РУБРИКИ |
Курсовая: Всё о Евросоюзе |
РЕКЛАМА |
|
Курсовая: Всё о Евросоюзесилу 1 июля 2000. Положительные торговые действия обеих сторон демонстрировали потенциальные возможности этого соглашения: ЕС имел тенденцию потерять огромную рыночную долю после включения Мексики в НАФТА и после того, как мексиканские товары нашли новые разнообразные рыночные возможности в ЕС. Чтобы расширить возможность доступа и его лучшее использование, данных прогрессивным устранением режимов работы импорта, стороны теперь расширяют правильное сотрудничество на нетарифных барьерах. FTA охватывает торговлю в продукции, которые будут полностью закончены главным образом к 2010 г. FTA также охватывает сферу услуг и IPR. Переговоры по Соглашению Ассоциации между ЕС и Чили, которые начинались в первом раунде переговоров в апреле 2000, были завершены 26 апреля 2002. Соглашение будет включать политический диалог, поддержку сотрудничества и торговли. Что касается торговли, кроме свободной торговой области в товарах, услугах и правительственном приобретении, будущее соглашение должно включить условия относительно инвестиций, таможенной и торговой помощи, прав интеллектуальной собственности, и механизма урегулирования спора. Будущее соглашение находится в настоящее время под внутренними процедурами принятия. Аналогичные соглашения заключены с МЕРКОСУР. Торговые отношения с Азией продолжают быть важным приоритетом. Экономические отношения заседаний Азии-Европы (ASEM), установленные в 1996, связывает ЕС и 15 Государства - членов с Японией, Китаем, Кореей, Таиландом, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром, Индонезией, Вьетнамом, и Брунеем в процессе диалога, нацеленном на облегчении торговли и улучшения инвестиций между всеми партнерами. Самый недавний Торговый План Действия Помощи определяет множество целей, намеревается уменьшить и устранять барьеры, чтобы организовать торговлю в областях стандартов, таможни, IPR, СВЕРХЗВУКОВОЙ, и электронной торговли. В торговых условиях, азиатские партнеры ASEM обеспечивают приблизительно 26 % мирового экспорта в 2000 с ЕС, являющимся их наибольшим партнером, и ЕС имеет второго по значимости регоина-импортёра. Долгосрочность и преемственность российско-европейского сотрудничества уже сегодня обеспечены прочной международно-правовой и международно-политической договорной базой. Хотя, как и во всяком крупном и сложном международном процессе, возможны разновариантные альтернативы, все же основная перспектива экономических отношений между Россией и Европой вырисовывается достаточно четко. Это стабильное партнерство на годы и десятилетия вперед, которое обеспечит постепенное развитие единого экономического пространства, включающего Россию в зону ЕС. Ясны и основные сферы приложения усилий как каждой из сторон, так и двусторонних на достаточно длительный срок. В их числе выработка новых совместных программ энергетического сотрудничества, включающего поставки в Европу российского газа (треть общеевропейской потребности), нефти, электричества; новые проекты космического сотрудничества; система взаимных мер в области ядерной безопасности; иные научно-технические проекты, которые охватываются рамочным Соглашением о научно-техническом сотрудничестве между ЕС и Россией, подписанным в 2000 году. Конечно, экономические связи между ЕС и Россией, как и подобные же отношения между другими государствами и интеграционными образованиями, далеки от идиллии. Конкретные хозяйственные (да и политические) интересы постоянно сталкиваются и порождают коллизии. Страны ЕС предъявляют к России претензии, в том числе и вполне справедливые, говоря об излишней закрытости российского рынка и чрезмерном протекционизме, о несовершенстве законов, коррупции и воровстве, препятствующих цивилизованной политике инвестиций. Россия осуждает ЕС за дискриминацию по отношению к российскому экспорту товаров и капиталов, излишнюю строгость антидемпинговых мер и иные внешнеторговые ограничения, оставшиеся со времен "холодной войны" в отношении стран с, как это тогда называлось, централизованной экономикой. Конечно, в наших отношениях с ЕС существуют и «болевые» точки, не всегда совпадают точки зрения сторон. Основные озабоченности российской стороны: · антидемпинговые процедуры; · квотирование поставок российских стальных изделий; · запрет на ввоз в ЕС шкур рыси и волка; · ограничения доступа на рынок ЕС российских товаров ядерного цикла; · условия предоставления России услуг по космическим запускам; · предоставление Евросоюзом России «социальных» преференций; · планируемое расширение ЕС и возможные негативные последствия для России от этого расширения. Основной проблемой, связанной с проведением ЕС антидемпинговых расследований против России, остается непризнание в полной мере за российской экономикой рыночного статуса. Российская сторона глубоко разочарована результатами двухлетнего применения к нашей стране последних поправок к базовому антидемпинговому Регламенту ЕС, в соответствии с которым российские экспортеры могли бы претендовать на рыночный режим расследования антидемпинговых процедур. Критерии «рыночности», предложенные ЕС, чрезмерно строги, при этом двусмысленны, да к тому же неадекватны ранее предпринятым шагам ЕС навстречу странам ЦВЕ и Балтии. Предполагалось, что поправки КЕС в области антидемпинга в отношении России позволят российским предприятиям получить более справедливые условия проведения антидемпинговых расследований, однако на практике эти поправки не принесли ожидаемых результатов. Положение с безоговорочным признанием рыночного статуса российской экономики значительно обостряется после принятия Советом ЕС Регламента — 2238/2000 от 09.10.2000 года. В нем содержится положение, предусматривающее сохранение статуса страны с нерыночной экономикой в отношении России и других стран СНГ и после присоединения к ВТО. Российская сторона настаивает на пересмотре этой формулировки. Основные озабоченности европейской стороны: · принимаемые Россией меры по регулированию рынка алкогольной продукции; · недостаточно широкое присутствие в России финансовых учреждений стран ЕС; · регулирование российского рынка страховых услуг; · вопросы защиты прав интеллектуальной собственности; · вопросы стандартизации, сертификации и подтверждения соответствия товаров и услуг; · ввод Россией ряда экспортных пошлин, в частности на отходы и лом черных и цветных металлов; · неопределенность и отсутствие транспарентности в практике регулирования торговли на региональном уровне; · запрет Россией на импорт из ЕС столового яйца; · взимание Россией сборов за пролеты самолетов по транссибирским магистралям. Однако существующая развернутая правовая база и особенно повседневная практика взаимодействия помогают нивелировать разногласия и устранять трудности. Свидетельство тому — рост в 3-3,5 раза объема внешней торговли между Россией и ЕС за последнее десятилетие и увеличение (правда, в гораздо более скромных размерах) европейских капиталовложений в России. Если говорить о трудностях в отношениях между Россией и Европой, то, вероятно, стоит сказать о проблеме соблюдения прав человека, поскольку отдельные европейские страны и организации, прежде всего Совет Европы, предъявляют России обвинения в нарушении этих прав. Надо признать, что нарушения прав человека в России действительно существуют, особенно в регионах. Формирующаяся российская демократия пытается противодействовать этому, иногда успешно — иногда нет. При оценке продвижения России по пути демократических реформ и создания гражданского общества надо помнить о ее пока лишь начальном возрасте и долгом тоталитарном прошлом. Здесь открывается важное поле деятельности для российских демократических институтов переходного периода. Декларативно их подход является вполне отвечающим современным требованиям к соблюдению прав человека. Главная работа в начавшемся десятилетии предстоит в деле реализации законов, указов, решений и деклараций на практике. В 2001 г. торговый оборот России со странами Европейского союза составил 67,8 млрд. долл., с США - 9,0 млрд. долл., что в сумме составляет почти половину объема российской внешней торговли. Экспорт из России в страны ЕС составил 42,7 млрд. долл. (42% российского экспорта). Около 40% российского импорта поступает из стран Евросоюза (в 2000 г. - 33%, в 2001 г. - 37% по данным ГКС, 47% по данным ЕС). Импорт из США составил в 2001 г. 2,7 млрд. долл., или 5% российского импорта.
Таким образом, Евросоюз является основным рынком сбыта для российского экспорта, а также крупнейшим поставщиком импортных товаров в Россию. Наиболее важными торговыми партнерами России в Евросоюзе являются Германия (объем торгового оборота 15 млрд. долл.) и Италия (9,1 млрд. долл.). На эти две страны приходится около 40% российского экспорта в Европу и из них поступает 30% европейского импорта. США является пятым торговым партнером России после Германии, Белоруссии, Украины и Италии, однако торговый оборот с США в 7.5 раз меньше, чем с Европейским Союзом. Роль России как торгового партнера для Евросоюза и США гораздо скромнее. Россия является пятым крупнейшим торговым партнером EC, но по торговле с США находится только на 31 месте. На Россию приходится всего 2,8% экспорта и 4,6% импорта стран Евросоюза. В торговле с США аналогичные показатели меньше 1%. Однако, по отдельным товарным позициям значимость России существенно выше. Так, например, Россия обеспечивает 17% европейского импорта энергоносителей. 2. Товарная структура внешней торговли В структуре российского экспорта в ЕС и США преобладают топливо и сырье (до 90%), а импортируются, главным образом, потребительские товары и оборудование (по оценке, 66-67%). Энергоносители составляют 67% российского экспорта в ЕС. Лидерами по объемам импортируемого из России топливно-энергетического сырья являются Германия и Италия: в эти две страны поставляется свыше половины (54%) всех экспортируемых в Евросоюз энергоносителей. На рынки ЕС поставляется существенная часть российского экспорта металлов (35%), древесины и целлюлозы (30%), продуктов химии (24%) (приложения 1 и 2). В списке товаров с наибольшей долей в объеме торговле в первую тройку попадают ядерные реакторы. Предположительно, так отражается ввоз радиоактивных отходов для переработки в России или импорт сырья для производства ядерного топлива. Рейтинг остальных ключевых товаров отражает особенности структуры внешней торговли, описанные выше.
За 2000-2001 гг. торговый оборот, регистрируемый Государственным таможенным комитетом, он вырос более чем на треть, при этом товарооборот с ЕС увеличился за аналогичный период на 44%, а США - только на 5%. Импорт из ЕС вырос за два года примерно на 32% , однако в торговле с Евросоюзом произошло увеличение экспортных поставок из России (на 48%). В 2000 г. увеличение товарооборота было вызвано интенсивным ростом экспорта из-за оживления цен на мировых товарных рынках после кризиса 1998 г. В 2001 г. динамика внешнеторгового оборота была связана с продолжением роста импортных поставок, связанного с повышением платежеспособного спроса со стороны населения и ростом инвестиций в России. Экспорт в этот период оказался ниже уровня предыдущего года, что обусловлено, прежде всего, ухудшением мировой конъюнктуры в 2001 г. Среди основных проблем в развитии торговых отношений России со странами Европейского союза и США можно отметить следующие. · Вступление в Евросоюз новых членов будет означать распространение на них норм и стандартов торговли ЕС, и, как следствие, возможное ограничение рынков сбыта для российского экспорта. · Ратификация Россией Единой энергетической хартии будет означать либерализацию доступа к российской транспортной инфраструктуре и может привести к снижению объемов экспорта российских энергоносителей. Таким образом, Европейский союз является главным торговым партнером России и на него приходится более 50 проц. всей торговли РФ. С другой стороны, Россия является пятым по значимости торговым партнером ЕС после США, Швейцарии, Китая и Японии и на нее приходится порядка 5 проц. всей торговли ЕС. Такие данные приводятся в пресс-релизе Европейской комиссии по итогам саммита Россия-ЕС, прошедшем в Москве 21 мая. В целом, торговля товарами между расширенным ЕС и Россией составила в 2003 году 92 млрд евро. Структура двусторонней торговли отражает сравнительные преимущества двух экономик, где топливо и сырьевые товары составляют основную часть российского экспорта, а капитал и готовые промышленные и потребительские товары импортируются из ЕС (приложение 1 и 2). В настоящее время Россия обеспечивает более 20% потребности ЕС в импортируемом топливе. Значительная часть российских товаров, поставляемых на рынки Сообщества, включена в Генеральную систему преференций ЕС (ГСП), в рамках которой импортные пошлины ниже ставок, установленных режимом наибольшего благоприятствования. ЕС также является для России главным источником технологий, ноу-хау и инвестиций. Торговля услугами, составившая в 2002 году 10 млрд евро, т.е. меньше 2 проц. всей торговли услугами ЕС, обладает огромным потенциалом для роста и динамичный сектор услуг, безусловно, будет становиться все важнее для торговых отношений в будущем. Что касается прямых иностранных инвестиций, то компании из стран-членов ЕС являются основными иностранными инвесторами в России. Однако потоки из ЕС в Россию все еще на низком уровне - 2,2 млрд евро в 2002 году - и остаются гораздо ниже своего потенциала. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) регулирует политические, экономические и культурные отношения между ЕС и Россией. В соответствии с условиями СПС, Россия пользуется статусом наиболее благоприятствуемой нации, что означает отсутствие количественных ограничений на экспорт, кроме некоторой продукции сталелитейной промышленности (что составляет всего 4 проц. двусторонней торговли). 27 апреля Россия согласилась распространить действие СПС на десять новых стран-членов ЕС с 1 мая 2004 года. В то же время, ЕС и Россия подписали Совместное заявление, регулирующее озабоченности России в связи с расширением ЕС, в частности в области тарифов, стали, торговой защиты, сельскохозяйственных и ветеринарных вопросов, энергетики и транзита товаров в Калининград и обратно.
Заключение.В финальной части своей работы я постараюсь подвести итог и сделать некоторые выводы. В начале работы была рассмотрена сущность интеграции как процесса, этапы и причины интеграции, условия при которых возможна интеграция. Приведём три основных условия: · нужен достаточно высокий уровень развития промышленности; · экономика должна быть не командно-распределительной, а рыночной и децентрализованной; · наличие в государствах-партнерах высокоразвитой и прочно укоренившейся политической демократии, способной учитывать и обеспечивать экономические, социальные и культурные интересы различных групп населения. Так же в работе были рассмотрены причины интеграции, которых существует большое множество, потому что каждая из участвующих в интеграционном процессе сторон имеет свои собственные интересы и пытается решить свои собственные проблемы. Можно выделить основные: · желание получить доступ на зарубежный рынок сбыта; · желание получить доступ к более дешёвым производственным ресурсам; · желание улучшить условия торговли; · желание сократить издержки на масштабе производства; · желание добиться устойчивого экономического роста; · желание привлечь прямые зарубежные инвестиции, которые охотнее идут на большие рынки. Также не менее важны и неэкономические цели: · налаживание более дружественных взаимоотношений со странами-соседями; · укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и политической областях; · увеличение своего влияния на мировой политической и экономической арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам. Кроме того, многие менее развитые страны видят в интеграции способ приобщения к экономическому и технологическому опыту более богатых соседей, а также гарантию политической и экономической стабильности в процессе рыночных реформ. Помимо всего вышеперечисленного, интеграция стран создаёт несколько эффектов, способствующих привлечению новых участников в этот процесс. Первый эффект называется демонстрационным и заключается в том, что в государствах-участниках интеграционного процесса обычно наблюдаются положительные экономические эффекты, такие как увеличение темпов роста и занятости, снижение инфляции и инвестиционный бум. Это приводит к тому, что окружающие данное объединение страны тоже хотят воспользоваться плодами интеграции, даже не имея к тому должных предпосылок. Примером может служить разгоревшаяся на постсоветском пространстве битва за право вступления в ЕС. Второй эффект заключается в том, что часть торговли стран-участниц интеграционного процесса переориентируется с внешнего мира друг на друга, что создаёт неудобства окружающим странам и вынуждает их присоединяться к интеграционному процессу. Но для участия в интеграционном процессе мало одних добрых намерений и желания сотрудничать. Важно иметь много общих черт во всех областях, так называемое ядро интеграции, которое предполагает близость уровней экономического развития и общность экономического и политического строя. Не менее важна культурная и религиозная близость объединяющихся народов, так как без взаимопонимания и уважения традиций и обычаев друг друга любое объединение невозможно. И конечно, свою роль играет географическая близость стран-участников объединения, поскольку она способствует более быстрому и выгодному налаживанию сотрудничества, культурной близости. В следующих главах были охарактеризованы основные европейские интеграционные объединения, так как сложно говорить о проблемах и перспективах развития интеграций, не зная истории их образования и принципов функционирования. При этом большое внимание было уделено ЕС, так как в настоящее время это интеграционное объединение занимает сильные позиции в мировой экономике и международной торговле. Конкретными целями создания ЕЭС были: 1. устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами; 2. установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; 3. ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»; 4. разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства; 5. создание валютного союза; 6. унификация налоговой системы; 7. сближение законодательства; 8. разработка принципов согласования экономической политики. Эти цели достигались созданием таможенного, валютного союзов, созданием единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты евро, образованием единого западноевропейского пространства без внутренних границ. В работе был охарактеризован ЕЭВС, который состоит их стран ЕС, которые с 2001 года вводят в наличное обращение евро. Но, так как в своей курсовой работе я должен был не просто описать европейские интеграционные группировки, а определить перспективы и проблемы развития европейской интеграции в целом, то в третьей части я привёл основные из них. В заключительной части приведу некоторые из них: -- перспективы: перспективы европейской экономики связаны, с одной стороны, с решением ряда сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения и успехи традиционной Европы, с другой – консервирующих неэффективную в современных условиях экономическую структуру. В частности, поддержание действующей системы социальных гарантий требует значительных государственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставки на высоком уровне и тормозит экономический рост. Другие важнейшие задачи связаны с реформированием пенсионных систем и пересмотром политики в отношении госсобственности и регулирования рынков. · уверенно растут такие надёжные показатели, как индексы делового доверия. Это говорит об уверенности инвесторов в способности политического руководства ведущих европейских стран добиться определённого прогресса в проведении структурных реформ; · растёт объём заказов на продукцию европейских производителей, в первую очередь на товары производственного назначения. Это означает повышение внутреннего спроса и оживление инвестиционной активности; · представленные в Европейскую комиссию «программы стабильности» стран ЭВС свидетельствуют о намерении финансовых властей большинства стран проводить нейтральную бюджетную политику, не препятствующую экономическому росту. -- проблемы: · проблема низкой эластичности рынка труда, сложившейся не только вследствие низкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влияния профсоюзов на политику в отношении заработной платы; · проблемы реформирования системы социального обеспечения; · проблемы государственного долга; · проблемы, связанные с введение евро в наличное обращение · большие затраты на подготовку стран-кандидатов на вступление в ЕС Даже при простом анализе экономической ситуации в Европе становится ясно, что далеко не скоро произойдёт полное объединение европейских стран. Реальными альтернативами на ближайшие одно-два десятилетия являются либо расширяющаяся и объединяющаяся Европа, которая преследует, хотя и нерешительно, рывками – цель континентального единства, либо Европа, которая не пойдет много дальше своего нынешнего состояния интеграции и пределов географического пространства, и постепенно дробящаяся Европа, где возобновится старое соперничество держав. Тем не менее, есть основания полагать, что возникший экономический и валютный союз ускорит экономическую интеграцию Европы и за пределами валютного измерения, стимулируя в дальнейшем экономическую, политическую, правовую и социальную интеграцию. В третьей главе были рассмотрены внешнеэкономические связи ЕС, прежде всего с развитыми странами и с Россией. Проанализирован товарооборот между ними. Здесь имеется ряд немаловажных проблем, которые необходимо решить в ближайшем будущем.
Список использованной литературы.1. Шемятенков В. Г. Европейская интеграция: учебное для вузов. – М.: Международные отношения, 3003 – 399 с. 2. Мовсесян А. Г. Мировая экономика: учебник для вузов / А. Г. Мовсесян, С. Б. Огнивцев. – М.: Финансы и статистика, 2001 – 654 с. 3. Капустин М. Г. Евро и его влияние на мировые финансовые рынки. – М.:ДеКА, 2001 – 262 с. 4. Грис Т. Мировая экономика: Учебник для вузов / Т. Грис, А. И. Леусский, Е. С. Лозовская. – Спб.: Питер, 2001 – 318 с. 5. Пищин В. Я. Евро и макроэкономическая сбалансированность в ЕС / Мировая экономика и международные отношения: ежемесячный журнал. - №5 – 2003 – с. 26-34. 6. Курочкин Д. Н. Евро: новая валюта для Старого Света: Проблемы становления и перспективы развития Европейского экономического и валютного союза. – Минск: Европейский гуматитарный университет, 2000 – 270 с. 7. Международные экономические отношения: учебник для вузов / В. Е. Рыбалкин, Ю. А. Щербанин – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 – 497 с. 8. Рябов Б. А. Первые годы ЕЭВС: экономика и интеграция // Банковские услуги. – 2003 - №10. – с. 3-10. 9. Палкина Н. Евросоюз – Россия // Экономика и жизнь. – 25/2/2004 - №7 – с.2-3. 10. Харламова В. И. Международная экономическая интеграция: учебное пособие. – М.: Анкин, 2002 – 174 с. 11. Шумшов В. М. Европейское экономическое пространство // Международное экономическое право. – М.: 2002. – кн. 1. – с. 276-292. 12. ЕС на пороге XXI века: Выбор стратегии развития / Под ред. Ю. А. Борко, О. В. Буторшиной. – М.: Эдиторная УРСС, 2001. – 471 с. 13. Сафонов И. А. Внешнеэкономические связи России со странами ЕС. М.: Экономика, 2003. – 111 с. 14. Семёнов К. А. Международная экономическая интеграция: Учебное пособие. М.: МУПК, 2000 – 144 с. 15. Кэмерон Ф. ЕС и США: друзья или соперники? / Свободная мысль – XXI – 2004 - №11 – с. 72-81.
Приложение 1.Товарная структура российского экспорта и импорта в 2001 г., в %
Приложение 2.ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА РОССИИ СО СТРАНАМИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В 1-М ПОЛУГОДИИ 1999-2000 ГГ. (по данным таможенной статистики, в тыс. долларов)
Приложение 3.ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЕВРОСОЮЗА1 (в тыс. долларов США)
1 Подготовлено по материалам ГТК РФ: бюллетень «Таможенная статистика внешней торговли РФ |
|
© 2007 |
|