РУБРИКИ

Билеты: Экономическая география 50 вопросов

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Билеты: Экономическая география 50 вопросов

культуры, управления нашей страны. Преобладает машиностроение

(станкостроение, электротехническое, электронное, транспортное). Из др.

отраслей значительна роль текстильной пром-ти, размещенной вдоль реки Москвы,

хим., полиграфической.

6. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС

Транспорт — необходимое звено в нар.-хоз. комплексе. Транспорт участвует в

доставке продукции нар. хоз-ва до потребителя, сырья, узлов и полуфабрикатов

— до пром-ных предприятий. Без транспорта невозможно было бы осуществить

терр-ное разделение труда между регионами и территориями. Основные виды

транспорта: ж/д, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный —

образуют транспортный комплекс. Транспортная система — это совокупность всех

видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т.е.

пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется

обмен грузами. В РФ несколько сотен транспортных узлов, крупнейший — Москва.

Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей

в общей транспортной работе. При выборе вида транспорта учитывают

себестоимость и скорость, грузоподъемностью и влиянием природных условий на

его работу. Транспортная сеть формируется в основном под влиянием соц.-экон.

факторов, таких как размещение производительных сил, концентрации произ-тв и

их специализации их и развития, размещения городов, направления экон. связей,

размещения мест отдыха, курортов и т.д.

Железнодорожный транспорт

Он играет ведущую роль в транспортной системе, т.к. на него приходится

основная масса грузооборота. Это обусловлено экон.-геогр. особенностями

страны (большие расстояния, плохое состояние автомобильных дорог).

Протяженность ж/д в РФ 87тыс.км, меньше чем в Канаде и США, но нагрузка

больше. Темпы развития ж/д отстают от темпов развития всего нар. хоз-ва.

Поэтому важнейшие магистрали сильно загружены, скорость движения низка (30

км/ч). Основные черты географии ж.д. определились еще в царское время и мало

изменились потом. В европейской части конфигурация напоминает кольцо (с

центром в Москве) от которого отходят радиусы (на С-Петербург, Смоленск,

Орел, Нижний Новгород). На разных расстояниях эти радиусы пересекаются

кольцевыми дорогами. От европейской части к востоку протянулись широкие

магистрали (к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу). Чем восточнее, тем их

меньше. Это создает проблемы для грузопотоков идущих на Урал, и Сибирь. После

распада СССР значительные участки ж.д. оказались за пределами РФ. Одним из

направлений развития ж.д. транспорта является электрификация ж.д., др. —

строительство скоростных дорог (первый проект скоростной дороги Москва - С-

Петербург так и не начат).

Автомобильный транспорт

Это один из самых дорогих видов транспорта. Но он обладает большой

маневренностью и скоростью движения, возможностью доставлять грузы

непосредственно потребителю. Дальние перевозки автомобильный транспорт

осуществляет в восточных и северных р-нах страны, горах Кавказа, где

отсутствуют др. виды транспорта. Эффективность автомобильного транспорта во

многом зависит от густоты и качества дорог. Их протяженность 880тыс.км, но

только 73% с твердым покрытием. Крупнейшие автодороги расходятся лучами от

Москвы к С-Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску. В восточных р-нах

число дорог уменьшается. До сих пор нет автодорог, пересекающих всю РФ с

запада на восток. Плохое состояние дорог в сельской местности очень

затрудняет доставку с/х продукции. Особенно это проблема остра для

Нечерноземья. Нуждается в усовершенствовании и транспорт.

Морской транспорт

Этот вид транспорта имеет важнейшее значение из-за геогр. положения страны Но

после распада СССР условия для морских перевозок ухудшились. Морской

транспорт имеет сложное хоз-во: флот, порты, судоремонтные заводы. По тоннажу

российский флот занимал седьмое место в мире, но большая часть уже выходит из

строя. В РФ 39 портов, но относительно крупных только 11. Первое место в

грузообороте принадлежит портам Тихого океана, через которые снабжаются

северо-восточные р-ны страны и осуществляются внешнеэкономические связи с

Азией и Австралией. Второе — Балтийские порты, обеспечивающие внешние связи с

Европой и Америкой. Через порты Черного моря осуществляется в основном

экспорт нефти. По морям Северного бассейна проходит Северный морской путь,

имеющий огромное значение в снабжении Крайнего Севера.

Речной транспорт

Он играет решающую роль в тех р-нах, где протекают многоводные реки, а

сухопутный транспорт плохо развит. По рекам экономично перевозить объемные

грузы, не требующие быстрой доставки: леса, нефти, хлеба, стройматериалов.

Волго-Камский бассейн — основной для речного транспорта, осуществляющего

перевозки грузов в экономически развитой части страны.

Авиационный транспорт

Это единственный вид, охватывающий перевозками всю страну. Но объем грузов не

велик. Самолетами доставляются грузы в труднодоступные р-ны, перевозя

скоропортящиеся грузы. Главная специализация — перевозка пассажиров.

Трубопроводный транспорт

Этот вид транспорта по грузообороту приближается к ж/д транспорту, а по

затратам намного экономичнее. По трубопроводам передается 97% нефти, весь

газ, многие продукты переработки нефти.

Связь

Задача связи — передача различной информации, объем и роль которой

стремительно нарастает. Сегодня все заметнее становится несоответствие уровня

развития российской связи современным требованиям. РФ практически выпадает из

глобальной системы связи: из-за малого количества линий связи, недостаточное

количество современных видов связи. Уровень телефонизации очень низок,

используется устаревшее оборудование, вводимое вновь оборудование, как

правило импортное. Лучшая ситуация с радиофикацией и телевидением. Но РФ

значительно отстает в области многоканального, спутникового телевидения и

разработки телевидения с высокой четкостью (цифрового телевидения).

Перспективы развития связи: прокладка трансроссийской артерии оптико-

волоконной связи, которая может стать составной частью мировой системы связи,

развитие спутниковой связи.

8. РАЙОНЫ, УЗЛЫ И ЦЕНТРЫ — ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗ-ВА

Отдельные части территории России отличаются друг от друга по природным,

историческим и соц.-экон. условиям. Поэтому выделяются экон. р-ны по

совокупности природных и хоз-ных признаков. Экон. р-н — это территория,

которая отличается от др. специализацией и особенностями развития хоз-ва,

своеобразием геогр. положения, природными и трудовыми ресурсами. Терр-ная

организация хоз-ва строится на геогр. разделении труда — на хоз-ной

специализации отдельных территорий, которые производят продукцию для др.

территорий. На размещение производительных сил неизбежно влияют определенные

факторы. Факторы размещения — это совокупность природных и соц.-экон.

условий, которые являются движущей силой размещения производительных сил,

определяющей их развитие.

Группы факторов размещения:

· природные (наличие природных ресурсов, их качественная и

количественная оценка, климатические, орографические, гидрологические условия

и т.д.);

· социально-демографические (численность населения и его расселение,

половозрастная, этническая структура, религиозный состав населения,

естественное и механическое движение населения, уровень и темпы урбанизации,

численность, структура и уровень квалификации трудовых ресурсов и др.);

· технические (достигнутый и возможный уровень техники и технологии на

данном этапе развития производительных сил);

· экономические (экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение,

уровень развития объектов произ-ной и соц. инфраструктуры, объем капитальных

вложений, эффективность произ-ва, научно-технический прогресс, произ-ный и

научный потенциал);

· экологические (охранные и конструктивные мероприятия по рациональному

использованию природных ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и

трудовых условий для населения).

Экон. р-н — это территория, отличающаяся от др.:

1.специализацией хоз-ва (например специализацией может быть ТЭК)

2.комплексностью развития ( взаимосвязанностью всех структур хоз-ва)

3.наличием единой системы управления.

Отрасли хоз-ва концентрируются в определенных центрах и узлах имеющий

определенный потенциал.

Формирование узлов и центров в каком-либо месте зависит от:

· уровня экон. развития,

· особенностей формирования трудовых ресурсов,

· степени концентрации и специализации произ-ва,

· освоенности территории (в первую очередь транспортная),

· естественных условий произ-ва,

· наличия природных ресурсов.

Совокупность центров, узлов и транспортных магистралей образуют опорный

каркас расселения и терр-ной структуры хоз-ва. При рассмотрении терр-ной

структуры размещения произ-ва рассматриваются экон. р-ны. При этом выделяются

прежде всего территории с высокой концентрацией произ-ва, т.е. узлы и центры,

затем транспортные магистрали. Например, терр-ная структура хоз-ва

Центрального экон. р-на имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль

транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами сформировались

пром-ные узлы — Москва, Рязань и т.д. Основные элементы терр-ной структуры

хоз-ва Урала— две меридиальные полосы: Серов—Екатеринбург—Орск и

Соликамск—Оренбург. Основной элемент терр-ной структуры хоз-ва Поволжья —

крупнейшие пром-ные узлы, расположенные вдоль Волги.

9. РФ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Роль и место России в мировом сообществе определяется не только состоянием

самого государства (ее экономикой, степенью демократизации, геополитическим

положением, ресурсами и потенциалом, в том числе и военным), но расстановкой

сил в мире и состоянием быстроменяющегося мирового сообщества. Наиболее

экономически развитые страны завершают индустриальную фазу развития и

переходят к постиндустриальному развитию, характеризующемуся скачком

производительных сил на базе электроники, информатики и энергосберегающих

технологий. Грандиозный прогресс науки в этих странах очень быстро

увеличивает разрыв между ними и развивающимися странами. Но и многие

развивающиеся страны не стоят на месте, приобретая в мире все больший вес, и

не только в экон. жизни. Страны, опаздывающие в развитии, либо живут за счет

сырьевых ресурсов, либо стремительно беднеют.

Происходящие в России реформы в полит. и экон. сферах — это попытка войти в

мировой процесс развития. Масштабы нашей страны (1/10 часть суши),

геополитическое положение, ее экономического, демографического и

интеллектуального потенциала, наличие огромных запасов всех видов сырья — все

это предпосылки для того, что бы стать важнейшим мировым центров в

многополюсном мире (где нет диктата одного центра и преобладает партнерство —

инициатива России). Эксперты относят Россию к странам с переходной

экономикой. В настоящее время она переживает трудные времена: кризис в

экономике, финансах, дефицит бюджета, отсутствие роста произ-ва, ухудшение

демографической ситуации, снижение жизненного уровня. Все это препятствует

включению России в число «семерки» — наиболее развитых стран мира,

производящих 2/3 мирового продукта. Но с 91г она стала принимать участие в

полит. совещаниях (полит. саммитах «восьмерки»). Так как глобальные проблемы

невозможно решить без России, ослабление или распад ее нарушит баланс сил в

мире. Поэтому экон. и полит. модернизация (построение демократического

государства) в интересах мирового сообщества. Мировая общественность

оказывает финансовую помощь через Мировой банк и Международный валютный фонд,

но они не обладают финансовыми средствами достаточными для поднятия такой

огромной страны. С др. стороны существует мнение, что эта финансовая помощь и

условия ее предоставления ведут к превращению России в сырьевой придаток

развитых стран и ослаблению ее влияния на мировые процессы. Инвестиции в

сырьевые отрасли не способны поднять экономику, необходимы инвестиции в

высокотехнологичные произ-ва, находящиеся в упадке. ВВП за 91-98гг снизился

на 39,6%, (по уровню ВВП на душу населения — позади Панамы, Перу, Алжира,

Египта, Туниса). Доля России в мировом ВВП 1,96% (1995г), доля США —21,8%.

Но в тоже время сохраняется полит. влияние России и в мире и в Европе, т.к.

невозможно обеспечить безопасность без такой мощной ядерной державы. Это

подтверждают заключенный договор с НАТО, практическая работа в ООН и ОБСЕ.

Россию приняли в Совет Европы, заключено соглашение о партнерстве с

Европейским союзом. Партнерство в этой организации требует не только

определенного уровня развития экономики, но и интеграции в правовую систему и

отказа от части суверенитета в пользу Брюсселя (там органы управления ЕС),

Россия пока к этому не готова. Россия позитивно относится к расширению ЕС, но

отрицательно к расширению НАТО на восток (в страны Восточной Европы и

Балтии). Россия стала членом Парижского и Лондонского клубов (что может

помочь в возврате долгов от др. стран), но не стала еще членом ВТО (Всемирной

торговой организации) по многим причинам, одна из которых —

неконкурентоспособность отечественных товаров.

Участие России на мировом рынке не соответствует его потенциалу.

Неоколониальный характер внешнеэкономических связей (вывоз сырья, и ввоз

машин и оборудования) основывается не на основе мирового разделения труда, а

на основе исторически сложившейся системе распределения сырья. В итоге страна

оказалась вне главных тенденций мирового развития. Россия еще слабо

использует выгоду участия в МРТ. Поэтому так важно включение России в

различные международные экон. отношения.

В эпоху НТР и углубления международного разделения труда без укрепления

внешнеэкономических связей Россия не сможет занять достойное место в мировой

экономике. Россия стала членом АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной

Азии), готовится вступить в ВТО (Всемирная торговая организация), получило

приглашение вступить в ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти,

контролирует 40% нефти). Степень открытости экономики характеризуется

интенсивностью внешнеэкономических связей.

Международные эксперты признают, что экономика России уже не является

командно-административной, проведена ее либерализация, продолжаются реформы

соц. сферы и ставится цель — правовое государство.

Россия стремилась укрепить свои позиции и на востоке. Современное

геополитическое и экон.-геогр. положение России, усложнение связей через

порты Балтийского и Черного морей, ставшие портами независимых государств,

увеличивают значение портов Дальнего Востока. Возрастание роли стран

Азиатско-Тихоокеанского региона для внешнеэкономических связей России еще

более усиливает их значение. Регулярными стали встречи и переговоры с

руководством Японии, Индии, Китая, Южной Кореи, стран Персидского залива и

АСЕАН. Китай превратился в одного из основных торговых партнеров России.

Впервые за 30 лет Россия вышла на рынки АСЕАН, в основном с вооружением. В то

же время ослабли контакты с прежними партнерами — КНДР, Монголией, Вьетнамом,

Ираком. Но в целом «восточное» направление оставалось второстепенным. С

течением времени и со сменой министра иностранных дел (вместо Козырева пришел

Примаков) начали налаживаться более тесные контакты со странами Востока,

Израилем, Китаем, Японией. Но, например экон. сотрудничеству с Ираком мешают

международные санкции, договору о поставке оборудования для атомных станций

препятствовали США (по причине возможного «двойного» использовании.

Доля в мировом экспорте России составляет 1,5%. Объем российского экспорта в

98г составил 72млрд$, импорта - 44млрд$. 40% общего экспорта приходится на

ТЭК. Объемы экспорта нефти и газа росли в 98г (7% и 2%) Доля продукции

машиностроения составляет в 98г около 9% всего экспорта. Перед страной стоит

задача изменения структуры экспорта, в сторону снижения сырьевой составляющей

и увеличения продукции переработки и машиностроения. В результате экон.

кризиса внешнеторговый оборот в 98г сократился на 17%. Сохранилась

моносырьевая структура экспорта. В 85г - доля машин и оборудования составляла

13,9%, доля топлива и электроэнергии - 54,1%. В 97г экспорт нефти составил

24,5%, экспорт газа - 27%. Т.е. газ и нефть составляет приблизительно столько

же, сколько в советское время экспорт всего ТЭК. 95% производимого в стране

алюминия экспортируется из-за падения внутренних потребностей. Часть идет

через Лондонскую биржу металлов, в США, на Украину и во многие др. страны.

Экспорт России металлов и особенно стали встречает нередко сопротивление

конкурентов на мировом рынке. При этом нас обвиняют в демпинговых ценах на

металлы и грозят применить международные санкции. Продукция

машиностроительного комплекса поставляется в страны СНГ и некоторые

развивающиеся страны, (вследствие не конкурентоспособности этой продукции).

Конкурентоспособной остается продукции ВПК. Оружие и военная техника закупают

страны СНГ и Востока.

Снижение объемов с/х произ-ва в последние годы вынуждает импортировать

продовольствие из США и стран Европы. Россия — крупнейший импортер с/х

продукции. Многие годы завозилось зерно, и только с прошлого года Россия

обошлась без крупных закупок зерна. Падение произ-ва в фармацевтической пром-

ти вынуждает закупать многие виды лекарств в Индии, США, Германии и др.

странах.

В последнее время укрепляются внешнеэкономические связи со странами Востока.

Крепнут отношения с Индией, происходит погашение прежних долгов Индии (90%

экспорта идет в счет погашения долгов). Но основой нашего экспорта является

военная техника.

В России существуют совместные предприятия с западными фирмами, в основном в

пищевой пром-ти, кондитерской, табачной пром-ти, косметика (Филипп Морис в

С-Петербурге, Марс в Подмосковье, Мак Дональдс, Джонсон & Джонсон). Но

кризисная ситуация и нестабильная полит. обстановка не способствует продвижению

западных инвестиций в российскую экономику.

10. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ХОЗ-ГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

44. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

Отраслевая структура нар. хоз-ва — это соотношение различных отраслей

материального произ-ва и непроиз-ной сферы. Произ-ная сфера включает отрасли,

производящие материальные блага (пром-ть) или осуществление перемещения по

территории (транспорт), строительство, торговля, общественное питание.

Непроиз-ная сфера — отрасли, обеспечивающие бытовые и духовные потребности

человека (образование, наука, жилищно-коммунальное хоз-во). Межотраслевые

комплексы — это объединения различных отраслей нар. хоз-ва, совместно

участвующих в произ-ве определенных видов продукции (например, ТЭК,

машиностроение, соц. комплекс, строительная пром-ть). Отраслевой структуре

свойственно межотраслевые пропорции и межотраслевые произ-ные связи.

В хоз-ве РФ пром-ть и строительство занимают ведущее положение, в них занято

43% активного населения, их валовой общественный продукт составляет 77% нац.

продукта, нац. доход (от пром-ти и строительства) - 67%. Доля занятых в с/х -

44%, валовой общественный продукт с/х — 12%, нац. доход - 15%. Транспорт и

связь: доля занятых - 6%, валовой общественный продукт - 3,7%, нац. доход -

4,8%. На остальные отрасли: доля занятых - 35%, валовой продукт - 6,7%, нац.

доход - 13%.

Современный машиностроительный комплекс России состоит из нескольких десятков

отраслей, каждая из которых выпускает продукцию определенного назначения.

Число машиностроительных отраслей непрерывно растет.

Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем:

· проблемы, связанные с низкими темпами роста машиностроения, 4/5

продукции имеют оборонное значение, огромные диспропорции в отдельных

отраслях (высокий уровень произ-ва больших тракторов, комбайнов, низкий

уровень произ-ва предметов для населения);

· низкое качество производимых машин, отставание от зарубежных аналогов

растет;

· сокращение объемов выпуска продукции из-за многих причин в годы

реформ (устаревшее оборудование и технологии, снижение капиталовложений в

отрасли, потеря рынков сбыта, неэффективное управление приватизированными

предприятиями и т.д.).

Специализация и кооперирование. Машины состоят из множества деталей и

агрегатов, изготовление которых производится на специализированных

предприятиях, поэтому эти предприятия устанавливают кооперационные связи. И в

разных р-нах страны строятся комплексы взаимосвязанных машиностроительных

предприятий. Комплексы состоят из групп заводов, большая часть которых —

филиалы для поставок сборочному заводу. Многие отрасли машиностроения

располагаются в р-нах с благоприятным ЭГП для организации кооперирования.

Например автомобилестроение — в европейском Центре и Поволжье.

Машиностроительные заводы располагаются вблизи крупных транспортных

магистралей, что необходимо для перевозки деталей и готовой продукции.

Ориентация на потребителя. Отрасли выпускающие машины и приборы для населения

ориентированы на потребителя и располагаются во всех р-нах России.

Характеристика ТЭК (топливно-энергетический комплекс)

ТЭК — это межотраслевой комплекс по добыче и произ-ву топлива и энергии, их

транспортировке, распределению и использованию. ТЭК состоит:

1. топливной пром-ти, включая нефтяную, газовую, угольную, сланцевую,

торфяную и уранодобывающую отрасли;

2. энергетики, включающей электрические станции, средства транспортировки

топлива и энергии.

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хоз-ва, производящие

разнообразные услуги. Услуги — это особый вид продукции, которая потребляется

не в виде вещи, а в форме деятельности. Инфраструктурный комплекс включает в

себя коммуникационные услуги (услуги транспорта и связи) и сферу услуг

(бытовые услуги, здравоохранение, учреждения культуры, жилищно-коммунальные

услуги, услуги банков, страховых агентств, юридических организаций, сфера

спорта и курортно-оздоровительный комплекс). Услуги можно подразделить на

материальные (торговля, жил-ком, бытовое обслуживание, транспорт и связь и

т.д.) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение, гос.

управление, оборона, охрана правопорядка и т.д.).

Инфраструктурный комплекс обеспечивает взаимодействие различных частей нар.

хоз-ва и отдельных территорий страны. С его помощью осуществляются и

межгосударственные связи. Входящие в нее отрасли подготавливают

квалифицированные кадры, обеспечивают полноценный отдых, сокращают потери

времени от болезней и тем самым повышают производительность труда в произ-ной

сфере. Соц. влияние комплекса еще более значительно, т.к. он формирует

духовный мир человека.

Коммуникационная система России включает транспорт и связь, основная задача

которых — перемещение в пространстве информации, энергии, людей и веществ.

Транспорт выполняет задачи: обеспечения устойчивых связей между отдельными

отраслями и р-нами страны, своевременное и полное удовлетворение потребностей

нар. хоз-ва и населения в перевозках. С помощью одного вида транспорта эту

задачу выполнить трудно, поэтому все виды транспорта взаимодействуют,

дополняя друг друга и образуя транспортную систему. Основные виды транспорта:

ж/д, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный — образуют

транспортный комплекс. Транспортная система — это совокупность всех видов

транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т.е. пунктами, в

которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами. В

России несколько сотен транспортных узлов, крупнейший — Москва. Роль

различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в

общей транспортной работе. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость

и скорость, грузоподъемностью и влиянием природных условий на его работу.

Транспортная сеть формируется в основном под влиянием соц.-экон. факторов,

таких как размещение производительных сил, концентрации произ-тв и их

специализации их и развития, размещения городов, направления экон. связей,

размещения мест отдыха, курортов и т.д.

11. ОТРАСЛЕВОЙ СОСТАВ И ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Назначение пищевой пром-ти — произ-во продуктов питания (пищевыми

концентратами, консервами, полуфабрикатами, переработанными продуктами

растениеводства и животноводства и т.д.). Пищевая пром-ть тесно связана с

с/х, которое поставляет ей сырье. По характеру сырья различают две группы:

1. отрасли использующие необработанное сырье (крупяная, маслодельная,

сахарная, чайная, консервная, рыбная),

2. отрасли использующие сырье прошедшее обработку (чаеразвесочная,

кондитерская, хлебопекарная, макаронная).

Пищевая пром-ть встречается всюду на территории страны, но первая группа

тяготеет к р-нам произ-ва сырья, т.к. вес готовой продукции значительно

меньше исходного сырья и снижаются затраты на транспортировку. Например,

предприятия рыбной пром-ти располагаются вблизи мест лова. Но произ-во

скоропортящихся продуктов располагаются вблизи потребителя. Но при этом

необходимо рассчитывать размеры производимого с/х сырья, во избежание

простаивания произ-ва. Таким образом, терр-ное размещение зависит от наличия

сырья и размера сырьевой базы. Вторая группа предприятий тяготеет к местам

потребления. Сырье используемое ими уже прошло первоначальную обработку и

перевозить его выгодней, чем готовую продукцию. Некоторые отрасли

ориентируются как на сырьевую базу, так и на потребителя. Мясокомбинаты

имеются во всех крупных и средних городах и во многих с/х комплексах. Такой

же характер размещения у молочной и мукомольной пром-ти.

Можно на примере Мордовии проследить закономерности размещения пищевой пром-ти.

Малые мукомольные предприятия, мельницы и крупорушки как правило располагаются

рядом с заготовительными предприятиями, которые располагаются на пересечении

крупных автомобильных дорог. Зерноперерабатывающие предприятия за исключением

спиртовых заводов располагаются здесь же (для сокращения потерь при

транспортировки). Предприятия перерабатывающие картофель располагаются рядом с

местами его произ-ва, для сокращения потерь, связанных с биологической

особенностью культуры — промерзании при -1оС, подверженности

гниению, потери качества при хранении выше +5оС). Сахарный завод в

Ромоданове находится в центре территории на которой выращивают сахарную свеклу

(по той же причине, с др. стороны он расположен на ж/д узле (что необходимо для

использовании привозного сахаротростникового сырья). Предприятия, занимающиеся

переработкой овощей и фруктов, расположены в городах Саранске, Краснослободске,

Рузаевке, т.к. специализированные с/х предприятия расположены вблизи этих

городов. Остальные хоз-ва специализирующиеся на выращивании овощей и фруктов

имеют сеть более мелких перерабатывающих предприятий на местах. Предприятия

изготавливающие полуфабрикаты, колбасы из мяса птицы располагаются вблизи

птицефабрик. Так же как множество колбасных цехов расположенных в хоз-вах

специализирующихся на разведении скота. Крупные мясокомбинаты с колбасными

цехами имеются практически во всех крупных городах. Размещение

молокоперерабатывающей пром-ти диктуется необходимостью быстрой переработки

сырья, т.к. перевозка на расстояние свыше 25 км резко ухудшает качество.

Поэтому сеть предприятий отрасли охватывает практически все административные

р-ны Мордовии. Головные заводы размещены обычно в районных центрах. Предприятия

изготавливающие цельномолочную продукцию расположены в крупных городах.

Кондитерские, макаронные и многие др. предприятия пищевой пром-ти как правило

располагаются в крупных городах.

Пищевая пром-ть недостаточно эффективна, имеет устаревшее оборудование,

недостаточное капиталовложение, сырье низкого качества и т.д. Она не

обеспечивает всей потребности в продуктах питания.

12. ЭГ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОМЫШЛЕННОГО УЗЛА

Москва — экон. и полит. ядро страны и крупнейший пром-ный узел. Здесь

сконцентрирован огромный научно-технический потенциал.

Москва — территория древне- и старорусского заселения, центр формирования

Московского, а затем Русского государства, получивший столичные функции

(Москва — столица России).

ЭГП положение, природные условия и ресурсы. На формирование оказали

воздействие прежде всего ЭГП и особенности исторического развития. Выгодное

положение узла в период становления Русского государства и относительной

безопасности от внешних врагов способствовало быстрому заселению и освоению

ее территории и повлияло на роль Москвы как «собирательницы земли русской». В

дальнейшем экон. подъему и пром-ному развитию способствовало улучшение

транспортных связей с др. частями страны, особенно после создания ж/д

(транспортное положение). Преимущества ЭГП, наличие пром-ти и

квалифицированных кадров, столичное положение определили ее роль —

организатора индустриализации страны, а в настоящее время — решающую роль в

проведении коренных экон. реформ.

Население. Москва — территория, заселения русского народа. Москва (8,8млн.

чел.), Резко преобладает городское население. Вокруг них сформировались

городские агломерации.

Хозяйство. Главные черты современного хоз-ва складывались под влиянием ряда

факторов:

1. роли как главной научно-исследовательских, конструкторских и учебных

баз страны;

2. старопромышленного характера;

3. наличия высококвалифицированных кадров;

4. выгодного экон.-геогр. положения, в том числе столичного;

5. благоприятных транспортных связей;

6. формирования собственной мощной металлургической базы на основе

ресурсов КМА;

7. в Москве и городах ЦР была создана оборонная пром-ть, защищенная

мощной противоракетной обороной.

Столица России — Москва — крупнейший пром.-транспортный узел, центр науки и

культуры, управления нашей страны. Преобладает машиностроение

(станкостроение, электротехническое, электронное, транспортное). Из др.

отраслей значительна роль текстильной пром-ти, размещенной вдоль реки Москвы,

хим., полиграфической.

Москва специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении.

Особое место занимают наука и научно-техническое обслуживание, а также

управление, высшее образование, культура и искусство, а в последние годы

туристско-экскурсионная деятельность.

Машиностроительный комплекс ЦР выделяется как разнообразием выпускаемой

продукции, так и тем, что основная продукция комплекса предназначена для сей

страны. Особое значение для коренной технологической перестройки самого

машиностроения приобретают станкостроение, электроника, радиоэлектроника,

приборостроение, вычислительная техника.

Кроме того Москва специализируется на произ-ве энергетического и

электротехнического оборудования. Здесь производится продукции транспортного

машиностроения. Аэрокосмический комплекс Москвы и ее пригородов (Калининград)

и предприятия оборонного комплекса в настоящее время проходят стадию

конверсии, т.е. переходят в значительной мере на выпуск гражданской

продукции.

Москва и Подмосковье стали основным в стране производителем всех видов

тканей. Главные центры — Москва, Иваново, города Московской обл. (Орехово-

Зуево, Ногинск).

ТПК использует в основном топливо и энергию др. р-нов.

Для Москвы, где много р-нов значительной концентрации пром-ных предприятий,

сосредоточения городских поселений, важно рациональное использование

территорий и природных ресурсов, выделение крупных участков для рекреации,

внедрения новых технологий с безотходными системами произ-ств.

Для обеспечения экономики Москвы сырьем и топливом создан мощный

транспортный комплекс. Радиально-кольцевой характер имеет ж/д сеть, отходящая

от Москвы. Автомобильная сеть ЦР в значительной степени напоминает

конфигурацию ж/д. Начинается создание скоростной ж/д Москва—Санкт-Петербург.

Намечены реконструкция и развитие новых автомагистралей и аэропортов.

Крупнейшая в стране система авиалиний расходится от Москвы.

В ЦР, где в старинных городах много памятников истории и культуры, начинает

активно формироваться новая отрасль — туристско-экскурсионная. Близ

крупнейших городов создаются санитарно-рекреационные р-ны. Во всех городах

все большее место занимает непроиз-ная сфера, а в крупнейших — управление,

наука и высшее образование.

Радиально-кольцевая структура города дополняется новыми кольцами и радиусами.

В перспективе развитие столицы предусматривает полную реконструкцию пром-ти,

научных институтов, городского хоз-ва. Это позволит ликвидировать

непроизводительный труд, ограничит экстенсивный рост города. В Москве,

находящейся на постиндустриальной стадии развития, не предполагается создание

новых пром-ных гигантов. Москва должна стать прежде всего центром науки,

культуры, образования, финансовой деятельности. В городе резко возрастет роль

предприятий сферы услуг при сокращении числа работающих в пром-ти и

строительстве. Особое внимание будет уделено реконструкции центра города,

сохранению и восстановлению ценнейших памятников архитектуры, истории.

13. ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ (ТПК)

Пром-ть имеет сложную структуру, на ее развитие влияет форма организации

общественного произ-ва, специализация, концентрация, комбинирование.

Концентрация — процесс увеличения размеров предприятий и повышение доли

крупных предприятий в объеме произ-ва товаров. Наиболее высока концентрация в

черной металлургии, энергетике, тяжелом машиностроении.

Специализация — сосредоточение произ-ва определенного продукта или его части

или технологического процесса обособленно в отдельных отраслях или

предприятиях. Специализация бывает: предметная, подетальная, технологическая.

Кооперирование — система длительных и устойчивых произ-ных связей между

предприятиями, совместно изготавливающих определенную продукцию.

Комбинирование — сочетание на одном предприятии разных произ-ных процессов и

произ-тв, при которых из одного вида сырья или энергии получается несколько

видов продукции.

ТПК — это взаимосвязанное научно обоснованное сочетание различных предприятий

и систем расселения на общей территории, которые могут дать большую экономию

средств и труда (повышение производительности труда, обеспечение решения

проблем экологии, улучшения условий жизни отдыха людей). ТПК является

основной формой организации производительных сил. Основной чертой ТПК

является сочетание произ-ва и территорий. Произ-во представляет собой

сочетание предприятий на данной территории, которые объединены выполнением

определенных задач и имеют крепкие связи. Экон. сущность ТПК заключается в

более высокой эффективности, чем суммарная эффективность компонентов если бы

они работали раздельно. Терр-ный фактор ТПК дает повышение эффективности за

счет:

· значительной устойчивости взаимных связей и ритмичности произ-ного

процесса

· сокращение транспортных затрат

· рационального использования всех видом местных ресурсов

· создания оптимальных условий для сочетания отраслевого планирования и

управления с терр-ным планированием и управлением.

В ТПК предприятия определенным образом привязаны друг к другу. Наиболее

целесообразно создавать ТПК на основе сочетания последовательных стадий

обработки сырья и его отходов (например АПК — выращивание с/х продуктов,

переработка, доставка, переработка отходов). ТПК позволяют более оптимально

использовать сырье, перерабатывать отходы, сокращать транспортные и складские

расходы.

ТПК имеют свою компонентную (повторяющиеся произ-ные процессы) и терр-ную

структуру. Эти повторяющиеся массовые типы произ-ных процессов Колосовский

назвал энергопроиз-ными циклами. Эти циклы последовательных произ-ных

процессов от добычи сырья, его переработки, получения из него продуктов и

переработки отходов. Они могут быть полными, т.е. включать все процессы или

неполным. Колосовский сначала установил восемь энергопроиз-ных циклов:

1. Пирометаллургический цикл черных металлов. Он основан на добыче и

использовании железных руд, марганца, хрома, никеля и др. Легирующих металлов

и связан с большим расходом кокса и воды.

2. Пирометаллургический цикл цв. металлов. Процессы его связаны с добычей

огромной массы горной породы, значительными затратами на обогащение, большой

потребности воды, топлива и энергии. В этой цепочке возможно использование

всех полезных компонентов руды и экол. чистота.

3. Нефтехимический цикл. Он связан с добычей нефти и газа, переработкой

нефтепродуктов и попутных газов. Процессы очень сложны и разветвлены.

4. Совокупность гидроэнергопромышленных циклов. Связано с использованием

водных ресурсов, очисткой сточных вод.

5. Совокупность циклов перерабатывающей индустрии. В них получают и

готовую продукцию и металлы и синтетические материалы и т.д.

6. Лесоэнергетический цикл (лесные разработки, вывоз леса, хим.

переработка древесины).

7. Индустриально-аграрные циклы (пищевая и легкая пром-ть).

8. Гидромелиоративный индустриально-аграрный цикл. Ирригация, поливное

земледелие.

Концепция циклов далее совершенствовалась с развитием пром-ти.

В современных условиях реформ, формирование единого экон. пространства как

никогда актуальны проблемы районирования и развития ТПК, основанных на

современных технологиях.

14. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

43. ХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Хим. отрасль призвана занимать ведущую позицию в нар. хоз-ве, т.к. определяет

одно из основных направлений научно-технического прогресса — химизации

(широкого применения хим. материалов и технологий во всех отраслях хоз-ва).

Хим. пром-ть играет важную роль в произ-ве широкого ассортимента товаров нар.

потребления, вырабатывает удобрения для с/х, расширяет сырьевую базу для

многих отраслей пром-ти, создает новые вещества не существующие в природе,

позволяет утилизировать отходы, позволяет заменить дорогое и дефицитное

сырье. Все больше используются хим. процессы в произ-ве целлюлозы, бумаги,

картона, древесных плит, мебели и т.д.

1. Сырьевые отрасли (горно-химическая, добыча серы, солей, карбонатного

сырья) на Кольском полуострове, Урале.

2. Отрасли основной химии ориентируются на потребителя (произ-во минер.

удобрений, получение солей, кислот.)

3. Отрасли органического синтеза (произ-во углеводородного сырья,

полуфабрикатов).

4. Отрасли произ-ва полимерных материалов, поучение пластмасс, получение

каучука, волокон. Получение каучука тяготеет к местам получение

нефтепродуктов, источникам дешевой нефтепродуктов, источникам дешевого

топлива, энергии, воды, местам коксования угля.

5. Переработка полимерных материалов, изготовление шин и т д.

Хим. отрасль использует в качестве сырья продукцию следующих отраслей:

нефтеперерабатывающей, коксохимической, газоперерабатывающей, металлургии. К

сырью тяготеют те произ-ва, которые требуют большие объемы его и велики

отходы. Кроме того учитываются большие потребности хим. предприятий в воде и

электроэнергии. Достаточно редко встречаются одновременно большие запасы

сырья, воды и электроэнергии, поэтому эти произ-ва размещены в Карелии,

Поволжье, Сибири и на Урале.

В РФ 4 основные химических базы.

Центральная база — она создана с ориентацией не на сырьевую базу, а на

потребителя. Из местного сырья здесь производят только фосфорные удобрения

(Воскресенск) и разнообразную продукцию из древесины (целлюлозу, бумагу) в

северо-восточных лесных р-нах (Вятка, Балахна). Практически все остальные

произ-ва используют привозное сырье. Центральная база — практически полигон

для обработки новых технологий. Здесь производят каучук и шины (Ярославль, С-

Петербург), хим. волокна, пластмассы (Подмосковье, С-Петербург) сложные

удобрения (Тульская, Московская, Ленинградская обл.).

Североевропейская база обладает богатыми запасами хим. сырья (хибинские

апатиты), крупными запасами топливно-энергетических и водных ресурсов. На

Кольском полуострове из апатитов производят концентрат, который используется

как сырье для фосфорных удобрений.

Волго-Уральская база — наиболее сбалансированная по разнообразию и пропорциям

запасов сырья. В Урало-Поволжье расположены огромные запасы калийных

(Соликамск, Березники) и поваренных солей (Эльтон, Баскунчак), серы

(Оренбург), нефти и газа. Волжско-Камский каскад ГЭС дает дешевую

электроэнергию. Вдоволь воды. Именно поэтому сформировавшийся здесь химико-

лесной комплекс по своим масштабам крупнейший в РФ (соответственно 30% и 50%

произ-ва хим. и нефтехим. продукции). Основные его элементы — гигантские хим.

комплексы: Соликамско-Березниковский, Уфимско-Салаватский, Самарский, дающие

минеральные удобрения, соду, каучук, пластмассы. Серьезное препятствие на

пути дальнейшего развития этой базы — экол. фактор, т.к. предприятия химико-

лесного комплекса сильно загрязняют воздушный и водный бассейны.

Сибирская база относится к разряду наиболее перспективных. Хим. переработке

здесь подвергают нефть, газ и уголь Западной Сибири, соли (Усолье Сибирское),

лес. Особенно интенсивное развитие получила нефтехимия (Тобольский и Томский

комплексы, Омск, Ангарск). Ранее сформировались крупные углехим. произ-ва

(Кемерово, Черемхово).

Хим. комплекс Р имеет огромные перспективы развития, учитывая сырьевую базу и

современные достижения науки. Но ему катастрофически не хватает инвестиций.

Некоторые устаревшие и экол. предприятия были закрыты в годы реформ, а

отсутствие финансирования препятствует модернизации и пуску новых. Многие

предприятия требуют усовершенствования очистных и др. сооружений и средств

экол. защиты, т.к. хим. отрасль является опасным источником вредных и

токсичных загрязнений окружающей среды. Поэтому размещение новых предприятий

должно подвергаться экол. экспертизе, а эксплуатация старых — экол. контролю.

17. ДИНАМИКА, СТРУКТУРА, РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА РОССИИ

Отраслевая структура нар. хоз-ва — это соотношение различных отраслей

материального произ-ва и непроиз-ной сферы. Произ-ная сфера включает отрасли,

производящие материальные блага (пром-ть) или осуществление перемещения по

территории (транспорт), строительство, торговля, общественное питание.

Непроиз-ная сфера — отрасли, обеспечивающие бытовые и духовные потребности

человека (образование, наука, жилищно-коммунальное хоз-во).

До 1917 г. Россия была аграрной страной с развивающейся пром-тью. В годы

советской власти СССР стал ведущей пром-ной страной. По выпуску пром-ной и

с/х продукции занимает первое место в Европе и второе в мире к 80-м годам.

Развитие страны сопровождалось высокой динамикой изменения структуры произ-ва

и терр-ного размещения произ-ва. Появляются новые отрасли, если в 1918 г. их

было 20, то в последние годы — 400. Наиболее быстро развивалась авангардная

тройка: машиностроение, электроэнергетика, хим. и нефтехим. отрасли.

Происходили и терр-ные изменения: изменялись пропорции между отдельными

территориями, сдвиг произ-ва происходил в восточные р-ны начиная с первых

пятилеток и достиг того, что доля восточных р-нов составляла 20% всего объема

произ-ва. В стране шло формирование различных типов комплексов: научно-

производственных, межотраслевых, территориально-производственных — таких как

Западно-Сибирского, Братско-Усть-Илимского. Сформировались единые системы

транспортировки нефти, газа, единая энергосистема и ж/д сеть. Пром-ти СССР

была свойственна высокая степень концентрации и централизации. Крупные пром-

ные предприятия с численностью более 1 тысячи человек производили 60% всей

продукции. В с/х развивались крупные АПК.

Ведущую роль в нар. хоз-ве играла пром-ть. На ее долю приходилось 2/3 ВВП и

1/3 занятого населения. В годы индустриализации приоритет отдавался развитию

тяжелой индустрии, в следующие десятилетия — отраслям, обеспечивающим научно-

технический прогресс, при этом отставали отрасли, производящие предметы

потребления и питания, с/х. Для структуры произ-ва СССР было характерно:

преобладание тяжелой индустрии, появление новых отраслей, не

сбалансированность отраслей, производящих средства произ-ва и отраслей

предметов потребление. Произ-во средств произ-ва составляло 3/4 валовой

продукции. Высока была милитаризация произ-ва. Доля оборонного комплекса( в

мировых ценах) составляла половину всей продукции, а в машиностроении — 60%.

Добывающая пром-ть в годы первых пятилеток давала 9%, в 80-е гг. — 7,3% всей

продукции. Быстрыми темпами шло развитие машиностроения и хим. отрасли. Доля

машиностроения — 33%.

Как правило медленнее развивались отрасли, производящие предметы потребления

(текстильной, пищевой) и с/х. В с/х СССР было занято 140млн человек, но

эффективность была низкой. Доля с/х в структуре АПК была значительно выше,

чем в развитых странах.

Терр-ная структура к 90-м гг. кардинально изменилась. Произошел сдвиг

индустрии на восток в Западную Сибирь, Восточную Сибирь, Дальний Восток. В

западных р-нах размещались отрасли наукоемкие, в восточных р-нах отрасли по

добыче и переработке сырья, требующие больших энергозатрат.

Современное состояние экономики кризисное, это проявляется в сокращении

объемов произ-ва, снижение деловой активности, сокращении капиталовложений,

утрата лидирующего положения в мировой экономике.

Структура определяется соотношением отраслей нар. хоз-ва. Это соотношение

определяется в основном 3 параметрами: объем валового продукта, численностью

занятых, стоимостью основных фондов. Отраслевая структура пром-ти России:

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.