РУБРИКИ |
Билеты: Экономическая география 50 вопросов |
РЕКЛАМА |
|
Билеты: Экономическая география 50 вопросовценовая политика, кредитно-инвестиционная), с диспаритетом цен на с/х продукцию и пром-ную продукцию привели к снижению эффективности с/х. Снизилось использование удобрений, сократился парк техники, не соблюдается агротехническая технология и т.д. Это привело к снижению произ-ва с/х продукции, снижению платежеспособности с/х предприятий, к фактическому банкротству многих хоз-тв. Происходящие изменения форм собственности не привели к заметным результатам. Фермерские хоз-ва не находят поддержки, а разразившийся кризис усугубил все проблемы с обеспечением техникой, удобрениями и т.д. Поголовье крупного рогатого скота за годы реформ сократилось на 10%, Свиней — 7на 125, птицы — на 5%, овец и коз — на10%. Главная проблема с/х в технической отсталости, слабой семенной базе, состарившихся трудовых ресурсах (средний возраст 55 лет). Перспектива развития в перевооружении, внедрении новых агротехнологий и использование качественного семенного материала, совершенствование формы организации труда. Третье звено АПК — перерабатывающая пром-ть, слагаемая из пищевой и легкой пром-ти. Назначение пищевой пром-ти — произ-во продуктов питания (пищевыми концентратами, консервами, полуфабрикатами, переработанными продуктами растениеводства и животноводства и т.д.). Пищевая пром-ть тесно связана с с/х, которое поставляет ей сырье. По характеру сырья различают две группы: 1. отрасли использующие необработанное сырье (крупяная, маслодельная, сахарная, чайная, консервная, рыбная) 2. отрасли использующие сырье прошедшее обработку (чаеразвесочная, кондитерская, хлебопекарная, макаронная). Пищевая пром-ть встречается всюду на территории страны, но первая группа тяготеет к р-нам произ-ва сырья, т.к. вес готовой продукции значительно меньше исходного сырья и снижаются затраты на транспортировку. Например, предприятия рыбной пром-ти располагаются вблизи мест лова. Но произ-во скоропортящихся продуктов располагаются вблизи потребителя. Но при этом необходимо рассчитывать размеры производимого с/х сырья, во избежание простаивания произ-ва. Таким образом, терр-ное размещение зависит от наличия сырья и размера сырьевой базы. Вторая группа предприятий тяготеет к местам потребления. Сырье используемое ими уже прошло первоначальную обработку и перевозить его выгодней, чем готовую продукцию. Некоторые отрасли ориентируются как на сырьевую базу, так и на потребителя. Мясокомбинаты имеются во всех крупных и средних городах и во многих с/х комплексах. Такой же характер размещения у молочной и мукомольной пром-ти. Пищевая пром-ть недостаточно эффективна, имеет устаревшее оборудование, недостаточное капиталовложение, сырье низкого качества и т.д. Она не обеспечивает всей потребности в продуктах питания. Легкая пром-ть. Она включает в себя около 30крупных отраслей. Ее продукция непосредственно влияет на уровень жизни населения. Это трудоемкая пром-ть. Ее предприятия не очень велики и не требуют больших затрат воды и энергии. Поэтому размещение предприятий различно, с ориентацией: на потребителя, на сырьевую базу, на то и др. Текстильная пром-ть находится в глубоком кризисе по многим причинам: устаревшее оборудование, низкое качество продукции, разрыв связей с поставщиками (хлопок из Ср. Азии), финансовый кризис, снижение капиталовложений и т.д. Это можно сказать обо всей легкой пром-ти. 28. РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ РОССИИ Производительные силы — это людские ресурсы и средства произ-ва, которые используются для произ-ва материальных благ. Размещение производительных сил это —действия по терр-ному размещению предприятий сферы материального произ- ва с учетом уже функционирующих терр-ных структур. Размещение основывается на терр-ном разделении труда — на хоз-ной специализации отдельных территорий, которые производят продукцию для др. территорий. Оно должно учитывать многие конкретные условия На размещение производительных сил неизбежно влияют определенные факторы. Факторы размещения — это совокупность природных и соц.-экон. условий, которые являются движущей силой размещения производительных сил, определяющей их развитие. Группы факторов размещения: · природные (наличие природных ресурсов, их качественная и количественная оценка, климатические, орографические, гидрологические условия и т.д.); · социально-демографические (численность населения и его расселение, половозрастная, этническая структура, религиозный состав населения, естественное и механическое движение населения, уровень и темпы урбанизации, численность, структура и уровень квалификации трудовых ресурсов и др.); · технические (достигнутый и возможный уровень техники и технологии на данном этапе развития производительных сил); · экономические (экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение, уровень развития объектов произ-ной и соц. инфраструктуры, объем капитальных вложений, эффективность произ-ва, научно-технический прогресс, произ-ный и научный потенциал); · экологические (охранные и конструктивные мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и трудовых условий для населения). Одним из основных технико-экономических факторов терр-ного размещения произ- ва является ЭГП — это отношение данного объекта (страны, города, предприятия) к объектам, находящимся вне него (т.е. отношение к др. странам, городам, крупным пром-ным центрам, транспортным путям и т.д.). Существующее размещение произ-ных сил сложилось в ходе исторического развития. Европейская Россия отличается высоким уровнем хоз-го освоения и высокой плотностью размещения производительных сил. При снижении доли в населении России (1926г - 86,3%, 93г - 81,1%) ее произ-ный и научный потенциал остается постоянно преобладающим. Здесь производится более 85% пром-ной и с/х продукции, 90% научных исследований. Доля городского населения составляет 75%. Сосредоточение науки и наукоемких пром-ных произ-ств в крупных городах. В Европейской России находятся крупнейшие городские агломерации и 12 городов- «миллионеров». Терр-ная структура расселения и хоз-ва имеет радиально- кольцевой характер. Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами сформировались пром-ные узлы. В Западном макрорегионе сформировались крупные межрайонные комплексы, объединяющие группы р-нов. Это связано с их геогр. особенностями, своеобразием ЭГП, историческими особенностями формирования хоз-ва и расселения, современными проблемами. Этот макрорегион является металлургической базой и специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении, в меньшей мере на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные материалы (хим., металлургической, лесной пром-ти), исторически сложившейся здесь легкой (текстильной) пром-ти. Восточный макрорегион занимает площадь 12,8млн.км2. Это более половины (75%). Здесь проживает 32млн. человек (всего 22% населения России). Огромная территория Восточного региона концентрирует основные топливно-энергетические и сырьевые ресурсы страны, стала осваиваться последовательно с запада на восток. Поэтому здесь сконцентрированы производительные силы добывающих отраслей. Разнообразные ресурсы Западной Сибири (газ, нефть, уголь) активно используются на предприятиях переработки западных р-нах. На азиатском Севере концентрируется более 3/4 энергетических ресурсов страны, запасов спелой древесины, водных (и гидроэнергетических) ресурсов, преобладающая доля цв. и редких металлов, запасы хим. сырья, но удорожание всех работ на Севере в 2-5 раз затрудняет размещение здесь производительных сил. За последнее столетие население Восточной зоны быстро росло как абсолютно, так и относительно (т.е. в сравнении с населением страны): в 1897г. - менее 6млн. человек, в 1926г. - 12,3млн. человек, в 1990г. - 32,3млн. человек. Средняя плотность населения крайне низка. Население концентрируется на юге — вдоль трассы Транссибирской ж/д магистрали. В то же время темпы заселения были высоки, особенно в зоне Севера. Например, если в 1925г. в Ханты-Мансийском а.о. проживало около 40тыс. человек, то в 1990г. — более 1,3млн. человек. Восточный макрорегион — главная топливно-энергетическая база страны, основной производитель алюминия, поставщик руд цв. металлов, рыбы и лесопродуктов. 30. ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хоз-ва, производящие разнообразные услуги. Услуги — это особый вид продукции, которая потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности. Инфраструктурный комплекс включает в себя коммуникационные услуги (услуги транспорта и связи) и сферу услуг (бытовые услуги, здравоохранение, учреждения культуры, жилищно-коммунальные услуги, услуги банков, страховых агентств, юридических организаций, сфера спорта и курортно-оздоровительный комплекс). Услуги можно подразделить на материальные (торговля, жил-ком, бытовое обслуживание, транспорт и связь и т.д.) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение, гос. управление, оборона, охрана правопорядка и т.д.). Инфраструктурный комплекс обеспечивает взаимодействие различных частей нар. хоз-ва и отдельных территорий страны. С его помощью осуществляются и межгосударственные связи. Входящие в нее отрасли подготавливают квалифицированные кадры, обеспечивают полноценный отдых, сокращают потери времени от болезней и тем самым повышают производительность труда в произ-ной сфере. Соц. влияние комплекса еще более значительно, т.к. он формирует духовный мир человека. Услуги предназначены для людей и должны оказываться там, где они живут. Поэтому при организации системы обслуживания учитывается терр-ное размещение населения. Коммуникационная система РФ включает транспорт и связь, основная задача которых — перемещение в пространстве информации, энергии, людей и веществ. Транспорт выполняет задачи: обеспечения устойчивых связей между отдельными отраслями и р-нами страны, своевременное и полное удовлетворение потребностей нар. хоз-ва и населения в перевозках. С помощью одного вида транспорта эту задачу выполнить трудно, поэтому все виды транспорта взаимодействуют, дополняя друг друга и образуя транспортную систему. Важная роль в сфере обслуживания принадлежит рекреационному хоз-ву, включающему сеть специализированных оздоровительных учреждений, баз отдыха, туристические базы. Развитию этой отрасли способствует разнообразие зон отдыха в РФ, здесь насчитывается 7,5тыс. учреждений отдыха, десятки тыс. культурно-исторических памятников, тысячи источников минеральных вод и т.д. Большая часть учреждений расположена в европейской части страны. Выделяют р- ны, образованные: · на основе природных ресурсов и условий (климат, благоприятные условия, живописный ландшафт) (Минеральные Воды, Сочи) · вокруг крупных городов и культурных центров (Москва, С-Петербург) · вокруг ценных культурно-исторических объектов (Золотое Кольцо, Загорск). Но в условиях кризиса новые зоны отдыха практически не создаются, старые ветшают и сильно перегружены, некоторые закрыты из-за межнациональных конфликтов. 31. ЭГП КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ ЭГ Одним из основных категорий курса является экон.-геогр. положение (ЭГП) — это отношение данного объекта (страны, города, предприятия) к объектам, находящимся вне него (т.е. отношение к др. странам, городам, крупным пром-ным центрам, транспортным путям и т.д.). ЭГП — это вид геогр. положения, которое является внешним условием существования и развития исследуемого объекта, отношением данного объекта к каким-либо геогр. объектам вне него. Отличительная черта ЭГП — его историческая изменчивость. Мордовия была отсталой аграрной территорией, а сейчас это индустриально-аграрная республика, располагающаяся вблизи крупных пром-ных центров и крупных транспортных путей. Еще одна черта ЭПГ — потенциальный характер, т.е. оно дает шанс на преимущество, но это преимущество может быть реализовано или нет. Расположение рассматриваемого объекта на морских путях ведущих через проливы выгодно, но выгодно только в том случае, если пролив соединяет экономически мощные страны. Иногда сам объект создает свое положение. Возможно превращение Москвы, а не Коломны в столицу было исторически случайным. Но став столицей Москва сама сформировала свое выдающееся положение в узле сухопутных дорог. Категория политико-географическое положение родственно ЭГП — это положение страны относительно союзников и врагов при данной международной полит. обстановке. ЭГП представляет собой сложную систему, в которую входят компоненты: · трансп.-геогр. положение — по отношению транспортной сети, с учетом ее мощности, скорости, стоимости, загруженности) особенно выделяется приморское положение, которое является существенным фактором экон. развития; · пром.-геогр. положение — относительно источников энергии, центров обрабатывающей пром-ти и научно-технических баз; · агрогеографическое положение — относительно продовольственных баз и основных центров потребления с/х продукции; · рыночное положение — относительно рынков сбыта; · демографическое положение — относительно нахождения трудовых ресурсов. · рекреационно-географическое — положение объекта относительно мест отдыха. Кроме того рассматривается положение объекта в р-не, области, стране. Выделяются положения относительно центров — рассматривается центральное положение, периферийное и т.д. Различаются макро, микро положения. Основные подходы к оценке ЭГП начинают обычно с расстояния от него до др. объектов (геодезическое расстояние — по прямой, фактическое —по существующим путям, экономическое — измеряемое затратами, по условным отрезкам — например «через два квартала»). Затем оценивается положение внутри ареала государства, город и т.д.) Центральное положение всегда выгоднее периферийного. Глубинное положение безопаснее, но затрудняет внешние связи, пограничное — опасней, но благоприятствует развитию внешнеэкономических связей. Для объекта очень важно количество соседей. Чем больше соседей первого порядка (непосредственно граничащих с объектом), тем больше у них ресурсный потенциал, тем выгодней положение. У Центрального р-на 5 соседей первого порядка и это дает ему дополнительные преимущества по сравнению с Дальневосточным р-ном. Для оценки ЭГП государств используются термины «континентальное», «мировое положение», для положения объекта внутри страны — макро, мезо, микро положение. Для С- Петербурга макроположение описывается относительно Европейской части РФ, мезоположение — относительно Ленинградской обл., микроположение — относительно дельты Невы. Значение ЭГП хорошо прослеживается на судьбах таких городов как Рига, С-Петербург, Астрахань. ЭГП экон. р-на можно оценить по плану: · положение относительно Центрального р-на · к государственной границе · к морям мирового океана и внутренним · число сухопутных соседей первого порядка, их совокупный природно- ресурсный, людской и экон. потенциал · положение по отношению к путям сообщения · к основным топливно-энергетическим, ресурсным, металлургическим и продовольственным базам · к основной полосе расселения. 32. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОЙ И АЗИАТСКОЙ РОССИИ Европейская Россия В России р-ны и их группы входят в состав крупных макрорегионов: Западного (Европейская Россия) и Восточного (Азиатская Россия). Это макрорегионы отличаются историческими особенностями заселения, освоения территорий, экон. развития. Европейская Россия отличается высоким уровнем хоз-го освоения территории, составляющей 25% от площади страны. При снижении доли в населении России (1926г - 86,3%, 93г - 81,1%) ее произ-ный и научный потенциал остается постоянно преобладающим. Здесь производится более 85% пром-ной и с/х продукции, 90% научных исследований. Доля городского населения составляет 75%. Сосредоточение науки и наукоемких пром-ных произ-ств в крупных городах В Европейской России находятся крупнейшие городские агломерации и 12 городов- «миллионеров». Здесь благоприятные природные условия как для жизни людей, так и для развития основных отраслей хоз-ва. Терр-ная структура расселения и хоз-ва имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами сформировались пром-ные узлы. В Западном макрорегионе сформировались крупные межрайонные комплексы, объединяющие группы р-нов. Это связано с их геогр. особенностями, своеобразием ЭГП, историческими особенностями формирования хоз-ва и расселения, современными проблемами. Хозяйство. Главные черты современного хоз-ва складывались под влиянием ряда факторов: 1. роли ее р-нов как главных научно-исследовательских, конструкторских и учебных баз страны; 2. старопромышленного характера; 3. наличия высококвалифицированных кадров; 4. выгодного экон.-геогр. положения; 5. благоприятных транспортных связей; 6. использования преимущественно привозного сырья и энергии. Этот макрорегион является металлургической базой и специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении, в меньшей мере на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные материалы (хим., металлургической, лесной пром-ти), исторически сложившейся здесь легкой (текстильной) пром-ти. Машиностроительный комплекс ЦР выделяется как разнообразием выпускаемой продукции, так и тем, что основная продукция комплекса предназначена для сей страны. Особое значение для коренной технологической перестройки самого машиностроения приобретают станкостроение, электроника, радиоэлектроника, приборостроение, вычислительная. Здесь производят машины и оборудование для многих отраслей пром-ти, машины для населения (автомобили, фотоаппараты, пылесосы, часы). Дополняют машиностроительный комплекс предприятия, производящие конструкционные материалы. Это прежде всего металлургия. На севере и северо-востоке ЦР получила развитие лесная, деревоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная пром-ть, Электроэнергетика включает ТЭС, ГЭС и АЭС (Нововоронежская, Тверская, Курская, Смоленская) и ГАЭС. АПК можно географически подразделить на три р-на. Первый р-н связан с черноземными почвами на юге, где производится 10% зерна и картофеля, 20% подсолнечника, половина сахарной свеклы, 8-9% животноводческой продукции (мяса, молока, яиц). На базе с/х создана мощная пищевая пром-ть: мукомольная, маслобойная, свеклосахарная, табачная, мясная. Второй р-н АПК — в междуречье Оки и Волги, где много городов, преобладает пригородное с/х и мощная пищевая пром-ть. Третий р-н занимает север и запад , где занимаются льноводством и молочным животноводством. Для обеспечения экономики и ее городов сырьем и топливом создан мощный транспортный комплекс. Радиально-кольцевой характер имеет ж/д сеть, отходящая от Москвы. Автомобильная сеть ЦР в значительной степени напоминает конфигурацию ж/д. Главные водные перевозки Западной зоны осуществляются по Волго-балтийской системе и каналу им. Москвы. Крупнейшая в стране система авиалиний расходится от Москвы. При структурной перестройке экономики резко повысится роль наукоемких произ- ств (верхних этажей), которые приобретут также и экспортную направленность, при сокращении удельного потребления и экспорта энергии и сырья — в этом перспектива этого региона. Развитие экономики в европейских р-нах будет происходить преимущественно за счет технического перевооружения действующих предприятий, закрытия произ-ств с устаревшими технологиями, конверсии военной пром-ти при сокращении численности занятых в сфере материального произ-ва. Азиатская Россия Восточный макрорегион занимает площадь 12,8млн.км2. Это более половины (75%) страны и в то же время значительно больше территории любой страны мира. Здесь проживает 32млн. человек (всего 22% населения России). Огромная территория Восточного региона концентрирует основные топливно- энергетические и сырьевые ресурсы страны, стала осваиваться последовательно с запада на восток. В отличие от радиально-кольцевого характера хоз-ва европейской части, азиатская структура определяется главными транспортными осями — Транссибом, БАМом и Северным морским путем. Разнообразие ЭГП, природных условий и ресурсов отдельных частей Восточного макрорегиона в значительной мере определяет его экон.-геогр. своеобразие, проблемы и перспективы развития. ЭГП частей Восточного макрорегиона существенно различается. Разнообразные ресурсы Западной Сибири (газ, нефть, уголь) активно используются в западных р-нах. Дальний Восток в силу его чрезвычайной удаленности (от Москвы до Владивостока 9,5тыс.км) может отправлять на межрайонный обмен лишь наиболее ценные или остродефицитные для страны ресурсы (цв. и редкие металлы, рыбопродукты). В то же время массовая продукция лесной, угольной и др. отраслей пром-ти Дальнего Востока имеет большое значение для внешней торговли страны. Резко различаются северные и южные р-ны. Обширные территории Севера с суровыми условиями природы слабо заселены и освоены. Зона Севера занимает более 1/2 территории Западной Сибири, 2/3 Восточной Сибири и более 3/4 Дальнего Востока. Зона Севера нормативна. Это значит, что все затраты (нормативы) оцениваются здесь в зависимости от суровости природы и удаленности территории от освоенных р-нов. Удорожание всех работ на Севере в 2-5 раз. Северные территории макрорегиона чрезвычайно богаты природными ресурсами, но здесь легкоранима природа. На азиатском Севере концентрируется более 3/4 энергетических ресурсов страны, запасов спелой древесины, водных (и гидроэнергетических) ресурсов, преобладающая доля цв. и редких металлов, запасы хим. сырья. Население. За последнее столетие население Восточной зоны быстро росло как абсолютно, так и относительно (т.е. в сравнении с населением страны): в 1897г. - менее 6млн. человек, в 1926г. - 12,3млн. человек, в 1990г. - 32,3млн. человек. Средняя плотность населения крайне низка. Население концентрируется на юге — вдоль трассы Транссибирской ж/д магистрали. В то же время темпы заселения были высоки, особенно в зоне Севера. Например, если в 1925г. в Ханты-Мансийском а.о. проживало около 40тыс. человек, то в 1990г. — более 1,3млн. человек. В Восточном макрорегионе резко преобладает городское население, составляя в целом 74%; при этом на Дальнем Востоке оно достигает наивысшего уровня — 76%. В настоящее время здесь расположено около 230 городов и более 600 поселков городского типа — одно-функциональных поселений, связанных в основном с добычей природных ресурсов. Это также отражает его специфику. На Востоке есть города-«миллионеры» (Новосибирск — более 1,4 млн. человек и Омск — более 1,2млн. человек). Роль Восточного макрорегиона в экономике России постоянно возрастает. Хозяйство. Восточный макрорегион — главная топливно-энергетическая база страны, основной производитель алюминия, поставщик руд цв. металлов, рыбы и лесопродуктов. В перспективе добыча ресурсов не будет возрастать. Она должна сопровождаться их глубокой комплексной переработкой. Здесь в перспективе должны динамично развиваться энергоемкие и малотрудоемкие отрасли машиностроения при глубокой конверсии оборонных предприятий. Восточный макрорегион при его громадной территории слабо обеспечен транспортом. Поэтому именно здесь осуществлялось крупное транспортное строительство (БАМ, дороги на западносибирский Север, Амуро-Якутская магистраль — АЯМ и др.). Современное геополитическое и экон.-геогр. положение России, усложнение связей через порты Балтийского и Черного морей, ставшие портами независимых государств, увеличивают значение портов Дальнего Востока. Возрастание роли стран Азиатско-Тихоокеанского региона для внешнеэкономических связей России еще более усиливает их значение. 33. РОССИЯ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА Формы адм.-терр. устройства. · Унитарное государство — государство с едиными центральными органами власти без самоуправляющихся частей. · Федерация — форма гос. устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные терр-ные единицы, имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. · Конфедерация — экон., полит. или военный союз суверенных государств. Принципы адм.-терр. деления: экон., исторический, соц.-полит., национальный, организационно-управленческий. На полит. карте мира 230 государств с различным полит. устройством. В настоящем времени полит. карта мира продолжает формироваться. 190 — члены ООН. В мире 190 республик, 29 монархий. Страны делятся по: · величине территории — существуют крупные (Россия, Канада, США, Китай и т.д.), и государства малютки — Ватикан, Люксембург; · численности населению (Китай - 1,2млрд, Индия — 900млн, США —265млн) · географическому положению — приморские страны, полуостровные (Индия), островные (Япония), континентальные (Монголия), архипелаговые (Индонезия). Типология стран мира строится на 3 критериях: величина ВВП, продолжительность жизни, занятость в с/х. · группа экономически высокоразвитых стран: ВВП на душу населения - 20тыс$, продолжительность жизни 75-77лет, в с/х занято 2-10% населения. Сюда относятся страны большой семерки, Голландия, Австралия; · страны со средним уровнем развития капитализма: на душу населения 10- 12тыс$, средняя продолжительность жизни 60-75лет, в с/х 10-15% (Португалия, Турция, Греция); · развивающиеся страны 3 группы: 1. группа - более 1тыс$, 55-66лет, в с/х 30-50% населения. К этой группе относятся 4 азиатские тигра (Гонконг, ) Мексика, Бразилия, Аргентина, Кувейт, Сауд. Аравия; 2. группа (промежуточная) - менее 1тыс$, 40-50лет, до70%. К ней относятся Сирия, Алжир, Тунис, Египет; 3. группа (нижняя группа) - менее 500$, 40-50лет, 90-95%. Индия, Пакистан. Средняя заработная плата в России составляет всего 5% от мирового уровня. Безработных в РФ - 5млн. В мире безработных - 1млрд человек. Высокий уровень безработицы в Испании, Ирландии, ЮАР. Самый низкий уровень безработицы в Японии, Мексике, Чили, Сингапур. Относительно высокий уровень в США, Канаде. В Мордовии 30-35тыс человек безработных Но кроме того в РФ и Мордовии высокий уровень скрытой безработицы (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя). Самый высокий уровень образования в точных науках в России. По индексу человеческого развития Россия занимает 26 место. РФ — крупнейшее государство по площади. Площадь без островной части — 17,1млн.кв.км и 17,5млн.кв.км (после идет Китай - 9,6млн.кв.км, затем США - 9,4). Протяженность границ РФ - 60тыс.км (40тыс.км - морская, 20тыс.км - сухопутная). Россия имеет протяженные сухопутные границы с Норвегией 196км, Финляндией 1269, Эстонией 438, Латвией 250, Литвой 304, Польшей 244, Белоруссией 990, Украиной 1270, Грузией 250, Азербайджаном 367, Казахстаном 7200, Монголией 3005, Китаем 4300, Кореей 17км. Россия — федеративное государство в состав которого входят 89 субъектов федерации (21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов). Р располагается в 11 часовых поясах, восточная часть лежит в западном полушарии. Р — крупнейшая часть бывшего СССР, огромная территория евроазиатской страны протянулась от стран Европы и морей Атлантического океана на западе до стран Азии и Тихого океана на востоке. Основная территория 64% относится к планетарной зоне Севера, выходящей на побережье Северного Ледовитого океана. После распада СССР Россия оказалась в новом геополитическом положении, с полупрозрачными границами стран СНГ, изменилось и ЭГП. ЭГП России в первую очередь определяется трансп.-геогр. положением. Советский союз имел четыре основных выхода в Мировой океан — Балтийский (С- Петербург и Прибалтика), Черноморский, Северный и Тихоокеанский. С распадом СССР два первых выхода сузились. На Балтике остались Ленинградский порт с грузооборотом 11млн.т, небольшой Выборгский, и Калининградский, тогда как остальные порты с грузооборотом 75млн.т отошли новым независимым государствам. Точно такая же ситуация на Черном море — большая часть портов отошла Украине и Грузии. Таким образом снизился грузооборот морских перевозок предназначенных для внешней торговли. Кроме того отсутствует прямой выход через сухопутную границу в страны Европы, теперь мы отделены суверенными странами (Украина и Белоруссия). Нарушились или ухудшились произ.-торговые связи с бывшими республиками СССР и странами бывшего социалистического лагеря, потеряны многие прежние рынки сбыта в них. Россия как бы удалилась от Центральной Европы, ЭГП ее ухудшилось. По оценкам специалистов Всемирного банка Россия относится к развивающимся странам с переходной экономикой. Экономика страны находится в кризисе, причин много: падение мировых цен на основные продукты, особенно нефть, кризис в Юго-Восточной Азии и связанный с ним финансовый кризис в стране, спад произ- ва и внутреннего спроса, ошибки проводимых реформ, засуха в некоторых р-нах России в этом году. По конкурентоспособности экономика России занимает 46-е место в мире. Одним из основных макроэкономических показателей, характеризующим экон. потенциал страны является валовой внутренний продукт (ВВП). Он дает общее представление о произ-ве материальных ценностей в стране. Лидер по ВВП — США (7млрд$), второе место у Японии (4млр). Сейчас по объему ВВП России занимает 23 место в мире, и продолжает сокращаться. В 70-е гг. СССР находился на 2 месте после США. Доля СССР в 85г составляла 6,4% мирового ВВП, в 95г — 1,96% (доля США — 21,8%). В произ-ной структуре России преобладает добыча топлива и сырья, произ-во машин, оборудования, военной техники, металла. Объемы пром-ного произ-ва за годы реформ упали в половину. Так из-за сокращения многих произ-тв машиностроения и падения внутреннего спроса 95% производимого алюминия идет на экспорт. Т.к. 64% территории относится к зоне Севера, то эти территории являются неблагоприятными для земледелия и затрудняют разработку природных ресурсов. Вследствие этого и др. причин страна не производит необходимого количества продовольствия, а снижение объемов с/х произ-ва в последние годы вынуждает ввозить до 50% продовольствия. Доля в мировом экспорте России сейчас составляет 1,5%. Сохранилась моносырьевая структура экспорта. В 85г - доля машин и оборудования составляла 13,9%, доля топлива и электроэнергии - 54,1%. В 97г экспорт нефти составил 24,5%, экспорт газа - 27%. Т.е. газ и нефть составляет приблизительно столько же, сколько в советское время экспорт всего ТЭК. 35. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И ФАКТОРЫ ЕГО РАЗВИТИЯ Географическое разделение труда (ГРТ) — это специализация страны или р-на и обмен между ними продукцией и услугами. Отрасли специализации — такие отрасли, которые в большей мере ориентированы на вывоз продукции и определяют «лицо» страны или р-на в геогр. разделении труда. Геогр. разделение труда способствует укреплению между странами или р-нами торгово-экономических связей. Специализация в определенной отрасли складывается при условии (факторы): 1. Страна должна обладать преимуществом перед др. странами в развитии данной отрасли. Например природными ресурсами, трудовыми ресурсами, удобством трансп.-геогр. положения, высокой квалификацией рабочих, наличием значительного капитала и др. Обычно действует несколько факторов. 2. Существуют внешние рынки сбыта, где данных товаров не хватает и цена выше чем на внутреннем рынке. Например спрос в западной Европе вызвал развитие произ-ва натурального каучука и олова в юго-восточной Азии. 3. Затраты на поставку продукции не должны поглощать всю разницу в цене на месте произ-ва и на рынках сбыта. Разница в цене должна покрыть расходы на доставку, таможенные пошлины и учитывать прибыль торговых компаний, занимающихся экспортом. Последнее условие находится в прямой зависимости от развития транспорта и транспортной сети — это один из основных факторов развития ГРТ. Др. факторы — недостаток ресурсов на данной территории и избыток их на др. Разделение труда открывает доступ территории к ресурсам др. территорий, что способствует прогрессу в произ-ве и потреблении. Причиной ГРТ является различия в природных условиях и ресурсах, повышает эффективность произ-ва. Развитие ГРТ определяют группы факторов: 1. прир.-геогр. и соц.-экон. — различия в природных условиях и ресурсах, в почвенно-климатических условиях, в размерах территории, численности и концентрации населения и наличие трудовых ресурсов; 2. результаты научно-технического прогресса — специализация, уровень развития территории — эти факторы имеют все большее значения по сравнению с первой группой; 3. соц.-полит. и соц.-экон. — внешняя политика, участие в разделении труда, особенности исторического развития, традиций произ-ного развития и внешних связей, своеобразие структуры хоз-ва. 37. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ Антропогенные факторы, т.е. результаты деятельности человека, приводящие к изменению среды обитания можно рассматривать на уровне региона, страны или глобальном уровне. Антропогенное загрязнение атмосферы приводит к глобальному изменению. Загрязнения атмосферы поступают в виде аэрозолей и газообразных веществ. Наибольшую опасность представляют газообразные вещества, на долю которых приходится около 80% всех выбросов. Прежде всего — это соединения серы, углерода, азота. Углекислый газ сам по себе не ядовит, но с его накоплением связана опасность такого глобального процесса как «парниковый эффект». Последствие мы видим по потеплению климата на Земле. С попаданием в атмосферу соединений серы и азота связано выпадение кислотных дождей. Двуокись серы и окислы азота в воздухе соединяются с парами воды, затем вместе с дождями выпадают на землю фактически в виде разбавленных серной и азотной кислот. Такие осадки резко нарушают кислотность почвы, способствуют гибели растений и высыханию лесов, особенно хвойных. Попадая в реки и озера угнетающе действуют на флору и фауну, нередко приводя к полному уничтожению биологической жизни — от рыб до микроорганизмов. Расстояние между местом образования кислотных осадков и местом их выпадения может составлять тысячи километров. Эти отрицательные воздействия глобального масштаба усугубляются процессами опустынивания и вырубки лесов. Главный фактор опустынивания — это деятельность самого человека. Среди антропогенных причин — это избыточный выпас скота, вырубка лесов, чрезмерная и неправильная эксплуатация земель. Ученые подсчитали, что общая площадь антропогенных пустынь превысила площадь естественных. Вот почему опустынивание относят к числу глобальных процессов. В результате активного воздействия цивилизации на окружающую среду степень ее загрязнения возрастает с каждым годом. Особенно сильно это негативное влияние в местах экол. катастроф или в местах нерационального использования минеральных ресурсов и разнообразных вредных отходов произ-ва. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в условиях зараженной окружающей среды невозможно без достаточных знаний о вредных воздействиях многих токсичных веществ. Среди всех загрязняющих окружающую среду веществ выделяется особая группа — ионы металлов. Главной причиной этих загрязнений можно считать колоссальное потребление и переработка минеральных ресурсов, Россия занимает одно из первых мест в мире по запасам пресной воды. И учитывая, что общие ресурсы пресной воды составляют от общего объема гидросферы Земли всего 2-2,5%, становится ясно каким богатством мы обладаем. Главную опасность для этих ресурсов представляет загрязнение гидросферы. Основные запасы пресной воды сосредоточены в озерах, площадь которых в нашей стране больше территории Великобритании. В одном только Байкале находится примерно 20% мировых запасов пресной воды. Существует три вида загрязнения водной среды: физическое (прежде всего тепловое), химическое и биологическое. Хим. загрязнения возникают в результате попадания различных хим. веществ и соединений. К биологическим загрязнениям относятся прежде всего микроорганизмы. В водную среду они попадают вместе со стоками хим. и целлюлозно-бумажной пром-ти. От таких загрязнений пострадал и Байкал, и Волга, и многие большие и малые реки России. Отравление рек и морей отходами пром-ти, с/х приводят еще к одной беде — уменьшению поступления в морскую воду кислорода и как следствие отравление морской воды сероводородом. Примером может служить Черное море. В Черном море существует установившийся режим обмена поверхности и глубинных вод, который препятствует проникновению в глубину кислорода. В результате на глубине накапливается сероводород. В последнее время ситуация в Черном море резко ухудшилась и не только из-за постепенного нарушения равновесия между сероводородными и кислородными водами, идет нарушение гидрологического режима после строительства плотин на реках, впадающих в Черное море, так и из-за загрязнения прибрежных вод отходами пром-ти и сточными водами. Остро стоят проблемы хим. загрязнения водоемов, рек и озер в Мордовии. Одним из наиболее ярких примеров — сброс в водостоки и водоемы тяжелых металлов, среди которых особенно опасен свинец (антропогенные его поступления в 17 раз превышают естественные) и ртуть. Источниками этих загрязнений явились вредные произ-ва светотехнической пром-ти. В недавнем прошлом тяжелыми металлами был отравлен водоем на севере Саранска под названием Саранское море. Не обошла стороной Мордовию и общая беда — чернобыльская авария. В результате многие р-ны пострадали от радиоизотопного загрязнения земель. И результаты этого антропогенного воздействия будут сказываться еще сотни лет. Усиление концентрации и интенсивности с/х произ-ва обостряет проблему поддержания экол. равновесия. Природные ландшафты Мордовии отличаются высокой (в некоторых случаях превышающую экол. сбалансированность) распаханностью территории, что обуславливает основные экол. проблемы с/х. Среди них следует отметить снижение плодородия почв вследствие уменьшения в них гумуса и элементов минерального питания, широкое распространение водной эрозии, и деградацию пастбищных ресурсов, которые во многих р-нах республики крайне ограничены. Поэтому исходя из реальных условий целесообразно на некоторых участках снизить интенсивность произ-ва, в частности расширить площади под многолетними травами, что является важным агротехническим приемом борьбы с эрозией. Существенное влияние на с/х экосистемы оказывают локальные источники загрязнения — предприятия переработки, крупные свиноводческие фермы и птицефабрики, места складирования минеральных удобрений и др. Поэтому должны быть предусмотрены меры по предотвращению неблагоприятных экол. последствий (использование безотходных технологий, усовершенствование очистных сооружений). Азотные удобрения, которые применяются больше всего, распадаются, разлагая органическое вещество гумуса и истощая почвы. Загрязнение минеральными удобрениями при нарушении технологий их внесения и хранения происходит не только в отношении почв, но и водоемов. Расчеты экологов показывают, что не менее 1/3 попадающих на поля минеральных удобрений смывается талыми и дождевыми водами в водоемы и водотоки. Отрицательные последствия вызывает массовое применение ядохимикатов — инсектицидов, пестицидов, гербицидов и др. Многие из них обладают высокой токсичностью и биологической активностью. Для большинства из них характерна повышенная устойчивость к воздействиям внешней среды, способность сохраняться в почве многие годы и даже десятилетия. Для прогнозирования неблагоприятных экол. последствий интенсификации с/х, которые в большинстве случаев связаны с ухудшением качества почв (дегумификация, эрозия), необходима оценка современного уровня плодородия почв и выявление факторов, наиболее сильно влияющих на плодородие почв. 40. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ХОЗ-ГО КОМПЛЕКСА РОССИИ 41. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ХОЗ-ГО КОМПЛЕКСА РОССИИ Территориальная организация народного хоз-ва Терр-ная организация общества рассматривается как: · действия по терр-ному размещению предприятий сферы материального произ-ва и непроиз-ной сферы, размещению населения; · сочетание функционирующих терр-ных структур. Пространственная организация общества строится на терр-ном разделении труда — на хоз-ной специализации отдельных территорий, которые производят продукцию для др. территорий. Термин «народное хозяйство» употребляется для отдельных адм.-терр. единиц, созданных на полит. основе, например для государства или республики в составе федерации. Для остальных административных единиц (краев, областей) используется термин «хозяйство». Нар. хоз-во — это совокупность всех отраслей материального произ-ва и всех отраслей непроиз-ной сферы. Сфера материального произ-ва включает в себя все виды произ-ной деятельности по произ-ву материальных благ (продуктов, энергии), а также деятельность по их перемещению, упаковки, хранению и т.д. Остальные виды деятельности, не производящие материальных благ, относятся к непроиз-ной сфере (здравоохранение, просвещение, культура, перевозка населения, жил. ком. услуги, и т.д.). Нар. хоз-во является материально-технической основой жизни общества на данной территории и является сложной системой. Эта система включает в себя следующие структуры: соц.-экон., отраслевую, терр-ную. Причем главные элементы нар. хоз-ва — отрасли и экон. р-ны — функционируют во всех структурах одновременно. · Соц.-экон. структура — это структура хоз-ва с точки зрения отношений собственности (уклад общественного хоз-ва), ее изучает политэкономия. · Отраслевая структура отражает деление хоз-ва на отдельные отрасли, крупные отраслевые и межотраслевые комплексы. · Терр-ная структура нар. хоз-ва (ТСНХ) — совокупность терр-ных элементов хоз-ва (пром-ных узлов, ТПК, экон. р-нов и т.д.) во всей их сложности взаимодействия. Отраслевая и терр-ные структуры хоз-ва не могут существовать раздельно. Отраслевая структура нар. хоз-ва накладывается на определенную терр-ную структуру, изменяется она довольно быстро в современную эпоху бурного развития (старые отрасли заменяются новыми). ТСХН более устойчива, т.к. имеет дело с привязкой больших ценностей к определенной территории. ТСХН определяется прежде всего геогр. рисунком хоз-ва. Отрасли нар. хоз-ва концентрируются в отдельных центрах и узлах, имеющих определенный экон. потенциал и соединяющихся транспортными системами. С др. стороны ТСХН определяется «экон. рельефом», отражающим различные экон. потенциалы различных территорий (экономически слаборазвитые, или высокоразвитые, имеющие развитую инфраструктуру, разветвленные магистрали и т.д.). ТСХН имеет три неразрывные формы: 1. интегрально-производственная структура, характеризующаяся взаимодействием определенных частей страны; 2. территориально-отраслевая структура, которая формируется под влиянием размещения ключевых отраслей экономики, в которых сосредоточен основной научный и пром-ный потенциал; 3. линейно-сетеузловая структура, охватывающая произ-ную инфраструктуру в ее взаимосвязи с расселением. Барановский считал, что города и дорожная сеть — это каркас, на котором все остальное держится, который формирует территорию. Для нашего государства особенно важен этот опорный каркас, ввиду огромных ее территорий, разнообразием хоз-ной деятельности, разнообразием национальностей населения и их своеобразием хоз-го развития. конфликтов. Технико-экономические факторы размещения произ-ва. Одним из основных технико-экономических факторов терр-ного размещения произ-ва является ЭГП — это отношение данного объекта (страны, города, предприятия) к объектам, находящимся вне него (т.е. отношение к др. странам, городам, крупным пром-ным центрам, транспортным путям и т.д.). ЭГП — это вид геогр. положения, которое является внешним условием существования и развития исследуемого объекта, отношением данного объекта к каким-либо геогр. объектам вне него. Отличительная черта ЭГП — его историческая изменчивость. Мордовия была отсталой аграрной территорией, а сейчас это индустриально-аграрная республика, располагающаяся вблизи крупных пром-ных центров и крупных транспортных путей. Еще одна черта ЭПГ — потенциальный характер, т.е. оно дает шанс на преимущество, но это преимущество может быть реализовано или нет. ЭПГ сложно поддается типологии, но можно выделить типы объектов по их местоположению относительно, например, узлов путей сообщения, морских побережьев, пром-ных центров и т.д. ЭГП представляет собой сложную систему, в которую входит ряд компонентов: 1. трансп.-геогр. положение, т.е. положение по отношению к транспортной сети (с учетом ее мощности, степени загруженности, скорости и стоимости перевозок); 2. пром.-геогр. — положение относительно источников энергии, центров обрабатывающей пром-ти и научно-технических баз; 3. агрогеофизическое — положение относительно продовольственных баз и основных центров потребления с/х продукции; 4. рыночное — положение относительно рынков сбыта продукции; 5. демографическое — положение относительно сгустков населения, трудовых ресурсов и научно-технических кадров; 6. рекреационно-географическое — положение относительно мест отдыха и туризма. Кроме того выделяются ЭГП в зависимости от положения — центральное, периферийное, глубинное и т.д. К экономико-техническим факторам терр-ного размещения произ-тв является и материально-техническая база, которая является результатом предшествующего исторического развития. Но эта база является только предпосылкой, при современном уровне развития производительных сил, неизбежно приходиться проводить реконструкцию старых предприятий и строить новые, внедрять новую технику и технологию, совершенствовать инфраструктуру. Кроме того существуют и др. технико-экономические факторы: материалоемкость, водоемкость, топливо и энергоемкость, трудо и наукоемкость. Например, во всех отраслях машиностроения затраты труда выше, чем в др. отраслях. Поэтому предприятия размещаются в местах с высококвалифицированной рабочей силой. Специализация предприятий зависит от размещения, например судостроение — на берегах морей. Отраслевая структура хоз-ва России. Отраслевая структура нар. хоз-ва — это соотношение различных отраслей материального произ-ва и непроиз-ной сферы. Произ-ная сфера включает отрасли, производящие материальные блага (пром-ть) или осуществление перемещения по территории (транспорт), строительство, торговля, общественное питание. Непроиз-ная сфера — отрасли, обеспечивающие бытовые и духовные потребности человека (образование, наука, жилищно-коммунальное хоз-во). Межотраслевые комплексы — это объединения различных отраслей нар. хоз-ва, совместно участвующих в произ-ве определенных видов продукции (например, ТЭК, машиностроение, соц. комплекс, строительная пром-ть). В хоз-ве РФ пром-ть и строительство занимают ведущее положение, в них занято 43% активного населения, их валовой общественный продукт составляет 77% нац. продукта, нац. доход (от пром-ти и строительства) - 67%. Доля занятых в с/х - 44%, валовой общественный продукт с/х — 12%, нац. доход - 15%. Транспорт и связь: доля занятых - 6%, валовой общественный продукт - 3,7%, нац. доход - 4,8%. На остальные отрасли: доля занятых - 35%, валовой продукт - 6,7%, нац. доход - 13%. Структура и территориальная организация пром-ти. Пром-ть имеет сложную структуру, на ее развитие влияет форма организации общественного произ-ва, специализация, концентрация, комбинирование. Концентрация — процесс увеличения размеров предприятий и повышение доли крупных предприятий в объеме произ-ва товаров. Наиболее высока концентрация в черной металлургии, энергетике, тяжелом машиностроении. Специализация — сосредоточение произ-ва определенного продукта или его части или технологического процесса обособленно в отдельных отраслях или предприятиях. Специализация бывает: предметная, подетальная, технологическая. Кооперирование — система длительных и устойчивых произ-ных связей между предприятиями, совместно изготавливающих определенную продукцию. Комбинирование — сочетание на одном предприятии разных произ-ных процессов и произ-тв, при которых из одного вида сырья или энергии получается несколько видов продукции. 45. ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ, СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ, ВИДЫ УСЛУГ Произ-вом товаров нар. потребления занимаются многие комплексы и отрасли нар. хоз-ва Р: машиностроительный комплекс выпускал автомобили, бытовую технику и аппаратуру, химическая — множество бытовых предметов и бытовые хим. средства, легкая и текстильная пром-ть — огромный ассортимент бытовых товаров. Но произ-во этих товаров всегда отставало от темпов развития приоритетных отраслей. Товары отечественного произ-ва из-за устаревшего оборудования и технологий не могут составить конкуренцию зарубежным аналогам. Легкая пром-ть. Она включает в себя около 30 крупных отраслей. Ее продукция непосредственно влияет на уровень жизни населения. Это трудоемкая пром-ть. Ее предприятия не очень велики и не требуют больших затрат воды и энергии. Поэтому размещение предприятий различно, с ориентацией: на потребителя, на сырьевую базу, на то и др. Текстильная пром-ть находится в глубоком кризисе по многим причинам: устаревшее оборудование, низкое качество продукции, разрыв связей с поставщиками (хлопок из Ср. Азии), финансовый кризис, снижение капиталовложений и т.д. Это можно сказать обо всей легкой пром-ти. В настоящее время разработана программа развития автомобильной пром-ти, предпринимаются попытки оживить текстильную и легкую пром-ть. Услуги — это особый вид продукции, которая потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности. Сферу услуг — это бытовые услуги, здравоохранение, учреждения культуры, жилищно-коммунальные услуги, услуги банков, страховых агентств, юридических организаций, сфера спорта и курортно-оздоровительный комплекс). Услуги можно подразделить на материальные (торговля, жил-ком, бытовое обслуживание, транспорт и связь и т.д.) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение, гос. управление, оборона, охрана правопорядка и т.д. Сфера услуг и входящие в нее отрасли подготавливают квалифицированные кадры, обеспечивают полноценный отдых, сокращают потери времени от болезней и тем самым повышают производительность труда в произ-ной сфере. Соц. влияние комплекса еще более значительно, т.к. он формирует духовный мир человека. Услуги предназначены для людей и должны оказываться там, где они живут. Поэтому при организации системы обслуживания учитывается терр-ное размещение населения. Важная роль в сфере обслуживания принадлежит рекреационному хоз-ву, включающему сеть специализированных оздоровительных учреждений, баз отдыха, туристические базы. Развитию этой отрасли способствует разнообразие зон отдыха в РФ, здесь насчитывается 7,5тыс. учреждений отдыха, десятки тыс. культурно-исторических памятников, тысячи источников минеральных вод и т.д. Большая часть учреждений расположена в европейской части страны. Выделяют р- ны, образованные: · на основе природных ресурсов и условий (климат, благоприятные условия, живописный ландшафт) (Минеральные Воды, Сочи) · вокруг крупных городов и культурных центров (Москва, С-Петербург) · вокруг ценных культурно-исторических объектов (Золотое Кольцо, Загорск). Но в условиях кризиса новые зоны отдыха практически не создаются, старые ветшают и сильно перегружены, некоторые закрыты из-за межнациональных. Многие отрасли сферы услуг (здравоохранение, образование и др.) в настоящее время реформируются, при этом в условиях экон. кризиса испытывают острую нехватку средств не только на реформирование и поддержание материальной сферы, но и на зарплату работающим в этой сфере. 46. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ Международное разделение труда (МРТ) — это специализация страны в рамках международного рынка. Отрасли международной специализации — такие отрасли, которые в большей мере ориентированы на экспорт продукции и определяют «лицо» страны в международном разделении труда. Международное разделение труда способствует укреплению между странами торгово-экономических связей. Специализация страны в определенной отрасли складывается при условии: 1. Страна должна обладать преимуществом перед др. странами в развитии данной отрасли. Например природными ресурсами, трудовыми ресурсами, удобством трансп.-геогр. положения, высокой квалификацией рабочих, наличием значительного капитала и др. Обычно действует несколько факторов. 2. Существуют внешние рынки сбыта, где данных товаров не хватает и цена выше чем на внутреннем рынке. Например спрос в западной Европе вызвал развитие произ-ва натурального каучука и олова в юго-восточной Азии. 3. Затраты на поставку продукции не должны поглощать всю разницу в цене на месте произ-ва и на рынках сбыта. Разница в цене должна покрыть расходы на доставку, таможенные пошлины и учитывать прибыль торговых компаний, занимающихся экспортом. Последнее условие находится в прямой зависимости от развития транспорта и транспортной сети. МРТ — неизбежный процесс при создании мирового хоз-ва и складывался исторически и зависит от неравномерности распределения природных и др. ресурсов в мире. Внешняя торговля и мировой рынок появились давно, в период геогр. открытий и развития торговли между странами. В древности торговля шла в Средиземноморье, в средние века —в Европе и странах Америки. МРТ сложилось позже, когда между странами сложились произ-ные и экон. связи в международном масштабе. Мировой рынок появился в период мануфактурного капиталистического произ-ва. МРТ сложилось в 19 в., а мировое хоз-во — в конце 19 и начале 20 вв. Развитие МРТ определяется группами факторов: 1. прир.-геогр. и экон.-геогр. факторы — неравномерность обеспечение, природными и трудовыми ресурсами (почвенные, сырьевые, трудовые), различие в ЭГП; 2. результатами научно-технического прогресса (НТР). С развитием эти факторы становятся преобладающими; 3. соц.-полит. и соц.-экон. — внешняя политика, участие в международном разделении труда, особенности исторического развития, традиции экон. связей, уровень экон. и научно-технического развития. Всемирное разделение труда лежит в основе развития всемирного хоз-ва ВХ — сложное экон. система взаимодействующих нац. хоз-тв всех стран мира, связи которых усиливаются по мере углубления всемирного разделения труда. Основные терр-ные компоненты ВХ: · крупнейшие по экон. потенциалу государства и регионы (США, Западная Европа, Япония, КНР, Россия и др.); · ведущие международные региональные системы (в Европе — Европейское сообщество, в Америке — Северная Америка (США, Канада, Мексика), в Азиатско- Тихоокеанском регионе — АПЕК. Для современного этапа характерно усиление целостности ВХ, которое проявляется экон. интеграцией (например, ЕС — это единый рынок и сейчас вводит единую валюту). Изменение в терр-ной структуре ВХ. Например усиливается роль АСЕАН в мировой экономике. Участие РФ на мировом рынке не соответствует его потенциалу. Неоколониальный характер внешнеэкономических связей (вывоз сырья, и ввоз машин и оборудования) основывается не на основе мирового разделения труда, а на основе исторически сложившейся системе распределения сырья. Доля в мировом экспорте РФ составляет 1,5%. Объем российского экспорта в 98г составил 72млрд$, импорта - 44млрд$. 40% общего экспорта приходится на ТЭК. Объемы экспорта нефти и газа росли в 98г (7% и 2%) Доля продукции машиностроения составляет в 98г около 9% всего экспорта. В итоге страна оказалась вне главных тенденций мирового развития. РФ еще слабо использует выгоду участия в МРТ. Поэтому так важно включение РФ в различные международные экон. отношения. 48. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА Размещение произ-ва должно учитывать конкретные условия (и прежде всего ЭГП) и подчиняться определенным закономерностям. Закономерности размещения производительных сил означает: · планомерное, пропорциональное размещение произ-ва по территории страны (с учетом остальных факторов, этот принцип позволяет задействовать трудовые ресурсы, полнее обеспечивать потребности различных регионов и их развитие); · рациональное терр-ное разделение труда, это выражается в специализации р-нов или территорий, что позволяет повышать производительность, и рациональнее использовать трудовые и др. ресурсы; · комплексное, гармоничное развитие хоз-ва страны и экономики р-нов, это является основой для обеспечения среднего уровня жизни для населения всех территорий; · выравнивание уровней соц.-экон. развития и обеспечение развития экономики всех терр-ных структур. При размещении произ-ва по территории страны кроме закономерностей необходимо соблюдение основных принципов. Принципы размещения — это правила, которыми руководствуются при размещении производительных сил в целях более полного использования природно-ресурсного потенциала и соц.-экон. условий территории. Основные принципы размещения производительных сил: · единство экон. районирования с административным делением; · приближение произ-ва к источникам сырья, топлива, электроэнергии, трудовым ресурсам и р-нам потребления; · первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов; · учет требований укрепления обороноспособности страны при размещении хоз-ных объектов; · всемерное сокращение потерь труда в процессе произ-ва и обращения готового продукта; · реализация преимуществ и экон. выгод международного разделения труда при размещении производительных сил; · учет необходимости охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; · приоритет общегосударственных интересов; · учет долгосрочных перспектив соц.-экон. развития страны и отдельных регионов. На размещение производительных сил неизбежно влияют определенные факторы. Факторы размещения — это совокупность природных и соц.-экон. условий, которые являются движущей силой размещения производительных сил, определяющей их развитие. Группы факторов размещения: · природные (наличие природных ресурсов, их качественная и количественная оценка, климатические, орографические, гидрологические условия и т.д.); · социально-демографические (численность населения и его расселение, половозрастная, этническая структура, религиозный состав населения, естественное и механическое движение населения, уровень и темпы урбанизации, численность, структура и уровень квалификации трудовых ресурсов и др.); · технические (достигнутый и возможный уровень техники и технологии на данном этапе развития производительных сил); · экономические (экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение, уровень развития объектов произ-ной и соц. инфраструктуры, объем капитальных вложений, эффективность произ-ва, научно-технический прогресс, произ-ный и научный потенциал); · экологические (охранные и конструктивные мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и трудовых условий для населения). Одним из основных технико-экономических факторов терр-ного размещения произ- ва является ЭГП — это отношение данного объекта (страны, города, предприятия) к объектам, находящимся вне него (т.е. отношение к др. странам, городам, крупным пром-ным центрам, транспортным путям и т.д.). ЭГП — это вид геогр. положения, которое является внешним условием существования и развития исследуемого объекта, отношением данного объекта к каким-либо геогр. объектам вне него. Отличительная черта ЭГП — его историческая изменчивость. Мордовия была отсталой аграрной территорией, а сейчас это индустриально-аграрная республика, располагающаяся вблизи крупных пром-ных центров и крупных транспортных путей. Еще одна черта ЭПГ — потенциальный характер, т.е. оно дает шанс на преимущество, но это преимущество может быть реализовано или нет. ЭПГ сложно поддается типологии, но можно выделить типы объектов по их местоположению относительно, например, узлов путей сообщения, морских побережьев, пром-ных центров и т.д. ЭГП представляет собой сложную систему, в которую входит ряд компонентов: 1. трансп.-геогр. положение, т.е. положение по отношению к транспортной сети (с учетом ее мощности, степени загруженности, скорости и стоимости перевозок); 2. пром.-геогр. — положение относительно источников энергии, центров обрабатывающей пром-ти и научно-технических баз; 3. агрогеофизическое — положение относительно продовольственных баз и основных центров потребления с/х продукции; 4. рыночное — положение относительно рынков сбыта продукции; 5. демографическое — положение относительно сгустков населения, трудовых ресурсов и научно-технических кадров; 6. рекреационно-географическое — положение относительно мест отдыха и туризма. Кроме того выделяются ЭГП в зависимости от положения — центральное, периферийное, глубинное и т.д. К экономико-техническим факторам терр-ного размещения произ-тв является и материально-техническая база, которая является результатом предшествующего исторического развития. Но эта база является только предпосылкой, при современном уровне развития производительных сил, неизбежно приходиться проводить реконструкцию старых предприятий и строить новые, внедрять новую технику и технологию, совершенствовать инфраструктуру. Кроме того существуют и др. технико-экономические факторы: материалоемкость, водоемкость, топливо и энергоемкость, трудо и наукоемкость. Например, во всех отраслях машиностроения затраты труда выше, чем в др. отраслях. Поэтому предприятия размещаются в местах с высококвалифицированной рабочей силой. Специализация предприятий зависит от размещения, например судостроение — на берегах морей. 50. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ Общество для удобства делит свою территорию на крупные части, удобные для управления — регионы. Регион — это целостная прир.-соц. структура, выделенная для решения актуальных задач рационального размещения производительных сил и комплексного развития хоз-ва территорий. Региональная политика прежде всего должна учитывать: ·природные условия, ·комплекс природных и трудовых ресурсов, ·сложившуюся материально-техническую базу, ·соц. инфраструктуру. Региональная политика должна быть направлена на: · рациональное размещение и терр-ную концентрацию произ-ва, · рациональное терр-ное разделение труда и специализацию региона, · комплексное развитие регионов, · выравнивание соц.-экон. уровней развития регионов, · совершенствование произ.-экон. связей внутри региона и между регионами, · развитие социально-бытовой инфраструктуры, · рациональное использование миграционных процессов и др. Но в ходе реформ и разразившегося кризиса в экономике страны региональная политика проводится не достаточно эффективно, что обусловлено экон. и финансовыми трудностями. Объем выпускаемой пром-тью продукции продолжает снижаться, пром-ть уже существующая испытывает острую потребность в инвестициях, тем более их не хватает для размещения в регионах новых произ- тв. Правительство и региональные власти стремятся привлечь в новые произ-ва иностранные инвестиции, создаются программы развития регионов, но не всегда находятся под них финансовые средства. Т.к. гос. инвестиций в произ-во регионов не достаточно, а частный инвестор вкладывает деньги исходя из своих интересов, то ни о рациональном размещении, ни о выравнивании соц.-экон. уровней регионов, ни о комплексном развитии регионов речь в настоящее время не идет. Развитие социально-бытовой инфраструктуры практически —затормозилось. Рациональное использование миграционных процессов практически не осуществляется из-за финансовых трудностей, эмигранты из ближнего зарубежья не могут найти ни жилья, ни работы. В последние годы наблюдается отток населения с Севера, т.к. общий кризис в стране особенно сказался на ухудшении условий жизни людей в северных р-нах с сырьевой специализацией. Территория Севера испытывает огромные трудности: северный завоз продовольствия начинается с запозданием из-за финансирования и осуществляется не в полном объеме, престарелое население не занятое в произ-ной сфере необходимо переселять, но нет достаточно средств. Восточный макрорегион при его громадной территории слабо обеспечен транспортом. Поэтому Дальневосточный регион испытывает затруднения из-за тарифов на ж/д перевозки. Сахалин и Курилы оказались не обеспечены на зиму энергоресурсами, завозимыми морским транспортом. Калининградская обл. Северо-западного региона оказалась в трудном положении, т.к. большую часть продовольствия завозили из-за границы, финансовый кризис вызвал резкое подорожание завозимых продуктов питания. РФ состоящая из 89 субъектов федерации, складывающиеся в центральные регионы и регионы удаленные от центра, в условиях переходного периода и экон. кризиса слабо управляется федеральным центром. Экон. районирование унаследовало архаичную систему адм.-терр. деления. Развитие регионов и экон. р-нов во многом зависит от дотаций, трансфертов и региональной политики центра. Но в условиях экон. кризиса финансирование осуществляется неравномерно и не всегда рационально. Широко распространилась практика выдачи отдельным субъектам различных льгот и привилегий на основе «Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий», сегодня около 30 субъектов РФ имеют особый статус и в то же время претендуют на его дотации. Эти факты вызывают противостояние регионов и способствуют желанию «тянуть одеяло на себя». Региональная политика не способна пока преодолеть многие трудности отношений центра с регионами. Свободные тарифы на транспорт топливо и энергию вытесняют северные и восточные регионы из общероссийского экон. пространства. Их торгово- экономические отношения переключаются с внутренних р-нов России на страны Азиатско-Тихоокеаского региона. Оттуда дешевле завозить энергоносители и продовольствие, туда стремиться и сбыт сибирских и северных товаров. В сложившихся геополит. и экон. условиях целостность России во многом зависит от правильной региональной политики государства. |
|
© 2007 |
|