РУБРИКИ

Диплом: Управление рынком труда в условиях трансформации

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Управление рынком труда в условиях трансформации

Диплом: Управление рынком труда в условиях трансформации

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ

“К защите допущено”

Заведующий кафедрой

____________________

«___»__________2005г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: Управление рынком труда в условиях трансформации экономики

Республики Беларусь

Студент группы: ______________

(подпись) (Ф.И.О.)

Руководитель: ______________

(подпись) (Ф.И.О.)

Рецензент: ______________

(подпись) (Ф.И.О.)

Минск 2005

Реферат

Дипломная работа объемом 72 с., в том числе 19 таблиц, 2 рисунка, 39

литературных источников.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: РЫНОК ТРУДА, ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕЙ

СИЛЫ, РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА, ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ РАБОТНИКОВ,

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ, СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ.

Объектом исследования является рынок труда Республики Беларусь.

Предмет исследования – система управления и механизмы регулирования рынка труда.

Цель работы – на основе изучения теоретических положений, изложенных в

научной и учебной литературе по проблеме рынка труда и анализа его

современного состояния, исследовать основные направления и разработать

предложения по совершенствованию государственного регулирования рынка труда.

В процессе работы выполнены следующие исследования и разработки – выявление

сущности и механизма функционирования рынка труда; изучение международного

опыта управления рынком труда, исследование основных направлений и методов

государственного регулирования рынка труда, анализ спроса и предложения

рабочей силы на рынке труда Республики Беларусь, разработка предложений по

совершенствованию механизма управления рынком труда.

Область возможного практического применения: при разработке программ

занятости населения.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................4

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА..............7

1.1 Сущность и функции рынка труда..................7

1.2 Основные принципы и методы управления рынком труда.......18

1.3 Международный опыт государственного регулирования рынка труда..29

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ТРУДА В

РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ....38

2.1 Анализ спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.....38

2.2 Оценка уровня безработицы..................45

2.3 Основные направления решения проблем безработицы........51

2.4 Предложения по совершенствованию управления рынком труда..62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................67

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............70

ВВЕДЕНИЕ

Рынок труда в Республике Беларусь начал формироваться в сложных социально-

экономических условиях, характеризуемых существенным спадом производства,

снижением покупательского спроса и уровня жизни населения. Все это привело к

уменьшению занятости и спроса на рабочую силу, следовательно, увеличению

безработных, а также к появлению скрытой безработицы. В 2002 г. уровень

безработицы составил всего 3%, но ведь это только показатель

зарегистрированных безработных. Наличие скрытой безработицы имеет прямое

отношение к статистическому измерению и приводит к расхождениям в оценке

масштабов. Вместе с тем объективная оценка скрытой безработицы имеет важное

экономическое значение, а произвольное манипулирование этим показателем

искажает реальную ситуацию на рынке труда. В макроэкономическом плане скрытая

безработица – это недоиспользование трудового потенциала общества, рабочей

силы как фактора производства. Еще один негативный показатель рынка труда –

наличие женской и молодежной безработицы. Также следует отметить расхождение

в показателе уровня безработицы по регионам. В некоторых населенных пунктах

он значительно превышает среднереспубликанский.

Цель дипломной работы – на основе изучения теоретических положений,

изложенных в научной и учебной литературе по экономике труда и анализа

современного состояния рынка труда в Республике Беларусь определить

перспективные направления его развития и совершенствования.

Сформулированная цель работы предполагает решение следующих задач:

· определить место и роль рынка труда как элемента современного рыночного

хозяйства, играющего особую роль в решении экономических и социальных

проблем, возникающих в ходе циклического развития и структурных сдвигов;

· обобщить опыт регулятивной деятельности государства на рынке труда

переходной экономики и оценить степень необходимости ее в современных

условиях;

· изучить процесс становления отечественного рынка труда с точки зрения

новых явлений, которыми он характеризуется, а также особенностей его

современного состояния;

· проанализировать занятость населения по полу, возрасту, образованию,

профессиональной подготовке; рассмотреть занятость по формам собственности и

отраслям производства, а также по категориям персонала;

· выполнить сравнительный анализ безработицы и трудоустройства населения по

областям и по республике в целом;

· определить дальнейшие направления развития рынка труда.

Объектом исследования является рынок труда Республики Беларусь.

Источниками информации для написания работы послужили: специальная литература

по проблеме, статистический сборник 2003 г.; нормативные акты; данные статей

отдельных авторов периодической печати и авторов учебников; проекты НИЭИ;

фактический материал, характеризующий состояние рынка труда и занятости

населения.

Первый раздел носит теоретический характер, в котором излагается сущность

проблемы. В этом разделе выявляются институциональные основы становления

рынка труда в переходной экономике, особенности его функционирования,

складывающиеся противоречия и пути их разрешения. Раскрывается необходимость

государственного регулирования рынка труда, обусловленная обострением

состояния в сфере занятости, а также анализируются проблемы эффективности мер

по стимулированию занятости в масштабах государства и на региональном уровне.

Также рассматриваются причины и показатели безработицы и функции службы

занятости населения.

Второй раздел носит аналитический характер. В нем анализируется состояние

рынка труда республики. Дается характеристика трудовых ресурсов и их

состояния в динамике за прошлые годы. Рассматривается динамика безработицы

по формам собственности и отраслям производства. Анализируется половозрастная

структура занятости, образовательный и профессиональный состав экономически

активного и экономически неактивного населения.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

1.1 Сущность и функции рынка труда

В зависимости от экономического назначения объектов рыночных отношений

выделяют рынки потребительских товаров и услуг, средств производства, фондов

(капиталов), ценных бумаг, а также рынок труда.

Прежде чем рассматривать сущность и функции рынка, необходимо выяснить, что

продается и покупается на рынке труда: «рабочая сила» или «труд». Сторонники

марксисткой теории рыночных отношений утверждают, что на рынке труда

продается рабочая сила, то есть способность к труду, которую и эксплуатирует

работодатель. Современная экономическая теория доказывает, что на рынке труда

продается и покупается именно труд, что заработная плата есть плата за труд

(и называется оплата труда). Сторонники третьей точки зрения считают рынок

труда ресурсным рынком. В качестве основных субъектов купли-продажи выступают

работодатель – покупатель труда, а также юридически свободный и юридически

защищенный собственник – продавец ресурса труда. Последний является носителем

и собственником своей рабочей силы, то есть всей совокупности своих

способностей к определенным видам трудовой деятельности. Это особый ресурс,

специфика которого заключается в физической неотделимости его от

собственника, что отражается на характере объекта купли-продажи на рынке

труда. Здесь объектом рыночной сделки является право использования единицы

ресурса труда определенного качества при определенных условиях в определенный

отрезок времени.

Среди исследователей рынка труда не существует единого определения понятия

«рынка труда».

Н.Ч. Бокун определяет рынок труда как «общественно-экономическую форму

движения трудовых ресурсов (рабочей силы)». Она считает, что как

экономическая категория рынок труда представляет собой систему

производственных отношений между работниками (собственниками рабочей силы),

предпринимателями (нанимателями) и государством, во-первых, по поводу обмена

индивидуальной способности к труда на фонд жизненных средств, необходимых для

воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых, по поводу размещения работников в

системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного

производства и обращения /3/.

В.Н. Шимов, Л.Е. Тихонова, А.Ф. Галлов характеризуют рынок рабочей силы как

«способ организации трудовой деятельности, условия которой определяются

посредством купли-продажи товара «рабочая сила» по критерию наивысшей

эффективности» /39/.

Е.В. Ванкевич выделяет политэкономическое содержание рынка труда, которое

связано с «отношениями между работниками, предпринимателями и обществом, а

также между различными организациями и институтами на рынке труда по поводу

реализации способности к труду, обслуживания средств производства, обмена

труда на продукт, занятости и незанятости, механизма формирования качества

трудового потенциала и его оценки, регулирования условий найма, подержания

социального согласия, обеспечения социальных гарантий, взаимодействия

хозяйствующих субъектов на нем и др. Рынок труда – это форма реализации этих

отношений на этапе товарного производства трудового потенциала» /4/.

Таким образом, рынок труда в широком смысле слова – система производственных

отношений по поводу обмена индивидуальных (востребованных) способностей к

труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей

силы, а также по поводу распределения работников в системе общественного

разделения труда.

Другая часть экономистов трактуют рынок труда более узко. Рынок труда в узком

смысле слова – это система трудовых отношений по поводу формирования цены

рабочей силы, ее спроса и предложения, в результате взаимодействия которых

образуется избыток или дефицит рабочей силы.

Сторонники расширительного толкования рынка труда в качестве его субъектов

рассматривают все экономически активное население - занятых в экономике

(включая процессы распределения по сферам и видам деятельности) и

безработных. Более узкое понятие рынка труда предполагает систему отношений

по поводу поддержания, переподготовки и включения в процесс труда

безработных и других категорий граждан, ищущих работу. Занятые в экономике

работники не рассматриваются как участники рынка труда.

Рынок труда – это составная часть структуры рыночной экономики, которая

функционирует в ней наряду с другими рынками и выступает в качестве института

или механизма, обеспечивающего взаимодействие основных субъектов рынка труда.

Рынок труда представляет собой сложный социально-экономический механизм,

включающий совокупность отношений между людьми по поводу воспроизводства

трудового потенциала в условиях товарного производства и по его

закономерностям. Его можно определить как специфический вид рынка,

представляющий собой форму проявления рыночных отношений в сфере обращения и

функционирования рабочей силы, основанный на отношениях обмена и конкуренции

механизм взаимодействия между работодателем и наемным работником, желающим

быть занятым на рабочем месте, адекватном его профессиональным навыкам и

умениям. Реальная модель рынка труда во многом зависит от государственной

политики занятости, уровня экономического развития страны, того или иного

региона, демографической ситуации.

Рынок труда функционирует по тем же законам, что и рынок конечных товаров.

Однако по отношению к последнему он имеет некоторые особенности.

Первая группа особенностей связана с взаимодействием рынка труда и рынка

товаров. Оно заключается в том, что спрос на рабочую силу является

производным, зависимым от спроса на конечную продукцию. Отсюда, чем выше

спрос на продукцию предприятия, тем больше спрос на рабочую силу со стороны

данного предприятия и, наоборот, чем меньше спрос на продукцию предприятия,

тем меньше с его стороны спрос на рабочую силу.

Но на эту общую прямую зависимость оказывают влияние ряд факторов: научно-

технический прогресс, соотношение конкуренции и монополии на товарном рынке и

рынке труда и эластичность спроса по цене. Эти факторы изменяют прямую

зависимость упомянутую выше делают ее противоречивой.

Вторая группа особенностей функционирования рынка труда связана с

особенностями самого товара – рабочей силы. Среди них можно выделить

следующие:

· неотделимость собственности на товар – рабочую силу от ее владельца;

· необходимость регламентации взаимоотношений работодателей и наемных

работников что связано с наличием большого числа институциональных структур

типа профсоюзов объединений работодателей, разветвленной системы

законодательства, социально-экономических программ;

· высокая степень индивидуализации сделок, обусловленная переходом от

коллективных договоров к контрольной системе найма, различным

профессионально-квалификационным уровнем рабочей силы, разнообразием

технологий, организации труда и т.д.;

· важная роль неденежных аспектов сделки, а именно: содержание и

условия труда, гарантии сохранения рабочего места, перспективы продвижения по

службе и перспективы профессионального роста, микроклимат в коллективе и т.д.

Третья группа особенностей рынка труда связана с обменом товара-рабочая сила,

который отличается от обмена вещных товаров. Процесс обмена рабочей силы

включает три момента и совершается в трех сферах. Он начинается в сфере

обращения (рынок труда), продолжается в сфере производства и завершается на

рынке вещного товара. В сфере обращения товара-рабочая сила заключается

договор о передаче права пользования способностью к труду работодателю, в

котором фиксируется величина возможной заработной платы, оклада – это

потенциальный обмен, представляющий собой юридическую сделку. В сфере

производства происходит реальный обмен функционирующей рабочей силы на

номинальную заработную плату. В сфере товарного рынка происходит обмен

номинальной заработной платы на необходимые работнику товары – жизненные

средства. Только после этого акта возможна следующая фаза – воспроизводство

(формирование) рабочей силы.

Рынок труда отличается от всех других рынков тем, что на нем в качестве

товара выступает физические, интеллектуальные и психофизические способности

людей.

Рынок труда выполняет следующие функции:

· согласовывает экономические интересы субъектов трудовых отношений;

· обеспечивает пропорциональность распределения рабочей силы в

соответствии со структурой общественных потребностей и развитием технического

базиса;

· поддерживает равновесие между спросом на труд и предложением рабочей

силы;

· формирует резерв трудовых ресурсов сфере обращения для нормального

хода процесса общественного воспроизводства;

· содействует формированию оптимальной профессионально-

квалификационной структуры;

· воздействует на условия реализации личного трудового потенциала.

В зарубежной экономической науке, в частности американской, существует

несколько концептуальных подходов к анализу функционирования современного

рынка труда.

Неоклассики (Дж. Перри, М. Фелдстайн, Р. Холл) считают, что рынок труда

действует на основе ценового равновесия, где основным регулятором является

цена рабочей силы. С помощью заработной платы регулируются спрос и

предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Рынок труда

рассматривается как механизм саморегуляции спроса на труд и предложения

рабочей силы через свободное движение заработной платы и доходов /21/.

Согласно другой точки зрения (Дж. Кейнс, Р. Гордон), цена рабочей силы

представляется величиной жестко фиксированной, практически не меняющейся. В

качестве регулятора рынка выступает государство, которое увеличивает или

уменьшает спрос на рабочую силу. По данной концепции, рынок труда не

регулирует непосредственно процесс купли-продажи рабочей силы, а лишь создает

условия для удовлетворения спроса и предложения /9/.

Представители монетаристского направления (М. Фридмен) изходят из жесткой

структуры цен на рабочую силу, вводят понятие «естественного» уровня

безработицы /21/.

Институционалисты (Дж. Данлоп, Л. Ульман) пытаются объяснить характер

существующего рынка труда особенностями динамики отдельных отраслей,

профессиональных и демографических групп.

С точки зрения механизма функционирования рынка труда выделяют следующие его

компоненты:

· субъекты рынка труда (наемные работники, работодатели, государство и его

организационные структуры);

· правовые нормы и экономические программы, касающиеся формирования и

функционирования рынка труда;

· рыночные механизмы (спрос и предложение рабочей силы, цена труда,

конкуренция и т.п.);

· инфраструктура (служба занятости, центры профессиональной переподготовки,

фонд занятости и др.).

Механизм функционирования рынка труда – это процесс взаимодействия спроса и

предложения рабочей силы. Спрос на рабочую силу представляет собой

количественное выражение потребности экономики в работающих, в том числе и

нереализованной. Другими словами, спрос – это объем и структура общественных

потребностей в рабочей силе, характеризующийся наличием свободных рабочих

мест и вакансий на конкретную дату.

Для характеристики спроса на рабочую силу используются показатели:

· количество заявленных вакансий;

· количество безработных на одну вакансию.

Эти показатели формируются по экономике республики в целом, а также по

секторам экономики, отраслям и регионам.

Предложение рабочей силы предопределяется наличием трудового потенциала,

представляющего собой совокупную рабочую силу или совокупную общественную

способность к труду населения данного государства, региона.

Рынок труда проявляется в постоянно меняющемся отношении спроса на рабочую

силу со стороны разнообразных нанимателей и предложения рабочей силы со

стороны лиц, готовых работать по найму.

Состояние рынка труда, его конъюнктура зависят от соотношения спроса

предложения рабочей силы. Если предложение превышает спрос на рабочую силу,

возникает ситуации наличия на рынке «излишнего труда», то есть безработица;

если спрос превышает предложение – на рынке возникает «недостаток труда», то

есть свободные рабочие места. Если же спрос и предложение на рынке труда

совпадают, то возникает положение равновесия на рынке труда, то есть полная

занятость.

Рынок представляет собой сложную систему отношений, которая подразделяется на

части – подсистемы в виде конкретных целевых рынков, называемых сегментами.

Сегментирование рынка имеет большое значение для: анализа рынка, изучения его

структуры и емкости, выявление контингента, образующего предложение и спрос

на него, для определения перспектив рынка труда.

При осуществлении сегментации рынков используются три признака:

профессионально-отраслевой, квалификационно-зарплатный и социально-

демографический. Путем сочетания этих признаков могут быть выделены следующие

группы работников, различающиеся приоритетностью сферы деятельности и уровнем

материального обеспеченности:

1) дефицитные высококвалифицированные группы работников, занятые в

развивающихся отраслях и сферах деятельности при достаточно высоком уровне

гарантий занятости и росте доходов, превышающем уровень инфляции и общего

экономического роста;

2) избыточные высококвалифицированные группы работников сокращаемых или

неразвивающихся сфер деятельности при отсутствии или недостаточности гарантий

занятости и уровне доходов, соотносимом с темпами инфляции;

3) дефицитные квалифицированные и низкоквалифицированные группы

работников в развивающихся отраслях и сферах деятельности с относительной

стабильностью занятости при уровне доходов, отстающем от темпов инфляции, и

нуждающиеся в социальной поддержке;

4) избыточные квалифицированные и низкоквалифицированные группы

работников в сокращаемых или неразвивающихся сферах деятельности при

отсутствии или недостаточности гарантий занятости и уровне доходов,

значительно отстающем от темпов инфляции;

5) работники, относящиеся к любой из названных категорий, но в то же

время принадлежащие к социально-уязвимым группам, отличающиеся ограниченной

возможностью использования трудового потенциала, что в большей или меньшей

степени снижает гарантии их занятости и уровень доходов.

Сегментация позволяет конкретно оценивать состояние рынка труда по каждой

категории работников с точки зрения занятости и безработицы, конкуренции

между наемными работниками и между работодателями.

Рынки труда бывают двух основных типов: внешний – перемещение рабочей силы

между предприятиями и организациями и внутренний – движение кадров внутри

предприятия, связанное с переходом на аналогичную работу или повешение в

должности. Западные экономисты считают, что внешний рынок труда отвечает

потребностям циклического развития производства, внутренний – структурным

изменениям в экономике.

В свою очередь внутренний рынок труда делится на первичный и вторичный.

Первичный рынок труда объединяет квалифицированных работников, имеющих

соответствующий стаж работы на данном предприятии, готовых повышать свою

профессиональную квалификацию, дающие высокие результаты по количеству и

качеству продукции и определяющих перспективы технологического и

экономического развития своего предприятия. Вторичный рынок труда объединяет

работников, которые легко подлежат замене из числа претендентов на внешнем

рынке труда, имеют, как правило, низкую квалификацию и охотно идут на

нестандартные формы занятости.

Кроме типов и форм, для целей полного учета ресурсов труда выделяют еще

некоторые разновидности рынков труда. Среди них открытый и скрытый рынки

труда.

Открытый рынок труда представляет все экономически активное население,

которое ищет работу и нуждается в профподготовке, а также все свободные рабочие

места (вакансии) в экономике. Составными элементами открытого рынка труда

являются его официальная и неофициальна часть. Официальная часть открытого

рынка труда включает в себя свободную рабочую силу и вакансии,

зарегистрированные в службе занятости. Неофициальная его часть аккумулирует ту

часть предложения труда и свободных рабочих мест, которые не охвачены услугами

органов трудоустройства и потребность в трудоустройстве удовлетворяется на

основе непосредственных контактов между работодателями и лицами, ищущими

работу.

Скрытый рынок труда – избыточная численность работников на производстве,

а также лица, формально занятые, но находящиеся под риском увольнения.

Официальная часть скрытого рынка труда – лица, находящиеся в административных

отпусках или вынужденные работать неполное рабочее время. Неофициальная часть –

избыточная занятость, обусловленная низкой производительностью труда.

Рынок труда, как и любое другое явление, обладает положительными и

отрицательными сторонами.

К недостаткам рынка труда относятся:

· стихийность, обостряющая проблемы трудоустройства населения и затрудняющая

реализацию прав на труд и доходы. Более жесткими становятся требования к

профессионализму, усиливается динамичность структурных изменений в

производстве, появляется безработица, происходит снижение жизненного уровня у

части населения. В результате возможно возникновение социальной

напряженности;

· рынок труда способствует развитию личного, группового и коллективного

эгоизма, когда интересы групповых и индивидуальных товаропроизводителей

становятся выше интересов потребителей.

Преимущества рынка труда заключаются в том, что он позволяет:

· ускорить и облегчить процесс согласования личных, коллективных и

общественных интересов работников в системе общественного разделения труда;

· повысить эффективность занятости за счет рационального размещения

работников по отраслям народного хозяйства и социальным сферам производства,

стимулировать выделение в сферу обращения избыточных внутрипроизводственных

резервов рабочей силы;

· обеспечить на основе конкуренции экономию производственных и трудовых

ресурсов в государственном секторе;

· выполнять функцию связующего звена между формированием (подготовкой)

рабочей силы и ее использованием; придать необходимую гибкость процессу

формирования пропорций подготовки распределения рабочих и специалистов;

выверить правильность существующих пропорций подготовки, переподготовки и

повышения квалификации кадров;

· осуществить более обоснованный выбор профессий в соответствии со

способностями желаниями человека и с учетом общественных потребностей;

· опосредовать движение людей к лучшим условиям оплаты труда и

индивидуального воспроизводства на основе конкуренции сфер занятости за

привлечением лучших работников;

· повысить эффективность производства в результате реализации совокупности

функций рынка труда.

1.2 Основные принципы и методы

управления рынком труда

Механизм государственного регулирования занятости населения можно определить

как совокупность принципов, методов и инструментов воздействия на процессы

формирования и использования рабочей силы, направленных на повышение

эффективности ее функционирования, а также на снижение социальных издержек

безработицы. Система государственного регулирования должна охватывать все

трудоспособное население, занятое и ищущее работу, исходя из общей

потребности народного хозяйства в рабочей силе, которая складывается под

влиянием структурных сдвигов в экономике, а также механического движения

кадров.

Механизм регулирования рынка труда в республике находится в стадии

становления. Формируется он на основе Закона “О занятости населения

Республики Беларусь”, в котором определены следующие основные принципы

государственной политики занятости населения:

- обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам республики в

реализации права на труд;

- предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;

- поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии

их способностей к труду;

- обеспечение мер, направленных на предотвращение массовой безработицы;

- принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с

ограниченной трудоспособностью;

- обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных

мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;

- координация сферы занятости с другими направлениями экономической и

социальной политики /22/.

В соответствии с этими принципами основными направлениями государственного

регулирования рынка труда являются:

- оказание помощи в трудоустройстве на основе широкой информированности

населения об имеющихся на предприятиях вакансиях;

- развитие профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан,

совершенствование системы их профессиональной ориентации;

- стимулирование создания новых рабочих мест;

- содействие самозанятости населения, развитию предпринимательства, малого и

среднего бизнеса;

- организация оплачиваемых общественных работ, развитие гибких форм и

сезонной занятости;

- бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих

предприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не способных на

равных условиях конкурировать на рынке труда (трудоустройство инвалидов,

молодежи, женщин, имеющих детей и др.);

- обеспечение социальной защиты незанятого населения;

- развитие информационно-справочной сети, укрепление материальной базы

служб, обеспечивающих учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда

/22/.

Все эти направления находят отражение в соответствующих разделах ежегодно

разрабатываемой Государственной программы содействия занятости населения.

Однако до настоящего времени государственная служба занятости основные усилия

направляла не на расширение и создание рабочих мест, развитие альтернативных

форм занятости, а в основном на оказание материальной помощи людям,

потерявшим работу (преимущественно выплату пособий по безработице). Однако

пассивные меры при всей их полезности и необходимости не могут решить

главное - свести безработицу до ее естественного уровня, обеспечить наиболее

полную и продуктивную занятость населения. Перенос акцента с пассивной

политики занятости на меры активного характера - одна из важных задач

государственного регулирования. Эти меры предусматривают, прежде всего,

вложение инвестиций в новые рабочие места, особенно в малый и средний бизнес,

расширение сети подготовки и переподготовки кадров, предоставление субсидий

и льгот по налогам и кредитам безработным, желающим открыть собственное дело

и т.д.

Воздействие государства на рынок труда осуществляется административными,

законодательными (правовыми) и экономическими методами. В соответствии с

ситуацией на рынке труда государство в лице его институтов выбирает и

использует методы, с помощью которых осуществляет регулирование.

В республике широко применяется административные методы регулирования рынка

труда, на основе которых осуществляется непосредственное управление. К ним

можно отнести: прямые административные указания, имеющие обязательный

характер; установление жестких правил, регулирующих взаимодействие

нижестоящих и вышестоящих звеньев единой государственной системы управления;

выработка стандартных процедур административного воздействия на занятость,

субординация и т.д.

По мере становления в республике рыночных отношений административное

регулирование будет сужать сферу своего действия, уступая место

экономическому. Так, высвобождение рабочей силы на предприятиях до настоящего

времени сдерживается административными методами, что ведет к увеличению

масштабов скрытой безработицы. Проведение такой политики позволяет сохранить

на предприятиях квалифицированную рабочую силу за счет снижения эффективности

труда.

Существенно изменилось при переходе к рыночной экономике правовое

регулирование. Прежде всего, это касается методов непосредственно планово-

регулирующей деятельности государства в данной сфере. Использовавшиеся ранее

методы директивного планирования, приведшие к чрезмерной “заорганизованности”

процессов занятости (плановое распределение рабочей силы по отраслям

народного хозяйства в соответствии с заданными объемами производства,

лимитирование численности работников по министерствам и ведомствам, жесткая

плановая регламентация объемов и пропорций подготовки кадров и т.д.) заменены

методами программно-целевого планирования (долгосрочное прогнозирование,

индикативное планирование, разработка концепции занятости и т.д.). Однако

переход от административно-командных к преимущественно экономическим методам

не означает полного отказа государства от непосредственного управления сферой

занятости.

В новых условиях задачей государства становится выработка и осуществление

такой политики, которая способствовала бы преодолению негативных тенденций в

сфере занятости населения, содействовала повышению эффективности и

исследования рабочей силы и усилению социальной защиты населения от

безработицы.. Это обусловливает необходимость рассмотрения всех

разрабатываемых в республике программ по реформированию экономики,

инвестированию, реструктуризации производства, развитию малого и среднего

бизнеса с точки зрения их влияния на занятость населения и изменение ситуации

на рынке труда. Только на основе комплексной взаимоувязки социально-

экономических процессов и занятости населения должен строиться механизм

государственного регулирования рынка труда.

Система государственного регулирования занятости населения и безработицы на

макроуровне включает взаимосвязанные подсистемы законодательного,

перспективного и оперативного регулирования. Законодательная подсистема

обеспечивает формирование соответствующей правовой основы характера отношений

работника и работодателя, а также их отношений с государственными структурами и

органами самоуправления различных уровней, определяет формы, методы и средства

регулирования данных отношений. Основными законодательными и

нормативно-методическими документами по регулированию рынка труда являются:

Закон “О занятости населения Республики Беларусь”, Положение о порядке

образования и использования Государственного фонда содействия занятости

населения, Положение о порядке и условиях выплаты безработным пособий и

материальной помощи, Положение об организации профессионального обучения

безработных, Положение о порядке организации и условиях проведения общественных

работ, Положение о порядке и условиях оказания финансовой помощи предприятиям и

организациям для создания новых рабочих мест, Положение о равных правах граждан

на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых

гарантий, Закон “О внешней трудовой миграции” и др.

Перспективная подсистема государственного регулирования рынка труда

устанавливает тенденции и пропорции его формирования, масштабы регуляторов и

соответствующий механизм их реализации. Она предполагает разработку

Государственных программ содействия занятости населения на предстоящий год,

программу подготовки и переподготовки безработных граждан, прогноз баланса

трудовых ресурсов, разработку Государственной программы поддержки малого

предпринимательства. Вместе с тем, в целях повышения эффективности обеспечения

занятости населения особенно актуальной становится разработка государственной

программы по созданию новых рабочих мест. Требуется также разработка

Государственных программ по определению перспективной потребности народного

хозяйства и его отраслей в кадрах специалистов и квалифицированных рабочих,

специальных программ, включающих создание рабочих мест для маргинальных групп

населения (молодежи, женщин с детьми, инвалидов и др.), специальных программ по

снижению безработицы в регионах с наиболее высоким ее уровнем.

Оперативное регулирование осуществляет корректировку процессов

формирования занятости населения и рынка труда и направлено на решение таких

проблем, как трудоустройство и социальная поддержка незанятого населения,

оказание помощи в профподготовке и переподготовке, общественных работах и др.

Оперативная деятельность государства связана с организацией и

совершенствованием системы информации о свободных рабочих местах, оказанием

помощи незанятому населению в поиске работы, налаживанием работы центров

содействия занятости, осуществлением постоянного контроля за состоянием рынка

труда, финансированием исследований проблем занятости. Государство также

регулирует систему налоговых льгот и субсидий, размеры предоставления

банковских ссуд для развития малого бизнеса, создающего дополнительные рабочие

места.

Каждая из подсистем использует свои инструментарии для регулирования трудовых

отношений и реализуется посредством осуществления совокупности конкретных

мероприятий. Основополагающим направлением государственной политики на

рынке труда является комплекс мер, связанный с экономическими условиями

организации рабочих мест: закрытием неэффективных производств, проведением

санации предприятий, техническим обновлением действующих и созданием новых

рабочих мест.

Реформирование экономики, структурная перестройка производства требуют

активного внутри- и межотраслевого перераспределения рабочей силы, изменения

системы подготовки и переподготовки кадров с учетом потребностей рыночной

экономики, создания социальных амортизаторов для высвобождения работников.

Важным направлением обеспечения занятости населения является создание

эффективных рабочих мест. Для реализации этого направления государственной

политики в программных документах предусматриваются налогово-кредитные и другие

финансовые механизмы, стимулирующие создание новых рабочих мест в соответствии

с потребностями структурной перестройки производства. Однако, на наш взгляд,

эта система мер должна реализовываться путем разработки Государственной

программы по созданию новых рабочих мест. Их созданию должна способствовать и

сбалансированная инвестиционная политика, учитывающая необходимость капитальных

вложений как в отрасли экономического прорыва, так и в отрасли традиционной

занятости.

При регулировании рынка труда республики важно учитывать такую его

особенность, как низкий уровень официально регистрируемой безработицы при

значительных размерах скрытой. Эффективное экономическое развитие требует

перевода скрытой безработицы в открытую. В республике в условиях

ограниченности государственного бюджета, необходимых финансовых средств для

обеспечения социальной защиты безработных правительство в своей деятельности

должно придерживаться политики постепенного высвобождения излишней рабочей

силы, давая возможность людям при поддержке государственной службы занятости

через систему подготовки и переподготовки кадров овладеть новыми профессиями.

Перераспределение высвобождаемых работников должно осуществляться, прежде

всего, в сферу услуг на основе ускоренного развития частных и малых

предприятий, что является одним из наиболее приемлемых методов обеспечения

невысокого уровня безработицы в переходный период к рыночной экономике.

Дополнительные рабочие места могут быть также созданы за счет

реструктуризации большого числа убыточных промышленных предприятий, развития

сети малых производств по переработке сельскохозяйственной продукции. Все эти

меры позволят не только сохранить невысокий уровень безработицы в Беларуси,

но и значительно сократить размеры скрытой безработицы.

Важнейшим направлением государственной политики занятости населения является

содействие развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Как

показывает мировой опыт, среди основных мер можно выделить следующие:

· совершенствование нормативно-правовых и организационных условий для

содействия развитию малого и среднего бизнеса;

· введение заявительного принципа регистрации новых малых предприятий

с освобождением их деятельности от налогообложения на срок не менее 2-х лет;

· развитие финансово-кредитного механизма содействия занятости граждан

в сфере малого предпринимательства (системы налоговых льгот и кредитов);

· стимулирование самозанятости, содействие развитию народных промыслов

и услуг населению;

· расширение системы подготовки и переподготовки кадров для

предпринимательских структур;

· упрощение процедуры образования субъектов малого предпринимательства

и бизнеса, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности;

· введение льготного налогообложения и кредитования

высвобождаемых работников, создающих собственное дело.

· организация бизнес-клубов по обучению безработных основам

предпринимательской деятельности, оказанию им правовой, финансовой и

организационной поддержки.

Опыт зарубежных стран свидетельствует, что государственное регулирование

рынка труда должно включать разработку специальных программ и мер, поощряющих

предприятия в приеме людей без профессионального опыта работы, а также с

пониженной работоспособностью в целях вовлечения их в общественно полезную

деятельность. Введение лишь пособий по безработице для этих категорий

населения ослабляет их интерес к труду и занятости. Установленные квоты

рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите крайне низки и как

правило, не соблюдаются. Требуется разработка дополнительных мер защиты от

безработицы маргинальных групп населения. В частности, регулировать растущий

приток на работу женщин, занятых уходом за малолетними детьми, на рынок труда

предлагается путем направления их в непроизводственную сферу, а также при

помощи расширения частичной занятости. /35/

Особое внимание следует уделить молодежи, особенно выпускникам школ, не

поступившим в учебные заведения, поскольку они не располагают профессией и

трудовыми навыками и перспективы их трудоустройства крайне низки. Для них

следует создавать рабочие места с последующей учебой на производстве,

субсидируемые службой занятости. В целях повышения возможности

трудоустройства молодежи предусматривается:

· разработать перечень профессий и специальностей, по которым будет

осуществляться подготовка специалистов в учебных заведениях с учетом

перспективного спроса на рабочую силу;

· разработать меры по стимулированию работодателей, принимающих на

работу выпускников учебных заведений и создающих рабочие места для молодежи;

· осуществлять широкое информирование выпускников общеобразовательных

школ о возможности дальнейшего обучения, получения профессии для последующего

трудоустройства.

Всем гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда,

должна быть предоставлена возможность пройти профессиональную подготовку и

переподготовку в соответствии с их потребностями, которые следует оценить с

социальной, психологической и экономической точек зрения. В этих условиях в

развитых странах разрабатываются специальные программы для обеспечения

занятости маргинальных категорий населения, которые включают такие меры, как

адаптация рабочих мест, субсидирование занятости, помощь в трудоустройстве с

последующей подготовкой на рабочем месте в сочетании с их социальной

поддержкой. Одним из способов их трудоустройства является организация

института общественных работ в городском хозяйстве, расширение практики

выполнения услуг частного характера и работы по договорам с индивидуальными

нанимателями, расширение границ использования граждан, нуждающихся в работе

на условиях частичной и временной занятости. Названные меры необходимо

реализовать в Беларуси.

Создание действенной системы государственного регулирования рынка труда

предусматривает комплекс мер, направленных на сведение безработицы до ее

естественного уровня, сокращение длительной безработицы, формирование

структуры свободных рабочих мест в соответствии с потребностями,

предъявляемыми со стороны безработных.

С этой целью государственная служба занятости проводит следующую работу:

· информирует население о возможностях трудоустройства и наличии

свободных рабочих мест на предприятиях республики;

· осуществляет подбор рабочего места и работников по запросу

работодателей;

· проводит "ярмарки вакансий" и "ярмарки специалистов";

· организует общественные работы с учетом половозрастного и

профессионально-квалификационного состава безработных.

Для регулирования процессами рынка труда и занятости населения рекомендуется

использование признанных международной практикой таких мер, как

совершенствование системы пенсионного законодательства, создание ассоциаций

поддержки мелкого трудового предпринимательства (финансовая помощь,

консультации), широкое развитие надомничества, частичной занятости,

контрактной миграции.

Одним из направлений государственного регулирования рынка труда должно стать

формирование миграционной политики в направлении поощрения территориальной

мобильности рабочей силы, защиты внутреннего рынка труда, содействие

экономически и социально целесообразной трудовой миграции. Следует

предусмотреть меры по развитию внешней миграции, созданию за рубежом агентств

по трудоустройству граждан, установление на государственном уровне прямых

контактов с государствами СНГ и дальнего зарубежья по оргнабору и другим формам

направления желающих на сезонные сельскохозяйственные, строительные и иные

временные работы.

Таким образом, регулирование занятости населения и безработицы должно стать

органической составной частью социальной политики, суть которой сводится к

двум основополагающим принципам:

· перенос центра тяжести социальной политики с борьбы с негативными

явлениями на деятельность по созданию условий, препятствующих их

возникновению и распространению. Предпринимаемые меры должны побудить

безработных к активному поиску работы;

· проводимые на рынке труда мероприятия должны быть нацелены на

инвестирование в человеческий капитал. Такой подход позволит создать

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.