РУБРИКИ

Диплом: Проблемы формирования бюджета

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Проблемы формирования бюджета

деловой активности, а с другой, решение социальных проблем, является

предметом дебатов между предста­вителями деловых кругов различных уровней

государственной власти. [25. c37.]

Как результат — подготовка нескольких вариантов Налогового кодекса Российской

Федерации с диапазоном обновления нало­говой системы от кардинального

варианта до приближенного к системе, действовавшей до 1998 года. После

многолетнего марафона при­нята Общая часть Налогового кодекса, в ос­новном

сохранившая действовавшие ранее налоги.

Но работа над Кодексом не закончена. Сразу после его принятия стали вводиться

но­вые налоги, что уже свидетельствует о необ­ходимости его

совершенствования. Кроме того, совершенствование действующей на­логовой

системы связано с пересмотром меж­бюджетных отношений, оптимальным

рас­пределением и перераспределением бюджет­ных ресурсов между федеральным,

региональ­ными и местными бюджетами, что является необходимым условием для

успешного фун­кционирования системы государственной власти и местного

самоуправления. Без дос­таточной ресурсной базы ни один из уров­ней

государственного управления эффектив­но функционировать не может.

В настоящее время большинство тех, кому с 1 января 1999 года приходится

работать с Налоговым кодексом, сошлись во мнении о необходимости его

дальнейшего совершен­ствования. Думается, что есть еще время для доработки

этого важнейшего документа по­средством поправок, не затрагивающих саму

архитектуру Кодекса, к которой ни у кого особых претензий нет.

Можно определить и основные требования к налоговой системе, которая бы:

— способствовала росту производства, его эффективности;

— стимулировала инвестиции, научно-технический прогресс;

— способствовала созданию устойчивой налогооблагаемой базы для

соответствующих активов;

— увеличивала долю прямых налогов по отношению к косвенным, которые по сути

своей не могут способствовать действию ме­ханизма социального выравнивания;

— на всей территории России и по всем уровням государственного управления

долж­ны быть единые ставки налогов, но регионы и муниципалитеты должны иметь

право на их снижение с целью стимулирования при­оритетных отраслей и

производств, но без уменьшения отчислений на вышеперечислен­ные уровни;

— налоговая система должна быть про­ста и обозрима по количеству налогов и

сбо­ров.

Налоговая система, формирующаяся в ходе перестройки хозяйственной системы

страны, позволила бы избежать развала бюд­жетного механизма и мобилизовать

дополни­тельные финансовые ресурсы для выполне­ния основных функций

государства. Непре­рывные изменения, вносившиеся в налого­вое

законодательство, вполне объяснимы при становлении налоговых отношений в

усло­виях рынка, но они не могут продолжаться бесконечно.

По мере достижения финансовой стаби­лизации складываются необходимые

предпо­сылки для завершающего этапа реформирова­ния, что является одним из

важнейших усло­вий для кардинального улучшения экономи­ческой ситуации и

обеспечения перспектив экономического роста в стране. При реализа­ции

программы реформирования налогообло­жения необходимо избежать дестабилизации

экономики в целом и бюджетной системы в частности, поэтому следует

максимально со­хранить преемственность новой налоговой си­стемы по отношению

к действующей.

К числу элементов, в целом ухудшаю­щих Налоговый кодекс, следует отнести

от­каз от категории консолидированного нало­гоплательщика на основании того,

что дан­ный подход не был одобрен законодателями. В то же время сохраняется

как сама пробле­ма, для решения которой некоторые специ­алисты предлагают

ввести режим консоли­дированного налогоплательщика (возмож­ность

безналогового перераспределения фи­нансовых ресурсов между родственными

предприятиями), так и фактически сложив­шийся способ ее решения — введение

стату­са крупнейшего налогоплательщика и созда­ние специальной налоговой

инспекции, ку­рирующей крупнейших налогоплательщиков.

Особо важным этот вопрос является по отношению к иностранным партнерам,

име­ющим филиалы и заинтересованным в учете сумм уплаченных налогов их

подразделения­ми при уплате налогов головным предприя­тием (организацией).

Этот вопрос обсуждал­ся на 52 Международном налоговом конгрес­се,

состоявшемся в Лондоне в начале октяб­ря 1998 года.

На наш взгляд, весьма дискуссионны­ми являются также предположения о

все­мерном сокращении налоговых льгот. Прак­тически все страны с развитой

рыночной экономикой используют налоговые льготы для стимулирования

модернизации произ­водства, ускорения внедрения научно-тех­нических

достижений. В налоговом законо­дательстве ряда стран полностью включаются в

себестоимость продукции расходы частных фирм на научно-исследовательские и

опыт­но-конструкторские работы, существенно снижая, таким образом, величину

облагае­мой прибыли. Многие российские специа­листы утверждают, что льготы

"разъедают" нашу налоговую систему, их отмена позво­лит увеличить бюджетные

доходы, в после­дующем снизить налоги, восстановить прин­цип равномерности и

справедливости рас­пределения налогового бремени, и дается ссылка на успешную

экономическую поли­тику администрации Р. Рейгана, сократив­шую налоговые

льготы и одновременно сни­зившую налоговые ставки.

Однако они забывают о том, что, отме­нив некоторые льготы по корпоративному

на­логу, стимулирующие вложения в действую­щее производство, правительство.

Р. Рейгана параллельно существенно расширило пере­чень налоговых льгот для

компаний, модер­низирующих производство и осуществляющих научно-

исследовательские проекты. Транс­формация, а отнюдь не отмена налоговых льгот

— нормальный процесс стимулирова­ния инвестиций в определенные регионы

страны, развитие высших технологий, созда­ние экологически чистых

производств.

В Германии налоговыми льготами поддер­живаются фирмы, инвестирующие капитал в

восточные Земли страны. В периоды нараста­ния производственных тенденций в

эко­номике США происходило некоторое сокра­щение налоговых льгот, но когда

возникла проблема изменения структуры производства в северо-восточных штатах

(переориентации с текстильной промышленности на высоко­технологичные

производства), решение было найдено на основе использования целого ряда

финансовых факторов, в том числе использо­вания существенных налоговых

льгот.[28.c127]

Полагаю, что осуществление политики сокращения налоговых льгот означает

лише­ние российской налоговой системы регули­рующей функции — возможности

определять и стимулировать приоритетные направления развития национальной

экономики. Это относится, прежде всего, к политике ликвидации налоговой

льготы на собственную прибыль предприятия, инвестируемую в расширение и

техническую реконструкцию производства. Вряд ли оправданной является практика

со­кращения налоговых льгот для малого и сред­него бизнеса (во многих

западных странах ма­лые предприятия, а также венчурные фирмы в первые годы

своей деятельности полностью освобождаются от налогов). А налоговые льго­ты

на прибыль предприятий, направляемую на научно-технические разработки,

поиско­вые исследования, повышение квалификаци­онного уровня персонала,

работы по обеспе­чению экологической безопасности производ­ства следует резко

расширить.

Большой в долгосрочном плане недоста­ток действующей налоговой системы

заклю­чается в том, что в полной мере не учитыва­ется национальная специфика

и стратегичес­кие цели социально-экономического разви­тия России,

обусловленные ее природно-географическими факторами.

Во-первых, Россия — огромная страна с различными природными зонами, и,

следо­вательно, энергоемкость ВВП существенно дифференцирована по регионам.

Во-вторых, из-за огромной территории транспортная составляющая в

себестоимос­ти продукции в России выше, чем в боль­шинстве развитых стран.

- В-третьих, Россия — государство с бо­гатейшими в мире природными

ресурсами. Но на фоне продолжающегося спада отечествен­ной обрабатывающей

промышленности за Россией в мировом разделении труда может закрепиться статус

сырьевой базы — страны с низкотехнологичным производством.

- Неготивное влияние на экономику округа верткальноинтегрированных

нефтегазодобывающих компаний выражается в том, что центр управления компанией

находится за пределами округа. Основная прибыль от продажи остается

неучтенной и уходит из округа тем самым уменшается доходная часть бюджета

ХМАО.

По­нятно, что далеко не последнюю роль в этом процессе сыграла и продолжает

играть дей­ствующая налоговая система. Поэтому при совершенствовании

российской налоговой системы необходимо учитывать:

— региональную дифференциацию про­изводства по ряду ключевых параметров, а

также возможность изъятия и перераспреде­ления природной и географической

ренты (подобная налоговая практика многие годы существует в США, Канаде, ФРГ,

Италии и ряде других стран);

— необходимость поддержания внутрен­них цен на топливно-энергетические

ресурсы и транспортных тарифов на относительно низ­ком по сравнению с мировым

уровнем за счет льготных налоговых ставок на транспорте;

— необходимость формирования более либерального налогового законодательства

для производства и экспорта продукции с высокой степенью обработки (здесь

может быть активно использован опыт реформиро­вания налоговых систем новых

индустриаль­ных стран).

Компенсировать потери бюджета из-за введения разветвленной системы налоговых

льгот возможно (по аналогии с мировой прак­тикой) за счет расширения системы

косвен­ного налогообложения.

И все же на данный момент именно пра­вительственный вариант Налогового кодекса,

принятый Государственной Думой РФ, явля­ется наиболее проработанным.

Кроме того, преемственность по отношению действующей налоговой системе

необходима для реализа­ции уже имеющихся инвестиционных про­грамм и для

сохранения международных со­глашений России во избежание двойного

на­логообложения.

В свою очередь, кардинальное измене­ние условий налогообложения

действитель­но может привести к дезорганизации хозяй­ственной жизни. В

результате народно-хозяй­ственные издержки скорее всего превзойдут

предполагаемый эффект от применения но­вых налогов, которые придется еще

длитель­ное время приводить в систему.

Однако следует особо отметить, что вы­сказанные соображения в развитие

правитель­ственного законопроекта учитывают реаль­ные возможности проведения

налоговой ре­формы в настоящее время и распространя­ ются только на ближайшую

перспективу. В долгосрочном плане, по нашему мнению, требуется дальнейшая

трансформация нало­говой системы, нацеленная на ее принципи­альные изменения.

Налоговая политика должна стремиться к достижению простой и ясной цели: на

рав­ный доход должен взиматься равный налог.

К сожалению, в условиях переходной экономики достаточно четко проявляется

про­тивоположная тенденция. Принципу нейтраль­ности налогообложения прямо

противоречит установление особого налогового режима для отдельных предприятий

и акционерных об­ществ. Проведение субъективных различий между

"первоочередными" и "второстепенны­ми" сферами развития производства — это,

по сути, модификация планового финанси­рования капиталовложений

социалистическо­го периода и позавчерашний день мировой на­логовой практики.

Следует сократить масштабы налоговой дифференциации в отношении

налогопла­тельщиков в зависимости от источника их доходов. Необходимо также

предотвратить попытки введения высокопрогрессивных на­логовых ставок,

направленных на уменьше­ние предполагаемого неравенства, и т.п.

Последовательное соблюдение принци­па нейтральности позволит значительно

рас­ширить базу налогообложения, а следователь­но, появится возможность

снижения нало­говых ставок.

Следующей долгосрочной целью нало­говой реформы в России должно стать

по­ощрение инвестиционной активности во всех сферах производственной, научно-

техничес­кой и коммерческой деятельности. Мировой опыт проведения налоговых

реформ послед­него десятилетия наглядно демонстрирует, что традиционная

политика льготного нало­гообложения инвестируемых средств все в большей

степени дополняется представляе­мой налогоплательщикам свободой распоря­жения

своими доходами.

Решение проблемы устранения неплате­жей налогов юридическими лицами являют­ся

в современных условиях особо важным. Сложившаяся в стране экономическая

ситу­ация требует принятия срочных мер по пол­ной мобилизации в бюджеты всех

уровней налоговых поступлений. В российском зако­нодательстве в области

налогообложения в настоящее время отсутствует обоснованное представление о

видах дохода, подлежащих налогообложению. Принятое в России разде­ление

доходов и расходов по трем категориям — производство и реализации продукции,

реализация основных фондов и внереализа­ционные операции — в значительной

степе­ни условно. Поэтому многие вопросы реша­ются не путем применения норм

закона, а ведомственно, через инструкции, письма, разъяснения, когда трудно

избежать двойно­го налогообложения. Применительно к зару­бежной практике,

следовало бы иметь следу­ющую классификацию доходов юридических и физических

лиц: доходы от сельского хо­зяйства, доходы от лесного хозяйства, дохо­ды от

самостоятельной деятельности, дохо­ды от наемной работы, доходы от

вложенно­го капитала, доходы от сдачи в наем или в аренду, другие виды

доходов.

Главный резерв увеличения платежей — снижение затрат на производимую

продук­цию, а важнейшая проблема — регулирова­ние цен и налогов, особенно в

сельскохо­зяйственном производстве.

В ряде случаев проблема неплатежей дол­жна быть увязана с экологизацией

налого­вой системы, под которой понимается изме­нение стратегии и тактики

налогообложения природопользования в целях природосберегающего типа

хозяйственного развития. В этих условиях для Российской Федерации более

приемлем тип налоговой реформы, когда определяющую роль, наряду с налогами на

доходы (прибыль), должны занимать налоги на имущество и на пользование

природными ресурсами (роялти).

Известно, что в рыночной экономике прибыли и высокие доходы отражают в

зна­чительной мере позитивный вклад отдельных людей и организаций в

материальное благо­состояние общества в результате проявления ими большей

инициативы, готовности взять на себя больший риск и принять более удачные

экономические решения. Этот факт тре­бует признания следующего положения:

тот, кто получает наиболее высокие доходы, будь то юридическое или физическое

лицо, дол­жен иметь возможность оставлять себе боль­шую их часть и обладать

наибольшей свобо­дой распоряжения ими. Это поощряет наи­более способных

предпринимателей расши­рять сферу своей деятельности, не опасаясь в

перспективе чрезмерного обложения высо­ких прибылей, а следовательно,

способству­ет инвестированию прибыли в перспектив­ные направления развития

производства и на­учно-технические исследования.

Невозможно обойти стороной и то об­стоятельство, что в условиях переходной

эко­номики существует своя специфика получе­ния высоких доходов. Так, у

некоторых лиц или организаций появляются возможности использовать

несовершенство рыночных от­ношений для получения значительных при­былей,

включая преимущества в доступе к информации и т.п. Накопленный опыт

пока­зывает, что признание правомерности подоб-ных доходов через налоговую

систему вызы­вает у населения недоверие к рыночной эко­номике и критику в ее

адрес. Однако имею­щее место в ряде бывших социалистических стран стремление

наказать тех, кто получает "нечестную прибыль" средствами налоговой политики

может иметь серьезные негативные последствия в долгосрочном плане.

Важной проблемой, которая не нашла решения в Налоговом кодексе, является

про­блема налогообложения организаций, нахо­дящихся на бюджетном

финансировании. Рас­смотрим ее на примере НДС. Сегодня НДС — самый сложный в

исчислении и неоднознач­ный в оценке налог в Российской Федера­ции. С одной

стороны, удельный вес НДС в федеральном бюджете Российской Федера­ции

составляет 46 % доходов бюджета от на­логов. Но с другой стороны, в 1997 году

со­бираемость НДС составила около 42 % от по­тенциала.

Весьма запутанным остается порядок уп­латы НДС бюджетными учреждениями: они

платят НДС и в то же время получают финан­сирование тоже с учетом НДС. В этих

услови­ях необходимо изменить саму систему. Суть предложения сводится к

следующему: пред­приятие реализует продукцию бюджетным организациям по цене,

не включающей сум­му НДС, подлежащую внесению в бюджет. Соответственно,

одновременно организация, реализующая продукцию бюджетной органи­зации, не

должна уплачивать НДС по такой реализации. В результате снижаются затраты

бюджета по оплате налога и одновременно со­храняется зачетный механизм при

сохранении в продажной цене входного НДС. Это позво­лило бы предприятиям,

реализующим продук­цию, торговать с бюджетом безубыточно.

Представляется, что в условиях роста до­ходов основной части населения,

формирова­ния так называемого среднего класса, сниже­ния расслоения в

обществе подобная корен­ная перестройка структуры налогообложения потребует

времени. Однако, как показывает весь мировой опыт налоговых реформ последних

лет, она неизбежна, так как только такая струк­тура налогов обеспечивает

устойчивый рост эф­фективности общественного производства.

Учитывая вышеизложенное, для облег­чения реализации этой долгосрочной цели не

следует упускать из виду, что население го­раздо более охотно платит налоги

на потреб­ление (или косвенные налоги), чем налоги на личные доходы (или

прямые). Умение за­конодателей разумно варьировать эти статьи налогообложения

населения позволит менее болезненно обеспечить переход от преиму­щественного

налогообложения прибыли предприятий к преимущественному налого­обложению

доходов физических лиц. Однако в этом случае необходимо пересмотреть и

рас­пределение фонда оплаты труда по отношению к ВВП. Сейчас в России фонд

оплаты труда по отношению к ВВП составляет не более 40 %, а в развитых

зарубежных стра­нах — около 70—80 %. Изменение этого со­отношения в России

увеличит налогооблагаемую базу и, соответственно, сумму собран­ных налогов,

хотя и потребует значительных социальных преобразований.

В таком направлении реформирования налоговой структуры рационально

относи­тельное возрастание роли налога на добав­ленную стоимость, налога с

продаж, акци­зов. При этом акцизы целесообразно вначале использовать с целью

корректировки нало­гового спроса, защиты отечественного това­ропроизводителя

и получения дополнитель­ных налоговых поступлений, а впоследствии для

выполнения тех задач, которые ставят пе­ред собой все страны с развитой

рыночной экономикой при введении акцизных сборов (сокращение потребления

табака и алкого­ля, переложение на владельцев автомобилей платы за ремонт и

строительство дорог и оз­доровление природной среды и другие).

В процессе совершенствования налоговой системы Российской Федерации

использует­ся и опыт зарубежных стран. При этом из за­рубежной практики можно

взять еще несколь­ко перспективных моментов, в частности, ус­транение

двойного налогообложения при выплате дивидендов.

В настоящее время по российскому зако­нодательству дивиденды облагаются

налогом два раза: первый раз — в составе прибыли предприятия, выплачивающего

эти дивиден­ды по установленной ставке налога на при­быль; второй раз — при

удержании налога у источника по ставке 15 %, когда дивиденды выплачиваются

акционерам-предприятиям или при включении дивидендов в совокуп­ный доход, при

получении дивидендов ак-ционерами-физическими лицами.

В Общей части Налогового кодекса пре­дусмотрено введение налога на доходы от

капитала, который будет применяться как для предприятий, так и для физических

лиц. Бе­зусловно, это целесообразно, но проблему двойного налогообложения не

решает. Наобо­рот, при выплате дивидендов физическим лицам возникает тройное

налогообложение. Вот здесь-то и полезно использовать зарубеж­ный опыт. В

частности, в Германии сумма ди­видендов (до уплаты с них корпоративного

налога, включается в облагаемый совокуп­ный доход граждан, с них начисляется

подо­ходный налог, но затем предоставляется за­чет на сумму удержанного

корпоративного налога. [7.c.277] Если применить эту практику в России, то это

означало бы полное освобождение физических лиц от уплаты подоходного на­лога

с дивидендов, так как максимальная ставка подоходного налога (35 %)

соответ­ствует ставке налога на прибыль.

Кроме того, само существование налога на доходы от капитала не позволяет

полнос­тью устранить экономическое двойное нало­гообложение. Поэтому в

развитых странах чаще всего ставки налога на прибыль, рас­пределяемую на

дивиденды, существенно ниже ставок налога на нераспределенную прибыль, что

можно было бы внедрить и в нашей стране. При этом для полного устра­нения

двойного налогообложения при суще­ствующей ставке налога на доходы от

капи­тала в размере 15 % необходимо установить ставку налога на

распределяемую прибыль в размере 25 %.

Важно подчеркнуть, что устранение эко­номического двойного налогообложения

уве­личит абсолютную сумму выплаты дивиден­дов, а понижение ставки налога на

распреде­ляемую прибыль будет стимулировать предпри­ятия к увеличению доли

распределяемой при­были. В конечном счете это будет способство­вать повышению

доходности акций, и, что особо важно подчеркнуть, курс акций будет зависеть

не от конъюнктуры фондового рын­ка, а от эффективности работы компаний, что

позволит в свою очередь избежать кризиса фондового рынка, возникающего в

связи с оттоком иностранных инвесторов.[17 c.54]

Важную роль играет и отраслевой аспект налогообложения прибыли, который

учиты­вается во многих зарубежных странах. В Кана­де, где велика доля

добывающей промыш­ленности, с целью поддержки других отрас­лей (собственной

обрабатывающей промыш­ленности, например) льготная федеральная ставка

составляла 23 %, то есть на 5 % ниже основной. В Великобритании специальная

на­логовая ставка для нефтедобывающих ком­паний в Северном море составляет 5

%.

В России такая корректировка нужна для добывающих отраслей, а также для тех,

где прибыль реинвестируется на капиталовложе­ние и пополнение оборотных

средств, или не требуется, или требуется в меньшем раз­мере. Это относится, в

первую очередь, к фи­нансовому сектору, игорному и развлекатель­ному бизнесу,

инвестиционным компаниям, аудиторским фирмам и другим подобным организациям.

Итак, основными долгосрочными ори­ентирами налоговой реформы в России и

других странах с переходной экономикой являются:

— обеспечение реализации принципа "равный налог на равный доход";

— последовательное расширение базы налогообложения по всем налогам,

сопро­вождаемое снижением величины и уровня дифференциации налоговых ставок;

— налоговое стимулирование инвестици­онной активности во всех сферах

производ­ственной, научно-технической и коммерчес­кой деятельности;

— предоставление инвестиционного кре­дита за счет налога на прибыль;

— Налоговый кодекс устранил некото­рые пробелы в предоставлении

инвестици­онного налогового кредита, изменил пере­чень оснований, по которым

он может быть предоставлен (НИОКР, инновационная де­ятельность) и позволяет с

достаточным мас­штабом вливать средства на развитие произ­водственной

деятельности предприятий. Од­нако остались положения (п. 10 ст. 80), когда

субъекты Федерации могут предоставлять ин­вестиционный кредит и на других

условиях. На практике это может привести к предос­тавлению кредита за счет

других налогов, а он должен предоставляться только за счет на­лога на

прибыль, так как только она может быть источником его возврата;

— смещение акцента с косвенного на­логообложения на прямое, более полно

учи­тывающее финансовое и социальное состоя­ние налогоплательщика;

— введение принципиально нового вида участников налоговых отношений —

консо­лидированной группы налогоплательщиков. Эта мера предполагает уплату

налога на при­быль исходя их консолидированного балан­са, суммируя прибыль и

убытки отдельных родственных предприятий. В этом случае обо­роты внутри

группы рассматриваются как внутризаводской оборот и выводятся из-под

налогообложения, и это увеличивает инвес­тиционные возможности предприятий;

— корректировка налогооблагаемой при­были в условиях инфляции (например,

пу­тем ускорения амортизации), учитывая, что налоги и инфляция тесно

взаимосвязаны;

— создание более нейтральной к нало­гоплательщику налоговой системы, что

по­зволит избежать бюджетных потерь и обеспе­чить реализацию основных

принципов нало­гообложения;

— изменение порядка определения на­логооблагаемой базы и, в первую очередь,

себестоимости в целях повышения заинтересованности производителя в честном

веде­нии налогового учета (изъятие только дей­ствительно полученной, а не

искусственно рассчитанной прибыли). В Налоговом кодексе значительная часть

корректировок произ­ведена, однако ряд затрат (расходы на под­готовку кадров,

проценты за кредит) оста­лись лимитированы.

4.2. Один из новых способов пополнения бюджета.

Федеральный долговой центр при Правительстве РФ создан поста­новлением

Правительства РФ от 06.01.98 № 6. Основной задачей Центра явля­ется "создание

организационных, экономи­ческих, информационных и иных условий эффективного

функционирования системы принудительного обращения взыскания на имущество

организаций-должников, в том числе при истребовании задолженности по

обязательным платежам в бюджеты и госу­дарственные внебюджетные фонды". Из

со­держания основной задачи следует, что Фе­деральный долговой центр будет

обслуживать исполнительное производство, осуществля­емое лишь в отношении

юридических лиц. Речь идет также о том, что специализиро­ванное государственное

учреждение, каковым является Центр, обеспечивает исполнитель­ные действия,

связанные исключительно с наложением ареста на имущество на основа­нии

судебных решений и актов других орга­нов, которым в соответствии с

законодатель­ством Российской Федерации предоставле­но право принимать подобные

решения. [17.c.12]

Необходимость существования Федераль­ного долгового центра продиктована

прак­тикой, сложившейся в деятельности органов, осуществляющих взыскание в

бюджеты всех уровней. При этом необходимо заметить, что с образованием Центра

порядок наложения административного ареста на имущество не претерпел никаких

изменений. Как и преж­де, взыскание задолженности по налогам и другим

обязательным платежам в бюджеты осуществляется по решениям судов, а также по

постановлениям руководителей налоговых органов и Федеральных органов

налоговой полиции. Процедура действий представителей этих органов установлена

Положением о по­рядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим

обязательным платежам,

уплачиваемым юридическими лицами в бюд­жет и государственные внебюджетные

фон­ды, на их имущество в случае отсутствия де­нежных средств на счетах в

банках, утверж­денным Госналогслужбой России 25.05.94 № ВГ-4-08/57н, ДНП

России 26.05.94 № СА-574, Минфином России 25.05.94 № 58, а также Временным

положением о порядке обращения взыскания на имущество органи­заций,

утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199.

В соответствии с данными нормативны­ми актами продажа арестованного

имуще­ства должника производится на комиссион­ных началах организацией,

уполномоченной лицом, осуществляющим взыскание, если иное не предусмотрено

федеральным зако­ном. Именно так и была вынуждена посту­пать Федеральная

служба налоговой поли­ции Российской Федерации, заключая со­ответствующие

соглашения с отдельными торговыми организациями и уполномачивая их на

действия в пользу бюджета. Последние, будучи заинтересованы в получении

комис­сионного вознаграждения, в большинстве случаев не утруждали себя

премудростями оценки и не заботились о зачислении в бюд­жет выручки,

соответствующей истинной стоимости имущества. Вопрос ликвидности

арестованного имущества не поднимался как таковой, что также сказывалось на

поступ­лениях в бюджет. Из арестованного органа­ми налоговой полиции в 1997

году имуще­ства на сумму свыше 70 млрд руб. поступле­ния в бюджет составили

менее 10 % от сум­мы арестованного имущества. Основная мас­са арестованного

имущества предприятий-должников не реализуется даже на доступных федеральным

органам налоговой полиции местных рынках, в то время как значитель­ная его

часть могла быть востребована на дру­гих территориях.

В аналогичную ситуацию рискует попасть и созданная недавно в составе Минюста

Рос­сии Служба судебных приставов. Известен факт, когда контрольный пакет

акций "Пур-нефтегаза" Российского акционерного обще­ства "Роснефть",

арестованный судебными приставами, был продан за 10 млн. долларов США. По

оценке российских и западных спе­циалистов стоимость реализованного пакета в

десятки раз выше.

Из практики следует, что деятельность по реализации и оценке имущества не

свой­ственна государственным органам, призван­ным осуществлять принципиально

иные фун­кции. Можно говорить о неликвидности того или иного имущества либо о

непрофессио­нализме отдельных лиц, но следует также признать неэффективность

существовавшего подхода, страдающего отсутствием единых методических основ,

информационных сис­тем, невозможностью аналитического и иного

профессионального обеспечения.

Вступивший в силу Федеральный закон от 21.07.97 №119-ФЗ "Об исполнительном

производстве" определил, что продажа иму­щества должника, в том числе

недвижимо­го, осуществляется специализированной орга­низацией. Такой

организацией и является Фе­деральный долговой центр при Правитель­стве

Российской Федерации, руководством которого принято решение до формирования

территориальных подразделений провести конкурс по отбору и аккредитации

уполно­моченных организаций. Проведение такого конкурса — первый этап в

создании прозрач­ной и контролируемой государством систе­мы оценки и реализации

имущества органи­заций -должников.

Принципы построения такой системы содержатся в концепции собственной

регио­нальной политики Федерального долгового центра при Правительстве РФ,

которая пре­дусматривает три основных этапа организа­ции работы на территории

России. Проведе­ние на первом этапе вышеупомянутого кон­курсного отбора

и аккредитация уполномо­ченных организаций позволит оставить в дан­ной сфере

деятельности организации, все­сторонне подготовленные к ней во всех отношениях.

Имеется в виду наличие уста­новленных законодательством лицензий, не­обходимых

кадров и материально-техничес­ких возможностей. Предпочтение при подве­дении

итогов конкурса будет отдаваться орга­низациям, которые наряду с прочими

усло­виями положительно зарекомендовали себя ранее в работе с местными фондами

государственного имущество, органами налого­вой полиции и Службой судебных

приста­вов.

На территории всех субъектов Российс­кой Федерации будут определены

организа­ции-координаторы, способные наряду с оценкой и реализацией имущества

исполнять некоторые задачи централизации процесса на данной территории.

Отношения Центра с организациями-координаторами будут отра­жены в

соответствующих соглашения, содер­жащих требования к методической работе,

учету результатов и отчетности на данной тер­ритории.

На этом же этапе планируется присту­пить к созданию территориального

подраз­деления Центра в г. Москве. На примере мос­ковского территориального

подразделения будут отработаны принципы взаимоотноше­ний Центра с его

территориальными подраз­делениями в регионах Российской Федера­ции, создание

которых станет вторым эта­пом организации работы Федерального дол­гового

центра.

Пролонгация договоров с уполномочен­ными организациями на втором этапе

будет зависеть от результатов их деятельности и .конкретной обстановки,

складывающейся в регионе.

Говоря о территориальных подразделе­ниях Федерального долгового центра,

следу­ет упомянуть и о создании таковых на терри­ториях государств ближнего,

а в случае не­обходимости, и дальнего зарубежья. В этой связи планируется

использовать уже имею­щиеся возможности торговых представи­тельств, других

государственных организаций и их специалистов.

На третьем этапе мы предполагаем дове­сти сеть филиалов Федерального

долгового центра до состояния, когда она будет обеспе­чивать наиболее

эффективную работу по реа­лизации имущества, созданию единого

инфор­мационного пространства, контроля за упол­номоченными организациями.

Необходимо, чтобы количество филиалов было достаточ­ным для организации

работы с надлежащим качеством, с учетом экономического разви­тия и "долгового

благополучия" того или иного региона. Иными словами, филиалы будут

фун­кционировать там, где они действительно не­обходимы и, следовательно,

смогут оправдать свое существование. Не исключено, что в ряде случаев будут

продолжать работать только уполномоченные организации-координаторы, выполняя

отдельные задачи филиалов Феде­рального долгового центра.

Возвращаясь к вопросу о предмете дея­тельности Федерального долгового центра

при Правительстве РФ, хотелось бы затро­нуть еще одну очень важную и

болезненную тему для российской экономики.

Как известно, одним из аспектов про­блемы неплатежей является наличие

гигант­ских задолженностей предприятий друг пе­ред другом. Положение дел в

данном воп­росе вызвало к жизни такое явление, как осуществление всевозможных

зачетных схем. Последствиями проведения подобных опе­раций становятся

громадные потери для бюджета. Реализация арестованной дебитор­ской

задолженности и создание рынка дол­говых обязательств — отдельное

направле­ние в работе Федерального долгового цен­тра при Правительстве РФ.

Правовая база формирования рынка долгов заложена в приказе Минюста России от

03.07.98 № 76, утвердившем Временную инструкцию о по­рядке ареста и

реализации прав (требова­ний), принадлежащих должнику как кре­дитору по

неисполненным денежным обя­зательствам третьих лиц по оплате факти­чески

поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской

за­долженности) при обращении взыскания на имущество организаций-должников.

Форми­рование такого рынка позволит упорядочить взаимоотношения между его

участниками, стимулировать своевременные расчеты меж­ду предприятиями и

принести дополнитель­ные средства в бюджет.

Работа Федерального долгового центра при Правительстве РФ призвана положить

начало разрешению ряда серьезных проблем в российской экономике.

4.3. Проблемы теневой экономики

Россия переживает сложный пе­риод своей истории, характе­ризуемый небывалым

по мас­штабам процессом коренного реформи­рования политической и

экономической системы. Достигнуты вполне реальные результаты экономического

реформиро­вания: практически сформированы ры­ночная инфраструктура и рыночные

ме­ханизмы стимулирования производства, изжито в экономической жизни такое

яв­ление, как товарный дефицит, постоян­но обеспечивается положительное

саль­до внешней торговли.

Вместе с тем формирование рыноч­ного хозяйства вызвало к жизни ряд

не­гативных явлений и процессов. Одним из них является развитие до крайне

боль­ших масштабов теневой экономической деятельности, влияние которой на

эко­номику страны постоянно усиливается. Теневая экономика включает весьма

многообразные виды экономической де­ятельности, оказывающие совершенно

различное воздействие на экономику стра­ны и на ее экономическую

безопасность. Главными и наиболее типичными видами теневой экономической

деятель­ности являются следующие три блока:

— законная деятельность по произ­водству товаров в домашних хозяйствах и ими

же потребленных, не подлежащая официальному регистрированию и

на­логообложению (например, сельскохо­зяйственное производство в подсобных

хозяйствах). Это весьма полезная для об­щества деятельность и ее необходимо

всячески стимулировать.

— законная деятельность, которая в целях уклонения от уплаты налогов

скры­вается или преуменьшается, а также осуществляется без соответствующих

лицен­зий. Этот вид теневой экономической деятельности охватывает

значительную часть экономики, начиная от крупных предприятий, фирм,

финансовых струк­тур и кончая деятельностью мелких не­кооперированных

предприятий с нефор­мальной занятостью (например, времен­ные бригады

строителей). Эта часть те­невой экономики представляет угрозу экономической

безопасности страны, во-первых, в виде сокрытия доходов и налогов, а во-

вторых, в виде создания криминальной экономической среды;

— нелегальная деятельность, пред­ставляющая собой запрещенные законом

производство и распространение товаров и услуг (например, производство и

рас­пространение наркотиков, оружия, про­ституция, контрабанда), а также

деятель­ность, представляющая собой незакон­ное получение доходов, не

связанных с производством товаров и услуг (напри­мер, рэкет, мошенничество).

Этот вид теневой экономики представляет собой прямую угрозу безопасности

личности, общества и государства.

Госкомстат России учитывает в сво­их расчетах только два первых вида тене­вой

экономики, то есть деятельность в домашних хозяйствах, а также скрывае­мую и

преуменьшаемую экономическую деятельность, увеличивающую величину ВВП. Эту

часть теневой экономики мож­но называть неформальной экономикой.

Параметры неформальной экономи­ки были определены при расчете систе­мы

национальных счетов (СНС) за 1997 год. Параметры неформальной эко­номики на

тот момент выглядели следу­ющим образом:

Таблица 4.3.1.

Досчеты в ВВП, относящиеся к неформальной экономике

Удельный вес части, относящейся к неформальному сектору в показателе (%)

Удельный вес досчета в ВВП

(%)

Содержание показателя
Расчет ВВП производственным методом
Всего22
Промышленность114Досчет на скрываемое производство
Строительство81Досчеты на неучтенный круг, на строительство дач и гаражей
Сельское хзяйство464Индивидуальное производство населения
Торговля, включая внешнюю6310Продажи на вещевых и смешанных рынках
Транспорт и связь91Досчеты на неучтенный круг
Другие отрасли2Рыночные услуги населению, операции с недвижимым имуществом, жилищное хозяйство и др.
Расчет ВВП методом доходов
Всего20
Смешанный доход1009Доход индивидуальных предпринимателей и неформальных предприятий
Скрытый доход10011Скрытая оплата труда и другие скрытые доходы, получаемые домашними хозяйствами

Таблица 4.3.2.

Структура отраслевого распределения нарушений налогового законодательства в

крупных и особо крупных размерах по отраслям за 1996—1998 годы (1998 год — I

полугодие (в процентах)

Отрасль Нарушения
Всего100
Металлургия0,8
Машиностроение и металлообработка2,4
Транспорт3,6
Топливно-энергетический комплекс3,6
Банки и кредитные учреждения4,1
Пищевая промышленность (включая производство алкогольной продукции)4,9
Строительство11,6
Торговля36,4
Прочие32,6

Используемая при оперативных расчетах информационная база не позволяет с

достаточной степенью точности определить параметры нефор­мальной экономики.

По косвенным дан­ным можно предположить, что удельный вес неформального

сектора с 1997 года несколько возрос и достиг 23—25 % ВВП, причем наиболее

заметно этот по­казатель рос во второй половине про­шлого года. В последние

месяцы сколь­ко-нибудь существенного роста доли не­ формального сектора не

наблюдается. В развитых странах эта часть теневой эко­номики обычно

оценивается в 10—15 %, хотя разные методы дают большой раз­брос в величине

этого параметра.

Вместе с тем можно назвать доста­точно большое число операций с финан­совыми и

нефинансовыми активами, которые не увеличивают ВВП, но явля­ются по своей

сути экономическими. Это — криминальные действия, не связанные с

производством любых товаров и услуг, но ведущие к перераспределению

наци­онального богатства. Как правило, эти действия не являются добровольными

со стороны одного из участников операции. К этой группе операций относятся

во­ровство, грабежи, мошенничество. Эти операции не учитываются Госкомстатом

России при расчете объема макроэконо­мических показателей, так как не влия­ют

на величину ВВП. Но нет оснований не включать их в состав теневой эконо­мики.

Эту часть теневой экономики сле­дует называть незаконной экономикой.

По мнению некоторых авторов пуб­ликаций на эту тему, теневая экономи­ка

составляет порядка 40—45 % к ВВП.

Применительно к неформальной эко­номике стоит задача "ее вывода из тени"

путем создания экономических условий, делающих более выгодным и надежным

заниматься официально зарегистрирован­ной экономической деятельностью.

Применительно к незаконной дея­тельности необходимо, во-первых,

лик­видировать экономические условия, по­зволяющие и стимулирующие

незакон­ную деятельность, и, во-вторых, вы­явить ее правоохранительными

органами и пресечь.

Условия для теневой экономики формируются общим состоянием эконо­мики.

Инфляция, нарушение хозяйствен­ных связей, кризис платежеспособнос­ти,

возможность получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках

привели к созданию условий для развития теневой, в том числе крими­нальной

экономики.

Большое внимание проблемам тене­вой экономики уделяется и в зарубеж­ных

странах. При этом применяется мно­жество различных методов количествен­ной

оценки масштабов теневой эконо­мики (выборочные обследования, ре­зультаты

проверок налоговых и других органов на основе расхождений в офи­циальной

статистике между данными по производству и по потреблению, на ос­нове разницы

между официальным уров­нем занятости и уровнем занятости, рас­считанным

другими способами, моне­тарные методы, реконструирующие раз­меры теневой

экономики по следам, которая та оставляет в денежной и ряде других сфер).

В результате применения различных методов были получены и публиковались

следующие оценки масштабов теневой экономики (в % к ВВП) по странам,

раз­личающиеся в ряде случаев между собой в несколько раз: по Австрии — от 4

до 9 %, по Бельгии — от 2 до 20 %, по Фран­ции — от 6 до 9 %, по ФРГ — от 3

до 15 %, по Великобритании — от 2 до 8 %, по США - от 4 до 30 %.

В финансовой и банковской сфере раз­витию теневой экономики способствует

ряд факторов экономического и норма­тивно-правового характера. К числу

ос­новных из них можно отнести следующие.

1. Хозяйствующие субъекты имеют свободный доступ к наличным деньгам в

условиях отсутствия контроля за исполь­зованием денежных средств клиента.

2. До настоящего времени отсутству­ют меры финансовой и административ­ной

ответственности за нарушения пред­приятиями, организациями и учрежде­ниями

условий работы с денежной на­личностью и порядка ведения кассовых операций в

Российской Федерации, включая ответственность:

- за осуществление расчетов наличны­ми денежными средствами с другими

юридическими лицами сверх установлен­ного в Российской Федерации предель­ного

размера расчетов наличными день­гами в двустороннем порядке;

- за несоблюдение согласованных с кредитной организацией условий

расхо­дования на месте поступающих в кассу предприятия наличных денег, а

также их использования без согласования с обслу­живающим банком;

- за препятствование предприятиями проведению проверок кредитными

орга­низациями соблюдения установленных условий работы с денежной

наличностью;

- за ненадлежащее оформление и ве­дение первичных бухгалтерских

докумен­тов по учету кассовых операций и (или) их отсутствие.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.