РУБРИКИ |
Диплом: Управление рынком труда в условиях трансформации |
РЕКЛАМА |
|
Диплом: Управление рынком труда в условиях трансформацииблагоприятные условия для высокого и стабильного уровня занятости населения путем стимулирования как спроса на рабочую силу, так и ее предложения. Это выражается в переносе акцента с оказания материальной помощи безработным на предотвращение безработицы и удержание ее в пределах социально допустимого уровня. 1.3 Мировой опыт государственного регулирования рынка труда Любая страна формирует свой рынок труда, который учитывает специфику ее экономики. Обычно модель национального рынка формирует: система подготовки, переподготовки, роста квалификации работников, система заполнения вакантных рабочих мест и способов регулирования трудовых отношений и т.д. В этой связи различают несколько наиболее известных моделей рынка труда. Японская модель. Рынок труда Японии ориентирован на внутренний рынок. Здесь характерна система трудовых отношений, основывающаяся на принципе «пожизненного найма», при котором гарантируется занятость постоянного работника на предприятии до достижения им возраста 55-60 лет. Это позволяет фирме проводить полное формирование квалифицированных кадров в тесной связи со структурой рабочих мест, развитием техники и технологии. Заработки работников и размеры социальных выплат им прямо зависят от числа проработанных лет. Работники последовательно проходят повышение квалификации в соответствующих внутрифирменных службах и перемещаются на новые рабочие места строго по плану. Такая политика способствует воспитанию у работников фирмы творческого отношения к выполнению своих обязанностей, повышению их ответственности за качество работы, формирует заботу о престиже фирмы и внутрифирменный патриотизм. Предприниматели при необходимости сокращения производства, как правило, решают эти проблемы не путем увольнения персонала, а сокращением продолжительности рабочего времени или переводом части работников на другие предприятия по соглашению с ними./18/ Американская модель. Для американского рынка труда характерна децентрализация законодательства о занятости и помощи безработным, которое принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объема применяемого труда или сокращения производства, продолжительности рабочего времени. Работники ставятся в известность о предстоящем увольнении не заблаговременно, а накануне самого увольнения. Коллективными договорами охвачена только четверть всех работников. Мало уделяется внимания внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки специфических для фирмы работников. Продвижение по службе идет не по линии повышения квалификации, а при переводе работника на другую работу. Политика американских фирм направлена на сокращение издержек на рабочую силу, перемещения работников внутри компании по горизонтали не характерны. Результат такой политики – высокая мобильность рабочей силы, как профессиональная, так и географическая, но также высокий уровень безработицы в стране вне зависимости от стадии экономического цикла. Если в Японии он обычно 2-3%, то в США – 4-5%, и при пожизненной занятости японское правительство не участвует в предоставлении социальных гарантий./21/ Шведская модель рынка труда характеризуется активной политикой государства в области занятости, в результате чего уровень безработицы в этой стране минимальный. Главное направление политики на рынке труда – предупреждение безработицы, а не содействие уже потерявшим работу. Достижение полной занятости осуществляется путем проведения: · ограничительной фискальной политики, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных фирм для снижения инфляционной конкуренции между фирмами в повышении заработной платы; · «политики солидарности» в заработной плате, которая преследует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового состояния тех или иных фирм, что побуждает малоприбыльные предприятия сокращать численность работающих, сворачивать или перепрофилировать свою Деятельность, а высоко прибыльные фирмы – ограничивать уровень оплаты труда ниже своих возможностей; · активной политики на рынке труда по поддержке слабо конкурентоспособных работников. · поддержки занятости в секторах экономики, которые имеют низкие результаты деятельности, но обеспечивают решение социальных проблем. В Швеции для обеспечения полной информированности о вакансиях и условиях предполагаемой работы, об изменениях на рынке труда принят Закон об обязательной регистрации вакантных мест в учреждениях по трудоустройству. Это позволяет вести систематический учет вакантных мест, создавать единый банк данных. С целью информирования населения в Швеции создано 88 институтов рынка труда. Они изучают возможности клиентов, дают рекомендации, направляют на курсы. Именно в Швеции первоначально возникла активная политика рынка труда как одна из составляющих шведской модели механизма регулирования рынка труда. /35/ Как показывает анализ, в большинстве зарубежных стран проводится активная политика на рынке труда.
(рис.1).
Рис. 1. Активные формы регулирования занятости в развитых странах Как видно из рис. 1, одним из направлений государственного регулирования рынка труда в зарубежных странах выступают организационные меры по устранению диспропорций в спросе-предложении рабочей силы. Во Франции, Великобритании, Швеции, Норвегии для безработной молодежи на предприятиях организуются курсы, где профподготовка сочетается с производственной деятельностью. В Германии широко распространена система ученичества, при которой молодой человек, не имеющий достаточной квалификации, закрепляется за определенным наставником на 1-3 года и получает необходимую подготовку. Это позволяет ищущему работу получить именно ту специальность и квалификацию, которые непосредственно нужны данной фирме, гарантировать обучающемуся данное рабочее место, уменьшить несбалансированность спроса и предложения на рынке труда. В некоторых государствах за каждого принятого ученика предприятия получают единовременные выплаты. В ряде стран (Франция, Бельгия, Италия) предприятиям, организовавшим ученичество молодежи, снижается размер взносов в систему социального обеспечения, а в ряде случаев они полностью освобождаются от этих взносов. Разрабатываются специальные программы обучения молодежи. В США принят закон о совместной подготовке рабочей силы, во Франции – закон о непрерывном образовании, в Италии – закон о занятости молодежи. Во многих странах осуществляется и внутрифирменная подготовка специалистов (из контингента молодежи, не имеющей достаточного образовательного уровня для поступления в традиционные высшие учебные заведения, готовятся категории узкоспециализированных инженеров). Другим направлением государственного регулирования рынка труда являются законодательные и финансовые меры, направленные на ограничение роста безработицы. Прямое стимулирование занятости включает в себя: - программы общественных работ; - создание рабочих мест для молодежи. Например, в США многие фирмы заключают контракты с будущими выпускниками колледжей и университетов. Это позволяет учащимся целенаправленно готовить к будущей трудовой Деятельности, а предприятиям получать специалистов именно с той подготовкой, которая им необходима. Во Франции учащиеся еще до окончания школы могут через агентство занятости подыскать себе рабочее место. Наибольшее распространение эта форма стимулирования занятости получила в странах с низким уровнем безработицы; - специальные программы трудоустройства для работающих женщин с низкой квалификацией (наибольшее распространение получили в США); - полное или частичное субсидирование рабочих мест на частных предприятиях или снижение для них социальных налогов. Так, в Германии при приеме на работу долговременных безработных предприятиям полагаются субсидии. Во Франции за каждого принятого неквалифицированного рабочего выплачиваются единовременные дотации, а за каждого дополнительного принятого работника в возрасте 16-26 лет предоставляются налоговые льготы; - организация на предприятии курсов профподготовки, частично субсидируемых государством. В случае найма и обучения молодежи 16-18 лет без полного среднего образования государственные органы Великобритании, Италии, Швеции покрывают 80 % издержек предприятий; - рост государственных капиталовложений в экономику с целью существенной структурной перестройки ее отраслей. Данная мера особо характерна для Японии. В этой стране в послевоенный период происходила крупная перестройка экономики: сначала шло преимущественное развитие текстильной промышленности, затем – судостроительной, сталелитейной, автомобилестроительной, электронной, сферы услуг. Благодаря внутрифирменной мобильности эта перестройка не сопровождалась значительным высвобождением рабочей силы. Меры косвенного воздействия на рост занятости включают в себя: инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей через дешевый кредит для частных капиталовложений, через механизм государственной банковской системы, а также за счет изменений в системе налогообложения. Наибольшее распространение эти меры получили в Австрии. Меры по сокращению предложения на рынке труда включают в себя: - ограничение женщинам доступа на рынок труда (Швейцария); - увеличение продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков (Германия); - увеличение продолжительности отпуска по уходу за ребенком (Бельгия); - снижение границы пенсионного возраста (Бельгия, Германия); - использование гибких режимов рабочего времени. В Бельгии с 1979 г. действует закон о 38-часовой рабочей неделе; используется принцип сокращения рабочего времени на 5% и заработной платы на 3 % для увеличения занятости на 3%. В Германии предприниматели по согласованию с профсоюзами (без участия государства) могут устанавливать 40, 39 или 35-часовую рабочую неделю. В ряде стран используется увеличение занятости путем введения неполной рабочей недели с сохранением всех социальных прав. Конверсия оборонных предприятий. Реорганизация оборонных заводов в гражданские ведет к росту рабочих мест. Содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса (Франция, Великобритания, США, Швеция и другие страны). Финансовая помощь мелкому предпринимательству включается в специальные программы занятости. В Англии, например, при поддержке муниципальных властей безработные могут основать собственное дело либо в виде микрофирмы, либо предприятий третьего сектора. Микрофирмы – это традиционные частные мелкие предприятия, обслуживающие местный рынок, предприятия третьего сектора – предприятия кооперативного типа, созданные лицами местной общины с помощью либо фондов взаимопонимания, либо пожертвований неправительственных организаций. Нередко организации мелкого бизнеса становятся подсобными предприятиями крупной фирмы. Мелкие предприниматели имеют льготные кредиты. Широко распространено страхование малого бизнеса. Среди стран, применяющих активную политику занятости, Швеция характеризуется наименьшим уровнем безработицы. Швеция принимает те же программы содействия полной занятости, что и другие страны: обучение рабочей силы, мобильность, мероприятия по созданию новых рабочих мест, субсидии по занятости, общественные работы и меры по созданию рабочих мест для молодежи. Но в отличие от других стран масштабы названных программ гораздо шире. На различные программы по развитию рынка рабочей силы Швеция тратит почти 1,8% валового национального продукта, что в 7 раз больше, чем в США, и в 9 раз больше, чем в Японии. Всю совокупность мероприятий по активному регулированию рынка труда можно объединить в две укрупненные группы: повышающие и снижающие уровень занятости. В зависимости от политики государства и компаний на рынке труда затраты на отдельные виды активной политики занятости различаются по странам (табл. 1). Пассивная политика занятости предусматривает два подхода к организации материальной помощи безработным: создание систем социального страхования и вспомоществования. Таблица 1. Удельный вес затрат на активную политику занятости, %
Первые системы помощи безработным были созданы еще в конце 19 и начале 20 века. В Великобритании и Италии в системе страхования по безработице предусматривается выплата единых пособий, что не характерно для систем вспомоществования. В тоже время созданы системы вспомоществования по безработице, предполагающие выплату пособия пропорционально прежним заработкам безработного, хотя и в меньших размерах, чем пособие из фондов страхования по безработице (Австрия, Нидерланды, Германия). В некоторых странах (Финляндия) пособия из фондов страхования и из фондов вспомоществования могут выплачиваться одновременно. В ряде государств (Франция) пособия вспомоществования выплачиваются после окончания других выплат. Системы страхования по безработице действуют более чем в 80% развитых стран с рыночной экономикой. Размер пособия по безработице колеблется от 40 до 80 % от заработка (во Франции – 40%, в США – 50 %, в Канаде – 60 %, в Японии – 60-80 %). В ряде стран устанавливаются твердые размеры пособий. Продолжительность выплаты пособия зависит от накопленного страхового фонда и в большинстве промышленно развитых стран колеблется от 6 месяцев до одного года. Так, в США минимальный срок не превышает 7,5 месяца, в Японии – 11 месяцев. Особенно тщательно разработаны условия выплаты пособий в Германии. В частности, чтобы получать в течение четырех месяцев пособие, нужно иметь как минимум трехлетний трудовой стаж и в течение года делать отчисления в личный фонд по безработице. Наряду с государственным страхованием в ряде стран существует и частное. Так, в США частное, или «производственное», страхование производится непосредственно в организациях и финансируется бизнесом. Рассмотренные зарубежные модели рынков труда не являются статичными, неизменяемыми и зависят от многих обстоятельств внутреннего и внешнего порядка, прежде всего уровня социально-экономического развития страны, степени развитости рыночных отношений и частной формы собственности, уровня вмешательства государства в регулирование социально-трудовых процессов. Каждая из моделей рынка труда имеет свою специфику и особенности, но их исследование представляет интерес с точки зрения возможности использования зарубежного опыта регулирования рынка труда применительно к условиям развития Республики Беларусь и, в частности, для разработки предложений по повышению эффективности политики занятости населения в нашей стране. 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ТРУДА 2.1 Анализ спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Предложение рабочей силы В 2003 году в государственную службу занятости обратилось по вопросам содействия в трудоустройстве 321,2 тыс. человек, что составило 96,7% к уровню 2002 года. При этом регистрация безработных увеличилась на 1,9% и составила 241,8 тыс. человек, число обращений граждан, которые в установленном порядке не могут быть признаны безработными, снизилось на 13,2% и составило 79,3 тыс. человек. Интенсивность регистрации безработных в течение года колебалась от 24,2 тыс. человек в январе до 15,4 тыс. в мае (табл.2). Наибольший приток безработных отмечался в период с августа по октябрь, что в значительной степени связано с активизацией поиска работы выпускниками учебных заведений и гражданами, которые в летний период выезжали на сезонные работы либо были заняты на дачных и приусадебных участках. Таблица 2. Спрос и предложение рабочей силы
Источник: Мониторинг рынка рабочей силы Республики Беларусь 2003 года. – с. 46. Увеличение численности вновь зарегистрированных безработных произошло в Брестской (на 15,7%), Минской (на 4,7%) и Гомельской (на 1,9%) областях, во всех остальных областях и г. Минске отмечено снижение регистрации безработных. По сравнению с 2002 годом наиболее существенно увеличилась регистрация безработных из числа лиц, имеющих длительный перерыв в работе (на 7,9 тыс. чел., или на 23,4%), что в значительной мере обусловлено предоставлением жилищных субсидий, которые неработающим гражданам предоставляются при наличии статуса безработного, а также мерами по организации персонифицированного учета в системе государственного социального страхования. Продолжается рост регистрации безработных из числа выпускников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования (за 2003 год - на 748 человек, или на 14,5%, при этом выпускников учреждений среднего специального образования - на 12,9%, высшего образования - на 18,5%). Одновременно регистрация выпускников учреждений профессионально - технического образования уменьшилась на 564 человек, или на 14,3%. Отмечен прирост регистрации безработных по отдельным категориям, нуждающимся в дополнительных гарантиях занятости (инвалидов - на 9,6%, лиц, освобожденных из учреждений, осуществляющих принудительное лечение по решению суда - 31,5%). В связи со снижением масштабов высвобождения общая численность зарегистрированных безработных из числа высвобожденных работников уменьшилась на 5,6 тыс. человек, или на 20,4%, вместе с тем, численность уволенных в связи с ликвидацией организаций возросла 665 чел. или на 26,7%. Уменьшилась также регистрация выпускников школ (на 9,1%), граждан, уволенных по причинам текучести кадров (на 8,6%), уволенных в запас в связи с окончанием срочной службы (на 9,9%). В структуре зарегистрированных безработных по сравнению с 2002 годом удельный вес молодежи в возрасте 16-29 лет снизился с 47,3% до 46,1%, женщин возрос с 50,9% до 52,0%. Спрос на рабочую силу Начиная с августа 2003 года, обозначилась тенденция постепенного увеличения спроса на рабочую силу по отношению к уровню предыдущего года. По состоянию на 1.01.2004 г. в государственную службу занятости поступили сведения о наличии 31,7 тыс. вакансий (129,9% к уровню 2003 года). С учетом сезонной потребности спрос на рабочую силу в течение 2003 года колебался от 24,4 тыс. вакансий в январе до 37,7 тысячи в октябре. В общем количестве заявленных вакансий 55,7% приходится на государственный сектор экономики. В профессиональной структуре вакансий преобладали вакансии, предназначенные для трудоустройства рабочих (79,5%). Основной спрос на рабочую силу формировала сфера материального производства. Каждая четвертая вакансия заявлена промышленными организациями, каждая пятая - строительными, каждая шестая сельскохозяйственными организациями. При этом, по сравнению с началом 2003 года потребность в кадрах в промышленности увеличилась на 33,2%, в строительстве - почти в два раза (на 97%), в сельском хозяйстве осталась практически на прежнем уровне (99,7% к началу года). В непроизводственной сфере увеличился спрос на работников в сфере образования (на 50%), бытового обслуживания населения (на 46,6%), жилищно-коммунального хозяйства (на 16,2%) (табл.3). Соотношение профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы показывает, что на рынке рабочей силы- устойчивым спросом пользуются рабочие строительной отрасли (каменщики, кровельщики-жестянщики, машинисты бульдозера, экскаватора, плотники-бетонщики, штукатуры) и сельскохозяйственной отрасли (механизаторы, животноводы, доярки). Среди специалистов и служащих востребованы врачи, прорабы, инженеры-программисты. Таблица 3. Спрос на рабочую силу по отраслям народного хозяйства
Источник: Мониторинг рынка рабочей силы Республики Беларусь 2003 года. – с. 46. Вместе с тем, сохраняется и углубляется тенденция избытка экономистов, юристов, бухгалтеров и других специалистов и служащих. (Например, на одну заявленную в органы государственной службы занятости вакансию техника-технолога приходится 240 безработных, имеющих данную профессию, экономиста - 43, юриста - 23, педагога -50, товароведа - 42 , бухгалтера - 18 человек. В республике избыток около 5000 бухгалтеров, более 3800 техников-технологов, 3300 экономистов, около 2400 педагогов, 1400 юристов, более 1000 воспитателей и т.д. (табл.4). Наиболее высокий спрос на рабочих строительных специальностей предъявляет г. Минск. В г. Минске требуются также водители, газоэлектросварщики, слесари- сантехники, токари, фрезеровщики, шлифовщики, слесари-ремонтники, электромонтеры, а в других регионах (областях) их избыток. Практически повсеместно требуются врачи, особенно в Гомельской и Минской областях. В сельской местности не хватает животноводов, доярок и ветврачей в Гродненской, Гомельской и Минской областях. Таблица 4. Трудонедостаточные и трудоизбыточные профессии
Источник: Мониторинг рынка рабочей силы Республики Беларусь 2003 года. – с. 22. Что касается наибольшего избытка кадров, то это водители автомобилей в Брестской и Витебской областях, повара в Витебской и Могилевской областях, швеи-мотористки в Могилевской и Брестской областях. Конъюнктура рынка рабочей силы Увеличение спроса на рабочую силу позволило сократить разрыв между числом свободных рабочих мест и претендующих на них безработных. В результате коэффициент напряженности на рынке рабочей силы (численность состоящих на учете безработных в расчете на одну вакансию) уменьшился по сравнению с началом года с 5 до 4 человек. Показатель напряженности на рынке рабочей силы на начало 2004 года составлял: в Брестской и Могилевской областях - 9, Витебской - 7, Гомельской и Гродненской - б, Минской - 4 человека на одно свободное рабочее место. Наиболее благоприятная общая конъюнктура рынка рабочей силы в г. Минске, где количество вакансий примерно соответствует числу безработных, однако здесь также присутствует значительное несоответствие профессионально- квалификационной структуры спроса и предложения (табл.5). Таблица 5. Спрос и предложение рабочей силы по областям
Источник: Мониторинг рынка рабочей силы Республики Беларусь 2003 года. – с. 47. В течение 2003 года конъюнктура рынка рабочей силы оставалась трудоизбыточной. По состоянию на 1 января 2004 года предложение превысило спрос в 4,3 раза, в том числе по рабочим — в 3,5 раза, по специалистам и другим и служащим — в 7,3 раз. Вместе с тем, общая конъюнктура рынка рабочей силы несколько улучшилась: если в 2002 году на имеющиеся вакансии можно было условно трудоустроить в среднем 18,7% безработных, то в 2003 году -23,3%. Улучшение конъюнктуры рынка рабочей силы коснулось как рабочих, так и служащих, хотя структура безработных и вакансий по социальному признаку существенных изменений не претерпела: 65% безработных имеют рабочие специальности, 35% - специалисты и другие служащие (табл.6). Таблица 6. Структура свободных рабочих мест и безработных по социальному признаку
Источник: Мониторинг рынка рабочей силы Республики Беларусь 2003 года. – с. 47. Рынок рабочей силы представлен в основном рабочими профессиями, поэтому для лиц, имеющих рабочие специальности, конъюнктура более благоприятна. По состоянию на 1 января 2004 года на имеющиеся вакансии можно было условно трудоустроить 28,5% безработных рабочих, в то время как на начало 2003 года - 22,9%, специалистов и других и служащих - соответственно 13,7% против 11,0% (табл. 7). Таблица 7. Конъюнктура рынка труда в Республике Беларусь, %
Источник: Мониторинг рынка рабочей силы Республики Беларусь 2003 года. – с. 46. Сохраняющийся дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально- квалификационному составу безработных и структуре вакансий, социальному признаку, полу, а также низкое качество большинства предлагаемых вакансий (низкая заработная плата) являются главным препятствием по их заполнению. 2.2 Оценка уровня безработицы в РБ Ситуация на рынке труда характеризовалась ростом предложения рабочей силы с одновременным снижением спроса на нее, что связано с приростом трудовых ресурсов и реализацией мер по оптимизации кадрового персонала. Возросшие масштабы высвобождения работников привели к увеличению уровня регистрируемой безработицы до 3% к экономически активному населению. На конец 2003 г. в органах службы занятости состояло на учете 130,5 тыс. безработных. Однако по данным выборочного обследования домашних хозяйств, уровень безработицы достигает 7,2%, что почти в 2,5 раза превышает регистрируемый показатель, но значительно ниже уровня безработицы других переходных экономик (рис.2). Основная причина низкого уровня официально регистрируемой безработицы в том, что многие граждане не обращаются в службу занятости по причине отсутствия подходящих вакансий с приемлемой оплатой труда, а пособие по безработице не удовлетворяет насущные потребности безработных (его средний размер составляет всего 8% от средней заработной платы). Следствием этих процессов является рост нелегальной занятости, уровень которой, по оценкам, достигает 13% от трудовых ресурсов.
Рис. 2 Динамика уровня безработицы в Республике Беларусь Проблема обеспечения занятости населения осложняется дисбалансом между спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационному составу. Хотя в последние годы наблюдается значительное снижение напряженности на рынке труда: в 1995 г. на одно свободное рабочее место претендовало 12 безработных, в 2002 г. - 5. Однако перечень профессий, востребованных на рынке труда, постепенно сужается. Большинство предлагаемых рабочих мест низкооплачиваемые и не отвечают предъявляемым к ним требованиям, а поэтому длительное время не заполняются. Более 79% вакансий предназначены для трудоустройства рабочих, а среди безработных каждый третий - специалисты и другие служащие. Показатель регистрируемой безработицы в республике в течение 2003 года колебался от 3,0% до 3,3% к численности экономически активного населения и на конец 2003 года составил 3,1%, на учете состояло 136,1 тыс. безработных (табл.8). Таблица 8. Уровень безработицы в Республике Беларусь
Источник: Мониторинг рынка рабочей силы Республики Беларусь 2003 года. – с. 42. Темпы роста безработицы значительно замедлились. В течение 2001 года уровень безработицы возрос на 0,2 процентного пункта (с 2,1% до 2,3%), в 2002 году - на 0,7 процентного пункта (с 2,3% до 3%), в 2003 году - на 0,1 процентного пункта. В то же время сохраняется значительная дифференциация по уровню безработицы среди регионов республики (от 4,0% в Витебской области до 2,9% в Минской области и 1,6% в г. Минске), а также повышенная напряженность на рынке труда в ряде городов и районов республики. Рост уровня безработицы отмечен в Брестской, Гомельской, Гродненской и Минской областях (наиболее существенно в Брестской области - с 3,1% до 3,8%, что в значительной степени связано с ужесточением визового режима с Польшей, и часть населения, которая ранее занималась торговой деятельностью в Польше вынуждена трудоустраиваться в Брестской области), в Могилевской области показатель регистрируемой безработицы стабилизировался на уровне 3,6% в Витебской области и г. Минске - несколько снизился. Удельный вес молодежи в возрасте 16-29 лет в структуре безработных несколько снизился (с 48,4% на начало года до 45,8% на конец года), однако эта проблема не теряет своей актуальности. Среди безработных в возрасте до 30 лет каждый шестой является выпускником школы, то есть не имеет профессии и опыта работы, увеличивается регистрация безработных из числа выпускников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования. Обостряется проблема женской безработицы (удельный вес женщин в течение года возрос с 63,3% до 66,1%), так как спрос в большей степени ориентирован на применение мужской рабочей силы, в результате в 2003 году при средней продолжительности безработицы 7,2 месяца у женщин этот показатель составил 7,6 месяца, у мужчин - 6,3 месяца. Среднестатистический безработный - это женщина, имеющая среднее общее образование в возрасте 33 лет (табл.9). Таблица 9. Структура зарегистрированных безработных по категориям
|
|
© 2007 |
|