РУБРИКИ

Лекция: Курс микроэкономики

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Лекция: Курс микроэкономики

F (K0, L0) Þ Q0 – выпуск продукции в точке А. Q0 = const. Требуется найти все комбинации F при которых объем выпуска будет постоянен и равен Q0. Изокванта производственной функции – это геометрическое место всех комбинаций ресурсов, при которых выпуск продукции остается постоянным. Лекция: Курс микроэкономики Для данной технологии требуется рассмотреть все возможные значения выпуска в зависимости от затрат ресурсов. Получаем семейство изоквант для данной технологии. В идеале мы должны считать, что изокванты непрерывны. Для одной и той же технологии изокванты не пересекаются. Для неоклассической производственной функции изокванты не пересекают оси координат. Чем больше выпуск Q, тем изокванта дальше от начала координат. Если мы движемся по изокванте, мы можем рассмотреть возможности взаимной замены ресурсов при постоянном выпуске Q в условиях данной технологии. Лекция: Курс микроэкономики Лекция: Курс микроэкономики Лекция: Курс микроэкономики – интервальная норма замещения. Лекция: Курс микроэкономики – очень маленькое приращение в окрестностях одной точки. Предельная норма технического замещение (MRTS) показывает возможности замещения ресурсов в каждой точке. Показатель MRTS должен быть связан с МР: Лекция: Курс микроэкономики Лекция: Курс микроэкономики Лекция: Курс микроэкономики Виды изоквант: 1. Ресурсы абсолютно взаимодополняемые – изокванта 1. 2. Ресурсы абсолютно взаимозаменяемы – изокванта 2. 3. Лекция: Курс микроэкономики Все остальные случаи (например, 3) промежуточные ситуации (изокванты неоклассических производственных функций). Для теории производства вид изокванты имеет большее значение. Поэтому важно найти характеристику, которая показывает степень изогнутости изокванты. Мы можем измерить эластичность взаимной замены факторов, а именно, соотношение факторов хотелось бы представить как функцию Лекция: Курс микроэкономики . Эластичность этой функции будет показывать, на сколько процентов изменится K/L, если MRTS изменится на 1%. Лекция: Курс микроэкономики Это эластичность замещения факторов по Хиксу. №4. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС. Рассматривая теорию производства необходимо остановиться на понятиях технического и технологического прогресса. Мы будем предполагать технологию неизменной, и пока технология неизменна, мы находимся в рамках микроэкономики K/L – капиталовооруженность. В рамках заданной технологии она может быть повышена (А ––> В).

Лекция: Курс микроэкономики

Мы как бы заменяем капиталом труд (механизация). Такие перемещения по изокванте в условиях неизменной технологии мы будем связывать с понятием технический прогресс (обычный термин в книгах – change – сдвиг). Любое изменение изокванты – технологический прогресс. Сдвиги бывают 2-х видов: 1. Нейтральный – форма изокванты не меняется. 2. Не нейтральный сдвиг – может быть капитало – или трудосберегающим. В микроэкономической теории понятие технологического развития принято делить на 4 вида. Критерии деления – по промежуткам времени. 1. Мгновенный период – в точке.

Лекция: Курс микроэкономики

2. Краткосрочный период – находимся на одной изокванте, но меняем соотношение ресурсов.

Лекция: Курс микроэкономики

3. Среднесрочный период – может произойти смещение изокванты. Лекция: Курс микроэкономики 4. Долгосрочный период – существенно преодолеваем ограниченность некоторых видов ресурсов, либо можем изменить характеристику технологий. №5. СТАНДАРТНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ. В отличие от функции полезности, которая является в большей мере гипотетической, производственная функция является объективной характеристикой технологии и сравнительно легко поддается расчету, как для отдельного предприятия, так и для всей экономической системы. Существует два вида задания производственной функции: · Табличный – методом перебора измерений. Используется на практике. Перебираются все отношения труда и капитала. · В виде формулы. Существует несколько способов записи: a) Лекция: Курс микроэкономики – линейная производственная функция. Она удобна для анализа, но в ней мало экономического смысла. b) Лекция: Курс микроэкономики показательная функция. c) Функция Кобба–Дугласа (1929г.). Оба ученых рассматривали ВНП США за 30 лет(1850–1930гг.). За Q брали ВНП и смотрели K и L. Получилась формула:

Лекция: Курс микроэкономики

Лекция: Курс микроэкономики

Эту задачу удалось решить Получилось, что производительность труда равняется капиталовооруженности в степени Лекция: Курс микроэкономики .

Лекция: Курс микроэкономики

Для заданной технологии, при последовательном повышении капиталовооруженности отдача будет убывающей. Перед нами график неоклассической производственной функции. Глава 2: Равновесие производителя. Институциональные предпосылки: 1. Факторы производства приобретаются на рынке факторов, продукция реализуется на рынке продуктов. 2. Производство организовано отдельными ячейками – производственным единицами (фирмами).

Лекция: Курс микроэкономики

Лекция: Курс микроэкономики – вектор цен факторов, Лекция: Курс микроэкономики Лекция: Курс микроэкономики – вектор цен продуктов, Лекция: Курс микроэкономики Fij – количество фактора i для производства продукта j. Лекция: Курс микроэкономики Лекция: Курс микроэкономики – выручка. Цели фирмы: · Выпуск максимума продукции при имеющихся факторах. · Выпуск заданного количества продукции при минимальном расходе факторов. · Максимум выручки. · Минимум издержек. · Максимум прибыли: Лекция: Курс микроэкономики . Мы будем рассматривать эту постановку вопроса. В состав издержек входят затраты по организации функционирования фирмы. Опишем нужную нам модель: · Производство осуществляется по производственным ячейкам. · Существуют рынки. · Наличие неизменных цен факторов производства и продукции. · Максимизирующее поведение. · «Микроскопичность» фирмы, т.е. она не может оказывать влияние на цены факторов и выпускаемой продукции. Эта модель будет называться «абстрактный производитель». №1. РАВНОВЕСИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ В ОДНОФАКТОРНОЙ ОДНОПРОДУКТОВОЙ МОДЕЛИ. Лекция: Курс микроэкономики

Лекция: Курс микроэкономики

Предположим, что нам известна кривая МР. Требуется найти выпуск продукции Q, зная данную характеристику. Лекция: Курс микроэкономики C = RF
Затраты факторов необходимо увеличивать, если фирма хочет получать максимальную прибыль. При увеличении затрат факторов до точки B прибыль увеличивается. При дальнейшем увеличении затрат факторов издержки будут нарастать быстрее выручки. Выводы: · Существует оптимальный объем производства и соответствующий ему максимальный объем затрат факторов. · Условием решения задачи будет следующее: Лекция: Курс микроэкономики . · Если данное условие выполняется и в следующий момент времени, все условия задачи сохраняют силу, то производитель не будет заинтересован в изменении производственного плана. Следовательно, Е – точка равновесия, а Лекция: Курс микроэкономики условие равновесия в однофакторной однопродуктовой модели. Экономический смысл Лекция: Курс микроэкономики : слева – отдача, справа – затраты. При стандартной технологии мы будем расширять производство до тех пор, пока прирост издержек не сравняется с приростом выручки. Данное условие модифицируется в 2: 1. Условие расширение производстваЛекция: Курс микроэкономики . 2. Условие сокращение производстваЛекция: Курс микроэкономики . 3. Признаком оптимального размера производства является равенство. Для решения задачи на максимизацию прибыли вовсе не обязательно выпускать максимальное количество продукции. Предположим, что решаем однопродуктовую задачу со многими взаимозаменяющимися факторами. Для этой задачи невозможно построить простую геометрическую интерпретацию, и она решается методами нелинейного программирования, но общее свойство решения не меняется: Лекция: Курс микроэкономики . Для общей задачи поиска оптимального объема производства при заданных ценах, продукции и факторах производства выполняется следующее условие: Лекция: Курс микроэкономики . Можно записать так: для любых i, Лекция: Курс микроэкономики . Экономический смысл: если в производстве используются множество факторов, то последняя единица денег, потраченных фирмой на приобретение каждого фактора должна давать одинаковый эффект по каждому фактору. Если это не так, то простым перераспределением закупок факторов предприниматель сможет увеличить объем производства. Если перераспределения изменения не дает, значит его положение оптимально. №2. РАВНОВЕСИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ В ДВУХФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ. Нам нужно более внимательно отнестись к эффектам взаимной замены ресурсов. Лекция: Курс микроэкономики – уравнение прямой. С – бюджет фирмы. Лекция: Курс микроэкономики

Лекция: Курс микроэкономики

Лекция: Курс микроэкономики При повышении или понижении отношения изокоста параллельно сдвигается. При изменении цен угол наклона изокосты меняется. Условие задачи: Лекция: Курс микроэкономики Пусть заданы RL, RK, p, известна технология (т.е. известны изокванты). Необходимо найти оптимальный объем выпуска и соотношение затрат факторов при C = const. (данном уровне бюджета фирмы). Решение: Лекция: Курс микроэкономики Решением задачи выступает точка Е – точка касания изокосты и изокванты. Q E – максимально возможный выпуск продукции при данном бюджете. LE, KE – соответствующие оптимальному выпуску затраты факторов. (QE, KE, LE) – тройка равновесие (задается тройкой чисел). Поскольку равновесие единственно, существует единственное решение задачи. Обратная задача: Задан целевой уровень производства Q. Известны p, R L/RK. Найти наименьший из всех возможных уровень издержек для достижения данного уровня производства.

Лекция: Курс микроэкономики

(CE, KE, LE) – тройка чисел задает равновесие. Решение задачи единственно.

Лекция: Курс микроэкономики

Основная неоклассическая задача производства. Если мы имеем равновесие, то изокоста совпадает с касательной в точке равновесия. Лекция: Курс микроэкономики Условие равновесия в двухфакторной модели. Лекция: Курс микроэкономики Замечания: 1. Производитель в качестве основного ресурса рассматривает деньги. Таким образом, для него задача распределения ресурсов сводится, к задаче оптимального распределения бюджета для двухфакторной модели. 2. Лекция: Курс микроэкономики По теореме Эйлера Лекция: Курс микроэкономики ; домножим на р. Получим Лекция: Курс микроэкономики . Предположим, что мы рассматриваем условие равновесия Лекция: Курс микроэкономики . Предположим, что в качестве фирмы мы рассматриваем всю экономическую систему. Прирост производства должен полностью оплатить затраты всех факторов. №3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТАТИКА ПРОИЗВОДСТВА. Задача 1: Необходимо выяснить, как будет меняться решение основной неоклассической задачи производства, если будет изменяться бюджет фирмы.

Лекция: Курс микроэкономики

Экономический смысл: линия показывает, как будет меняться технологическая политика при увеличении бюджета фирмы. Возможны 3 типа траектории развития: · (1) – трудоемкий; · (2) – нейтральный; · (3) – капиталоемкий. Задача 2: Издержки находятся на постоянном уровне, изменяются цены факторов, необходимо определить оптимальную стратегию для фирмы в условиях переменных цен факторов.

Лекция: Курс микроэкономики

Лекция: Курс микроэкономики – меняется. Решая задачу, получим возможность нарисовать 2–ой график. Лекция: Курс микроэкономики

Лекция: Курс микроэкономики

Лекция: Курс микроэкономики

Лекция: Курс микроэкономики

Задача3 (Слуцкого–Хикса): Эффект дополнительного бюджета фирмы: при изменении цен факторов на одну и ту же сумму можно приобрести различные наборы факторов и, следовательно, выпустить различное количество продукции. Глава 3:Предпринимательская фирма на конкурентном рынке. №1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ. Основные характеристики: · фирма выпускает всегда один продукт. Он выпускается также и другими фирмами; · среди продуктов нет близких заменителей; · продукция является однородной, стандартизированной; · существует возможность быстро начать и прекратить любое производство; · ограниченность факторов пока не учитывается. Ограничитель – бюджет. №2. ВЫРУЧКА И ИЗДЕРЖКИ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ. Самый простой способ определения конкурентной фирмы – может ли она влиять на цену выпускаемого ею товара. Нет, не может.

Лекция: Курс микроэкономики

C = G(Q) Цель фирмы: т.к. единственная переменная, на которую может оказывать влияние фирмы – это выпуск продукции Q, то задача фирмы – найти такой объем выпуска, при котором ее прибыль будет максимальна. Лекция: Курс микроэкономики Лекция: Курс микроэкономики Лекция: Курс микроэкономики Лекция: Курс микроэкономики средняя выручка Лекция: Курс микроэкономики предельная выручка Это график издержек по стандартной технологии (стандартные издержки). СС – постоянные издержки. CV – переменные издержки. Лекция: Курс микроэкономики Пояснения: Предположим, что СС=0. С – денежная оценка затрат факторов. Существует правило полных издержек, например, индивидуальный предприниматель должен начислять себе прибыль, ЗП, проценты, ренту. Альтернативные издержки. Издержки – понятие теоретическое. В РФ используется себестоимость. В теории говорят бухгалтерские издержки – себестоимость – подсчитывают по специальным правилам. График сравнительной эффективности производства для стандартной технологии. При расширении производства от 0 до В включительно каждая следующая единица становится дешевле. МС падает, АС тоже падает. На участке от В до А каждая последующая единица обходится все дороже. МС растет, АС падает. В точке А издержки на производство одной единицы в точности равны издержкам на весь выпуск, МС = АС. После точки А каждая последующая единица обходится дороже, чем в среднем обходились все предыдущие. МС растет, АС тоже растет. №3. КРАТКОСРОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ФИРМЫ. Лекция: Курс микроэкономики Лекция: Курс микроэкономики Эти условия означают, что если объем выпуска фирмы соответствует максимальной прибыли, то выполняется равенство Лекция: Курс микроэкономики . Фирма должна выбрать такой объем производства, чтобы предельные издержки равнялись цене.

Лекция: Курс микроэкономики

При объёме производства QA р > МС, т.е. есть смысл увеличивать производство до точки QE. Пояснения к графику Лекция: Курс микроэкономики Лекция: Курс микроэкономики точка 1 – точка перегиба. точка 2 – минимальные средние издержки (AC). точки 3 и 4 – AC = p. точка 5 – минимальные MC. точка Е – оптимальный выпуск (МС = р). QE*p = VE TCE = ACE*QE Заштрихованная площадь дает нам π – квазирента (сверхприбыль) – этот термин ввел А.Маршалл. Вывод: мы рассматриваем краткосрочный аспект деятельности фирмы. В этот период никаких изменений произойти не может. Фирма получает квазиренту – некий избыток над нормальным возмещением издержек. Это означает, что данная отрасль и данная сфера применения капитала в силу каких–либо особенностей применения конъюнктуры является «сверхприбыльной» (очень привлекательной). Поэтому мы можем трактовать квазиренту как особое вознаграждение предпринимателя за удачно выбранную деятельность. Квазирента является целью предпринимателя на новом рынке. Лекция: Курс микроэкономики При изменении цены фирма выбирает объем производства в соответствии с линией МС. Следствие: линию МС мы можем рассматривать как кривую предложения конкурентной фирмы. №4. СРЕДНЕСРОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ. Лекция: Курс микроэкономики Пояснения: В точке Е пересекаются АС, МС, Лекция: Курс микроэкономики . р2<р1 – фирма будет работать с убытками. Цена р2 фирме не выгодна. Цена р3 фирме выгодна, т.к. р3 >р2 – получает квазиренту. При р1 фирма работает без прибыли. Рассмотрим ситуацию, при которой фирмы могут войти и выйти в отрасль. При цене р 3 в отрасль будут входить фирмы, следовательно, цена уменьшится. При р 2 фирмы будут выходить. В среднесрочном периоде с учетом вхождения в отрасль цена будет стремиться к р 1. Следовательно, отраслевое равновесие будет иметь следующий вид: Лекция: Курс микроэкономики Лекция: Курс микроэкономики Рассмотрим положение фирм в отрасли: фирмы будут стремиться к такому состоянию, когда будут располагать технологиями, соответствующими отраслевому стандарту. Давление конкурентоспособности: существует данный уровень цен и фирма должна так улучшить свою технологию, чтобы соответствовать отраслевым стандартам. Упражнения и задачи 3.1. Объясните форму изоквант. 3.2. Почему предельная норма замещения труда капиталом (MRTSLK) уменьшается по мере размещения труда капиталом? 3.3. Выведите формулу для MRTSLK, не прибегая к дифференцированию производственной функции (логически). 3.4. Обоснуйте с помощью закона убывающей предельной производительности вид кривых совокупного, среднего и предельного продуктов переменного фактора. 3.5. Компания, занимающаяся кредитованием под недвижимость, могла бы осуществлять больше операций, если бы увеличила численность персонала. Все другие факторы, необходимые для проведения ссудных операций, остаются неизменными. Если предельный продукт труда составляет 0,5 ссуд в час, а средний продукт труда – 0,7 ссуд в час, как изменится средний продукт труда при увеличении численности персонала? 3.6. Зависит ли средний, предельный и совокупный продукты труда от величины применяемого фирмой капитала? Если да, то каким образом? 3.7. Предположим, что когда фирма увеличивает применяемый капитал со 120 до 150, используемый труд с 500 до 625, выпуск продукции с 200 до 220. Какой эффект роста масштаба производства имеет место в данном случае? 3.8. Предположим, производственная функция Q=F(K,L) характеризуется постоянным эффектом масштаба. Известно, что 8 рабочих могут произвести 56 ед. продукции (в ед. времени) при 36 ед. используемого капитала; 9 рабочих произведут 60 ед. продукции при тех же затратах капитала. Определите предельный продукт капитала. 3.9. Какие факторы могут способствовать увеличивающемуся эффекту роста масштаба производства за долгосрочный период? Уменьшающемуся эффекту? 3.10. Задана производственная функция f(x1,x2)=(x1 a+x2b)b, где x1,x2 – используемые производственные факторы, a,b > 0. При каких значениях коэффициентов a и b эффект масштаба будет возрастающим? 3.11. Производственная функция имеет вид Q=5L0,5*K0,5, где Q – количество продукции за день, L – часы труда, K – часы работы машин. Предположим, что в день затрачивается 9 часов труда и 9 часов работы машин. Каково максимальное количество продукции, произведенной за день? Определите средний продукт труда. Предположим, что фирма удвоила затраты обоих факторов. Определите эффект масштаба производства. 3.12. В краткосрочном периоде производственная функция фирмы имеет вид: Q=100L+25L2–3L3, где L – число рабочих. При каком числе рабочих начинается сокращение отдачи от масштаба? При каком уровне занятости общий выпуск будет максимальным? 3.13. Фирма, производящая прохладительные напитки, определила, что при данной технологии она получит следующие результаты:
Затраты трудаЗатраты капитала
10203040
10

40

60

70

76

15

60

110

150

300

20

90

170

300

420

25

130

240

400

480

30

140

300

420

540

а) Определите максимальный продукт труда при использовании 20 единиц капитала в краткосрочном периоде. б) Чему равен максимальный средний продукт труда и максимальный предельный продукт, если использование капитала возрастет до 30 единиц? 3.14. Объясните, почему средний продукт труда продолжает увеличиваться после прохождения точки начала уменьшения предельной производительности. 3.15. Докажите, что кривая MPL пересекает кривую APL в точке максимума последней. 3.16. Производственный отдел фабрики оценил, что если нанять дополнительного работника, выпуск увеличится на 25 единиц в день. Общее число занятых в данный момент 100 человек, общий выпуск – 2000 единиц в день. Если предположить, что дополнительный работник стоит фабрике не больше, чем каждый из занятых и весь выпуск может быть продан, наймет ли фабрика этого дополнительного работника? Объясните. 3.17. Обсудите концепцию альтернативных издержек производства. Почему для принятия производственных решений фирме недостаточно знать бухгалтерские издержки? 3.18. Предположим, что фирма решает перенести свою контору в другой город. В прошлом году она приобрела опцион, т.е. заплатила 500 000 долларов за право купить здание в данном городе. Опцион дает право купить здание стоимостью 5 млн. долларов. Допустим, фирма нашла похожее здание за 5 млн.250 тыс. долларов. Какое здание покупать фирме? 3.19. программист П. зарабатывает в час 5000 рублей. В магазине за говядиной по цене 4000 руб./кг нужно стоять 1 час. За говядиной по 6000 руб./кг очереди нет. при каком объеме покупок рационально приобрести более дешевую говядину? 3.20. Каковы составляющие затрат в краткосрочном периоде? Каким образом закон убывающей предельной производительности влияет на вид кривых общих, средних, предельных издержек? 3.21. Объясните различие между долгосрочной кривой затрат и краткосрочной кривой затрат. От каких факторов зависит форма долгосрочной кривой издержек? 3.22. Докажите, что кривая предельных издержек (МС) фирмы пересекает кривую средних переменных издержек (AVC) в точке минимума последней. 3.23. Типография осуществляет производство рекламных плакатов, используя трех работников, средний продукт труда (APL) которых равен 25 единицам в день. При этом заработная плата каждого работника составляет 6000 руб. в день, а постоянные издержки (FC) равны 10 000 рублей. Какие средние переменные издержки (AVC) по производству несет типография? 3.24. Выведите формулу равновесия фирмы в краткосрочном периоде, выпускающей заданный объем продукции с минимальными издержками. Почему такое поведение фирмы при выборе факторов производства является устойчивым? 3.25. Общее недовольство профсоюзами в США в последнее время выражалось в том, что фирмы привлекали рабочую силу из–за рубежа для того, чтобы уменьшить высокие затраты на труд в своей стране. Изобразите эту ситуацию на графике (в координатах L и K) с помощью изоквант и изокост и объясните, почему фирмы могут проводить подобную политику. 3.26. Фирма, занимающаяся речными перевозками, использует труд перевозчиков (L) и парома (K). Производственная функция имеет вид: X=10L0,5*K0,5 . Заполните таблицу и постройте изокванту для Х = 100.
K

20

25

4

10

L

20

4

25

X

100

100

100

Цена единицы капитала равна 20, цена единицы труда равна 20. Постройте изокосту. Каков будет ее наклон? Какое количество труда и капитала должна привлечь фирма для осуществления 100 перевозок? Каковы будут общие издержки? Средние издержки? Заработная плата увеличилась до 25 денежных единиц в час. Что должна предпринять фирма, чтобы минимизировать свои издержки при том же объеме производства? Если после увеличения уровня заработной платы фирма может тратить только 400 денежных единиц на K и L, сможет ли она осуществлять 100 перевозок в долгосрочном периоде? обоснуйте свой ответ. 3.27. Функция общих затрат предприятия имеет вид ТС=100+4Q+0,2Q2. Найдите TFC, TVC, AC, AFC, AVC. При каком значении Q величина АС достигает минимума? 3.28. Допустим, что при данной технологии фирма может изменять только количество используемого труда, дневная ставка заработной платы PL=75, предельный продукт труда MPL=150 ед. в день, средний продукт AP L=300 ед. Найдите MC и AVC. 3.29. Издержки производства (ТС) 100 штук некоторого товара составляют 300 тыс. рублей, а 500 штук – 600 тыс. рублей. Считая функцию издержек линейной, определите величину издержек в тыс. руб. для выпуска 400 штук. 3.30. Производственная функция имеет вид: Q=LK. Если общий объем затрат не должен превышать 30, цена труда равна 4, цена капитала – 5, то при какой комбинации труда и капитала будет достигнут максимальный выпуск? 3.31. При ставке заработной платы в 20 ден. единиц и цене капитальных затрат равной 50 ден. единиц фирма использует комбинацию факторов производства, при которой МРL=5, MPK=10. Является ли данный способ производства оптимальным для фирмы? 3.32. Задана производственная функция фирмы: f(x1,x2)=(Öx1+3Öx2)2 . Цена обоих факторов равна 1. Найдите способ производства 16 единиц продукции с наименьшими затратами. 3.33. Фирма производит латунь – сплав меди и цинка, используемых в определенной пропорции. Дана производственная функция f(x1,x2)=min{x1,2x2}, где х1– количество используемой меди, х2 – количество цинка, используемого в производстве сплава. а) Определите эффект масштаба, выражаемый данной производственной функцией. б) Если цена меди и цинка соответственно Р1 и Р2 и требуется произвести Y единиц готовой продукции, то чему равны минимальные затраты? 4. Тема: Общее рыночное равновесие Глава 1: Частные случаи конкурентного равновесия. №1. ОБЩЕЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ МОДЕЛИ ВАЛЬРАСА. Мы рассмотрели теорию потребительского потребления и получили: Лекция: Курс микроэкономики Лекция: Курс микроэкономики – вектор цен факторов, Лекция: Курс микроэкономики – вектор цен продуктов, Предполагается, что существует множество фирм (Лекция: Курс микроэкономики ), выпускающих один товар; S – максимальное количество фирм в отрасли. N*S – максимальное количество фирм в экономике (количество фирм не больше этого число). Необходимо объединить всех потребителей и все фирмы в одной общей модели. Количество рынков в этой модели равняется N+M, где N – рынки продуктов, M – рынки факторов. Лекция: Курс микроэкономики – индекс товаров Лекция: Курс микроэкономики – индекс факторов Лекция: Курс микроэкономики – индекс потребителей Лекция: Курс микроэкономики – общее количество участников экономической системы. Лекция: Курс микроэкономики – бюджет k–ого потребителя. Лекция: Курс микроэкономики – система предпочтений k–ого потребителя (неоклассическая функция потребления). Система цен в этой экономической системе содержит Лекция: Курс микроэкономики элементов. Свойства данной экономической системы: · Ограниченность факторов многоцелевого назначения. До сих пор мы это не рассматривали. Поэтому фирмы будут конкурировать за факторы производства. Ограниченные факторы должны использоваться наиболее эффективно. · Фирмы производят продукты, которые приобретают потребители. Должно установится необходимое равновесие между производством продукции и ее потреблением. Фирмы должны производить именно ту продукцию, которая нужна потребителям. · До сих пор мы полагали цены, заданные извне. Общая модель, которую мы записали, должна дать объяснение тому, как формируются цены. Цены в общей модели Вальраса переходят в разряд эндогенных величин. Зная, как формируются цены мы поймем, как действуют механизмы спроса и предложения. В этом смысле модель Вальраса – центральная (основная) модель микроэкономики. В данной модели действует несколько упрощений: · Используется модель совершенной конкуренции. · Отсутствует государство. · Неоклассический характер функций предпочтения и производства. Тем не менее, мы можем утверждать, что сформированная нами модель – наиболее общее представление о рыночной экономике. Его можно дополнить некоторыми предпосылками. Пусть все факторы производства и фирмы принадлежат потребителям.

Лекция: Курс микроэкономики

Однако в модели существуют проблемы: · Размерность задачи. Практически ее выполнить невозможно. · Надо привести эту схему к функциональному виду, чтобы хотя бы теоретически посчитать ее. Все эти формулировки были сделаны в конце XIX в. Леоном Вальрасом. Метод анализа: сначала рассмотрим упрощенные (частные) модели общего равновесия: · «Экономика распределения». · «Экономика обмена (торговли)». · «Экономика производства». Каждая последующая частная модель сложнее предыдущей. На основе всех трех рассматривается общая модель. №2. ЭКОНОМИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ. Условие задачи: Лекция: Курс микроэкономики – бюджет k-ого потребителя. Лекция: Курс микроэкономики – система предпочтений k–ого потребителя (неоклассическая функция потребления). Рассмотрим некоторую экономику, в которой присутствует K потребителей. У каждого потребителя известна функция предпочтения Лекция: Курс микроэкономики , потребительский бюджет Лекция: Курс микроэкономики .Лекция: Курс микроэкономики – количество товаров вида j. Это количество неизменно, мы его можем рассматривать как предложение товара. Лекция: Курс микроэкономики – количество товара вида j, которое получает в свое распоряжение потребитель под номером k. Лекция: Курс микроэкономики – весь запас продукта без остатка находится в руках потребителей – условие полного расходования запасов данного вида. Лекция: Курс микроэкономики – вектор цен. В начальный момент времени цены не известны. Представим себе, что цены известны. Тогда Лекция: Курс микроэкономики – решение задачи потребителя k о покупке товара j (оптимальный потребительский набор). Возьмем любой товар j и посмотрим, сколько единиц товара находится в потребительских товарах. Лекция: Курс микроэкономики – совокупный спрос потребителей на товар вида j. Сравним qj и Qj (спрос и предложение). Возможны 2 ситуации: 1. Предположим, что для всех j qj = Qj, что маловероятно. Потребители решали каждый свою задачу индивидуально, ориентируясь на цены и бюджет. В результате решения задач все потребители находятся в состоянии равновесия. Далее мы нашли совокупный спрос, соответствующий совокупному равновесию. Поставили принципиально новый вопрос для теории потребления: будет ли соответствовать оптимальный совокупный спрос предложению? Равенство означает, что с уровня микроэкономики мы перешли на уровень макроэкономики и выяснили, что макроэкономическим равновесиям соответствует микроэкономические равновесия. Кроме того, потребители полностью израсходовали свои бюджеты. 2. Для какого-либо j это равенство не выполняется. Это означает, что микроэкономическое равновесие не сопровождается макроэкономическим равновесием. Это означает, что, на самом деле, если qJ не равно QJ, то не достигается и микроэкономического равновесия. Возникают вопросы: Лекция: Курс микроэкономики существует ли система цен, которая данную экономическую систему приводит в равновесие? Лекция: Курс микроэкономики если оно существует, то как ее найти? Решение задачи: Для решения этой задачи применим прием, называемый « метод голландского аукциона»: организованная система торговли, метод постоянного пересчета цен. На рынке присутствует Аукционист и некоторое количество товаров, которые он должен распродать полностью. Метод торговли – пересмотр цен. Аукционист заявляет цену и собирает заявки участников. Если совокупный спрос и предложение не совпадают, он пересматривает цену.

Лекция: Курс микроэкономики

Этапы: 1. Объявляется любая система цен. 2. Увидев табло цен, потребитель решает свои задачи и определяет Лекция: Курс микроэкономики – свой спрос на товар. 3. Спрос на каждый товар потребитель доводит до аукциониста с помощью заявок. 4. Все заявки суммируются, определяется совокупный спрос по всем товарам. 5. Идет сопоставление совокупного спроса и предложения. 6. Информация доводится до аукциониста. У него получается ряд. Если спрос больше, чем предложение, то цена повышается, а если спрос меньше – цена уменьшается. Аукционист пересчитывает цены, пытаясь выровнять спрос и предложение. 7. Возвращаемся к первому этапу, аннулируя все заявки. Но будет ли этот процесс сходится? Процедуру выравнивания спроса и предложения принято называть итерация. Существует точное математическое доказательство того, что после нескольких итераций система цен станет равновесной от любой начальной системы цен при условии, если функции предпочтения являются неоклассическими. Решение этой задачи даст нам ответ на вопрос: насколько естественны были действия аукциониста? Можно ли сказать, что аукционист действовал не вопреки, а в соответствии с экономическими законами и вероятным поведением потребителя на рынке? Каждый раз аукционист приводил в равновесие спрос и предложение. Если бы не было аукциониста, владельцы товаров действовали бы также, как и аукционист. В результате при большом количестве операций постоянно возобновляющийся пересчет цен привел бы нас к равновесной системе, где совокупный спрос равен совокупному предложению. Если в экономике распределения установились равновесные цены и ничего больше не меняется, то эта система цен будет сохраняться неопределенно долго. Кроме того, равновесные цены отражают в себе предпочтения, бюджеты и запас товаров в системе. Если меняется любая из этих величин, то в результате происходит изменение системы цен. Т.е. система цен является идеальным измерителем состояния всей экономической системы, чувствительной к изменению любого параметра. Лекция: Курс микроэкономики Нет смысла говорить об изменении цены какого–либо одного товара. Имеет значение только вся система в целом. Рассмотрим отдельно взятого потребителя k* , доход которого Лекция: Курс микроэкономики является относительно малой величиной по сравнению с другими. В результате решения задачи он находится в равновесии. Но потребление ряда товаров может быть существенно меньше, чем социальная норма. Этому потребителю кажется, что цены данных товаров являются завышенными, и он требует эти цены уменьшить.

Лекция: Курс микроэкономики

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2007
Использовании материалов
запрещено.