РУБРИКИ

Диплом: Анализ зарубежного опыта реструктуризации электроэнергетической отрасли

   РЕКЛАМА

Главная

Логика

Логистика

Маркетинг

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Международное публичное право

Международное частное право

Международные отношения

История

Искусство

Биология

Медицина

Педагогика

Психология

Авиация и космонавтика

Административное право

Арбитражный процесс

Архитектура

Экологическое право

Экология

Экономика

Экономико-мат. моделирование

Экономическая география

Экономическая теория

Эргономика

Этика

Языковедение

ПОДПИСАТЬСЯ

Рассылка E-mail

ПОИСК

Диплом: Анализ зарубежного опыта реструктуризации электроэнергетической отрасли

Потребителями электроэнергии, произведенной федеральными энергокомпаниями, являются преимущественно крупные индустриальные предприятия с федеральной собственностью. Федеральные ЭК также закупают электроэнерги у других энергокомпаний в США и Канаде для последующей ее перепродажи, а также поставляют электроэнергию, произведенную на ГЭС, четырем сбытовым предприятиям. Избыток электроэнергии продается муниципальным и кооперативным энергокомпаниям по себестоимости. Развитие конкуренции на рынке электроэнергии вызвало появление пятой категории энергетических компаний — сбытовых, которые осуществляют продажу электроэнергии как на оптовом, так и на розничном рынке. Сбытовые ЭК не имеют технических средств для производства, транспорта и распределения электроэнергии, они владеют лишь данными по ее покупке и продаже. Несмотря на относительно скромные объемы продаж, доля сбытовых ЭК на общем рынке постоянно растет. Производителями электроэнергии, не входящими в ЭК или не образующими их, являются электростанции частных промышленных предприятий, вырабатывающие электроэнергию в основном для собственных нужд, а также поставляющие ее другим компаниям или потребителям. Такие электростанции имеются на многих предприятиях. Оптовая торговля электроэнергией. Исторически такая торговля играла важную роль, позволяя вертикально интегрированным ЭК снижать стоимость электроэнергии, наращивать объемы ее производства и повышать надежность энергоснабжения. В количественном отношении оптовая торговля составляла половину всех продаж электроэнергии потребителям. Начиная с 1986 г. ее общий объём увеличивался в среднем за год на 4, 7 %, опережая аналогичный показатель розничной торговли электроэнергией (3, 1 %). В 1998 г. энергокомпании продали 1669 млрд кВт • ч электроэнергии. Вместе с тем объемы ее оптовой торговли производителями, не входящими в ЭК, выросли за период 1986 - 1998 гг. с 40 до 259 млрд кВт * ч, ежегодный прирост объемов оптовой торговли электроэнергией составлял 16, 8 %. Международная торговля. За последние годы объемы этой торговли вернулись к уровню середины 1980-х годов. Международная торговля сводится прежде всего к импорту электроэнергии, который в 1998 г. втрое превысил экспорт. Основной объем импорта (99 %) электроэнергии идет из Канады, ее остаток импортируется из Мексики. Розничная продажа электроэнергии. Торговля электроэнергией в розницу распространяется на четыре основные группы потребителей: коммунальные, коммерческие, индустриальные и прочие потребители. Коммунальные потребители — это индивидуальные и многоквартирные дома, в которых электроэнергия потребляется на нужды отопления, подогрева воды, освещения, кондиционирования воздуха, для работы холодильников, электроплит и на другие цели. В коммерческий сектор входят отели, рестораны, магазины, он включает сферы здравоохранения, образования и социальной защиты. К индустриальному сектору относятся различные промышленные производства, объекты строительства, шахты, сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство. Прочие потребители — системы освещения городских улиц и автомагистралей, железные дороги, а также муниципалитеты, правительственные учреждения федерального уровня и штатов. Розничная торговля энергокомпаний. Объем такой торговли электроэнергией, которую осуществляют частные ЭК типа IOU, за 1992 - 1998 гг. вырос на 15, 6 % и составил 74, 9 % всех ее продаж конечным потребителям. Общественные ЭК увеличили розничную торговлю электроэнергией в сравнении с 1992 г. на 25, 6 %, или на 15 % общего объема такой торговли. Объем розничной торговли кооперативных ЭК возрос за указанный период на 26, 6 % и составил 8, 6 % общего объема продаж электроэнергии. Показатели федеральных ЭК — соответственно — 14, 5 и 1, 5%. 2.4.3 Переход электроэнергетики США к конкурентному рынку Факторы, обусловившие необходимость реструктуризации.В последние годы экономисты и политические обозреватели начали говорить о преимуществах конкуренции перед жестким регулированием и проводить идею о том, что свободные рынки ведут к снижению затрат и цен вследствие роста эффективности производства. Конкурирующие производители охотнее будут переходить к новым технологиям. В свое время защита потребителя была главной причиной решений, которые вели к регулируемым ограничениям в промышленности. Сегодня законодатели разрабатывают законы и правила, способствующие развитию конкуренции во имя достижения тех же целей. В первую очередь стремление к конкуренции исходило от наиболее крупных промышленных потребителей электроэнергии, которым в отдельных зонах США приходилось платить высокую цену за электроэнергию, тогда как их конкуренты на других территориях платили за нее меньше. Последнее обстоятельство стало второй причиной перехода к реструктуризации промышленности. Третий фактор, способствовавший продвижению в сторону реструктуризации, это технологический прогресс в производстве электроэнергии. Многие производители, используя усовершенствованную газотурбинную технологию, начали повсеместно строить дешевые коммерческие энергоустановки (за исключением Флориды, где запрещено строить коммерческие установки для продажи электроэнергии за пределы штата). Сегодня за некоторым исключением капитальные затраты, а также переменные и постоянные эксплуатационные затраты на электростанциях с парогазовыми установками ниже, чем у традиционных угольных и ядерных электростанций. К тому же, парогазовые энергоблоки имеют более благоприятные экологические характеристики по сравнению с крупными угольными ТЭС и АЭС, и новые производители электроэнергии более оперативно реагируют на вводимые ужесточения в экологическое законодательство, нежели компании с уже построенными электростанциями. Разница в тарифах. Расширять масштабы реструктуризации в электроэнергетике побуждала большая разница в розничных ценах на электроэнергию. Существующая структура в отрасли позволяла лишь в ограниченном числе штатов выбрать альтернативного поставщика электроэнергии (Пенсильвания, Калифорния, Массачусетс, Орегон и Вашингтон). Многие крупные промышленные компании высказываются в пользу реструктуризации, так как, будучи большими потребителями электроэнергии, рассчитывают добиться снижения тарифа при выборе соответствующего поставщика. В США розничный тариф на электроэнергию колеблется от штата к штату. Не случайно, что многие штаты с высокими тарифами лидируют в проведении реструктуризации, они видят в ней путь к снижению тарифов. Другие штаты, где тариф ниже 6 центов, не проявляют активности в реструктуризации рынка электроэнергии. Крупные промышленные потребители, как правило, платят за электроэнергию меньше, поскольку обслуживание одного большого потребителя обходится дешевле, нежели множества маленьких. Пользуясь своим влиянием, крупные потребители играют существенную роль в решении вопросов реструктуризации в электроэнергетике. Их влияние, как выгодных покупателей способствует общей тенденции уменьшения среднего тарифа на электроэнергию для промышленных потребителей. Технологический прогресс. Реструктуризация стала возможна прежде всего благодаря технологическому прогрессу в области газотурбостроения. Теперь нет необходимости в сооружении по экономическим причинам генерирующих установок единичной мощностью 1000 МВт. Парогазовые установки достигают максимального КПД уже при мощности 400 МВт. А применение авиационных двигателей становится экономически эффективным уже при мощности 10 МВт. В 1996 - 1998 гг. две трети вновь введенных на ТЭС генерирующих мощностей составили газотурбинные и парогазовые установки со средней единичной мощностью 65 МВт. По прогнозу, сделанному в 1999 г. Энергетическим информационным агентством, из 300 ГВт новых мощностей, запланированных к вводу, на ПГУ и ГТУ придется 270 ГВт, поскольку независимые производители электроэнергии стремятся к минимальным издержкам. Обе технологии первоначально разрабатывались для покрытия пиковых и средних нагрузок, однако в настоящее время стало понятным, что ПГУ могут использоваться также для покрытия базовой части графика нагрузки. Часть новых ПГУ будет сооружена для компенсации выбывающих мощностей АЭС. Кроме того, удельная (в расчете на 1 кВт) стоимость капиталовложений в ПГУ составляет 450 долл., т.е. она вдвое меньше, чем в угольные ТЭС. Все это делает природный газ при его стоимости 2, 5 долл. за 1 млн БТЕ (Британская тепловая единица, равная 1, 055 кДж) конкурентоспособным в сравнении с углем. 2.4.4 Оптовьй рынок электроэнергии и реструктуризация электрических сетей Система линий электропередачи, являясь, как известно, одним из важнейших элементов всей электроэнергетической системы, позволяет транспортировать электроэнергию на большие расстояния, что приносит определенную выгоду как энергокомпаниям, так и потребителям. Одно из преимуществ системы ЛЭП состоит в возможности соорудить экономически эффективную электростанцию на значительном удалении от места потребления электроэнергии и передать необходимое ее количество большому числу потребителей относительно дешевым способом. Эта особенность и была той причиной, по которой энергокомпании старались строить крупные электростанции, ставшие в настоящее время главными поставщиками электроэнергии в стране. Другим важным преимуществом системы ЛЭП является предоставление возможности оптовым потребителям покупать менее дорогую электроэнергию у различных энергетических бирж или независимых производителей. Такая возможность отсутствовала до принятия в 1992 г. закона об энергетической политике (ЭРАСТ), положения которого в дальнейшем были расширены FERC приказом "888", что и послужило фундаментом создаваемого конкурентного оптового рынка электроэнергии. 2.4.4.1. Роль Федеральной энергетической регулировочной комиссии в регулировании торговли электроэнергией. Долгое время FERC считала, что конкуренция в сфере производства электроэнергии основывается на более низких ценах и совершенствовании услуг, предоставляемых оптовым и розничным потребителям. Начиная примерно с середины 1980-х годов, FERC выпустила большое число приказов и правил, направленных на развитие конкурентного оптового рынка и улучшение эксплуатации ЛЭП. При этом в центре внимания FERC были прежде всего пять задач, которые представим подробнее. 1) Введение в практику оптовой торговли электроэнергией тарифов, формирующихся на рыночной основе. В условиях регулирования оптовые и розничные тарифы на электроэнергию формируются на основе издержек, понесенных энергокомпаниями, с учетом договорной доли возврата инвестиций. Поскольку данный метод обеспечивает покрытие всех производственных издержек, компании не склонны тщательно оценивать все возможные риски в инвестиционном процессе. Если компания инвестирует какой-либо проект, оказывающийся потом неэффективным, она может включить все финансовые издержки в цену на электроэнергию. В результате все инвестиционные промахи компании оплачивает потребитель. Противоположностью такой затратной концепции является конкурентный рынок электроэнергии. Для того, чтобы уйти от подобной порочной практики, FERC в середине 1980-х годов рассмотрела более 30 предложений, касающихся перехода на рыночно обоснованные цены при оптовых сделках, причем немногие из них получили одобрение. Однако, к середине 1990-х годов FERC одобрила рыночные цены для более чем 100 поставщиков электроэнергии. Затем последовал значительный рост числа этих поставщиков. В настоящее время 866 энергокомпаний имеют возможность продавать электроэнергию по рыночным ценам, в том числе 389 независимых электростанций, 271 дочерняя компания и 206 частных компаний (типа IOU). Переход к рыночным ценам начался с двусторонних сделок, при которых продавец и покупатель определяют цену путем переговоров. Было создано несколько центров рыночной торговли электроэнергией, где поставщик мог на биржевой основе по рыночной цене продать электроэнергию. Без полного одобрения продажи электроэнергии по рыночным ценам такие биржи не могли бы существовать. 2) Предоставление недискриминационного доступа к электрическим сетям Исторически многие вертикально интегрированные энергокомпании не разрешали независимым поставщикам электроэнергии пользоваться их электрическими сетями. Если они получали приказ предоставить такой доступ, то загружали собственные электростанции и при этом ЛЭП оказывались перегруженными. В ряде случаев вертикально-интегрированные энергокомпании вводили налог на наиболее важные сетевые услуги. Подобная практика вела к сдерживанию развития конкурентного рынка электроэнергии. Принятие EPACT предоставило FERC широкие полномочия, комиссия получила право приказывать энергокомпаниям, владеющим электрическими сетями, передать свою электроэнергию для оптовой торговли, что позволило устранить некоторые барьеры в использовании ЛЭП. Окончательный поворот к рынку произошел, когда энергокомпании, владеющие сетями, стали разрешать другим компаниям передавать их электроэнергию через свои ЛЭП. Тем не менее переход к рынку происходил медленно и тяжело, имело место неравноправие в спектре и качестве услуг, предоставляемых владельцами сетей другим пользователям. С целью устранения диспаритета в обслуживании FERC выпустила "сопоставительный стандарт", согласно которому энергокомпаниям, владеющим электрическими сетями, было вменено в обязанность предоставлять доступ другим пользователям к своим сетям на той же основе и на тех же условиях, на которых эти компании предоставляют услуги своим собственным заказчикам электроэнергии. Однако, несмотря на появление указанного стандарта, новая практика не стала всеобщей. Тогда в апреле 1996 г. FERC издала приказ "888", предусматривавший более широкий спектр требований по устранению различий в конкуренции на рынке электроэнергии. Этот приказ преследовал две главные цели: исключить антиконкурентную практику и дискриминацию в доступе энергокомпаний к электрическим сетям путем применения открытого и универсального тарифа сетевых услуг; обеспечить возмещение компаниям выпадающих доходов, связанных с переходом к конкурентным рынкам. В соответствии с первой целью FERC выставила общее требование о том, что все энергокомпании, владеющие линиями электропередачи, должны открыто регистрировать свой тариф на сетевые услуги с указанием условий использования сетей. Одним из значительных достижений при введении универсального тарифа было сокращение времени на оформление. Получение быстрого доступа к передающим сетям существенно повышало эффективность конкурентного рынка. Другим, не менее важным компонентом приказа "888" стали требования к владельцам передающих сетей: функционально разделить бухгалтерские счета по видам деятельности, а также применять тариф на сетевое обслуживание в таком же размере, как и для других пользователей; установить раздельные цены на производство электроэнергии, ее передачу и вспомогательные услуги; сформировать общую информационную сеть с интересующими заказчиков данными о ценах и возможных объемах передаваемой электрической энергии и мощности. Важно то, что тарифы на сетевое обслуживание посторонних пользователей отделялись от затрат вертикально интегрированной компании на другие виды деятельности. Издание приказа "888", по которому все энергокомпании начали регистрировать открыто свои тарифы на пользование сетями, стало большим шагом в устранении дискриминации и прекращении некорректной практики в управлении ЛЭП. 3) Разработка руководящих документов по возмещению выбывающих доходов Целесообразность возмещения энергокомпаниям убытков, связанных с введением конкуренции в отрасли, согласно второй цели приказа "888", состоит в том, что компании вложили миллиарды долларов в то время, когда они могли вернуть эти средства через тариф в условиях регулируемой экономики. В интересах успешного перехода к рыночной экономике FERC посчитала весьма важным поддержать компании: в приказе "888" отмечено, при каких условиях и от кого они могут получить соответствующее возмещение. Для розничного рынка электроэнергии, по мнению FERC, штаты должны разработать свой порядок возмещения потерь от перехода к конкуренции на таком рынке. 4) Обеспечение прозрачности информации о системе линий электропередачи С целью формирования своевременной и точной информации в том же 1996 г. FERC издала приказ "889", по которому от частных компаний (IOU) требуется участие в открытой для доступа информационной системе (OASIS). Система OASIS, которая представляет собой интерактивную, входящую в сеть Интернет базу данных, содержащую информацию о возможных перетоках мощностей по ЛЭП, величинах их резерва, о дополнительных услугах и ценах на передачу электроэнергии, начала функционировать с января 1997 г. В настоящее время в сети Интернет имеется 23 пункта и 166 владельцев ЛЭП, постоянно передающих информацию о своих возможностях. Для обеспечения единообразия в формах передаваемой информации FERC разработала специальные стандарты, и теперь OASIS стал весьма полезным инструментом организации конкуренции в отрасли. 5) Содействие формированию региональных организаций, отвечающих за работу и управление ЛЭП Задача формирования региональных электросетевых организаций — RTO бурно обсуждается и решается в США на протяжении нескольких лет. Некоторые отраслевые обозреватели замечают, что слишком большое число региональных предприятий и региональных органов, принимающих решения, иногда порождает путаницу. Тем не менее достаточно много подобных структур, осуществляющих планирование, координацию и повышение надежности энергоснабжения, в регионах уже создано. Наиболее известны 10 региональных советов по надежности, которые разрабатывают стандарты и процедуры, направленные на обеспечение надежной работы национальной сети электроснабжения. Формирование RTO связано и с задачей организации эксплуатации и рационализации работы электрических сетей, их управления и возможно в дальнейшем — перехода сетей во владение независимых компаний или организаций. Региональное управление электрическими сетями имеет много преимуществ с точки зрения координации и эффективности по сравнению с существующей системой, в которой собственные сети эксплуатируются и управляются вертикально интегрированной компанией. Попытки FERC придать деятельности электрических сетей региональный характер привели к появлению некоторых прогрессивных инициатив. В частности, в приказе "888" комиссия предложила создать группу независимых системных операторов (НСО), которым энергокомпании должны были передать в управление свои ЛЭП при сохранении за собой права собственности. Участие энергокомпаний в НСО при этом могло быть добровольным. Формированием НСО подчеркивалась уверенность FERC в необходимости разделения бухгалтерских счетов по видам деятельности, т.е. отделения генерации и маркетинга от эксплуатации и управления устройствами передачи электроэнергии. Не имеющий экономической заинтересованности в вопросах торговли, независимый системный оператор мог честно управлять работой электрических сетей на основе открытого тарифа на доступ к сетям, исключить дискриминационную практику и в то же время добиться повышения эффективности региональной системы сетей. После выхода приказа "888" было сформировано шесть НСО, пять из них работают до настоящего времени. 2.4.4.2. Препятствия к созданию конкуренции Несмотря на то, что пять НСО уже работают и введены открытые тарифы на доступ к электрическим сетям, процесс развития оптового рынка в национальном масштабе идет медленно, а препятствия к созданию конкуренции все еще остаются. Отметим три основных препятствия. Во-первых, увеличение числа участников и сделок на оптовом рынке привело к более изощренным методам дискриминации и затруднениям в выявлении причин. Во-вторых, разделение бухгалтерских счетов компаний по функциональному признаку между транспортом и торговлей проведено не достаточно обоснованно, и этот недостаток также является источником дискриминационного поведения. В-третьих, создание НСО осуществлено не повсеместно, а лишь в некоторых регионах. Хотя НСО создавались добровольно, не оправдались ожидания, что все регионы захотят извлечь выгоду от рационализации управления сетями. В дополнение к сказанному следует заметить, что рост числа участников рынка и торговых сделок за последние несколько лет и изменения в характере торговли усложнили проблему обеспечения надежности и не привели к созданию настоящего конкурентного рынка. Проблемы надежности не стали единственными, обнаружились и другие препятствия. Возникли перегрузки ЛЭП, а применявшиеся методы их устранения остались устаревшими, а иногда были и некорректными. Как отмечает FERC, методы снятия перегрузки ЛЭП оказались громоздкими, неэффективными и разрушительными, потому что основываются исключительно на физических приемах, без оценки сравнительных затрат и пользы от альтернативных технических приемов. Другая проблема заключается в том, что планирование развития электрических сетей стало более сложным, нежели в прошлом, из-за неопределенности в промышленном производстве. Не всегда ясно, кто отвечает за развитие сетей, меняется обоснование необходимости их нового строительства, а компенсация затрат на сооружение сетей подвержена большим рискам по сравнению с прежним положением. Наконец, существующие методы оценки стоимости сетевых услуг выглядят устаревшими на фоне новых условий конкуренции. В большей части США заказчик сетевых услуг платит дополнительно за доступ к сетям каждый раз, как только электроэнергия проходит через границу балансовой принадлежности электрических сетей другого собственника. Такая практика формирования цен ведет к росту стоимости услуг по транспортировке электроэнергии и уменьшает географическую зону ее конкурентного рынка. 2.4.4.3. Преимущества регионализации электрических сетей. По мнению FERC, добровольный переход на региональное управление посредством RTO с передачей собственности будет успешным, поскольку: ­ вертикально интегрированные энергосистемы считают, что это им принесет пользу; ­ реализация приказа "2000" приведет к четким и ясным правилам, которые появятся в процессе формирования RTO; ­ приказ создаст условия для развития кооперации и сотрудничества; ­ приказ предусматривает для компаний ряд стимулов при разработке тарифов, которые примут на себя все риски, связанные с переходом на новую корпоративную структуру. Многие промышленные аналитики считают, что объединение функций управления отдельными системами ЛЭП в рамках RTO сулит ряд потенциальных преимуществ. 1) Устранение дискриминации в предоставлении сетевых услуг Являясь организацией, совершенно независимой от процессов производства и продажи электроэнергии, RTO разделит экономические стимулы, связанные с управлением ЛЭП и с маркетинговой деятельностью. С потерей экономических стимулов недискриминационная практика отпадет сама по себе. Функциональное разделение бухгалтерских балансов, проведенное по приказу "888", не привело к потере экономических стимулов, но и не ликвидировало дискриминационную практику. 2) Совершенствование методов расчета пропускной способности ЛЭП RTO в масштабах региона способна подготовить более качественную информацию о состоянии сети, чем та, которую делает индивидуальная компания. Такая информация позволит пользователям сетей точнее оценить их возможную пропускную способность. Многие жалобы, как выяснила FERC, содержат претензии к собственникам сетей, которые рассчитывают пропускную способность ЛЭП в интересах передачи электроэнергии, выработанной собственными генерирующими источниками, и это является как раз примером дискриминационной практики. Независимые RTO исключат подобные нарушения. 3) Успешное решение проблем, связанных с параллельными потоками электроэнергии Некоторое количество электроэнергии на пути от источника к потребителю может поступать по линии, примыкающей к системе ЛЭП, косвенно влияя на возможность другого региона передавать электроэнергию. Такой ее параллельный поток способен породить споры между соседними собственниками сетей по вопросу о компенсации ущерба. Этот лоток также влияет на надежность системы, так как могут возникнуть перегрузки ЛЭП, которые потребуют принятия решения о снижении нагрузки какого-нибудь генератора или об уменьшении поставки электроэнергии какому-нибудь потребителю. Поскольку RTO будут обладать обширной информацией о состоянии сетей в регионе и иметь четкий график перетоков электроэнергии, они смогут лучше справляться с проблемами параллельных потоков, что сократит число случаев вынужденной разгрузки генерирующих мощностей. 4) Улучшение процесса ценообразования в сфере сетевых услуг Совершенствование системы ценообразования в сфере сетевых услуг — одна из важнейших целей реструктуризации электроэнергетики. В свое время FERC брала за базу достаточно обкатанные статистические показатели затрат, которые несли энергокомпании. Такая укрупненная оценка распространялась на все виды услуг, предоставляемых потребителям с нагрузкой, распределенной по всей обслуживаемой территории, на которой находятся как генерирующие, так и передающие электроэнергию установки. В результате стоимость услуг не отражала имеющегося дефицита мощности или наличия узкого места в работе сети, для ликвидации которого необходимо предусмотреть затраты на увеличение пропускной способности ЛЭП либо на увеличение ее протяженности. Каждый владелец ЛЭП имеет собственную структуру ценообразования, которая работает в условиях регулируемого рынка и относительно редких торгов. Конкурентный оптовый рынок электроэнергии требует более эффективных и точных методов расчета цены. Согласно приказу "2000" на RTO возложена обязанность разработать такие методы. 5) Устранение перегрузок электрических сетей Прежде ответственность за устранение перегрузок несли владельцы сетей. Обычно использовались соответствующие технические средства для нормализации потоков электроэнергии в рамках собственной системы. Однако, когда случаются перегрузки электрических сетей, должны предприниматься общие усилия по введению соответствующих ограничений. В условиях конкурентного рынка административные решения по ликвидации перегрузок сетей неприемлемы. Приказ "2000" требует от RTO разработки механизма оценки затрат в случае перегрузки сетей, а от участников рынка — понимания последствий, которые могут возникнуть в процессе пользования сетями. 6) Повышение надежности работы электрических сетей Поскольку RTO охватывают большой регион, на них возлагается координация действий всех ключевых участников при возникновении чрезвычайных ситуаций в сетях. Статус независимых организаций призван помогать RTO инициировать целевые исследования надежности системы активнее частных энергокомпаний, которые могут преследовать только узкие интересы. 2.4.4.4. Оптовые торговые центры и энергетические биржи. В электроэнергетике США возник и проверяется интересный вариант торговли электроэнергией. Весьма примечательным стало появление централизованных бирж, которым поставщики предлагают сделки по продаже электроэнергии на региональных рынках. Биржевой оператор оценивает предложения и выбирает наиболее привлекательные в коммерческом отношении сделки, покрывающие спрос в данном регионе. Четыре централизованные биржи уже работают (в регионах Калифорнии, Нью-Йорка, Новой Англии и НСО "PJM"). Наиболее активной выглядит Калифорнийская биржа, поскольку законодательство штата обязало три наиболее крупные энергокомпании продавать свою электроэнергию через эту биржу. Участие же в других энергетических биржах является добровольным, поэтому в настоящее время большая часть электроэнергии продается по двусторонним контрактам между продавцом и покупателем. Однако положение может измениться, так как и те, и другие все более осваивают опыт биржевой торговли электроэнергией. В поддержку торговли по двусторонним контрактам ряд центров по торговле электроэнергией (HUB) выступал на протяжении 5 лет. Центры расположены в характерных точках электрических сетей, из которых осуществляется выдача электроэнергии. Потенциально каждая управляемая зона электрических сетей могла бы стать центром по торговле электроэнергией. Из 10 торгующих HUB пять находятся на Западе США, четыре — на Среднем Западе и один — на Востоке. Частично действия HUB объясняются тем, что Нью-Йоркская торговая биржа и Чикагский торговый совет инициировали и поддержали заключение фьючерсных контрактов на продажу электроэнергии для содействия развитию торговли этими центрами. Основной смысл фьючерсных контрактов — предотвращение риска в случае изменений цен на электроэнергию. 2.4.4.5. Особенности рынка при оптовой торговле электроэнергией. Рынок электроэнергии — это возможность поставщика поднять цену и с выгодой продать электроэнергию в условиях имеющейся конкуренции, а также держать эти цены в течение достаточно длительного времени. Сегодня поставщики электроэнергии вынуждают покупателя платить более высокую цену по сравнению с конкурентным рынком. Рынок электроэнергии существует в двух формах: вертикальной и горизонтальной. Вертикальный рынок проявляется тогда, когда компания ведет два взаимосвязанных вида деятельности. В электроэнергетике фирма, занимающаяся производством и транспортом электроэнергии, потенциально может участвовать в вертикальном рынке. Отделение одного вида бизнеса от другого (через НСО или RTO) как раз и необходимо, чтобы исключить вертикальный рынок электроэнергии. Горизонтальный рынок электроэнергии исключить сложнее, он возникает, когда энергокомлания производит значительную долю электроэнергии в данном регионе. Федеральная энергетическая регулировочная комиссия и регулирующие органы штатов заинтересованы в том, чтобы злоупотребления на рынке электроэнергии не привели к размыванию преимуществ конкурентного рынка. Для достижения этой цели FERC требует от НСО и RTO отслеживать рыночные злоупотребления и разрабатывать законы, а также сообщать комиссии и другим регулирующим органам о замеченных нарушениях. Такая функция рыночного мониторинга чрезвычайно важна, поскольку развитие конкурентного рынка идет по всей стране. Отчет, подготовленный недавно НСО "Калифорния" Департаменту анализа рынка, подчеркивает важность этого мониторинга. По мнению составителей отчета, рынок электроэнергии должен насыщаться сделками на основе гибких цен и большого числа поставщиков в рамках контролируемой НСО зоны. 2.4.5 Кризис в Калифорнии: развитие, причины, меры. Летние месяцы в США традиционно характеризуются повышением цен в часы пик. Однако, летом 2000 года, поскольку цены оставались высокими, регулирующие органы вынуждены были вмешаться. В течение нескольких месяцев оптовые цены в Калифорнии выросли с 3 до 16 центов за кВтч. В большинстве других штатов США цены на электроэнергию оставались стабильными. Логика развития кризиса была следующей. В результате резкого роста нагрузки и снижения импорта электроэнергии в штат выросли оптовые цены на электроэнергию. В то же время розничные тарифы остались без изменения, так как регулирующие органы отказывались реагировать на изменение оптовых цен. Росла задолженность распределительных компаний перед генерирующими компаниями (к январю 2001 г. она составила 12 млрд. долл.). Генерирующие компании внутри и вне штата стали отказываться поставлять электроэнергию неплатежеспособным покупателям. При этом, в связи с нежеланием обострять ситуацию перед Президентскими выборами, реакция со стороны регулирующих органов, Правительства штата практически отсутствовала. Осенью 2000 г. ФЭК начала расследование возможных причин кризиса и стала искать пути выхода из сложившейся ситуации. Однако эти процессы происходили неактивно и к декабрю- январю ситуация на рынке стала критической. Уровень резервов мощности достиг минимально допустимых показателей (1,5 %).В итоге, в середине января в штате начались веерные отключения. Основные причины электроэнергетического кризиса в Калифорнии: Во-первых, это сохранение регулируемых (фиксированных) розничных тарифов при введении конкуренции на оптовом рынке. Во-вторых, это недостаток генерирующих мощностей внутри штата (не хватает порядка 5-6 млн. кВт мощности). Это объясняется двумя основными причинами: ­ строгими ограничениями по строительству новых энергетических объектов (имеются заявки на строительство примерно 9 млн. квт мощностей), ­ ограниченностью переходного периода, обозначенного в законодательстве штата 2002 годом, и неопределенностью дальнейших изменений правил работы рынка в Калифорнии. Третье - это рост спроса на электроэнергию, который вызван общим подъемом экономики в штате, ростом населения, а также нестандартными погодными условиями (летом 2000 г. температура увеличилась на 5-7 градусов по сравнению со средними показателями этого периода в предыдущие годы). Также лето 2000г. характеризовалось малым количеством осадков, что привело к недостатку мощностей гидроэлектростанций. Соседние штаты, традиционно экспортирующие электроэнергию в Калифорнию, использовали мощности для собственных нужд и сократили экспорт. Четвертое – это рост издержек производителей, который вызван ростом цен на газ (в 6 раз). Помимо объективных причин повышения цен на газ можно предположить, что существовали манипуляции со стороны поставщиков газа, которые, пользуясь всеобщей неразберихой в части резких скачков цен на электроэнергию, стали завышать цены на газ. Также повышение издержек связано с введением в 2000 г. дополнительного налога на защиту окружающей среды для генерирующих компаний. Существенную роль в развитии кризиса сыграли недостатки в организации рынка электроэнергии в Калифорнии. Первое - неэластичность спроса по цене. При увеличении оптовых цен на электроэнергию величина спроса практически не меняется. На рынке были запрещены механизмы хеджирования ценовых рисков (фьючерсные, форвардные контракты). На рынках электроэнергии других стран и штатов США механизмы страхования активно используются для снижения ценовых рисков. Существует также ряд недостатков в организации рынка, способствующих злоупотреблениям участников рынка. Не предусмотрены механизмы контроля за деятельностью генерирующих компаний. Одна четверть электрогенераторов в Калифорнии в декабре 2000 г. были отключены. При этом проверки обоснованности снижения нагрузки на электростанциях оставались невозможными. Наличие льгот для отдельных групп потребителей и их использования для спекуляции на рынке. Например, для предприятий алюминиевой промышленности государством были установлены низкие цены на электроэнергию для поддержки отрасли. В период роста цен эти предприятие приостановили производство, поставляя закупленную электроэнергию на оптовый рынок по конкурентным ценам. Степень открытости информации о торгах на Калифорнийской Бирже достаточно низкая. У распределительных компаний осталась доля собственности в генерации. И, следовательно, осталась возможность извлекать прибыль на производстве электроэнергии, при значительных потерях на продаже потребителям (из-за фиксированных розничных цен). Руководством штата, Федеральной Энергетической Комиссией был предложен ряд мер по выходу из кризиса. Среди них: повышение розничных тарифов для населения (9%) и коммерческих организаций (7-15%); введение пределов оптовых цен в размере 15 центов за кВт/ч; были снижены ограничения на строительство новых станций; губернатор штата и Федеральная Энергетическая Комиссия приняли решение о смене Наблюдательного Совета на Энергетической Бирже и у Системного Оператора, с включением в его состав членов, не являющихся участниками рынка; будут проведены, по возможности, проверки генерирующих компаний на обоснованность их закрытия на ремонт и сокращение выработки; федеральная энергетическая комиссия отменила распоряжение для распределительных компаний покупать электрическую энергию только через биржу и рекомендовала заключать долгосрочные двусторонние контракты; для предотвращения кризиса в штате был создан фонд в размере $ 400 млн. для покупки государством (через Департамент Водных ресурсов) электроэнергии на оптовом рынке и перепродаже ее распределительным компаниям (по цене закупки); была получена договоренность руководством штата на заключение с 39 поставщиками долгосрочных контрактов на срок от 6 месяцев до 10 лет. Средняя цена этих контрактов составляет 6,9 центов за кВт/ч; правительство штата выпустило облигации для покрытия долгов распределительных компаний. В установленные сроки эти распределительные компании должны будут расплатиться с государством по своим обязательствам. В случае невыполнения этих условий Правительство штата может выкупить акции компаний по льготным ценам. 2.5 Краткое описание дерегулирования в Новой Зеландии Выше были рассмотрены несколько вариантов реформирования - успешного и относительно успешного. Теперь будет небезынтересно рассмотреть опыт страны, решившейся на проведение наиболее радикальной реформы и создание нерегулируемого или, как полагали местные реформаторы, «саморегулируемого» рынка. Такой страной является Новая Зеландия. В начале 80-х годов XX века, следуя примеру своей бывшей (а формально, и нынешний) метрополии - Великобритании, новозеландские консерваторы взяли курс на разгосударствление экономики страны. Однако далеко продвинуться им не удалось, поскольку в 1984 году к власти в Новой Зеландии пришли лейбористы, которые самым решительным образом принялись реформировать госсектор. При этом темпы реформирования просто поражали. Следует отметить: к началу реформирования Новая Зеландия, чья экономика считалась наиболее зарегулированной из всех стран Британского Содружества, стояла по сути на грани банкротства. Именно поэтому местные реформаторы полагали экономические реформы и приватизацию экономики единственной панацеей. Они практически полностью нейтрализовали профсоюзы, до этого времени игравшие в жизни страны весьма существенную роль, отправили на пенсию или уволили около 40% госслужащих, а также приватизировали целый ряд государственных предприятий. При этом лейбористы демонтировали одну из самых мощных в мире систем социального и медицинского страхования, поскольку в условиях рыночной экономики, как известно, «ответственность должна делегироваться из центра на уровень отдельных граждан, ибо каждый должен нести ответственность и в полной мере оплачивать объем предоставляемых ему услуг». Безработица в это время возросла до 15%. Популярность правящей партии и отдельных ее представителей упала почти до нуля. Тем не менее лейбористы провели национальный референдум и получили всестороннюю поддержку избирателей на выборах 1990 года. Ведь альтернативой были те же консерваторы, заварившие всю эту кашу. Однако ни консерваторы, ни лейбористы с реформированием электроэнергетики особенно не торопились. Исторически права на энергопроизводство и энергоснабжение в Новой Зеландии принадлежали с 1884 года «ECNZ» («Электрисити Корпорейшн ов Нью Зиланд»), которая производила 95% всей электроэнергии в стране. Более двух третей всего объема производства приходится на гидрогенерацию, причем большая часть генерирующих мощностей располагается на южном, наименее населенном, острове новозеландского архипелага. Электроэнергия передается на северный остров, в столицу Новой Зеландии Веллингтон по подводным кабелям в виде постоянного тока. Изначально как за производство, так и передачу электроэнергии отвечала «ECNZ», но вскоре транспортные и диспетчерские функции были переданы государственной компании «Транс Пауэр». Нужно отметить, что имевшийся в стране потенциал для наращивания объемов генерации был практически исчерпан (экологические законы не позволяют строить новые станции). Кроме гидроэлектростанций, обеспечивавших до 70% производства национальной электроэнергии, в стране действовали 2 крупных геотермических станции и 3 устаревших тепловых (в стране имеются запасы угля и ограниченные запасы газа на шельфе). Учитывая изолированное географическое положение Новой Зеландии, не приходится говорить о возможности поставок электроэнергии из-за рубежа. В довершение ко всему новозеландская энергосистема весьма серьезно зависит от засух, поскольку резервуары гидроэлектростанций позволяют накопить не более 12% требуемого годового гидроресурса. Как уже говорилось выше, к началу реформирования госсектора страна находилась на грани банкротства, и единственной надеждой для национального энергосектора был приток инвестиций со стороны частного капитала. Еще в 1986 году лейбористы заявили о своих намерениях реформировать энергосектор и к 1987 году провели первый этап, выделив транспортные функции и передав из компании «Транс Пауэр», оставив за «ECNZ» только производство электроэнергии. Следующий шаг был самым радикальным. Правительство объявило новый курс на построение не регулируемого энергорынка, то есть рынка, который, как надеялись его создатели, будет саморегулироваться. Довольно долго велись дебаты о судьбе государственного предприятия «ECNZ», но в 1995 г. с приходом к власти консерваторов настал и его черед. Предприятие сначала разделили на две государственные компании, затем продали часть генерирующих станций, включая тепловую станцию Таранаки в частные руки. При этом, учитывая все еще доминирующее положение «ECNZ», на компанию возложили ряд ограничений. Транспортная же компания «Транс Пауэр» всецело зависела от государства. устанавливавшего тарифы на передачу электроэнергии. Сама структура новозеландского рынка мало отличалась от скандинавского или аргентинского. Главным же отличием было отсутствие государственного регулирования. Предполагалось достаточно сознательное саморегулирование субъектами рынка. В результате Веллингтон остался без электроэнергии, большая часть госслужащих отправилась на весьма долгие каникулы, а в Новой Зеландии появился Регулятор с достаточно широким кругом полномочий. Роль государства, как регулятора рынка важна не только в период, предшествующий реформам, но и в процессе их проведения, и в пореформенный период. Особенно серьезную роль Регулятор - представитель государства и «проводник» генеральной государственной линии в отрасли - будет играть в переходный период. Именно поэтому столь важно обеспечить независимость, как финансовую, так и политическую, органов госрегулирования. 3 Реформирование электроэнергетики России В электроэнергетике России существует ряд крупных проблем, требующих принятия кардинальных мер для их скорейшего решения. В первую очередь к ним относятся: ­ нарастающий процесс старения генерирующего и электросетевого оборудования. Относительно высокие темпы ввода мощностей (6 - 7 млн. кВт/год в 1976-1985 гг. и 4,5 — в 1986-1990гг.) снизились до 0,6-1,5 млн. кВт/год в 1991-2000 гг. В результате сокращения финансирования резко уменьшилось количество объектов нового строительства, возросло число законсервированных и временно приостановленных строек. Это сопровождалось еще более резким уменьшением заделов для ввода новых мощностей в будущем. В настоящее время выработали ресурс 34 млн. кВт, или 16% мощности электростанций России, в том числе ГЭС — 22, ТЭС — 12 млн. кВт. При этом необходимо иметь в виду, что основные фонды в электроэнергетике самортизированы более чем на 50 %, что снижает финансовые ресурсы для замены устаревшего оборудования. Нарастание объема износа оборудования и отсутствие возможности его восстановления вводит энергетику в зону повышенного риска, технологических отказов и аварий не только оборудования, но и систем автоматического регулирования, релейной защиты и противоаварийного управления; ­ снижение эффективности использования имеющихся мощностей, увеличение конденсационной выработки на ТЭЦ с повышенным расходом топлива; ­ неопределенность структуры перспективного топливного баланса в связи с объявленным Газпромом окончанием "газовой паузы". Отсутствие практики долгосрочных договоров топливоснабжения; ­ недостаточная пропускная способность электрических сетей в ряде регионов России, что приводит к ограничению использования мощности и электроэнергии ряда электростанций, снижает надежность электроснабжения потребителей и выдачи мощности электростанций: a) отсутствует возможность выдачи мощности тепловых электростанций Сибири, и в первую очередь Березовской ГРЭС-1, использующей недефицитные канско-ачинские угли, в европейскую часть страны, а также использования в этих регионах свободной мощности сибирских ГЭС; b) ограничена выдача мощности из Тюменской энергосистемы на Урал и далее в европейскую часть страны; c) ограничивается использование мощности и электроэнергии Саяно-Шушенской, Нижнекамской, Чебоксарской ГЭС, Печорской ГРЭС и Кольской АЭС; ­ серьезное отставание в сфере освоения новых технологий производства, транспорта и распределения электрической и тепловой энергии; ­ •сокращение производственных возможностей отечественного энергомашиностроения и электротехнической промышленности; ­ низкая инвестиционная привлекательность электроэнергетики; ­ снижение энергостроительного и научно-технического потенциала отрасли; ­ потеря основных рынков электроэнергетического и энергостроительного бизнеса за рубежом; ­ незавершенность формирования нормативно-правовой базы применительно к новым экономическим условиям; ­ нерациональная организация рынков электроэнергии и топлива, их монополизация на федеральном и региональном уровнях; ­ отсутствие законодательного разграничения предметов ведения в электроэнергетике между федеральными и региональными органами исполнительной власти; ­ недостаток оборотных средств; ­ проведение государством политики сдерживания цен на продукцию электроэнергетики по сравнению с ценами на промышленную продукцию и на органическое топливо. Это привело к непропорционально быстрому увеличению себестоимости производства электроэнергии и тепла, которое не компенсировалось адекватным ростом тарифов на электроэнергию. Сохранение перекрестного субсидирования разных категорий потребителей, а также по направлениям "электроэнергия - тепло" и "территория - территория" еще более усугубляет кризис неплатежей. Кроме того, возникает новый класс задач технологического развития электроэнергетики, связанных с решением вопросов реструктуризации отрасли: ­ снижение издержек производства и поставок потребителям электрической и тепловой энергии; ­ развитие технологической инфраструктуры рынка; ­ внедрение систем учета и автоматизации процессов технологического управления и др. Производственный потенциал электроэнергетики России в настоящее время состоит из электростанций общей установленной мощностью около 215 млн. кВт, в том числе АЭС — 22 и ГЭС — 44 млн. кВт, остальное — ТЭС и децентрализованные источники энергии. Протяженность линий электропередачи всех классов напряжения составляет 2, 5 млн. км. Более 90 % этого потенциала объединено в ЕЭС России, которая охватывает всю обжитую территорию страны от западных границ до Дальнего Востока и является одним из крупнейших в мире централизованно управляемых энергообъединений. В перспективе произойдет лавинообразное нарастание объемов выработавшего свой ресурс основного энергетического оборудования. Так, к 2010 г. 104 млн. кВт, или около 50% действующего в настоящее время оборудования ТЭС и ГЭС, выработает свой ресурс, а к 2020г. — 150 млн. кВт, что составит около 70%. Обновление мощности и обеспечение прироста потребности в генерирующей мощности возможно за счет следующих основных мероприятий: ­ продление срока эксплуатации действующих ГЭС, АЭС и значительного количества ТЭС с заменой только основных узлов и деталей; ­ достройка объектов, находящихся в высокой степени готовности; ­ сооружение новых объектов в дефицитных регионах; ­ техническое перевооружение ТЭС, достигших предельного срока службы, с заменой оборудования на новое, а также с использованием новых, перспективных технических решений. По совокупности факторов наиболее эффективным по сравнению с продлением эксплуатации физически изношенного и морально устаревшего оборудования является ввод новою, технически прогрессивного оборудования, которое обеспечивает значительное снижение удельного расхода топлива, особенно при использовании парогазовых технологий. Однако это возможно только в том случае, если будут созданы условия для направления широкомасштабных внешних инвестиций в электроэнергетику и отечественное энергомашиностроение. Поэтому в РАО "ЕЭС России" разработаны предложения по развитию электроэнергетики при минимально необходимой замене устаревшего оборудования, что обеспечит прирост потребности в мощности при приемлемых объемах инвестиций. 3.1 Цели и задачи реструктуризации Согласно Постановлению Правительства № 526 от 11.07.2001 г. «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации», целями реформирования электроэнергетики Российской Федерации являются обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. Концепция реструктуризации РАО «ЕЭС России» определяет основную цель реструктуризации как формирование финансово-устойчивых отраслевых компаний, способных конкурировать на рынках электроэнергии и услуг и привлекать инвестиции для своего развития, поддерживающих благоприятные условия воспроизводства рабочей силы, при надежном и бесперебойном снабжении платежеспособных потребителей электрической и тепловой энергией. Достижение поставленной цели потребует решения следующих задач: ­ отделение естественно-монопольных видов бизнеса (диспетчеризации и транспорта электроэнергии) от тех видов бизнеса, в которых возможно использование рыночных механизмов – генерации и сбыта; ­ создание четких правил функционирования рынков электроэнергии и услуг в электроэнергетике, основанных на рыночных механизмах ценообразования в конкурентных сегментах рынка; ­ совершенствование порядка и методов государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в нерыночных зонах оптовой торговли, обеспечивающих производителям электроэнергии полную компенсацию обоснованно понесенных текущих и капитальных затрат, возвратность заемных средств, направляемых на модернизацию и реновацию энергокомпаний, и необходимую рентабельность, изменение приоритетов в ценовой политике; ­ введение государственного регулирования тарифов на передачу энергии и платы за общесистемные услуги, которые осуществляются в монопольных условиях; ­ реализация политики по повышению инвестиционной привлекательности, связанной с изменением налогового режима; ­ обеспечение недискриминационного доступа к сети для всех участников рынка электроэнергии; ­ создание условий, гарантирующих возможность включения в рынки электроэнергии и услуг новых участников; ­ проведение эффективной экспортной политики с постепенной либерализацией внешнеэкономической деятельности; ­ снятие технологических барьеров и создание организационных и правовых условий для равноправного вхождения на зарубежные рынки электроэнергии; ­ проведение научной и технической политики, направленной на обновление технологий и оборудования на современной технической основе, стимулирование инновационного процесса; ­ дальнейшее развитие и совершенствование отраслевой системы социального партнерства с работниками энергокомпаний; ­ разработка и создание системы адресной социальной защиты неплатежеспособных потребителей, не искажающей рыночных сигналов. 3.2 Принципы и необходимые условия реструктуризации Масштабность планируемой реструктуризации, многообразие условий функционирования энергокомпаний, разная степень готовности к реструктуризации и к развитию конкурентного рынка электроэнергии различных регионов, наличие многих противоречивых интересов таких сторон, как государство, регионы, акционеры, кредиторы, потребители, сотрудники компании и т.д., делают невозможным проведение этих преобразований административными методами. Необходимо обеспечить “саморазвитие” процесса преобразований, основанное на проведении реструктуризации региональными энергокомпаниями РАО "ЕЭС России" в качестве условия их допуска к участию в новом конкурентном рынке. Основным стимулом к выходу на новый рынок для промышленных потребителей станет возможность сократить дополнительные затраты на энергоснабжение путем покупки электроэнергии на более эффективных конкурентных рынках. Дополнительным стимулом будут завышенные тарифы на регулируемом рынке в силу наличия перекрестного субсидирования. Свободный доступ и интерес потребителей к конкурентному рынку станут движущими силами процесса преобразований, поскольку сокращение клиентской базы нереструктурированных энергокомпаний будет побуждать их присоединяться к новому рынку. Эффективная работа генерирующих компаний на новом рынке с ликвидными платежами резко повысит их инвестиционную привлекательность и позволит провести дооценку их бизнеса, что, в свою очередь, станет стимулом для нереструктурированных компаний, нуждающихся в инвестициях, к реструктуризации и также к присоединению к новому рынку. Реализация такого подхода к преобразованиям в электроэнергетике требует соблюдения следующих принципов: Ликвидность платежей. Вся электроэнергия, продаваемая в рамках нового конкурентного рынка, должна быть оплачена денежными средствами, за исключением случаев добровольного согласия производителей и потребителей на иные условия оплаты в рамках прямых договоров. ­ Договорная основа отношений между продавцами и покупателями. Должна быть обеспечена возможность эффективной борьбы с неплательщиками на рынке электроэнергии, то есть существенное сокращение списка неотключаемых потребителей и обеспечение бюджетно-лимитного принципа снабжения бюджетных потребителей, когда все бюджетные потребители (независимо от уровня бюджета) снабжаются в пределах средств, заложенных в бюджете на оплату электроэнергии. С другой стороны, должны быть обеспечены возможности для добросовестных потребителей требовать обеспечения своего платежеспособного спроса, а также возмещения ущерба в связи с недопоставкой электроэнергии или поставкой электроэнергии с ненадлежащим качеством. ­ Принцип добровольности участия в новом рынке продавцов и покупателей. Продавцы и покупатели должны иметь безусловное право добровольно присоединяться к рынку в заявительном порядке, при условии получения лицензии на соответствующий вид деятельности, выполнения технических норм и требований, а также правил работы рынка. ­ Привлекательность нового рынка. Условия работы на новом рынке должны быть более привлекательными для его участников, чем условия работы на регулируемом рынке. ­ Справедливая конкуренция и нерегулируемое ценообразование. Формирование цен на электроэнергию на новом рынке должно проходить на основе недискриминационных конкурентных механизмов. Участие производителей в рынке должно осуществляться на равных условиях независимо от их формы собственности. При этом к участию в рынке не должны допускаться вертикально- интегрированные энергокомпании, способные использовать свое положение для ограничения доступа потребителей к услугам других производителей и осуществлять перекрестное субсидирование видов деятельности. ­ Защита прав акционеров и кредиторов. В процессе проведения реструктуризации должно быть обеспечено безусловное соблюдение прав акционеров и кредиторов как РАО “ЕЭС России”, так и дочерних и зависимых обществ. ­ Социальная защита. Должны быть решены вопросы социальной защищенности сотрудников реструктурируемых энергокомпаний, включая организацию опережающей системы профессиональной переподготовки и помощи в трудоустройстве, выработку и принятие отраслевых стандартов отношений работодатель-работник ­ Правовая защищенность. Должна быть разработана надежная нормативно-правовая база, обеспечивающая защиту интересов добросовестных участников нового рынка. Успех реструктуризации не может быть обеспечен только за счет безусловного следования указанным выше принципам. Необходимо скоординировать процесс реструктуризации с подготовкой необходимых условий для его успешной реализации. Ключевыми из них являются: Обеспечение высокой степени оплаты денежными средствами. Эффективный рынок не может нормально функционировать в условиях недостатка денежных средств. Продолжение оплаты посредством бартера и суррогатами искажает рыночные сигналы. Именно поэтому РАО “ЕЭС России” предпримет все меры для того, чтобы довести к моменту дерегулирования рынка уровень оплаты денежными средствами до отметки не ниже 75% на том сегменте рынка, который предполагается дерегулировать. Проведение такой политики потребует ужесточения требований по оплате поставок электрической энергии и мощности и осуществление на практике принципа обслуживания только платежеспособного потребителя с реальной полной ответственностью соответствующих бюджетов за оплату электроэнергии для социально значимых групп потребителей. Существенный рост капитализации. Нынешний уровень капитализации РАО “ЕЭС России” и его дочерних и зависимых обществ не позволяет рассчитывать на адекватное привлечение инвестиций. Необходимо приступать к проведению дополнительных эмиссий и привлечению стратегических инвесторов только в ситуации, когда функционирование энергокомпаний в условиях рынка позволит существенно поднять их капитализацию. Установление тарифов на уровне, обеспечивающем расширенное воспроизводство. Дерегулирование рынка электроэнергии будет существенно осложнено в том случае, если уровень тарифов на регулируемом рынке будет оставаться недопустимо низким. РАО “ЕЭС России” будет добиваться установления тарифов на электроэнергию на уровне, обеспечивающем покрытие всех затрат энергокомпаний. Только в этом случае дерегулирование рынка позволит обеспечить справедливую конкуренцию и, как следствие, рост эффективности электроэнергетического сектора. Дерегулирование рынка на фоне существования избытка мощностей. Развитие экономики приводит к постепенному росту потребления на фоне ускоренного выбытия мощностей электроэнергетики. Как следствие, быстро сокращается запас избыточной мощности электроэнергетического сектора. Дерегулирование рынка в условиях отсутствия избыточных мощностей приводит к гораздо более резким и менее предсказуемым колебаниям рынка и может не позволить обеспечить управляемость перехода. Задержка с дерегулированием осложнит переходный процесс и сделает его более болезненным для экономики России. Многократное расширение систем коммерческого учета. Развитие рынка электроэнергии потребует существенного развития систем коммерческого учета. Дерегулирование рынка в условиях, не позволяющих потребителям присоединиться к нему, опорочит идею рынка и не позволит вовлечь в него наиболее перспективных потребителей. Дерегулирование должно проводиться в условиях возможности обеспечить адекватный коммерческий учет для желающих выйти на рынок. При этом системы коммерческого учета на должны осуществляться только за счет инвестиций РАО “ЕЭС России”. Реформа рынка электроэнергии создаст условия, стимулирующие потребителей к установке собственных систем коммерческого учета и разрабатывать модель рынка таким образом, чтобы обеспечить возможно более дешевые и легко расширяемые технологии коммерческого учета. Урегулирование отношений с кредиторами. Эффективная реструктуризация невозможна на фоне конфликтов с кредиторами. Подготовительный этап должен быть использован для проведения большой работы по инвентаризации имеющейся кредиторской задолженности. Проведения предварительных переговоров с кредиторами относительно возможностей по ее систематизации и секьюритизации. Обеспечение энергетической безопасности в переходный период. Реструктуризация электроэнергетического сектора является необходимым условием обеспечения энергетической безопасности России в долгосрочной перспективе. Только она обеспечивает преодоление кризиса мощностей, который представляет собой наиболее значительную угрозу. Одновременно, РАО “ЕЭС России” совместно с государственными органами должно подготовить процедуры, обеспечивающие энергетическую безопасность в переходный период, которые предусматривали бы безусловность, с одной стороны, поставки электроэнергии оборонным объектам, а, с другой стороны, оплаты поставляемой электроэнергии. Подготовка энергокомпаний для работы в условиях рынка. Успех реструктуризации невозможен без внедрения новых технологий управления энергокомпаниями, большинству из которых предстоит переход от производственных подразделений РАО “ЕЭС России” или АО-энерго к самостоятельным предприятиям, функционирующим в условиях рынка. В связи с этим РАО “ЕЭС России” обеспечит разработку и внедрение новых бизнес-процессов, включая процедуры бизнес-планирования, учета и бюджетирования, маркетинга и управления кадрами. Подготовка кадров для работы в условиях рынка. Учитывая отсутствие опыта у большинства управляющих АО-энерго в управлении компаниями в условиях рынка, РАО “ЕЭС России” должно обеспечить формирование кадрового корпуса энергокомпаний до момента дерегулирования рынка. Для этого необходимо разработать корпоративную программу подготовки и переподготовки кадров, а также корпоративную программу подбора кадров на новые управленческие позиции. Большинство указанных выше условий являются критическими и представляют собой самостоятельные задачи, требующие целенаправленного решения. В то же время их решение невозможно вне контекста движения к рынку. Сам процесс реструктуризации и дерегулирования рынка станет необходимым катализатором процесса обеспечения необходимых условий, создаст стимулы для всех будущих участников рынка, государства, заинтересованных сторон и сотрудников энергокомпаний к продвижению реформ в рыночном направлении. 3.3 Совершенствование рынков электроэнергии Одним из основных итогов реформирования электроэнергетики станет преобразование существующего федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии и формирование эффективных розничных рынков электроэнергии, обеспечивающих надежное энергоснабжение потребителей. 3.3.1 Оптовый рынок электроэнергии В ходе трансформации существующей системы хозяйственных отношений в электроэнергетике должны быть обеспечены коммерчески непротиворечивые и технически реализуемые взаимоотношения между продавцами и покупателями электроэнергии. Эти отношения должны быть основаны как на конкурентном ценообразовании в тех секторах, где созданы достаточные условия для конкуренции, так и на устанавливаемых уполномоченным государственным органом тарифах в тех случаях, когда введение конкуренции невозможно по объективным технологическим условиям. Конкурентный оптовый рынок электроэнергии должен складываться на основе свободного коммерческого взаимодействия его участников, действующих по установленным правилам функционирования рынка. На оптовый рынок будет поставляться электроэнергия, вырабатываемая генерирующими компаниями, сформированными на базе существующих тепловых, атомных и гидравлических электростанций, а также электроэнергия,

Диплом: Анализ зарубежного опыта реструктуризации электроэнергетической отрасли

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2007
Использовании материалов
запрещено.