РУБРИКИ

Шпора: Шпоры по административному праву Украины

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Шпоры по административному праву Украины

Убеждение – принуждение

Разрешение – принуждение

Единоначалие – коллегиальность

Экономическое стимулирование – админ-е распорядительство

Субординация – координация

Централизация – самоуправление

Для сохранения стабильности и устойчивости системы органов управления

необходимо применять противоположные методы управления.

В целом управленческие методы можно разделить на научные и ненаучные,

демократические и диктаторские, гибкие и жесткие, государственные и

общественные, творческие и шаблонные, административные и экономи­ческие,

прямого и непрямого воздействия.

Одни методы носят общий характер, присущи всем ви­дам государственной

деятельности, всем государствен­ным органам, другие — лишь отдельным из них.

Это дает возможность разделить их на общие и специальные.

Методы деятельности органов управления, применяе­мые на важнейших стадиях

управленческого процесса, получили название общих, а применяемые при

испол­нении отдельных функций или на отдельных стадиях процесса управления,

называются специальными.

К общим, как правило, относятся методы:

а) убеждения и принуждения (по признаку примене­ния властных полномочий);

б) прямого или непрямого воздействия (по способу воздействия);

в) административного и экономического воздействия (по характеру воздействия);

г) надзора и контроля (по цели воздействия);

д) регулирования, руководства и управления, в том числе оперативного (по

степени воздействия на объек­ты управления).

Общее руководство имеет целью практическое про­ведение в жизнь общей политики

и принципов в соот­ветствующих отраслях управления, осуществления кон­троля

за подчиненными объектами и разработку направ­лений их деятельности.

Управление — это прямое систематическое воздей­ствие субъектов управления на

объекты, повседневное управление оперативного характера.

Хотя тот или иной метод управления применяется с учетом субъективных и

объективных факторов, других условий, способы воздействия субъекта на объект

долж­ны быть не изолированными акциями, а единым про­цессом взаимосвязанных и

взаимообусловленных спо­собов правления. Методы составляют единую систему

способов воздействия, связаны друг с другом, переплета­ются. Так,

административный и экономический методы

должны применяться в единстве, поскольку это дает воз­можность

государственным органам создавать, поддер­живать и гарантировать юридические

границы деятель-| ности соответствующих структур и организаций, высту­пать

собственником в государственном секторе эконо­мики, контролером, регулятором

прибыли, реализовать инвестиционный режим общенациональных экономи­ческих,

экологических, научных и других программ, вы­ступать гарантом государственных

интересов в между­народных отношениях и т.п. В управлении следует при­менять

все методы в различных комбинациях, что дает наибольший эффект.

39. Характеристика административного и экономического методов управления.

Административный и экономический активно используются на противопоставлении

для организованного существования систем. Соотношения изменяются в

зависимости от экономики и роли права. При любых формаг гос устойства

организации исполнительной власти типов экономики административное

распорядительство не только необходимо, но и неизбежно. Административный

метод связан с административно-правовой формой деятельности, которой являются

акты управления. Организационно правовые методы, - узаконивание уставов и

контроль.

Административный метод представляет воздействие субъектов управления на его

объект, через режим власных указаний.

Признаки:

1. Задачи органа управления не всегда соответствуют интересам иполнителелей

правового акта. Прямое воздействие на объект управления проявляется в том,

что субъектом определяется ближайшая и конкретная цель, задачи, порядок, срок

выполнения, обеспечение реальными условиями выполнения задачи на ближайший

период.

2. Административные методы дают однозначное решение ситуации. Имеют

обязательную силу для адресата и исключают альтернативу.

3. Административные акты являются основным инструментом данного метода имеют

обязательный характер для исполнения, их не выполнение влечёт юр

ответственность.

4. Этому методу присущи централизация, единоначалие, субординация, иерархия,

императивность, которая при определённых условиях и соответствующем

юридическом оформлении принимают значение самостоятельно действующих методов

управления. Экономический метод управления не

предусматривает жёсткого администрирования, но использованный гос органом

принимает обязательный характер и последствия неисполнения проявляются в

материальных убытках, упущенной выгоде, основной признак – опосредованное

воздействие через имущественные интересы и потребности в рамках эконом-х

факторов.

Налоги, субсидии, субвенции, премирование, плата за фонды, комерческое

кредитование, гос заказ, экономические санкции.

Применение, объединение этих методов позволяет государству и органам:

- создать, поддерживать и гарантировать правильные р-ки субъектов

собственности и предпринимательства всех товаропроизводителей.

- Выступать общенациональной казной, сборщиком налогов, контролёром

- Монетарным двором, регулятором прибыли.

- Быть собственником и распорядителем гос сектора.

- Инвестировать различные программы

- Брать на себя разрешение конфликтов.

40. Понятие убеждения и принуждения как методов управления.

Универсальными методами государственного управле­ния, применяемыми во всех

отраслях и сферах, на всех уровнях управления, а во многих случаях и

определяю­щими содержание и конкретное проявление других ме­тодов, являются

убеждение и принуждение. Эти методы, наиболее последовательно реализуются

через механизм прав и обязанностей, подчеркивают властность управле­ния,

особенность отношений власти и подчиненности.

Методы убеж­дения и принуждения нельзя отрывать друг от друга, по­скольку

между ними существует диалектическое единст­во, они носят объективный

характер и их применение оп­ределяется уровнем развития общественных

отношений.

Содержание убеждения как особенного способа пра­вового воздействия

заключается в том, чтобы субъекты государственного управления придерживались

требова­ний через их внутреннее признание, а не вследствие сле­пого

подчинения требованиям власти.

Таким образом, убеждение — это система методов правового и неправового

характера, осуществляемая го­сударственными и общественными органами, которая

проявляется в применении воспитательных, разъясни­тельных и поощрительных мер

с целью формирования у граждан понимания необходимости четкого выполне­ния

требований законов и других правовых актов.

В государственном управлении применяются следую­щие основные виды убеждения:

— организация государственных и общественных ме­роприятий, направленных на

решение конкретных за­дач (учет, контроль, принятие необходимых документов,

проведение семинаров, собраний и т.п.);

— воспитание (экономическое, правовое, моральное и др.);

— разъяснение задач государственного управления;

— инструктаж лиц подчиненного аппарата и обще­ственности по вопросам наиболее

действенного выпол­нения поставленных задач;

— поощрение (моральное — благодарность, награж­дение почетным знаком,

присвоение почетного звания и т.д., материальное — денежные премии, путевки

от­дельным лицам или группам лиц и др.);

— критика работы и поведения отдельных лиц.

Государственное принуждение в нашей стране явля­ется вспомогательным методом

государственного воз­действия, осуществляется на основе убеждения и толь­ко

после его применения.

Государственное принуждение — это психологиче­ское или физическое воздействие

государственных ор­ганов (должностных лиц) на определенных лиц с целью

принудить, заставить их выполнять правовые нормы; су­ществует две формы

государственного принуждения — судебная и административная. Применяются и

меры об­щественного принуждения, которые не являются госу­дарственными .

Таким образом, административное принуждение — это один из видов

государственного принуждения. Ему, как и государственному принуждению в

целом, присущи чер­ты, суть которых — применение государственными органами, а

в отдельных случаях и должностными лицами мер принудительного характера для

обеспечения надле­жащего поведения людей.

— административное принуждение применяется для:

а) предупреждения совершения правонарушений; б) пре­сечения административных

проступков; в) привлечения к административной ответственности.

Административное право применяется на основе ад­министративно-процессуальных

норм.

Таким образом, административное принуждение — это система мер

психологического или физического воз­действия на сознание и поведение людей с

целью дости­жения четкого выполнения установленных обязанностей, развития

общественных отношений в рамках закона, обеспечения правопорядка и

законности.

Принудительные меры административного характе­ра применяются органами

исполнительной власти, су­дами (судьями) для воздействия на граждан и

должно­стных лиц с целью выполнения ими юридических обяза­тельств, пресечения

противоправных действий, привле­чения к ответственности правонарушителей,

обеспече­ния общественного порядка.

41. Виды административного принуждения и их правовой режим.

Изъятие вещей и документов. Изъятие проводит­ся в административном

порядке у лиц, нарушающих нор­мы административного законодательства или, в

некото­рых случаях, другие правовые нормы. Согласно действую­щему

законодательству изъятию подлежат вещи и доку­менты, являющиеся орудием или

непосредственным объ­ектом правонарушения. Порядок и условия данного изъ­ятия

регулируются КоАП Украины (ст. 265).

Административное задержание. Это принудитель­ное кратковременное

ограничение свободы действий и пе­ремещения граждан, совершивших

административный проступок. Данная мера применяется с целью: пресече­ния

административных правонарушений, когда исчерпа­ны другие меры воздействия;

установления личности; со­ставления протокола об административном

правонару­шении, если это обязательно, но невозможно выполнить на месте

совершения правонарушения; обеспечения свое­временного и правильного

рассмотрения дел и выполне­ния постановлений по делам об административных

пра­вонарушениях; личного досмотра, досмотра вещей и изъ­ятия вещей и

документов (ч. 1 ст. 260 КоАП Украины).

Административное задержание лица, совершившего ад­министративное

правонарушение, может продолжаться не более трех часов, за исключением

случаев, когда законо­дательными актами установлены другие сроки. Условия,

порядок и срок административного задержания регули­руются КоАП Украины (ст.

ст. 260—263, 267 гл. 20) и Законом Украины «О милиции» (п. 5 ст. 11).

Личный досмотр и досмотр вещей. Как мера пре­сечения административных

проступков личный досмотр и досмотр вещей применяется с целью обеспечения

про­изводства по делам об административных правонаруше­ниях. В этом случае

составляется отдельный протокол или об этом делается соответствующая запись в

прото­коле об административном правонарушении или в про­токоле об

административном задержании. Порядок лич­ного досмотра и досмотра вещей

регулируется ст. 265 КоАП, Таможенным кодексом и другими законодатель­ными

актами Украины.

Меры. физического воздействия, применение специ­альных средств и

огнестрельного оружия. Данные сред­ства имеет право применять милиция, а

также работни­ки других органов внутренних дел, привлекаемые к вы­полнению

задач милиции по охране общественного по­рядка, общественной безопасности и

борьбы с преступно­стью (ст. 9 Закона Украины «О милиции»). Применению данных

средств должно предшествовать предупреждение, если позволяют обстоятельства.

Запрещается применять их к женщинам с явными признаками беременности, лицам

пожилого возраста или с явными признаками ин­валидности и к малолетним детям,

кроме случаев группового нападения, угрожающих жизни и здоровью лю­дей,

работников милиции, а также вооруженного нападе­ния или вооруженного

сопротивления. Если избежать применение силы невозможно, она не должна

превышать меры, необходимой для выполнения возложенных на ми­лицию

обязанностей, и сводить к минимуму возможность причинения вреда здоровью

правонарушителей и других граждан. Условия и рамки применения средств

физиче­ского воздействия, специальных средств и огнестрельно­го оружия, а также

перечень специальных средств при­веден в разделе III Закона Украины «О

милиции».

Привод и официальное предостережение. Назван­ный вид пресечения

административных проступков осу­ществляется органами милиции. В наше время

привод используется для доставки в соответствующие государ­ственные органы или

учреждения согласно действующе­му законодательству и с санкции прокурора

граждан, ук­лоняющихся от призыва на воинскую службу, больных СПИДом и других

(п. 22 ст. 10 Закона Украины «О ми­лиции»), ст. 14 Закона Украины «О

предупреждении за­болевания СПИДом и социальную защиту населения»).

Официальное предостережение, на наш взгляд, следует рассматривать как меру

административного предупре­ждения, но в тех случаях, когда официальное

предосте­режение применяется после привода, его можно отнести к мерам

пресечения, например: привод лиц для преду­преждения о привлечении к

административной ответ­ственности; привод лиц, для которых судами

установ­лено наказание, не связанное с лишением свободы.

Временное отстранение от управления транс­портными средствами, запрещение

эксплуатации ме­ханизмов и выполнения работ. Работники милиции имеют право

задерживать и отстранять от управления транспортными средствами лиц,

находящихся в состоя­нии опьянения, не имеющих документов на право управ­ления

или пользования транспортными средствами, за­прещать их эксплуатацию,

задерживать и доставлять транспортные средства для временного хранения и т.д.

(абзац 2 и 3 п. 21 ст. 11 Закона Украины «О милиции»). В некоторых случаях

соответствующими органами применяется такая мера пресечения, как отстранение от

выполнения работ. Так, органам государственного сани­тарного надзора

предоставлено право временно отстра­нять от работы лиц, которые являются

бациллоносите­лями и могут быть причиной распространения инфек­ционных

заболевании. Применяется данная мера и в других случаях.

42. Меры пресечения и предупредительные меры в административном принуждении.

Меры административного предупреждения носят про­филактический характер.

Наиболее широкая компетенция в применении пре­дупредительных мер принадлежит

органам внутренних дел (милиции).

Нам кажется, к этим мерам следует отнести сле­дующие.

1. Требование прекращения отдельных действий. Ор­ганы милиции вправе

требовать от граждан и должно­стных лиц прекращения действий, препятствующих

осу­ществлению полномочий милиции (п. 1 ст. 11 Закона Украины «О милиции»),

2. Проверка документов. Работники милиции име­ют право проверить

у граждан при подозрении в совер­шении правонарушений документы, удостоверяющие

личность, а также другие документы, необходимые для выяснения вопроса о

соблюдении правил, надзор и кон­троль за выполнением которых возложены на

милицию (п. 2 ст. 11 Закона).

3. Учет и официальное предостережение граждан. Ведется учет лиц,

подлежащих профилактическому воз­действию на основании законодательства и в

установ­ленном им порядке. Эти лицам может выноситься офи­циальное

предостережение о недопустимости противо­правного поведения (п. 4 ст. 11

Закона).

4. Досмотр. Работникам милиции предоставлено пра­во проводить досмотр

ручной клади, багажа и пассажи­ров гражданских воздушных, морских и речных

судов согласно действующего законодательства (п. 14 ст. 11 Закона). Подобный

досмотр могут проводить также ра­ботники гражданской авиации, таможенных

органов, по­граничных войск (Таможенный кодекс Украины и За­кон Украины «О

Государственной границе Украины»),

Следует заметить необходимость отличия досмотра как меры административного

предупреждения от дос­мотра, направленного на решение вопроса о привлече­нии

к административной или уголовной ответственно­сти и на обеспечение

производства в делах об админи­стративных правонарушениях.

Меры административного пресечения — это принуди­тельное прекращение

противоправных действий, имею­щих признаки административного проступка, а в

неко­торых случаях и преступления, направленное на недопу­щение пагубных

последствий и на обеспечение примене­ния к виновному лицу административного

взыскания, а в исключительных случаях — уголовного наказания.

Требование от граждан и должностных лиц прекра­щения действий, нарушающих

общественный порядок. При этом работникам милиции дано право на месте

выносить устное предупреждение лицам, допустившим незначитель­ные

административные нарушения, а в случае невыполне­ния высказанных требований

применения мер, предусмот­ренных Законом Украины «О милиции» (п. 1 ст. 11).

Административное задержание. Это принудитель­ное кратковременное

ограничение свободы действий и пе­ремещения граждан, совершивших

административный проступок. Данная мера применяется с целью: пресече­ния

административных правонарушений, когда исчерпа­ны другие меры воздействия;

установления личности; со­ставления протокола об административном

правонару­шении, если это обязательно, но невозможно выполнить на месте

совершения правонарушения; обеспечения свое­временного и правильного

рассмотрения дел и выполне­ния постановлений по делам об административных

пра­вонарушениях; личного досмотра, досмотра вещей и изъ­ятия вещей и

документов (ч. 1 ст. 260 КоАП Украины).

Административное задержание лица, совершившего ад­министративное

правонарушение, может продолжаться не более трех часов, за исключением

случаев, когда законо­дательными актами установлены другие сроки. Условия,

порядок и срок административного задержания регули­руются КоАП Украины (ст.

ст. 260—263, 267 гл. 20) и Законом Украины «О милиции» (п. 5 ст. 11).

Личный досмотр и досмотр вещей. Как мера пре­сечения административных

проступков личный досмотр и досмотр вещей применяется с целью обеспечения

про­изводства по делам об административных правонаруше­ниях. В этом случае

составляется отдельный протокол или об этом делается соответствующая запись в

прото­коле об административном правонарушении или в про­токоле об

административном задержании. Порядок лич­ного досмотра и досмотра вещей

регулируется ст. 265 КоАП, Таможенным кодексом и другими законодатель­ными

актами Украины.

Меры. физического воздействия, применение специ­альных средств и

огнестрельного оружия. Данные сред­ства имеет право применять милиция, а

также работни­ки других органов внутренних дел, привлекаемые к вы­полнению

задач милиции по охране общественного по­рядка, общественной безопасности и

борьбы с преступно­стью (ст. 9 Закона Украины «О милиции»). Применению данных

средств должно предшествовать предупреждение, если позволяют обстоятельства.

Запрещается применять их к женщинам с явными признаками беременности, лицам

пожилого возраста или с явными признаками ин­валидности и к малолетним детям,

кроме случаев группового нападения, угрожающих жизни и здоровью лю­дей,

работников милиции, а также вооруженного нападе­ния или вооруженного

сопротивления. Если избежать применение силы невозможно, она не должна

превышать меры, необходимой для выполнения возложенных на ми­лицию

обязанностей, и сводить к минимуму возможность причинения вреда здоровью

правонарушителей и других граждан. Условия и рамки применения средств

физиче­ского воздействия, специальных средств и огнестрельно­го оружия, а также

перечень специальных средств при­веден в разделе III Закона Украины «О

милиции».Привод и официальное предостережение. Назван­ный вид

пресечения административных проступков осу­ществляется органами милиции. В наше

время привод используется для доставки в соответствующие государ­ственные

органы или учреждения согласно действующе­му законодательству и с санкции

прокурора граждан, ук­лоняющихся от призыва на воинскую службу, больных СПИДом

и других (п. 22 ст. 10 Закона Украины «О ми­лиции»), ст. 14 Закона Украины «О

предупреждении за­болевания СПИДом и социальную защиту населения»). Официальное

предостережение, на наш взгляд, следует рассматривать как меру

административного предупре­ждения, но в тех случаях, когда официальное

предосте­режение применяется после привода, его можно отнести к мерам

пресечения, например: привод лиц для преду­преждения о привлечении к

административной ответ­ственности; привод лиц, для которых судами установ­лено

наказание, не связанное с лишением свободы.

43. Понятие законности и дисциплины в сфере исполнительной власти.

Законность является обязательной для всего государ­ственного механизма,

гражданского общества (государ­ственных органов и организаций,

государственных слу­жащих, общественных и религиозных объединений,

ин­формационных источников и т.п.), а также для всех гра­ждан. Законность —

это прежде всего наличие реально действующих правовых норм надлежащего

качества, их последовательное и неуклонное выполнение всеми субъ­ектами

права. Как специфические регуляторы общест­венных отношений законы и другие

правовые предпи­сания должны отвечать достигнутому в государстве уров­ню

экономики, культуры, личной свободы, морально-эти­ческим нормам.

Законодательство должно быть сред­ством легализации права государством с

целью обеспе­чения интересов общества, граждан, поддерживания ре­жима

демократии, поскольку она является основой жиз­неспособности, разумного

функционирования государст­ва и общества на основании закона. Только закон

мо­жет ограничивать свободу отдельного лица в интересах других, чем в первую

очередь подчеркивается верховен­ство закона перед другими правовыми

предписаниями в правовом государстве.

В юридической литературе законность рассматрива­ется с различных позиций: как

принцип государствен­ной деятельности, как метод государственного

руково­дства обществом, как резким взаимоотношений населе­ния и

государственных органов. Наиболее важной сто­роной законности является та,

что раскрывает ее как ре­жим взаимодействия граждан и общественных

объеди­нений с субъектами власти. Режим законности обеспе­чивает возможность

реализации прав и законных инте­ресов личности, ее всестороннего развития,

формирова­ния и развития гражданского общества. По наличию за­конности

общественная жизнь, все виды государствен­ной деятельности подчинены

неуклонному действию права, при помощи которого достигаются согласован­ность

действий, организованность и порядок в общего­сударственном масштабе.

Режим законности должен пронизывать деятельность всех государственных и

негосударственных органов и ор­ганизаций, всех граждан, но особую роль он

играет в сфе­ре исполнительной деятельности, где имеет свои специ­фические

проявления.

Во-первых, среди субъектов власти органы государ­ственного управления,

администрация государственных предприятий, организаций и учреждений составляют

наиболее многочисленную группу, а поэтому с ними ча­ще всего вступают в

отношения граждане и их органи­зации. Перед аппаратом государственного

управления стоит задача обеспечения выполнения юридических норм большим

количеством субъектов права.

Во-вторых, субъекты исполнительной власти издают много правовых предписаний,

которые должны отвечать действующему законодательству, а также применяют

за­коны и другие законодательные акты.

В-третьих, субъекты государственного управления ис­пользуют меры

административного принуждения, осу­ществляют юрисдикционную деятельность.

В-четвертых, они наделены значительными властны­ми полномочиями (которые

могут расширяться в чрез­вычайных условиях). В их ведении находятся армия,

ор­ганы внутренних дел, исправительно-трудовые заведе­ния и т.п.

Важным для поддержания законности является то, чтобы органы исполнительной

власти выполняли не только законы, но и те предписания, которые они изда­ют

самостоятельно. Они также должны обязательно вы­полнять изданные согласно

закону акты высших орга­нов управления, судебных органов, местных органов

го­сударственной исполнительной власти и органов местнего самоуправления. При

таких условиях будет под­держиваться необходимая дисциплина в

государствен­ном управлении, которая имеет функциональное значе­ние. Это

дисциплина финансовая, ценообразование, штат­ная, трудовая, исполнительная,

технологическая и т.п.

Таким образом, создание стойкого правового режи­ма требует:

1) наличия развитого законодательства и системы правовых норм, которая на нем

базируется;

2) гарантий, которые обеспечивали бы надежное и по­следовательное выполнение

юридических предписаний всеми участниками управленческих отношений;

3) механизма принуждения, четко действующего в пределах законности.

Организация и функционирование аппарата государ­ственного управления должны

регулироваться, в первую очередь, законами как актами высшей юридической

си­лы, закрепляющими принципы, основные направления, формы и методы

управленческой деятельности, устанав­ливающими правовой статус граждан, их

отношения с исполнительными структурами. Наряду с этим разви­тая правовая

основа исполнительной деятельности долж­на отвечать и другим критериям:

соответствие юриди­ческих норм праву, полнота и диференцированность сис­темы

норм, их стабильность, высокая юридическая тех­ника, доступность нормативного

материала.

44. Сущность и система способов обеспечения законности в сфере исполнительной

власти.

Все государственные органы наряду с осуществлени­ем своих непосредственных

функций обязаны прини­мать меры по поддержанию режима законности. Этим

занимаются законодательные органы, органы государст­венной исполнительной

власти, а также специально соз­данные органы — судебные и прокуратура.

Определен­ное место в этом деле отводится общественности (тру­довым

коллективам, общественным объединениям).

В деле обеспечения законности важную роль играет институт обжалования

гражданами незаконных дейст­вий органов государственного управления,

должностных лиц и негосударственных объединений, а также заявле­ний и

обращений граждан к соответствующим органам исполнительной власти.

Поддерживание режима законности в государствен­ном управлении осуществляется

путем контроля (его составной части — проверки выполнения) и надзора.

Контрольная деятельность обеспечивает системати­ческую проверку выполнения

законов, других норматив­ных актов, соблюдения государственной дисциплины и

правопорядка. Контроль является составной частью управления, средством

выполнения его задач. Контроль следует рассматривать как функцию управления.

По­этому особенность контроля состоит во вмешательстве контролирующих в

оперативную деятельность подкон­трольных, в даче им обязательных указаний,

прекраще­нии, изменении или отмене актов управления) приня­тии мер

принуждения относительно подконтрольных должностных лиц.

Проверка исполнения как составная часть контроль­ной деятельности носит

тематический характер и состо­ит в проверке исполнения определенных законов и

нор­мативных актов подчиненным аппаратом.

Надзор имеет целью выявление, предупреждение пра­вонарушений, устранение их

последствий и привлечения виновных к ответственности. Органы, осуществляющие

функции надзора, не наделены правом вмешиваться в оперативную и хозяйственную

деятельность объектов надзора, изменять или отменять акты органов

государ­ственного управления.

Существует два вида надзора: а) надзор, осуществляе­мый органами прокуратуры,

— общий надзор; он будет осуществляться (п. 9 разд. XV Конституции Украины)

до ввода в действие законов, регулирующих деятельность государственных

органов по контролю за соблюдением законов; б) надзор со стороны различных

государствен­ных инспекций и служб — административный надзор.

Прокурорский надзор осуществляется за соблюдени­ем и правильным применением

законов Кабинетом Ми­нистров Украины, министерствами, ведомствами,

государ­ственными комитетами, другими органами государствен­ного и

хозяйственного управления и контроля, правитель­ством Автономной Республики

Крым, местными Радами, их исполнительными комитетами, военными частями,

по­литическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями,

предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности,

под­чиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами. При его

осуществлении органы прокурату­ры не наделены правом применять любые меры

прину­дительного характера, а только могут ставить вопрос о привлечении к

административной, дисциплинарной от­ветственности, об уголовном преследовании.

Административный надзор также имеет целью пре­дупреждение, выявление и

прекращение противоправ­ных действий, устранение причин и условий

правона­рушений. Но при осуществлении этого вида надзора го­сударственные

инспекции и службы могут применять меры административного принуждения в

случае выяв­ления нарушения соответствующих предписаний в сфере деятельности,

подведомственной той или другой инспек­ции или службе.

Последовательная реализация законности нуждает­ся в соответствующей системе

ее гарантий. В юридиче­ской литературе различают общие условия и специаль­ные

юридические, организационно-правовые средства обеспечения режима законности.

Среди общих условий можно отметить политические, экономические,

организационные, идеологические. Ре­ально они могут иметь место только в

правовом госу­дарстве при условиях функционирования гражданско­го общества

независимо от государства, распределения власти, независимой прессы и других

информационных источников, политического плюрализма, децентрализа­ции

государственных структур, экономических свобод.

Большое значение для поддержания режима закон­ности имеет правовая культура

должностных лиц и гра­ждан, признание абсолютной ценности основных прав

личности.

Специальные юридические способы обеспечения за­конности — это поощрение,

контроль и принуждение.

45. Соотношение контроля, проверок исполнения, надзора.

Поддерживание режима законности в государствен­ном управлении осуществляется

путем контроля (его составной части — проверки выполнения) и надзора.

Контрольная деятельность обеспечивает системати­ческую проверку выполнения

законов, других норматив­ных актов, соблюдения государственной дисциплины и

правопорядка. Контроль является составной частью управления, средством

выполнения его задач. Контроль следует рассматривать как функцию управления.

По­этому особенность контроля состоит во вмешательстве контролирующих в

оперативную деятельность подкон­трольных, в даче им обязательных указаний,

прекраще­нии, изменении или отмене актов управления) приня­тии мер

принуждения относительно подконтрольных должностных лиц.

Проверка исполнения как составная часть контроль­ной деятельности носит

тематический характер и состо­ит в проверке исполнения определенных законов и

нор­мативных актов подчиненным аппаратом.

Надзор имеет целью выявление, предупреждение пра­вонарушений, устранение их

последствий и привлечения виновных к ответственности. Органы, осуществляющие

функции надзора, не наделены правом вмешиваться в оперативную и хозяйственную

деятельность объектов надзора, изменять или отменять акты органов

государ­ственного управления.

Существует два вида надзора: а) надзор, осуществляе­мый органами прокуратуры,

— общий надзор; он будет осуществляться (п. 9 разд. XV Конституции Украины)

до ввода в действие законов, регулирующих деятельность государственных

органов по контролю за соблюдением законов; б) надзор со стороны различных

государствен­ных инспекций и служб — административный надзор.

Прокурорский надзор осуществляется за соблюдени­ем и правильным применением

законов Кабинетом Ми­нистров Украины, министерствами, ведомствами,

государ­ственными комитетами, другими органами государствен­ного и

хозяйственного управления и контроля, правитель­ством Автономной Республики

Крым, местными Радами, их исполнительными комитетами, военными частями,

по­литическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями,

предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности,

под­чиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами. При его

осуществлении органы прокурату­ры не наделены правом применять любые меры

прину­дительного характера, а только могут ставить вопрос о привлечении к

административной, дисциплинарной от­ветственности, об уголовном преследовании.

Административный надзор также имеет целью пре­дупреждение, выявление и

прекращение противоправ­ных действий, устранение причин и условий

правона­рушений. Но при осуществлении этого вида надзора го­сударственные

инспекции и службы могут применять меры административного принуждения в

случае выяв­ления нарушения соответствующих предписаний в сфере деятельности,

подведомственной той или другой инспек­ции или службе.

46. Формы межведомственного контроля: понятие, виды, характеристика

деятельности.

Вневедомственный (межведомственный) контроль осуществляется по специальному

кругу вопросов, касающихся органов управления, предприятий, учреждений,

организаций независимо от ведомственной подчиненно­сти, а в некоторых случаях

и форм собственности.

К органам вневедомственного контроля относятся контрольно-ревизионная служба

и государственные ин­спекции: налоговая, по делам защиты прав потребите­лей,

по контролю за ценами, за вывозом материальных ценностей, за состоянием

ядерной и радиационной безо­пасности, за соблюдением стандартов,

государственные пожарная, автомобильная, экологическая инспекции и др. К

специализированным инспекциям принадлежат инспекции пробирного,

сельскохозяйственного, газового, ветеринарного, рыбного, горного,

технического надзора и тому подобное.

В соответствии с Законом Украины от 26.01.93 г. «О государственной

контрольно-ревизионной службе в Украине» при Министерстве финансов создано и

дейст­вует Главное контрольно-ревизионное управление Ук­раины для

осуществления государственного контроля за расходованием средств,

материальных ценностей, их со­хранением, состоянием и достоверностью

бухгалтерского учета и отчетности. В Автономной Республике Крым, об­ластях,

городах Киеве и Севастополе действуют кон­трольно-ревизионные управления, а в

городах, районах, городских районах — контрольно-ревизионные группы (отделы).

Контроль осуществляется в формах ревизий и про­верок. Ревизия — это

документальный контроль финан­сово-хозяйственной деятельности, по итогам

которой со­ставляется акт. Проверка — это обследование и изуче­ние отдельных

направлений финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой

составляется справка или подробная записка.

Органы государственной контрольно-ревизионной службы, контролируя движение

ценностей, средств и их фактическое наличие, вправе: беспрепятственно

посе­щать любые помещения; прекращать на расчетных сче­тах операции;

требовать от руководителей проведения ревизий; опечатывать помещения, кассы,

изымать необ­ходимые документы и получать от кредитных учреж­дений

необходимые ведомости, документы, справки о бан­

ковских операциях и счетах; получать объяснение, вы­двигать требования

относительно устранения выявлен­ных нарушений; взыскивать в пользу государства

сред­ства, полученные вследствие незаконных действий и на­рушения

законодательства; рассматривать дела об ад­министративных правонарушениях в

финансовой сфе­ре (ст. 2341 КоАП Украины).

Государственные специализированные инспекции, создаваемые при отраслевых

органах государственного управления, в соответствии со своим статусом

осуще­ствляют надзорные функции за соблюдением общеобя­зательных правил,

действующих в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства,

строительства, фи­нансов, охраны природы; контролируют соблюдение стандартов,

нормативов, инструкций. Эти инспекции не имеют права вмешиваться в

повседневную работу адми­нистрации подконтрольного объекта (независимо от

форм собственности), оценивать управленческую дея­тельность органов

исполнительной власти, администра­ции предприятий, организаций, учреждений.

В соответствии со своим профилем инспекции осу­ществляют проверку,

обследование, участвуют в прове­дении ревизий, рейдов и т.п. Должностные лица

госу­дарственных инспекций вправе знакомиться с докумен­тами, требовать

объяснений во время выявления нару­шений и ставить перед высшими органами

вопрос о при­влечении виновных в нарушениях к дисциплинарной ответственности,

давать предписания об устранении на­рушений законности, причин и условий,

которые им со­действуют. Определенные государственные инспекции и их

должностные лица наделены правом применять ме­ры административного

принуждения, в том числе на­лагать на виновных административные взыскания.

Пе­речень государственных инспекций, их должностных лиц и компетенция по

вопросам наложения админист­ративных взысканий, предусмотрены КоАП Украины.

Исполнительные комитеты местных Рад осуществля­ют контроль за деятельностью

предприятий (любых форм собственности), учреждений, Аранспорта, за

исполь­зованием природных ресурсов, за состоянием учета, от­четности,

общественного порядка, санитарным состоянием, за выплатами в бюджет и

выполнением общеобя­зательных решений, которые принимаются ими и мест­ными

Радами.

47. Судебный контроль за законностью деятельности исполнительной власти.

Суды подчинены закону. Судебный контроль не прямой т.к. контролируется

законность не законов, а актов основанных на законе.

Законность действий гос служащих. Отличие от Англосаксонского где суд

осуществляет законодательную деятельность. Суд осуществляет контроль в 2-х

формах:

- Деятельность суда по рассмотрению административных дел. Эта

деятельность по проверке законности актов управления по обращениям

заинтересованных лиц. Дела искового и особого производства. Глава 29-30 ГПК.

Судебные решения отменяют или изменяют незаконные акты органив исполнительной

власти.

- Непрямой контроль в виде частных определений – информируют гос-е

органы, объединения граждан о выявленных нарушениях закона. Ст 340УПК 235ГПК.

Представление судъи имеет ти же цель. Выносится в свободной форме. Не

применение мер по ликвидации влекут за собой админ ответственность.

Конституционный Суд Украины является единым ор­ганом конституционной

юрисдикции в Украине. Он ре­шает вопрос о соответствии законов и других

правовых актов Конституции Украины и дает официальное толко­вание Конституции

и законов Украины. Свою деятель­ность Конституционный Суд осуществляет в

соответст­вии с Конституцией Украины (разд. XII) Закона «О Кон­ституционном

Суде Украины» от 16.10.96 г.

При рассмотрении гражданских дел по искам, в том числе и таких, где одной из

сторон является орган госу­дарственного управления, суд (судья) оценивает его

дей­ствия с точки зрения их соответствия закону, восстанав­ливает нарушенные

права и тем самым фактически от­меняет (изменяет) незаконный акт управления,

ставший основой конкретного спора, В таких случаях суд может также выносить

отдельное постановление в соответст­вии со ст. 235 ГПК Украины, судья

единовременно — представление. Цель отдельного постановления и пред­ставления

при рассмотрении гражданских дел та же, что и при принятии решения по

уголовному делу. В дан­ном случае речь идет о гражданских делах искового и

особого производства (об увольнении с работы, о возме­щении убытков,

нанесенных неправильными действия­ми должностных лиц, жилищных делах и др.).

Оставление соответствующим органом или должно­стным лицом отдельного

постановления или представ­ления судьи без рассмотрения или неприменения мер

по устранению указанных в них нарушений закона, как и несвоевременный ответ

на отдельное постановление или представление, влекут за собой

административную ответственность.

Широкими полномочиями по контролю в государст­венном управлении наделены суды

при рассмотрении жа­лоб граждан. Право на жалобу является неотъемлемым правом

гражданина. Обжаловать можно любые действия, а также бездеятельность

работников государственных и общественных органов, предприятий, организаций,

учре­ждений, контролирующих и других структур.

Предметом жалобы могут быть действия, ущемляю­щие права и законные интересы

как самого граждани­на, так и других лиц.

Значительное количество составляют жалобы граж­дан в связи с рассмотрением

дел об административных правонарушениях юрисдикционными органами

(упол­номоченными рассматривать дела об административных

правонарушениях) и их должностными Улицами. Но в этих случаях жалобу

может подать лицо, привлеченное к ответственности, или потерпевший. Порядок

обжало­вания в этих случаях устанавливается ст. 288 КоАП Ук­раины.

При рассмотрении таких жалоб судья проверяет за­конность и обоснованность

вынесенного постановления в деле об административном правонарушении; если он

найдет, что это постановление противоречит закону, от­меняет его и закрывает

дело.

48. Обеспечение законности в управлении способами общего надзора прокуратуры.

Акты прокурорского надзора.

Согласно закону Украины от 05.11.91 г. «О прокура­туре» прокуратура Украины

осуществляет надзор за со­блюдением и правильным применением законов. В

сфе­ре исполнительной деятельности органы прокуратуры осуществляют общий

надзор, который заключается в про­верке соответствия законам актов и действий

всех госу­дарственных органов, объединений граждан, предприятий, учреждений

(независимо от форм собственности, подчи­ненности, принадлежности),

должностных лиц и граждан. Органы прокуратуры не осуществляют надзор за

закон­ностью актов, принимаемых Верховной Радой, а также указов и

распоряжений Президента Украины. Правовые акты и действия всех других органов

исполнительной вла­сти, органов местного самоуправления, объединений

гра­ждан, предприятий, организаций и учреждений незави­симо от форм

собственности, должностных лиц и граж­дан являются поднадзорными прокуратуре.

При осуществлении общего надзора прокуроры не на­делены непосредственно

правом применения меры при­нудительного воздействия относительно устранения

на­рушений законности, отмены противозаконных актов управления и их

изменения, освобождать или назначать работников, налагать на виновных

взыскание.

Выполняя свои надзорные функции, прокуроры ис­пользуют присущие только им

методы и формы.

В юридической литературе под методами общенад­зорной деятельности понимают те

приемы и средства, при помощи которых выявляются нарушения законов. Так,

прокуроры вправе: затребовать предоставление им документов и сведений,

беспрепятственно входить в по­мещение, осуществлять на местах проверку законов,

тре­бовать от соответствующих органов и должностных лиц проведения проверок и

ревизий подчиненных объектов, требовать от должностных лиц и граждан

письменных объяснений по поводу нарушений законов.

Одной из задач общего надзора прокуратуры — вы­явление нарушения закона и

нарушителя, устранение выявленных нарушений и привлечение нарушителя к

предусмотренной законом ответственности.

Формы прокурорского реагирования на обнаружен­ные нарушения законов — это те

средства, которые ис­пользуются прокурором для поддерживания режима

за­конности, т.е. акты прокурорского реагирования. Закон называет четыре вида

таких актов: протест, представ­ление, предписание и постановление прокурора в

поряд­ке общего надзора.

Протест (ст. 21 Закона Украины «О прокуратуре») принимается прокурором

(его заместителем) с целью от­мены юридического акта или приведения его в

соответ­ствие с законом, а также прекращения незаконных дей­ствий

руководителей, должностных лиц, восстановления нарушенного права. Протест

приносится в орган, издав­ший противозаконный акт, или в вышестоящий орган,

которые должны его рассмотреть в течение 10-ти дней и принять меры

реагирования. О решении, принятом в связи с протестом, следует сообщить

прокурору. Дейст­вие опротестованного акта прекращается до рассмотре­нию

протеста.

Если протест отклонен или соответствующие органы (должностное лицо)

уклоняются от его рассмотрения, прокурор может обратиться в течение 15-ти

дней с мо­мента получения сообщения об отклонении протеста или истечении

срока его рассмотрения с заявлением в суд о признании акта незаконным. Подача

заявления приос-танавливает действие правового акта.

Прокурор вправе отозвать протест или сделать в нем изменения до начала

рассмотрения протеста в судебном заседании, а в ходе судебного заседании

высказать дру­гое, чем в протесте, мнение. Протест может быть ото­зван или

изменен вышестоящим прокурором.

Представление (ст. 23 Закона Украины «О прокура­туре») — это письменный

правовой акт прокурора, в ко­тором анализируются выявленные нарушения законов в

актах и действиях поднадзорных органов (должност­ных лиц). Оно имеет

предупредительный характер, его цель — устранения нарушений, причин и условий,

им со­действующих, а также привлечения к ответственности ви­новных лиц. В

месячный срок должны быть приняты ме­ры по устранению нарушений закона, причин

и условий, им содействующих, и об этом сообщается прокурору.

Ос­тавление представления без рассмотрения или несвоевре­менный ответ влекут

административную ответственность должностных лиц согласно ст. 1856

КоАП Украины.

В зависимости от характера нарушения закона долж­ностным лицом или

гражданином прокурор (замести­тель) выносит мотивированное постановление (ст.

24 За­кона Украины «О прокуратуре») о дисциплинарном про­изводстве,

производстве об административном правона­рушении или о возбуждении уголовного

дела в отноше­нии этих лиц.

Постановление о нарушении дисциплинарного про­изводства или производства об

административном пра­вонарушении должно быть рассмотрено соответствую­щим

органом (должностным лицом) в 10-дневной срок после его поступления. О

результатах сообщается про­курору, который вынес постановление.

Письменное предписание (ст. 22 Закона Украины «О прокуратуре»)

направляется в случае, когда нарушение закона имеет очевидный характер и может

причинить существенный вред интересам государства, предприятия, учреждения, а

также гражданам, если оно не будет не­медленно устранено. Письменное

предписание вносит­ся прокурором (заместителем) органу или должностно­му лицу,

допустившим нарушение, или органу или долж­ностному лицу высшего уровня,

правомочным устранить нарушение. . Предписание подлежит немедленному

исполнению, о чем сообщается прокурору. Оно может быть обжалова­но

соответствующим органом или должностным лицом вишестоящему прокурору, который

обязан рассмотреть жалобу в течение 10-и дней. Решение высшего проку­рора

является окончательным.

ГРАЖДАНСКИЕ ИСКИ

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.