РУБРИКИ

Билеты: Билеты по административному праву

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Билеты: Билеты по административному праву

подчиненностью или подконтрольностью;

6)при наличии гражданства иностранного государства;

7)при отказе от представления сведений об имущественном положении.

Назначение на должность производится на неопределенное время или на

определенный - не более пяти лет - срок. Служба на должностях «Б» ограничена

сроком, на который назначаются лица, замещающие должности «А». Для

гражданина, впервые принятого на государственную должность, устанавливается

испытание от трех до шести месяцев.

II. Аттестация и повышение квалификации служащих. В целях определения

служебного соответствия действует система аттестаций.

Общие аттестации проводятся через определенные промежутки времени.

Персональные аттестации - где сотрудники имеют звания, классные чины,

связаны с представлением к присвоению звания, с назначением на иную должность,

увольнением. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже

одного раза в четыре года. Руководителям рекомендовано установление

соответствующего денежного содержания увязывать с результатами обучения и

практического использования полученных знаний.

III. Присвоение квалификационных разрядов - указывает на

соответствие требованиям. Присваиваются по результатам гос. квалификационного

экзамена или аттестации.

Служащим могут быть присвоены следующие (15) разряды:

1.действительный государственный советник 1, 2, 3 класса (для высших

государственных служащих);

2.государственный советник РФ 1, 2, 3, класса (для государственных служащих

замещающих главные должности);

3.советник РФ 1,2,3 класса (для служащих, замещающих ведущие должности);

4.советник государственной службы 1, 2, 3, класса (для служащих старших

государственных должностей);

5.референт 1, 2, 3, класса (для младших государственных должностей).

IV.Прекращение государственной службы:

а)по личному заявлению государственного служащего;

б)по инициативе руководителя, по решению коллегиального органа (правительства

и др.);

в)по иным, установленным законом, основаниям.

Например, служащим на должностях категории «Б» в связи с прекращением

государственной службы лицами, замещающими государственные должности

категории «А». Предельный возраст - 60 лет. Допускается продление занимающих

высшие, главные и ведущие государственные должности.

Увольнение может быть осуществлено по инициативе руководителя в случаях:

1)достижения им предельного возраста;

2)прекращения гражданства;

3)несоблюдения обязанностей и ограничений;

4)разглашения сведений;

5)возникновения других обстоятельств (совместная служба родственников).

Факультативные:

I.Перевод государственного служащего на другую должность допускается

только с его согласия. Варианты переводов:

а)на вышестоящую должность;

б)на равнозначную должность в другом структурном подразделении органа или

даже в другом органе, ведомстве;

в)в другую местность в связи с передислокацией органа;

г)на нижестоящую должность - в порядке взыскания работник без его согласия.

II.Поощрение - за успешное и добросовестное исполнение обязанностей,

продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и

сложности - различные поощрения. Виды устанавливаются ФЗ и законами субъектов.

Поощрение должно быть обоснованным, своевременным, разнообразным, гласным.

Поощрение может быть коллективным и индивидуальным, а по содержанию моральным,

материальным и смешанным.

III.Ответственность государственных служащих. За невыполнение могут

привлекаться к ответственности - дисциплинарной, административной,

материальной, уголовной. Дисциплинарные взыскания: замечание; выговор;

строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение.

Может быть временно (но не более, чем на месяц), до решения вопроса отстранен.

Уголовная ответственность - за совершение преступлений. В УК особо выделены

должностные преступления: злоупотребление властью или служебным положением,

превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки,

должностной подлог.

Материальная ответственность наступает за служебный поступок, причинивший

материальный ущерб организации, и выражается в возмещении виновным служащим

причиненного им вреда.

Билет №11

1. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти.

Статус Президента определяется Конституцией РФ (она такова, что

Президент иногда выступает не только как глава государства, но и как глава

исполнительной власти [ZB., когда он председательствует на заседаниях

Правительства]), все его полномочия вытекают из нее. Президент:

- представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;

- определяет основные направления внутренней и внешней политики;

- обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос.

власти.

По характеру полномочий президентская власть тяготеет к исполнительной, но

есть сферы деятельности, которыми Президент руководит непосредственно в силу

своих полномочий. Нельзя утверждать, что Президент относится к исп. власти,

но на этот счет не существует единого мнения.

Взаимоотношения Президента с исполнительной властью:

1.П. назначает с согласия ГД председателя Правительства.

2.Имеет право председательствовать на заседаниях правительства.

3.Принимает решения об отставке правительства.

4. По предложению председателя Правительства назначает и снимает с должности

заместителей председателя и федеральных министров.

Взаимоотношения с законодат властью.

1.П. вносит законопроекты в ГД.

2.Он имеет полномочия подписывать и обнародовать федеральные законы,

обращаться к федеральному собранию с ежегодным сообщением о положении в

стране, основных направления внутренней и внешней политики.

Сфера обороны и безпасности - непосредственное руководство Президентом:

1.Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ.

2.Утверждает военную доктрину РФ.

3.Является Верховным Главнокомандующим ВС РФ.

4.В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории

РФ или в отдельных местностях военное положение с незамедлительным сообщением

об этом в СФ и ГД.

5.Вводит на территории РФ или в местностях чрезвычайное положение с

сообщением СФ и ГД.

6.Назначает и освобождает высшее командование ВС РФ.

7. Присваивает высшие воинские звания.

Сфера внешних сношений (подведомственна непосредственно президенту):

1.Осуществляет руководство внешней политикой РФ.

2.Ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ.

3.Подписывает ратификационные грамоты.

4.Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем

дипломатических представителей.

5.Назначает и отзывает после консультации с комиссиями палат ФС

дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных

организациях.

Полномочия по формированию аппарата:

1.Назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ.

2.Формирует Администрацию Президента РФ.

Иные полномочия:

1. Представляет ГД кандидатуру для назначения на должность председателя ЦБ

РФ. Ставит перед ГД вопрос об освобождении от должности председателя ЦБ.

2.Решает вопросы гражданства, награждает государственными наградами,

осуществляет помилование.

3.Назначение выборов, роспуск ГД. Проведение референдума.

4. Представление кандидатуры Ген.прокурора.

Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на

всей территории РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и

федеральным законам.

2. Понятие и виды методов управления.

Метод - это средства, способы, приемы достижения цели. В АП метод

управления - это средство практического осуществления функций государственной

управленческой деятельности, достижения ее целей.

Методы управления выступают как особая связь людей, проявляющаяся как способы

обеспечения подчинения воли, как способ организации и упорядочения

происходящих в системе процессов, как средство достижения цели управления.

Методы условно можно подразделить на:

n демократические - диктаторские;

n гибкие - жесткие;

n государственные - общественные;

n научные - ненаучные;

n творческие - шаблонные;

n косвенного воздействия - прямого воздействия.

Методы прямого воздействия. Осуществляется прямое воздействие на волю

управляемого. Имеют директивный приказной характер. Отсутствует возможность

выбора вариантов решений для исполнителей. Использование таких методов влечет

создание большого числа нормативных и правоприменительных актов. Наличие

большого аппарата, контролирующего выполнение команд. Стимулирование

используется по усмотрению руководителя за выполнение команды или за

послушание. Широко используется внеэкономическое принуждение.

Косвенные методы: воздействие через создание ситуации, через потребности,

интересы исполнителей. Ситуация стимулирует нужное направление деятельности.

При этом основной формой становятся управленческие акты, которые управомачивают

на определенные действия. У управляемых существует возможность выбора одного из

нескольких вариантов поведения. Механизм стимулирования либо закреплен в

нормативных актах, либо существует как обычай, но используется для всех

одинаково, независимо от усмотрения руководителя. При косвенных методах

воздействия как необходимая составная часть является наличие развитой системы

правосудия для решения споров, обеспечивающих защиту законных интересов

граждан.

Также выделяют стимулирующий метод (особенно часто в экономической сфере

- это различные налоговые, таможенные и другие льготы).

Деление на:

а)убеждение - использование различных разъяснительных, воспитательных и

организационных мер. Направлено на то, чтобы подвластные сами поняли

выраженную в правовых актах волю законодателя;

б)принуждение - отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его

поведение.

В литературе также различают :

-административные (приказные) методы;

-экономические (стимулирующие методы.

В качестве метода деятельности органов исполнительной власти можно выделить

регулирование (причём, подзаконное – УПРФ, акты правительства и так

дальше, вниз по ступеням иерархической лестницы подзаконных актов).

Сущность этого метода заключается в подзаконном регламентировании

общественных отношений в части порядка, процедур, формы исполнения требований

законов.

Форма: акт-регламентатор /правила, положения и т.д. – в любой сфере/.

Учёт и регистрация

Сущность этого метода заключается в государственном учёте и регистрации

некоторых сторон деятельности субъектов административно-правовых отношений,

имеющих публичный характер (или государственное значение). Это в первую

очередь, регистрация предприятий: преследуются финансовые цели, налоговые

проблемы.

Форма: акты-констаторы /различные отчётности, акты регистрации и т.д./

Выдача различного рода разрешений

Суть: выдача разрешений на владение, использование, хранение и т.д.

различного рода специальных средств /оружия, наркотических веществ,

радиоактивных препаратов и т.д./ при соблюдении определённых условий.

Форма: периодические инспекции /эффективность этой системы сейчас сведена

к нулю/.

Квотирование (в хозяйственной сфере – особенно в области внешней торговли).

Сущность: устанавливаются квоты на ввоз определённой продукции (для

поддержки отечественного производителя).

Форма: специальные акты о квоте.

Лицензирование

Сущность: органы исполнительной власти выдают лицензии – суть разрешения

– на занятие определённым видом деятельности (а не на использование

определённых средств, как в случае с разрешениями), либо на использование

определённых особых технологий, либо на подготовку, либо на занятие

деятельностью, связанною с обеспечением общественной безопасности.

Форма: лицензионные акты (о выдаче лицензий).

По прежнему имеют значение методы контроля и надзора.

В действительности в российском законодательстве между надзором и контролем не

проводится различия, хотя (сущность:) контроль предполагает не только

наблюдение за соблюдением законности, но и применение определённых мер

взыскания за её нарушение, в то время как при надзоре отвечающий за это орган

не вправе никого ни к чему принудить. Количество контрольных органов в

государстве с рыночной экономикой должно сокращаться, но тем не менее оба этих

метода и по сей день используются и, соответственно, имеют определённую

форму – акты контроля, надзора.

Естественно, что в процессе надзора и контроля осуществляется и

правоохранительная деятельность. Используются и правоохранные меры (методы):

-меры пресечения;

-принуждения;

-применения взыскания (Þ акты пресечения, принуждения и юрисдикционные).

Такой подход к методам и формам имеет несомненное преимущество. Особенно

важно говорить о конкретных методах, т.к. многие из них впервые используются,

скажем, в воздействии на хозяйственную жизнь страны.

Наконец, они накрепко увязываются с формами деятельности органов

исполнительной власти. А в этом-то и заключается суть юридической науки.

Билет №12

1. Система федеральных органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти – это организационный коллектив,

осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый

оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся

вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу

исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых

регламентируется в основном нормами административного права.

В ст. 110 К РФ прямо устанавливается, что исполнительную власть РФ

осуществляет Правительство РФ. Кроме того, Президент РФ, формально не входя

ни в одну из трёх властей, по существу, имея ряд конституционных полномочий в

области исполнительной власти, в неё входит. Более того, Президент РФ

назначает (с согласия ГДФСРФ) и смещает Председателя Правительства РФ и

руководителей других федеральных органов государственной власти, напрямую

руководит рядом министерств (ZB., силовыми). Президент РФ вправе

председательствовать на заседаниях Правительства РФ, его указы по своей

юридической силе выше постановлений Правительства РФ. Совершенно очевидно,

что Правительство РФ несёт ответственность перед Президентом РФ, только ему

подотчётно и ему подконтрольно. Не признавать это – значит идти вопреки

правовой логике и делать Правительство РФ полностью безответственным,

поскольку К РФ не предусмотрена его ответственность перед Федеральным

собранием.

Анализ полномочий Президента РФ и Правительства РФ даёт все основания считать

главой исполнительной власти РФ именно Президента РФ, а не Председателя

Правительства РФ или Правительство РФ в целом. Поэтому, когда утверждают, что

Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти, то необходимо

принимать во внимание известную условность такого утверждения. Оно может

рассматриваться как высший орган исполнительной власти в том смысле, что

является единственным коллегиальным органом, имеющим конституционную

компетенцию в сфере исполнительной власти и право руководить всеми органами

исполнительной власти. Но при этом Правительство РФ функционирует, имея над

собой Президента РФ, указания которого для Правительства РФ обязательны, и

надо отметить, что в Указах Президента РФ весьма часто встречаются положения,

означающие прямое вмешательство в организацию и деятельность Правительства

РФ.

К РФ не устанавливает критериев, по которым те или иные органы

государственной власти относятся к власти исполнительной. Но к пониманию

этого можно прийти логически, если вычесть из всех федеральных органов

государственной власти законодательные (ФСРФ – СФ и ГД) и судебные (КСРФ,

ВСРФ, ВАСРФ, другие федеральные суды – ZB., окружные арбитражные суды), а

также органы с особым статусом (Прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Счётная

палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам

человека, Академии наук). Оставшиеся органы и составляют систему органов

исполнительной власти. К этому следует добавить определённые органы

исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 77 К

РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ

и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы

исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной

власти в РФ. Следовательно, в отличие от законодательной власти

исполнительная власть в РФ в значительной мере носит единый характер, что,

естественно, предопределяет объём полномочий Правительства РФ (организует

исполнение принимаемых ФСРФ законов, УПРФ и его распоряжений, международных

договоров; осуществляет контроль за исполнением этих актов органами

исполнительной власти РФ и её субъектов, принимает меры по устранению

нарушений действующего законодательства).

К РФ не предусматривает закрепления системы федеральных органов исполнительной

власти в федеральном законе, и только в ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17/12/1997

установил такое правило. Поэтому система устанавливалась указами Президента РФ,

в частности Указом “о структуре федеральных органов исполнительной власти” от

22/09/1998 Система федеральных органов исполнительной власти включает в

себя:

-Правительство РФ;

-министерства РФ (федеральные министерства) (24);

-государственные комитеты РФ (13);

-федеральные комиссии России (2);

-федеральные службы России (17);

-российские агентства (3);

-федеральные надзоры России (2);

-иные федеральные органы исполнительной власти.

Министерство Российской федерации – федеральный орган исполнительной

власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в

установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях,

установленных законами, указами и постановлениями, деятельность в этой сфере

иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство

возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный

министр).

Государственный комитет РФ, федеральная комиссия России – федеральные

органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе

межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также

функциональное регулирование в определённой сфере деятельности.

Государственный комитет РФ, федеральную комиссию РФ возглавляют соответственно

председатель государственного комитета РФ и председатель федеральной комиссии

России.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России

– федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные

(исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в

установленных сферах. Федеральную службу РФ возглавляет руководитель

(директор) федеральной службы России, российское агентство – генеральный

директор российского агентства, федеральный надзор России – начальник

федерального надзора России.

Впредь до внесения изменений и дополнений в соответствующие федеральные

законы конкретные наименования федеральных органов исполнительной власти

определяются в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной

власти, утверждённой Президентом РФ.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и

ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя

Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти,

подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним по вопросам,

закреплённым за ним К РФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других

федеральных органах исполнительной власти – Правительством РФ. Предельная

численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и

территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

утверждаются Правительством РФ.

Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения

его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на должность и

освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя

Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность

и освобождаются от должности Правительством РФ или в соответствии с законами.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных

органов исполнительной власти, кроме федеральных министров и руководителей

органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных

Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним К РФ и законами, назначаются

на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

В зависимости от статуса того или иного органа законодательно определяются

права его руководителей. При этом не допускается приравнивание должностных

лиц к более высоким должностям в форме наделения правами по этим должностям

или присвоения ранга.

2. Требования, предъявляемые к актам органов исполнительной власти

Качество административных актов зависит от соблюдения их авторами ряда

требований, которым должны соответствовать издаваемые ими акты.

1)целесообразность акта. Акт должен быть полезен с точки зрения

общественных, а не личных или аппаратных интересов, он должен быть научно

обоснован. Нецелесообразность акта делает его эффективность нулевой, а

исполнение такого акта - принести огромный вред обществу.

2)законность акта. Т.е.:

n наличие компетенции у его автора;

n соответствие его закону по существу;

n соответствие цели закона;

n принятие его в установленный законом срок;

n соблюдение процессуальных прав издания акта.

В науке АП акты, не соответствующие закону считаются дефектными. Их делят на

оспоримые (незаконность таких актов не очевидна, спорна) и ничтожные (их

юридическая несостоятельность очевидна). Акты признаются незаконными, если:

n есть прямое указание закона;

n грубо нарушена подведомственность;

n нет законного основания для принятия акта;

n нарушен срок давности;

n акт предписывает совершение преступления и т.п.

3)организационно-технические требования, т.е. требования к культуре

оформления акта. Это:

n язык акта;

n присвоение ему номера;

n наличие в тексте даты издания;

n сведения о том, где и кем он принят;

n подписи;

n (в ряде случаев) специальные бланки, формуляры, четкие оттиски

штампов, печатей и т.п.

Культурность предполагает и своевременное доведение актов до адресатов,

правильное ведение делопроизводства, хранение письменных актов.

Эти требования должны предъявляться к каждому решению административной власти.

Билет №13

1. Администрация Президента РФ.

Администрация Президента является государственным органом, формируемым в

соответствии с КРФ (ст.83) в целях обеспечения деятельности Президента как

главы государства по осуществлению им государственной власти.

Впервые образована на основании Указа Президента РФ “о совершенствовании

деятельности Президента” (февраль 1993г.). Концепция построения структуры

Администрации, как она воплощена в Указе Президента от 29 января 1996 г.

№117 “Вопросы администрации Президента РФ“ и Положении об Администрации,

утвержденным этим Указом, следует логике КРФ: в ее основу положен принцип

создания соответствующего подразделения под конституционное полномочие

Президента.

Новое положение об Администрации Президента РФ. Акты:

-Указ Президента РФ от 25 июля 1996 года № 1101 (О мерах по совершенствованию

структуры администрации ПРФ);

-Указ Президента от 13 августа 1996 № 1164 об образовании подразделений АП РФ;

-Указ от 2 октября 1996 г № 1412 Об утверждении положения об АП РФ.

Состав Администрации Президента РФ:

1.Руководитель;

2.1 заместитель и заместители;

3.Помощники Президента РФ;

4.Пресс-секретарь;

5.Референты;

6.Советники Президента РФ;

7.Полномочные представители;

8.Канцелярия;

9.Главные управления (правовое, контрольное, главное управление казачьих войск);

10.Аппарат СБ РФ;

11.Аппарат Совета Обороны РФ;

12.Управления Президента РФ (Кадровой политики, по вопросам взаимодействия с

политическими партиями, общественными объединениями и ГД, по гос. наградам,

по координации деятельности полномочных представителей, по связям с

общественностью и протоколу);

13.Управления администрации (Кадров, помилования, делопроизводства);

14.Совещательные и консультативные органы при Президенте РФ.

Функции АП РФ:

1.организует подготовку законопроектов для внесения в кач-ве законодательной

инициативы в ГД;

2.Подготовка проектов заключения на законопроекты;

3.Подготовка, согласование и представление Президенту проектов указов,

распоряжений, поручений и обращений Президента РФ;

4.Выпуск Указов и распоряжений Президента РФ;

5.Обеспечение обнародования Федеральных законов;

6.Подготовка проектов ежегодных посланий ФС;

7.АП РФ обеспечивает деятельность СБ РФ, СО РФ, Совещательных и

консультативных органов при Президенте РФ, также полномочных представителей;

8.Контроль и проверка исполнения законов, указов, распоряжений и поручений;

9.Подготовка проектов обращения Президента РФ в Конституционный Суд РФ;

10.Обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями и

общественными объединениями, с государственными органами, должностными лицами

иностранных государств, с российскими и зарубежными деятелями и

международными организациями;

11.Общее руководство АП РФ осуществляет Президент РФ. Полномочия принадлежат

руководителю АП РФ, помощникам руководителя заместителям руководителя.

2. Понятие правового акта управления.

Правовые акты управления - основная юридическая форма реализации функций и

задач исполнительной власти. Правовые акты управления - самая большая по

объему и разнообразию юридическая база.

Признаки актов управления:

1.такие акты принимаются при осуществлении исполнительной власти и издают их

субъекты исполнительной власти;

2.подзаконность актов управления - они должны соответствовать действующим

законам, кроме того каждый акт находится в иерархии управленческих актов,

т.е. должен соответствовать актам вышестоящих организаций;

3.правовой акт управления определяет правила должного поведения в сфере

государственного управления;

4.обязателен для адресатов, т.е. императивен;

5.правовыми актами управления устанавливаются, изменяются и отменяются нормы

права либо правоотношения;

6.акты управления издаются в форме письменного документа, принятого с

соблюдением специальных правил и процедур и оформления актов, регулируется

нормами АП.

Понятие правового акта управления - основанное на законе

одностороннее юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной

власти, направленное на установление административно-правовых норм или

возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в

целях реализации задач и функций государственной управленческой деятельности.

Для актов управления характерна особенность: они ограничиваются сферой

управления, а в ряде случаев регулируют общественные отношения, составляющие

предмет других отраслей права.

Билет №14

1. Правительство РФ

Правительство - это коллегиальный орган, возглавляющий систему ИВ

государства и издающий правовые акты от своего имени.

Правительство - один из основных институтов управления государством.

Прообразом правительства стал созданный Петром I в 1711 г. Правительствующий

Сенат, который обеспечивал управление государством во время отсутствия

Императора. В царствование Александра I появляются первые акты правительства.

Появление института правительства относится к 1906 году: учреждается высший

орган исполнительной власти, близкий к современному правительству. СНК -

новое правительство - с 1917 года, появляется раздел о правительстве в

конституции. Современное российское правительство начинает складываться по

принятии Конституции 1978 года, (Закон о СовМине 1979, Закон о СовМине -

Правительстве РФ 1992 г.). Т.о. - традиций правового регулирования

правительства у нас не много.

Правительство - сосредоточение всех властных полномочий у главы

правительства и узкого круга министров: управленческие полномочия

концентрируются у малого, по сравнению с кол-вом, круга лиц во главе с

премьером.

Деятельность правительства регулируется ФКЗ “о правительстве” от 17

декабря 1997.

По КРФ Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, эта формулировка

интересна тем, что принята теория разделения властей, но в то же время

Правительство не названо высшим органом исполнительной власти. До последней

конституции формулировки были другими: Правительство называлось

исполнительным органом гос. власти, оно называлось высшим органом.

В состав правительства входят (по КРФ):

n председатель,

n заместители,

n федеральные министры.

Из всего состава правительства особыми полномочиями обладает председатель,

который назначается Президентом с согласия ГД, которая должна в течении 1

недели рассмотреть предложение о кандидатуре на этот пост. После трехкратного

отклонения Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя

Правительства и распускает ГД.

Две формы прекращения деятельности Правительства - сложение полномочий,

отставка.

Компетенция Председателя по Конституции:

1.представляет предложения Президенту о структуре ФОИВ;

2.предлагает кандидатуры на должность заместителей председателя правительства

и фед. министров;

3.определят основные направления деятельности правительства и организует его

работу. На деле (по закону) председатель представляет правительство в МО,

подписывает решения правительства и выполняет иные полномочия.

Компетенция Правительства не может быть определена предметно, то есть

определяются предметы ведения по которым работает правительство:

1.разрабатывает и представляет ГД фед. бюджет, обеспечивает его исполнение,

предоставляет отчет по его выполнению;

2.обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

3.обеспечивает проведение в РФ единой гос. политики в области культуры,

науки, образования, здравоохранения, соц. обеспечения и экологии;

4.осуществляет управление федеральной собственностью;

5.осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной

безопасности, реализации внешней политики РФ;

6.осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране

собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

7.осуществляет иные полномочия возложенные конституцией, законами и указами

президента (ст. 114 КРФ).

Основной формой работы правительства являются заседания. На заседаниях

решаются основные вопросы управления страной, хоз. и культурной деятельности.

Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 членов,

решения принимаются большинством голосов. В качестве постоянного органа

действует президиум правительства в составе председателя, заместителей, ряда

министров (финансов, экономики, ИД, обороны, безопасности, внутренних дел,

председателей госкомитетов, и руководителей аппарата Президента).

Основными актами Правительства являются постановления и распоряжения,

которые должны соответствовать КРФ, законам и указам Пр-та. В случае

противоречия постановления правительства могут быть отменены президентом РФ.

Постановлением СовМина от 28 января 1993 года №74 утвержден ряд положений,

обеспечивающих работу сегодняшнего правительства.

Регламент заседаний Правительства и Президиума (утвержден как 2-е приложение).

Заседания проводятся не реже 1 раза в квартал, заседания Президиума - по мере

необходимости. Материалы и проекты решений по вопросам, включенным в план

заседания, вносятся министрами, руководителями органов исп. власти субъектов

не позднее 10 дней до даты, утвержденной определенным планом заседаний.

Материалы и проекты рассматривают замы, при необходимости - экспертиза в

аппарате Правительства. Проект повестки заседания правительства и его

президиума формируется руководителем аппарата, по согласованию с замами

председателя правительства и представляется председателю правительства, за 5

дней присылается участникам. На заседании участвуют члены правительства,

другие лица, которые указываются в законе, также приглашенные. Заседание

считается правомочным, если не менее 2/3. На заседаниях президиума участвуют

члены президиума, приглашенные лица и заседания правомочны если присутствует

больше половины. Заседания проводятся под председателем, если нет - то 1 зам.

Повестка и порядок принимаются посредственно на заседании. Решения -

большинством голосов. Решение президиума - большинством голосов от общего

числа его членов. В случае необходимости образуются рабочие группы, в

которые могут включаться представители др. гос. органов. По вопросам,

рассмотренным на заседании принимаются постановления и распоряжения

(Положение о подготовке проекта постановлений и распоряжений правительства РФ

- положение №3; Постановление правительства РФ от 19 июня 1994 года №733 “об

утверждении временного положения о законопроектной деятельности правительства

РФ”).

2. Пресечение по административному праву.

Одним из видов административного принуждения, который выделяют абсолютно все

авторы, является административное пресечение.

В АП существует широкий круг пресекательных мер. Единого акта нет,

пресекательная деятельность регулируется многими законами.

По цели воздействия меры пресечения делятся на:

1.общие — превентивное задержание, принудительное лечение, административный

надзор за лицами прибывшими из мест лишения свободы, запрещение эксплуатации,

приостановление работ, изъятие незаконно хранимых, перевозимых и применяемых

предметов.

2.специальные (применяются только к гражданам) - средства физического

воздействия, использование технических средств (дубинок, наручников),

применение огнестрельного оружия.

3.процессуальные (названы в КоАП ст. 238-247) применяются с целью обеспечить

нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях. К

ним относится доставление, задержание, привод и т.д. Применяются для ведения

процесса.

Общий подход универсален для юридической ответственности вообще, т.е.

меры пресечения применяются на основе факта правонарушения, без издания

каких-либо письменных актов.

Несколько видов пресекательных мер:

Надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Регламентируется Положением об административном надзоре ОВД за лицами,

освобожденными из мест лишения свободы, утв. 1966 г. действует в редакции от 22

сентября 1983. Надзор устанавливается с целью наблюдения за поведением лиц,

ранее судимых, оказание на них воздействия и предупреждения совершения новых

преступлений. Устанавливается за осужденными: рецидивистами; за особо тяжкие;

судимых 2 и более раза за умышленные преступления; за условно освобожденными

или условно досрочно: если до истечения срока совершают преступление.

Режим надзора - на поднадзорных налаются обязанности: являться по вызову в

ОВД и давать объяснение по вопросам; уведомлять ОВД о перемене места

жительства, о смене деятельности; уведомлять о выездах. Персональные

ограничения: запрещение выхода из дома в опр. время; посещение опр. пунктов;

поездок по личным нуждам; обязанность явки в ОВД.

Принудительное лечение - эта мера административного

принуждения применяется при отсутствии правонарушения. Применяется в отношении

алкоголиков, псих. больных, больных. Закон РСФСР от 2 июня 1982 г “О псих.

помощи и гарантии граждан при ее оказании”. Психиатрическое освидетельствование

м.б произведено без согласия лица и его законного представителя, если по

имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основание предполагать

наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает: его

опасность для окружающих; беспомощность; существенный вред здоровью; если

обследуемый находится под диспансерным наблюдением в связи с псих.

расстройством.

Допустима госпитализация в стационар в недобровольном порядке, на что

требуется постановление судьи. Лицо, помещенное в стационар подлежит

освидетельствованию в теч. 48 часов, заключение в теч. 24 часов направляются

в суд для решения вопроса о дальнейшем пребывании. В суде вопроса должен быть

рассмотрен в теч. 5 дней. Гражданин имеет право участвовать в решении вопроса

о госпитализации.

Билет №15

1. Аппарат Правительства РФ.

Аппарат правительства РФ создан для обеспечения деятельности правительства

. Положение о аппарате правительства, утверждено как приложение к положению

(Постановление №74, 1993 г.).

Аппарат - рабочий орган правительства, осуществляющий следующие полномочия:

1.прорабатывает и докладывает председателю и заместителю поступающие

документы и обращения;

2.готовит по этим документам аналитические справочные и другие материалы, а

также проекты поручений правительства;

3.осуществляет подготовку внесенных в установленном порядке проектов

постановлений и распоряжений правительства;

4.готовит аналитические, справочные и иные материалы необходимые для

рассмотрения вопросов;

5.осуществляет организационное обеспечение заседаний правительства и его

президиума;

6.обеспечивает проверку исполнения министерствами, ведомствами и другими

органами ИВ актов президента, относящихся к сфере деятельности правительства

и актов правительства;

7.изучает фактическое положение дел и разрабатывает предложения по принятию

необходимых решений;

8.работает с письмами и обращениями граждан;

9.ведение делопроизводства, соблюдение режима секретности и гос. тайны.

Аппарат возглавляет руководитель аппарата, имеет заместителей в т.ч. 1-го

заместителя. В составе аппарата есть секретариат председателя правительства,

секретариаты заместителей председателя правительства и отделы аппарата,

которые наделены определенными функциями.

2. Принуждение по административному праву.

Методы управления можно подразделить на:

1.убеждение - использование различных разъяснительных, воспитательных и

организационных мер. Направлено на то, чтобы подвластные сами поняли

выраженную в правовых актах волю законодателя;

2.принуждение - отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его

поведение.

По вопросам принуждения АП закрепляет:

1.административные санкции;

2.санкции дисциплинарные;

3.общественно-правовые санкции - властные правомочия инспекторов.

Административное принуждение полностью регулируется нормами АП, как часть

принуждения, ее разновидность выступает административная ответственность.

Виды ответственности:

1.Адм. ответственнсоть граждан;

2.Адм. ответственность организаций;

3.дисциплинарная ответственность по административному праву (т.е. членов адм.

коллективов, например. военнослужащих);

3.Материальная ответственность по административному праву.

Понятие и виды адм. правового принуждения.

Адм. принуждение обладает всеми родовыми признаками принуждения, вместе с тем,

имеет ряд особенностей:

1.меры адм. принуждения применяются в связи с антиобщественными деяниями,

нарушающими правовые нормы, охраняемые адм. принудительными средствами.

2.адм.-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения,

при отсутствии организационного подчинения между сторонами;

3.множественность сторон, осуществляющих административную юрисдикцию.

4.адм. принуждение регулируется нормами АП.

Административно-правовое принуждение - это особый вид

государственного принуждения, состоящий в применении субъектами исполнительной

власти установленных нормами АП принудительных мер в связи с неправовыми

действиями.

Роль административного принуждения:

1.именно субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль

за соблюдением соответствующих правил. Контроль осуществляют: ОВД,

Госинспекции, в итоге можно применить адм. принуждение.

2.Административное принуждение включает в себя большое число средств

пресечения. Меры пресечения прекращают антиобщественные действия и

предотвращают наступление вредных последствий.

3.Адм. принудительные средства применяются до совершения преступления,

оказывая воспитательное воздействие.

В адм.-правовой науке авторы классифицируют адм. принуждение на виды.

Бахрах:

1.меры пресечения,

2.восстановительные меры,

3.меры взыскания.

Козлов не выделяет восстановительные меры;

Другие авторы:

1.меру пресечения;

2.предупреждения;

3.наказания.

Бахрах считает, что предупредительные меры - вообще не принуждение.

Билет №16

1. Система органов исполнительной власти республики в составе РФ.

В соответствии со ст. 77 КРФ, система гос. власти в субъектах устанавливается

субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ

и общими принципами организации представительных и исполнительных органов.

Закона об общих принципах не существует. Это - громадная неуправляемая

структура.

Существуют две системы органов исполнительной власти:

1.Те, которые с федеральными органами ИВ составляют единую систему. Они

решают вопросы по предметам ведения РФ, по совместным полномочиям.

2.Органы ИВ субъектов РФ, образуемые по предметам исключительного ведения

субъектов.

В республиках существует несколько разновидностей систем исполнительной власти:

1.Система исполнительной власти, возглавляемая главой республики

(президентом), который одновременно является председателем правительства

(Бурятия, Коми).

2.Система ИВ, при которой кабинет министров республики (правительство

республики) является исполнительным органом государственной власти

республики, подчиняющимся президенту, который в этом случае не является

главой правительства (Башкортостан, Татарстан). Президент может назначить

премьер-министра (Башкортостан).

3.Система ИВ, возглавляемая президентом республики, который является в ней

должностным лицом (Саха-Якутия, Чувашия). Президент назначает председателя

правительства, его замов, министров внутренних дел, финансов, внешних связей,

председателя национального банка, директора департамента пенсионной службы.

начальника налоговой инспекции, директора департамента налоговой полиции,

директора комитета по драгоценным металлам (Саха). Президент возглавляет

систему органов государственного управления, обеспечивает их взаимодействие с

органами высшей государственной власти. Председатель правительства руководит

правительством, организует его работу.

4.Система ИВ, особенность которой - наделение президента республики, который

является главой государства, полномочиями главы исполнительной власти (Тыва,

Северная Осетия - Алания).

5.Система исполнительной власти, при которой главой исполнительной власти и

высшим должностным лицом республики становится избираемый всем населением

председатель правительства (Карелия).

6.Коллегиальная система формирования и организации исполнительной власти

(Удмуртия, Дагестан). Удмуртия - исполнительная власть формируется

непосредственно представительными органами. В Дагестане исполнительную власть

возглавляет коллегиальный орган, который обеспечивает взаимодействие ОГВ, по

составу отражает национальный состав нации: по принципу равного

представительства народов, населяющих республику - не больше одного

представителя каждой национальности. Государственный Совет состоит из 14

человек, так же формируется конституционное собрание.

7.Система органов ИВ, когда президент республики является главой республики,

ее высшим должностным лицом (Кабардино-Балкария, Калмыкия). В данном случае

наблюдается жесткая вертикаль власти, вплоть до предприятий.

2. Виды административных взысканий.

АВ по КоАП характеризуется как мера ответственности за АП.

КоАП предусматривает:

1.предупреждение;

2.штраф;

3.возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершенного

правонарушения или непосредственно объектом АП;

4.конфискация такого предмета;

5.лишение специального права, предоставленного гражданину;

6.исправительные работы;

7.административный арест.

Кроме того, законодательством РФ м.б. установлены иные взыскания. Таможенный

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.