РУБРИКИ

Шпора: Административное право

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Административное право

составов нарушений. Реальная совокупность - система составов,

выполненными разными действиями, разновременно.

Билет 8

1. Иностранцы и лица без гражданства как субъекты административного права

По общему правилу они пользуются теми же правами и на них возлагаются те же

обязанности, что и на граждан РФ. Но есть и отличия в их правосубъектности,

т.к. гражданство является важнейшим компонентом административно-правового

статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на совокупность

прав и обязанностей граждан. Ч.3 ст.62 КРФ гласит: «Иностранные граждане и

лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с

гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или МНД РФ».

Основной формой закрепления особенностей правового статуса иностранцев и

апатридов является действующее законодательство РФ, а основной сферой, где

они устанавливаются, является сфера отношений граждан с ИВ.

Все особенности АП статуса иностранных граждан и апатридов можно разделить по

кругу лиц, на которых они распространяются, на общие, групповые и

индивидуальные. Для всех находящихся на территории РФ лиц, которые не

являются ее гражданами, законодательством установлены следующие общие

особенности ДС: а) они не могут быть государственными служащими, занимать

некоторые должности (Президента РФ, командира экипажа воздушного судна и

др.), работать в милиции; б) они не допускаются к деятельности, связанной с

государственной тайной; в) на них не распространяется воинская обязанность;

г) их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к

ответственности могут привлекать только иностранцев и апатридов, только к ним

может применяться такое административное взыскание, как выдворение); д)

иностранные граждане и апатриды (за исключением граждан стран, с которыми

заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в РФ при

наличии разрешения (визы); е) они проживают и осуществляют свою деятельность

на основании специальных документов (видов на жительство, заграничных

паспортов и др.); ж) для них могут быть установлены ограничения в

передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения

государственной безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных

интересов граждан; з) по территории, открытой для иностранцев, они могут

свободно передвигаться при условии уведомления об этом ОВД или принимающей их

организации, по прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое

временное пребывание в ОВД, гостинице или в принимающей их российской

организации; и) иностранные граждане могут приобретать гражданское оружие по

лицензиям, выданным ОВД на основании ходатайств представительств государств,

гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из РФ в

течение 5 дней со дня приобретения; к) выезд из РФ им может быть не разрешен

при наличии обстоятельств, установленных законодательством (интересы

государственной безопасности, привлечение к УО).

В настоящее время правовое положение иностранцев и лиц без гражданства

регулируется Законами РФ «О гражданстве РФ» от 28.11.91 г., Законом СССР «О

правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24.06.81 г., утвержденными

Кабинетом Министров СССР 26.04.91 г. «Правилами пребывания иностранных

граждан в СССР», и рядом других российских и союзных актов.

Групповые особенности АП положения иностранных граждан и лиц без гражданства

обусловлены многими обстоятельствами: временем пребывания в РФ, целью

пребывания (туризм, учеба, служебные дела, поиски убежища и др.), из какой

страны прибыл иностранец и т.д.

По времени пребывания на территории России всех иностран­ных граждан и лиц

без гражданства можно поделить на: постоянно проживающих; временно

пребывающих; проезжающих через территорию РФ транзитом.

Для постоянного проживания требуется разрешение ОВД субъекта РФ. Лица,

желающие получить статус беженца, обязаны незамедлительно по прибытии

обратиться с ходатайством в орган миграционной службы субъекта РФ, а при его

отсутствии – в орган исполнительной власти. В случае регистрации ходатайства

лицо получает направление на временное поселение. Ст.19 Закона РФ «О

гражданстве РФ» закрепляет право лиц, постоянно проживающих в России и не

имеющих ее гражданства, ходатайствовать о приеме в гражданство РФ. Временно

прибывшие в РФ лица – проживают по своим заграничным паспортам. По прибытии в

пункт назначения заграничные паспорта в течение трех суток представляются на

регистрацию. От регистрации освобождены дипломаты, туристы, совершающие

круизы, члены экипажей морских и воздушных судов и ряд иных лиц, названных в

законе.

2. Судебное обжалование неправомерных действий должностных лиц, нарушающих

права граждан

Процедуры обжалования бывают 2 видов: судебное обжалование или специальная

жалоба.

Судебное обжалование: Судебный порядок обжалования основывается на

положениях КРФ (ст.63) и считается наиболее демократичным и надежным: судьи

свободны от ведомственных интересов и влияний, как правило, обладают

необходимой квалификацией для разбирательства дел и независимы от власти,

процедура судебного разбирательства наиболее приспособлена для выявления

истины, заявитель может лично участвовать в процессе, может защищать свои

интересы как равноправная сторона.

Ключевое значение имеет закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений,

нарушающих права и свободы граждан» № 4866-1 от 27.04.93 г.

Обжалуются действия, в результате которых: а) нарушены права и свободы; б)

созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод; в) на

гражданина была незаконно возложена обязанность; г) гражданин был незаконно

привлечен к ответственности; д) гражданин вправе обжаловать бездействие

государственных органов и т.д. если возникли те же последствия. Закон

устанавливает альтернативу (ст.4): Гражданин вправе обратиться с

жалобой к вышестоящему ГО или ОМСУ.

По усмотрению гражданина жалоба подается в суд по месту его жительства, либо

в суд по местонахождению органа, объединения, должностного лица,

государственного служащего. Есть специфика для военнослужащих: они также

имеют право обратиться в порядке подчиненности; также вправе обратиться в

военный суд с жалобой на действия и решения органов военного управления и

воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы. Но в отличие от

общей жалобы, суд, приняв к рассмотрению жалобу, по просьбе военнослужащего

или по своей инициативе вправе приостановить действие обжалуемого решения.

Сроки обращения с жалобой: Для обращения – 3 месяца со дня, когда

гражданину стало известно о нарушении его права или 1 месяц, со дня получения

гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа. Пропущенные

сроки могут быть восстановлены судом. Уважительные причины для восстановления

сроков: любые обстоятельства затруднившие получение информации об обжалуемых

действиях и решениях и их последствиях.

Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых

действий или решений возлагается законом на ГО, ОМСУ, общественные

организации и должностные лица. Гражданин освобождается от обязанности

доказывать незаконность обжалуемых действий решений, но обязан доказать факт

нарушения своих прав (защита личных интересов). Суд может признать обжалуемое

действие или бездействие незаконным и обязать удовлетворить требования

гражданина, отменить применяемые к нему меры ответственности, либо иным путем

восстановить нарушенные права. Установив обоснованность жалобы, суд

определяет ответственность тех субъектов, действия которых привели к

нарушению прав. Убытки, причиненные гражданину возмещаются в порядке,

установленным ГК РФ. Если действие или решение суд признает законным, он

отказывает в удовлетворении жалобы. Решение суда обязательно на всей

территории РФ, направляется гражданину не позднее 10 дней после вступления в

законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину

не позднее чем в месячный срок.

Специальная жалоба: Признаки специальной жалобы: наличие специальных

норм, устанавливающие особый порядок рассмотрения; специальные основания для

обжалования, прямо названные в законе; четкое определение субъектов права

обжалования; специальные сроки подачи жалоб; процедурные особенности;

специальные сроки рассмотрения. Порядок рассмотрения специальной жалобы

устанавливается: ГПК, УПК, трудовым законодательством. Например, глава 22 КобАП

определяет порядок обжалования и опротестования АПН.

Особенности и отличия от общей жалобы: а) СЖ может быть подана только лицом

привлеченным к ответственности, потерпевшим или адвокатом; б) может быть

только письменной; в) адресатом СЖ выступают вышестоящие органы; г) СЖ должна

быть направлена адресату в течение 10 дней со дня вынесения постановления о

наложении АВ; д) подача в установленный срок СЖ приостанавливает исполнение

постановления о наложении АВ; е) СЖ подается через орган, вынесший

постановление, который обязан в течение 3 суток направить ее вместе с делом

по подведомственности; ж) СЖ рассматривается уполномоченным органом в 10-

тидневный срок.

Билет 9

1. Способы обеспечения законности в сфере деятельности исполнительной власти

Законность – это режим взаимоотношений граждан и организаций с субъектами

власти, который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов

личности, её всестороннему развитию, формированию и развитию гражданского

общества, успешной деятельности государственного механизма. Такой режим

необходим во всех областях социальной жизни, но особую значимость он имеет в

сфере деятельности ИВ. Принцип законности в АП состоит из двух

взаимосвязанных обязанностей: действовать в соответствии с законом и проявлять

инициативу для обеспечения выполнения закона.

Реализация законности предполагает наличие системы её гарантий. Среди них

различают:

1) Общие условия (предпосылки): а) политические предпосылки: режим

демократии, гласности, реального разделения властей, существования

независимых СМИ и партий, децентрализации государственных структур); б)

экономические предпосылки: уровень благосостояния населения, фактическую

гарантированность экономической свободы граждан и организаций, существование

рынков товаров, капитала, труда); в) организационные условия: организационная

структура ИВ, квалификация служащих, эффективность системы подготовки

кадров); г) идеологические условия: своевременно осуществляемое убеждение и

умело организованное поощрение, правовая культура должностных лиц и граждан,

правосознание, основанное на признании абсолютной ценности основных прав

человека.

2) Специальные, организационно-правовые средства: а) наблюдение за

функционированием подконтрольных объектов, получении объективной информации о

выполнении ими правил и поручений, их состоянии посредством изучения данных

учёта, отчётов, проверки документов на месте, инвентаризаций, ревизий,

получения объяснений; б) анализ собранной информации, выявлении тенденций,

причин, разработке прогнозов; в) принятие мер по предотвращению нарушений

законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев,

нецелесообразных действий и расходов; г) учёт конкретных нарушений, выявление

их причин и условий; д) пресечение противоправной деятельности с целью

недопущения вредных последствий, новых нарушений; е) выявление виновных,

привлечение их к ответственности в одних случаях – по решению контролирующих

органов, в других – по решению соответствующего компетентного органа.

В зависимости от объёма контроля различают собственно контроль (когда

проверяется законность и целесообразность действий) и надзор

(ограничивающийся проверкой законности).

Контроль: Извне контроль за аппаратом ИВ осуществляется: Президентом РФ

(К РФ: ст.117: право на отставку Правительства РФ, ст.115: право отменять акты

Правительства РФ, ст.85: право приостанавливать действие НПА органов ИВ

субъектов РФ); законодательными органами (ФС РФ контролирует федеральные ИО, а

законодательные органы субъектов РФ – ИО соответствующих субъектов; ГД РФ: даёт

согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, право

выражения вотума недоверия, даёт оценку представляемому Правительством РФ

проекту бюджета, выслушивает ежегодные отчёты Правительства РФ об исполнении

бюджета за прошедший год); профсоюзами и иными общественными формированиями.

В самом аппарате контроль осуществляется в различных организационно-правовых

формах: а) осуществление соответствующих полномочий субъектами линейной

власти (органы общей компетенции в отношении подведомственных им органов и

внутриведомственный контроль); б) осуществление соответствующих полномочий

субъектами функциональной власти (финансовый контроль и иные виды

вневедомственного контроля).

В настоящее время сложилось 4 вида надзора за

исполнительно-распорядительной деятельностью: а) прокурорский; б) судебный; в)

административный; г) конституционный надзор.

Усиление правосудия прежде всего должно расширяться путём судебного контроля

за законностью управленческих действий, дальнейшего развития административной

юстиции.

3) Побуждение к правомерному поведению, путем: а) поощрения; б) принуждения:

дисциплинарное, административное, гражданско-правовое и уголовное. Все эти

виды принуждения различаются основаниями и процедурами, но все используются

для защиты законности в сфере деятельности ИВ, и при этом государственной

администрации принадлежит ведущая роль.

2. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву

Дисциплинарная ответственность - это наложение дисциплинарных взысканий

субъектами дисциплинарной власти на основе правовых норм на подчиненных им

членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные

правонарушения.

Особенности: а) наступает за дисциплинарный проступок, но может наступить

и за совершение иных правонарушений и даже порочащих действий; б) состоит в

применении карательных санкций - дисциплинарных взысканий; в) право на ее

осуществление принадлежит субъектам линейной власти; г) основания и порядок

наступления дисциплинарной ответственности регулируются различными отраслями

права, в данном случае - АП.

Среди дисциплинарных взысканий много морально-правовых санкций. Набор

дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных

организационных связей.

Дисциплинарное взыскание налагается приказом компетентного должностного

лица или решением коллегии. Приказ о наложении с указанием применения

объявляется виновному под расписку и вступает в силу немедленно.

Дисциплинарное взыскание считается снятым, если: а) истек 1 год давности; б)

лицо не было повторно привлечено к дисциплинарной ответственности.

Материальная ответственность - это применение восстановительных санкций

для того, чтобы возместить причиненный имущественный ущерб. Наступает: а) если

государству причинен прямой, реальный ущерб; б) при исполнении служебных

обязанностей; в) противоправным деянием; г) виновно; д) между противоправным

деянием и наступившим ущербом имеется причинная связь.

АП регулирует МО только военнослужащих и аттестованных работников МВД

(Положение о материальной ответственности военнослужащих за ущерб,

причиненный государству). От дисциплинарной отличает: размером применяемых

санкций, которые зависят не от степени вины, а от размера наступившего вреда;

виновный может добровольно возместить причиненный вред; санкция не может быть

заменена мерами общественного воздействия.

Согласно Положения ущерб, если он причинен при исполнении, может быть взыскан

с любых военнослужащих, в т.ч. призванных на сборы военнообязанных, курсантов

военно-учебных заведений; лиц рядового и начальствующего состава МВД.

Существует 3 вида материальной ответственности: ограниченная; повышенная;

полная.

Билет 10

1. Понятие и виды органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти: осуществляют исполнительно-распорядительную

деятельность; наделены оперативной самостоятельностью; как правило, имеют

постоянные штаты; образуются вышестоящими органами; подотчётны и

подконтрольны вышестоящим органам ИВ; их образование, структура, порядок

деятельности в основном регламентируются нормами АП.

Орган ИВ – это организационный коллектив, осуществляющий

исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной

самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом,

подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти,

образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в

основном нормами административного права.

Отличие органов ИВ от предприятий (учреждений): у ОИВ может быть довольно

большой по численности обслуживающий аппарат, но он существует для того, чтобы

орган мог своевременно и качественно выполнять свои функции, аппарат работает

на орган, обслуживает его, создаёт ему условия для нормального функционирования

(внешнее управление вышестоящими органами). На предприятии же иное:

производственные подразделения производят необходимые для общества материальные

блага, а администрация создаёт условия для их нормального функционирования.

Предприятие (учреждение) в целом не выполняет управленческих функций, ими

занята специально организованная группа людей – администрация (внутренне

управление).

Административно-правовой статус ОИВ как статус коллективного субъекта состоит

из трёх блоков: а) целевого (нормы о целях, задачах, функциях, принципах

деятельности); б) организационно-структурного (правовые предписания,

регламентирующие: порядок образования, реорганизации, ликвидации органа; его

структуру; в) его линейную и функциональную подчинённость); в) компетенция

как совокупности властных полномочий (планирования, контроля и т.д.) и

подведомственности (иных государственным органам, предприятиям и учреждениям,

общественным объединениям, гражданам).

Виды органов исполнительной власти: а) в зависимости от бюджета из

которого финансируются ОИВ: федеральные ОИВ, ОИВ субъектов РФ, ОМСУ; б) по

организационно-правовому принципу организации и деятельности различают:

правительства, министерства, комитеты, службы, надзоры и т. д.; в) по характеру

компетенции различают: общей компетенции (Правительство РФ, Правительства (и

иные аналогичные органы) субъектов РФ), отраслевой компетенции (министерства),

межотраслевой компетенции (комитеты), специальной компетенции (инспекции,

службы); г) по порядку разрешения дел различают: коллегиальные (правительство)

и единоличные (министр).

Особенности: Правительство решает вопросы коллегиально и принимает

постановления; распоряжения же являются единоличными актами (на уровне

председателя или заместителя председателя Правительства) – индивидуальные

акты разового пользования. Принципиальное значение имеет перечень вопросов

рассматриваемых коллегиально и единолично.

2. Прохождение государственной службы.

В прохождении службы можно выделить обязательные и факультативные стадии.

Обязательные стадии:

1) Поступление (прием) на государственную службу: появление вакансии,

информирование о ней; подбор кандидатов; решение о приеме; вступление в

должность.

Таким правом обладают граждане не моложе 18 лет, имеющие профессиональное

образование и отвечающие определенным законом требованиям. При поступлении

гражданин представляет: личное заявление; документ, удостоверяющий

личность; трудовую книжку; документы, подтверждающие профессиональное

образование; справку из органов налоговой службы о предоставлении сведений об

имущественном положении; медицинское заключение о состоянии здоровья.

Гражданин не может быть принят, если он: недееспособен или ограниченно

дееспособен; лишен права занимать государственные должности; имеет заболевания,

препятствующего исполнению обязанностей; отказался от оформления допуска к

тайне; состоит в близком родства с государственным служащим и их служба связана

с подчиненностью или подконтрольностью; является гражданином иностранного

государства; отказался от представления сведений об имущественном положении.

Назначение на должность производится на неопределенное время или на

определенный (не более 5 лет) срок. Служба на должностях «Б» (имеющие право

замещать «А») ограничена сроком, на который назначаются лица, замещающие

должности «А» (предусмотренные КРФ).

2) Аттестация и повышение квалификации служащих, которая действует в целях

определения служебного соответствия. Общие аттестации проводятся через

определенные промежутки времени для всех сотрудников. Персональные

аттестации проводятся там, где сотрудники имеют звания (классные чины) и

связаны с представлением к присвоению звания, с назначением на иную должность,

увольнением. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже

одного раза в четыре года. Руководителям рекомендовано установление

соответствующего денежного содержания увязывать с результатами обучения и

практического использования полученных знаний.

3) Присвоение квалификационных разрядов производится в соответствие

требованиями и по результатам государственного квалификационного экзамена или

аттестации. Служащим могут быть присвоены следующие (15) разряды:

действительный государственный советник 1, 2, 3 класса (для высших

государственных служащих); государственный советник РФ 1, 2, 3, класса (для

государственных служащих замещающих главные должности); советник РФ 1,2,3

класса (для служащих, замещающих ведущие должности); советник государственной

службы 1, 2, 3, класса (для служащих старших государственных должностей);

референт 1, 2, 3, класса (для младших государственных должностей).

4. Прекращение государственной службы: по личному заявлению

государственного служащего; по инициативе руководителя; в) по решению

коллегиального органа (правительства и др.); г) по иным, установленным законом,

основаниям (служащим на должностях категории «Б» в связи с прекращением

государственной службы лицами, замещающими государственные должности категории

«А», предельный возраст - 60 лет).

Увольнение по инициативе руководителя может быть осуществлено в случаях:

достижения им предельного возраста; прекращения гражданства; несоблюдения

обязанностей и ограничений; разглашения сведений; возникновения других

обстоятельств (совместная служба родственников).

Факультативные стадии:

1) Перевод государственного служащего на другую должность допускается только

с его согласия. Варианты переводов: на вышестоящую должность; на равнозначную

должность в другом структурном подразделении органа или даже в другом

органе, ведомстве; в другую местность в связи с передислокацией органа; на

нижестоящую должность - в порядке взыскания работник без его согласия.

2) Поощрение - за успешное и добросовестное исполнение обязанностей,

продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и

сложности и иные поощрения.

3) Ответственность государственных служащих: За невыполнение т

недобросовестное выполнение служебных обязанностей могут привлекаться к

ответственности - дисциплинарной, административной, материальной, уголовной.

Билет 11

1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

Статус Президента определяется КРФ (Президент иногда выступает не только как

глава государства, но и как глава исполнительной власти - когда он

председательствует на заседаниях Правительства), все его полномочия вытекают

из нее.

Президент: представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;

определяет основные направления внутренней и внешней политики; обеспечивает

согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной

власти.

Взаимоотношения Президента с исполнительной властью: а) назначает с

согласия ГД председателя Правительства; б) имеет право председательствовать на

заседаниях правительства; в) принимает решения об отставке правительства; г) по

предложению председателя Правительства назначает и снимает с должности

заместителей председателя и федеральных министров.

Взаимоотношения с законодательной властью: а) вносит законопроекты в ГД;

б) имеет полномочия подписывать и обнародовать федеральные законы, обращаться к

федеральному собранию с ежегодным сообщением о положении в стране, основных

направлениях внутренней и внешней политики.

Сфера обороны и безопасности (непосредственное руководство Президентом):

а) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; б) утверждает военную

доктрину РФ; в) является Верховным Главнокомандующим ВС РФ; г) в случае

агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в

отдельных местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом в

СФ и ГД; д) вводит на территории РФ или в местностях чрезвычайное положение с

сообщением СФ и ГД; е) назначает и освобождает высшее командование ВС РФ; ж)

присваивает высшие воинские звания.

Сфера внешних сношений (подведомственна непосредственно президенту): а)

осуществляет руководство внешней политикой РФ; б) ведет переговоры и

подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем

дипломатических представителей; д) назначает и отзывает после консультации с

комиссиями палат ФС дипломатических представителей РФ в иностранных

государствах и международных организациях.

Полномочия по формированию аппарата: а) назначает и освобождает

полномочных представителей Президента РФ; б) формирует Администрацию Президента

РФ.

Иные полномочия: а) представляет ГД кандидатуру для назначения на

должность председателя ЦБ РФ и ставит перед ГД вопрос об освобождении от

должности председателя ЦБ; б) решает вопросы гражданства, награждает

государственными наградами, осуществляет помилование; в) назначение выборов,

роспуск ГД; г) проведение референдума; д) представление кандидатуры

Генерального прокурора.

Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на

всей территории РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и

федеральным законам.

2. Понятие и виды методов управления.

Метод - это средства, способы, приемы достижения цели. В АП метод управления

- это средство практического осуществления функций государственной

управленческой деятельности, достижения ее целей. Методы управления выступают

как особая связь людей, проявляющаяся как способы обеспечения подчинения

воли, как способ организации и упорядочения происходящих в системе процессов,

как средство достижения цели управления.

Методы управления условно можно разделить на: демократические или

диктаторские; гибкие или жесткие; государственные или общественные; научные

или ненаучные; творческие или шаблонные; административные (приказные) или

экономические (стимулирующие).

Кроме этого существуют и более конкретные методы: убеждения или принуждения;

косвенного или прямого воздействия. Убеждение - это использование различных

разъяснительных, воспитательных и организационных мер, направленных на то,

чтобы подвластные сами поняли выраженную в правовых актах волю законодателя;

принуждение - отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его

поведение.

косвенного воздействия - прямого воздействия.

Методы прямого воздействия: Осуществляется прямое воздействие на волю

управляемого, имеют директивный (приказной) характер, отсутствует возможность

выбора вариантов решений для исполнителей. Использование таких методов влечет

создание большого числа нормативных и правоприменительных актов и наличие

большого аппарата, контролирующего выполнение команд. Стимулирование

используется по усмотрению руководителя, широко используется внеэкономическое

принуждение. Косвенные методы: воздействие через создание ситуации,

через потребности, интересы исполнителей, а уже они стимулирует нужное

направление деятельности. При этом основной формой становятся управленческие

акты, которые управомачивают на определенные действия и дающие управляемым

возможность выбора одного из нескольких вариантов поведения. Механизм

стимулирования либо закреплен в нормативных актах, либо существует как обычай,

но используется для всех одинаково, независимо от усмотрения руководителя. При

косвенных методах воздействия как необходимая составная часть является наличие

развитой системы правосудия для решения споров, обеспечивающих защиту законных

интересов граждан.

В качестве иных методов деятельности органов исполнительной власти можно

выделить подзаконное регулирование, которое заключается в подзаконном

регламентировании общественных отношений в части порядка, процедур, формы

исполнения требований законов; учёте и регистрации, которые заключаются в

государственном учёте и регистрации некоторых сторон деятельности субъектов

административно-правовых отношений, имеющих публичный характер (регистрация

предприятий); выдача различного рода разрешений на владение, использование,

хранение и т.д. различного рода специальных средств /оружия, наркотических

веществ, радиоактивных препаратов и т.д./ при соблюдении определённых

условий; квотирование (особенно в области внешней торговли), т.е.

установление квот на ввоз определённой продукции; лицензирование - выдача

разрешения на занятие определённым видом деятельности;

По-прежнему имеют значение методы контроля и надзора. В действительности в

российском законодательстве между надзором и контролем не проводится различия,

хотя контроль предполагает не только наблюдение за соблюдением законности, но и

применение определённых мер взыскания за её нарушение, в то время как при

надзоре отвечающий за это орган не вправе никого ни к чему принудить.

Количество контрольных органов в государстве с рыночной экономикой должно

сокращаться, но, тем не менее, оба этих метода используются и имеют

определённую форму – акты контроля, надзора. Естественно, что в

процессе надзора и контроля осуществляется и правоохранительная деятельность.

Используются и правоохранные меры (методы): пресечения; принуждения; применения

взыскания.

Билет 12

1. Система федеральных органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти – это организационный коллектив, осуществляющий

исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной

самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим

органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной

власти, образование, структура и порядок деятельности которых

регламентируется в основном нормами административного права.

В ст.110 КРФ прямо устанавливается, что исполнительную власть РФ осуществляет

Правительство РФ. КРФ не устанавливает критериев, по которым те или иные

органы государственной власти относятся к власти исполнительной. Но к

пониманию этого можно прийти логически, если вычесть из всех федеральных

органов государственной власти законодательные и судебные, а также органы с

особым статусом (Прокуратура РФ, ЦБ РФ, СП РФ, ЦИК). Оставшиеся органы и

составляют систему органов исполнительной власти, которые сегодня закреплены

Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов ИВ» № 867 от 17.05.2000

г.

Кроме этого в соответствии с ч.2 ст.77 КРФ ФОИВ и органы ИВ субъектов РФ

образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Таким образом, в отличие

от законодательной власти ИВ в РФ носит единый характер, что предопределяет

объём полномочий Правительства РФ (организует исполнение принимаемых ФС РФ

законов, международных договоров; осуществляет контроль за исполнением этих

актов ОИВ РФ и её субъектов, принимает меры по устранению нарушений

действующего законодательства).

КРФ не предусматривает закрепления системы федеральных органов исполнительной

власти в федеральном законе, и только в ФКЗ «О Правительстве РФ» установлено

такое правило. Поэтому такая система устанавливается указами Президента

РФ.Система ФОИВ включает в себя: Правительство РФ; министерства РФ (24);

государственные комитеты РФ (6); федеральные комиссии России (2); федеральные

службы России (13); российские агентства (8); федеральные надзоры России (2);

иные федеральные органы исполнительной власти (3).

Министерство РФ – ФОИВ, проводящий государственную политику и

осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также

координирующий в случаях, установленных законами, указами и постановлениями,

деятельность в этой сфере иных ФОИВ. Министерство возглавляет входящий в состав

Правительства РФ федеральный министр.

Государственный комитет РФ, федеральная комиссия РФ – ФОИВ,

осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам,

отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой

сфере деятельности и возглавляемые председатель ГК или ФК.

Федеральная служба РФ, российское агентство, федеральный надзор РФ

ФОИВ, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные,

регулирующие и др.) функции в установленных сферах. ФС РФ возглавляет

руководитель (директор), РА – генеральный директор, ФН РФ – начальник.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и

ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя

Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти,

подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним по вопросам,

закреплённым за ним КРФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других

федеральных органах исполнительной власти – Правительством РФ. Предельная

численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и

территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

утверждаются Правительством РФ.

Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения

его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на должность и

освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя

Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность

и освобождаются от должности Правительством РФ или в соответствии с законами.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных

органов исполнительной власти, кроме федеральных министров и руководителей

органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных

Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним К РФ и законами, назначаются

на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

2. Требования, предъявляемые к актам органов исполнительной власти

Качество административных актов зависит от соблюдения их авторами ряда

требований, которым должны соответствовать издаваемые ими акты:

1) Целесообразность акта - акт должен быть полезен с точки зрения

общественных, а не личных или аппаратных интересов, он должен быть научно

обоснован. Нецелесообразность акта делает его эффективность нулевой, а

исполнение такого акта может принести огромный вред обществу;

2) Законность акта, то есть: наличие компетенции у автора; соответствие

его закону по существу; соответствие цели закона; принятие его в установленный

законом срок; соблюдение процессуальных прав издания акта. В правовой науке

акты, не соответствующие закону считаются дефектными, их делят на оспоримые

(незаконность таких актов не очевидна, спорна) и ничтожные (их

юридическая несостоятельность очевидна). Акты признаются незаконными, если:

есть прямое указание закона; грубо нарушена подведомственность; нет законного

основания для принятия акта; нарушен срок давности; акт предписывает совершение

преступления и т.п.;

3) Организационно-технические требования - требования к культуре

оформления акта. Это: язык акта; присвоение ему номера; наличие в тексте даты

издания; сведения о том, где и кем он принят; подписи; в ряде случаев:

специальные бланки, формуляры; четкие оттиски штампов, печатей и т.п.

Культурность предполагает и своевременное доведение актов до адресатов,

правильное ведение делопроизводства, хранение письменных актов.

Эти требования должны предъявляться к каждому решению административной власти.

Билет 13

1. Администрация Президента РФ.

Администрация Президента является государственным органом, формируемым в

соответствии с КРФ (ст.83) в целях обеспечения деятельности Президента как

главы государства по осуществлению им государственной власти.

Впервые образована на основании Указа Президента РФ «О совершенствовании

деятельности Президента» в феврале 1993 г. Концепция построения структуры

Администрации, как она воплощена в Указе Президента от 29.01.96 г. № 117

«Вопросы администрации Президента РФ» и «Положении об Администрации»,

утвержденным этим Указом, следует логике КРФ: в ее основу положен принцип

создания соответствующего подразделения под конституционное полномочие

Президента.

Новое положение об Администрации Президента РФ утверждено Указом Президента

РФ № 1412 от 02.10.96 г., а последняя Администрация сформирована в

соответствие с Указом Президента РФ № 1013 от 03.06.2000 г.

Состав АП РФ: руководитель; заместитель или заместители; помощники

Президента РФ; пресс-секретарь; референты; советники Президента РФ; полномочные

представители; канцелярия; главные управления (правовое, контрольное, главное

управление казачьих войск); аппарат СБ РФ; аппарат Совета Обороны РФ;

управления Президента РФ (кадровой политики, по вопросам взаимодействия с

политическими партиями, общественными объединениями и ГД, по государственным

наградам, по координации деятельности полномочных представителей, по связям с

общественностью и протоколу); управления администрации (кадров, помилования,

делопроизводства); совещательные и консультативные органы при Президенте РФ.

Функции АП РФ: организует подготовку законопроектов для внесения в

качестве законодательной инициативы в ГД; подготовка проектов заключения на

законопроекты; подготовка, согласование и представление Президенту проектов

указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ; выпуск Указов и

распоряжений Президента РФ; обеспечение обнародования Федеральных законов;

подготовка проектов ежегодных посланий ФС; АП РФ обеспечивает деятельность СБ

РФ, СО РФ, Совещательных и консультативных органов при Президенте РФ, также

полномочных представителей; контроль и проверка исполнения законов, указов,

распоряжений и поручений; подготовка проектов обращения Президента РФ в

Конституционный Суд РФ; обеспечение взаимодействия Президента РФ с

политическими партиями и общественными объединениями, с государственными

органами, должностными лицами иностранных государств, с российскими и

зарубежными деятелями и международными организациями; общее руководство АП РФ

осуществляет Президент РФ. Полномочия принадлежат руководителю АП РФ,

помощникам руководителя заместителям руководителя.

2. Понятие правового акта управления.

Правовые акты управления - основная юридическая форма реализации функций и

задач исполнительной власти. Правовые акты управления - самая большая по

объему и разнообразию юридическая база.

Признаки актов управления: а) такие акты принимаются при осуществлении

исполнительной власти и издают их субъекты исполнительной власти; б)

подзаконность актов управления - они должны соответствовать действующим законам

и находится в соответствующей иерархии управленческих актов, т.е. должен

соответствовать актам вышестоящих организаций; в) правовой акт управления

определяет правила должного поведения в сфере государственного управления; г)

обязателен для адресатов, т.е. императивен; д) правовыми актами управления

устанавливаются, изменяются и отменяются нормы права либо правоотношения; е)

акты управления издаются в форме письменного документа, принятого с соблюдением

специальных правил и процедур и оформления актов, регулируется нормами АП.

Понятие правового акта управления - основанное на законе одностороннее

юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти,

направленное на установление административно-правовых норм или возникновение,

изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации

задач и функций государственной управленческой деятельности.

Для актов управления характерна особенность - они ограничиваются сферой

управления, а в ряде случаев регулируют общественные отношения, составляющие

предмет других отраслей права.

Билет 14

1. Правительство РФ

Правительство - это коллегиальный орган, возглавляющий систему ИВ государства

и издающий правовые акты от своего имени, один из основных институтов

управления государством. Прообразом правительства стал созданный Петром I в

1711 г. Правительствующий Сенат, который обеспечивал управление государством

во время отсутствия Императора. В царствование Александра I появляются первые

акты правительства. Появление института правительства относится к 1906 году:

учреждается высший орган исполнительной власти, близкий к современному

правительству. Совет Народных Комиссаров (новое правительство) с 1917 года,

появляется раздел о правительстве в конституции. Современное российское

правительство начинает складываться по принятии Конституции 1978 года,

(Законы «О Совете Министров» от 1979 и 1992 г.г.).

Деятельность правительства регулируется ФКЗ «О Правительстве РФ» от

17.12.97 г. № 2-ФКЗ. В соответствии с КПФ Правительство РФ осуществляет

исполнительную власть. До последней конституции формулировки были другими:

Правительство называлось высшим исполнительным органом государственной власти.

В состав правительства входят (по КРФ): председатель, заместители,

федеральные министры. Из всего состава правительства особыми полномочиями

обладает председатель, который назначается Президентом с согласия ГД, которая

должна в течении 1 недели рассмотреть предложение о кандидатуре на этот пост.

Две формы прекращения деятельности Правительства - сложение полномочий,

отставка.

Компетенция Председателя по КРФ: а) представляет предложения Президенту

о структуре ФОИВ; б) предлагает кандидатуры на должность заместителей

председателя правительства и федеральных министров; в) определяет основные

направления деятельности правительства и организует его работу; г) представляет

правительство в МО, подписывает решения правительства и выполняет иные

полномочия.

Компетенция Правительства не может быть определена предметно, то есть

определяются предметы ведения по которым работает правительство: а)

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его

исполнение, предоставляет отчет по его выполнению; б) обеспечивает проведение в

РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение

в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования,

здравоохранения, соц. обеспечения и экологии; г) осуществляет управление

федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны,

государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; е) осуществляет

меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и

общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия

возложенные конституцией, законами и указами президента (ст. 114 КРФ).

Основной формой работы правительства являются заседания. На заседаниях

решаются основные вопросы управления страной, хозяйственной и культурной

деятельности. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не

менее 2/3 членов, решения принимаются большинством голосов. В качестве

постоянного органа действует президиум правительства в составе председателя,

заместителей, ряда министров (финансов, экономики, ИД, обороны, безопасности,

внутренних дел, председателей госкомитетов, и руководителей аппарата

Президента).

Основными актами Правительства являются постановления и распоряжения,

которые должны соответствовать КРФ, законам и указам Президента. В случае

противоречия постановления правительства могут быть отменены президентом РФ.

Регламент заседаний Правительства и Президиума: Заседания проводятся не

реже 1 раза в квартал, заседания Президиума - по мере необходимости. Проект

повестки заседания правительства и его президиума формируется руководителем

аппарата, по согласованию с замами председателя правительства и представляется

председателю правительства, за 5 дней присылается участникам. На заседании

участвуют члены правительства, другие лица, которые указываются в законе, также

приглашенные. Заседание считается правомочным, если не менее 2/3. На заседаниях

президиума участвуют члены президиума, приглашенные лица и заседания

правомочны, если присутствует более 1/2. Заседания проводятся председателем или

1 заместителем. Решения - большинством голосов присутствующих. Решение

президиума - большинством голосов от общего числа его членов. По вопросам,

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.