РУБРИКИ

Шпора: Шпоры по административному праву Украины

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Шпора: Шпоры по административному праву Украины

охватывающие наибо­лее существенные ее стороны, указывает также на

зна­чительную организаторскую роль государства в реше­нии проблем управления

разными отраслями экономи­ки, социально-культурного строительства и т.д.,

посколь­ку от профессиональных знаний кадров управления за­висит выполнение

государственных задач и функций.

В соответствии со ст. 2 Закона должность — это определенная структурой и

штатным расписанием пер­вичная структурная единица государственного органа и

его аппарата, на которую возложен установленный нор­мативными актами круг

служебных полномочий. Должностные лица: ими считаются руководители и

заместители руководителей государствен­ных органов и их аппарата, другие

государственные слу­жащие, на которых законами или иными нормативны­ми актами

возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-

совещательных функций.

Требования при поступлении граж-н на гос службу изложены в з-не «О гос службе»

1. Запрет на службу на предприятии или учреждении в близком родстве

или свойстве. Если подконтрольны или подотчётны друг другу.

2. Не могут быть приняты лица лишённые судом права занимать должности.

3. Запрещается совмещение некоторых государственных должностей с

работой.

К специальным требованиям:

- возрастной ценз

- наличие специального образования

- учёного звания

- практический стажпроведение квалификационных испытаний

- состояние здоровья

- принесение присяги.

Права гос служащих совпадают с их обязанностями и выступают как

правообязанности. Основной обязанностью является соблюдение конституции,

законов издаваемых органами гос-ва. Исполнять обязанности внутреннего

распорядка, служебных инструкций.

Гос служащий имеет право знакомиться со сведениями составляющими гос тайну,

перечень сведений устанавливается в общегосударственном маштабе. Гарантия

соблюдения прав гос служащего продолжительность времени службы.

Защита статуса – предусмотренный законом комплекс мер по обеспечению

защиты жизни, здоровья, имущества и жилища работников гос управления, их семей

от посягательства лиц,. Обиженных действиями в связи с исполнением гос

служащими своих обязанностей. Закон « О гос защите» от23.12.93.

17. Комплектование должностей государственных служащих. Порядок прохождения

государственной службы. Прекращение государственной службы.

Единая номенклатура должностей служащих предполагает деление на 3 гркппы:

- руководители

- специалисты

- технические исполнители

За основу классификации обладание властными полномочиями. Помогает решить

вопрос о привлечении к уголовной или административной ответственности за

совершение служебного правонарушения.

Выделяют:

- административно – вспомогательный персонал

- функциональный

- должностных лиц

- представителей власти

Порядок принятия на государственную службу уре­гулирован Законом (ст. 15), а

также Положением, утвер­жденным Кабинетом Министров Украины. Принятие на

должность осуществляется на конкурсной основе, дан­ные о вакансиях должностей

государственных служа­щих подлежат публикации и распространению через

средства массовой информации не позже, чем за месяц до проведения конкурса.

Некоторые процедуры приня­тия на службу могут устанавливаться другими

закона­ми Украины, но при этом запрещается требование от кандидатов на

государственную службу сведений и до­кументов, предоставление которых не

предусмотрено за­конодательством Украины.

Этой же статьей впервые в практику государственно­го строительства Украины

законодательно вводится ин­ститут патронатной службы. В зарубежной практике

этот институт известен давно. Содержание его сводится к то­му, что вразрез с

общим правилом, когда избранными или принятыми на должность в государственный

орган или его аппарат не могут быть лица, которые будут находиться в

непосредственном подчинении лиц, являющихся их близкими родственниками или

свояками, руководители высших государственных органов имеют право

самостоя­тельно подбирать и принимать лиц на должности своих помощников,

руководителей пресс-служб и секретарей со­гласно штатному расписанию и

категории, соответствую­щей должности. Следовательно, на такие должности

мо­гут приниматься родственники, свояки, друзья. Правом подбирать на

должности своих помощников, руководи­телей пресс-служб, советников и

секретарей в соответст­вии с Законом «О Государственной службе» обладают

Президент Украины, Председатель Верховной Рады Ук­раины, члены Правительства

Украины. Таким правом наделены также главы местных государственных

адми­нистраций.

При зачислении на государственную службу служа­щие принимают присягу, о чем

делается запись в тру­довой книжке; может также устанавливаться

испыта­тельный срок продолжительностью до шести месяцев, а принятые на службу

могут проходить стажировку сро­ком до двух месяцев с целью приобретения

практиче­ского опыта и проверки деловых качеств.

Впервые в практику государственной службы в Ук­раине вводится отстранение от

выполнения полномочий по должности без решения соответствующих

правоох­ранительных органов, которое может быть принято ру­ководителем того

государственного органа, где работа­ет служащий, если невыполнение служебных

обязанно­стей привело к человеческим жертвам, причинило зна­чительный

материальный или моральный ущерб гражданину, государству, предприятию,

учреждению, объединению граждан. Продолжительность отстранения от выполнения

полномочий по должности не должна превышать продолжительности служебного

расследования — двух месяцев. Если правомерность данного решения не

подтверждается результатами служебного решения, оно отменяется.

18. Юридическая ответственность государственных служащих: понятие, виды.

Лица, виновные в нарушении законодательства о го­сударственной службе, несут

гражданскую, администра­тивную или уголовную ответственность согласно

дейст­вующему законодательству.

Дисциплинарная ответственность применяется к го­сударственному служащему при

невыполнении или не­надлежащем выполнении служебных обязанностей, пре­вышении

полномочий, нарушении ограничений, связан­ных с прохождением службы, а также

за поступок, по­рочащий его как государственного служащего, или

дис­кредитирующий государственный орган, в котором он работает. Кроме

дисциплинарных взысканий, предусмот­ренных действующим законодательством

Украины о труде, к служащим могут применяться предупреждение о неполном

служебном соответствии и задержка до од­ного года в присвоении очередного

ранга или в назна­чении на более высокую должность.

24 апреля 1998г указ президента о концепции борьбы с коррупцией на 1998-

2005г. В правовом отношении коррупция представляет совокупность различных по

характеру но единых по сути коррупционных правонарушений (уголовных,

административных, гражданско-правовых и дисциплинарных). Коррупционная

деятельность сама не является составом преступления, а является

собирательным понятием. Заключается в использовании должностными лицами

доверенных им прав и полномочий для личного обогащения.

19. Индивидуальные субъекты административно-правовых отношений: понятие, виды.

Субъекты административного права — это все те, кто согласно административно-

правовых норм наделены конкретным объемом прав и обязанностей в сфере

ис­полнительной власти.

Относятся: граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, беженцы.

20. Административно-правовой статус граждан: административная

правоспособность и дееспособность.

Административно-правовой статус гражданина Ук­раины определяется объемом и

характером админи­стративной правосубъектности, которую составляют

ад­министративные правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность — это признание законом за гражданином

фактической возможности яв­ляться субъектом административного права, иметь

пра­ва и обязанности административно-правового характера. Административная

правоспособность возникает с момента рождения человека. Ее объем

устанавливается и изме­няется с помощью административно-правовых норм. Она

подтверждается документами о гражданстве — паспор­том гражданина Украины, а

для лиц до 16 лет — свиде­тельством о рождении.

Правоспособность не может быть ограниченной или отчужденной, от нее

невозможно отказаться доброволь­но (поскольку такой отказ не имеет

юридической силы). Правоспособность человека создает юридическое поня­тие

личности и гражданина. Только в случаях, преду­смотренных уголовным или

административным зако­нодательством, гражданин может быть лишен какой-ли­бо

части административной правоспособности — права перемещения, лишения

родительских прав и т.п.

Административная дееспособность граждан являет­ся второй составной частью

административной право­субъектности. При этом административная

правоспо­собность является основой административной дееспособ­ности граждан,

поскольку создает условия, при которых реализуются их субъективные права и

обязанности.

Административная дееспособность — это признанная законодательством

способность граждан своими дейст­виями приобретать и осуществлять права и

выполнять обязанности административно-правового характера. Гра­жданин

считается полностью дееспособным при дости­жении 18-летнего возраста. Вместе

с тем и при дости­жении 16-летнего возраста у гражданина возникает

ад­министративная дееспособность: получение паспорта и соблюдение правил

паспортной системы, охрана приро­ды и т.п. В некоторых случаях

административная дее­способность может наступить и до достижения челове­ком

16-летнего возраста (право на труд).

Права и обязанности граждан можно условно разде­лить на две группы: 2)

указывающие на положение че­ловека в социальной структуре государства; они

связы­ваются не с моментом рождения, а с достижением определенного возраста

(избирательное право, право и обя­занность воинской службы) — так называемые

устав­ные права; б) позволяющие гражданину реализовать имеющиеся права —

личные, социально-экономические;

они называются адекватными. Права и обязанности обе­их групп в совокупности

создают понятие — правосубъектность.

21. Способы защиты прав граждан: понятие, виды.

22. Административные обращения граждан: основные виды обращений.

В соответствии со ст. 40 Конституции Украины, все имеют право направлять

индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в

органы государственной власти, органы местного само­управления, или к

должностным лицам этих органов, ко­торые обязаны рассмотреть обращение и дать

обоснован­ный ответ в установленный законом срок. Через обра­щения граждан

воплощается в жизнь конституционный принцип участия граждан в управлении

государственны­ми и общественными делами. Обращение является так­же важной

формой контроля за законностью деятельно­сти государственных органов и

органов местного само­управления, обеспечения прав и свобод граждан.

Вопросы практической реализации права на обраще­ние урегулированы Законом

Украины «Об обращени­ях граждан» от 02.10.96 г. Обеспечивая гражданам

Ук­раины возможности на обращение. Закон детализирует и развивает

конституционные положения, предоставляя им право обращаться не только в

органы государствен­ной власти и местного самоуправления, но и в объеди­нения

граждан, учреждения, организации независимо от форм собственности, на

предприятия, в средства массо­вой информации, к должностным лицам в

соответствии с их функциональными обязанностями относительно реализации своих

социально-экономических, политиче­ских и личных прав и законных интересов или

их на­рушении.

Закон называет три вида обращений граждан — пред­ложения (замечания),

заявления (ходатайства), жалобы.

Предложение (замечание) — обращение граждан, в ко­торых дается совет,

рекомендация относительно деятель­ности органов государственной власти и

местного само­управления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также

высказываются мысли по урегулированию пра­вовых принципов государственной и

общественной жиз­ни, социально-культурных и других сфер деятельности

государства и общества.

Заявление (ходатайство) — обращения граждан с просьбой о содействии- в

реализации закрепленных Кон­ституцией и действующим законодательством их прав

и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства или

недостатках в деятельности пред­приятий, учреждений, организаций независимо

от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов местных рад,

должностных лиц, а также высказывания мыслей об улучшении их деятельности.

Ходатайство — письменное обращение с просьбой о признании за лицом

соответствующего статуса прав и свобод и т.п.

Жалоба — обращение с требованием о восстановле­нии прав и защите законных

интересов граждан, нару­шенных действиями (бездеятельностью), решениями

го­сударственных органов, органов местного самоуправле­ния, учреждений,

организаций, объединений граждан, предприятий, должностных лиц.

Обращение адресуется субъектам, в полномочия ко­торых входит решение

поставленных вопросов. В обра­щениях должны быть указаны фамилия, имя,

отчество, место жительства гражданина, содержание поставленно­го вопроса,

замечания, предложения, заявления или жа­лобы, просьбы или требования.

Письменные обращения должны быть подписаны заявителем (заявителями) с

указанием даты. При несоблюдении этих требований об­ращение возвращается

заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее 10 дней со дня его

поступле­ния. Обращения, оформленные в соответствии с требо­ваниями и

поданные в установленном порядке подле­жат обязательному принятию и

рассмотрению. Если по­ставленные в обращении вопросы не входят в компетен­цию

субъектов, куда оно поступило, то в срок не более 5 дней такое обращение

пересылается по принадлежно­сти, о чем сообщается заявителю.

О результатах рассмотрения обращений сообщает­ся заявителям. В случае отказа

в удовлетворении тре­бований, изложенных в заявлении (ходатайстве) в

пись­менной форме предоставляется мотивированный отказ, а также разъяснения

порядка обжалования принято­го решения. Обращения Героев Советского Союза,

Ге­роев Социалистического Труда, инвалидов Великой Оте­чественной войны

рассматриваются первыми руково­дителями лично.

23. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданство отличаются

несущественно. Объем их прав и обязанностей более узок, чем у граждан

Украины, но по общему правилу они пользуются теми же правами и не них

возлагаются те же обязанности, что и на граждан Украины. Отличия связаны с

отсутствием гражданства у этой категории лиц, что является самым главным

ком­понентом административно-правового статуса лица.

Правосубъектность этих лиц возникает с момента прибытия в Украину и

завершается со времени остав­ления ее территории.

Административно-правовой статус иностранных граж­дан регламентируется Законом

Украины от 04.02.94 г. «О правовом статусе иностранцев», а также

междуна­родными соглашениями. Статус лиц, не имеющих гра­жданства, но

находящихся на территории Украины, оп­ределяется законодательством Украины.

Для иностранных граждан и лиц без гражданства обя­зательными являются нормы

Конституции Украины и других законов, общеобязательные правила, касающие­

ся охраны природы, санитарной, пожарной безопасности, общественного порядка,

пользования транспортными средствами, въезда и выезда. Не пользуются данные

ли­ца также частью прав и обязанностей, составляющих группу исключительных

прав и обязанностей граждан Украины (избирательное право, иметь паспорт

гражда­нина Украины и т.д.).

В целом основные ограничения для иностранных гра­ждан и лиц без гражданства

следующие:

— эти лица не могут занимать ряд должностей (Пре­зидента, судьи, пребывать на

должности в составе мор­ских и воздушных экипажей и т.п.);

— эти лица не имеют доступа к государственным должностям, служба на которых

связана с государствен­ной тайной;

— эти лица не могут служить в Вооруженных Силах Украины;

— для этих лиц допускается ограничение в передви­жении или пребывании в

отдельных местах;

— для этих лиц определены отдельные правила пас­портного режима, поступления

в учебные заведения и т.п.;

— для этих лиц установлена особенная администра­тивная деликтоспособность.

При регулировании правового статуса иностранных граждан Украина исходит из

принципа взаимности в от­ношениях с другими государствами. Административно-

правовой статус лиц, имеющих дипломатические приви­легии, определяется наряду

с законодательством Украи­ны международными правилами и международными

со­глашениями Украины с другими государствами.

24. Административно – правовой статус беженца по законодательству Украины.

В этом Законе под сроком "беженец" понимается иностранец (иностранный

гражданин или лицо без гражданства), что вследствие обгрунтованих опасений

стать жертвой преследований за признаками расовой, национальной

принадлежности, отношение к религии, гражданства, принадлежности к

определенной социальной группе илиd политических убеждений

вынужденный оставить территорию государства, гражданином которой он есть

(или территорию страны своего постоянного проживание), и не может или не

желает пользоваться защитой этой государства вследствие указанных опасений

и относительно которого в порядке и при условиях, определенных этим

Законом, приняты решения о предоставлении нему статуса беженца.

Лицо, которое подало заявление о предоставлении статуса беженца, имеет

право на: временное трудоустройство или обучение; медпомощь и социально-

бытовые услуги; пользование жильем, предоставленным в пункте временного

размещения к решению вопроса о предоставлении статуса беженца, но на срок не

большее трех месяцев; свободное исповедование своей религии. Лицо, которое

подало заявление о предоставлении статуса беженца, обязанная: подать в

соответствующий орган миграционной службы сведения, необходимые для решения

вопроса о предоставлении статуса беженца; при получении направления органа

миграционной службы отбыть к определенному месту временного проживания и в

трехдневный срок зарегистрироваться в местном органе внутренних дел;

придерживать установленного действующим законодательством порядка

пребывание на территории Украины; проходить медицинский обзор на требование

органов здравоохранения. Лицо, которое получило статус беженца, имеет право

на: выбор места временного проживания из предложенного ей миграционной

службой перечня населенных пунктов и передвижение на территории Украины

при условиях соблюдения правил, установленных для иностранцев; работу за

наймом или на предпринимательскую деятельность, приобретение в собственность

имущества при условиях, предусмотренных законодательством Украины для

иностранцев; здравоохранение и отдых в порядке, предусмотренному

законодательством для граждан Украины; получение денежной помощи, пенсий

и других видов социального обеспечения в порядке, определенному

Кабинетом Министров Украины; пользование жильем, предоставленным в месте

временного проживания; обучение в порядке, предусмотренному законодательством

Украины для иностранцев; пользование достояниями культуры; свободу совести и

свободное отправление религиозных обрядов; неприкосновенность лица, жилья,

охрану законом личного жизнь, тайны переписки, телефонных разговоров и

телеграфных

сообщений; судебная защита от посягательств в честь и достоинство, жизнь

и здоровье, личную свободу и жилье, а также защита имущественных и

неимущественных прав; вступление к легализованным общественным организациям

соответственно

их уставов (положений). ЛИСТ ПРИБЫТИЯ

25. Объединения граждан как субъекты административно-правовых отношений.

Граждане Украины в соответствии со ст. 36 Консти­туции Украины имеют право на

свободу объединения в политические партии и общественные организации.

Объ­единение граждан — добровольное общественное фор­мирование, созданное на

основании единства интересов для осуществления и защиты своих прав и свобод,

а так­же удовлетворения политических, экономических, соци­альных, культурных

и других интересов.

Право граждан на свободу объединений является не­отъемлемым правом человека.

Государство способству­ет развитию политической и гражданской активности,

творческой инициативы граждан и создает равные ус­ловия для деятельности их

объединений. Осуществле­ние права на объединение не подлежит ни одним

огра­ничениям, кроме тех, что предусмотрены законом и яв­ляются необходимыми

для интересов национальной безопасности, общественного порядка или защиты

прав и свобод других людей, охраны здоровья населения.

Главным, чем общественные организации отличают­ся от государственных органов

и организаций, являет­ся то, что первые в отношениях с другими субъектами

права и между собой выступают от своего имени и не наделены государственно-

властными полномочиями.

К общественным объединениям принадлежат дви­жения, конгрессы, ассоциации,

фонды, союзы и другие формирования, которые в соответствии с Законом Ук­раины

«Об объединениях граждан» определяются как политические партии или

общественные организации.

Политическими партиями считаются объединения граждан, являющиеся сторонниками

определенной об­щенациональной программы общественного развития; их главная

цель — участие в выработке государствен­ной политики, формировании органов

власти, местного самоуправления и представительство в их составе.

Общественной организацией является объединение граждан для удовлетворения и

защиты законных соци­альных, экономических, творческих, возрастных,

нацио­нально-культурных, спортивных и других общественных интересов. Таким

образом, общественные объединения отличаются от государственных органов и

организаций еще и тем, что они создаются по какому-либо признаку (возрастом,

национальностью, профессией и т.п.).

Общественные объединения при исполнении своих ус­тавных обязанностей вступают

в правовые отношения с государственными органами, в том числе с органами

го­сударственной исполнительной власти. В таких случаях они являются

носителями административной правоспо­собности, а возникающие отношения

являются админи­стративно-правовыми, поскольку они реализуются в сфере

государственного управления, где участники имеют вза­имные права и

обязанности. Большинство администра­тивно-правовых отношений, возникающих с

участием объединений граждан, характеризуются отсутствием «власти и

подчинения»; это так называемые горизонталь­ные административные отношения

(внесение предложе­ний органам власти и управления, защита своих закон­ных

интересов и законных интересов своих членов (уча­стников) в государственных

органах). В то же время не­которым административно-правовым отношениям с

уча­стием объединений граждан может быть присущ элемент «власти» (при

осуществлении государственного надзора и контроля деятельности общественных

объединений).

Политические партии и общественные организации через представителей,

избранных в законодательные ор­ганы, Рады, органы местного самоуправления и

т.п., при­нимают участие в разработке и осуществлении полити­ки государства,

в управлении государственными и обще­ственными делами на основе их программ и

уставов в соответствии с действующим законодательством.

Основы административно-правового статуса объеди­нений граждан урегулированы

прежде всего Конститу­цией Украины, Законом Украины от 16.06.92 г. «Об

объ­единениях граждан». Положением о порядке легализа­ции объединений

граждан, утвержденным постановлени­ем Кабинетом Министров Украины от 26.02.93

г.. Поло­жением об общих собраниях граждан по месту житель­ства в Украине,

утвержденным постановлением Верхов­ной Рады Украины от 17.12.93 г..

Временными прави­лами рассмотрения заявлений о регистрации уставов

об­щественных объединений, утвержденными Советом Ми­нистров УССР от 21.12.90

г. и др.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов объединений

граждан, руководствуясь принци­пом невмешательства государственных органов и

долж­ностных лиц в деятельность объединений граждан и не­вмешательства

граждан в деятельность государственных органов, должностных лиц и других

объединений граж­дан, кроме случаев, предусмотренных законом.

Объединения граждан действуют на основании уста­ва, который не должен

противоречить законодательст­ву Украины. Официальное признание (легализация)

дан­ных объединений осуществляется путем их регистра­ции или сообщения

об основании. Отказ в регистрации допускается лишь в случаях, когда уставные

или дру­гие документы объединения, представленные для реги­страции,

противоречат законодательству Украины.

Зарегистрированные объединения граждан пользуют­ся правом:

— выступать участником гражданско-правовых от­ношений, приобретать

имущественные и неимуществен­ные права;

— представлять и защищать законные интересы свои и своих членов (участников)

в государственных и обще­ственных органах;

— участвовать в политической деятельности, прово­дить массовые мероприятия

(собрания, митинги, демон­страции и т.п.);

— создавать учреждения и организации;

— вносить предложения в органы государственной власти;

Политические партии имеют право:

— участвовать в выработке государственной политики;

— принимать участие в формировании органов вла­сти, представительства в их

составе;

— доступа во время избирательной кампании к го­сударственным средствам

массовой информации.

Надзор за выполнением и соблюдением законности объ­единениями граждан

осуществляют органы прокуратуры.

За нарушение законодательства к объединениям гра­ждан могут быть применены

следующие взыскания: пре­дупреждение, штраф, временное запрещение

(приостанов­ление) деятельности или отдельных ее видов, принуди­тельный

роспуск (ликвидация).

28. Формы управленческой деятельности: понятие, виды, характеристика,

взаимосвязь с функцией государственного управления.

Форма гос управления это определённая часть деятельности исполнительно

распорядительного органа, его структурных подразделений возникающая в

результате их работы. Вся управленческая складывается из определённых форм,

каждая отличается от другой.

Функция управления определяет содержание управленческой деятельности. Форма

является средством реализации управленческих функций. Функция подбора кадров

– назначение или избрание лиц на должности, аттестации, семинары. Одна и таже

форма управленческой деятельности служит средством реализации многих или всех

управленческих функций. Принятие правовых актов является формой для

осуществления функций управления, т.е. содержание управленческой функции

отвечает на вопрос что нужно делать, а форма на вопрос как делать. Основное

требование к форме управленческой деятельности чтобы форма соответствовала

содержанию т.е. чтобы для реализации той или иной избиралась наиболее

целесообразная форма, обеспечение выполняемой задачи с наименьшими затратами

сил, средств и времени.

Виды форм деятельности: правовые и не правовые.

Правовые – установление норм права и применение их, что выражается в актах

управления в действиях направленных на организацию работы. Действия

направленные вне органов управления. Среди правовых форм выделяются: 1)

издание пра­вовых актов управления; 2) заключение соглашений (до­говоров); 3)

осуществление других юридически значи­мых действий. К правовым формам

относятся такие специфические проявления реализации функций управления, как

со­ставление договоров субъектами исполнительной власти, их участие в судах в

качестве истцов или ответчиков, деятельность по обеспечению общественного

порядка и общественной безопасности, общеобязательных правил, применения

разнообразных экономических санкций, мер административного принуждения к

нарушителям юри­дических предписаний.

Неправовые формы управленческой деятельности:

1. Совершение деятельности которая непосредственно не связана с актами

управления:

а) организационная деятельность, которая осуществляется как внутри органа

управления так и вне его:

- разделение служебных полномочий с целью оптимального сочетания

единоначалия и коллегиальности.

- Инструктирование работников, разъяснение целей, особенностей

законодательных и нормативных актов или функциональных полномочий.

- Установление общего и индивидуального режима работы. Подготовка

совещаний.

- Инспектирование – её целью является непрерывный контроль за

руководителями предприятий, учреждений.(финансовые, таможенные органы).

Инспектирование основная деятельность основания всей управленческой пирамиды.

- Совещания, анкетирование служащих или населения с целью учёта

общественного мнения.

б) материально технические прямо не направленные на управление имеют

вспомогательный характер.

- документооборот – подготовку, обработку, хранение и выдачу

информации или справок.

- Составление докладных служебного характера, ведение

статистической отчётности, архивов, канцелярских дел.

в) внешнеорганизационные формы:

- административный договор – руководитель проводит собеседование с

претендентом на должность

- заключение гражданско – правовых договоров об аренде помещения

- работа с кадрами - приём в органы управления

- применение мер административного принуждения в виде: штрафов,

лишения прав.

29. Правовые акты управления: понятие, признаки, правовая природа, значение.

Правовые акты управления – действия аппарата гос управления направленные на

установление или изменение норм права на возникновение, изменение

правоотношенийв сфере гос управления.

С помощью правовых актов проявляется власная воля органа гос управления, в

сою очередь эта воля является необходимым средством.

Правовые акты управления — важные средства прак­тической реализации целей и

функций исполнительной власти, основная форма их исполнительно-

распоряди­тельной деятельности. Они являются решениями, кото­рые субъекты

управления принимают в процессе непо­средственного руководства разными

отраслями и сфе­рами государственной деятельности.

Признаки:

1. Эти акты являются необходимой формой закрепления полномочия или

передачи воли властного управления, средством осуществления исполнительно

распорядительной деятельности. Исполнительный аспект является основным

содержанием, а распорядительный является правовым средством.

2. Правовые акты – инструмент регулирования общественных отношений –

средство исполнения и применения действующих в данной сфере правовых норм.

3. Подзаконность.

Особенность наличие приложений для того чтобы не нарушать структуру акта:

планы, инструкции, технические нормы. Хотя приложения применяются

самостоятельно от основного акта при ссылках на них необходимо указывать

основной акт.

Юридическое значение актов управления состоит в том, что они, с одной

стороны, устанавливают, изменяют и отменяют правовые нормы, а с другой —

влекут за со­бой возникновение, изменение, прекращение правоотно­шений,

являются юридическими фактами.

Таким образом, акты государственного управления— это властные, принятые в

соответствии с законами, пред­писания органов исполнительной власти по

вопросам компетенции данного органа или должностного лица, влекущие за собой

юридические последствия.

30. классификация актов управления.

По адресатам:

- внешние

- внутренние

По уровню самостоятельности:

- основные – имеющие самостоятельную юр силу

- зависимые

По содержанию поставленной цели:

- устанавливающие

- регулятивные

- контролирующие

По маштабам действия:

- стратегические

- тактические

По форме:

- официальные – письменные

- не формальные – устные

По причинно следственному признаку:

- иннициативные

- акты вынужденные наступлением юридических фактов

Нормативно правовые – основной вид актов управления не только называет но и

устанавливает общее правило поведения правовые нормы любой отраслевой

принадлежности регламентируют общественные отношения в конкретных сферах.

Нормативным актам присущи неопределённый круг лиц инеограниченный срок

действия.

Индивидуальные – для разрешения возможностями административного права

конкретных управленческих действий фактов. Адресуется конкретным лицам,

порождает индивидуальные права и обязанности.

Особой разновидностью являются правовые акты смешанные или разнородные,

которые одновременно создают как нормативные так и одноразовые предписания.

По субъектам правоиздания:

- президент

- кабинет министров

- центральные органы исполнительной власти

Президент Украины издает указы и распоряжения. Ка­бинет Министров Украины —

постановления и распоря­жения, обязательные для исполнения на всей территории

Украины.

Постановления по наиболее принципиальным вопро­сам принимаются коллегиально,

подписываются премьер-министром и публикуются в официальных изданиях.

Распоряжения издаются единолично премьер-мини­стром по вопросам, не требующим

коллегиального об­суждения.

Министры издают приказы, инструкции, дают распо­ряжения в рамках своей

компетенции.

Приказы, независимо от характера регулируемых во­просов, могут быть

нормативными (по организационным, производственно-техническим вопросам) и

ненорматив­ными (по кадровым вопросам). Приказами утвержда­ются правила,

инструкции и пр.

Инструкция — это нормативный акт, которым разъ­ясняется порядок применения

закона или другого нор­мативного акта, создается механизм их реализации. Она

рассчитана на многократное применение.

Распоряжения издаются по конкретным вопросам и нормативного характера не имеют.

Государственные комитеты принимают распоряже­ния в коллегиальном порядке.

Председатель этих ко­митетов издает приказы и распоряжения. Постановле­ния,

как правило, — это акты нормативного характера;

приказы могут быть нормативными и ненормативными, распоряжения нормативного

характера не имеют.

Ведомства издают приказы, постановления, инструк­ции, правила, положения;

последние три утверждаются приказом.

Местные государственные администрации в лице их глав издают решения,

которые должны отвечать Консти­туции и законам Украины, другим актам

законодатель­ства Украины. Решения могут носить как нормативный, так и

ненормативный характер.

Руководители отделов, управлений и других подраз­делений органов

исполнительной власти издают прика'-зы, распоряжения, являющиеся актами

ненормативны­ми, а также инструкции, которые являются норматив­ными

предписаниями.

Руководители государственных предприятий и учре­ждений издают приказы и

распоряжения, имеющие ин­дивидуальный характер. Однако ими могут утверждать и

нормативные акты (положения, правила).

31 Требования предъявляемые к актам управления, последствия невыполнения

требований.

Управленческие решения должны быть прежде все­го оптимальными, то есть

сочетать в себе эффективность управленческого акта и целесообразность его

принятия.

Эффективность управленческих решений зависит от разных факторов,

обстоятельств, при которых они при­нимаются, квалификации кадров,

стабильности, финан­сового и организационного обеспечения.

Целесообразность решения включает научную обосно­ванность, полезность,

обусловленность, своевременность его принятия. Следует также учитывать

согласованность ре­шения с принятыми ранее актами, а также уровень пра­вовой

сознательности и культуры граждан. Важное влия­ние на решение вопроса о

целесообразности акта оказы­вают информационное обеспечение, квалификация,

про­фессионализм должностных лиц, их мастерство, опыт.

К актам управления предъявляются определенные юридические требования. Прежде

всего акты должны быть законными. Это означает, что они: 1) являются

под­законными, изданными в соответствии с Конституцией Украины и-другими

законодательными актами; 2) отве­чают цели, предписаниям и требованиям

законодатель­ного акта, по поводу выполнения которого приняты; 3)

отвечают компетенции принявшего их государственно­го органа; 4) изданы с

соблюдением процессуальных тре­бований.

В основе действия актов управления — презумпция законности (правильности)

актов, согласно которой акт управления считается законным с момента принятия,

ес­ли он не отменен или приостановлен в порядке, преду­смотренном

законодательством. Низшие органы (долж­ностные лица) не имеют права проверять

законность ак­та, кроме суда в случае осуществления правосудия.

Акты управления должны отвечать организационно-техническим требованиям,

прежде всего к языку: он должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для

каждого (с соблюдением законодательства Украины о языке).

Важно придерживаться формы акта (письменной и устной). Акт должен иметь

название, номер, дату изда­ния, подписи, в необходимых случаях штампы, печати и

т.д. Следует указать, кем и когда он издан.

Акты управления должны быть своевременно дове­дены до исполнителей и других

заинтересованных субъ­ектов. При издании актов необходимо придерживаться

правил делопроизводства.

Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Ук­раины, министерств и других

центральных органов ис­полнительной власти согласно ст. 117 Конституции

Ук­раины подлежат регистрации в установленном законом порядке.

Нормативные акты, касающиеся социально-экономи­ческих, политических, личных

прав, свобод и законных интересов граждан, а также акты межведомственного

ха­рактера согласно Указа Президента от 03.10.92 г. с из­менениями от

21.05.98 г. *0 государственной регистра­ции нормативных актов министерств и

других органов государственной исполнительной власти» и Положения,

утвержденного Кабинетом Министров Украины 28.12.92 г., должны проходить

государственную регист­рацию в Министерстве юстиции.

В административно-правовой науке акты управления, принятые с нарушением

требований юридического и ор­ганизационного характера, считаются дефектными.

В за­висимости от характера дефектности их разделяют на «ничтожные» и

«оспоримые».

Ничтожными признаются акты, юридическая несо­стоятельность которых

настолько очевидна, что они не должны выполняться. Презумпция законности на них

не распространяется. Их недостатки нельзя устранить. Такие акты не вызывают

юридических последствий с мо­мента их принятия, не должны исполняться (служащие

не имеют права их исполнять), а за их исполнение на­ступает ответственность. К

таким актам относятся те, в которых содержится указание к нарушению закона

(принуждают к действиям, подрывающим суверенитет страны, ведут к

насильственному свержению конститу­ционного строя), чьи положения способствуют

соверше­

нию преступления, принятые с нарушением сроков дав­ности и др.

Акты оспоримые — это такие, что имеют ошибки, не­достатки, их

дефектность не настолько очевидна, чтобы они не выполнялись. В этом случае

действует презумп­ция законности актов, однако субъекты права могут их

обжаловать или опротестовать. Оспоримые акты в от­дельных случаях могут

признаваться ничтожными и не вызывать юридических последствий для адресатов. В

других случаях они как частично недействительные по­сле устранения недостатков,

доработки признаются за­конными, и поэтому обязательными для исполнения.

33. прекращение, приостановление, отмена, изменение действия правовых актов

управления.

Принятие, прекращение, изменение, приостановление и отмена актов управления —

разновидности админи­стративного процесса. Деятельность органов управления по

этим вопросам определяется широким кругом нор­мативных актов всех уровней, а

также организационны­ми традициями. Было бы целесообразно урегулировать

названную деятельность в Законе о порядке принятия, введения в действие,

прекращения, изменение, приоста­новление и отмену актов управления или

законодатель­но оформить эти процедуры в Административно-процес­суальном

кодексе.

Кроме особенностей данного вида производства, в за­висимости от различных

обстоятельств (коллегиально или единолично принимается акт, уровень органа,

юри­дические свойства и т.п.) следует выделить и общие мо­менты (стадии).

Первая стадия — подготовка управленческого акта. Значительное их

количество готовится и издается по инициативе заинтересованного органа, но

много и по инициативе субъектов административной власти по по­ручению высших

органов управления, по протесту про­курора, жалобам, заявлениям граждан.

Решение об из­дании акта принимается, если в нем есть объективная необходимость

и юридические основания. При подготов­ке проекта выбирается один из возможных

вариантов регулирования, проект надлежащим образом оформля­ется,

согласовывается.

Вторая стадия — принятие решения. В коллегиаль­ных актах возможно

обсуждение актов и обязательное голосование (кроме случаев принятия актов путем

оп­росов, а также подписания). Если акт управления при­нимается единолично, его

просто подписывают. При этом возможны изменения, дополнения, редактирование.

Акту присваивается порядковый номер.

Третья стадия — доведение решения до исполните-• лей. Здесь также

возможны варианты. Нормативные ак­ты центральных органов Украины публикуются:

Каби­нета Министров Украины — в газете «Урядовий кур'ер»;

акты центральных органов, подлежащих регистрации в Министерстве юстиции,

также публикуются в прессе. Другие акты могут рассылаться, или

заинтересованные лица знакомятся с ними под расписку. Акты местных органов

публикуются в местных печатных изданиях, рас­сылаются, вывешиваются в

общественных местах, о них сообщают сведения по радио, телевидению. При

приня­тии актов индивидуального характера заинтересованные лица знакомятся с

ними под расписку или им высыла­ются их копии.

Прекращение, замена, приостановление, отмена пра­вовых актов связаны с

формальностями, которые долж­ны помешать поспешной замене действующих актов,

привести к их стабильности.

Прекращение действия акта может быть фактиче­ским и юридическим. Фактическое

— это когда истек срок действия акта. Издание решения о его прекраще­нии в

этом случае не требуется.

Юридическое прекращение действия акта происходит в случаях, когда издается

акт о его отмене или новый акт, регулирующий соответствующие отношения и с

началом действия которого старый акт утрачивает силу.

Замена акта как способ повышения его оптимально­сти применяется, когда

существует потребность уточнить его положения, придать им другую редакцию или

до­работать отдельные части. Замена положений акта, как правило,

осуществляется тем же органом (должностным лицом), который издал акт в старой

редакции.

Приостановление действия акта — временная право­вая мера. Оно применяется

путем принятия решения. Автор акта или уполномоченный орган могут

приоста­новить его действие по мотивам законности или целе­сообразности.

Допускается приостановка всего акта или его части, применение этого способа

на всей или отдель­ной части территории государства. Приостановление ак­тов

может быть связано также с фактом подачи жало­бы, вынесением прокурором

протеста (в деле об адми­нистративном правонарушении и т.п.).

По общему правилу акты управления могут быть от­менены тем, кто их принимал

или высшим органом (должностным лицом). В некоторых случаях акты управления

могут быть отменены судом.

Юридические последствия отмены или прекращения актов управления связаны с тем,

что прекращаются от­ношения, созданные на их основе, а также должны быть

отменены или прекращены акты, данные на их испол­нение.

37. Методы управления: понятие , назначение, соотношение форм и методов

управленческой деятельности.

Метод управления – способ воздействия субъекта управления на объект (им может

быть физическое лицо, группа лиц, соответствующие отношения). Использующаяся

власть воздействует на общественные отношения методами правового

регулирования, запрещения, роординации, контроля. Каждая юридическая форма

управления использует несколько методов. Юр-е акты управления могут

использовать методы: регламентации, единоначалия, административных. Каждый

конкретный метод может применятся в необходимых формах управления.

Метод управления определяет содержание управлеенческой деятельности, а форма

является средством реализации.

Использование методов построено на сбалансированности и их правовой энергии.

Чаще всегго применяется «парность» методов.

Властное повелевание – рекомендация

Убеждение – принуждение

Разрешение – принуждение

Единоначалие – коллегиальность

Экономическое стимулирование – админ-е распорядительство

Субординация – координация

Централизация – самоуправление

Для сохранения стабильности и устойчивости системы органов управления

необходимо применять противоположные методы управления.

38. Виды методов управления, закон необходимого разграничения и разумного

сочетания.

Использование методов построено на сбалансированности и их правовой энергии.

Чаще всегго применяется «парность» методов.

Властное повелевание – рекомендация

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.