РУБРИКИ |
Диплом: Проблемы формирования бюджета |
РЕКЛАМА |
|
Диплом: Проблемы формирования бюджета- статьи (показатели, нормативы), определяющие особенности регулирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год; - объем оборотной кассовой наличности. Дума автономного округа постатейно утверждает бюджет в форме закона Ханты- Мансийского автономного округа. В случае не утверждения отдельных статей представленного проекта бюджета Дума автономного округа проводит повторное голосование по перераспределению бюджетных ассигнований в рамках верхнего предела объема бюджетных ассигнований. В случае, если по данному вопросу не будет принято до 1 января планируемого года, вступает в силу порядок расходования средств в размере 1/12 объема предыдущего года с учетом уровня инфляции, установленного Правительством Российской Федерации, в течении каждого месяца вплоть до утверждения ассигнований по отдельным расходными статьям бюджета соответствующими органами власти.[26] Контроль за исполнением окружного бюджета и расходованием средств окружных внебюджетных фондов осуществляет Дума и Счетная палата автономного округа. Комитет по финансам и налоговой политике исполнительного органа государственной власти автономного округа ежемесячно представляет в Думу автономного округа и в Счетную палату отчет о состоянии бюджета и его исполнении. Исполнительный орган государственной власти автономного округа ежегодно в мае, следующим за отчетным годом, представляет в Думу автономного округа отчетный доклад и отчет об исполнении окружного бюджета за прошлый год. Отчет об исполнении окружного бюджета рассматривается и утверждается постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа. Отчет об исполнении окружного бюджета составляется в той же структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении бюджета. Дефицит бюджета , пути его снижения. В настоящее время в тяжелых рыночных условиях, недостаточности средств на покрытие расходов и при дефиците бюджета есть необходимость для создания фонда финансовой поддержки для оказания помощи субъектам Федерации. Для получения такой помощи в виде субвенции или дотации. Субвенция-это средства, выделяемые из одного бюджета другому на конкретную цель. В случае использования субвенции не по целевому назначению или неиспользования в установленный срок субвенция подлежит возврату в бюджет, из которого выдана. Дотация-это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе на покрытие текущих расходов при недостаточности собственных доходов и других средств бюджетного регулирования. Субъекту Федерации присваивается статус “региона нуждающегося или особо нуждающегося в поддержке”. Статус “региона нуждающегося в поддержке” предоставляется тем регионам, у которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Статус “региона особо нуждающегося в поддержке” предоставляется тем регионам у которых сумма федеральных налогов (налог на прибыль, НДС, акцизов и подоходного налога с физических лиц), собираемых на их территории подлежащих зачислению в региональный бюджет в расчете на одного жителя региона, оказываются меньше 95% от средней аналогичной величины по Российской Федерации в целом, и условная сумма расходов оказывается меньше 100% расходов регионального бюджета. Регионы, получающие финансовую помощь из федерального бюджета, обязаны предоставить в Министерство финансов РФ для контроля подробные плановые и фактические данные обо всех расходах и доходов своих бюджетов и внебюджетных фондов. Наряду с предоставлением финансовой помощи, регионам выделяются бюджетные ассигнования на капитальные вложения для осуществления федеральных целевых программ, а также на иные мероприятия согласованные на федеральном уровне. Однако в последнее время бюджетных средств на все это недостаточно, а подчас и вообще нет. В стране сложилась финансовая ситуация, у государства нет денег на выплату заработной платы, полное обеспечение медикаментами и питанием, топлива и электроэнергии. Все это говорит о том, что деньги расходуются нецеленаправленно или было завышение средств на расходы. В такой ситуации стоит вопрос о сокращении расходов бюджета, необходимо обеспечить своевременную выплату заработной платы, пособий, стипендий, необходимым питанием и медикаментами. Для полного обеспечения всех программ не только правительство РФ но и все субъекты Федерации должны изыскивать доступные и недорогие пути получения средств на покрытие расходной части бюджета. Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита явилось: - низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей; - нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам; - неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы. Итак, дефицит бюджета – финансовая ситуация, возникающая в случае, когда необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможная величина всех доходов. Как же можно справиться с дефицитом своего бюджета? Мировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы: 1. Сокращение бюджетных расходов. Этот путь преодоления бюджетного дефицита самый простой и самый болезненный, так как обычно финансируются те нужды общества, которые не могут быть охвачены рынком в силу их не прибыльности. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно резко ударяет по самым незащищенным слоям общества. 2. Изыскание источников дополнительных доходов. С ростом инфляции быстро растут абсолютные суммы доходов фирм и граждан, а значит, и налоги с этих доходов. Но вследствие инфляции растут и расходы бюджета. Как показывает мировой опыт, расходы бюджета возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, и дефицит не сокращается, а даже возрастает. Причина простая: расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен. 3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования расходов. Самый легкий и самый опасный способ затыкания дыр в бюджете – эмиссия наличных и безналичных денег сверх реальных потребностей экономики. Такая эмиссия подобна финансовому наркотику – она на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию. Конечно, государству напечатать дополнительные деньги нетрудно и выплатить ими повышенную зарплату. Но общенациональный рынок сразу определит истинную цену этим деньгам, отреагировав на их появление скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому избыточная эмиссия денег – мотор инфляции, а бюджет всегда проигрывает “ гонку” с инфляцией. 4. Одалживание денег у граждан, банков, других государств и иностранных финансовых организаций. Подобно гражданину или хозяйственной организации государство при нехватке может их одолжить. Прежде всего, у собственного государственного банка (этот путь сегодня и использует Россия), но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограничены. Кроме того, изымая деньги из Центрального Банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить от кредитования частных фирм и банков. Поэтому оказывается выгоднее занять деньги у граждан и хозяйственных организаций страны. Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета не превышает 5% валового внутреннего продукта страны, то он допустим. Ежегодные бюджетные дефициты, складываясь, образуют государственный долг. 2.3.Межбюджетные отношения на уровне Ханты-Мансийский округ - органы местного самоуправления В феврале 1997 года в городе Ханты-Мансийске по инициативе губернатора округа А.В.Филипенко был проведен семинар-совещание, на котором обсуждались проблемы местного самоуправления. Открывая семинар, губернатор заметил, что понятие “самоуправление” сегодня, как и десять лет назад, каждый трактует по-своему. Ученые - по идеальной схеме, а практики - как реальная жизнь подсказывает. Существующая сегодня в округе система местного самоуправления основана не на буквальном следовании букве федерального закона о местном самоуправлении, она имеет трехступенчатый характер, но именно это позволяет сохранять управление территорией. Органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают местные бюджеты. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников и правом определять направления их использования и расходования. Основу экономической самостоятельности местного самоуправления составляют природные ресурсы, имущество и финансовые средства, находящиеся в муниципальной собственности. В случае недостаточности местных доходных источников органы государственной власти Ханты-Мансийского округа законодательно закрепляют за органами местного самоуправления (передают) часть отчислений от регулирующих налогов. На территории Ханты-Мансийского округа действуют следующие регулирующие налоги: - налог на прибыль предприятий; - налог на добавленную стоимость; - подоходный налог с физических лиц; - плата за недра; - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; Остальные налоги являются закрепленными за бюджетами различных уровней власти.[18] И все-таки в экономическом отношении Ханты-Мансийский округ выглядит значительно весомее других субъектов Федерации. При 1 % населения от общего количества жителей России округ дает 70 % всей российской нефти, имеет 500 крупнейших нефтяных и газовых месторождений, занимает второе место в стране по выработке электроэнергии. Округ отдает в центр 60 % собираемых налогов. В заключение данной главы хочется подчеркнуть, что Ханты-Мансийский округ - это равноправный субъект РФ, который решает не только задачу укрепления России, но и подъема жизненного уровня жителей округа. Сравнительная таблица по социально экономическим показателям представлена в приложении 2. Глава 3. Анализ доходной и расходной части бюджета Ханты-Мансийского Автономного Округа за 1998г. 3.1.Анализ доходной части Одновременно идущие негативные экономические процессы, как девальвация рубля, скачок цен, паралич банковской системы, развал фондового рынка, снижение экспортных и импортных поставок, падение жизненного уровня и покупательной способности населения, не могли не затронуть и наш регион. Углубление кризисных явлений в экономике Российской Федерации самым негативным образом отразились на выполнении Закона ХМАО "Об окружном бюджете на 1998 год". План по доходам окружного бюджета за 1998 год выполнен на 86,9 %, получено доходов 9 125 421 тыс.руб., что ниже уровня прошлого года на 584 475 тыс.руб. или на 6 %. Денежными средствами поступило 2 221 300 тыс.руб., или 24,3 %, что на 526 900 тыс.руб. ниже уровня 1997 года. В 1998 году практически не произошло положительных сдвигов в повышении уровня собираемости ° , налогов. Некоторые крупные налогоплательщики увеличили недоимку как по платежам в окружной бюджет, так и в консолидированный бюджет округа: ОАО "Кондпетролеум" - на 234 425 тыс.руб. (на 1.01.98 г. 37 065 тыс.руб., на 1.01.99 г. – 271 310 тыс.руб.) 000 "Лукойл-Западная Сибирь" на 167 950 тыс.руб. (на 1.01.98 г. - 107 761 тыс.руб., на 1.01.99 г. - 275 511 тыс.руб.); ОАО "Мегионнефтегаз" - на 132 239 тыс.руб. (переплата на 1.01.98 г. - 35 261 тыс.руб., на 1.01.99 г. недоимка - 96 978 тыс.руб.); ДП "Сургутгазпром" - на 98 411 тыс.руб.( на 1.01.98 г. - 93 628 тыс.руб, на 1.01,99 г. - 192 039 тыс.руб.); ОАО "Варьеганнефтегаз" - на 69 351 тыс.руб. (на 1.01.98 г. - 17 629 тыс.руб. переплата, а на 1.01.99 г. недоимка - 51 792 тыс.руб.). Недоимка по состоянию на 1.01.99 года в территориальный бюджет составила 3 263 629 тыс.руб. – возросла на 391 383 тыс.руб. или на 13,7 %. Налоговых доходов (с учетом ВМСБ) поступило в доход окружного бюджета 7852 684,25 тыс.руб., и обеспечило выполнение годового задания по сбору этих налогов только на 79,1 %, а по консолидированному бюджету на 77,7 %, что ниже плана на 4 690 691 тыс.руб.. План выполнен лишь по двум доходным источникам: акцизы и налог на покупку валюты. Несмотря на значительное перевыполнение (соответственно 121,3 %, 118,1 %) дополнительно поступило в бюджет лишь 646 тыс.руб., так как данные доходы занимают менее 1 % в общем объеме налоговых доходов. Самое низкое исполнение по налогу на добавленную стоимость - 63,8 %, в целом по округу план по НДС выполнен на 85,7 %. Получено в консолидированный бюджет 2 780 525 тыс.руб. налога на добавленную стоимость, что ниже уровня прошлого года на 545 279 тыс.руб. или на 16,4 % и ниже плана на 641087 тыс.руб (недоимка в территориальный бюджет по состоянию на 1.05.99 года составила 895 678 тыс. руб.). Подоходного налога получено в окружной бюджет 476 281 тыс.руб., что ниже плана на 199 093 тыс.руб. или на 29,5 %., тогда как по округу исполнение составило 75,2 %. За истекший год поступило в бюджет округа подоходного налога ниже уровня прошлого года на 582 619 тыс.руб. или на 14,6 % (1997 год - 4 001 577 тыс.руб.; 1998 год -3 418 958 тыс.руб.). Невыполнение по данному источнику доходов объясняется несвоевременной выплатой заработной платы. В истекшем году поступило в консолидированный бюджет округа налога на имущество больше, чем в прошлом году на 78 888 тыс.руб., но ниже плана на 611 531 тыс.руб. или на 17,5 %. Соответственно исполнение по окружному бюджету составило 78,5 %. Полнота сбора по данному налогу позволила бы обеспечить выполнение плана по данному налогу (недоимка на 1.01.99 г. в территориальный бюджет составила 574 312 тыс.руб.). Наметилась тенденция к снижению по налогу за право пользования недрами: если за 1997 год поступило в окружной бюджет 1 733 293 тыс.руб., то в 1998 году при плане 1 653 873 тыс.руб. - 1 298 664 тыс.руб. или меньше прошлого года на 434 629 тыс.руб. и соответственно плана на 355 209 тыс.руб. План года выполнен на 78,5 %, что чуть выше исполнения в целом по округу (75,8% план 3 537 169 тыс.руб. факт - 2 679 568 тыс.руб.). В результате снижения цен на нефть по ряду объединений и падения добычи нефти по сравнению с прошлым годом на 2 182,2 тыс.тонн, (добыто в 1998 году – 166 678 тыс.тонн, в 1997 г.- 168 861,1 тыс.тонн). план не выполнен. Налога на прибыль поступило в окружной бюджет 925 251 тыс.руб. или меньше прошлого года на 191 122 тыс.руб. и плана на 227 566 тыс.руб, исполнение составляет соответственно 82,9 % и 80,3 %. В целом по округу план по налогу на прибыль выполнен лишь на 72,9 %: поступило 2 697 365 тыс.руб, при плане 3 702 379 тыс.руб., что меньше, чем в 1997 году на 1 232 138 тыс.руб или на 31,4 %. Недоимка по налогу на прибыль на 1.01.99 года составила 790 794 тыс.руб. Поступления в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы составили 3 939 943 тыс.руб., или 82,1 % к годовому назначению и 86,2 % к уровню прошлого года. Незначительной для окружного бюджета в 1998 году явилась сумма неналоговых доходов - 1 272 737 тыс.руб., доля которых в общем объеме поступлений составляет 13,9 %. Хотя план по данной группе доходов выполнен на 224,6 %, – дополнительно в бюджет поступило 705 987 тыс.руб. (при плане 566 750 тыс.руб. поступило 1 272 737 тыс.руб.). Перевыполнен план по возврату инвестиций в 1,7 раза; по доходам от имущества, находящегося в государственной собственности в 3,9 раза, что обусловлено заключением новых договоров по аренде имущества.; по доходам от продажи принадлежащего государству имущества в 4,7 раза за счет поступления доходов от продажи акций, закрепленных в федеральной собственности: от Тюменской нефтяной компании поступило 10 570,209 тыс.руб., от НК "Лукойл" -18 072,990 тыс.руб., от НК "Сибур" - 10 464 тыс.руб.. План по возврату средств инвестиционного налогового кредита выполнен на 54,5%, возврат процентов за пользование инвестиционным налоговым кредитом осуществлен на 69,4 %., в результате чего в окружной бюджет недопоступило средств на общую сумму 99 977 тыс.руб.. Возврат инвестиционного налогового кредита 000 "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" произведен на 58,9 % от суммы, предусмотренной к возврату в 1998 году ( предусмотрено 119 324 тыс.руб, уплачено 70 336,7 тыс.руб.; по ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" процент возврата средств составляет 88,1 % (предусмотрено 2 454 тыс.руб., уплачено 2 162 тыс.руб.); ОАО "Славнефть-Мегионнефтегазгеология" – на 84,99 %; ОАО "Негуснефть" – 3,2 %. Высокий процент исполнения по данному источнику доходов обеспечили: ОАО "Сибнефтегазпереработка" (158,9 %), ОАО "Ноябрьскнефтегаз" (100 %), ОАО "Нижневартовскнефтегаз" (133,3 %), ОАО НК "Юкос" (100 %), ОАО "Варьеганнефтегаз" (280,1 %). Сумма инвестиционного налогового кредита, предусмотренная к возврату в 1998 году не была уплачена вообще ОАО "Юганскнефтегаз" - 47 123 тыс.руб.; ОАО "Кондпетролеум" – 4 508 тыс.руб.; ОАО "Сургутский ГПЗ" - 3 705 тыс.руб.; ОАО "Югандрев" - 80 тыс.руб.; ОАО "Автотранспортное предприятие # 1" - 357 тыс.руб.; ЗАО "Дебит" - 337 тыс.руб.; ОАО "Юганскнефтегеофизика"- 324 тыс. руб. В связи с неудовлетворительным исполнением доходной части бюджетами муниципальных образований не исполнен план по возврату средств досрочного завоза как федерального, так и окружных фондов. По федеральному фонду под досрочный завоз товаров в 1998 году полностью рассчитались по своим обязательствам МО г.Нефтеюганск (кредит – 256,6 тыс.руб., проценты – 82,4 тыс.руб.) и МО г.Нягань (кредит - 34 259,2 тыс.руб., проценты – 3 949,3 тыс.руб.). По окружному фонду под досрочный завоз товаров и процентам за пользование им в 1998 году полностью рассчиталась Администрация МО г.Нягань (кредит – 8 247,5, проценты - 1 308,7 тыс.руб.); предприятия – Ханты-Мансийское городское потребительское общество, ОГУОРП "Юграторг", Северная торгово- заготовительная межрайбаза. Частично погасили задолженность МО "Октябрьский район", МО "Советский район". Структура доходов окружного бюджета и бюджета Ханты-Мансийского автономного округа в 1998 году характеризуется данными показанными в приложении 5. В доходах окружного бюджета наибольший удельный вес приходится на сумму налоговых доходов - 42,9 %. Аналогичная картина складывается и в бюджете Ханты-Мансийского автономного округа, где на долю налоговых доходов приходится 73,0 %. Наибольший удельный вес в общей сумме доходов окружного бюджета занимают платежи за право пользования недрами - 14,2 %, далее следует налог на прибыль предприятий - 10,1 %, налог на имущество - 7 %, НДС - 5,4 % и подоходный налог с физических лиц - 5,2 %. Основным источником налоговых доходов в бюджете Ханты-Мансийского автономного округа является подоходный налог с физических лиц - 15 %. Доля поступлений налога на прибыль предприятий, налога на добавленную стоимость и платежей за право пользования недрами приблизительно одинакова, и составляет 12 %. Значительными как в окружном бюджете - 43,2 %, так и в бюджете ХМАО - 19 % являются отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В результате того, что начиная с 1997 года отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающиеся у предприятий стали учитываться в бюджете, их доля в общем объеме доходов увеличилась, чем объясняется снижение доли налоговых доходов в общей сумме доходов с 88,2 % в 1996 году до 79 % в 1997 году и 73 % в 1998 году. Данный налог образовал в 1998 году фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, расходы по нему носят целевой характер, финансируются геологоразведочные работы. Удельный вес неналоговых доходов к общей сумме доходов окружного бюджета составляет 4,8 %, а в бюджете ХМАО 3%. Поступление доходов в окружной бюджет в течение всего 1998 года осуществлялось неравномерно: так в первом квартале поступило 63,8 % доходов к плану на 1 квартал 1998 года (план - 2 625 062 тыс.руб., факт - 1 675 508 тыс.руб.); во втором квартале - 80,5 'А доходов к плану на ?1 квартал (план - 2 625 062 тыс.руб., факт - 2 114 136 тыс.руб.); в третьем квартале 55,5 % доходов к плану на 111 квартал (план - 3 150 074 тыс.руб., факт - 1 747 811 тыс.руб.; в четвертом квартале - 171,6 % доходов к плану на 1У квартал (план - 2 100 050 тыс.руб., факт - 3 602 982 тыс.руб). Августовский кризис, повлек за собой снижение платежеспособности предприятий, в результате чего в 111 квартале процент исполнения плана самый низкий. В целях своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися источниками выплаты, а также предотвращения неправомерного пользования бюджетными денежными средствами юридическими и физическими лицами, руководителям коммерческих банков и учреждений Центрального банка было направлено письмо, с просьбой усилить контроль за своевременностью уплаты предприятиями, учреждениями, организациями подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам. В целях мобилизации доходов, в 1998 году еженедельно работала комиссия по решению оперативных вопросов на период ликвидации последствий кризиса, при участии Губернатора автономного округа, представителей ведущих отделов и Комитетов Администрации округа, Фонда имущества, ГНИ по ХМАО, Налоговой полиции, Прокуратуры, на которой рассматривались вопросы обеспечения безопасности населения и взаимодействия с муниципальными образованиями; формирования резервов материально-технических ресурсов, продовольственных товаров и лекарственных средств; погашения дебиторской и кредиторской задолженности Администрации округа, а также вопросы, касающиеся кредитных организаций, фондового рынка, ценовой политики, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи. Рассматривались предложения о возможности повлиять на ситуацию по установлению внутренних цен нефтяными компаниями, с целью увеличения поступления налогов в окружной бюджет. Взято на контроль создание нормативных запасов по территориям, их распределение, а также складывающиеся цены на товары в округе. Установлена очередность наложения ареста на имущество крупнейших налогоплательщиков-должников (заключено 4-х стороннее соглашение между налоговой инспекцией, налоговой полицией, службой судебных приставов и фондом имущества). 3.2 Анализ расходной части Исполнение расходов окружного бюджета за 1993год составило 9 654 171 тыс. руо., а с учётом взаимных расчётов – 10 250 199 тыс. руб. Процент исполнения к годовому назначению равен 79,1 % и 84 % соответственно. Поступление наличными деньгами в общем объёме доходов в течение года ежеквартально сокращалось: 1 – 30 %; 11 – 26,2 %; 111 – 22,9 %; 1'~ – 25,8 %. таким ооразом в 111 квартале оно составило самое низкое значение - 22,9 ~4. В этой связи письмом М 1014056 от 23.07.1993 г., подписанным руководителями трёх служб комитета по финансам, государственной налоговой инспекции, управления федерального казначейства, прекращается проведение зачётов по уплате налогов в л~обой форме кроме денежной, с разрешением органам местного самоуправления по взаимному соглашению с налогоплательщиком до 50 % налога от прибыли и до 100 % платы за недра натуральным покрытием. Для снижения кредиторской задолженности бюджетных организаций было разрешено проведение зачётов по налогу на имущество и местным налогам. В 1Ч квартале принятые меры несколько увеличили поступление >кивых денег в окружной бюджет и составили 25,8 %. Исполнение расходов в последнем квартале активизировалось и составило 3 734 516 тыс. руб.(9 654 171 – 5 919 655) или 38.7 % в годовом исполнении. В связи с недостатком средств привлечено кредитов банков в сумме 694 433 тыс. руб., за отчетный год погашено 754 451 тыс. руб. или 7,8 % от общих расходов при 15% предельно допустимых долговых обязательств и 3,2 % в доходах при 30%, предусМотренных ст. 111 и 112 Бюд>кетного Кодекса. В связи с продолжающимся кризисом в социально-бюд>кетной сфере действовало Постановление Губернатора округа за # 152 от 10.04.98 г., согласно которому созданный Бюджетный комитет рассматривал и утверждал финансовые назначения для каждого бюджетополучателя. В сложившейся ситуации в первую очередь выделялись средства на защищённые статьи бюджета. В этой связи исполнение по текущим расходам выше. чем по бюд>кету развития. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ Расходы в целом по данному разделу профинансированы на сумму 203 77! тыс. руб., что составляет 57,7 % к годовому плану. Кроме того, на 20 % были сокращены расходы в связи с имеющимися вакансиями. Наиболее низкий процент исполнения 33,3 % по подразделу "Прочие расходы". Это объясняется тем, что здесь сосредоточены организации, находящиеся «и федеральном бюджете, получающие дополнительную помощь из средств окружного бюджета. Их финансирование проводилось по мере возможности. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В целом по разделу исполнение составило 31.8 к годовому назначени о. Относительно невысокий процент исполнения по данному разделу объясняется тем. что они нуждаются в финансировании "живыми деньгами", взаимозачетов не проводят, а также являются федеральными структурами, за исключением Регистрационной палаты. Исполнение на 318,4 % по бюджету развития в арбитражном суде вызвано приобретением двух автомобилей для судебных приставов в счёт общей сметы арбитражного суда. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ Финансирование данной программы в течение нескольких лет проводится через взаимные расчёты между окружным бюджетом и бюджетами муниципальных ооразований. В течение 1998 года весь лимит в сумме 20 000 тыс. руб. был г~ередаи территориям через взаимные расчёты. Отчёт об использовании данных средств в бюджетах территорий приводится в информационном материале в таблице Х 4. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В целом по разделу исполнение к годовому назначению равен 51,5 %. Внутри подраздела финансирование неравномерное: по подразделу «Органы внутренних дел» исполнение составило 52,8 %; «Противопожарная служба» - 28 %; «Органы государственной безопасности» – 186 %; «Прокуратура» и «Департамент налоговой полиции» на 84 % и 90 % соответственно. Низкий процент по подразделу «Противопожарная служба» объясняется тем, что УГПС не проводила взаимозачётов, а ждала (окивых денег». Высокий процент по органам государственной безопасности объясняется возвратом кредиторской задолженности окружному бюд>кету за приобретение автомобилей в конце 1997 года. Исполнение бюд>кета развития на 205.4 % у департамента налоговой полиции связан с проведением взаимозачёта по строительству административного здания иа сумму 7 625 тыс. руб. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Расходы по данному разделу исполнены в сумме 7 149 тыс. руб. или 49.3 % к годовому назначению, из них по институту проблем Обского Севера на 2 237 тыс. руб. или на 75 % к годовому плану. За выполненные работы по договорам администрация округа и Дума ХМАО рассчитались полностью. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО По данному разделу исполнение составило 77,7 % к годовому назначекпо, го находится на уровне исполнения в целом по итогу расходов. Это объясняется тем. что в данных видах расходов наиболее распространены всевозможные вп ~ы взаимозачетов. По подразделу «Воспроизводство минерально-сырьевой базы» процедил составляет 85 %. Здесь осуществляется финансирование геологоразведочных рабог за счет целевого бюджетного фонда, формируемого от дохода по ставкам отчисленияо тр еализованногос ырьян ефтегазодобывающимип редприятиями округа. Доход за 1998 год составил 3 939 943 тыс. руб., исполнение – 4098769 тыс. руб. с учетом переходящего остатка с 1997 года. По программе «Энергосбережение» проплачено 9 928 тыс. руб. или 28,4 % к годовому назначению, хотя объемы выполненных работ составляют 17 370 тыс. руб... в том числе по реконструкции 13 821 тыс. руб. и по проектно- изыскательским – 2 483 тыс. руб., реализация программы энергосбережения – 1 066 тыс. руб. Затраты носят капитальный характер и не являются первоочередными платежами. Государственные инвестиции исполнены на 59 087 тыс. руб. или 44,8 % (Расшифровка приведена в приложении # 1.) Подраздел «Поддержка малого предпринимательства» исполнен на 101 %. учитывая важное значение данных мероприятий, бюджетный комитет счёл необходимым проплатить плановое назначение года. СЕЛЬСКОЕ И РЫБОЛОВНОЕ ХОЗЯЙСТВО Бюд>кетные средства на финансирование сельского хозяйства за 1998 год предусматривались в размере 130 985 тыс. руб., исполнено 72 787 тыс. руб. или 55,6%. Внутри подразделов процент финансирования неравномерный: от 129 % по «возмещению разницы в ценах на рыболовную продукцию» до нулевого уровня по подразделу «коренное улучшение земель». В данном разделе подразделы «ветстанция», «мероприятия по улучшению землепользования», «гостехнадзор», «охотничье хозяйство», «заказники», «воспроизводство ценных видов рыб», «рыбоинспкция» являются прямыми бюджетополучателями окружного бюд>кета, остальные подразделы финансируются через управление агропромышленного комплекса. По распределению бюджетного комитета окружной комитет по финансам перечислил АПК в 1998 году 46 434 тыс. руб. при плановом назначении 61 156 тыс. руб. или 75,9 %, что значительно выше, чем в среднем по разделу и находится на уровне исполнения расходов в целом по бюджету. Управление агопромышленного комплекса являясь главным распорядителем кредитов, сочла необходимым профинансировать предусмотренные планом расходы в следующем порядке: Таблица 3.2.1 Расходы на АПК в ХМАО
Исполнение на 102,5 % и 129 % по таким подразделам как возмещение разницы в ценах на продукцию животноводства и рыболовства объясняется оплатой кредиторской задолженности, сложившейся на 1.01.1998 года ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ Расходы по данному разделу на отчётный период предусматривались в сумме 36 775 тыс. руб. фактическое исполнение составило 14 643 тыс. руб. или 39.3 % к годовому плану. Относительно низкий процент исполнения по подразделам «Лесные ресурсы», «Управление лесами» обьясняется отсутствием денежных средств и их принадлежностью к федеральному бюджету. ТРАНСПОРТ. СВЯЗЬ, ИНФОРМАТИКА В целом по этому разделу процент исполнения 61,6'1, к годовому назначению. Внутри раздела по подразделам финансирование также неравномерное. Обращает на себя внимание 106 % исполнения по подразделу «Автомобильный транспорт». Здесь высокий уровень взаимозачетов, а также то обстоятельство, что по письменным просьбам администрации трех районов: Кондинского, Березовского, Октябрьского, где нет своих АТП, а заключены договора с АООТ «Северавтотранс» на перевозку пассажиров, для ускорения расчетов за оказанные услуги, финансирование производится из окружного бюджета в счет плана этих территорий на данный вил услуг, которые в 1998 году составили 7312 тЙс. руб. Эти назначения уведомлениями переносятся в план ОАО «Северавтотранс». который является прямым бюд>кетополучателем окружного бюджета. Подраздел «Водный транспорт» исполнен на 119 %. Это связано с приобретением теплоходов «Линда» заводской Ма 409 стоимостью 2 497,8 тыс. руб. и заводской Ма 403 стоимостью 2 490,4 тыс. руб. за счёт возврата инвестиционного кредита, который планировался на 1999 год, а фактически прошёл в декабре 1993 года (Распоряжение комитета по управлению государственным имуществом Ме 545 р от 18.12.1998 года). По подразделу "железнодорожный транспорт" исполнения нет по причине затруднительного исполнения бюджета. Условия договора с управлением Свердловской железной дороги не выполняются. Подраздел "информатика" исполнен на 11 % к годовому назначешио. В данном подразделе планом предусматривались средства на вычислительный центр - 2730 тыс. руб., на информационное обеспечение округа - 9450 тыс. руб. Согласно распоряжения # 111-рг от 12.02.98 г. за услуги вычислительного центра расплачивается бухгалтерия Администрации округа по предъявленным счетам за выполненные работы. За отчётный период они составили 1 396 тыс. руд. и проплачены. Информационное обеспечение округа финансируется согласно распоряжения Администрации округа. В отчетном периоде их не было, поэтому финансирование отсутствует. Низкое исполнение по подразделу «Связь» в размере 26 % к годовому назначению, объясняется тем, что расходы относятся к бюджету развития. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО По данному разделу годовое назначение составило – 66 929 тыс. руб. исполнение – 73 477 тыс. руб. или 109,8 % к годовому плану. По подразделу «Управление жилищно-коммунального хозяйства» исполнение составило 101 %. В связи с несвоевременной передачей материалов бюджетополучателям. Подраздел «Газификация исполнен на 107 %. Это вызвано тем. что в результате исполнения бюджета для «Обьгаза» были переданы лимиты по убыткам на газификацию четырёх районов: Ханты-Мансийского – 6 105 тыс. руб.; Кондинского – 1 223 тыс. руб.; Октябрьского – 8 743 тыс. руб.; Берёзовского – 2 800 тыс. руб. на сумму 13 871 тыс. руб. Кассовое исполнение по этим расходам составило 11 747 тыс. руб., что повлияло на процент исполнения к плану утверждённому Думой ХМАО. По подразделу "Дирекция по эксплуатации зданий" выполнение на 463.3 % связано с выделением дополнительных средств в счёт фонда непредвиденных расходов в размере 10242,3 тыс. руб., исполнение за год составило 9 057 тыс. руб. Исполнение подраздела 10.4 «Архитектура и градостроительство» на 50,3 % связано с тем, что расходы носят капитальный характер и не являются защищёнными. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ В целом по разделу расходы исполнены на 39,1 к годовому назначению, внутри подразделов: – «гра>кданская оборона» на 43,4 %; – «поисково-спасательная слу>кба» на 26,4 %. ОБРАЗОВАНИЕ Исполнение расходов по данному разделу за отчётный год составило 231129 тыс. руб. при плановом назначении 413 107 тыс. руб. или 55,9 %. Финансирование осуществляется через Главное управление народного образования округа. Внутри подразделов финансирование проходит относительно с небольшим процентом разброса. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО Исполнение расходов в целом по разделу составило 15 694 тыс. руб. при плапе 38 717 тыс. руб. или 40,5 % к годовому назначению. Финансирование областных учреждений в размере 2 % связано с затруднительным исполнением бюджета. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Выполнение расходов по данному разделу выражается суммой в размере 46072 тыс. руб. или 38 % к годовому плану. Внутри подразделов процент исполнения равен: – телевидение и радиовещание - 50 % – периодическая печать и издательство - 29 %. В подразделе «Периодическая печать и издательство» на 68 % предусмотрены средства на программы развития и приобретение оборудования, что не являются первоочередными платежами. Взаимозачетов проведено незначительно. этим объясняется низкое исполнение. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА По данному разделу исполнение расходов равно 290 308 тыс. руб. против утвержденного плана 428 859. Процент исполнения составил 67,6 % к годовому назначению. Внутри подразделов финансирование неравномерное. Обрашает на себя внимание финансирование санитарно-эпидемиологического надзора. процент исполнения по которому равен 17 %. Полученные 2 042 тыс. руб. пошли на выплату заработной платы, взаимозачеты не проводят. К тому >ке СЭС является федеральной структурой. Наиболее высокий уровень финансирования в 96 % сложился по общеобластным учреждениям здравоохранения. Это связано с необходимостью оплаты лечения жителей ХМАО в медицинских учреждениях Тюменской области и оплатой кредиторской задолженности за выполненные услуги в 1997 году. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Процент исполнения по этому разделу составляет 36 % от годового плана. При плановом назначении 135 782тыс. руб. исполнение составило 66 931 тыс. руб., кроме этого поставлено на взаиморасчеты по программам жилья для чернобыльцев, воинов-афганцев, участников и инвалидов ВОВ – 19 936 тыс. руб., что увеличивает процент исполнения в целом по разделу до 46,8%.. Низкое исполнение по данному разделу связано с тем, что учреждениям социальной политики по роду своей деятельности необходимы «живые» деньги, взаимозачёты практически не проводились. По трём программам в данном разделе исполнение ведётся в основном путём взаимных расчётов на суммы планового назначения, на основании чего считается 100 % выполнение. Распоряжением М 96 от 4.11.98 года Администрации округа на основании договоров о совместной деятельности между Администрацией ХМАО. администрациями городов: Сургута, Нижневартовска, а также Сургутского района и ОАО ПСК «Сургуттрансстрой» последнему переданы лимиты капвложений на строительство >килья в части доли администрации округа по программам: - жильё чернобыльцам - 2678 тыс. руб. - жильё афганцам - 787 тыс. руб. – жильё участникам ВОВ - 2 554 тыс. руб. ИТОГО: - 6019 тыс. руо. Исполнение составило - 3342 тыс. руо. из них: - жильё чернобыльцам - 1 484 тыс. руб. - 'жильё афганцам - 441 тыс. руб. - жильё участникам ВОВ - 1 417 тыс. руб. Этим объясняется исполнение ниже 100 %. Фактическое использование средств муниципальными образованиями зачастую расходуется не по назначению. Исполнение подраздела 16.4. «Приобретение и строительство жилья для ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС» с отрицательным значением (– 992) тыс. руб. получилось в результате возврата Минфином РФ за ранее оплаченные округом жилищные сертификаты в сумме 2 476 тыс. руб. Исполнение по кассовым расходам (+1 484) тыс. руб., возврат 2 476 тыс. руб. Итог (– 992) тыс. руб. Внутри подраздела финансирование неравномерное: наиболее низкий процент наблюдается по подразделу «молодёжная политика» – 17 % и финансирование областных учреждений – 7%. В молодёжной политике заложены кредиты под жильё молодым семьям в сумме 11 980 тыс. руб.; 23 165 тыс. руб. – мероприятия. которые не являются защищёнными статьями расходов и не относятся к первоочередным платежам. Отсутствие должного финансирования по общеобластным программам социальных учреждений объясняется затруднительным исполнением окружного бюджета. ПРОЧИЕ РАСХОДЫ Годовое назначение по данному разделу составило 3 084 570 тыс. руб.. исполнение – 3 163 274 тыс. руб. или 102,6 %. Перевыполнение частично связано с финансированием незапланированных «прочих» расходов, расшифровка которых приводится в приложении Ме 2. Подраздел «Расходы по обслуживанию внутреннего долга» исполнен на 377,2%. Это объясняется необходимыми затратами по обслуживанию внутреннего долга, составившими сумму 754 451 тыс. руб., из которых затрачено на погашение кредитов 651 667 тыс. руб. и на оплату за его использование 102 734 тыс. руб. Превышение над плановым назначением составило 554 451 тыс. руб. По подразделу "Северный фонд" исполнение составляет 47,7 %. В плановой смете расходов заложены общеокружные мероприятия, развитие традиционных видов хозяйствования, программа "Жильё аборигенам", которые составляют 75 % от общей суммы. Данные виды затрат относятся к бюджету развития и не являются первоочередными платежами. Подраздел «Участие в уставных фондах» исполнен на 116%. На основании распоряжений округа через Фонд имущества округа прошло 32 067 тыс. руб. в том числе: 1. Распоряжение Ма 15-рг от 9.01.98 г. предусматривает 5 000 тыс. руб. для приобретения доли в уставном капитале ОАО «Ханты-Мансийский банк» в ходе десятой эмиссии. 2. Распоряжение Ме 581-рг от 8.07.93 г. – 13,5 тыс. руб. доля в уставном капитале АО «Интерсевердорстрой». 3. Распоряжение # 826 от 13.10.1998 года – пакет акций в количестве 27 300 штук стоимостью 27 053 тыс. руб. Пышминской птицефабрики. Через комитет по управлению государственным имуществом – 26 137 тыс. руб. Отчёт приводится в приложении Ме 3. Фонд непредвиденных расходов исполнен на 37% , расшифровка по его использованию дана в приложении 4. КОНТРОЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАБОТА В результате проверок и анализа исполнения смет расходов по учреждениям, состоящим на окружном бюджете было выявлено излишних, не подтверждённых расчётами расходов за 1998 год в сумме 24 490,4 тыс. руб. Из них: Таблица 3.2.2. Расходы, не подтвержденные расчетами в бюджете.
Кроме того, сокращены расходы в связи с приостановкой роста ставки 1го разряда согласно Постановлению Губернатора ХМАО Хе 292 от 29.06.98 года в разрезе отраслей по окружному бюджету на сумму 22 977 тыс. руб. Глава 4. Проблемы формирования бюджета ХМАО. Как и при формировании бюджета Российской Федерации в процессе формирования бюджета ХМАО, возникают следующие проблемы: - Изначальное принятие дефицитного бюджета. - Низкая собираемость налогов как следствие несовершенства налоговой системы. - Неплатежи и неденежные формы расчетов с бюджетом. - Невыполнение обязательств, предусмотренных в окружном бюджете. - Большое влияние теневой экономики на экономическую и политическую ситуацию в округе и в стране. 4.1. Налоговая реформа и создание модели эффективной налоговой системы. Конструирование и совершенствование налоговых систем, обеспечивающих, с одной стороны, рост промышленного производства и, соответственно, повышение |
|
© 2007 |
|