РУБРИКИ

Курсовая: Всё о Евросоюзе

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Всё о Евросоюзе

Курсовая: Всё о Евросоюзе

Содержание.

Содержание. 1

Введение. 2

Сущность, цели, задачи и основные факторы экономической

интеграции в Европейском союзе. 5

Экономический и валютный союз, единый внутренний рынок в Европейском союзе. 16

Влияние ЕС на экономику отдельных стран. 40

Заключение. 51

Список использованной литературы. 55

Приложение 1. 56

Приложение 2. 57

Приложение 3. 58

Введение.

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного

этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом

ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности

на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово

«интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый.

Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик

соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых

экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее

распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем

станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных

интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной

торговли на базе ЕС и НАФТА. В своей курсовой работе я остановлюсь на

европейской экономической интеграции, ярким примером которой является

Европейский союз и другие, менее крупные европейские интеграционные

объединения.

В первой главе моей курсовой работы речь пойдёт об экономической интеграции

как о явлении, я попытаюсь раскрыть сущность этого понятия, ведь не поняв

смысла явления невозможно объективно его оценить. В последующих главах будут

приведены наглядные примеры европейских интеграций, на основании которых

будет сделан вывод о проблемах и перспективах дальнейшего развития

европейской экономической интеграции.

Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой

современного мирового хозяйства.

Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала

ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Одна из основных

тен­денций глобальной интернационализации мирового хозяй­ства как результата

развития международного разделения труда и международной кооперации

производства прояв­ляется в образовании обширных зон влияния той или иной

державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств

становятся своеобразными интеграци­онными центрами, вокруг которых

группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане

ми­рохозяйственных связей.

ЕС – могучая экономическая сила. На долю ЕС приходится существенная часть

мирового ВВП и международной торговли (соответственно 23 и 24%). Внутри союза

созданы наднациональные интеграционные институты, складывается единое

правовое пространство. Граждане наднациональных государств-членов являются

одновременно гражданами ЕС. Завершается строительство Единого внутреннего

рынка – пространства, где существует «четыре свободы» (свободное движение

товаров, услуг, капиталов и людей). Образован экономический и валютный союз с

единой коллективной валютой – евро. Проводится общая политика в основных

областях социально-экономической жизни. Всё более весомой становится внешняя

политика и политика в области безопасности.

Поэтому, цель данной работы раскрыть не только сущность и цели экономической

интеграции, но и рассмотреть её на примере Евросоюза, исследовать сущность

европейской интеграции и её роль на мировой арене.

Причина выбора ЕС в качестве примера экономической интеграции не случайна. В

российской школе западноевропейская интеграция рассматривается как простая

разновидность объединённых тенденций в современной мировой политике и

экономике. ЕС изображается либо как своеобразный региональный торговый блок,

подобный НАФТА или АСЕАН, либо как одна из многих региональных международных

экономических интеграций. Между тем ЕС имеет уникальные черты, качественно

отличающие их от любых других международных образований, являющихся продуктов

интернационализации мирохозяйственных связей.

Во-первых, ЕС – это не межгосударственное объединение, базирующееся на нормах

международного права, подобно международным экономическим организациям или

региональным торговым блокам. Система европейских интеграционных институтов

имеет совершенно иную политическую, экономическую и юридическую природу. В её

основе лежит принцип наднациональности, т. е. передачи национальными

государствами части своего суверенитета наднациональным институтам и органам.

ЕС – это прежде всего общее право, общие институты и общая политика.

Во-вторых, место и роль ЕС в современном мире несоизмеримы с местом и ролью

любого торгового блока или международной организации. ЕС – это сплочённая

политическая и экономическая сила, один из главных полюсов мировой политики и

экономики наряду и наравне с крупнейшими национальными государствами – США и

Японией.

Сущность, цели, задачи и основные факторы

экономической интеграции в Европейском союзе.

Интенсификация усилий по объединению Европы после Второй мировой войны

происходила из-за того, что в Европе не видели другого способа положить конец

истории военных конфликтов, кровопролития, страданий и разрушений.

Эта идея оставила свой след в Соглашениях, учреждающих Содружество и Союз, в

разделах, посвященных основным целям, таким как сохранение и укрепление мира,

достижение экономической интеграции во благо всех граждан Союза путем

создания единого внутреннего рынка, разработка путей к политическому Союзу, а

также укрепление и всяческое содействие укреплению социальных программ внутри

Союза.

Реальное интегрирование возможно лишь при наличии трёх основных условий:

Во-первых, нужен достаточно высокий уровень развития промышленности, делающий

национальные хозяйства взаимодополняющими, все более заинтересованными в

сотрудничестве друг с другом. Интегрирование возможно и необходимо лишь между

странами, имеющими развитую обрабатывающую промышленность, особенно её

высокотехнологичные отрасли. Что же касается менее развитых стран,

производящих и экспортирующих преимущественно базовые товары, то они

выступают по отношению друг к другу не как взаимодополняющие, а как

конкурирующие хозяйственные системы. Им почти нечего предложить друг другу: в

сырье они почти не нуждаются из-за отсутствия собственной обрабатывающей

промышленности, а немногие производимые ими готовые изделия по качеству

значительно уступают тем, какие можно ввезти из развитых стран. К тому же

из-за постоянных финансовых трудностей они ограничены в предоставлении друг

другу как правительственных, так и коммерческих экспортных кредитов. Взаимная

торговля между ними развита очень слабо: и как экспортеры, и как импортеры

они гораздо сильнее привязаны к промышленно развитым странам, чем друг к

другу.

Во-вторых, даже достаточно развитые в промышленном отношении страны способны

к интегрированию друг с другом лишь при условии, что их экономика является

не командно-распределительной и жестко централизованной, где действуют

искусственные цены, плановые издержки производства и государственная

монополия внешней торговли, а рыночной и децентрализованной, где главными

действующими лицами являются не чиновники, а частные предприниматели.

В-третьих, интегрирование может стать устойчивым и необратимым процессом лишь

при наличии в государствах-партнерах высокоразвитой и прочно укоренившейся

политической демократии, способной учитывать и обеспечивать экономические,

социальные и культурные интересы различных групп населения. В противном

случае и внутренняя ситуация, и внешняя политика остаются спонтанными, трудно

предсказуемыми и не внушающими доверие со стороны других стран-партнеров. А

в таких условиях невозможно ни открытие таможенных границ, ни формирование и

проведение совместной экономической политики, ни создание наднациональных

фондов для финансирования мероприятий такой политики.

Развитие интеграции предполагает наличие определенных пред­посылок.

Во-первых, интегрирующиеся страны должны обладать пример­но

одинаковым уровнем экономического развития и зрелости рыноч­ной экономики. Их

хозяйственные механизмы должны быть совмести­мыми. Как правило, интеграция

является наиболее прочной и эффек­тивной, если интегрируются развитые страны.

Во-вторых, наличие общей границы и исторически сложивших­ся

экономических отношений. Обычно объединяются страны, находя­щиеся на одном

континенте в непосредственной географической бли­зости, которым легче решать

транспортные, языковые и другие про­блемы.

В-третьих, общность хозяйственных и иных проблем, которые реально

стоят перед странами того иди иного региона.

В-четвёртых, политическая воля государств, наличие лиде­ров интеграции.

В-пятых, так называемый «демонстрационный «эффект». Под влиянием

успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других

государств появляется желание вступить в эту органи­зацию. Так,

демонстрационный эффект ЕС стимулировал 10 стран ЦВЕ к подаче заявок на

вступление в Евросоюз.

В-шестых, «эффект домино». Поскольку интеграция ведет к

пе­реориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное

сотрудничество, остальные страны, оставшиеся за пределами объе­динения,

испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами,

входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в

интеграционное объединение.

Сохранение мира.

План Шумана по созданию ECSC, который явился предпосылкой франко-германского

примирения, стал отправной точкой по созданию нового порядка в Европе, при

котором любые вооруженные конфликты стали бы не только неприемлемыми, но и

невозможными. И Содружество, и Союз преуспели в том, что этот идеал стал

реальностью. На сегодняшний день просто невозможно себе представить

возникновение вооруженного конфликта между странами Союза.

Но события в бывшей Югославии показали, что мир в Европе не наступит сам

собой. Европейский Союз должен также работать над продвижением идей мира за

пределами его зоны стабильности. И в этом плане во многом может помочь общая

внешняя политика стран Союза.

К сожалению, эта основная цель создания Европейского Союза стала забываться

как в средствах массовой информации, так и в общественном сознании. В

основном, широкие массы воспринимают Европейский Союз с негативными

моментами. Например, бывает непонятно, почему при винных реках и масляных

горах они должны платить за все это очень высокие по их мнению цены. В прессе

вообще пишется в основном то ли о кризисе в Сообществе, о бесполезных

встречах глав государств, то ли национальные издания перебрасываются

обвинительными статьями. Все это, безусловно, не способствует освещению и

решению экономических, политических и социальных проблем Сообщества. Для

большинства людей то, что происходит в Брюсселе, то есть действия Совета

Министров, Комиссии — все это представляется весьма туманным. Для них это

лишь сильно раздутый бюрократический аппарат, который регулирует никому не

нужные аспекты жизни их повседневной жизни, и который в большинстве случаев

скорее усложняет жизнь, чем делает ее проще.

На самом же деле Европейский Союз — это больше чем просто бюрократия,

масляные горы или высокие цены. Это в первую очередь испытанная и проверенная

гарантия мира. И именно по этой причине — если даже не брать во внимания

другие положительные стороны — ценность Союза для людей неизмерима.

Помимо всего вышеперечисленного, интеграция стран создаёт несколько

эффектов, способствующих привлечению новых участников в этот процесс.

Первый эффект называется демонстрационным и заключается в том, что в

государствах-участниках интеграционного процесса обычно наблюдаются

положительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста и

занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что

окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами

интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служить

разгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в ЕС,

заключение в срочном порядке торговых отношений Латиноамериканских стран с

Мексикой после её вступления в НАФТА.

Второй эффект заключается в том, что часть торговли стран-участниц

интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира друг на друга, что

создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает их присоединяться к

интеграционному процессу.

Но для участия в интеграционном процессе мало одних добрых намерений и

желания сотрудничать. Важно иметь много общих черт во всех областях, так

называемое ядро интеграции, которое предполагает близость уровней

экономического развития и общность экономического и политического строя. Не

менее важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов, так

как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое

объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая близость

стран-участников объединения, поскольку она способствует более быстрому и

выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости.

Экономическая интеграция.

Экономическая интеграция всегда была движущей объединяющей силой объединения

Европы. Основными целями экономической интеграции можно выделить:

Þ гармоническое развитие экономических институтов;

Þ стабильное и сбалансированное экономическое

взаимопроникновение;

Þ повышение уровня жизни;

Þ высокий уровень занятости;

Þ экономическая и валютная стабильность.

Эти общие экономические реалии касаются всех Сообществ и Объединений внутри

Союза.

Европейское Объединение по углю и стали cjответственно за регулирование этих

двух ключевых секторов экономики стран-участниц. Помимо всего прочего, это

включает в себя гарантированный рынок угля и стали, регулирование цен,

улучшение жизни рабочих и условий работы, продвижение торговли и

инвестирования и помощь для этих сфер промышленности в структурных

изменениях, которые неизбежно возникают в изменяющемся мире экономики.

Европейская Комиссия по атомной энергии, так же как и ECSC, действует в четко

ограниченной сфере экономики. Она ответственна за совместные исследования и

действия в области использования атомной энергии. В частности, ее задача

заключается в распространении и развитии атомной промышленности в странах-

участницах, а также в гарантировании безопасности при использовании

расщепляемых материалов.

Европейское Экономическое Сообщество — переименованное в Европейское

Сообщество по Маастрихтскому Соглашению — играет более важную роль, чем

остальные два Сообщества. Его задачей является приспособить каждый сектор

экономики стран участниц к единому образцу Сообщества. Это затрагивает такие

ключевые моменты, как свободное движение товаров и рабочей силы, свобода

предпринимательства и свобода в предоставлении услуг, свободное движение

капитала и платежей, политика в области конкуренции, экономическая или

валютная политика, политика в области сельского хозяйства, транспорта,

экологии, исследований, технологий и промышленности.

Соглашение по Европейскому Союзу вводит в силу экономическую и валютную

политику, которая направлена на ввод единой европейской валюты.

Политический союз.

Создатели Сообщества верили, что экономическая интеграция в конце концов

приведет к политическому объединению Европы. В то время как экономическая

интеграция стала первым практическим шагом, она никогда не рассматривалась

как конечное явление, а только как ступень на пути к политическому

объединению. Поэтому, когда в начале 1960-х провалились планы Фуше, стало

очевидным, что успешное экономическое сообщество не обязательно может

привести к политическому объединению. Несмотря на это, лидеры Сообщества,

свято веря в то, что “политическая окраска Сообщества наполнит его новым

смыслом”, продолжали провозглашать создание Евросоюза целью 1980-х годов.

Эта идея повторно всплыла в 1987 году в Едином Европейском Акте, в Преамбуле

которого Главы государств (сейчас 12 государств) выражали желание

преобразовать отношения между странами в Европейский Союз.

С подписанием Соглашения по Европейскому Союзу в Маастрихте 7 февраля 1992

года, после ратификации его национальными парламентами, этот Евросоюз стал

реальностью. Евросоюз является новой ступенью в процессе создания самого

тесного союза между народами Европы, в котором решения принимаются при

максимальном участии всех граждан, как гласит Статья А, 2-й абзац. Задание

Союза заключается в организации отношений между странами и народами этих

стран (Статья А, третий абзац, второе предложение).

Социальный размер.

В европейской интеграции также присутствует социальный компонент. Одним из

главных моментов, определяющих деятельность Сообществ, является повышение

уровня жизни и условий работы, укрепление базы социальной защиты. Несмотря на

это, не в одном из Соглашений нет четко выработанной схемы для осуществление

общей социальной защиты. Произошло это потому, что с самого начала

существовали разногласия по поводу того, будет ли объединение способствовать

улучшению социальной защиты, или же на начальном этапе свободный рынок

потребует жертв в виде уступок по социальным вопросам. Опыт вскоре показал,

что экономический механизм единого рыночного пространства не обязательно

дожен привести к социальному развитию и полной занятости. Поэтому 21 января

1974 года Совет Европы принял новую программу социальных действий.

Но наиболее важным для укрепления социальности стал Единый Европейский Акт,

который не только дал Сообществу более широкие полномочия, но также внес их в

контекст проекта по созданию единого рынка к 1992 году.

Методы.

Европейская интеграция возникла благодаря двум в основе своей разным подходам

- конфедералистскому и федералистскому.

Сотрудничество между странами.

Изначально конфедералистский подход обозначал, что страны согласны

сотрудничать с друг другом без затрагивания чьего-либо национального

суверенитета. Цель заключалась не в создании “сверхдержавы”, поглотившей бы

всё, а в соединении государств в конфедерацию, в которой они бы сохранили

свои национальные структуры. Эти принципы легли в основу Совета Европы и

OECD.

Те же принципы легли в основу того, что называют второй и третьей опорами

Евросоюза - общей внешней политики и политики безопасности, а также

сотрудничества в области правосудия и внутренних проблем. Задача,

поставленная перед Евросоюзом в этих областях, заключается в

межправительственном сотрудничестве.

Интеграция.

Цель федералистского подхода, с другой стороны, заключается в том, чтобы

сгладить различия между нациями. Чрезвычайно болезненное чувство

национального суверенитета у многих стран, страхи по поводу доминирования

одной нации над другой, как свидетельствует история Европейских государств,

к сожалению, не могли дать возможности к сближению. Несмотря на это,

отдельные страны нашли возможность пожертвовать частью своего суверенитета

ради многонационального сообщества. В результате есть европейская федерация,

в которой судьбой всех народов - каждый из которых продолжает оставаться сам

собой - а также их будущим - управляют общие лидеры.

Несомненно, Европейский Союз является плодом федералистского подхода, хотя и

в несколько измененной форме. Нужен был еще один компромисс, который позволил

нечто большее, чем сотрудничество на конфедералистской основе. Решение, в

такой же мере блестящее, как и простое, оказалось однако слишком слабым,

чтобы перейти через пропасть европейской автономии.

Первым вопросом было определить, в каких сферах все были готовы поступиться

частью суверенитета для многонационального сообщества. Ответом явилось

создание трех Сообществ. Эти Сообщества, а также учреждающие их Соглашения,

выделили несколько специфических сфер, в которых они могли как бы проверить

целесообразность или нецелесообразность суверенной власти. Сообщества и их

институты не были наделены властью в общем, а только в рамках выработки мер

для достижения целей Сообщества, то есть так называемой “лимитированой

властью” и только страны-участницы теперь вырабатывали курс по пути

интеграции, как основатели Сообществ.

Передача полномочий по очень широкому спектру вопросов, тем не менее, не

явилась поводом для таких же изменений в структурах централизованной власти.

Объединенная Европа будет сильной только в случае, если сохранятся

индивидуальные различия между отдельными ее странами, регионами и культурами.

Участники.

Страны-участницы все еще имеют власть, чтобы изменять фундаментальные правила

Евросоюза, и пока эта власть не будет передана Союзу, именно они будут

определять природу европейской интеграции, прогресса и различных изменений,

что осуществляется посредством различных соглашений. Основополагающие

соглашения, такие как Единый Европейский Акт и Соглашение по Евросоюзу,

являются как раз примерами такого рода принятия решений.

Более того, полномочия, переданные Европейскому Сообществу, весьма

ограничены, поэтому очень часто возникают ситуации, когда институции

Сообщества могут действовать на внутренней арене в частных случаях. А

принятие более серьезных решений, которые также могут быть предложены

институциями Сообщества, обычно проходит через процедуру ратификации

национальными парламентами, что не всегда дает положительные результаты, в

том смысле, что многие действительно важные и необходимые для Сообщества

решения очень часто не принимаются в связи с нератификацией.

Совет Европы.

Идея создания Совета Европы возникла на встречах глав государств или

правительств стран-участниц в первые годы деятельности Сообщества. “Советом

Европы” этот орган был официально назван на Саммите в Париже в 1974 году, но,

несмотря на это, в институциональную структуру Сообщества Совет вошел

только с принятием Единого Европейского Акта в 1987 году. В Соглашении по

Евросоюзу подтвердилась роль Совета Европы, которая заключается в выработке

для Европейского Союза направлений развития, а также общих политических

линий. На практике это адаптация принципиальных решений и выработка линий и

директив работы для Совета Евросоюза или встреч представителей правительств

стран-участниц в Совете. Именно Совет Европы привел в движение работу по

созданию экономического и валютного союза, прямых выборов в Европарламент ,

общей социальной политике и расширению. Исходя из договоренностей,

достигнутых в Соглашении по Евросоюзу по поводу общей внешней политики и

политики безопасности, в задачи Совета Европы также входит координация

внешней политики стран-участниц, а также позиций по политическим вопросам в

мировом масштабе.

На данном этапе, при том, что в Совет входят Главы государств стран-участниц

и Президент Комиссии, Совет Европы должен собираться по крайней мере дважды в

год, но на практике он собирается приблизительно три раза в год и проходит с

участием министров иностранных дел, а также будущих членов.

Институции Сообществ.

Первоначально роль институций Сообществ заключалась в практическом применении

утвержденного законодательства, и среди них можно выделить Совет Евросоюза,

Европейскую Комиссию, Европарламент и два консультативных комитета:

Экономический и по социальным вопросам, и Комитет по регионам. Только в

нескольких узких сферах (например по углю и стали) таким институциям даны

исполнительные полномочия. За законностью действий, которые ими

предпринимаются, наблюдает Суд Справедливости при Европейских Сообществах, а

Европейский Суд Аудиторов наблюдает за величиной и законностью использования

средств.

Пре­иму­ще­ст­ва:

1. Уве­ли­че­ние раз­ме­ров рын­ка - эф­фект от мас­шта­бов

про­из­вод­ст­ва (для стран с ма­лой ем­ко­стью на­цио­наль­но­го рын­ка), на

этой ос­но­ве не­об­хо­ди­мость оп­ре­де­ле­ния оп­ти­маль­но­го раз­ме­ра

пред­при­ятия.

2. Воз­рас­та­ет кон­ку­рен­ция ме­ж­ду стра­на­ми.

3. Обес­пе­че­ние луч­ших ус­ло­вий тор­гов­ли.

4. Рас­ши­ре­ние тор­гов­ли па­рал­лель­но с улуч­ше­ни­ем ин­фра­струк­ту­ры.

5. Рас­про­стра­не­ние пе­ре­до­вой тех­но­ло­гии.

От­ри­ца­тель­ные по­след­ст­вия:

1. Для бо­лее от­ста­лых стран это при­во­дит к от­то­ку ре­сур­сов

(фак­то­ров про­из­вод­ст­ва), идет пе­ре­рас­пре­де­ле­ние в поль­зу бо­лее

силь­ных парт­не­ров.

2. Оли­го­поль­ный сго­вор ме­ж­ду ТНК стран-уча­ст­ниц, что при­во­дит к

по­вы­ше­нию цен.

Эф­фект по­терь от уве­ли­че­ния мас­шта­бов про­из­вод­ст­ва при очень

силь­ной кон­цен­тра­ции.

Этапы экономической интеграции

Первый этап. Образование зоны свободной торговли с отменой та­моженных

тарифов и других ограничений между странами-участницами, На этой стадии

страны-участницы упраздня­ют взаимные торговые барьеры, но сохраняют полную

сво­боду действий в экономических связях с третьими страна­ми, Например, право

на отмену или введение новых тамо­женных пошлин, либо иных ограничений, право

на заклю­чение торгово-экономических договоров, соглашений, аль­янсов.

Вследствие этого между странами сохраняются тамо­женные границы и посты,

контролирующие происхожде­ние товаров, пересекающих их государственные границы

и соответственно препятствующие льготному ввозу товаров ив третьих стран.

Классическим примером такой зоны сво­бодной торговли считается Европейская

ассоциация свобод­ной торговли, существующая с I960 года.

Второй этап. Образование таможенного союза с установлением еди­ных

тарифов в торговле и в движении рабочей силы и ка­питала.

На этом уровне интеграции государства не только устраняют взаимные торговые

барьеры, но и учреждают единую систему внешних торговых барьеров и общих

тамо­женных пошлин по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы

на внутренних границах упраздняют­ся, а их функции передаются соответствующим

службам на внешних границах. Возникает единое таможенное про­странство,

ограниченное пределами входящих в него госу­дарств.

Примером такого образования является Европейское экономическое сообщество,

переросшее в Европейский Союз.

Третий этап. Возникновение экономического союза, представляю­щего собой

начальную фазу реальной экономической ин­теграции. Па этой ступени государства

договариваются о свободном перемещении через национальные границы не только

товаров, но и всех факторов производства, вклю­чая капитал, рабочую силу,

технологии, информацию. В результате формируется общее рыночное пространство,

так называемый общий рынок.

Четвёртый этап. Полная интеграция с единой экономической полити­кой,

общей валютой и органами наднационального регули­рования. Достижение этого

уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что

вступающие в него государства, с учетом достигнутых результатов прежних этапов

интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом

экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации

систем регулирования экономики. Данная ступень интегра­ции предполагает

согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие

возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах

хозяйственного развития всего союза в целом и каждой из стран-участниц.

Последние два этапа могут включать в себя определен­ные подэтапы, связанные

со спецификой той или иной интеграционной группировки. Большинство из

существую­щих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии

формальной интеграции, т. е, проходит первый и второй этапы интеграционного

развития,

Международная экономическая интеграция рассматри­вается (особенно в ее

западноевропейском варианте) как трехуровневая модель. На микроуровне,

т. е. на корпора­тивном уровне, когда отдельные компании «ступают в пря­мые

хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы,

На межгосударственном уровне, когда целенаправлен­ная деятельность

государства (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным

процессам перепле­тения труда и капитала в пределах той или иной группы стран,

обеспечивает функционирование особых интеграци­онных инструментов,

Национальный уровень, на котором страны-участницы добровольно передают

ряд политико-экономических функ­ций.

Экономический и валютный союз, единый внутренний рынок в Европейском союзе.

Несмотря на то, что Соглашением по ЕЭС был выработан детальный 12-летний план

постепенного перехода к общему рынку к концу 1969 года, цель эта не была

достигнута. Единственный ощутимый результат был достигнут в сфере

обеспечения свободного движения товаров путем создания союзов потребителей,

которые открыли путь для свободного хождения товаров внутри Сообщества. Но в

других важных сферах, таких как свободное движение услуг, рабочей силы и

капиталов, свободы истеблишмента и либерализации платежей, ощутимого

прогресса не было, кроме нескольких отдельных примеров. Также не удалось

“привести к общему знаменателю” национальную экономическую политику для

преодоления экономического кризиса 1970-х г.г. И до 1980-х, пока национальные

границы мешали оживлению экономической активности, общий рынок оставался лишь

обещанием.

Для выхода из тупикового состояния, в котором он оказался, процессу

экономической интеграции нужен был новый политический стимул. Такую

инициативу подала в 1985 г. Комиссия в форме программы перехода к единому

европейскому рынку до 1992 года. Позже, в том же году, был опубликована так

называемая “Белая газета” — каталог специфических мероприятий с подробным

планом для завершения создания внутреннего рынка к концу 1992 года, и в конце

июня в Милане Совет Европы одобрил его. Но для каких-либо реальных

перспектив успешного завершения такого сложного процесса за 7 лет, при том,

что в этом не преуспело за 30 лет Сообщество, которое было гораздо меньшим,

нужны были не только заявления о политических намерениях и принятие

программы. Программа перехода к единому рынку должна была вылиться в

Соглашение, что и было достигнуто 1 июля 1987 года в Едином Европейском

Акте, который добавил новую статью в Соглашение по ЕЭС (сейчас статья 7а в

Соглашении по Европейскому Сообществу). В ней сказано:

“Сообщество примет меры для внедрения внутреннего рынка в срок до 31 декабря

1992 года... создав область действий без каких-либо границ, и на которой

будет гарантироваться свободное движение товаров, услуг, рабочей силы и

капитала”.

Для достижения этой довольно амбициозной цели все 282 меры, перечисленные в

“Белой газете”, успешно перешли в разряд законодательных. Но гораздо большим

успехом оказалось то, что весь этот процесс прошел при минимальных

возражениях со стороны стран-участниц, и целая сеть мер, мероприятий, средств

и схем по созданию единого рынка была успешно принята к действию. Конечно,

для того, чтобы реально использовать все эти схемы, их нужно было

адаптировать с учетом особенностей каждой отдельной страны. Многие из этих

282 пунктов вышли в форме директив для обязательного включения в национальное

законодательство и выполнения их до определенного срока. Некоторые

государства легче справлялись этой задачей, у некоторых возникали проблемы,

но исключительно по причине того, что не все местные власти были готовы к

определенным изменениям в столь короткие сроки. С другой стороны, когда

некоторые государства показали свою политическую неспособность исполнять

заранее согласованные решения, Комиссией было принято решение разбора этих

случаев в Суде Справедливости за нарушение законодательства Сообщества. Но

даже после того, как все решения внедрены, должно пройти какое-то время,

чтобы национальная экономика, а также население смогли приспособиться к новой

ситуации и начать ощущать все ее экономические преимущества. Несмотря на это,

настрой у бизнес-сектора самый оптимистичный. Создание единого рынка — это

именно тот редкий случай, когда подобное начинание настолько широко

поддерживается как предпринимателями и промышленниками, так и

общественностью. Одним из факторов, повлиявших на это, была широкая волна

информации как для компаний, так и для граждан о том, какие права и какие

выгоды они будут иметь после перехода к единому рынку. В распространении

такой информации большую роль сыграли Европейские Информационные Центры, а

также базы данных CELEX и INFO 92, к которым был свободный доступ, и в

которых можно было найти любую информацию по законодательству Сообщества и

регулирующим мерам по переходу к единому рынку.

Воодушевленные позитивной реакцией на программу по созданию единого рынка, в

1988 году Главы государств и правительств учредили Общество по продвижению

создания экономического и валютного союза (EMU). При этом логика была

следующей: как бизнесмен, так и рядовой гражданин не смогут ощутить всех

преимуществ единого рынка без фиксированных обменных курсов, или даже единой

европейской валюты. Большинство препятствий для свободного движения капитала

должны были быть устранены с переходом к единому рынку, так как банки и

страховые компании начали работать через национальные границы, и

соответственно поток капиталов начал стабильно расти. Но это также

чрезвычайно сузило спектр национальных полномочий в области валютной

политики. И чем ближе к завершению был процесс перехода к единому рынку, тем

более усиливалось давление по поводу тесного валютного сотрудничества, а

также ускорялось дальнейшее продвижение по пути к экономическому и валютному

союзу.

В Соглашение по Евросоюзу (и соответственно, по ЕЭС) была добавлена новая

секция по экономической и валютной политике (Статья № YI), которая заключает

в себе основной план по созданию экономического и валютного союза. С

вступлением этой статьи в силу, в процессе экономической интеграции

намечаются такие два основные направления.

Первое заключается в том, чтобы сделать единый рынок живой реальностью, и, в

частности, заполнить пробелы на этом пути у некоторых стран. На этом пути

перспективы весьма оптимистичны: уже видны результаты, чего удалось достичь,

а также тот факт, что единый рынок продолжает набирать очки в свою поддержку

и у политиков, и у бизнесменов, и у широкой общественности.

Второе направление заключается в том, чтобы, преодолев первую стадию на пути

к экономическому и валютному союзу, закончить вторую и третью. Эти обещания

выполнить гораздо тяжелее не только потому, что поставлены слишком жесткие

условия для перехода от одной стадии к другой, но и потому, что лидерам

Сообщества не удалось пока вызвать такую волну оживления для перехода к этим

стадиям, какую вызвал переход к единому рынку. Отрицательным моментом явилась

информация для общественного мнения о предложенных изменениях и причинах,

вызвавших их, что вызвало всеобщее подозрение и непринятие. Люди не смогли

увидеть преимуществ более тесной интеграции, и какие выгоды им это может

принести. Вместо этого начало распространяться мнение, что людей хотят

обмануть, в первую очередь это касалось устранения национальной валюты. И

поэтому это направление заключается не только в том, чтобы закрепить

выработанные критерии экономического и валютного союза, но и прислушаться к

людям и тому, что их волнует.

4.2. Основные принципы свободы единого рынка.

Центральным пунктом экономической интеграции является внутренний единый

рынок, учрежденный странами-участницами для того, чтобы создать объединенную

экономическую территорию, не разделенную ни таможенными, ни торговыми

барьерами. В основе единого рынка лежат такие четыре принципа — свободное

движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала. Второй и четвертый, как

известно, являются основными факторами производства

Свободное движение товаров (Статья 9-37 Соглашения по Европейскому Сообществу).

· Таможенный союз.

Первым шагом в создании внутреннего рынка было аннулировать все таможенные

пошлины, наложенные на импорт и экспорт между странами-участницами до этого

времени, и Соглашением был выработан план по постепенного удаления всех

внутренних пошлин в течение 12 лет.

Первых шесть стран-участниц закончили этот процесс в 1968 году, за 18

месяцев до обозначенного срока. Страны, вошедшие в Сообщество позже, также

уложились в установленные сроки и адаптировались к условиям единого рынка

очень быстро.

Процесс аннулирования таможенных пошлин внутри ЕЭС сопровождался принятием 1

июля 1968 года Единого Таможенного Тарифа (ССТ), которым стали облагаться все

импортируемые на территорию Сообщества товары. ССТ стал защитой Сообщества от

торгового потока извне, а также выровнял действующий до этого уровень пошлин

(который был очень высок в Италии и Франции, но очень низок в странах

Бенилюкс и Германии). Начиная с 1968 года ССТ претерпевал значительных

изменений как вследствие решения Совета Министров или переговоров между

Евросоюзом и другими странами, так и благодаря международным торговым

организациям, в частности Мировой Торговой Организации (Генеральное

Соглашение по Тарифам и Торговле). Таким образом, ввод единого внешнего

тарифа ознаменовал появление полного таможенного союза и завершение тем самым

первой стадии экономической интеграции.

· Смещение количественных ограничений.

Создание единого рынка, где было бы обеспечено свободное хождение товаров,

потребовало не только смещения таможенных границ, но и поднятие

количественных ограничений. Данные ограничения вводятся обычно для того,

чтобы защитить внутренних производителей от наплыва импорта, что выражается

в создании определенных количественных или стоимостных квот. Однако меры

подобного рода противоречат Соглашениям, и странам-участницам приходится с

этим считаться. Поэтому на данный момент все количественные ограничения на

внешнюю торговлю с Сообществом сняты.

Стоимостные ограничения перекликаются по сути с количественными, как бы

являясь их выражением. То есть, сами не являясь квотами или запретами, они

делают импорт некоторых товаров неэффективным или даже невозможным.

Столкнувшись со структурными проблемами в таких крупных областях как

производство стали, судостроение или легкая промышленность, и под давлением

таких факторов, как растущая безработица и рост импорта, в течение нескольких

лет страны-участницы вынуждены были оградить свои рынки и от других стран-

участниц, и вообще от торговли вне Сообщества. И хотя такие меры обычно ничем

хорошим не заканчивались, в некоторых странах преуспели в том, что

отечественные товары заняли доминирующее положение над импортными. Причины

этого заключаются, по видимому, в кардинальных различиях товаров,

производимых в каждой стране.

Много лет Сообщество пыталось убрать эти торговые барьеры и привести эти

национальные правила к общеевропейским стандартам. Очень часто эти требования

были более строгими, чем было необходимо, но в результате была достигнута

относительная гармонизация путем сложных и долгих процессов. В некоторых

случаях согласие по техническим условиям одной производственной единицы

достигалось годами. Это также вызвало проблемы, в частности, производители

часто не могли понять, каких стандартов придерживаться — например при

принятии инвестиционных решений, когда должно было пройти планирование на

несколько лет вперед, но невозможно было просчитать ни даты, ни стандарты. На

фоне этих проблем многим стало казаться, что так называемая “гармонизация” на

самом деле является не чем иным, как бюрократической уловкой Брюсселя,

который стремится создать “усредненную европродукцию”. На самом же деле

картина была совсем иной.

Переломным пунктом стал в 1979 году процесс в Суде Справедливости по делу

“Cassis de Dijon”, с помощью которого было найдено наиболее прагматичное

решение проблемы как обезопасить свободное движение товаров. Суд должен был

решить, соответствуют ли германские законы о минимальном содержании алкоголя

в винных изделиях — как местного производства, так и импортируемых — со

статьей 30 Соглашения по ЕЭС (в том, что касается свободного движения

товаров). Традиционные продукты, изготовленные в других странах Сообщества, с

низким содержанием алкоголя, включая французское “Cassis de Dijon”, не могли

продаваться на территории Германии как алкогольные напитки. Суд постановил,

что любой продукт, произведенный в странах Сообщества на законных основаниях

и продающийся в одной из этих стран, может также продаваться в любой другой

стране Сообщества. И защита от импорта устанавливается только в случаях,

предусмотренных Статьей 36 Соглашения по ЕЭС в том, что касается защиты

общественной морали, порядка и безопасности, защиты здоровья и жизни людей,

животных или растений, защиты национальных богатств, представляющих собой

художественную, историческую или археологическую ценность, а также защиты

промышленной и коммерческой собственности.

· Устранение налоговых барьеров.

Ключевым фактором, гарантирующим свободное движение товаров, является

уменьшение налоговых различий, препятствующих торговле между странами

Сообщества. Существуют также две основные причины, по которым налоговые

границы все-таки должны существовать.

Во первых, они дают гарантию того, что налоги на потребление (то есть

непрямые налоги), которыми облагаются товары на едином рынке, идут в

конкретную страну Сообщества, где они потребляются. На практике это выглядит

как возмещение налогов на экспорт. Поэтому, если товар, произведенный в

Германии, экспортируется во Францию и там потребляется, то германскому

производителю возмещаются непрямые налоги, уплаченные в Германии, а

французский импортер платит соответствующий налог во Франции. Таким образом

данная система гарантирует равные налоговые условия для отечественных и

импортируемых товаров. И налоговые границы, исходя из этого, являются как бы

платой за справедливость.

Во вторых, налоговые границы играют важную роль в борьбе против уклонения от

налогов и предотвращения теневой торговли. Без налоговых границ и

соответствующего пограничного контроля, невозможно было бы проверить,

действительно ли товар экспортируется, что дало бы возможность незаконного

провоза товаров как экспортируемых, и тем самым возмещение непрямых налогов.

Соответственно это дало бы возможность устанавливать демпинговые цены на

отечественные товары.

Поэтому, на данный момент налоговые границы все еще нужны. Это, однако, не

означает невозможность общего (без границ) налогообложения . Фактически с 1

января 1993 года пограничный контроль был заменен более сложной системой

деклараций, которая позволила убрать налоговый контроль на границах.

После1996 года целью стало ввести систему, известную как принцип

происхождения. Эта система позволит уйти и от неудобного декларирования, и от

возмещения налогов экспортерам, и от обложения налогами импортеров, а также

всех проверок, которые это влечет за собой. Вместо этого, в стране-

производителе при производстве товара уплачивается VAT. А для того, чтобы эта

система работала, во всех странах Сообщества ставки VAT должны быть

одинаковыми. Старая система (с непрямыми налогами) до сих пор применялась в

отношении алкогольных напитков, табака и нефтепродуктов. Но с переходом к

единому рынку ушли в прошлое любые ограничения для физических лиц,

путешествующих из одной страны Сообщества в другую.

Свободное движение рабочей силы (Статьи 48-51 Соглашения по Европейскому

Сообществу).

Свободное движение рабочей силы — уже реальность. Это право было

зафиксировано в Соглашениях и включено в компетенцию Совета в 1968 году. Оно

заключает в себе равные права для всех наций, входящих в Сообщество, по

трудоустройству, заработным платам и условиям работы в любой стране

Сообщества. Гражданам гарантируется географическая и профессиональная

мобильность и минимальный уровень социальной интеграции в любой из стран,

входящих в Сообщество, в которых они захотели работать.

· Географическая мобильность.

Под географической мобильностью подразумевается право человека уехать и

остановиться в любой стране Сообщества для того, что найти работу или

получить образование по специальности. Практически же это право

распространялось только на рабочих и тех, кто ищет работу. Но принятые в 1990

году дополнительные директивы распространили это право еще на студентов,

пенсионеров и безработных, при условии, что у них есть достаточные средства,

чтобы содержать себя, а также покрывать расходы по медицинской страховке.

Право на жительство для получивших работу сохраняется 5 лет, после чего может

быть продлено еще на 5 лет. В случае с теми, кто ищет работу, Суд

Справедливости постановил, что им должно быть дано достаточное время, чтобы

ознакомиться с вакансиями, на которые они могли бы претендовать, и в этом

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.