РУБРИКИ

Диплом: Эколого-эстетическое воспитание школьников

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Эколого-эстетическое воспитание школьников

произведений и отдельных писателей в определенной системе формирует основу их

отношений к образам природы в литературе.

В систематическом курсе литературы (восьмые – десятые классы) эту работу

целесообразно строить на широкой литературоведческой и эстетической основе в

двух направлениях: сопоставлять пейзажи близких по идейно – эстетической

направленности мастеров литературы; анализировать пейзаж как отражение

творческого метода автора.

В классическом русском пейзаже XIX века отражены традиционные начала,

характерные для этой эпохи: это образная передача эмоций и чувствований

человека, свойственная фольклору; отражение мощи природной материи у Г.

Державина; героическое начало в природе, характерное для творчества А.

Радищева; романтическое духовное созерцание природы у В. Жуковского.

Особенности романтического пейзажа: исключительность его деталей и образов,

зачастую вымышленных художником. Романтический пейзаж не редко несет в себе

поэтическое отражение одной из центральных тем романтизма – разлада между

мечтой и действительностью.

В творчестве А. Пушкина нам дороги и романтические пейзажи ранних стихов,

южных поэм, и не превзойденные реалистические картины природы в романе

“Евгений Онегин”.

При изучении Н. Некрасова в девятом классе давая понятие о народности

литературы, можно охарактеризовать благотворное влияние на некрасовскую

пейзажную живопись русского народно – поэтического творчества. Пейзаж Н.

Некрасова не существует сам по себе, безотносительно к человеческим скорбям и

радостям, он подчинен лирике человеческих чувств и взаимоотношений, пейзаж,

особенно в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, полон сказочных элементов,

насыщен множеством зрительных образов, в которых сказывается пристальное

внимание к очертаниям и краскам внешнего мира, присущее устному народному

творчеству.

Пейзажная живопись М. Шолохова отличается простотой и образностью,

выразительностью словесного оформления, интонационным своеобразием,

ритмичностью и напевностью. В его лирических пейзажах читатели воспринимают

не только картины родной земли, но и думы людей, согревающих ее своими

ладонями, поверяющих ей радость и горе. Известный вопрос о взаимоотношениях

человека и природы, естественной жизни и цивилизации, на который пытались

ответить В. Жуковский и А. Пушкин, Ф. Тютчев и М. Лермонтов, Л. Толстой и И.

Тургенев, Н. Некрасов и А. Блок, автор “Поднятой целены” и “Тихого Дона” М.

Шолохов решает с позиции крестьянина, постоянно и непосредственно

соприкасающегося с животворящей силой земли. Шолоховский пейзаж органично

входит в образную структуру его произведений. Огромный, полный

величественности мир природы врывается в сознание героя в самые напряженные

моменты происходящих событий. Он выражает настроение героя, связан с его

характеристикой. Картины родной природы у писателя насыщены многообразием

красок, наполнены звуками, шумами, тонами окружающего мира.

С расширением познания объективного мира и приближением к идеалу гармоничной,

всесторонне развитой личности будет увеличиваться взаимопроникновение идей

науки с искусством и поэзией. И к этому учитель обязан готовить нынешних

школьников. В литературе появилось не мало произведений, стремящихся дать в

образной форме психологический и социальный анализ научных процессов и

направлений в изучении природы. В пейзаже известного поэта Л. Мартынова

сближение искусства, поэзии, науки осуществляется не только по тематике, но и

по характеру мышления, по органичной связи этих двух форм познания и

отражения объективной действительности, в том числе родной природы.

Великолепны лирические пейзажи и у поэта Н. Рубцова.

Итак, для правильного “прочтения” пейзажа необходимо не только ощутить в нем

художественную ценность каждого слова, роль поэтической звукозаписи,

расположение и сочетание красок, место пейзажа в общей системе художественных

образов, связей с идейным содержанием произведения, но и найти “фокус

восприятия” художника в каждом отдельном случае. Для понимания литературного

пейзажа необходимо уяснить, каково положение изображаемых предметов или

явлений природы относительно точки, с которой рисует их автор, и каково его

отношение к природе. Итак, пейзаж может быть использован для формирования

отношения школьника к природе, но важно при этом рассматривать и изучать его

в тесной связи с идейно – художественными особенностями произведения.

3.3. Роль искусства музыки и хореографии в развитии нравственно –

эстетического отношения школьников к природе.

Среди различных видов искусства большое значение в формировании эстетического

отношения к природе принадлежит музыке и хореографии, поскольку генезис того

и другого искусства восходит к тем далеким временам, когда образное отражение

природы и ее законов помогало древним людям приспосабливаться к условиям

меняющейся среды. Когда охота была одним из главных источников существования,

освоение повадок животных решало успех охоты, а значит, и обеспечивало

питание. В массовых организованных действах, предшествовавших охоте на

крупного зверя, ритмические танцевальные движения были своеобразной

репетицией; молодое поколение охотников получало в форме танца – песни

наглядные уроки. Каждому следовало проявить ловкость, силу, согласованность

своих движений, возгласов с движениями и возгласами всего коллектива. С

освоением земледелия приобретало значение поклонение растениям, солнцу, земле

как магическое освоение сил природы.

В народном творчестве чувство родной природы и ее символы, образы переносятся

на человеческие характеры. В русских песнях и танцах девушку сравнивают с

грушицей, зоренькой, яблонькой; молодца – с молодым месяцем, ясным соколом,

лебедем. Эти удивительные по красоте сравнения делают песню и танец

поэтичными, образными, нежными, веселыми и грустными, величественными и

шутливыми.

В танцевальных действах иногда народ выражает свое отношение к “вечным”

вопросам бытия, характеру перемен, цикличности, связанной с жизнью природы.

Весенние хороводы отличались сдержанностью. По мере приближения к осени танцы

и ритмы хороводного движения учащались, принимали иногда вихревой характер,

как танцы в Древней Греции в честь бога Вакха. Иногда это были

развлекательные зрелища в честь того или иного времени года, связанные с

изображением природы. В процессе труда, общение людей друг с другом музыка и

танцевальные движения с обогащением звукового и пластического опыта

сливались с поэтическим словом – возникали формы традиционных праздников,

посвященных труду.

В современных условиях сохранились темы и элементы танцев, связанных с

природой. Одним из любимых таджикских праздников с древних времен является

праздник весны, который справляется после сева и называется праздником “Лола”

– тюльпана. В день этого праздника молодежь приносила гирлянды тюльпанов.

Вокруг них начинались пляски, песни, выступления народных певцов, комиков.

Коллективные изобразительные движения, связанные с посевом, ростом и сбором

хлопка, отражаются в танце хлопка. Популярен литовский танец “Гайдис” – танец

петуха.

Таким образом, осваивая в процессе художественного творчества окружающую

действительность, люди на разных широтах и в разных географических и

социальных условиях накапливали и передавали следующим поколениям

разнообразные приемы и средства музыкальной ритмической и пластической

выразительности, которые отбирались и совершенствовались в соответствии с

характером данного народа. Разнообразен танцевальный язык и образная

символика народной хореографии. У жителей равнины широкие поступь и жест,

танцы напевны, лиричны. В них отражено многообразие оттенков чувств – от

лирического спокойствия до безудержного веселья. Танцы народов гор сдержанны,

шаг цепкий и легкий, движения рук напоминают трепет крыльев горных орлов.

Так географическое положение и окружающая природа, коллективные и культурные

традиции определяли характер народных танцев и песен, а в дальнейшем

способствовали формированию профессиональных видов и жанров искусства музыки

и хореографии в современном их виде.

Воспитывая в школьниках отношение к природе, раскрывая генетическую связь

человека с природой, которая моделируется в образах искусства, необходимо из

кладезя музыкального и хореографического искусства выбрать наиболее

впечатляющее произведение, отвечающие возможностям освоения школьниками

разных возрастных групп (П. И. Чайковский “Как мой садик свеж и зелен”,

“Кукушка”, “Мой Лизочек .” “Подснежник” из цикла “Времена года”, “Осень” из

этого же цикла, “На тройке”).

Младшие школьники смогут почувствовать, и как композитор М. Мусоргский в

увертюре к опере “Хованщина” – “Рассвет на Москве - реке” создает картину

раннего утра. В музыке причудливо сливается пение петуха, знакомое каждому

русскому человеку, и трепет занимающейся зари, и звон колоколов. И вместе с

тем эта музыка выражает неодолимое стремление природы к своему полному

раскрытию, развитию. По существу – это гимн природе. В музыке русских

композиторов картины природы часто обретают эпическую, символическую силу.

Например, во втором акте оперы А. Бородина “Князь Игорь” музыка звучит

предостерегающе. В ней слышатся будто “разряженные” звуки создающие ощущение

неуверенности. Музыка как бы предупреждает: природа не спокойна, на солнце

опускается затмение, поход Игоря не сулит ни чего хорошего.

Темы природы можно услышать в различных симфонических произведениях. О своей

Первой симфонии П. Чайковский писал, что она создана под непосредственным

впечатление по Чудскому озеру. Об этом говорят названия первой и второй

частей: “Грезы зимней дороги”, “Угрюмый край, туманный край”. В музыке Л.

Бетховена природа раскрывается через героическую борьбу страстей, через

размышления о жизни и смерти.

По мере развития общественной жизни человека музыка и танец обогащаются

новыми связями с действительностью, развивая свои специфические средства

выразительности и техники. Исторически расходясь и вновь соединяясь в жанрах

танцевальной музыки эти два вида искусства достигают своего рассвета в

симфоническом жанре. На этом высоком “витке” развития музыка становится

способной выражать самые сложные явления жизни природы и человеческого духа.

Танец, совершив в искусстве хореографии качественное перерождение, так же

получил возможность выразить духовную жизнь общественного человека. Не

случайно музыка и хореография и на современной ступени своего развития

обращаются в сценическом искусстве к темам, связанным с природой.

Темы природы передаются средствами классического танца, в образной основе

которого лежат и ассоциативные движения, напоминающие расцветающую и

увядающую природу, полет птиц, стремительность бега животных или движение

звезд (к одной из лучших трактовок темы природы относится тема из балета

“Золушка” С. Прокофьева, где фея одаряет золушку).

Непременные персонажи сказочных и романтических опер и балетов – Русалки,

Наяды, Нимфы, Сильфиды – это олицетворенные образы природы. В операх

“Русалка” А. Даргомыжского, “Садко” Н. Римского – Корсакова, балете “Конек -

Горбунок” Ц. Пуни и затем Р. Щедрина представлено подводное царство. Особенно

интересен танец “Океан и жемчужина” в постановке А. Горского, где властный

Океан мощными прыжками казалось, заставит колыхаться все подводное царство.

Излюбленным танцевальным образом балетного театра является образ Девушки –

Лебедя как олицетворения высшей красоты природы, красоты жизни. Очень

популярны у зрителей многих поколений балет П. Чайковского “Лебединое озеро”,

а так же концертные номер знаменитой русской балерины Анны Павловой

“Умирающий Лебедь” на музыку К. Сен – Санса “Лебедь”, поставленные

балетмейстером М. Фокиным. Этот танец имеет такую интересную и долгую жизнь

на сцене потому, что в высокохудожественной форме отражает красоту и смысл

жизни. Образы Г. Улановой и М. Плисецкой различны, хотя обе танцовщицы

создают образ сильного духом Лебедя, борющегося и не покоренного.

Несомненно, что детям особенно полезно смотреть произведения народного и

балетного искусства в музыкальных театрах, на концертах, на экранах

телевизоров. Самодеятельным коллективам школьников следует чаще обращаться к

темам, связанным с природой. Студии классического танца могут чаще создавать

концертные программы, посвященные временам года, общению человека с природой

могут быть поставлены танцевальные номера, а который раскрывается бережное,

внимательное отношение к природе, передается настроение, связанное с

природой.

Участие детей в танцевальных композициях на темы природы благотворно влияет

на их отношение к живому миру. С учетом национальных традиций в хореографии

можно одарить танец своеобразной танцевальной эстетикой, расширяющей

географию представлений детей о природе. Для воспитания любви школьника к

природе, к ее многообразной красоте, следует использовать разнообразные

художественные средства, имеющиеся в арсенале искусства. Ведь в танце и

музыке образы природы звучат по – особому, неповторимо, утверждая и славя ее

красоту и ценность.

Заключение

“Пойми живой язык природы, -

И скажешь ты: прекрасен мир”.

И. С. Никитин

Эстетически – выразительный идеал взаимоотношений природы и человека видится

в том, чтобы облагораживать природу, помогая полнее раскрывать ее жизненные

силы. Есть такое простое, известное всем выражение “Цветущий край”. Так

называют земли, где знания, опыт людей, их привязанность, их любовь к природе

поистине творят чудеса.

Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее

уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую

культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести

ответственность за ее состояние.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно –

пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и

вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений

и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы,

который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению

подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей

жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы.

Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение

станут составной частью общей культуры молодого человека.

Перед педагогами, воспитателями стоят актуальные задачи совершенствования

форм учебной и внеучебной деятельности школьников, направленных на

формирование культуры отношений к природе в соответствии с требованиями

нашего общества. Целостное, всестороннее развитие личности школьника на всех

возрастных этапах включает, в частности, формирование гармоничных

взаимоотношений с окружающей средой, правильных ценностных ориентаций по

отношению к природе, а также высокой активности в поведении, общественно

полезном труде, творчестве. Все это имеет важное общественное значение как в

будущей профессиональной деятельности выпускников школы.

Проблема формирования эстетического отношения к природе – лишь одна из сторон

комплексного воспитания культуры подрастающего поколения. Но в ее решении

соприкасаются такие существенные направления воспитательной работы, как

формирование научно – материалистического мировоззрения в учебном процессе,

освоение сокровищ национальной и мировой культуры, постижение богатств родной

природы, овладение путями их приумножения, творческое преобразование

природной среды, природных материалов, художественно – эстетическая

деятельность, внесение посильного трудового участия в сохранение и поддержку

природной среды. Общность позиций авторов монографий базируется на признании

необходимой и актуальной задачи – развивать как важное качество личности

современного школьника эстетическое отношение к природе у детей всех

возрастов, в различных формах педагогически целесообразными средствами.

Необходимо сочетать возможности воздействия природного содержания учебно –

познавательного процесса и освоения эстетических свойств познавательного

материала, эстетическую направленность восприятия и освоения искусства,

отражающего красоту и характерность природных явлений, а так же познание

человеческих идеалов взаимоотношений с природой, значения многообразного

духовно – практического преломления духовно – практического преломления

собственных реальных контактов с природой и полученных впечатлений в

последующих занятиях детей, в их творчестве. Все это – база формирования

культуры отношений к природе как общественной ценности.

Педагогически целесообразное сочетание экологического образования и

воспитания с влиянием искусства, с воспитанием эстетического видения природы,

творческого отношения к ней будет пробуждать у школьников чувство

ответственности за сохранение каждого ее объекта и явления как неповторимой

ценности и тем самым будет содействовать сохранению природной среды.

Нужно более настойчиво проводить работу по охране природы. Одним из условий

борьбы против “нарушений норм охраны природы” (К. У. Черненко) является

работа по воспитанию глубоких духовных интересов, бережного отношения к

сохранности природы, естественной гармонии и красоты у будущих работников

народного хозяйства – сегодняшних школьников.

Нравственно – эстетическая окрашенность мотивов отношений к природе повышает

ценность окружающей среды для личности, тем самым создавая прочные основы

укрепления бережного, гуманного отношения к живой природе, ко всем природным

элементам. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие

эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту

и богатство родной природы. При этом трудовое воспитание рассматривается как

важнейший фактор формирования личности школьника.

Широкие перспективы открываются перед педагогами в творческих поисках путей и

форм воспитания многогранного ответственного отношения к природе.

Список литературы:

1. Апресян Г. З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом

обществе. М., 1981.

2. Артеменко Н. М. Природа и эстетическое воспитание школьников: из опыта

работы сельских школ. М., 1978

3. Бакелова Н. Ф. Использование природного материала на уроках

изобразительного искусства и труда // Нач. школа. – 1996. - №4. – С.24 – 30.

4. Буров А. И. О природе объективности красоты. – Вопросы литературы,

1969. - № 3.

5. Буров А. И. Эстетика: Проблемы и споры. М., 1975

6. Вильсон Р. Экологическое образование в неразрывной связи с общим

воспитанием детей с раннего возраста // Играя, Обучаемся. – 1999. – Вып.1. –

С. 126 – 128.

7. Волкова А. С. Эстетическое воспитание в процессе изучения географии.

М., 1976

8. Гончаров И. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании

школьников: Из опыта работы учителя. М., 1978

9. Гордиенко Л. Н. Искусство и экология. – М., 1984. – 102с.

10. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов

– на – Дону: Феникс, 1996. – 480с.

11. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед.уч-щ по спец. №2010

“Воспитание в дошкольных учереждениях” и №2002 “Дошкольное воспитание” / Под

ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина – М.: Просвещения, 1978. – 416с.

12. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец.

№2110 “Педагогика и психология (дошк.)”. В 2 ч. Ч 1. Содержание

коммунистического воспитания в детском саду // Н. А. Курочкина, Б. С.

Лейкина, В. И. Логинова и др.; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. –

2-е изд; испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 256с.

13. Забаро – Просолова Е. Л. Красота науки физики и ее значение в

эстетическом воспитании учащихся. – В кн.: Наука и эстетическое воспитание.

М., 1972.

14. Захлебный А. Н., Зверев И. Д., Суровегина И. Т. Охрана природы в школьном

курсе биологии. М., 1977.

15. Зверев И. Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. – М.:

Педагогика, 1984. – 140с.

16. Зенкевич И. Г. Эстетика урока математики. М., 1981.

17. Карташова И. Экологическое образование – веление времени // Вуз. вести. –

1998. - №9. – С. 7.

18. Краткий словарь по эстетике. Кн. Для учителя // Под ред. М. Ф.

Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983. – 223с.

19. Крутецкий В. А. Психология. Учеб. для учащихся пед. уч-щ. – 2-е изд.,

прераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336с.

20. Линник Ю. В. Природа и эстетическое воспитание. – В кн.: Основы

эстетического воспитания. М., 1975.

21. Лихачев Б. Т., Квятковский Е. В. Сущность, принципы и система

эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы. – Советская

педагогика, 1980. - №7.

22. Маймин Е. А. Эстетика – наука о прекрасном. Кн. для учащихся. – М.:

Просвещение, 1982. – 192с.

23. Мелехова О. П. Экологическое образование и нравственное воспитание //

Высш. Образование в России. – 1994. - №4. – С. 40 – 43.

24. Молодова Л. П. Экологические праздники для детей. Учебно – метод. Пособие

для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. – Мн.: Асар, 1997.

– 128с., ил.

25. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Учебно – метод.

Пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн.: Асар, 1999. –

128с., ил.

26. Об экологическом образовании. Обзоры // Вестник высш. школы. – 1990. -

№9. – С. 47 – 55.

27. Основы эстетики и искусствознания. Факултатив. курс. Пособие для учителей

/ И. Л. Любинский, В. В. Неверов, В. К. Скатерщиков и др., Под ред. И. Л.

Любинского, В. К. Скатерщикова. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение,

1979. – 302с.

28. Палий В. Ф., Щербина В. Ф. Диалектика духовно – практического освоения

природы. Л., 1980.

29. Педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2009 “Муз.

воспитание” / Л. Р. Болотина, С.П. Баранов, Л. Г. Симушина и др., Под ред. Л.

Р. Болотиной и др. – М.: Просвещение, 1987. – 288с.

30. Плахов И. А. Спаси и сохрани .// Биология в школе. – 1996. - №3. – С. 36

– 41.

31. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М., 1982.

32. Природа и поэзия // Вестник АсЭкО. – 1995. – Вып. 3. – С. 39.

33. Природа и функции эстетического. М., 1968.

34. Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6-ти т. Т.VI. М., 1957.

35. Программы общеобразовательной школы: Изобразительное искусство. М., 1981.

36. Программы восьмилетней школы: Музыка. М., 1981.

37. Романова Э. Экологическое воспитание – проблема нравственная // Нар.

образование. – 1986. - №5. – С. 57 – 59.

38. Рожкова М. В. Природа в красках // Играя, обучаемся. – 1999. – Вып. 2. –

С. 79 – 83.

39. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. – В кн.: Проблемы общей психологии. М.,

1976.

40. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания. – В кн.:

Современные проблемы теории эстетического воспитания и критика буржуазных

конципций. М., 1987.

41. Сборник материалов к программе эстетического воспитания школьников. М.,

1979.

42. Талиев В. И. Охраняйте природу! // Этика – эстетический подход в охране

дикой природы в заповедном деле. – 1997. – Вып. 15. – С. 9 – 20.

43. Фазин А. В. воспитание красотой. – М., 1980. – 138с.

44. Цветкова И. В. Экология Для начальной школы. Игры и проекты. Популярное

пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов., В. Н. Куров. –

Ярославль: Академия развития, 1997. – 192с., ил.

45. Шаргаев М. А. – Экологическая этика и культура. – Улан – Удэ: Бурят. кн.

изд.-во, 1993. – 25с.

46. Экология, культура, образование. Материалы к конференции / Редкол. Н. М.

Мамедов и др. – М.: Б. к., 1989. – 242с.

47. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан –

Удэ, 1990. – 29с.

48. Экспериментальная программа по музыке для общеобразовательных школ: (с I

по X класс). М., 1976.

49. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики – М. Д.

Таборидзе, Д. К. Бусурамвили, О. Г. Алавидзе и др.; Под ред. М. Д. Таборидзе.

– М.: Педагогика, 1988. – 101с.

50. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя / Н. И.

Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. – М.: Просвещение, 1983. – 303с.

51. Южакова Т. П. Воспитание любви к природе на уроках изобразительного

искусства // Нач. школа. – 1996. - №5. – С. 19 – 25.

приложение 1

“Созерцание чуда”

Сценарий литературно – музыкального вечера

Необходимы двое ведущих. Все участники одеты в русские костюмы. Песни на

вечере не объявляются, а звучат сразу после слов ведущих, какие – хором,

какие – соло, варианты могут быть разные. Некоторые песни можно использовать

целиком, а некоторые – по одному или два куплета. Предложите участникам

поимпровизировать на тему песен “Во поле березка стояла” и “Цвела роза

белорозовая”. “Спектакль” получается прекрасным. Под таким же названием

“Созерцание чуда” необходимо оформить книжную выставку, литературу для

которой подберите для из своего фонда.

Мы озаглавили разделы так:

I – “Наедине с лесом”

Цитата:

“Когда на сердце неспокойно станет,

Когда не в силах совладать с собой,

Побудь в лесу на солнечной поляне,

И все печали снимет, как рукой”

В. Лукина.

II – “Русское разнотравье”

Цитата:

“Есть в травах и цветах целительная сила. Для всех, умеющих их тайну разгадать”.

В. Рождественский.

III – “Бросьте спасательный круг природе”

Цитата:

“Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете .

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте”.

На выставке желательно поместить репродукции картин.

Первый ведущий.

Дорогие коллеги, друзья! Се­годня вы услышите песни, стихи и легенды о

красоте нашей при­роды, ее богатствах, о лекарст­венных растениях, применении

их в народной медицине. Отве­дайте напитки из трав, почаёвни­чайте

(участникам предлагают по­пробовать травяной чай).

В степях родных, лесах,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах цели­тельная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

В. Рождественский

Ну, что ж, заглянем в тайну? Сейчас мы поведем вас по закол­дованной книге

природы. В при­роде нет ни одного бесполезного растения. Весь зеленый мир —

это своего рода аптека, о которой справедливо писал С. Кирсанов:

Я не степью хожу,

я хожу по аптеке.

Разбираясь в ее

травяной картотеке,

Беспредельная степь,

бесконечная степь,

Ты неписаный странный рецепт.

Вот, например, русская бере­за.

(Исп. песня "Белая береза". Сл. Овсянниковой. Муз. В. Шаинского)

Нет дерева, растущего на тер­ритории нашей России, может быть, кроме рябины и

черемухи, которому бы так повезло в фоль­клоре, и в музыке, и в литерату­ре.

С какой любовью говорил С. Есенин о березе.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Каждое дерево полезно и красиво. Но нет на свете дерева та­кого белого, как

летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга. Береза достойна своей

многоголосой и прочной славы.

Тугие распущены косы

И белые платья до пят.

Как будто невесты, березы,

Куда ни посмотришь, стоят.

Весеннее солнце косыми

Лучами касается кос.

По всей необъятной России

Сегодня светло от берез.

Пленяют красою чудесной,

Заводят лесной хоровод.

Широкая русская песня

Отсюда начало берет.

(Исп. песня “Березы”. Сл. Б. Лазарева. Муз. М. Фрадкина)

Береза — символ России, еще в стародавние времена ее назы­вали деревом

четырех дел: мир освящать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять.

Для врачевания использовали настой из березовых почек (при долго не

заживающих ранах), чай, заваренный на березовом грибе - чаге (от заболевания

же­лудка). Человек всегда дружил с этим деревом:

Я помню, в юности,

когда я жил в деревне,

Ходили мы за вениками в лес.

(Исп. хороводная песня "Во поле береза стояла".)

Веники заготавливали из ве­ток молодых берез. А как хорошо в горячем пару

попариться с березовым веником. Три дня после хорошей бани отдает от человека

свежим березовым духом.

Второе дело — береста, из нее делают туеса, туесочки, сувени­ры и вообще

всевозможные ве­щи. Берестой пеленали тресну­тые горшки, а еще раньше из нее

делали челны.

А знаете, что еще дает береза! Нет? Деготь! Разве вам не знаком приятный

запах дегтя на лошадиной сбруе? Так знайте, что раньше и сейчас всякое

ранение у лошадей или коров врачуют дегтем.

Березу используют и как топ­ливо. Ах, как хороши березовые дрова!

Затоплю пожарче печку.

Эй, погрейся, домовой!

А потом схожу на речку за водою ледяной.

Дров березовых подбавлю — золотых поленьев жар.

А потом на стол поставлю старый русский самовар.

А. Поперечный.

Полезен и березовый сок. Он утоляет жажду, тонизирует. Весной березы, как

мощные насосы: гонят кверху березовый сок (исп. песня “березовый сок”. Сл. М.

Матусовского. Муз. В. Баснера.).

Под весенним солнцем, под белыми облаками из тела белой березы приятно пить

живительные соки земли. Содержится в соке и какой – то особенный сахар, и

разные витамины. Не мало в березовом соке и поэзии, если только добывание его

не связано с варварским обращением с самой березой. Иногда топором тяпнут по

белой коре, сок брызнет, как кровь из перерезанного горла барана, а на березе

остается глубокая рана. . И получается как в песне:

Отговорила роща золотая

Березовым, весенним языком,

И после этих варваров бездушных

Уже не захочешь в рощу нипочем.

Как правильно взять сок? Нужно зачистить наружную кожу и на зачищенном месте

коловоротом провернуть углубление на три – четыре сантиметра. И все. Сок

потечет одной бойкой струйкой.

Белая береза, милая сестра,

Ты расти, не бойся злого топора.

Белая береза, русская земля,

И печаль, и радость, и любовь моя.

(Исп. песня “Вы шумите, березы”. Сл. Н. Гилевича. Муз. Э. Ханка.)

Второй ведущий.

Кто не видел белых пахучих цветов черемухи? Черемуха всегда была символом

русского пейзажа. Народ ласково называ­ет ее черемхой, черемшиной, воспевает

в стихах и песнях. Му­зыкой звучат стихи С. Есенина, посвященные черемухе:

Черемуха душистая

С весною расцвела,

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Черемуха олицетворяет образ нежной девичьей красоты, образ девушки в

подвенечном платье.

Есть народная примета,

Знают все примету эту,

Каждый год ее невольно вспо­минают:

Коль черемухи цветенье -

Быть в погоде измененью

И на улице опять похолодает.

Ю. Погорельский.

(Исп. песня "Цветет черемуха к похолоданию". Сл. Т. Коршиловой. Муз. Г.

Пономаренко.)

Черемуха обладает исключи­тельными свойствами: сильно опьяняющий аромат ее

цветов и листьев очищает воздух от мик­робов. Букет черемухи в доме смертелен

для мух и комаров, но опасен и для человека. Из ягод ее пекутся пироги,

варятся кисели. Соком их подкрашивают напитки. В лечебных целях используют

ягоды черемухи в качестве вяжущего средства.

По народным приметам, коли зацвела черемуха, пора сажать картофель. Из коры

черемухи делают краску зеленого и бурого цвета. Древесину используют для

столярных изделий, а гибкие ветки — для плетения мебели. Черемуха —

прекрасный медо­нос.

При цветении черемуха раз­носит волны сильного сладкова­то-терпкого аромата,

от которого кружится голова. Но недолог праздник цветения. Вот уже падают на

землю "снежинки".

Отцвела черемуха, растаяла

Как последний снег на просе­ке лесной.

Но в душе моей она оставила

Радость встречи с раннею весной.

Первый ведущий.

Эстафету от березы и черемухи достойно принимает сирень:

Вставал обыкновенный вешний день.

Парил туман, заря траву коси­ла.

И вспыхнула лиловая сирень

С какой-то неосознанною си­лой.

Она раскрылась робко, не спеша,

Застенчиво и неохотно вроде.

И вдруг пошла, пошла, пошла

Смеяться и бурлить, как в половодье.

(Исп. песня "Цветет сирень". Сл. М. Рябинина. Муз. А. Экимяна.)

Древнегреческая легенда по­вествует: молодой Пан — бог лесов и лугов,

повстречал од­нажды прекрасную речную ним­фу Сирингу — нежную вестни­цу

утренней зари, и так залюбо­вался ее нежной грацией и красотой, что забыл о

своих за­бавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала.

Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в

бла­гоухающий куст с нежными ли­ловыми цветами. Так имя Сиринги и дало

название дереву — сирень.

Сиреневые сады есть во мно­гих городах мира. Кусты белой и лиловой сирени

прекрасны ночью; когда кажется, что сама весна окунулась в их душистое море.

Хороши они и на рассвете, когда пышные гроздья как бы вырастают из зари и

тумана.

Поутру на заре,По росистой траве

Я пойду свежим утром ды­шать,

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду свое счастье искать.

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то

счастье в сирени живет,

На зеленых ветвях,

На душистых кистях

Мое бедное счастье живет.

М. Бекетова.

(Исп. песня "Сирень — чере­муха". Сл. А. Сафронова. Муз Ю. Милютина)

Окно открыла девушка на стук.

Качнулась к парню легче лег­кой песни

И тонкими кистями нежных рук

Взяла его лицо с сиренью вме­сте.

Второй ведущий.

Есть еще одно волшебное де­рево. (Исп. песня "Рябиновые бусы". Сл. А.

Молодова и А. Жел­того. Муз. Арк. Укупника).

На протяжении ряда веков ря­бина считалась "сорной" поро­дой, ее вырубали за

ненадобно­стью. Сейчас отношение к дере­ву изменилось. Установлено, что

рябина приносит пользу и лесу и человеку. Знаете вы легенду о происхождении

названия этого дерева? Жили как-то муж с же­ной, было у них двое детей.

Старшая дочь – нелюбимая, и имя имела не ласковое, звали ее Восьмухой. Была

она злой, зави­стливой. Зато меньшего сына ро­дители ласково назвали

Романушкой. Был он добрый, привет­ливый. Невзлюбила Восьмуха Романушку и

задумала погу­бить. Завела как-то ребенка в гнилое болото и утопила. Выросло

на том месте приветливое и кудрявое деревце и растет с тех пор по всей

русской земле, и назвали его люди ласково рябин­кой.

В народном календаре есть день, Петр-Павел Рябинник, приходящийся на конец

сентяб­ря, — время созревания рябино­вых ягод. Кроме того, рябина — символ

счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда ста­рались посадить рябину.

Даже посидеть в тени рябины счита­лось полезным. Рябина воспета в песнях, о

ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении

ряби­на — это тонкая и нежная де­вушка.

Мне даже страшно —

Так она тонка,

Так высока,

При каждом резком звуке

Дрожит, —

И от любого ветерка

Все гнется

И заламывает руки.

(Исп. русская народная песня "Тонкая рябина". Сл. И. Сурико­ва.)

Рябина — постоянная спут­ница девичьих печалей. Под ря­биной встречались и

расставались, у рябины просили совета. (Исп. песня "Уральская ряби­нушка".

Сл. М. Пилипенко. Муз. Е. Родыгина).

В народной медицине плоды рябины употребляли для укреп­ления желудка, как

мочегонное и кровоостанавливающее сред­ство; благодаря высокому содер­жанию

витаминов варят из пло­дов варенья, пастилу, делают конфеты, настойки и

наливки. Корой рябины лечат заболева­ние печени. Древесина ценится в

столярном производстве и при изготовлении музыкальных инс­трументов.

Первый ведущий.

Богата природа нашей страны.

Вы любите цветы? Каждый цве­ток — как упавшая с неба звез­да. Например,

ландыши. Помни­те А. Фета:

О, первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

* * *

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем исходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

Этот чарующий, загадочный цветок с тонким ароматом, слег­ка кружащим голову,

до боли в сердце, до "бешеного обожа­ния", любил П. Чайковский. Во Флоренции,

оглушенный не­истовым запахом магнолий и буйствующих роз. Петр Ильич так

затосковал, что обратился к поэзии:

В чем тайна чар таких? —

Не знаю. Но меня твое благо­уханье

Как винная струя и греет, и пьянит,

Как музыка она стесняет мне дыханье,

И как огонь питает жар ланит.

Читая "Снегурочку" А. Остро­вского, нельзя не заметить изу­мительные строчки:

Полна чудес могучая приро­да!

Дары свои обильно рассыпая,

Причудливо она играет: бро­сит

В болотинке, в забытом уголке

Под кустиком, цветок весны

Жемчужный,

Задумчиво склоненный лан­дыш...

По древнерусской легенде морская царевна Волхова полю­била юношу Садко, а он

отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на

берег и стала плакать. И там, где падали сле­зинки царевны, выросли ланды­ши

— символ чистоты, любви и грусти.

(Исп. песня "Ландыши". Сл. О. Фадеевой. Муз. О. Фельцмана.)

Но ландыш прекрасен не только тайной чар, он — спаси­тель человеческих

жизней. Пре­параты ландыша майского при­меняются для лечения сердеч­но-

сосудистой системы. Но использовать препарат без на­значения врача опасно.

Ландыши не только целебны, но и ядовиты. Даже нежные цветки лан­дыша

неуживчивы с другими цветами. Если поставить, напри­мер, ландыши с сиренью

или фи­алкой в одну вазу, то выживут только ландыши, другие погиб­нут.

Эссенция натурального ландыша используется в парфю­мерной промышленности для

из­готовления духов.

Сейчас ландыш числится в списке растений, которым гро­зит гибель. Давайте

беречь этих крохотных жителей леса. Ведь приятно же созерцать, как:

Веселых ландышей жемчужи­ны

Под каждым кустиком горят.

Второй ведущий.

Как великолепен июньский луг! Он сияет свежестью кра­сок.

(Исп. песня "Полевые цветы". Сл. А. Ковалева. Муз. Р. Паулса.)

Когда идешь ты на свидание,

То выбирай короче путь.

Своей любимой в знак внима­ния

Цветов нарвать ты не забудь.

Пускай они не будут розами,

Пускай они росли в лугах,

Дождями пахнут, пахнут гро­зами,

Цветы свежи в твоих руках.

Твои сомнения развеются,

Когда подаришь ей букет

И можешь ты вполне надеять­ся

На положительный ответ

(Исп. песня "Букет". С. Н. Рубцова. Муз. А. Барыкина.).

Волшебными узорами распи­сан луг с весны до осени. Когда ночи сойдут на нет и

просторные июньские дни наполнятся жаром, то вдоль хлебного поля за­жгутся

нежно-голубые или си­ние васильки.

Васильки, васильки средь ря­дов пожелтевшего хлеба.

Васильки, васильки, как в безоблачный, полдень ясны,

Видно,

это на землю упали осколочки неба,

заставляя нас вспомнить

забытые песни весны.

(Исп. песня "Васильки". Сл. Я. Холецкого,

Муз. П. Аедоницко­го.)

Василек был завезен в Европу вместе с рожью еще во времена Плиния Старшего. В

Европе из­давна цветок считался одним из лучших для плетения венков. В Швеции

венок из васильков вхо­дит в изображение государст­венного герба. Во время

празд­ника урожая вяжется первый сноп, украшенный васильками, и ставится в

красный угол дома. Васильковые венки воронежцы развешивали в избах, чтобы

сверчки не водились. Очень лю­бил эти цветы великий русские баснописец И. А.

Крылов.

Есть такая история. Когда е 1823 году с Крыловым случился сильный

апоплексический удар, императрица Мария Федоровна (мать Александра I),

почитавшая его творчество, прислала ему бу­кет цветов, и попросила поэта

пе­ребраться к себе в Павловск сказав "Под моим надзором он быстрее

поправится". Такое вни­мание глубоко тронул Крылова и потом он написал басню

"Ва­сильки", в которой под видом цветка изобразил себя, а под ви­дом солнца —

императрицу.

В глуши расцветший василек

Вдруг захирел, завял до поло­вины

И голову склонил на стебелек

Уныло ждал кончины.

Подаренный букетик Крылов бережно засушил, часто им лю­бовался и завещал,

чтобы, когда он умрет, букет этот был положен г ним. Говорят, что так и было

исполнено.

Синий василек – прекрасный медонос, ни шмель, ни пчела не пронесутся мимо

него. В народ­ном врачевании отваром из ва­сильковых цветков смачивали

воспаленные глаза. Француз­ская Медицинская академия считала васильковый

настой на снеговой воде лечебным для глаз. Назывался он "разбиваю­щим очки".

Из васильков добыва­ли добротную синюю краску, а позже стали делать уксус.

Ва­сильки являются популярным элементом орнамента в народ­ных вышивках, где

мастерицы изображают их с колосьями ржи.

Василькам "посвятили" свои работы многие живописцы. Вспомните полотно Игоря

Граба­ря "Васильки", где на фоне жар­кого полудня две подруги вспо­минают о

своей юности перед огромной охапкой васильков.

Первый ведущий.

А ромашка?

Посреди лугов увядших,

Опаленных жарким зноем,

Белокурые ромашки

Поднимаются прибоем,

Белокурые ромашки

Травы красят белой кистью,

И звенит, звенит протяжно

Жаворонок в синей выси.

(Исп. песня "Ромашки спрята­лись". Сл. И. Шаферана. Муз. Е. Птичкина)

Ромашки по форме похожи на зонтики, и по легенде они в давние времена служили

зонтиками для маленьких степных гноми­ков. А еще ромашки похожи на удивленные

глаза, если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то

можно услышать тихий шорох,— это шорох белых ромашковых ресниц. Кажется,

наклонись к цветку, и он поведает самое сокровенное. А тайн у ромашки

ве­ликое множество.

Девчонка гадает у реки –

Ромашки лучистые губит.

И, словно снежинки,

летят лепестки:

Любит —не любит — любит.

Ты правду всю знаешь,

цветок полевой,

Иль это придумали люди?

За все отвечаешь своей голо­вой:

Любит — не любит — любит.

Известна ромашка своими це­лебными свойствами: противовоспалительными,

противоаллергическими и заживляющими.

Народные лекари говорят: “У кого в горле болит, возьми стакан снятого молока,

стакан воды и по одной щепотке ромашки, лилово­го цвета и бузины — смешай все

вместе, вскипяти, процеди сквозь тряпицу, остуди как пар­ное молоко и пей

вместо чая”.

Известно, что волосы, промы­тые в ромашковом отваре, приоб­ретают красивый

золотистый от­тенок. А кто часто умывается ее крепким отваром, у того кожа

ли­ца становится бархатной и неж­ной.

В парфюмерии ромашка при­меняется для производства ду­хов, одеколонов, мыла и

т. д. Ро­машку полезно держать на кухне и в чуланах, где хранятся съест­ные

припасы, потому что запаха цветов боятся мыши. Пасечники хвалят ромашку за

медоносность. Ромашка— любимый цве­ток для венков и советчик деву­шек в

сердечных делах при во­рожбе.

(Исп. песня "Ой, ромашка, бе­лый цвет". Сл. И. Лашкова. Муз. А. Аверкина.)

Второй ведущий.

Вспомните стихи О. Антропо­ва:

Ой, в саду, саду зеленом

Розу поливала.

Вырастай, расти на счастье,—

Розе я сказала.

(Исп. песня "Миллион роз". Сл. А. Вознесенского. Муз. Р. Паулса.)

Нет цветов красивее и благо­уханнее, чем роза. Зная кратко­временность жизни

розы, древ­ние персы придумали очень муд­рую поговорку: "Если ты прошел мимо

розы, не ищи ее более .”

(Исп. хороводная песня “Роза белорозовая”).

Первый ведущий.

Как хороши, как свежи были розы

В моём саду! Как взор прель­щали мой!

Как я молил осенние морозы

Не трогать их холодною ру­кой !

Как я берег, как я лелеял мла­дость

Моих цветов заветных, доро­гих.

Казалось мне, в них расцвета­ла радость.

Казалось мне, любовь дышала в них.

Но в мире мне явилась дева рая,

Прелестная, как ангел красо­ты,

Венка из роз искала молодая,

И я сорвал заветные цветы.

И. Мятлев

С розой связано множество легенд. Одна из них — Архангел Гавриил сплел для

святой Бого­родицы три венка: из белых роз — радость, из красных — страдание,

из желтых — ее славу Венками из роз греки украшала невест, а розовыми

лепестками осыпали покои новобрачных. Но венки на голове и груди древних

греков являлись также и знаком траура, и символом кратковременной жизни.

Римляне верили, что роза вселяет в сердце мужество, поэтому вместо шлемов на

воинов надевали венки из роз и на щитах выбивали изображение этого цветка.

Персы очень любили цветы. Самые популярные темы их поэ­зии — красота весны,

любовь соловья и розы... Если розу сры­вают, соловей вскрикивает. Весна

прекрасна, но, к сожалению, мимолетна. Поэма Низами о любви Лейлы и Меджнуна

дает нам представление о персидских садах XII века.

Розой врачевали, лепестки на­кладывали на лицо для придания ему свежести, а

собранная с цветков роса считалась средст­вом против воспаления глаз.

Второй ведущий.

Рассказ о розе не будет пол­ным, если не вспомнить ее "прапрадедушку" —

шиповник. Белые и желтые цветы шиповни­ка любил французский поэт Шатобриан.

Однажды он решил по­дарить шиповник любимой жен­щине и с огорчением увидел,

что цветы по дороге увяли. Шатобриан хотел извиниться, но женщи­на с улыбкой

заметила: "Увы, мой друг, цветы умирают раньше, чем слова".

(Чит. стихотворение Ф. Алие­вой "Шиповник".)

Из трав и плодов шиповника делают настои, напитки, даже приворотное зелье.

(Исп. песня "Заговорные сло­ва". Сл. Б. Емельянова. Муз. Ю. Кашука.)

Когда придет к вам возлюбленный, напоите его "приворот­ным чаем",

приготовленным сле­дующим образом: 4 щепотки чабреца, 2 щепотки мяты, одну

щепотку розмарина (можно за­менить зеленым чаем) залейте в термос 0,5 литра

кипятка, и че­рез 10 минут напиток готов. Чаем этим следует поить в течение

трех месяцев, как это делали Тристан и Изольда. Успех гаран­тирован.

О приворотном зелье, об уди­вительных историях, необыкно­венных целительных

свойствах других растении, о которых мы не смогли рассказать на нашем вечере,

вам поведают книги, ко­торые вы можете взять в библи­отеке.

Давайте будем внимательны и бережливы к зеленому миру, и природа воздаст нам

сторицей. В одном из современных между­народных документов — "Меж­дународная

стратегия охраны природы" — говорится: "Мы не унаследовали землю у наших

от­цов. Мы взяли ее в долг у наших детей". Поэтому давайте поста­раемся жить

по поэтическому наказу Н. Старшинова:

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете...

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

Наш вечер подошел к концу. Очень хотелось, чтобы мы не только познакомились с

лекарственными травами, но и еще больше полюбили нашу приро­ду, нашу землю.

(Исп. песня "Травы, травы, травы". Сл. И. Юшина. Муз. В. Шаинского).

приложение 2

Природа и поэзия

«Цветные» стихи

Прежде чем приступить к сочинению стихотворения, решите, о каком цвете вы

будете писать. Оглядитесь, составьте список всех попавшихся на глаза

предметов выбранного цвета. Затем придумайте несколько предложений о каждом

предмете. Например:

Красный цвет

Я вижу красную обложку книги.

На листике я вижу красную точечку.

На моей карте проведены красные линии.

Попробуйте написать стихи о каком – нибудь другом, необычном цвете, например

сиреневом. Добавьте юмористические строки, чтобы наше стихотворение стало

интереснее.

С помощью цвета можно выразить свои чувства:

Когда я вижу что – нибудь желтое,

Я представляю,

Будто я плыву над морем одуванчиков.

Зеленый цвет

Зеленый цвет – это цвет свежей травы, на которой утром сверкает роса.

Зеленый цвет – это запах сосны.

Зеленый цвет – это трава, колышущаяся на лугу.

Зеленый цвет это молодые всходы пшеницы.

«Стихотворения из двух слов»

Под этим названием мы имеем в ви­ду стихи, каждая строка которых состо­ит

всего из двух слов. Вы можете напи­сать сколько угодно строк, но в каждой

должно быть не более днух слов. Это стихотворение может быть длинным —

читатель должен точно представлять себе то, что вы описываете. Обычно тема

стихотворения называется по первой строке, однако можно сделать это и по

последней.

Шоколадное масло,

Шоколадное масло,

Вязкая смесь,

Очень вкусное,

Обожаю его,

Наелся так,

Что трудно

Даже говорить!

Стихи-прикосновения

Чтобы написать стихотворение о том, какими мы чувствуем предметы на ощупь,

отправьтесь на прогулку. Найдите дерево или куст и запишите все ощущения,

которые вы испытали, ощу­пывая его. Кора дерева может быть шершавой, листья —

гладкими, а ма­ленькие веточки...

А какие ощущения вы испытываете, находясь в машине? Начните с перед­ней

панели, затем ощупайте руль, окна, внутреннюю обивку салона, рычаги

управления. Стихотворения-прикосно­вения можно написать о чем угодно и где

угодно — надо лишь прикоснуться к чему-то.

Стихотворения об ощущениях

Вы знаете, что мы обладаем пятью чувствами: зрением, слухом, обонянием,

осязанием и вкусом. Напишите названия чувств на бумаге. Когда вы ис­пытываете

какие-нибудь ощущения, за­писывайте их.

Кузнечик прыгал с листика на лист.

Запах нафталина был так силен,

Что у меня защипало и косу.

Я почувствовал песчинку у себя в ботинке.

Для того чтобы написать стихотво­рение, переделайте эти предложения в

метафоры и сравнения. Можно описать в одном стихотворении ощущения,

по­лученные с помощью какого-то одного органа чувств, а можно — ощущения

нескольких органов сразу.

* Кузнечик, словно акробат на трапеции,

Прыгал с куста на куст.

* Запах нафталина был так неожидан и резок.

Словно меня ударило током!

* Песчинка в моем ботинке показалась мне горой,

Упершейся в небосвод моей стоны.

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.