РУБРИКИ |
Билеты: Экономическая география 50 вопросов |
РЕКЛАМА |
|
Билеты: Экономическая география 50 вопросовкультуры, управления нашей страны. Преобладает машиностроение (станкостроение, электротехническое, электронное, транспортное). Из др. отраслей значительна роль текстильной пром-ти, размещенной вдоль реки Москвы, хим., полиграфической. 6. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС Транспорт — необходимое звено в нар.-хоз. комплексе. Транспорт участвует в доставке продукции нар. хоз-ва до потребителя, сырья, узлов и полуфабрикатов — до пром-ных предприятий. Без транспорта невозможно было бы осуществить терр-ное разделение труда между регионами и территориями. Основные виды транспорта: ж/д, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный — образуют транспортный комплекс. Транспортная система — это совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т.е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами. В РФ несколько сотен транспортных узлов, крупнейший — Москва. Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в общей транспортной работе. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и скорость, грузоподъемностью и влиянием природных условий на его работу. Транспортная сеть формируется в основном под влиянием соц.-экон. факторов, таких как размещение производительных сил, концентрации произ-тв и их специализации их и развития, размещения городов, направления экон. связей, размещения мест отдыха, курортов и т.д. Железнодорожный транспорт Он играет ведущую роль в транспортной системе, т.к. на него приходится основная масса грузооборота. Это обусловлено экон.-геогр. особенностями страны (большие расстояния, плохое состояние автомобильных дорог). Протяженность ж/д в РФ 87тыс.км, меньше чем в Канаде и США, но нагрузка больше. Темпы развития ж/д отстают от темпов развития всего нар. хоз-ва. Поэтому важнейшие магистрали сильно загружены, скорость движения низка (30 км/ч). Основные черты географии ж.д. определились еще в царское время и мало изменились потом. В европейской части конфигурация напоминает кольцо (с центром в Москве) от которого отходят радиусы (на С-Петербург, Смоленск, Орел, Нижний Новгород). На разных расстояниях эти радиусы пересекаются кольцевыми дорогами. От европейской части к востоку протянулись широкие магистрали (к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу). Чем восточнее, тем их меньше. Это создает проблемы для грузопотоков идущих на Урал, и Сибирь. После распада СССР значительные участки ж.д. оказались за пределами РФ. Одним из направлений развития ж.д. транспорта является электрификация ж.д., др. — строительство скоростных дорог (первый проект скоростной дороги Москва - С- Петербург так и не начат). Автомобильный транспорт Это один из самых дорогих видов транспорта. Но он обладает большой маневренностью и скоростью движения, возможностью доставлять грузы непосредственно потребителю. Дальние перевозки автомобильный транспорт осуществляет в восточных и северных р-нах страны, горах Кавказа, где отсутствуют др. виды транспорта. Эффективность автомобильного транспорта во многом зависит от густоты и качества дорог. Их протяженность 880тыс.км, но только 73% с твердым покрытием. Крупнейшие автодороги расходятся лучами от Москвы к С-Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску. В восточных р-нах число дорог уменьшается. До сих пор нет автодорог, пересекающих всю РФ с запада на восток. Плохое состояние дорог в сельской местности очень затрудняет доставку с/х продукции. Особенно это проблема остра для Нечерноземья. Нуждается в усовершенствовании и транспорт. Морской транспорт Этот вид транспорта имеет важнейшее значение из-за геогр. положения страны Но после распада СССР условия для морских перевозок ухудшились. Морской транспорт имеет сложное хоз-во: флот, порты, судоремонтные заводы. По тоннажу российский флот занимал седьмое место в мире, но большая часть уже выходит из строя. В РФ 39 портов, но относительно крупных только 11. Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихого океана, через которые снабжаются северо-восточные р-ны страны и осуществляются внешнеэкономические связи с Азией и Австралией. Второе — Балтийские порты, обеспечивающие внешние связи с Европой и Америкой. Через порты Черного моря осуществляется в основном экспорт нефти. По морям Северного бассейна проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение в снабжении Крайнего Севера. Речной транспорт Он играет решающую роль в тех р-нах, где протекают многоводные реки, а сухопутный транспорт плохо развит. По рекам экономично перевозить объемные грузы, не требующие быстрой доставки: леса, нефти, хлеба, стройматериалов. Волго-Камский бассейн — основной для речного транспорта, осуществляющего перевозки грузов в экономически развитой части страны. Авиационный транспорт Это единственный вид, охватывающий перевозками всю страну. Но объем грузов не велик. Самолетами доставляются грузы в труднодоступные р-ны, перевозя скоропортящиеся грузы. Главная специализация — перевозка пассажиров. Трубопроводный транспорт Этот вид транспорта по грузообороту приближается к ж/д транспорту, а по затратам намного экономичнее. По трубопроводам передается 97% нефти, весь газ, многие продукты переработки нефти. Связь Задача связи — передача различной информации, объем и роль которой стремительно нарастает. Сегодня все заметнее становится несоответствие уровня развития российской связи современным требованиям. РФ практически выпадает из глобальной системы связи: из-за малого количества линий связи, недостаточное количество современных видов связи. Уровень телефонизации очень низок, используется устаревшее оборудование, вводимое вновь оборудование, как правило импортное. Лучшая ситуация с радиофикацией и телевидением. Но РФ значительно отстает в области многоканального, спутникового телевидения и разработки телевидения с высокой четкостью (цифрового телевидения). Перспективы развития связи: прокладка трансроссийской артерии оптико- волоконной связи, которая может стать составной частью мировой системы связи, развитие спутниковой связи. 8. РАЙОНЫ, УЗЛЫ И ЦЕНТРЫ — ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗ-ВА Отдельные части территории России отличаются друг от друга по природным, историческим и соц.-экон. условиям. Поэтому выделяются экон. р-ны по совокупности природных и хоз-ных признаков. Экон. р-н — это территория, которая отличается от др. специализацией и особенностями развития хоз-ва, своеобразием геогр. положения, природными и трудовыми ресурсами. Терр-ная организация хоз-ва строится на геогр. разделении труда — на хоз-ной специализации отдельных территорий, которые производят продукцию для др. территорий. На размещение производительных сил неизбежно влияют определенные факторы. Факторы размещения — это совокупность природных и соц.-экон. условий, которые являются движущей силой размещения производительных сил, определяющей их развитие. Группы факторов размещения: · природные (наличие природных ресурсов, их качественная и количественная оценка, климатические, орографические, гидрологические условия и т.д.); · социально-демографические (численность населения и его расселение, половозрастная, этническая структура, религиозный состав населения, естественное и механическое движение населения, уровень и темпы урбанизации, численность, структура и уровень квалификации трудовых ресурсов и др.); · технические (достигнутый и возможный уровень техники и технологии на данном этапе развития производительных сил); · экономические (экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение, уровень развития объектов произ-ной и соц. инфраструктуры, объем капитальных вложений, эффективность произ-ва, научно-технический прогресс, произ-ный и научный потенциал); · экологические (охранные и конструктивные мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и трудовых условий для населения). Экон. р-н — это территория, отличающаяся от др.: 1.специализацией хоз-ва (например специализацией может быть ТЭК) 2.комплексностью развития ( взаимосвязанностью всех структур хоз-ва) 3.наличием единой системы управления. Отрасли хоз-ва концентрируются в определенных центрах и узлах имеющий определенный потенциал. Формирование узлов и центров в каком-либо месте зависит от: · уровня экон. развития, · особенностей формирования трудовых ресурсов, · степени концентрации и специализации произ-ва, · освоенности территории (в первую очередь транспортная), · естественных условий произ-ва, · наличия природных ресурсов. Совокупность центров, узлов и транспортных магистралей образуют опорный каркас расселения и терр-ной структуры хоз-ва. При рассмотрении терр-ной структуры размещения произ-ва рассматриваются экон. р-ны. При этом выделяются прежде всего территории с высокой концентрацией произ-ва, т.е. узлы и центры, затем транспортные магистрали. Например, терр-ная структура хоз-ва Центрального экон. р-на имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами сформировались пром-ные узлы — Москва, Рязань и т.д. Основные элементы терр-ной структуры хоз-ва Урала— две меридиальные полосы: Серов—Екатеринбург—Орск и Соликамск—Оренбург. Основной элемент терр-ной структуры хоз-ва Поволжья — крупнейшие пром-ные узлы, расположенные вдоль Волги. 9. РФ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ Роль и место России в мировом сообществе определяется не только состоянием самого государства (ее экономикой, степенью демократизации, геополитическим положением, ресурсами и потенциалом, в том числе и военным), но расстановкой сил в мире и состоянием быстроменяющегося мирового сообщества. Наиболее экономически развитые страны завершают индустриальную фазу развития и переходят к постиндустриальному развитию, характеризующемуся скачком производительных сил на базе электроники, информатики и энергосберегающих технологий. Грандиозный прогресс науки в этих странах очень быстро увеличивает разрыв между ними и развивающимися странами. Но и многие развивающиеся страны не стоят на месте, приобретая в мире все больший вес, и не только в экон. жизни. Страны, опаздывающие в развитии, либо живут за счет сырьевых ресурсов, либо стремительно беднеют. Происходящие в России реформы в полит. и экон. сферах — это попытка войти в мировой процесс развития. Масштабы нашей страны (1/10 часть суши), геополитическое положение, ее экономического, демографического и интеллектуального потенциала, наличие огромных запасов всех видов сырья — все это предпосылки для того, что бы стать важнейшим мировым центров в многополюсном мире (где нет диктата одного центра и преобладает партнерство — инициатива России). Эксперты относят Россию к странам с переходной экономикой. В настоящее время она переживает трудные времена: кризис в экономике, финансах, дефицит бюджета, отсутствие роста произ-ва, ухудшение демографической ситуации, снижение жизненного уровня. Все это препятствует включению России в число «семерки» — наиболее развитых стран мира, производящих 2/3 мирового продукта. Но с 91г она стала принимать участие в полит. совещаниях (полит. саммитах «восьмерки»). Так как глобальные проблемы невозможно решить без России, ослабление или распад ее нарушит баланс сил в мире. Поэтому экон. и полит. модернизация (построение демократического государства) в интересах мирового сообщества. Мировая общественность оказывает финансовую помощь через Мировой банк и Международный валютный фонд, но они не обладают финансовыми средствами достаточными для поднятия такой огромной страны. С др. стороны существует мнение, что эта финансовая помощь и условия ее предоставления ведут к превращению России в сырьевой придаток развитых стран и ослаблению ее влияния на мировые процессы. Инвестиции в сырьевые отрасли не способны поднять экономику, необходимы инвестиции в высокотехнологичные произ-ва, находящиеся в упадке. ВВП за 91-98гг снизился на 39,6%, (по уровню ВВП на душу населения — позади Панамы, Перу, Алжира, Египта, Туниса). Доля России в мировом ВВП 1,96% (1995г), доля США —21,8%. Но в тоже время сохраняется полит. влияние России и в мире и в Европе, т.к. невозможно обеспечить безопасность без такой мощной ядерной державы. Это подтверждают заключенный договор с НАТО, практическая работа в ООН и ОБСЕ. Россию приняли в Совет Европы, заключено соглашение о партнерстве с Европейским союзом. Партнерство в этой организации требует не только определенного уровня развития экономики, но и интеграции в правовую систему и отказа от части суверенитета в пользу Брюсселя (там органы управления ЕС), Россия пока к этому не готова. Россия позитивно относится к расширению ЕС, но отрицательно к расширению НАТО на восток (в страны Восточной Европы и Балтии). Россия стала членом Парижского и Лондонского клубов (что может помочь в возврате долгов от др. стран), но не стала еще членом ВТО (Всемирной торговой организации) по многим причинам, одна из которых — неконкурентоспособность отечественных товаров. Участие России на мировом рынке не соответствует его потенциалу. Неоколониальный характер внешнеэкономических связей (вывоз сырья, и ввоз машин и оборудования) основывается не на основе мирового разделения труда, а на основе исторически сложившейся системе распределения сырья. В итоге страна оказалась вне главных тенденций мирового развития. Россия еще слабо использует выгоду участия в МРТ. Поэтому так важно включение России в различные международные экон. отношения. В эпоху НТР и углубления международного разделения труда без укрепления внешнеэкономических связей Россия не сможет занять достойное место в мировой экономике. Россия стала членом АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), готовится вступить в ВТО (Всемирная торговая организация), получило приглашение вступить в ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти, контролирует 40% нефти). Степень открытости экономики характеризуется интенсивностью внешнеэкономических связей. Международные эксперты признают, что экономика России уже не является командно-административной, проведена ее либерализация, продолжаются реформы соц. сферы и ставится цель — правовое государство. Россия стремилась укрепить свои позиции и на востоке. Современное геополитическое и экон.-геогр. положение России, усложнение связей через порты Балтийского и Черного морей, ставшие портами независимых государств, увеличивают значение портов Дальнего Востока. Возрастание роли стран Азиатско-Тихоокеанского региона для внешнеэкономических связей России еще более усиливает их значение. Регулярными стали встречи и переговоры с руководством Японии, Индии, Китая, Южной Кореи, стран Персидского залива и АСЕАН. Китай превратился в одного из основных торговых партнеров России. Впервые за 30 лет Россия вышла на рынки АСЕАН, в основном с вооружением. В то же время ослабли контакты с прежними партнерами — КНДР, Монголией, Вьетнамом, Ираком. Но в целом «восточное» направление оставалось второстепенным. С течением времени и со сменой министра иностранных дел (вместо Козырева пришел Примаков) начали налаживаться более тесные контакты со странами Востока, Израилем, Китаем, Японией. Но, например экон. сотрудничеству с Ираком мешают международные санкции, договору о поставке оборудования для атомных станций препятствовали США (по причине возможного «двойного» использовании. Доля в мировом экспорте России составляет 1,5%. Объем российского экспорта в 98г составил 72млрд$, импорта - 44млрд$. 40% общего экспорта приходится на ТЭК. Объемы экспорта нефти и газа росли в 98г (7% и 2%) Доля продукции машиностроения составляет в 98г около 9% всего экспорта. Перед страной стоит задача изменения структуры экспорта, в сторону снижения сырьевой составляющей и увеличения продукции переработки и машиностроения. В результате экон. кризиса внешнеторговый оборот в 98г сократился на 17%. Сохранилась моносырьевая структура экспорта. В 85г - доля машин и оборудования составляла 13,9%, доля топлива и электроэнергии - 54,1%. В 97г экспорт нефти составил 24,5%, экспорт газа - 27%. Т.е. газ и нефть составляет приблизительно столько же, сколько в советское время экспорт всего ТЭК. 95% производимого в стране алюминия экспортируется из-за падения внутренних потребностей. Часть идет через Лондонскую биржу металлов, в США, на Украину и во многие др. страны. Экспорт России металлов и особенно стали встречает нередко сопротивление конкурентов на мировом рынке. При этом нас обвиняют в демпинговых ценах на металлы и грозят применить международные санкции. Продукция машиностроительного комплекса поставляется в страны СНГ и некоторые развивающиеся страны, (вследствие не конкурентоспособности этой продукции). Конкурентоспособной остается продукции ВПК. Оружие и военная техника закупают страны СНГ и Востока. Снижение объемов с/х произ-ва в последние годы вынуждает импортировать продовольствие из США и стран Европы. Россия — крупнейший импортер с/х продукции. Многие годы завозилось зерно, и только с прошлого года Россия обошлась без крупных закупок зерна. Падение произ-ва в фармацевтической пром- ти вынуждает закупать многие виды лекарств в Индии, США, Германии и др. странах. В последнее время укрепляются внешнеэкономические связи со странами Востока. Крепнут отношения с Индией, происходит погашение прежних долгов Индии (90% экспорта идет в счет погашения долгов). Но основой нашего экспорта является военная техника. В России существуют совместные предприятия с западными фирмами, в основном в пищевой пром-ти, кондитерской, табачной пром-ти, косметика (Филипп Морис в С-Петербурге, Марс в Подмосковье, Мак Дональдс, Джонсон & Джонсон). Но кризисная ситуация и нестабильная полит. обстановка не способствует продвижению западных инвестиций в российскую экономику. 10. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ХОЗ-ГО КОМПЛЕКСА РОССИИ 44. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ Отраслевая структура нар. хоз-ва — это соотношение различных отраслей материального произ-ва и непроиз-ной сферы. Произ-ная сфера включает отрасли, производящие материальные блага (пром-ть) или осуществление перемещения по территории (транспорт), строительство, торговля, общественное питание. Непроиз-ная сфера — отрасли, обеспечивающие бытовые и духовные потребности человека (образование, наука, жилищно-коммунальное хоз-во). Межотраслевые комплексы — это объединения различных отраслей нар. хоз-ва, совместно участвующих в произ-ве определенных видов продукции (например, ТЭК, машиностроение, соц. комплекс, строительная пром-ть). Отраслевой структуре свойственно межотраслевые пропорции и межотраслевые произ-ные связи. В хоз-ве РФ пром-ть и строительство занимают ведущее положение, в них занято 43% активного населения, их валовой общественный продукт составляет 77% нац. продукта, нац. доход (от пром-ти и строительства) - 67%. Доля занятых в с/х - 44%, валовой общественный продукт с/х — 12%, нац. доход - 15%. Транспорт и связь: доля занятых - 6%, валовой общественный продукт - 3,7%, нац. доход - 4,8%. На остальные отрасли: доля занятых - 35%, валовой продукт - 6,7%, нац. доход - 13%. Современный машиностроительный комплекс России состоит из нескольких десятков отраслей, каждая из которых выпускает продукцию определенного назначения. Число машиностроительных отраслей непрерывно растет. Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем: · проблемы, связанные с низкими темпами роста машиностроения, 4/5 продукции имеют оборонное значение, огромные диспропорции в отдельных отраслях (высокий уровень произ-ва больших тракторов, комбайнов, низкий уровень произ-ва предметов для населения); · низкое качество производимых машин, отставание от зарубежных аналогов растет; · сокращение объемов выпуска продукции из-за многих причин в годы реформ (устаревшее оборудование и технологии, снижение капиталовложений в отрасли, потеря рынков сбыта, неэффективное управление приватизированными предприятиями и т.д.). Специализация и кооперирование. Машины состоят из множества деталей и агрегатов, изготовление которых производится на специализированных предприятиях, поэтому эти предприятия устанавливают кооперационные связи. И в разных р-нах страны строятся комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий. Комплексы состоят из групп заводов, большая часть которых — филиалы для поставок сборочному заводу. Многие отрасли машиностроения располагаются в р-нах с благоприятным ЭГП для организации кооперирования. Например автомобилестроение — в европейском Центре и Поволжье. Машиностроительные заводы располагаются вблизи крупных транспортных магистралей, что необходимо для перевозки деталей и готовой продукции. Ориентация на потребителя. Отрасли выпускающие машины и приборы для населения ориентированы на потребителя и располагаются во всех р-нах России. Характеристика ТЭК (топливно-энергетический комплекс) ТЭК — это межотраслевой комплекс по добыче и произ-ву топлива и энергии, их транспортировке, распределению и использованию. ТЭК состоит: 1. топливной пром-ти, включая нефтяную, газовую, угольную, сланцевую, торфяную и уранодобывающую отрасли; 2. энергетики, включающей электрические станции, средства транспортировки топлива и энергии. Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хоз-ва, производящие разнообразные услуги. Услуги — это особый вид продукции, которая потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности. Инфраструктурный комплекс включает в себя коммуникационные услуги (услуги транспорта и связи) и сферу услуг (бытовые услуги, здравоохранение, учреждения культуры, жилищно-коммунальные услуги, услуги банков, страховых агентств, юридических организаций, сфера спорта и курортно-оздоровительный комплекс). Услуги можно подразделить на материальные (торговля, жил-ком, бытовое обслуживание, транспорт и связь и т.д.) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение, гос. управление, оборона, охрана правопорядка и т.д.). Инфраструктурный комплекс обеспечивает взаимодействие различных частей нар. хоз-ва и отдельных территорий страны. С его помощью осуществляются и межгосударственные связи. Входящие в нее отрасли подготавливают квалифицированные кадры, обеспечивают полноценный отдых, сокращают потери времени от болезней и тем самым повышают производительность труда в произ-ной сфере. Соц. влияние комплекса еще более значительно, т.к. он формирует духовный мир человека. Коммуникационная система России включает транспорт и связь, основная задача которых — перемещение в пространстве информации, энергии, людей и веществ. Транспорт выполняет задачи: обеспечения устойчивых связей между отдельными отраслями и р-нами страны, своевременное и полное удовлетворение потребностей нар. хоз-ва и населения в перевозках. С помощью одного вида транспорта эту задачу выполнить трудно, поэтому все виды транспорта взаимодействуют, дополняя друг друга и образуя транспортную систему. Основные виды транспорта: ж/д, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный — образуют транспортный комплекс. Транспортная система — это совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т.е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами. В России несколько сотен транспортных узлов, крупнейший — Москва. Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в общей транспортной работе. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и скорость, грузоподъемностью и влиянием природных условий на его работу. Транспортная сеть формируется в основном под влиянием соц.-экон. факторов, таких как размещение производительных сил, концентрации произ-тв и их специализации их и развития, размещения городов, направления экон. связей, размещения мест отдыха, курортов и т.д. 11. ОТРАСЛЕВОЙ СОСТАВ И ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Назначение пищевой пром-ти — произ-во продуктов питания (пищевыми концентратами, консервами, полуфабрикатами, переработанными продуктами растениеводства и животноводства и т.д.). Пищевая пром-ть тесно связана с с/х, которое поставляет ей сырье. По характеру сырья различают две группы: 1. отрасли использующие необработанное сырье (крупяная, маслодельная, сахарная, чайная, консервная, рыбная), 2. отрасли использующие сырье прошедшее обработку (чаеразвесочная, кондитерская, хлебопекарная, макаронная). Пищевая пром-ть встречается всюду на территории страны, но первая группа тяготеет к р-нам произ-ва сырья, т.к. вес готовой продукции значительно меньше исходного сырья и снижаются затраты на транспортировку. Например, предприятия рыбной пром-ти располагаются вблизи мест лова. Но произ-во скоропортящихся продуктов располагаются вблизи потребителя. Но при этом необходимо рассчитывать размеры производимого с/х сырья, во избежание простаивания произ-ва. Таким образом, терр-ное размещение зависит от наличия сырья и размера сырьевой базы. Вторая группа предприятий тяготеет к местам потребления. Сырье используемое ими уже прошло первоначальную обработку и перевозить его выгодней, чем готовую продукцию. Некоторые отрасли ориентируются как на сырьевую базу, так и на потребителя. Мясокомбинаты имеются во всех крупных и средних городах и во многих с/х комплексах. Такой же характер размещения у молочной и мукомольной пром-ти. Можно на примере Мордовии проследить закономерности размещения пищевой пром-ти. Малые мукомольные предприятия, мельницы и крупорушки как правило располагаются рядом с заготовительными предприятиями, которые располагаются на пересечении крупных автомобильных дорог. Зерноперерабатывающие предприятия за исключением спиртовых заводов располагаются здесь же (для сокращения потерь при транспортировки). Предприятия перерабатывающие картофель располагаются рядом с местами его произ-ва, для сокращения потерь, связанных с биологической особенностью культуры — промерзании при -1оС, подверженности гниению, потери качества при хранении выше +5оС). Сахарный завод в Ромоданове находится в центре территории на которой выращивают сахарную свеклу (по той же причине, с др. стороны он расположен на ж/д узле (что необходимо для использовании привозного сахаротростникового сырья). Предприятия, занимающиеся переработкой овощей и фруктов, расположены в городах Саранске, Краснослободске, Рузаевке, т.к. специализированные с/х предприятия расположены вблизи этих городов. Остальные хоз-ва специализирующиеся на выращивании овощей и фруктов имеют сеть более мелких перерабатывающих предприятий на местах. Предприятия изготавливающие полуфабрикаты, колбасы из мяса птицы располагаются вблизи птицефабрик. Так же как множество колбасных цехов расположенных в хоз-вах специализирующихся на разведении скота. Крупные мясокомбинаты с колбасными цехами имеются практически во всех крупных городах. Размещение молокоперерабатывающей пром-ти диктуется необходимостью быстрой переработки сырья, т.к. перевозка на расстояние свыше 25 км резко ухудшает качество. Поэтому сеть предприятий отрасли охватывает практически все административные р-ны Мордовии. Головные заводы размещены обычно в районных центрах. Предприятия изготавливающие цельномолочную продукцию расположены в крупных городах. Кондитерские, макаронные и многие др. предприятия пищевой пром-ти как правило располагаются в крупных городах. Пищевая пром-ть недостаточно эффективна, имеет устаревшее оборудование, недостаточное капиталовложение, сырье низкого качества и т.д. Она не обеспечивает всей потребности в продуктах питания. 12. ЭГ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОМЫШЛЕННОГО УЗЛА Москва — экон. и полит. ядро страны и крупнейший пром-ный узел. Здесь сконцентрирован огромный научно-технический потенциал. Москва — территория древне- и старорусского заселения, центр формирования Московского, а затем Русского государства, получивший столичные функции (Москва — столица России). ЭГП положение, природные условия и ресурсы. На формирование оказали воздействие прежде всего ЭГП и особенности исторического развития. Выгодное положение узла в период становления Русского государства и относительной безопасности от внешних врагов способствовало быстрому заселению и освоению ее территории и повлияло на роль Москвы как «собирательницы земли русской». В дальнейшем экон. подъему и пром-ному развитию способствовало улучшение транспортных связей с др. частями страны, особенно после создания ж/д (транспортное положение). Преимущества ЭГП, наличие пром-ти и квалифицированных кадров, столичное положение определили ее роль — организатора индустриализации страны, а в настоящее время — решающую роль в проведении коренных экон. реформ. Население. Москва — территория, заселения русского народа. Москва (8,8млн. чел.), Резко преобладает городское население. Вокруг них сформировались городские агломерации. Хозяйство. Главные черты современного хоз-ва складывались под влиянием ряда факторов: 1. роли как главной научно-исследовательских, конструкторских и учебных баз страны; 2. старопромышленного характера; 3. наличия высококвалифицированных кадров; 4. выгодного экон.-геогр. положения, в том числе столичного; 5. благоприятных транспортных связей; 6. формирования собственной мощной металлургической базы на основе ресурсов КМА; 7. в Москве и городах ЦР была создана оборонная пром-ть, защищенная мощной противоракетной обороной. Столица России — Москва — крупнейший пром.-транспортный узел, центр науки и культуры, управления нашей страны. Преобладает машиностроение (станкостроение, электротехническое, электронное, транспортное). Из др. отраслей значительна роль текстильной пром-ти, размещенной вдоль реки Москвы, хим., полиграфической. Москва специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении. Особое место занимают наука и научно-техническое обслуживание, а также управление, высшее образование, культура и искусство, а в последние годы туристско-экскурсионная деятельность. Машиностроительный комплекс ЦР выделяется как разнообразием выпускаемой продукции, так и тем, что основная продукция комплекса предназначена для сей страны. Особое значение для коренной технологической перестройки самого машиностроения приобретают станкостроение, электроника, радиоэлектроника, приборостроение, вычислительная техника. Кроме того Москва специализируется на произ-ве энергетического и электротехнического оборудования. Здесь производится продукции транспортного машиностроения. Аэрокосмический комплекс Москвы и ее пригородов (Калининград) и предприятия оборонного комплекса в настоящее время проходят стадию конверсии, т.е. переходят в значительной мере на выпуск гражданской продукции. Москва и Подмосковье стали основным в стране производителем всех видов тканей. Главные центры — Москва, Иваново, города Московской обл. (Орехово- Зуево, Ногинск). ТПК использует в основном топливо и энергию др. р-нов. Для Москвы, где много р-нов значительной концентрации пром-ных предприятий, сосредоточения городских поселений, важно рациональное использование территорий и природных ресурсов, выделение крупных участков для рекреации, внедрения новых технологий с безотходными системами произ-ств. Для обеспечения экономики Москвы сырьем и топливом создан мощный транспортный комплекс. Радиально-кольцевой характер имеет ж/д сеть, отходящая от Москвы. Автомобильная сеть ЦР в значительной степени напоминает конфигурацию ж/д. Начинается создание скоростной ж/д Москва—Санкт-Петербург. Намечены реконструкция и развитие новых автомагистралей и аэропортов. Крупнейшая в стране система авиалиний расходится от Москвы. В ЦР, где в старинных городах много памятников истории и культуры, начинает активно формироваться новая отрасль — туристско-экскурсионная. Близ крупнейших городов создаются санитарно-рекреационные р-ны. Во всех городах все большее место занимает непроиз-ная сфера, а в крупнейших — управление, наука и высшее образование. Радиально-кольцевая структура города дополняется новыми кольцами и радиусами. В перспективе развитие столицы предусматривает полную реконструкцию пром-ти, научных институтов, городского хоз-ва. Это позволит ликвидировать непроизводительный труд, ограничит экстенсивный рост города. В Москве, находящейся на постиндустриальной стадии развития, не предполагается создание новых пром-ных гигантов. Москва должна стать прежде всего центром науки, культуры, образования, финансовой деятельности. В городе резко возрастет роль предприятий сферы услуг при сокращении числа работающих в пром-ти и строительстве. Особое внимание будет уделено реконструкции центра города, сохранению и восстановлению ценнейших памятников архитектуры, истории. 13. ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ (ТПК) Пром-ть имеет сложную структуру, на ее развитие влияет форма организации общественного произ-ва, специализация, концентрация, комбинирование. Концентрация — процесс увеличения размеров предприятий и повышение доли крупных предприятий в объеме произ-ва товаров. Наиболее высока концентрация в черной металлургии, энергетике, тяжелом машиностроении. Специализация — сосредоточение произ-ва определенного продукта или его части или технологического процесса обособленно в отдельных отраслях или предприятиях. Специализация бывает: предметная, подетальная, технологическая. Кооперирование — система длительных и устойчивых произ-ных связей между предприятиями, совместно изготавливающих определенную продукцию. Комбинирование — сочетание на одном предприятии разных произ-ных процессов и произ-тв, при которых из одного вида сырья или энергии получается несколько видов продукции. ТПК — это взаимосвязанное научно обоснованное сочетание различных предприятий и систем расселения на общей территории, которые могут дать большую экономию средств и труда (повышение производительности труда, обеспечение решения проблем экологии, улучшения условий жизни отдыха людей). ТПК является основной формой организации производительных сил. Основной чертой ТПК является сочетание произ-ва и территорий. Произ-во представляет собой сочетание предприятий на данной территории, которые объединены выполнением определенных задач и имеют крепкие связи. Экон. сущность ТПК заключается в более высокой эффективности, чем суммарная эффективность компонентов если бы они работали раздельно. Терр-ный фактор ТПК дает повышение эффективности за счет: · значительной устойчивости взаимных связей и ритмичности произ-ного процесса · сокращение транспортных затрат · рационального использования всех видом местных ресурсов · создания оптимальных условий для сочетания отраслевого планирования и управления с терр-ным планированием и управлением. В ТПК предприятия определенным образом привязаны друг к другу. Наиболее целесообразно создавать ТПК на основе сочетания последовательных стадий обработки сырья и его отходов (например АПК — выращивание с/х продуктов, переработка, доставка, переработка отходов). ТПК позволяют более оптимально использовать сырье, перерабатывать отходы, сокращать транспортные и складские расходы. ТПК имеют свою компонентную (повторяющиеся произ-ные процессы) и терр-ную структуру. Эти повторяющиеся массовые типы произ-ных процессов Колосовский назвал энергопроиз-ными циклами. Эти циклы последовательных произ-ных процессов от добычи сырья, его переработки, получения из него продуктов и переработки отходов. Они могут быть полными, т.е. включать все процессы или неполным. Колосовский сначала установил восемь энергопроиз-ных циклов: 1. Пирометаллургический цикл черных металлов. Он основан на добыче и использовании железных руд, марганца, хрома, никеля и др. Легирующих металлов и связан с большим расходом кокса и воды. 2. Пирометаллургический цикл цв. металлов. Процессы его связаны с добычей огромной массы горной породы, значительными затратами на обогащение, большой потребности воды, топлива и энергии. В этой цепочке возможно использование всех полезных компонентов руды и экол. чистота. 3. Нефтехимический цикл. Он связан с добычей нефти и газа, переработкой нефтепродуктов и попутных газов. Процессы очень сложны и разветвлены. 4. Совокупность гидроэнергопромышленных циклов. Связано с использованием водных ресурсов, очисткой сточных вод. 5. Совокупность циклов перерабатывающей индустрии. В них получают и готовую продукцию и металлы и синтетические материалы и т.д. 6. Лесоэнергетический цикл (лесные разработки, вывоз леса, хим. переработка древесины). 7. Индустриально-аграрные циклы (пищевая и легкая пром-ть). 8. Гидромелиоративный индустриально-аграрный цикл. Ирригация, поливное земледелие. Концепция циклов далее совершенствовалась с развитием пром-ти. В современных условиях реформ, формирование единого экон. пространства как никогда актуальны проблемы районирования и развития ТПК, основанных на современных технологиях. 14. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 43. ХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Хим. отрасль призвана занимать ведущую позицию в нар. хоз-ве, т.к. определяет одно из основных направлений научно-технического прогресса — химизации (широкого применения хим. материалов и технологий во всех отраслях хоз-ва). Хим. пром-ть играет важную роль в произ-ве широкого ассортимента товаров нар. потребления, вырабатывает удобрения для с/х, расширяет сырьевую базу для многих отраслей пром-ти, создает новые вещества не существующие в природе, позволяет утилизировать отходы, позволяет заменить дорогое и дефицитное сырье. Все больше используются хим. процессы в произ-ве целлюлозы, бумаги, картона, древесных плит, мебели и т.д. 1. Сырьевые отрасли (горно-химическая, добыча серы, солей, карбонатного сырья) на Кольском полуострове, Урале. 2. Отрасли основной химии ориентируются на потребителя (произ-во минер. удобрений, получение солей, кислот.) 3. Отрасли органического синтеза (произ-во углеводородного сырья, полуфабрикатов). 4. Отрасли произ-ва полимерных материалов, поучение пластмасс, получение каучука, волокон. Получение каучука тяготеет к местам получение нефтепродуктов, источникам дешевой нефтепродуктов, источникам дешевого топлива, энергии, воды, местам коксования угля. 5. Переработка полимерных материалов, изготовление шин и т д. Хим. отрасль использует в качестве сырья продукцию следующих отраслей: нефтеперерабатывающей, коксохимической, газоперерабатывающей, металлургии. К сырью тяготеют те произ-ва, которые требуют большие объемы его и велики отходы. Кроме того учитываются большие потребности хим. предприятий в воде и электроэнергии. Достаточно редко встречаются одновременно большие запасы сырья, воды и электроэнергии, поэтому эти произ-ва размещены в Карелии, Поволжье, Сибири и на Урале. В РФ 4 основные химических базы. Центральная база — она создана с ориентацией не на сырьевую базу, а на потребителя. Из местного сырья здесь производят только фосфорные удобрения (Воскресенск) и разнообразную продукцию из древесины (целлюлозу, бумагу) в северо-восточных лесных р-нах (Вятка, Балахна). Практически все остальные произ-ва используют привозное сырье. Центральная база — практически полигон для обработки новых технологий. Здесь производят каучук и шины (Ярославль, С- Петербург), хим. волокна, пластмассы (Подмосковье, С-Петербург) сложные удобрения (Тульская, Московская, Ленинградская обл.). Североевропейская база обладает богатыми запасами хим. сырья (хибинские апатиты), крупными запасами топливно-энергетических и водных ресурсов. На Кольском полуострове из апатитов производят концентрат, который используется как сырье для фосфорных удобрений. Волго-Уральская база — наиболее сбалансированная по разнообразию и пропорциям запасов сырья. В Урало-Поволжье расположены огромные запасы калийных (Соликамск, Березники) и поваренных солей (Эльтон, Баскунчак), серы (Оренбург), нефти и газа. Волжско-Камский каскад ГЭС дает дешевую электроэнергию. Вдоволь воды. Именно поэтому сформировавшийся здесь химико- лесной комплекс по своим масштабам крупнейший в РФ (соответственно 30% и 50% произ-ва хим. и нефтехим. продукции). Основные его элементы — гигантские хим. комплексы: Соликамско-Березниковский, Уфимско-Салаватский, Самарский, дающие минеральные удобрения, соду, каучук, пластмассы. Серьезное препятствие на пути дальнейшего развития этой базы — экол. фактор, т.к. предприятия химико- лесного комплекса сильно загрязняют воздушный и водный бассейны. Сибирская база относится к разряду наиболее перспективных. Хим. переработке здесь подвергают нефть, газ и уголь Западной Сибири, соли (Усолье Сибирское), лес. Особенно интенсивное развитие получила нефтехимия (Тобольский и Томский комплексы, Омск, Ангарск). Ранее сформировались крупные углехим. произ-ва (Кемерово, Черемхово). Хим. комплекс Р имеет огромные перспективы развития, учитывая сырьевую базу и современные достижения науки. Но ему катастрофически не хватает инвестиций. Некоторые устаревшие и экол. предприятия были закрыты в годы реформ, а отсутствие финансирования препятствует модернизации и пуску новых. Многие предприятия требуют усовершенствования очистных и др. сооружений и средств экол. защиты, т.к. хим. отрасль является опасным источником вредных и токсичных загрязнений окружающей среды. Поэтому размещение новых предприятий должно подвергаться экол. экспертизе, а эксплуатация старых — экол. контролю. 17. ДИНАМИКА, СТРУКТУРА, РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА РОССИИ Отраслевая структура нар. хоз-ва — это соотношение различных отраслей материального произ-ва и непроиз-ной сферы. Произ-ная сфера включает отрасли, производящие материальные блага (пром-ть) или осуществление перемещения по территории (транспорт), строительство, торговля, общественное питание. Непроиз-ная сфера — отрасли, обеспечивающие бытовые и духовные потребности человека (образование, наука, жилищно-коммунальное хоз-во). До 1917 г. Россия была аграрной страной с развивающейся пром-тью. В годы советской власти СССР стал ведущей пром-ной страной. По выпуску пром-ной и с/х продукции занимает первое место в Европе и второе в мире к 80-м годам. Развитие страны сопровождалось высокой динамикой изменения структуры произ-ва и терр-ного размещения произ-ва. Появляются новые отрасли, если в 1918 г. их было 20, то в последние годы — 400. Наиболее быстро развивалась авангардная тройка: машиностроение, электроэнергетика, хим. и нефтехим. отрасли. Происходили и терр-ные изменения: изменялись пропорции между отдельными территориями, сдвиг произ-ва происходил в восточные р-ны начиная с первых пятилеток и достиг того, что доля восточных р-нов составляла 20% всего объема произ-ва. В стране шло формирование различных типов комплексов: научно- производственных, межотраслевых, территориально-производственных — таких как Западно-Сибирского, Братско-Усть-Илимского. Сформировались единые системы транспортировки нефти, газа, единая энергосистема и ж/д сеть. Пром-ти СССР была свойственна высокая степень концентрации и централизации. Крупные пром- ные предприятия с численностью более 1 тысячи человек производили 60% всей продукции. В с/х развивались крупные АПК. Ведущую роль в нар. хоз-ве играла пром-ть. На ее долю приходилось 2/3 ВВП и 1/3 занятого населения. В годы индустриализации приоритет отдавался развитию тяжелой индустрии, в следующие десятилетия — отраслям, обеспечивающим научно- технический прогресс, при этом отставали отрасли, производящие предметы потребления и питания, с/х. Для структуры произ-ва СССР было характерно: преобладание тяжелой индустрии, появление новых отраслей, не сбалансированность отраслей, производящих средства произ-ва и отраслей предметов потребление. Произ-во средств произ-ва составляло 3/4 валовой продукции. Высока была милитаризация произ-ва. Доля оборонного комплекса( в мировых ценах) составляла половину всей продукции, а в машиностроении — 60%. Добывающая пром-ть в годы первых пятилеток давала 9%, в 80-е гг. — 7,3% всей продукции. Быстрыми темпами шло развитие машиностроения и хим. отрасли. Доля машиностроения — 33%. Как правило медленнее развивались отрасли, производящие предметы потребления (текстильной, пищевой) и с/х. В с/х СССР было занято 140млн человек, но эффективность была низкой. Доля с/х в структуре АПК была значительно выше, чем в развитых странах. Терр-ная структура к 90-м гг. кардинально изменилась. Произошел сдвиг индустрии на восток в Западную Сибирь, Восточную Сибирь, Дальний Восток. В западных р-нах размещались отрасли наукоемкие, в восточных р-нах отрасли по добыче и переработке сырья, требующие больших энергозатрат. Современное состояние экономики кризисное, это проявляется в сокращении объемов произ-ва, снижение деловой активности, сокращении капиталовложений, утрата лидирующего положения в мировой экономике. Структура определяется соотношением отраслей нар. хоз-ва. Это соотношение определяется в основном 3 параметрами: объем валового продукта, численностью занятых, стоимостью основных фондов. Отраслевая структура пром-ти России: |
|
© 2007 |
|