РУБРИКИ

Билеты: Экономическая география 50 вопросов

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Билеты: Экономическая география 50 вопросов

Билеты: Экономическая география 50 вопросов

История развития экономической географии

Становление СЭГ было обусловлено развитием производительных сил человечества

и потребностями в конкретных знаниях о населении, его хоз-ной деятельности,

природных богатствах и их использования в тех или иных регионах. История этой

науки не отделима от истории накопления и развития геогр. знаний. Первый

теоретический труд по географии появился только в 17 в. — «Всеобщая

география» географа Варения. Термин «экономическая география» впервые

применил Ломоносов. Для него ЭГ была наукой наполненной экон. содержанием и

неразрывно связанной с картографией. Таким образом, в 18 в. в России на

основе геогр. трудов и в рамках сложившейся в Западной Европе статистики

начинает складываться ЭГ как самостоятельная наука. Но в полной мере она

сформировалась в первой половине 19 в. В это время появляются работы по экон.

районированию, содержащие экон.-геогр. характеристики р-нов. Это было

обусловлено: большими накопленными ЭГ сведениями, углублением процесса терр-

ного разделения труда, появлением новых пром-ных и с/х р-нов, необходимостью

экон. районирования страны с целью изучения меняющейся географии

производительных сил. В этом направлении работал русский ученый в области ЭГ

Арсеньев, выпустившего свой труд об опыте экон. районирования России. В книге

его выделяются десять «пространств» с учетом их геогр. положения, с оценкой

природных ресурсов, особенностей прошлого развития и перспективами на

будущее. Важные положения теории ЭГ были сформулированы Огаревым: о том, что

р-ны следует рассматривать в динамике (в развитии), экон. районирование

должно опираться на законы полит. экономики, при районировании следует

исходить из развития «главных материальных сил», определяющих перспективу р-

на. Т.е., например, если в этом р-не есть какие-то значительные запасы

минеральных ресурсов, то необходимо дальнейшее развитие р-на строить на

разработке и переработке этого сырья. ЭГ проблемы рассматривал и Менделеев,

его интересовали вопросы хоз-ной оценки природных ресурсов и геогр. положение

частей России, проблемы районирования. Все эти труды русских ученых как и

достижения зарубежных послужили основой для становления СЭГ в советское

время. Это было особенно необходимо в связи с огромными преобразованиями в

размещении производительных сил, происходящих в России. В 20-е гг. была

проделана огромная научная и практическая работа по организации нового

районного направления терр-ной организации общества, важную роль сыграли в

этих работах Александров, Баранский и др. Ими была разработана методология

районирования, которая не утратила своей научной ценности и сейчас.

Практически была осуществлена задача по терр-ной организации страны. В

Московском университете была открыта кафедра ЭГ.

В целом для ЭГ тех лет были характерны следующие черты:

· комплексные геогр. экспедиции, развитие геогр. краеведения и

формирование экон. картографии;

· борьба за целостность ЭГ, единство геогр. наук;

· формирование отдельных направлений по изучению географии отдельных

отраслей, географии городов, стран и др.

Но развитие ЭГ не обошлось без идеологизации, неизбежной в те времена. Были

разгромлены многие направления, без которых ЭГ нашей страны стала резко

отставать от мирового уровня — это и демография, и полит. география. В ту

пору влияние ЭГ на экон. развитие страны ослабло.

Современный этап развития геогр. наук и СЭГ характеризуется углублением

международного сотрудничества географов, повышением роли СЭГ в изучении

проблем природопользования и дальнейшего развития страны и ее р-нов. В

мировой ЭСГ все большее внимание уделяется изучению проблем территорий как

объекта целостного геогр. познания. Терр-ная организация общества становиться

важной областью управления, которая требует научного обоснования. Понятие

терр-ной организации общества охватывает все вопросы, связанные с терр-ным

разделением труда, размещением производительных сил, региональных различий в

произ-ных отношениях, расселения людей, взаимоотношений общества и природы,

проблем региональной соц.-экон. политики.

Зарубежная экономическая география. Теория

Становление СЭГ было обусловлено развитием производительных сил человечества

и потребностями в конкретных знаниях о населении, его хоз-ной деятельности,

природных богатствах и их использования в тех или иных регионах. История этой

науки не отделима от истории накопления и развития геогр. знаний. Первый

теоретический труд по географии появился только в 17 в. — «Всеобщая

география» географа Варения. Огромен вклад западных ученых Тюнена, Вебера,

Кристаллера, Леша и др.

В развитии ЭСГ. В 20-е гг. в Германии вышла книга Тюнена, в которой

рассматривалась модель «изолированного государства». В этом труде он намного

опередил свое время, создав модель пространственного размещения систем с/х

вокруг центра потребления (рынка), в зависимости от расстояния до рынка (в

его книге это центр абстрактного изолированного государства) изменяется

способ использования земли и характер ведения с/х (инверсия колец Тюнена).

Таким образом, Тюненом был открыт метод математического моделирования систем

пространственных экон. зон, который нашел практическое применение в СЭГ лишь

в 20 в.

Западная геогр. наука развивалась по многим направлениям. Ее интересовали

проблемы природопользования, эти темы отражены в работах американца Марша.

Немецкий географ Ратцель был основателем антропогеографии. В своем труде

«Политическая география» он применил биологическую теорию Дарвина к развитию

человеческого общества. Согласно его концепции людские сообщества должны

вести столь же жестокую борьбу за существование в условиях окружающей

природной среды, как растения или животные. Эта концепция получила название —

социальный дарвинизм. По ней государство подобно организму должно либо расти,

либо погибнуть, но никогда не может находиться в состоянии покоя. Когда оно

расширяет свои границы за счет др. государства, это является отражением

внутреннего напряжения. Сильные государства должны располагать пространством

для своего роста. Ратцель писал также о праве «высших» рас увеличивать свое

жизненное пространство за счет «низших». Особенности истории разных

государств, их противоречия и конфликты объяснялись влиянием геогр. условий.

Создатели французской школы «географии человека» использовали многое из его

концепции, отказавшись от его полит.-геогр. идей. Создавались работы

коммерческой географии, рассматривавшей наиболее выгодные модели терр-ного

размещения производительных сил на территории. Значительную работу по

размещению пром-ти создал немецкий экономист Вебер. Согласно его учению о

штандорте (размещении) пром-ное предприятие стремиться занять наиболее

выгодное место по отношению к источникам сырья и рынку рабочей силы, что

обеспечивает минимальные издержки для предпринимателя. Вебер первым сделал

это учение составной частью ЭГ. Он видел в ней науку о теоретическом

обосновании размещения на определенной территории. Он ввел также методы

расчета, для установления месторасположения предприятия путем построения

изопан — линий равных издержек произ-ва.

В 20 в. теория зарубежной ЭГ развивалась в следующих направлениях:

1. Поиск пространственных закономерностей в размещении производительных

сил, расселения населения. Это направление связано с именами Кристаллера и

Леша, которые предприняли попытку открыть закономерности размещения

населенных пунктов, установили определенные иерархические ступени в этом

размещении (теория «центральных мест»).

2. «Количественная революция» в географии, которая началась в 60-е гг.

благодаря трудам американских экон. географов Берри, Бунге, Гаррисона, и

английских ученых Хаггета, Харвея, Чорли и др. Суть этого направления

отражена в так называемой математической географии, т.е. в широком применении

математических подходов и статистических методов в геогр. исследованиях с

использованием компьютерного программирования.

3. Региональная концепция, получившая большое распространение в виде

изучения регионов, р-нов, экон. районирования Эти исследования стали важным

средством терр-ной организации произ-ных сил.

Необходимость комплексного решения региональных проблем привела к появлению

новой сферы научной деятельности — региональной науке. В 54г под руководством

американского экономиста Изарда (Айзарда) группа ученых — экономистов,

географов, социологов, др. специалистов образовали Ассоциацию региональной

науки в качестве международной организации. В Пенсильванском университете

(США) факультет географии был переименован в факультет региональной науки,

который возглавил Изард. Целью его деятельности была названа разработка

«основ теории размещения и пространственного взаимодействия видов

человеческой деятельности в их экон., соц. и полит. контекстах», а также

«совершенствование методов анализа региональных систем. Как научные

исследования, так и обучение здесь в значительной степени опираются на

математические модели и количественные методы».

Закономерности, принципы и факторы размещения произ-ных сил РФ

Закономерность – это объективно существующая, повторяющаяся тесная связь

явлений общественной жизни. Закономерности размещения производительных сил

означает:

· планомерное, пропорциональное размещение произ-ва по территории

страны (с учетом остальных факторов, этот принцип позволяет задействовать

трудовые ресурсы, полнее обеспечивать потребности различных регионов и их

развитие);

· рациональное терр-ное разделение труда, это выражается в

специализации р-нов или территорий, что позволяет повышать

производительность, и рациональнее использовать трудовые и др. ресурсы;

· комплексное, гармоничное развитие хоз-ва страны и экономики р-нов,

это является основой для обеспечения среднего уровня жизни для населения всех

территорий;

· выравнивание уровней соц.-экон. развития и обеспечение развития

экономики всех терр-ных структур.

При размещении произ-ва по территории страны кроме закономерностей необходимо

соблюдение основных принципов. Принципы размещения — это правила, которыми

руководствуются при размещении производительных сил в целях более полного

использования природно-ресурсного потенциала и соц.-экон. условий территории.

Основные принципы размещения производительных сил:

· единство экон. районирования с административным делением;

· приближение произ-ва к источникам сырья, топлива, электроэнергии,

трудовым ресурсам и р-нам потребления;

· первоочередное освоение и комплексное использование наиболее

эффективных видов природных ресурсов;

· учет требований укрепления обороноспособности страны при размещении

хоз-ных объектов;

· всемерное сокращение потерь труда в процессе произ-ва и обращения

готового продукта;

· реализация преимуществ и экон. выгод международного разделения труда

при размещении производительных сил;

· учет необходимости охраны окружающей среды и рационального

использования природных ресурсов;

· приоритет общегосударственных интересов;

· учет долгосрочных перспектив соц.-экон. развития страны и отдельных

регионов.

На размещение производительных сил неизбежно влияют определенные факторы.

Факторы размещения — это совокупность природных и соц.-экон. условий, которые

являются движущей силой размещения производительных сил, определяющей их

развитие. Группы факторов размещения:

· природные (наличие природных ресурсов, их качественная и

количественная оценка, климатические, орографические, гидрологические условия

и т.д.);

· социально-демографические (численность населения и его расселение,

половозрастная, этническая структура, религиозный состав населения,

естественное и механическое движение населения, уровень и темпы урбанизации,

численность, структура и уровень квалификации трудовых ресурсов и др.);

· технические (достигнутый и возможный уровень техники и технологии на

данном этапе развития производительных сил);

· экономические (экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение,

уровень развития объектов произ-ной и соц. инфраструктуры, объем капитальных

вложений, эффективность произ-ва, научно-технический прогресс, произ-ный и

научный потенциал);

· экологические (охранные и конструктивные мероприятия по рациональному

использованию природных ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и

трудовых условий для населения).

1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ЗАДАЧИ КУРСА

ЭГ исследует процессы не только в природной сфере, но и в хоз-ной

деятельности человека и в социальной (общественной) сфере. Фактически она

является геогр. наукой, которую точнее будет называть «социально-

экономической географией» (СЭГ).

Предмет курса — изучение соц. и экон. процессов и явлений, происходящих в

геогр. оболочке, терр.-хоз. систем, их взаимодействий между собой и с

природными комплексами.

Объект изучения — геогр. оболочка, целостная и непрерывная оболочка Земли,

где осуществляется хоз-ная деятельность человека. Эта часть оболочки Земли,

которая включает в себя все формы и структуры организации жизни человека

называют «ойкумена». Она включает в себя все сферы жизни общества —

производительную (экономическую), демографическую, социальную, политическую,

культурную, духовную, бытовую и др. И изучают ее многие науки. СЭГ изучает

часть этих проблем — пространственная (терр-ная) организация ойкумены, т.е.

СЭГ изучает пространственную организацию общества в конкретных природных

условиях. Для практического руководства хоз-вом страны, организации

оптимального взаимодействия природы и хоз-ва необходимо изучение таких

объектов ЭГ как экон. регионы и р-ны, ТПК, города.

СЭГ тесно связана с др. геогр. науками. Если физическая география изучает

прир.-терр. явления, география природных ресурсов — природные ресурсы, то СЭГ

— соц.-экон. Терр-ные явления. В ходе расширения хоз-ной деятельности

человека усиливается влияние человека на природную среду. Поэтому роль СЭГ

увеличивается и она начинает играть главную роль среди геогр. наук.

Любое экон.-геогр. исследование не возможно без определенных методов. Главные

методы исследования СЭГ: общенаучные (исторический, сравнительный, системный

анализ, математического моделирование), географические (картографический,

типологии и районирования, полевых исследований), экономические (балансовый,

технико-экономический, экономическо-математического моделирования),

социологические. Методы получения исходной информации: лабораторный,

анкетирования, статистический. Методы анализа и обобщения информации:

Математико-статистического моделирования, экспертных оценок, классификации и

т.д. Для СЭГ не возможны экспериментальные методы. Объекты слишком велики,

чтобы использовать метод проб и ошибок, отрицательный результат может оказать

слишком отрицательное влияние на экономику рассматриваемой территории. СЭГ

идет др. путем: она анализирует уже имеющийся опыт хоз-го развития

территорий, оценивает эффективность повторения с учетом геогр. специфики

рассматриваемой территории, т.е. проводит сравнительное исследование.

Экон.-геогр. исследования проводятся поэтапно. Каждый из этих этапов дает

результаты, позволяющие решать поставленные задачи. Первый этап — сбор

фактических данных, инвентаризации, описание и картографирование объектов,

формирование банка данных по исследуемой территории. Второй этап —

прогнозирование, т.к. собрать данные этого не достаточно. Необходимо выявить

из этих данных сущность экон.-геогр. процессов. А в конечном счете —

установить законы формирования и развития ТПК различных видов. На основе

этого можно сделать достоверный прогноз. Третий этап — конструирование

оптимальных терр-ных сочетаний, экон.-геогр. обоснование проектов и их

развития. Это наиболее ответственный и завершающий этап ЭГ исследования.

Результаты таких исследований могут быть использованы в планировании развития

территорий и всей страны.

В задачи СЭГ входит изучение множество различных комплексов, отличающихся по

своему составу и элементам: терр-ные комплексы — пром-ные, с/х, транспортные,

комплексы, включающие население и населенные пункты, комплексы непроиз-ного

назначения и т.д. В конечном итоге задачей СЭГ является выработка научных

основ для рациональной терр-ной организации нар. хоз-ва, инфраструктуры и

прогнозирования их развития.

2. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, РЫНОК ТРУДА

7. НАСЕЛЕНИЕ, ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ — ВАЖНЫЙ ФАКТОР ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ХОЗ-ВА

Население является главной производительной силой общества и основным

потребителем материальных благ и услуг. При размещении произ-ных комплексов

на той или иной территории необходимо учитывать социально-демографический

потенциал, трудовые ресурсы (экономически активное население), динамику и

структурные изменения. Поэтому население, трудовые ресурсы — это важный

фактор терр-ной организации хоз-ва. Экономически активное население это часть

трудоспособного населения, которая участвует в материальном произ-ве и

непроиз-ной сфере. Трудовые ресурсы —экономически активное население в

возрасте 16-55 лет для женщин и 16-60 лет для мужчин. Численность населения

зависит от естественного движения (воспроизводства) — совокупности процессов

рождаемости, смертности и естественного прироста. На численность может влиять

и миграция населения (переселение) и демографическая политика (система

административных, экономических и пропагандистских мер с помощью которых

государство влияет в первую очередь на рождаемость).

К началу 98г население РФ - 147,8млн человек. Из них 73% (108млн) -

городское, 27% (39млн) - сельское. К июлю 98г составило 146,5 млн.,

сократившись за 6 месяцев 0,2%. Сокращение происходит за счет естественной

убыли (превышении числа умерших над родившимися ), которая лишь на 39%

компенсировалась миграционным приростом. РФ входит в число крупнейших стран

мира по численности населения (более100млн). Прогноз динамики численности

населения: к 2000г при нулевой миграции численность составит 143млн, 2003г -

142млн, 2015г - 139млн. Естественный прирост населения не компенсирует

высокую смертность. Некоторые специалисты считают, что численность может

увеличиваться за счет притока населения, тогда динамика будет такой: 2015г -

150млн.

Демографическое развитие можно представить в виде спирали. До 92г население

медленно росло за счет превышения количества рожденных над количеством

умерших, т.е. за счет естественного прироста. В настоящее время смертность

превышает рождаемость на 6 человек на каждую тысячу жителей. Рождаемость

составляет 8%, смертность - 14%. Коэффициент естественного прироста

составляет 6% (с отрицательным знаком).

Динамику численности населения определяют русские (81,5%). Но рождаемость у

русских ниже, чем например, у мордвы, татар, чувашей и др. народов. Около

20млн русских находятся в дальнем зарубежье. Продолжительный период население

РФ проходило через «демографический переход», выделяются фазы

демографического перехода:

· на 1тыс человек - 55% прироста (архетип);

· рождаемость высокая, смертность снижается (традиционный или аграрный

тип);

· рождаемость резко снижается, смертность тоже (переходный тип) — этот

тип характерен для России;

· смертность низкая, достигает стабильной величины, рождаемость имеет

маленький но стабильный прирост (индустриальный тип переходящий в

постиндустриальный).

Россия выдержала 3 демографических кризиса и сейчас находится в состоянии 4-

го: 1915-22гг - 1-я мир. война, революция; 1930-36 - голод, репрессии; 1941-

48 - последствия 2-й мир. Войны; с 1995 г. - результаты ухудшения соц.-экон.

положения населения, экологии, мед. обслуживания, соц. защиты.

Динамика изменения численности населения России во второй половине 20 в.

характеризуется снижением рождаемости и увеличением смертности. На каждые 100

девочек рождается 105-106 мальчиков. Самая высокая смертность в городах (в

Москве и С-Петербурге умерших в 3 раза больше чем родившихся). Высокая

смертность характерна для Вологодской обл., Северо-западного р-на,

Центрального, Центрально-Черноземного, Уральского, Сахалина, Камчатки. Низкая

смертность наблюдается в республиках Северного Кавказа. Самые низкие

показатели рождаемости в Европейской части, самые высокие — на Северном

Кавказе. Снижение рождаемости в привело к сокращению численности, уменьшению

доли детей, увеличению доли пенсионеров. В результате изменилась

половозрастная структура населения — молодежи меньше, чем стариков, т.е. для

России характерно состояние демографического старения. Средняя

продолжительность жизни в РФ - 64г (у мужчин - 59 лет, у женщин 68). В РФ 24%

населения - пенсионеры, 11,6% от экономически активного населения-

безработных (ноябрь 98г). Женское население составляет - 53%.

В настоящее время нац. состав меняется. Последняя перепись (89г) отметила

рост жителей малых и коренных народов России. Русские замедлили темпы

прироста. Если в 1979г русских было 84,4%, то в 89г - 81,5%. Мордовский народ

сохранил численность населения, всего в России проживало 1млн350тыс человек

(в 1926-39гг). В Мордовии мордва составляет 32%, эрзян - 160тыс (проживают на

востоке республики), мокшан - 180тыс (проживают на западе). Русские в

республике составляют 60%, татар 5%, есть украинцы, чуваши.

Рынок труда — это соотношение спроса и предложения на трудовые ресурсы. Число

безработных в 95г в РФ 8,7%, в Мордовии 10,2% но существует скрытая форма

безработицы (отпуска, неполная рабочая неделя). Число безработных с каждым

годом увеличивается. Рынок труда только формируется. Открылись биржи труда,

но активного участия в создании рабочих мест не принимают, а произ-во

находится в кризисе. За чертой бедности находятся в РФ 25%, в Мордовии — 35%.

В России сокращается доля экономически активного населения — 68млн человек.

3. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

В последние десятилетия получает все большее распространение такая новая

форма хозяйствования как создание свободных экономических зон (СЭЗ). В

мировой практике они появились в конце 50-х - начале 60-х гг., а к началу 90-

х по разным оценкам их насчитывалось уже от 400 до 700. Через них проходит

1/10 мирового торгового оборота.

Использование выгод ЭГП реализуется прежде всего в том, что СЭЗ, как правило,

создаются вблизи морских и речных портов, международных аэропортов,

обеспечивающих хорошую связь с мировым рынком. В них устанавливается особый

административно-правовой режим. Что же касается мер по привлечению

иностранного капитала, то к ним относятся: освобождение от налогов на импорт

сырья и оборудования и экспорт готовой продукции; минимальный таможенный

контроль; освобождение иностранных инвесторов от уплаты налогов на срок от 5

до 20 лет; отмена ограничений на право собственности. Все это должно

способствовать привлечению в р-ны СЭЗ финансовых, материальных,

технологических и трудовых ресурсов.

СЭЗ могут иметь самые различные организационные формы и различное целевое

назначение. Среди них выделяются торговые СЭЗ — свободные таможенные и

беспошлинные зоны, транзитные зоны, расположенные на перекрестках

транспортных путей. Выделяются пром-ные зоны свободного предпринимательства и

особенно экспортно-пром. зоны, ориентирующиеся прежде всего на внешние рынки.

Выделяются также научно-технические или технико-внедренческие зоны,

создаваемые на базе технологических парков, но также ориентированные на

внешние рынки, зоны страховки и банковских услуг и др. При этом в

экономически развитых и развивающихся странах преимущество отдается различным

из этих форм.

Число СЭЗ в экономически развитых странах Запада, по-видимому, уже превышает

250. Примерно 90 из них находятся в Западной Европе. В странах Восточной

Европы СЭЗ стали возникать в конце 70-х - начале 80-х гг. К концу 80-х их

было уже более 40, в основном в Югославии и Венгрии, но также в Польше,

Болгарии. В США общее число СЭЗ превышает 130. Среди них распространены зоны

свободного предпринимательства и научно(технико)-внедренческие СЭЗ. Такие же

зоны характерны для Японии. В развивающихся странах первые СЭЗ возникли в

середине 60-х; примером такого рода может быть СЭЗ «Кандла» в Индии. Больше

всего СЭЗ в развивающихся странах Азии, в первую очередь в «новых

индустриальных» и в странах АСЕАН. Некоторые авторы считают даже, что

Сингапур, как государство, и Гонконг, как территория, в целом являют собой

СЭЗ.

В бывшем СССР интерес к СЭЗ проявился только в середине 80-х, а решение

правительства о создании первых СЭЗ было принято в 1988 г. В России в 1994 г.

таких зон было уже 15. Среди них есть «точечные» (городские) СЭЗ: С-Петербург,

Выборг, Зеленоград, Шереметьево, Находка. Но преобладают более крупные по

территории областные зоны — такие как «Янтарь» (Калининградская обл.), «Садко»

(Новгородская обл.), «Кузбасс», «Алтай», «Горный Алтай», «Даурия» (Читинская

обл.), «Ева» (Еврейская авт. обл.), «Сахалин». Поэтому их общая площадь уже

достигла 1млн.км2, или 6% всей территории страны. Среди СЭЗ России

преобладают произ.-экспортные и свободные таможенные зоны, но есть и

технополисы, например, подмосковный Зеленоград.

Как показывает мировой опыт, создание в России и др. странах СНГ СЭЗ разных

видов может способствовать ускорению научно-технического прогресса, росту

выпуска наукоемкой продукции и насыщению их внутреннего рынка.

4. ЭКОНОМИЧЕСКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ (Центральная Россия (ЦР)

Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный экономические р-ны.

ЦР — экон. и полит. ядро страны.

Здесь сконцентрирован огромный научно-технический потенциал. В Москве занято

45% всех научных работников страны. ЦР готовит кадры высшей квалификации,

т.к. здесь сосредоточены институты Российской Академии наук и отраслевых

академий, проектно-конструкторские организации, концентрируются наукоемкие (в

том числе оборонные) и трудоемкие произ-ва. В ее главных центрах после выхода

России из кризиса будут решаться задачи отработки новейших технологий.

ЦР — р-н древне- и старорусского заселения (Ростово-Суздальская земля и

т.п.), центр формирования Московского, а затем Русского государства,

получивший столичные функции (Москва — столица России).

Среди всех р-нов ведущая роль в экономике, науке, культуре, полит. жизни на

протяжении всей истории нашей страны принадлежала р-нам ЦР, особенно

Центральному.

Экон.-геогр. положение, природные условия и ресурсы. На формирование ЦР

оказали воздействие прежде всего экон.-геогр. положение и особенности

исторического развития. Выгодное положение ЦР на водоразделах Волги, Днепра,

Западной Двины и Дона в период становления Русского государства и

относительной безопасности от внешних врагов способствовало быстрому

заселению и освоению ее территории и повлияло на роль Москвы как

«собирательницы земли русской». В дальнейшем экон. подъему и пром-ному

развитию способствовало улучшение транспортных связей с др. частями страны,

особенно после создания ж/д (транспортное положение). Преимущества ЭГП,

наличие пром-ти и квалифицированных кадров, столичное положение определили ее

роль — организатора индустриализации страны, а в настоящее время — решающую

роль в проведении коренных экон. реформ.

Поверхность ЦР не создала препятствий для освоения и заселения территории,

для с/х и транспорта. Невысокие возвышенности на западе (Валдайская,

Среднерусская, Смоленско-Московская) переходят на востоке в низменности —

Верхневолжскую, Мещерскую.

ЦР относительно небогата природными ресурсами. Бурый уголь, торф,

строительные материалы (известняки, глина, песок) и фосфориты, соль начали

активно использовать лишь в XX в. Но они только частично удовлетворяют

потребности р-нов. На севере — лес и водные ресурсы.

Богатство ЦР — железно-рудные ресурсы Курской магнитной аномалии. Умеренно

континентальный климат с достаточным увлажнением позволяет при больших

земельных ресурсов, при правильной мелиорации и агротехники получать хорошие

урожаи зерновых, льна и картофеля, а на юге — сахарной свеклы.

Население. ЦР — территория, где сформировался русский народ. Лишь на востоке

живут марийцы, чуваши, мордва. Резко преобладает городское население. В ЦР в

настоящее время около 1040 городских поселений, в том числе 364 города.

Важнейшее место среди городов занимают города-«миллионеры»: Москва (8,8млн.

чел.), Нижний Новгород (1,4млн.). Вокруг них сформировались городские

агломерации.

В ЦР более 40 древних городов (Смоленск, Ростов, Муром, Ярославль, Суздаль,

Рязань, Курск, Владимир, Москва — 1147г.). Позднее возникли города-крепости

на юге ЦР (Воронеж, Белгород). В XVIII в. было основано много городов; среди

них Липецк, Рыбинск, Кинешма. В XIX в. созданы города из бывших фабричных сел

(Иваново и др.).

Много больших и малых городов создано в советское время.

Сложны проблемы дальнейшего развития наиболее крупных городов. Они могут

решаться лишь совместно с системой городских поселений, образующих

агломерации, с окружающими их р-нами. В наши дни особое значение приобретает

возрождение малых городов как центров культуры, образования, рекреации,

туризма, а также перерабатывающих предприятий АПК, что позволит улучшить

жизнь российской «глубинки».

Сельское расселение имеет свои геогр. особенности. В северных частях ЦР

селения небольшие, на юге крупные села. Ранее преобладала миграция сельского

населения из ЦР, теперь ощущается резкий недостаток трудовых ресурсов в

сельской местности. Начались процессы переселения части жителей зоны Севера в

нечерноземные области ЦР, формирование фермерских хоз-тв, создание поселков и

городков для служащих российской армии и членов их семей в связи с выводом

войск из стран Европы и новых независимых государств.

Основное население ЦР — русские. Лишь на северо-востоке компактно проживают

чуваши, марийцы и мордва в нац. республиках.

Хозяйство. Главные черты современного хоз-ва ЦР складывались под влиянием

ряда факторов:

1. роли ее р-нов как главных научно-исследовательских, конструкторских и

учебных баз страны;

2. старопромышленного характера;

3. наличия высококвалифицированных кадров;

4. выгодного экон.-геогр. положения, в том числе столичного;

5. благоприятных транспортных связей;

6. использования преимущественно привозного сырья и энергии;

7. формирования собственной мощной металлургической базы на основе

ресурсов КМА;

8. в Москве и городах ЦР была создана оборонная пром-ть, защищенная

мощной противоракетной обороной.

ЦР специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении, и в

меньшей мере на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в

конструкционные материалы (хим., металлургической, лесной пром-ти),

исторически сложившейся здесь легкой (текстильной) пром-ти. Особое место

занимают наука и научно-техническое обслуживание, а также управление, высшее

образование, культура и искусство, а в последние годы туристско-экскурсионная

деятельность.

Для машиностроительного комплекса прежде всего характерны:

1. Тесная связь с научными, конструкторскими и проектными институтами и

организациями.

2. Формирование на базе крупнейших машиностроительных заводов и важнейших

институтов мощных произ-ных и научно-произ. объединений.

Машиностроительный комплекс ЦР выделяется как разнообразием выпускаемой

продукции, так и тем, что основная продукция комплекса предназначена для сей

страны. Особое значение для коренной технологической перестройки самого

машиностроения приобретают станкостроение, электроника, радиоэлектроника,

приборостроение, вычислительная техника (Москва, Н. Новгород, Воронеж,

Иваново, Рязань). Доля этих наукоемких произ-ств точного машиностроения ЦР в

произ-ве страны составляет 1/2.

ЦР специализируется на произ-ве энергетического и электротехнического

оборудования (Москва). Здесь производится более 1/4 продукции транспортного

машиностроения: автомобили, самолеты (Москва, Смоленск, Н. Новгород,

Воронеж), суда (Н. Новгород), оборудование для ж/д транспорта (Коломна,

Мытищи, Тверь). Аэрокосмический комплекс Москвы и ее пригородов (Калининград)

и предприятия оборонного комплекса Н. Новгорода, Тулы, Владимира и др.

городов в настоящее время проходят стадию конверсии, т.е. переходят в

значительной мере на выпуск гражданской продукции.

В ЦР производят машины и оборудование для многих отраслей пром-ти, машины для

населения (автомобили, фотоаппараты, пылесосы, часы).

Дополняют машиностроительный комплекс предприятия, производящие

конструкционные материалы. Это прежде всего черная металлургия. Основное

значение имело формирование металлургии Центра на базе крупнейших в мире

ресурсов КМА. Главные металлургические центры — Липецк, Старый Оскол и Тула.

В центрах машиностроения — передельная и «малая» металлургия. В ЦР выделяется

хим. пром-ть, производящая каучук и шины (Ярославль), волокна (Центральный р-

н), пластмассы, удобрения (Подмосковье).

На севере и северо-востоке ЦР получила развитие лесная,

деревоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная пром-ть, использующая в основном

привозное сырье, а также хим. волокна. ЦР стала основным в стране

производителем всех видов тканей. Главные центры — Москва, Иваново, города

Московской (Орехово-Зуево, Ногинск), Ивановской и др. областей.

Топливно-энергетический комплекс использует в основном топливо и энергию др.

р-нов. Из местных ресурсов — бурый уголь, торф, гидроресурсы верхней Волги,

Свири, Волхова. С востока поступает нефть на НПЗ.

Электроэнергетика включает ТЭС, ГЭС и АЭС (Нововоронежская, Тверская,

Курская, Смоленская) и ГАЭС.

Для ЦР, где много р-нов значительной концентрации пром-ных предприятий,

сосредоточения городских поселений, важно рациональное использование

территорий и природных ресурсов, выделение крупных участков для рекреации,

внедрения новых технологий с безотходными системами произ-ств.

АПК ЦР можно географически подразделить на три р-на. Первый р-н связан с

черноземными почвами на юге, где производится 10% зерна и картофеля, 20%

подсолнечника, половина сахарной свеклы, 8-9% животноводческой продукции

(мяса, молока, яиц). На базе с/х создана мощная пищевая пром-ть: мукомольная,

маслобойная, свеклосахарная, табачная, мясная.

Второй р-н АПК — в междуречье Оки и Волги, где много городов, преобладает

пригородное с/х и мощная пищевая пром-ть.

Третий р-н занимает север и запад ЦР, где занимаются льноводством и молочным

животноводством.

Для обеспечения экономики ЦР и ее городов сырьем и топливом создан мощный

транспортный комплекс. Радиально-кольцевой характер имеет ж/д сеть, отходящая

от Москвы. Автомобильная сеть ЦР в значительной степени напоминает

конфигурацию ж/д. Начинается создание скоростной ж/д Москва—Санкт-Петербург.

Намечены реконструкция и развитие новых автомагистралей и аэропортов.

Главные водные перевозки Западной зоны осуществляются по Волго-балтийской

системе и каналу им. Москвы. Крупнейшая в стране система авиалиний расходится

от Москвы.

В ЦР, где в старинных городах много памятников истории и культуры, начинает

активно формироваться новая отрасль — туристско-экскурсионная. Близ

крупнейших городов создаются санитарно-рекреационные р-ны. Во всех городах

все большее место занимает непроиз-ная сфера, а в крупнейших — управление,

наука и высшее образование.

Терр-ная структура расселения и хоз-ва ЦР имеет радиально-кольцевой характер.

Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами

сформировались пром-ные узлы.

Столица России — Москва — крупнейший пром.-транспортный узел, центр науки и

культуры, управления нашей страны. Преобладает машиностроение

(станкостроение, электротехническое, электронное, транспортное). Из др.

отраслей значительна роль текстильной пром-ти, размещенной вдоль реки Москвы,

хим., полиграфической.

Радиально-кольцевая структура города дополняется новыми кольцами и радиусами.

В перспективе развитие столицы предусматривает полную реконструкцию пром-ти,

научных институтов, городского хоз-ва. Это позволит ликвидировать

непроизводительный труд, ограничит экстенсивный рост города. В Москве,

находящейся на постиндустриальной стадии развития, не предполагается создание

новых пром-ных гигантов. Москва должна стать прежде всего центром науки,

культуры, образования, финансовой деятельности. В городе резко возрастет роль

предприятий сферы услуг при сокращении числа работающих в пром-ти и

строительстве. Особое внимание будет уделено реконструкции центра города,

сохранению и восстановлению ценнейших памятников архитектуры, истории.

Крупнейшие города — пром-ные центры ЦР: Нижний Новгород расположен в месте

слияния Оки с Волгой — центр Волго-Вятского р-на, Воронеж — главный город

Центрально-Черноземного р-на, древний Ярославль, Тула, Смоленск, Рязань. На

юго-востоке ЦР крупными пром-ми центрами стали столицы нац. республик:

Чувашии — Чебоксары, Марийской — Йошкар-Ола, Мордовии — Саранск.

5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН И ЕГО СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Экон. р-н — это территория, отличающаяся от др.:

1.специализацией хоз-ва (например специализацией может быть ТЭК)

2.комплексностью развития (взаимосвязанностью всех структур хоз-ва)

3.наличием единой системы управления.

Согласно теории экон. районирования р-ны различаются по: (районообразующие

факторы)

· уровню экон. развития,

· особенностям формирования трудовых ресурсов,

· степенью концентрации и специализации произ-ва,

· освоенности территории (в первую очередь транспортная освоенность),

· естественные условия произ-ва.

Центральный район (ЦР)

ЦР — экон. и полит. ядро страны. Территория составляет 2,8% территории

России, в него входят 12 областей.

Здесь сконцентрирован огромный научно-технический потенциал. Здесь готовят

кадры высшей квалификации, т.к. здесь сосредоточены институты Российской

Академии наук и отраслевых академий, проектно-конструкторские организации,

концентрируются наукоемкие (в том числе оборонные) и трудоемкие произ-ва.

ЦР — р-н древне- и старорусского заселения, центр формирования Московского, а

затем Русского государства, получивший столичные функции (Москва — столица

России).

ЭПГ обладает несомненными преимуществами по сравнению со многими др. р-нами.

На формирование ЦР оказали воздействие прежде всего экон.-геогр. положение и

особенности исторического развития. Выгодное положение ЦР на водоразделах

Волги, Западной Двины в период становления Русского государства и

относительной безопасности от внешних врагов способствовало быстрому

заселению и освоению ее территории и повлияло на роль Москвы как

«собирательницы земли русской». В дальнейшем экон. подъему и пром-ному

развитию способствовало улучшение транспортных связей с др. частями страны,

особенно после создания ж/д (транспортное положение). Преимущества ЭГП,

наличие пром-ти и квалифицированных кадров, столичное положение определили ее

роль — организатора индустриализации страны.

Поверхность ЦР не создала препятствий для освоения и заселения территории,

для с/х и транспорта. Невысокие возвышенности на западе переходят на востоке

в низменности.

ЦР относительно небогата природными ресурсами. Бурый уголь, торф,

строительные материалы (известняки, глина, песок) и фосфориты, соль начали

активно использовать лишь в XX в. Но они только частично удовлетворяют

потребности р-нов. На севере — лес и водные ресурсы.

Умеренно континентальный климат с достаточным увлажнением позволяет при

больших земельных ресурсов, при правильной мелиорации и агротехники получать

хорошие урожаи зерновых, льна и картофеля, а на юге — сахарной свеклы.

Население. ЦР — территория, где сформировался русский народ, но проживают

многие народы страны. Население составляет 20,5% населения России, Резко

преобладает городское население (76%). Важнейшее место среди городов занимает

город-«миллионер» Москва (8,8млн. чел). Вокруг него сформировались городские

агломерации. В ЦР много древних городов (Смоленск, Муром, Ярославль, Суздаль,

Рязань, Владимир, Москва — 1147г.). Позднее города возникли из бывших

фабричных сел (Иваново и др.). Много больших и малых городов создано в

советское время.

Сложны проблемы дальнейшего развития наиболее крупных городов. Они могут

решаться лишь совместно с системой городских поселений, образующих

агломерации, с окружающими их р-нами. В наши дни особое значение приобретает

возрождение малых городов как центров культуры, образования, рекреации,

туризма, а также перерабатывающих предприятий АПК, что позволит улучшить

жизнь российской «глубинки».

Сельское расселение имеет свои геогр. особенности. В северных частях ЦР

селения небольшие, на юге крупные села. Ранее преобладала миграция сельского

населения из ЦР, теперь ощущается резкий недостаток трудовых ресурсов в

сельской местности. Начались процессы переселения части жителей зоны Севера в

нечерноземные области ЦР, формирование фермерских хоз-тв, создание поселков и

городков для служащих российской армии и членов их семей в связи с выводом

войск из стран Европы и новых независимых государств.

Хозяйство. Главные черты современного хоз-ва ЦР складывались под влиянием

ряда факторов:

1. роли ее р-нов как главных научно-исследовательских, конструкторских и

учебных баз страны;

2. старопромышленного характера;

3. наличия высококвалифицированных кадров;

4. выгодного экон.-геогр. положения, в том числе столичного;

5. благоприятных транспортных связей;

6. использования преимущественно привозного сырья и энергии;

7. в Москве и городах ЦР была создана оборонная пром-ть, защищенная

мощной противоракетной обороной.

ЦР специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении, и в

меньшей мере на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в

конструкционные материалы (хим., металлургической, лесной пром-ти),

исторически сложившейся здесь легкой (текстильной) пром-ти. Особое место

занимают наука и научно-техническое обслуживание, а также управление, высшее

образование, культура и искусство, а в последние годы туристско-экскурсионная

деятельность.

Машиностроительный комплекс ЦР выделяется как разнообразием выпускаемой

продукции, так и тем, что основная продукция комплекса предназначена для сей

страны. Особое значение для коренной технологической перестройки самого

машиностроения приобретают станкостроение, электроника, радиоэлектроника,

приборостроение, вычислительная техника (Москва, Зеленоград и др. города

Подмосковья, Иваново, Рязань).

ЦР специализируется на произ-ве энергетического и электротехнического

оборудования (Москва). Здесь производится более 1/4 продукции транспортного

машиностроения: автомобили, самолеты (Москва, Смоленск, оборудование для ж/д

транспорта (Коломна, Мытищи). Аэрокосмический комплекс Москвы и ее пригородов

(Калининград) и предприятия оборонного комплекса многих городов в настоящее

время проходят стадию конверсии, т.е. переходят в значительной мере на выпуск

гражданской продукции. В ЦР производят машины и оборудование для многих

отраслей пром-ти, машины для населения (автомобили, фотоаппараты, пылесосы,

часы).

Дополняют машиностроительный комплекс предприятия, производящие

конструкционные материалы. В ЦР выделяется хим. пром-ть, производящая каучук

и шины (Ярославль), волокна (Центральный р-н), пластмассы, удобрения

(Подмосковье). На севере и северо-востоке ЦР получила развитие лесная,

деревоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная пром-ть, использующая в основном

привозное сырье, а также хим. волокна. ЦР стала основным в стране

производителем всех видов тканей. Главные центры — Москва, Иваново, города

Московской (Орехово-Зуево, Ногинск), Ивановской и др. обл.

Топливно-энергетический комплекс использует в основном топливо и энергию др.

р-нов. Из местных ресурсов — бурый уголь, торф, гидроресурсы. С востока

поступает нефть на НПЗ. Электроэнергетика включает ТЭС, ГЭС и АЭС.

АПК ЦР можно географически подразделить на два р-на. Первый р-н — в

междуречье Оки и Волги, где много городов, преобладает пригородное с/х и

мощная пищевая пром-ть. Второй р-н занимает север и запад ЦР, где занимаются

льноводством и молочным животноводством.

Для обеспечения экономики ЦР и ее городов сырьем и топливом создан мощный

транспортный комплекс. Радиально-кольцевой характер имеет ж/д сеть, отходящая

от Москвы. Автомобильная сеть ЦР в значительной степени напоминает

конфигурацию ж/д. Начинается создание скоростной ж/д Москва—Санкт-Петербург.

Намечены реконструкция и развитие новых автомагистралей и аэропортов.

Главные водные перевозки Западной зоны осуществляются по Волго-балтийской

системе и каналу им. Москвы. Крупнейшая в стране система авиалиний расходится

от Москвы.

В ЦР, где в старинных городах много памятников истории и культуры, начинает

активно формироваться новая отрасль — туристско-экскурсионная. Близ

крупнейших городов создаются санитарно-рекреационные р-ны. Во всех городах

все большее место занимает непроиз-ная сфера, а в крупнейших — управление,

наука и высшее образование.

Терр-ная структура расселения и хоз-ва ЦР имеет радиально-кольцевой характер.

Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами

сформировались пром-ные узлы.

Столица России — Москва — крупнейший пром.-транспортный узел, центр науки и

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.