РУБРИКИ

Шпора: Шпаргалка по административному праву

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Шпаргалка по административному праву

Конституции и Уставы субъектов федерации тоже содержат положения о

парламентском контроле за исполнительной властью. Они закрепили такие формы

воздействия, как необходимость получения согласия законодательного органа на

назначение главы правительства, отчеты об исполнении бюджета. Многие субъекты

Федерации предоставили своим представительным органам более широкие

контрольные полномочия, чем их имеет Федеральное Собрание Российской

Федерации. В ряде республик конституции закрепляют подотчетность правительств

представительным органам, в частности, такую форму контроля, как депутатский

запрос к правительству, его главе, отдельным министрам и руководителям других

органов.

40. Общий административный надзор.

Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов

исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за

точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и

физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Существует большое число государственных структур, занимающихся

административным надзором. Среди них есть специализированные ведомства. Это:

1) Государственный таможенный комитет РФ;

2) Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

3) Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;

4) Федеральный горный и промышленный надзор России;

5) Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;

6) Государственная налоговая служба РФ;

7) Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.

Особенности административного надзора:

1. является особой разновидностью государственного контроля;

2. осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной

власти и их должностными лицами;

3. деятельность по надзору осуществляется систематически;

4. цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере

государственного управления;

5. между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная

соподчиненность;

6. осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного

самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных

объединений и их должностных лиц и граждан;

7. осуществляется при помощи определенных методов;

8. оценка объекта дается только с позиции законности.

Методы осуществления административного надзора:

· постоянное наблюдение;

· периодические проверки;

· обследование поднадзорного объекта;

· истребование и анализ документов;

· изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в СМИ о

нарушениях законности в сфере государственного управления.

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:

1. получение информации;

2. применение мер административного предупреждения;

3. применение мер административного пресечения;

4. привлечение к административной ответственности;

5. регистрация и учет;

6. выдача разрешений (лицензий);

7. нормотворчество.

41. Судебный надзор за законностью осуществления административной власти.

Вопрос о необходимости и преимуществах судебного контроля за государственной

администрацией — один из важнейших в административном праве. Административная

юстиция — только один из каналов судебного надзора за исполнительной властью.

Существуют и другие его формы:

а) рассмотрение жалоб организаций;

б) рассмотрение требований и протестов органов государственной власти о

признании незаконными административных актов;

в) проверка судами (судьями) при рассмотрении уголовных, гражданских,

административных дел законности административных актов, имеющих значение для

разрешения дел;

г) проверка судами при рассмотрении уголовных дел качества предварительного

расследования;

д) рассмотрение дел о преступлениях субъектов исполнительной власти.

С точки зрения порядка обращения в суд можно различать:

1) исключительно судебный (вопрос о законности решается только судом);

2) альтернативный (с жалобой, протестом, требованием можно обратиться

в вышестоящий государственный орган или в суд);

3) последовательный или ступенчатый (вначале заинтересованный субъект

вправе обратиться в вышестоящий исполнительный орган, иногда вплоть до

центрального, а при несогласии с его решением вправе обратиться в суд);

4) исключительно административный (дело не подведомственно суду).

Судебный надзор за исполнительной властью может осуществляться по жалобам

(искам) граждан и организаций, по требованиям государственных органов, по

протестам прокуроров, а также по инициативе самих судов. Он может быть прямым

или косвенным.

Прямым считается контроль, когда суд рассматривает гражданское дело по жалобе

(требованию, протесту) о незаконности правоприменительного акта в

соответствии с нормами ГПК, АПК. По существу это дела о законности властных

действий, выяснение этого — главная цель правосудия, и решение суда

посвящается оценке законности правового акта.

А косвенный контроль осуществляется при рассмотрении иных гражданских дел, а

также всех уголовных и административных дел. В этих случаях вопрос о

законности встает, если это влияет на решение главного вопроса, связанного с

рассматриваемым судом делом (о наличии преступления, виновности подсудимого,

взыскании ущерба и т. д.), и он рассматривается попутно. Специального решения

о законности акта исполнительной власти суд (судья) не принимает. Установив

несоответствие административного акта юридическим нормам, суд (судья) либо

выносит частное определение (ст. 321 УПК, 225 ГПК), либо возвращает дело на

доследование, либо кладет этот факт в основу принимаемого приговора (решение,

постановления).

Надзор за законностью административной деятельности осуществляют все

имеющиеся в России суды: общие, военные, арбитражные, конституционные

(уставные).

В арбитражных судах созданы специальные коллегии, рассматривающие споры

организаций и предпринимателей с властными структурами.

Одним из главных направлений деятельности Конституционного суда РФ в период

перехода к рыночной экономике является защита прав граждан и юридических лиц

как собственников, свободных предпринимателей, равноправных участников

договорных отношений. Он рассмотрел ряд индивидуальных жалоб граждан и

признал неконституционной правоприменительную практику относительно

увольнений граждан с работы по возрасту; установления ограничительного срока

обжалования незаконных увольнений с работы, считая его ограничением права на

судебную и иную защиту; выселение из незаконно занятых жилых помещений с

санкции прокурора без права судебного обжалования такой санкции и др.

Право на судебную жалобу (иск) теоретически всегда существует, но реально им

пользуются далеко не все, поскольку для его реализации мало знать, что есть

такое право, нужно знать, как его можно осуществить, иметь определенные

финансовые средства, не испытывать опасений по поводу возможных

неблагоприятных последствий. Если к тому же учесть, что суды рассматривают

дела очень часто с нарушением процессуальных сроков, а исполнение решений

организовано не лучшим образом, то становится более понятным, почему

граждане, организации в нашей стране скупо используют право на судебную

защиту от незаконных действий исполнительной власти. И это позволяет более

трезво оценить возможности судебной защиты прав граждан, роль судов в

обеспечении законности.

42. Понятие и основания административной ответственности.

Основные подходы к пониманию административной ответственности:

· Позитивная административная ответственность – это требование к

будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного

права.

· Традиционная (ретроспективная) административная ответственность –

это вид юридической ответственности, выражающийся в применении

уполномоченными органами и должными лицами административного взыскания к

лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1. является разновидностью как мер юридической ответственности, так и

мер административного принуждения;

2. регулируется нормами административного права, которые в совокупности

образуют институт административного права;

3. нормативные основания административной ответственности закрепляются

как в законах, так и подзаконных актах;

4. фактическим основанием административной ответственности является

административное правонарушение;

5. субъектами административной ответственности могут быть как

физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);

6. реализуется посредством применения мер административных взысканий;

7. к административной ответственности привлекается широкий круг

уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные

лица);

8. привлечение к административной ответственности не влечет судимости и

увольнения с работы (службы);

9. к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном

(административном) порядке;

10. меры административной ответственности реализуются в определенном

процессуальном порядке (производство по делам об административных

правонарушениях).

Основания административной ответственности:

· нормативное основание административной ответственности – система

юридических норм, определяющих основания и порядок реализации

административной ответственности;

· фактическое основание административной ответственности – совершение

лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения;

· процессуальное основание административной ответственности –

вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления

(решения) о привлечении к административной ответственности.

45. Понятие и состав административного правонарушения.

47. Понятие состава административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие

(бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или

законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена

административная ответственность.

Состав административного правонарушения – совокупность объективных и

субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных

для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного

правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

1. объект административного правонарушения;

2. объективная сторона административного правонарушения;

3. субъект административного правонарушения;

4. субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, сто он

является основанием для административной ответственности. При отсутствии в

деянии состава административного правонарушения дело об административном

правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Виды составов административных правонарушений:

1. По степени общественной опасности:

· Основной;

· С отягчающими обстоятельствами (квалифицированный);

· С особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный)

2. По способу описания признаков состава:

· Простой (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один

объект и одну форму вины);

· Сложный (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких

объектов, нескольких форм вины)

3. В зависимости от особенной законодательной конструкции, связанной

с определением момента окончания правонарушения:

· Материальный (считается оконченным с момента наступления

установленных у законе последствий);

· Формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не

требует наступления конкретных последствий).

49. Общие правила наложения административных взысканий.

Глава 4 КоАП РСФСР называется «Наложение административного взыскания».

Заголовок первой в той главе ст. 33 такой: «Общие правила наложения взыскания

за административное правонарушение». И в последующих статьях этой главы

содержатся материально-правовые нормы, устанавливающие правила наложения

административных взысканий.

Можно сказать, что глава 4 КоАП РСФСР закрепляет следующие общие правила

(принципы) карательного воздействия:

1) законность;

2) целесообразность;

3) своевременность, оперативность воздействия;

4) сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений. В

основном такие же правила содержатся и в пятой главе УК РСФСР «О назначении

наказания и об освобождении от наказания». Хотя и в разных формах, но эти

вопросы решаются и в современном таможенном, и в новом налоговом праве, и в

актах трудового, административного права, регламентирующих дисциплинарную

ответственность.

Есть достаточные основания считать, что названные общие правила являются

принципами применения любых карательных санкций.

А. Законность и целесообразность применения административных взысканий

Законность — важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Его проявления

многообразны: противоправность как основание привлечения к ответственности;

правильная квалификация действий; компетентность органа (должностного лица),

принимающего решение по делу; назначение взыскания в пределах, установленных

санкцией той статьи, по которой квалифицированы действия и т. д.

Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен

состав проступка. Иными словами, если нормой права предусмотрена

ответственность за деяние, а в противоправных действиях выявлены все

предусмотренные правовой нормой признаки нарушения, действия деликвента

квалифицируются по соответствующей статье.

Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, которые ему

подведомственны, налагать взыскания в пределах санкции той статьи, по которой

квалифицированы действия лица, избирать вид и размер взыскания в рамках

предоставленных ему полномочий.

Важнейший принцип применения административных взысканий — целесообразность.

Его главные проявления: индивидуализация кары и экономия репрессии.

Законодатель обязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать

как обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства,

характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. В

значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и

отягчающих ответственность обстоятельств (ст. 34, 35 КоАП).

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:

1) чистосердечное раскаяние виновного;

2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения,

добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения

либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной

или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Этот перечень является открытым: законодательством и правоприменителями могут

быть признаны смягчающими и иные обстоятельства.

А перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, закрыт. Поскольку он

закреплен законом, то и изменить его может только акт такой же юридической

силы. Отягчающими обстоятельствами признаны:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование

уполномоченных на то лиц, прекратить его;

2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за

которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение

правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

4) совершение правонарушения группой лиц;

5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при

других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Но

правоприменитель с учетом конкретных данных может не признать последнее

обстоятельство отягчающим.

Последовательное обеспечение целесообразности карательного воздействия

обеспечивается и правовыми нормами, предоставляющими правоприменителю

возможности или прямо обязывающими его заменить взыскание иными мерами

воздействия. КоАП РСФСР закрепляет несколько альтернатив административной

ответственности. Их применение означает смягчение или вообще отказ от

применения карательных мер.

Альтернатива первая (ст. 22): при малозначительности совершенного

правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может

освободить виновного от ответственности и ограничиться устным замечанием.

Альтернатива вторая (ст. 21): лицо освобождается от ответственности с

передачей материалов на рассмотрение общественности, если с учетом

обстоятельств дела и личности нарушителя к нему целесообразно применять меру

общественного воздействия.

Альтернатива третья (ст. 16): передача материалов об административных

правонарушениях военнослужащих, работников ОВД и других лиц, на которых

распространяется действие дисциплинарных уставов, их командирам (начальникам)

для привлечения их к дисциплинарной ответственности. Расширительно толкуя ст.

16 дела о проступках студентов, учащихся тоже часто направляют руководителям

учебных заведений.

Альтернатива четвертая (ст. 14, 201): материалы об административных

правонарушениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, направляются в

комиссии по делам несовершеннолетних.

Две первые альтернативы основаны на дискреционных полномочиях

правоприменителя, а две последние для него обязательны.

Б. Срок давности наложения административных взысканий

Эффективность деятельности исполнительной власти зависит и от

последовательности осуществления принципа оперативности, своевременности ее

действий. Одно из проявлений этого принципа — установление нормами права

сроков совершения действий субъектами административно-правовых отношений.

Важное положение о сроке давности наложения административного взыскания

содержится в ст. 38 КоАП. Речь идет о времени, в течение которого нарушитель

может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого

срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит

прекращению.

Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охранительные

правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпевать меры принуждения,

а другая имеет право их Для того чтобы правильно исчислять сроки давности,

процессуальные и иные сроки, необходимо руководствоваться правилом «РОКИ».

Считая сроки, нужно знать: Р — размер срока; О — откуда считать; К — конечный

момент срока; И — имеющиеся изъятия из срока.

Иными словами, чтобы юридически грамотно решить вопрос о сроке, нужно

учитывать четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный

законом размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он

начинает исчисляться; в-третьих, когда, какой юридический акт прекращает его

исчисление; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в

исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление

имеют ряд различий.

Статья 38 КоАП РСФСР устанавливает, что административное взыскание может быть

наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. По общему

правилу срок давности привлечения к административной ответственности

равняется двум календарным месяцам. Датой начала исчисления срока является

день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически

днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о

наложении взыскания, а фактически — фактическое окончание срока. Никаких

изъятий в течение рассматриваемого срока давности законодательство не знает.

Из этого общего правила ст. 38 КоАП предусматривает два исключения. Во-

первых, при фактически неоконченном длящемся нарушении срок исчисляется со

дня его обнаружения. Во-вторых, в случае отказа в возбуждении уголовного дела

или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях виновного

признаков проступка административное взыскание может быть наложено не позднее

одного месяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или

прекращении уголовного дела. Этот срок начинает исчисляться со дня,

следующего за днем принятия постановления, и равняется не двум, а одному

месяцу.

Таким образом, в ст. 38 КоАП названы три варианта определения старта срока

давности: день совершения, день обнаружения проступка и день вынесения

постановления о прекращении уголовного дела.

Срок давности, установленный ст. 38 КоАП, действует только при привлечении к

ответственности индивидуальных субъектов. Кроме того, он является общим

правилом, которое применяется, если специальной нормой не предусмотрено иное.

Специальная норма содержится, например, в ст. 247 ТК РФ, где установлено, что

за нарушение таможенных правил такие взыскания, как предупреждение, штраф,

отзыв квалификационного аттестата, «могут быть наложены на физических или

должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения». В этой

же статье сказано, что если лицо совершит новое нарушение, течение срока

прерывается, и его исчисление начинается с момента обнаружения нового

нарушения.

В. Наложение взысканий за множественность административных проступков

Первый признак множественности проступков — наличие нескольких

самостоятельных составов нарушений. Здесь имеет значение не количество

действий, а количество составов. Вторым признаком множественности является

то, что все противоправные деяния совершаются одним лицом, которое

одновременно или разновременно делает несколько самостоятельных нарушений.

Третий признак множественности состоит в том, что каждое из образующих ее

деяний сохраняет свою юридическую значимость на момент рассмотрения дела о

нескольких или о последнем деликте. Иными словами, отсутствуют

обстоятельства, препятствующие привлечению деликвента к ответственности за

несколько нарушений сразу или за рецидив.

Самый существенный критерий классификации множественности административных

проступков — совершение нового нарушения да или после привлечения к

ответственности за другое нарушение. Соответственно выделяются совокупность и

рецидив. Под совокупностью понимается совершение одним лицом нескольких

нарушений до привлечения к ответственности. Она может быть идеальной и

реальной.

Идеальная совокупность — это одновременное выполнение одним действием

(действиями) нескольких составов нарушений. Реальная совокупность

представляет собой систему составов, выполненных разными действиями, а

значит, разновременно. Разновременность их совершения высвечивает еще одну

характерную черту данной системы — связь со сроком давности. Рассматриваемый

критерий не может быть использован для классификации рецидива, который всегда

представляет собой систему разновременно выполненных составов.

Реальная совокупность может быть совокупностью разнородных, однородных,

тождественных антиобщественных действий. Если в действиях деликвента имеется

реальная совокупность противоправных деяний, то он привлекается за каждое из

них. В ст. 36 КоАП содержится правило, согласно которому взыскание налагается

за каждое нарушение в отдельности. Иными словами, установлен принцип сложения

взысканий. А поглощение менее строгого взыскания более строгим допускается ч.

2 ст. 36 как исключение при наличии двух обстоятельств: если дела

рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом) и притом

одновременно.

Статьями 238 и 454 ТК установлено: при совершении одним лицом нескольких

нарушений, предусмотренных ТК, взыскание налагается за каждое нарушение в

отдельности без поглощения менее строгого наказания более строгим.

50. Понятие и принципы производства по делам об административных нарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях – совокупность

административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность

уполномоченных орагнов и должностных лиц по применению мер административного

наказания.

Рассматриваемое производство теснейшим образом связано с гражданским

судопроизводством, особенно на стадии пересмотра и при исполнении

имущественных взысканий. Если гражданин подает в суд жалобу на постановление

о привлечении его к административной ответственности, то суд рассматривает ее

в соответствии с нормами ГПК. Это уже не административный, а гражданский

процесс, а точнее, составная часть последнего — производство по делам,

возникающим из административно-правовых отношений. Если суд отказывает в

удовлетворении жалобы или снижает размер штрафа, дело вновь возвращается в

русло административного процесса и дальнейшая деятельность производится на

основе норм административного права.

В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности можно

различать упрощенное (ускоренное) производство (например, когда штраф

налагается прямо на месте нарушения), обычное и особое (усложненное).

Производство представляет собой разновидность исполнительно-распорядительной

деятельности, в котором действуют ее общие принципы: законности, демократизма

(гласности, участия общественности), оперативности. Производство

осуществляется и на основе общих норм и принципов административного права.

Выявление объективной истины по делу — важнейшая задача производства. Данный

принцип обязывает должностных лиц, расследующих и рассматривающих дела,

исследовать все обстоятельства и их взаимные связи в том виде, в каком они

существовали в действительности, и на этой основе исключить односторонний,

предвзятый подход к выбору решения.

Право на защиту реализуется предоставлением лицу, привлекаемому к

ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей

невиновности, обстоятельств, смягчающих его вину, исключающих производство.

Деликвент пользуется широкими правами на всех стадиях производства. Согласно

ст. 247 КоАП он может знакомиться со всеми материалами дела, давать

объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать

постановления, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью

адвоката и т. д. Реализации права на защиту посвящена ст. 266 КоАП, в которой

говорится о праве обжалования постановления по делу об административном

правонарушении; в ст. 235 сказано о праве лица, привлекаемого к

ответственности, дать объяснения, подписать протокол или отказаться от его

подписания. Ряд других статей КоАП РСФСР тоже закрепляют право граждан на

защиту при совершении определенных процессуальных действий.

Когда говорят о праве на защиту, прежде всего имеют в виду лицо, которое

привлекают к ответственности. Но нельзя забывать, что в процессе может

участвовать и другой гражданин, непосредственно заинтересованный в

справедливом решении дела. Это потерпевший. Он тоже вправе активно защищать

свои интересы, и для этого он может заявлять ходатайства, подавать жалобы и

т. д.

Одной из важнейших основ права на защиту является презумпция

добропорядочности гражданина и ее юридический вариант — презумпция

невиновности. Она заключается в том, что индивидуальный субъект, привлекаемый

к административной ответственности, считается невиновным до тех пор, пока

иное не будет доказано и зафиксировано в установленном законом порядке.

Отсюда следует также, что бремя доказывания лежит на обвинителе. Привлекаемый

к ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя и имеет на это

право. Из презумпции невиновности вытекает важное положение: всякое сомнение

толкуется в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Оно относится к

случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Указанное

обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательных

постановлений.

Иначе обстоит дело при решении вопроса об ответственности коллективных

субъектов и иных субъектов предпринимательства. Они привлекаются в

ответственности независимо от наличия вины, презумпция невиновности на них не

распространяется. Бремя доказывания действия непреодолимой силы, как

обстоятельства, освобождающего от ответственности, лежит на них. А если

законом установлена ответственность организации за виновные действия, она

обязана доказывать отсутствие вины; здесь действует презумпция виновности в

совершении противоправных действий. В ст. 401 ГК установлено: отсутствие вины

доказывается лицом, нарушившим обязательство. Это — презумпция виновности в

гражданско-правовых отношениях.

51. Доказательства в производстве по делам об административных нарушениях.

Доказательства по делу об административном правонарушении – любые фактические

данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве

которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события

административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к

административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие

значение для правильного разрешения дела.

Источники доказательств:

А) протокол об административном правонарушении; Б) иные протоколы,

предусмотренные КоАП РФ; В) объяснение лица, в отношении которого ведется

производство по делу об административном правонарушении; Г) показания

потерпевшего; Д) показания свидетелей; Е) заключения эксперта; Ж) иные

документы; З) показания специальных технических средств;

И) вещественные доказательства.

Протокол об административном правонарушении должен содержать: дату и место

составления; должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол;

сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном

правонарушении (ФИО); адрес места жительства, ФИО, адреса места жительства

свидетелей и потерпевших; место, время совершения и события административного

правонарушения; статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую

ответственность за данное административное правонарушение; объяснение

физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении

которых возбуждено дело; запись о разъяснении лицу, в отношении которого

составлен протокол об административном правонарушении, его прав и

обязанностей; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Экспертиза – исследование, назначаемое судьей, органом, должностным лицом, в

производстве которых находится дело об административном правонарушении, на

основании определения в случаях необходимости специальных познаний в науке,

технике, искусстве или ремесле.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении

понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в

том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения,

сохранившие на себе его следы.

Документы признаются доказательствами, если сведения , изложенные или

удостоверенные в низ организациями, их объединениями, должностными лицами и

гражданами, имеют значение для производства по делу об административном

правонарушении.

52. Участники производства по делам об административных нарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях складывается из

действий ряда органов и лиц. Важную роль в этой деятельности играют

государственные и общественные органы, их должностные лица, которые

уполномочены принимать предусмотренные законом меры по выявлению и

предупреждению административных проступков, применению и исполнению

взысканий. В производстве действуют и другие участники: одни защищают свои

интересы, другие привлекаются лишь при производстве отдельных процессуальных

действий, содействуют производству. Всех субъектов производства можно

разделить на несколько групп.

1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правим

принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение

и судьбу дела (лидирующие субъекты).

2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к

ответственности, потерпевший и их законные представители (родители,

усыновители, опекуны, попечители, руководители, адвокаты). В отличие от

субъектов первой группы, никто из представителей данной группы не пользуется

властными полномочиями.

3. Лица и органы, содействующие осуществлению производства:

свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые. Одни из них

(свидетели, эксперты) сообщают данные полномочному органу или должностному

лицу, другие (переводчики, понятые) нужны для закрепления доказательств либо

обеспечения необходимых условий административного производства.

Важные новеллы не только для таможенного, но и всего административного права

содержит глава 42 (ст. 316—319) и ст. 451 ТК РФ, закрепляющие правила отводов

отдельных субъектов.

Должностное лицо таможенного органа не может вести производство, если:

— оно ранее участвовало в нем в качестве свидетеля, эксперта,

специалиста, законного представителя лица, привлекаемого к ответственности;

— оно является родственником лица, привлекаемого к ответственности, а

также свидетеля, эксперта, ревизора, специалиста, которые ранее участвовали в

производстве;

— если имеются другие обстоятельства, дающие основания полагать, что

оно лично заинтересовано в исходе дела.

Эксперт, ревизор, специалист не могут участвовать в производстве, если они

являются родственниками лица, привлекаемого к ответственности, его адвоката

или представителя, должностного лица, ведущего производство, если имеются

иные обстоятельства, дающие основание думать об их личной заинтересованности

в исходе дела, а также если обнаружилась их некомпетентность.

В ч. 2 ст. 451 ТК РФ сказано, что должностное лицо, судья не могут вести

производство по делу о посягательстве на нормальную деятельность таможенных

органов, а эксперт, ревизор, специалист не могут участвовать в производстве,

если одно из этих лиц является потерпевшим или его родственником.

Таким образом, наличие обстоятельств, позволяющих считать, что должностное

лицо, ведущее дело, эксперт, ревизор, специалист лично заинтересованы в

результатах дела, что они могут быть необъективными в своих выводах,

исключает возможность их участия в производстве в таком качестве (лидирующего

субъекта, эксперта, ревизора). Статьей 317 ТК РФ также предусмотрены

обстоятельства, при которых в деле не должен участвовать конкретный адвокат

или представитель лица.

В названных выше случаях должностное лицо таможенного органа обязано заявить

самоотвод. Лицо, привлекаемое к ответственности, его адвокат или

представитель вправе заявить отвод должностному лицу таможенного органа,

ведущему дело, эксперту, ревизору, специалисту.

Вопрос о возможности участия в деле эксперта, ревизора, специалиста,

адвоката, представителя лица, привлекаемого к ответственности, решает

должностное лицо, ведущее дело.

54. Подведомственность дел об административных нарушениях

В производстве по делам об административных нарушениях участвует огромное

число различных органов, их представителей, которые наделены властными

полномочиями и вправе совершать действия, определяющие движение дел. Такое

положение объясняется, во-первых, разнообразием и спецификой многочисленных

отраслей исполнительно-распорядительной деятельности и существующих в них

отношений, и чтобы квалифицированно заниматься делами об административных

нарушениях, нужно обладать специальными знаниями, быть компетентным в данной

области. А во-вторых, множественность субъектов властных полномочий создает

условия для оперативного и экономного производства, поскольку чаще всего его

ведут органы, должностные лица, представители общественности, которые

систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил.

Для научной организации исследуемой юрисдикционной деятельности имеет большое

значение четкое определение того, какой субъект власти какими делами ведает,

кто какие дела оформляет, рассматривает, исполняет. Правильное решение

вопросов подведомственности — необходимое условие квалифицированного,

оперативного разрешения дел об административных деликтах. Подведомственность

неразрывно связана с компетенцией. В то же время подведомственность — это

определенная, регулируемая правом связь двух сторон правоотношения: той,

которая ведает, решает, и той, которая подведомственна, зависима. Ведать

делами — значит решать вопросы в отношении определенных индивидуальных и

коллективных субъектов права. Для лидирующих субъектов подведомственность —

это компонент их компетенции, который связывает их полномочия с определенными

объектами властного воздействия, определяет их предметные, территориальные

границы. А для другой стороны властного правоотношения подведомственность

означает ее правовую зависимость от того, кто ведает делами.

Необходимо различать подведомственность организаций как их постоянную,

линейную подчиненность и подведомственность дел как обязанность подчиняться

по определенным вопросам, делам. Подведомственность дел может быть основана

на линейной и функциональной власти (подчиненности). Так, подведомственность

дел о дисциплинарных проступках базируется на линейной власти руководителя и

соответственно линейной подчиненности работника, студента, военнослужащего, а

подведомственность дел об административных нарушениях (как и все

административное принуждение) является проявлением функциональной власти

(подчиненности).

В производстве по делам об административных нарушениях очень часто одни

органы (должностные лица) вправе расследовать дела, другие — рассматривать их

и принимать постановления, третьи — рассматривать жалобы на постановления.

Для административного процесса актуален вопрос о постадийной

подведомственности дел (кто дело расследует, кто принимает постановление и

т.д.) и даже подведомственности при совершении отдельных действий (кто

предоставляет отсрочку исполнения постановления, составляет протокол и т.

п.).

При определении подведомственности дел о проступках нужно помнить

существование разных уровней подведомственности и порядок последовательного

их выявления.

В гл. 16 КоАП, ст. 290, 297, 449 и др. ТК РФ, в иных актах решается вопрос о

видовой подведомственности проступков. Она закрепляется юридическими нормами,

в которых сказано, какой вид государственных органов занимается такими

делами. Постановления по этим делам выносят, жалобы рассматривают,

постановления исполняют органы исполнительной власти, суды (судьи, судебные

исполнители), а также арбитражные суды. Видовая подведомственность

закрепляется чаще всего однозначно (дела рассматривает ОВД, дела

рассматривает судья), иногда — альтернативно (гражданин вправе обжаловать

постановление таможенного органа в вышестоящий таможенный орган или в суд, а

значит, жалобу вправе рассматривать либо первый, либо второй орган

государственной власти).

Решив вопрос о видовой, нужно разобраться с территориальной

подведомственностью. То есть, нужно выяснить, какой конкретно орган

исполнительной власти данного вида, какой суд (судья) должен заниматься

делом. Эти правила установлены ст. 297, 358, 370 ТК; ст. 256 КоАП и

некоторыми иными нормами. По общему правилу дело расследуется,

рассматривается по месту совершения нарушения. Дело о нарушении таможенных

правил рассматривается таможенным органом, должностное лицо которого

занималось расследованием. А в какой суд может обратиться с жалобой

гражданин? По общему правилу — по месту жительства гражданина. Но в ч. 2 ст.

370 ТК так определена территориальная подведомственность: суд по месту

нахождения таможенного органа, наложившего взыскание.

Следующий уровень подведомственности — должностная. Правила должностной

подведомственности определяют, кто в государственном органе должен заниматься

делом. В системе ОВД такая подведомственность регламентирована частично ст. 203

КоАП. Право рассматривать дела о нарушении таможенных правил ст. 359 ТК

предоставлено начальникам таможенных органов и их заместителям. 53.

Сроки в производстве по делам об административных нарушениях

Производство, как и всякая деятельность, осуществляется во времени, всегда

имеет определенные временные рамки. Важным его принципом является

оперативность: дела должны решаться быстро, в возможно более сжатые сроки.

Для чего нужна оперативность? Во-первых, быстрая реакция на нарушения,

своевременное применение мер воздействия имеет большое воспитательное

значение как для самих нарушителей, так и для окружающих. Запоздалое

наложение взыскания за деяния, социальное значение которых за давностью

осознается не так отчетливо, менее эффективно. Во-вторых, по каждому делу

необходимо выявить объективную истину, сравнительная простота большинства дел

об административных нарушениях позволяет сделать это быстро. А со временем

собирать доказательства будет труднее, некоторые из них могут быть утрачены.

В-третьих, недопустима продолжительная неопределенность в существовании

возможности наложения административного взыскания на лицо.

Оперативность производства обеспечивается законодательным закреплением сроков

совершения процессуальных действий. Как правило, они небольшие.

Юридический срок — это определенный нормативным актом отрезок времени,

исчисляемый по заранее установленным правилам. Время не зависит от воли

людей. Но законодатель не только закрепляет размеры сроков, но и

устанавливает правила их подсчета, ставит их исчисление в зависимость от тех

или иных фактов.

Во-первых, нужно знать размер срока. В большинстве случаев нормами права

определены отрезки времени, в течение которых действия должны быть

произведены (3 часа, 10 дней, 2 месяца и т. д.). Хотя и редко, но в

нормативных актах встречаются и неопределенные сроки. Например, в ст. 238

КоАП сказано, что доставление правонарушителя в милицию, штаб добровольной

народной дружины «должно быть произведено в возможно короткий срок». Время

принудительного воздействия в одних случаях исчисляется часами или сутками, а

в других — днями или месяцами. Поэтому если гражданин подвергнут

исправительным работам на один месяц 1 февраля, то у него время отбывания

взыскания будет на три дня меньше, чем у гражданина, подвергнутого такому же

взысканию 1 июля.

Во-вторых, очень важно знать, с какого момента течет срок. Законодатель

связывает его начало с каким-нибудь юридическим фактом, чаще всего с

определенным действием. Например, совершение процессуальных действий

уполномоченными должностными лицами (составление протокола, вынесение

постановления и т. д.), лицами, привлекаемыми к ответственности (подача

жалобы, уплата штрафа и т. д.). В ряде случаев начало срока связывается с

какими-либо техническими обстоятельствами: получением протокола (ст. 257),

поступлением жалобы (ст. 271), вручением постановления нарушителю (ст. 258) и

т. д. А вот начало срока задержания лица, побывавшего в вытрезвителе,

начинается со времени вытрезвления, т. е. с события.

В тех случаях, когда время исчисляется днями и более продолжительными

отрезками времени, началом срока считаются 24 часа того дня, в котором

совершено действие, или, иными словами, — ноль часов следующих суток. Хотя по

общему правилу начальным моментом срока признаются 24 часа суток, когда было

совершено действие; время административного ареста, задержания рассчитывается

иначе. Административный арест начинается с того часа, когда виновный был

помещен под стражу.

Если лицо имеет право или обязано совершить определенное действие (например,

подать декларацию) к определенному сроку, а его последний день совпадает с

нерабочими днями, окончание срока автоматически переносится на первый рабочий

день.

В-третьих, установлены правила определения окончания сроков, различаются их

прекращение и пропуск (истечение). Известно, что сроки определяют время, в

которое должны быть совершены действия, а значит, их течение прекращается,

если действия произведены своевременно. И, наоборот, если действия в течение

названного времени совершены не были, значит, срок истек, пропущен. В порядке

исключения законодатель разрешает его восстановить. Так, в случае

несвоевременного обжалования постановления о наложении взыскания орган,

правомочный рассматривать жалобу, вправе восстановить срок, если признает,

что он пропущен по уважительным причинам (ст. 268 КоАП).

Моментом истечения срока по общему правилу является окончание суток, на

которые падает его последний день. Если, например, водитель был лишен прав на

один год, исполнение взыскания заканчивается по окончании суток,

предшествующих тому числу месяца, которое соответствует дате принятия

постановления о привлечении к административной ответственности. Во многих

случаях фактический момент истечения срока совпадает со временем окончания

работы учреждений в его последний день.

В-четвертых, нужно учесть существующие правила приостановления (незачета) и

зачета сроков. Остановить время невозможно. Приостановление означает, что тот

или иной отрезок времени при наличии названных законодателем обстоятельств в

срок не засчитывается. Так, подача жалобы на постановление о привлечении к

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.