РУБРИКИ

Шпора: Административное право

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Административное право

рассмотренным на заседании принимаются постановления и распоряжения.

2. Пресечение по административному праву

Одним из видов административного принуждения является административное

пресечение. В АП существует широкий круг пресекательных мер, а пресекательная

деятельность регулируется многими НПА различных отраслей права. Общий

подход универсален для юридической ответственности вообще, т.е. меры

пресечения применяются на основе факта правонарушения, без издания каких-либо

письменных актов.

По цели воздействия меры пресечения делятся на: а) общие - превентивное

задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами

прибывшими из мест ЛС, запрещение эксплуатации, приостановление работ, изъятие

незаконно хранимых, перевозимых и применяемых предметов; б) специальные

(применяются только к гражданам) - средства физического воздействия,

использование технических средств (дубинок, наручников), применение

огнестрельного оружия; в) процессуальные (названы в КобАП ст.238-247) -

применяются с целью обеспечить нормальный ход производства по делам об

административных правонарушениях (доставление, задержание, привод и т.д.).

Надзор за лицами, освобожденными из мест ЛС: Регламентируется «Положением

об административном надзоре ОВД за лицами, освобожденными из мест лишения

свободы» 1966 г.. Надзор устанавливается с целью наблюдения за поведением лиц,

ранее судимых, оказание на них воздействия и предупреждения совершения новых

преступлений и устанавливается за осужденными: рецидивистами; за особо тяжкие;

судимых 2 и более раза за умышленные преступления; за условно осужденными или

условно досрочно освобожденными.

Режим надзора - на поднадзорных налаются обязанности: являться по вызову

в ОВД и давать объяснение по определенным вопросам; уведомлять ОВД о перемене

места жительства, о смене деятельности; уведомлять о выездах; персональные

ограничения: запрещение выхода из дома в опр. время; посещение опр. пунктов;

поездок по личным нуждам; обязанность явки в ОВД.

Принудительное лечение - эта мера административного принуждения

применяется при отсутствии ПН. Применяется в отношении алкоголиков, психических

и иных больных. Закон РСФСР от 02.06.82 г. «О психической помощи и гарантии

граждан при ее оказании». Психиатрическое освидетельствование может быть

произведено без согласия лица и его законного представителя, если по имеющимся

данным обследуемый совершает действия, дающие основание предполагать наличие у

него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает: его опасность

для окружающих; беспомощность; существенный вред здоровью; если обследуемый

находится под диспансерным наблюдением в связи с психическим расстройством.

Допустима госпитализация в стационар в недобровольном порядке, на что

требуется постановление судьи. Лицо, помещенное в стационар, подлежит

освидетельствованию в течении 48 часов, заключение в течении 24 часов

направляются в суд для решения вопроса о дальнейшем пребывании. В суде

вопроса должен быть рассмотрен в течении 5 дней. Гражданин имеет право

участвовать в решении вопроса о госпитализации.

Билет 15

1. Аппарат Правительства РФ.

Аппарат правительства РФ создан для обеспечения деятельности правительства.

Аппарат - это рабочий орган правительства, осуществляющий следующие

полномочия: а) прорабатывает и докладывает председателю и заместителю

поступающие документы и обращения; б) готовит по этим документам

аналитические справочные и другие материалы, а также проекты поручений

правительства; в) осуществляет подготовку внесенных в установленном порядке

проектов постановлений и распоряжений правительства; г) готовит

аналитические, справочные и иные материалы, необходимые для рассмотрения

вопросов; д) осуществляет организационное обеспечение заседаний правительства

и его президиума; е) обеспечивает проверку исполнения министерствами,

ведомствами и другими органами ИВ актов президента, относящихся к сфере

деятельности правительства и актов правительства; ж) изучает фактическое

положение дел и разрабатывает предложения по принятию необходимых решений; з)

работает с письмами и обращениями граждан; и) ведение делопроизводства,

соблюдение режима секретности и государственной тайны.

Аппарат возглавляет руководитель аппарата, имеет заместителей в т.ч. 1-го

заместителя. В составе аппарата есть секретариат председателя правительства,

секретариаты заместителей председателя правительства и отделы аппарата,

которые наделены определенными функциями.

2. Принуждение по административному праву.

Методы управления можно подразделить на: убеждение (различные

разъяснительные, воспитательные и организационные меры, направленные на то,

чтобы подвластные сами поняли выраженную в правовых актах волю законодателя) и

принуждение (отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его

поведение).

По вопросам принуждения АП закрепляет: административные санкции; санкции

дисциплинарные; общественно-правовые санкции (властные правомочия инспекторов).

Административное принуждение полностью регулируется нормами АП, ее

разновидность выступает административная ответственность.

Виды ответственности: АО граждан; АО организаций; дисциплинарная

ответственность по АП (членов административных коллективов – военнослужащие,

сотрудники МВД и т.д.); материальная ответственность по АП.

Понятие и виды административно-правового принуждения: Административное

принуждение обладает всеми родовыми признаками принуждения, вместе с тем, имеет

ряд особенностей: меры АП применяются в связи с антиобщественными

деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые

административно-принудительными средствами; АП осуществляется в рамках

внеслужебного подчинения, при отсутствии организационного подчинения между

сторонами; множественность сторон, осуществляющих административную юрисдикцию;

АП регулируется нормами АП.

Административно-правовое принуждение - это особый вид государственного

принуждения, состоящий в применении субъектами исполнительной власти

установленных нормами АП принудительных мер в связи с не правовыми действиями.

Роль административного принуждения: а) именно субъекты исполнительной

власти систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих

правил (ОВД, ГИБДД); меры пресечения АП прекращают антиобщественные действия и

предотвращают наступление вредных последствий; административно-принудительные

средства применяются до совершения преступления, оказывая воспитательное

воздействие.

В АП науке авторы классифицируют административное принуждение на виды:

меры предупреждения; меры пресечения; меры взыскания (наказания);

восстановительные меры.

Билет 16

1. Система органов исполнительной власти республики в составе РФ

В соответствии со ст.77 КРФ, система государственной власти в субъектах

устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с основами

конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и

исполнительных органов. Закона об общих принципах не существует.

Существуют две системы органов исполнительной власти: а) составляющие с

ФОИВ единую систему и решающие вопросы по совместным полномочиям предметов

ведения РФ; б) ОИВ субъектов РФ, образуемые по предметам исключительного

ведения субъектов.

В республиках существует несколько разновидностей систем ИВ:

а) система ИВ, возглавляемая главой республики (президентом), который

одновременно является председателем правительства (Бурятия, Коми);

б) СИВ, при которой правительство республики является ИО государственной

власти республики, подчиняющимся президенту, который не является главой

правительства (Башкортостан, Татарстан), при этом Президент может назначить

премьер-министра (Башкортостан);

в) СИВ, возглавляемая президентом республики, который является в ней

должностным лицом (Саха-Якутия, Чувашия), в этой системе Президент: назначает

председателя правительства, его заместителей, министров финансов, внешних

связей и некоторых других ДЛ (Саха); возглавляет систему органов

государственного управления, обеспечивает их взаимодействие с органами высшей

государственной власти; руководит правительством, организует его работу;

г) СИВ, особенность которой - наделение президента республики, который

является главой государства, полномочиями главы исполнительной власти (Тува,

Северная Осетия-Алания);

д) СИВ, при которой главой исполнительной власти и высшим должностным лицом

республики становится избираемый всем населением председатель правительства

(Карелия);

е) коллегиальная система формирования и организации ИВ (Удмуртия, Дагестан);

в Удмуртии ИВ формируется непосредственно представительными органами; в

Дагестане ИВ возглавляет коллегиальный орган (государственный Совет), который

обеспечивает взаимодействие ОГВ, а по составу отражает национальный состав

нации: по принципу равного представительства народов, населяющих республику -

не больше одного представителя каждой национальности (всего 14);

з) СИВ, когда президент республики является главой республики, ее высшим

должностным лицом (Кабардино-Балкария, Калмыкия), в данном случае наблюдается

жесткая вертикаль власти, вплоть до предприятий.

2. Виды административных взысканий

АВ по КобАП характеризуются как мера ответственности за АПН. КобАП

предусматривает: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета,

являвшегося орудием совершенного правонарушения или непосредственно объектом

АП; конфискация такого предмета; лишение специального права, предоставленного

гражданину; исправительные работы; административный арест. Кроме того,

законодательством РФ могут быть установлены иные взыскания (ТК - отзыв лицензии

или квалификационного аттестата; взыскание стоимости товаров и транспортных

средств). АВ делятся на: основные и дополнительные. Возмездное изъятие

и конфискация могут быть основными и дополнительными, все остальные - только

основными.

Предупреждение - относится к числу санкций морального характера,

выносится в письменной форме и носит предупредительный характер.

Штраф (основная мера АВ) - денежное взыскание налагаемое за АП в случаях

и пределах установленных законодательством. Штрафы устанавливаются: в размерах

соотношения с МРОТ (удваивается при повторном совершении); в зависимости от

цены предмета, ставшим объектом правонарушения; в процентом отношении.

Максимальный размер - 100 МРОТ, для организаций - 25 000 МРОТ.

Возмездное изъятие - состоит в принудительном изъятии только того

предмета, который являлся орудием совершения или непосредственным объектом

правонарушения, который реализуется с передачей вырученной суммы бывшему

собственнику за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Применяется в

3 случаях: нарушение правил хранения и перевозки оружия и боеприпасов (ст.173);

уклонение от реализации оружия и боеприпасов (применяется в качестве

дополнительного, но обязательного (ст.175)); нарушения правил перевозки опасных

веществ и предметов на воздушном транспорте (дополнительное, (ст.106)).

Конфискация - принудительное безвозмездное обращение предмета,

находящегося в личном пользовании, являющегося орудием или объектом

правонарушения, в собственность государства. Конфискация в АП специальная и

используется как основной вид по ст.176, обязательный дополнительный вид по

ст.107 и ст.137, как дополнительный вид - по усмотрению ДЛ.

Лишение специального права - применяется на срок не менее 15 дней и не

более 3 лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим

правом. В КобАП предусмотрено 2 вида лишения прав: право управления

транспортным средством и охота, со следующими ограничениями наложения: а)

лишение права управления транспортом не может применяться к лицам,

пользующимися ими по инвалидности (исключение: алкогольного опьянения,

невыполнение указа работника ГИБДД, оставления места происшествия); б) лишение

охоты (исключение - профессиональным охотникам).

Исправительные работы - применяются к лицу совершившему ПН, на срок не

менее 15 дней и не более 2 месяцев с отбыванием их по месту работы и с

удержанием 20% зарплаты в государство.

Административный арест – до 15 суток, применятся в ограниченном числе

случаев (исключения – беременные женщины, женщины имеющие детей до 12 лет, к

лицам до 18, инвалидам 1 и 2 группы). ИР и АА применяются за правонарушения,

близкие по своим составам к УП, либо за повторные АПН, часто используются в

качестве альтернативных АВ по ст.163 ч.3, ст.158, ст.165.

Выдворение за пределы РФ иностранных граждан и апатридов регламентируются

особыми нормами.

Дополнительные взыскания (ТК): Отзыв лицензии и квалификационного

аттестата, которые выдаются на определенный срок с целью предоставить право

заниматься определенной деятельностью, их отзыв рассматривается как

разновидность лишения специального права (различия: ФЛ и ЮЛ, навсегда).

Взыскание стоимости товара и транспортных средств – это принудительное

изъятие денежной суммы, составляющей свободную цену таких товаров и

транспортных средств на день обнаружения нарушения (есть случаи взыскания 300 %

от стоимости товаров и средств – объектов нарушения правил оборудованных

тайниками).

Билет 17

1. Система органов исполнительной власти края, области в составе РФ

В положении «О главе администрации края, области, города федерального

значения, автономной области, автономного округа» от 03.10.94 г. было

установлено, что главы администраций назначается президентом по представлению

главы правительства. В ст.77 КРФ определено, что субъекты самостоятельно

устраивают свои органы ИВ, а в Уставах субъектов устанавливается, что

губернаторы избираются всенародно. Президент РФ стал издавать указы о

разрешении проведения выборов.

СОИВ возглавляется краевой (областной) администрацией. Краевая (областная)

администрация – это родовое понятие (можно назвать правительством). Глава

администрации не обязательно является главой субъекта (Курганская область).

Администрация края (области) состоит из главы администрации, его замов и

подчиненных структур, все строится в соответствии с принципом единоначалия.

Глава администрации издает постановления, распоряжения.

ОИВ краев и областей образуют 3 группы: а) органы, составляющие аппарат

главы администрации края (области); б) управления, комитеты, отделы и другие

службы краевой (областной) администрации, которые находятся в двойной

подчиненности с преобладанием подчинения главе администрации; в)

территориальные органы федеральных министерств и ведомств, входящие в систему

областных (краевых) ОИВ, которые имеют вертикальную подчиненность.

Аппарат главы администрации края, области состоит из: замов (в т.ч.

первого); управлений делами (отделы, секретариаты, секторы). В структуру

аппарата входит ряд отраслевых отделов: промышленности, транспорта, связи,

энергетики, строительства, промышленных и строительных материалов, торговли и

услуг, науки и учебных заведений. Они работают под руководством замов главы

администрации, их взаимодействие организует управляющий делами, который в том

числе руководит ЗАГС, пресс-центром и т.д.

Функции аппарата главы администрации: организационно-методическое

руководство; анализ деятельности администрации (ее отделов); помощь в

организации работы администраций городов, районов; обеспечение взаимодействия

администрации края (области) со СМИ, общественно-политическими движениями;

информирует население о работе администрации, состоянии дел края; контроль за

исполнением постановлений главы администрации; подготовка к изданию

постановлений и распоряжений главы администрации; работа с письмами,

обращениями граждан.

Управления, комитеты, отделы администрации осуществляют непосредственное

управление подответственными отраслями, по горизонтали подчиняются главе

администрации и организационно входят в систему. Имеют подчиненные и

неподчиненные органы в районах. Некоторые управления, комитеты и отделы могут

иметь межотраслевую компетенцию.

Органы, которые формально входят в систему, но их статус определяется на

федеральном уровне - управления внутренних дел, управления федеральной

налоговой службы, комитеты по управлению имуществом – их функции и структура

определяется подчиненность.

2. Способы замещения государственных должностей.

Государственная служба проходит на государственных должностях.

Государственная должность - должность в федеральных органах государственной

власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных

государственных органах, образуемых в соответствии с КРФ, с установленными

кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа,

денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей (ст.1

ФЗ «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.95 г. № 119-ФЗ). Гражданин

поступает на государственную службу на неопределенный срок, либо на условиях

трудового договора на срок не более пяти лет.

В РФ существует 4 основных способа замещения должностей:

Назначение — понимается: юридический акт компетентного государственного

органа или должностного лица, определяющий момент возникновения или

официального возложения функций, прав и обязанностей, определяемых должностью.

Это основной способ замещения большинства ГД.

Выборы — предполагают согласие лица на избрание, обязательную процедуру

выдвижения кандидата и саму процедуру избрания. Сложный, дорогой способ.

Конкурс — один из способов замещения должности по выбору, проводится

среди лиц, подавших заявления об участии в конкурсе, обычно так замещаются

научные и творческие должности. Конкурс объявляется на вакантную должность, а

должности замещаются на определенный срок (до 5 лет). Обязательно объявление в

печати, причем в этом объявлении содержатся основные требования к должности.

Могут участвовать несколько кандидатов. Конкурс проводится конкурсной

комиссией. Комиссия принимает решение, которым рекомендует лицо на должность,

либо признает избранным, но назначение на должность производится приказом

руководителя.

Контракт — предполагает срочное замещение службы, заключается договор на

определенный срок, применяется в МВД и иных «милитаризованных» службах.

Заключению контракта может предшествовать конкурс. Контракт подписывается, но

также необходим приказ на замещение должностей. Права и обязанности,

ответственность наступает с момента подписания приказа.

Билет 18

1. Административно-правовой статус общественных объединений

Правовая база: КРФ, ГК РФ, ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. №

82-ФЗ и ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.96 г.

№ 10-ФЗ.

Ст. 30 КРФ: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать

профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности

общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к

вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». Конституционные

положения конкретизируется в законодательстве, которое регламентирует

содержание права на объединение, его основные государственные гарантии,

статус ОО, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое некоммерческое

формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе

общности интересов, для реализации общих целей, указанных в уставе

общественного объединения. ОО создаются в нескольких формах:

общественная организация; общественное движение; общественный фонд;

общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

КРФ запрещает создание и деятельность ОО, цели или действия, которых

направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и

нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных

формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В случае нарушения КРФ, конституций и уставов субъектов РФ, законодательства,

совершения действий, противоречащих уставным целям и не устранения этих

нарушений после представления прокурора или после двух письменных

предупреждений органа, регистрирующего ОО, деятельность ОО приостанавливается

судом на срок до 6 месяцев. Если нарушения не будут устранены и в этот период,

то ОО может быть приостановлено или ликвидировано. Статус ОО - вмешательство

органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность ОО, равно

как и вмешательство ОО в деятельность ОГВ и ОМСУ не допускается.

Государство: обеспечивает соблюдение прав и законных интересов

общественных объединений; оказывает поддержку их деятельности; законодательно

регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ (целевое

финансирование отдельных общественно-полезных программ, заключение любых видов

договоров).

Государственная регистрация общероссийского и международного объединений

производится Минюстом РФ, а межрегиональных, региональных и местных ОО

производится соответствующими органами юстиции. Для регистрации подается ряд

документов: заявление в регистрирующий орган; Устав; выписка из протокола

съезда; сведения об учредителях; документ об уплате регистрационного сбора;

документ о предоставлении юридического адреса; для отдельных видов ОО

существуют дополнения. Документы подаются на регистрацию в течение 3 месяцев со

дня проведения учредительного съезда. Изменения и дополнения к уставу подлежат

регистрации в том же порядке, что и само ОО. Орган, регистрирующий ОО в

месячный срок обязан рассмотреть заявление ОО и принять одно из следующих

решений: зарегистрировать ОО и выдать свидетельство о государственной

регистрации; отказать в государственной регистрации (выдается письменный

мотивированный отказ). Отказ может быть обжалован в судебном порядке,

зарегистрированные ОО включают их в реестр юридических лиц

Основания для отказа: Устав ОО противоречит КРФ, Конституциям или уставам

субъектов РФ и законодательству; не представлен полный перечень документов или

они не оформлены в надлежащем порядке; ранее было зарегистрировано ОО с тем же

названием, на территории в пределах которой данное ОО осуществляет свою

деятельность; регистрирующим органом установлено, что в представленных

документах содержится недостоверная информация; название ОО оскорбляет

нравственность, национальные и религиозные чувства граждан. Отказ в регистрации

по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

Религиозные объединения имеют сходную конструкцию АП статуса. Статус

определяется КРФ и Законом от 25.10.90 г. «О свободе вероисповедания».

2. Государственная должность

Государственная служба проходит на государственных должностях.

Государственная должность - должность в федеральных органов государственной

власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных

государственных органах, образуемых в соответствии с КРФ, с установленными

кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа,

денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей (ст.1

ФЗ «Об основах госслужбы» от 31.07.95 г.)

Государственные должности согласно закону, подразделяются на:

Политико-судебные - должности, устанавливаемые КРФ, федеральными

законами, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного

исполнения полномочий государственных органов. Высший уровень руководителей

(Президент, председатель правительства, председатель палат парламента,

руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов и т.д.

).

Патронатные - должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ

в порядке, для обеспечения непосредственных полномочий лиц, замещающих

должности категории А.

Административные - должности, учреждаемые государственными органами для

исполнения и обеспечения их полномочий.

Все эти должности должны быть перечислены в Реестре государственных

должностей РФ. Реестр состоит из перечня политических должностей (категория

А) и Реестра государственных должностей государственной службы (категории Б и

В). Утверждается Президентом РФ.

Строго говоря, в настоящее время, понятие государственной службы относится к

группе Б и В, т.е. Президент РФ - не государственный служащий. Группа Б -

политические чиновники. По закону, государственная служба на государственных

должностях категории Б ограничена сроком, на который назначаются или избираются

соответствующие лица, замещающие государственные должности категории А.

Классификация должностей: высшие; главные; ведущие государственные

должности, службы; старшие; младшие. Должности соответствует определенный

квалификационный разряд. Граждане претендующих на занятие 2 и 3 группы

должностей обязаны иметь высшее профессиональное образование по профилю

госслужбы или то, которое считается равноценным. Квалификационные разряды

должны присваиваться по результатам квалификационного экзамена: действительный

государственный советник 1, 2, 3 класса (для высших государственных служащих);

государственный советник РФ 1, 2, 3, класса (для государственных служащих

замещающих главные должности); советник РФ 1,2,3 класса (для служащих,

замещающих ведущие должности); советник государственной службы 1, 2, 3, класса

(для служащих старших государственных должностей); референт 1, 2, 3, класса

(для младших государственных должностей). Квалификационные чины 1, 2 класса

присваиваются Президентом РФ, остальные начальником заведения.

Билет 19

1. Основы правового положения государственного служащего

Права государственного служащего (Глава III статья 9 ФЗ):

ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой

государственной должности государственной службы, критерии оценки качества

работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические

условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей; получение в

установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения

должностных обязанностей; посещение в установленном порядке для исполнения

должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо

от форм собственности; принятие решений и участие в их подготовке в

соответствии с должностными обязанностями; участие по своей инициативе в

конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной

службы; продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом

результатов и стажа его работы, уровня квалификации; и др.

Основные обязанности государственного служащего (Ст.10): обеспечивать

поддержку конституционного строя и соблюдение КРФ, реализацию ФЗ и законов

субъектов; добросовестно исполнять должностные обязанности; обеспечивать

соблюдение и защиту прав граждан; исполнять приказы, распоряжения и указания

вышестоящих, за исключением незаконных; своевременно рассматривать обращения

граждан, ОО, предприятий, учреждений и организаций, ОГВ и ОМСУ, принимать по

ним решения; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, инструкции,

порядок работы со служебной информацией; поддерживать уровень квалификации;

хранить тайну, а не разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь, честь

и достоинство граждан.

Ограничения, связанные с государственной службой (Ст.11): заниматься

другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной

творческой деятельности; быть депутатом законодательного

(представительного) органа РФ или субъектов, ОМСУ; заниматься

предпринимательской деятельностью; состоять членом органа управления

коммерческой организацией, если иное не предусмотрено ФЗ, ему не поручено

участвовать в управлении этой организацией; быть поверенным или

представителем по делам третьих лиц в ОГВ, в котором он работает, либо который

подчинен или подконтролен ему; использовать в неслужебных целях средства

обеспечения, другое имущество и информацию; получать гонорары за публикации

и выступления в качестве служащего; получать вознаграждения, связанные с

исполнением должностных обязанностей и после выхода на пенсию; принимать без

разрешения ПРФ награды, звания зарубежных стран, международных и иностранных

организаций; выезжать в служебные командировки за границу за чужой, за

исключением осуществляемых в соответствии с договорами и договоренностями РФ;

принимать участие в забастовках; использовать служебное положение в интересах

политических партий, общественных, религиозных, объединений для пропаганды

отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться

структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за

исключением профессиональных союзов.

Ответственность государственного служащего: За неисполнение или

ненадлежащее исполнение ГС обязанностей (должностной проступок) на него могут

налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать

государственного служащего на государственную должность государственной

службы, следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий

выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение. ГС,

допустивший должностной проступок, может быть временно (до месяца), до

решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения

с сохранением денежного содержания.

Гарантия для государственного служащего: условия работы, обеспечивающие

исполнение им должностных обязанностей; денежное содержание и иные выплаты;

ежегодный оплачиваемый отпуск; медицинское обслуживание его и семьи, в том

числе после выхода его на пенсию; переподготовка и повышение квалификации

с сохранением содержания; обязательность получения его согласия на перевод на

другую должность государственной службы, за исключением случаев

предусмотренных; пенсионное обеспечение за выслугу лет и членов семьи в

случае его смерти, в связи с исполнением обязанностей; обязательное

государственное страхование на случай причинения вреда в связи с

исполнением; обязательное государственное социальное страхование на случай

заболевания или потери трудоспособности в период прохождения службы; защита

его и семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с

исполнением в порядке, установленном ФЗ.

2. Административный договор

В законодательстве этот термин не употребляется. В правовой науке существует

две точки зрения: а) АД - реальность, они уже применяются, это перспективная

форма; б) АД предшествуют юридически властной форме реализации исполнительной

власти, а сами такой деятельностью не являются.

АД непосредственно не порождает конкретных административных правоотношений, но

как бы входит в процесс формирования сложного юридического факта, на основании

которого возникнет административное правоотношение. Административный

договор - вид сделок, в которых равноправие сторон, так или иначе связано с

властными полномочиями одной из них. Конкретный пример - Закон «О воинской

обязанности» (раздел 5): заключение контракта. Договор предшествует

возникновению административных правоотношений.

Черты АД: имеют организационное содержание; одной из сторон договора

всегда является субъект ИВ; в РФ не обеспечен судебной защитой, т.е. при

неисполнении условий договора не влечет имущественных санкций; как

управленческой формы, связан с административно-правовым актом и в этом плане

предшествует принятию акта; нормативной базой являются нормы АП.

Виды договоров: а) по содержанию: АД о компетенции (разграничение,

делегирование полномочий); АД о совместной деятельности (между субъектами, один

из которых АП субъект); АД о выполнении государственных заказов; б) по

субъектам АП договоры могут быть: между 2 субъектами, между субъектом ИВ и

государственными организациями, между государственными и негосударственными

организациями, между субъектами управления и гражданами; в) по взаимоотношению

сторон договора: АД субъектов, не обладающих властными полномочиями друг к

другу и АД субъектов, один из которых обладает властными полномочиями по

отношению к контрагенту (вертикальные договоры).

Вертикальные договоры — при договорной практике все-таки у подчиненной

стороны есть возможность обосновать свою позицию и требовать финансового

равновесия, а также право обосновать свою позицию, закрепить в условиях

договора. Вертикальный договор позволяет предать стабильность отношениям и

гласность иерархическим отношениям.

Билет 20

1. Формы управления

Под формой управления понимается внешне выраженное действие

исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его

компетенции.

Виды форм управления: а) правовые - деятельность, которая непосредственно

влечет определенные правовые последствия и осуществляется на основе довольно

полного юридического оформления: принятие актов, заключение договоров,

совершение иных юридически значимых действий; б) неправовые - эти действия

непосредственно юридических последствий не влекут. Неправовые формы делят на:

а) организационные действия; б) материально-технические операции.

Формы управленческой деятельности могут быть отнесены к числу правовых, если

в действиях, совершаемых субъектами исполнительной власти, отчетливо

проявляется характерное юридическое волеизъявление данного субъекта. Иные

действия, повседневно осуществляемые исполнительными органами и должностными

лицами и связанные с процессом непосредственно реализации власти - относятся

к неправовым. Эффективность управления достигается при балансе правовых и

неправовых форм. Реализация исполнительной власти возможна только в

административно-правовой форме, государственно-управленческая деятельность

может осуществляться в обеих формах.

Административно-правовая форма может быть представлена мно­гообразно, образуя

своеобразную систему действий исполнительных органов (должностных лиц):

а) по степени юридического выражения: основные (издание пра­вовых актов) и

базирующиеся на них, т.е. различные действия, вле­кущие определенные

юридические последствия или имеющие опреде­ленную юридическую направленность

(регистрационные, раз­решительные, надзорные, предупредительные,

пресекательные, обес­печительные действия, лицензирование, санкционирование и

т.п.);

б) по достигаемым результатам: позитивное регулирование (ут­верждение

программ социально-экономическою развития и т.п.) либо реакция на негативные

явления в сфере государственного управления;

в) по направленности: воздействующие на общественные отно­шения в сфере

государственного управления (внешняя направлен­ность) либо на деятельность

нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность);

г) по объему: общеобязательные либо адресованные конкретным объектам;

д) по адресату: вся система ИВ (государствен­ного управления) либо

организация работы внутри аппарата данного ИО (самоорганизация);

е) по характеру и методам решения вопросов компетенции: про­цедурные

(например, подготовка и принятие управленческого решения) и процессуальные

(например, в рамках административного производства);

ж) по субъектному выражению: односторонне выраженные либо двух- и

многосторонние (административно-правовые договоры);

з) по инициативности: используемые субъектами исполнительной власти по

собственной инициативе в силу требований закрепленной за ними компетенции

либо являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих

отношений (например, по жалобам граждан);

и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим

чрезвычайною или военного положения;

к) по отношению к другим субъектам государственной власти: используемые в

отношениях с законодательными (представительными) либо судебными органами;

л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в зависимости от формы

собственности (государственные, коопе­ративные, акционерные, коммерческие,

коллективные, частные, индивидуальные объекты);

м) по юридическому содержанию: дозволительные, запретитель­ные либо

предписывающие.

2. Административно-предупредительные меры.

Административно-предупредительные меры применяются с целью предупреждения

возможных правонарушений в государственной деятельности. Меры подобного рода

осуществляются в принудительном порядке, т.е. в результате односторонней

властной деятельности. АПМ не связаны с совершением правонарушения, они

предотвращают его совершения и поэтому предшествуют применению иных мер

принуждения. Они многообразны и используются различными субъектами, имеющими

компетенцию контрольно-надзорного характера.

АПМ: контрольно-надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр;

проверка документов; административное задержание; введение карантина;

прекращение движения транспорта и пешеходов при угрозе аварии;

освидетельствование медицинского состояния лиц; освидетельствование санитарного

состояние предприятий общепита; закрытие участков госграницы и т.д.

Билет 21

1. Виды правовых актов управления.

Понятие правового акта управления - основанное на законе одностороннее

юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти,

направленное на установление административно-правовых норм или возникновение,

изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации

задач и функций государственной управленческой деятельности.

Виды правовых актов управления:

1) по юридическому содержанию: нормативные или правоустановительные (содержат

общие правила, не имеющие конкретного адресата, не обращенные к конкретным

лицам, и рассчитаны на многократное применение);

2) по кругу лиц: а) акты общего значения: межведомственные акты и

внутриведомственные; б) индивидуальные правоприменительные акты - решения

субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к

конкретным лицам (порождают, изменяют и прекращают конкретные ПО); в) общие

акты, которые содержат общие кратковременные предписания либо общие

требования (акт о переносе выходного дня); г) смешанные акты, которые

одновременно содержат нормы права и правоприменительные решения.

Индивидуальные акты могут быть: правонаделительные, оперативно-

распорядительные, правоохранительные или юрисдикционные;

3) по субъектам, принимающим акты: а) ОИВ и ДЛ (все субъекты ИВ); б) акты

субъектов, которые не находятся в составе исполнительной власти (Указы и

распоряжения Президента РФ, постановления судей по делам об административных

правонарушениях, приказы председателей судов и прокуроров, имеющих

внутриаппаратное значение); в) акты общественных организаций, которым

делегированы властные полномочия;

4) по форме: письменные; устные (приказы в военизированных организациях);

иногда конклюдентные действия (знаки дорожного движения, свисток инспектора

ГИБДД, светофоры);

5) по функциональной роли: финансовые; методические; кадровые и т.д.;

6) в зависимости от объема полномочий субъекта власти: а)акты, которые

принимаются на основе дискреционных полномочий (на усмотрение субъекта

власти, один вариант из многих); б) акты принимаемые на основе альтернативных

полномочий, в основном связаны с вопросом АО (выбор одного из нескольких

ограниченных вариантов); в) акты, принимаемые при отсутствии возможности

выбора (назначение пенсии);

7) в зависимости от срока полномочий субъекта: постоянные полномочия;

принимаемые на основе временных полномочий; делегированных полномочий;

8) в зависимости от даты начала действия: после официального опубликования; с

даты, указанной в самом акте; после государственной регистрации.

2. Административный проступок.

Основанием административной ответственности является административное

правонарушение (ст.10 КобАП), он же проступок, которым признается

посягательство на государственный или общественный порядок, права и свободы

граждан, на установленный порядок управления - противоправное, виновное,

умышленное действие (бездействие), за которое законодательством предусмотрена

ответственность.

Характерные черты проступка (ПН): а) акт волевого поведения: действие

(активное нарушение), бездействие (пассивное невыполнение обязанностей); б)

антиобщественный (нарушение прав граждан, интересов общества и государства); в)

противоправен (совершение деяния, нарушающего нормы права (норма может быть не

только административная, но охраняемая административным законодательством); г)

виновность (умышленное или по неосторожности) обязательный признак АП; д) от АО

за неисполнение обязанности освобождают только действия вследствие

непреодолимой силы; е) иногда, в установленных случаях, для признания деяния

АПН необходимо наличие причинной связи (причинение вреда).

Юридический состав АПН: В законодательстве термин «состав АПН» нет, но

присутствуют все его элементы(О, С, ОС, СС). Объектом выступают

общественные отношения, урегулированные нормой права, и охраняемые мерами АО.

Объективная сторона - действие или бездействие, запрещенные АП (имеет

значение место, способ, системность, а также неоднократность АПН, повторность

(совершение одним и тем же лицом однородного правонарушения в течение года, за

которое оно уже подвергалась взысканием), длящееся АПН (действия или

бездействия, сопряженные с последующим невыполнением обязанностей, возложенных

на виновного законом под угрозой административной ответственности)).

Субъект АПН являются физические лица: АО граждан, с учетом особенности их

правого положения, профессиональных функций, состояния здоровья и т.д. (ля

разных категорий ответственность может быть более жесткой или более мягкой).

Более жесткая ответственность - для должностных лиц, водителей транспортных

средств, работников торговли. По общему правилу субъектом могут быть вменяемые

лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Субъективная сторона - психическое отношение субъекта к действию или

бездействию, т.о. деяние может быть совершено умышленно, в этом случае лицо,

совершившее его, осознает противоправность (ст.11 КобАП); деяние может быть

совершено по неосторожности (лицо совершившее не предвидело возможность вредных

последствий, хотя могло и должно было их предвидеть (ст.12)).

Форма вины чаще всего не обозначается, большинство АПН может быть

совершено как неосторожно, так и умышленно. Наряду с обязательными признаками

могут быть факультативные признаки: мотив; цель и т.д.

Билет 22

1. Понятие и особенности административной ответственности.

Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая

выражается в применении должностным лицом административного взыскания к лицу,

совершившему правонарушение.

АО обладает рядом характерных черт и особенностей: а) имеет собственную

нормативно-правовую основу (самостоятельный институт АП); б) основанием

возникновения является АПН (проступок); в) субъектом АО может быть как

физические лица, так и коллективные образования; г) за АПН предусмотрены

административные взыскания; д) взыскания применяются широким кругом

уполномоченных органов и должностных лиц; е) взыскания налагаются органами и

должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей; ж) АВ не влечет

судимости или увольнения с работы; з) лицо, к которому применяется АВ,

считается имеющим такое взыскание в течение установленного срока; и) меры АО

применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство

по делам об административных правонарушениях.

Законодательная основа административной ответственности: Конституция РФ

относит административное и административно-процессуальное законодательство к

совместному ведению РФ и субъектов, это значит, что административные акты

принимаются в соответствии с законом и не могут противоречить, а в случае

противоречия действует федеральный закон. Ответственность за АПН наступает на

основании законодательства, действующего во время и по месту совершения

правонарушения. Далее действует общее правило: акты, смягчающие или отменяющие

ответственность имеют обратную силу, а акты ее отягчающие - не имеют.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на

основании законодательства, действующего во время и по месту совершения

правонарушения.

Ответственность делится на:

1) Ответственность физических лиц, которая устанавливается КобАП ( делится на

общую и особенную часть). В общей - понятие, порядок наложения взыскания; в

особенной - конкретные виды правонарушений. Специфика КобАП в том, что в

самом кодексе содержатся и процессуальные нормы. Для ФЛ КобАП является

основным источником административной ответственности. КобАП - до 1990 года

был единственный НПА устанавливающим АО за АПН, с 1990 года появлялись новые

акты (ТК РФ (более 100 статей), НК РФ, акты субъектов РФ). Т.о., нормативная

основа административного принуждения децентрализована на сегодняшний день.

2) Ответственность организаций: отдельного акта нет. Ответственность

организаций наступает на основании различных разрозненных актов.

Основанием АПН является административное правонарушение (ст.10 КобАП), он

же проступок, которым признается посягательство на государственный или

общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок

управления - противоправное, виновное, умышленное действие (бездействие), за

которое законодательством предусмотрена ответственность.

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в области народного хозяйства

Управление промышленностью: По ст.71 к ведению РФ относятся: федеральная

государственная собственность; установление основ федеральной политики

экономического развития; установление основ единого рынка; федеральные

энергетические системы; оборонное производство. Совместное ведение —

разграничение государственной собственности.

ФОИВ: Министерство по атомной энергии (Положение утверждено

постановлением Правительства РФ № 392 от 05.04.97 г.); Министерство топлива и

энергетики (Положение утверждено постановлением Правительства РФ № 166 от

27.01.96 г.), функции Министерство экономики переданы Министерству

промышленности, науки и технологий РФ (положение нет), Министерство

экономического развития и торговли РФ (положения нет), Министерство

имущественных отношений РФ (Положение о ГКИ утверждено постановлением

Правительства РФ № 1190 от 04.12.95 г.), Горный и промышленный надзор

(положения нет), Надзор по ядерной и радиационной безопасности (положения нет).

Управление сельским хозяйством:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия (Положение утверждено

постановлением Правительства РФ № 1090 от 11.09ю98 г.)

ФОИВ осуществляет управление в агропромышленном комплексе и продовольственном

обеспечении страны, а также в установленных законом случаях, осуществляет

координационные полномочия. Его задачи: разработка и реализация мер по

государственному регулированию производства сырья, продовольствия; содействие

формированию в агропромышленном комплексе рыночных отношений; проведение

аграрных преобразований; проведение государственной политики, управления,

контроля по охране животного мира; проведение государственной политики в

области обеспечения плодородия земель; обеспечения связей с ФС и т.д.

Министерство сельского хозяйства осуществляет свои полномочия в связи с

другими ФОИВ и местного самоуправления.

Управление транспортом: В Ведении РФ — федеральный транспорт, пути

сообщения и связь. Главную роль играют федеральные органы исполнительной

власти.

ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25.08.95 г. № 153-ФЗ

Положение об МПС РФ (утверждено постановлением Правительства РФ № 848 от

18.07.96 г.).

МПС - ФОИВ, на который возложено проведение государственной политики в сфере

железнодорожного транспорта, а также регулирования в соответствии с

законодательством РФ, хозяйственной деятельности предприятий и учреждений

федерального железнодорожного транспорта в области организации и обеспечения

перевозочного процесса. Управление перевозками производится централизованно и

относится к исключительной компетенции МПС РФ. МПС отвечают за обеспечение

безопасности в отрасли, непосредственно руководят в сфере своей деятельности.

Задачи: проведение политики в области ж/д транспорта; создание условий

для устойчивой работы ж/д; организация работы по обеспечению безопасности

движения; эксплуатация транспортных средств; создание сферы услуг; разработка

предложений по подготовке ФЗ и иных нормативно-правовых актов; разработка

стандартов и норм, определяющих работу ж/д транспорта; разработка предложений и

реализация программ по комплексному развитию отрасли.

Министерство транспорта РФ (Положение утверждено постановлением Правительства

РФ № 501 от 26.04.97 г.).

Управление связью: закрепляются принципы государственного управления в

области связи.

ФЗ «О связи» от 16.02.95 г. № 15-ФЗ и ФЗ «О почтовой связи» от 17.07.99 г. №

176-ФЗ.

Билет 23

1. Система административного права.

АП – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет,

цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с

другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию.

Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и

специальных, в целом же отрасль создает специфический – административно-

правовой – режим регулирования, который строится на обязывании, как способе

правового регулирования.

Система АП делится на общую и особенную части. Общая – нормы, охватывающие

управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах

отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана

общественного порядка и др.).

В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей): а) регулирующих

административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права); б)

регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти

(аппарата государственного управления); в) регулирующих административно-

правовой статус негосударственных организаций; г) обеспечивающих законность

деятельности исполнительной власти; д) регулирующих принуждение по

административному праву.

В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы: а) регулирующие

обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-

политическую деятельность; б) регулирующие организационно-хозяйственную

деятельность государственной администрации; в) регулирующие ее социально-

культурную деятельность; г) регулирующие деятельность государственной

администрации по организации и осуществлению политических, экономических и

иных связей с другими странами (внешних связей).

АП – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что

предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений. АП –

самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой

не участвовала бы государственная администрация.

Вокруг АП группируются финансовое, земельное, экологическое право, т.е. оно

стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют

управленческие отношения и в которых широко используется административно-

правовой метод регулирования.

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере

административно-политической деятельности

Общая компетенция: Политическая сфера - сфера исключительной компетенции

АП. Полномочия Президента РФ, Правительства РФ. Разграничение компетенции

(ст.71, 72 КПФ). Смысл государственного управления в сфере

административно-политической деятельности.

Государственное управление обороной:

ФЗ «Об обороне» от 31.05.96 г. № 61-ФЗ.

Совет обороны ликвидирован; Главная военная инспекция влилась в Совет

безопасности.

Положение о Министерстве обороны РФ и Генштабе МО РФ (утверждено

постановлением Правительства РФ № 1357 от 11.11.98 г.)

Минобороны - ФОИВ, который проводит государственную политику по

осуществлению государственного управления в области обороны и обладает функцией

координации всех остальных структур по вопросам обороны. Министерство состоит

из главных управлений, управлений и иных подразделений. Этим министерством

непосредственно руководит Президент. Задачи: разработка и принятие мер

по подготовке к военной защите РФ; обеспечение боевой и мобилизационной

готовности; координация федеральных министерств и иных органов ИВ в области

обороны; военное строительство; работа с кадрами; социальная защита

военнослужащих; укрепление организованности и дисциплины; международное

сотрудничество.

Генштаб - центральный орган военного управления, основной орган

оперативного управления. Обладает координационной функцией над всеми

подразделениями в виде воинских подразделений. Состоит из главных управлений,

(просто) управлений и иных подразделений. Задачи: стратегическое

планирование вооруженных сил;

оперативная и мобилизационная подготовка; мероприятия, связанные с боевой

готовностью; призыв; военный учет; разведывательная деятельность; мероприятия,

связанные с государственной тайной; обеспечение безопасности военнослужащих;

проведение научных исследований. Возглавляет Генштаб начальник, который

подчиняется министру обороны и является его 1 заместителем. Акты начальника

Генштаба: приказы, директивы, указания (проведение в жизнь всех этих актов).

Государственное управление безопасностью:

Закон «О безопасности» от 05.03.92 г. № 2446-1.

ФЗ «Об органах ФСБ в РФ» от 03.04.95 г. № 40-ФЗ.

ФЗ «О внешней разведке» от 10.01.96 г. № 5-ФЗ.

ФЗ «О государственной охране» от 27.05.96 г. № 57-ФЗ.

ФЗ «О государственной границе» от 01.04.93 г. № 4730-1.

Положение о ФСБ РФ (утверждено УПРФ № 806 от 06.07.98 г.).

Государственное управление внутренними делами:

Закон «О милиции» от 18.04.91 г. № 1026-1.

ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.94 г. № 69-ФЗ.

ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ» от 06.02.97 г. № 27-ФЗ.

Из МВД РФ в МЮ РФ переводится вся уголовно-исполнительная система.

ГАИ переименовывается в ГИБДД (Указ ПРФ от 15.06.98 г. «О дополнительных

мерах по обеспечению БДД»).

Положение о МВД РФ (утверждено УПРФ № 1039 от 18.07.96 г.).

Государственное управление юстицией:

Положение о Министерстве юстиции (утверждено УПРФ № 954 от 02.08.99 г.).

Министерство переподчинено президенту.

Билет 24

1. Принципы административного права

В настоящее время коренным образом изменился подход к принципам и задачам АП.

Отправной пункт в данном преобразовании - ст.2 КРФ: «Человек, его права и

свободы являются высшей ценностью. Признание и защита прав и свобод человека

и гражданина - обязанность государства». Здесь появляется определенный

дуализм целевых установок АП - эффективность деятельности ИВ с одной стороны,

и реализация, защита прав и свобод человека - с другой.

Основные цели (принципы) АП: а) создание условий для эффективной

деятельности ИВ как инструмента обеспечения безопасности граждан, общества,

государственного аппарата, страны; б) обеспечение демократической организации

ИВ; в) создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и

свобод, осуществление которых связано с функционированием ИВ; г) обеспечение

защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений,

небрежности, некомпетентности, своеволия субъектов ИВ.

2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в культурной сфере

Общая компетенция: Полномочия Президента РФ, Правительства РФ.

Разграничение компетенции (ст.71, 72 КРФ). Смысл государственного управления в

социально-культурной сфере: государство должно помогать, стимулировать,

защищать науку, культуру, образование, но оно не должно вмешиваться в суть этих

сфер деятельности.

Государственное управление культурой:

Основы законодательства о культуре

Закон «О СМИ» от 27.12.91 г. № 2124-1.

ФЗ «О государственной поддержке СМИ» от 01.12.95 г. № 191-ФЗ.

ФЗ «О государственной поддержке кинематографии» от 22.08.96 г. № 126-ФЗ.

Положение о Министерстве культуры РФ (утверждено постановлением Правительства

РФ № 679 от 06.06.97 г.).

Положение о Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств

массовых коммуникаций (утверждено постановлением Правительства РФ № 1022 от

10.09.99 г.).

Федеральная служба РФ по телевидению и радиовещанию (положение утверждено

постановлением Правительства РФ № 458 от 07.05.94 г.).

Функции Государственного комитета по кинематографии переданы МК РФ.

Управление культурой сводится только к оказанию содействия. Установлены

обязанности государства по обеспечению для граждан доступности культурной

деятельности, ценностей и благ.

Государственные органы обязаны: поощрять деятельность граждан по

приобщению граждан к творчеству и культуре; создавать условия для образования;

стимулировать посредством льгот подачи зданий учреждениям культуры;

осуществлять государственное бюджетное финансирование; способствовать

спонсорству; государственный протекционизм; в основном — налоговые льготы.

Государство обязано: создание приоритетных направлений и условий для

национальных культур; сохранение памятников истории и культуры; обеспечение

свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности; органы

государственной власти выступают гарантом прав и свобод; защита посредством

законодательной, судебной и иной деятельности. Обязанности государства по

реализации талантов: выявление, обучение, материальная поддержка (создание

конкурсов и т.д.).

С целью преодоление монополий в области культуры, государство обязано

препятствовать возникновению новых объектов культуры по вопросам

нецелесообразности квалифицируется как создание монополии.

По КРФ к ведению РФ относится: установление основ политики и программ в

области культурного развития; Правительство РФ обеспечивает проведение единой

государственной политики.

Совместное ведение РФ и субъектов: общие вопросы; охрана памятников.

Задачи Министерства культуры: разработка и реализация государственной

политики в сфере культуры; создание условий для сохранения и развития культуры

всех народов; создание государственной поддержки и условий для сохранения

профессионального искусства; разработка и реализация федеральных программ

развития культуры; участие в разработке финансовой инвестиционной политики;

развитие и координация международных связей; разрабатывает программу; проводит

экспертизу; практика законодательства; контроль ввозом и вывозом.

Федеральная служба телевидения и радиовещания: обеспечивает проведение

государственной политики в области телевидения и радиовещания. Осуществляет

контроль за техническим качеством передач и подготовкой кадров в области

теле-радио вещания. Задачи: разработка мероприятий, направленных на

реализацию государственной политики в области телерадиовещания; мероприятий в

области развития реконструкции, стандартизации эксплуатации технической базы

телевидения и радио; регистрация и лицензирование государственных и

негосударственных телерадиовещательных организаций; анализ экономических,

социальных, технических, правовых и иных проблем; координация деятельности

общероссийских и региональных организаций; участие в международном

сотрудничестве.

Билет 25

1. Административный процесс

Административный процесс - самый большой по объему, и он обладает всеми

признаками любого юридического процесса. Особенности: - АП представляет

собой разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти, он

направлен на решение определенных управленческих дел и урегулирован нормами

административного права. В зависимости от содержания делится на: а)

процесс административного правотворчества; б) оперативно-распорядительный

процесс (непосредственная управленческая деятельность); в)

административно-юрисдикционный процесс.

Каждую из частей процесса можно разделить на производство (различаются

содержанием решаемых проблем); стадии (относительно самостоятельная часть

производства, которая имеет свойственные только ей задачи, документы и

особенности). Общими для административного правонарушения (АПН) являются

следующие стадии: а) условная (анализ ситуации, административное

расследование, проверка жалобы, обсуждение правового акта); б) стадия

принятия решения (фиксируется воля субъекта власти); в) исполнение решения.

Иногда выделяют стадии: стадия возбуждения дела, стадия пересмотра

постановлений. В зависимости от сложности можно выделить: ускоренное;

обычное; усложненное производство.

Кодифицировать административный процесс очень сложно, он регулируется

множеством актов, чисто процессуальных НПА единицы, как правило, в законе

есть как материальные, так и процессуальные нормы.

Административный юрисдикционный процесс, состоит из ряда производств: а) по

делам об административных правонарушениях (АПН); б) по применению мер

административного пресечения и восстановления; в) по применению мер

дисциплинарного принуждения на основе норм административного права.

Особенности производства устанавливаются специальными нормами, основа которых

содержится в КобАП. Производство по делам об АПН тесно связано с гражданским

процессом, т.к. жалоба на постановление о привлечении к АО рассматривает по

ГПК.

2. Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере управления

наукой

Государственное управление наукой: Управление научной и

научно-технической деятельностью осуществляется на основе государственного

регулирования. Управление осуществляется в пределах, не нарушающих свободу

научного творчества.

ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.г. № 127-ФЗ.

Органы государственной власти РФ и субъектов, научные организации в пределах

полномочий определяют: приоритетные направления науки; обеспечивают

функционирование системы научных организаций; осуществляют межотраслевую

координацию научной деятельности; развивают интеграцию и производство;

обеспечивают реализацию.

Органы государственной власти (учредители): утверждают уставы

государственных научных организаций; осуществляют контроль за использованием

имущества. Вводится применение договорной практики: в законе есть статья о

договорах на создание, перечу и использование научной продукции. Договор

заключается между производителями и потребителями, в т.ч. и с министерствами.

Договоры могут быть: на создание передачу и использование; передача услуг;

совместная научная и научно-техническая деятельность. Вместе с тем органы

субъектов РФ и РФ, учредившие научную организацию вправе устанавливать

государственный заказ на выполнение работ.

Правительство вправе вводить определенное ограничения и лицензировать

отдельные виды деятельности:

устанавливать порядок проведения и использования исследований, могущих

создать угрозу безопасности, здоровью граждан и окружающей среде; кроме того,

допустимо вводить ограничения на право использования отдельных научных

результатов.

К ведению РФ отнесены: разработка и проведение единой государственной

политики; выбор приоритетных направлений развития науки; формирование и

реализация федеральных научных программ; финансирование научной деятельности из

федерального бюджета; установления системы льгот для стимуляции научной

деятельности; управление государственными научными организациями; охрана прав

интеллектуальной собственности; установление систем стандартизации;

установление системы аттестации.

Совместное ведение: формирование экономического механизма осуществления

политики; прогнозирование; размещение научных объектов; формирование рынка

научной продукции; формирование совместных фондов; международные научные связи.

Министерство промышленности, науки и технологий РФ (положения нет).

Министерство обеспечивает формирование и осуществление государственной

научно-технической политики гражданского назначения, включая межотраслевую

координацию по его ведению. Задачи: формирование и реализация единой

государственной научной политики; определение приоритетных направлений науки и

техники; формирование и содействие реализации федеральных научно технических

программ; организация работы по решению важных межотраслевых научно-технических

проблем; разработка предложений по проекту бюджета (на науку); координация

работ по формированию и использованию государственных информационных ресурсов.

Билет 26

1. Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере социальной

защиты населения, труда и занятости

Министерство труда и социального развития РФ (положение утверждено

постановление Правительства РФ № 480 от 23.04.97 г.).

ФОИВ осуществляет единую государственную политику в области труда, занятости

и социальной защиты, принимает постановления и дает разъяснения по применению

правовых актов в этой сфере. Является правопреемником упраздненных структур.

Полностью возложены функции федеральной службы занятости.

Государственное управление в области труда и социального развития: По КРФ

(ст.72) к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесена социальная защита и

соцобеспечение.

Закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.91 г. №1032-1.

ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 г. № 181-ФЗ.

Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации в результате

катастрофы в Чернобыле» от 15.05.91 г. № 1244-1.

Обеспечение занятости: Государственная политика в области занятости

направлена на: развитие трудовых ресурсов; обеспечения равных возможностей

гражданам на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий,

обеспечивающих достойную жизнь человека; поддержка трудовой инициативы;

обеспечение государственной защиты в области занятости; предупреждение массовой

и сокращение длительной безработицы; поощрение работодателей, создающих новые

рабочие места; координация деятельности в области занятости.

Полномочия Федеральных органов: реализация основных направлений в области

содействия занятости населения; принятие федеральных законов и иных нормативных

актов по вопросам занятости; разработка и финансирование обеспечение

федеральных целевых программ; формирование и контроль за целевым использованием

средств; определение минимальных и обязательных норм социальной и

экономической защищенности; координация в этой сфере.

Субъекты в соответствии с компетенцией решают в полном объеме: вопросы,

связанные с разработкой и осуществления государственной политики занятости;

2. Субъекты органов исполнительной власти и их полномочия в сфере управления

здравоохранением и образованием

Государственное управление здравоохранением: По ст.72 КРФ к совместному

ведению отнесена координация вопросов здравоохранения.

«Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.03 г. № 5487-1.

Министерство здравоохранения РФ (Постановление Правительства РФ № 1217 от

14.10.96 г.).

Государственное управление образованием:

ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 г. №

125-ФЗ.

Закон «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266-1.

ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 10.04.2000

г. № 51-ФЗ.

Министерство образования РФ (утверждено постановлением Правительства РФ № 258

от 24.03.2000 г.).

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.