РУБРИКИ |
Диплом: Управление рынком труда в условиях трансформации |
РЕКЛАМА |
|
Диплом: Управление рынком труда в условиях трансформации/p>Источник: Мониторинг рынка рабочей силы Республики Беларусь 2003 года. – с. 41. Около 20% безработных не имеет профессиональной подготовки, что затрудняет решение вопроса их трудоустройства, 60,7% безработных имеют среднее общее образование, 12,1% - неполное среднее образование (табл.10). Таблица 10. Состав безработных по уровню образования
Источник: Мониторинг рынка рабочей силы Республики Беларусь 2003 года. – с. 45. Вновь обостряется проблема длительной безработицы. Средняя продолжительность безработицы в 2003 году увеличилась с 6,4 до 7,2 месяца, средний период трудоустройства - с 3,5 до 4 месяцев. Каждый третий безработный состоит на учете в государственной службе занятости от 6 месяцев до одного года, каждый шестой - более года. Кроме того, 17,1% безработных на момент регистрации уже имели длительный (более года) перерыв в работе, по сравнению с 2002 годом их число увеличилось на 23,4% (табл.11). Таблица 11.Распределение безработных по продолжительности безработицы
Источник: Мониторинг рынка рабочей силы Республики Беларусь 2003 года. – с. 45. Сохраняется значительная дифференциация регионов по степени напряженности на рынке рабочей силы. На начало 2004 года в 40 городах и районах республики показатель регистрируемой безработицы зафиксирован в пределах 2 - 3%, в 36 - на уровне 3-4 %, в 29 - свыше 4%, в 21 регионе - 1-2%, и только в 2 районах (Минском и Ошмянском) уровень безработицы составил менее 1%. Выделяются по степени напряженности Ганцевичский район, где уровень безработицы составил 10,9%, Краснопольский - 9,8%, Ивановский - 6,6%, Речицкий - 6,3%, Костюковичский - 6,2%, Поставский - 5,8%, Столинский - 5,7%, Из-за отсутствия альтернативных возможностей трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с реформированием агропромышленного комплекса, обостряется проблема занятости на селе. С одной стороны, село требует привлечения дополнительных трудовых ресурсов, а с другой - существует проблема безработицы. На начало 2004 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 23,2 тыс. безработных, проживающих в сельской местности, что составило 112,1% к уровню 2003 года, а их удельный вес в общей численности безработных увеличился с 15,8% до 17,0%. В некоторых регионах ситуация с занятостью достаточно напряженная: например, в Столинском районе на одну вакансию в сельской местности приходится 56 сельских безработных, в Речицком -47, в Дубровенском - 37, в Березовском - 36, в Ляховичском - 29 человек и др. Проблема усугубляется несоответствием структуры спроса и предложения рабочей силы. 2.3. Основные направления решения проблем безработицы в РБ Меры по содействию занятости населения В течение 2003 года включая состоявших на учете, на начало года 130,5 тыс. безработных, в услугах государственной службы занятости нуждалось 655,5 тыс. чел., из них 451,7 тыс. – непосредственно в содействии в трудоустройстве и 203,8 тыс. человек обратились за консультациями по различным вопросам в области занятости (табл.12). Таблица 12. Peaлизация политики занятости, тыс. чел.
Источник: Мониторинг рынка рабочей силы Республики Беларусь 2003 года. – с. 51. Активными мерами содействия занятости (трудоустройство, участие в общественных работах, профессиональное обучение, содействие предпринимательской деятельности, переселение, с их согласия, на новое место жительства и работы) было охвачено 81,7% от общего числа нуждавшихся в трудоустройстве, в том числе 69,5% безработных (в 2002 году эти показатели составили, соответственно 83,8% и 69,3%). Одним из основных инструментов реализации государственной политики занятости являлась Государственная программа занятости населения Республики Беларусь на 2003 год. В результате совместной работы республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома, государственной службы занятости, нанимателей, осуществляемой при поддержке и под контролем Правительства, основные показатели Программы в целом выполнены. В ее рамках было создано 74,4 тыс. новых рабочих мест (130,4% от программного задания), в том числе 3,5 тыс. с использованием средств государственного фонда содействия занятости. С учетом имевшихся вакансий это позволило трудоустроить на постоянную работу 139,8 тыс. безработных (99,1% к Программе). На профессиональное обучение за счет средств государственного фонда содействия занятости направлено 29,6 тыс. безработных (104,6 % к Программе), среди них 21,6 тыс., или 73,1% составила молодежь в возрасте 16-29 лет, в том числе 6,6 тыс. - выпускники школ, 18,0 тыс., или 61% - женщины. С учетом спроса на рынке рабочей силы 79,3% безработных обучались по рабочим профессиям. В 2003 году прошли профессиональное обучение 27,7 тыс. безработных, из них 49,6% получили первую профессию, 39,3% прошли переподготовку и 11,1% повысили квалификацию по уже имеющейся профессии. Трудоустроено после профессионального обучения 18,9 тыс. человек, из них 74,7% - по полученной профессии (табл.13). Профориентационные услуги и психологическую поддержку получили 54,5% обратившихся в службу занятости граждан (136,3% к Программе). Массовыми профориентационными мероприятиями охвачено 132,3 тыс. школьников. С использованием средств фонда содействия занятости обеспечена занятость 27,9 тыс. учащихся и студентов в свободное от учебы время (97,2 % к Программе). Таблица 13. Профессиональное обучение безработных
Источник: Мониторинг рынка рабочей силы Республики Беларусь 2003 года. – с. 49. Трудоустроено на постоянную работу 22,5 тыс. безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (112% к Программе), в том числе 14,1 тыс. человек в счет установленной нанимателям брони (из них 2,7 тыс. - молодежь в возрасте до 18 лет и 0,9 тыс. - инвалиды). Оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 1917 безработным (87,5% к Программе) (табл.14). Таблица 14. Содействие в организации и развитии собственного дела
Источник: Мониторинг рынка рабочей силы Республики Беларусь 2003 года. – с. 52. В оплачиваемых общественных работах приняло участие 131,3 тыс. человек (127,5% к Программе), в том числе 89,4 тыс. безработных (140,6%) (табл.15). Таблица 15. Участие в общественных работах, тыс.чел.
Источник: Мониторинг рынка рабочей силы Республики Беларусь 2003 года. – с. 49. В полном объеме обеспечивалась предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных. На 1 января 2004 года 61,2 тыс. безработных, или 45% от числа состоявших на учете, получали пособие по безработице (на 1.01.2003 г. - 57,9 %). Средний размер пособия в декабре 2003 года составил 24,7 тыс. рублей (табл.16). Таблица 16. Выплата пособия по безработице, тыс.чел.
Источник: Мониторинг рынка рабочей силы Республики Беларусь 2003 года. – с. 50. Реализация мероприятий Программы способствовала решению главной задачи - сохранению контроля над ситуацией на рынке труда, предотвращению значительного роста регистрируемой безработицы. Ее уровень не вышел за социально допустимые пределы, безработица не превратилась в угрожающий фактор дестабилизации в обществе. Подходы к разрешению существующих проблем отражены в разработанной совместно с республиканскими органами государственного управления, облисполкомами, Минским горисполкомом и другими заинтересованными Государственной программе занятости населения Республики Беларусь на 2004 год. Ее основными задачами являются недопущение массовой регистрируемой безработицы, поддержание стабильной ситуации на рынке рабочей силы, удержание уровня регистрируемой безработицы в социально-допустимых пределах, обеспечение предусмотренной законодательством социальной поддержки безработных граждан. Привлечение рабочей силы в сельскую местность Оказание содействия в переселении безработным и членам их семей на новое место жительства с предоставлением им материальной поддержки из государственного фонда содействия занятости является одним из направлений работы органов государственной службы занятости населения по перераспределению трудовых ресурсов, комплектованию организаций необходимыми кадрами и содействия трудоустройству граждан. В силу объективных обстоятельств, и в первую очередь, возможности организаций в предоставлении жилья переселяющимся работникам, данная услуга государственной службы занятости наиболее востребована со стороны нанимателей агропромышленного комплекса. С учетом состояния и динамики демографических процессов на селе, данное направление работы приобретает особую актуальность и может оказывать существенное воздействие на решение проблем возрождения села и привлечения рабочей силы в сельскую местность. В настоящее время каждый третий житель сельской местности пенсионного возраста, а доля граждан трудоспособного возраста составила в 2002 г. лишь 48,5% от общего числа граждан, проживающих в сельской местности. Общая численность работников села в 2002 году по сравнению с 1995 годом сократилась на 34,1% и составила 532 тыс. человек, или 12% к общему числу занятых в экономике. Возрастная структура занятых в организациях агропромышленного комплекса свидетельствует о том, что труд в сельском хозяйстве непривлекателен для молодежи: доля молодежи в численности занятых в сельском хозяйстве уменьшается: в 2002 г. она составила 17,2% (в 1995 г. - 20,7%), тогда как в численности занятых в экономике в целом - 22,5% (табл.17). Таблица 17. Структура населения Беларуси в 2003 году, %
Источник: Мониторинг рынка рабочей силы Республики Беларусь 2003 года. – с. 30. В перспективе ожидается, что тенденция уменьшения численности сельского населения сохранится как из-за превышения числа умерших над числом родившихся, так и вследствие миграционного оттока сельских жителей в города. Правовой основой для оказания органами государственной службы занятости населения содействия безработным в переселении на новое место жительства и работы является Положение о порядке и условиях переселения безработных по направлениям государственной службы занятости Республики Беларусь, утвержденное постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27.06.1996 г. № 51. Положение предусматривает оказание материальной помощи семьям безработных при переселении из расчета пятикратной величины бюджета прожиточного минимума на безработного и величины бюджета прожиточного минимума на каждого члена семьи, переселяющегося с ним, а также компенсацию затрат на переезд и перевозку имущества, выплату суточных за время нахождения в командировке с целью заключения договора о переселении по направлениям центров занятости. При заключении трехстороннего договора о переселении (безработный - наниматель - центр занятости населения) безработный и члены его семьи в трудоспособном возрасте получают гарантированные рабочие места сроком не менее года, а также жилье, предоставляемое работодателем. Содействие в переселении семьям безработных осуществляется центрами занятости населения на основании заявок нанимателей. В 2002-2003 г.г. ежемесячно направлялись в службу занятости сведения о вакансиях и наличии жилья 250-300 организациями агропромышленного комплекса республики. На основании заявок нанимателей департаментом по занятости формируется общереспубликанский банк данных о вакансиях и свободном жилье в организациях Республики Беларусь. Число таких вакансий растет (табл.18). Так, по состоянию на 1 февраля 2004 года 334 нанимателями было заявлено 1659 вакансий, или на 53% больше, чем на соответствующую дату прошлого года. Изучение структуры заявленных вакансий показало, что по сравнению с февралем 2003 г. в 1,3 раза вырос спрос на главных специалистов, в том числе главных агрономов, главных зоотехников, главных ветврачей, главных инженеров. Удельный вес вакансий главных специалистов организаций достаточно велик - более 20 %. Потребность в специалистах и служащих (зоотехники, ветврачи, ветфельдшеры, агрономы, инженеры и др.) составляет 13,6% от общего спроса на работников. В целом в структуре спроса преобладают рабочие профессии: трактористы и механизаторы (27,4% от общего числа заявленных вакансий), доярки (18,2%), животноводы (6%). По сравнению с аналогичной датой прошлого года, число заявок на таких специалистов выросло почти в 2 раза. Следует отметить, что вакансии, не предусматривающие обязательного специального профессионального образования, составляют 28,3%, что снижает интерес к ним потенциальных работников, и прежде всего молодежи. Таблица 18.Заявки нанимателей о потребности в кадрах для переселения (вакансии с предоставлением жилья)
Источник: Мониторинг рынка рабочей силы Республики Беларусь 2003 года. – с. 42. В целях обеспечения незанятого населения и безработных граждан, других категорий населения сведениями о возможности трудоустройства с предоставлением жилья, оказания содействия организациям в комплектовании необходимыми кадрами ежемесячно в центрах занятости населения распространяется брошюра «Сведения о наличии вакансий и свободного жилья в организациях республики по состоянию на 1-ое число месяца». Центрами занятости населения, управлениями областных служб занятости проводятся Ярмарки вакансий, выступления в средствах массовой информации, в периодической печати публикуются вакансии «Работа + жилье». При содействии государственной службы занятости переселено в другую (преимущественно в сельскую) местность на новое место жительства и работы (таблица 3) в 2002 году 259 семей, в составе которых 624 человека (в трудоспособном возрасте 377 человек), а в 2003 году - 187 семей, в составе которых 428 человек (в трудоспособном возрасте 257 человек). Начиная с 2002 года, в республике наблюдается тенденция к снижению количества семей, желающих переселиться по направлениям органов государственной службы занятости. Основными причинами такой тенденции являются снижение качества предоставляемого жилья, увеличение потребности нанимателей в специалистах высшего и среднего звена при одновременном спросе на содействие в переселении со стороны граждан, в большинстве своем не отвечающих требованиям нанимателей по уровню и качеству образования (табл.19). Таблица 19. Переселение безработных и членов их семей на новое место жительства и работы по направлению государственной службы занятости
Источник: Мониторинг рынка рабочей силы Республики Беларусь 2003 года. – с. 42. Как и в предыдущие годы, в 2002-2003 г.г при переселении преобладали внутриобластные миграции: более 80% семей нашли новое место работы и проживания в пределах своих областей. Если в 2000 году переселение осуществлялось преимущественно из города в село (52% от общего числа переселившихся семей), то, начиная с 2001 года, преобладает миграция из села в село (2001 г. - 52,3%, 2002 г. - 54,8%, 2003 г. - 52,9%), что объясняется поиском гражданами, имеющими профессии, востребованные в сельской местности (водитель, тракторист, механизатор), работы в хозяйствах с более высоким уровнем заработной платы. Причинами миграции безработные называют также стремление к улучшению жилищных условий, удаленность места жительства от места работы, плохое транспортное сообщение. Одной из причин для переселения можно назвать возможность карьерного роста. Так. в 2003 г. получили более высокую должность при переезде на новое место жительства и работы 27 человек, или 10,5% от числа переселившихся граждан в трудоспособном возрасте. Из 257 граждан трудоспособного возраста, переселившихся по направлениям государственной службы занятости, места главных специалистов (гл. ветврач, гл. агроном, зав. фермой и др.) получили 26 человек, или 10,1% от общего числа переселившихся граждан трудоспособного возраста, специалистов (ветврач, зоотехник, бухгалтер, агроном, инженер и др.) - 22 человека, или 8,5% соответственно. Из общего числа переселившихся граждан трудоспособного возраста на свободные места по рабочим профессиям трудоустроен 201 человек, или 78,2%, в том числе по специальностям: · дояр (оператор машинного доения) - 57 человек, или 22,2%; · животновод - 26 человек, или 10,1%; · скотник (скотник-пастух) - 17 человек, или 6,6%; · тракторист (тракторист-машинист) - 14 человек, или 5,4%. Изучение семейного положения переселенцев показало, что число нуклеарных семей в 2002 г. составило 64,1% (в их составе 20,8% -неполные семьи, имеющие несовершеннолетних детей), в 2003 году -65,2% (25,7% неполные семьи с несовершеннолетними детьми). Удельный вес семей, воспитывающих 3-х и более детей, по сравнению с 2002 годом незначительно снизился с 8,5% от общего числа переселившихся семей в 2002 году до 7,5% в 2003 году. Всего в составе семей переселенцев в 2002-2003 г. г. было 408 детей в возрасте до 16 лет. Достаточно высок удельный вес одиноких граждан, переехавших на новое место работы и жительства: в 2001 году - 33,1%, в 2002 году -35,9%, в 2003 году - 34,8%. Средний возраст семей, переселившихся по направлениям государственной службы занятости, в 2002 г. составил 31,1 года, а в 2003 г. 28,4 года. В числе переехавших в 2003 году семей самой многочисленной возрастной группой, как и в 2002 году, стали семьи, средний возраст членов которых 16-29 лет - 57,2% от общего числа переселившихся семей (в 2002 году - 54,8%). Государственной службой занятости предпринимаются меры по привлечению трудовых ресурсов в агропромышленный сектор из-за пределов республики. Такой опыт уже накоплен в Витебской области. Так, в 2003 г. органами государственной службы занятости Витебской области оказано содействие в переселении в сельскую местность 122 семьям граждан, которые не могут быть по различным причинам зарегистрированы безработными, однако обратились за содействием в трудоустройстве с предоставлением жилья. В их числе семьи из России, Украины. Одним из путей стимулирования переселения граждан на новое место жительства и работы в сельскую местность могло бы стать предоставление переселенцам дополнительных льгот. 2.4 Предложения по совершенствованию регулирования рынка труда Беларуси В соответствии со сложившейся ситуацией основными задачами государства в сфере занятости являются: · предотвращение роста безработицы, особенно молодежной, длительной и скрытой безработицы; · сохранение и развитие квалифицированного ядра трудового потенциала; · содействие переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста производительности труда; · повышение профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; · совершенствование социальной защиты населения от безработицы. Для поддержания и повышения уровня занятости необходимо, в первую очередь, не допустить массового высвобождения рабочей силы, сохранить рабочие места и квалифицированную рабочую силу на жизнеобеспечивающих и перспективных предприятиях и повысить эффективность их использования. Решение стоящих перед государством задач возможно на основе переориентации от преимущественно пассивной политики занятости (оказание материальной помощи безработным, накопление вынужденной неполной занятости, снижение возраста выхода на пенсию) на активную (создание и сохранение рабочих мест, повышение их качества и улучшение структуры; подготовку и переподготовку кадров в соответствии с потребностями экономики; стимулирование безработных на активный поиск работы и т.д.). Вместе с тем, такая переориентация не означает ослабления пассивной политики занятости. С этой точки зрения представляет интерес более тесная увязка получения безработными пособий с их профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, участием в общественных работах, а также использование вынужденных отпусков и неполного рабочего времени на производстве для переподготовки кадров. Государственная политика занятости должна быть направлена, главным образом, на создание и сохранение рабочих мест, организацию общественных работ, подготовку и переподготовку кадров, поддержку доходов безработных. Проблема обеспечения занятости и предотвращения безработицы решается как путем проведения макроэкономической политики, направленной на расширение производства и создание рабочих мест, так и реализации активных программ на рынке труда. Одним из ключевых факторов роста производства, сопровождающегося увеличением занятости, являются масштабы вложений в основной капитал. Для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в производство в первую очередь необходимо создать четкую и юридически обеспеченную систему прав собственности. Одним из основных источников создания рабочих мест служит предпринимательство, самостоятельная занятость. Негосударственные предприятия, функционируя самостоятельно, создают возможность для занятости граждан без прямого вмешательства государства. В результате изменяется роль государства и нового экономического сектора в обеспечении и регулировании занятости населения. Однако на пути развития предпринимательства и самостоятельной занятости стоит ряд административных и юридических барьеров. Вместе с тем процесс развития новых форм собственности неоднозначно влияет на рынок труда. На приватизированных и частных предприятиях существует риск резкого сокращения “излишней” численности работников. Перспективным направлением политики в области рынка труда в условиях ограниченных инвестиций является сохранение рабочих мест. Пути снижения темпов сокращения рабочих мест - выборочная либерализация импорта в сочетании с экспортными кредитами и субсидиями перспективным и потенциально конкурентоспособным предприятиям, которые из-за экономических проблем вынуждены сокращать работников. Важным условием предотвращения массового высвобождения работников и сохранения рабочих мест является трехстороннее сотрудничество правительства, работодателей и профсоюзов с целью проведения единой политики на рынке труда. Повышению сбалансированности спроса и предложения рабочих мест будет способствовать создание многообразных условий занятости на предприятиях различных отраслей, производств и форм собственности, применение гибких режимов труда с неполным рабочим временем, разделение рабочих мест. Важным условием достижения стабильной занятости является накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей поддерживать и совершенствовать свои навыки и умения на протяжении всей трудовой жизни посредством образования и профессиональной подготовки. В настоящее время республика имеет высокий образовательный и профессионально- квалификационный потенциал населения, отвечающий мировым стандартам. Однако в результате сокращения занятости в отраслях, требующих высококвалифицированного труда, реальную угрозу представляет деградация структуры рабочих мест и рабочей силы. Молодежь все чаще отдает предпочтение не получению образования и приобретению квалифицированных профессий, а примитивным видам занятий, быстро приносящих значительные доходы. В этих условиях крайне необходимы целевые программы, направленные на укрепление позиций на рынке труда работников с высоким уровнем образования, повышение использования потенциала работников. С целью временного трудоустройства безработных на период поиска постоянной работы и сохранения трудоспособности широкое развитие в республике получает организация общественных работ. Вместе с тем общественные работы способны лишь временно ослабить напряженность на рынке труда, не давая безработным перспективу постоянной занятости. Для повышения престижности общественных работ при их организации следует учитывать половозрастную и профессионально- образовательную структуру безработных. Для приведения профессиональной структуры рабочей силы в соответствие с требованиями производства требуется совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров. В этой связи необходимо разработать меры, которые побуждали бы систему образования и подготовки кадров быстро реагировать на меняющийся спрос производства на профессии. Это предполагает наличие достоверной и оперативной информации у всех заинтересованных сторон о предложении и спросе на профессии на рынке труда. Заинтересованность учебных заведений в гибкой реакции меняющегося спроса производства на профессии необходимо поощрять с помощью финансовых стимулов. Система социальной защиты населения от безработицы представляет собой органическую часть механизма развития рабочей силы. В связи с этим предстоит усилить социальную защиту безработных, в частности, упорядочить исчисление и выплату пособий, повысить гарантии занятости для лиц с ограниченной трудоспособностью, создать систему страхования граждан на случай безработицы, реализовать право получения для молодежи первого рабочего места. Для снижения давления на рынок труда со стороны отдельных социальных групп населения, в частности, женщин с детьми, пенсионеров и инвалидов, студентов целесообразно тесно увязать их занятость со всей социальной политикой, повысить размер пенсий и пособий на детей, развивать различие формы занятости. Снижению спроса молодежи на рабочие места будет способствовать расширение подготовки кадров в дневных учебных заведениях, развитие обучения по новым профессиям в соответствии с потребностями экономики. Важнейшим направлением совершенствования социальной защиты граждан от безработицы является разработка и реализация конкретных программ социальной поддержки и защиты населения различных социально-демографических групп, так как у каждой из них имеются свои специфические проблемы. Реализация этих мер позволит создать благоприятные экономические и социальные условия, обеспечивающие всем гражданам выбор продуктивной, свободно избранной занятости и равные возможности в реализации права на труд, и как следствие - достижение полной занятости, удержание безработицы в пределах естественного уровня. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (микро, макро), анализ, аудит, экономика всех отраслей, маркетинг, менеджмент, предпринимательство, СП, МЭО, банки, финансы, страхование, налоги, бюджет, ПИП, инвестиции, политология, информатика. Помощь при написании дипломных, курсовых, отчетов за 2005 год. Качественно, быстро, 50% скидки на готовые (обмен). Тел. 8-029-129-50-35, 8-029-254-32-54 http://ruslanlyudmila.narod.ru/gotovrab.htm (Здесь можно бесплатно скачать работы и шпоры по всем экономическим дисциплинам, работы сдавались в 2005 и 2006 году, а можно выгодно обменять свои работы на наши) http://economica-eco.narod.ru (Здесь можно ознакомится с содержанием всех готовых работ) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (микро, макро), анализ, аудит, экономика всех отраслей, маркетинг, менеджмент, предпринимательство, СП, МЭО, банки, финансы, страхование, налоги, бюджет, ПИП, инвестиции, политология, информатика и др. экономические и гуманитарные дисциплины для студентов БГЭУ (ФЭУТ, ВШТ, ВШУБ, ФМ) и коммерческих ВУЗов. Работы ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ на высоком научном и практическом уровне поможет написать и даст квалифицированные пояснения КАНДИДАТ НАУК. Оформление на ЭВМ по ГОСТам. ОТВЕТСТВЕННЫЙ ПОДХОД. Работы и шпоры можно посмотреть и скачать здесь http://minskreferat.narod.ru/ |
|
© 2007 |
|