РУБРИКИ

Шпора: Административное право

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Административное право

Шпора: Административное право

ВОПРОСЫ

Для подготовки к экзамену по курсу «Административное право»

Билет 1:

1. Исполнительная власть и государственное управление

2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Билет 2:

1. Предмет и метод административного права

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере ВЭД

Билет 3:

1. Система административного права

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел

Билет 4:

1. Нормы административного права

2. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие,

доказательство, участники, сроки

Билет 5:

1. Административно-правовые отношения

2. Понятие и виды государственных служащих

Билет 6:

1. Источники административного права

2. Понятие государственной службы

Билет 7:

1. Граждане, как субъекты административного права

2. Порядок наложения административных взысканий

Билет 8:

1. Иностранцы и лица без гражданства, как субъекты административного права

2. Судебное обжалование неправомерных действий должностных лиц, нарушающих

права граждан

Билет 9:

1. Способы обеспечения законности в сфере деятельности исполнительной власти

2. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву

Билет 10:

1. Понятие и виды органов исполнительной власти

2. Прохождение государственной службы

Билет 11:

1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

2. Понятие и виды методов управления

Билет 12:

1. Система федеральных органов исполнительной власти

2. Требования, предъявляемые к актам органов исполнительной власти

Билет 13:

1. Администрация Президента РФ

2. Правовые акт управления

Билет 14:

1. Правительство РФ

2. Пресечение по административному праву

Билет 15:

1. Аппарат Правительства РФ

2. Принуждение по административному праву

Билет 16:

1. Система органов исполнительной власти республик в составе РФ

2. Виды административных взысканий

Билет 17:

1. Система органов исполнительной власти края, области в составе РФ

2. Способы замещения государственных должностей

Билет 18:

1. Административно-правовой статус общественных объединений

2. Государственная должность

Билет 19:

1. Основы правового положения государственного служащего

2. Административный договор

Билет 20:

1. Формы управления

2. Административно-предупредительные меры

Билет 21:

1. Виды правовых актов управления

2. Административный проступок

Билет 22:

1. Понятие и особенности административной ответственности

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в области народного хозяйства

Билет 23:

1. Система административного права

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере административно-

политической деятельности

Билет 24:

1. Принципы административного права

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в культурной сфере

Билет 25:

1. Административный процесс

2. Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере управления

наукой

Билет 26:

1. Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере социальной

защиты населения, труда и занятости

2. Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере управления

здравоохранением и образованием

Билет 1

1. Исполнительная власть и государственное управление

В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная власть

организационно и институционально подразделяется на три относительно

самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В

соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые

взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно

действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен быть лидирующий

орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить

каждую из ветвей власти и государственную власть в целом. Лидирующая роль

принадлежит представительным органам.

Исполнительная власть должна быть подзаконной. Её главное предназначение –

исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится

большая сила – чиновничий аппарат, силовые министерства и ведомства. Всё это

составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты

государственной власти как раз органами исполнительной власти. Поэтому в

демократическом государстве формирование и порядок деятельности

административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть

чётко урегулированы юридическими нормами. Административное законодательство

является правовой основой построения и эффективного функционирования самой

большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата –

исполнительной власти.

В законодательстве и юридической литературе как очень близкие используются

понятия: исполнительная власть, государственное управление, государственная

администрация, административная власть. Эти понятия связаны с властной

деятельностью, которая осуществляется под руководством более высокой власти

(парламента, монарха и т.д.). Но их смысл не совпадает полностью. Управление

– это деятельность, администрация – основной субъект этой деятельности,

власть – главный способ её (деятельности) осуществления. Понятие

«государственное управление» прежде всего, раскрывает содержание властной

деятельности, понятие «государственная администрация» связано с её субъектом.

Понятия «административная власть» и «исполнительная власть» не идентичны, но

оба соединяют субъектов, деятельность и методы воздействия, часто под ними

понимают только власть. Все эти названия связаны с понятием, которое включает

в себя три основных признака: управленческий (исполнительный,

административный) аппарат (совокупность служащих, органов), выполняемую им

деятельность (управленческую, исполнительную, административную) и

используемую им при этом управленческую (исполнительно-распорядительную,

административную) власть.

2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть

производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные

только ей задачи, документы и другие особенности.

Производство состоит из 4 частей (стадий), а на каждой стадии существуют

этапы - группы взаимосвязанных действий:

1)Административное расследование (формальные моменты процедуры): а)

возбуждение дела; б) установление фактических обстоятельств; в) процессуальное

оформление результатов расследования; г) направление материалов для

рассмотрения по подведомственности.

2)Рассмотрение дела (сбор и анализ информации): а) подготовка дела к

рассмотрению и слушанию;

анализ собранных материалов, обстоятельств дела; б) принятие постановления;

в) доведение постановления до сведения.

3)Пересмотр постановления (проделанная работа фиксируется в документе):

а) обжалование (опротестовывание) решения; б) проверка законности

постановления; в) вынесение решения; г) реализация решения.

4)Исполнение постановления: (материалам дается ход): а) обращение

постановления к исполнению; б) фактическое исполнение; в) окончание исполнения

(дела).

Билет 2

1. Предмет и метод административного права

АП – самостоятельная отрасль правовой системы РФ, которая опутывает человека

с момента его рождения вплоть до его смерти на протяжении всей жизни. В

советское время право систематизировалось по предмету и методу, на Западе в

развитых странах первоначальное деление права имело иной характер (от римских

юристов – на частное и публичное). В СССР всё право считалось публичным.

Сейчас нами перенят западный способ деления права, и АП в соответствии с ним

относится к публичному и только следующая ступень деления права (внутри

подсистемы публичного права) по предмету и методу.

Предмет данной отрасли права – это совокупность однородных общественных

отношений, т.к. в самом общем виде можно сказать, что АП – это управленческое

право, то регулирует оно отношения, возникающие в ходе формирования и

функционирования государственной администрации, обслуживает сферу

государственного управления, т.е. регулирует управленческие отношения.

Признаки управленческих отношений: а) управление рассматривается как функция

всех систем, в т.ч. и социальных; б) управление обеспечивает взаимодействие

элементов в системе (оказывает упорядочивающее воздействие на эти элементы);

в) наличие 2-х элементов – субъекта и объекта управления; г) управление может

быть как внутрисистемным, так и внесистемным, различают внутри- и

внешнеорганизационные отношения в АП и, соответственно, в управлении

(социальном управлении объект воздействия – поведение людей); г) властные

полномочия субъекта управления; д) наличие специального субъекта – органа

государства, осуществляющего управленческую деятельность.

В СССР государство вмешивалось во все стороны жизни общества, и не было

органов власти – только органы управления. В РФ нет органов государственного

управления, есть 3 ветви власти, хотя все они занимаются управлением.

Изменились отношения между властью и гражданами (если в советское время

основным приоритетом была действующая идеология и её институты, то сейчас,

основной охраняемый приоритет – наши права, и гражданин вправе предъявить иск

даже государству в случае ущемления его прав). Изменились экономические

отношения, появились различные формы собственности: т.о., поменялся субъект

управления, сократилась сфера управления, поменялось содержание управления и

появились новые правовые отношения.

АП – отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности

органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а

также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных

органах государства. Предмет правового воздействия определяет специфику

метода регулирования. Человек – существо общественное. Совместная

деятельность предполагает управление. Управленческие отношения существуют

постольку, поскольку существует человеческое общество. Управление

предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и

подчинение одного лица другому, юридически оформляется неравенство, этим

объясняются особенности административно-правового метода.

Главные признаки метода АП: а) юридическое положение сторон:

юридическое неравенство, асимметрия субъектов управленческих отношений, что

связано с подчинением одной стороны другой, которое может быть а) линейным

(«начальник – подчиненный»), б) функциональным («инспектор – контролируемый»);

б) юридические факты: АП отношения чаще всего возникают в связи с событиями,

односторонними волеизъявлениями; в) права и обязанности субъектов

административных правоотношений: нормами точно определяются права и обязанности

сторон; г) защита прав и интересов субъектов правоотношений: в основном права

участников, споры между ними решаются: в административном порядке ( управляющим

субъектом) или в судебном порядке.

В АП возникает административно-правовой режим регулирования. Правовой режим

ориентирован на способы правового регулирования: дозволение (гражданское

право), запрещение (уголовное право), обязывание (АП строится на нём).

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере внешнеэкономической

деятельности

Общая компетенция: Статья 71 КРФ: «В ведении Российской Федерации находятся:

. к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации,

международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л)

внешнеэкономические отношения Российской Федерации; .».

Полномочия Президента РФ: Статья 86 КРФ: «Президент Российской Федерации: а)

осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б) ведет

переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; в)

подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные

грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей».

Полномочия Правительства РФ: Статья 114 КРФ: «1. Правительство Российской

Федерации: . д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны,

государственной безопасности, реализации внешней политики Российской

Федерации; .».

Разграничение компетенции: Статья 72 КРФ: «1. В совместном ведении Российской

Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: . о) координация

международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации,

выполнение международных договоров Российской Федерации».

Смысл государственного управления в сфере ВЭД регулируется ФЗ “О

государственном регулировании внешнеторговой деятельности” № 157-ФЗ от

13.10.95 г.

Механизмы функционирования органов ИВ: Министерство иностранных дел РФ (Указ

Президента РФ № 271 от 14.03.95 г.) и Министерство экономического развития и

торговли РФ (переданы функции Министерства РФ по делам СНГ), Министерство

ЭРиТ РФ (переданы функции Министерство торговли РФ и Федеральной служба

России по валютному и экспортному контролю). Положение о Министерстве ЭРиТ РФ

не принято.

Билет 3

1. Система административного права

АП – целостная система правовых норм и институтов, объединенные общим

предметом, целью, принципами и методом регулирования, согласованные друг с

другом, опирающиеся на единые определения, использующие единую терминологию.

Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы (общих и

специальных) и в целом отрасль создает специфический (административно-

правовой) режим регулирования, который строится на обязывание как способе

правового регулирования.

Система АП делится на общую и особенную части. Общая – нормы, охватывающие

управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах

отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана

общественного порядка и др.).

В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей): а) регулирующих

административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права); б)

регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти

(аппарата государственного управления); в) регулирующих административно-

правовой статус негосударственных организаций; г) обеспечивающих законность

деятельности исполнительной власти; д) регулирующих принуждение по

административному праву.

В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы: а) регулирующие

обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-

политическую деятельность; б) регулирующие организационно-хозяйственную

деятельность государственной администрации; в) регулирующие ее социально-

культурную деятельность; г) регулирующие деятельность государственной

администрации по организации и осуществлению политических, экономических и

иных связей с другими странами (внешних связей).

АП – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что

предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений. АП –

самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой

не участвовала бы государственная администрация.

Вокруг АП группируются финансовое, земельное, экологическое право, т.е. оно

стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют

управленческие отношения и в которых широко используется административно-

правовой метод регулирования.

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных дел

Общая компетенция: Статья 71 КРФ: «В ведении Российской Федерации находятся:

. к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации,

международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л)

внешнеэкономические отношения Российской Федерации; .».

Полномочия Президента РФ: Статья 86 КРФ: «Президент Российской Федерации: а)

осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б) ведет

переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; в)

подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные

грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей».

Полномочия Правительства РФ: Статья 114 КРФ: «1. Правительство Российской

Федерации: . д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны,

государственной безопасности, реализации внешней политики Российской

Федерации; .».

Разграничение компетенции: Статья 72 КРФ: «1. В совместном ведении Российской

Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: . о) координация

международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации,

выполнение международных договоров Российской Федерации».

Смысл государственного управления в сфере ВЭД регулируется Положением о

Министерстве иностранных дел РФ (Указ Президента РФ № 271 от 14.03.95 г.) и

Положением о консульском учреждении РФ (Указ Президента РФ № 1330 от 05.11.98

г.).

Билет 4

1. Нормы административного права

Административно-правовая норма – это правило поведения, устанавливаемое и

охраняемое государством и регулирующее отношения, возникающие в сфере

функционирования исполнительной власти по поводу реализации её задач и функций,

а так же внутриорганизационные отношения, возникающие в сфере деятельности

других органов. Норма права, в т.ч. и административного, – это сердцевина

механизма правового, в т.ч. и административно-правового, регулирования.

Механизм правового регулирования есть совокупность соответствующих правовых

средств, с помощью которых государство воздействует на общественно-правовые

отношения (законы, НПА, индивидуальные акты, правоотношения, правовая культура

и правосознание).

Функции административно-правовой нормы: а) АПН обеспечивает организацию и

упорядоченность общественно-правовых отношений; б) АПН определяют вариант

должного поведения субъекта правоотношений; в) АПН предназначены для

эффективного функционирования органов исполнительной власти; г) АПН

обеспечивают прочный правовой режим в деятельности органов исполнительной

власти; д) АПН несут двойную нагрузку и бывают: правоисполнительными

(устанавливаются самими субъектами исполнительной власти, а не законодательными

органами) и правоустановительными (устанавливаются законодательными органами и

охраняются своими санкциями – КобАП).

Виды административно-правовой нормы: Существует несколько классификаций:

а) в зависимости от их функционального назначения нормы подразделяются на нормы

материальные и процессуальные (в АП, в отличие от гражданского, процессуальные

нормы не обособлены, кроме норм применения взысканий, а значит, они ещё не

сформировались в качестве самостоятельной части); б) в зависимости от

содержания их делят на обязывающие, уполномочивающие, запрещающие,

стимулирующие и рекомендательные; в) в зависимости от адресата их делят на

нормы, адресованные гражданам, органам исполнительной власти, общественным

объединениям; г) в зависимости от территориальной принадлежности – на

федеральные, субъектов федерации и органов местного самоуправления; д) по

характеру регулирования различают общие, отраслевые и межотраслевые.

Реализация административно-правовых норм: Существует 3 формы: соблюдение

(не требует вмешательства государства – соблюдение незаметно, все граждане их

соблюдают), исполнение (знают и исполняют) и применение (знают и обязаны

выполнять, под угрозой принуждения).

Структура Административно-правовой номы: гипотеза, диспозиция и санкция.

Надо иметь в виду, что административно-правовая норма – это не есть статья

нормативного акта. Существует 4 формы изложения норм в статьях нормативных

актов: а) при установлении определённых норм в одной статье находятся и

гипотеза, и диспозиция, и санкция; б) санкция нескольких правовых норм

выделяется в отдельную часть и относится не к одной статье, а к нескольким

(правила однотипны); в) смешанно-выборочная - в одном акте устанавливается

несколько правил, за нарушение которых устанавливается несколько санкций

(Правила пользования транспортом); г) отсылочная - санкция изложена в другом

нормативном акте (АПН содержит дисциплинарные санкции).

Действие нормы во времени: Во времени - дата вступления нормы в силу (ФЗ

“О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат ФС” № 5-ФЗ

14.06.94 г.: НПА вступают в силу после 10 дней со дня опубликования, если иное

не оговорено; Указ Президента РФ “О порядке опубликования и вступления в силу

актов ПРФ, Правительства РФ, НПА ФОИВ” № 763 от 23.05.96 г.: подлежат

обязательному опубликованию в течение 10 дней, кроме содержащих

государственную тайну).

Прекращение действия нормы: а) отмена (издается акта, отменяющего

действие нормы); б) фактическая замена (принятие новой нормы, заменяющей

старую); в) истечение срока (срочная норма). Пределы прекращения действия

старой нормы: переживание нормы - старая норма продолжает регулировать

отношения, которые возникли на ее основе и после вступления в силу новой нормы;

немедленное прекращение - прекращает действия на все отношения ей

регулируемые, с даты утраты ею юридической силы; досрочное прекращение

- прекращает действия на правоотношения, впоследствии регулируемые нормой с

обратной силы.

2. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие,

доказательства, участники, сроки

Производство по делам об АПН тесно связано с гражданским процессом, т.к.

жалоба на постановление о привлечении к АО рассматривает по ГПК.

Доказательства: Ими в производстве по АПН являются фактические данные,

информация, которые устанавливаются основания дела. Доказательства могут быть

использованы в производстве, если они получены в порядке и из источников,

предусмотренных законом. Доказательства делят на прямые и косвенные,

обвинительные и оправдательные и т.д. Для административного процесса

доказательства делятся в зависимости от источника сведений: показания или

объяснения различных лиц, чаще участников производства; вещественные

доказательствава и документы (материальные носители информации);

непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных расследовать административные

проступки.

Участники производства по делам об АПН: компетентные органы и должностные

лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы,

определяющие движение и судьбу дела; субъекты, имеющие личный интерес в деле

(потерпевший, привлекаемый к ответственности); лица и органы, содействующие

осуществлению производства (свидетели, эксперты и т.д.).

Сроки производства об АПН: а) размер срока - в большинстве случаев КобАП

четко устанавливается сроки (час, сутки, неделя), иногда встречаются

неопределенные сроки (ст. 238 КобАП); б) с какого момента течет срок - начало

течения срока обычно связано с каким-нибудь юридическим фактом (получение

повестки), когда срок исчисляется днями и больше, его течение начинается с

00.00, административный арест начинается с того часа, когда виновный помещен

под стражу; в) правила определения окончания сроков - сроки определяют время, в

которое должны быть совершены определенные действия, если действие не

завершено, в порядке исключения восстанавливают сроки (ст. 268).

Общие и специальные сроки (ст. 257 КобАП): дела об АПН рассматриваются в

15-дневный срок со дня получения протокола о совершении правонарушения. 2 и 3

части статьи устанавливают специальные сроки.

По юридическому значению сроки делятся на: а) процессуальные (совершение

строго определенных процессуальных действий); б) давностные сроки

(привлечение к АО, исполнение постановления, погашение наложенного взыскания)

если давность истекает, дело прекращают; в) принудительные сроки (время

осуществления отдельных мер административного принуждения), устанавливаются

законом или иным НПА.

Подведомственность дел по АП: Различают: а) общую подведомственность;

б) специальную подведомственность; в) видовую подведомственность (органа,

который рассматривает дело (инспекция и т.д.)); г) территориальная

подведомственность (конкретно орган данного вида либо по месту совершения ПН,

либо по месту жительства гражданина); д) должностная подведомственность (ДЛ

конкретного органа).

Стадии производства по делам: расследование дела; рассмотрение дела;

пересмотр постановления; исполнение постановления (при ускоренных производствах

все стадии “сливаются” в один процесс).

Дела об АП рассматриваются Административными комиссиями при местных

администрациях; главами поселковых и сельских администраций; районными,

городскими комиссиями по борьбе с пьянством; районными, городскими по делам

несовершеннолетних; районными городскими судами; ОВД; органами государственных

инспекций. Принятие постановления: Дается окончательная оценка,

определяется мера воздействия: о наложении административного взыскания либо о

прекращении делопроизводства. Решение - юридический властный акт оформленный в

соответствии с требованием закона и содержащий определенные реквизиты

(наименование органа и должностного лица принявшего акт; время и место

принятия; данные о нарушителе; время, место и сущность нарушения; норма права,

предусматривающая ответственность; характер решения (вид и размер взыскания)).

Билет 5

1. Административно-правовые отношения

АПО - это отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной

власти по поводу выполнения её задач и функций, а также некоторые

внутриорганизационные отношения в других органах, урегулированные нормами

административного права. Все правовые отношения, в т.ч. и АПО, переводят

нормы права в реальную действительность, в силу чего они вторичны по

отношению к нормам права, т.к. они реализуют действия правовой нормы и

определяют права и обязанности субъектов АПО, которые должны быть

взаимоувязаны. Важно, что у одной стороны не могут быть только права, а у

другой – лишь обязанности.

Признаки АПО: а) АПО – это властные отношения; б) АПО отличаются

публично-правовым характером (государство и его органы); в) Один из субъектов

АПО обязательно является органом ИВ; г) АПО всегда являются организационными

отношениями (т.к. на органы ИВ возложена функция реализации закона); д) АПО,

как правило, возникают по велению одной из сторон, согласие второй стороны

необязательно; е) в АПО ответственность наступает не перед другой стороной, как

в гражданском праве, а перед государством в целом.

Виды административных правоотношений: а) по субъектам отношений их

подразделяют на отношения вышестоящего органа ИВ с нижестоящим органом,

отношения между органами ИВ и негосударственными объединениями, отношения

между органами ИВ и другими органами государства (прокуратура, законодательные

органы) и отношения между органами ИВ и органами МСУ; б) по сфере действия их

подразделяют на внутри- и внешнеорганизационные отношения; в) по выполняемым

функциям эти отношения могут быть классифицированы на материальные и

процессуальные; г) исходя из положения субъектов правоотношений выделяют

вертикальные и горизонтальные (административно-правовой договор).

Основаниями возникновения АПО являются юридические факты – действия

(результат нашего волеизъявления) и события (независимо от нашей воли).

Состав АПО: а) субъекты (стороны) - государственные органы, органы МСУ

коммерческие организации, физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и

апатриды); б) содержание (правах и обязанностях сторон); в) объекты (право не

воздействует на вещи, а может влиять лишь на наше сознание и через сознание –

единственным объектом АПО является поведение людей].

2. Понятие и виды государственных служащих

Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке,

установленном законом, обязанности по государственной должности государственной

службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального

бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Признаки госслужащего: а) гражданин РФ; б) замещает государственную должность

в государственном органе (работа в ГУП и КП не является государственной); в)

замещает в таком органе должность государственной службы; г) выполняет

обязанности, определяемые данной должностью; д) получает за их выполнение

денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

Существует несколько классификаций государственных служащих, ключевым

является деление в зависимости от характера полномочий: должностные лица,

оперативный состав (функциональные работники) и вспомогательный состав.

Должностные лица - государственные служащие, имеющие право совершать в

пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия

(издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совер­шать

регистрационные действия и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не

совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников

и уполномо­чены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования

(руководители многих структурных подразделений органов управления). Должностные

лица, совершающие юридические действия властного характера, связанные с

управлением людьми, наделяются для этого разными по объему и характеру

полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители

государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, которые

принимают решения по различным вопросам их деятельности, а также меры поощрения

и дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам:

а) представители административной власти - должностные лица, имеющие

право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания)

и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не

находящимся в их подчинении (главные санитарные врачи, работники милиции и

др.);

б) особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на

государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие

юридические последствия нотариусы.

Оперативный состав (функциональные работники) - это госу­дарственные

служащие, выполняющие работу, непосредственно опре­деляемую задачами данного

органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных

органов, наделенные полно­мочиями в сфере осуществления государственно-властных

функций, но не имеющие права совершать служебные юридически властные акты в

качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы слу­жащих позволяют

им выполнять работу, связанную с подготовкой решений, проработкой вопросов,

требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрисконсульты

и др.

К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся

государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие

государственные должности, а также руководители учреждений и организаций; к

оперативному составу – занимающие младшие государственные должности

(референты 1, 2 и 3 класса). Оперативный состав служебного аппарата необходимо

отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей,

преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномо­чены, на

основе специальных знаний, совершать действия, влекущие юридические

последствия (например, врачи, поскольку они имеют пра­во выдавать листки

нетрудоспособности, рецепты на бесплатное получение лекарств).

Вспомогательный состав - государственные служащие, служеб­ная

деятельность которых не предполагает совершение действий, вле­кущих юридические

последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности и

права определяются задачами обес­печения служебной деятельности должностных

лиц, оперативного сос­тава путем создания условий, необходимых для выполнения

ими слу­жебных функций (технические секретари и т.д.). В обязанности слу­жащих

данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение

(регистрация поступающих жалоб).

Билет 6

1. Источники административного права

Источники АП – акты государственных органов, в которых содержатся

административно-правовые нормы. Существует значительное количество чисто

административно-правовых источников, но много и смешанных, многоотраслевых

актов, которые одновременно содержат нормы разных отраслей права

(административного и уголовного, административного и гражданского). Источники

АП можно поделить на несколько типов:

1) Законодательные акты федеральных органов:

1. Конституция (Основной закон) РФ - Определяет основы формирования и дает

понятие об административно-правовом законодательстве и формировании

административных органов (ст. 71, 73, 77, 110, 117);

2. Кодексы РФ;

3. Федеральные конституционные законы РФ;

4. Федеральные законы РФ;

5. Декларации, положения, постановления и другие акты Федерального Собрания РФ.

2) Подзаконные федеральные акты:

1. Указы, распоряжения Президента РФ («Указ о системе федеральных органах

исполнительной власти», «Указ о структуре органов исполнительной власти»,

Указами президента утверждаются положения о министерствах);

2. Постановления, распоряжения Правительства РФ (ключевой вид источников

административного права – «О лицензировании отдельных видов деятельности» от

24.12.94 г., Постановлениями утверждаются положения о министерствах,

подчиняющихся правительству, а также правила и положения, являющиеся

административными источниками);

3. Приказы, постановления министерств и других центральных федеральных органов;

4. Приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной

власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.

3) Законодательные акты субъектов РФ:

1. Конституции, уставы субъектов РФ;

2. Законы субъектов РФ.

4) Подзаконные акты субъектов Федерации:

1. Указы, распоряжения Президентов (губернаторов);

2. Постановления, распоряжения правительств субъектов РФ;

3. Приказы, постановления министерств субъектов РФ;

4. Приказы, постановления иных органов субъектов РФ, руководителей

предприятий, учреждений субъектов РФ.

5) Акты местного самоуправления.

6) Союзные акты (акты органов бывшего СССР):

1. Кодексы и законодательство СССР (Воздушный кодекс, Кодекс торгового

мореплавания и др.);

2. Указы Президиума Верховного Совета СССР («О порядке рассмотрения

предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12.04.68 г., «Об утверждении

Положения об административном надзоре органов милиции за лицами,

освобожденными из мест лишения свободы» от 26.07.66 г. и др.);

3. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР;

4. Приказы, постановления, инструкции министерств, государственных комитетов

и других центральных органов СССР.

7) Международные акты, которые в соответствии со ст. 15 КРФ «Общепризнанные

принципы и нормы международного права и международные договоры Российской

Федерации являются составной частью ее правовой системы». Международными

актами регулируются, некоторые вопросы безвизового пересечения границ,

таможенного контроля, дорожного движения.

2. Понятие государственной службы

Государственная служба - профессиональная деятельность государственных

служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Это

центральный институт АП.

В РФ правовой основой государственной службы является: Конституция РФ; КЗОТ

РСФСР; ФЗ «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.95 г. № 119-ФЗ;

Указ Президента РФ «О государственных должностях в РФ» от 11.01.95 г. № 32;

Указ Президента РФ «О реестре государственных должностей федеральных

государственных служащих» от 11.01.95 г. № 33; ФЗ «О воинской обязанности и

воинской службе» от 28.03.98 г. № 53-ФЗ; ФЗ «О статусе военнослужащих» от

27.05.98 г. № 76-ФЗ; Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от

24.06.93 г. № 5238-1.

Виды государственной службы (в зависимости от нескольких критериев): Принцип

федерализма - вся государственная служба делится на: а) федеральную

государственную службу (ст.71 КРФ); б) государственная служба субъектов РФ. В

совместном ведении РФ и субъектов находится только кадры судебных и

правоохранительных органов (утверждение судей - прерогатива президента РФ);

Принцип разделения властей: служба в органах представительной,

исполнительной и судебной власти; Иногда ГС делят на: гражданскую и

милитаризованную.

Существует два понимания ГС: госслужба - аппарат; госслужба - все, вплоть

до государственных предприятий.

Госслужба строится на принципах: 1) правовые: а) принцип верховенства КРФ

и ФЗ над иными НПА при исполнении государственными служащими должностных

обязанностей; б) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина; в)

принцип единства системы государственной власти и разграничения предметов

ведения и полномочий между РФ и субъектами; г) принцип разделения властей; д)

принцип равного доступа к государственной службе. 2) организационные: а)

принцип обязательности решений для государственных служащих, принятых

вышестоящими органами; б) принцип единства основных требований предъявляемых к

госслужбе; в) принцип профессиализма и компетенции госслужащих; г) принцип

гласности; д) принцип ответственности за принимаемые решения и неисполнение

служебных обязанностей; е) принцип внепартийности госслужащих, отделение

религиозных объединений от государства; ж) принцип стабильности кадров

государственных служащих.

Каждое государство заинтересовано, чтобы состав чиновников был стабилен,

поэтому во всех системах есть деление на политических служащих (которые

следуют судьбе своей политической деятельности) и карьерных (стабильный круг

служащих, не меняются при перемене власти).

Билет 7

1. Граждане как субъекты административного права

Для характеристики административно-правового статуса физических лиц важны

такие понятия, как административная правоспособность и административная

дееспособность.

Вступить в АПО может лишь лицо, обладающее административной правоспособностью.

Исходя из определения правоспособности вообще как способности гражданина иметь

права и нести обязанности, административную правоспособность (АПС)

можно определить, как способность гражданина иметь административные права и

нести административные обязанности. АПС возникает с момента рождения гражданина

и прекращается его смертью. В соответствии со ст.19 КРФ все граждане обладают

равным объёмом прав и обязанностей: «Государство гарантирует равенство прав и

свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,

происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,

отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а

также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по

признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной

принадлежности».

В отличие от АПС, административная дееспособность (АДС - способность

граждан приобретать административные права и обязанности), не может быть

одинакова у всех. Во-первых, она возникает с 18, а в некоторых случаях с 16

лет, а не с рождения, т.е. до 18 (16) лет граждане не обладают ДС, в т.ч. и

административной. Во-вторых, естественно, что ДС различна у разных лиц

(иностранцы, апатриды, больные психическими заболеваниями и т.д.). Кроме того,

определённые права могут быть приобретены гражданами в процессе реализации

своих конституционных прав: особой дееспособностью обладают охотники, водители

транспорта.

Правоспособность – это, прежде всего, права российских граждан: право на

участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих

представителей; право граждан на объединение (закон об общественных

объединениях - на принципах – добровольность, равноправие, самоуправление);

политические права граждан (на проведение митингов, демонстраций, шествий);

право граждан обращаться в государственные органы с заявлениями, предложениями

и жалобами; право на свободу и личную неприкосновенность (ограничение возможно

лишь по решению судебных органов); право на неприкосновенность жилища; право на

передвижение, выбор места проживания (правила о регистрации – определённое

ограничение); право иметь доступ, передавать и производить информацию

(ограничения этого права – закон от 23.07.93 г. «О государственной тайне»);

право на возмещение вреда, причинённого государственными органами и

должностными лицами за счёт казны.

Обязанности: своевременно платить налоги; соблюдать закон; защищать

отечество, беречь историческое и культурное наследие и т.д. Т.о. баланс прав и

обязанностей с советских времён изменился в сторону прав.

Иностранные граждане и апатриды, по общему правилу, обладают теми же правами,

за некоторыми ограничениями (избирательное право, защита отечества,

поступление на государственную службу и т.д.).

Их правовой статус регулируется в основном НПА бывшего СССР (закон от

24.06.81 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР», «Правила

пребывания иностранных граждан в СССР», утверждённые СМ СССР в 1991 г.

Основные конституционные права и обязанности составляют фундамент

административно-правового статуса, в первую очередь, российских граждан.

2. Порядок наложения административных взысканий

Данный порядок регулируется главой 4 КобАП РСФСР «Наложение административного

взыскания». Эта глава закрепляет общие правила (принципы) АВ: законность,

целесообразность и своевременность (оперативность) воздействия, сложение

взысканий, налагаемых за совокупность нарушений

Законность - важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Взыскание

может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав

проступка. Проявления принципа целесообразности АВ - в индивидуализации

кары и экономии репрессии.

Обстоятельства, смягчающие ответственность: чистосердечное раскаяние

виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения или

добровольное возмещение вреда (устранение причиненного ущерба); совершение

правонарушения при сильном душевном волнении или при стечении тяжелых

обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной

женщиной или женщиной имеющей ребенка до 1 года. Перечень является открытым.

Перечень отягчающих обстоятельств (закрыт): продолжение противоправного

деяния, несмотря на требования прекратить его; повторное в течение 1 года

совершение однородного правонарушения (ПН); вовлечение несовершеннолетнего в

ПН; совершение правонарушения группой лиц; совершение ПН в условиях стихийного

бедствия; совершение ПН в состоянии опьянения.

КобАП предусматривает альтернативы АО: при малозначительности

правонарушения виновный может быть освобожден от АО; лицо может быть

освобождено от АО с передачей материалов на рассмотрение общественности;

материалы об АПН военнослужащих, работников ОВД и т.д. передаются их командирам

для привлечения к дисциплинарной ответственности; дела лиц до 18 лет передаются

в комиссии по делам несовершеннолетних.

Сроки давности АВ по истечению которых производство может быть не начато.

Это одно из проявлений принципа оперативности (своевременности)

действий АВ. Правило «РОКИ»: Р - размер срока; О - откуда считать; К -

конечный момент срока; И - имеющиеся изъятия из срока. В соответствии со ст.38

КобАП АВ может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения

правонарушения. Начало срока - следующий день после совершения правонарушения,

конец срока - день, когда вынесено постановление о наложении взыскания. Имеется

2 исключения: а) при неоконченном длящемся правонарушении срок исчисляется со

дня обнаружения; б) при отказе в возбуждении уголовного дела, но при наличии

признаков проступка - не позже 1 месяца со дня, следующего за днем отказа.

Наложение взысканий за множественность проступков: Признаки: а)

наличие нескольких самостоятельных составов нарушений; б) все противоправные

деяния совершаются одним лицом; в) каждое из деяний сохраняет свою юридическую

значимость на момент рассмотрения дела о последнем деликте.

Классификация: а) совокупность (новое нарушение до привлечения к

ответственности за другое нарушение); б) рецидив (новое нарушение после

привлечения к АО). Совокупность - идеальная и реальная. Идеальная

совокупность - это одновременное выполнение одним действием нескольких

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.