РУБРИКИ |
Курсовая: политика протекционизма экономики Украины |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: политика протекционизма экономики Украиныбалансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях – мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.[1] 1.3 Нетарифные методы защиты экономики страны. Удовольствие мое переменилось в равное негодование с тем, какое ощущаю, ходя в летнее время по таможенной пристани, взирая на корабли, привозящие к нам избытки Америки и другие ее произращения, как то сахар, кофе, краски и другие, не осушившиеся еще от пота, слез и крови, их омывших при их возделании. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» 1. Количественные ограничения. Во времена, когда Радищев ходил по таможенной пристани и взирал «драгие на произращения», прибывавшие в Россию из Америки, тарифные методы регулирования внешней торговли не были еще достаточно развиты. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно использовали нетарифные методы – количественные, скрытые и финансовые. Большинство из них, в отличии от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и поэтому плохо отражены в статистике. Именно эта характеристика нетарифных методов дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговой политики.[3] Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер – не только усиление конкурентных условий импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности. Измерение нетарифных методов Для измерения нетарифных методов обычно используют один из следующих индексов: · Индекс частотности (frequency index) - индекс, показывающий долю тарифных позиций, покрытых нетарифными ограничениями. Обычно используется для определения уровня нетарифных ограничений, но не показывает относительную важность ограничения отдельных статей импорта и их эффективность для экономики. · Индекс покрытия торговли (trade coverage ratio) – показывает стоимостную долю экспорта или импорта, покрытыми нетарифными ограничениями. Слабостью этого индекса является то, что он недооценивает влияние наиболее интенсивных нетарифных барьеров. · Индекс воздействия на цены (price impact index) – соотношение цены мирового рынка и внутренней цены на товар, импорт или экспорт которого подвергается нетарифным ограничениям. Недостатком индекса является то, что далеко не вся разница между внутренней и мировой ценой на товар зависит от нетарифных ограничений. Количественные ограничения – административная форма не тарифного государственного регулирования торгового оборота, выделяющего количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.[3] Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.
Квотирование/ КонтингентированиеНаиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два эти понятия имеют практически одно и тоже значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера. Квота (quota) – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени. По направленности их действия квоты разделяются на: · Экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов); · Импортные –вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижение сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств. По охвату квоты делятся на: · Глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребление товара; · Индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты обычно устанавливаются на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы.[3] Лицензирование Лицензирование (licensing) – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором – приобретает ряд конкретных форм: · Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки; · Генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничения количества сделок; · Глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости; · Автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом. Лицензирование используются многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.[3] Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны: · Аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономичным эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, которые предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей; · Система явных предпочтений – закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров. · Распределение лицензий на внеценовой основе – выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведение нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями. Страны используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу. «Добровольное» ограничение экспорта Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.[3] «Добровольное» ограничение экспорта (voluntary export restraint – VER) – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара. «Добровольное» ограничение экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике «добровольное» ограничение экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом. 2.Скрытые методы торговой политики. Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного, характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. Конечно, председатель биржевого комитета под свободной торговлей имел в виду свободу нарушать установленные законы торговли. Многие методы скрытого протекционизма как раз и являются наиболее ярким нарушением согласованных принципов международной торговли.[3]
Виды скрытого протекционизмаПо некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе: · Технические барьеры – скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера – требования о соблюдении национальных стандартов о получении, сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропустить все их партии через одну тесную таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро провозить в страну большие партии. Та же Франции запрещала рекламу шотландского виски, а Великобритания накладывает ограничения на показ иностранных фильмов по английскому телевидению. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписями. В Канаде – те же требования, но надписи уже должны быть по-английски и по-французски. В Швеции для продовольственных товаров на упаковке должно быть указано название содержимого на шведском и финском языках. Технические барьеры далеко не всегда являются методом протекционизма. Во многих случаях их введения продиктовано не сколько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения. Например, в странах Европейского союза с 1993 года действует директива о защите потребителей, обязывающая производителей потребительских товаров выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья людей. Изготовитель обязан информировать потребителей о всех возможных рисках использования товаров в инструкции, при маркировке, на этикетки. · Внутренние налоги и сборы (domestic taxes and charges ) - скрытые методы торговой политики, направленные на повешение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводится как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми ( налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу ) или косвенными ( сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы ). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при этом что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка. · Политика в рамках государственных закупок (state procurements) – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности. Например, американское правительство по закону 1993 года, получившему название «Акт «Покупай американское», платило на 12% больше, а для оборонных товаров – на 50% больше американским поставщикам по сравнению с иностранными. В западноевропейских странах, где до недавнего времени средства связи находились в руках государства, практически не было торговли оборудованием связи, поскольку от государственных фирм требовалось покупать такое оборудование только у своих производителей. · Требование о содержании местных компонентов (local content requirement) – скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требования о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости. 2. Анализ реализации политики протекционизма в мировой торговле. 2.1. Анализ применения политики протекционизма в США. 2.1.1 Тарифы в США – исторический аспект проблемы. Должны ли в США облагаться налогом продаваемые там товары иностранного происхождения? В случае утвердительного ответа каким должен быть размер пошлины на импорт? На всем протяжении американской истории эти вопросы порождали ожесточенные споры. Раздоры по поводу тарифов возникали еще на состоявшемся в 1787 г. в Филадельфии съезде, на котором была принята Конституция США. Фабриканты знали, что высокие тарифы приводят к повышению цен на ввозимые товары и стимулируют потребителей покупать вместо них товары отечественного производства. Жители Юга, отсталого в промышленном отношении, выступали против налогов на импорт, поскольку не желали платить за товары более высокие цены. На съезде Север и Юг достигли компромисса по поводу тарифов, но спорный вопрос не был окончательно решен.[4] Полемика вспыхнула вновь в 1828 г., когда конгресс утвердил очень высокий протекционистский тариф. Лидеры оппозиции с Юга заклеймили высокий тариф на импорт как «пакостный». Споры едва не привели к гражданской войне, когда Южная Каролина заявила, что не будет выполнять новый закон. Некоторые жители Каролины высказывались за выход из союза. Президент Эндрю Джексон не был намерен терпеть такого неповиновения и начал подготовку использования войск для того, чтобы обеспечить исполнение в Южной Каролине федерального закона. Кризис тем не менее удалось урегулировать без кровопролития: обе стороны сочли приемлемым новый тариф, предусматривающий постепенное уменьшение взимаемых ставок. Во время гражданской войны в США 1861-65 гг. Конгресс принял высокие тарифы, направленные на защиту американской промышленности. Пошлины на импортируемые товары еще более возросли в 1890 г., когда был принят тариф Мак-Кинли, оказавшимся весьма эффективным в смысле устранения иностранной конкуренции. Члены прогрессивных партий выступали за отмену высоких тарифов, поскольку, те вынуждали потребителей платить более высокие цены за промышленные товары. Тариф Пейна-Олдрича 1909 г. предусматривал понижение пошлин на некоторые товары, но на большую часть импорта налог оставался высоким. Вудро Вильсон, будучи избранным Президентом в 1912 г., потребовал введение низких тарифов. Он считал, что высокие тарифы приведут к появлению в США монополий, так как будут способствовать американской конкуренции. Конгресс отреагировал принятием тарифа Андервуда, что стало первым реальным понижением тарифных ставок во время гражданской войны. Однако после первой мировой войны импортные пошлины вновь возросли. В 1920-е гг. среди американцев были распространены изоляционистские настроения, и возврат к протекционизму встретил сравнительно слабое сопротивление. Согласно закону Холи- Смута 1930 г. был введен самый высокий в американской истории тариф. Действительно, ставки тарифа были настолько велики, что некоторые современные экономисты называют закон Холи – Смута одной из причин Великой депрессии. Даже если это была и не основная причина, закон, несомненно, ухудшил положение дел. Мировые державы, со своей стороны, ответили повышением своих тарифов, нанеся таким образом ущерб американской торговле.[4] Президент Франклин Делано Рузвельт попытался оздоровить обстановку, предложив снизить тарифные ставки по отношению к любой стране, которая пошла бы на ответные меры. Принятый в 1934 г. закон о торговых соглашениях (известный также под названием закона о торговле на основе взаимности) содержал оговорку о «наиболее благоприятствуемых нациях», которая предусматривала, что любая страна имеет возможность получить «режим наибольшего благоприятствования» по любому тарифному соглашению, если поступит в отношении США аналогичным образом. Согласно этому закону пошлины на импорт были снижены, и объем торговли США с некоторыми странами значительно увеличился. Наметившую тенденцию к снижению тарифных ставок выразил закон о развитии торговли, принятый Конгрессом в 1962 г., который расширил полномочия Президента по снижению пошлин на импорт. Его вступление в силу сопровождалось проведением ряда раундов торговых переговоров, в которых участвовали ведущие индустриальные страны. В ходе раунда Кеннеди (1963- 67 гг.) тарифы были понижены до среднего уровня 6,5%. Токийский раунд (1973-79 гг.) принес еще большее снижение ставок (до 4,4%). Однако до настоящего времени остается неясным, приведет ли текущий, Уругвайский раунд к дальнейшему снижению тарифных барьеров. Протекционизм, однако, продолжает оставаться животрепещущей проблемой. Иностранная конкуренция, особенно в металлургической и автомобильной промышленности, привела к тому, что США столкнулась с определенными экономическими трудностями. Фабриканты и рабочие в затронутых ею отраслях утверждают, что ограничение американской конкуренции является необходимым. Они считают, что без протекционистских мер такого рода производимая ими продукция будет продаваться по сниженным ценам и они окажутся вытесненными из предпринимательской деятельности.[4] Противники протекционизма, со своей стороны, утверждают, что в результате установления торговых барьеров потребителям приходится платить большую цену за автомобили и многие другие товары. Они также считают, что при ослаблении иностранной конкуренции у фирм, специализирующихся в областях автомобилестроение и металлургии, окажется меньше стимулов к повышению к производительности и улучшению качества их продукции. Защита новых отраслей. Многие страны в начале индустриализации использовали протекционистские барьеры для защиты своей промышленности. Существует мнение , что раз уж у промышленности появилась возможность развиваться, она должна стать способной конкурировать с иностранными контрагентами и, следовательно на них должны налагаться некоторые ограничения. в 1791 г. Александр Гамильтон выступил в поддержку протекционистских тарифов для защиты новых отраслей американской промышленности. Диверсификация экономики. Этот аргумент аналогичен предыдущему. Хозяйство многих стран, особенно слаборазвитых, зависят, как правило, от одного продукта или товарной группы. В этом случае экономическое положение чревато финансовыми неурядицами, поскольку цены на «главный» продукт могут резко упасть. Для предотвращения подобной катастрофы считается, что правительство должно всячески поддерживать (с помощью тарифов и субсидий) другие отрасли экономики для ее диверсификации. Защита США от конкуренции более дешевой рабочей силы. Данный довод представляется часто самым весомым среди всех аргументов в пользу ограничений международной торговли. Некоторые страны имеют возможность продавать свои товары в США по более низким ценам, потому что их рабочие получают более низкую заработную плату по сравнению с американцами. Следовательно, американские рабочие должны либо согласиться на более низкий уровень заработной платы, либо потерять работу. Таким образом, в задачу правительства входит защита американских рабочих посредством ограничений на товары, произведенные с использованием «дешевой иностранной рабочей силы».[4] Аргументы в пользу свободной торговли. Сторонники свободы торговли (отсутствие любых ограничений) между странами считают, что она дает следующие преимущества по сравнению с ограниченной торговлей. Приносит пользу потребителям. Согласно аргументам сторонников свободы торговли, неограниченный обмен продукцией между государствами полезен в той же мере, что и свободная торговля между штатами США. Она выгодна странам также, как выгодна специализация и обмен между различными районами Соединенных Штатов. Тарифы на платья, «импортируемые» в Айову, могут способствовать развитию этой отрасли промышленности в штате, но за счет потребителей, живущих там и вынужденных в этом случае платить больше за свою одежду. Ограничения имеют схожее воздействие на отрасль промышленности, находящуюся под их защитой и процветающей за счет потребителей. Устраняет возможность ответных ограничительных мер. Ограничения вызывают часто ответные меры. Американские тарифы и квоты часто вынуждают страну, относительно которой они установлены, вводить тарифы на американские товары. Протекционистская политика США служит только защите сравнительно неэффективных отраслей их экономики от иностранной конкуренции. Тем не менее экспортирующие отрасли США пострадают от ответных мер других стран. 2.1.2 Тенденции протекционизма и либерализации во внешнеэкономической политики США. Внешнеторговая доктрина США исходит из того, что в послевоенный период развития экономика США претерпела два основных структурных изменения. Одно из них – глобализация (доля США в мировой торговле возросла более чем в два раза за последние 50 леи и в настоящее время превышает совокупную долю ЕС и Японии). Другим примечательным явлением в развитии американской экономики стала стагнация реальных доходов и регрессивный сдвиг в их распределении. В США созданы десятки миллионов новых рабочих мест, во многом за счет развития внешней торговли, однако среднестатистический реальный доход семьи в настоящее время ниже, чем поколение тому назад, для половины населения страны заработная плата либо не изменилась, либо сократилась, и только материальное положение 20% населения безусловно улучшилось.[5] Главным вопросом развития экономики является степень взаимодействия вышеперечисленных факторов, определяющая баланс либерализации и протекционизма. Либерализация международной торговли на данном этапе развития идет внутри сложившихся торгово-экономических союзов: ЕС, НАФТА (США, Канада, Мексика), Меркосур (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай), АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам), ЕВРОМЕД, объединяющий страны Средиземноморья, АПЕК, в который входит 18 стран Азиатско- Тихоокеанского региона. В настоящее время более 60% мировой торговли приходится на торговлю внутри существующих торговых союзов, в том числе в рамках ЕС – 22,8%, ЕВРОМЕД – 2,3%, НАФТА – 7,9%, Австралию и Новую Зеландию – 0,1%, страны АПЕК – 23,7%. Глобальный характер либерализации международной торговли определяется международным характером конкуренции в современных условиях. Успех на мировом рынке прочно ассоциируется с привлечением иностранных инвестиций. Следующим этапом становится международное распределение продукции, рабочих мест, доходов и технологии. Большинство стран предлагают прямой льготный режим иностранным инвесторам, но главным условия привлечения инвестиций остается открытый торгово-инвестиционный режим. Одной из основных составляющей экономического прогресса стала международная конкурентоспособность, независимо от емкости внутреннего рынка. По оценкам, американских экономистов, такие самодостаточные в своем экономическом развитии страны, как Бразилия, Китай, Индия, Россия, США, включились в процесс либерализации внешней торговли. Примечательно, что США, еще десять лет назад имевшие значительные импортные квоты на автомашины, станки и оборудование, сталь и изделия из нее, отказались от подобных протекционистских мер. Практика показала, что наиболее надежной тактикой для достижения параллельности является принцип взаимности, достигаемый путем торговых переговоров и взаимных уступок. Так, США отказались от импортных квот на текстиль в обмен на уступки по правам на интеллектуальную собственность и ликвидацию таможенных барьеров на американскую сельскохозяйственную продукцию со стороны других стран-членов ГАТТ в рамках «Уругвайского метода». Аналогичным образом Япония и Республика Корея открыли свой рынок риса в обмен либерализацию экспортного режима для своих экспортеров высокотехнологической продукции, в частности в США.[5] Либерализация посредством переговорного процесса является более плодотворной, чем односторонняя либерализация. Ключевым моментом стала способность страны доказать своим торговым партнерам целесообразность двусторонних действий. Возникновение торговых организаций явилось одним из следствий поиска взаимности при либерализации внешней торговле. Другой движущей силой создания торговых организаций стало стремление преодолеть традиционное политическое соперничество. Так, одной из целей образования ЕС стало преодоление исторически сложившийся враждебности между Францией и Германией. Меркосур, был задуман, как система, способная положить конец гонке вооружений (в том числе ядерной) между Аргентиной и Бразилией. Успех АРЕС во многом будет зависеть от того, удастся ли сн6изить риск азиатско-тихоокеанских конфликтов, превалировавших в течение последнего столетия, включая три войны с участием США. Таким образом, мотивация создания региональных торговых регионов в значительной степени определяются интересами национальной безопасности. В этом одна из причин более быстрого и смелого развития торгово-политических отношений в региональном масштабе. Весь послевоенный период торговые барьеры снижались за счет баланса взаимодействия между региональными инициативами и их глобальным применениям. США стали инициатором «Раунда Кеннеди» в 1960 г. в качестве противовеса создания ЕС, а также «Токийского раунда» в 70-е годы в ответ на присоединение Великобритании к ЕС. Позитивный рост взаимодействия между обеими стратегиями наблюдается в 80-90-е годы. США неоднократно прибегали за эти годы к традиционной тактике регионализма, в частности заключив договоры о свободной торговле с Израилем и Канадой в ответ на вето ЕС новым переговорам в рамках ГАТТ. Это явилось импульсом к началу «Уругвайского раунда». Когда переговоры зашли в тупик, по инициативе США три североамериканские страны создали НАФТА, а азиатские страны инициировали создания АПЕК. ВТО получило от ГАТТ в наследство крайне неразвитую систему реализации двусторонних системы отношений. Из ста двухсторонних соглашений, представленных на рассмотрение в ГАТТ, ни одно не было отвергнуто, но только два были одобрены. В настоящее время в связи с ростом значения регионализма США настаивают на введении в ВТО более строгого регулирования данного вопроса. Одним из приоритетных направлений остается разрешение противоречий между протекционизмом, вопросами защиты окружающей среды и трудовыми законодательствами ряда стран. Одно из главных преимуществ региональных соглашений – возможность поэтапно сохранять поступательное движение либерализации. В рамках «Уругвайского раунда» все квоты на сельскохозяйственную продукцию были заменены на тарифы, отменены квоты на текстильную продукцию и готовую одежду и большая часть тарифов в развивающихся странах была пересмотрена в сторону снижения. Продолжается борьба с различными формами скрытого протекционизма. Например, большая часть претензий американских экспортеров связана не с торговыми барьерами как таковыми, а с так называемым антиконкурентным поведением японских компаний, когда они заключают эксклюзивные соглашения на поставки и размещение заказов (в основном на запчасти и кинофотопленку) или монополизируют определенные рынки (стекло, углекислый натрий). США использует статью 301 Закона о торговле для борьбы с нетарифными барьерами. Следующим этапом либерализации международной торговли должно стать создание зон свободной торговли. ЕС и ЕВРОМЕД объявили о создании единой европейской зоны свободной торговли к 2010 г.[5] На встрече на высшем уровне, проходившей в Майями в декабре 1994 г., 34 страны Западного полушария, включая США, достигли договоренности завершить переговоры о создании Свободной торговой зоны Северной и Южной Америки (“Free Trade Area of the Americas” – FTAA) к 2005 г. Следующая встреча на высшем уровне, на которой должны возобновится торговые переговоры, состоится в Сантьяго (Чили) в апреле 1998 г. За прошедший период министры торговли 34 стран трижды встречались для обсуждения перспективы сотрудничества. К настоящему времени создано 12 рабочих групп для работы по трем направлениям: реформы по облегчению доступа на рынки (включая ликвидацию таможенных барьеров, внесение изменений в национальное законодательство с целью отмены положений, дискриминирующих иностранных поставщиков); пересмотр национального законодательства по торговле, инвестициям к сектору услуг; разработка мер, способствующих торговле (реформа таможенного законодательства, визовые вопросы и т. д.) Значение FTAA для развития экономики США и стран этого региона определяется их исторической взаимозависимостью в торгово-экономической деятельности. На этот регион включая Мексику, приходится 18% экспорта и 16% импорта США. Внешнеторговый оборот США со странами региона, включая Мексику, с 1993 г. увеличился на 50% при незначительном, но стабильном положительном сальдо (по оценке, в 1997 г. – 5 млрд. долларов.) торгового баланса. За этот период прямые инвестиции США в страны Латинской Америки возросли на 30%. В 1995 г. они составляли 92,5 млрд. долл., или 13% всех зарубежных инвестиций. Переговоры по FTAA для США не сопряжены с существенными изменениями сложившейся торговой политики или законодательства, уже реформированного в соответствии с НАФТА. Гораздо больше либерализация а одностороннем порядке в рамках ГАТТ/ВТО ими уже проведено снижение торговых барьеров, составляющих в настоящее время в среднем 10-20%. Предстоящий этап либерализации обеспечит этим странам на взаимной основе доступ к США, в частности ликвидацию таможенных барьеров по текстильной и сельскохозяйственной продукции (аналогичную НАФТА). В то же время ряд специфических таможенных барьеров останется в рамках FTAA, а процесс ликвидации других может затянуться до окончания переговоров.[5] При очевидной самодостаточности экономики США по сравнению с их торговыми партнерами доктрина «глобальной свободной торговли» находит в США широкую поддержку. Во-первых за счет расширения внешней торговли США надеются решить одну из самых насущных экономических проблем – стагнацию реальных доходов и регрессивный сдвиг в их распределении. Заработная плата в экспортных отраслях на 15-20% выше среднего уровня, а производительность труда выше на 20-40%. Компании производящие экспортную продукцию, расширяют производство на 20% быстрее, чем не экспортные компании, и на 10% реже становятся банкротами. Если США удастся снизить дефицит внешнеторгового баланса, находящийся на уровне 150 – 200 млрд. долл., до 1% ВВП, это создаст около 2 млн. рабочих мест. Для реализации этой цели экономика США должна претерпеть ряд структурных изменений: для обеспечения притоков капиталов национальные накопления должны быть увеличены на 1-2% ВВП; для успешной конкуренции на мировом рынке необходимо кардинальное повышение общеобразовательного уровня, а также проведение программ дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки. Во-вторых, США не удастся решить внутренние экономические проблемы без стабильного роста экспорта. «Глобальная свободная торговля» будет одним из основных факторов, обеспечивающий его поступательный рост. Торговые барьеры в странах – торговых партнеров в США остаются крайне высокими, особенно в быстроразвивающихся странах Азии. По оценке института международной экономики США, только ликвидация торговых барьеров в Японии позволит увеличивать американский экспорт на 20 млрд. долл. ежегодно и создаст 400 тыс. рабочих мест. В настоящее время торговые барьеры в странах Латинской Америки в 3 раза превышают немногие еще сохранившиеся барьеры в США.[5] 2.2. Анализ применения политики протекционизма в развивающихся странах Азии. Повсеместное усиление роли государства во внешних экономических связей сопровождается умножением и усложнением инструментария контроля экспортно- импортных сделок. Постоянная необходимость экономии иностранной валюты, а также та роль, которую играет импорт в деле создания национальной промышленности, привели к тому, что этот процесс затронул прежде всего средства импортной политики. Ее генеральным направлением является импортзамещение и охрана молодой промышленности. Однако сам этот процесс «фабрикация фабрикантов» в развивающихся странах протекает в условиях, коренным образом отличающихся от тех, в которых многие ныне развитые страны создавали и защищали свою промышленность в19 в., а потому и применяемый для этого тип протекционизма намного сложнее его «классических» моделей.[6] Его главными отличительными чертами являются, во-первых, избирательность, во- вторых, развернутый механизм административного регулирования, дополняющий традиционные средства автоматического действия (таможенные пошлины). Это позволяет более гибко регулировать импорт в условиях, когда молодая промышленность создается, особенно в малых странах, не по автаркическим эталоном капитализма, а с учетом широкого участия в международном разделении труда. Разумеется, причиной такого участия, как уже указывалось, могут быть различными – от национальных концепций развития и его планов до сохраняющейся монокультурности или же позиций иностранного капитала в экономике. Вопреки обвинениям западных экономистов в автаркии и советам из Пекина о необходимости «опоры на собственные силы», многие развивающиеся страны ищут путей разумного, сбалансированного сочетания в своей экономической структуре независимой национальной промышленности, в том числе ориентированной на экспорт, и преимуществ участии в международном разделении труда. «Протекционизм, - резюмируют подобную практику эксперты Международной торговой палаты, - как только он однажды преступает определенный предел, противоречит интересам экономического развития. Распространенными орудиями защиты молодой национальной промышленности стран Азии являются таможенные пошлины, в большинстве стран адвалерные, т. е. начисляемые на цены ввозимых товаров. Вместе с тем для этих стран уже не характерны сплошные «тарифные стены», за которыми в свое время формировалась промышленность Европы и Северной Америки. Структура защиты имеет избирательный отраслевой характер и непосредственно увязана с планами развития экономии и внешней торговли, на службу которым поставлена импортная политика.[6] Так, защитные меры вводятся и поддерживаются прежде всего для отраслей уже созданных или вновь создаваемых, а также намечаемых к созданию в рамках национальных планов, с тем чтобы заранее обеспечить для них благоприятный «экономический климат». В Таиланде средство производство и сырье, необходимое для промышленности, ввозятся, как правило, беспошлинно и даже освобождаются от взимания внутреннего налога на предпринимательство. Определены две приоритетные группы отраслей в зависимости от их важности для национальной экономики: группа А (черная металлургия, производство олова, цинка, вольфрама, каустической соды, удобрений) и группа Б (сборка изделий машиностроения, производство станков, судостроение, бумажная промышленность). Обе группы освобождаются от оплаты пошлин: 100% в первом случае и 50% - во втором. Филиппины защищают прежде всего производство продовольствия, удобрений, текстильную, стекольную промышленность, производство швейных машин, холодильников и кондиционеров. В случае, если импортные товары не конкурируют с местным производством, тарифы снимаются в целях борьбы с инфляцией. Товары, направляемые в отрасли, признанные приоритетными, как правило, освобождаются от импортных пошлин и компенсационных сборов на 100% на период первых трех лет работы предприятия, 75% - на четвертый и 50% - на пятый год работы предприятия. Эти льготы предоставлялись, однако, при условии, что в стране отсутствуют аналогичные местные товары в необходимых количествах и с конкурентоспособными ценами. Создав на базе таможенных льгот определенные отрасли национальной промышленности, правительства многих развивающихся стран Азии затем устанавливали на аналогичную импортную продукцию высокие таможенные пошлины, чтобы переключить спрос на местные товары. Так в Индии были повышены пошлины на некоторые виды машин, чугун, сталь, автомобили. Сходная практика осуществляется в Пакистане, Индонезии, Иране, на Филиппинах, что наглядно подтверждает, что торговая политика в развивающихся странах Азии проводится избирательно. Вместе с тем следует учитывать, что в условиях монополистических конкуренции одни лишь таможенные пошлины, даже высокие не в состоянии предотвратить наплыв конкурирующих западных товаров на рынки развивающихся стран. Это относительно устаревшие орудие протекционизма сохраняется здесь во многом лишь в фискальных целях, для компенсации несовершенства систем внутреннего налогового обложения, а также перераспределение доходов между отраслями в пользу тех их них, которые определены как приоритетные. Поэтому, как и в странах развитого капитализма, на первый план в протекционистском арсенале здесь все более выдвигаются нетарифные барьеры. Сохраняя эффект удорожания, они дополняют его прямыми ограничениями административного порядка, устанавливающими лимиты ввоза или внутреннего потребления импортной продукции по количеству (квоты, лицензии, правила о смешивании, пропорции потребления и пр.), ценам (максимальные импортные цены, компенсационные сборы, методология таможенной оценки) или техническим характеристикам товара. Под нетарифными ограничениями в торгово-политической практике понимае6тся широкий круг разнообразных законодательных и административных мероприятий, затрагивающих импорт товаров как при пересечении границы, так и при потреблении импортных товаров внутри страны. В качестве нетарифных барьеров могут объективно выступать и международные различия во внешнеторговом или внутреннем законодательстве, создающие различные условия доступа к потреблению импортных товаров в различных странах. Таким образом, арсенал нетарифных ограничений содержит как торгово- политические инструменты, так и инструменты проведения внутренней экономической политики. Однако при внешней разнородности все эти мероприятия имеют в конечном счете протекционистский эффект, т. е. Способствуют переключению спроса на местные товары. Они входят как составная часть в инструментарий государственного вмешательства в экономику, продолжая государственную экономическую политику в области импортной торговли.[6] Из всех разновидностей нетарифных барьеров наиболее жесткими являются количественные ограничения на импорт и лицензирование импортных сделок, разрешающих доступ импортных товаров на внутренний рынок либо в строго определенных пределах (контингенты, квоты), либо разрешение (иногда индивидуального по каждой сделке) внешнеторговых властей (лицензирование). Это открывает широкие возможности оперативного административного контроля над импортом и проведения выборочной дискриминации поставщиков. В настоящее время контингентирование и лицензирование используется для протекционистской защиты наиболее слабых отраслей экономики и стабилизации платежных балансов или же для того и другого вместе. В развивающихся странах Азии эти формы ограничения ныне представляют собой главное средство импортного регулирования как в целях валютной экономики, так и целях защиты молодых отраслей национальной промышленности. Как правило, они допускают импорт лишь в размере дефицита национального производства отдельных товаров и обеспечивают отрыв внутренних цен от цен мирового рынка. Такой отрыв делает возможным рентабельное существование неконкурентных отраслей, хотя из-за счет переплат потребителя. Наиболее жесткой торгово-политической мерой подобного рода, исключающий обычный коммерческий метод вообще, является введение эмбарго на ввоз определенных категорий товаров. Так, в Таиланде для импорта товара лицензии требуются в том случае, если товары запрещены к ввозу в страну в целях защиты внутренней промышленности. Лицензии выдаются департаментом внешней торговли министерства экономики, причем срок их действия дифференцируется по районам: для стран Западного полушария, Австралии, Океании и Европы – шесть месяцев с даты выдачи; Сянгана, Малайзия, Бирмы, Кампучии и Лаоса – два месяца; остальных стран и территорий – четыре месяца. Срок действия лицензии может быть продлен для товаров, требующих длительных сроков поставки. Не менее распространенной категорией нетарифных ограничений являются паратарифные барьеры в торговле. Возникнув на базе оплаты импортером расходов на таможенную очистку товаров, эти барьеры находят наибольшее применение там, где таможенные доходы все еще остаются важной статьей приходной частью государственных бюджетов. О чисто фискальной направленности этого типа барьеров свидетельствует тот факт, что ,как правило, они распространяются на весь импорт, без различия товаров и поставщиков; лишь в ограниченном числе случаев они бывают избирательными, дополняя протекционистские мероприятия по защите отдельных отраслей. Наиболее распространенной категорий этих ограничений являются фискальные налоги, взимаемые с импортных товаров в дополнение к таможенным пошлинам. Базы налоговой оценки и ставки таких налогов чрезвычайно разнообразны. В целом паратарифные барьеры представляют собой дополнительное бремя для импортера, удорожая для него импорт по |
|
© 2007 |
|