РУБРИКИ

Диплом: Денежно-кредитная политика государства

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Денежно-кредитная политика государства

Диплом: Денежно-кредитная политика государства

Содержание

Введение.......................................................................5

Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики......................10

1.1 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики

различными экономическими школами.............................................10

1.1.1 Неоклассическая школа...................................................10

1.1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования.................. 12

1.1.3 Монетаристская количественная теория денег..............................17

1.2 Механизм и инструменты воздействия Центрального банка

на предложение денег в экономике..............................................21

1.2.1 Механизм кредитной эмиссии..............................................21

1.2.2 Формы и инструменты регулирования предложения денег................... 24

1.3. Цели и эффективность денежно-кредитной политики..........................28

1.3.1 Система целей денежно-кредитной политики................................28

1.3.2 Промежуточные цели в различных концепциях

денежно-кредитного регулирования..............................................29

1.3.3 Противоречивость денежно-кредитного регулирования.......................32

1.3.4 Передаточный механизм денежно-кредитной политики и его роль...... 36

Глава 2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России......... 39

2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику...........................39

2.2 Особенности российской банковской системы.................................40

2.3 Специфика целей денежно-кредитной политики................................43

2.4 Противоречивость денежно-кредитной политики 90-х гг.......................46

2.5 Методы и инструменты......................................................52

2.6 Особенности послекризисной денежно-кредитной политики.................. 56

Глава 3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI в......... 60

3.1 Цели и результаты денежно-кредитной политики в 2001 году................. 60

3.2 Цели денежно-кредитной политики на 2002 год...............................64

Заключение....................................................................74

Библиографический список......................................................79

Приложение 1..................................................................81

ВВЕДЕНИЕ

В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических

проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства.

Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система"

абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой

многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было

ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи

рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и

используется сейчас еще в большей степени механизм государственного

регулирования экономики.

Рынок — это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов

координации повеления экономических субъектов. Этот механизм никогда, даже во

времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе

с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только

пропорция их использования. При этом оба механизма опираются на традиции,

обычаи данного общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию,

то никаких иных экономических систем, кроме смешанных, не существует.

В развитых странах со смешанной экономикой роль государства в

функционировании экономики далеко не одинакова. Она различается по масштабам,

формам и методам воздействия государства на экономику, по готовности общества

принимать и поддерживать такое вмешательство государства в экономическую

жизнь. Эти различия обусловлены многими факторами объективного материального

порядка, а также влиянием традиций и представлений, характерных для данного

общества, что сейчас определяется таким понятием, как менталитет.

Независимо от специфики экономического, культурного, национально-

исторического развития разных стран, в которых более или менее успешно

функционирует смешанная экономика, независимо от экономических теорий,

которым отдается предпочтение в этих странах, экономическая роль государства

в них может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:

· разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой

основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию

рыночной экономики;

· поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма;

· перераспределение доходов и материальных благ, направленное прежде

всего на обеспечение социальных гарантии и защиту нуждающихся в ней различных

общественных групп;

· регулирование распределения ресурсов для изменения структуры

национального продукта;

· стабилизация экономики в условиях колебания экономической

конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста;

· предпринимательская деятельность.

Все эти функции, с одной стороны, направлены на поддержание и облегчение

функционирования рыночной экономики, а с другой — на корректировку и

модификацию действий рыночной системы, включая нейтрализацию ее негативных

сторон.

Представленный перечень экономических функций государства свидетельствует,

что его экономическая роль отнюдь не сводится к руководству государственным

сектором экономики, т. е. к предпринимательской деятельности в рамках

определенной группы предприятий, собственником которых оно является.

Экономическая роль государства предполагает его деятельность по регулированию

экономики в целом, всех его секторов как единой системы. Следовательно,

разгосударствление и приватизация, как правило, означающие количественное

сокращение государственного сектора экономики, может сопровождаться как

ослаблением регулирующей роли государства, так и ее усилением и расширением

выполняемых им экономических функций.

В процессе перехода от тотального огосударствленного хозяйства к смешанной

экономике существенные изменения претерпевают не только функции и направления

государственного воздействия на экономику, но и методы такого воздействия.

Как известно, существуют две группы методов государственного регулирования:

прямые (административные) и косвенные (экономические). И хотя в ряде

конкретных случаев такое их деление оказывается в значительной мере условным,

а иногда его просто бывает трудно провести, в целом же при анализе данной

проблемы его использование полезно и целесообразно.

Финансовые и кредитные методы государственного регулирования экономики при их

рассмотрении в комплексе образуют денежно кредитную политику государства; под

ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного

обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического

роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную

активность и другие важнейшие макроэкономические последствия» [20, c. 302].

Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики

и посвящена предлагаемая работа.

Из приведенного определения следует, что денежно-кредитная политика не

является чем-то самодостаточным, она теснейшим образом связана с прочими

регулирующими функциями государства (регулированием инвестиционной

деятельности, бюджетно-налоговой политикой, системой поддержки малого

предпринимательства и т.д.). Однако комплексное решение указанных задач

содержит в значительной степени и административные меры регулирования,

поэтому детальное рассмотрение этих разделов в работе не предусматривается.

Актуальность рассматриваемой темы определяется следующим обстоятельством.

Противоречивый, в значительной мере неудачный опыт реформирования

отечественной экономики все чаще в последнее время (особенно после

финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о формах и методах

проведения денежно-кредитной политики. Характерно, что серьезные разногласия

в стане экономистов наблюдаются не только по поводу предлагаемых для

реализации мер, но даже в оценке существующего положения дел. Так, наряду с

мнением, что проводимая государством денежно-кредитная политика с 1995 г.

была крайне жесткой, но эффективной, а причины падения рубля оказались чисто

психологическими [22, c. 24], высказывалось убеждение, что именно проводимый

Центральным Банком курс оказался в итоге провальным. В качестве подтверждения

обычно приводится статистика, которую можно назвать вопиющей: кризису лета

1998 г. предшествовало громадное сокращение чистых валютных резервов на 14,6

млрд. долл., причем на 7,9 млрд. – с мая по август 1998 г. [25, c. 24]. Такая

политика денежных властей многими авторами напрямую называется

безответственной.

Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных

методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной

цели требует решения следующих задач:

- изучения теоретического наследия, оставленного по данному вопросу

представителями различных экономических школ;

- ознакомление с текущим состоянием дел в мировой практике, в

частности – с отечественным опытом проведения кредитно-денежной политики

последних лет;

- рассмотрение основных направлений реализации этой политики на

ближайшую перспективу.

Постановка и последовательное решение данных задач определяет структуру

работы. Рассмотрению каждой из них посвящена отдельная глава.

Стоит отметить, что финансовые и кредитные методы государственного

регулирования экономики рассматриваются как в общих систематизированных

курсах по экономической теории, так и в специальных изданиях и экономической

периодике.

Несмотря на то, что в части учебных изданий проблема государственного

регулирования рассматривается вскользь, ряд авторов все же уделяют ей

серьезное значение. На этом фоне выделяется учебник под ред. Камаева В.Д.

([19]). Подробное теоретическое рассмотрение денежно-кредитного регулирования

сочетается в нем с глубоким анализом отечественной практики.

И все же наиболее полно рассматриваемые вопросы отражены в специализированных

изданиях (Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В., [2]; Кушлин В.И., Волгин

Н.А., [4]). Особо здесь следует отметить коллективный авторский труд

«Государственное регулирование рыночной экономики» ([5]). Книга посвящена

важнейшим аспектам и инструментам макроэкономического регулирования рыночной

и переходной экономики, в частности – эволюцию и новые тенденции денежно-

кредитной политики государства.

Наконец, экономическая периодика позволяет оперировать в работе самыми

последними статистическими данными, а также критическим мнением ведущих

отечественных экономистов. В частности, при написании последней главы работы

в значительной степени использовался программный правительственный документ –

«Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на

2002 год», опубликованный в ([29]).

Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика в настоящее время — одна из форм косвенного

воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических

представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на

основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены,

платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как

активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала

важнейшей частью макроанализа.

Теория денег (монетаристская теория) - раздел экономической теории изучающий

воздействие денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в

целом.

Проблема государственного регулирования рыночной экономики, в том числе и

методами денежно-кредитной политики, не имела практического значения вплоть

до 30-х гг. XX в., пока экономику ведущих стран Европы и Северной Америки не

поразил разрушительный кризис.

1.1 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными

экономическими школами

1.1.1 Неоклассическая школа

Экономисты классической (неоклассической) школы последней трети XIX — начала

XX в. свято верили в эффективную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся

рыночную экономику, отрицали необходимость широкомасштабного государственного

вмешательства в экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как

оболочку для номинального выражения реальных величин, таких, как выпуск

продукции, доходы, инвестиции и пр.

Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у общества

основными факторами производства: трудовыми ресурсами, производственными

мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами, изменяющимися лишь в

долгосрочном периоде. В частности, многие экономисты этой школы полагали, что

объем производства и скорость обращения денег имеют тенденцию стремиться к

естественному уровню и не зависят от воздействия денег и денежной политики.

Изменение количества денег в экономике способно оказать влияние лишь на уровень

внутренних цен. Придерживаясь количественной теории денег, существенный вклад в

модернизацию которой внес видный представитель математической школы И. Фишер

(1867 — 1947 гг.). В экономической теории хорошо известно математическое

уравнение обмена И. Фишера MV = PQ, где М — количество денег в обращении. V

скорость обращения денег, Р уровень цены. Q уровень

реального объема производства. В этом уравнении MV характеризует предложение

денег в экономике, PQ - спрос на деньги.

Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение номинального

количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня

цен. Поэтому они делали вывод о неэффективности денежной политики и призывали

правительство заботиться прежде всего о сбалансированном государственном

бюджете, не допуская его дефицита.

Мировой экономический кризис 1929-—1933 гг. поставил под сомнение основные

положения неоклассической теории, которая фактически исключала возможность

затяжных кризисов и вынужденной безработицы в рыночной экономике. Он

обнаружил также, что классическая количественная теория денег и цен,

оперирующая на долгосрочных временных интервалах, оказалась неспособной

разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с безработицей

правительства США. Великобритании и других развитых государств стали

использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в

ортодоксальную неоклассическую доктрину.

1.1.2 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования

Наиболее известным теоретическим обоснованием широкомасштабного

государственного вмешательства в рыночную экономику стала кит а Дж. Кей-нса

"Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Кейнс произвел

настоящую революцию в .макроэкономике, радикально изменившую взгляды

экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику.

Новая экономическая теория исходила из того, что современная рыночная

экономика, автоматически стремясь к равновесию, может попасть в состояние

равенства совокупного спроса и совокупного предложения, при котором

фактический выпуск продукции оказывается гораздо ниже потенциального и

значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных.

В отличие от классиков Дж. Кейнс считал

[1], что экономика надолго может "застрять" в ситуации низкого выпуска и

хронической безработицы, поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы

отсутствует механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная

занятость и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.

Причину попадания экономики в ловушку равновесия в условиях неполной занятости

Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство

может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы

денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного

спроса[2].

В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится

инвестиционному спросу. Колебания в инвестициях вследствие действия эффекта

мультипликатора вызовут большие изменения в производстве и занятости. Среди

важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс

выделяет процентную ставку, поскольку последняя представляет собой издержки

получения кредита для финансирования инвестиционных проектов. Рост процентной

ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень планируемых

инвестиций, а следовательно, будут падать объем производства и занятость.

Цепь функциональных зависимостей можно выразить следующим образом: рост

денежной массы вызывает падение процентной ставки, это приводит к росту

инвестиций, а следовательно, дохода и занятости. Кейнс рассматривал влияние

процентной ставки на инвестиционную политику как рычаг, посредством которого

условия денежного обращения воздействуют на экономику в целом. Вот почему

анализ денежною рынка, где в результате взаимодействия спроса и предложения

денег устанавливается процентная ставка, является важной составной частью

кейнсианской теории. Раскрывая механизм изменения процентной ставки, Дж.

Кейнс отверг классическую количественную теорию спроса на деньги и представил

свою точку зрения, согласно которой деньги — один из видов богатства, а

желание хозяйствующих субъектов хранить часть активов в форме денег

определяется так называемым предпочтением ликвидности.

Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух переменных величин:

номинального национального дохода и процентной ставки, потому что считал, что

совокупный спрос на деньги включает два элемента. Первый элемент -

трансакционный спрос, или спрос на деньги как средство обращения, т.е. спрос

на деньги для сделок, покупки товаров и услуг. Он учитывает трансакционный

мотив, когда деньги нужны для осуществления запланированных расходов, и мотив

предосторожности, который обусловливает необходимость иметь деньги для

возможности реализовать неожиданные потребности. Трансакционный спрос зависит

от уровня национального дохода: чем больше номинальный национальный доход,

тем выше уровень расходов, так как люди вступают в большое число сделок и им

необходимо иметь больше ликвидных средств.

Принципиально новым у Кейнса является введение в совокупный спрос на деньги

второго элемента — спекулятивного спроса, связанного с куплей-продажей ценных

бумаг. Наличие спекулятивного спроса на деньги обусловлено тем

обстоятельством, что люди в каждом конкретном случае сами определяют, какую

долю дохода направить на потребление, а какую на сбережения, а также в какой

форме хранить сбережения. Сбережения, представленные в ценных бумагах,

приносят доход. Однако владение ими связано с риском, так как изменение

процентной ставки приведет к изменению курса ценных бумаг. Поскольку курс

ценных бумаг обратно пропорционален процентной ставке, то, когда она

повышается, рыночная стоимость ценных бумаг снижается. Более того, ожидается,

что, достигнув "естественного уровня", процентная ставка в будущем начнет

падать и ценные бумаги можно будет продать с выгодой и по более высокой цене.

Естественно, что каждый хозяйствующий субъект, инвестирующий активы,

предпочтет вкладывать деньги в ценные бумаги, вследствие чего спекулятивный

спрос на деньги будет отсутствовать. Наоборот, при низкой процентной ставке

ожидается ее будущий рост, что приведет к снижению курса ценных бумаг и

вызовет потери капитала держателей ценных бумаг. В этих условиях возникает

всеобщее стремление к ликвидности, отказ от кредитования экономического роста

путем инвестиций в ценные бумаги, и спекулятивный спрос на деньги растет.

Согласно трудам Дж. Кейнса, спекулятивный мотив формирует обратную связь

между величиной спроса на деньги и ссудной процентной ставкой.

Функциональную зависимость спроса на деньги можно определить следующим

образом: номинальный спрос на деньги зависит от номинального национального

дохода и номинальной процентной ставки.

Предложение денег в экономике определяется политикой Центрального банка и

постоянно в краткосрочном периоде.

Механизм формирования процентной ставки на денежном рынке можно представить

графически (см. рис. 1).

Рис. 1

Зависимость номинальной процентной ставки i

от количества денег в обращении М

Диплом: Денежно-кредитная политика государства

где Md— совокупный спрос на деньги;

Ms — предложение денег;

Е — точка равновесия денежного рынка;

i — равновесная процентная ставка.

Увеличение уровня номинального дохода сдвигает кривую спроса на деньги вправо, в

положение Md2, что при прочих равных условиях вызовет рост

номинальной процентной ставки (i2).

Увеличение предложения денег сдвинет кривую Ms1 вправо, в положение

Ms2;, и соответственно понизит равновесную процентную ставку до

значения (i3).

Используя методы денежно-кредитной политики, государство может оказывать

воздействие на процентную ставку, а через нее на уровень инвестиций,

поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост.

Однако Дж. Кейнс и его последователи отдавали приоритет бюджетно-налоговой

политике. Для объяснения этого можно привести несколько причин.

Во-первых, попадание экономики в особое состояние, при котором увеличение

предложения денег не вызывает изменения национального дохода. Этот случай

назван "ловушкой ликвидности" и достаточно подробно проанализирован известным

английским экономистом Дж. Хиксом.[3]

"Ловушка ликвидности" означает, что процентная ставка находится на достаточно

низком уровне и изменение ее возможно только в сторону увеличения. В этих

условиях владельцы денег не будут стремиться к их инвестированию.

Складывается ситуация, когда даже очень низкая процентная ставка не

стимулирует инвестиции и не способствует росту дохода. Весь прирост денег

поглощается спекулятивным спросом, т. е. деньги оседают на руках, а не

вкладываются в экономику. Поскольку процентная ставка не изменяется, то

инвестиции и доход остаются постоянными. Рыночный механизм самостоятельного

оживления не срабатывает. Необходим импульс извне рыночной системы. Выход из

этой ситуации, считали кейнсианцы, возможен лишь при подключении бюджетно-

налоговой политики, которая послужит "локомотивом" для частных инвестиций.

Во-вторых, в оценке скорости обращения денег Кейнс исходил из того, что она

изменчива и непредсказуема, в том числе и на коротких отрезках времени

(например, внутри экономического цикла). Поэтому нельзя рассматривать деньги

в качестве важнейшего фактора, определяющего динамику объема производства,

занятости и цен.

И наконец, в-третьих, Дж. Кейнс считал, что цены в рыночной экономике

негибкие, поэтому все экономические показатели он выражает в неизменных

величинах заработной платы.

Исследовав каналы, по которым фискальная и денежно-кредитная политика

правительства воздействует на состояние экономики, и исходя из теоретических

предпосылок, Кейнс сделал вывод о том, что в условиях депрессии методы

монетаристского подхода к регулированию и стимулированию экономики потерпели

крах. Изменения налоговой системы и структуры государственных расходов он

считал более эффективными способами стабилизации экономики. Этот вывод привел

последователей Кейнса к провозглашению известного тезиса: "деньги не имеют

значения"[4]. При этом ранние

кейнсианцы, исходя из "ловушки ликвидности", считали монетарную политику

неэффективной и подчеркивали абсолют фискальной политики.

Поздние кейнсианцы считали также эффективной и денежно-кредитную политику.

Предпочтение отдается смешанной монетарно-фискальной политике: сравнительно

жесткая фискальная и легкая монетарная, при этом последней отводится роль

приспосабливающейся политики, сопровождающей мероприятия бюджетно-налогового

регулирования. Денежно-кредитная политика необходима для того, чтобы удержать

процентную ставку на низком уровне и поощрять инвестиции: прирост предложения

денег будет противодействовать росту процентной ставки и таким образом не

допускать вытеснения частного инвестирования, снижать эффект "выталкивания"

при увеличении государственных расходов.

1.1.3 Монетаристская количественная теория денег

Послевоенный период вплоть до конца 60-х — начала 70-х гг. отмечен самыми

благоприятными процессами социально-экономического развития ведущих западных

стран за все предшествующие 100 лет. Однако на рубеже 60—70-х гг.

обнаружились просчеты кейнсианской концепции экономического регулирования.

Они состоят в недооценке опасности развития инфляции, преувеличении роли

прямых государственных инвестиций и бюджетных методов регулирования

конъюнктуры, переоценке реального эффекта дефицитного финансирования.

Дискредитация и кризис кейнсианства способствовали реабилитации роли денег в

экономике и реанимированию на время забытых монетарных теорий. М. Фридмен и

его последователи, известные в экономическом мире как монетаристы,

разработали современную количественную теорию денег, которая стала

чрезвычайно популярной в 70-е гг.

Монетаризм — школа экономической мысли, акцентирующая внимание на изменениях

в количестве денег в обращении как определяющей функции цен, доходов и

занятости.

Монетаристы расходятся с кейнсианцами не только в вопросах роли денег в

экономике, но и прежде всего в оценке функционирования рыночного хозяйства в

целом. Они считают, что рыночная экономика довольно устойчива и рыночный

механизм способен самостоятельно восстанавливать экономическое равновесие.

Поэтому монетаристы выступают против активного вмешательства государства в

экономику, отстаивают принципы свободной конкуренции вообще и в денежной

сфере в особенности. Деньги рассматриваются монетаристами как решающий фактор

развития производства. Чрезмерное государственное регулирование денежно-

кредитной сферы может спровоцировать, по их мнению, экономический кризис.

Доказательство этому они находили не только в кризисах середины 70-х — начала

80-х гг.

Недооценка роли денег, и денежного обращения в частности, неспособность

Федеральной резервной системы (ФРС) США предотвратить резкое сокращение

количества денег в обращении в конце 20-х гг. существенно усилили, по мнению М.

Фридмена, негативные стороны экономического спада. М. Фридмен был убежден, что

деньги и денежное обращение всегда имели очень большое значение для развития

экономики и игнорирование монетарной теории или неправильное использование ее

постулатов в ходе чрезмерного государственного регулирования способно нанести

общественному хозяйству огромный вред

[5].

Анализ деловых циклов и денежного обращения позволил М. Фридмену и его

единомышленникам существенно модернизировать классическую количественную

теорию денежного обращения, особенно для краткосрочных временных интервалов.

Так, монетаристы, рассматривая скорость обращения денег как переменную

величину, считают, что предлагаемая ими теория позволяет предсказать

поведение этой переменной. В качестве основных факторов, определяющих

скорость обращения денег, они выделяют ожидаемый уровень инфляции и

процентную ставку. Монетаристы также выявили взаимосвязь между изменением

темпов роста денежной массы, реального и номинального ВНП и показали, что

изменение темпов роста денежной массы влияет на реальный объем производства

быстрее, чем на цены. Например, в пределах одного делового цикла темпы роста

денежной массы в обращении после некоторой задержки, обычно в несколько

месяцев, вызывают изменения в темпах роста номинального ВНП. Сначала

значительная часть изменений в номинальном ВНП отражает изменения в реальном

ВНП, т.е. изменения в реальном количестве товаров и услуг, производимых в

экономической системе. В дальнейшем, если темпы роста денежной массы

значительно превосходят среднегодовые темпы экономического роста,

существенную часть изменений в номинальном ВНП составляют изменения

абсолютного уровня цен. Таким образом, ускорение роста номинального ВНП,

вызванное увеличением денежной массы, лишь вначале приобретает форму

возрастающего реального объема производства, сопровождающегося уменьшением

безработицы. Впоследствии замедление темпов роста реального производства

приводит к тому, что рост цен поглощает все большую часть влияния на

экономику, обусловленного изменением темпов роста денежной массы. При

замедлении темпов роста денежной массы замедляются в обратном порядке

соответствующие изменения номинального и реального ВНП.

Новые исследования представителей монетаристского направления дали ключи к

пониманию влияния денежной политики государства на состояние экономики,

позволили объяснить такое ранее не наблюдавшееся экономическое явление, как

стагфляция, или одновременное существование высокой безработицы и высокой

инфляции, что совершенно противоречило кейнсианской теории, и наконец

предложить соответствующие рекомендации по денежно-кредитной политике

государства.

Исходя из того, что хорошие намерения слишком часто выполняются неправильно,

монетаристы выступили против проведения активной денежной политики,

направленной на стабилизацию одновременно предложения денег и процентной

ставки.

Кейнсианскую концепцию они считали ошибочной и внутренне противоречивой.

Поэтому главным объектом регулирования, по их мнению, должна быть не

процентная ставка, а темпы роста предложения денег. Центральный банк должен

проводить в жизнь постоянную предсказуемую денежную политику и следовать

простому правилу постоянного роста денежной массы. Темпы роста денежной массы

должны быть достаточными, чтобы, с одной стороны, обеспечивать рост реального

ВНП, а с другой стороны, не вызывать инфляционных процессов в экономике.

В 70-е — начале 80-х гг. практическое применение монетаристских рецептов

позволило выработать довольно эффективные меры борьбы с инфляцией. В то же

время стабилизация инфляционных процессов, изменения финансовых институтов и

переход к новому качеству экономического роста в 80-е гг. значительно снизили

актуальность монетаристских рецептов денежной политики, разработанных в

инфляционный период предыдущего десятилетия. Однако во многом благодаря

научным достижениям монетаристов экономисты навсегда распрощались с

утверждением "деньги не имеют значения".

Современная денежная теория все более приобретает синтетические формы

моделей, включающих элементы кейнсианства, монетаризма, неоклассической

"экономики предложения" и др.

В целом же в экономической науке сформировалось направление, получившее

название "неоклассический синтез", которое включает разнообразные точки

зрения по ряду вопросов теории и практики функционирования современной

смешанной экономики.

1.2 Механизм и инструменты воздействия Центрального банка на предложение

денег в экономике

Исходный момент денежно-кредитной политики — изменение величины реального

предложения денег в результате проведения Центральным банком соответствующей

политики. Механизм воздействия Центрального банка на объем денежной массы в

экономике обусловлен природой функционирования современной кредитно-

банковской системы, способностью коммерческих банков увеличивать или

уменьшать денежную массу путем кредитной эмиссии.

1.2.1 Механизм кредитной эмиссии

Существенным отличием банка от любого другого кредитно-финансового института

является то, что, создавая депозиты и выдавая кредиты, он увеличивает

количество денег в экономике, т. е. влияет на объем денежной массы.

Денежная масса — это сумма общепризнанных платежных средств в экономике

страны. В современных условиях она складывается из наличных денег в обращении

и депозитов в банках, которые экономические агенты используют для оплаты

сделок.

Если денежную массу обозначить как М, наличные деньги в обращении — С и

депозиты — Д, то

М = С + Д. (1)

Современная банковская система — это система с частичными резервами: только

часть депозитов хранят в виде резервов, а остальные используют для выдачи

кредитов и других активных операций. Выдавая кредиты, банки тем самым

позволяют заемщикам использовать эти средства для сделок, следовательно,

сумма платежных средств увеличивается на величину предоставленного кредита,

т. е.

М = С + Д + К, (2)

где К объем кредитов, выданных банками.

Процесс эмиссии платежных средств в рамках системы коммерческих банков

называется кредитной эмиссией. Размеры выдаваемых кредитов в банковской

системе зависят от суммы депозитов и величины резервов. Если предположить, что

все платежные средства хранятся в банке, то денежная масса тем больше, чем

меньше норма резервов r.

Норма резервов представляет собой отношение суммы резервов R к величине

депозитов Д:

r= (R / Д) * 100 % (3)

Функционирование системы коммерческих банков в условиях безналичных расчетов

приводит к тому, что выдача кредита одним банком вызывает мультипликативный

эффект (эффект умножения), когда процесс длится до использования в качестве

кредита последней денежной единицы[6]

.

Коэффициент, показывающий, во сколько раз банки увеличивают предложение денег

в экономике при условии, что все деньги хранятся в банке, называется

депозитным (банковским) мультипликатором m, и его можно представить как

m = 1 / r (4)

Прирост денежной массы в обращении вследствие кредитной деятельности банков

можно выразить как

DМ = (1 / r) * DД, или DМ = m*DД (5)

где DД — прирост депозитов, или увеличение ресурсов коммерческих банков, а m

депозитный мультипликатор.

В реальной жизни, однако, население и фирмы не все деньги хранят в банках, а

часть держат в виде наличности. Вследствие этого способность банков

увеличивать денежную массу в обращении зависит не только от нормы резервов,

но и от поведения населения, его доверия к банковской системе.

В целом же объем денежной массы в обращении изменяется в результате операций

Центрального банка, который устанавливает норму обязательных резервов;

коммерческих банков, которые определяют размеры выдаваемых кредитов, а также

решений небанковского сектора.

Поведение населения будет характеризовать отношение ^/наличных денег к сумме

депозитов в коммерческих банках, т. е.

d = C / Д (6)

Коэффициент, характеризующий степень воздействия коммерческих банков на объем

денежной массы в обращении с учетом роли Центрального банка, а также

возможного оттока части денег с депозитов банковской системы в наличность,

называется денежным мультипликатором.

Обозначив его как m*, можем записать формулу

Диплом: Денежно-кредитная политика государства (7)

Общая модель предложения денег строится с учетом операций Центрального банка,

коммерческих банков, а также решений небанковского сектора.

Механизм воздействия Центрального банка на объем денежной массы в экономике

покажем, используя уравнение основных составляющих денежной массы:

М = m* В, (8)

где В денежная база.

Денежная база (или деньги повышенной эффективности) — это сумма денег,

выпущенных в обращение, плюс резервы коммерческих банков, хранящиеся на

депозитах в Центральном банке.

Данное уравнение позволяет выявить два фактора, влияющих на величину денежной

массы. Первый фактор — это изменение денежной базы. Через денежную базу

Центральный банк оказывает непосредственное влияние на предложение денег в

экономике, изменяя прежде всего величину резервов коммерческих банков.

Второй фактор, через который Центральный банк может контролировать

предложение денег в экономике, — изменение нормы обязательных резервов,

которое вызывает изменение денежного мультипликатора.

Механизм воздействия Центрального банка на объем денежной массы в экономике

предполагает, таким образом, первоначальную модификацию денежной базы

вследствие операций Центрального банка и последующее изменение предложения

денег в системе коммерческих банков вследствие действия эффекта

мультипликатора.

Корректировку величины денежной массы Центральный банк осуществляет,

используя различные инструменты прямого и косвенного регулирования, с помощью

которых влияет на размеры денежной базы и денежного мультипликатора.

1.2.2 Формы и инструменты регулирования предложения денег

Прямое регулирование предложения денег в экономике предполагает установление

лимитов кредитования, процентных ставок, объема выдаваемых кредитов и пр.

Используется оно, как правило, в условиях неразвитости банковской системы и

денежного рынка в целом, в периоды усиления инфляции или финансовых кризисов.

В современных условиях в странах с развитой рыночной экономикой

преимущественно используются три основных инструмента, с помощью которых

Центральный банк осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной

сферы: операции на открытом рынке, учетная ставка и норма обязательных

резервов.

Проводя операции на открытом рынке и изменяя учетную ставку, Центральный банк

влияет непосредственно на денежную базу. Изменение нормы обязательных

резервов, как уже отмечалось, воздействует на процесс мультипликации.

Операции на открытом рынке купля или продажа Центральным банком

государственных ценных бумаг, как правило, на вторичном рынке, так как подобная

деятельность Центрального банка на первичном рынке носит инфляционный характер

и ограничена или запрещена законом во многих странах.

Покупая ценные бумаги у частного лица или коммерческого банка, Центральный

банк увеличивает резервы коммерческих банков, находящиеся на их

корреспондентских счетах, соответственно растет денежная база. Получив

дополнительные ресурсы, коммерческие банки увеличивают объемы выдаваемых

кредитов, включается механизм кредитной эмиссии и сопровождающего ее

мультипликативного расширения денежной массы:

DM = DВ * m* (9)

Если Центральный банк продает ценные бумаги, то процесс протекает в обратном

направлении и происходит уменьшение денежной массы.

Увеличение ресурсов коммерческих банков может также происходить, если

Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Процесс

кредитования коммерческих банков Центральным банком называется

рефинансированием. Ставка, по которой Центральный банк выдает кредиты

коммерческим банкам, называется учетной ставкой (если кредит в основном

предоставляется в форме учета векселей) или ставкой рефинансирования (при

других методах кредитования).

Ссуды Центрального банка попадают на резервные счета коммерческих банков,

увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и

образуют основу мультипликативного изменения предложения денег.

Повышение учетной ставки (ставки рефинансирования) означает удорожание

ресурсов, которые банки могут получить путем заимствований у Центрального

банка, что приводит к сокращению их объемов, а следовательно, к уменьшению

ссудных операций коммерческих банков. В то же время, приобретая более дорогие

ресурсы, банки повышают свои ставки по кредитам. Условия кредитования

ухудшаются, кредиты становятся менее доступными, происходят кредитное сжатие

и удорожание денег. Предложение денег в экономике снижается.

Снижение учетной ставки косвенно способствует росту денежной массы в обращении.

Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки

должны хранить на специальных счетах в Центральном банке и не могут

использовать для осуществления активных операций, и прежде всего

кредитования.

Впервые практика обязательных резервов была официально введена в 1913г. в США

при создании ФРС. Впоследствии ФРС получила право пересматривать норму

обязательных резервов.

После второй мировой войны принцип изменяющихся обязательных резервов был

введен центральными банками многих развитых стран.

Обязательные резервы представляют собой минимальный размер резервов, которые

должны иметь коммерческие банки, и выполняют две функции. Во-первых, они

должны обеспечивать необходимый уровень ликвидности коммерческих банков для

бесперебойного выполнения платежных обязательств по возвращению депозитов

вкладчикам и проведения расчетов с другими банками. Во-вторых, они являются

инструментом Центрального банка для регулирования денежной массы. Изменение

нормы обязательных резервов непосредственно влияет на величину кредитно-

финансового потенциала коммерческих банков. Чем выше норма обязательных

резервов, тем меньше сумма ресурсов для выдачи кредитов, тем меньше кредитная

эмиссия.

На предложение денег в экономике изменение нормы обязательных резервов влияет

через изменение денежного мультипликатора. Увеличение нормы обязательных

резервов уменьшает денежный мультипликатор и снижает степень воздействия

коммерческих банков на объем денежной массы в обращении. Понижение резервных

требований высвобождает часть ресурсов коммерческих банков для осуществления

кредитных операций, усиливает мультипликационный эффект и приводит к росту

предложения денег.

В современных условиях в различных странах основные инструменты денежно-

кредитной политики используются с разной степенью активности. Например, в

развитых странах наблюдается тенденция к отходу от активного использования

резервных требований Центрального банка в качестве регулирующего инструмента.

Практика показала, что использовать этот инструмент необходимо очень

осторожно вследствие его жесткости.

Норма обязательных резервов не может часто изменяться, так как это нарушает

конкурентное равновесие между банками и другими финансовыми посредниками.

Изменение нормы обязательных резервов может вызвать резкие изменения в объеме

"работающих" активов банков и повлиять на их финансовое состояние.

При увеличении резервных требований коммерческие банки вынуждены держать

большую долю активов в форме, не приносящей процентов, и тем самым нести

потери из-за падения своей доходности. В связи с этим центральные банки,

заинтересованные в устойчивости банковской системы, прибегают к изменению

нормы обязательных резервов очень редко или вообще стараются ее не изменять.

Использование учетной ставки (ставки рефинансирования) в качестве инструмента

денежно-кредитной политики также имеет свои особенности. Дело в том, что

объем кредитов, получаемых коммерческими банками в центральных банках, обычно

составляет незначительную долю привлекаемых ими средств. Поэтому изменение

учетной ставки — прежде всего индикатор денежной политики Центрального банка.

В условиях стабильного экономического развития, как правило, не происходит

резкого изменения курса, а следовательно, и частого изменения учетной ставки.

Иногда даже, как, например, в США, учетная ставка изменяется вслед за

движением процентных ставок на рынке капиталов, с тем чтобы разница между

учетной ставкой и рыночной ставкой была не слишком велика. Таким образом, в

развитых странах основным активным инструментом оперативного регулирования

предложения денег в экономике являются операции на открытом рынке.

В целом же методы и инструменты денежно-кредитной политики в той или иной

стране определяются сложившимися традициями или законами и зависят от степени

развития кредитно-банковской системы, а также финансовых рынков.

1.3. Цели и эффективность денежно-кредитной политики

1.3.1 Система целей денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика — одно из основных средств воздействия государства

на экономические процессы. Как система согласованных мероприятий в области

денежного обращения и кредита эта политика направлена на регулирование

основных макроэкономических показателей. Конечные цели денежно-кредитной

политики: обеспечение стабильности цен, полная занятость, рост реального

объема производства, устойчивый платежный баланс. Достижение этих целей —

глобальная задача. Текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более

конкретные цели, отражающие ее специфику. В связи с этим выделяют

промежуточные цели, регулирующие значение ключевых переменных в денежной

системе на достаточно продолжительных временных интервалах (год и более). К

ним относятся: денежная масса, процентная ставка, обменный курс. И наконец,

каждодневные последовательные действия Центрального банка направлены на

достижение так называемых тактических целей. Последние определяют характер

денежно-кредитной политики. Жесткая монетарная политика в качестве цели

предполагает поддержание на определенном уровне денежной массы. Цель,

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.