РУБРИКИ

Курсовая: Всё о Евросоюзе

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Курсовая: Всё о Евросоюзе

случае они имеют право оставаться в стране так долго, как они смогут

показывать, что действительно активно ищут работу с некоторыми положительными

перспективами. Если человек не смог получить работу, он, при соответствующих

обстоятельствах, может остаться жить в том месте, где он был трудоустроен

последний раз.

Национальные иммиграционные правительства не могут отказывать кому-либо в

праве на жительство, гарантированном законом Сообщества (на основе

общественной политики, безопасности и здоровья), кроме очень серьезных

случаев, и любой такой отказ должен быть представлен Суду Справедливости.

· Профессиональная мобильность.

Под профессиональной мобильностью подразумевают право людей на выбор любой

профессии, сроков трудоустройства и условий работы. То есть, к работникам из

других стран Сообщества не должно быть другое отношение, чем к местным

работникам ни в отношении оплаты труда, ни к доступу к образовательным

центрам , ни в повторном трудоустройстве в случае временной утраты

трудоспособности.

· Социальная интеграция.

Социальная интеграция заключается в праве работника пользоваться всеми

социальными благами, возможными в данной стране. Другими словами, работники

из других стран Сообщества должны иметь те же права и привилегии, что и

местные жители, как в плане условий жизни, так и в плане социальной защиты.

Правилами Сообщества гарантируется социальная защита как для работников, так

и для их семей.

Свобода истеблишмента.

В широком смысле, свобода истеблишмента это право людей выбрать или получить

любую работу. Это касается докторов, адвокатов, архитекторов, агентов по

недвижимости, брокеров, рекламных агентств также, как и технических,

художественных или ремесленных образований.

Это также касается свободы ведения бизнеса, в частности компаний, агентств

компаний, их отделений и филиалов.

Но это право не относится к постоянной или временной работе в органах власти.

Станы Сообщества сами решают, кому поручить управление властными структурами.

Но каждый спорный случай должен рассматриваться как с точки зрения соблюдения

прав и свобод человека, так и точки зрения национальной безопасности.

Право на истеблишмент должно предотвратить любые открытые или скрытые попытки

дискриминации при выборе занятия, как впрочем, и в случае со свободным

движением рабочей силы.

Свобода предоставления услуг.

Свобода предоставления услуг, в принципе включает в себя те же принципы, что

и свобода истеблишмента, но в случае с услугами, действия ограничены во

времени и должны каким-то образом пересекать внутреннюю границу Сообщества.

Также это право не распространяется на государственные структуры власти.

Лицо, предоставляющее услуги имеет право ездить к заказчику, пересекая при

этом самостоятельно границу для того, чтобы предоставить свои услуги в другой

стране Сообщества. Это типичный случай применения данной свободы.

Судом Справедливости также установлено, что лицо, желающее получить какие-

либо услуги также может пользоваться данной свободой. Под эту категория

попадают как лица, желающие воспользоваться медицинскими услугами в другой

стране, или туристы, так и люди, выезжающие в другую страну получать

образование или вести свой бизнес.

Данная свобода также применима к в случаях, если заказчик и лицо,

предоставляющее услуги, находятся каждый в своей стране, и только

предоставляемая услуга пересекает границу. Типичным примером могут служить

телевидение и радиовещание.

· Взаимное признание дипломов.

Принцип одинакового отношения означает, что у гражданина Европейского Союза,

желающего открыть какое-либо образование или предоставить услугу в другой

стране-участнице, не должны требовать выполнения каких либо более строгих

условий, чем для местных жителей в сфере образования, квалификации или

знаний. То есть, квалификация, равная по значению, но полученная в другой

стране Союза, должна быть признана равной соответствующей местной

квалификации. Но на практике, внесение этой свободы в национальное

законодательство — чрезвычайно тяжелый и долгий процесс, и одно время

предлагалось внести свои правила для каждой профессии отдельно. Наибольшие

проблемы возникают из-за профессий, связанных со здравоохранением.

Свободное движение капитала и платежей (Статьи 67-73 Соглашения по

Европейскому Сообществу).

Свободное движение капитала и либерализация платежей являются дальнейшими

важными шагами для завершения работы по созданию единого рынка. В

перспективе, нельзя будет говорить о свободном движении товаров или услуг,

пока не будут сняты ограничения на движение капитала, и инвестированию будут

подлежать наиболее экономически выгодные сегменты единого рынка.

· Свободное движение капитала

Первые директивы относительно освобождения движения капитала, принятые

Советом в 1960, 1962 и 1986 году, были направлены только на уменьшение

ограничений на операции с иностранной валютой. Но эти попытки были еще далеки

от того, чтобы расширить национальные рынки капиталов. За годы после этого

национальными парламентами было принято целый ряд законодательных актов,

регулирующих специфические аспекты рынка капиталов, такие как Государственное

регулирование деятельности банков, налоговые законы, требования безопасности

к операциям с обменом валюты и т.д.).

Только после 1986 года Комиссией был разработал первый детальный план по

созданию единого финансового пространства для либерализации движения капитала

внутри Сообщества. Целью было объединить все финансовые рынки и освободить

все валютные и финансовые потоки. Следуя плану, к 1 января 1993 года страны

Сообщества (кроме Греции) реально перешли к свободному движению капитала, и

на сегодня какие-то ограничения в этом вопросе могут вводиться только в

отдельных случаях, рассматриваемых Комиссией. Это событие знаменует первую

стадию перехода к экономическому и валютному союзу.

Свободное движение капитала дает возможность физическим и юридическим лицам

беспрепятственно открывать счета в любой из стран Евросоюза, а также

переводить неограниченные средства из одной страны в другую. Это также

означает неограниченные инвестиционные и финансовые возможности по всей

Европе. Также можно сказать, что свободное движение капитала неизбежно ведет

к более тесной экономической и финансовой интеграции.

· Либерализация платежей.

Свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала должно неизбежно

сопровождаться мерами по либерализации платежей. Любые обстоятельства,

которые препятствуют платежам за товары, услуги или оплату труда в другие

страны Сообщества, значительно затрудняют, или даже делают невозможным

выполнение этих основных свобод. Поэтому страны-участницы должны позволить

делать такие платежи в валюте страны, где проживает получатель.

4.3. Политика конкуренции.

Единый рынок для промышленных и сельскохозяйственных товаров не может

действовать эффективно, пока не будут созданы одинаковые для всех условия

конкуренции. Это единственный путь обезопасить единый рынок от каких-либо

нерыночных факторов. Учрежденная Европейская Комиссия регулирует этот

вопрос, а с 1991 года на нее также возложена функция контроля (с правом

“вето”) за принятыми решениями в этой области, а также за соблюдением

соглашений и ограничений.

4.4. Экономический и валютный союз.

· Ранний период.

Создатели Сообщества полностью отдавали себе отчет в том, что создание общего

рынка и эффективное внедрение общей политики во многих сферах неизбежно

должно сопровождаться внедрением общей экономической и валютной политики.

Естественно. что постепенный переход к общему рынку приведет к все

усиливающейся взаимозависимости между странами Сообщества, что сильно

усложнит их индивидуальный выбор краткосрочных экономических реалий.

Постепенно, экономические изменения, принятые одной страной становились

общими и для ее партнеров, по мере того, как усиливалась их

взаимозависимость. Именно поэтому возникла объективная необходимость подвести

общую основу под национальную политику в области экономики каждой из стран-

участниц.

Несмотря на это, никто из создателей Сообщества не взял на себя

ответственность возглавить процесс объединения экономической и валютной

политики, который бы в перспективе привел к экономическому и валютному союзу.

Страны Сообщества не были готовы к тому, чтобы пожертвовать Сообществу свой

суверенитет в вопросах валютной, бюджетной и фискальной политики. Вместо

этого, общие цели национальной экономической политики были установлены, и

Государства - члены согласились в стремлениях к целям полной занятости,

ценовой стабильности, баланса платежей и стабильности валюты. Шесть стран-

основательниц также согласились с тем, чтобы координировать свою

экономическую политику совместно с институциями Сообщества.

Очень скоро стало очевидным, что фактическое продвижение координирования их

политики зашло далеко за пределы ожиданий. Несмотря на этот факт, что это

было вообще проведено исходя из жизненной важности для консолидации

Европейской интеграции, большая цель экономического и валютного союза,

осталось не достигнутой.

· Первая новая инициатива.

В 1969 году на Встрече на высшем уровне в Гааге политические лидеры

Сообщества выступили с новой инициативой по экономическому и валютному

союзу. Совет и Комиссия были уполномочены составить план постепенного

развития. Комитет возглавил Пьер Вернер, Премьер-министр и Министр финансов

Люксембурга, и в октябре 1970 был представлен окончательный проект. План

Вернера выделил три стадии на пути к экономическому и валютному союзу, при

том, что заключительная стадия должна быть пройдена к 1980 году, пока

национальные инструментарии экономического и валютного регулирования были бы

объединены для наднационального регулирования в Сообществе. В 1971 году

Совет принял несколько решений задним числом, с 1 января, для того, чтобы

начать продвижение в рамках первой стадии создания экономического и

валютного союза.

Но уже в апреле 1973 года Комиссия передала Совету отрезвляющее сообщение

относительно начальной стадии. Государства - члены едва ли достигли какого-

либо прогресса в координировании их экономической политики. Под давлением

повсеместно ускоряющейся инфляции и сильных колебаний на международных

валютных рынках, они предпочли односторонние национальные меры, а не

вырабатывать общий курс, который бы обеспечил успех вцелом. Их желание

принять общие условия и эффективно использовать весь потенциал Сообщества

было принесено в жертву краткосрочным целям. В начале второй стадии, в

феврале 1974 г. , Сообщество предприняло все усилия, чтобы придерживаться

плана по созданию экономического и валютного союза. Но попытка потерпела

неудачу, и вторая стадия так и осталась на бумаге. Вместо это, в начале было

предпринято множество одноразовых мер по улучшению и расширению диапазон

инструментариев, пригодных для ведения валютной политики и координирования

экономической политики.

· Европейская валютная система.

Введение Европейской Валютной Системы (EMS) в марте 1979 г. задало новый

размер Европейскому валютному сотрудничеству. Цель состояла в том, чтобы

создать зону валютной стабильности в Европе, свободный насколько возможно от

сильных колебаний курса валют. Изменчивость обменных курсов заставила

Европейские компании проявлять осторожность при совершении основных

долгосрочных инвестиционных проектов в других странах Сообщества и не дала

возможности ощутить все преимущества Общего рынка. Столкнувшись с такой

непредсказуемостью, многие из них решили, что сложные экономические

вычисления стали не намного эффективнее, чем игра в рулетку, и ставки слишком

высоки для того, чтобы рисковать. EMS стремится достигать стабильности

внутренней цены и внешнего обменного курса посредством системы

установленных но гибких ставок при регулировании , которые опираются на

многообразие мер и механизмов кредитного вмешательства. Обязательства,

наложенные на Государства - члены системой, и сами способы, с помощью

которых осуществляется деятельность, ведут к большей сходимости между

экономической и валютной политикой Государств - членов, что является залогом

успеха.

·Путь к экономическому и валютному союзу.

В июне 1988 года Главы государств и Правительств возобновили инициативу по

экономическому и валютному союзу как часть программы завершения единого

рынка. По их запросу Комитет высококвалифицированных экспертов под

председательством Президента Комиссии Жака Делора собрался для рассмотрения

путей и средств достижения этой цели. В апреле 1989 г. Комитет закончил

работу и был издан Отчет Делора , в котором подробно были описаны условия,

которые были должны быть выполнены, чтобы установить экономический и валютный

союз, а также проект трехстадийного плана. Это сообщение было одобрено

лидерами Сообщества в июне 1989 г. и послужило основанием для последующих

действий.

· Успешное продвижение к первой стадии

Первая стадия должна была начаться до 1 июля 1990 г., и срок был выдержан.

С этого времени все ограничения на валюту и движения капитала между

Государствами - членами (с очень немногими исключениями) были выполнены.

Более тесная координация и общий контроль экономической политики Государств

- членов были введены, а также улучшилось сотрудничество между центральными

банками в Комитете Управляющих Центральных Банков.

Начало второй стадии

Согласно Соглашению по Европейскому Союзу, 1 января 1994 г. был установлен

датой начала второй стадии. В то же самое время Соглашение дало законные

основания для заключительной стадии экономического и валютного союза.

Основная цель второй стадии состоит в том, чтобы гарантировать широкую

сходимость между экономической политикой Государств - членов. К этому времени

Совет Европы сформулировал главные экономические принципы политики, и

Государства - члены должны были выполнить программу сходимости в

установленные сроки, что гарантировало бы их участие в заключительной стадии

экономического и валютного союза.

Так как заключительная стадия влечет за собой учреждение независимого

Европейского Центрального Банка, Государства - члены, чьи Центральные Банки

все еще должны следовать правительственным инструкциям , начал готовить

законодательство, которое бы гарантировало независимость их валютных

властей в течение второй стадии. Кроме того, в начале второй стадии

Европейский Валютный Институт (EMI) (г. Франкфурт-на-Майне) был определен

предшественником Европейского Центрального Банка .

· Третья стадия

Перед началом осуществления третьей стадии, Государства - члены должны были

пройти довольно сложное испытание в конце 1996, чтобы определить, которые из

них выполняют жесткие критерии сходимости, установленные для участия в

единой валютной системе.

Только если большинство отвечает этим критериям, Совет Европы может

принять решение о начале деятельности экономического и валютного союза. Если

же большинство не соответствует условиям, то начало экономического и

валютного союза автоматически откладывается до 1 января 1999 г., когда те

Государства - члены, которые удовлетворяют принятым критериям, должны

перейти на единую валюту. Однако, для Великобритании и Дании установлены

специальные условия: Великобритания зарезервировала право выхода в любое

время, а Дания полностью исключила свое участие в единой валютной системе.

· Достижение экономического и валютного союза

Сердцем экономического и валютного союза будет независимый Европейский

Центральный Банк (ECB), который будет управлять поставкой денег Европейской

валюты, а также, подобно национальным центральным банкам, будет ответственен

за стабильность валюты. Он будет иметь право разрешить выпуск банкнот и

монет в Сообществе.

В то же самое время ECB формирует краеугольный камень из Европейской Системы

Центральных Банков (ESCB), включая непосредственно ECB Центральные банки

Государств - членов. Задачи ESCB состоят в том, чтобы определять и

осуществить валютную политику Сообщества, управлять официальными валютыми

запасами Государств - членов и обеспечивать бесперебойное действие системы

платежей в Сообществе.

· Евро.

Евро играет центральную роль в системе. (Название имеет двойные корни,

являющиеся сокращением ' Европейская единица валюты ' и также название

французской золотой монеты ХIII столетия.) Включает в себя набор валют

Государств - членов, от каждой валюты в пропорции от экономического

потенциала рассматриваемой страны. Точная ценность в каждой валюте

рассчитывается каждый день Комиссией, и курсы эти издаются в Официальном

журнале Европейских Сообществ.

Экю выполняет четыре главных функции: первая - общая единица в механизме

обменных курсов: действует как индикатор, определяет отклонение курса одной

валюты от других; служит как единица расчета по кредитным сделкам

инвестициям; используется для взаимозачета долгов между национальными

валютными институциями. Экю также используется как единица расчетов в

бюджете Сообщества, и все внешние пошлины, налоги, уплаты, и другие

внутренние платежи Сообщества выражаются и выплачиваются в экю.

В частных операциях экю является защитой как граждан, так и бизнес-сектора

от внезапных колебаний в обменных курсах. В банковской системе экю уже

работает как Евро-валюта, используемая для частных сбережений и сбережений

предприятий, кредитов и т.д. Надежда на то, что в конечном счете люди будут

использовать экю в любом Государстве - члене как приемлемую альтернативу к

национальной валюте. конечно же присутствует.

Но эта цель все еще далека, и экономическая и валютная политика, должна

будет стать намного ближе прежде, чем это сможет найти реальное практическое

применение. Однако, многие надеятся, что к 2000 году, продвижение к

экономическому и валютному союзу сделает возможным для граждан Союза

использование банкноты и монеты экю как Европейскую валюту, для того чтобы

оплачивать повседневные нужды.

Евро

Вот уже семь лет страны ЕС возводят Экономический и валютный союз. В Европе

уже целый год функционирует новая валюта - евро.

Евро (euro) - денежная единица стран-участниц европейского Экономического и

валютного союза - ЭВС (EMU). Была введена в безналичное обращение с 1 января

1999, в наличное обращение вводится с 1 января 2002. Официальный код евро по

стандарту ISO-4217 - EUR. Официальное графическое обозначение евро -

"эпсилон", похожий на русское "э" - только наоборот и с двумя горизонтальными

линиями посередине, - это символ преемственности идей единства Европы. Судя по

тому, как проходит вживление новой валюты в экономику Европы можно сказать, что

мировая экономическая теория получила еще одно блестящее подтверждение работы

тщательно спланированных экономических механизмов. Предполагается, что евро

станет мощным противовесом американскому доллару и укрепит позиции ЕС в этом

отношении.

График введения единой валюты:

Курсовая: Всё о Евросоюзе

Процедура ввода евро в обращение разделена на три этапа. На первом этапе

, который начался 1 января 1999 года, евро будет использоваться в безналичных

расчетах наравне с национальными валютами стран-участниц ЭВС, конечно при

условии, что страны будут соответствовать "критерию слияния", включающему ряд

экономических показателей (см. приложение 1):

1) Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % средний уровень

трех стран-членов ЕС с наиболее низким уровнем инфляции.

2) Государственная задолженность должна составлять менее 60 % от ВНП.

3) Государственный дефицит должен составлять менее 3 % от ВНП.

4) На протяжении, по меньшей мере, двух лет должны соблюдаться пределы

колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без

девальвации по отношению к валюте других стран-членов ЕС.

5) Долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2 %

средний показатель для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции.

Код валюты (по стандартам ISO) - EUR

1 EURO = 100 EURO cent.

На первой стадии основные финансовые системы должны быть снабжены функцией

двойного пересчета. Это означает, что любая сумма вводится и обрабатывается

одновременно в двух единицах: евро и национальной валюте. Данный этап

представляется многим обманчиво легким.

На практике все выглядит несколько иначе, чем в теории. Переход на евро -

удовольствие не из дешёвых. Аналитики корпорации Gartner Group полагают, что

предприятиям предстоит выложить от 150 до 400 млрд. долл. (по расчетам

специалистов IBM - 175 млрд. долл.).

Но и это еще не все. Нет точных правил пересчета. Как поступить, например, с

округлением в случае с лирой и испанской песетой? Цифры здесь в несколько раз

больше, чем при подсчете в немецких марках или голландских гульденах.

Экономический и Валютный союз требует проводить все подсчеты с точностью до

шестого знака после запятой, однако это может привести к весьма забавным

ошибкам после округления.

Даже когда все необходимые мероприятия останутся позади, разрекламированные

преимущества единой валюты (в частности, возможность путешествовать, не меняя

деньги и не оплачивая каждый раз банковский комиссионный сбор) будут

восприниматься жителями континента с определенной долей скептицизма. Каждый

кассовый аппарат и торговый автомат придется перенастраивать под новые

банкноты и монеты. Это достаточно обременительно, поэтому Экономический и

Валютный союз принял решение: с 1 января 1999 года все обязаны выставлять

цену на предлагаемые товары и услуги одновременно в евро и местной валюте.

При этом, в межбанковских расчетах и на фондовом рынке национальные валюты

полностью прекратят хождение и будут заменены евро. Курс каждой валюты

рассчитан на основе достаточно сложной формулы, учитывающей отдельные

экономические показатели страны, курс ее валюты по отношению к экю, кросс-

курсы валют стран ЭВС и т.д. Предварительные курсы были объявлены в начале

1998 года, а окончательные стали известны 1 января 1999 года. После

объявления окончательных курсов они останутся неизменными до 1 июля 2002

года, когда национальные валюты прекратят хождение. Так как курс был

зафиксирован раз и навсегда, то по сути дела, с 1999 года национальные валюты

стали одной из форм евро, только с другим названием. Министры финансов стран

Европейского Союза объявили следующие курсы курсы конвертации валют 11 стран

в новую общую валюту - евро.

Немецкая марка1.95583
Французский франк6.55957
Финская марка5.94573
Голландский гульден2.20З71
Австрийский шиллинг13.7603
Итальянская лира1936.21
Испанская песета166.386
Португальский эскудо200.482
Ирландский фунт0.787564
Бельгийский/ Люксембургский франк40.3399

Второй этап - ввод евро в наличное обращение и его параллельное хождение

с национальными валютами продлится с 1 января по 30 июня 2002 года. Для того

чтобы успешно подготовится к этому этапу, уже началось изготовление банкнот и

монет. В связи с этим интересно отметить, что в отличии от банкнот, монеты

будут иметь "страновые отличия". В то время, как дизайн лицевой стороны всех

монет (аверса) будет одинаков, внешний вид обратной стороны (реверса) будет

зависеть от того, в какой стране отчеканена эта монета. Однако, кроме внешнего

вида, евро отчеканенное, например, в Германии ничем не будет отличаться от евро

отчеканенного в других странах ЭВС.

И, наконец, 1 июля 2002 года, прекратятся все расчеты в национальных валютах

стран-участниц ЭВС. Евро останется единственным законным платежным средством

на территории европейского Экономического и валютного союза. Эксперты

Европейского Союза считают вполне реальным переход на наличные расчеты в

единой европейской валюте реальным уже в 2000 или 2001 году, а не в 2002

году, как запланировано. Обосновывая свое мнение, они ссылаются на то, что

введение безналичных расчетов в евро с 1 января 1999 года прошло весьма

удачно. Эксперты также указывают, что за скорейшее введение наличных расчетов

в евро выступает ряд ведущих европейских политиков.

Этот механизм давно запущен и с каждым днем набирает обороты. И все-таки

хочется понять, ради чего затевается столь амбициозная программа, почему

именно сейчас европейские страны вдруг решили променять дорогие им марки,

франки и шиллинги с портретами великих людей отечества на общие для всех евро

с безликими мостами и арками.

Первое объяснение, которое приводится чаще других и лежит на поверхности,

выглядит так. Существование в Европе большого числа независимых государств с

собственной валютой обходится слишком дорого. В первую очередь это касается

издержек по конвертации. Еще в ХIV веке купцы Северной Германии убедились, как

накладно вести торговлю с многочисленными соседями – крохотными княжествами,

герцогствами и королевствами. Из-за бесконечных обменов одних денег на другие

часть выручки неминуемо оседала в сундуках у менял. Тогда практичные немцы

заключили между собой валютный союз и начали чеканить монеты единого образца.

По существу данная проблема не решена до сих пор.

После того, как бумажные деньги перестали размениваться на золото и в 1971 г.

рухнул золото-долларовый стандарт, к старым неприятностям добавилась еще

одна, теперь гораздо более существенная. Если в Соединенных Штатах или Японии

экономические агенты страдают и, соответственно, страхуются от колебаний

курса одной валюты, то в Европе – сразу от нескольких. При этом страны ЕС

активно вовлечены в мировую торговлю (например, в ФРГ и Франции доля экспорта

в ВВП составляет около 20%, в Нидерландах - 47%, по сравнению с 8–9% в США и

Японии), поэтому и масштаб потерь у них достаточно велик. Сейчас из-за

циркуляции множества различных валют страны Евросоюза ежегодно теряют 20–25

млрд. ЭКЮ: сюда входят расходы по страхованию, обменным операциям, а также

ведению бухгалтерского учета и коммерческой документации в разных денежных

знаках.

Вторая причина – совсем прозаичная, но она-то и является главной.

Проводимая странами ЕС экономическая политика больше не соответствует задачам,

стоящим перед обществом. Если Западная Европа в ближайшее время не изменит

методов управления хозяйством, то она сама лишит себя шансов выдержать мировую

конкурентную гонку. По темпам экономического роста ЕС уже в течение многих лет

с трудом поспевает за своими ближайшими соперниками. В 1996 г. ВВП государств

Евросоюза увеличился на 1,6% по сравнению с 2,4% в США, 3,8% в Японии и 7,5% в

странах Юго-Восточной Азии.

На конкурентоспособность европейских товаров отрицательно влияет

необоснованно щедрая система социальных льгот. Из-за больших косвенных

налогов и отчислений в социальные фонды уровень налогообложения ЕС примерно

на треть больше, чем в США или Японии. Во многих странах Евросоюза стоимость

рабочей силы в промышленности выше, чем в Соединенных Штатах, хотя

производительность труда составляет только 80% от американской.

Европейская система социального обеспечения складывалась в 50-60-е гг., когда

число нуждающихся в государственной поддержке было относительно невелико.

Теперь под эту категорию подпадает чуть ли не каждый четвертый. На людей

старше 65 лет приходится 15% всех граждан Европейского Союза и еще 5% – на

безработных. В то же время средний размер пенсии по старости составляет более

60%, а пособия по безработице – более 40% среднестатистического ВВП на душу

населения. Сейчас на выплату пенсий тратится 16–20% всех государственных

расходов. Немудрено, что национальные бюджеты просто не выдерживают

увеличивающейся с каждым годом нагрузки.

У всех участников ЕС, кроме Люксембурга, государственный долг превышает

половину годового ВВП, а в Бельгии, Греции и Италии он достигает 110–130%

ВВП.

Крупная государственная задолженность «оттягивает» средства из реального

сектора и подталкивает вверх процентные ставки. Это, в свою очередь,

сдерживает инвестиционную активность и, следовательно, препятствует решению

социальных проблем. Чтобы вырваться из замкнутого круга, западноевропейским

странам не остается ничего другого, как «затянуть пояса». И сделать это

придется вне зависимости от того, будет ли создан валютный союз или нет. В

противном случае ЕС не только потеряет свои позиции в международном

разделении труда, но и столкнется с бесконтрольным нарастанием социальной

напряженности.

Если страны ЕС проведут все-таки необходимые экономические реформы не по

отдельности, а вместе, и евро состоится, то это принесет им неизмеримо больше

выгоды, чем в случае разрозненных действий. И это третий существенный

аргумент в пользу валютного союза. Появление единой европейской валюты позволит

превратить территорию ЕС в действительно однородное экономическое пространство,

где операторы из разных стран будут иметь равные условия для деятельности. Уже

сейчас внутри ЕС практически отменены все барьеры на пути движения товаров,

капиталов и рабочей силы, значительно либерализован рынок услуг. Пока Европа не

преодолеет экономическую раздробленность, она не сможет на равных конкурировать

с США и Японией.

Идея Евро берет свое начало в середине сороковых годов и принадлежит

поколению юношей и девушек, достигших совершеннолетия вскоре по окончании

Второй Мировой войны. Идея обманчиво проста: если между странами Европы будут

созданы крепкие коммерческие, политические и социальные взаимосвязи, новый

военный конфликт на континенте станет невозможен.

Создание вслед за объединением Германии и окончанием действия Варшавского

договора единой европейской валюты на первый взгляд представляется очевидным

шагом. Действительно, почему бы и нет? Если европейцы хотят забыть о старых

распрях, то какие могут быть денежные разногласия между новыми друзьями?

Однако когда речь заходит о финансовых проблемах, никто не хочет оказаться в

роли проигравшего.

"Тенденция, которую я наблюдаю в Европе, на редкость парадоксальна, - отметил

Билл Зейц, президент нью-йоркской консалтинговой компании Beyond The

Millenium Solution и бывший заместитель начальника информационного отдела

компании American Cyanimid. - Англичанам, которые по иронии судьбы не

принимают участие в первом раунде, я бы присудил первое место по глубине

анализа проблемы и наработанным решениям. Все остальные плетутся в хвосте".

С данным утверждением в той или иной степени готово согласиться большинство

наблюдателей.

Подобная неопределенность не могла не сказаться и на характере подготовки

компаний к евро, которая, надо признать, происходит довольно неорганизованно.

Неудивительно, что представители крупнейшей французской компании LVMH,

выпускающей шампанские вина Louis Vuitton, Moet-Chandon и бренди Hennesy,

отказались сообщить подробности планов перехода на евро, сославшись на то,

что это может сказаться на стоимости ее акций. Продукция этой фирмы,

специализирующейся на производстве предметов роскоши, традиционно продается в

беспошлинных магазинах разных стран мира, поэтому опыт работы с множеством

различных валют у ее сотрудников имеется.

Однако пока желающих похвастаться своими достижениями что-то не видно. "Мы

все делаем с небольшим опережением графика", - заявил директор по

информационным технологиям Louis Vuitton Жан-Франсуа Мартен. От дальнейших

комментариев он отказался.

К счастью, хранят молчание отнюдь не все: маленькие немецкие рестораны и

бистро уже выдают чеки одновременно в марках и евро.

Иан Тейлор, член палаты общин парламента, в период правления Джона Мейджора

возглавлявший компанию Exchequer, считает, что введение евро неизбежно, но

чревато непредсказуемыми экономическими последствиями.

Тейлор, как и Зейц, считает Великобританию лидером в "гонке за евро".

Примером, с его точки зрения, могут служить подготовительные мероприятия в

Лондоне. Поскольку Соединенное королевство не принимает участие в первом

этапе, англичане вправе рассматривать евро просто как еще одну иностранную

валюту.

Герд Круз, вице-президент и директор проектов 2000 и евро, выделил две

проблемы, связанные с единой валютой; "Мы считаем, что частный сектор

подготовлен к евро значительно лучше. Государственный же, увы, отстает".

Отстающий государственный сектор в Европе, где практически все

правительственные учреждения оказывают существенное влияние на жизнь граждан

- серьезная проблема, которая, в принципе, может встать достаточно остро во

всех 11 странах.

Каковы бы ни были краткосрочные прогнозы, перспективы евро продолжают

оцениваться достаточно оптимистично. Как раз в разгар дебатов о причинах

ослабления общей валюты премьер-министр Великобритании Тони Блэр лично

представил в парламенте доклад о мероприятиях по подготовке к операциям с

евро. В сущности, он лишь подтвердил, что выступает за присоединение Британии

к евро, если новая валюта докажет свою успешность и будет соответствовать

пяти экономическим критериям, которые были сформулированы министром финансов

Гордоном Брауном с той же трибуны еще более года назад. Эти критерии включают

в себя: устойчивое сближение экономических циклов в Британии и Еврозоне;

отсутствие угрозы финансовым интересам Сити; способность стимулировать приток

иностранных инвестиций; отсутствие угрозы сокращения числа рабочих мест;

достаточная гибкость британской экономики, чтобы адаптироваться к

экономическим шокам после присоединения к евро. Несмотря на то, что в докладе

не содержалось ничего принципиально нового, все комментаторы расценили личное

участие премьер-министра в его представлении как признак усиления кампании за

вхождение Великобритании в ЭВС. Улучшение перспектив дальнейшего расширения

валютного союза, безусловно, окажет положительное влияние на имидж евро в

глазах инвесторов. Но только время покажет насколько положительно

воздействует евро на экономику участников ЕС, ведь по самым оптимистическим

прогнозам экономический эффект наступит только через 5-10 лет.

Тем не менее, согласно Евростат, экономика Европейского союза по-прежнему

отстает по темпам роста от США, а средние показатели стран-членов ЕС во

многих отношениях хуже, чем в Америке. "Это очевидный факт - Европа все еще

отстает. Так, на протяжении последних 10 лет среднегодовой экономический рост

в ЕС составлял порядка 2,5%, что почти на один процентный пункт меньше, чем в

США", - сказала директор европейского направления ВЭФ Анн Меттлер. Это

очевидно. В 2002 году рост валового продукта в ЕС составил всего 1,25% - это

значительно меньше показателей, ожидающихся в США. На этой неделе ВЭФ

проводит Европейский экономический саммит, который состоится в австрийском

городе Зальцбург. Меттлер, в этом году возглавляющая седьмой ежегодный

европейский саммит ВЭФ, отмечает, что из стран ЕС наиболее близка показателям

США Финляндия, а хуже всего развиваются Португалия, Испания, Италия и Греция.

Экономика Евросоюза в фазе стагнации уже не первый год. Рост минимальный:

1,5- 2 процента в год в лучшем случае. Это ровно в два раза меньше, чем

общемировой показатель, - 4,3 процента, не говоря уже про Азию и Россию, где

рост - почти 6 процентов (данные Евростата). Рекордно высокие цены на

энергоносители - нефть, газ, металлы - гасят все темпы роста экономики

Евросоюза, которая росла как на дрожжах в 90-е годы при дешевых ресурсах.

Ближайшие перспективы не обещают существенного снижения цен на

энергоносители, а значит, и существенного прироста экономики ЕС. Наглядный

пример. Главный локомотив Евросоюза Германия сегодня сталкивается с очень

серьезными трудностями: нулевой рост, рекордная безработица (11 процентов),

проблемы адаптации Восточной Германии. Объем ВВП в 4 квартале по Европе(12)

вырос всего на 0,2% (в 3 квартале прирост составлял 0,3%). Основной причиной

столь слабого роста является замедление развития первой системы региона -

Германии. По словам аналитиков Lehman Brothers International в Лондоне,

такого роста явно недостаточно, чтобы покрыть образовавшиеся бреши на

немецком рынке труда. В мире,возможно, начинается новый виток рецессии,

отмечают специалисты.

Ожидается, что в 2005 году темпы роста экономики стран евро-зоны замедлятся

на 0.1%. Рост ВВП новых членов ЕС составит 4.5%, а общий показатель Евросоюза

составит 2.2%, то есть сократится по сравнению с прошлым годом на 0.2%.

Влияние ЕС на экономику отдельных стран.

Население ЕС насчитывает 450 миллионов - больше, чем Соединенные Штаты и

Россия, вместе взятые. ЕС является крупнейшей мировой торговой державой,

производящей четверть всемирного богатства. ЕС предоставляет наибольший объем

помощи бедным странам, чем любой другой донор. Его валюта - евро - является

второй после доллара США на международных финансовых рынках.

ЕС - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть

мировой торговли. Это также крупнейший импортер сельскохозяйственных

продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся

странам.

В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения об ассоциации с 69

странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна, к числу которых

относится и большинство беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами ЕС

заключил двусторонние договоры различного типа.

В целом ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 странами

мира. Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в ООН. Он

принимает участие в ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих

государств Запада - в лице четырех своих крупнейших членов - Франции,

Германии, Великобритании и Италии, а также президента Комиссии ЕС,

непосредственно представляющего Союз.

ЕС с самого начала является активным участником процесса СБСЕ (ныне ОБСЕ).

Уровень «открытости» экономики ЕС, измеряемый экспортной и импортной квотами,

значительно выше, чем в других центрах миро­вого хозяйства. Однако страны ЕС

в целом зависят от внешнего мира, за счет которого им приходится

удовлетворять 45% своих энергети­ческих потребностей и самых необходимых

сырьевых ресурсов. Экс­портная квота в среднем составляет около 25%. Для

отдельных, преж­де всего малых, западноевропейских стран зависимость от

внешнего рынка еще более существенная.

Большая часть (до 2/3) торговли стран ЕС приходится на взаим­ную торговлю (у

всех стран ЕС этот показатель превышает 50%, а у малых стран — 70%), около

10% — на торговлю с другими европейскими странами — членами ОЭСР, около 7% —

на торговлю с США, около 4% — на торговлю с Японией, около 12% — на торговлю

с развивающимися странами.

Несмотря на то, что торговые контакты между отдельными евро­пейскими странами

играют весьма значительную роль во внешней торговле стран Союза, региональный

рынок европейских стран не может ограничить сферы деловой активности

европейских компаний. Страны ЕС вынуждены общаться с другими секторами

мировой экономики, что обусловлено, в частности, ресурсной ограничен­ностью

региона. Нефть, газ, уголь, лес, цветные металлы и многое другое страны ЕС

получают из третьих стран.

Кроме того, другие страны являются для Союза важными рынками сбыта продукции,

поскольку ЕС — крупнейший экспортер сельско­хозяйственной продукции.

Европейские пищевые и текстильные компании — мировые лидеры в своей отрасли.

Традиционно сильные позиции занимает европейская химическая промышленность.

Она поставляет на мировые рынки около 2/3 всего экспорта промышленных товаров

по сравнению с 15% США и 5% Японии. ЕС явля­ется крупнейшим экспортером

продукции машиностроения, даже без учета внутрирегионального оборота на

западноевропейские страны приходится почти 30% ее мирового экспорта (Япония —

18%, США — 13%). Весьма прочные позиции занимает ЕС в области

телекоммуникационного и аэрокосмического оборудования, оптоэлектроники. На

западноевропейскую авиационную промышлен­ность, которая экспортирует почти,

1/3 своего выпуска, приходится около 1/4 мирового рынка гражданского

авиастроения. С другой стороны, сохраняется отрицательное сальдо баланса ЕС в

торговле высокотехнологичным информационным оборудованием, бытовой

электроникой.

Промышленно развитые страны остаются главными торговыми партнерами ЕС среди

третьих стран, из которых можно выделить США и Японию.

На долю промышленных товаров приходится около 80% общего импорта стран ЕС из

США. Производственное и транспортное обо­рудование — наиболее важная группа

товаров, импортируемых из США, на нее в 1993 г. пришлось около 1/2

совокупного импорта стран ЕС из США. Импорт сырья (СМТК 0-4) составляет 13,5%

об­щего импорта стран ЕС из США.

Импорт трех наиболее важных групп СМТК, импортируемых из США, к которым

относятся офисное оборудование и компьютеры, прочие промышленные товары и

электрооборудование, составляет около 30% общего импорта стран ЕС из США.

Импорт офисного оборудования и компьютеров из США составляет 37% общего

импорта стран ЕС этого товара. К товарам, потребность в импорте которых

удовлетворяется в большой степени за счет импорта из США, относятся

масленичные (49% всего импорта этого товара в страны ЕС обеспечивается за

счет импорта из США), измерительные инструменты (48,4%), химические материалы

и продукты, n.e.s. (ранее нигде не классифицированные) (44,4%),

электрогенераторы (43,9%) и прочее транспортное оборудование (43%).

Экспорт промышленных товаров составляет около 86% от общего экспорта из стран

ЕС в США, а экспорт производственного и транс­портного оборудования—около

45%, сырья — около 10%.

Основная продукция, .экспортируемая в США из стран ЕС, — транспортные

средства (около 10% от общего экспорта из стран ЕС в США). Около 20%

совокупного экспорта транспортных средств из стран ЕС приходится на США.

Следующей важной группой товаров, экспортируемых в США, являются

электрогенераторы и специаль­ное оборудование. Эти три группы товаров

составили 23% от общего экспорта из стран ЕС в США в 1993 г. Товарами,

которые экспорти­руются главным образом в США, являются электрогенераторы,

офис­ное оборудование, а также компьютеры и напитки.

Главные торговые партнеры США из стран ЕС — Германия и Великобритания.

Страны ЕС из Японии импортируют 4 группы товаров (транс­портные средства,

офисное оборудование, электрооборудование, n.e.s. (ранее нигде не

классифицированное) и аудио- и телеаппаратура, которые составляют более 60%

всего импорта стран ЕС из Японии. Импорт транспортных средств составляет

около 25% всего импорта стран ЕС из Японии и более 50% общего импорта

транспортных средств.

Экспорт стран ЕС в Японию менее однороден, чем импорт, и пере­чень

экспортируемых товаров более широк. Так же как и в импорте, наиболее крупной

группой товаров, экспортируемых в Японию из стран ЕС, являются транспортные

средства. На них приходится около 1/6 общего экспорта из стран ЕС в Японию и

1/12 общего экспорта транспортных средств из стран ЕС. Кроме транспортных

средств, наиболее крупными товарными группами в экспорте являются медицинское

оборудование, фармацевтическая продукция и прочие промышленные товары.

Главным торговым партнером Японии из стран ЕС является Гер­мания, сохраняющая

за собой около 1/3 всего импорта и экспорта ЕС в Японию.

Чтобы усилить политическую стабилизацию и экономическое развитие региона, ЕС

представил 18 сентября 2000 Автономные Торговые Меры в пользу стран

Западных Балкан, которые будут применены до 31 декабря 2005. Базируемый на

прежнем довольно либеральном торговом режиме с Западными Балканами, торговые

меры отменяют прежние тарифы для фактически всех промышленных товаров за

исключением некоторых текстильных изделий и улучшают доступ к рынку

сельскохозяйственной и продукции рыболовства.

ЕС имеет хорошо налаженные двусторонние торговые отношения со Швейцарией,

основанные на существующем свободно-торговом соглашении 1972. С 1994 ЕС и

Швейцария организовали переговоры, охватывающие широкий диапазон определенных

секторов. Семь новых соглашений в областях свободного движения людей,

воздушного и земельного транспорта, научно-технологического сотрудничества,

сельского хозяйства, оценки соответствия товаров вступили в силу летом 2002. С

июня 2001 - переговоры в различных областях статистики, окружающей среды,

торговли сельскохозяйственной продукцией и сотрудничестве против мошенничества,

в то время как переговоры относительно налогообложения только начинались. В

апреле 2002 Еврокомиссия предложила начать переговоры со Швейцарией в четырех

новых областях, включая основание FTA в области услуг.

Свободное Торговое Соглашение между ЕС и Мексикой, которое вступило в

Страницы: 1, 2, 3


© 2007
Использовании материалов
запрещено.