РУБРИКИ |
Шпора: Шпоры по административному праву Украины |
РЕКЛАМА |
|
Шпора: Шпоры по административному праву УкраиныШпора: Шпоры по административному праву Украины1. Административное право в системе юридических наук: значение, взаимоотношение с другими отраслями права. Административное право как отрасль права — это совокупность правовых норм, призванных регулировать в интересах граждан и государства общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти всех уровней, во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления объединениями граждан внешневластных управленческих функций. Как наука – административное право имеет общенаучные цели, а именно выявление, описание явлений, закономерностей и формулирования на этой основе прогнозов и реакций в целях усовершенствования и развития админ-й практики. а) Разграничение административного и конституционного права. Нормы конституционного права являются основополагающими для административного права. В административном праве конкретизируются т.е. реализовываются. Если взять за критерий метод правового регулирования то увидим, что конституционное регулирует отношения находящиеся в статическом состоянии. Цель конституционного регулирования зафиксировать разнообразные общественные отношения, например создание органов гос. Власти и управления их компетенция. Живая управленческая деятельность регулируется административным правом. б) Административное и финансовое. Административное тесно связано с финансовым отношения по поводу перемещения финансовых средств между гос. Органами. Регулируются по типу власть – подчинение. Предмет финансового права – аккумулирование и распространение гос-м денежных средств между потребителями этот процесс осуществляется в формах бюджетного финансирования, распространения ценных бумаг, налогообложения, кредитования, субсидирования. Материальное регулирование финансовых отношений предмет финансового права , а административное право своими нормами устанавливает процедурурные правила разрешении финансовых вопросов, организационной структуры, формы финансовых отношений, полномочия финансовых отношений. в) Административное и трудовое – общим фактом является неравенство статусов субъектов, одна сторона отношений наделена властными полномочиями относительно другой. Что касается предмета правового регулирования то трудовое право регулирует трудовые отношения работников как участников трудового процесса эти отношения возникают и развиваются на основе материального стимулирования, соц. Страхования, рассмотрения трудовых споров, привлечения к материальной ответственности. Админ-е право регулирует трудовую деятельность людей, организацию трудового процесса. г) Административное и гражданское. Традиционно эти отрасли разграничивались характером интереса, лежащего в основе тех или иных правоотношений. С данной точки зрения админ. Право занимает одно из главных мест в системе публичного права в противоположность гражданскому праву, которое занимает в гражданском праве. В отличие от публичного частное защищается в исковом порядке. Что касается разграничения админ-го и гражданского права по предмету правового регулирования, то следует учитывать, что нормы административного права регулируют некоторые отношения имущественного характера, например управления гос имуществом. В ведении министерств находятся здания сооружения, денежные и валютные средства. Основные задачи по распределению гос имущества выполняет фонд гос имущества, данные отрношения хоть и являются имущественными, но выполняют административно-правовую деятельность по организационно властному распоряжению имуществом. В действующем ГК указано, что относительно имущественных отношений основанных на административном либо ином властном подчинении одной стороны другой гражданское зак-во, как правило не применяется, ст. 2 ГК. Для разграничения следует применять и предмет и метод правового регулирования. 2. Предмет и система административного права. У админ-ного права имеется свой предмет правового регулирования. Административно правовые нормы во 1-ых воздействуют на организацию, распорядительно - исполнительную деятельность, также регулируются организационно управленческие отношения основанные на гос собственности. Предмет – общественные отношения по поводу управления. Во 2-ых нормы административного права, ограничивая сферу свободы индивидов в интересах об- ва создают правоохранительный режим. Создают функцию борьбы с админ-ми правонарушениями. Система админ права. Состоит из 2-х частей: нормы рег-е управление в том числе гос, меньшую часть правоохранительные нормы (карательные). Административное право является классической отраслью права поскольку его нормы реализуют функции права, разграничивают интересы между органами и гражданами. Наличие двух направлений свидетельствуют о том , что эта отрасль, в отличие от других отраслей не имеет единого унифицированного характера , но эти 2 группы админ-но правовых норм объединяет то об-во, что регулируемые или воздействие на общественные отношения осуществляется на основе и для правового порядка – такой порядок управления гос или не гос структурой при котором любой акт админ или судебной власти основывается на законах. В рамках правового порядка админ-но правовые нормы в виде подзаконных актов являются основой определения компетенции органов и правовых статусов служащих, создают правовой режим ответственности за правонарушения. Нормы админ-го права несут важную ф-ю согласования личной свободы со свободой общей, что обеспечивается гос-м через поддержание правового порядка. 3. Метод административного регулирования: значение, содержание и практическое применение. Наряду с предметом административного права важное значение приобретает метод правового регулирования, характеризующий положение сторон в данных правоотношениях. Он связан с установлением и обеспечением прав и обязанностей сторон. В наиболее общем виде метод административно-правового регулирования можно обозначить как неравенство сторон, то есть как метод власти и подчинения. Один из участников отношений — субъект управления, другой — объект управления. Объект, как правило, является зависимым в той или иной степени от субъекта, поэтому объект имеет меньшую компетенцию, чем субъект. При этом одна сторона является юридически властна, а другая — юридически подвластна. Подвластность в управленческих отношениях характеризуется односторонним волеизъявленим, то есть орган, регистрирующий, например, устав какого-либо предприятия, наделен большими полномочиями, чем обратившийся с заявлением о регистрации, поскольку орган, регистрирующий устав, может на законных основаниях отказать в этом (например предъявлены не все документы, нарушен закон). Однако властность административно-правового метода заключается не столько в подчиненности одной стороны другой, сколько в односторонности и юридической обязательности предписаний субъекта управления. В административно-правовом регулировании управленческих отношений используется административное нормотворчество и распорядительство, а также админи-' стративные меры правоохранительного характера. Административное нормотворчество — это установление органами государственного управления подзаконных обязательных правил поведения в сфере исполнительской деятельности. Административное распорядительство проявляется в решениях должностных лиц органов управления приме нительно к вопросам индивидуального характера. Дальнейшее развитие административного нормотворчества и распорядительства в современных условиях связано с улучшением их форм, усовершенствованием законодательства, усилением экономических и организационных рычагов реализации управленческих решений, с повышением профессиональных знаний государственных служащих, внедрением научной организации труда, распространением основ и культуры управленческого труда. К административным мерам правоохранительного характера принадлежат разные формы и методы осуществления контроля и надзора за соблюдением законности и государственной дисциплины в сфере исполнительной деятельности, а также в применении мер воспитательного и принудительного воздействия, предусмотренных законом. Они используются для охраны общественного строя Украины, социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного порядка управления и общественного порядка, для укрепления законности, борьбы с правонарушениями и их предупреждением, воспитания у граждан уважения к Конституции и законам. Как видим, административно-правовой метод отражает властную природу государственного управления, односторонность и юридическую обязательность предписаний субъектов, его осуществляющих. 4. Административно-правовые отношения: понятие, признаки, структура и особенности. Правовое отношение – на основе норм права правовая связь участники которой обладают определёнными правами и обязанностями, взаимными и обеспеченными государством. Признаки административно-правовых отношений: - правовая связь - юридическая связь осуществляется через права и обязанности - связь имеет индивидуальный хар-р для какого правоотношения своя, персонально определённая связь - связь имеет волевой характер – изменение и прекращение от воли - охраняется гос-м Структура правовых отношений: - Субъект - Объект - Права (субъективные) и обязанности (юридические). Если делить юр. Отношения на 2 типа: - имущественные - неимущественные – создают организационно управленческие отношения Административно-правовые отношения разделяются на две большие группы: отношения материального характера и отношения процессуального характера. Возникают административно-правовые отношения на базе административно-правовых норм и являются юридической формой отношений в сфере государственного управления, где стороны принимают участие как носители прав и обязанностей. В этих отношениях обязателен субъект — орган управления или его представитель, поэтому административно-правовые отношения являются властными. Для административно-правовых отношений характеры своеобразные объекты: а) для основной части административно-правовых отношений объектом выступает поведение людей (действие либо бездействие), поскольку без этого отношения не могут быть реализованы; б) в некоторых административно-правовых отношениях, именуемых еще организационно-имущественными, существует сложный объект — поведение людей и имущество. Здесь права и обязанности сторон связаны с совершением определенных действий касательно вещей. Характерными особенностями административно-правовых отношений является следующее: 1. Они складываются в сфере исполнительной, то есть властно-организационной, деятельности. Права и обязанности сторон в этих отношениях всегда тесно связаны с задачами. 2. Эти отношения возникают только в связи с деятельностью органов исполнительной власти. 3. Для этих отношений характерен обязательный субъект — орган исполнительной власти. 4. Специальный субъект административно-правовых отношений всегда действует властно. 5. Эти отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, однако согласие или желание другой стороны не является обязательным. Это объясняется тем, что органы исполнительной власти полномочны по своей собственной инициативе создавать конкретные административно-правовые отношения. 6. Отношения между участниками отношений рассматриваются, как правило, во внесудебном порядке (т.е. административно-правовые отношения). Согласно новой концепции судебной реформы сфера внесудебного рассмотрения административно- правовых отношений сузится, оно будет применяться только в административно- политической деятельности, где существует строгая подчиненность. 7. В случае нарушения одной из сторон требований административно-правовой нормы, данная сторона несет ответственность перед государством в лице ее органов, которыми, как правило, и являются органы исполнительной власти. Они часто наделены правами по применению мер административного, дисциплинарного и материального воздействия. 5. Нормы административного права: понятие, структура, виды. Правовые нормы которыесодействуют поддержанию правового порядка м-ду гос. Органом исполнительной власти, другими гос и не гос структурами, физ-ми лицами являются административно – правовыми нормами, их совокупность составляет админ право. Наиболее существенным признаком правовой нормы является государственно- обязательный характер, по которому норму права отличают от других правил. Административно-правовая норма, как и любая другая, представляет собой установленное государством правило поведения. А специфика содержания административно-правовой нормы состоит в том, что, в отличие от норм других отраслей права, она регулирует отношения в сфере исполнительной деятельности, то есть в определенной сфере общественных отношений: экономических, социальных, административно-политических и др. Такие нормы применяются в отношении 2-х видов: - организационно управленческих - правоохранительных Административно-правовые нормы делятся на запрещающие, обязывающие и уполномочивающие. Это деление несколько условно, ибо норма может быть одновременно запрещающей и обязывающей (проезд в транспорте: запрещается бесплатный проезд, а поэтому каждый обязан купить билет). В административном праве выделяются, по общему правилу, такие группы норм: I группа — нормы, определяющие порядок создания и правовое положение органов исполнительной власти; II группа — нормы, определяющие основы организации и деятельности хозяйственных предприятий и организаций; III группа — нормы, определяющие методы хозяйственного управления разных звеньев (от вышестоящих до нижестоящих); IV группа — нормы, закрепляющие принципы государственной службы, порядок ее прохождения, должностные права и обязанности служащих; V группа — нормы, определяющие юридическую форму и требования, предъявляемые к управленческим решениям; VI группа — нормы, регулирующие порядок осуществления надзора и контроля в сфере управления; VII группа — нормы, регулирующие порядок управления в отдельных сферах общественной жизни (например административно-политическая и др.). Административно-правовые нормы, как и нормы других отраслей права, имеют соответствующую внутреннюю структуру — гипотезу, диспозицию и санкцию. 6. Материальные и процессуальные административно правовые нормы. Материальные – закрепляют систему органов гос управления, структуру, права и обязанности, как органов гос управления так юр и физ лиц Процессуальные – определяют порядок реализации норм материальных устанавливают процедуру их осуществления в сфере исполнительной и распорядительной деятельности. Часто регламентирует порядок реализации материальных норм не только административного но и других 7. Источники административного права. В юридической литературе под источником административного права понимают внешнюю форму выражения его норм. Известно, что по своему содержанию административно-правовая норма отличается от норм прочих отраслей права тем, что регулирует отношения управленческого характера. Нормами административного права определяются границы соответствующего поведенид органов исполнительной власти, их служащих, граждан, а также общественных организаций (их органов) в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства. С помощью административно-правовых норм органы управления, государственные служащие, граждане, общественные организации наделяются определенными полномочиями. В этих нормах устанавливаются также гарантии реализации прав и соблюдение обязанностей. Таким образом, благодаря действию административно-правовых норм создается определенный правовой режим управленческой деятельности. Административно-правовые нормы содержатся непосредственно в Конституции, законодательных актах, нормативных приказах, постановлениях правительства, решениях местных рад, в других нормативных актах государственных органов. К источникам административного права принадлежат не только сами нормативные акты государственных органов, но и утвержденные этими актами кодексы, уставы, правила и т.п., регулирующие управленческую деятельность. Таким образом, источник административного права — акт правотворчества органа государственной власти или управления, состоящий из административно-правовых норм либо даже из одного правила поведения и регулирующий исполнительно- распорядительную деятельность. Ясли акт охватывает наряду с нормами административного права нормы других отраслей права (финансового, гражданского и др.), то для административного права он будет являться источником лишь в части, которая как бы наполнена административно-правовыми нормами. Каждый источник административного права отличается от других своими особенностями, обусловленными целевой направленностью и содержанием норм, его составляющих; их юридической силой, масштабом функционирования (действия). Он может быть общего и локального действия, обязательным для исполнения всеми органами управления и объектами, независимо от подчиненности либо только предприятиями, учреждениями, должностными лицами, подведомственными органу, издавшему акт. В систему источников административного права включены нормативные акты, действующие не только в пределах Украины, но и регулирующие работу украинских учреждений за границей. Относительно административно-территориального устройства республики могут существовать источники, действующие в рамках области, района, города и т.д. Специфика источников административного права определяется и их упорядоченностью, отражающей, в свою очередь, действие принципа централизма, составной частью которого является обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих. Упорядоченность источников выражается в следующем: а) все они основаны на нормах Конституции и законов, имеющих юридическую силу; б) источники — нормативные акты органов государственной власти всех звеньев служат юридической базой для источников — нормативных актов, принимаемых нижестоящими органами исполнительной власти; в) источники — нормативные акты высших органов исполнительной власти отличаются большим масштабом действия, чем аналогичные акты нижестоящих органов; г) источники — нормативные акты отраслевого (ведомственного) характера основываются на источниках общего характера. Учитывая разнообразие источников административного права, целесообразно разделить их на такие виды: 1. Конституция Украины (Основной Закон). 2. Законодательные акты Украины: — законы Украины — Закон Украины «Об образовании» (от 23.03.96) и др. — кодексы, положения, уставы и другие кодифицированные акты управленческого характера — Кодекс Украины об административных правонарушениях и др. 3. Постановления Верховной Рады Украины, содержащие административно-правовые нормы организационно-правового характера: Положение о паспорте гражданина Украины (от 02.09.93 г.). 4. Указы и распоряжения Президента Украины — Положение о министерстве юстиции Украины (от 02.08.93 г.). 5. Нормативные акты органов исполнительной власти Украины: — нормативные постановления в распоряжения Кабинета Министров Украины; — положения, уставы, правила, инструкции, другие акты, утвержденные Кабинетом Министров Украины — Положение о порядке легализации объединений граждан (от 26.02.93 г.); — нормативные приказы, инструкции руководителей министерств, государственных комитетов и ведомств Украины. 6. Нормативные приказы руководителей государственных предприятий, объединений, учреждений и организаций. 7. Нормативные акты местных Рад, их исполнительных органов (решения, предусматривающие в случае их нарушения административную ответственность и др.). 8. Распоряжения местных государственных администраций (их глав). 9. Межправительственные соглашения Украины с другими государствами и международно-правовые акты, ратифицированные и признанные нашим государством. 10. Акты Конституционного Суда Украины (решение о соответствии Конституции Украины постановления Кабинета Министров «Об утверждении перечня платных услуг, предоставляемых в учреждениях здравоохранения и высших медицинских учебных заведениях»). Особое место в системе источников административного права занимают нормативные акты, регулирующие административную ответственность. Это — Кодекс Украины об административных правонарушениях, законодательные акты Украины. Данные акты в комплексе направлены на охрану государственного и общественного порядка, государственного и коллективного имущества, прав и свобод граждан, установленного порядка управления, а также прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Их реализация обеспечивает укрепление законности, предотвращение правонарушений, воспитания граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции и законов Украины, уважения прав, чести и достоинства других граждан, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом. 8. Государственное управление как объект административно-правовых отношений: понятие, структура, функции. Государственное управление обязательно включает три элемента: принятие решения, его выполнение и контроль исполнения. Государственное управление как часть государственной деятельности имеет своим основным назначением осуществление исполнительной власти и включает все три названных элемента. Государственный характер такого управления состоит в том, что в его процессе реализуются задачи, функции и интересы государства. Для его осуществления создаются специальные органы (учреждаются должности), действующие в рамках закона и в пределах своих полномочий. Исполнительная деятельность является основным назначением государственного управления и составляет наиболее важную его сторону. Вместе с тем для непосредственного руководства экономикой, социально-культурным строительством и административно- политической деятельностью, исполнительная деятельность связана непосредственно с распорядительной, составляющей другую сторону государственного управления. Исполнительная и распорядительная деятельность органов исполнительной власти проявляется в отношениях власти и подчинения, предоставлении субъектам этой деятельности юридически-властных полномочий. Как самостоятельная форма государственной деятельности государственное управление обладает присущими ему характерными чертами, вытекающими из его природы, — осуществление исполнительных и распорядительных полномочий: а) имеет общегосударственный характер, поскольку охватывает наиболее важные, стороны жизнедеятельности государства и общества; б) направлена на выполнение Конституции и законов Украины — т.е. является подзаконной деятельностью; в) имеет юридически-властный, распорядительный характер; г) имеет организационное содержание, с его помощью достигается регулирование и координация совместной работы людей; д) является активной и целенаправленной, имеет непосредственными объектами своего влияния отрасли экономического, социального и административно- политического строительства; е) осуществляется непрерывно и постоянно. Содержанием государственного управления является комплекс функций, называемых функциями управления. Через их реализацию субъекты исполнительной власти осуществляют управленческие процессы, достигают поставленной цели. Функция управления связывает в одно целое запланированный результат, практическую деятельность по выполнению намеченных задач и полученный результат. Запланированный результат может быть достигнут лишь в случае, когда правильно, с учетом реальных возможностей (обеспечения материально-финансовыми, человеческими ресурсами (специалистами), объективной информацией, законодательной основой и т.д.) устанавливаются управленческие задачи. Функции государственного управления относительно самостоятельные элементы исполнительной государственной деятельности, осуществляемой на основе закона либо иного правового акта специальной системой органов исполнительной власти, присущими им методами. Своей целью функции управления имеют выполнение задач государства и общества путем властно-организационной деятельности в разных процессуальных формах. 9. Характеристика принципов государственного управления. Государственное управление осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными Конституцией Украины. В современной юридической литературе система принципов государственного управления, как правило, не рассматривается. Однако необходимо отметить, что любая деятельность имеет какую-либо основу, а тем более управленческая. Конституция Украины дает возможность отнести к принципам государственного управления следующие: — ответственности органов исполнительной власти (должностных лиц) за порученное дело, перед человеком и государством; — верховенства права; — законности; — участия граждан и их объединений в управлении; — равноправия граждан в управлении; — гласности. Принцип ответственности органов исполнительной власти и должностных лиц перед человеком и государством вытекает из содержания ст. ст. 2, 17, 19 и др. Конституции Украины. Согласно ст. 2 Конституции государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства. Органы исполнительной власти ответственны перед Президентом Украины, подконтрольны и подотчетны Верховной Раде Украины в рамках, предусмотренных ст. ст. 85, 87 Конституции Украины, органам исполнительной власти высшего уровня, а также районным и областным радам в границах, предусмотренных законом. Решения высших органов являются обязательными для низших в соответствии с распределением их полномочий. Взаимоотношения высших и низших органов исполнительной власти осуществляются на основе субординации. Принцип верховенства права в Украине закреплен в ст. 8 Конституции. В соответствии с ним Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу, а ее нормы являются нормами прямого действия. Законы и другие нормативно- правовые акты принимаются лишь на основании Конституции Украины и должны ей соответствовать. Принцип законности. Данный принцип непосредственно связан с принципом верховенства права и вытекает из него, а также базируется на положениях Конституции Украины, в соответствии с которыми Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в рамках полномочий и способами, предусмотренными Конституцией и законами Украины. Законность должна быть реальной. 10. Система органов государственного управления в Украине, их правовая основа. Субъекты административного права — это все те, кто согласно административно-правовых норм наделены конкретным объемом прав и обязанностей в сфере исполнительной власти. Субъекты государственного управления — это не только органы исполнительной власти, но и государственные служащие, общественные объединения и граждане, являющиеся участниками исполнительной (управленческой) деятельности. Органы исполнительной власти наделены государственно-властными полномочиями для осуществления возложенных на них функций, принимают правовые акты и осуществляют мероприятия, направленные на обеспечение выполнения законов и своих же актов. Органы исполнительной власти различаются по совей организационной структуре, связанной с их задачами и функциями. Прежде всего, внутреннее строение органов зависит от компетенции (чем больше прав, тем больше обязанностей). Тот или другой объем государственной деятельности, возложенный на конкретный орган, или круг вопросов, предусмотренных правовыми актами, которые он вправе решать, называется компетенцией органа (например, в положениях о министерствах приводится круг вопросов, которые они решают). К полномочиям органов исполнительной власти относится право совершения различных действий, имеющих юридический характер. Существуют следующие виды деятельности: нормотворческая; исполнительная; правоохранительная, т.е. по применению норм права. Они и составляют компетенцию органа исполнительной власти. Чем выше орган, тем больший у него объем административных полномочий. Каждый орган исполнительной власти осуществляет функции по управлению какими-либо объектами и одновременно сам является объектом управленческого влияния со стороны других государственных органов. Так, Кабинет Министров осуществляет непосредственное руководство министерствами, а сам ответствен перед Президентом. Существует обратная связь между органами исполнительной власти. Например, Кабинет Министров, управляя министерством, получает информацию, чтобы улучшить его деятельность, т.е. обобщает полученную информацию и принимает соответствующие решения. Вышесказанное позволяет сказать, что орган исполнительной власти — это организация, являющаяся частью государственного аппарата, имеет определенную компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, создается в порядке, установленном законом или другим правовым актом, владеет определенными методами работы, наделена полномочиями выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной деятельности осуществлять руководство экономикой, социально-культурным и административно-политическим строительством. 11. Классификация органов исполнительной власти вы зависимости от государственного устройства, организационных форм, характера компетенции, порядка решения подведомственных вопросов. По объему компетенции органы исполнительной власти делятся на: 1) органы общей компетенции (Кабинет Министров, совет министров АРК, гос. администрации); 2) органы отраслевой компетенции (например Министерство охраны здоровья, ведомства(прокуратура),комитеты); 3) органы специальной компетенции, (это комитеты, выполняющие специфические функции, например Главное архивное управление). К органам специальной компетенции относятся органы межотраслевой компетенции (например Министерство финансов. Государственный комитет статистики, ' Министерство экономики и др.) По порядку организации органы исполнительной власти делятся на создаваемые на основе закона (Кабинет Министров, министерства) и создаваемые на основе других нормативных актов (ведомства при Кабинете Министров, отделы и управления министерств). 12. Центральные органы исполнительной власти: понятие, компетенция, виды. Нормативные акты регламентирующие их деятельность. Центральные — это те органы, полномочия которых распространяются на всю территорию Украины. К ним относятся: 1) Кабинет Министров Украины; 2) министерства, ведомства, гос комитеты, комитеты. С целью усовершенствования структуры исполнительной власти был принят Закон от 18. 04. 1991 г. «О создании Кабинета Министров Украины». Этим законом Совет Министров УССР практически был реорганизован и на его базе создан Кабинет Министров, не отличающийся ни структурой и штатом, ни порядком создания от Совета Министров. В соответствии с действующей Конституцией Украины и Указом президента от 14.12.96 «О составе каб. Мин-в» Кабинет Министров Украины создается в составе: Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр, три вице-премьер- министра, министры. Кабинет Министров является высшим органом в системе органов исполнительной власти. Он ответствен перед Президентом Украины, подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины в границах, предусмотренных ст. ст. 85, 87 Конституции Украины. Кабинет Министров Украины возглавляет Премьер-министр, руководящий его работой, направляет ее на выполнение Программы деятельности Кабинета Министров, утвержденной Верховой Радой Украины. Вновь созданный Кабинет Министров Украины подает на рассмотрение и утверждение Верховной Рады Украины Программу деятельности на срок своих полномочий. Премьер-министр входит с предложением к Президенту Украины о создании, реорганизации и ликвидации министерств и других центральных органов исполнительной власти. Премьер-министр, другие члены Кабинета Министров имеют право заявлять Президенту Украины о своей отставке. Следствием отставки Премьер-министра является отставка всего состава Кабинета Министров Украины. Кабинет Министров, отставка которого принята Президентом Украины, по его поручению продолжает выполнять свои полномочия до начала работы вновь сформированного Кабинета Министров, но не более шестидесяти дней. Премьер-министр Украины обязан подать Президенту Украины заявление об отставке Кабинета Министров по решению Президента Украины либо в связи с принятием Верховной Радой Украины резолюции недоверия. Верховная Рада Украины по предложению не менее одной трети народных депутатов Украины от ее конституционного состава может рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины и принять резолюцию недоверия ему большинством конституционного состава Верховной Рады Украины (ст. 87 Конституции Украины). В рамках своих полномочий Кабинет Министров: 1) обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, выполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины; 2) принимает меры к осуществлению прав и свобод человека и гражданина; 3) обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования; 4) разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального и культурного развития Украины; 5) обеспечивает равные условия развития всех форм собственности; осуществляет управление объектами государственной собственности в соответствии с законом; 6) разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает выполнение бюджета, утвержденного Верховной Радой Украины, подает Верховной Раде Украины отчет о его выполнении; 7) осуществляет меры по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины, общественного порядка, борьбы с преступностью; 8) организует и обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности Украины, таможенного дела; 9) направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти; 10) выполняет другие функции, определенные Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины. В рамках своей компетенции Кабинет Министров издает постановления и распоряжения, обязательные к выполнению. Его акты подписывает Премьер- министр Украины. Постановления Кабинета Министров Украины носят нормативный характер; распоряжения, как правило, нормативный характер не носят. Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины, министерств и других центральных органов исполнительной власти подлежат регистрации в порядке, установленном законом. Организация, полномочия и порядок деятельности Кабинета Министров определяются Конституцией и законами Украины (ст. 120 Конституции). 3. Министерства и ведомства в системе органов исполнительной власти Центральными органами исполнительной власти, выполняющими задачи общегосударственного руководства и действующими на всей территории Украины, являются министерства. Они являются главными субъектами выработки и реализации государственной политики в соответствующих отраслях и сферах деятельности, поэтапного внедрения административной реформы в Украине. С целью совершенствования системы государственного управления, повышения эффективности функционирования оранов исполнительной власти, усиления ведущей роли министерств Указом Президента Украины от 13.03.99 г. «Об изменениях в системе центральных органов исполнительной власти Украины» внесены такие изменения: созданы, ликвидированы, преобразованы и переименованы органы исполнительной власти, а также утверждена схема их организации и взаимодействия. Центральные органы исполнительной власти, не являющиеся министерствами, называются ведомствами. К ним относятся: комитеты, главные управления, государственные инспекции, комитеты и т.п., а также органы, создаваемые при Кабинете Министров или при министерствах. Разграничение министерств и ведомств проводится в соответствии с характером, объемом и масштабом деятельности, порядком формирования. Министерства руководят определенной отраслью или несколькими отраслями (Министерство экономики) либо сферами управленческой деятельности (Министерство образования руководит дошкольным и школьным обучением, профессионально-техническим образованием, высшим образованием и т.д.). При министерствах могут создаваться инспекции, которые выполняют функции межотраслевого характера. Министры в рамках своих полномочий издают приказы, а также инструкции, распоряжения. Министерства и другие центральные органы исполнительной власти образуются, реорганизуются и ликвидируются по представлению Премьер-министра Украины. В таком же порядке Президент Украины назначает членов Кабинета Министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти (ст. 106 Конституции Украины). 13. Местные органы исполнительной власти: понятие, компетенция, виды. Нормативные акты регламентирующие их деятельность. Исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации. Они выполняют свои функции в соответствии с законами о них. Особенности осуществления исполнительной власти в городах Киеве и Севастополе определяются отдельными законами Украины. Состав местных государственных администраций формируют главы местных администраций. Главы местных государственных администраций назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом Украины по представлению Кабинета Министров Украины. Главы местных государственных администраций при осуществлении своих полномочий ответственны перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины, подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня. Местные государственные администрации подотчетны и подконтрольны радам в части полномочий, делегированных им соответствующими районными или областными радами, а также органам исполнительной власти высшего уровня. Решения глав местных государственных администраций, противоречащие Конституции и законам Украины, другим актам законодательства Украины, могут быть в соответствии с законом отменены Президентом Украины или главой местной администрации высшего уровня. Областная или районная рада может высказать недоверие главе соответствующей местной государственной администрации, на основании чего Президент Украины принимает решение и дает обоснованный ответ. Если недоверие главе областной или районной государственной администрации высказали две трети депутатов от состава соответствующей рады. Президент принимает решение об отставке главы местной государственной администрации. Местные государственные администрации на соответствующей территории обеспечивают: 1) выполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов исполнительной власти; 2) законность и правопорядок, соблюдение прав и свобод граждан; 3) выполнение государственных и региональных программ социально- экономического и культурного развития, программ охраны окружающей природной среды, а в местах компактного проживания коренных народов и национальных меньшинств — также программ их национально-культурного развития; 4) подготовку и выполнение соответствующих областных и районных бюджетов; 5) отчет о выполнении соответствующих бюджетов Г и программ; | 6) взаимодействие с органами местного самоуправления; 7) реализацию других наделенных государством, а также делегированных соответствующими Радами полномочий. Деятельность местных органов исполнительной власти базируется на следующих принципах: а) законность; б) личная ответственность; в) объединение общегосударственных и местных интересов; г) взаимодействие с органами местного самоуправления; д) гласность; е) учет взглядов населения. Для правового, организационного, материально-технического обеспечения деятельности местных органов исполнительной власти создаются отделы, управления и другие структурные подразделения местных органов исполнительной власти. Их перечень утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 15.05.98 г. Типовые Положения о них разрабатываются и утверждаются также Кабинетом Министров Украины. 14. Механизм государства: понятие, признаки, структура. Государственный механизм Представительная власть – законодательные органы, органы местного самоуправления, советы Исполнительная власть – кабинет министров, администрации, исполкомы. Юрисдикционная – судебные, прокурорские, контрольно-надзорные В совокупности гос органы дают понятие гос механизма. Гос аппарат является частью гос механизма, а гос орган частью гос аппарата. 15. понятие и признаки органа исполнительной власти. Специфика гос органов исполнительной власти, что только они занимаются непосредственно управлением. Орган исполнительной власти – организационно обособленная часть гос управленческого аппарата, который осуществляет от имени и по поручению гос-ва соответствующие ф-ии и в соответственно наделён компетенцией, структурой и территориальным масштабом деятельности. Признаки - орган управления осуществляет функции государства реализуя законы и подзаконные акты органов вышестоящего уровня. - Наличие компетенции – предмет ведения, права, обязанности и территориальные границы деятельности каждого органа закрепляются в штатном расписании. - Самостоятельность (относительная), автономия, т.е. каждый орган исполнительной власти в праве в пределах полномочий принимать решения. - Предметность. Для органа исполнительной власти необходимо значительное количество ресурсов материальных, финансовых, людских. 16. государственные служащие как субъекты административно-правовых отношений: правовая основа, права и обязанности, требования и ограничения, защита статуса. Государственная служба органически связана с государством, его ролью и местом в жизни общества. В деятельности государственных служащих реализуются задачи и функции государства, поскольку каждая должность — это круг служебных обязанностей, составляющих часть компетенции соответствующего государственного органа. Компетенция лежит в основе структуры органа и одновременно имеет целью создание личного состава государственного органа или его аппарата — государственных служащих. С должностью — первичным структурным подразделением (единицей) связан круг вопросов: установление должностей, правила и способы их замещения, служебная карьера, порядок перехода с одной должности на другую и т.д. Принят ряд законов и подзаконных актов, регулирующих отдельные направления государственно-служебной деятельности: о пограничных войсках Украины, об Арбитражном суде Украины, о Прокуратуре Украины, о Вооруженных Силах Украины, об образовании, о милиции Украины и др. Все они в той или иной степени касаются вопросов организации и прохождения государственной службы в соответствующих государственных органах. Закон Украины от 16. 12. 1993 г. «О государственной службе», направленный на урегулирование общественных отношений, охватывающих деятельность государства по созданию правовых, организационных, экономических и социальных условий реализации гражданами Украины права на государственную службу. В преамбуле Закона указано, что он определяет общие принципы деятельности, а также статус государственных служащих, работающих в государственных органах и их аппарате, но содержание Закона позволяет сделать вывод о том, что он практически регулирует деятельность аппарата органов исполнительной власти. Вместе с тем Закон «О государственной службе» — это первый законодательный акт в истории Украины, направленный на урегулирование одной из важнейших сторон (или частей) деятельности государства. В нем впервые на официальном уровне сформулировано понятие государственной службы в Украине (ст. 1) как профессиональной деятельности лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате и получающих заработную плату из государственных средств. Есть все основания считать, что понятие государственной службы объединяет самые главные элементы содержания служебной деятельности, |
|
© 2007 |
|