять дизайн-анализ изделия; выполнять проектную деятельность от зарождения идеи до ее воплощения и т. д. Система обучения технологии предусматривается проектно-созидательной, проблемной. Содержание обучения должно включать учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования продуктов деятельности. Предусматривается сочетание репродуктивного обучения и развивающего обучения. При реализации развивающего обучения преподаватель координирует учебный процесс, наблюдает, косвенно руководит деятельностью учащихся, помогает в выборе решений, активизирует самостоятельную деятельность учащихся, диагностирует развитие личности.

Учитывая, что технологический мир создается руками и разумом людей, необходимо изучение и практическое освоение элементарных, наиболее распространенных операций и процедур преобразования, развитие двигательных способностей, навыков выбора наиболее приемлемых имеющихся методов и средств для достижения заданного результата преобразования, требуется организация собственных преобразовательных действий.

Технологическое образование будет недостаточным, если образовательная система не обеспечивает формирование творческого стиля мышления, которое предусматривает отыскание решений возникающих технических и социально-технических противоречий. Сюда же входит выявление проблемной ситуации, формирование задач, поиск вариантов решений с помощью методов технического творчества, выбор лучшего варианта с учетом возможностей осуществления и ограничивающих условий, построение образа решения в пригодном для реализации виде, выбор способов и средств практического осуществления решения, испытания овеществленного решения.

Людские ресурсы можно рассматривать как результат действия специфической преобразовательной системы - системы образования, которая осуществляет профессиональную подготовку общества, преобразует людей из неграмотных в грамотных, из "неумеющих" в "умеющих".

В современной жизни повысилась специализация людей и степень их участия в формировании среды жизнедеятельности.

Необходимость ручного труда на современном этапе обучения технологии обусловлена логикой развития личности. Развиваемая моторика рук жизненно важна для формирования функций мышления.

Линейно-концентрический принцип обучения элементам технологии означает, что на каждом этапе обучения изучаются одни и те же направления деятельности, но на более высоком уровне.

Технологическая инженерная этика (мораль, нормы, мотивы) характеризует моральное качество производимой продукции, начиная с ее дизайна, производства и кончая маркетингом.

Технологическая эстетика (чувственное восприятие) направлена на единство функциональных и эстетических аспектов предметно-пространственной среды и тесно связана с дизайном. Она изучает эстетические аспекты конструирования как вида продуктивной творческой деятельности человека. Это преобразовательная деятельность, сопряженная с изобретением, предвидением нового в техническом и художественном плане.

Потребительские свойства изделия отражают решение формы и технологию изготовления изделия. Поэтому дизайнерское решение должно охватывать все стороны изготовления и применения предмета, в том числе и технологию обработки используемых материалов.

К инженерной и технологической подготовке будущего преподавателя профессионального обучения необходимы культурологический и личностно ориентированный подходы. Под технологическим образованием как составной частью технологической культуры понимается специально организованный процесс и результат обучения и воспитания с целью нормирования у человека технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности. Основными отличительными чертами технологического образования, в отличие от предшествующего технократического, являются:

    1. В философском понятии:
    1. 1. Единство бытия и сознания.

1. 2. Обучение как одновременное опредмечивание и распредмечивание знаний. 1. 3. Техника как средство самореализации личности.

    2. По целям образования:

2. 1. Формирование основ технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. 2. 2. Подготовка творческого технолога-конструктора.

    3. По задачам образования:

3. 1. Развитие потребности в знаниях и навыков самообразования, вооружение технологическими знаниями.

    3. 2. Формирование технологических умений и навыков.

3. 3. Воспитание технологически значимых качеств личности (технологическое мировоззрение, технологическое мышление, технологическая этика и эстетика, современное правовое и экономическое мышление).

    4. По содержанию образования:

Интегрированные, проблемно-ориентированные области знаний (технология, эргономика, информатика, генная инженерия, экософия, графика, психоаналитика). 5. По характеру образования:

Перманентное, проблемно ориентированное обучение, направленное на преобразование окружающего мира на научной основе.

    6. По основным принципам:

Научность, целостность и системность, глобальность, интегративность, историзм и универсальность, природо- и культуросообразность, проектность и вариативность. 7. По ведущим методам и формам:

Творческие, активные (проекты, тренировки, деловые игры, эксперименты, творческие задания), индивидуальные и групповые, интенсивные, индуктивные. 8. По характеру знаний:

    Реальные, знания, ставшие убеждением.
    9. По сущности обучения:

Самостоятельное приобретение знаний, умений и навыков путем проектно-тренировочной деятельности.

    10. По приоритету:

Технологические умения и навыки, методы и средства обучения. 11. По стилю взаимоотношений учителя и ученика:

Демократический, субъектно-субъектный стиль, основанный на сотрудничестве (учитель-консультант, помощник).

    12. По результатам образования:

Уровень развития технологической культуры и навыков преобразовательной деятельности, самореализацию и самоопределение личности.

Инновационный продукт как личностно ориентированное формирование педагогического профессионализма (ЛОФП) для будущих учителей позволяет решать спектр дидактических задач различного класса от старта до логического завершения. Создание такой конструкции позволяет уйти от фронтальных процессов вузовской практики (стадной системы) обучения к индивидуализированному личностно-ориентированному.

Структура дидактической системы ЛОФП характеризуется тем, что перед студентом раскрывается спектр личных ценностей, обеспечивающих высокое качество педагогической деятельности, раскрываются теоретические основы и методика самоформирования педагога.

Личностно ориентированное образование обеспечивает саморазвитие личности исходя из выявленных индивидуальных особенностей как субъекта познания, так и предметной деятельности и имеет признаки:

- право выбора собственного пути развития через создание альтернативных (вариативных) форм обучения;

- реализовывать себя исходя из способностей, склонностей, субъективного опыта, интересов, ценностных ориентаций;

- индивидуальность обучения, избирательность к предметному материалу с целью формирования качества ума (интеллекта) личности [3Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М. : Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. 288 с. ].

В. А. Поляковым предложен эмпирический подход к системе подготовки учащихся к труду. Ведущим элементом и неотъемлемым условием функционирования дидактической системы он определяет взаимодействие с базовым предприятием. Нами приняты на вооружение выявленные В. А. Поляковым элементы структуры дидактической системы: цели, задачи, пути, содержание, методы, формы, условия.

Условия реализации дидактической системы зависят от региона учебного заведения, его социально-экономического положения, материально-технической и технологической базы, уровня квалификации преподавателей, ценностных установок и т. д.

Как социально открытая система она использует весь образовательный и воспитательный потенциал.

Как воспроизводимая (адаптивная) система она может реализоваться в любом педвузе.

Система личностно ориентированной общетехнической подготовки соответствует интересам учащихся и студентов, возможностям развития их творческих способностей, подготовке к самостоятельной жизни, обеспечивает социальную защищенность после окончания вуза. Реализуется она через приоритетность внепредметных знаний.

Личностно ориентированная общетехническая подготовка будущего педагога предусматривает активную самостоятельную познавательно-технологическую деятельность студента, обусловливает его специализацию и вариативную специальную технологическую подготовку и определяется следующими компонентами: 1 - вариативное содержание самообразования: индивидуальные планы и программы, спецкурсы, учебники и учебные пособия, учебно-методические разработки, общетехнологическая и специальная технологическая подготовка и т. д. ; 2 - методы самостоятельного приобретения знаний: проектный, проблемный, поисковый, исследовательский и т. д. ;

3 - средства самообразования: компьютерные технологии, творческие проекты, промышленное и учебное оборудование, книги, теле- и видеоинформация и т. д. ; 4 - формы обучения: проектная, самостоятельная, индивидуальная, коллективная, практика (ПУМ), специализация, вторая специальность и т. д.

Оценка личностно ориентированной технологической подготовки студентов осуществляется по профессионально важным технологическим качествам (компетентность, уровень технологической культуры и навыки преобразовательной деятельности.... ) подготовки студента как по частным дисциплинам и курсам, курсовым и дипломным проектам, так и оценкой Государственной аттестационной комиссии (ГАК).

Приоритетной оценкой являются как рациональные технологические знания, умения и навыки, так и профессионально важные технологические качества личности будущего преподавателя (рис. 2).

Особую ценность как профессионально важное качество приобретает компетентность будущего педагога в виде его потенциальной готовности решать со знанием дела профессионально возникающие технологические проблемы.

Специальные Общетехнические знания, умения и навыки характеризуются объемом, глубиной и направленностью (Г. В. Пичугина). Они, пожалуй, с наибольшей вероятностью будут востребованы в обучении будущей профессиональной деятельности.

Принципами личностно ориентированной общетехнической подготовки будущего преподавателя являются:

- функциональная полнота (охват всевозможных факторов обучения); - минимизация, но достаточный объем необходимых знаний, умений и навыков; - компенсация (частичное возмещение одних компонентов другими). Сообразно с современными технологиями обучения личностно ориентированная общетехническая подготовка студентов проявляется в следующем. Начинается она с самостоятельного выбора специализации будущего преподавателя. Таким образом, вначале осуществляется самоопределение студента в предстоящем направлении преподавательской инженерной деятельности - специализации. Начиная с 3 курса студенты определяются с выбором тем курсовых и дипломных работ по предлагаемому перечню, либо по собственному предложению. Как правило это так называемые реальные творческие проекты. Студенты сами выбирают вид конструируемого изделия, структуру проекта, назначают и выполняют расчеты кинематики, динамики и прочности, прорабатывают дизайн и т. д. На различного рода практиках студенты также сами выбирают школы, желаемый вид учебной преподавательской деятельности и т. д.

Наконец, на 5 курсе студенты самоопределяются с темой своей дипломной работы и ее составной частью - творческим проектом. В своих творческих проектах студенты назначают технологии обработки материалов, определяются с целью проекта, самостоятельно выполняют проект, осуществляют самоконтроль, а по результатам своей проектной деятельности дают самооценку.

Фактическая оценка курсовой или дипломной работы преподавателем или ГАК учитывает не только знания, умения и навыки технологической деятельности, но и в большей степени, что сейчас особенно востребовано - грамотное, научное, эффективное, рациональное и оптимальное ведение учебного процесса на практике, в частности, обучение учащихся инженерным знаниям, а также готовности к проведению учебного процесса любой сложности и непредсказуемости. Обобщая определения педагогическим технологиям различными учеными Г. К. Селевко пришел к выводу, что все педагогические технологии исследуют рациональные пути обучения и представляют системы способов и принципов реального процесса обучения [4Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с. ].

Рассматривая различные технологии обучения, приходим к выводу, что наиболее приемлемыми и реализуемыми частично в инженерной подготовке будущего преподавателя являются следующие.

Теория обобщения В. В. Давыдова - Д. Б. Эльконина, в основе которой положена гипотеза о ведущей роли теоретического знания, и, в частности, содержательного обобщения в формировании интеллекта.

Теория поэтапного формирования умственных действий (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызин), согласно которой умственное развитие происходит поэтапным переходом материальной деятельности во внутренний умственный план. Таким образом, в инженерной подготовке реализуется следующая часть педагогических технологий:

    - по ориентации на личностные структуры - саморазвития;

- по преобладающему методу - проблемно-поисковые, творческие; - по направлению модернизации - на основе методического и дидактического реконструирования материала (М. Б. Волович - по этапам формирования умственных действий);

- по типу организации и управлению познавательной деятельности - личностно ориентированные технологии (антропоцентричные, гуманистической и психотерапевтической направленности с целью разностороннего и творческого развития.

Применимы к системе общетехнической подготовки и технологии сотрудничества, авторитарные и дидакто-центрические. В последних преобладает приоритет обучения над воспитанием, а самым главным фактором формирования личности считаются дидактические средства.

Личностно ориентированное обучение Г. К. Селевко относит к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности студента (проблемное обучение), эффективности организации и управления процессом обучения (перспективно опережающее обучение С. Н. Лысенко), сочетания обучения и учения по индивидуальным образовательным программам (И. С. Якиманская), компьютерные и другие.

В технологиях саморазвивающего обучения Г. К. Селевко доминантой является самосовершенствование личности:

- самоутверждение (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

- самовыражения (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и возможностей);

- защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);

самоактуализации (достижение личных и социальных идей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

В настоящее время используются педагогические технологии проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, компьютерная технология обучения, концентрированного обучения, модульного и другие.

Педагогическое проектирование связано с разработкой эффективной деятельности как преподавателей, так и студентов. Посредством грамотно разработанных педагогических технологий преподаватель способствует развитию и саморазвитию личности, сводит к минимуму отрицательное влияние различных факторов, обеспечивает необходимые психолого-педагогические условия. Тем самым он создает своеобразный проект индивидуального развития личности в условиях принятой педагогической системы. К педагогическим проектам относятся учебные планы и учебные программы, квалификационные характеристики, методические рекомендации. Содержание общетехнической подготовки будущего преподавателя может оцениваться показателями:

- качественные - целостность отражения в содержании обучения задач образования, воспитания и развития;

- структурное соответствие содержания обучения принятой психолого-педагогической концепции усвоения;

- отражение в содержании обучения современного уровня развития науки, техники, технологии и производства;

- гносеологически верное соотношение эмпирического и теоретического, образного и понятийного, конкретного и абстрактного.

Общетехническая подготовка будущего преподавателя слагается из общетехнологической подготовки, базовой технологической подготовки и специальной технологической подготовки (рис. 2).

Общетехнологической подготовкой могут служить учебные курсы, например, "Основы технологии" и "Основы технологической культуры".

Базовая инвариантная технологическая подготовка определена образовательным стандартом и включает обязательные технологические дисциплины, например: "ТКМ", "ОВЗ", "Резание материалов, станки и инструменты", "Основы производства", а также "Творческо-конструкторские дисциплины", "Практикум в учебных мастерских" и технологическую практику.

Специальная технологическая подготовка различна в различных учебных заведениях в зависимости от многих факторов, например, специализации преподавтельской деятельности, региональных особенностей и отличается содержанием, методами, средствами и формами подготовки.

Таким образом, специальная технологическая подготовка будущего преподавателя рассматривается как процесс и результат освоения студентом в рамках специализации углубленных, опережающих и проблеморешающих технологических знаний, умений и навыков. Это часть готовности к творческой преобразовательной деятельности как формирования профессиональных качеств личности, углубленного обучения, воспитания и развития в том направлении предстоящей педагогической деятельности, в котором учителю непосредственно предстоит работать с учащимися, в частности, по специализации "технология обработки конструкционных материалов и техническое творчество" по технологическим, творческо-конструкторским, электрорадиотехническим и графическим дисциплинам.

Проблеморешающими мы считаем такие знания, умения и навыки, которые позволяют решать различного пода нестандартные, непредвиденные технологические задачи. Например, выбор заменяющих материалов, инструментов, технологий обработки и соединений деталей при изготовлении различных изделий в творческих учебных проектах. Проблеморешающими могут быть альтернативные, инновационные, нетрадиционные, оригинальные и другие знания, умения и навыки. Специализация при этом рассматривается как часть специальности, характеризующаяся приобретением более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю специальности. Специальная общетехническая подготовка представляет собой основную часть содержания специализации преподавателя и характеризуется освоением определенного набора дисциплин и курсов теоретической и практической подготовки по специальности преподавателя, связанной с разделением труда и выходом на требуемый уровень квалификации. Она представляет дифференцированную первичную специализацию студентов с учетом избранной профессии.

В соответствии с блочно-модульной системой обучения академика С. Я. Батышева можно выделить специальную инженерно-технологическую подготовку будущего преподавателя, которая включает блоки:

    - повышенного профессионального образования;

- опережающей профессиональной подготовки в новейших достижениях техники и технологий;

    - компьютерной подготовки;
    - экономической и экологической грамотности.

На основании изложенных теоретико-методологических положений разработана модель преподавания общетехнических дисциплин (рис. 3).

    Вопросы для самопроверки:

Цель, функции, структура деятельности преподавателя профессионального обучения.

    Методы и формы преподавания общетехнических дисциплин.
    Требования профессии к личности учителя.
    Принципы профессионального обучения.

Технологические знания и умения в профессиональном обучении. Линейно-концентрический принцип обучения элементам общетехнических дисциплин. Инженерная этика и эстетика.

    Отличительные черты технологического образования.

Личностно ориентированное формирование профессии (ЛООФП), компоненты, педагогические технологии.

Содержание и виды инженерно-технологической подготовки будущего преподавателя.

    Рис. 3.
    7. Дидактическое проектирование целей,
    содержания и технологии профессионального обучения

Согласно современным технологиям обучения первичной субстанцией выделяется формирование определенных стандартами образования умений обучающихся, а знания предусматриваются как вторичный, вспомогательный компонент [5Чернилевский Д. В. , Филатов О. К. Технология обучения в высшей школе. Учебное пособие / Под. ред. В. Д. Чернилевского - М. : Экспедитор, 1996. - 288 с. ]. При этом обучающимся прививается аналитический и проектно-конструктивный характер мышления.

Дидактика как теория обучения выявляет доминанты технологий обучения: закономерности, принципы, задачи, содержание, формы и методы преподавания и учения, а также стимулирование и контроль в учебном процессе. Технологии обучения представляют собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку этих доминант на основе общей методологии целеполагания, это своего рода последовательность операций и процедур, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему. Основными принципами общетехнической подготовки студентов как системы важнейших требований по обеспечению эффективного развития учебного процесса, вытекающими из закономерностей обучения современной дидактики, смежных наук и передового опыта, выявлены: историзм, научность, универсальность, вариативность, природо и культуросообразность, сознательность, проектность, целостность и системность, интегративность, синергетичность.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.