РУБРИКИ

Диплом: Эколого-эстетическое воспитание школьников

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Эколого-эстетическое воспитание школьников

Диплом: Эколого-эстетическое воспитание школьников

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИИ

ВОСТОЧНО – СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

факультет культурного и природного достояния

кафедра музейного дела и охраны памятников

ЭКОЛОГО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ШКОЛЬНИКОВ

Дипломная работа

по специальности Музейное дело и охрана памятников

специализация: музеевед – эколог

Исполнитель Корякина Е. В.

Научный руководитель__________

______________________________

Допущен к защите:

Зав. Кафедрой__________________

“______” _________________2001г.

Содержание

1. Введение_____________________________________________________ 2

2. Основная часть:

Глава I. Взаимосвязь экологического и эстетического воспитания школьников

1.1. Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания

школьников. 10

1.2. Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания. 16

1.3. Деятельн6ость школьников как фактор развития эстетического отношения к

природе и ее охрана.___________________________________________________ 20

3. Глава II. Эстетические свойства природы и учебно-воспитательный процесс в

школе.

2.1. Раскрытие эстетических свойств в учебно-воспитательном процессе._ 27

2.2. Восприятие эстетических свойств природы в учебной и внеучебной

деятельности школьников.__________________________________________________ 32

2.3. Искусство – важнейшее средство воспитания эстетического отношения к

природе._____________________________________________________________ 38

4. Глава III. Использование разных видов искусства в учебно – воспитательном

процессе.

3.1. Развитие восприятия художественного пейзажа у подростков._______ 42

3.2. Природа на уроках литературы.________________________________ 48

3.3. Роль искусства музыки и хореографии и развитии нравственно -

эстетического отношения школьников к природе________________________ 54

5. Заключение______________________________________________________ 59

6. Список литературы:____________________________________________ 62

7. Приложения (1и2)______________________________________________66, 82

Введение

“Через красивое – к человечному

- такова закономерность воспитания”

В. А. Сухомлинский.

На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта

сложилась характеристика эстетического воспитания в современной

общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования

творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему

понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное,

гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве,

подготовленного к тому, чтобы жить, творить по законам красоты (21).

Такое определение достаточно полно отвечает и задачам формирования развитого

эстетического отношения к природе как необходимого элемента общей,

эстетической и экологической культуры современного человека. Воспитываемое

школой эстетическое отношение учеников к окружающему миру, людям, труду, к

искусству должно проявляться и обогащаться и во взаимосвязях с природой, в

поведении и действиях направляемых на ее сохранение.

Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых ландшафтов, объектов

живой и не живой природы оказывается не только важным мотивом общения

современного человека с природой, ее созерцания, но и активным фактором

формирования его действенно – гуманистической позиции и культуры поведения.

Поэтому развитие навыков и потребности школьников в эстетическом восприятии

оценки природных явления в художественных впечатлениях, обогащающих духовно -

–содержательные мотивы отношения к природе, стимулирует формирование

направленности школьников на природоохранительную активность их экологической

культуры. “Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания

направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика,

гражданина, разумного потребителя” (48, 43). При этом подчеркивается значение

эстетических потребностей, оценок, отношений к природе в развитии

экологической ответственности школьника.

Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим

воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных

воздействий: во – первых, это комплексное воздействие на формирование

отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и

эстетических компонентов; во – вторых, собственно эстетическое воспитание в

широком смысле в целях формирования у школьников эстетического отношения к

действительности вообще и к природе как ее части. В совокупности оба плана

осуществляются средствами, “природного содержания” учебного познания и

искусства, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений,

объектов, их материальных свойств, а так же воздействием эстетических свойств

трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.

Воспитание эстетического отношения к природе должно решать задачи

формирования у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и

идеала, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и

выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности,

уникальности каждого из них. Особая роль здесь принадлежит искусству,

которое в своих “природных” жанрах и образах отражает многообразие отношений

наиболее тонкими и влиятельными средствами.

Для педагогов, ведущих воспитательную работу со школьниками на основе

природной красоты, необходимы глубокое понимание характера общественных

отношений человека к миру, знания и конкретные представления о задачах и

путях формирования нравственных, действенно – гуманистических и эстетических

оценок природных объектов, о разновидностях человеческой деятельности в

природе, а так же об особенностях становления личной духовно -–содержательной

позиции по отношению к природе как объекту социальной и эстетической

ценности.

Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда человеческого

существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и

художественного познания, а так же как материя, предмет и орудие его

жизнедеятельности. Ведь человек формирует материю по объективным законам

красоты и по социальным нормам; отношения к природе, в том числе

эстетическое, определяется общественными потребностями.

Известный ученых – психолог С. Л. Рубенштейн касается взаимообусловленности

прекрасного и его отражения человеком: “. прекрасна природа, а не только

переживания, восприятие человека. Это не ее собственное объективное свойство,

но это качество, которое характеризует природу в определенной системе связей

и отношений, той, в которую включен человек” (39, 352). При этом особенности

взаимосвязи между отношением эстетическим и этическим предстают в следующем

виде: эстетическое как утверждение существования объекта есть предпосылка

этического как утверждения его значения для человека. И все же исходное – это

“способность видеть эстетическое, прекрасное в природе, чувствительность к

нему” (39, 379).

Без развитой способности эстетически нравственного восприятия невозможно

целостное представление и сущностное познание природного объекта, явления как

эстетического, характерного, совершенного в своем роде. Без этого невозможна

его правильная оценка не только с позиций избирательно – вкусового отношений,

но так же и решение определенных познавательных, трудовых, творческих задач

стоящих перед человеком.

Проводившееся изучение эмоционально окрашенного отношения к природе у

школьников младших и средних классов дало возможность выявить основу для

активизации этого отношения, а так же условия препятствующие угасанию

чувственно – эстетического интереса и эстетического видения природных

объектов и явлений. Само содержание эстетического видения помимо отражения

основных чувственных характеристик явления предполагает любование его

материальными свойствами, эмоционально – эстетическое переживание

выразительности и целостного явления, и конкретных деталей. В эстетическом

видении в непосредственной форме выступают важнейшие особенности человеческой

деятельности – предметная общезначимая характеристика явления; эстетическая,

эмоционально – оценочное отношение к явлению как выражение человеческого

способа мировосприятия. Отсутствие способности эстетического видения

природных объектов сказывается на неполноценности экологического сознания

личности. Формирование эстетического отношения базируется на способности

эстетически оценивать многообразные формы материальных явлений, их чувственно

воспринимаемые свойства.

А. И. Буров обращал внимание на то, что в отношениях человека к миру

“субъективная сторона имеет не меньшее значение, чем объективная – наличие

элементов красоты в самой действительности. Человек получил возможность

освоить красоту действительности только тогда, когда он стал общественным

существом” (5, 66 - 67). Эта субъективная сторона оказывается чрезвычайно

важной в воспитании в школьном возрасте эстетического отношения к

действительности, к природе. Она формируется во взаимоотношениях с другими

людьми, в общении с искусством, в осмыслении жизненного опыта, в

эмоциональных переживаниях.

Методологическую базу формирования в педагогическом процессе чувства природы,

являющегося основой экологического и эстетического сознания человека,

представляет собой теория отражения, ставящая в единую связь и

последовательность чувственное и абстрактно – логическое познание, обращенное

в конечном счете снова к практике, то есть чувственной предметной

деятельности человека. Чрезвычайно важно сохранение этого принципа в единстве

эстетического и экологического воспитания и образования школьников.

Дисгармония чувственных и абстрактных, рационалистических информаций в

процессе развития личности отрицательно сказывается на результатах развития,

на поведении личности, ее взаимоотношениях с окружающим миром, людьми, на

системе ценностных ориентаций.

Замечено, что при дефиците чувственно – природных впечатлений у городского

школьника и при их избытке у сельского школьника формируется сходным образом

неполноценное отношение к природе. В обоих случаях оно лишено эмоционально –

личностной окраски и не несет отражения восприятия природы как значимой

ценности, хотя причины его возникновения противоположны. Из этого следует

вывод о необходимости специально организованного воспитательного воздействия

в условиях ведущего вида деятельности школьников – учебного познания и в

других видах и формах их деятельности.

Необходимо, чтобы собственным трудом, физическим или интеллектуально –

духовным, были созданы человеческий вкус к природе, человеческое чувство

природы, а значит и естественное чувство человека.

Рассматривая возможность воздействия на отношение детей к природе, следует

особо заметить, что автоматически желаемое отношение обычно не формируется,

так же как оно не возникает и при воздействии природы на детей. Ведь и

красота природы, к сожалению, не уберегает ее от разрушительных действий

людей, от засорения, нанесения вреда живым организмам. Без педагогического

участия не происходит устойчивого закрепления и переноса эстетического

отношения в план поведения, действий, направленных на сохранение, гармонию

элементов окружающей среды. Ведь эстетические оценки, эстетическое восприятие

должны сопутствовать и трудовым общественно – полезным действиям, и условиям,

формам отдыха, путешествий, и даже учебному познанию природных явлений.

Педагоги, методисты, направляющие познавательную и воспитательную

деятельность школьников, должны обращаться к комплексным взаимосвязям,

взаимодействиям человеческих проявлений отношения к природе, ее красоте и

ценности, к отражению различных граней природы, формировать ее целостное

постижение как сложного, многоэлементного объекта, в котором все закономерно

сочетается и вовлечено в процессы жизни (это относится как к живой, так и к

не живой природе), возможно только при постоянном акцентировании взаимосвязей

различных форм отражения и оценки природы человека.

Обогащая запас сенсорно – гармонических впечатлений ребенка мы развиваем его

оценочные способности и готовим к будущим контактам и будущему поведению в

природе. Тем самым дается основа для становления ценностных ориентаций

личности, ее нравственно – эстетической позиции.

В результате воздействия на формирование эстетических эмоций, суждений, на

активизацию творческой деятельности эстетического характера у школьников по

отношению к природе возникает перенос их эмоционально – положительного

настроя и на другие виды деятельности, включающей природные объекты, - учебно

– познавательную, трудовую. В этом процессе происходит и становление

компонентов, существенных для экологической культуры, что подчеркивает

значение эстетических мотивов в экологической деятельности личности.

Изучение опыта показывает, что, развивая эстетические отношения школьников

можно формировать и их экологическую культуру.

Тема моей дипломной работы “эколого – эстетическое воспитание школьников”.

Актуальность темы. В настоящее время еще не появилось значительных

обобщающих работ, которые соединяли бы современные данные ряда научных

дисциплин в рассмотрении сущности, содержания, форм и методов целенаправленного

педагогического воздействия на воспитание нравственно – эстетического

отношения к природе (то есть именно взаимосвязанного отношения к

природе), однако имеется много конкретных публикаций, посвященных отдельным

аспектам этой проблемы.

Цель дипломной работы – раскрыть сущность экологического воспитания

школьников: а) с учетом взаимосвязей экологического и эстетического воспитания;

б) на основе рассмотрения возможностей эстетико – воспитательного воздействия в

процессе обучения на уроках естественного и художественного циклов; в) с опорой

на реализацию предлагаемого подхода в системе активной самостоятельной

деятельности школьников, имеющей эстетическую и природоохранительную

направленность.

Цель определяет постановку задач:

1. показать взаимосвязь экологического и эстетического воспитания

школьников.

2. Раскрыть эстетические свойства природы и учебно – воспитательный

процесс в школе.

3. Рассказать об использовании разных видов искусства в учебно –

воспитательном процессе в школе.

Данная работа имеет следующую структуру:

Введение, основная часть, заключение, список литературы и приложения (1 и 2).

Основная часть состоит из трех глав, которые в свою очередь подразделяются.

Глава I. Взаимосвязь экологического и эстетического воспитания школьников.

Здесь рассказывается о теоретических аспектах экологического и эстетического

воспитания школьников; о многообразии взаимосвязей экологического воспитания;

о деятельности школьников как факторе развития эстетического отношения к

природе и ее охране.

Глава II. Эстетические свойства природы и учебно – воспитательный процесс в

школе. Здесь идет раскрытие эстетических свойств в учебно – воспитательном

процессе; говорится о восприятии эстетических свойств природы в учебной и

внеучебной деятельности школьника; и о важнейшем средстве воспитания

эстетического отношения к природе – искусстве.

Глава III. Использование разных видов искусства в учебно – воспитательном

процессе. Здесь рассказывается о развитии восприятия художественного пейзажа

у подростков; о природе на уроках литературы; о роли искусства музыки и

хореографии в развитии нравственно – эстетического отношения школьников к

природе.

В заключении дается обобщение всех глав.

Список литературы включает в себя 51 источник.

В конце дается приложение 1 и приложение 2.

В своей работе я говорю о необходимости чувства прекрасного, о формировании

здоровых художественных вкусов, об умении правильно понимать и ценить

произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Лучше

использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно

эстетики, изобразительного искусства, литературы, хореографии, музыки и

пения. Я исхожу из необходимости рассматривать природу как объект высоко

социальной, нравственно – эстетической, духовной и материальной ценности.

Все обозначенные аспекты данной работы нацелены на выполнение положений о

формировании творческой, всесторонне развитой личности, задач воспитания

бережного отношения к природе, к произведениям искусства, воспитания нового

человека, достойного строителя и патриота своей земли.

Глава I. Взаимосвязь экологического и эстетического воспитания школьников.

1.1. Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания школьников.

Педагогическая мысль высоко оценивает роль природы в формировании личности.

Методологической основой формирования экологической культуры является учение

о единстве природы и общества, исторической взаимосвязи и социальной

обусловленности отношения человека к природе, о достижении полной гармонии

этих отношений. В обобщенном виде мировоззрение человека включает систему

научных знаний о природе и обществе, а так же и убеждения в их не разрывной

связи и взаимодействии. Это позволяет человеку осуществлять свою

деятельность, сообразуясь с законами природы в плане как личных поступков,

поведения, действия, так и общественно значимой трудовой жизни.

Проблема изучения природы и формирования у школьников отношения к ней

является предметом ряда научных дисциплин педагогического профиля. Создана

обширная учебно-методическая литература по организации со школьниками

наблюдений в природе, проведения экскурсий, постановки опытов в “зеленой

лаборатории под открытым небом”, в уголках живой природы и т.п. Уделяется

место организации деятельности школьников по преобразованию природы, их

участию в общественно-полезном и производительном труде, в сельском

хозяйстве.

Однако если раньше учебная и практическая работа учащихся носила в известной

мере влияние духа “покорения” природы, стремления “бороться с ее силами”,

неудержимого использования ее богатств как “неисчерпаемой кладовой”, то с

позиции современного понимания культуры отношения к природе эти ошибки не

должны повториться.

Начиная с 60-х годов, усиливается природоохранительный аспект школьного

образования и воспитания: издаются законы об охране природы, ширится

положительный опыт школ по охране природы. Его характерные черты:

общественно-полезная направленность работы учащихся по охране объектов и

комплексов природы и воспроизводству ее богатств; обусловленность содержания

деятельности местными природными условиями и социально-экономическими

потребностями (краеведческий принцип); взаимосвязь практической работы с

накоплением и расширением знаний о природе; многообразие видов деятельности и

форм ее организации в рамках внеклассных и внешкольных занятий учащихся

(кружки, добровольные общества, ученические бригады, клубы, лагеря и т.д.);

развития творческой активности и самостоятельности учащихся при выполнении

общественно-полезных дел; осознание их общественной ценности и значимости;

взаимосвязи с формами эстетического, трудового и других воспитаний.

Возникает необходимость подводить учащихся к осознанию своего места в природе

как ее составной части. В этой связи необходимо как можно более раннее

развитие добрых, положительных чувств ребенка ко всему живому и вместе с тем

пробуждения его ощущения в ценности собственной жизни, ее уникальности и

причастности к окружающему миру.

За последние годы проведен ряд исследований, направленных на усиление

экологического образования и воспитания (И. А. Габев, А. Н. Захлебный, И. С.

Матрусов, И. Т. Суравегина и др.), внимание обращается на формирование

мотивов бережного отношения школьников к природе (Н. А. Рыков, А. П.

Сидельковский), на природоохранительную работу учащихся в условиях изучения

природы родного края (П. В. Иванов).

Современные проблемы взаимодействия общества и природы поставили ряд новых

задач перед школой. Необходимо реально помочь так подготовить поколение,

обучающееся в школе чтобы преодолеть последствия негативных воздействий на

природу и оптимизировать их в последующем. Эта задача отражена в материалах

Межправительственной конференции ЮНЕСКО, в Тбилиси (1974 год).

Следует подчеркнуть нравственно-эстетическую сторону отношения личности к

природе и ее воздействие на личность. Природа – неиссякаемый и вечный

источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение к природе обогащается

ее отображением в художественных образах литературы и искусства, с которыми

знакомятся школьники. Таким образом, нельзя отделить эстетическое воспитание от

экологического. Подлинно гуманные чувства развиваются как продолжение тех

отношений, которые человек устанавливает между собой и природой. Вся духовная

жизнь человека тесно связана с природой и это определяет использование природы

как средства, а формирование гармонии отношения к ней выступает как одна из

задач нравственно - эстетического воспитания. Бездумное, жестокое отношение к

природе, стремление только к ближайшей выгоде, потребительство – антигуманны.

Гуманистическая сущность ответственности школьников за состояние окружающей

среды предполагает единство познавательной и практической деятельности

школьников по улучшению природы родного края, созидание а не потребление в

деятельности личности здесь является ведущим. Необходимо непосредственное

общение школьника с природой, овладение навыками правильного поведения в

природе, сочетание учебной и трудовой, общественной деятельности по уходу и

облагораживанию окружающей природной среды.

Перед школой ставиться задача формирования экологической культуры учащихся

. Традиционный термин “охрана природы” лишь частично затрагивает весь комплекс

экологических проблем современности, которые потребовали нового философского

осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых

научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в

школьном образовании. Органическое включение экологического аспекта в общее

образование подкрепляется психологической характеристикой личностных качеств,

которые проявляются во взаимосвязях между отношениями человека к человеку, к

объектам окружающей среды и особенно к природе.

В курс обществоведения и истории введены элементы философских и

идейно-политических знаний о взаимосвязи общества и природы. В географии

освещаются экономические вопросы рационального природопользования. При изучении

химии и физики дается характеристика параметров среды, их предельно

допустимые границы, необходимые для нормального функционирования живых систем,

а так же раскрываются научные основы создания безвредной для окружающей среды

технологии современного производства. В курсе биологии формируются

понятия о структуре и функционировании живых систем о динамично - равновесном

состоянии их взаимосвязей с факторами окружающей среды; показываются пути

повышения продуктивности этих систем, способы оптимального воздействия человека

на них. Предметы эстетического цикла (литература, музыка, изобразительное

искусство) содействуют развитию нравственно-эстетического восприятия

учащимися окружающей среды, укреплению чувства добра и красоты при общении с

природой. Трудовая подготовка школьников проводится с учетом заботы об

окружающей среде, включает специальные виды работ по охране природы.

На ряду с эстетическим трудовое воспитание так же органично включает задачи

формирования экологической культуры. Человек обязан согласовывать свои

трудовые действия с природными законами, не причинять вреда природе, ее

красоте, гармонии, видеть, что его труд соответствует благоприятным

воздействиям на среду, улучшает ее.

Единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды и

деятельности учащихся по ее улучшению реализуется во взаимодействии их с

природой, опосредованном с социальными отношениями. Это глубоко затрагивает

ум и чувства человека, отражается в ощущениях, взглядах, поведении,

действиях. Становление экологически воспитанной личности в условиях

целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство

научных знаний в области природных и социальных факторов среды с ее

чувственным восприятием, которое пробуждает эстетические переживания, создает

стремление внести практический вклад в ее улучшение. Этот принцип

экологического образования и воспитания ориентирует педагогов на сочетание в

учебно-воспитательном процессе рационального познания с воздействием

художественно-образных средств искусства и непосредственного общения с

природной средой.

Логически обоснованные рассуждения, например, о закономерном ходе эволюции

биосферы, анализ факторов все усиливающегося воздействия на нее человека

(антропогенный фактор в природе) могут успешно дополняться восприятием

первозданной красоты природы или отражения ее в произведениях искусства,

выражающих любовь человека к ней. Это пробуждает потребность (впитать) образы

природы, “очеловечить” их, соотнести с возвышенными качествами,

олицетворяющими эстетический идеал, добро, истину. Все это органично может

направляться учителем на развитие у учащихся сознания и чувства, отвечающих

гармонии отношений с природой. Недооценка этого принципа приводит к частому

практицизму.

Характер взаимосвязей рационального и эмоционального, их воплощения в

практической деятельности динамичен и многообразен по содержанию, что зависит

от возраста учащихся. Очевидно, в детском возрасте имеет большой удельный вес

не интеллектуальное, а эмоционально – эстетическое восприятие среды. До

некоторой степени равнозначное их проявление видимо, свойственно подросткам,

в юности же большую силу приобретает интеллектуальное осмысление природы.

Однако это не означает, что художественно – образное восприятие совсем

утрачивает свое значение. Оно приобретает большую глубину и осознанность,

влияет на устойчивость и последовательность действий юного человека,

адекватно преобразующих среду его жизни и труда.

Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и

духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с

природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с нашими

моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с

нравственно – эстетическими переживаниями – все это, в конечном счете,

определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой.

Правильное поведение в природе, исключающее нанесение ей вреда, формируется у

подрастающего поколения при непосредственном участии его в охране природной

среды, заботе о сохранении красоты родной земли.

1.2. Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания.

Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне,

требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она

оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют

ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее

закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает

деятельность; окружающей средой – в занятиях спортом, путешествиях; объектом

и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания

ее образов в самодеятельном искусстве.

Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений

учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную,

опытническую, конструкторскую, художественную, игровую, туристско-

краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей среди природы.

На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой

налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера

общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения,

общественное мнение.

В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его

формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога.

Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы,

раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и

природе, разъяснение долга и приемы убеждения в необходимости личной заботы

каждого о среде, требования к поведению и вовлечение в художественное

творчество, поощрения и наказания, соревнование и личный пример воспитателя.

Как актуальная социально – педагогическая задача формирование сознательного,

ответственного отношения учащихся к природе должно пронизать все направления

планирования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и

документах классных руководителей, в системе идейно политической, трудовой,

нравственной, эстетической и физической подготовки учащихся.

Среди объективных предпосылок личных отношений к природной среде следует

назвать, прежде всего, свойства и явления естественной среды.

Другой объективной предпосылкой выступает отношение общества к природе,

влияющее на позиции школьников. Познание опыта общества не только расширяет

знания, но и обогащает использование экономических и нравственно – эстетических

оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность,

учащиеся глубже осознают необходимость заботиться о ее сбережении.

Третья предпосылка формирования отношения школьников к природе – это процесс

воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно ценными

отношениями и действиями. Формирование у школьников положительного отношения к

окружающей среде является целенаправленным процессом. От учителей во многом

зависит планирование и организация общественно – полезных действий. Они помогаю

школьникам овладевать коллективными формами деятельности среди природы,

выработать продуманные позиции в отношениях со средой претворить заботу о ней в

конкретные дела.

Наконец, предпосылкой личного отношения к среде является собственная

деятельность ребенка, в которой возникают, осознаются и реализуются цели

личности и коллектива, отношения воспитателей и воспитуемых к природе и

обществу.

Среди субъективных предпосылок формирования отношений школьников к окружающей

среде необходимо выделить способность ее восприятия, переживания и

осмысления; заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании среды

в оптимальном состоянии; готовность сознательно реализовать во взаимодействии

с внешним миром общественные и личные цели и таким образом удовлетворять свои

потребности и стремления.

Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе и обществе,

полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В опытнической

и краеведческой работе в деятельности бригад и лесничеств учащиеся

приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению

растительности и животных, приумножению природных богатств.

В совокупность их практических дел входят посильный уход за растениями и

животными, участие в воспроизводстве естественных ресурсов, забота о земле и

водных источниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под руководством

педагогов формируются навыки рационального природопользования.

Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях

направленных на защиту окружающей среды. Она связана с осознанием

общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Формирование

нравственных начал отношения к среде здесь неразрывно связано с ростом заботы о

природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного слоя, о

пресечении действий которые наносят ущерб окружающей среде.

Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к

пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты

окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять

среду, готовность к соответствующим практическим действиям.

Эксперименты, проведенные в различных природных условиях, показывают, что на

отношения к природе влияют пол, индивидуальные особенности школьников, место

жительства, профессия и образование родителей. По данным исследований, не

редко девочки эмоциональней воспринимаю ландшафт, мальчики же выше ценят

возможность познакомиться с новыми районами природы или заняться спортом.

Есть различия в отношении к природе у сельских и городских учащихся. Не все в

равной мере осознают, каково влияние природы на их чувства, мысли, отношения к

людям. Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем образования родителей дети

относятся к природе более прагматично. Рост образованности родителей

способствует установлению у детей более богатых духовных связей со средой. Эти

данные показывают, что в педагогической работе следует учитывать влияния

разнообразных социальных факторов на отношения к окружающей среде.

Особую роль во взаимодействии школьников с природой играет их индивидуальная

избирательность сознательных связей с внешним миром. В деятельности по охране

окружающей среды одного интересует содержание, другого – форма,

третьего – орудия труда. Часть детей увлечена жизнью леса, другая часть

возможностью побыть в лесу с товарищами. Чрезвычайно многообразны

познавательные и практические интересы, эстетические вкусы и чувства,

индивидуальные оценки различных явлений природы и человеческих действий.

Опыт показывает, что сформировать у учащихся бережное отношение к природе

может учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды, который

испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму окружающего мира.

Развивая средствами природы духовным мир школьников, они в то же время

закаляют детей физически, формируют их волю и характер, воспитывают

коллективизм и патриотизм будущих заботливых хозяев родной земли, чем

бережнее относится к природе сам учитель, тем сознательнее и ответственнее

относятся к ней его воспитанники. Школа испытывает потребность в педагоге –

универсале, который глубоко знает не только свой предмет, но и общие

закономерности воспитания отношений к природе и людям.

1.3. Деятельн6ость школьников как фактор развития эстетического отношения к

природе и ее охрана.

Деятельность ребят, организуемая учителями, порождает и развивает личные

впечатления и чувства, убеждения и интересы.

Отображение в сознании природных явлений возникает в деятельности. Однако оно

происходит не автоматически, а под влиянием ее целей и задач, инструкций

учителей и воспитателей. Необходимо четко планировать задание по восприятию и

осмыслению окружающих ландшафтов.

Перевод учащихся от наблюдений на прогулках за красотой природы к подобным

наблюдениям во время сельскохозяйственных опытов, при уходе за школьным

лесопитомником, а затем к наблюдениям в ходе производительного труда – это

развернутый педагогический прием целенаправленного обогащения индивидуальных

эстетических отношений. Его применение должно вести к развитию содержания и

форм наблюдений за красотой по мере усложнения деятельности и тем самым к

общему усложнению непосредственных связей со средой.

Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав

возможность творить с его помощью красоту во круг себя, школьник иначе

воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельности

иначе, чем прежде раскрывают перед ним красоту природы.

Как известно, деятельность характеризуется особым содержанием и своеобразными

формами. Она является системой взаимосвязанных дел, совокупностью различных

действий и приемов (операций). Эти дела, действия и приемы имеют определенную

структуру, которая обусловлена внешними, в частности природными, объектами, а

так же личными интересами школьников и обучением в сочетании с воспитанием. В

структуре деятельности отдельного ученика, как и класса в целом, сочетаются

устойчивые (постоянные, часто повторяющиеся) и не устойчивые дела и действия.

Соотношение тех и других поддается педагогическому контролю и регулированию.

В равной мере педагогическое руководство влияет на выбор и чередование во

взаимосвязях школьников с природой дел разных видов, разной качественной

определенности.

Не всякая деятельность способна прямо выявить эстетические свойства природы

для школьников. Чтобы научиться оценивать красоту форм растений, грациозность

животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков,

свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как

чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что учителя должны

вовлекать школьников в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать

упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения

анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки.

Задача учителя, который развивает эстетическое отношение к природе у своих

питомцев, заключается прежде всего в том, чтобы нацелить учащихся на встречу

с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность. Нужно

разработать систему эстетико-познавательных задач и упражнений, организовать

ряд эстетически воспитывающих ситуаций, которые побуждают учеников

воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые,

выразительные и т.д. На первый план в познании следует выдвинуть эстетические

свойства среды, чтобы пробудить отношение именно к ним.

Одновременно нужно глубже продумывать возможности педагогического воздействия

на эстетические восприятия, чувства и суждения учащихся через те виды

деятельности, которые связаны более всего с познанием, выявлением

потребительских (в большей мере, чем эстетических) свойств среды, это

например, различные промыслы (сбор ягод, грибов, рыбная ловля и др.), сбор

материалов для школьных коллекций, экспедиции по поиску местных

стройматериалов, уход за птицами, водоемами, лесом и т.д. Чтобы выявить

эстетические свойства явлений природы в такой деятельности, надо сделать

составной частью каждого отдельного дела ознакомление с ними. Иначе говоря, в

деятельности любого вида должен осуществляться педагогический подход. Он

обеспечивает общность деятельности, а так же единство идейно нравственного,

трудового, эстетического, физического воспитания.

Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе в

разнообразной деятельности перед учителем встает двуединая задача. С одной

стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно

открывающую школьникам красоту природы. С другой – нужно суметь соединить с

познанием эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и такую,

которая в силу своей специфики формирует иные, чем эстетические отношения к

внешнему миру. Например, для формирования умения воспринимать красоту природы

важно, чтобы познавательные задачи ставились достаточно часто. Педагогические

ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать

регулярно. В их решении должны участвовать все школьники каждого класса, всех

возрастных групп.

Чем младше школьники, тем большая роль в таких ситуациях принадлежит игровым

элементам. В подростковой группе на первый план выступает опытническая,

поисковая, краеведческая, спортивная деятельность. У старшеклассников ведущую

роль получают труд, изучение науки и искусства. Разнообразное художественное

творчество должно охватывать учащихся всех школьных возрастов.

В разном возрасте ученики по-разному оценивают значение одних и тех же дел

для своих связей с природой. В зависимости от таких оценок изменяются их

увлечения, происходит переход от одних дел к другим, возникает интерес к

явлениям, которые раньше не привлекали особого внимания.

В среднем возрасте ученики предпочитают заниматься такими делами как, посадка

деревьев и кустарников, участвуют в экскурсиях, туристских походах. Престижны

освоения местного рельефа, изучение животных, растений, ловля рыбы. Менее

ценятся участие в охране природы, уход за деревьями, уборка территорий,

зарисовки явлений природы, сбор лекарственных растений.

Еще ниже стоят оценки наблюдений за явлениями природы, прогулка в парке, а

так же уходу за домашними рыбками. Здесь эстетические отношения подростков к

природе обнаруживают свою не развитость.

В старшем возрасте на первый план как эмоционально значимые действия

выступили любование природой, сбережение деревьев, работа в саду и огороде,

отдых; духовные формы деятельности (размышления о жизни, чтение стихов,

пение); сбор грибов, уход за животными. Во многом такая градация связаны с

особенностями психофизического развития подростков и юношества. Педагог

призван перестраивать и повышать уровень социально значимых ценностных

установок. Надо знать, за что и как учащиеся ценят практические дела, чем они

занимаются более, а чем менее охотно.

В предпочтениях одних дел другим, как и в оценках красоты природных явлений,

избирательно проявляется внутренняя позиция школьников, сквозь нее

преломляются любые педагогические воздействия на отношения к природе и

отражаются в сознании и поведении соответственно ее содержанию. Понятно, что

результаты эстетического воспитания будут успешнее, когда оно тесно связано

ни только с общественно важной, но и с предпочитаемой учениками деятельностью

и тем самым – с их избирательными, сознательными, индивидуальными связями с

природой.

Эстетическое отношение к природе возникает и развивается в деятельности,

которую определяет учитель. На действия, формирующие это отношение, влияют

содержание и форма, задания учителей, возможность его творческого выполнения,

принцип коллективизма. Об этом свидетельствуют данные некоторых психолого-

педагогических экспериментов.

Приемы косвенного влияния педагогов на деятельность не способствуют

сосредоточению внимания всех школьников на эстетических свойствах природы.

Часть учащихся наименее восприимчивых к красоте, не редко проявляют при этом

интерес к случайным явлениям, некоторые уделяют внимание лишь тому, что само

бросается в глаза и мало всматриваются в детали, в признаки и свойства явлений.

Подобные приемы не достаточно ориентируют на выделение главных, существенных

признаков, позволяющих оценить явление как красивое или безобразное.

Важна стимулирующая роль соревновательного поиска для познания красоты

природы. Познавательная задача, ориентирующая на поиск необычных явлений,

превращает красоту природы в одно из наиболее привлекательных явлений. Не

удовлетворяясь общим знанием, что вокруг есть красота, учащиеся овладевают

умением отыскивать ее в различных природных условиях. Активизируются

коллективные стремления к постижению новизны явлений, как их красоты,

усиливается обмен знаниями, умениями, переживаниями.

Наиболее эффективен прием прямых заданий, выявлений и оценки эстетических

свойств природы. Он порождает встречные вопросы учеников педагогам: что такое

красота? Как ее распознать в природе? Чем отличаются красивые явления от

некрасивых? Какие явления нельзя назвать красивыми и т.д.

Не только эстетическое восприятие природы, но и природоохранительные

стремления и действия возникают не автоматически. Формирование тех и других

требует специальной педагогической работы, поэтому задание открыть красоту в

природе, которые учитель ставить перед учащимися должны быть неразрывно

связаны с практическими задачами труда и охраны природы, и наоборот. Процессы

воспитания эстетического и природоохранительного отношений школьников требует

комплексного подхода.

Два пути комплексного воспитания названных отношений: от эстетического

познания к практике (к труду и охране среды) и от практики к познанию – равно

возможны в любой школе.

Учителю литературы, пения и рисования быстрее и легче сформируют

ответственное отношение учащихся к природе, опираясь первоначально на

средства искусства. Как известно, учащиеся с большим интересом пишут

сочинения о литературном пейзаже, о произведения живописи и музыки,

отражающих природу. Под руководством учителей изобразительного искусства они

с удовольствием совершают экскурсии, чтобы зарисовать достопримечательности с

натуры. Увлекательно для школьников и знакомство с миром музыки,

воспроизводящие образы природы.

Для преподавателей естественно – математических предметов наиболее

эффективным комплексным подходом к воспитанию оказывается путь от обучения

основам наук к организации непосредственного взаимодействия школьников с

природой в познании и труде, а затем к установлению связей между природой и

искусством, общественными и личными отношениями воспитанников с окружающей

средой.

Таким образом, влияния различных путей, которые используют учителя разных

специальностей, воспитывая отношение школьников к природе могут стать

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.