РУБРИКИ

Диплом: Денежно-кредитная политика государства

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Денежно-кредитная политика государства

преследующая фиксацию процентной ставки, характерна для гибкой денежно-

кредитной политики.

Осуществляя политику, направленную на обеспечение экономической стабильности

в государстве, правительства и центральные банки разрабатывают основные

направления денежно-кредитной политики на определенный срок, формулируют

промежуточные цели, достижение которых обеспечивает выполнение задачи более

высокого порядка, корректируют и конкретизируют выполнение тактических целей.

1.3.2 Промежуточные цели в различных концепциях денежно-кредитного регулирования

В кейнсианской концепции в качестве основных целей выделяют борьбу либо с

безработицей, либо с инфляцией. Безработица — следствие спада производства,

обусловленного недостаточным совокупным спросом, важнейшим компонентом

которого является инвестиционный спрос. Поэтому наряду с мероприятиями

бюджетно-налогового регулирования денежно-кредитная политика предполагает

стимулирование инвестиций через поддержание относительно невысокой процентной

ставки. В этих условиях Центральный банк в качестве промежуточной цели

выдвигает рост предложения денег в экономике. Для ее реализации Центральный

банк, используя основные инструменты, снижает норму обязательных резервов и

учетную ставку, активно, на льготных условиях покупает государственные ценные

бумаги у коммерческих банков и частных лиц. Коммерческие банки, получив

дополнительные ресурсы, предлагают их на рынке в качестве кредитов.

Увеличение предложения ссудного капитала при прочих равных условиях вызовет

падение его цены и сделает заемные средства более доступными и

привлекательными для производителей. Таким образом, снижение процентной

ставки создает благоприятные условия для инвестиций, а расширение

производства приведет к сокращению безработицы. Эта денежно-кредитная

политика получила название политики дешевых денег.

Борьба с инфляцией требует проведения политики дорогих денег, в основе

которой лежит сжатие денежной массы. Для этого Центральный банк повышает

резервные требования и учетную ставку, в ходе операций на открытом рынке

продает государственные ценные бумаги. Сокращение предложения денег вызывает

рост процентной ставки и соответственно удорожание финансовых ресурсов. В

целом политика дорогих денег направлена на ограничение кредитования новых

проектов, снижение инвестиционной активности и темпов роста производства.

Кейнсианцы рассматривали инфляцию лишь в условиях полной занятости и полного

объема производства и связывали ее с чрезмерным по сравнению с потенциальными

возможностями экономики совокупным спросом. В условиях высокой экономической

конъюнктуры избыток совокупного спроса повышает цены. Следовательно, при

прочих равных условиях мероприятия денежно-кредитной политики должны снизить

деловую активность, сократить производственную деятельность, что будет

способствовать падению темпов роста инфляции.

В целом же экономическая нестабильность, проявляющаяся в той или иной форме,

представляется результатом несбалансированности темпов роста естественного

уровня реального производства и роста совокупного спроса. Проведение денежно-

кредитной политики, направленной на достижение главной задачи —

экономического роста при стабильных ценах и полной занятости, требует выбора

такой конкретной промежуточной цели, которая наилучшим образом корректирует

соответствие совокупного спроса темпам роста реального ВНП.

Денежно-кредитная политика вписывалась в концепцию "точной настройки"

экономической системы, что предполагало активные действия Центрального банка в

изменяющейся экономической ситуации. Против свободной денежно-кредитной

политики, призванной обеспечить "точную настройку" экономики, выступили

монетаристы. М. Фридмен, например, считал, что деньги слишком важны, чтобы

позволять центральным банкам манипулировать ими по своему усмотрению

[7].

Классический монетаризм исходит из того, что единственной подходящей

промежуточной целью монетарной политики может быть достижение стабильных

темпов роста денежной массы. Эти темпы должны соответствовать темпам роста

естественного уровня реального ВНП. Поддержание плановых темпов роста

денежной массы называется таргетированием.

Монетарная политика в классическом понимании имела место в США только в

период между октябрем 1979 и октябрем 1982 г. 6 октября 1979 г. Комитет по

операциям на открытом рынке ФРС объявил об изменениях в монетарной политике,

обусловленных возможностью нарастания инфляции и неуверенностью в

эффективности установления плановых уровней процентных ставок. Было

прекращено использование межбанковской процентной ставки в качестве

тактической цели, а новой промежуточной целью стал темп роста узкого

денежного агрегата M1 (включает наличные деньги в обращении и депозиты до

востребования в коммерческих банках).

Новый подход к денежно-кредитной политике основывается на монетаристском

предположении о том, что инфляция всегда и везде является результатом

повышения темпов роста денежной массы по отношению к темпам роста реального

производства. Однако попытка проведения политики монетарного таргетирования

косвенными методами имела неблагоприятные результаты, и в США от этого

отказались в октябре 1982 г. после трех лет использования. Практика показала,

что воздействие монетарных властей на денежную массу осуществляется главным

образом через спрос на деньги, а для этого существуют более эффективные

инструменты, например процентные ставки, хотя во всех случаях сохраняется

элемент неопределенности.

Отказавшись следовать простому правилу роста денежной массы, регулирующие

органы тем не менее до настоящего времени испытывают влияние монетаризма в

проведении денежно-кредитной политики в смысле настойчивой антиинфляционной

ее направленности.

Вопрос же об эффективных промежуточных целях монетарной политики по-прежнему

остается дискуссионным[8].

Правительства и центральные банки различных стран, исходя из того, что ни одну

цель из всех возможных промежуточных целей денежно-кредитной политики нельзя

рассматривать как идеальную, берут под контроль целый ряд параметров

экономической системы. Это и показатели денежной массы, условия и объемы

предоставляемых кредитов, обменный курс, динамика индексов цен и др.

1.3.3 Противоречивость денежно-кредитного регулирования

Опыт проведения денежно-кредитной политики в различных странах в течение

нескольких десятилетий позволяет выявить ее сильные и слабые стороны,

определить факторы, оказывающие влияние на ее эффективность. С одной стороны,

согласованная с правительством в рамках общих направлений регулирования

экономики и проводимая Центральным банком денежно-кредитная политика

отличается гибкостью.

Во всех странах с развитой рыночной структурой центральные банки обладают

известной независимостью от правительства и могут оперативно принимать

решения по корректировке денежно-кредитной политики в зависимости от

меняющейся экономической ситуации.

Проведение центральными банками текущих мероприятий в денежно-кредитной сфере

не связано с продолжительными процедурами согласовании и принятием

специальных распоряжений органами государственной власти. Самостоятельность

центральных банков в проведении денежно-кредитной политики позволяет также

успешно противостоять давлению со стороны политиков, когда краткосрочные

политические цели правительства вступают в противоречие с основной

стратегической линией макроэкономического регулирования. Подобное часто

наблюдается в условиях приближающихся выборов, растущего дефицита

государственного бюджета и т. д. Все это делает денежно-кредитную политику

чрезвычайно привлекательным инструментом государственного регулирования

экономики.

С другой стороны, в проведении денежно-кредитной политики возникают серьезные

ограничения, которые таят в себе опасность ухудшения экономической ситуации.

Во-первых, это обусловлено общими особенностями использования косвенных

методов регулирования, когда одни и те же мероприятия, проводимые

государственными органами, обеспечивая положительный эффект на одних рынках,

могут вызвать отрицательные последствия на других рынках. Например, политика

дорогих денег снижает темпы инфляции, обеспечивая стабилизацию на финансовых

рынках. В то же время она способна понизить объем кредитов, ухудшить условия

инвестирования, вызвать падение темпов экономического роста и усилить

безработицу. В связи с этим при проведении денежно-кредитной политики важно

уметь предвидеть возможные негативные последствия и принять меры для их

нейтрализации.

Однако здесь возникают свои трудности. Даже если предположить, что экономисты

способны составить точный прогноз развития экономической ситуации, существуют

так называемые временные лаги, или временные задержки, между изменениями

денежной массы, находящейся в обращении, и реакцией на них других

экономических переменных.

В эти периоды ряд привходящих обстоятельств может нарушить ход экономических

процессов. Возникнет необходимость корректировки денежно-кредитной политики,

что, в свою очередь, может привести к противоречию между ее долго- и

краткосрочными целями. Подобное явление известно как проблема временных

несоответствий. Наличие таких несоответствий, по мнению основоположников

неоклассической теории рациональных ожиданий, способно свести на нет все

усилия монетарных властей, направленные на обеспечение экономической

стабильности.

Теория рациональных ожиданий утверждает, что экономические агенты, исходя из

прошлого опыта и используя имеющуюся информацию, в состоянии самостоятельно

прогнозировать экономические процессы и принимать оптимальные решения.

Действия, которые предпринимают хозяйствующие субъекты, могут не вписаться в

логику проводимой денежно-кредитной политики, и тогда она не достигнет целей.

Практическое приложение этой теории состоит в том, что денежно-кредитная

политика не должна носить характер конъюнктурной антициклической политики,

поскольку это вызывает нестабильность и непредсказуемость в принятии решений

экономическими агентами. Сторонники концепции рациональных ожиданий выступают

за создание стабильных правил, в соответствии с которыми действовали бы

правительство и экономические агенты.

Во-вторых, большое влияние на эффективность денежно-кредитной политики оказывает

также правильность выбора промежуточных и тактических целей. В данном случае

речь идет о так называемой технической стороне дела. Известно, что денежную

массу можно представить различными денежными агрегатами, построенными по

принципу убывания ликвидности. Выбирая в качестве промежуточной цели, например,

темп роста денежной базы. Центральный банк должен выбрать и денежный агрегат,

который он будет контролировать, более узкий или более широкий и соответственно

определить тактические цели. Если выбор сделан неправильно, без учета всех

происходящих процессов в денежно-кредитной сфере, предпринимаемые усилия не

только не принесут желаемого конечного результата, но и могут подорвать

авторитет экономических теорий, на основе которых формировалась

денежно-кредитная политика. Так, например, неудачу монетарного таргетирования,

проводимого Комитетом по операциям на открытом рынке ФРС в 1979—1982 гг., М.

Фридмен, интеллектуальный отец современного монетаризма, связывал с тем, что

была неправильно выбрана тактическая цель — незаимствованные резервы вместо

денежной базы, что, на его взгляд, было бы предпочтительнее

[9]. Неожиданно для монетарных властей повел себя и узкий денежный агрегат

M1, темп роста которого был выбран в качестве промежуточной цели. Результат

монетаристского эксперимента — значительное увеличение изменчивости поведения

M1, а также внезапная ломка стабильного до того времени соотношения между

ростом M1 и номинального ВНП и между ростом M1 и инфляцией

[10], хотя их стабильное соотношение в известной мере составляет основу

классического монетаристского подхода.

В-третьих, при проведении денежно-кредитной политики и выборе ее целей

необходимо учитывать побочные эффекты, обусловленные самим механизмом

изменения объема денежной массы в экономике. Центральный банк не может

полностью контролировать предложение денег, поскольку в этом процессе

участвуют также коммерческие банки и небанковский сектор. Например, резервы

банков состоят не только из обязательных, предписываемых Центральным банком,

но и избыточных резервов, величину которых банки определяют самостоятельно.

Чем больше будут избыточные резервы, тем меньше кредита будет выдано. Таким

образом, Центральный банк не может точно предусмотреть объем кредитов,

которые будут выдавать коммерческие банки, а увеличение избыточных резервов

повысит норму резервов и снизит денежный мультипликатор.

Соотношение между наличными и безналичными деньгами зависит от поведения

населения, которое определяется не только действиями Центрального банка.

Изменение соотношения между наличными и безналичными деньгами d также

скажется на величине денежного мультипликатора, определяющего масштабы

кредитной эмиссии, а следовательно, и предложения денег. Мероприятия

Центрального банка могут не достичь цели вследствие непредсказуемого

поведения коммерческих банков или населения.

Например, Центральный банк решает увеличить предложение денег и для этого

расширяет денежную базу, проводя операции на открытом рынке по покупке ценных

бумаг. Рост предложения денег вызовет падение процентной ставки. А дальше все

будет зависеть от поведения коммерческих банков и населения в изменившихся

условиях. Если банки предпочтут увеличивать свои избыточные резервы, вместо

того чтобы выдавать кредиты, а население переведет часть своих средств из

депозитов в наличность, уменьшится денежный мультипликатор, что нейтрализует

набравший силу процесс расширения денежной массы и снизит результативность

предпринятых Центральным банком действий.

Похожая ситуация наблюдалась во времена Великой депрессии в Америке, вплоть

до 40-х гг., когда стали быстро нарастать избыточные резервы в коммерческих

банках. Этот опыт показал, что увеличение банковских ресурсов не обязательно

будет производить мультипликативное расширение банковских кредитов и

депозитов. Некоторые экономисты считают, что если бы банки не накапливали

избыточные резервы, то оживление экономики во второй половине 30-х гг. было

бы более энергичным.

В итоге эффективность денежно-кредитной политики в целом зависит от

качественной работы всех звеньев так называемого передаточного механизма.

1.3.4 Передаточный механизм денежно-кредитной политики и его роль

Передаточный механизм — процесс, посредством которого денежно-кредитная

политика влияет на уровень плановых затрат всех субъектов рыночной экономики.

Передаточный механизм монетарной политики достаточно сложен.

В кейнсианской модели, как уже отмечалось ранее, можно выделить четыре

основные ступени: изменение величины реального предложения денег в экономике

в результате проведения Центральным банком соответствующей политики,

изменение процентной ставки на денежном рынке, реакция совокупных расходов,

прежде всего инвестиционных, изменение выпуска продукции.

Более поздние исследования выявили дополнительные особенности механизма

денежно-кредитной политики, которые существенно влияют на конечный результат.

Практика показала, что изменение процентной ставки оказывает влияние не

только на плановые инвестиции фирм, но и на расходы домашних хозяйств,

которые национальное счетоводство относит к потребительским, например покупка

в кредит товаров длительного пользования. Изменения происходят также на рынке

ценных бумаг, курс которых при прочих равных условиях зависит от уровня

процентной ставки. В силу того, что существуют альтернативные способы

финансирования новых инвестиционных проектов, в передаточный механизм

денежно-кредитной политики наряду с процентной ставкой включаются цены на

акции.

Таким образом, в современных условиях в передаточном механизме монетарной

политики учитывается влияние изменения предложения денег не только на

инвестиции, но и на все компоненты плановых затрат, включая потребление и

государственные закупки, причем воздействие осуществляется не только через

процентную ставку, но и через цены на акции и облигации и изменение уровня

богатства общества в целом.

В рамках существующего передаточного механизма при определении направлений

денежно-кредитной политики необходимо учитывать, по крайней мере, еще два

обстоятельства, которые оказывают существенное влияние на конечные

результаты.

Во-первых, это чувствительность совокупного спроса к изменениям процентной

ставки. Слабая реакция на динамику процентной ставки или ее отсутствие со

стороны основных компонентов совокупного спроса, и прежде всего

инвестиционных расходов, разрывает связь между колебаниями денежной массы и

объемом выпуска продукции. Воздействие на основные макроэкономические

переменные посредством процентной ставки оказывается неэффективным.

Во-вторых, изменение процентной ставки вследствие изменения денежной массы

зависит от степени эластичности спроса на деньги по отношению к процентной

ставке. При относительно неэластичном спросе реакция денежного рынка на

динамику предложения денег будет более сильной. Например, увеличение денежной

массы приведет к более существенному падению процентной ставки, чем в том

случае, когда спрос на деньги достаточно чувствителен (более эластичен) к

изменению этой ставки.

В целом эффективность денежно-кредитной политики при прочих равных условиях

зависит от того, насколько точны знания экономистов о кратко- и долгосрочных

экономических процессах, о сумме факторов, влияющих на спрос и предложение

денег, о сложностях взаимной связи между изменением денежной массы и основных

макроэкономических параметров, таких, как номинальный ВНП, уровень цен, объем

производства, уровень занятости, обменный курс и др. Использование известных

монетарных методов и инструментов еще более усложняется в странах с

переходной экономикой, где закономерности рыночного хозяйства проявляются не

в полной мере и существует целый ряд специфических обстоятельств,

модифицирующих механизм денежно-кредитного регулирования.

Глава 2. Денежно-кредитная политика в переходной экономике России

2.1 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику

Формирование денежно-кредитной политики в переходной экономике России

обусловлено взаимодействием двух групп факторов: во-первых, спецификой

особого этапа развития, а именно осуществлением перехода от планово-

централизованной экономической системы к современной смешанной экономике

рыночного типа, и, во-вторых, конкретными социально-экономическими и

политическими условиями, в которых осуществляется этот переход.

Особенности экономической политики государства в переходный период связаны с

тем, что еще не сформирована устойчивая экономическая система, обладающая

свойством саморегуляции и саморазвития. В современной смешанной экономике

государственное регулирование наряду с рыночным образует единый механизм и,

дополняя друг друга, обеспечивает функционирование целостной системы.

Переходная экономика — это не воспроизводящаяся на своей основе экономическая

система. Старые отношения постепенно изменяются, а создаваемые новые

институты, нормы и правила не могут быстро заменить прежние. Существование

противоположных механизмов регулирования приводит к столкновению

экономических интересов, обострению социально-экономических и политических

отношений. Борьба нового и старого обусловливает изменчивость и

неустойчивость экономики в переходный период. Обеспечение равновесия

невозможно без активной поддержки государства. В то же время переходная

экономика для своей стабилизации требует особой схемы отношений между

государством и экономическими агентами. Поведение экономических агентов в

переходный период строится в условиях неизвестной труднопредсказуемой

экономической ситуации. Не сформированы долгосрочные ориентиры экономической

деятельности, не сложились устойчивые экономические взаимосвязи. В переходной

экономике государство не может напрямую использовать механизмы и инструменты

макроэкономического регулирования, давшие положительный эффект в сложившейся

системе смешанной экономики. Это в полной мере относится и к денежно-

кредитной политике, которая будет безуспешной, если не существует адекватной

реакции экономических агентов на импульсы, создаваемые денежными

инструментами. Такая реакция связана с формированием рыночных механизмов и

соответствующих рыночных институтов. Поэтому в период их становления денежно-

кредитная политика усложняется, регулирование денежной массы, процентных

ставок, влияющих на уровень инвестиций, денежных потоков в экономике не может

ограничиваться только методами, используемыми в уже сложившихся экономических

системах.

Влияние второй группы факторов на денежно-кредитную политику связано с

исходными социально-экономическими и политическими условиями, в которых

осуществляется переход к новой экономической системе. Переходные процессы в

экономике России сопровождаются спадом производства, безработицей, разрывом

хозяйственных связей. Экономическая дестабилизация проявляется в дисбалансе

совокупного спроса и предложения, инфляции, значительном дефиците

государственного бюджета.

Таким образом, мероприятия по созданию нового, более эффективного механизма

хозяйствования вынужденно увязывались со стабилизационными мерами.

Результатом проводимой экономической политики должно было стать

восстановление макроэкономического равновесия в краткосрочном периоде,

улучшение инвестиционного климата, создание условий для экономического роста.

2.2 Особенности российской банковской системы

Чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной

политики имеет создание и развитие современной банковской системы. Банковский

сектор — это канал, через который передаются импульсы денежно-кредитного

регулирования.

Становление российской банковской системы как важнейшего института рыночной

экономики имело особенности, что повлияло на механизм, цели и результаты

проводимой денежно-кредитной политики.

Анализ функционирования банковского сектора позволяет сделать вывод о том,

что коммерческие банки в России с первых дней существования не

ориентировались на обслуживание реального товарного производства, а

создавались как инструменты быстрого обогащения и накопления капитала за счет

получения сверхприбылей от спекулятивных операций на финансовых рынках.

Беспрецедентный количественный рост коммерческих банков в начале 90-х гг. был

не столько вызван потребностями развития экономики и нарождающегося частного

сектора, сколько обусловлен проводимой в 1991—1992 гг. политикой, в том числе

и денежной.

Неконтролируемая денежная эмиссия, осуществляемая одновременно двенадцатью

центральными банками рублевой зоны, спровоцировала жесточайшую подавленную

инфляцию. Последовавшая в 1992 г. либерализация, перевод подавленной инфляции

в открытую вызвали колоссальный скачок цен и изменения основных ценовых

пропорций. Необходимость поддержания возросшего платежного оборота определила

дальнейшее увеличение денежной массы. В то же время денежная эмиссия,

осуществляемая в форме наличных денег и прямого кредитования Центральным

банком России привилегированных коммерческих банков при отсутствии должного

контроля за движением денежных потоков, лишь частично смягчила нарастающую

нехватку денежной массы для обслуживания хозяйственного оборота.

Непродуманная политика денежного оборота в условиях либерализации

внешнеэкономической деятельности и валютных отношений, высокие процентные

ставки повлекли за собой изменение пропорции в системе денежного обращения.

Началось вымывание денежных средств из производственной сферы и переток их в

сферу финансовых спекуляций. Центральный банк России, эмитируя деньги вслед

за ростом спроса на них вследствие быстро увеличивающейся инфляции, не смог

предотвратить концентрацию новых денег в сверхприбыльном финансовом секторе.

В результате, несмотря на огромные масштабы денежной эмиссии, реальное

производство продолжало испытывать нехватку денежных средств, а банки

извлекали огромные доходы из-за инфляционного перераспределения капиталов.

В 1992 г. денежная эмиссия выросла в 17 раз, средства на счетах предприятий,

граждан и местных бюджетов — в 13, чистая прибыль в промышленности — в 11, а

чистая прибыль в финансово-кредитном секторе — в 34 раза

[11].

Получая дешевые ресурсы, такие, как бюджетные средства, кредиты Центрального

банка России, а затем и международные кредиты, российские коммерческие банки

направляли их в лучшем случае на финансирование внешнеэкономической

деятельности, торговли, предприятий, ориентированных на экспорт сырья. Часть

банков, созданных руководителями крупных отраслевых структур и предприятий-

гигантов, часто кредитовали заведомо неэффективные проекты и поддерживали

убыточные производства в интересах своих ведущих акционеров, рискуя капиталом

клиентов. Большинство банков с самого начала ориентировались на возможность

получения сверхвысоких доходов от рискованных операций на межбанковском и

валютных рынках. При этом нередко использовались средства с текущих счетов

клиентов, что ставило под угрозу существование всей платежной системы и

замедляло товарно-денежный оборот.

Таким образом, создаваемая в России кредитно-банковская система изначально не

была нацелена на выполнение функций, присущих современным банковским

системам: создание надежных каналов денежного обращения, обслуживание

хозяйственного оборота, трансформацию сбережений в ссудный капитал и

перераспределение его между отраслями народного хозяйства, стимулирование

накоплений.

Незавершенность формирования правовой базы, противоречивая и

непоследовательная политика Центрального банка России, низкий уровень

регулирования деятельности кредитных организаций обусловили крайнюю

неустойчивость российской банковской системы, кризисные явления в которой

стали нарастать уже в 1994 г. Сопровождавшие развитие банковской системы

России кризисные процессы были отражением начавшейся глубокой дезинтеграции

экономики, и прежде всего распада ее на автономно функционирующие сферы:

спекулятивно-финансовую и производственную. По сути, российская кредитно-

банковская система работала как антипод нормальной банковской системы,

создавая для себя новые, высокодоходные и надежные финансовые инструменты,

все более замыкая движение денежных потоков внутри себя, обескровливая

реальный сектор.

Воздействие государства на экономику методами денежно-кредитной политики

предполагает тесную взаимосвязь денежной сферы и сферы, производящей товары и

услуги. И проводником здесь выступает кредитно-банковская система как основа

инфраструктуры рыночной экономики.

Деформированная российская банковская система, оторванная от

производственного сектора, не только не обеспечила каналов денежного

регулирования экономики, но и сама рухнула вследствие проводимой

макроэкономической политики, приоритеты которой во многом были обусловлены

необходимостью обеспечения сверхприбылей в финансовом секторе.

Создание устойчивой современной банковской системы в переходной экономике —

непременное условие проведения эффективной денежно-кредитной политики.

2.3 Специфика целей денежно-кредитной политики

Не менее важной и сложной проблемой для большинства стран, осуществляющих

переход к новой экономической системе, имеет определение целей денежно-

кредитной политики и правильный выбор инструментов денежно-кредитного

регулирования.

Практически для всех таких стран денежно-кредитная политика имеет

антиинфляционную направленность, что обусловлено экономической ситуацией.

Антиинфляционная политика, как правило, составляет основу программы

стабилизации на первых этапах рыночных преобразований. Стабилизация

достигается двумя путями.

Во-первых, существуют различные механизмы инфляции и соответственно им

используются различные методы и инструменты денежного регулирования.

Переходная экономика еще неспособна развиваться по законам развитого

хозяйства. Поэтому механизмы и причины процессов, внешне проявляющихся

одинаково во всех странах, в трансформирующихся экономиках могут быть глубоко

специфичны. Так, например, для характеристики инфляции в России вряд ли можно

ограничиться только понятиями инфляции спроса и инфляции издержек. Очевидно,

что причины российской инфляции следует искать также и в структурном

несовершенстве экономики и дезинтеграционных процессах. Формирование денежно-

кредитной политики должно основываться на глубоком понимании механизма

развивающейся инфляции и осторожном использовании имеющихся рычагов.

Многочисленные дискуссии начала 90-х гг. о специфике инфляции в нашей стране

практически не сформировали четкого представления о реально протекающих

процессах.

Во-вторых, выдвигая борьбу с высокой инфляцией в качестве первостепенной

цели, правительства и центральные банки рассматривают ее как важнейшую

предпосылку для скорейшего выхода из экономического кризиса. Однако в

переходной экономике сама по себе финансовая стабилизация, выраженная в

замедлении темпа роста цен, не обеспечит автоматического начала

экономического роста. Она должна подкрепляться реальными реформами налоговой

и кредитно-денежной систем, созданием институтов рыночной экономики,

налаживанием механизмов работы современной смешанной экономики. Если

государство занимается только вопросами финансовой стабилизации в узком

смысле, кажущиеся успехи могут оказаться мнимыми и цели не будут достигнуты.

В подобном положении оказалась Россия в 1998 г. Исходя из опыта многих стран,

который свидетельствовал о том, что при инфляции свыше 40 % в год инвестиции в

экономику невозможны, правительственные круги, по сути, выдвинули тезис о

самодостаточности подавления инфляции для перехода к экономическому росту и

преподнесли его как главную цель макроэкономической политики. 1997 год, который

был экономически самым удачным за годы реформ. Прекратилось падение

производства, реальный ВВП увеличился на 0,2 %, реальные доходы населения

выросли более чем на 2 %, потребительские цены выросли всего на 11 %. Этот год,

казалось бы, подтвердил правильность выбранной политики и принципиально изменил

ситуацию: закончился период долгого экономического спада. В то же время на фоне

столь радужных перспектив продолжали нарастать неплатежи в экономике. В 1997 г.

рост всех видов задолженности предприятий составил 40%. Доля долгосрочных ссуд

коммерческих банков не превышала 3,3 % всех выданных кредитов. Число убыточных

предприятий к началу ноября составляло 47,5 %, доля бартерных сделок достигла

70 — 80 % объемов реализации продукции, в регионах 60 % оборота составлял

внутренний оборот. Банки продолжали активно кредитовать правительство.

Доходность на финансовом рынке по мировым меркам была огромной — 13,2 % годовых

в 1997 г. в долларовом выражении[12]

. Разорение государственных финансов продолжалось путем операций с

государственными ценными бумагами, которые представляли собой уникальный

финансовый инструмент, ибо одновременно были самыми доходными, ликвидными и

надежными.

Таким образом, в переходной экономике, отягощенной многочисленными

экономическими, социальными и политическими проблемами, стабилизационная

политика не может быть простой, прямолинейной и однозначной, тем более что не

всегда начатые процессы правительство способно держать под контролем.

2.4 Противоречивость денежно-кредитной политики 90-х гг.

Успех денежно-кредитной политики зависит также от выбранных принципов

денежного регулирования. Как уже отмечалось, в современных условиях

отсутствует какая-либо одна доминирующая доктрина. Теоретические модели

приобретают синтетические формы, что придает денежно-кредитной политике

большую гибкость.

Существенной особенностью денежного регулирования Центрального банка России

была ориентация на принципы монетарной политики, в основе которой лежит метод

монетарного таргетирования. Денежно-кредитная политика строилась на основе

простых расчетов регрессионной зависимости между объемом денежной массы и

темпами инфляции. Система таргетирования денежной массы как форма денежной

политики центральных банков развитых стран оформилась лишь в 70-х гг. и

использовалась в сложившихся рыночных экономиках, где доходность реального

сектора не ниже, чем доходность финансового.

Доходность финансового сектора ограничивалась с помощью жесткого

государственного регулирования процентов по ссудам и депозитам, контроля над

валютными операциями, ограничения или запрещения кредитных операций на

фондовом рынке. Рефинансирование осуществлялось главным образом через учет и

переучет векселей. Сложившиеся экономические пропорции позволяли выявить

существование зависимости между темпами роста денежной массы, реального и

номинального ВНП, определить функцию спроса на деньги и в этих условиях

формировать денежную политику на основе "простого правила роста денежной

массы". Однако, как показала практика, она не была достаточно эффективной, и

от нее отказались уже в начале 80-х гг. Центральные банки оказались не в

состоянии даже при достаточно развитом инструментарии удержать рост денежной

массы в пределах заданных параметров.

Еще большие проблемы при использовании системы монетарного таргетирования

возникают в странах с переходной экономикой. В качестве объективных факторов

можно выделить следующие: во-первых, непредсказуем спрос на деньги (а это

лежит в основе всей концепции монетарного таргетирования); во-вторых,

неизвестна функция спроса на деньги; в-третьих, использование монетарного

планирования для краткосрочных целей финансовой стабилизации, в то время как

в монетарной теории оно является ориентиром средне- и долгосрочной политики,

и, наконец, трудность контроля над денежной массой вследствие подрыва доверия

к национальной валюте и так называемой долларизации экономики.

В середине 1992 г. Центральный банк России совместно с правительством объявил

главной целью денежно-кредитной политики подавление инфляции и начал проводить

жесткую политику сжатия денежной массы. Однако уже к середине 1995 г. стало

очевидно, в том числе и для самого Центрального банка, что она малоэффективна.

Несмотря на то что удалось обеспечить последовательное замедление интенсивности

инфляционных процессов (так, в 1992 г. среднемесячные темпы инфляции составили

31 %, в 1993 г. — 21, в 1994 г. — 10 %), в 1995 г. обозначилось отставание

снижения инфляции от намеченных ориентиров

[13].

Центральный банк России вынужден был признать ограниченные возможности

подавления инфляции с помощью денежно-кредитной политики. Сжатие общей

денежной массы протекало главным образом в производственной сфере и влияло

скорее на структуру совокупного спроса, а не на его величину. Сокращение

спроса домашних хозяйств на конечную продукцию отечественного производства

компенсировалось его быстрым увеличением и в спекулятивной сфере, и в

связанной с ней сфере импортных операций. Продолжающийся переток денег из

производственной сферы в спекулятивную вызывал ускорение оборота денег (в

1995 г. среднегодовая скорость обращения денег составляла 10,4 оборота, в то

время как в развитых странах она не превышала 2 оборотов) и соответственно

обесценивал антиинфляционный эффект сжатия денежной массы. Параллельно

нарастала инфляция издержек в производственном секторе как вследствие

опережающего роста цен на продукцию естественных монополий, так и вследствие

неудержимого стремления предприятий перенести издержки кризиса ликвидности,

удорожание оборотного капитала, пользование вынужденным коммерческим кредитом

на покупателя. Спросовые ограничения, обусловленные сжатием денежной массы,

снизили в первую очередь темпы роста цен производителей потребительских

товаров. В отраслях промышленности, производящих промежуточную продукцию и

продукцию для инвестиционного сектора, действие спросовых ограничений в

значительной мере компенсировалось неплатежами.

Подавление инфляции путем сжатия денежной массы и перемещение ее в

спекулятивную сферу из-за ее сверхдоходности привели к обезденежью реального

сектора экономики, следствием которого стали кризис неплатежей и бюджетный

кризис.

Таким образом, проводимая в условиях дезинтеграции экономики политика сжатия

денежной массы не привела к достижению главной цели — подавлению инфляции.

Ограничения совокупного спроса на фоне спада в реальном секторе экономики

продолжали воспроизводить уже сложившиеся макроэкономические пропорции,

однако каждый раз на более низком по сравнению с предшествующим периодом

уровне.

Тем не менее в 1995—1996 гг. Центральный банк России продолжает осуществлять

умеренно-жесткую денежно-кредитную политику, осуществляя стабилизацию на

денежной основе. При этом в качестве целевых ориентиров могут использоваться

различные параметры, характеризующие состояние денежной сферы: общий уровень

денежной массы или ее процентное изменение, установление пределов роста

денежной массы, общий объем кредитования или уровень процентных ставок.

Однако выбор целевых ориентиров, как было показано ранее, представляет

проблемы и для развитых стран, определяя во многом эффективность денежно-

кредитной политики. Для стран с переходной экономикой он осложняется

несформированностью передаточного механизма денежно-кредитного регулирования,

неразвитостью инструментов финансового рынка, отсталой структурой денежной

массы, наибольший удельный вес в которой составляют наличные деньги в

обращении. Сохранение высокой доли наличных денег в обращении при невысокой

склонности субъектов экономики к накоплениям сбережений в банках затрудняет

установление эффективного контроля над денежными потоками.

В качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики Центральный банк

России выбрал достаточно широкий агрегат М2, включающий наличные деньги в

обращении вне банковской системы, а также безналичные средства (депозиты до

востребования, срочные и сберегательные).

Для контроля за ростом денежной массы в 1995 г. были установлены предельные

размеры чистых внутренних активов денежно-кредитных органов, предельные

размеры чистых требований денежно-кредитной системы к правительству, а также

определены целевые показатели по объему чистых международных резервов. С 1996

г. операционная процедура денежно-кредитной политики Центрального банка

России основывается на контроле целевых показателей денежной базы в широком

определении (наличные деньги в обращении, в кассах коммерческих банков,

средства в фонде обязательных резервов и остатки на корреспондентских счетах

банков). Считая стабильными значение денежного мультипликатора и долю

наличных денег в обращении. Центральный банк фактически свел процедуру к

регулированию банковской ликвидности. Действия в отношении процентных ставок

сводились к поддержанию их стабильности.

В 1996 г. впервые с начала экономических реформ инфляция снизилась при росте

реальной денежной массы: при увеличении потребительских цен на 21,8% за год

денежная масса М2 выросла на 33,7%, или на 11,9% в реальном выражении. Второй

особенностью 1996 г. стало первое за время реформ снижение скорости обращения

денег. Так, если в 1993, 1994 и 1995 гг. среднегодовая скорость обращения М2

составляла соответственно 8; 9,6 и 10,4, то в 1996 г. она понизилась до 8,7%

[14]. Среднесрочное снижение скорости обращения денег Центральный банк

расценил как увеличение насыщенности экономики деньгами и считал наиболее

существенным изменением состояния денежной сферы 1996 г. Вместе с тем вопрос о

достаточности денежной массы имеет принципиальное значение при выборе методов

антиинфляционной политики. Сжатие денежной массы означает и ограничение

платежных средств в обороте. Поэтому эффективность денежной политики

определяется также обеспечением потребности оборота в платежных средствах. В то

же время не существует достаточно надежных критериев оценки достаточности

денежной массы. Наиболее используемым является коэффициент монетизации —

отношение М2 к значению ВВП. В середине 90-х гг. в России он был одним из самых

низких не только среди развитых, но и среди развивающихся стран. В зависимости

от используемого денежного агрегата его величина оценивалась в диапазоне 0,13—

0,16. Для примера, в 1995 г. во Франции он равнялся 0,67; в Англии — 1,10; в

Канаде — 0,63. Меньший коэффициент монетизации наблюдался только в Гвинее,

Азербайджане, Армении, Грузии, Заире.

Низкий коэффициент монетизации при высокой скорости обращения денег отражает

скорее существующие диспропорции денежной сферы, и вряд ли замедление

скорости обращения в этих условиях может быть показателем насыщенности

экономики деньгами. Рост неплатежей, задолженности, широкое использование

денежных суррогатов, бартерные обороты, накопление запасов нереализованной

продукции — все это свидетельствует не только о недостатках в деятельности

предприятий, но и о кризисе в денежном секторе. В 1997 г. сохранялись в целом

тенденции предыдущего года: реальное увеличение денежной массы, снижение

скорости ее обращения. Центральный банк России считал, что вероятность того,

что ускоренный темп роста денежной массы приведет к увеличению темпов

инфляции, очень мала. Однако в 1997 г. произошли неблагоприятные изменения в

структуре денежной массы: повысился удельный вес наличных денег, который к

концу 1997 г. колебался в диапазоне 35—37%. Это свидетельствовало о

примитивизации экономических отношений и об ограниченных возможностях

денежно-кредитной системы, направленной на создание условий экономического

роста.

Активная денежная политика, проводимая Центральным банком России, позволила

существенно снизить размеры инфляции, однако финансовая стабилизация носила

поверхностный характер. Продолжающийся спад производства, нерешенность

проблемы платежей и формирование доходной части государственного бюджета

сохранили угрозу инфляционных всплесков. Расширение денежной массы,

базирующееся на широком притоке средств нерезидентов, создавало принципиально

неустойчивое равновесие на финансовом рынке, поскольку приток иностранных

капиталов в условиях депрессивной экономики имеет спекулятивную основу,

требует повышенной доходности, подвержен малейшим конъюнктурным колебаниям,

которые могут привести к массовому оттоку средств. Осенний кризис 1997 г.

обнаружил все негативные последствия усиления зависимости национальной

денежно-кредитной системы от средств нерезидентов.

Только в первой половине 1997 г. через покупку нерезидентами ГКО— ОФЗ и других

ценных бумаг на внутреннем рынке в экономику поступило 12 млрд. долл., что

обусловило прирост денежной массы в 45— 50 трлн. недоминированных рублей, или

около 2/3 ее общего прироста за этот период. Вторым

каналом притока средств нерезидентов были обрушившиеся на ведущие российские

коммерческие банки кредиты зарубежных банков. Их чистый приток составил 6 млрд.

долл. за 11 мес. 1997 г., или 27—30 трлн. руб. прироста денежной массы

[15].

Внутренне противоречивая денежно-кредитная политика, проводимая в 1997 г.,

базировалась на широком притоке средств нерезидентов при снижении процентных

ставок и доходности государственных ценных бумаг. Бюджетный кризис в

совокупности с мировым финансовым кризисом взорвали к августу 1998 г. всю

финансовую систему России.

2.5 Методы и инструменты

Слабость денежно-кредитной политики России в 90-е гг. проявилась также в

выборе методов и инструментов денежного регулирования. В распоряжении

центральных банков имеются как прямые, так и косвенные методы. Развитые

страны осуществили переход к преимущественно косвенным методам в 70—80-е гг.

нынешнего столетия в рамках общего процесса либерализации финансовых рынков.

В странах с переходной экономикой в отсутствие сложившихся рыночных

институтов и механизмов денежного регулирования центральные банки могут

использовать на первых этапах преимущественно методы прямого

административного воздействия, например фиксацию процентных ставок,

ограничение размеров выдаваемого кредита, целевое кредитование. При этом

эффективность достигается при одновременном использовании системы

инструментов и организации контроля за соблюдением установленных нормативов.

В России в качестве прямого инструмента использовалось в основном целевое

кредитование. Центральный банк России определил круг специальных

(уполномоченных) банков, которые кредитовали ряд приоритетных отраслей

народного хозяйства по процентным ставкам значительно ниже рыночных, а в целях

компенсации предоставлял им определенные льготы. Такие банки, как правило,

обслуживали бюджетные счета, а также являлись проводниками централизованных

кредитов экономики. При отсутствии должного контроля подобные кредиты

использовались в основном на поддержку убыточных и нерентабельных предприятий,

нарушались рыночные принципы кредитования, банки несли дополнительные риски. В

то же время доступ к централизованным кредитам и участие в целевых программах

способствовали тому, что банки привыкли к дешевым государственным ресурсам, а

их конкурентоспособность в решающей степени зависела от покровительства

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.